Точка зрения. Парламентский день в Лихославле

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Законодательное собрание Тверской области активно включилось в формирование проектов региональных и муниципальных программ по реализации нового майского указа Президента РФ Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ до 2024 года». Поэтому в новом политическом сезоне областной парламент намерен активизировать поиск новых форм коммуникации с избирателями. Одной из таких форм призваны стать парламентские дни на территориях региона.

Участие в первом парламентском дне, прошедшем в Лихославльском районе, приняли председатель Законодательного собрания Сергей Голубев, председатели постоянных комитетов, депутаты и сотрудники аппарата областного парламента, а также главы поселений, руководители организаций и учреждений района. Участвовал в парламентском дне и я.

В рамках мероприятия депутаты посетили две школы, детский сад, центральную районную больницу, ООО «ТверьАгропром», провели ряд встреч. Кроме того, сотрудники аппарата Законодательного собрания приняли участие в приеме граждан, дали юридические консультации.

Безусловно, конструктивное сотрудничество с муниципальным сообществом остается одним из приоритетных направлений в деятельности областного парламента. Законодательное собрание самое серьезное внимание уделяет вопросам оказания методической, информационной помощи муниципалитетам, повышению престижа местного самоуправления. Тем не менее, есть необходимость непосредственно на базе муниципальных образований рассматривать актуальные вопросы социально­экономического развития территорий, на практике знакомиться с существующими проблемами и совместно вырабатывать пути их решения. Масштабные мероприятия в муниципалитетах – это еще одна возможность наглядно и комплексно ознакомиться с тем, как работают законы, которые принимает областной парламент, как они помогают населению и, где требуется, проанализировав ситуацию, оказать помощь. Наконец, это еще и обобщение лучшего опыта, наработок, накопленных на конкретной территории, чтобы внедрить их у соседей.

Лихославльский район в плане бюджетной обеспеченности можно отнести к числу благополучных территорий. И в городе, и в сельских поселениях большое внимание уделяется благоустройству: не случайно район активно участвует в программе поддержки местных инициатив. Здесь имеются собственные культурные и спортивные традиции. Не случайно эта довольно интересная территория была выбрана для проведения первого парламентского дня.

– В рамках сегодняшней работы мы посетили промышленные и социальные объекты. Полагаю, что это будет только в помощь району. Несомненно, такая работа полезна и для самих депутатов. Ведь здесь мы получили бесценный опыт, личное представление о ситуации в различных сферах жизни муниципального образования, – отметил Сергей Голубев. – Одна из задач, которую ставили депутаты, – посмотреть, как расходуются выделенные Лихославльскому району средства областного бюджета, в частности, для подготовки школ к новому учебному году. Кроме того, у нас есть уверенность, что консолидированное депутатское мнение относительно многих сфер жизни территории получит поддержку исполнительной власти, губернатора Тверской области. К примеру, Лихо­славльская центральная районная больница. Здание – одно из самых новых в регионе. Особых проблем здесь нет, хотя, конечно, не все идеально по оборудованию. Но главный вывод, который мы сделали для себя, – нужны конкретные шаги по обеспечению малых городов медицинскими кадрами, прежде всего врачами узких специальностей. Необходимо продумывать дополнительные стимулы на уровне областных программ.

По моему мнению, как депутата и руководителя постоянного комитета, привлекательностью парламентского дня стало именно живое общение, знакомство с проблемами на месте. В ходе поездки по району мы познакомились с работой крупнейшего предприятия агропромышленного комплекса, обеспечивающего полный цикл производства овощей, – ООО «ТверьАгропром». Среди ключевых вопросов, затронутых в ходе разговора депутатов с руководством комплекса, – предоставление дотаций. Сейчас установилась низкая цена на картофель, и это основная проблема для ООО «ТверьАгропром». Здесь очень большие трудовые затраты в структуре себестоимости продукции. Конечно, предприятие нуждается в поддержке, в том числе и из областного бюджета. И, конечно, надо стараться помогать подобным комплексам, предоставляя такие меры поддержки, чтобы они удержались на нашем рынке.

