Характеристика главного героя в произведении мцыри. Образ Мцыри в одноименной поэме Лермонтова (с цитатами)

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

М.Ю. Лермонтов любил тему Кавказа. Его приводили в восхищение виды и красоты этих краев. В произведение он постарался вложить и передать любовь к этим местам, а романтическое начало внесло в поэму особый колорит. Образ и характеристика Мцыри является ключевым и сюжетообразующим. Одиночество главного героя и тоска по родным местам, толкают его на побег. Рискуя жизнью, он покидает стены монастыря с единственной целью – вернуться домой. Мцыри воплощение человеческого достоинства. Пример настоящего мужества и беззаветной отваги.

Образ и характеристика

Не по своей воле Мцыри оказался в монастыре. Маленьким ребенком он попал в плен. На тот момент ему было всего 6 лет. Русский генерал решил, что ему здесь будет лучше, даже не догадываясь, какой трагедией обернется его, как он считал, благородный поступок.

Дитя гор. Мцыри рожден на Кавказе. До шести лет прожил с семьей в ауле.

Образ отца остался в памяти до сих пор. Известно, что мужчина воевал.

«Мой отец? Он как живой в своей одежде боевой являлся мне, и помнил я кольчуги звон, и блеск ружья…»


Терпеливый. Горделивый. Будучи ребенком проявлял силу воли и стойкость характера. Терпел боль, когда болел, не издавая звука.

«Даже слабый стон из детских губ не вылетал, он знаком пищу отвергал и тихо, гордо умирал».


Воля манила, будоража воображение. Монастырская жизнь сродни плену. Душа рвалась из заточения. Эта жизнь не по нему. Он бы все на свете отдал за пару минуток проведенных с родными.

«Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, но только полную тревог я променял бы, если б мог…»


Любит природу. Дни, проведенные на воле, запомнятся навсегда. Они самые счастливые. Он восхищался природой. Ловил звуки, понимая их, чувствовал красоту, гармонию. Среди людского общества ему это не удалось сделать. Общение с ней помогало заглушить тоску по родному аулу. Стихия для него родственная душа.

«Как брат, обняться с бурей был бы рад».


Целеустремленный. Мечта сбежать из заточения зрела давненько.

«Давным-давно задумал я взглянуть на дальние поля. Узнать, прекрасна ли земля. Узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы».

Юноша ожидал подходящего случая. Этим случаем стал день, когда началась страшная буря. Ради свободы он готов на все: преодолевать трудности, бороться со стихией, терпеть голод, жажду, палящий зной. Даже девушка, встреченная им у водоема, не смогла нарушить его планы, хотя герой явно к ней испытывал симпатию. Огонек сакли, где она жила манил его, но Мцыри отбросил подальше мысль заглянуть внутрь, помня какую цель преследует и ради чего. Он предпочел любви долгожданную свободу. Оказавшись перед выбором не поддался искушению.

Бесстрашный. В смертельной схватке с хищником он проявил себя настоящим героем. Зная, что силы неравны, вступил в борьбу с диким зверем. Раны, полученные в бою, не смогли остановить юношу. Он упорно двигался вперед. Дорогу не знал, обессилев.

«Ко мне он кинулся на грудь, но в горло я успел воткнуть и там два раза повернуть мое ружье…Он завыл».


Одинокий. Угрюм по жизни. Жизнь взаперти сделала его таким нелюдимым. Он отвык от общения. Люди для него являлись чужаками.

«Я сам, как зверь, был чужд людей». «Угрюм и одинок, грозой оторванный листок…»


Жажда самопознания. Мцыри жаждал познать себя. Осуществить задуманное удалось, оказавшись на воле.

«Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил – и жизнь моя без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости твоей»


Мцыри не удалось обнять родных. На смертном одре, он нисколько не раскаивался в совершенном поступке. Юноша был абсолютно уверен, что действовал правильно. Последние слова просьба похоронить в саду, подальше от ненавистных стен. Это подтверждает, что он не собирался изменять убеждения и свои принципы.

«Сияньем голубого дня упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот привет прощальный мне пришлет, пришлет с прохладным ветерком…»

) Лермонтов опять перенес действие на любимый им Кавказ. Свободной, широкой кистью рисует он девственную природу дикого Кавказа, – все пейзажи его, дневные и ночные, одинаково поразительны по яркости красок.

