Проекты создания объединенного государства. Проекты создания союзного государства

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Декларация прав народов России в ноябре 1917 г. провозгласила право на самоопределение для каждой нации. Конкретные обстоятельства (географическое положение, международное окружение, уровень национального самосознания и проч.) создавали разные условия для реализации этого права. Декларация прав народов России не формулировала идеи государственного устройства (унитарное или федеративное) будущего государства. Провозглашался добровольный и честный союз народов России, и говорилось, что Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик. Федерация мыслилась как переходный этап на пути к союзу, преодолению национальных различий и к мировой революции. С 1918 по 1922 г. развитие союза республик шло по пути вхождения республик и автономных областей в состав РСФСР и по пути двусторонних договоров, заключавшихся между независимыми республиками и РСФСР. К концу 1922 г. в РСФСР входило десять автономных республик и одиннадцать автономных областей.

Система двусторонних межреспубликанских договоров начала развиваться с 1920 г. В ноябре этого года был подписан договор РСФСР с Азербайджаном, предусматривавший объединение обороны, экономики, внешней торговли, продовольствия, транспорта, финансов и средств связи. Аналогичные договоры были подписаны РСФСР с Украиной, Белоруссией, Арменией, Грузией. Основу договоров составляло соглашение о тесном военном и финансово-экономическом союзе республик. Полномочный орган РСФСР, ведавший определенной областью экономики и финансов, назначал своего представителя с правом решающего голоса в республиканский СНК.

Другим вариантом объединения было создание объединенных комиссариатов двух республик, эти комиссариаты входили в состав СНК РСФСР, а в составе республиканского (например, Украинского) правительства имели своих уполномоченных. Соответственно республика посылала своих уполномоченных представителей во ВЦИК РСФСР.

В 1921-1922 гг. ликвидированы таможенные границы между республиками, и торговое пространство стало рассматриваться как внутригосударственное и единое. На общих принципах строилось налоговое законодательство. Республики осуществляли совместное финансирование многих хозяйственных проектов. Бюджеты республик формировались в рамках общего бюджета. Законодательство РСФСР с согласия республик действовало на их территориях.

Первые шаги по пути создания федеративной республики делались еще весной 1921 г. В ноябре того же года Кавказское бюро ЦК РКП(б) приняло решение о необходимости создания на территории Закавказья федеративного союза, которое было одобрено Политбюро ЦК РКП(б). 12 марта 1922 г. Полномочная конференция Центральных исполнительных комитетов Азербайджана, Армении и Грузии приняла Союзный договор об образовании Федеративного Союза Социалистических Республик Закавказья. Создание такого Союза было продвижением вперед в объединении Закавказских республик. Однако до завершения дела было еще далеко. Отношения республик - членов Союза с органами объединения не были достаточно четкими и определенными. Так, высшим органом Союза признавался не съезд Советов, как во всех советских республиках, а Полномочная конференция представителей ЦИК Азербайджана, Армении и Грузии. Эти недостатки были вскоре устранены. В декабре 1922 г. Федеративный Союз был преобразован в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику. I Закавказский съезд Советов принял Конституцию ЗСФСР.В августе 1922 г. для разработки модели новой федерации была создана комиссия из представителей компартий республик. Предложенный для обсуждения проект Народного комиссариата по делам национальностей предусматривал вхождение Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана и Армении в состав РСФСР, сохранив органы последней в качестве федеративных (проект автономизации). Однако Ленин отверг идею автономизации и предложил другой вариант: федеративные органы власти ставились над республиканскими, а в федерацию объединялись равноправные, а не подчиненные РСФСР республики. В октябре новый проект был одобрен ЦК РКП (б). В декабре 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанные четырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и ЗСФСР(закавказской республикой). Каждая из республик уже имела свою конституцию. Съезд Советов СССР принял решение о разработке общесоюзной Конституции, которая и была утверждена II съездом Советов СССР в январе 1924 г.

Конституция Союза Советских Социалистических Республик состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В Декларации указывалось на особый характер национальной политики советского государства, на причины объединения советских республик, принципы их объединения (добровольность и равноправие).