Итоги парламентского дня показали: это новая форма работы депутатов областного парламента с муниципалитетами. Для меня и моих коллег важно знать, как обстоят дела на территориях, с какими вопросами сталкивается население.

Глава Лихославльского района Наталья Виноградова тоже осталась довольна результатами парламентского дня. По ее словам, район – активный участник адресной инвестиционной программы. Администрация района намерена и далее активно участвовать во всех региональных программах, направленных на развитие муниципальных образований. И поддержка Законодательного собрания здесь очень важна.

– Сегодня депутаты областного парламента получили возможность увидеть, как и куда потрачены полученные из областного бюджета средства. Например, средняя школа № 1. Мы отремонтировали капитально здание начальной школы, на ремонт было выделено 11 миллионов рублей. Депутаты получили возможность лично убедиться в высоком качестве ремонта, – пояснила глава района. – Надеюсь, что областной парламент будет оказывать нам помощь и в дальнейшем. Это даст дополнительную возможность для развития территории, для реализации тех задач, которые стоят перед муниципальной властью.

Первый опыт общения в новом формате можно считать удачным. В рамках наступившего политического сезона в Законодательном собрании планируется целый ряд больших выездных мероприятий. Как объявил Сергей Голубев, парламентские дни планируется проводить примерно один раз в два месяца. И они должны стать доброй традицией.

Сергей ВЕРЕМЕЕНКО, председатель постоянного комитета Законодательного собрания по аграрной политике и природопользованию

«Парламенты могут быть оплотом демократии, важными правозащитниками и могут рассматривать одновременно местные и глобальные проблемы. Через законы и решения об использовании денежных средств они могут внести значительный вклад в достижение целей в области устойчивого развития - нашей программы для мирных и устойчивых к внешним потрясениям обществ на здоровой планете». - Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш

30 июня 2018 года впервые отмечается Международный день парламентаризма. В 1889 году был создан Межпарламентский союз - глобальная организация парламентов. Этот день призван подчеркнуть важность парламентской системы и роль парламентов в улучшении жизни людей во всем мире.

Задачи и функции парламентов

Сильные парламенты являются основой демократии. Они отражают мнение народа, принимают законы, выделяют средства для проведения в жизнь законов и политики и предъявляют соответствующие требования правительствам. Они стремятся к обеспечению того, чтобы политические решения благотворно сказывались на жизни всех граждан, особенно наиболее уязвимых слоев населения. Это достигается посредством принятия соответствующих законов, например законов о насилии в отношении женщин и обеспечении равного доступа к медицинскому обслуживанию.

Парламенты также увязывают международные и национальные повестки дня, гарантируя исполнение правительствами подписанных ими международных договоров и соглашений. Они играют важнейшую роль в осуществлении . МПС тесно сотрудничает с парламентариями всех стран для укрепления их потенциала в этой области.

В постконфликтный период надежные парламенты могут помочь странам наладить мирную жизнь и построить действенную демократию путем разрешения разногласий в обществе на базе диалога и сотрудничества.

Некоторые цифры и факты:

  • В каждой стране мира в той или иной форме действуют представительные органы власти.
  • Парламентские системы делятся на две категории: двухпалатные (с двумя палатами парламента) и однопалатные (с одной палатой). Из 193 государств - членов ООН в 79 странах действует двухпалатная система, а в 114 странах - однопалатная. Таким образом, существующие в мире 272 палаты насчитывают порядка 46 000 членов.
  • Старейший в мире парламент - исландский парламент Альтинг, учрежденный в 930 году.

ТАСС-ДОСЬЕ. 27 апреля в России ежегодно отмечается памятная дата - День российского парламентаризма. Праздник был установлен 27 июня 2012 г., когда президент РФ Владимир Путин внес изменения в федеральный закон "О днях воинской славы и памятных датах России" от 13 марта 1995 г.

