Химия что надо знать для огэ. Что нужно знать для успешной сдачи экзаменов по химии

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Типовые задания по химии ОГЭ

В демонстрационном варианте огэ по химии 2018 года первые 15 заданий являются тестовыми и в ответе на вопрос необходимо выбрать один из четырех вариантов ответа.

Помните, вы всегда можете записаться к . У нашем учебном центре работают лучшие специалисты!

Задание 1

Атом, изображенный на рисунке, имеет 9 электронов, распределенных по двум электронным уровням, значит он находится во втором периоде таблицы Менделеева и имеет порядковый номер 9. Этот атом — фтор.

Ответ: фтор

Задание 2 в ОГЭ по химии

Неметаллические свойства увеличиваются с увеличением количества электронов на внешнем энергетическом уровне и с уменьшением числа энергетических уровней. То есть слева направо в периоде и снизу вверх в группе. Алюминий, фосфор и хлор находятся в одном периоде и расположены слева направо.

Ответ: алюминий — фосфор — хлор

Задание 3

Ионная связь образуется между атомами металла и неметалла, металлическая — между металлами, ковалентная — между неметаллами. Ковалентная связь подразделяется на полярную и неполярную. Неполярная связь образуется между двумя одинаковыми атомами, как, например, в молекуле фтора F-F. А полярная образуется между разными атомами неметаллов с разными значениями электроотрицательности.

Ответ: ковалентная неполярная

ОГЭ по химии задание 4

В соединениях Na 3 N, NH 3 , NH 4 Cl азот имеет степень окисления -3. В HNO2 его степень окисления — +3.

Ответ: HNO 2

Задание 5

Цинк является амфотерным металлом, который образует амфотерные оксиды и гидроксиды. Поэтому ZnO — амфотерный оксид. Na 2 SO 4 — это соль, состоящая из катионаNa + и аниона SO 4 2-

Ответ: амфотерным оксидом и солью

Задание 6

Реакция между оксидом меди и водородом: CuO + H 2 = Cu + H 2 O

CuO — это порошок черного цвета, образующаяся медь будет иметь красный цвет. Таким образом, в результате реакции будет наблюдаться изменение цвета.

Ответ: изменение цвета

Задание 7 в ОГЭ по химии

Напишем уравнение диссоциации для каждого из веществ:

Н 2 SО 4 = 2Н + + SО 4 2-

1 моль серной кислоты диссоциирует на 2 иона водорода и 1 сульфат ион.

(NH 4 ) 2 S = 2NH 4 + + S 2-

1 моль сульфида аммония диссоциирует на 2 иона аммония и 1 сульфид ион.

BaCl 2 = Ba 2+ + 2Cl —

1 моль хлорида бария диссоциирует на 1 иона бария и 2 хлорид иона

CuSO 4 = Cu 2+ + SO 4 2-

1 моль сульфата меди диссоциирует на 1 ион меди и один сульфат ион, то есть одинаковое число молей анионов и катионов.

Ответ: CuSO 4

Задание 8

MgCl 2 + Ba(NO 3 ) 2 = реакция не идет, т.к. не образуется газ, осадок или малодиссоциирующее соединение (вода)

Na 2 CO3 + CaCl 2 = CaCO 3 ↓ + 2NaCl В результате реакции выпадает осадок

NH 4 Cl + NaOH = NaCl + NH 3 + H 2 O В результате реакции выделяется газ

CuSO 4 + 2KOH = Cu(OH) 2 ↓ + K 2 SO 4 В результате реакции выпадает осадок

Ответ: NH 4 Cl и NaOH

Задание 9

Cl 2 + H 2 = 2HCl

Ca + O 2 = CaO

N 2 + H 2 O = не реагируют

Fe + S = FeS

Ответ: азот и вода

Задание 11 по химии ОГЭ

В реакцию с соляной кислотой вступает только нитрат серебра:

AgNO 3 + HCl = AgCl↓ + HNO 3

С нитратом бария реакция идти не будет, так как не будет образовываться газ, осадок или малодиссоциирующее соединение (вода)

Соляная кислота не реагирует с металлами, находящимися в ряду напряжений металлов после водорода, с оксидом кремния реакция также не пойдет

Ответ: нитрат серебра

Задание 12

Нитрат меди не будет вступать в реакцию с хлоридом натрия и сульфатом натрия, поскольку в обеих реакциях не будет образовываться газ, осадок или малодиссоциирующее соединение.

