Описание собора парижского богоматери. Собор Парижской Богоматери — величественный Нотр-Дам де Пари

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Нотр-Дам де Пари , также известный как или просто Нотр-Дам, это исторический католический собор в восточной части острова Сите в четвертом округе Парижа, Франция. Собор считается одним из лучших образцов французской готической архитектуры, является одним из крупнейших и наиболее известных церковных зданий в мире. Натурализм его скульптур и витражей отличается от более ранней романской архитектуры.

Как собор парижского архиепископа, Нотр-Дам содержит кафедру или официальный трон архиепископа Парижа, кем в настоящее время является кардинал Андре Вен-Труа . Сокровищница собора известна гробницей, в которой находятся некоторые из самых важных реликвий первоклассного католицизма, в том числе терновый венец, фрагмент истинного креста и святые гвозди.

В 1790-е годы Нотр-Дам был осквернен во время радикальной фазы французской революции, когда большая часть его религиозных образов была повреждена или уничтожена. Обширная реставрация под руководством Виолле-ле-Дюка началась в 1845 году. А в 1991 году был начат проект дальнейшего восстановления и поддержания.

Архитектура Нотр-Дам де Пари

Нотр-Дам де Пари был первым зданием, в котором использовались арочные контрфорсы. Первоначально здание было разработано без контрфорсов вокруг хора и нефа, но после начала строительства более тонкие стенки становились все выше и под напряжением продвигались наружу. В ответ архитекторы собора построили поддержки вокруг внешних стен, а более поздние постройки продолжались по шаблону. Общая площадь составляет 5500 м² (внутренняя поверхность составляет 4800 м²).

Многие маленькие отдельно обработанные статуи были помещены по кругу снаружи, чтобы служить в качестве опор для колонн и отвода стоков воды. Среди них известные гаргульи, украшающие стоки для воды, и химеры. Статуи изначально были окрашены как и большая часть экстерьера. Краска стерлась. Собор был практически закончен к 1345 году. В нем узкий подъем в 387 ступенек на крышу из нескольких винтовых лестниц; во время подъема можно рассмотреть его известный колокол и гаргулий в непосредственной близости, а также вам откроется потрясающий вид на Париж, когда вы достигнете вершины.

История строительства

В 1660 году, когда церковь в Париже стала «парижской церковью царей Европы», епископ Морис де Сюлли считал предыдущий парижский собор, Сент-Этьен (святого Стефана), который был основан в 4 веке, недостойным такой высокой роли, и тот был снесен вскоре после того, как он принял титул епископа Парижа. Согласно большинству основных мифов, этот проект принимался с недоверием; археологические раскопки в 20-м веке предположили, что собор Меровингов, который был заменен Сюлли, являлся массивной конструкцией, с пятью проходами к нефу и фасадом шириной в 36 метров. Похоже поэтому епископом были преувеличены дефекты первичной конструкции, чтобы помочь оправдать реконструкцию в новом стиле. Согласно легенде, Сюлли пришло видение великолепной новой парижской церкви, и он набросал его эскиз на земле перед первоначальной церковью.

Чтобы начать строительство, епископ разрушил несколько домов и проложил новую дорогу, чтобы перевозить материалы для остальной части собора. Строительство началось в 1163 году, во время правления Людовика VII, расходились мнения в том, заложил первый камень в фундамент собора Сюлли или Папа Александр III. Тем не менее, оба были на церемонии. Епископ де Сюлли продолжал посвящать большую часть своей жизни и богатства строительству собора. Строительство хора производилось с 1163 по 1177 года, и новый Высокий Алтарь был освящен в 1182 (это нормально, что восточная часть новой церкви была завершена первой, так что в западной части хора может быть возведена временная стена, что позволяет использовать ее без перерыва, в то время как медленно формируется остальная часть здания). После смерти епископа Мориса де Сюлли в 1196 году, его преемник, Юдес де Сюлли (не родственник) курировал завершение трансептов и подгонял строительство нефа, который был близок к завершению в момент его собственной смерти в 1208 году. На этом этапе был также выложен и западный фасад, хотя он не был завершен примерно до середины 1240-х годов. За весь период строительства на участке работало большое количество архитекторов, чему свидетельствуют различные стили на разных высотах западного фронта и башен. Между 1210 и 1220 годами строительство этажа с окном-розой и большими залами под башней курировал четвертый архитектор.