Договор состоял из одиннадцати глав: I. О предметах ведения верховных органов власти СССР; II. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве; III. О Съезде Советов СССР; IV. О Центральном Исполнительном Комитете СССР; V. О Президиуме ЦИК СССР; VI. О Совете Народных Комиссаров СССР; VII. О Верховном суде СССР; VIII. О народных комиссариатах СССР; IX. Об Объединенном Государственном политическом управлении; X. О союзных республиках; XI. О гербе, флаге и столице СССР. По Конституции в исключительное ведение Союза входили внешние сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция). Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из Союза, территория могла быть изменена только с ее согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство. Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР,избиравшийся от городских Советов (один депутат от 25 тыс. избирателей) и от губернских съездов Советов (один депутат от 125 тыс. избирателей). В период между съездами высшим органом власти был Центральный исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР). ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, состоявшего из представителей союзных и автономных республик (пять депутатов от каждой) и автономных областей (по одному депутату от каждой). В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган - Совет народных комиссаров СССР (СНК СССР), в который входили председатель СНК, его заместители и десять наркомов. Каждая республика, входящая в СССР, имела свой Совет народных комиссаров (из несоюзных и объединенных комиссариатов), союзные комиссариаты посылали туда своих уполномоченных. ЦИК союзной республики не мог приостанавливать решения СНК СССР, но мог обжаловать их в ЦИК. Конституция предусматривала создание Верховного суда приЦИК СССР, на который возлагались и функции конституционного суда.

Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они становились частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительной компетенции Союза. Интересы республики были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) ее представителями. Однако положения Конституции давали Центру значительные полномочия для контролирования периферии и были направлены на создание новой политической культуры, на компромисс между коммунистическими планами всеобщего объединения и национальными традициями. В мае 1925 г. III съезд Советов СССР принял в состав Союза Узбекскую ССР и Туркменскую ССР, внеся соответствующие изменения в Конституцию СССР. В 1924 г. пересматриваются территориальные границы РСФСР. Часть уездов и волостей с преобладающим белорусским населением из состава российских губерний были переданы Белорусской ССР. В 1924 г. в составе Украинской ССР была образована Молдавская автономная республика, в составе Азербайджанской ССР - Нахичеванская автономная республика и автономная область Нагорный Карабах с преобладающим армянским населением. В составе РСФСР в 1923-1925 гг. Бурят-Монгольская и Чувашская автономные области были преобразованы в автономные республики. В 1924 г. ликвидирована Горская республика, из которой выделился ряд автономных областей. Все эти территориальные преобразования подготовили почву для напряженной ситуации, возникшей во второй половине 80-х гг.

Проекты образования СССР и их реализации

Комментарии

К 1922 г. экономические, внутри- и внешнеполитические факторы настоятельно требовали новых форм отношений между республиками. Если образование федеративного государства было подготовлено всем развитием страны, то по вопросу о принципах и формах дальнейшего объединения не было единодушия. Были выдвинуты три предложения:

1. Создание союза в форме конфедерации, что в реальности означало разбегание по «национальным квартирам», так как при конфедерации нового единого государства и единых общегосударственных органов управления не образуется. Это предложение имело сторонников в некоторых советских республиках.

2. Включение других республик в состав РСФСР на правах автономии (сталинский план «автономизации»). В.И. Ленин подверг план И.В. Сталина (наркома по делам национальностей) резкой критике, считал его ошибочным, так как он обострил бы отношения Москвы с суверенными республиками.

3. В.И. Ленин предложил создать федерацию равноправных республик. Он рассматривал федерацию как наиболее приемлемую форму государственно-политического устройства многонациональной страны. Этот план предусматривал вхождение всех республик в новое государство на равных началах и создание «второго этажа» в виде общесоюзных органов. Ленин является и автором названия нового государства. 30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. В состав СССР вошли РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказ­ская федерация, включавшая Азербайджан, Армению и Грузию. Съезд избрал Центральный исполнительный комитет (ЦИК). В январе 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов одобрил первую конституцию СССР. Высшим органом она объявила Всесоюзный съезд Советов, между ними – ЦИК, состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета национальностей. Правительством являлся Совет народных комиссаров.

