Какая форма правления установлена в российской федерации. Россия (государство)

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Статья 1 российской Конституции гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Президент РФ провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти притом, что исполнительная власть прямо возложена на правительство. Вместе с тем Конституция предоставила Президенту РФ как главе государства, обладающему рядом функций, ставящих его над другими властями, в том числе исполнительной, обширные полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия Правительства РФ и других органов государственной власти, а также по формированию правительства, направлению его деятельности. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Президент назначает председателя (с согласия Государственной думы) и членов правительства, принимает решение о его отставке и об освобождении от должности отдельных членов правительства, утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, вправе отменять постановления и распоряжения федерального правительства.
Президент наделен Конституцией и на ее основе федеральными законами определенными полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у главы государства функций исполнительной власти. К их числу, в частности, относятся руководство рядом органов исполнительной власти, внешней политикой, право председательствовать на заседаниях правительства и др.
Кроме того, президент, реализуя свои конституционные полномочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства, осуществляет исполнительную власть на практике, принимая многочисленные указы, обусловленные требованием проведения политической, экономической и социальной реформ, в том числе указы по вопросам, находящимся в компетенции правительства.
Президент может быть отрешен от должности Советом федерации на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда Российской Федерации о наличии в действиях президента признаков преступления и заключением Конституционного суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", принятый 17 декабря 1997 года, закрепил на основе Конституции новое положение Правительства РФ в системе органов государственной власти России как высшего органа, осуществляющего исполнительную власть и возглавляющего единую систему исполнительной власти в Российской Федерации
Конституция изменила принцип взаимоотношений органов законодательной и исполнительной властей, а также характер ответственности правительства перед парламентом. С Государственной думой согласовывается назначение председателя правительства; эта палата вправе вынести вотум недоверия правительству, а председатель правительства поставить перед ней вопрос о доверии.
Конституция, провозгласив принцип разделения властей, вывела правительство из прямого подчинения парламенту, сохранив за Государственной думой контроль в ключевой сфере - бюджетной политике. Правительство представляет Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении, информирует Думу о ходе исполнения федерального бюджета, предоставляет необходимую информацию в Счетную палату РФ при осуществлении ею контроля за исполнением федерального бюджета. В соответствии с Конституцией и ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство дает письменные заключения на законопроекты, требующие финансирования из федерального бюджета, о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другие проекты.
Правительство как высший государственный орган, осуществляющий исполнительную власть, должно исполнять и проводить в жизнь федеральные законы. При этом в законах зачастую не только определяется компетенция правительства в соответствующей сфере, но и содержатся поручения по реализации законов. Деятельность федерального Правительства оценивается и при рассмотрении палатами Федерального собрания практики выполнения конкретных законов.
Как субъект законодательной инициативы правительство обеспечивает подготовку и внесение в Государственную думу значительной части законопроектов. Правительство может направлять в палаты Федерального собрания официальные отзывы о рассматриваемых федеральных законах и законопроектах. Взаимодействие правительства с палатами Федерального собрания обеспечивается полномочными представителями правительства в соответствующих палатах, назначаемыми на должность правительством, и статс-секретарями - заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти.
Председатель правительства или его заместитель дают в устной или письменной форме ответы на парламентские запросы, запросы и обращения членов Совета федерации и депутатов Государственной думы.
Правительство взаимодействует с органами судебной власти, обеспечивает в пределах своих полномочий возможность независимого осуществления правосудия, исполнение судебных решений, участвует в проведении судебной реформы.
В случае признания судами актов правительства или их отдельных положений не соответствующими Конституции, федеральным законам и указам президента правительство принимает решения о приведении указанных актов в соответствие с федеральным законодательством. Конституция предоставляет право правительству обращаться в Конституционный суд с запросами о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов федеральных органов государственной власти, конституций республик, уставов, а также нормативных актов субъектов Федерации, некоторых других правовых актов, определенных Конституцией, с запросами о толковании Конституции, а также в связи с разрешением споров о компетенции.
Конституция определяет Федеральное собрание как законодательный орган. Это означает, что на Федеральное собрание возложена функция издания правовых актов самой высокой юридической силы, выше которой юридическая сила лишь самой Конституции и международных договоров. Федеральное собрание - единственный орган федеральной законодательной власти. Его акты - федеральные законы - не могут быть отменены или изменены никаким другим государственным органом, поскольку соответствуют Конституции. В случаях их противоречия федеральной Конституции они по решению Конституционного суда утрачивают юридическую силу. Акты любых других органов власти не должны противоречить федеральным законам.
Суды олицетворяют судебную власть, являющуюся в соответствии со ст. 10 Конституции одной из трех ветвей государственной власти. Правосудие в России осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. В России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации

Являясь суверенным государством, Российская Федерация самостоятельно устанавливает форму правления, определяющую организацию органов государственной власти и порядок их деятельности.

В Конституции РФ (ст. 1) установлена республиканская форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Эта республиканская форма правления отличается от монархии, которой присуще наследование статуса главы государства.

Республиканская форма правления в большей мере, чем монархическая, соответствует характеру демократического, конституционного государства. Дело в том, что для монархии ее конституционный вариант - такое же искажение ее сути, как для республики - вариант тоталитарный. Поэтому конституционная монархия гораздо ближе по своему существу к демократической республике, чем тоталитарная республика. И наоборот, тоталитарное государство с республиканской формой правления мало чем отличается по своей сути от государства, признанного абсолютной монархией.

Устанавливая республиканскую форму правления в Российской Федерации, Конституция закрепляет следующие ее признаки: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве; ориентация государственного строя Российской Федерации на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму правого или левого толка; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный срок.

Республиканской форме правления имманентно присуща демократия, а демократии - республиканская форма правления. Демократия как равная для всех свобода дополняет республиканскую форму правления. Республика служит этой равной свободе, способствует ее подъему и развитию, включая равномерно распределяемые социальные блага, равные выборы, равный доступ к государственным должностям, к образованию, собственности, к участию в формировании политической воли, а также правовой организации сил, претендующих на правительственную власть.

Различают два основных вида республики - президентскую и парламентскую.

Главная политическая особенность президентской республики заключается в соединении в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Другими специфическими чертами президентской республики являются внепарламентский метод избрания президента (посредством прямых или косвенных выборов) и внепарламентский способ формирования правительства.

В основу системы высших органов государственной власти парламентской республики положен принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет коллективную ответственность за свою политическую деятельность. В парламентской республике, в отличие от президентской, правительство остается у власти до тех пор, пока оно пользуется поддержкой парламентского большинства.

В некоторых современных странах существуют формы правления, сочетающие черты парламентской и президентской республик. К числу этих стран относится и Российская Федерация.

Сочетание признаков президентской и парламентской республик в Российской Федерации выражается в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской формы (наличие председателя Правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения от власти Правительства парламентом и роспуска парламента Президентом).

С момента своего становления в качестве конституционного государства Российская Федерация постоянно двигалась в сторону усиления в ней черт президентской республики. Однако, став в конечном счете по своему характеру президентской республикой, она по-прежнему сохраняет некоторые внешние признаки парламентского государства.

В настоящее время Российская Федерация имеет президентско-парламентскую, или, как иногда ее называют в юридической литературе, "полупрезидентскую" республиканскую форму правления: во-первых, Президент избирается всеобщим голосованием (в этом ее отличие от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства, в-третьих, наряду с Президентом действуют Председатель Правительства и министры, образующие Правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы). Именно названные признаки и характеризуют Российскую Федерацию как "полупрезидентскую" республику.

31. Россия - федеративное государство .

Это означает, что Россия - государство, состоящее из частей, имеющих статус субъектов государства (краев, областей, республик, автономных округов, городов федерального значения). Федеративный характер российского государства проявился пока еще не в полной мере.

Во-первых, потому что субъекты Федерации, сформировав свой государственный механизм, пока собственной судебной системы не имеют. В России существует единая судебная система во главе с Верховным Судом Российской Федерации (Высший Арбитражный Суд возглавляет систему арбитражных судов), рассматривающим все судебные дела в последней инстанции.