Наиболее значительные изменения в конструкции произошли в середине 13-го века, когда трансепты были реконструированы в последнем стиле Районнант; в конце 1240-х годов Жан де Шель добавил остроконечный вход северного трансепта, который завершало эффектное окно-роза. Вскоре после этого (с 1258 года) Пьер де Монтрей выполнил подобную схему на южном трансепте. Оба эти входа были богато украшены скульптурой; южный портал украшали сцены из жизни святого Стефана и различных местных святых, а северный — сценами младенчества Христа и историй о Феофиле в тимпане, с весьма важной статуей Богородицы с младенцем в трюмо.

Сроки строительства собора:

  • 1160 – Морис де Сюлли (названный парижским епископом) заказывает снос оригинального здания;
  • 1163 – закладывается фундамент Нотр-Дам де Пари; начинается строительство;
  • 1182 – закончены апсида и хор;
  • 1196 – умирает епископ Морис де Сюлли ;
  • 1200 – начинаются работы на западном фасаде;
  • 1208 – умирает епископ Юдес де Сюлли . Близится к завершению возведение нефа;
  • 1225 – закончен западный фасад;
  • 1250 – закончены западные башни и северное окно-роза;
  • 1245–1260-е – трансепты перестроены в стиле Районнант Жаном де Шелем, затем Пьером де Монтрей;
  • 1250–1345 – завершены остальные элементы.

Склеп

Археологический склеп Нотр-Дам де Пари был создан в 1965 году, чтобы защитить ряд исторических руин, обнаруженных во время строительных работ и охватывающие период с самого раннего поселения в Париже до наших дней. Склеп управляется музеем Карнавале и содержит обширную экспозицию, детальные модели архитектуры разных временных периодов, которые можно рассмотреть в руинах. Главной особенностью является все еще видимое подпольное отопление, которое было установлено во время римской оккупации.

Изменения, вандализм и реставрации

В 1548 году бунтующие гугеноты повредили части Нотр-Дам, считая их идолопоклонством. Во времена правления Людовика XIV и Людовика XV Собор претерпел значительные изменения в рамках продолжающейся попытки модернизировать соборы по всей Европе. Великолепная статуя святого Кристофера , которая стояла около столба у западного входа с 1413 года, была разрушена в 1786 году. Гробницы и витражи были разрушены. Однако северное и южное окно-роза избежали этой участи.

Фотография Генри пятого рядом с Гаргульей, сделанная Чарльзом Негре в 1853 году

В 1793 году, во время французской революции, собор был посвящен в культ Разума, а затем — в культ Верховного Существа. За это время многие из сокровищ собора были разрушены или разграблены. Шпиль 13-го века был снесен, а статуи библейских Иудейских царей (которые ошибочно принимают за королей Франции), расположенные на выступе фасада собора, были обезглавлены. Многие головы были найдены во время раскопок 1977 года на близлежащих территориях и на выставке в музее Клюни. На какое-то время Леди Свобода заменила Деву Марию на нескольких алтарях. Большим колоколам собора удалось избежать переплавки. Собор стал использоваться как склад для хранения продуктов питания.

Спорная программа восстановления началась в 1845 году под контролем Жана-Батиста-Антуана Лассуса и Эжена Виолле-ле-Дюка. Виолле-ле-Дюк был ответственен за реставрацию нескольких десятков замков, дворцов и соборов по всей Франции. Восстановление длилось двадцать пять лет и включало более высокую и богато украшенную реконструкцию шпиля, также добавление химер на Галерее Химер. Виолле-ле-Дюк всегда подписывал свои работы летучей мышью, структура крыла которой в большинстве напоминает готический свод (см. Замок Роктайад).

Вторая мировая война нанесла больший ущерб. Некоторые из витражей на нижнем ярусе были поражены шальными пулями. Они были переделаны после войны, но сейчас это игривые и современные геометрические узоры, а не старинные сцены из Библии.

В 1991 году была начата масштабная программа по техническому обслуживанию и реставрации, которая должна была продлиться 10 лет, но все еще продолжается и с 2010 года, очистка и восстановление старых скульптур является чрезвычайно деликатным делом. Приблизительно в 2014 году, большая часть освещения была улучшена до светодиодного.
Орган и органисты

Несмотря на то, что многие органы были установлены в соборе давно, самые ранние модели не были достроены. Первый более известный орган был закончен в 18-м веке знаменитым строителем Франсуа-Анри Клико . Некоторые из органных труб Клико продолжают звучать и по сей день. Орган был почти полностью перестроен и расширен в 19-м веке Аристидом Кавайе-Колем.

Должность титулованного органиста (“глава” или “главный” органист) Нотр-Дам де Пари считается одной из самых престижных должностей органистов во Франции, наряду с титулованным органистом Сен-Сюльпис в Париже, крупнейшего инструмента Кавайе-Коля.

