Василий Анисимов: Антивоенный крестный ход объединит Украину. Кто такой Василий Анисимов? Расследование Александра Андрущенко

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Персональные сведения Публикации Радиоэфир

Руководитель пресс-службы Украинской Православной Церкви.

Публицист и общественный деятель. Член Союза журналистов (1990), Заслуженный журналист Украины (1998).

Статьи по церковной проблематике переиздавались в отечественной и зарубежной прессе, а также выходили отдельными сборниками «Истинный лик филаретовского патриархата» (1998), «К истории автокефального и филаретовского расколов» (2002).

Награжден орденами Украинской Православной Церкви: Преподобного Нестора Летописца и Равноапостольного князя Владимира.

Награжден Президентом Медведевым орденом Дружбы Российской Федерации «за большой вклад в развитие дружбы и сотрудничества между Россией и Украиной».

  • Епифаний Эдмундович Стукачевский? Заметки о новом отце украинской нации

    Президент Украины Петр Порошенко уже месяц возит по стране для всенародного поклонения обретенные им предвыборные святыни: грамоту стамбульского патриарха Варфоломея и гражданина Сергея Думенко, он же Епифаний. Людям разрешается приложиться к этим реликвиям, а также к ручке самого гаранта.
  • Над пропастью во лжи

    Беседа директора Радио "Радонеж" Евгения Никифорова с руководителем пресс-службы УПЦ Василием Анисимовым.
  • ЕПЦ как канализация Православной Церкви и унии

    Униатский епископ, ректор Украинского католического университета во Львове Борис Гудзяк заявил, что создаваемая Петром Порошенко и Константинопольским патриархом Варфоломеем Единая Поместная Церковь очистит украинскую унию (УГКЦ) от ее отходов.
  • Порошенко и Варфоломей: восстановление руины?

    Руиной ту эпоху трехсотлетней давности вслед за летописцем-Самовидцем назвал Николай Костомаров. В языке она закрепилась прилагательным «затурканный» – затравленный, задавленный, загнанный, запуганный, затюканный. Таким и был наш народ порошенковского «золотого века».
  • Константинопольского Патриарха втянули в коррупционный скандал

    Беседа председателя Братства "Радонеж" Евгения Никифорова с руководителем пресс-службы УПЦ Василием Анисимовым.
  • Кто крышует религиозный фальсификат? Заметки по поводу

    Сегодня мы видим, что Украину «так ніхто не кохав», как это делают главные патриоты – Порошенко, Яценюк, Турчинов, Парубий, Гройсман и присные.
  • Когда нам покажут последнего неавтокефального попа?

    Александр Солженицын утверждал, что советские люди очень долго будут выходить из коммунизма, атеизма, властного идеологического держимордства, контролирующего все и вся. Судя по истории независимой Украины, мы не выйдем из этого никогда, по крайней мере - наша власть.
  • Василий Анисимов: «Порошенко искушает Патриарха Варфоломея, как диавол Христа».

    Мир на Донбассе, борьба с коррупцией, срочная смена власти с ее людоедскими реформами и т.д. нам уже не так важны. Дайте автокефалию – и все будут счастливы. Крокодил начнет ловиться и кокос вырастет.
  • Перенатравливание. Заметки журналиста

    О новой богоборческой политике украинской власти.
  • "Украинская Православная Церковь – луч света в темном царстве"

    Беседа Евгения Никифорова с руководителем Пресс-службы УПЦ В.С. Анисимовым
  • И что же все же это было?

    Заметки о филаретовском недопокаянии
  • Перекуем ли мечи на орала? (О трехлетии «Великого кидка»). Заметки журналиста. Часть II.

    О той войне незнаменитой. Приучение к нищете. Шевченковская история. Народ, потерявший свое имя.
  • Перекуем ли мечи на орала? (О трехлетии «Великого кидка») Заметки журналиста. Часть I.