Памятная дата призвана "способствовать популяризации деятельности Федерального собрания РФ, а также законодательных органов субъектов Российской Федерации". Впервые официальные мероприятия в День российского парламентаризма прошли в 2013 г. В этот день организуются лекции и выставки, посвященные истории российских выборных учреждений, в школах проходят уроки парламентаризма.

История российского парламента

27 апреля (10 мая по н.ст.) 1906 г. состоялось торжественное открытие первого российского парламента - Государственной думы Российской империи. С 1906 г. по 1917 г. Государственная дума избиралась четыре раза: в 1906, 1907 (дважды) и в 1912 гг. Дважды досрочно распускалась по решению императора - в 1906 и 1907 гг. Общее число депутатов составляло в разные годы от 442 до 524 человек. К ведению палаты относилось принятие законов и утверждение государственного бюджета. Последнее в истории императорской России заседание Думы состоялось накануне Февральской революции 25 февраля 1917 г. Полномочия депутатов были прекращены Временным правительством 6 октября 1917 г.

После свержения монархии в 1917 г. Временное правительство предприняло попытку создания нового парламента. В ноябре 1917 г. в России прошли выборы в Учредительное собрание. Но уже 6 января 1918 г. оно было распущено большевиками. После Октябрьской революции 1917 г. высшим органом государственной власти Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) был Всероссийский съезд Советов. В 1936 г. на смену ему пришел двухпалатный Верховный Совет, состоявший из Совета Союза и Совета национальностей.

В 1988 г. был принят закон о проведении выборов нового высшего органа госвласти - Съезда народных депутатов СССР (прошли с 26 марта по 21 мая 1989 г.), а в 1989 г. - о выборах Съезда народных депутатов РСФСР (прошли 4 марта 1990 г.). 12 июня 1990 г. народные депутаты РСФСР приняли Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. В перерыве между съездами действовали Верховные Советы СССР и РСФСР. Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР (с 26 декабря 1991 г. - РФ) были распущены 21 сентября 1993 г. указом президента РФ Бориса Ельцина.

Федеральное собрание РФ

Новый российский парламент был образован после принятия Конституции 12 декабря 1993 г. Представительным и законодательным органом РФ стало Федеральное собрание, которое состоит из двух палат: Совета Федерации (верхняя) и Государственной думы (нижняя). Госдума в составе 450 депутатов формируется путем общенациональных прямых выборов и представляет население страны в целом. Совет Федерации - 170 человек - выступает как представительство субъектов в федеративном государстве (по одному представителю от законодательного и исполнительного органов власти каждого субъекта РФ). Кроме того, согласно поправке к Конституции РФ от 21 июля 2014 г., у главы государства есть право делегировать в Совет Федерации еще 17 сенаторов.

Первые в новейшей истории России выборы в Госдуму состоялись 12 декабря 1993 г. Затем депутаты избирались 17 декабря 1995 г., 19 декабря 1999 г., 7 декабря 2003 г., 2 декабря 2007 г. и 4 декабря 2011 г. Выборы нижней палаты парламента седьмого созыва состоятся 18 сентября 2016 г.
Дума первого созыва избиралась на 2 года, срок полномочий следующих четырех созывов составил 4 года. Действующий шестой созыв избран на 5 лет. Срок его полномочий истекает в 2016 г.

С 2011 г. пост председателя Совета Федерации занимает Валентина Матвиенко, председателя Государственной думы - Сергей Нарышкин.

Классный час: День Российского парламентаризма

Знакомство обучающихся с историей развития парламентаризма в Российской Федерации;

С полномочиями, структурой и деятельностью Федерального Собрания Российской Федерации, его местом и значением в системе государственного управления в Российской Федерации;

С Конституцией Российской Федерации, ее ролью в жизни граждан страны и развитии современного российского законодательства;

Ход классного часа:

    Организационный момент.

