Проект (старшая группа) на тему: Педагогический проект "Народные подвижные детские игры". Проект

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

ОЛЬГА Багапова
Педагогический проект «Народные подвижные игры Урала»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Родничок».

Педагогический проект

«Народные подвижные игры Урала".

Составила: воспитатель Багапова Ольга Юрьевна

Название проекта:«Народные подвижные игры Урала".

Актуальность темы: Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего.

Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные. Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традицию.

В этих играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры- забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов» Шутки и юмор характерны для этих игр. Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка.

Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

Он также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство.

В России всегда любили играть в игры, как подвижные, так и нет.

Русские игры очень разнообразны, в них заложен дух и история русского народа. Не исключением являет и Урал.

Тематическое поле: Что такое народные подвижные игры Урала?

Ожидаемые результаты:

использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

дети умеют играть в русские народные подвижные игры, используют считалки.

создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры Урала.

привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр.

Создание картотек игр, считалок.

Цель : Воспитание и развитие детей на идеях народной педагогики, физическое воспитание детей 4-5 лет, формирование здорового образа жизни детей посредствам подвижных игр.

Задачи проекта:

Обучение народным подвижным играм и совместным действиям.

Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр.

Закрепление основных движений: бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр.

Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.

Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Вид проекта:

По составу участников: групповой (дети, родители, педагоги);

По целевой установке: информационный, игровой,

По срокам реализации: средне – срочный (апрель- сентябрь 2014г.)

Состав участников: дети, родители, педагоги группы, инструктор по ФК.

Форма представления: демонстрация презентации проекта «Народные подвижные игры Урала".

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта : мячи, карандаши, пластилин, флажки, бубен, колокольчик, платок, маски животных, скакалка, магнитофон, проектор, фотоаппарат.

Сценарий совместной деятельности по решению задач:

Этапы Формы взаимодействия Содержание деятельности Сроки Ответственные

подготовительный Педагоги - дети Беседа: «Какие подвижные игры вы знаете?»,

Беседа: «Откуда игры к нам пришли?» 1.04 -14.04.2014 Педагоги группы

Педагоги - родители Обсуждение с родителями вопросов связанными с реализацией проекта. Педагоги группы

Деятельность - педагогов - Обсуждение целей и задач проекта.

Подготовка атрибутов к играм.

Составление перспективного плана.

Подбор наглядного материала. Педагоги группы

Основной Педагоги - дети - Изготовление атрибутов к играм,

Заучивание потешек, считалок,

Разгадывание загадок о животных и птицах,

Разучивание народных подвижных игр,

НОД лепка: «Слепи любимого персонажа народной игры»

Беседа о пользе подвижных игр

Рассматривание иллюстраций

Педагоги группы.

Инструктор по ФК

Педагоги – родители - Консультации для родителей.

Папка передвижка «Народные игры Урала»

Анкетирование родителей «Приобщение детей к истокам народной культуры»

Педагоги группы

Деятельность – педагогов

Консультация для педагогов: «Классификация народных игр»

Консультация для педагогов: «Организация проведения подвижных игр на прогулке»;

Разработка картотеки: подвижные игры Урала, малоподвижные, хороводные.

Оснащение материально технической базы.

Инструктор по ФК

Педагоги группы

Родители - дети - изготовление атрибутов

Организация подвижных игр

Изготовление рисунков «моя любимая народная подвижная игра»

Заключительный Педагоги –дети -родители - оформление альбома рисунков: «Моя любимая народная подвижная игра»

Подведение итогов оформления материалов проекта,

Спортивный праздник «Моя любимая народная подвижная игра»

Педагоги группы

Инструктор по ФК

презентационный Деятельность педагогов Презентация проекта Педагог группы

Технологическая карта проекта:

Образовательная область

Вид деятельности Содержание деятельности

Познавательное развитие Познавательный, познавательно-исследовательский, продуктивный. - Беседы: «Какие подвижные игры вы знаете?», «Откуда игры к нам пришли?»,

Наблюдение за играми детей старшей и подготовительной группы,

Рассматривание иллюстраций, альбомов народных подвижных игр в старые времена.

Речевое развитие Коммуникационный - Разучивание потешек, считалок,

Составление рассказа по картинке (про подвижную игру, что за игра.)

Д/и «Угадай подвижную игру по картинке»

Разгадывание загадок о животных и птицах

Физическое Физический - Разучивание и проведение подвижных игр.

