Уровни функционирования политической системы. Функции политической системы

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

(греч. monopolion от poleo - [один] продаю) - форма политической организации общества, политической власти, при...

1. Роль бихевиорального подхода, системного и структурно-функционального методов в создании теории политической системы.
2. Структура и функции политической системы общества
3. Типология политических систем Лекция 8. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

8.1. Роль бихевиорального подхода, системного и структурно-функционального методов в создании теории политической системы

8.1.1. Преимущества бихевиорального подхода

Создание теории политической системы стало возможным в середине 1950-х годов благодаря бихевиоральному подходу к анализу политики, а также использованию системного и структурно-функци-онального методов. Появление бихевиорального подхода ознаменовало своеобразный протест в политологии, который исходил от ряда американских ученых. Они выра-жали открытую неудовлетворенность достижениями традиционной политической науки, призывали отказаться от старой теории и разработать дополнителыные методы и подходы, которые вооружили бы политическую науку эмпирическими гипотезами и системными теориями.

Политика, по мнению бихевиористов, - это действия людей в политической жизни, а не различные виды инс-титутов и структур, через которые действуют граждане. К основным достижениям бихевиорального метода можно отнести следующие: 1) рассмотрение «политического поведения» как основного объекта исследования; 2) максимальное применение статистических и количественных формулировок; 3) разработка теорий, способных объяснить политические события.

8.1.2. Системный анализ: его роль в становлении теории политической системы

В рамках бихевиорального подхода его роль в становлении появились и развивались системный и теории политической структурно-функциональный методы. системы. Системный анализ проник в политическую науку благодаря теории социальной системы Парсонса, который заимствовал идею системы из биологи-ческой теории. Фундаментальным для системного подхода Парсонса является постулирование четырех основных функциональных требований к рассматриваемой системе, которые обеспечивают сохранение и выживание любой системы: адаптация, целедостижение, интеграция и поддержание модели.

На уровне социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения - политическая, функцию интеграции - правовые институты и обычаи, функцию поддержания модели - система верований, мораль и органы социали-зации (семья, институты образования и др.). Таким образом, рассматривать политику и другие подсистемы об-щества необходимо в контексте с этими основными функциями.

Согласно системному анализу, любая система, в том числе и политическая, имеет следующие характеристики: 1) система состоит из многих частей; 2) части составляют единое целое; 3) система имеет границы. Политическая жизнь рассматривается как функционирующая система, то есть между многообразными аспектами политики и политическими явлениями существует относительно стабильная взаимосвязь.

Системная теория делит процессы взаимодействия на три цикла: ввод, конверсия, преоб-разование и вывод. Что касается границы пол-итической системы. то она может расширяться или сужаться. Поскольку индивидуумы в обществе являются субъектами ряда систем и подсистем, то они фактически выполняют различные роли в многообразии систем, с которыми они связаны: политической, экономической, религиозной и т.д.

В политической системе индивидуумы, прежде всего выполняют роли граждан, подданных, избирателей. В день выборов, например, граница политической системы расширяется, ибо люди бросают свою непосредственную работу и «пересекают» границу политической системы. В период войны границы политической системы значительно раздвигаются, поскольку большое число людей привлекается к военной службе, деятельность ком-мерческих компаний регулируется и предпринимаются дополнительные меры по обеспечению внутренней безопасности.

В современной политической науке нет универсального определения политической системы, ибо существуют разные подходы к определению власти и политики, с которыми непосредственно связана категория «политическая система». Но есть нечто общее для всех определений политической системы: политическая система ассоциируется с применением узаконенного физического принуждения в обществе. Во всех определениях подчеркивается законное право политической системы наказывать, принуждать и подчинять.

8.1.3. Модель политической системы Истона

Системный подход в политологии впервые был применен крупным исследователем политики Д.Истоном. Трилогия Истона: «Политическая система» (1953), «Концептуальная структура для политического анализа» (1965), «Системный анализ политической жизни» (1965) - это эмпирически ориентированная политическая теория; огромный вклад в практику использования системного анализа в политологии.

В первой книге Истон приводит убедительные дово-ды возможности и необходимости существования всеобщей теории в политической науке. Во второй разрабатывается концептуальная структура теории, излагаются ос-новные категории и понятия, которыми могла бы оперировать данная теория, а также предлагаются некоторые теоретические утверждения. Это - сугубо теоретиче-ская работа. В третьей книге Истон ставит перед собой задачу заставить работать данную структуру концепции. Кроме того, он продолжает тщательно разрабатывать понятия с целью применения их к эмпирической ситуа-ции.

Истон определяет политическую систему как взаи-модействия, посредством которых в обществе авторитетно распределяются ценности (материальные и духовные) и на этой почве предотвращаются конфликты между членами общества. Он выделяет две основные функции политической системы: 1) политическая система должна быть в состоянии распределить ценности в обществе; 2) политическая система должна убедить своих граждан принять это распределение как обязательное. Эти два качества, подчеркивал Истон, позволяют сразу отличить политическую систему от других видов социальных систем.

Отталкиваясь от схемы фундаментального процесса работы любой системы («ввод», «конверсия», «вывод»), Истон к «входящим» факторам относил требования и поддержку, а к «исходящим» - решения и действия.

«Требования» Истон определяет как форму выражения мнения о правомерности обязывающего распределения со стороны субъектов власти. Он делит требования на внешние, идущие от среды, и внутренние, идущие от самой системы. Требование может быть специфическим, простым по сути, прямо выражать обиду или недовольство конкретными действиями или явлениями. На-пример, рост преступности или коррупции в стране может стимулировать требование усиления борьбы с этими негативными явлениями. Истон следующим образом классифицирует требования: 1) требования, касающиеся распределения благ и услуг; 2) требования, связанные с регулированием поведения; 3) требования в сфере коммуникации и информации.

Чтобы сохранять политическую систему в рабочем состоянии, кроме требований, необходима поддержка.

Поддержку Истон считает главной суммой переменных, связывающих систему с окружающей средой. Формы поддержки могут быть разными: материальная поддержка, такая как выплата налогов и других обложений, оказание услуг системе, соблюдение законов и директив, участие в политической жизни, внимание и почтительное отношение к официальной информации и власти. Истон называет три обьекта поддержки: 1) «политическое общество» - группа людей, связанных друг с другом в одной структуре, благодаря разделению деятельности в политике; 2) «режим», основными компонентами которого считает ценности (цели и принципы), нормы и структуру власти; и 3) «правление», к которому он относит людей, участвующих в ежедневных делах политической системы и признанных большинством граждан общества ответственными за свою деятельность.

Система, по мнению Истона, - это средства, с помощью которых «ввод» (требования и поддержка) превращается в «вывод» (решения и действия). Превращая входящие факторы в исходящие, политическая система обеспечивает средства мобилизации общественных ре-сурсов на достижение целей и координацию усилий членов общества в выполнении поставленных задач. Может ли что-то встать на пути процесса конверсии? Истон отвечает, что даже существование чрезвычайных отклонений в структурах политических систем от демократических до тоталитарных не в состоянии помешать осуществлению этого процесса. Конверсия «ввода» в «вывод» - это не особенность отдельного типа системы, а процесс, присущий всем системам.

В модели Истона исходящие факторы служат для концептуализации способов реагирования системы на окружающую среду и косвенно на саму себя, видоизменяя, часто успешно, входящие факторы требований и поддержки. Поэтому нельзя считать «исходящие» конечной точкой. «Исходящие» - это фрагмент непрерывного цикла действий, который Истон называет «петлей обратной связи». Данное понятие предложено им для обозначения возвращающейся информации и способов использования ее преимуществ. Здесь имеются в виду два процесса, образующие замкнутый цикл: во-первых, исходящие системы и их следствие, т.е. адаптация власти в определенных ситуациях); во-вторых, сама информация (т.е. поток обратных сведений о состоянии системы и о последствиях реагирующей деятельности властей).

Обратная связь является главным механизмом устранения напряженности в обществе, но выполняет эту функцию лишь благодаря способности власти реагировать на поступающие в систему импульсы. Если власть индифферентна к требованиям членов общества и уделяет внимание только своим собственным требованиям и идеям, то ее решения и действия никогда не найдут поддержки.

Это особенно важно учитывать, если власть стремится не только сохранить минимальный уровень поддержки системы, но и ищет новую базу поддержки или пытается создать иной режим. Изменение, адаптация, самосохранение, переориентировка усилий, изменение целей - все это Истон считает основными средствами, с помощью которых можно справиться с напряженностью или стрессами в политической системе.

Таким образом, политическая система, с точки зрения Истона, - это не просто система взаимодействия ее структур, а постоянно изменяющаяся, функционирующая, динамичная система.

8.1.4. Особенности структурно-функционального метода

Развитию теории политической системы способствовал структурно-функциональныи метод, который во многом дополнял системный анализ. Структурно-функциональный метод в его современной и системной форме проник в политическую науку из работ представителей антропологической школы (Малиновский, Браун) и социологической школы (Парсонс, Мертон и др.). Последние, несмотря на отличия их теорий, утверждали, что объяснять и предсказывать в социальных науках возможно только тогда, когда мы размышляем о социальных структурах и институтах, как исполняющих функции в системах. «Структурный» элемент подхода относится к любой организации человеческого общежития: семье, общественным объединениям, суду, различным комиссиям, законодательным органам и т.д.