    Вступительное слово учителя:

27 апреля вся страна отмечала праздник – День Российского парламентаризма. Дата празднования приурочена ко дню начала работы Государственной думы Российской Империи. Это историческое событие произошло в 1906 году и стало самым первым демократическим институтом в истории Российского государства. Этот праздник еще весьма молодой, был утвержден в 2012 году с целью привлечь внимание граждан к деятельности Федерального Собрания РФ и законодательных органов региональной власти.

3.Работа с понятиями: Давайте для начала обратимся к понятию: А что же такое парламентаризм? (на доске определение парламентаризма) ПАРЛАМЕНТАРИЗМ- система политической организации государства, при которой четко разграничены функции законодательной и исполнительной властей при привилегированном положении парламента.

ПАРЛАМЕНТ - высший представительный орган власти.

4.Сообщения учеников. История развития парламентаризма в России.

Ученик 1. Появление в России профессионального, постоянно действующего представительного и законодательного органа явилось итогом длительного и противоречивого исторического развития института народного представительства. Отдельные элементы народного представительства существовали в Киевской Руси, Великом Новгороде и Московском государстве.

Ученик 2. Однако первой попыткой учредить регулярные представительные органы считается созыв в 1550 г. Земского собора, принявшего Судебник.

В XVI - XVII вв. (в годы правления Ивана IV, Федора I, Бориса Годунова, в период Смуты, а также при первых Романовых - Михаиле и Алексее) в России формируются и действуют органы сословного представительства - Боярские думы, Земские соборы. В условиях укреплявшегося самодержавия они выполняли функции представительства общественных сил и отражали специфические местные интересы.
Ученик 1. К концу XVII столетия самодержавная власть окончательно берет верх, и институт Земских соборов (равно как и церковных) ликвидируется, но остается в народной памяти и вплоть до начала XX в. (до формирования первой выборной Думы) выступает важным идеологическим символом для различных общественных и политических сил.
Социальный и политический режим, введенный Петром I, по форме и содержанию является отрицанием парламентаризма. В екатерининскую эпоху возникают институты представительства сословий: сначала дворянства, затем купечества. В ходе чрезвычайно благотворных реформ Александра II в России рождается земство - всесословное представительство на уровне уездов и губерний. В 1870 г. формируются городские сословные представительные учреждения - органы городского самоуправления.

Ученик 3. Первая российская революция 1905-1907 гг. заставила власть во главе с Николаем 2 пойти на уступки обществу и создать народное представительство во власти. Наконец, 27 апреля 1906 г. начинает свою работу I Государственная Дума - первый российский общенациональный парламент и демократический институт. (Акцент) Госдума стала нижней палатой парламента, верхней палатой которого был Государственный совет. В здании Зимнего дворца собрались представители различных партий и беспартийные депутаты. Никогда ещё дворец не видел столь различных одежд в своих залах: здесь были военные мундиры, сюртуки, кафтаны крестьян. Депутаты, поддерживающие императора, заняли места справа от председателя Думы, оппоненты расположились слева. Отсюда пошло дальнейшее название – правые и левые. Но Дума оказалась по своему составу совсем не той, которую ожидал увидеть царь. По многим вопросам уже с первого заседания появились разногласия. Дума просуществовала 72 дня и 8 июля 1906 года была распущена. Возглавлял I Государственную Думу профессор Московского университета С.А.Муромцев. За время работы Думы император подписал около 300 новых законов и только 2 из них были проведены через Государственную Думу.» В 1906 - 1917 гг. были избраны четыре Государственных Думы, но лишь одна из них (третья) отработала полный срок – 5 лет.

Ученик 2.Октябрьская революция и последовавшая за ней кардинальная ломка всего государственного устройства выдвинули новый тип народного представительства - Советы, провозглашенные полновластными и единовластными органами народного представительства. Политическая доктрина того периода допускала разделение функций органов управления, но полностью отрицала какое бы то ни было разделение властей. На деле Советы занимали подчиненное положение, уступив приоритет органам партийно-политического руководства обществом и государством. Так, за период с 1930 по 1988 г. Верховный Совет СССР принял на сессиях лишь 1% всех действовавших законов; в основном же он утверждал (списком и единогласно) решения, введенные в действие указами Президиума Верховного Совета СССР.