А сульфид натрия с нитратом меди будет реагировать по следующей схеме:

Na 2 S + Cu(NO 3 ) 2 = CuS↓ + 2NaNO 3

Ответ: только Na 2 S

Задание 13 в ОГЭ по химии

Разбитый ртутный термометр и вытекшую ртуть ни в коем случае нельзя просто так выбрасывать в мусорное ведро. Следует собрать ртуть в стеклянную банку с плотной крышкой, а стеклянный термометр упаковать в герметичный полиэтиленовый пакет. А не верно.

Соли тяжелых металлов (в том числе и свинца) имеют токсичные свойства, поэтому не рекомендуется покрывать им игрушки и посуду.

Ответ: только Б

Задание 14

Окислителем в реакциях является элемент, который принимает электроны, то есть понижает степень окисления.

В первой реакции сера имеет степень окисления -2 в левой части и 0 в правой — то есть повышает степень окисления и является восстановителем.

Во второй реакции сера понижает степень окисления от 0 до -2 и является окислителем.

В третьей реакции сера понижает степень окисления от +2 до +3 и является восстановителем.

В четвертой реакции сера понижает степень окисления от 0 до +3 и является восстановителем.

Ответ: 3S + 2Al = Al 2 S 3

Задание 15 в ОГЭ по химии

Фосфат аммония — (NH 4 ) 3 PO 4

Его молярная масса — 149 г/моль

Массовая доля азота в нем = 100%*14*3/149 = 28%

Массовая доля кислорода = 100%*16*4/149 = 43%

Массовая доля фосфора = 100%*32/149 = 21%

Массовая доля водорода = 100%*1*12/149 = 8%

Ответ: 4

ОГЭ по химии 2 часть

В тестовой части в ОГЭ за 9 класс по химии задания 16-19 являются вопросами, в ответе на которые необходимо записать правильную последовательность нескольких цифр. Задания демонстрационного варианта 2018:

Задание 16

Магний и кремний располагаются в таблице Менделеева в третьем периоде, а значит имеют три электронных слоя в атомах (1) и значения их электроотрицательности меньше, чем у фосфора (4), так как фосфор находится правее в периоде и проявляет более выраженные неметаллические свойства, чем магний и кремний.

Ответ: 14

Задание 17 в ОГЭ по химии

Этанол, или этиловый спирт, имеет формулу — С 2 Н 5 ОН. В нем два атома углерода, нет двойных связей. Этанол сгорает с образованием углекислого газа и воды. 1,2,5 — не верны.

Этанол — это хорошо растворяющаяся при нормальных условиях в воде жидкость. 3 — верно.

Спирты, к которым относится этанол, вступают в реакцию замещения с щелочными металлами (4).

Ответ: 34

Задание 18

Na 2 CO 3 и Na 2 SiO 3 можно распознать с помощью кислоты:

Na 2 CO 3 + HCl = NaCl + CO 2 + H 2 O

Na 2 SiO 3 + HCl = NaCl +H 2 SiO 3 ↓

K 2 CO 3 и Li 2 CO 3 можно распознать с помощью K 3 PO 4 :

K 2 CO 3 + K 3 PO 4 = реакция не идет

3Li 2 CO 3 + 2K 3 PO 4 = 2Li 3 PO 4 ↓ + 3K 2 CO 3

Na 2 SO 4 и NaOH можно распознать с помощью CuCl 2 :

Na 2 SO 4 + CuCl 2 = реакция не идет

2NaOH+ CuCl 2 =Cu(OH)2↓ + 2NaCl

Ответ: 241

ОГЭ по химии 19 задание

Сера может взаимодействовать с концентрированной серной кислотой:

2H 2 SO 4(конц.) + S = 3SO 2 + 2H 2 O

И с кислородом:

S + O 2 = SO 2

Оксид цинка – амфотерный оксид, поэтому может взаимодействовать и с кислотами и с основаниями:

ZnO + 2HCl = ZnCl 2 + H 2 O

ZnO +NaOH + H 2 O = Na 2

Хлорид алюминия может взаимодействовать с нитратом серебра и гидроксидом калия:

AlCl 3 + 3AgNO 3 + = Al(NO 3 ) 3 + 3AgCl ↓

3KOH+AlCl 3 =3KCl+Al(OH) 3 ↓

Ответ: 423

Ответ на задания 20-23/24 демонстрационного варианта по химии огэ 2018 года предполагает развернутый ответ.

