Социологические идеи м.м.ковалевского. Ковалевский в истории социологии

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кубанский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)

Кафедра социологии

М.М. Ковалевский «Природа социологии»

Краснодар 2014

Введение

Максим Максимович Ковалевский (1851-1916) является крупнейшим русским буржуазным социологом, историком, этнографом и правоведом.

Непосредственно к социологической тематике относятся следующие работы Ковалевского: «Современные социологи» (1905), «Очерк развития социологических учений» (1906), «Социология» в двух томах (1910), «Современные французские социологи» (1913), «Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства и религии» (1914).

Г.В. Плеханов относил Ковалевского к числу людей, сделавших своими трудами существенный вклад в общественную науку; он принадлежит, писал Плеханов, к кругу «очень немногих русских авторов, сочинения которых могут быть признаны серьезными социологическими исследованиями».

В социологии Ковалевский уделял наибольшее внимание: 1) связи социологии с историческими науками; 2) сравнительно-историческому методу исследования, 3) многофакторной основе общества; 4) социальным закономерностям и прогрессу, а также широкому кругу проблем, относящихся к происхождению главных социальных институтов («генетическая социология»).

Социология Ковалевского сложилась под воздействием многих идейных течений. Прекрасно зная социологическую мысль Запада и России, имея личные контакты с известными социологами, активно участвуя в работе социологических организаций и журналов, Ковалевский был в курсе всей социологической жизни.

В 70-х годах во Франции, где тогда жил Ковалевский, произошло его широкое знакомство с философией Конта, начатое еще в годы студенчества. Большую роль в этом сыграла дружба с русскими" социологами Г.Н. Вырубовым и Е.В. Де Роберти, которые активно проповедовали позитивизм во Франции. Личные встречи со Спенсером еще более укрепили в Ковалевском позитивистскую методологию.

Через все годы Ковалевский пронес верность идеям классического позитивизма. Называя Конта «отцом социологии», ее «творцом», он считал, что вопросы, которые ныне выдвигает социология, «в зародыше или уже в более или менее развитом виде могут быть найдены еще у Конта». Наряду с Контом к «духовным отцам» XIX в. Ковалевский относил Спенсера. Ковалевского привлекал в позитивизме его подход к развитию общества как к закономерному процессу, идея социального прогресса, контовский принцип «консенсуса».

Природа социологии

Отношение ее к философии истории, этике и психологии. Социология изучение о социальной жизни животных. Социальная статика.

Также Конт считал, что общественные феномены управляются известными законами, которые обусловлены массой предшествующих причин. И, таким образом, необходимо различать предмет и характер этих законов, которые в свою очередь требуют различия в условии существования и условии развития общественно-политического уклада. Отсюда происходит деление социологии на социальную статику, которая изучает условия существования человеческих обществ, и социальную динамику, которая занимается исследованием условий прогресса этих обществ.

Таким образом, Огюст Конт, определив данную науку как «социальная физика», делал упор на необходимость восстановления порядка и развитие идеи прогресса, которая сводится к закону трех стадий, т.е. переходу человечества от мышления теологического к метафизическому, а от последнего - к позитивному, или научному. И так же, Конт определил метод для данной науки - обратная дедукция.

В настоящее время социология имеет большую распространенность - в большинстве ВУЗов существует кафедры социологии; издается большое количество журналов, посвященных социологии. Но возникает вопрос - остаются ли современные социологи верными тому учению, которому держался ее творец?

Максим Ковалевский, исследуя область литературы и преподавания социологии, говорит о том, что большинство еще держится того толкования природы и задач социологии, которому следовал Огюст Конт.

Карл Эльвуд, профессор Миссурийского университета, говорил о том, что в понимании природы социологии необходимо несколько изменить подход. Так, он предложил изменить порядок на организацию, а прогресс на эволюцию. Эльвуд аргументировал данное изменение следующим образом: « Понятия организация и эволюция шире, нежели порядка и прогресса. Порядок предполагает устойчивое, прочное и гармоническое состояние тех элементов, из которых слагается общество, тогда как организация мирится со всяким расположением частей общества; в русском обществе, как и во всяком другом, имеется организация, но говорить, что все элементы, входящие в его состав, находятся в гармонии, было бы, без сомнения, слишком смело».

Так же необходимо внимательно изучить термин «прогресс», под которым Конт подразумевал поступательный ход развития общества, и применить к жизни общества. Эльвуд рассуждает так: « можно ли сказать, что поступательный ход общества имеется налицо, т.е. что общество прогрессирует качественно, понимая под этим уничтожение или сокращение общественных недугов и увеличение положительных сторон общежития? Нет. Гораздо лучше поэтому вместо термина «прогресс» употреблять более неопределенный - «развитие», т.к. в данный термин не входит необходимо переход перехода от худшего к лучшему, составляющий содержание понятия прогресса. Прогресс - это усовершенствование, тогда как эволюция говорит о всяком изменении».

Таким образом, можно сказать, что современные социологи остаются верны пониманию социологии, как науки о порядке и прогрессе или, точнее, организации и эволюции общества.

Максим Ковалевский считает, что необходимо сопоставить социологию с другими общественными науками, чтобы понять природу социологии. Также Ковалевский отмечает, что существует множество мнений и попыток доказать, что социология не нужна как наука, она лишь пытается занять место других наук. Так, например, выдающийся историк Фюстель де Куланж считал, что областью научного исследования социологии давно занимается история.