Однако было бы неправильно видеть в советском периоде только отрицание парламентаризма. Та или иная форма народного представительства может ускорить или затормозить общественное развитие, но не в состоянии отменить его объективных законов. Избрание и периодическое обновление Советов, построенных и действующих на базе единых принципов, способствовало укоренению идеи прямого народного представительства, укреплению государства, восстановлению и сохранению государственного единства в многонациональной стране. Депутаты, сколь бы высокий пост они ни занимали, были обязаны регулярно отчитываться перед избирателями, отвечать на их ходатайства и просьбы. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей депутат мог быть отозван, и такие случаи имели место.

Ученик 4. Политическая эволюция советской формы народного представительства предопределила переход к парламентской форме, основанной на принципе разделения властей. В ходе конституционной реформы 1988 - 90 - х гг. была учреждена "двухэтажная" парламентская система: избираемый всенародно Съезд народных депутатов и формируемый им постоянно действующий двухпалатный Верховный Совет. Выборы Съезда народных депутатов СССР (1989 г.) и Съезда народных депутатов РСФСР (1990 г.) проходили, хотя и не без некоторых архаичных ограничений, но вполне демократично, на альтернативной основе, и стали важным шагом в развитии системы народного представительства. Первый Съезд народных депутатов РСФСР, собравшийся 16 марта 1990 г., провозгласил разделение законодательной, исполнительной и судебной властей "важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства" и принял новую редакцию ст. 6 Конституции РСФСР, устранив из нее упоминание о руководящей роли коммунистической партии. После выборов Президента РСФСР, состоявшихся 12 июня 1991 г., шестой Съезд народных депутатов постановлением от 21 апреля 1992 г. закрепил в Конституции РФ разделение властей как основополагающий принцип организации государственной власти.

Реально страна переживала переходный период, когда, с одной стороны, сохранялся "полновластный" Съезд народных депутатов, а с другой - существовали Президент, двухпалатный Верховный Совет, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды, действовавшие фактически на основе принципа разделения властей. Противостояние обострилось в результате борьбы между Президентом, Верховным Советом и Съездом народных депутатов, разгоревшейся на фоне экономического кризиса, вызванного попыткой проведения радикальных экономических реформ. Провозгласить и закрепить в Конституции принцип разделения властей оказалось значительно легче, чем научиться управлять в соответствии с этим принципом, предполагающим высокую правовую культуру всех участников конституционного процесса.

Ученик 2. Итогом нараставших противоречий стал острый политический кризис сентября - октября 1993 г., завершившийся вынесением на всенародное голосование 12 декабря 1993 г. ныне действующей Конституции РФ. 12 декабря 1993 года прошли выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого созыва

Система органов государственной власти в субъектах РФ, как и в Российской Федерации, строится на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Эти положения закреплены в 10 статье Конституции Российской Федерации.

Законодательная власть в Российской Федерации представлена Федеральным Собранием, которое состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ (от представительного и исполнительного органов государственной власти). Государственная дума состоит из 450 депутатов.

Депутаты являются одним из самых многочисленных звеньев в цепочке принятия законов. Именно он прямо или косвенно (через партии, субъекты государственно-территориального устройства) от имени народа, его избравшего, осуществляет власть.

Учитель: Сфера полномочий парламента

1. В сфере политики в круг компетенции парламента входят формирование правительства .

2. Парламент утверждает ключевые фигуры страны - генерального прокурора, министров, послов, федеральных судей.

3. Парламенту принадлежит главная роль в вопросах объявления войны и заключения мира , ратификации и денонсации международных договоров.

4. В компетенцию ряда парламентов входит и объявление импичмента (официальное обвинение высшего должностного лица) президенту.

5. Контроль за деятельностью правительства .

6. Законодательная компетенция , основная для парламента. Прежде всего, значимость парламента определяется тем, что он наделен полномочиями принимать так федеральные законы.