Функциональный элемент соотносится с деятельностью организаций и внешним эффектом ее воздействия.

8.1.5. Модель политической системы Алмонда

Наиболее последовательным представителем структурно-функционального подхода к политологии по праву считается американский ученый Г.Алмонд. Политическую систему Алмонд определяет как существующую во всех самостоятельных обществах систему взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации (внутри общества, вне его и между обществами) посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного физического принуждения.

Политическая система, по его мнению, является ле-гитимной, поддерживающей порядок и преобразующей системой в обществе. Это узаконенная сила, пронизыва-ющая все «входящие» и «исходящие» факторы общества и придающая ему особые свойства и смысл, обеспечивающая его сплоченность как системы.

Алмонда, в отличие от Истона, интересует не столь-ко анализ происходящих процессов, сколько определяющее значение устойчивых структур политической системы. Термин «структура» наряду с термином «культура» занимает главное место в анализе Алмонда. Под «структурой» он подразумевает доступную наблюдению деятельность, которая формирует политическую систему. Та конкретная часть деятельности людей, которая участвует в политическом процессе, называется ролью. Роли - это единицы, из которых комплектуются все со-циальные системы, включая политическую. В связи с этим одним из основных компонентов политической системы является политическая роль. Конкретные совокупности взаимосвязанных ролей составляют структуры. Например, судья - это роль, суд - структура ролей.

Фундаментальным для всего подхода является по-стулирование функциональных требований к системе. Существует некое количество целей, выбранных из ограниченного числа альтернатив и необходимых для жиз-ни общества. Чтобы эти цели были переведены в конк-ретные действия, система должна выполнять определенные функции. В общественных науках функции - целесообразная деятельность. Целесообразность определяется рамками системы. Направленные, или целевые функции, называются «явными». Прочие же, не являющиеся таковыми, именуются «скрытыми», которые также должны учитываться, чтобы глубже понять все производные действий и структур. Достоинством структурно-функционального метода является то, что он способствовал осознанию важности функций, особенно скрытых, выполняемых политическими акторами и группами.

Согласно Алмонду, входящие и исходящие факторы политической системы следует анализировать с точки зрения функций, заложенных в недрах системы. Он ставит вопрос: кто? (т.е. какие структуры), какие функции выполняет? и каким образом?

Истон и Алмонд внесли основной вклад в процесс создания теории политической системы, который все еще продолжается. Научная польза моделей Истона и Алмонда состоит в том, что их можно использовать как источник концепций и рабочих моделей, которые могут применяться во многих специфических и самостоятельных сферах с целью создания эмпирически объединяемых гипотез. Кроме того, стало возможным стандарти-зировать терминологию, кодифицировать данные, сохранять информацию, весьма актуальную для решения не-которых важных проблем эмпирического анализа.

Данные модели целесообразны для исследования способов сохранения и регулирования системы. Но их (особенно модели Алмонда) максимальный эффект проявляется в сравнительном исследовании политических систем. Истон и Алмонд, создав свои модели политической «системы», сделали понятие системы макроединицей для сравнительного анализа. Их концепция позволяет сравнивать не только колонии, федерации, города-государства, но и включать в анализ любую единицу (метрополии, государства-члены федераций, группы давления, партии, церковь, промышленные предприятия и т.д.) как дифференцированное целое взаимосвязанных компонентов, выполняющих функции политической системы.

8.2. Структура и функции политической системы общества

Политическая система - это совокупность взаимодействующих подсистем. В структуре политической системы выделяются три подсистемы: 1) институциональная; 2) информационно-коммуникативная; 3) нормативно-регулятивная.

8.2.1. Институциональная подсистема

Институциональная подсистема состоит из таких институтов, как государство, политические партии, группы интересов. Ведущим институтом, сосредоточивающим в себе максимальную политическую власть, является государство. Велико значение политических партий и групп интересов в политической системе. В демократических обществах они автономны и успешно осуществляют свои функции. Политические партии и группы интересов влияют на формирование государственных структур, осуществляют корректировку политических целей, направляют политическое развитие. В авторитарных и тоталитарных обществах группы интересов и политические партии строго подчинены правящей элите и бюрократическому аппарату, их естественные функции деформированы.

8.2.2. Информационно-коммуникативная подсистема

В структуру политической системы входит информационно-коммуникативная подсистема, которая устанавливает связи между институтами политической системы. К элементам данной подсистемы можно отнести каналы передачи информации правительству (процедура слушания дел на открытых заседаниях, комиссии по расследованию, конфиденциальные консультации с заинтересованными группами и т.д.), а также средства массовой информации, под которыми подразумеваются телевидение, радио, газеты, журналы, книги, рассчитанные на огромную аудиторию.

Значение этой подсистемы велико, ибо люди, как известно, способны оценивать действия, в том числе и политические, лишь при наличии определенного объема знаний и информации. Если в демократических обществах средства массовой информации достаточно независимы, то в авторитарных и тоталитарных они полностью подчинены правящей элите.

8.2.3. Нормативно-регулятивная подсистема

Нормативно-регулятивную подсистему образуют всевозможные нормы, которые определяют поведение людей в политической жизни, а именно их участие в процессах выдвижения требований, превра-щения этих требований в решения, осуществления решений. Эти нормы - основные правила участия во всех типах политического процесса. Нормы можно разделить на два типа: 1) нормы-привычки и 2) нормы-законы. В демократических странах, например, привычной нормой можно назвать участие граждан в политике через политические партии и группы интересов. Привычным является также то, что граждане чувствуют внимание со стороны власти.

Нормы-привычки во многом определяют форму политической системы, внутри которой оперируют нормы-законы. В тоталитарных системах, например, привычным правилом является то, что победитель получает все. В Советском Союзе после смерти Сталина, когда преемственность новых лидеров устанавливалась без физического уничтожения должностных лиц, стало очевидным, что фундаментальная форма системы изменилась.

Нормы-законы определяют процесс законодательства, устанавливают (или не устанавливают в зависимости от режима) права: голоса, свободы слова, создания ассоциаций и др. Оба типа норм способствуют политическому взаимодействию, без них едва ли можно избежать беспорядка или хаоса.

8.2.4. Функции политической системы

В современной политологии наиболее полно, детально и последовательно анализировал функции политической системы Алмонд. Он утверждает, что все системы выполняют два базовых набора функций: 1) функции «ввода» и 2) функции «вывода». Алмонд выделяет четыре функции «ввода»: 1) политическая социализация и привлечение к участию; 2) артикуляция интересов; 3) агрегирование интересов; 4) политическая коммуникация; и три функции вывода: 1) разработка норм-законов; 2) применение норм; 3) контроль над соблюдением норм.

Функции «ввода» осуществляются преимущественно не-правительственными подсистемами, функции «вывода» - прерогатива правительства.

Функция «политическая социализация и привлечение к участию», которая способствует распространению «духа участия» среди членов общества, свойственна всем современным политическим системам. Но если в демократических странах эту функцию выполняют неправительственные органы, хотя и там очевидно влияние государственных структур на процесс социализации, то в тоталитарных обществах эта функция, фактически, - прерогатива государства, ибо все агенты политической социализации (школа, молодежные организации, средства массовой информации и др.) находятся под контролем государства и культивируют «дух участия» строго в соответствии с господствующей идеологией.

В демократических странах в результате распространения «духа участия» индивидуумы превращаются из «субъекта» в «гражданина». В тоталитарных режимах этот процесс отсутствует. В настоящее время процесс политической социализации и привлечения к участию в России выходит из-под контроля государства. Но основная задача процесса политической социализации в России - создание новой политической культуры - решается медленно и трудно.

Артикуляция интересов - это первый функциональ-ный шаг в ходе политической конверсии, который осуществляют группы интересов. В странах с демократическим режимом, для которых характерно официальное уважение общественного мнения и приверженность доктрине свободы ассоциаций, группы интересов могут рассматриваться как связующие звенья между гражданами и государством.

В политической системе России до 1985 года артикуляция интересов имела специфический характер. Люди не могли выражать интересы, не адекватные интересам КПСС. Предполагалось, что КПСС - единственная выразительница всех социальных интересов. Интересы социальных групп «должны были» строго соответствовать интересам КПСС, т.е. имели в значительной степени принудительный характер. В связи с этим можно констатировать, что истинные группы интересов в России отсутствовали, а артикуляцию интересов фактически осуществляла правящая партия. В настоящее время в России формируются группы интересов, очевидны первые шаги процесса артикуляции интересов, выходящего из-под власти партии и государства.

По мнению Алмонда, политическая система, которая в состоянии артикулировать интересы, способна и агрегировать их, т.е. превращать требования в альтернативы государственной политики. Политическая партия считается специализированной агрегирующей структу-рой в современной политической системе.

Политическая коммуникация - это процесс передачи информации и убеждений. Сам акт коммуникаций американский политолог Лассуэл описал следующим образом: «Кто? Что сообщил? Кому? С каким результатом?» Посредством этой функции обеспечивается связь между различными структурами политической системы. Для руководства и реализации политики обычно требуется вертикальный поток информации от народа к правительству и от правительства к народу. Кроме того, необходим и горизонтальный поток информации между уровнями и органами власти. Благодаря коммуникационному про-цессу стихийные действия по овладению властью облекаются в определенную форму взаимоотношений между людьми, формируется уважение к власти, создается государственность.