Несомненно, дисциплины социология и история имеют общие точки пересечения - в обеих науках происходит изучение причинной связи явлений. Но это не означает, что «социология прикрывается историей». В отличие от истории, которая учитывает конкретные факты, но при этом не исследует их влияния на общий уклад жизни общества, социология, отвлекаясь от массы конкретных фактов, главной задачей ставит «раскрытие причин покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой».

Другим критиком социологии как науки является профессор философии истории П.Барт, который считал, что «вместо создания новой науки об обществе и условиях его порядка и прогресса, можно удовольствоваться философией истории». При внимательном изучении данного высказывания, Ковалевский приходит к следующему: « философия истории не имеет в виду считаться с условиями, в которых устанавливается порядок в обществе, она не задается вопросом о том, что нужно, чтобы элементы общества находились в гармоническом между собой сочетании… а, говоря о прогрессе, философия истории сводится к тому, что если и имеется прогресс в человеческом обществе, то лишь потому, что Всевышний, видя, что человек не может найти пути к совершенству, управляет им и устраивает все к лучшему». Но таким объяснением поступательного движения общества современная социология не может удовольствоваться.

Профессор Е.В. де Роберти может считаться одним из наиболее выдающихся представителей той точки зрения, которая отождествляет социологию с этикой: « Этика - есть мораль, ставшая абстрактной социологией…, биология - наука о законах органической жизни, социология, или мораль, - наука о законах социальной жизни». Итак, можно прийти к заключению, что для профессора де Роберти нет различия между этикой и социологией. Максим Максимович Ковалевский формулирует свою позицию о сказанном следующим образом: «Такое отождествление морали с социологией, возможно, разумеется, только под условием понимания социологии в смысле, совершенно отличном от смысла О.Конта. Мораль - учение о нравственном поведении, которое, несомненно, отвечает одновременно требованиям порядка и прогресса, иначе говоря, гармонии общественного уклада и его постепенному росту. Моральным, разумеется, можно признать только поведение, клонящееся ко благу общества, и в этом смысле нельзя не отнестись с полнейшим сочувствием к основной идее франко-русского писателя». При этом автор поясняет: «Из этого, однако, не следует, что раскрытие элементов, необходимых для блага общества, составляет задачу этики, или морали, потому что поступательный ход общества зависит не только от одного накопленного знания, а от многообразнейших причин биосоциальных … одна социология может поставить себе целью раскрытие всех этих причин в их взаимодействии». Мораль же должна, по мнению Ковалевского, делать выводы из законов социологических правил поведения, способствующих гармоничности общественного строя и возможности его совершенствования.

Одни утверждают, что место социологии занято этикой, другие - историей, третьи - психологией. Представителем последней теорией Ковалевский выделяет Тарда. По мнению Тарда, социология покрывается психологией, и именно той частью, которая известна под названием психологии коллективной, или групповой. Вся психическая деятельность коллективных групп сводится к индивидуальному открытию или изобретению, затем к образованию подражательного процесса, благодаря которому эти индивидуальные открытия становятся достоянием масс и, наконец, к последнему и наименее необходимому - столкновению между открытиями, причем одно открытие берет верх над другим. Так, Тард приводит в пример изобретение освещения. Изначально, это изобретение принадлежало русскому ученому - Яблочкову. Гораздо позже появился Эдисон со своим изобретением. Возникло два потока подражания. И в связи с тем, что открытие Яблочкова было менее удобным, чем у Эдисона, победу одержало изобретение Эдисона. В этом примере Тард видел универсальный закон социологии. Т.е. вся задача социологии сводится к изучению взаимодействия подражания и тех противоречий, какие они встречают на своем пути.

Максим Максимович Ковалевский со многими положениями Тарда был не согласен, а именно: религия, правительство, обычай и т.д., имели отправным пунктом провиденциальную семью, а все остальные семьи шли по ее стопам; люди начинают подражать не внешней, а внутренней стороне того или иного открытия; развитие общества сводится к постоянному заимствованию народами друг у друга. Ковалевский считает, что единственное, в чем народы действительно подражают друг друга - это область науки и техники. В остальном же - они приспосабливаются к новым требованиям. «Приспосабливают их, видоизменяя». «Единственное, с чем я совершенно согласен с Тардом, - пишет Ковалевский, - это то, что всякое открытие есть видоизменения, результат счастливого сочетания в могучем уме никогда дотоле не сходившихся между собой мыслей». При этом, Ковалевский поясняет: « но чтобы эти новые завоевания человеческой мысли могли быть применены к жизни, надо, чтобы общественная среда благоприятствовала им».

Таким образом, можно сделать вывод: в основании всякой социальной эволюции мы находим изменение коллективной психологии. Этого достаточно, чтобы признать, что основы социологии не могут лежать вне психологии. Психология, по мнению Ковалевского, должна занимать место рядом с биологией и в тесной зависимости от нее, но под условием, чтобы вопросы так называемой коллективной психологии были включены в сферу социологии.