У органа 7374 трубы, приблизительно 900 из них классифицируются, как исторические. Он имеет 110 регистров, 5 рядов клавиатуры из 56 клавиш и 32 педали. В декабре 1992 года двухлетнее восстановление органа было завершено, он полностью компьютеризирован в рамках трех ЛВС (локальных вычислительных сетей). Реставрация также включала в себя ряд дополнений, в частности, еще две горизонтальные трубы, завершающие инструмент в стиле Кавайе-Коля. Орган Нотр-Дам де Пари является уникальным во Франции из-за пяти полностью независимых труб.

Среди наиболее известных органистов в Нотр-Дам де Пари был Луи Вьерн , занимающий эту должность с 1900 по 1937 годы. Во время его пребывания была изменена тональность органа Кавайе-Коля, особенно в 1902 и 1932 годах. Леонс де Сент-Мартин занимал эту должность между 1932 и 1954 годами. Пьер Кошеро начал дальнейшие изменения (многие из которых уже были запланированы Вьерном), включая электрификацию инструмента в период с 1959 по 1963 годы. Оригинальная консоль Кавайе-Коля (которая сейчас находится недалеко от органного хора) между 1965 и 1972 годами была заменена новой консолью в англо-американском стиле с добавлением дополнительных упоров, изменения коснулись педального отделения, была произведена реконструкция смешанных упоров, сольной клавиатуры в стиле необарокко, и наконец, добавление трех горизонтальных труб в иберийском стиле.

После внезапной смерти Кошеро в 1984 году, 4 новых титулованных органиста были назначены в Нотр-Дам де Пари в 1985 году: Жан-Пьер Леге, Оливье Латри, Ив Деверн (который умер в 1990) и Филипп Лефевр. Это напоминало практику собора 18-го века, когда каждый из четырех органистов играет по три месяца в году.

Колокола Собора Парижской Богоматери

Новые колокола собора Нотр-Дам де пари на публичной выставке в нефе в феврале 2013 года

В соборе 10 колоколов. Самый большой, Эммануэль, 1681 года, расположен в южной башне и весит чуть более 13 тонн, он отбивает время, а еще оповещает о различных событиях и мероприятиях. Этот колокол всегда начинает звонить первым, как минимум за пять минут до остальных. До недавнего времени было еще 4 дополнительных колокола 19-го века на колесах в северной башне. Эти колокола должны были заменить девять, которые были удалены из собора во время Революции и звонили во время различных фестивалей и событий. Когда-то колоколами звонили вручную, до того, как электромоторы позволили им работать без ручного труда. Когда было обнаружено, что размер колокола вызывает вибрацию всего здания, угрожая его структурной целостности, они были изъяты из использования. Колокола также имели внешние молотки для мелодии с небольшого клавира.

В ночь на 24 августа 1944 года, когда Сите был взят передовой колонной французских и союзных танковых войск и частью Сопротивления, звон Эммануила оповестил город о полном освобождении.

В начале 2012 года, в рамках проекта стоимостью в 2 млн. евро, 4 старых колокола в северной башне были признаны неудовлетворительными и были удалены. Первоначальный план состоял в том, что их растопят и из этого материала сделают новые колокола. Тем не менее, юридические проблемы привели к тому, что колокола оставили на литейном заводе на крайний случай. К началу 2013 года они все еще оставались на заводе, пока их судьба не была решена. Набор из 8 новых колоколов был отлит на том же заводе в Нормандии, где были отлиты старые 4 колокола в 1856 году. В то же время в Нидерландах был отлит намного больший колокол, который висит вместе с Эммануилом в южной башне. 9 новых колоколов, которые были доставлены в собор в то же время (31 января 2013 года), предназначены для копирования качества и тона оригинальных колоколов храма.

Название Масса Диаметр Нота
Emmanuel 13271 кг 261 см E♭ 2
Marie 6023 кг 206.5 см G♯ 2
Gabriel 4162 кг 182.8 см A♯ 2
Anne Geneviève 3477 кг 172.5 см B 2
Denis 2502 кг 153.6 см C♯ 3
Marcel 1925 кг 139.3 см D♯ 3
Étienne 1494 кг 126.7 см E♯ 3
Benoît-Joseph 1309 кг 120.7 см F♯ 3
Maurice 1011 кг 109.7 см G♯ 3
Jean-Marie 782 кг 99.7 см A♯ 3

Собственность

Согласно закону 1905 года, Нотр-Дам де Пари является одной из семидесяти церквей Парижа , построенных до этого года, которые являются собственностью французского государства. В то время как само здание находится в собственности государства, католическая церковь является назначенным бенефициаром, имеющее исключительное право на использование его для религиозных целей без срока. Епархия епископа несет ответственность за зарплату сотрудников, безопасность, отопление и очистку, а также обеспечение того, что собор открыт для посетителей бесплатно. Епархия не получает субсидии от французского государства.