Во-вторых, не сформирована субъектами Федерации и своя правовая система. Федеральное законодательство по-прежнему имеет доминирующее значение и касается многих сколько-нибудь значимых вопросов. Законодательство субъектов Федерации невелико по объему и имеет в основном конкретизирующий, вспомогательный характер.

В-третьих, в России хотя во взаимоотношениях с субъектами Федерации и применяется двухканальная система налогов, но используется самый жесткий ее вариант (предприятия сами, а не субъект Федерации в целом, уплачивают налоги в федеральный бюджет наряду с уплатой налогов в бюджет субъекта. Федерации). Кроме того, процентное соотношение налогов федеральных и республиканских (областных, краевых) пока дает крен в сторону федеральных.

Вместе с тем зачатки федерализма в России уже значительны, и, вероятно, в скором будущем мы с полным основанием будем считаться федеративным государством. Искусственная же спешка с созданием федерации может принести только вред. Народы, объединенные в национально-территориальные образования (республики, автономные округа), и население, проживающее на территории краев и областей, должны иметь соответствующие предпосылки для обретения самостоятельности, допускаемой в федерации.

Ст. 1 рос. Конституции гласит: "РФ - Россия есть демократическое федеративное правовое гос-во с республиканской формой правления". Президент РФ провозглашен главой гос-ва, а не главой исп. власти притом, что исп. власть прямо возложена на правительство. Вместе с тем Конституция предоставила Президенту РФ как главе гос-ва, обладающему рядом функций, ставящих его над др. властями, в т.ч. исполнительной, обширные полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия Правительства РФ и др. органов гос. власти, а также по формированию правительства, направлению его деятельности. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Президент назначает председателя (с согласия Гос. думы) и членов правительства, принимает решение о его отставке и об освобождении от должности отдельных членов правительства, утверждает структуру фед. органов исп. власти, вправе отменять постановления и распоряжения фед. правительства. Президент наделен Конституцией и на ее основе фед. законами опред. полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у главы гос-ва ф-ций исп. власти. К их числу, в частности, относятся руководство рядом органов исп. власти, внешней политикой, право председательствовать на заседаниях правительства и др. Кроме того, президент, реализуя свои конституционные полномочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики гос-ва, осуществляет исп. власть на практике, принимая многочисленные указы, обусловленные требованием проведения политической, экономической и социальной реформ, в т.ч. указы по вопросам, находящимся в компетенции правительства. Президент м.б. отрешен от должности Советом федерации на основании выдвинутого Гос. думой обвинения в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда РФ о наличии в действиях президента признаков преступления и заключением Констит. суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Фед. конституционный закон "О Правительстве РФ", принятый 17 декабря 1997 года, закрепил на основе Конституции новое положение Правительства РФ в системе органов гос. власти России как высшего органа, осуществляющего исп. власть и возглавляющего единую систему исп. власти в РФ. Конституция изменила принцип взаимоотношений органов законодательной и исполнительной властей, а также характер ответственности правительства перед парламентом. С Гос. думой согласовывается назначение председателя правительства; эта палата вправе вынести вотум недоверия правительству, а председатель правительства поставить перед ней вопрос о доверии. Конституция, провозгласив принцип разделения властей, вывела правительство из прямого подчинения парламенту, сохранив за Гос. думой контроль в ключевой сфере - бюджетной политике. Правительство представляет Думе фед. бюджет и отчет о его исполнении, информирует Думу о ходе исполнения фед. бюджета, предоставляет необходимую информацию в Счетную палату РФ при осуществлении ею контроля за исполнением фед. бюджета. В соотв. с Конституцией и ФКЗ "О Правительстве РФ" Правительство дает письменные заключения на законопроекты, требующие финансирования из федерального бюджета, о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств гос-ва и др. проекты.

Механизм государства.