Биология также должна, по мнению Максима Максимовича Ковалевского, уступить социологии одну область вопросов - область так называемой социальной жизни животных, потому что вопросы, связанные с этой областью, прямо входят в задачи социологии. Сазерланд в своем сочинении « О происхождении нравственного чувства одинаково у животных и у человека» представил весьма убедительный пример тому, насколько обращение к миру животных облегчает понимание генезиса некоторых ранних общественных институтов, например, преобладающей роли матери в первобытной семье, корень чего лежит в ее близком общении с подрастающим поколением. Эта близость вызывает зарождение нравственного чувства самопожертвования, прежде всего в отношении матери к детям, а только потом в отношениях к ним отца.

Социологу необходимо учитывать данные статистики, демографии, религиозный фактор обществе, будь то наличие католицизма или протестантизма, существования или не существования целибата и монастырей.

Объяснение эволюционному процессу, происходящему в области изучаемых ими явлений, не может быть дано без содействия социологии. А из этого следует тот вывод, что конкретные науки об обществе, поставляя социологии материал для ее умозаключений, в то же время должны опираться своими эмпирическими обобщениями на те общие законы существования и развития, какие призвана устанавливать социология, как наука о порядке и прогрессе человеческих обществ.

генетический жизнь контовский социальный

Понятие генетической социологии и ее метод

Генетическая социология - эта часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается вопросом о происхождении общественной жизни и общественных институтов, таких как: семья, собственность, религия, государство, нравственность и право.

Материалом для ее построения служат данные этнографии о «диких и варварских» племен. Так Летурно говорил, что « без помощи этнографического материала немыслимо было бы заглянуть в далекое прошлое истории народов, так как все это прошлое лежит за рубежом письменности».

Сравнительная этнография дает возможность изучить историю народов в далеком прошлом. Так, например, Ковалевский говорит о жизни диких племен, которая проходит в междоусобицах; они вызываются фактами нанесения материального вреда членами одного племени членам другого или в пределах одного и того же племени - членам одного его подразделения членам другого. Подразделения принято обозначать словом «роды», то и вызываемая частыми насилиями вражда, носит наименование родовой вражды. Спрашивается, можно ли говорить о том, что на основании факта отсутствия у дикарей системы публичных наказаний и передачи в руки обиженного и его родственников заботы о кровном возмездии, можно сделать заключение о том, что в ранний период общественной жизни культурных народов, господствовала та же система родового самоуправства. Ответить утвердительно на этот вопрос можно лишь в случае того, что в следующую эпоху - эпоху письменности в «народном эпосе» сохранился отклик однохарактерных явлений.

Максим Максимович говорил, что «Вера в существование мира невидимого, духовного и в его общении с миром земным, а также вера в роль посредническую роль между обоими мирами особых лиц - магов - принадлежит к числу тех, которые встречаются у самых отсталых народностей земного шара. И вновь возникает вопрос: может ли нам помочь этот факт для изучения прошлого?» Само по себе нет, но лишь при сопоставлении этих догадок с подтверждением в заключениях, к которым нас приводят старинные памятники, письменности, суеверия, пословицы, поговорки.

Таким образом, Ковалевский приходит к выводу о том, что всякому, занимающемуся генетической социологией, предстоит обращение к разным научным дисциплинам описательного характера и ко взаимной проверке выводов, добытых каждой из этих дисциплин в отдельности.

Ковалевский в своей работе доносит до читателя мысль о том, что метод « смотреть на мир нужно не в увеличительное, а в уменьшительное стекло» имеет свои опасности, при этом методе «немудрено свести к общей причине факторы местные и временные» (пример о христианских часовнях в Сванетии).

Максим Максимович говорил о том, что при изучении любого этнографического или историко-легендарного материала, исследователю необходимо быть предельно внимательным и осторожным при построении гипотез и вытекающих из них следствий и предположений. « По указанию тех, кто собирал легенды дикарей, сказания об их происхождении обыкновенно преследуют определенную цель истолкования и оправдания установившегося у них порядка».

Эдуард Тейлор предлагал распространить на этнографию статистический метод, т.е. исследователь собирает факты, доказывающие существование известного верования или обычая у определенного числа народностей. И если существуют племена, у которых таких верований или обычаев нет, то их следует посчитать. Разность между обеими цифрами укажет, какие порядки нужно считать господствующими, а какие - исключением из общего правила. Но для того, чтобы использовать данный метод, необходима уверенность в том, что, ни одну народность при подсчете не пропустили и относительно всех и каждой из них уже имеются одинаково подобранные данные. О многих народах до сих пор нет сведений, а многих - уже и не существует.

Этот метод можно применить к этнографии, при условии самого детального изучения различных сторон жизни тех народностей, в быте которых приходилось искать ответа на вопрос о причинах наличности или отсутствия известного явления.

«В древнейших памятниках письменности и права, как и в более поздних по времени, но столь же архаичных по содержанию, религиозных кодексах и сборниках гимнов и заклинаний, можно найти ряд пережитков», считает Ковалевский. «Они раскрывают перед нами если не все, то, по крайней мере, некоторые стороны более старинных порядков. Средневековые источники права, как жития святых, хроники, эпопеи и т.д. дают не менее обильный материал. И выводы, добытые путем изучения, должны быть сопоставлены с теми, какие дает нам сравнительная этнография. И из этого сопоставления у нас получится уверенность и в архаичности известных норм и верований, и в их распространенности в отдаленные периоды жизни человечества».

Условием правильности выводов будет также их согласованность между собой. «Очевидно, что нельзя признать первичными такие порядки, какие стоят в прямом противоречии или с низким уровнем психической деятельности, необходимо составлявшей особенность первобытного человечества в той же мере, как и современных дикарей, или с материальными условиями его и их жизни».