Задание 20

Сначала необходимо расставить степени окисления и найти элементы, которые меняют степень окисления. Для данной реакции — это йод и сера.

Уравнения электронного баланса будут следующими:

S +6 + 8ē = S –2

Сера принимает электроны, следовательно, является окислителем

2I –1 – 2ē → I 2 0

Йод отдает электроны — является восстановителем

Затем необходимо “уравнять” электронные полуреакции, умножив первое уравнение на 4:

S +6 + 8ē = S –2 |*4

2I –1 – 2ē → I 2 0 |*1

8HI + H 2 SO 4 = 4I 2 + H 2 S + 4H 2 O

Задание 21 в ОГЭ по химии

Для решения задачи необходимо составить уравнение реакции:

AgNO 3 + NaCl = AgCl↓ + NaNO 3

n (AgCl) = m(AgCl)/M(AgCl) = 8,61г/143,5г/моль = 0,06 моль

Количество прореагировавшего нитрата серебра по уравнению реакции равно количеству выпавшего в осадок хлорида серебра. Далее нужно найти массу нитрата серебра, содержащегося в исходном растворе:

m(AgNO 3 ) = n(AgNO 3 ) · M(AgNO 3 ) = 0,06 моль * 170 г/моль = 10,2 г

Массовая доля нитрата серебра в исходном растворе:

ω(AgNO 3 ) = m(AgNO 3 ) / m(р-ра) = 100% * 10,2г / 170г = 6%

В первой экзаменационной модели ОГЭ 9 по химии, предполагающей “мысленный” эксперимент, задание 23 демонстрационного варианта выглядит следующим образом:

Fe → FeSO 4 → Fe(OH) 2

2+ + 2OH – = Fe(OH) 2

Вторая экзаменационная модель ОГЭ по химии 2018 содержит реальное экспериментальное задание и содержит задания 22 и 23. Задание 22 является теоретической частью для выполнения задания 22.

Задание 22 в ОГЭ по химии

Гидроксид железа (II) с помощью предложенных реактивов в две стадии можно получить по следующей схеме:

Fe → FeSO 4 → Fe(OH) 2

Либо:

CuSO 4 → FeSO 4 → Fe(OH) 2

Реакции, которые соответствуют этой схеме:

1) Fe + CuSO 4 = FeSO 4 + Cu↓

В результате реакции в осадок выпадает медь, осадок имеет красный цвет.

2) FeSO 4 + 2NaOH = Fe(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4

В результате второй реакции выпадение серо-зелёный осадок гидроксида железа (II). Эта реакция является реакцией ионного обмена, сокращенное ионное уравнение будет: Fe 2+ + 2OH – = Fe(OH) 2

Задание 23

Ответ на задание 23 оценивается по двум критериям:

Критерий 1 оценивает соответствие проведенных реакций составленной в задании 22 схеме и описанию изменений, происходящими с веществами:

В результате первой реакции Fe + CuSO 4 = FeSO 4 + Cu↓ медь красного цвета выпадает в осадок, кроме того исчезает голубая окраска раствора, характерная для CuSO 4

В результате второй реакции FeSO 4 + 2NaOH = Fe(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4 гидроксид железа (II) выпадает в осадок серо-зелёного цвета.

Также в ответе на это задание необходимо сделать вывод о свойствах веществ и о том, какие реакции были проведены:

Первая реакция — окислительно-восстановительная реакция, в которой происходит замещение более активным металлом (железом) катиона менее активного металла (Cu 2+ ). Вторая реакция — это реакция ионного обмена между солью и щелочью, в результате которой выпадает осадок.

Критерий 2 оценивает соблюдение общепринятых правил техники безопасности при лабораторной работе: умение безопасной работы с химическим оборудованием и веществами, например, при отборе нужного количества реактива.

Для кого предназначены эти тесты?

Данные материалы предназначены для школьников, готовящихся к ОГЭ-2018 по химии . Их также можно использовать для самоконтроля при изучении школьного курса химии. Каждый посвящен определенной теме, которая встретится девятикласснику на экзамене. Номер теста - это номер соответствующего задания в бланке ОГЭ.

Как устроены тематические тесты?

Будут ли на этом сайте публиковаться другие тематические тесты?

Безусловно! Я планирую разместить тесты по 23 темам, по 10 заданий в каждом. Следите за обновлениями!