Собор Парижской Богоматери – один из самых известных храмов мира, выдающийся памятник архитектуры, воспетый поэтами, писателями, художниками.

Стройная масса собора на острове Сите видна издалека. Когда римский император Константин в начале IV века признал христианство, здесь на месте бывшего языческого храма появилась церковь святого Стефана. В середине XII века она уже не вмещала верующих. При короле Людовике VII Молодом и епископе Морисе де Сюлли было принято решение о строительстве грандиозного собора.

Первый камень заложили в 1163 году в присутствии Папы Александра III. Это было время явления Европе нового, устремлённого к небесам архитектурного стиля – готики, и собор стал его воплощением.

Стройка продолжалась с 1163 по 1345 год. Сначала возвели хоры и нефы, фасад начали в 1208 году, в 1250 завершили две огромные фасадные башни. С ростом собора выявились опасные напряжения в несущих стенах, в XIV веке вокруг нефа и хора возвели огромные аркбутаны, придающие зданию необычный вид. Переделки продолжались столетиями: в 1699 году по приказу Людовика XIV был перестроен хор, крестная перегородка заменена на кружевную, кованную из железа.

Выросший в центре Парижа собор был огромен: 128 метров в длину, 48 в ширину. Он вмещает 9 тысяч молящихся. Башни вздымаются на высоту 69 метров, шпиль – на 90 метров. Здание украшают огромные окна-розы диаметром 13 метров. Порталы пышно отделаны скульптурными композициями. Центральная, на западном фасаде, изображает Страшный суд: мёртвые поднимаются из могил, архангел Михаил взвешивает души, сатана пытается ему помешать. На западной же стороне – портал, посвящённый Деве Марии, её смерти и Успению. Композиции южной стороны посвящены святому Стефану, северной – детству Иисуса. Рассматривать их можно часами. Собор известен также химерами и горгульями, взирающими с высоты на Париж. У горгулий прозаическое назначение: они служат стоками для дождевой воды.

Интерьер славится витражами со сценами из жизни покровительницы Парижа святой Женевьевы. В часовнях нефа – тринадцать великолепных живописных полотен XVII-XVIII веков, посвящённых деяниям святых апостолов. Статуя Мадонны с Младенцем в юго-восточной части трансепта – середины XIV века.

В XVI столетии это великолепие крушили гугеноты, Французская революция в XVIII веке превратила разграбленный собор в храм Разума, а затем в склад. Заново церковь освятили в 1802 году, здесь короновался Наполеон. Однако здание ветшало, речь зашла о его сносе. В 1831 году Виктор Гюго опубликовал роман «Собор Парижской Богоматери», привлекший общее внимание к судьбе храма. Сюда потянулись туристы, в 1845 году началось восстановление собора.

Нотр-Дам де Пари – сама история Франции: тут открывался первый французский парламент, короновались и венчались короли, реабилитировали Жанну д’Арк. В день Освобождения тут молился де Голль, здесь же нация провожала великого француза в последний путь. С конца XII века над Парижем несётся перезвон колоколов собора – в счастливые, горестные и самые обычные дни.

На заметку

  • Месторасположение: 6, Place du Parvis Notre Dame, Paris.
  • Ближайшие станции метро: "Cité", "Saint-Michel", "Hôtel de Ville", "Châtelet".
  • Официальный сайт: http://www.notredamedeparis.fr
  • Часы работы: с понедельника по пятницу 08.00-18.45; в субботу и воскресенье 8.00-19.15. Посещение сокровищницы и башен - в будни с 9.30 до 18.00, по субботам – с 9.30 до 23.00, а в последний день недели с 13.30 до 23.00. С октября по март туристов пускают на башни с 10.00 до 17.30.
  • Билеты: посещение собора - бесплатно. Билеты на башню: взрослые - 9 евро, молодежь 18-25 лет - 5 евро, дети до 18 лет - бесплатно. Билеты в сокровищницу: взрослые - 3 евро, молодежь 18-25 лет - 2 евро, дети до 18 лет - 1 евро.

Кроме любования самим сооружением, его архитектурными решениями, обращаем ваше внимание на некоторые значимые элементы памятника.