Таким образом, Ковалевский Максим Максимович делает вывод по написанной работе: «Все стороны общественной жизни тесно связаны между собой и воздействуют друг на друга.

Раскрыть это взаимодействие в прошлом и объяснить зарождение верований и учреждений, и составляет ближайшую задачу всякого социолога, всего же более того, кто посвятил свой труд генетической социологии».

Заключение

Обращение Ковалевского к отдельным наукам ради социологического изучения общества сказалось на понимании самого предмета социологии. Социология для Ковалевского «является синтезом результатов, полученных конкретными: общественными науками». Сравнительная история права, история учреждений, этнография доставляют социологии огромный материал для ее общих построений.

Частные науки (история, этнография, право и др.), по мнению Ковалевского, способны дать лишь эмпирические обобщения. В отличие от них социология отвлекается от случайных событий и указывает общую тенденцию, ее основная цель - «раскрыть причину покоя и движения человеческого общества, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой».

Предмет социологии, как его давал Ковалевский, почти тождествен с контовским определением. Если для французского позитивиста социология есть наука о порядке и прогрессе человеческого общества, то у Ковалевского это наука о его организации и эволюции. Различие в определениях вызвано стремлением русского социолога найти более широкие понятия, которые включали бы в себя представление о порядке и прогрессе.

В классификации наук Ковалевский помещает социологию вслед за биологией и психологией, как это делало большинство позитивистов. Биология, считал Ковалевский, должна уступить социологии вопросы, связанные с социальной жизнью животных, а из психологии необходимо взять проблемы, относящиеся к коллективной, или социальной, психологии. В его социологии происходило сложное переплетение экономических, биологических и психологических факторов.

Ковалевский придавал большое значение сравнительно-историческому методу (он называл его историко-сравнительным), считая его наиболее научным, способным открыть законы социального движения, наметить основные этапы развития общества.

Сравнительно-исторический метод, по мнению Ковалевского, требует выделять у различных народов определенные группы, сходные по своим политическим, юридическим, историческим и т.п. процессам. Он позволяет устанавливать факт прохождения различными народами и государствами одинаковых стадий развития, поэтому объектом наблюдения должны быть не отдельные исторические явления, а «эволюции форм общественной жизни всего человечества.

Введение

В год 90-летия

Санкт-Петербургского Политехнического Института

нельзя не вспомнить о выдающемся лекторе - Максиме Максимовиче Ковалевском. К этому человеку по праву применимы эпитеты: блестящий, выдающийся. Широк круг его интересов: история, право, социология, политология. Сейчас, когда в нашей стране возрождается цивилизованная политическая и общественная жизнь, особую ценность приобретают уроки деятельности Максима Максимовича, его работа в 1-й Государственной Думе и Государственном Совете.

Биография М.М. Ковалевского

Максим Максимович Ковалевский родился 27 августа 1851 года (по старому стилю) в состоятельной дворянской семье.

Род Доленго-Ковалевских, к которому принадлежал Максим Максимович, перешел из Польши в Россию в 1650 году и осел в Харьковской губернии. Отец Ковалевского, тоже Максим Максимович, был полковником Кирасирского полка и участвовал в Отечественной войне 1812 года и в войнах 1814 - 1815 годов.

После выхода в отставку Максим Максимович старший поселился у себя в имении в Харьковском уезде и стал заниматься хозяйством. Он 25 лет предводительствовал у себя в уезде, возложив воспитание сына на свою жену, Екатерину Игнатьевну, которая была на 25 лет моложе его. Это была умная и необыкновенно сердечная женщина, получившая хорошее эстетическое воспитание. Она всецело посвятила себя заботам о сыне и была его первым учителем чтения и письма. Со своей стороны Максим Максимович отвечал матери нежной привязанностью и сердечной преданностью, он сохранил к ней любовь неизменной в течение всей своей жизни. Педагогический талант Екатерины Игнатьевны рано развил в нем вкус к истории и этнографии. Немецкому и французскому языкам его обучали гувернантки. Был также приглашен гувернер, швейцарец, с которым он прошел на французском языке курс древней и средней истории, мифологии и истории французской литературы.

Вскоре после смерти отца, Екатерина Игнатьевна собралась отдать Максима Максимовича в гимназию, но он оказался совершенно неподготовленным, так как не знал латинского языка, славянской грамматики и некоторых отделов Закона Божьего. Имевшихся знаний едва хватало для поступления в 3-й класс. Возможность оказаться среди малышей задела самолюбие четырнадцатилетнего мальчика, и, после упорного труда в течение зимы, он в 1865 году блестяще выдержал экзамен в 5-й класс 3-й Харьковской гимназии. Ковалевскому была присуща способность глубоко и основательно изучать всякий предмет, он явно находил удовольствие в самом процессе изучения, в преодолении встречающихся при этом трудностей. Гимназический курс Максим Максимович закончил блестяще и получил золотую медаль.

По окончании гимназии в августе 1868 года Ковалевский поступил в Харьковский Университет. При этом ему даже пришлось "схитрить", так как он не достиг еще 17 лет. Интересовавшийся преимущественно историко-филологическими науками, он выбрал, однако, юридический факультет, так как читал там ученый и замечательный лектор Дмитрий Иванович Каченовский, оказавший на него (Ковалевского) значительное влияние. Максим Максимович в своей статье "Мое научное и литературное скитальничество" упоминает также и о профессоре гражданского права Цитовиче, оказавшем на него большое влияние в области положительной философии.