  • Тематический тест № 11. Химические свойства кислот и оснований. (Готовится к выпуску!)
  • Тематический тест № 12. Химические свойства средних солей. (Готовится к выпуску!)
  • Тематический тест № 13. Разделение смесей и очистка веществ. (Готовится к выпуску!)
  • Тематический тест № 14. Окислители и восстановители. Окислительно-восстановительные реакции. (Готовится к выпуску!)
  • Что еще есть на этом сайте для готовящихся к ОГЭ-2018 по химии?

    Вам кажется, что чего-то не хватает? Вам хотелось бы расширить какие-то разделы? Нужны какие-то новые материалы? Что-то надо исправить? Нашли ошибки?


    Успехов всем готовящимся к ОГЭ и ЕГЭ!

    Для школьников, которые планируют в будущем освоить профессию, связанную химией, ОГЭ по этому предмету очень важен. Если вы хотите получить на испытаниях лучшую оценку, начните подготовку немедленно. Лучшее количество баллов при выполнении работы – 34. Показатели данного экзамена могут использоваться при направлении в профильные классы средней школы. При этом минимальная граница показателя по баллам в этом случае - 23.

    Из чего состоят варианты

    ОГЭ по химии, как и в предыдущие годы, включает теорию и практику. С помощью теоретических заданий проверяют, как юноши и девушки знают основные формулы и определения органической и неорганической химии и умеют их применять на практике. Вторая часть соответственно направлена на проверку способностей школьников проводить реакции окислительно-восстановительного и ионно-обменного типа, иметь представление о молярных массах и объемах веществ.

    Почему необходимо проходить тестирование

    ОГЭ 2020 по химии требует серьезной подготовки, так как предмет достаточно сложен. Многие уже забыли теорию, может быть, плохо ее поняли, а без нее невозможно правильно решить практическую часть задания.

    Стоит выделить время на тренировку сейчас, чтобы в будущем показать достойный результат. Сегодня школьники имеют отличную возможность оценить свои силы, решая реальные прошлогодние тесты. Никаких затрат - можно бесплатно использовать школьные знания и понять, как будет проходить экзамен. Ученики смогут не только повторить пройденный материал и выполнить практическую часть, но и почувствовать атмосферу настоящих испытаний.

    Удобно и эффективно

    Отличная возможность – готовиться к ОГЭ прямо за компьютером. Надо лишь нажать кнопку пуск и начать прохождение тестов онлайн. Это очень эффективно и может заменить занятия с репетитором. Для удобства все задания сгруппированы по номерам билетов и полностью соответствуют реальным, поскольку взяты с сайта Федерального института педагогических измерений.

    Если вы не уверены в своих силах, испытываете страх перед предстоящими испытаниями, у вас есть пробелы в теории, вы выполняли недостаточно экспериментальных заданий –включайте компьютер и начинайте подготовку. Желаем вам успехов и самых высоких оценок!

    Справочник содержит теоретический материал по курсу химии и тестовые задания, необходимые для подготовки к Государственной итоговой аттестации ОГЭ выпускников 9-х классов общеобразовательных организаций. Теория курса дана в краткой и доступной форме. Каждый раздел сопровождается примерами тестов. Практические задания соответствуют формату ОГЭ. Они дают исчерпывающее представление о типах заданий экзаменационной работы и о степени их сложности. В конце пособия даны ответы на все задания, а также необходимые справочные таблицы.
    Пособие может быть использовано учащимися для подготовки к ОГЭ и самоконтроля, а учителями - для подготовки учащихся основной школы к итоговой аттестации по химии. Книга адресована учащимся, учителям и методистам.

    Ядро атома. Нуклоны. Изотопы.
    Атом - мельчайшая частица химического элемента. В течение долгого времени атомы считались неделимыми, что и отражено в самом их названии («атомос» по-гречески означает «неразрезаемый, неделимый»). Экспериментальные исследования, проведённые в конце XIX - начале XX века знаменитыми физиками В. Круксом, В.К. Рентгеном, А. Беккерелем, Дж. Томсоном, М. Кюри, П. Кюри, Э. Резерфордом и другими, с убедительностью доказали, что атом - сложная система, состоящая из более мелких частиц, первыми из которых были открыты электроны. В конце XIX в. было установлено, что некоторые вещества при сильном освещении испускают лучи, представлявшие собой поток отрицательно заряженных частиц, которые и были названы электронами (явление фотоэффекта). Позднее было установлено, что есть вещества, самопроизвольно испускающие не только электроны, но и другие частицы, причём не только при освещении, но и в темноте (явление радиоактивности).