По Конституции 1924 г. СССР представлял собой федерацию равноправных суверенных государств. Предусматривалась возможность выхода из Союза союзной республики и невозможность изменить ее границы без согласия на то самой республики. Устанавливалось единое гражданство СССР. Однако в ситуации, когда ключевая статья Конституции о полновластии Советов была фикцией, а на деле государственная власть концентрировалась в структурах партии, жестко управляемой из центра, Союз сразу же приобрел характер унитарного государства. На карте мира возникла огромная Советская империя.

Предпосылки образования СССР

Перед раздираемым последствиями гражданской войны молодым государством остро стала проблема создания единой административно-территориальной системы. В то время на долю РСФСР приходилось 92% площади страны, население которой в дальнейшем составило 70% новообразованного СССР. Оставшиеся 8% делили между собой республики Советов: Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация, которая объединила в 1922 году Азербайджан, Грузию и Армению. Также на востоке страны была создана Дальневосточная республика, управление которой происходило из Читы. Средняя Азия на тот момент состояла из двух народных республик - Хорезмской и Бухарской.

С целью усиления централизации управления и концентрации ресурсов на фронтах гражданской войны, РСФСР, Белоруссия и Украина в июне 1919 года объединились в союз. Это дало возможность объединить вооружённые силы, с введением централизованного командования (Реввоенсовет РСФСР и Главнокомандующий РККА). От каждой республики были делегированы представители в состав государственных органов власти. Соглашение также предусматривало переподчинение некоторых республиканских отраслей промышленности, транспорта и финансов соответствующим наркоматам РСФСР. Это государственное новообразование вошло в историю под названием «договорная федерация». Её особенностью было то, что российские органы управления получили возможность функционировать как единственные представители верховной власти государства. При этом коммунистические партии республик вошли в состав РКП(б) всего лишь как областные партийные организации.
Возникновение и нарастание конфронтации.
Всё это в скором времени привело к возникновению разногласий между республиками и центром управления в Москве. Ведь делегировав свои основные полномочия, республики лишились возможности самостоятельно принимать решения. При этом официально декларировалась независимость республик в сфере управления.
Неопределённость в определении границ полномочий центра и республик послужила возникновению конфликтов и неразберихи. Иногда государственные органы власти выглядели нелепо, пытаясь привести к единому знаменателю народности, о традициях и культуре которых ничего не знали. Так, например, необходимость существования предмета по изучению Корана в школах Туркестана породило в октябре 1922 года острое противостояние между ВЦИК и Наркоматом по делам национальностей.
Создание комиссии по взаимоотношениям РСФСР и независимых республик.
Решения центральных органов в сфере экономики не находили должного понимания у республиканских властей и нередко приводили к саботажу. В августе 1922 года, с целью кардинально переломить сложившуюся ситуацию, Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б) рассмотрели вопрос «О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик», создав комиссию, в состав которой вошли республиканские представители. Председателем комиссии был назначен В. В. Куйбышев.
Комиссия поручила И. В. Сталину разработать проект «автономизации» республик. В представленном решении предлагалось включить в состав РСФСР, с правами республиканской автономности Украину, Белоруссию, Азербайджан, Грузию и Армению. Проект был отправлен республиканским ЦК партии на рассмотрение. Однако это было сделано лишь для того, чтобы получить формальное утверждение решения. Учитывая значительные ущемления прав республик, предусмотренные этим решением, И. В. Сталин настаивал на не применении обычной практики опубликования решения ЦК РКП(б) если оно будет принято. Но требовал обязать республиканские ЦК партий неукоснительно воплотить его в жизнь.
Создание В.И.Лениным концепции государства на основе Федерации.
Игнорирование независимости и самоуправления субъектов страны, с одновременным ужесточением роли центральных органов власти были восприняты Лениным как нарушение принципа пролетарского интернационализма. В сентябре 1922 года он предложил идею создания государства на принципах федерации. Первоначально предлагалось такое название - Союз Советских Республик Европы и Азии, позже было изменено на СССР. Вхождение в союз должно было стать осознанным выбором каждой суверенной республики, основанным на принципе равноправности и независимости, при общих органах власти федерации. В. И. Ленин считал, что многонациональное государство необходимо строить, опираясь на принципы добрососедства, паритетности, открытости, уважительности и взаимопомощи.