2. Мини-викторина

2. Какое событие послужило учреждению Государственной думы Российской Империи? (революция 1905 года)

3. Кто возглавил первую государственную думу? (профессор Московского университета С.А.Муромцев)

4. Когда прошли первые современные выборы в Государственную Думу? (12 декабря 1993г. В день всенародного голосования по Конституции).

5.Каким образом устроён парламент в РФ?

1. Как вы оцениваете деятельность представительных органов в начале ХХ века и современных?

2. Какие уроки можно извлечь, оценивая роль Российского парламента?

3. Как вы оцениваете степень зрелости российского общества?

4. Что можно сделать на ваш взгляд в современной России, чтобы стать действительно демократической страной?

    Стихотворения ребят

1. За обычными делами
Всенародный праздник вдруг:
Как не вспомнить про парламент
Про народа верных слуг!

Вам желаем непреклонно
День за днём стране служить,
Только мудрые законы
Претворять в большую жизнь.

Чтоб была полнее чаши
Всенародная казна,
Мы желаем вам почаще
О народе вспоминать.

2..Выступления, обсуждения, регламент,
Заседает целый день у нас парламент,
Голосует за и против, выбирает,
И законы для народа принимает!

В день российского парламентаризма,
Депутаты, вам желаем оптимизма,
Вы в парламенте не спите, не ленитесь,
А для блага, для народного, трудитесь!

День российского парламентаризма -
Праздник новый.
Не каждый готов отмечать его,
Большинство с ним мало знакомы.

Но хочется всем пожелать,
Кто в парламент вхожи,
Законы принимать такие,
Чтоб лучше жилось народу.

В заключении я ещё раз хочу поздравить вас с Днем Российского Парламентаризма! Пусть же каждого из нас переполняет гордость за страну, в которой нам выпала честь жить. За страну, парламент которой выбираем мы с вами.

Спасибо за внимание!

День парламентаризма, самый юный праздник в Российской Федерации был учрежден 27 июня 2012 года, когда были внесены изменения в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Дата празднования – 27 апреля была выбрана в связи с тем, что в этот день в 1906 году начала работу Государственная дума Российской Империи – первый в истории страны демократический институт.

Госдума стала нижней палатой парламента, верхней палатой которого был Государственный совет. После событий революции 1905 года Николай II был вынужден учредить Государственную думу как «особое законосовещательное установление, которому предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений», а также «роспись государственных доходов и расходов» (читай – вопросы бюджета). И сегодня парламент России – Федеральное Собрание – состоит из двух палат: Государственной думы и Совета Федерации. Первые выборы в современный парламент прошли в день всенародного голосования по Конституции, то есть 12 декабря 1993 года. Задумывалось, что установление нового праздника будет способствовать привлечению внимания населения к деятельности Федерального Собрания РФ и законодательных органов власти в регионах.

Сегодня мы с полным основанием имеем право утверждать, что в нашей стране создана государственная система, отвечающая практически всем современным критериям парламентаризма. Она включает в себя: органы представительной власти всех уровней от двухпалатного Федерального Собрания, состоящего из Совета Федерации и Государственной Думы, до региональных парламентов и муниципальных советов; сопряжённую с ними исполнительную власть, независимую судебную власть, свободные средства массовой информации, разнообразные институты гражданского общества. Всё это в целом – без преувеличения, достижение исторического характера, можно сказать, наше общенациональное достояние, которое следует беречь и развивать.

Российская демократия – это молодая демократия, развивающаяся, а парламентская система России – не застывшая форма правления, а живая, чуткая к социальным и экономическим переменам социально-политическая ткань. Вот почему проблема повышения эффективности деятельности законодательных органов всех уровней, как основных представителей интересов российского общества остаётся весьма актуальной.

Примечательно, что только в прошлом году в Государственную Думу поступило более 1570 законопроектов, из которых около 400 стали законами. Эксперты отмечают постоянный рост активности депутатской фракции партии «Единая Россия». Она вносит подавляющее число законопроектов и также доминирует по количеству принятых законов, инициированных ею. В шестом созыве результативность «Единой России» в 4 раза перекрывала результативность других парламентских фракций.