    По современным представлениям, в центре атома находится положительно заряженное атомное ядро, вокруг которого по сложным орбитам двигаются отрицательно заряженные электроны. Размеры ядра очень малы - ядро примерно в 100 000 раз меньше размеров самого атома. Практически вся масса атома сосредоточена в ядре, поскольку электроны имеют очень маленькую массу - они в 1837 раз легче атома водорода (самого лёгкого из атомов). Электрон - самая лёгкая из известных элементарных частиц, его масса всего
    9,11 10 -31 кг. Поскольку электрический заряд электрона (равный 1,60 10 -19 Кл) является наименьшим из всех известных зарядов, его называют элементарным зарядом.

    По кнопкам выше и ниже «Купить бумажную книгу» и по ссылке «Купить» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

    По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

    Теоретический материал к заданиям ОГЭ по химии

    1.

    Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева

    Порядковый номер элемента численно равен заряду ядра его атома, числу протонов в ядре N и общему числу электронов в атоме.

    Число электронов на последнем (внешнем) слое определяется по номеру группы химического элемента.

    Число электронных слоев в атоме равно номеру периода.

    Массовое число атома A (равно относительной атомной массе, округленной до целого числа) - это суммарное количество протонов и нейтронов.

    Количество нейтронов N определяют по разности массового числа А и числа протонов Z .

    Изотопы – атомы одного химического элемента, имеющие в ядре одинаковое число протонов, но разное число нейтронов, т.е. одинаковый заряд ядра, но разную атомную массу.

    2.

    Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

    По периоду

    (слева направо )

    По группе

    (сверху вниз↓)

    Заряд ядра

    Число электронных слоев

    Число валентных электронов

    Возрастает

    Не изменяется

    Возрастает

    Возрастает

    Возрастает

    Не изменяется

      Радиусы атомов

      Металлические свойства

      Восстановительные свойства

      Основные свойства оксидов и гидроксидов

    Убывают

    Возрастают

      Электоотрицательность

      Неметаллические свойства

      Окислительные свойства

      Кислотные свойства оксидов и гидроксидов

    Возрастают

    Убывают


    3.

    Строение молекул.

    Химическая связь:

    ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая

    Ковалентная неполярная связь образуется между одинаковыми атомами неметаллов (то есть, с одинаковым значением электроотрицательности).

    Ковалентная полярная связь образуется между атомами разных неметаллов (с разным значением электроотрицательности).

    Ионная связь образуется между атомами типичных металлов и неметаллов и в солях аммония! (NH 4 Cl , NH 4 NO 3 и т.д.)

    Металлическая связь - в металлах и сплавах.

    Длина связи определяется:

      радиусом атомов элементов: чем больше радиусы атомов, тем больше длина связи;

      кратностью связи (одинарная длиннее, чем двойная)

    4.

    Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов

    Степень окисления – условный заряд атома в молекуле, вычисленный исходя из предположения, что все связи в молекуле – ионные.

    Окислитель принимает электроны, происходит процесс восстановления.

    Восстановитель отдает электроны, происходит процесс окисления.

    Валентностью называют число химических связей, которые образует атом в химическом соединении. Часто значение валентности совпадает численно со значением степени окисления.

    Различия в значениях степени окисления и валентности

    Степень окисления

    Валентность

    Простые вещества

    O 0 2 H 0 2 N 0 2 F 0 2 Cl 0 2 Br 0 2 I 0 2

    O II 2 H I 2 N III 2 F I 2 Cl I 2 Br I 2 I I 2

    Соединения азота

    HN +5 O 3

    N 2 +5 O 5

    N -3 H 4 Cl

    HN IV O 3

    N 2 IV O 5

    N IV H 4 Cl (в ионе аммония)

    5.

    Простые и сложные вещества. Основные классы

    неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений

    Сложные вещества – вещества, в состав которых входят атомы различных химических элементов.