В результате нормотворчества разрабатываются законы, которые определяют поведение граждан в обществе. Обычно процесс нормотворчества включает ряд этапов: выработку политики и выбор общих целей, разработку решений и конкретных правил для достижения целей. Данную функцию выполняют законодательные, а также исполнительные и судебные органы.

Государственная политика не исчерпывается принятием законов. Важным аспектом политики и процесса принятия решений является функция «применения норм», которую выполняют не только исполнительные органы и административная бюрократия, но нередко также законодательные и правовые структуры.

Контроль за соблюдением норм - это интерпретация законов и действия с целью определения факта нарушения данного закона и наложения соответствующего наказания. Контроль - это, в основном, компетенция судебных органов, хотя исполнительные и законодательные органы иногда играют значительную роль в судебных процессах.

8.2.5. Уровни функционирования политической системы

Алмонд рассматривает функционирование политической системы на трех уровнях, что позволяет сравнивать различные типы политических систем. Первый уровень - возможности системы. Возможности Алмонд понимал как власть правительства над обществом, степень влияния на умы и по-ведение людей в интересах достижения правительственных целей. Он указывал на пять различных типов возможностей, которые могут быть весьма велики в одних случаях и чрезвычайно малы в других:

1). экстрактивная возможность - это способность системы черпать человеческие и материальные ресурсы (таланты людей, поддержка, деньги) в определенных целях;

2). регулирующая возможность - это способность контролировать поведение отдельных людей и групп в обществе, регулировать деятельность общества;

3). распределительная возможность - это способность создавать, размещать и распределять материальные и нематериальные ценности в обществе;

4). реагирующая возможность - это способность системы реагировать на требования «подачей на выход» соответствующей политики, отвечать на многообразные требования, исходящие от различных групп;

5). символизирующая возможность тесно связана с потребностью в легитимности и поддержке, со способностью системы развивать популярные убеждения, взгляды, мифы, создавая яркие, доходчивые символы и лозунги, манипулировать ими с целью поддержания необходимой легитимности для осуществления своих целей.

Многие политические системы, в основном, регулятивные и экстрактивные по характеру. Тоталитарные же системы подавляют требования общества и не реагируют на требования, исходящие из внешней среды. Известно, что коммунистический тоталитаризм отличался от фашистского сильной распределительной способностью.

Символизирующая возможность в тоталитарных системах также велика.

В демократических системах на «выводы» регулирования, экстракции и распределения влияют «вводы» требований групп. Поэтому можно сказать, что демократии имеют более высокую реагирующую способность. С воз-можностями системы, безусловно, связана эффективность системы, то есть ее общая способность давать результат, создавать и размещать ценности.

Второй уровень функционирования системы отражает то, что происходит в ней самой, т.е. имеется в виду конверсивный процесс. Конверсивные процессы (или функции) - это способы превращения входящих факторов в исходящие. Конверсивный процесс одной политической системы можно анализировать и сравнивать с процессом другой системы согласно схеме Алмонда, где приводятся шесть основных функций:

1). как формируются требования (артикуляция интересов);

2). как происходит комплектование требований в альтернативные программы действий (агрегирование интересов);

3). как формируются нормы (нормотворчество);

4). как эти нормы претворяются в жизнь (реализация норм);

5). как они контролируются и регулируются (контроль над нормами);

6). как все эти столь разнообразные действия соотносятся друг с другом внутри данной системы, а также при взаимодействии системы с окружающей средой (коммуникация).

Рассматривая третий уровень функционирования политической системы, Алмонд имеет в виду функции поддержания модели и адаптации, к которым он относит, прежде всего, процесс социализации и рекрутирования, в ходе которого создаются новые роли и новые люди «врываются» в политическую жизнь.

8.3. Типология политических систем

8.3.1. Основные типологии политических систем

Описание и сравнение конституционных порядков различных стран и их избирательных законов, соотнесение сложившихся в тех или иных государствах прав законодательных и исполнительных органов, действующих традиций и стереотипов в общественном мнении, а также анализ других компонентов организации политической власти в различных странах позволили выделить множество типов политических систем. Их разнообразие раскрывает богатство эволюции политических порядков в мире.

Типологизация политических систем в полной мере несет на себе отпечаток различных парадигмальных и идеологических подходов, обусловливающих понимание учеными сущности политического процесса, характер интерпретации ими основных проблем общественного развития и т.д. Так, сторонники позитивистско-юридических подходов политические системы нередко различают по формальным критериям, например, по характеру государственного правления, по наличию тех или иных институтов власти, по их нормам и функциям) Представители марксистского направления, рассматривая в качеств основного для капиталистической фазы развития человечества противоречие между трудом и капиталом, традиционно выделяют и описывают особенности «буржуазных» и «социалистических» политических систем. Сторонники классово нейтральных учений, как, например, английский ученый Д. Коулмэн, анализируя процесс становления и развития политического мира в историческом аспекте, выделяют «традиционные», «патриархальные», «смешанные» и «современные» политические системы. Приверженцы геополитических подходов, используя в качестве критериев типологизации территориально-пространственные факторы, выделяют, к примеру, «островные» и «континентальные» политические системы. Очень широкое распространение получила типологизация политических систем на основе характеристики правящих режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического.

Весьма оригинальную точку зрения высказал известный американский теоретик С. Хантингтон. По его мнению, в современном, все усложняющемся мире основным источником политических конфликтов становится уже не идеология, отражающая социальные (классовые, этнические) групповые конфликты, а культурные компоненты. Причем «наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к различным цивилизациям». Иными словами, линией разграничения политических систем будут намечающиеся или уже проявляющиеся линии «разломов» между цивилизационными структурами. В качестве таких относительно автономных и самостоятельных политических систем Хантингтон выделяет западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, славяно-православную, латиноамериканскую и африканскую цивилизации.

Эти цивилизации, представляющие собой самый широкий уровень человеческой общности, безусловно, обладают не только известной целостностью, но и определенной внутренней неоднородностью. И если, как, например, в случае с Японией, цивилизация может охватывать одно государство, то в большинстве других вариантов в такие политические системы могут включаться различные нации-государства.

Причем, поскольку, по мнению Хантингтона, в связи с окончанием «холодной войны» подходит к концу так называемая западная фаза мировой истории, когда многие западные страны играли первостепенную роль в мировой политике, постольку следует ожидать и усиления активности со стороны государств, принадлежащих к другим цивилизациям, и обострения их противостояния с наиболее развитыми индустриальными странами западного мира. Такой характер взаимоотношений данных политических систем неизбежно будет усиливать противоречия между ними, в частности, региональный характер межгосударственной конфронтации, расширение территориальных претензий разделенных государственными границами народов и т.п.

8.3.2. Интеграционная типологизация политических систем

Наиболее популярная и распространенная в современной политической науке классификация политических систем предложена американским ученым Г. Алмондом, положившим в основу своей типологизации комплексный, интеграционный критерий. Он включает учет не только степени или форм централизации (децентрализации) власти, но и тип распространенных в государствах и обществах ценностей и политической культуры. Иными словами, в качестве базовой, синтетической характеристики политических порядков он рассматривает степень соответствия политических идеалов, на которые было сориентировано общество, со сложившимися в нем основными формами организации власти. На этом основании ученый выделил политические системы англо-американского (США, Великобритания, Канада, Австрия) и континентально-европейского типов (Франция, Германия, Италия), кроме того, политические системы доиндустриальных и частично индустриальных стран (Мексика, Бразилия), а также тоталитарные политические системы.

Политические системы англо-американского типа отличают прежде всего целостность и определенность политической культуры, нормы и ценности которой разделяет подавляющее большинство общества и поддерживают государственные институты. К таким идеалам и убеждениям относятся свобода личности, ориентация граждан на повышение, рост индивидуального и общественного благосостояния, а также высокая ценность индивидуальной безопасности. Противоречия между группами здесь открыто заявляются, а действия властей оспариваются их противниками. Построенное таким образом политическое взаимодействие обусловливает четкую дифференциацию и функциональную определенность политических ролей партий и групп интересов, элитарных и неэлитарных слоев. В политических системах этого типа обеспечено полное господство легальных форм политической борьбы, антиэкстремизм, что не только придает организованность политическому процессу, но и предопределяет высокую стабильность режима и политических порядков в целом.

Особенности политической системы континентально-европейского типа связаны с наличием менее однородных политических культур, включающих в себя не только современные демократические ориентации, но и элементы старых верований, традиций, стереотипов. В этом смысле общества такого типа более сегментированы, в них, несмотря на полное верховенство закона, действие мощных традиций гражданских свобод и самоуправления, в более острой форме идут процессы идеологической борьбы, межпартийной конкуренции, политического соперничества за власть. В этих странах типичными формами государственного устройства являются коалиционные правительства, интенсивная межблоковая конкуренция. Потому и политическая стабильность достигается в них путем более острого и сложного взаимодействия субъектов.