В восточной части храма расположена апсида, которая видна с набережной Турнель. Символ восхода солнца Воскресения с серо-зеленым сводом и подпорными арками предназначена для принятия божественной энергии.

6 марта 2009 года открывается Часовня рыцарей Гроба Господня, находящаяся в самом сердце храма. Здесь хранится терновый венец Христа, заключенный в хрустальное кольцо с золотой оправой. На заднем плане возвышается статуя Богоматери семи скорбей, держащая в руках венец и гвозди, принесшие ее сыну столько страданий. Для обозрения он выставляется во все пятницы Великого Поста.

Рядом находится Часовня пресвятых даров. Она посвящена матери Спасителя. Это место для молитв священного таинства и медитаций.

На центральном нефе находится алтарь, за ним увидите скульптурную композицию Николя Кусту "Пьета". Дева Мария держит тело своего мертвого сына. С обеих сторон от нее поставлены скульптуры королей: справа - Людовика XIII, предлагающего Марии свой скипетр и корону, слева - молящегося Людовика XIV.

Необычный средневековый алтарь можно увидеть в середине центрального нефа. На алтарной преграде изображены в камне библейские сцены.

Северная и южная части алтарной преграды - изложение библейской истории Христа. Даже тот, кто не брал ни разу священное писание в руки, сможет собрать в одно целое историю Иисуса по изображениям на преграде.

Сокровищница, или трезор, находится в пристройке собора. Кроме тернового венца, Палатинского креста-реликвария, она хранит украшения, вещи из золота и серебра, церковные предметы обихода, одеяния священников, манускрипты древности и т.д.

В соборе находится 27 статуй Девы Марии. Самая известная - Дева Мария с младенцем на руках, поставленная в юго-восточного части трансепта. Статую называют Парижской Богоматерью.

Обратите свои взоры и на южное окно- розу с диаметром 13 метров, расположенное на фасаде трансепта с севера. Витражное окно-роза считается настоящим шедевром высокой готики 13 века. Нетронутое историческими событиями, северное окно-роза поражает своей мозаикой средневековых мастеров.

Не забудьте посмотреть один из самых больших музыкальных инструментов в мире - орган.

А еще, согласно одной из легенд собора, храм помогали создавать древние алхимики. В геометрических переплетениях здания спрятана тайна философского камня. Во фресках зашифровано древнее учение, разгадав которое можно получить безмерную власть над мирозданием.

Чтобы избежать длинных очередей, приезжайте в собор в будни рано утром.

Для посещения башен являйтесь на 30 минут раньше. Очередь будет большая, а в час проходит только около 120 человек. Если приедете группой, то можно разделиться: одни стоят в очереди, другие пока осматривают собор.

В плохую погоду и в праздники вход в башни может быть закрыт.

Учтите, что подняться вверх придется на 422 ступеньки (предупреждаем беременных и жалующихся на здоровье).

Если желаете посетить службу, то приезжать нужно в субботу в 5:45 или в 18:15. В воскресенье проходит несколько служб. В 11:30 начинается международная месса с органным концертом.

Самые недорогие сувениры Парижа находятся в лавочках возле Нотр-Дама.

Бюджетные туристические кафе расположились справа от собора в Латинском квартале.

Каждый месяц в первых числах, во все пятницы Великого Поста выносятся сокровища храма для всеобщего любования. Чтобы увидеть эту красоту, загляните в собор около трех часов дня.

Туристы могут порадоваться возможности запечатлеть на камеру убранство собора: фотографировать на территории храма и внутри разрешается.

Посещение архитектурного шедевра, подлинного произведения искусства должно обязательно войти в ваш список во время планирования поездки в Париж.

Нотр-Дам-де-Пари благодаря роману Виктора Гюго известен всеми миру. Мало кто знает, но одна из известнейших парижских достопримечательностей обязана писателю еще и спасением от разрушения.

К тому моменту как был отправлен в 1832 году в печать роман Гюго, еще не столь знаменитый Собор Богоматери пребывал в весьма печальном состоянии - годы не пощадили его. При том, что сооружению было уже более 500 лет, история достопримечательности мало волновала французов. И сам писатель утверждал, что одна из задач, которые он ставил перед собой, состоит в том, чтобы научить парижан любить архитектуру.