Герой поэмы, по происхождению горец; его, еще ребенком, привез в грузинский монастырь какой-то русский генерал, найдя его одиноким, умирающим в горах. Ребенок был слаб, пуглив и дик, но в нем жил могучий дух его отцов, – он «тихо, гордо умирал», не желая принять пищу от монахов.

Лермонтов. Мцыри. Читает Пётр Дубинский

Потом он поправился, остался в монастыре, и здесь протекло все его печальное детство: он жил «угрюмый, одинокий», не зная отца и матери, – как листок, грозой оторванный от родного стебля... Он вырос в стенах монастыря, как цветок тепличный: этот монастырь был для него тюрьмой, так как с детства неясная тоска по родной стороне волновала его беспокойное сердце.

В этом сердце никогда не умирала пламенная страсть к воле, к природе, к родным ему горцам: по его словам, эта – страсть –

Как червь во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.

Он рвался –

От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы!

Этот «пламень», с юных лет, «таясь», жил в его груди – и, наконец, «он прожег свою тюрьму» – Мцыри бежал из монастыря в горы и там провел несколько дней на свободе, – там он жил настоящей жизнью дикаря, не оторвавшегося от природы...

Монахи нашли его умирающего от голода и утомления и перенесли обратно в монастырь; перед смертью он раскрыл одному из монахов свою душу:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил , – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

Потом Мцыри рассказывает, как в эти счастливые дни близость к природе его опьяняла – как он рад был «обняться с бурей», рукою готов был ловить молнии... Он чувствовал себя зверем:

Я сам, как зверь, был чужд людей,
И полз, и прятался, как змей.

Встретившись с барсом, он ощутил в себе зверя –

Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он,
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков.

Не только «дикое» и «звериное» природы нашло отклик в его сердце, – он сумел услышать и те хвалы в честь мирозданья, – тихие, торжественные, которые звучали в таинственных голосах природы:

Кругом меня цвел Божий сад!..
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез…

…я к земле припал,
И снова вслушиваться стал
К волшебным, странным голосам, –
Они шептались по кустам,
Как будто речь свою вели
О тайнах неба и земли.
И все природы голоса
Сливались тут; не раздался
В торжественный хваленья час
Лишь человека гордый глас.

Он «тонул» глазами и душой в глубинах синего неба, он сливался с землей, горами, барсом, змеею. Чувствуя близость своего последнего часа, он просит перенести его в сад, под цветущие акации. Вольный сын природы, он не умрет в душной темнице-келье, – он хочет заснуть в объятиях великой матери-природы!

Меню статьи:

Поэма «Мцыри» была одной из любимых произведений М.Ю. Лермонтова, по воспоминаниям современников, поэт очень любил публично читать текст поэмы и знал его весь наизусть.

Основа поэмы

Поэма М.Ю. Лермонтова Мцыри в свое основе содержит реальную историю о молодом монахе, проведшем всю свою жизнь в чужой для него стране.

Пребывая в ссылке на Кавказе, Лермонтов знакомится с молодым монахом, живущим в Мцхете. Монах поведал Михаилу Юрьевичу свою нелегкую судьбу: его маленького увезли из родных краев и он вынужден был провести всю свою жизнь в чужой для него стороне.

Первые задумки для реализации темы монашества на литературном поприще у Лермонтова возникли еще в 1831 году. Поэт хотел воплотить услышанное в записках монаха. Позже эта мысль, под воздействием рассказа монаха из Мцхета воплотилась в поэме «Мцыри».

Элементы автобиографии

Многие исследователи литературного наследия Лермонтова, в частности его поэмы «Мцыри», отмечают некое сходство молодого монаха поэмы и самого М.Ю. Лермонтова.

Белинский утверждал, что поэма обличает самого автора. Судьбы автора и монаха, несмотря на видимую различность, имеют общую основу. Одиночество и оторванность от родных – вот, что роднит эти личности. Как и Мцыри, Лермонтов рос вдалеке от своих родных (воспитывавшая его бабушка всячески препятствовала его общению с родственниками, в частности отцом). Такое положение дел стало причиной уныния и в жизни Лермонтова, и в жизни Мцыри. Кроме того, их роднит и Кавказ: и для Мцыри, и для Лермонтова он стал воплощением свободы.