Спортивный праздник «Моя любимая народная подвижная игра»

Социально- коммуникативное развитие Игровой, познавательный, коммуникативный Беседа о правилах игры.

Беседа: «Приобщение детей к культуре Урала»

Художественно- эстетическое развитие Творческий, музыкально- художественный - изготовление атрибутов к подвижным играм,

Изготовление альбома: «Моя любимая подвижная народная игра»,

Лепка: «Персонажи народных подвижных игр»

Описание достигнутых образовательных результатов:

Дети используют в активной речи потешки, считалки. Знают и умеют играть в народные игры, используют считалки. Созданы картотеки подвижные игры Урала; картотека считалок; картотека малоподвижных игр; Картотека хороводных игр. Родители активно участвовали в проведении проекта.

Литература:

1. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры. М. : Айрис-пресс, 2003.

2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2010г.

3. Картотека «Русских народных подвижных игр»;

4. Картотека «Малоподвижные игры»;

5. Картотека «Считалок»;

6. Картотека «Потешек»;

7. Картотека «Хороводных игр».

Юлия Орлова

Актуальность

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека. Наблюдения показывают, что у современного ребенка, который живет в условиях города, слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу . Доступность и выразительность народных игр активирует мыслительную деятельность ребенка, способствует расширению представлений о культурном наследии русского народа , развитию психических процессов. Поэтому проблема приобщения дошкольников к русским народным играм актуальна и соответствует потребностям времени и детского сада. Только через народную педагогику возможно приобщение к культурным ценностям, наследию русского народа . Возродить русские народные игры , воспитание и развитие детей средствами русской народной культуры , русских национальных традиций, а так же системное развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русских народных игр , воспитание любви и интереса к истории своего народа

Цель проекта :

воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству , обычаем, традициям, к народному календарю , к народным играм

Задачи :

Обучение народным подвижным играм и совместным действиям.

Развитие физических качеств : ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр .

Закрепление основных движений : бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр .

Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.

Использовать такие виды фольклора как (песенки, потешки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

«Летал, летал воробей»

Летал, летал воробей.

Летал, летал молодой.

По за синему морю

Видел, видел воробей

Как шуршат листики

Как прыгают зайки,

Как ходят медведи.

«Дедушка Мазай»

Здравствуй, дедушка Мазай!

Из коробки вылезай.

Где мы были, мы не скажем,

А что делали - покажем

«Чурилки»

Трынцы-брынцы, бубенцы,

Позолочены концы.

Кто на бубенцах играет,

Того жмурки не поймают.


«Золотые ворота»

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.


«Гуси-лебеди»

Гуси, гуси!

Га-га-га!

Есть хотите?

Да-да-да!

Так летите же домой!

- Нам нельзя : Серый волк под горой Не пускает нас домой!

Ну, летите, как хотите, Только крылья берегите!


"Ловишки"


Считалки :

Раз, два, три, четыре, пять -

Игры будем начинать .

Пчёлы в поле полетели.

Зажужжали, загудели.

Сели пчёлы на цветы.

Мы играем - водишь ты.

Раз, два, три.

На полянку выходи,

Хороводы заводи,

Кто остался,

Тот води.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела


Публикации по теме:

Перспективное планирование по программе «Наследие». Блок «Национальные традиции казахского народа» Перспективное планирование из программы "Наследие" 1. БЛОК «Национальные традиции казахского народа» - народные традиции, обычаи, праздники,.

Консультация «Возродим народные игры» Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя открываем и переоцениваем. Сейчас большинство людей молодого поколения,.

Кубанские народные игры Игровому фольклору кубанцев свойственна ярко выраженная трудовая и военно-прикладная направленность. Казачьи игры отличаются историческим.

Лэпбук "Народные подвижные игры"Уже всем известен этот довольно новый вид дидактических пособий - ЛЭПБУК, который переводится как "книга.

Народные игры для дошкольников Народные игры для дошкольников ИСТОРИЯ НАРОДНЫХ ИГР В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют.