Собор Нотр-Дам-де-Пари вид с Сены
Вид на Собор Нотр-Дам-де-Пари
Собор Нотр-Дам-де-Пари - горгульи

А архитектура этого собора действительно заслуживает внимания. На строительство Нотр-Дам-де-Пари ушло более двух столетий - здание в готическом стиле возводили с 1163 по 1345 год. К процессу подошли фундаментально: было снесено несколько зданий, построена новая дорога. Интересно, что сооружение освятили и начали использовать еще на этапе возведения - в 1182 был освящен алтарь, хотя сама архитектурная конструкция к тому моменту не приобрела своих окончательных очертаний. При всем этом, неф собора закончили только к 1196, когда появились деньги на строительство крыши.

Не удивительно, что за время работ к строительству было привлечено несколько десятков архитекторов. Однако в итоге они сумели построить уникальное сооружение, которое сегодня претендует на звание одно из самых известных христианских храмов в мире (ежегодно его посещает до 14 миллионов туристов). Но стремление реализовать в общем детище собственные идеи все же можно обнаружить, присмотревшись к этому ансамблю. Если рассматривать его пристально, то становится понятно, что западная стена и башни отличаются стилистически и габаритами.

Собор Нотр-Дам-де-Пари - фасад
Собор Нотр-Дам-де-Пари - стены
Собор Нотр-Дам-де-Пари - вечером

Отделочные работы завершили к 1345, и можно сказать, что до XVIII века Нотр-Дам-де-Пари дожил не тронутым руками строителей. А вот 18 столетие подарило ему множество испытаний и обновлений.

В 1708 - 1725 годах под управлением Робера де Кота был значительно переделан соборный хор. Эти работы стали частью выполнения мероприятий по обновлению собора, обещанных ему за роды Анны Австрийской, которая смогла забеременеть после данного Богородице обета. В процессе реконструкции из фундамента извлекли фрагменты колонн, бывших частью здания, стоявшего здесь ранее. Они оказались украшены богатым орнаментом, а создали их еще в IX веке.

На этом обновление собора завершилось. В 1789 году во Франции разгорелась революция, возглавляемая Робеспьером. Революционер объявил Нотр-Дам-де-Пари «Храмом Разума», а еще через четыре года издал указ лишить голов «каменных королей, украшающих церкви». Тогда же был уничтожен шпиль XIII века.

В 1802 году, во врем правления Наполеона, разрушающееся здание вернули церкви. А после того, как произведение Гюго снискало популярность, вопрос о сносе строения уже не стоял. И в 1841 году начались реставрационные работы, возглавленные Виолле-ле-Дюком, уже популярным в то время архитектором. За 23 года было восстановлено само строение, заменены покалеченные статуи, сооружен новый шпиль высотой в 96 метров. Благодаря Виолле-ле-Дюку появились фигуры химер на фасаде и статуи чудовищ у подножия башен.

Собор Нотр-Дам-де-Пари - внутри
Собор Нотр-Дам-де-Пари
Собор Нотр-Дам-де-Пари

Экстерьер здания, благодаря минимуму реставраций, сохранился практически в своей первозданной красоте. В частности, три узнаваемых стрельчатых портала, скрывающих в себе входы, над которыми возвышается панно с евангельскими сюжетами. Кстати, мало кто знает, что выше порталов изображены скульптуры царей из Ветхого завета - те, что были обезглавлены революционерами.

Во внешней архитектуре собора стоит отметить еще и тот факт, что северная башня более габаритная, чем южная. И изначально только в ней находились колокола. В частности, самый большой (тот, что звучит реже всех и имеет тональность фа-диез). В XV столетии колокола появились и в южной башне. Сегодня все они, кроме гиганта Эммануэль, звучат дважды в день. А самый знаменитый колокол (и самый старый), носит имя «Белль».


Point Zero - Нулевой километр

Совсем рядом с Нотр-Дам-де-Пари находится Крипта паперти Нотр-Дам - музей, в котором собраны экспонаты, связанные с собором. В частности, элементы зданий, стоявших здесь ранее, и обнаруженных в ходе раскопок 65 - 72 годов прошлого века. А еще на площади перед храмом можно найти начало всех дорог в стране - французский нулевой километр.

Собор Нотр-Дам-де-Пари часы работы:
Открыт каждый день с 8:00 до 18:45 (19:15 суббота и воскресенье).

Вход свободный и бесплатный
Проход с сумками и чемоданами - запрещен.

Экскурсии
Экскурсии на русском языке проводятся волонтерами во вторник и в среду с 14:00, в субботу 14:30
Место встречи находится в нижней части собора, под органом.
Эти экскурсии являются бесплатными.

Собор Нотр-Дам-де-Пари в цифрах

Около 13 миллионов паломников и посетителей со всего мира в год или в среднем более 30 000 человек в день. В некоторые дни, более 50 000 посетителей в день.