Страны доиндустриального и частично индустриального уровня развития в политической сфере отличаются весьма высокой эклектичностью политической культуры. В таких странах наиболее почитаемые населением традиции порой бывают прямо противоположными, что придает крайне противоречивый характер политическому процессу, обусловливая сосуществование едва ли не взаимоисключающих тенденций в сфере устройства государственной власти. Сильное влияние имеют воззрения, предполагающие ориентацию граждан на лидера, а не на программные цели правительства. Отдельные исполнительные структуры (армия, бюрократия) в условиях слабо дифференцированного разделения властей постоянно превышают собственные полномочия, нередко беря под контроль даже законодательные функции, открыто вмешиваются в судебные процедуры. В то же время права и свободы рядовых граждан, реальные возможности влияния общественного мнения существенно ограничены. Не удивительно, что такой характер политических отношений нередко приводит эти страны к авторитарным формам организации власти, практикующим жесткие, силовые методы регулирования общественных отношений.

Тоталитарные политические системы (жесткие гегемонии) выражают идеологическую и административную монополию власти над обществом. Власть предельно централизована, политические роли принудительны, а насилие является по сути единственным способом взаимодействия государства и общества. Политическое участие граждан здесь имеет скорее ритуальный и декоративный характер. Достигаемая таким образом стабильность политических порядков существует только в интересах властвующих слоев.

Литература

Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. – М., 1996.

Зеркин Д.П. Основы политологии. – Ростов н/Д., 1999.

Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности – М., 1994.

Макеев А.В. Политология. – М., 2000.

Политическая система общества: институты, режимы функционирования, способы изменения. – Самара, 1997.

Основы политической науки. Под ред. В.П.Пугачева. – М., 1993.

Политология. Рабочая книга преподавателя и студента / Под ред. А.В.Миронова. – М., 1998.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 2000.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. – М., 2000.

Понятие «политическая система» используется в политической науке для системного описания политических явлений и процессов в их тесной взаимосвязи и взаимодействии с окружающей средой (другими сферами общественной жизни). Появление этого понятия, объединившего структурную, организационно-институциональную и функциональную стороны политики, чаще всего связывают с именем американского политолога Д. Истона, который ввел его в научный оборот в середине ХХ века. Он хотел отразить политику как самостоятельную сферу общества, выявить особый характер связи политики с внешней средой (как внутри отдельно взятого государства, так и с другими государствами).

Стержнем политической системы, определяющим ее сущность, структуру и границы, является политическая (государственная) власть. В то же время было бы неверным сводить политическую систему только к системе политических (прежде всего государственных) институтов и их взаимоотношений друг с другом. Понятие политической системы охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию государственновластных решений (законодательных, правительственных и т. д.).

Политическая система представляет собой сверхсложную систему, которая в качестве ее образующих структурных элементов включает ряд подсистем, в свою очередь являющихся сложными системами. В их числе:

Институциональная подсистема - это своего рода каркас, несущая конструкция политической системы, состоящая из различных социально-политических институтов и учреждений (государство, органы представительной и непосредственной демократии, политические партии и общественно-политические движения, организованные группы интересов и группы давления , средства массовой информации, церковь и др.).

Нормативная подсистема - это подсистема, которая, базируясь на принятых в обществе политико-правовых нормах и принципах, отраженных в конституции и других нормативно-правовых актах, имеющих общеобязательную силу закона, регулирует формирование и деятельность политических институтов и учреждений, устанавливает правила игры в политике и т. д., придавая политической системе упорядоченность, направленность на достижение и поддержание стабильности.

Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы общества (в том числе связанных с борьбой за власть и использованием властных ресурсов) как между политическими институтами и учреждениями внутри самой системы, так и между политической системой и другими общественными системами (экономикой, социальной сферой и др.), а также между политической системой данной страны и политическими системами других государств.

Политико-идеологическая подсистема включает политическое сознание и политическую культуру . Житейские представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки, формируясь под влиянием конкретной социально-политической практики, оказывают значительное влияние на индивидуальное и массовое политическое поведение . Они являются основой создания и преобразования общественно-политических институтов, а также тех изменений, которые вносятся в политикоправовые нормы, во всю систему политических отношений.

Функциональная подсистема складывается из совокупности тех ролей и функций, которые выполняются как отдельными общественно-политическими институтами, так и их группами (формы и направленность политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь и т. д.). В конечном счете речь идет о причинно обусловленной групповыми интересами совокупной динамике политической жизни, принимающей форму сложного взаимодействия (в диапазоне от сотрудничества до открытого противоборства) различных институциональных и социальных субъектов политики , в рамках которой происходит функционирование и развитие (изменение, преобразование, трансформация) политической системы общества.

Подсистемы трех уровней власти и политико-властных отношений

В структуре политической системы принято выделять также подсистемы трех уровней власти и политико-властных отношений - двух институциональных: высшего (мегауровень, или мегавласть) и среднего, или промежуточного (мезоуровень, или мезовласть), и третьего - нижнего, массового (микроуровень, или микровласть). На всех этих уровнях указанные подсистемы в свою очередь делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры: легальные и теневые, правящие и оппозиционные. Здесь также различают носителей власти и исполнителей, функционеров и рядовых членов партий, элитарных групп и простых граждан и т. д.

На институциональном макросистемном уровне располагаются высшие инстанции власти (парламент, правительство, верховные судебные органы и др.). При этом для определения типа политической системы решающее значение имеет то, кому принадлежит верховенство в этой иерархии власти (главе государства, главе правительства, парламенту и т. д.).

Особую арбитражную роль на этом уровне играет общественный контроль власти, в том числе со стороны средств массовой информации, политических партий и организованных групп интересов (в лице общенациональных предпринимательских ассоциаций и союзов, единых общенациональных профцентров и т. д.). Сюда же входят разные формы политической оппозиции (парламентской, партийной).

На этом же мегауровне концентрируются теневые, скрытые политические структуры и действия макровласти: официальные и легально существующие учреждения с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированные учреждения (разведки и контрразведки), а также скрытые от «посторонних глаз» действия легальных учреждений высших рангов (государственных и партийных), секретные документы, директивы, приказы, распоряжения и пр.

Другой ряд легально существующих структур, входящих неофициально и неформально в макроуровень власти, образуют разного рода элиты и элитарные сообщества (клубы, парламентские фракции, товарищеские группы), группы давления (парламентское лобби, близкое окружение президентской администрации, мозговые центры при руководителях государства и партий и др.).

На институциональном среднем или промежуточном уровне (мезовласти) структура политической системы по своей конфигурации аналогична структуре макровласти. Ее образуют аппараты управления, органы выборной и назначаемой власти, которые непосредственно слиты со структурами верхнего уровня, но составляют его периферию. Они располагаются в политическом пространстве между высшими эшелонами государственной власти и обществом, играя роль связующего звена между ними (региональная и муниципальная администрация, представительные учреждения разных рангов, органы юстиции и охраны правопорядка, а также руководящие органы политических партий и профсоюзов, других общественных организаций и движений).

На этом же уровне формируются нелегальные структуры неполитического характера (параллельная «теневая» экономика, черный рынок, организация преступного мира, разного рода мафиозные группировки), которые имеют тенденцию смыкаться (сращиваться) с легальными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние или же подменять их, выполнять властные функции (охранные, арбитражные и т. д.)

Микроуровень политической системы образуется массовым участием общественных групп, слоев и классов, граждан общества в политической жизни: членством в массовых политических и неполитических, но влиятельных организациях, участием в массовых политических акциях протеста или поддержки власти, в ответственных процессах ее демократической организации (выборах, референдумах, плебисцитах). На этом уровне формируются политические народные движения и гражданские инициативы, зарождаются политические группировки и партии, формируется общественное мнение, складывается политическая культура общества.

Пространство микроструктур отнюдь не ограничивается неким нижним, массовым уровнем. В принципе, в нем расположено все общество, все его граждане с их политическими взглядами, формами участия в совместной политической жизни. Но в силу того, что выполняемые ими политические роли организационно и функционально разные, это их ранжирует, т. е. размещает по разным уровням политической системы.

Вышеизложенная дифференциация носит универсальный характер, т. е. прослеживается в политической системе любого общества. Даже самые простейшие политические системы обладают структурной дифференциацией и отличаются от развитых систем только тем, что составляющие их подсистемы имеют разные формы и уровни специализации, разные объемы и характер влияния.

Американский политолог Д. Истон представляет политическую систему как саморегулирующийся и саморазвивающийся организм с входом и выходом информации. На входе в политическую систему извне поступают многочисленные импульсы в форме требований и поддержки, которые представляют собой постоянно действующий и решающий для системы фактор; в противном случае она перестанет функционировать из-за «недогрузки». Но вместе с тем эти импульсы являются потенциальными источниками напряженности системы и должны быть управляемы.

Чрезмерные требования по отношению к способности системы производить соответствующие результаты (распределять ценности) могут привести к ее перегрузке или к потенциальному застою. Высокий уровень поддержки весьма желателен для системы, но если в силу внешних причин она не сможет удовлетворить требования, то лишается поддержки и основ самосохранения.

Что касается требований как формы выражения правомерности обязывающего распределения со стороны субъектов власти , то они разделяются на внешние, идущие от среды, и внутренние, идущие из самой системы (отдельных ее составляющих подсистем и структур, особенно периферийных). Различают:

Требования, связанные с потребностями удовлетворения гражданами первичных физиологических нужд, т. е. распределением благ и услуг;

Требования, связанные с удовлетворением нужд безопасности (не только физической, но имущественной, социальной, экологической санитарной и др.);

Требования в сфере организации и функционирования государственно-властных институтов (сокращение и рационализация госаппарата, борьба бюрократизмом и коррупцией и др.);

Требования в области коммуникации и информации (гласности и открытости политики, всесторонней информированности о ней со стороны тех, кто ее вырабатывает, и др.).