Общепризнано, что развитие парламентаризма невозможно без укрепления доверия граждан к институтам власти. Если это доверие снижается или утрачивается, то демократия перестаёт существовать как таковая. Именно на укрепление такого доверия и осуществление новых принципиальных шагов направлена проводимая в стране политическая реформа. Поэтому большое значение имеет принятый в 2012 году новый закон о партиях, количество которых выросло многократно. Они представляют широкий политический спектр. Свои (часто даже не одну, а несколько) партии создали коммунисты, социал-демократы и либералы, националисты и экологи, защитники прав женщин и казаки, автомобилисты и пенсионеры, спортсмены и предприниматели, монархисты и анархисты, учёные и садоводы … Несомненной положительной стороной этого процесса является рост гражданской активности, который, как можно надеяться, дополнится ростом политической культуры многих социально активных групп населения. В связи с тем, что партийная система в стране находится в стадии транзита, постоянно развивается, в упомянутый закон в марте текущего года были внесены назревшие изменения.

Другим принципиально важным политическим событием последнего периода явилось создание движения Общероссийский народный фронт, лидером которого стал Владимир Владимирович Путин. Рамки этого надпартийного движения позволяют объединить многогранные интересы граждан в единое целое и тем самым задать общий согласованный вектор движения нашего общества.

Ещё одна очень важная новация нашей политической жизни – возврат к смешанной системе выборов в Государственную Думу. Это логичное следствие динамичного развития гражданского общества в стране. Появление большого количества общественных, некоммерческих, благотворительных, добровольческих организаций сформировало значительную, новую для нашего общества страту общественных деятелей. Они далеко не всегда «вписываются» в существующие партийные рамки, а значит, и в правила, по которым проводились выборные кампании. Между тем эта значительная интеллектуальная сила вполне может стать важным резервом роста национальной политической, экономической и культурной элиты. Уже сегодня члены ОНФ принимают активное участие в формировании Государственной Думы, региональных парламентов, муниципальных советов. Одномандатные округа – это поле для их вхождения в политическую жизнь и одновременно новый этап в развитии гражданского общества России, очередной шаг в дальнейшем развитии всей политической системы.

Серьёзные изменения претерпел и порядок формирования Совета Федерации. Цель изменений – обеспечить максимально возможное в соответствии с нормами действующей Конституции участие граждан региона в решении вопроса об их представителях в верхней палате парламента. Сегодня представлять законодательный орган региона в Совете Федерации сможет только один из депутатов, делегированный туда большинством депутатов регионального парламента. Другими словами, это стали люди, прошедшие через региональные выборы и известные избирателям.

Более того, избиратель в регионах получил возможность уже на самой ранней стадии избирательной кампании знать о том, кого потенциальный глава региона по согласованию с региональным парламентом направит в верхнюю палату в случае своего избрания. Примечательно, что теперь члены палаты представителей высшего законодательного органа страны избираются на весь срок полномочий главы и парламента региона, что придает стабильность Совету Федерации, необходимую для реализации возложенных на него Конституцией ряда важнейших функций, в чём можно было убедиться на примере событий вокруг Крыма, решения о направлении группировки Военно-космических сил России в Сирию.

Очень важно, что в нашу политическую жизнь вернулась практика выборности губернаторов. Её временная отмена в начале столетия была вызвана серьёзными причинами. Когда Владимир Владимирович Путин впервые был избран Президентом России, страна, по мнению многих экспертов и политиков, находилась на грани распада. Ныне многие угрозы отодвинуты, положение внутри страны и на международной арене заметно укрепилось, выросла политическая культура, окрепло гражданское общество. Выборность нужна не только жителям того или иного региона, но и самим главам регионов. Она заставила их более чутко прислушиваться к общественному мнению, оперативно реагировать на запросы людей. Выборность повышает авторитет и вес губернаторского поста, позволяет руководителю региона в ходе выборов получить значительное число сторонников, тем самым повышая его вес и авторитет на федеральном уровне.