«Грузинский конфликт». Усиление сепаратизма.
Тогда же в некоторых республиках возникает крен в сторону обособленности автономий, усиливаются сепаратистские настроения. Например, ЦК компартии Грузии наотрез отказался оставаться в составе Закавказской Федерации, требуя принятия республики в союз как самостоятельного субъекта. Яростные полемики по этому вопросу между представителями ЦК партии Грузии и председателем Закавказского крайкома Г. К. Орджоникидзе закончились взаимными оскорблениями и даже рукоприкладством со стороны Орджоникидзе. Результатом политики жёсткой централизации со стороны центральных органов власти стала добровольная отставка ЦК компартии Грузии в полном составе.
Для расследования этого конфликта в Москве была создана комиссия, председателем которой был назначен Ф. Э. Дзержинский. Комиссия стала на сторону Г. К. Орджоникидзе и подвергла жестокой критике ЦК Грузии. Этот факт возмутил В. И. Ленина. Он неоднократно пытался осудить виновников столкновения, чтобы исключить возможность ущемления независимости республик. Однако прогрессирующая болезнь и междоусобица в ЦК партии страны не позволили ему довести дело до конца.

Год образования СССР

Официально дата образования СССР – это 30 декабря 1922 года. В этот день на первом съезде Советов были подписаны Декларация о создании СССР и Союзный Договор. В состав Союза вошли РСФСР, Украинская и Белорусская социалистические республики, а также Закавказская Федерация. В Декларации были сформулированы причины и определены принципы объединения республик. Договором разграничивались функции республиканских и центральных органов власти. Государственным органам Союза вверялись внешняя политика и торговля, пути сообщения, связь, а также вопросы организации и контроля финансов и обороны.
Всё остальное принадлежало к сфере управления республик.
Высшим органом государства был провозглашен Всесоюзный съезд Советов. В период между съездами главенствующая роль отводилась ЦИК СССР, организованному по принципу двухпалатности - Союзный Совет и Совет Национальностей. М. И. Калинина избрали председателем ЦИК, сопредседателями - Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков. Правительство Союза (Совнарком СССР) возглавил В. И. Ленин.

Финансовое и экономическое развитие
Объединение республик в Союз дало возможность аккумулировать и направить все ресурсы на ликвидацию последствий гражданской войны. Это способствовало развитию экономики, культурных отношений и позволило начать избавляться от перекосов в развитии отдельных республик. Характерной чертой становления национально ориентированного государства стали усилия правительства в вопросах гармоничного развития республик. Именно для этого с территории РСФСР в республики Средней Азии и Закавказья были перемещены некоторые производства с обеспечением их высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Проводилось финансирование работ по обеспечению регионов путями сообщений, электричеством, водными ресурсами для орошения в сельском хозяйстве. Бюджеты остальных республик получали дотации от государства.
Социальное и культурное значение
Принцип построения многонационального государства на основе единых стандартов оказал позитивное влияние на развитие в республиках таких сфер жизнедеятельности, как культура, образование и здравоохранение. В 20-30-х годах повсеместно в республиках строятся школы, открываются театры, развиваются средства массовой информации и литература. Некоторым народам учёными разработана письменность. В здравоохранении делается упор на развитии системы медицинских учреждений. Например, если в 1917 году на весь Северный Кавказ приходилось 12 клиник и всего 32 врача, то в уже 1939 году только в Дагестане наличествовало 335 врачей. При этом 14% из них были из состава исконной национальности.

Причины образования СССР

Произошло не только благодаря инициативе руководства коммунистической партии. На протяжении многих веков формировались предпосылки для объединения народов в единое государство. Гармоничность объединения имеет глубокие исторические, экономические, военно-политические и культурные корни. Бывшая Российская империя объединила 185 национальностей и народностей. Все они прошли общий исторический путь. За это время сложилась система экономических и хозяйственных связей. Они защищали свою свободу, впитывали в себя лучшее из культурного наследия друг друга. И, естественно, не испытывали враждебности друг к другу.
Стоит учесть, что в то время вся территория страны была окружена враждебно настроенными государствами. Это тоже не в меньшей степени повлияло на объединение народов.