Являясь по своему содержанию регулировочными, распределительными и коммуникативными, эти требования могут быть как конструктивными, так и деконструктивными, соответствовать возможностям системы или приводить к ее количественной или качественной перегрузке.

Количественная перегрузка требованиями касается дефицита ресурсов, из-за чего система не в состоянии адекватно реагировать на них (т. е. удовлетворять в полной мере). Вторая качественная перегрузка требованиями - связана с их сложностью. Удовлетворить эти требования система (в рамках присущих ей традиционных структур и механизмов) не способна в принципе.

Для того чтобы не возникало такого рода перегрузок, и предъявляемые системе требования соответствовали ее возможностям, требуется:

1) чтобы формулирование и выдвижение требований не носили спонтанный (стихийный) характер, а осуществлялись по преимуществу организованными группами - массовыми общественными организациями, а также политическими партиями; направлялись по официальным каналам с соблюдением всех предусмотренных законом правил и процедур;

2) чтобы систему был вмонтирован некий надзорно-контроли - рующий механизм, посредством которого не только фиксируются поступающие в нее требования, но и происходит их «естественный отбор», фильтрация и упорядочение, иерархи - зация в проблемные блоки с учетом степени остроты, актуальности, сложности и т. д.;

3) система обладала неким конверсионным механизмом, преобразующим упорядоченные и агрегированные требования в исходящие из системы продукты (т. е. конкретные решения и действия в виде реакции системы на вызовы внешней среды). Помимо требований, которые имеют тенденцию ослаблять политическую систему, последняя (т. е. система) пользуется поддержкой, усиливающей ее. Поддержка - это своего рода опоры системы, без которых она не может существовать длительное время и рано или поздно разрушается.

Поддержка охватывает все позиции, все варианты наблюдаемого поведения, благоприятные системе, и группируется по следующим направлениям:

Материальная поддержка, которая принимает форму не только своевременной и регулярной выплаты налогов и других обложений, но и добровольных пожертвований, оказания услуг системе посредством труда на общественных началах, воинской службы и т. д.;

Законопослушание, т. е. соблюдение законов и выполнение директив, предписаний властных органов, как в центре, так и на местах;

Участие в политической жизни (в выборах и референдумах, демонстративных политических акциях и дискуссиях, членство в политических партиях и общественных организациях и пр.);

Внимание к официальной информации, почтительное отношение (уважение) к власти и институтам, ее олицетворяющим, а также к государственной символике (флагу, гимну, гербу) и др. Все эти виды поддержки так или иначе связаны с гражданской

активностью. Вместе с тем широко распространены и пассивные виды поддержки. Конформизм, аполитичность и другие формы массового неконвенционального поведения объективно также «работают» на систему, хотя субъективно во многих политических системах их носители свое неучастие в политике склонны трактовать не как поддержку системы, а как протест против нее.

Функции выхода (функции конверсии) выражают способы и технологии реагирования политической системы на окружающую среду, т. е. на поступающие в нее запросы и требования и принимают форму конкретных решений и политических действий. Эти исходящие из системы импульсы обусловлены самой сущностью и природой политической власти как организованной силы, уполномоченной обществом на управление «общими делами» и обеспечение «общего блага». Если решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоев общества, то поддержка, оказываемая политической системе, усиливается. Если же это не так, и власть вместо того, чтобы отвечать на чаяния народа, озабочена в основном собственным благополучием, то это создает реальную угрозу частичного или полного кризиса политической системы.

Исходные функции политических систем

Жизнедеятельность политической системы проявляется в процессе выполнения многообразных функций, среди которых в качестве основополагающих выделяют:

Функцию целеполагания, т. е. выработка политических целей, их закрепление в политических документах и придание им всеобщего характера, а также ранжирование (иерархизация) по временному критерию, уровню значимости (стратегические, тактические, приоритетные, текущие и т. д.);

Интегративная функция, т. е. обеспечение объединения и интеграции общества на основе использования политики и власти для выражения воли народа через право, закон, субординацию, принуждение и др.;

Регулятивная функция, т. е. регулирование режима социально-политической деятельности в обществе, установление таких правил и способов поведения и активности людей, организаций, которые обеспечивали бы соблюдение общих интересов и устойчивость общественных отношений.

Эти основополагающие функции тесно переплетаются и взаимодействуют со многими другими:

Нормотворчества (разработка законов, фактически определяющих правовые формы поведения людей и групп в обществе);

«применения правил» (приведение законов в действие);

«контроля соблюдения правил» (интерпретация законов и действия с целью определения фактов их нарушения и наложение соответствующего наказания);

политической социализации (политическое просвещение, приобщение членов общества к политической деятельности) и др.

В целом же политическая система (во всем многообразии своих структурных элементов и функций) выступает средством социальной интеграции и сдерживания деструктивного влияния социальных и иных различий на функционирование общественного организма как противоречивого, но единого целого.

Факторы-детерминанты результативности и эффективности политических систем

Результативность и эффективность любой политической системы зависят от многих факторов как структурного, так и функционального порядка. Для того чтобы быть действенной, политической системе требуется:

1. Высокий уровень развития политической коммуникации , т. е. различные формы взаимосвязи и взаимодействия по обмену и передачи политической информации, как между отдельными структурными единицами (подсистемами) самой политической системы, так и между политической системой и внешней средой. Будучи, по определению, самоорганизующейся и самонастраивающейся системой, имеющей целью управление и координацию усилий очень большого множества людей, политическая система только тогда результативна и дееспособна, когда располагает всеобъемлющей информацией о настроениях и запросах этого множества, а также о своем собственном состоянии и движении.

Необходимо, чтобы информация непрерывно циркулировала, опутывала политическую систему многочисленными сетями, разнообразными коммуникационными каналами, которые обеспечивали бы движение потоков информации от власти к гражданам и обратно. Чем больше и разнообразнее информация, тем выше качество принимаемых решений, тем легче предвидеть и опережать события. И, наоборот, скудность информации, которую система получает о внешней среде и о себе самой, резко снижает ее возможности эффективного руководства и управления. Она постепенно утрачивает власть над историческими обстоятельствами, теряет свою легитимность и доверие граждан и рано или поздно разрушается.

2. Сильная структурная дифференциация. Нельзя адекватно и своевременно реагировать на обращенные к системе извне и изнутри требования, а также удовлетворять растущие экономические и социальные потребности, не имея автономных и в то же время согласованно действующих подсистем, «узкоспециализированных» структур и аппаратов, профессионально вышколенной администрации, разветвленной инфраструктуры политических партий, массовых общественных организаций, органов гражданской самодеятельности и т. д.

Структурная дифференциация и специализация на принципах четкого разделения сфер влияния и компетенции между различными подсистемами, равно как и между их образующими институтами и учреждениями, дает возможность держать в поле зрения все многообразие настроений и ожиданий в обществе; своевременно выявлять разного рода «поломки» и сбои в общественном организме, заниматься профилактикой и «превентивным» лечением (т. е. на стадии зарождения) различных социальных болезней и язв. Не допускать перерастания неизбежных для всякой системы межличностных и межгрупповых конфликтов в разрушающие общество кризисы и противостояния и т. д.

3. Способности системы, среди которых первостепенное значение имеют:

а) способность к инновации - это способность приспосабливаться к новым проблемам, гибко реагировать на новые импульсы и непредвиденные ситуации. Система, которая не способна генерировать нововведения, вовремя производить изменения, которые объективно назрели, подписывает себе «смертный приговор»;

б) способность к мобилизации предполагает способность политической системы черпать из среды необходимые людские и материальные ресурсы с целью мобилизации населения на достижение общезначимых задач, реализации программ общественных преобразований и реформ;

в) способность к выживанию требует высокого уровня развития политической системы, которая обеспечивает выживание уже тем, что способна к распространению позиций, благоприятствующих ее сохранению. Она использует в этих целях структуры политической социализации (школы, университеты, церковь, армию, политические партии), вовлекая в общественную жизнь тех, кто хочет быть с ней связан или тех, кто, не будучи охвачен системой, рискует поставить под угрозу ее политическую стабильность и образовать революционную контрэлиту;

г) способность к равноправию. Согласно утверждению американского политолога Л. Пайя, реализация этой способности должна проявляться:

В активном участии народа в политической деятельности, т. е. в переходе от «культуры подчинения» к «культуре участия» (этот переход может происходить либо демократическим путем - через расширение избирательных прав граждан; либо в форме авторитарной мобилизации);

В универсальном характере законов, которые становятся общими; по отношении к ним все находятся в одинаковом положении, и ко всем они применяются без учета различий статусных позиций и связанных с ними привилегий;

В рекрутировании на государственные посты не по принципу наследования или из какого-то одного общественного класса или касты, а по заслугам, учитывая компетентность, образование, способности и пр.