    Отгремели марши нашего двора, посвященные третьей годовщине воцарения пятого президента Украины на главный державный пост. Отмечали «трехлетие», «трехричча» и даже «третьи роковыны», подвели итоги - прослезились: слишком мрачная картина нарисовалась.
  • Василий Анисимов: «Украинским журналистам есть за что каяться»

    Руководитель пресс-службы УПЦ передал свою "Золотую медаль" Союза Журналистов Руслану Коцабе, униату, участнику всех оранжевых майданов и революций. Однако с начала бойни на Донбассе Руслан побывал по обе стороны фронта, объявил, что, как христианин и журналист, не может смириться с этой гражданской братоубийственной войной, выступил против мобилизации. Власти его обвинили в измене родине, пособничестве террористам и, несмотря на то что Руслан перенес инсульт, бросили его за решетку на три с половиной года. Он мужественно отстаивал свою правоту во всех судах, где его травили и оплевывали. Так какой должна быть православная журналистика?
  • Василий Анисимов: «Харьковский Собор – это прорыв Православной Церкви к свободе»

    Многолетний руководитель атеистической работы в ЦК КПСС, закрывавший на Украине ежегодно по полторы сотни православных храмов, Л. Кравчук стал президентом, первые секретари обкомов – губернаторами, райкомов – главами местных администраций, антицерковные надзорные структуры тоже все были сохранены.
  • Антицерковные дела ГПУ высосаны из пальца

    У нас часто делаются нелепые заявления, которые выставляют, как говорил Гоголь, приглуповатыми, и страну, и народ, и власть, и сами правоохранительные органы.
  • Мин-стук-стук-культнадзор?

    В сети появилось заявление Министерства культуры Украины о высказываниях и действиях «сепаратистского, антиукраинского характера» отдельных священнослужителей Украинской Православной Церкви...
  • Почему Иродиада не узнала своего отца? Заметки журналиста.

    Натолкнулся на статью Екатерины Щеткиной «Аграрный Эдип. Почему Павлик Морозов – второе имя Голодомора». И призадумался...
  • Писать надо о том, о чем еще страшно писать

    Беседа Председателя Братства «Радонеж» Евгения Никифорова с руководителем Пресс-службы УПЦ о церковной журналистике.
  • Василий Анисимов: «Свобода слова – это свобода правды». Часть 2.

    Беседа Евгения Никифорова с руководителем пресс-службы УПЦ об информационных блокадах и проблемах церковной журналистики.
  • Бог предается и молчанием, и умолчаниями

    Исполняется 15 лет пресс-службе Украинской Православной Церкви. Итоги церковной журналистики не утешительны..
  • Как Филарет президента попутал. Заметки журналиста.

    Обычно филаретовскую хулу и клевету на Православную Церковь СМИ разносят по ниткам. А тут прошла неделя, вторая – и молчок.
  • Трагедия непокаянной страны

    Скандал с передачей Малой Софии министром культуры и вице-премьером Вячеславом Кириленко для «богослужений» отлученному от Церкви М. Денисенко (Филарету) и его секте (УПЦ-КП) вызвал оторопь православной общественности.
  • Василий Анисимов: «Уния была и остается камнем преткновения между православными и католиками»

    У нас тоже многие полагали, что папа – это интеллект, совесть западной цивилизации, а уния – это заблудившийся во времени агрессивный пещерный католицизм, без стыда, совести и смысла...
  • Василий Анисимов: «Где нет правды, там нет и справедливости» (Беседа Евгения Никифорова с руководителем пресс-службы УПЦ)

    У нас есть чернобыльская зона, теперь появилась и зона так называемой «антитеррористической операции», где ежедневно гибнут люди. И последствия этой АТО, как последствия Чернобыля, мы будем ликвидировать долго и мучительно.
  • Скелеты в шкафу филаретовского раскола (К 20-летию «Второго софиевского побоища»). Василий Анисимов.

    18 июля исполнилось 20 лет со дня «черного вторника» или второго «софиевского побоища», организованного боевиками УНА-УНСО, спецслужбами и филаретовским расколом.
  • «Для Церкви День Победы – праздник неувядаемой славы нашего народа-освободителя»

    Блаженнейший Митрополит Онуфрий в своих проповедях приравнивает жертвенный подвиг наших воинов-освободителей к подвигу самого Христа Спасителя, поправшему смертию смерть.
  • Юрий Андреев – человек Победы (памяти ликвидатора).