В начале прошлого века система Советов распространилась по территории бывшей Российской империи. Возникли различные автономные единицы: республики, области, коммуны. Между ними существовали исторически сложившиеся экономические связи. До 1922 года советские республики добровольно объединили под руководством высших органов РСФСР свои вооруженные силы, финансы, транспорт, связь, крупную промышленность.

Экономически Российская империя представляла единый хозяйственный механизм - единый рынок. Политические предпосылки: это были советские и социалистические республики. Военные предпосылки: объединение военных потенциалов гарантировало военную безопасность. Исторические предпосылки: Россия складывалась как одно целое государство.

В 1922 году была создана комиссия из представителей компартий республик. Рассматривались два проекта образования СССР: проекты, составленные Лениным и Сталиным.

Нарком по делам национальностей Сталин предлагал план объединения, получивший название автономизации: республики (УССР, БССР, ЗСФСР) входят в состав РСФСР на правах автономных образований. Ленинские принципы объединения: СССР формируется как федерация равноправных республик.

При различиях подходов, Ленин и Сталин считали национальный вопрос вторичным по отношению к классовому. План В.И. Ленина был принят пленумом ЦК РКП(б) и одобрен партийными и советскими органами других республик.

Создание единого государства

Первый Всесоюзный съезд Советов открылся 30 декабря 1922 г. На нем с декларацией об образовании СССР, в основу которого были положены идеи В.И. Ленина о федерализме и равноправии, суверенитете и свободе выхода из Союза, выступил Сталин. Основной была объявлена идея пролетарского интернационализма и классовой солидарности. Окончательной целью объявлялось объединение трудящихся всех стран в мировую Социалистическую Советскую республику.

Съезд провозгласил образование СССР в составе четырех союзных республик: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР (Армения, Грузия, Азербайджан). Союзный договор устанавливал разграничение компетенции между правительственными органами Советского Союза и органами республик. На съезде избрали законодательный орган - ЦИК и 4 его председателей: Калинина от России, Петровского от Украины, Червякова от Белоруссии, Нариманова от ЗСФСР.

31 января 1924 г. II съезд Советов СССР принял Конституцию СССР, было окончательно оформлено единое государство - федерация союзных республик. Основные его положения:

· добровольность вхождения;

· право выхода;

· доступ в СССР, существующим и могущим возникнуть советским социалистическим республикам;

· право республик на любые законы;

· территория республик не может быть изменена без ее согласия.

Конституция утверждала единое гражданство для всего Союза.

В компетенции СССР находились проблемы внешней политики и внешней торговли, вооруженных сил, путей сообщения. Другие вопросы оставались на усмотрение республик. Высшим органом власти объявили Всесоюзный Съезд Советов.

Значение образования СССР: он продемонстрировал способность наций к совместному историческому государственному творчеству. Образование Советского союза позволило укрепить коммунистический режим, усилить его военную мощь. Возникла огромная советская коммунистическая империя. История российской государственности: учеб. пособие /ред.-сост.: Л. А. Коханова, Т. С. Алексеева.-М.: МГИУ, 2005 . - с. 336

Октябрьская революция довершила процесс распада Российской империи на автономные и самостоятельные квазигосударственные образования. Республики, где твердо установилась Советская власть создали тесные связи в военной и политической сферах. Такая форма объединения называлась «договорной федерацией», в которой достигалось единство, через ограничение суверенитета по существу независимых республик.

По окончании Гражданской войны остро встал вопрос дальнейшего развития союзных отношений между республиками и поиск эффективных путей объединения на новых основах. На стадии создания СССР столкнулись планы устройства союзного государства, которые связывают с именами Ленина, и Сталина.

Важнейшими предпосылками образования СССР были:

  • идеологическая — диктатура пролетариата;
  • экономическая — общественная собственность на средства производства;
  • общая культурная среда.

Многовековое совместное проживание в одном государстве предлагало единство, как важнейшее условие для выживания во враждебной среде.

Совместное решение общих проблем

Центростремительные процессы в Советских республиках стимулировали:

Решать эти вопросы сподручнее было общими усилиями, в одном государстве. Но для объединения необходимо было найти приемлемый для всех способ и определить принципы сосуществования в едином государстве.