Как в целом система управления страной, так и парламентаризм как система демократии не может успешно функционировать без выработки и реализации мер по укреплению взаимодействия федеральных и региональных законодательных органов. Связующим звеном между ними стал Совет законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации – совещательный орган, не имеющий аналогов в других странах, даже в тех, где история демократического строя насчитывает уже многие десятилетия. Его создание усилило конструктивный диалог палат федерального парламента и законодательных собраний регионов.

Безусловно, парламентаризм как принцип и форма политической жизни не заканчивается на границах того или иного государства. Он реализуется в двусторонних и многосторонних парламентских связях, международных организациях, влияет на них и, в свою очередь, испытывает на себе их воздействие. В этом плане трудно переоценить значение, которое имеет для российского парламентаризма, его обогащения и развития участие нашего парламента в деятельности Межпарламентской ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств, в разработке законодательной базы для функционирования Таможенного союза и в целом – в процесс гармонизации законодательства стран СНГ.

Суммируя вышеизложенное, можно смело утверждать, что за короткий период в нашей стране осуществлена крупномасштабная политическая реформа, направленная на дальнейшее развитие и совершенствование демократической политической системы.

Предстоящие парламентские и президентские выборы станут очередным этапом этой непростой работы. Возможно, жизнь и будущая политическая практика заставят что-то усовершенствовать, что-то пересмотреть, однако это один из непреложных законов функционирования демократических политических систем. В них нет места застою, раз и навсегда найденным решениям. Так, серьёзная законодательная работа будет продолжена в плане повышения уровня муниципального управления, самого близкого к людям, их повседневным нуждам и запросам.

Нельзя не учитывать и международную обстановку, оказывающую непосредственное влияние на обстановку внутреннюю, в которой и происходит развитие российского парламентаризма. По существу, сегодня против России объявлена война. Война беспощадная, жестокая. И хотя вражеские танки не громыхают по нашим дорогам и улицам наших городов, а небо не разрывает гул пролетающих боевых самолетов, никого это не должно вводить в заблуждение. Наша страна в доктринальных документах Вашингтона названа в числе главных угроз ее национальной безопасности наряду с террористической группировкой «Исламское государство» и лихорадкой Эбола. То, что сейчас Запад предпринимает против России, является новой формой войны, получившей название сетецентричной, с широким использованием организационного оружия, подрывных информационно-психологических операций, подготовкой к развертыванию на нашей территории диверсионно-террористических групп противника в лице не только спецподразделений Североатлантического альянса, но и боевиков-джихадистов.

Одним из элементов этой войны выступает оголтелая критика нашего национального лидера Владимира Путина, поддерживаемая оппозиционными силами в самой России. Это даже критикой назвать нельзя. Это огульное критиканство, за которым просматривается одна цель – полное уничтожение нашей страны. Она не имеет ничего общего с конструктивной критикой в его адрес, уместной и даже обязательной, идущей на пользу развития России.

Нашим ответом должны стать предстоящие в сентябре выборы в парламенты всех уровней и муниципальные органы представительной власти. От того, кого мы изберем, кто получит депутатский мандат на предстоящие несколько лет, насколько вновь избранные будут обладать компетентностью, умением отстаивать нравственные и идейные ценности своего народа, своей страны, во многом и будет зависеть, каким путем пойдет Россия, а вместе с ней и наша республика как неотъемлемая часть Российской Федерации, сможем ли мы устоять перед лицом непростых испытаний.

7 апреля Президент России Владимир Владимирович Путин во время встречи с участниками медиафорума Общероссийского народного фронта рассказал о России своей мечты. «Она должна быть самостоятельной, мощной, эффективной, современной, устремленной в будущее», – отметил он. И добавил, что видит Россию страной, «где жить комфортно, приятно и престижно». Так давайте же обустраивать нашу страну сообща.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»