    Знаменитый ликвидатор Юрий Андреев, четверть века возглавлявший Союз Чернобыль Украины, умер 11 мая 2014 года в возрасте 63 лет, потрясенный всенародным предательством Дня Победы.
  • В последние месяцы сугубое внимание СМИ было привлечено к ситуации вокруг Украинской Православной Церкви. Некоторые административные решения священноначалия вопринимались определенными силами, мягко говоря, неоднозначно. В попытках найти объяснение происходящему журналисты строили смелые версии и высказывали самые фантастические предположения. Не остались в стороне разного рода эксперты, аналитики и блоггеры. На этом фоне заинтересованными лицами распространялись слухи, которые еще больше запутали дело. За разъяснениями редакция Православие.Ru обратилась к руководителю пресс-службы УПЦ Василию Семеновичу Анисимову.

    – Василий Семенович, судя по всему, многомесячный «конфликт» в Украинской Православной Церкви, который активно освещала пресса, завершился?

    – Это не конфликт, а провокация, которая имела целью посеять вражду в руководстве УПЦ. Об этом сказал сам Блаженнейший Митрополит Владимир постоянным членам Священного Синода, посетившим Его Блаженство в больнице 17 марта. Конфликт требует наличия хотя бы двух точек зрения, а когда все СМИ, включая три главных украинских телеканала, в своих репортажах и интервью дуют в одну дуду о заговоре, ГКЧП, захвате власти в УПЦ и пр. – это заказная провокация. Я двадцать раз и письменно, и устно опровергал все эти нелепости, но ведь заказу закон не писан. Причем все так называемые «эксперты», вещающие об «одесско-донецкой группировке, захватившей власть в УПЦ», чтобы «отдать ее Москве», – униаты, филаретовцы, религиоведы-атеисты – никакого отношения к УПЦ не имеют. Самим же «захватчикам» – митрополитам Агафангелу, Илариону, Онуфрию, Павлу и прочим «гэкачепистам» ­– слова не дали. Так что вся провокация шита белыми нитками.

    – Ну, а если конкретнее?

    – Можем любую статью или телесюжет разобрать. Возьмем, к примеру, последнее интервью от 15 марта Блаженнейшего Митрополита Владимира киевскому изданию Weekly.ua. Автор – профессиональный журналист, даже где-то в США учился, по убеждениям, правда, униат или филаретовец – их уже не различишь. Поэтому он и вопросы задает соответствующие, типа «патриарх Филарет о вас с теплотой отзывается, молится о вас», «вас с римским папой Иоанном Павлом ІІ сравнивают» и т.п. Он также говорит Блаженнейшему, что после его болезни начались какие-то странные процессы, в частности, «митрополит Агафангел настаивает на полном присоединении к РПЦ, отказе от существующего статуса» и т.д. И спрашивает, что происходит в Церкви? Блаженнейший, естественно, ни слухом ни духом ни о каких «настаиваниях» митрополита Агафангела не знает, но он доверяет журналисту, поэтому отвечает: «Каждый человек имеет право поступать и говорить так, как считает нужным. Но также он должен отвечать за свои слова и поступки. Если митрополит Агафангел делает много заявлений личного характера, значит, он за них и отвечает». Интервью полностью или в выдержках разместили многие сайты, и вся униато-раскольничья сеть возликовала: как же, Блаженнейший Митрополит напомнил злокозненному митрополиту Агафангелу об ответственности за свои слова и поступки!