План автономизации Сталина

К лету 1922 года партийные органы Советских республик обратились в ЦК РКП(б)с настоятельной просьбой разработать принципы и формы для единого Советского государства. Поручение создать такой проект получила комиссия Оргбюро ЦК партии, во главе с наркомом по делам национальностей Сталиным.

Комиссия разработала план устройства Союза на принципах «автономизации» советских республик:

  • государственные образования входили в состав РСФСР на правах автономии;
  • ВЦИК, совнарком и Совет труда и обороны РСФСР оставались высшими органами власти в новом государстве.

Проект назывался «сталинским», его поддерживали не только видные деятели партии и советского правительства, но и низовые структуры партийно-государственного аппарата, и рядовые коммунисты национальных окраин.

Однако руководящие органы республик заняли по отношению к проекту автономизации неоднозначную позицию: от одобрения Арменией, Азербайджаном, Закавказским крайкомом, с оговорками Белоруссией, до полного неприятия Грузией и частично Украиной. После вызова на заседание комиссии представителей республик ситуация поменялась на одобрение проекта всеми, кроме воздержавшейся делегации от Грузии.

При согласовании проблем, центр уступил республикам в частности:

  • за представителями республик резервировались места в Президиуме ВЦИК;
  • назначение уполномоченных в наркоматы Союза согласовывалось с республиками;
  • в зарубежные представительства делегировались сотрудники от субъектов Союза;
  • Наркомфин переведен из общесоюзного разряда в союзно-республиканский.

В итоге 24 сентября 1922 года, комиссия план приняла и вынесла его на рассмотрение Пленума ЦК ВКП(б). Но в дело вмешался тяжелобольной В. И. Ленин.

Ленинская формула создания СССР

26 сентября Ленин направил письмо в Политбюро ЦК ВКП(б) со своими соображениями по созданию союзного государства. В письме он отверг проект «автономизации» и предложил свою формулу решения вопроса. Альтернативный вариант Ленина предусматривал не «вхождение», а «объединение» республик в Союз Советских Социалистических Республик, наравне с РСФСР.

План предусматривал необходимость создания высших органов Союза, стоящих над республиканскими, в том числе и над органами власти РСФСР. Основополагающим принципом объединения по ленинскому проекту было полное равноправие субъектов Союза. Под мощным давлением «вождя» Сталин был вынужден признать ошибочным свой проект «автономизации». В последующем взятый за основу ленинский проект был принят во всех инстанциях, с некоторыми дополнениями.

Принципиальная разница проектов

Главное противоречие проектов создания СССР заключалось во взглядах на форму государственного устройства. Ленинский план тяготел к конфедерации Советских государств Европы и Азии. Взор Ленина был устремлен на создание «всемирного Советского Союза». Но конфедерация, при всей ее привлекательности неустойчивое образование и со временем либо распадается, либо становится федерацией.

Сталин отстаивал идею централизованного государства под сильным руководством, скрепляющего Союз на длительное существование. Важно было сохранить единое государство, для построения привлекательной модели государства. Планы мировой революции он относил на дальнюю перспективу.

Ленин победил, но с оговорками

В итоге и по факту, принципы создания СССР предложенные В. И. Лениным были приняты за основу при написании союзного договора. Однако в ходе обсуждений прошли предложения группы Сталина по созданию мощного союзного центра, что по сути было той же «автономизацией», но в иной формулировке. Это стало спасительным чудом для огромной страны, но проиграв на том этапе советской истории, ленинская формула сыграла зловещую роль в судьбе СССР много позже.

План образования СССР на основе федерации, предложенный В.И. Лениным, предполагал

План объединения Советских республик в единое государство, предложенный И.В. Сталиным, предполагал

соединение всех республик на равноправной основе с сохранением атрибутов государственности и суверенитета, за исключением вопросов, передаваемых в ведение Центра

вхождение в состав РСФСР всех остальных республик на правах автономий с потерей атрибутов государственности и политического суверенитета

Ленинский план создания СССР — равноправие республик.

«Сталинский» план создания СССР назывался проектом: «автономизации» (республики подчинялись РСФСР).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»