    Кислоты - сложные вещества , в состав которых обычно входят атомы водорода, способные замещаться на атомы металлов, и кислотный остаток: HCl , H 3 Р O 4

    Основания – сложные вещества, в состав которых входят ионы металла и гидроксид-ионы ОН - : NaOH , Ca (OH ) 2

    Соли средние – сложные вещества, состоящие из катионов металла и анионов кислотных остатков (CaCO 3 ) . В составе кислых солей есть еще атом(-ы) водорода ( Ca ( HCO 3 ) 2 ) . В составе основных солей – гидроксид-ионы ((CuOH ) 2 CO 3 ) .

    Оксиды – сложные вещества, в состав которых входят атомы двух элементов, один из которых обязательно кислород в степени окисления (-2). Оксиды классифицируются на основные, кислотные, амфотерные и несолеобразующие.

    металлы со степенями окисления +3, + 4 и

    Zn +2 , Be +2

      неметаллы

      металлы со степенями окисления +5, +6, +7

    Оксиды CO , NO , N 2 O – являются несолеобразующими.

    6.

    Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии

    Химические реакции – явления, при которых из одних веществ образуются другие вещества.

    Признаки протекания химической реакции – выделение света и тепла, образование осадка, газа, появление запаха, изменение цвета.

    Сохранение массы веществ при химических реакциях.

    Сумма коэффициентов в уравнении реакции: Fe +2 HCl FeCl 2 (1+2+1=4)

    Классификация химических реакций

    По числу и составу исходных и полученных веществ различают реакции:

    Соединения А+В = АВ

    Разложения АВ = А+ В

    Замещения А + ВС = АС + В

    Обмена АВ + С D = AD + CB

    Реакции обмена между кислотами и основаниями – реакции нейтрализации.

    По изменению степеней окисления химических элементов:

    Окислительно-восстановительные реакции (ОВР), в процессе которых происходит изменение степеней окисления химических элементов.

    Если в реакции участвует простое вещество – это всегда ОВР

    Реакции замещения – это всегда ОВР.

    Не окислительно-восстановительные реакции, в процессе которых не происходит изменения степеней окисления химических элементов. !Реакции обмена всегда не ОВР.

    По поглощению и выделению энергии:

      экзотермические реакции идут с выделением тепла (это все реакции горения, обмена, замещения, большинство реакций соединения);

      эндотермические реакции идут с поглощением тепла (реакции разложения)

    По направлению процесса : обратимые и необратимые.

    По наличию катализатора : каталитические и некаталитические.

    7.

    Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы.

    Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)

    Электролиты – вещества, которые в водных растворах и расплавах распадаются на ионы, вследствие чего их водные растворы или расплавы проводят электрический ток.

    Кислоты – электролиты, при диссоциации которых в водных растворах в качестве катионов образуется только катионы Н +

    Основания – электролиты, при диссоциации которых в качестве анионов образуется только гидроксид-анионы ОН -

    Соли средние - электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металла и анионы кислотного остатка.

    Катионы имеют положительный заряд; анионы – отрицательный

    8.

    Реакции ионного обмена и условия их осуществления

    Реакции ионного обмена идут до конца, если образуется осадок, газ или вода (или другое малодиссоциирующее вещество)

    В ионных уравнениях в неизменном виде надо оставлять формулы неэлектролитов, нерастворимых веществ, слабых электролитов, газов.

    Правила составления ионных уравнений:

      составить молекулярное уравнение реакции ;

      проверить возможность протекания реакции ;

      отметить вещества (подчеркнуть), которые будут записываться в молекулярном виде (простые вещества, оксиды, газы, нерастворимые вещества, слабые электролиты);

      записать полное ионное уравнение реакции;

      вычеркнуть из левой и правой части одинаковые ионы;

      переписать сокращённое ионное уравнение.

    9.

    Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов

    С кислотами взаимодействуют только металлы, которые находятся в ряду активности левее водорода. Т.е. неактивные металлы Cu , Hg , Ag , Au , Pt с кислотами не реагируют.

    Но: Cu , Hg , Ag реагируют с HNO 3 конц, разбавл. , H 2 SO 4конц.

    Ме ( Cu , Hg , Ag ) +

    HNO 3 конц,

    Ме NO 3 + NO 2 + H 2 O

    HNO 3 разбавл.

    Ме NO 3 + NO + H 2 O

    H 2 SO 4конц.

    Ме SO 4 + SO 2 + H 2 O

    !!! HNO 3 конц, , H 2 SO 4конц. пассивируют Fe , Al , С r (при н.у.))

    Окислительные свойства галогенов усиливаются по группе снизу вверх.

    Неметаллы реагируют с металлами и между собой.