Жизненный путь Мцыри

Когда Мцыри было 6 лет, в его жизни случилась трагедия – некий русский генерал взял мальчика в плен – таким образом, Мцыри навсегда покинул родной дом, свою семью и милое его сердцу селение – аул. В дороге мальчик заболевает – разлука с близкими и тяжелая долгая дорога спровоцировали это состояние. Один из монахов сжалился над ребенком и забрал его в монастырь: « из жалости один монах больного призрел, и в стенах хранительных остался он искусством дружеским спасен».


Несмотря на неутешительные прогнозы, Мцыри выжил и вскоре превратился в красивого юношу. Он выучил незнакомый ему язык, на котором говорили в этой местности, узнал об обычаях и особенностями жизни в этом регионе, но избавиться от тоски по родным и своему дому у него так и не получилось.

Томясь в унынии, Мцыри предпринимает попытки сбежать и найти свой родной аул, но его намерениям не суждено было сбыться.

Лермонтов детально описывает последний побег Мцыри – во время грозы, юноша покидает стены монастыря – три дня он бродит тропинками в надежде найти верный путь домой, но судьба к нему крайне неблагосклонна – столь многообещающая дорога становится трагедией – после поединка с барсом силы юноши заметно снизились, этому способствовали и полученные в схватке раны, в конце концов, тропинка приводит Мцыри все к тому же монастырю. Поняв всю безысходность, юноша под влиянием ран и всеобщего уныния умирает.

Характеристика личностных качеств

Мцыри стал монахом по стечению обстоятельств. До шести лет он не был полон желания посвятить свою жизнь служению Богу, да и в частности, он и ничего не знал о христианстве. Лишь после того, как он попал в монастырь, он был окрещен.

Подобно всем романтическим героям, Мцыри находится в особом родстве с природой, в частности с горами Кавказа.

Жизнь в монастыре, замкнутым голыми холодными стенами, действует на него удручающее. Лермонтов не рассказывает подробно об отношении к Мцыри других монахов, но, исходя их общего настроения, можно предположить, что оно не выходило за рамки приличия – монахи были добры к чужестранцу, росшему в стенах их монастыря, но понять его душевное стенание были не в силе.

Мцыри принадлежит по своему происхождению к горным народам и подобно своему отцу, он был очень гордым в детстве: «Он знаком пищу отвергал, и тихо, гордо умирал», и не утратил эту характеристику в юности: «И, гордо выслушав, больной привстал, собрав остаток сил».

Жизнь Мцыри полна унылых томлений и желания обрести утраченное счастье: «Бродил безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая, на восток, томим неясною тоской по стороне своей родной».

Он всегда был добрым человеком и «никому не делал зла». Он чистый душой человек, как «дитя». Однако жизнь в монастыре вдали родины его тяготит. Монахи не в силе понять такой хандры молодого монаха, так как сами они ее никогда не испытывали. Монахам чужда привязанность к природе и свободе, они бояться грозы, считая ее сотворением Бога, в то время, как Мцыри совсем не испытывает страха перед этим природным явлением – он дитя природы и гроза, как и любое природное явление, для него нечто близкое и естественное, поэтому в стенах монастыря Мцыри «был чужой для них навек, как зверь степной».


Все мечты и желания Мцыри воплотились вокруг обретения свободы и счастья. Ему хочется жить свободно, как в детстве. С этой целью он и совершает побег из монастыря. Так как Мцыри никогда не путешествовал, то он идет наобум, руководствуясь видом гор. Неожиданная встреча с барсом начала рушить его планы. Молодому человеку ничего не оставалось, как вступить в бой с диким зверем. Во время схватки Мцыри смел и силен. Из него мог бы получиться отличный воин. Он побеждает барса: «Ко мне он кинулся на грудь; но в горло я успел воткнуть и там два раза повернуть мое оружье».

Юный послушник Мцыри, живущий в монастыре в одной из грузинских долин — главный герой одноименной романтической поэмы М.Ю. Лермонтова.

Разочарование в окружающей реальности и отсутствие людей сильных духом, Лермонтов создает свой собственный идеал, способный на настоящие поступки в нестандартных жизненных ситуациях. Ему хотелось описать сильного и мужественного человека с четкими жизненными принципами и целью, к которой он идет несмотря на все препятствия и готов отдать за неё свою жизнь.