Следует отметить, что прогресс всех названых выше переменных эффективности и результативности политического развития необязательно происходит синхронно. Исторический опыт свидетельствует, что нередко между ними возникают состояния напряженности, и тенденция к равноправию часто приводит не к увеличению, а к уменьшению способностей политической системы. А в системах, подвергнувшихся модернизации, необходимость обеспечить экономическое развитие и интеграцию в общенациональном масштабе зачастую сопровождается не расширением, а существенным ограничением народного представительства ради концентрации власти в руках одной партии или харизматического лидера.

Надо признать заслугу Алмонда в осмыслении политической системы. Её результатом является и выделение трёх уровней, одинаково присущих всем политическим системам:

Первый уровень. Он и представляют возможности системы. Они отражают власть правительства над населением, силу влияния, на чувства, сознание, волю и активность людей в интересах ориентации на цели правительства. К ним относится:

Экстрактивная возможность как способность политической системы извлекать и использовать ресурсы в выбранных целях. Они определяют людские, трудовые и материальные ресурсы, включая: активность и способность людей, организационную и моральную поддержку людей, финансовые источники и деньги.
- регулирующая возможность как использование контроля за поведением интересующих людей и их групп, регулирование деятельности организаций;
- распределительная возможность как способность вести воспроизводственный процесс и регулировать распределение материальных и нематериальных ценностей.
- реагирующая возможность как способность системы отвечать на "входные требования" формирование удовлетворяющей политики, признаваемой влиятельными группами интересов.
- символизирующая возможность как способность системы подхватывать и развивать популярные и символичные убеждения, взгляды, мифы, развивать и создавать из них яркие, доходчивые образы, призывы и лозунги, а на этой основе манипулировать населением с целью обеспечения необходимого уровня легитимности власти.

Большинство политических систем имеет регулятивный и экстрактивный характер. Тоталитарные системы действуют методом подавления требований общества, отказываются от реагирования на них., требования внешней среды не признают, однако хорошо развивают свои символизирующие возможности.

Практика политической деятельности подвела демократические системы к формированию "выводов" регулирования, экстракции и распределения, основанных от состава и сущности требований групп при "вводе". Такой порядок раскрывает демократию как более высокую реагирующую способность, что по утверждению политологов, создаёт большую эффективность системы - её способность формировать результат: создавать и размещать ценности.

На втором уровне функционирования раскрывается то, что происходит в нутри системы и имеет конверсивный процесс как способ превращения входящих факторов в исходящие. Конверсивный процесс разных политических систем анализируются и сравниваются по шести основным функциям схемы Алмонда. Это:

Формирование требований (артикуляция интересов);
- процедура установления и комплектования требований в альтернативные программы действий (агрегирование интересов);
- формирование норм (нормотворчество);
- претворение норм в практику (реализация норм);
- контроль и регулирование (контроль над нормами);
- соотношение регулирующих действий внутри системы и при взаимодействии системы с окружающей средой (коммуникация).

На третьем уровне расположились модели и адаптации: процесс социализации и рекрутирования - появление новых ролей и вход неизвестных роанее людей в политическую жизнь.
- - - - - - - -
Одна сторона -теория, другая - жизнь, вместе - проверка политической жизни через теорию. Одна сторона - генерирование абстрактных требований входа, другая формирование группы интересов, третья - ощущение последствий в действиях «вывода» системных решений. Каждый участник политического поля всегда генерирует определённые требования. В своей массе они основаны на некоторых потребностях и связанных с ними интересами. Многим они позволяют подключить себя к составу участников одного из политических действий или к какой-то группе интересов. Получить через него политические, экономически или правовые преференции и использовать их по своему усмотрению. Кому удаётся доказать свою верность политическим установкам группы или партии, тот может встать на ключевой пост в иерархии доступных должностей. Значительно реже новому участнику удаётся стать организатором политической деятельности отдельной партии, хотя Российская история знает достаточно примеров, большая часть которых не смогла оставить за собой какой-либо истории кроме намерения или факта регистрации в Минюсте. Это тоже большее достижение, но оно как правило может представлять значение для личной истории. При реагировании на такую активность на входе система может принять только кадровые решения: привлечь инициатора к какой-либо деятельности, допустить в в политический состав, или же закрыть свой вход.
Совершенно другой план политической деятельности даёт представление новых идей и ввод их смыслов в политическую жизнь. Сделать серьёзный вид, сымитировать такую деятельность невозможно: отторжение произойдет мгновенное и болезненное для инициатора, но это будет воля всего политического поля. Другой случай появление неизвестных ранее идей. Железное правило обращения с ними - окружение молчанием. Как-то понять - требуется время. Обычно политическое поле ждёт авторитетного мнения, далее, как правило разделяется на жёсткую критику и некоторую солидарную поддержку Это всё вознаграждение за многолетние терзания и собственные испытания. Это перспектива новатора на политическом поле. здесь не политических субсидий. Такое состояние даёт новатору политического процесса право и возможность идти своим путём и утверждать новые представления, правила и расстановку сил для политического поля. И только он может принять такое решение, как и взять на себя груз тяжелейшей работы. Она продолжается.

Понятие «политическая система» объёмно по содержанию. Политическую систему можно определить как совокупность политических институтов, общественных структур, норм и ценностей, их взаимодействий, в которых реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние.

Политическая система – это совокупность государственных, политических и общественных организаций, форм и взаимодействия между ними, посредством которой осуществляется реализация общезначимых интересов с использованием политической власти.

Теория политической системы.

Тема 5. Политическая система общества и проблема власти.

1. Теория политической системы.

2. Структура и функции политической системы.

3. Типы политической системы.

4. Политическая система советского типа.

Необходимость создание целостного представления о процессах в политической сфере, её взаимосвязях с внешним миром обусловило развитие системного подхода в политической науке.

Термин «политическая система» был введен в политологию в 50-60-х гг. ХХ в. американским политологом Д. Истоном, который создал теорию политической системы. Затем эта теория получила развитие в трудах Г. Алмонда, У. Митчелла, К. Дойча. и др. Это было связано с необходимостью рассмотрения политики как системы. Это понятие было призвано отразить 2 момента: 1) целостность политики, как самостоятельной сферы общества, представляющей совокупность взаимодействующих элементов(партий гос-ва, лидеров, права…); 2) характер связи политики с внешней средой (экон-й,..).Понятие политическая система д/б помочь выявить факторы которые обеспечивают стабильность и развитие общества, раскрыть механизм согласования интересов различных групп.

Поэтому в политическую систему включаются не только политические институты, участвующие в политике, (гос-во, партии, лидеры,и т.д), но и экономические социальные, культурные институты, традиции и ценности, нормы, имеющие политическое значение и влияющие на политический процесс. Назначение всех указанных политических и общественных институтов состоит в том, чтобы распределять ресурсы (экон-е, валютные, матер-ые, технологические и т.д.) и побуждать население к принятию этого распределения в качестве обязательного для всех.

Ранее политика сводилась к деятельности государственных структур, выделению их в качестве главных субъектов властных отношений. До определенного момента подобное объяснение отражало реальность. Однако процессы развития гражданского общества, появление свободной личности с ее правами и свободами привели к тому, что гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на государство через политические организации. Власть перестала быть монополией (прерогативой) государства, а властные отношения приобрели сложный характер, т.к. в них стали участвовать негосударственные организации. Сложность властных отношений привела к пересмотру преобладающих в то время институционального и бихевиористского подходов к объяснению политики. Политика должна была решать более сложную задачу: поиск универсальных закономерностей и механизмов, которые обеспечивали бы обществу устойчивость и выживаемость в условиях неблагоприятной внешней среды .



Теория систем зародилась в биологии в 20-х годах 20в.

Понятие «система» в научный оборот ввел немецкий биолог Л. Фон Берталанфи (1901-1972). Он исследовал клетку как «совокупность взаимозависимых элементов», т.е как систему связанную с внешней средой. Эти элементы так связаны между собой, что если изменить даже один элемент системы, то изменятся и все остальные, вся совокупность. Система развивается благодаря тому, что реагирует на сигналы извне и на требования своих внутренних элементов.

Понятие «система» на рассмотрение общества перенес Т. Парсонс . Он политическую систему рассматривает как специфический элемент социальной системы . Т.о. Толкотт, Парсонс рассматривает общество как социальную систему, состоящую из четырех подсистем, которые находятся во взаимодействии - это экономическая, политическая, социальная и духовная. Каждая из подсистем выполняет свои функции, реагирует на требования, которые поступают изнутри или извне, а вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом. Определение коллективных целей, мобилизация ресурсов на их достижение, принятие решений, составляют функции политической подсистемы . Социальная подсистема обеспечивает поддержание устоявшегося образа жизни, передает новым членам общества нормы, традиции, обычаи, ценности, (которые составляют мотивационную структуру личности.) И, наконец, интеграцию общества, установление и сохранение связей солидарности между ее элементами осуществляет духовная подсистема .

Однако модель Т. Парсонса слишком абстрактна, чтобы объяснить все процессы в политической сфере, она не включает случаи конфликтов, сой- ой напряжённости. Тем не менее, теоретическая модель Парсонса оказала заметное влияние на исследования в области социологии и политологии.