Мех. Гос-ва - это совок. организационных форм гос. власти, призванных осуществлять функции гос-ва; он представляет собой систему органов и учреждений, в функциях которых реализуется гос. власть, обеспечивается руководство обществом. В широком смысле механизм гос-ва включает в себя 3 основные части: Гос. аппарат – часть мех. Гос-ва, представляющая собой совок. органов, наделенных властными полномочиями для реализации гос. власти. Гос. учреждения – это такие гос. организации, которые осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций гос-ва в различных сферах: эк, соц., культ. и т.п. Гос. предприятия учреждаются для осуществления хоз. деятельности в целях производства продукции либо обеспечения выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовл. потребностей общества. Кроме того, в структуру механизма гос-ва входят гос. служащие, специально занимающиеся управлением; организационные и фин. средства, а также принуд. сила, необходимая для обеспечения деятельности гос. аппарата. Мех. гос-ва обладает рядом признаков: * это система гос. органов, организующих свою деятельность в соответствии с Конст.РФ, Законом РФ «Об основах гос. службы РФ» и др. фед. законами; * имеет сложную структуру, отражающую место, которое занимают в ней различные виды и группы гос. органов, их взаимозависимость и взаимосвязи; *различны матер. средства, на которые опираются в своей деятельности отдельные гос. органы и без которых не может обходиться ни одно государство. К ним относятся разл. матер. ценности, бюджетные средства, имущество, а также предприятия, учреждения, необходимые для функционирования гос. органов. Принципы организации и деят. мех. гос-ва – это законодательно закрепленные первостепенные идеи и требования лежащие в основе формирования, организации и функционир. мех. гос-ва. Принято различать: общ. принципы, относящиеся к механизму гос-ва в целом, ко всем составляющим его гос. органам; частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья гос. механизма, отдельные органы или группы органов.

Принцип разделения властей.

Разделение властей – принцип организации и деятельности правового государства В Конституции, Осн. Законе гос-ва, закрепляется базовый принцип орг. власти. В РФ им явл. принцип разд. властей . Суть его сод. в том, что: 1) дем. пол. режим может установиться в определенном гос-ве лишь при условии соблюдения разделения функций власти между незав. госуд. органами; 2) выделяют 3 осн. функции гос. власти: зак., исп., суд.; 3) каждая из данных функций должна осуществляться самостоятельно соответствующими органами гос. власти, так как соединение зак., исп.и судебных функций в работе одного гос. органа непременно приводит к ее чрезмерному сосредоточению, что создает возможность установления в стране диктат. полит. режима; 4) каждый гос. орган в процессе реализации одной из трех функций гос. власти взаимодействует с гос. органами др. ветвей власти. Это взаимодействие проявляется в ограничении ими друг друга. Данная схема взаимоотношений получила название системы сдержек и противовесов. В РФ система сдержек и противовесов в соответствии с Конст. имеет следующую структуру. 1. Зак. орган – Фед. Собр. – прин. законы, а также определяет нормат. основу для деятельности всех органов гос. власти, оказывает влияние парламентскими способами на работу органов исп. власти. Важным инструментом влияния на них является возможность постановки вопроса о доверии Правительству. Фед. Собр. в той или иной степени участвует в формир. Правительства и суд. органов РФ. 2. Исп. орган – Прав-во РФ – реализует исполнительную власть в государстве. Прав-во отвечает за приведение к исполнению законов, а также, взаимодействуя с законод. органами различными способами, влияет на законодат. процесс в государстве. Например, оно обладает правом законодат. инициативы. Если законопроекты требуют для исполнения привлечения доп. Фед. средств, то они должны получить обязательное заключение Прав-ва. Президент РФ имеет возможность распустить зак. орган государства, что явл. противовесом, при наличии права постановки вопроса о недоверии Правительству со стороны Ф. Собр. 3. Суд. органы – Конст., Верх. и Высший Арб. Суды РФ – обладают правом законод. инициативы в сфере их ведения. Эти суды разбирают конкретные дела в границах своей компетенции, сторонами которых становятся фед. органы др. ветвей гос. власти. В системе разделения властей на фед. уровне главную роль играет Конст. Суд РФ.

Данное понятие характеризует организацию верховной государственной власти, порядок образования и взаимодействия се органов с гражданами. В ст. 1 Конституции РФ закреплено, что Россия имеет республиканскую форму правления. Это означает, что высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Современная республиканская форма правления зиждется на принципах народовластия (ст. 3), признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 2), разделения властей (ст. 10).