Здание
– Площадь 4800 м2
– Высота свода 33 метра
– Высота под крышей 43 метров
– Высота междурядьями 10 метров
- Высота башен 69 метров
– Ступеньки 380
– Высота шпиля 96 метров

– Длина нефа 60 метров
– Длина трансепта 14 метров
– Длина хора 36 метров
– Общая Длина 128 метров
– Длина Западного фасада 43 метра

– Ширина нефа 12 метров
– Ширина хора 12 метров
– Общая Ширина 40 метров
– Ширина поперечного нефа 48 метров
– Ширина Западного фасада 40 метров

– Диаметр розы на северном и южном 13,10 метров
– Диаметр розовый запад 9,70 метров

Колокола

В северной башне восемь колоколов, отлитых в 2012 году:
– Габриэль, #2, 4162 кг, диаметр 182,8 см
– Анн-Женевьев, si2, 3477 кг, диаметр 172,5 см
– Дени, do#3, 2502 кг, диаметр 153,6 см
– Марсель, ре#3, 1925 кг, диаметр 139,3 см
– Этьен, mi#3, 1494 кг, диаметр 123,7 см
– Benoît-Joseph, фа#3, 1309 кг, диаметр 120,7 см
– Морис, пол#3, 1011 кг, диаметр 109,7 см
– Жан-Мари, #3, 782 кг, диаметр 99,7 см

В южной башне, два колокола:
– Эммануэль, отлит в 1686 году, фа#2, 13230 кг, диаметр 262 см
– Мари, отлит в 2012 году, пол#2, 6023 кг, диаметр 206,5 см

Орган
Большой Орган: 5 клавиатур, 111 регистров и 7374 труб.
Орган Хора: состоит из двух клавиатур и педалей и 1840 труб.

Видео:

Адрес: 6 Parvis Notre-Dame - Pl. Jean-Paul II, 75004 Paris

1. Одно из самых великих творений человека - Нотр-Дам де Пари - стоит на берегу Сены. Вот уж точно музыка, застывшая в камне. Другими словами это произведение искусства назвать не поворачивается язык.

2. Уже в четвертом веке нашей эры на том месте, где сейчас стоит собор, была прекрасная церковь Св. Стефана. К сожалению, ее разрушили норманны, которые вторглись на территорию Франции. В шестом веке рядом построили церковь, посвященную Божьей Матери.

3. К двенадцатому веку обе церкви пришли в такой упадок, что парижский епископ решил воздвигнуть храм. Так началась история великого храма.

4. Строительство храма длилось почти два века: с 1163, когда король Людовик VII и Папа Александр III заложили первый камень в основание, до 1330 года.

5. По замыслу, помещение храма должно было быть таким большим, чтобы вместить всех жителей Парижа (а их в то время было около десяти тысяч). Сейчас население Парижа многократно возросло, но Нотр-Дам де Пари по-прежнему готов принять в своих стенах более девяти тысяч человек.

6. Расположен самый главный храм Франции на острове Сите посреди Сены. Из-за того, что храм строило несколько поколений зодчих, в нем смешаны романский и готический стили.

7. Интересно, что в соборе нет ни одной стены. Все пространство занимают столбы, соединенные арками. В проемах арок - витражи.

8. В средний неф собора (он самый больший из пяти) можно с легкостью поставить двенадцатиэтажный дом. Два центральных нефа пересекают друг друга, напоминая крест, на котором был распят Иисус Христос.

9. Три остроконечных арки служат входами. Около них стоят статуи святых, пророков и ангелов. Также статуи стоят в нишах карниза. Это статуи библейских царей.

10. Большое внимание следует уделить и колокольне, которая, в свое время, служила дозорной башней Парижа. Отсюда можно было вести прекрасное наблюдение за подступами к Парижу и вовремя оповестить жителей города об опасности.

11. В девятнадцатом веке главное достояние Парижа было приведено в такой упадок, что в 1841 правительству пришлось принять специальное решение, через четыре года после принятия которого началась реставрация.

12. Сегодня Нотр-Дам де Пари - главный памятник Парижа. Он находится ровно в центре города и представляет большую историческую ценность. Обязательно посетите его, вы не пожалеете.

13. В соборе хранится одна из великих христианских реликвий - Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств её не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243-1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.

14. Ежегодно собор посещают 14 миллионов человек, он является одним из самых известных памятников в Европе.

15. В 2009 г. фанаты Майкла Джексона, собравшиеся на паперти собора, думали, что колокольный звон раздаётся в честь смерти их кумира. В действительности же, колокольный звон сопровождал крестный ход к собору Сен-Северен.