О роли подвижной игры в системе обучения и образования уже сказано не мало. И в нашем ДОУ № 9 подвижные организованные игры являются средством.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Проект «Народные подвижные игры».Выполнила: Смирнова Е.В.воспитатель Аннотация проекта:Игры - своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх - залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.Неоценимым национальным богатством являются подвижные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.Взрослые пересчитывались - стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых - охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались сговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь? Актуальность: Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего мира и ознакомлением с историей подвижных игр. Тип проекта: информационный, игровой.Цель:Воспитание и развитие детей на идеях народной педагогики, физическое воспитание детей 4-5 лет.Задачи:Обучение народным подвижным играм и совместным действиям.Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр.Закрепление основных движений: бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр.Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Обеспечение проекта:Методическое:М.Ф.Литвинова. Русские народные подвижные игры. М.: Айрис-пресс, 2003.О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2010г.Картотека русских народных подвижных игр.Материально-техническое:Мячи.Цветные мелки.Флажки.Бубен.Колокольчик.ПлатокТонкий канат. Ожидаемый результат:развитие диалогической и монологической речи детей.использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.дети умеют играть в русские народные подвижные игры, используют считалки.создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры.привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с праздниками их обычаями и традициями. Этапы осуществления проекта:I. Организационный.- подбор методической литературы;- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.- разработка занятий;- тематическое планирование; - подбор музыки. II.Реализация проекта:Коммуникация.1. Заучивание считалок, сговорок.2. Беседа «Как играли в старину».Художественная литература.1. Включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность соответствующей тематики.2. Заучивание считалок, сговорок.3. сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки.Здоровье.1. Организация и проведение подвижных игр, сохраняющим и укрепляющим физическое здоровье детей. Безопасность.1. Объяснение техники безопасности. Физическая культура.1. Включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность.Социализация.1. Совместная игра.2. Ознакомление с атрибутами игр.Познание.Объяснение правил игры. Презентация «История подвижных игр»Музыка. 1. Включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность соответствующей тематики.III. Обобщающий.- проведение досуга. ОПИСАНИЕ ИГР.ЖмуркиДля игры необходим платок или шарф (обязательно плотный) и колокольчик или бубен, сигналы можно подавать голосом или хлопая в ладоши.С помощь считалочки выбирается водящий. Остальные игроки его раскручивают, приговаривая:Кот, кот, где стоишь?- На мосту.- Что пьешь?- Пиво, квас- Лови мышек, а не нас! После этого все игроки разбегаются в разные стороны.И начинают «дразнить» водящего, подавая ему разные сигналы о своем местонахождении. Можно звонить в колокольчик или хлопать в ладоши. После того, как водящий поймал кого-нибудь, он на ощупь пытается определить имя попавшегося. Если это удается, пойманный становится водящим. Если нет, то игра продолжается. Прятки Игра начинается, когда с помощью жеребьёвки или считалочки выбирается водящий - «во́да», затем определяется место, откуда начинается игра и где надо будет «застукиваться». Водящий отворачивается к стене (углу, двери, столбу) и начинает считать. В зависимости от возраста детей считать можно от 10 до 50. Обычно хватает до 20. После этого во́да поворачивается и говорит: Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать!Кто не спрятался, я не виноват! Задача ведущего - найти спрятавшихся, вернуться и постучать по стенке, около которой он считал:Стуки-стуки, вижу Машу, она за деревом.Задача спрятавшихся - попробовать обогнать ведущего или дождаться, когда тот пойдёт в другую сторону и застукаться первыми - тогда они считаются не найденными. Они должны подбежать к стене и громко крикнуть «Стуки-стуки за себя». Салки Игроки разбегаются, во́да (квач) их догоняет и пытается дотронуться рукой - осалить. Если у него это получилось, осаленный становится во́дой, громко объявляя об этом всех участникам, и так до бесконечности, пока все не устанут. Иногда квач начинает гоняться за одним (самым слабым и медленным) участником. Тогда все остальные скандируют: «За одним не гонка - поймаешь поросёнка!» или «Гарантию даю - поймаешь ты свинью!» СчиталкиГномик золото искал!И колпак свой потерял!Сел, заплакал, - как же быть?!Выходи! Тебе водить!Раз малинка, два малинка,Ела ягоды Маринка,И в корзинке у МаринкиНе осталось ничего.Кто по ягоды пойдет,Тот корзиночку найдет.В гараже стоят машины -Волга, Чайка, Жигули,От какой берешь ключи?


Приложенные файлы

Русский народ издревле славился не только уникальной и крайне интересной культурой, но и увлекательными играми как для детей, так и для взрослых. Однако, время, воины и влияние европейских соседей постепенно затмили старинные русские игры. Сейчас они начинают возрождаться и не перестают восхищать свой живостью, оригинальными идеями и заданиями, наполненными шумным весельем.