Теория политической системы Д. Истона . (системный анализ)

Теорию систем в политологию ввёл американский политолог Д. Истона, который определил политику, как «волевое распределение ценностей». (Основной вклад Истона в полити­ческую науку применение методов системного анализак изучению политических систем , а также с исследование проблем по­литической социализации). Следовательно, политическая система, по Д. Истонуестьсовокупность политических взаимодействий в данном обществе. Основное назначение её состоит в распределении ресурсов и ценностей. Системный подход позволил более чётко определить место политики в жизни общества и выявить механизм соц-х изменений в ней.

Так с одной стороны ,политика выступает как самостоятельная сфера, основное назначение которой распределение ресурсов , а с другой стороны , политика есть часть общества , она должна реагировать на импульсы, поступающие в систему, предотвращать конфликты, возникающие по поводу распределения ценностей между индивидами, группами. Т.о. политическая система может существовать, имея способность реагировать на импульсы, поступающие из внешней среды и приспосабливаться к внешним условиям функционирования.

Механизм функционирования политической системы .

Обмен ресурсами и взаимодействие политической системы с внешней средой осуществляется по принципу «входа » и «выхода ».


"Вход" – это способы

влияния внешней среды на политическую систему.

"Выход" – это ответная реакция, (обратное воздействие) системы на внешнюю среду, выступающая в виде решений, выработанных политической системой, ее институтами.

Д. Истон различает 2 типа входа : требование и поддержка. Требование можно определить как обращение к органам власти по поводу распределения ценностей и ресурсов в обществе. Например, требования трудящихся о повышении минимальной з.п. или требования учителей об увеличении ассигнований на образование. Требования имеют тенденцию ослаблять политическую систему. Они являются следствием невнимания властных структур к меняющимся интересам и потребностям соц-х групп.

Поддержка, напротив, означает усиление пол-й системы, и является выражением преданного, благожелательного отношения к режиму. Формами проявления поддержки могут считаться исправная выплата налогов, выполнение воинского долга, уважение властных институтов, преданность правящему руководству.

В результате, воздействия на «входе» вызывают реакцию на «выходе ». На «выходе » появляются политические решения иполитические действия . Они выступают в форме новых законов, политических и заявлений, решений судов, субсидий и т.д.

(Следовательно, политическая система и внешняя среда в глубокой взаимосвязи).

В свою очередь, решения и действия оказывают влияние на среду, вследствие чего возникают новые требования. "Вход" и "выход " системы постоянно воздействуют друг на друга. Этот непрерывный цикл называют "петлей обратной связи" . В политической жизни обратная связь имеет фундаментальное значение для проверки правильности принятых решений, их коррекции, устранения ошибок, организации поддержки. Обратная связь важна и для возможной переориентации, отхода от заданного направления и выбора новых целей и путей их достижения.

Политическая система , игнорирующая обратную связь , неэффективна, так как она не в состоянии оценить уровень поддержки, мобилизовать ресурсы и организовать коллективные действия в соответствии с общественными целями. В конечном счете, это оборачивается политическим кризисом и потерей политической стабильности .

Т.о. политический процесс показывает, как возникают социальные требования, как они превращаются в общезначимые проблемы, а затем в предмет действия политических институтов, направленных на формирование общественной политики, на желаемое решение проблем. Системный подход помогает уяснить механизм формирования новых политических стратегий, роль и взаимодействие различных элементов системы в политическом процессе.

Однако Д. Истон сосредоточил внимание на взаимодействии с внешней средой и оставил без внимания внутреннюю структуру пол-ой системы , которая позволяет поддерживать равновесие в обществе.

Теория политической системы Г. Алмонда. (функциональный анализ П.С.)

Иной подход к анализу политических взаимодействий предложил амер-й политолог Г. Алмонд. (специалист в области общетеоретической и срав­нительной политологии). Он исходил из того, что способность политической системы осуществлять преобразования и поддерживать стабильность зависит от функций и ролей политических институтов. Алмонд проводил сравнительный анализ различных политических систем, с целью выявления основных функций, которые способствовали эффективному социальному развитию. Сравнительный анализ П.С. предполагал переход от изучения формальных институтов к рассмотрению конкретных проявлений политического поведения. Исходя из этого, Г. Алмонд и Г. Пауэлл определили политическую систему как совокупность ролей и их взаимодействий , осуществляемых не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества. Политическая система должна осуществлять три группы функций: Функции взаимодействия с внешней средой ;

· Функции взаимосвязи внутри политической сферы;

· Функции, обеспечивающие сохранение и адаптацию системы.

Коммуникативная теория политической системы К. Дойча .

Переход развитых стран к информационным технологиям, внедрению компьютерной техники , позволили рассматривать политическую систему как механическую модель. Первым уподобил политическую систему кибернетической машине американский политолог К. Дойч (р. 1912 г). Он рассматривал политическую систему в контексте «коммуникационного подхода», при котором политика понималась как процесс управления и координации усилий людей по достижению поставленных целей. Особое значение в политической коммуникации имеет обмен информацией между управляющими и управляемыми с целью добиться согласия. Поэтому формулировка целей осуществляется политической системой на основе информации о положении общества и его отношений к данным целям. Функционирование политической системы зависит от качества и объёма информации, поступающей из внешней среды, и информации, о ее собственном движении. На основе двух потоков информации принимаются политические решения.

Модель К.Дойча обращает внимание на важное значение информации в жизни пол-ой и

соц-й системы, но опускает значение других переменных : пол-я воля, идеология, которые тоже могут влиять на отбор информации.

Политическая система состоит из подсистемы, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. Изменение одной приводит к изменению функционирования всей системы.

Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, общественные организации и движения, группы давления, СМИ, церковь и т.д. Центральное место отводится государству, которое представляет всё общество. Оно обладает суверенитетом в рамках гос-х границ и независимостью за их пределами. (Концентрируя в своих руках большинство ресурсов, обладая монополией на законное насилие, государство обладает большими возможностями воздействия на различные стороны общественной жизни). Зрелость этой подсистемы определяет степень специализации ролей и функций её структур. Благодаря специализации эта подсистема может быстро и эффективно реагировать на новые потребности и требования населения .

Нормативная включает правовые, политические, моральные нормы, ценности, традиции, обычаи. Через них политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, граждан .

Функциональная – это методы политической деятельности, средства и способы осуществления власти (согласие, принуждение, насилие, авторитет и т.д.). Преобладание тех или иных методов (принуждение или согласование), определяет хар-р взаимоотношений власти и гражданского общ-ва, способы интеграции и достижения целостности..

Коммуникативная включает в себя все формы политического взаимодействия власти, общества, индивида (пресс-конференции, встречи с населением, выступления по телевидению и т.д). Система коммуникаций характеризует открытость власти, её способность вступать в диалог, стремиться к согласию, реагировать на потребности различных групп, обмениваться информацией с обществом .

Культурная включает систему ценностей, религию, ментальность (совокупность представлений об обществе, образ, характер и способ мышления). Чем выше степень культурной однородности, тем выше эффективность деятельности пол-х институтов.

Функции политической системы .

Взаимодействуя друг с другом, подсистемы обеспечивают жизнедеятельность П.С., способствуют эффективной реализации её функций в обществе. Одну из наиболее полных классификаций функций П.С. дали Г. Алмонд и Д. Пауэлл.

. Функция политической социализации .

1. Регулирующая функция . Она выражается в регулировании поведения групп, индивидов, общностей на основе введения политических и правовых норм, соблюдение которых обеспечивается исполнительной и судебной властью.

2. Экстракционная функция . Сущность её заключается в способности системы черпать из внешней и внутренней среды ресурсы для своего функционирования. Любая система нуждается в матер-х, финансовых ресурсах, политической поддержке.

3. Распределительная (дистрибутивная) функция . П.С.распределяет полученные ресурсы, статусы, привилегии социальным институтам, индивидам и группам, чтобы обеспечить интеграцию внутри общества. Так, централизованного финансирования требует образование, управление, армия. Эти ср-ва черпают из внешней среды, например, из экономической сферы, через налоги.

4. Функция реагирования . Она выражается в способности политической системы быть восприимчивой к (импульсам), требованиям различных групп населения. Быстрое реагирование системы определяет её эффективность.

5. Функция политической социализации . Означает процесс усвоения человеком пол-х ценностей, идеалов, знаний, чувств, опыта, позволяющих ему выполнить различные политические роли.