    Я дозвонился до этого журналиста (мы с ним когда-то пару раз пересекались) и говорю: «Я вот несколько самонадеянно считаю себя немного компетентным в нашей сфере, но, ради Бога, скажи, где, когда, письменно, устно, случайно, мимоходом и т.д., не только во время болезни Блаженнейшего, а даже за последние 20 лет (сколько я знаю митрополита Агафангела), он настаивал или хотя бы обмолвился о необходимости полного присоединении к РПЦ, отказе от существующего статуса УПЦ? Я вот этого не знаю». Он лишь припомнил, что когда-то в частном разговоре с Венедиктовым из «Эха Москвы» митрополит Агафангел назвал униатскую Галицию «нашей Чечней». Но ведь это разные вещи! Владыка Агафангел не любит унию – а кто ее любит? – за то, что она разгромила три православных епархии в Галиции, но при чем здесь автономия УПЦ?

    Вот так рождаются измышления: на человека навешивают какую-нибудь ложь, а затем за нее его же изобличают, осуждают сами или при помощи других людей. Вся эта информационная кампания на подобных инсинуациях и построена.

    – Но вы говорили, что журналист, бравший интервью, – профессионал?

    – Журналист имеет право ошибаться, задавать некомпетентные вопросы, но он всегда подстраховывается, чтобы эта некомпетентность не попала в печать. И этот тоже подстраховался. Он говорит: вы напрасно меня упрекаете в том, что я использовал Блаженнейшего, чтобы насолить митрополиту Агафангелу. Во-первых, я не планировал брать интервью у Блаженнейшего, мне предложил это сделать архиепископ Александр (Драбинко), он и организовал мне беседу с Его Блаженством. Во-вторых, вы знаете, как неразборчиво говорит Блаженнейший, с кассеты расшифровать очень сложно, я ее и не расшифровывал, а отдал кассету тому же владыке Александру и священнику Георгию Коваленко, они сами расшифровали, поправили – у них был карт-бланш на любые сокращения, – они же вычитали, подписали и отдали готовый текст. Так что претензии предъявляйте к ним. И, думаю, он прав: если вы заказали журналисту материал, сами подготовили его к печати, то должны, по крайней мере, очистить его от недостоверной информации или указать на нее журналисту. И наши великие медийщики должны не организовывать и распространять клеветнические материалы о священноначалии, а, напротив, опровергать их. А то у нас одни инициируют информационные провокации, другие с ними борются. Видимо, и тем, и другим больше нечем в Церкви заниматься! Поэтому Священный Синод и наказал архиепископа Александра, выведя его из постоянных членов Синода.

    Но интервью, о котором мы говорим, было сделано через три недели после этого Синода…

    – Будем надеяться, что это затухающая инерция. Знаете, использовать светское медиа-поле для антицерковных интриг – занятие пагубное, в нем не так просто что-то скрыть, и часто людям мучительно стыдно смотреть в глаза окружающим.

    – А сами вы в чем видите истоки вот этого противостояния «окружения» Блаженнейшего Митрополита и Синода?

    – Как ни странно, в тривиальной психологии домочадцев. Я как-то смотрел криминальный сериал, и там был такой любопытный эпизод: покушение на руководителя крупной фирмы, он в больнице, состояние тяжелое, поправится нескоро. Помощник говорит, что надо бы созвать руководство фирмы. А супруга больного, домохозяйка, энергичная такая женщина, отвечает: да зачем этот совет директоров и прочие бандерлоги нужны, от них одна морока! Муж ничего от меня не скрывал, всегда советовался по делам фирмы, я в курсе всех дел – пусть обращаются, я каждому расскажу, что и как надо делать. А если что надо подписать – отнесу в больницу, подписывать он может.

    Этой же психологией, полагаю, и объясняется, что молодые помощники Блаженнейшего Митрополита всячески препятствовали проведению Синодов, а когда они все-таки стали проводиться, мобилизовали униато-раскольничью прессу – «захват власти», «устранение от руководства патриотов», «ликвидация церковной автономии»! Глупость на глупости.

    – И в российской интернет-сети ситуацию последних месяцев в УПЦ иногда интерпретируют как конфликт поколений: старые консерваторы подрезают крылья молодым и перспективным. По крайней мере, скрытые намеки на это встречаются.