Узнав нехитрые правила русских народных игр, можно погрузиться не только в захватывающий мир детства, но и понять, как жили и отдыхали наши предки.

Русские народные игры и их правила

Бирюльки

Это игра известна издревле, однако, ее правила знают сейчас очень немногие. Смысл заключается в том, что берется от 60 до 100 палочек длиной 10 см. Их кладут в мешок, а затем высыпают на ровную поверхность. Палочки, высыпаясь, ложатся беспорядочно и задача игры заключается в том, что каждый по очереди убирает по одной бирюльке, стараясь не потревожить те, которые находятся рядом. Побеждает тот, у кого, после разбора всей кучи, насчитывается больше всего собранных «трофеев». Чтобы сделать игру еще интереснее, можно палочки сделать в виде лопатки, копья или ложки. За такие бирюльки начисляется большее количество очков.

Золотые ворота

Эта игра отличается большой динамичностью и рассчитана не столько на ловкость ее участников, сколько на их везение. Правила «Золотых ворот» следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота при этом напевают:

Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

После того, как заканчивается песня они опускают руку, и те игроки, которые попались также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами».

Поймай рыбку

Чтобы победить в этой игре нужно обладать хорошей реакцией и скоростью. Смысл этой забавы в том, что участники образуют круг, в центре которого стоит «вода» с веревкой и вращает ее по полу вокруг своей оси. Задача участников - подпрыгивать над веревкой. Тот игрой, который зацепится за нее, выбывает из игры.

Горячее место

Эта забава прекрасно подходит для тех, кто любит играть в догонялки. Ее смысл заключается в том, что в центре площадки обозначается место, которое будет называться горячим. «Вода» должен стараться поймать участников, стремящихся попасть в это место. Тот, кого ловят, помогает «воде». Если игроку удается достигнуть «горячего места», он может там отдыхать сколько пожелает, однако, выйдя за его пределы, вновь должен будет убегать от «воды». Игра длится до тех пора, пока не поймают всех игроков.

Слон

Эта игра позволяет проверить силу и выносливость, поэтому ее больше всего любят мальчишки. Смысл игра заключается в том, что участники делятся на две равные команды. После этого, одна из них будет «слон», а другая станет на него запрыгивать. Участник первой команды подходит к стене и нагибается, упираясь в нее руками. Следующий подходит сзади и обхватывает его за талию руками, наклонив голову. Остальные игроки делают также. Получается «слон». Первый участник другой команды разбегается и старается запрыгнуть на «слона» таким образом, чтобы осталось место для других членов команды. После того, как вся команда оказалась на спине «слона», чтобы выиграть, она должна продержаться так в течение 10 секунд. После этого, команды могут поменяться местами.

Краски

Это очень подвижная и веселая игра. Согласно ее правилам, нужно выбрать двух участников: «монаха» и «продавца». Другие игроки становятся в шеренгу, а продавец говорит им шепотом любой цвет. После этого, происходит следующий диалог:

Монах заходит в магазин красок и говорит продавцу:

Я монах в синих штанах, пришел за краской. - За какой?

Монах называет цвета (например, красный). В случае, если такого цвета нет, продавец отвечает:

Нет такой! Скачи по красной дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!

При этом, монаху дается задание: пройтись уточкой или попрыгать на одной ноге. Если, такой цвет есть, то продавец отвечает:

Есть такая! - Сколько стоит? - Пять рублей

После этого, монах хлопает по ладони продавца пять раз). Как только прозвучал последний хлопок, участник-«краска» вскакивает и бежит вокруг шеренги. Если монах его догоняет, то сам становится «краской», а тот, кого поймали становится на его место.

Гуси-лебеди

Эта забава для тех, кто любит активные игры. Ее смысл состоит в том, что из всех участников выбирается два волка и один вожак. Все остальные становятся гусями. Вожаку нужно находиться на одной стороне площадки, а лебедям на другой. Волки стоят поодаль «в засаде». Вожак произносит следующие слова:

Гуси-лебеди, домой!

Бегите, летите домой, стоят волки за горой!

А чего волкам надо?

Серых гусей щипать да косточки глодать!

Когда закончится песня, гуси должны добежать до вожака и постараться не быть пойманными волками. Те, кого поймали, выходят из игры, а остальные возвращаются обратно. Игра заканчивается тогда,когда будет пойман последний гусь.