Республики подразделяются па парламентские и президентские. Различаются они главным образом тем, какой орган - парламент или президент - формирует правительство, и, соответственно, тем, перед парламентом или перед президентом отчитывается правительство. Анализ конституционных положений дает возможность характеризовать Россию как президентскую республику, где Правительство формируется Президентом н ответственно перед ним. В соответствии с положениями гл. 4 Конституции РФ

Рис. 12.

Президент РФ наделен и иными весьма широкими полномочиями. Теоретически это обосновывается историческими традициями, менталитетом населения, необходимостью стабилизации общественных отношений, формированием общенациональной идеи.

Вместе с тем и Федеральное Собрание - российский парламент - имеет ряд полномочий в данной сфере. В частности, Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение председателя Правительства РФ, решает вопрос о доверии Правительству РФ, заслушивает ежегодные отчеты Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой, выдвигает обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности (ст. 103 Конституции РФ). В связи с этим представляется целесообразным продолжать обсуждение проблемы о возможности использования в качестве формы правления в современной России президентско-парламентской республики, в которой сильное, подлинно самостоятельное правительство формируют и президент, и парламент при участии крупных политических партий, а контролируют правительство президент и парламент.

Президентско-парламентская форма правления повысит управленческие возможности государственной власти, усилит роль коллегиальных органов - парламента, судов и в особенности Правительства РФ, но сохранит существенные, разумные позиции президента.

Форма государственного устройства

Россия в соответствии с ст. 1 Конституции РФ - федеративное государство, особенностями которого являются огромная территория, многонациональное население, множество субъектов Федерации, существенные различия социально-экономического развития регионов, политическая и правовая асимметрия.

В состав России входят 83 субъекта Федерации с разным конституционно-правовым статусом: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), одна автономная область (Еврейская) и 4 автономных округа. Среди них только республики определены как государства (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ). Они обладают рядом прав, отсутствующих у других субъектов (например, установление собственных государственных языков). Вместе с тем во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ равноправны.

Главной здесь выступает проблема нахождения и поддержки оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлением регионов к большей самостоятельности. Всякие перекосы весьма опасны. Безмерное усиление федеральной власти - путь к сверхцентрализму и унитаризму. Следствием чрезмерной самостоятельности регионов могут стать сепаратизм, ослабление и разрушение государственности. Отсюда вытекает задача науки и практики - найти такую форму государственного устройства современной России, которая обеспечила бы эффективную управляемость, гармоническое развитие и укрепление федеративного государства в целом и всех субъектов РФ.

Россия является конституционной федерацией, в основе которой лежит Конституция РФ. Федеративный договор 1992 г.1, ряд двусторонних договоров, соглашений между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ не меняют конституционной природы федерации. Часть 2 раздела второго Конституции РФ установила приоритет Конституции по отношению к нормам договоров.

Субъекты РФ обладают государственной самостоятельностью, пределы которой установлены Конституцией РФ. Они имеют собственную территорию, являющуюся частью территории РФ. Они принимают конституции (республики), уставы (другие субъекты РФ), законы и иные нормативные правовые акты, учреждают собственные органы государственной власти, включая высшие органы законодательной (представителъной) и исполнительной власти. Субъекты РФ имеют в собственности имущество, необходимое для осуществления собственных полномочий. Они вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи с субъектами иностранных федераций, административно-территориальными образованиями иностранных государств, вправе участвовать в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели.

Государственная самостоятельность субъектов РФ не означает, что они обладают суверенитетом. Они не образуют федерацию, а находятся в ее составе, не обладая правом на сецессию (односторонний выход из состава федерации). Отсутствие у субъектов РФ государственного суверенитета подтвердил Конституционный Суд РФ в постановлении от 7 июня 2000 г. Суд указал, что Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает существования в России какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации.

Государственно-политический режим

Это система способов, методов, идеологических средств осуществления политической власти в целом и государственной в особенности. Конституция РФ устанавливает в нашей стране режим демократии (ст. 1), характеризующийся принадлежностью государственной власти народу, выборностью представительных органов государственной власти (ст. 3), закреплением за гражданами политических и иных прав, свобод и их гарантий (гл. 2), обеспечением идеологического и политического многообразия, многопартийности (ст. 13), наличием конституционно-правовых гарантий реализации провозглашенного демократического режима.