Характеристика главного героя-монаха

Подросток оказывается в монастыре еще ребенком, здесь его оставляет проезжавший мимо русский генерал, который взял его в плен в далеком горном ауле. Мальчик всего пугается и дичится, находится в очень ослабленном физическом состоянии, но уже тогда его отличает сильная воля и огромное внутреннее достоинство. Монахи выходили его и он остался жить с ними, но его существование здесь было полно тоски и боли, он не был счастлив. Монастырские стены он считал тюрьмой и всего лишь досадным препятствием к осуществлению его цели - вернуться на Родину, в страну его предков.

Глухой ночью он совершает побег, спустя несколько дней монахи находят его израненного, истощенного, практически умирающего. И хотя они прилагают множество усилий чтобы вернуть его к жизни, выздоровление не наступает и юноша понемногу угасает. Всем кажется, что он потерял что-то настолько важное и ценное, что просто не видит смысла жить дальше. Перед смертью он открывает свою душу наставнику и перед читателем открывается его внутренний мир, который помогает лучше узнать юношу и понять причины его побега.

Имея дикий и необузданный нрав, Мцыри «дитя гор» страстно желал жизни «полной тревог», для него она была воплощением свободы, единения с окружающим миром, способом проверить свои способности и сильные стороны характера. Наделенный повышенным чувством собственного достоинства, гордый, как и все сыновья кавказского народа, бедняга мечтал попасть на свою Родину, чтобы стать там независимым и уважаемым членом общества, а не сиротой без роду и племени.

Каждый шаг, любое действие в этой новой жизни за пределами его приносили юноше только счастье и удовольствие, даже если они не всегда были простыми и радостными. И дикий восторг, и безмерное восхищение, и горькое разочарование — все они для неискушенного горца были одинаковы ценны и памятны, потому-что ничего подобного он никогда не испытывал.

Его путь не был прост и усыпан розами, его преследовали усталость, голод и отчаяние, но сила духа и стремление достичь цели помогли преодолеть все трудности и даже одержать победу над свирепым горным барсом. Истощенный голодом и измученный трудностями Мцыри, благодаря бесстрашию и горячей крови своих предков, сумел убить сытого и сильного хищника. Отравленный духом рабства мужественный и храбрый юноша возвращается в место своего заточения и умирает с мыслями о своей далекой и такой желанной Родине.

Образ главного героя в произведении

Образ главного героя Мцыри является одним из любимых у Михаила Лермонтова, в тех строках, где он описывается, чувствуется искреннее восхищение и любование ним, автору близки и понятны его сильный и стойкий моральный дух, гордый и независимый нрав. Лермонтов сочувствует судьбе главного героя, жалеет что тот не может вернуться в свой отчий дом.

Для Мцыри дни, которые он провел за монастырскими стенами - лучшие в его жизни, он ощутил вкус свободы и единство с природой. Тогда он мог рассчитывать только на себя, был частью огромного мира, который он так жаждал увидеть всю свою жизнь. Наконец то он стал самим собой и обрел ту частичку своего я, которую, как он думал, потерял навсегда. Он наконец перестал быть рабом и ощутил себя свободным человеком, имеющим прошлое и ставший хозяином своего будущего.

Создав образ Мцыри, Лермонтов таким образом откликается на сложившееся в то время положение вещей, когда в обществе всяческие мысли о свободе подавлялись и уничтожались, людям было страшно и они постепенно деградировали. На примере данного произведения автор показывает нам с одной стороны сильного и мужественного человека-бойца, с другой — всю опасность такого положения в обществе, которое в любую минуту может привести к его гибели.

Мцыри был юношей, которого взял с собой русский генерал в одном из аулов во время Кавказской войны. Тогда ему было примерно шесть лет. В пути он заболел и отказывался от пищи. Тогда генерал оставил его в монастыре.

Однажды русский генерал

Из гор к Тифлису проезжал;

Ребенка пленного он вез.

Тот занемог, не перенес

Трудов далекого пути;

Он был, казалось, лет шести…

…Он знаком пищу отвергал

И тихо, гордо умирал.