Лекции профессора Д.И. Каченовского по международному праву и истории государственных учреждений определили научные интересы Ковалевского и направили его мысль на путь преподавательской деятельности. Под руководством Д.И. Каченовского он начал изучение истории английских местных учреждений и продолжал его в Париже, Берлине и Лондоне.

Oбе его диссертации - и магистерская, и докторская - были разработаны на базе материалов из истории английского общественного строя в средние века и истории местных учреждений в английских графствах.

В 1871 году Максим Максимович окончил университет со степенью кандидата прав и был оставлен по инициативе Д.И. Каченовского при университете на кафедре государственного права европейских держав после представления работы "О конституционных опытах Австрии и чешской национальной оппозиции" (много лет спустя эта работа с измененным названием была напечатана в "Вестнике Европы").

Д.И. Каченоеский вскоре умер, поэтому Максим Максимович предпочел готовиться к магистерскому экзамену за границей. Зимний семестр 1872 - 1873 годов он провел в Берлинском Университете, слушая лекции знатока английских учреждений Р. Гнейста. Затем в Париже он слушал на юридическом факультете лекции Шарля Жиро и учился технике работы по исследованию старинных памятников. В Лондоне в библиотеке Британского музея Максим Максимович работал над неизданными протоколами вотчинных судов XII и XIV столетий.

В Лондоне он познакомился с К. Марксом, Ф. Энгельсом, Дж. Люисом, Г. Спенсером, философом В. Соловьевым. Эти знакомства давали ему возможность видеться на неофициальной почве со многими учеными, политическими деятелями и, журналистами, указания и советы которых были для него весьма ценны.

По окончании заграничной поездки Максим Максимович возвратился в Россию, выдержал при Московском Университете магистерский экзамен и затем защитил диссертацию.

С 1877 года по 1887 год Максим Максимович читал лекции в Московском Университете по конституционному праву, истории древнего уголовного права, истории сословий на Западе и в России, сравнительной истории семьи и собственности.

В Москве Ковалевский сошелся с В.Ф. Миллером. Вместе с ним Максим Максимович основал журнал "Критическое обозрение", имевший задачей путем объективной научной критики освещать новейшие явления русской и заграничной эрудиции. Одним из сотрудников этого издания был знаменитый историк В.0.Ключевский, который уже тогда выдвинулся и пользовался большой популярностью в среде молодых университетских профессоров. Журнал этот, по словам его редактора, "имел все успехи, кроме денежного". Когда дефицит достиг 7000 рублей, журнал пришлось закрыть. Очевидно объективность тогда не пользовалась популярностью.

Из крупных писателей Максиму Максимовичу довелось принимать у себя И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого. Отношения со Львом Николаевичем сосредоточились главным образом на московском периоде жизни Ковалевского. С Тургеневым же его связывали близкие, почти дружеские отношения и за границей. Знаком был Максим Максимович и с П.Д. Боборыкиным, Н.И. Михайловским, С.А. Юрьевым и др. однако, ближайшими его друзьями были профессора и ученые А.И. Чупров, И.И. Янжул, И.И. Иванюков и Ю.С. Гамбаров.

В министерстве Народного Просвещения к Ковалевскому относились подозрительно; предмет, касавшийся западноевропейских конституций, по тем временам казался очень страшным. Свободное слово и критическое отношение к тогдашней правительственной политике делали максима Максимовича в глазах Делянова - министра просвещения - "опасным человеком". Министерство решило очистить Университет от "вредных людей", и Ковалевскому в числе первых было предложено оставить Университет. Он не согласился подать прошение, тогда в Министерство были представлены искусственно и тенденциозно подобранные выборки из его лекций, записанные в таком виде присланными для этого агентами, после чего он и был уволен по 3-му пункту.

Устранение Максима Максимовича, сделанное в такой грубой и бесцеремонной форме, поразило всю Москву и вызвало волнения среди студентов. Ковалевский был очень возмущен таким актом насилия и заявил, что он уезжает за границу и не вернется жить в Россию, покуда в ней не будет введен конституционный строй, осуществлению которого он решил содействовать всеми силами.

Семнадцать долгих лет провел Максим Максимович вне родины. Он не был в настоящем смысле изгнанником или эмигрантом. Он свободно мог въезжать и выезжать из России, но фактически, не имел возможности читать свой любимый предмет в каком-либо из учебных заведений России. Максим Максимович обладал способностями, которые помогли ему быстро приспособиться к условиям западной жизни. Он прекрасно знал, свободно говорил и писал на четырех европейских языках: английском, немецком, французском и итальянском. У него есть сочинения как на этих языках, так и на испанском и шведском. Ковалевский был также в совершенстве знаком с латинским языком как классического периода, так и со средневековой латынью. Прекрасно знал он старо-нормандский язык, который был необходим ему в изучении древнеанглийских памятников. Знание языков дало ему возможность читать лекции во Франции, Англии, США, Италии и Швеции. Через шесть месяцев после увольнения Максима Максимовича пригласили по инициативе С.В. Ковалевской прочесть в Стокгольме ряд лекций, посвященных происхождению семьи и собственности. Пребывание в Стокгольме закрепило и углубило его отношения с Софьей Васильевной, в начале только дружеские, а позднее чуть не приведшие к браку.