Демократический режим предполагает создание соответствующих условий для проявления экономической, политической и правовой активности граждан и их объединений, для свободы творчества и гласности, вовлечения граждан в обсуждение и решение различных вопросов государственного и муниципального строительства, обеспечения информационной открытости публичной жизни и тайны частной жизни, прозрачности и ответственности за расходование бюджетных средств, деятельности чиновно-бюрократического аппарата.

Федерация, как форма государственного устройства.

Форма государственного устройства и правления в Российской Федерации.

Конституционный строй РФ (понятие, содержание, основные черты). Суверенитет.

Лекция № 3

Конституционный строй - ϶ᴛᴏ форма или способ организации государства, которая обеспечивает его подчинœение праву и характеризует его как конституционное государства.

Основы конституционного строя – главные устои государства, его основные принципы, которые и призваны обеспечить его характер как конституционного.

Конституционный строй РФ

Гражданское общество

ДемократизмПрава и свободы человека

Основы Конституционного строя

Характерные черты для РФ:

· Социальное государство;

· Федеративное государство;

· Суверенное государство;

· Правовое государство;

· Экономическая основа – разнообразие форм собственности;

· Светское государство;

· Республиканская форма правления;

· Разделœение властей.

В конституции основам Конституционного строя посвящена глава первая

Гражданское общество - ϶ᴛᴏ система самостоятельных и независимых от государства общественных инструментов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению.

Суверенитет – обязательный признак любого современного государства состоит в верховенстве государственной власти, её самостоятельности и независимости. Верховенство состоит по сути в том, что:

1). гос. власть распространяется на всю территорию, всё населœение, партии, общ. организации и т.д.;

2). Государственно-властные полномочия принадлежат лишь законодательно установленной системе государственных органов;

3). Государство обладает особыми средствами воздействия (армия, милиция и т.д.);

4). Независимость в решении внешнеполитических вопросов.

Носителœем суверенитета является народ и осуществляет его непосредственно либо через представительные органы власти.

Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населœением, какими методами она осуществляется. Таким образом форма государства определяется формой правления и формой государственного устройства.

В соответствии со ст. 1 Конституции РФ, Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Федеративному устройству посвящена гл. 3 Конституции РФ.

Федеративное государство - ϶ᴛᴏ союз государственных образований, каждое из которых обладает определённой самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.

Федеративное устройство основано на принципах:

Государственной целостности;

Единства системы государственной власти;

Разграничения предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органами гос. власти субъектов РФ;

Равноправия субъектов.

Федеративное устройство определяется конституционно-правовым статусом, который характеризуется:

Суверенитетом РФ;

Территориальным единством;

Единым гражданством;

Наличием единой федеральной правовой системы;

Наличием единой денежной и кредитной системы;

Наличием единых вооружённых сил;

Наличием государственных символов.

Основные принципы РФ:

Добровольность объединœения наций и народностей;

Наличие национально-территориальных объединœений наряду с административно-территориальными;

Государственная целостность и нерушимость границ;

Разграничение предметов ведения между РФ и её субъектами;

Равноправие субъектов РФ.

В РФ – 88 субъектов: 21 республика, 9 автономных округов, 6 краёв, 49 областей, 1 автономная область, 2 города федерального значения.

Форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования её органов, их взаимодействия между собой и населœением, степень участия населœения в их формировании.

В РФ форма правления – республика, ᴛ.ᴇ. высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определённый срок и несущим ответственность перед избирателями.

Парламентская республика – парламент наделён не только законодательными, но и в т.ч. полномочиями требовать отставки правительства. Президент является только главой государства, но не главой правительства. Правительство формируется партией большинства в парламенте.

Президентская – при определённом парламентском контроле формирует правительство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ несёт перед ним ответственность. Обычно нет должности премьер министра, так как зачастую сам президент совмещает две эти должности.

Существуют смешанные формы.

Политический режим, в самом широком понимании - ϶ᴛᴏ методы осуществления политической власти (основные виды – тоталитарное и демократическое).

Форма правления в РФ. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Форма правления в РФ." 2017, 2018.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»