Из жалости один монах

Больного призрел…

Мальчик вырос в монастыре, но накануне принятия монашеского обета в сильную грозу бежал. Нашли его три дня спустя, умирающим, неподалеку от монастыря. С большим трудом удалось его разговорить.

…Уже хотел во цвете лет

Изречь монашеский обет,

Как вдруг однажды он исчез

Осенней ночью. Темный лес

Тянулся по горам кругом.

Три дня все поиски по нем

Напрасны были, но потом

Его в степи без чувств нашли…

Он на допрос не отвечал…

…Тогда пришел к нему чернец

С увещеваньем и мольбой;

И, гордо выслушав, больной

Пристав, собрал остаток сил, И долго так он говорил…

Говоря о причинах бегства, Мцыри сказал о своей молодой жизни, которая почти целиком проведена была в монастыре и все это время воспринималась им как плен. Он не хотел окончательно превратить ее в жизнь монаха:

Я мало жил, и жил в плену.

Он стремился узнать свободную жизнь,

«Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны как орлы».

Он вовсе не раскаивается в своем поступке, наоборот, сожалеет о том, что так мало успел изведать за эти три дня. Монахи не могли дать ему человеческого тепла и участия, к которому он так стремился и так жаждал все эти годы.

Я никому не мог сказать

Священных слов «отец» и «мать».

Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ – могил!

Он считал себя «рабом и сиротой» и упрекал чернеца за то, что вольно или невольно, но монахи лишили его полноценной жизни. Можно уйти от мира, изведав его и устав от него, но ничего этого у него не было.

Я молод, молод…Знал ли ты

Разгульной юности мечты?

Что за нужда? Ты жил, старик!

Тебе есть в мире что забыть,

Ты жил,- я также мог бы жить!

Мцыри вырвавшись на волю, полностью доверился миру, который его окружал, стал воспринимать его совсем иначе, нежели в монастыре. Теперь он ощутил себя частью этого мира, он даже не чувствовал себя человеком.

…Я сам, как зверь, был чужд людей

И полз и прятался как змей.

Сливались тут; не раздался

В торжественный хваленья час

Лишь человека гордый глас.

И я висел над глубиной.

Но юность вольная сильна,

И смерть казалась не страшна!

Новые впечатления пробудили в нем давно забытую память о прошлом, о детстве. Он вспомнил свой аул, родных, и смутно понял направление, в котором необходимо двигаться. У него появилась цель.

«И вспомнил я отцовский дом…»

Но он избегал людей и не желал их помощи. Его единение с природой было бы нарушено вмешательством человека, он полностью отдался судьбе.

Но верь мне, помощи людской

Я не желал…Я был чужой

Для них навек, как зверь степной;

И если б хоть минутный крик

Мне изменил – клянусь, старик,

Я б вырвал слабый мой язык.

Поединок с барсом заставил Мцыри напрячь все оставшиеся силы, и он же показал всю переменчивость дикой природы. Мцыри вступает в борьбу без оружия, как первобытный человек. Зверь побежден, человек оказался сильнее. Израненный Мцыри понял, что его поступок был явно обречен на неудачу: он сравнил себя с тепличным цветком, попавшим под солнечные лучи.

Но что ж? Едва взошла заря,

Палящий луч ее обжег

В тюрьме воспитанный цветок…

Раненый. Измученный, голодный юноша выходит из лесу, слышит знакомые колокола, и понимает, что вернулся к монастырю.

Мцыри умирает. Смерть физическая от ран, полученная в схватке с барсом, смерть духовная – возвращение в монастырь. Рушатся романтические идеалы. Умирая, Мцыри нисколько не раскаивается в своем поступке, никого не проклинает; если что и вызывает его сожаление – так это то, что до родины он не добрался. Он просит похоронить его на месте, откуда видны вершины Кавказа.

Судьба Мцыри закономерна, потому что он бросился в большой мир безо всякой подготовки, узнавая его на ходу странствия. Он протестовал против угнетения личности, но протест его был хаотичен, а цели призрачны и непродуманны. Он попытался опереться на дикую природу внутри себя, но дикая природа темна и смертоносна, полна игры слепого случая. Трагедия Мцыри – трагедия стихийного протеста, наглядный пример для каждого, кто пытается восставать против существующего положения вещей без ясного понимания, зачем он это делает. Четкое понимание и осознание своих поступков – привилегия человека.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»