  • Предмет и методология теории государства и права
    • Предмет теории государства и права
    • Методология (методы) теории государства и права
    • Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
  • Происхождение государства и права
    • Характеристика власти в первобытном обществе
    • Социальные нормы первобытного общества и способы социального регулирования
    • Происхождение государства
  • Понятие и признаки государства
    • Понятие, признаки и сущность государства
    • Государственная власть, ее свойства и формы осуществления
  • Теории происхождения государства
    • Многообразие теорий происхождения государства
    • Общая характеристика основных теорий происхождения государства
  • Типология государства
    • Понятие типа государства, критерии типологии
    • Формационный подход к типологии государства
    • Цивилизационный подход к типологии государства
    • Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов в типологии государства
  • Функции государства
    • Понятие функций государства, их признаки и содержание
    • Классификация функций Российского государства
    • Формы осуществления функций государства
  • Форма государства
    • Понятие формы государства и ее основные элементы
    • Форма правления, классификация
    • Форма государственного устройства
    • Государственно-политический режим
  • Механизм государства
    • Понятие механизма государства
    • Структура государственного механизма
    • Государственный орган - основной элемент государственного механизма
  • Государство в политической системе общества
    • Политическая система: понятие, основные черты, типы
    • Основные элементы политической системы
  • Правовое государство и гражданское общество
    • Соотношение гражданского общества и правового государства
    • Личность, право и государство
  • Понятие, признаки, сущность и содержание права
    • Понятие и основные признаки права
    • Сущность и содержание права
  • Основные школы права
    • Естественно-правовая концепция. Историческая школа права. Нормативистская теория права
    • Марксистская теория права. Психологическая теория права. Социологическая теория права
  • Право в системе социальных норм
    • Социальные нормы: понятие и виды
    • Право, мораль, обычаи и религиозные нормы
    • Право, корпоративные и технические нормы
  • Принципы и функции права
    • Понятие, сущность и классификация принципов права
    • Понятие, признаки и характеристика функций права
  • Правосознание, правовая культура, правовое сознание
    • Понятие, структура, функции и виды правосознания
    • Понятие, структура, функции и виды правовой культуры
    • Правовое воспитание: понятие, формы и методы
  • Нормы права
    • Понятие, признаки и структура нормы права
    • Классификация правовых норм
    • Способы изложения правовой нормы в статьях нормативного правового акта
  • Формы (источники) права
    • Понятие формы (источника) права
    • Правовой обычай
    • Юридический прецедент
    • Нормативный правовой акт
    • Нормативный договор и иные источники права
    • Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
  • Правотворчество
    • Понятие, принципы и виды правотворчества
    • Этапы и стадии законотворческого процесса
    • Законодательная техника
  • Система права и система законодательства
    • Понятие и структурные элементы системы права
    • Основания деления права на отрасли
    • Отрасли и институты права
    • Внутригосударственное и международное право
    • Соотношение системы права и системы законодательства
    • Систематизация нормативных правовых актов
  • Правовые отношения
    • Правовые отношения: понятие, признаки, динамика
    • Структура и содержание правоотношения
    • Классификация правоотношений
    • Юридические факты и их классификация
  • Реализация норм права
    • Реализация права: понятие и формы
    • Применение как особая форма реализации права
    • Стадии применения права
    • Акты применения правовых норм
  • Толкование норм права
    • Понятие толкования норм права
    • Способы (виды) толкования правовых норм
    • Виды толкования по субъектам
    • Виды толкования по объему
  • Коллизии и пробелы в праве
    • Понятие юридических коллизий, их виды и способы устранения
    • Понятие пробелов в праве и способы их устранения
  • Правомерное поведение и правонарушение
    • Понятие и характеристика правомерного поведения
    • Классификация правомерного поведения
    • Понятие, признаки и состав правонарушения
    • Виды правонарушений
  • Юридическая ответственность
    • Понятие, признаки, основания юридической ответственности
    • Функции юридической ответственности
    • Принципы юридической ответственности
    • Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от ответственности
    • Виды юридической ответственности
  • Законность, правопорядок, общественный порядок
    • Понятие и принципы законности
    • Содержание законности
    • Понятие, признаки, структура правопорядка
    • Содержание, форма, функции и принципы правопорядка
    • Соотношение правопорядка, общественного порядка, законности
  • Правовое регулирование и его механизм
    • Понятие и пределы правового воздействия и регулирования
    • Механизм правового регулирования: понятие и элементы
    • Способы, типы и режимы правового регулирования
  • Правовые системы современности
    • Понятие и структура правовой системы, классификация правовых систем
    • Англосаксонская правовая семья (общего права)
    • Романо-германская правовая семья (континентального права)
    • Правовые семьи религиозного и традиционного права

Политическая система: понятие, основные черты, типы

Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и других социальных норм совокупность институтов, с помощью которых осуществляется политическая власть и политическая жизнь общества. Она является целостной совокупностью политических институтов, отношений, процессов, принципов политической организации общества, связанных с историческими традициями и ценностями существующего политического режима. В соответствии с теорией системного анализа любая система, в том числе политическая, состоит из многих частей, эти части составляют единое целое, система имеет границы.

Границы политической системы могут сужаться или расширяться, например, в период выборов. «Все органы и организации, принимающие участие в политической жизни страны, в научной юридической и философской литературе принято называть структурными элементами политической системы общества. Применительно к России - это институт президентства, Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, местные государственные органы, все существующие в стране политические партии и политические движения, профсоюзные, молодежные, женские и другие общественные организации».

Системный подход в политологии впервые был применен Д. Истоном, который определяет политическую систему как раз личные взаимодействия, с помощью которых распределяются легитимно политические ценности, предотвращая социальные конфликты. Политическая система не только должна распределять ценности, но и придавать такому распределению общеобязательный характер. Сторонник структурно-функционального подхода в политологии, Г. Алмонд определяет политическую систему как присущую всем обществам систему взаимодействия, выполняющую функции интеграции и адаптации с помощью применения (угрозы применения) легитимного принуждения. «Политическая система, по его мнению, является легитимной, поддерживающей порядок и преобразующей системой в обществе. Это узаконенная сила, пронизывающая все «входящие» и «исходящие» факторы общества и придающая ему особые свойства и смысл, обеспечивающая его сплоченность как системы».

Политическая система является универсальной управляющей системой, упорядочивающей отношения между государством и обществом, между различными субъектами политической деятельности. Политика является сферой взаимодействия людей в связи с их участием в деятельности политических структур, в принятии политических решений по поводу организации и осуществления государственной власти. Политическая система является организацией политической власти, она опосредует отношения между обществом и государством, характеризует уровень политического развития и политического участия. В исследовании политической системы преобладает многовариантность ее толкования. Главное внимание при всех существующих подходах уделяется институциональному, регулятивному и коммуникативному аспектам существования политической системы. Каждый из элементов политической системы органически связан с другими элементами.

Политическая система является совокупностью взаимодействующих подсистем: институциональной, информационно-коммуникативной, нормативно-регулятивной . Г. Алмонд указывал, что все системы выполняют два базовых набора функций: «ввода» и «вывода». К функциям «ввода» относятся: политическая социализация и привлечение к участию, артикуляция интересов, агрегирование интересов, политическая коммуникация. К функциям «вывода» относятся: разработка норм-законов, применение норм, контроль за соблюдением норм. При этом функции «ввода» осуществляются преимущественно неправительственными подсистемами, а функции «вывода» являются прерогативой правительства. Алмонд обратил внимание на то, что политическая система способна не только артикулировать интересы, но их агрегировать, т.е. превращать требования в альтернативы государственной политики.

Политическая система является также упорядоченной структурой государственных органов и политических организаций, действующих в соответствии с ее нормативной основой. Она представляет собой не только совокупность определенных институтов и учреждений, но и политическую культуру, ценности, деятельность, принципы и др. Все субъекты политической системы занимаются реализацией политических функций государства.

Алмонд рассматривает функционирование политической системы на грех уровнях, что дает возможность сравнивать различные типы политических систем. Первый уровень - возможности (экстрактивные, регулирующие, распределительные, реагирующие, символизирующие). Второй уровень функционирования - конверсивный процесс (способы превращения входящих факторов в исходящие), показывающий, как происходят процессы на уровнях политической системы, например, как формируются требования или как они контролируются и регулируются. Под третьим уровнем функционирования политической системы понимаются функции поддержания модели и адаптации (процессы социализации и рекрутирования).

Нормативная основа политической системы включает в себя: правовые нормы, регулирующие политическую деятельность, корпоративные нормы (нормы различных партий и организаций), политические обычаи и традиции, политические ценности и этикет.

Различают следующие типы политических систем :

  • по характеру взаимоотношении с внешней средой выделяют открытые (активно обмениваются ресурсами) и закрытые (консервативные);
  • по политическому режиму - демократические, авторитарные и тоталитарные;
  • с точки зрения классового похода выделяют рабовладельческие, феодальные, капиталистические и другие политические системы;
  • по содержанию и формам управления различают либерально- демократические, авторитарно-радикальные, авторитарно-консервативные, традиционные, популистские политические системы;
  • по типу политической культуры и разделению политических ролей принято выделять: англо-американскую, европейско-континентальную, доиндустриальную и тоталитарную политические системы.

По классификации Ж. Блонделя (по содержанию и формам управления) выделяются следующие политические системы: либерально-демократические, авторитарно-консервативные, коммунистические, популистские, традиционные . В связи с классовым подходом выделяют рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую политические системы . Особое признание в науке имеет классификация политических систем Г. Алмонда, который различал четыре типа политических систем: англо-американскую (основана на высокой степени разделения политических ролей и функций, функционирующая в рамках однородной культуры), европейско-континентальную (характеризуется расколотостью политической культуры, но не в масштабах общества, а в масштабах класса, группы, партии), доиндустриальные и частично индустриальные политические системы (со смешанной политической культурой, состоящей из местных политических субкультур), тоталитарные политические системы (функционируют на основе приоритета классовых, национальных и других ценностей).

К основным функциям политической системы относятся функция политической социализации, адаптации к окружающей среде, реагирования, распределительная, регулирующая и др. Выделяются распределительные, регулировочные, коммуникативные требования. Основными объектами поддержки являются политический режим, власть и политическое сообщество. Ответы политической системы связаны с ее реакцией - «выходом»: политические решения и политические действия. Таким образом, к определению политической системы общества применяются конкретно-исторический, институциональный, сущностный и системный подходы.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»