16. В средние века Нотр-Дам де Пари был Библией для неумеющих читать – вся история христианства от грехопадения до Страшного суда наглядно расписана в многочисленных скульптурах, украшающих здание. А жутковато-причудливые химеры и гаргули, наблюдающие с крыши за бесконечным потоком прихожан, собрали невероятное количество легенд и мифов о тайном смысле символики мистического храма. Эзотерики считают, что здесь зашифрован код оккультных учений. Виктор Гюго назвал собор Парижской Богоматери "наиболее удовлетворительным кратким справочником оккультизма". В XVII веке исследователи пытались расшифровать секрет философского камня, который, согласно преданию, закодировали средневековые алхимики в его архитектуре.

17. Другие легенды рассказывают о дявольском участии в строительстве храма. Кузнецу Бискорне поручили выковать самые красивые фигурные ворота для парижского собора. Не в силах выполнить заказ, кузнец призвал на помощь дьявола. Утром, когда служитель Нотр-Дама пришел посмотреть эскизы будущих ворот, он застал кузнеца без чувств, а перед ним сиял шедевр с ажурными узорами невиданной красоты. Ворота установили, врезали замки, но тут оказалось, что их невозможно открыть! Замки поддались только после окропления святой водой. Парижский историк Анри Соваль, исследовавший в 1724 году происхождение узоров на воротах, которые не похожи ни на кованные, ни на литые, сказал: «Бискорне унес эту тайну с собой, так и не раскрыв ее, то ли опасаясь, что секрет изготовления будет украден, то ли боясь разоблачения, ведь никто не видел, как он ковал ворота Нотр-Дам-де-Пари».

18. Собор Парижской Богоматери построен на месте языческого храма, где римляне поклонялись Юпитеру в I веке. Позже, в 528 году, здесь установили романскую церковь Сен-Этьен. И, наконец, в 1163 году епископ Парижа основал новый собор, посвященный Деве Марии (Notre Dame).
Легендарному сооружению было суждено стать свидетелем многих знаменательных событий в истории Франции. Здесь крестоносцы молились перед отъездом на священные войны, Филипп IV созвал Генеральные штаты - первый парламент в 1302 году, короновался Генрих VI (единственный правитель Англии, носивший титул «король Франции») в 1422 году и венчалась Мария Стюарт с Франциском II, а в 1804 году Наполеон одел корону Императора.
В разгар французской революции, в которой Париж был эпицентром, возмущенный народ ворвался в собор, ставший символом королевской власти, и в пылу обезглавили 28 статуй иудейских царей. Много сокровищ было разрушено или разграблено, лишь большие колокола избежали переплавки. Здание уцелело по счастливой случайности - после уничтожения аббатства Клюни у революционеров закончилась взрывчатка. Так собор Парижской Богоматери объявили Храмом Разума, а помещения использовали как продовольственный склад.

19. Лишь в середине XIX века, после выхода первого романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», где в предисловии он написал: «Одна из главных целей моих - вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре», началось восстановление знаменитого храма. Все разбитые статуи заменили, добавили высокий шпиль, а крышу заселили демонами и химерами. Кроме того, дома вблизи собора снесли, чтобы улучшить вид на обновленное здание.

20. Что же касается его 850-летия, то праздновать круглую дату вся Франция планирует на протяжении года. Программа мероприятий обширна – это богослужения, концерты, выставки, фестивали, научные конференции. Кроме того, почтой Франции запланирован выпуск памятных марок, посвященных юбилею. А сам собор собирается обновить свои колокола, которые будут отлиты по старинным технологиям, реставрировать орган и обновить внутреннее освещение храма. Также к круглой дате подготовлен специальный туристический маршрут, пройдя по которому, можно узнать о малоизвестных фактах в истории Нотр-Дам де Пари. Ведь столько еще тайн и преданий связано с этим местом.

21. К юбилейным мероприятиям в честь 850-летия собора (которые продлятся почти год - с 12 декабря 2012 до 24 ноября 2013), для собора отлиты девять новых колоколов (общие затраты на создание новых колоколов оцениваются в 2 млн евро), также реконструирован орган. К юбилею приурочен ряд религиозных и культурных инициатив, подготовкой которых занимается совместно парижская архиепархия и власти французской столицы, в январе почта Франции выпустит две памятные почтовые марки. Будет создан специальный "маршрут паломника", следуя которому можно ознакомиться с малоизвестными фактами о прилегающей к собору территории и тайнами двора.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»