    – «Домочадцы» и синодалы – просто несопоставимые величины по всем параметрам. Одни у Блаженнейшего, как у Христа за пазухой, другие – возродители Православия в Украине, открывшие тысячи храмов, десятки монастырей, причем при бедствующем народе, враждебной власти. А молодежь взялась кафедральный собор строить, сам президент Ющенко камень закладывал, всеобщее содействие, огромные финансы, все епархии напрягли, через пять лет проверили – охнули, прослезились и быстренько заменили ее консерватором митрополитом Софронием, он будет теперь лет пять разгребать. Ну, а главное – пастырский авторитет среди верующих, который обретается не некой перспективностью, скандалами в Сети, а проповедями в храме, успешными трудами и на ниве Христовой. С ними-то у молодежи тоже негусто.

    – Но ведь и близкие к государственной власти СМИ тоже «поддержали» молодежь?

    – Власть, причем на всех уровнях, не прочь иметь «карманную» Церковь, чтобы два раза ничего не повторять. Особенно накануне выборов. Это еще старая советская традиция руководства всеми и вся. «Перспективные» то как раз склонны к сервилизму, что в полной мере показали в оранжевые годы: куда власть, туда и мы, и даже впереди власти. Вспомните скандалы с голодомором-геноцидом, героем Мазепой, участием в константинопольских аферах Ющенко, автокефалисткими заявлениями. Однажды депутатов-регионалов вообще отказались принять в митрополии, заявив, что от их деятельности один лишь вред. Ну, а старая гвардия не дрогнула. Помню, как Виктор Ющенко встретился с нашими архиереями, он был первым и последним из президентов, который это делал. Все-таки демократ, другие не отваживались. Во вступительном слове он поставил задачи перед Церковью, что, вот, мол, у нее появился шанс, надо с анафематствованным «патриархом» Филаретом объединяться, создавать поместную церковь, и власть будет всемерно в этом помогать.

    После него слово взял митрополит Черновицкий Онуфрий, который напомнил о тяжелом положении народа и посоветовал власти заниматься своими делами, а не церковными. Затем выступили митрополиты Агафангел, Иларион и еще двадцать архиереев, это был очень жесткий разговор Церкви и власти с приведением многочисленных фактов чиновничьего головотяпства и произвола, бедственного положения предприятий, социальных учреждений, городов и весей, такое печалование, что мало не покажется. Виктор Балога, глава секретариата Ющенко, целый блокнот исписал. Стало очевидно, что этими людьми не покомандуешь и задачи им не поставишь, скорее, наоборот.

    Поэтому и нынешней власти решать любые вопросы с синодалами не с руки, поскольку те первым делом спросят: а вы сами-то что для Церкви Христовой сделали? И терпеливо будут ждать ответа.

    – А Виктор Янукович встречается с архиереями?

    – На службах. Ему-то, единоверцу, придется от владык многое выслушать. Особенно от тех, кто его публично поддерживал последние десять лет, – митрополитов Агафангела, Илариона, Павла. Ведь их травили в прессе не меньше самого Виктора Федоровича. Прошло два года его президентства, а никакого кардинального улучшения положения Православной Церкви в Украине не произошло. Зато вот на государственном уровне будем праздновать 120-летие духовника эсэсовцев униатского кардинала Иосифа Слепого, который после войны был осужден за пособничество фашистам. Верховна Рада приняла постановление 361 голосом, только 26 коммунистов и два регионала выступили против. И не стыдно регионалам на 9 Мая будет стоять у могил воинов-освободителей?

    – А чем вы это объясните?

    – Наличием в команде Януковича старых ющенковцев (Богатыревой, Балоги, Богуцкого и пр.) и униатов (Анны Герман, даже пресс-секретарь у президента – униатка). Посмотрите свежие фото со встречи Виктора Януковича с украинским Советом церквей: на одном из них – Герман припадает к анафематствованному Филарету, как безутешная Андромаха к груди Гектора. У Филарета от такой горячей верноподданности даже глаза на лоб полезли. Эту братию, куда ни запусти, она будет заниматься лишь одним: вредить Православию, где только можно, русофобствовать и тянуть унию во все щели.