Из Стокгольма Максим Максимович был приглашен Оксфордским Университетом и прочел там курс лекций по истории русского права. Наконец в 1889 году он окончательно поселился во Франции, приобрел себе виллу на берегу Средиземного моря в Белье, и там работал над своими главнейшими произведениями "Происхождение современной демократии", "Экономическая история Европы", "От прямого народоправства к народному представительству".

Максим Максимович вступил в число членов Международного Института Социологии, стал его вице-председателем в 1895 году и председателем в 1907 году. Он являлся одним из активных членов Общества Социологии в Париже, постоянным сотрудником журнала "Revue internationale de sociologie" и оказал материальную поддержку этому изданию. Результатом его интереса к вопросам социологии, в тесном смысле этого слова, явились сочинения: "Современные социологи" и двухтомник "Социология".

Недалеко от Ниццы, куда Максим Максимович ездил часто как по делам, так и для свиданий с приезжими друзьями и соотечественниками, он в 1898 году встретился с А.П. Чеховым.

Научные работы и чтение лекций на иностранных языках и в иностранных университетах не могли, однако, удовлетворить Ковалевского: его тянуло читать лекции на русском и для русских. Вот почему он с радостью взялся за организацию Русской высшей школы Общественных Наук в Париже. Целями школы были: "Сглаживание острых противоречий между взглядами, сближение политических групп, способных действовать на общей основе и вместо этого чуждых друг другу более из-за непонимания, чем из-за разницы убеждений, которые не удается примирить". Открытие школы состоялось. 1 ноября 1901 года. "Генеральным секретарем" ее стал русский общественный деятель ю.С.гам6аров. Лекторами были М.М. Ковалевский, Е.В. де Роберти, И.И. Мечников, с которым Ковалевский был в дальнем родстве, С.А. Муромцев, Н.Н. Канареев и многие другие. В 1903 году прочел лекцию по аграрному вопросу и В.И. Ленин. Там же Максим Максимович познакомился с И.3. Лорис-Меликовым - врачом, племянником знаменитого министра.

С 1904 года в России обнаруживается сильный общественный подъем, предвестник крупных реформ и усиливается вера в светлое будущее России. максим Максимович возвращается на родину и сразу же активно включается в политическую жизнь, участвует в различных кружках, в работе земских съездов, организует партию демократических реформ конституционно- монархического толка, читает лекции, в которых выясняет роль и значение народного представительства. Его конституционные взгляды не удовлетворяли некоторые более левые круги, но он имел мужество отстаивать свои убеждения, несмотря на резкие нападки с различных сторон.

Днем торжества для него стало 17 октября 1905 года, когда он был избран в Первую Государственную Думу. Для Максима Максимовича наступил новый период жизни. Ему довелось целые 10 лет быть в самом центре государственных законодательных и политических дел, сперва в качестве члена Государственной Думы, затем - Государственного Совета. Но прежние симпатии к профессуре влекли его к преподаванию в высших учебных заведениях. Он читает лекции в Петроградском Университете, на Высших Женских Курсах, в Политехническом институте и в Психо-Неврологическом институте.

Научные вопросы также занимали Максима Максимовича: он продолжает работать и создает ряд научных трудов.

Французский Институт выбирает его своим членом-корреспондентом, а Русская Академия Наук - ординарным академиком.

Общественная жизнь дает ему большую и разнообразную работу. Издание газеты "Страна", журнала "Вестник Европы" и председательствование в различных обществах и кружках поглощают у него массу времени и внимания. Так, например, он был председателем Русского Отделения Международного Общества Мира, а в Лондоне представлял Государственную Думу на Межпарламентской Конференции Мира.

Ковалевский являлся принципиальным противником войны и сторонником разрешения различных международных конфликтов мирными способами. По приглашению английского правительства он был членом Верховного Трибунала для разрешения споров между США и Канадой

Говоря о Максиме Максимовиче нельзя не упомянуть о его масонской деятельности. В 1885 году, во время пребывания за границей, Ковалевский был принят в ложу "Верные друзья" шотландского обряда. 11 января 1906 года в Париже Максим Максимович обратился к Председателю Совета закона "Великого востока Франции" с просьбой разрешить создание на востоке Москвы и Санкт-Петербурга регулярных лож. 15 ноября в Москве собрались члены - учредители масонской ложи, желавшей быть подчиненной "Великому Востоку Франции". Ложа должна была работать по французскому ритуалу. Документы были подписаны Ковалевским, Баженовым, Котляревским, Маклаковым, Немировичем-Данченко (братом известного режиссера Художественного Театра), Гамбаровым, Лорис-Меликовым, Аничковым. Таким образом Ковалевский стал одним из основателей русского масонства. Но в 1911 году Максим Максимович был подвергнут радиации, то есть исключен из масонства, так как не мог разделить влияние с Орловым-Давыдовым - председателем ложи "Полярная звезда" (каждое заседание заканчивалось крикливой перебранкой).