    H 2 +Ca →CaH 2

    N 2 + 3Ca → Ca 3 N 2

    N 2 + O 2 ↔ 2 NO

    S + O 2 SO 2

    N 2 + 3H 2 → 2NH 3

    2P + 3Cl 2 → 2PCl 3 или 2P + 5Cl 2 → 2PCl 5

    Галогены

    1) реагируют со щелочами:

    Cl 2 + 2 NaOH NaCl + NaClO + H 2 O (в холодном растворе)

    3 Cl 2 + 6 NaOH NaCl + 5 NaClO 3 + H 2 O (в горячем растворе)

    2) более активный галоген (вышестоящий в группе, кроме фтора, так как он реагирует с водой) вытесняет менее активные галогены из их галогенидов. вытесняет нижестоящий галоген из галогенида.

    Cl 2 + 2 KBr Br 2 + 2 KCl , но Br 2 + KCl

    3) 2 F 2 + O 2 → 2 O +2 F 2 (фторид кислорода)

    4) Запомнить: 2 Fe + 3 Cl 2 → 2 Fe +3 Cl 3 и Fe + 2 HCl Fe +2 Cl 2 + H 2

    Свойства металлов

    Средней активности

    Неактивные

    Cu , Hg , Ag , Au , Pt

    1. + H 2 O Me * OH + H 2 (н.у.)

    2.+ неметаллы

    (!2 Na + O 2 Na 2 O 2 - пероксид)

    3.+ кислоты

    1.+ Н 2 О ( t 0 ) → MeO + H 2

    2.+ неметаллы (кроме N 2 )

    3. +кислоты

    4. + соль (раств.),

    5. Ме 1 +Ме 2 О (если Ме 1 g , Al )

    1. (только Cu , Hg )

    + О 2 (при t 0 )

    2. (только Cu , Hg ) + Cl 2 (при t 0 )

    3. + соль (раств.), если Ме более акт., чем в соли

    10.

    Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных

    Химические свойства оксидов

    Обозначим активные металлы (Me *): Li , Na , K , Rb , Cs , Fr , Ca , Sr , Ba , Ra .

    Металлы, образующие амфотерные соединения, обозначим Ме А (Zn , Be , Al )

    1.+ Н 2 О

    2. + кислоты (Н CI и др.)

    3.+ЭО

    4.+ Me A O

    5.+ Me A O Н

    1. + кислоты (Н CI и др.)

    2. +восстановители:

    С, СО, Н 2 , Al

    3. MgO + Э O

    1.+ кислоты (Н CI и др.)

    2.+ Me * O

    3.+ Me * O Н

    4. +восстановители:

    С, СО, Н 2 , Al

    5. ZnO + Э O

    1.+ Н 2 О

    2. + Me*O

    +MgO

    +ZnO

    3.+ Me*O Н

    4. ЭО нелетуч + Соль → ЭО летуч. + соль

    Некоторые особенности: 2 Mg + SiO 2 Si + 2 MgO

    4 HF + SiO 2 SiF 4 + 2 H 2 O (плавиковая кислота «плавит» стекло)

    11.

    Химические свойства кислот, оснований

    Химические свойства КИСЛОТ:

    1. Взаимодействуют с основными и амфотерными оксидами с образованием соли и воды: CaO + 2HCl = CaCl 2 + H 2 O ZnO+2HNO 3 =Zn(NO 3 ) 2 +H 2 O

    2. Взаимодействуют с основаниями и амфотерными гидроксидами с образованием соли и воды (реакция нейтрализации):

    NaOH + HCl(разб.) = NaCl + H 2 O

    Zn (OH ) 2 + H 2 SO 4 = ZnSO 4 +2 H 2 O

      Взаимодействуют с солями

    А) если выпадает осадок или выделяется газ:

    BaCl 2 + H 2 SO 4 = BaSO 4 ↓ + 2HCl

    CuS + H 2 SO 4 = Cu SO 4 + H 2 S

    Б) сильные кислоты вытесняют более слабые из их солей (если в реакционной системе мало воды):

    2K N O 3тв. + H 2 SO 4конц. =K 2 SO 4 + 2 HN O 3

      С металлами:

    А) металлы, стоящие в ряду активности до водорода, вытесняют его из раствора кислоты (кроме азотной кислоты HNO 3 любой концентрации и концентрированной серной кислоты H 2 SO 4 )

    Б) с азотной кислотой и концентрированной серной кислотами реакция идёт иначе (см. свойства металлов)

    12.