    – Но не так давно в интервью российским информагентствам Виктор Янукович заявил, что в ближайшие месяцы Верховна Рада примет Закон о русском языке как втором государственном…

    – Это положение из программы Партии регионов, которая привела Виктора Януковича к власти, и из его же предвыборных обещаний. За два года никаких подвижек в этом направлении он не делал, а осенью – парламентские выборы, думаю, он решил взбодрить свой электорат традиционным набором пустых обещаний. Герман уже объявила, что он не то имел в виду, что сказал, а некоторые депутаты-регионалы заявили, что русский как государственный воспринимается в обществе «неоднозначно». Вот так: чествование эсэсовцев – однозначно воспринимается, а язык – нет.

    – А «одесско-донецкая группировка УПЦ», о которой много пишут, – она реальна?

    – Обыкновенная раскручиваемая страшилка, придуманная, чтобы посеять разделения в УПЦ. Могли бы назвать «крымско-днепропетровской», «черновицко-киевской», «закарпатско-сумской» или любой другой. Ну чем, скажем, отличаются во взглядах митрополиты Агафангел или Иларион от митрополитов Онуфрия, Лазаря, Иринея, Сергия и других владык старшего поколения? Они не разобщены, а, напротив, едины, поскольку их сплотили годы гонений и испытаний, борьба за свободу Церкви, которую они провозгласили на Харьковском Архиерейском Соборе и отстояли. Многие молодые архиереи – их ученики и последователи, так что есть и преемственность. А самое главное, не думаю, что их взгляды в чем-то существенном отличаются от взглядов самого Блаженнейшего Митрополита Владимира, я все-таки уже 20 лет с ним достаточно тесно общаюсь. Это его соратники, сподвижники, что стоило бы помнить накануне юбилея Харьковского Собора. Кстати, участников этого исторического события осталось меньше десяти.

    У нас традиционно кого-нибудь назначают во «враги Украины», навешивают всех собак, не утруждая себя обоснованиями и аргументами. Теперь это одесско-донецкие архиереи. Первые полтора десятилетия во врагах ходил сам Блаженнейший Митрополит Владимир. Сегодня он – Герой Украины, совесть народа, великий архипастырь, что всеми признано, даже врагами, а посмотрите публикации с начала 1990-х и до серединных 2010-х – шпион, московский наймит, угроза национальной безопасности, имперский оккупант, призванный передать Церковь Москве, держать украинцев в духовном порабощении, враг Украины, ее независимости и т.д. и т.п. В те годы бесчисленное количество раз приходилось опровергать все эти наветы. Где-то к середине правления Ющенко решили, что шельмовать крупнейшую Церковь Украины, объединяющую подавляющее большинство верующих страны, и ее Предстоятеля – себе дороже: рейтинг доверия к ней намного превышает совокупный рейтинг всех ветвей власти. Поэтому решили в Украинской Православной Церкви обнаружить «антиукраинские» и «проукраинские» силы, одних клеймить, других – ласкать и таким образом разъединять Церковь изнутри. Лидером антиукраинских сил объявили митрополита Агафангела, а проукраинскими нарекли владыку-секретаря и черкасского архиерея. Затея не увенчалась успехом. Церковь сохранила единство. На последних выборах Виктором Януковичем, как «антиукраинским» президентом, и «донецкими», которые превратят Украину в обыкновенную российскую губернию, только детей в садиках не пугали. Понятно, что и донецкого архиерея митрополита Илариона зачислили во враги Украины, хотя он и львовянин. Дескать, изменит Церковный устав и превратит УПЦ в обыкновенную епархию-губернию Русской Церкви. Словом, переносят политические русофобские провокации на церковное поле. Сначала пугали, что независимость отберут у государства, теперь – у Православной Церкви.

    – Журналисты нескольких изданий спрашивали у Блаженнейшего Митрополита Владимира о возможности его ухода на покой. Судя по репортажам и снимкам, состояние здоровья Его Блаженства все таки далеко от идеального, если реально смотреть на вещи. Предстоятель УПЦ ответил журналистам, что этот вопрос должны решать архиереи.