Свободного времени у Максима Максимовича не оставалось вовсе. Только благодаря своей обширной памяти, после дня занятого заседаниями, он мог прочесть 1,5 - 2-х часовую лекцию, в которой приходилось приводить многочисленные данные и имена, и готовиться к которой он не имел возможности. Одолеть такую работу он мог только потому, что труд был его потребностью. Но в последние годы жизни Ковалевский начал ощущать переутомление. Для поддержания своего здоровья он ежегодно выезжал на воды в Карлсбад. Но и 1914 году пребывание там для него оказалось роковым - с началом войны он был задержан в Карлсбаде в качестве заложника.

Каких только мер не принималось для его освобождения 1 Помимо обычных дипломатических сношений, за него хлопотали законодательные учреждения, и чуть не пришлось привлечь к этому делу испанского короля, президента США Вильсона и даже побеспокоить Папу Римского. Но австрийцы упорно его не выпускали. Только через 7 месяцев удалось его освободить, в феврале 1915 года он получил свободу и через Румынию вернулся в Россию. Но длительный и тяжелый плен подорвал его силы.

Напряженная, кипучая деятельность Максима Максимовича вместе с тяжелыми переживаниями, испытанными им в плену, надломили его богатырский организм и приблизили роковую развязку. 23 марта 1916 года Максим Максимович Ковалевский умер, а 26 марта похоронен в Александро-Невской Лавре.

27 августа (8 сентября) 1851 г. в дворянской семье Харьковской губернии родился Максим Максимович Ковалевский, русский учёный, юрист, социолог, этнограф, общественно-политический деятель; член I-й Государственной думы (1906), Государственного Совета Российской империи (1907); академик Петербургской Академии Наук (1914), издатель журнала «Вестник Европы» (1909-16).

Начальное образование Ковалевский получил в 3-й Харьковской гимназии, которую окончил с золотой медалью. В 1868 г. он поступил на юридический факультет Харьковского университета, где под руководством Д. И. Каченовского начал изучать историю английских учреждений. Позже юноша продолжил образование за границей, где познакомился со многими крупными деятелями науки и общественной жизни, в частности, с К. Марксом и Ф. Энгельсом.

В 1877 г. Ковалевский защитил магистерскую диссертацию по теме «История полицейской администрации и полицейского суда в английских графствах с древнейших времён до смерти Эдуарда III» и начал чтение лекций по государственному праву иностранных держав и по истории учреждений в Московском университете . В 1880 г. после защиты докторской диссертации «Общественный строй Англии в конце средних веков» он был избран ординарным профессором университета. В 1887 г. учёный был отстранён от преподавания «за отрицательное отношение к русскому государственному строю». Уехав за границу, Ковалевский стал читать лекции в крупнейших университетах Европы.

После возвращения в Россию учёный занялся активной общественной деятельностью. В 1906 г. он был избран профессором Петроградского политехнического института и Петроградского университета, затем - профессором Петроградских высших женских курсов, Психоневрологического института и Педагогической академии. В том же году Ковалевский стал депутатом I-й Государственной думы от Харьковской губернии. С 1907 г. он состоял членом Государственного Совета по избранию от Академии Наук и российских университетов.

Ковалевский являлся председателем многих обществ и кружков: Петроградского юридического и Вольного экономического обществ, русского отделения Общества мира, Профессорского Дисциплинарного Суда (1907-1914). В 1914 г. учёный был избран членом Международного института социологии, членом-корреспондентом Британской ассоциации наук. Ковалевский явился одним из организаторов Высшей Русской школы общественных наук в Париже (1901), частного Психоневрологического института (1908), а также членом Общества социологии в Париже.

Широта научных интересов Ковалевского свидетельствовала о его огромной эрудиции. Он являлся автором многочисленных трудов по истории и экономике, создателем новой школы права, исследователем этнографии народов Кавказа, видным социологом, стоявшим у истоков социологического образования в России.

Наряду с научной деятельностью Ковалевский занимался публицистической работой: в 1906-1907 гг. совместно с И. И. Иванюковым выпускал газету «Страна», а с 1909 г. являлся издателем журнала «Вестник Европы», в котором заведовал отделом общественных и юридических наук. За это время он напечатал целый ряд статей по текущим вопросам внутренней и внешней политики России. Ковалевским был издан ряд работ на французском языке, посвящённых ознакомлению Запада с экономическим бытом России, с историей её политических учреждений, с пережитым ею кризисом 1905-1906 гг. Профессор также являлся редактором энциклопедического словаря «Гранат» и серии «Новые идеи в социологии», для которых написал целый ряд статей. В марте 1914 г. Ковалевский был избран действительным членом Российской Академии Наук по отделению политических наук.

Сборник статей по истории права, посвященный М. Ф. Владимирскому-Буданову его учениками и почитателями: [по случаю 35-летия его учено-литературной деятельности (1868-1903 г.г)]. Киев, 1904 .