Репа

Название этой игры произошло от старинной русской сказки «Репка», поэтому ее смысл несколько похож на это произведение. Она прекрасно подходит для развития реакции и координации движений.

Правила игры таковы: все участники становятся в круг и начинают водить хоровод. В его центре находится ребенок-«репка», а за кругом «мышка». Все игроки во время хоровода напевают такую песню:

«Расти ре-понь-ка!
Расти кре-понь-ка!
Ни мала, ни велика,
До мышиного хвоста!»

Пока звучит песня, репка постепенно «растет», то есть поднимается. После окончания песни мышка должна постараться проникнуть в круг и поймать репку. Остальные участники могут ей либо мешать, либо помогать. После того, как мышка поймает репку, выбираются новые игроки.

Существует еще одна вариация этой игры.

Игроки становятся друг за другом и обхватывают руками талию предыдущего участника. Первый из игроков должен крепко держаться за ствол дерева. Игра начинается тогда, когда «дед» пытается отцепить крайнего участника от остальной команды и так, пока «репка» не будет полностью «вытянута».

Салки

Это одна из распространенных вариаций подвижной и физически развивающей игры. Ее участника расходятся по площадке, закрывают глаза, а руки при этом держат за спиной. Ведущий кладет одному из игроков в руку предмет на счет «раз, два, три» все открывают глаза. Руки участников при этом остаются за спиной. То игрок, у которого оказывается предмет говорит: «Я салка». Остальные участники должны от него убежать, прыгая на одной ноге. Тот, кого коснулся «салка» сам становится «водой». Важным условием является то, что и «салка» тоже должен прыгать на одной ноге.

Удар по веревке

Эта нехитрая игра поможет развить скорость реакции и хорошо повеселиться. Смысл ее заключается в том, что берется плотная веревка, которая связывается в кольцо. Все игроки становятся снаружи и берутся за него одной рукой. В центре кольца стоит «вода». Он должен успеть «засалить» одного из игроков, который затем становится на его место.

Казаки-разбойники

Эта старая русская забава, правила которой назубок знают наши родители, бабушки и дедушки. Ее смысл заключается в том, что все участники делятся на две команды «казаки» и «разбойники». Казаки выбирают себе место, в котором будут обустраивать «темницу» и выбирают сторожа. Разбойники в этом время разбегаются и прячутся, оставляя на своем пути стрелочки и другие подсказки. Казаки должны найти каждого разбойника и привести в темницу. С каждым пойманным игроком остается сторож, однако, другие разбойники могут помочь партнеру по команде и, схватив сторожа, освободить пленника. Игра заканчивается тогда, когда все разбойники будут пойманы.

Разбойники для того, чтобы их как можно дольше их не могли найти, вначале убегают все вместе, а затем разделяются.

По одной из версий этой игры, разбойники загадывают секретное слово-пароль, а казаки должны его узнать. Поэтому игра длится даже после поимки всех разбойников, пока не узнан пароль.

«Тише едешь»

Эта шумная и веселая игра требует не только сноровки, но и находчивости. Перед началом необходимо нарисовать на земле две линии на расстоянии 5 метров друг от друга. Перед одной из линий стоит «вода», перед другой - остальные игроки. Задача участников добежать до «воды». Кто первым это сделает становится на его место. Сложность заключается в том, что «вода» периодически говорит: «Тише едешь – дальше будешь. Замри!». После этой фразы все игроки должны замереть, а цель ведущего - постараться рассмешить каждого из участников, не дотрагиваясь до него. Можно строить гримасы, пристально глядеть в глаза, рассказывать смешные истории. Если кто-то из игроков рассмеялся или улыбнулся, он возвращается обратно к линии.

Медвежонок

Это очень подвижная и веселая игра. Вначале необходимо нарисовать на земле два круга. В одном из них будет находиться «берлога» с «медвежонком», а в другой - дом для остальных участников. Игроки выходят из «домика» и напевают: «Грибочки, ягодки беру. А медведь не спит и на нас рычит». После того, как они допели, медвежонок с рычанием выбегает из своей берлоги и старается догнать остальных игроков. Тот, кого поймают, сам становится медвежонком.

Горелки

Эта игра была очень популярной в старину. Она прекрасно развивает внимание и скорость. Смысл ее заключается в том, что игроки в количестве 11 человек выбирают воду, а затем разбиваются на пары и образуют колонну. «Вода» становится спиной к участникам и не смотрит назад. Перед ним в двадцати метрах рисуется линия.