    Химические свойства солей

    Химические свойства СОЛЕЙ :

      Соль раств. + Соль раств. → если образуется ↓

      Соль раств. + основание раств. → если образуется ↓или (NH 3 )

      Соль . + кислота . → если образуется ↓или

      Соль раств. + Ме → если Ме более активен, чем в соли, но не Ме*

      Карбонаты, сульфиты образуют кислые соли

    ! CаCO 3 + CO 2 2 О → Cа(НCO 3 ) 2

    6. Некоторые соли разлагаются при нагревании:
    1. Карбонаты, сульфиты и силикаты(кроме щелочных металлов) CuCO
    3 =CuO+CO 2

    2. Нитраты (разных металлов разлагаются по-разному)

    t o

    MeNO 3 MeNO 2 + O 2

    Li , металлов средней акт., Cu

    MeNO 3 MeO + NO 2 + O 2

    металлов неактивных, кроме Cu

    MeNO 3 Me + NO 2 + O 2

    NH 4 NO 3 → N 2 O + 2H 2 O
    NH
    4 NO 2 → N 2 + 2H 2 O

    13.

    Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ.

    Чистые вещества и смеси

    Чистое вещество имеет определенный постоянный состав или структуру (соль, сахар).
    Смеси - это физические сочетания чистых веществ.
    Смеси могут быть однородными (нельзя обнаружить частицы веществ) и неоднородными.

    Разделить смеси можно, используя их физические свойства:

      Железо, сталь притягиваются магнитом, остальные вещества – нет

      Песок и др. нерастворим в воде

      Измельченная сера, опилки всплывают на поверхность воды

      Несмешивающиеся жидкости можно разделить с помощью делительной воронки

    Некоторые правила безопасной работы в лаборатории:

      Работать с едкими веществами надо в перчатках

      Получение таких газов, как SO 2 , Cl 2 , NO 2 , надо проводить только под тягой

      Нельзя нагревать легковоспламеняющиеся вещества на открытом огне

      При нагревании жидкости в пробирке, надо сначала прогреть всю пробирку и держать ее под углом 30-45 0

    14.

    Определение характера среды раствора кислот и щелочей с

    помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)

    Получение газов

    Уравнение реакции получения

    Проверка

    Как собирать

    O 2

    2KMnO 4 → K 2 MnO 4 +MnO 2 +O 2 (2 2NH 4 Cl+Ca(OH) 2 → CaCl 2 +2NH 3 +2H 2 O (t 0 )

    Синеет влажная лакмусовая бумажка

    Примечание: Н 2 О(+) можно данный газ собирать методом вытеснения воды,

    Н 2 О(-) нельзя собирать методом вытеснения воды

    Лакмус

    Метиловый оранжевый

    Фенолфталеин

    Красный

    Розовый

    Бесцветный

    Фиолетовый

    Оранжевый

    Бесцветный

    Синий

    Желтый

    Малиновый

    Т.е. для определения кислой среды нельзя использовать фенолфталеин!!!

    Таблица определения ионов

    Ag + (AgNO 3 )

    Образуется творожистый белый осадок, нерастворимый в азотной кислоте.

    Br -

    Образуется желтоватый осадок

    I -

    Образуется желтый осадок

    PO 4 3-

    Образуется желтый осадок

    SO 4 2-

    Ba 2+ (Ba(NO 3 ) 2 )

    Выпадает молочно-белый осадок, нераств. ни в кислотах, ни в щелочах

    CO 3 2-

    H + (HCl )

    Бурное выделение газа СО 2

    NH 4 +

    OH - (NaOH )

    Появление запаха NH 3

    Fe 2+

    Зеленоватый осадок↓, буреющий

    Fe 3+

    Бурый осадок↓

    Cu 2+

    Голубой ↓гелеобразный

    Al 3+

    Белый ↓ гелеобразный, в избытке щелочи растворяется

    Zn 2+

    Ca 2+

    CO 3 2- (Na 2 CO 3 )

    Белый осадок CaCO 3

    15.

    Вычисление массовой доли химического элемента в веществе

    Массовая доля химического элемента в общей массе соединений равна отношению массы данного элемента к массе всего соединения (выражают в долях единицы или в процентах)

    ω = n Ar (хэ)/ Mr (вещества)(×100%)

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»