КОВАЛЕВСКИЙ, МАКСИМ МАКСИМОВИЧ (1851–1916), русский социолог, историк. Родился 27 августа (8 сентября) 1851 в Харькове. Окончил юридический факультет Харьковского университета. В 1872–1877 занимался научными исследованиями за рубежом (по большей части в Англии). В 1877 защитил в Московском университете магистерскую диссертацию, посвященную вопросам истории государственных институтов Великобритании. В 1879–1880 участвовал в издании журнала «Критическое обозрение». В 1880 защитил докторскую диссертацию Общественный строй Англии в конце средних веков . В 1883–1887 занимался историческими и этнографическими изысканиями на Кавказе, опубликовал ряд работ историко-этнографического характера (Закон и обычай на Кавказе , Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом и др.). С 1887 Ковалевский вновь жил и работал за границей, читал курсы в университетах Англии, Бельгии, Швеции и др. стран. Наиболее значительные работы этого периода – Происхождение современной демократии (1895–1897) и Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства (1898–1903). В 1901 участвовал в основании Высшей русской школы общественных наук в Париже. С 1905 преподавал в Петербургском университете, активно участвовал в российской общественно-политической жизни: в 1906 избирался в Первую Государственную думу, основал Партию демократических реформ. С 1909 – один из издателей «Вестника Европы». В 1914 стал действительным членом Академии наук. Ковалевский был одним из основателей Московского психологического общества. Среди его основных его трудов по социологии и политической историиСовременные социологи (1905), Социология (1910) и От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму (1906). Ковалевский был инициатором издания 5-томной антологии Родоначальники позитивизма (1910–1913).

Будучи приверженцем классического позитивизма, Ковалевский критически относился к большинству направлений европейской и русской философии, обнаруживая в них черты «архаической», с его точки зрения, метафизики. Критикуя марксизм как общефилософскую теорию, в то же время высоко оценивал вклад К.Маркса (с которым поддерживал дружеские отношения) в социологию, характеризовал последнего как «великого апостола новейшей социологии». Важнейшим социологическим законом считал закон прогресса, действующего универсально и объективно: рост солидарности в обществе, процесс «очеловечевания» природы. Особое значение Ковалевский придавал такому «материальному» фактору прогресса, как неизбежный рост народонаселения. Общественный прогресс реализуется преимущественно эволюционным путем, а революции, как правило, опасны, ущербны и даже «патологичны». Классовые противоречия и классовая борьба, по Ковалевскому, свидетельствуют о «незрелости» системы общественных отношений. В своей теории общественного прогресса он придерживался принципа исторического детерминизма, полагая, что субъективные и случайные факторы не играют в истории решающей роли.

Русский юрист (по образованию), социолог, историк.

Получил домашнее воспитание и поступил в гимназию сразу в пятый класс, где обнаружил выдающиеся способности и окончил её с золотой медалью.

В 1887 году М.М. Ковалевский , имевший репутацию радикала, был уволен из Московского университета и должен был уехать за границу, где читал лекции в Стокгольме и Оксфорде. Здесь им были написаны его работы: «Происхождение современной демократии» и «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства».

В 1901 году вместе с Е. В. де Роберти и Ю. С. Гамбаровым он основал в Париже Русскую высшую школу общественных наук, где проходили обучение российские политики оппозиционного направления. Лекции в ней читали учёные и политические деятели самой разной ориентации: В.И. Ленин , Г.В. Плеханов , Г. Тард и т.п.

В 1905 году М.М. Ковалевский вернулся в Россию, преподавал в Петербургском университете, Психоневрологическом (где возглавил первую в России социологическую кафедру) и Политехническом институтах.

С 1909 года М.М. Ковалевский – выкупил журнал «Вестник Европы» и стал его редактором-издателем.

М.М. Ковалевский возражал против определения Огюста Конта социологии как науки о порядке и прогрессе человеческих обществ. Поскольку порядок, полагал М.М. Ковалевский, представляет собой устойчивое, прочное и гармоничное сочетание элементов, то он присущ не всякому обществу; поэтому слово «порядок» надо заменить более широким понятием - «организация». Нельзя также признать, что общество всегда прогрессирует; поэтому вместо слова «прогресс» следует в данном случае употребить термин «эволюция».
Исходя из этого, он называл социологию наукой об организации и эволюции общества.
Недовольство Ко-валевского вызывали и деление Огюстом Контом социологии на статику и динамику, игнорирование исторического опыта славян и народов Востока, отрыв социологии от гражданской истории.

«… спор о том, влияют ли изменения в экономике па прогресс умственный или наоборот, - не более как спор о словах. Следует говорить не об одностороннем влиянии, а о воздействиях, взаимно оказываемых друг на друга всеми явлениями, из которых слагается общественная жизнь, и не о руководящих факторах - экономическом, правовом, государственном, научном, художественном и т. д., а о стоящих в тесном общении фактах или явлениях общежития».

Ковалевский М.М., Социология, Том 1, СПб, 1910 г., с. 115.

Взгляды М.М. Ковалевского во многом складывались под воздействием идей Огюста Конта и Герберта Спенсера , а также Карла Маркса , с которым он был лично знаком с 1875 года.

Свои отношения с Карлом Марксом он впоследствии характеризовал так: «Карл Маркс [...] может быть, невысоко ценил своих «друзей только по науке», (scientific friends), предпочитая им товарищей в классовой борьбе пролетариата, но в то же время был настолько благовоспитан, чтобы не проявлять этих личных пристрастий в своём поведении. На расстоянии двадцати пяти лет я продолжаю сохранять о нём благодарную память, как о дорогом учителе, общение с которым определило до некоторой степени направление моей научной деятельности. С этим представлением связано и другое, а именно то, что в его лице я имел счастие встретиться с одним из тех умственных и нравственных вождей человечества, которые по праву могут считаться его великими типами, так как в своё время являются самыми крупными выразителями прогрессивных течений общественности».

Ковалевский М.М., Две жизни, журнал «Вестник Европы», 1909 год, книга 7, с. 22.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»