Участники напевают следующую песню:

«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!»

После ее окончания, последняя пара разъединяет руки и бежит по разные стороны от колонны к «воде». Поравнявшись с ним, они кричат: «Раз, два, не воронь, беги, как огонь!». После этого, «вода» начинает гнаться за этой парой и должен «засалить» одного из них, до того, как они добегут до линии и возьмутся за руки. Если ему это удалось, то он становится в пару с оставшимся участником, а тот, кого догнали выполняет обязанности «воды». Если догнать не удалось, то пара становится во главу колонны, а «вода» продолжает «гореть».

Эта игра отличается тем, что в нее можно играть очень долго, пока участники не устанут.

Старинные русские игры люди придумывали с заботой о своих детях, с мыслями о том, чтобы они не только весело и энергично проводили время, но и учились общаться друг с другом, узнавали цену дружбы и знали, что такое честность и взаимовыручка. Нет ничего лучше забав на свежем воздухе, которые помогают не только выбраться из знакомой духоты закрытых комнат, но и найти верных друзей, увидеть мир во всех его завораживающих красках, а также дать свободу собственной фантазии.

Современные дети считают старинными и игры, в которые с удовольствием играли мы - современные взрослые, в своем детстве. Это "Колечко", "Море волнуется", "Вышибалы", "Классики", "Резиночка" и другие.


Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

Детский сад « Родничок »

Педагогический проект «Народные подвижные игры Урала» средний дошкольный возраст. Автор проекта: Воспитатель Багапова О.Ю.


Актуальность.

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего.

Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные. Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традицию.

Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка.

В России всегда любили играть в игры, как подвижные, так и нет.

Русские игры очень разнообразны, в них заложен дух и история русского народа. Не исключением являет и Урал.


Тип проекта : информационный, игровой.

Продолжительность проекта : средне - срочный

По характеру контактов : групповой.

Участники проекта : педагоги, инструктор по физкультуре, дети, родители.

Возраст детей : 4-5 лет.


Цель проекта:

Воспитание и развитие детей на идеях народной педагогики, физическое воспитание детей 4-5 лет, формирование ЗОЖ детей, посредствам подвижных игр.

Задачи проекта:

  • Обучение народным подвижным играм и совместным действиям.
  • Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр.
  • Закрепление основных движений: бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр.
  • Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.
  • Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Форма проведения итогового мероприятия: презентация проекта: «Народные подвижные игры Урала" на педагогическом совете.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
  • дети умеют играть в русские народные подвижные игры, используют считалки.
  • создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры Урала.
  • привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный

2 этап – основной

3 этап - заключительный


Технологическая карта проекта:

Образовательная область

Познавательное развитие

Беседы: «Какие подвижные игры вы знаете?», «Откуда игры к нам пришли?»,

Речевое развитие

Разучивание потешек, считалок,

Наблюдение за играми детей старшей и подготовительной группы,

Физическое развитие

Рассматривание иллюстраций, альбомов народных подвижных игр в старые времена.

Составление рассказа по картинке (про подвижную игру, что за игра.)

Социально- коммуникативное развитие

Разучивание и проведение подвижных игр.

Д/и « Угадай подвижную игру по картинке»

Художественно- эстетическое развитие

Спортивный праздник «Моя любимая народная подвижная игра»

Беседа о правилах игры.

Разгадывание загадок о животных и птицах

Изготовление атрибутов к подвижным играм,

Беседа: «Приобщение детей к культуре Урала»

Изготовление альбома: «Моя любимая подвижная народная игра»,

Лепка: «Персонажи народных подвижных игр»


Литература:

  • М.Ф.Литвинова. Русские народные подвижные игры. М.: Айрис-пресс, 2003.
  • О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2010г.
  • Картотека русских народных подвижных игр.
  • Картотека «Подвижные игры Урала»
  • Картотека «малоподвижные игры Урала»
  • Папка передвижка для родителей « Народные подвижные игры Урала».
  • Картотека «Считалок»
  • Картотека «Хороводных игр»

Методы проекта: игры - подвижные, малой подвижности, хороводные.


Физическое развитие

«Гуси – гуси»

«Жмурки»



Подвижные игры на прогулке.

«Удочка»


Художественно – эстетическое развитие.

Лепка: «Любимые герои подвижных игр»


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»