    – Конечно, в инвалидной коляске сложно чем-то руководить, служить, напряженно работать тоже трудно. Блаженнейшего Митрополита гнетет больничная палата, он сказал президенту, что до Пасхи надеется возвратиться в монастырь. Думаю, Блаженнейшего Владыку посетят члены Синода, вместе все обсудят, определят объем нагрузок, конечно, с учетом рекомендаций врачей, он и сам предложит какие-то форматы своего посильного служения. Это общепринятая практика.

    А вообще, вместо того, чтобы водить к Его Блаженству разных вопрошателей-провокаторов, от вопросов которых и здоровый человек заболеет, лучше было бы нанять профессиональную стенографистку с блокнотом и диктофоном, чтобы Блаженнейший мог, пока болен, заниматься тем, к чему у него всегда душа лежала, – закончить книгу размышлений и воспоминаний. Ведь он – человек напряженной мысли, замечательный духовный писатель с уникальным опытом пастырства, да и живая история нашей Церкви последних десятилетий. Вместо него этого, точно, никто не сделает. Стоило бы к 20-летию Харьковского Собора что-то подготовить «из первых уст» и издать.

    – Спасибо за беседу!

    31.08.09

    На прямой линии с читателями "Комсомолки" руководитель пресс-службы УПЦ ответил на религиозные вопросы, которые появились у украинцев после визита в нашу страну Патриарха Кирилла.

    "Чем тревожнее вокруг, тем спокойнее лицо священнослужителя"

    Добрый день! Анна из Киева. Василий Семенович! Объясните, пожалуйста, логику Патриарха Кирилла в выборе его недавнего маршрута по Украине. Спасибо!

    Визит был приурочен к празднику Крещения Руси, дню рождения Русской Православной Церкви. Этим и был обусловлен выбор маршрута Патриарха Московского и всея Руси.

    Киев - город, где родилась наша Церковь, и Патриарх приехал к ее истокам.

    Крым - апостольская земля. В Херсонесе проповедовали создатели нашей письменности - святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Здесь крестился сам креститель Руси - князь Владимир.

    С Волыни родом первый московский святой - митрополит Киевский Петр, перенесший кафедру киевских митрополитов в Москву.

    Донецк Святейший просто обязан был посетить, поскольку в прошлом году туда не смог приехать его предшественник (Патриарх Алексий по состоянию здоровья вынужден был прервать свой визит в Украину).

    В следующий раз Патриарх Кирилл посетит и другие епархии. Скорее всего, он приедет в Одессу.

    Здравствуйте! Ярослав из Киева беспокоит. Скажите, как менялось выражение лица Патриарха Кирилла, когда некоторые украинские противники Русской Православной Церкви кричали "Геть московского попа!"?

    Священнослужители - странный народ в представлении светских людей. Чем тревожнее кругом, тем светлее и спокойнее их лица. Христос говорил ученикам, что они будут гонимы за правду. На злобу и ненависть надо отвечать любовью. Это и есть христианство. После передряг, связанных с визитом Патриарха в Ровно, Святейший сказал в этом городе у стен захваченного раскольниками храма краткую, но самую вдохновенную речь( http://otechestvo.org.ua/main/20098/0417.htm ) за весь свой визит. Она была полна любви и к своим братьям, и к раскольникам.

    Зачем украинские власти хотели напугать Кирилла?

    В Украине Патриарха сопровождало много охраны. Говорили даже о возможности терактов. Неужели церковная жизнь в нашей стране так напряжена?

    Задача украинской власти заключалась в том, чтобы продемонстрировать Патриарху "альтернативную" точку зрения, как сказал Юрий Богуцкий (замглавы Секретариата президента. - Ред.). Показать, что народные массы жаждут пропагандируемую президентом поместную церковь, оторванную от РПЦ. В столицу эти массы кое-как свезли, но пикеты были жиденькими. В Донецке и Крыму этих масс вообще не оказалось. Было очевидным, что и в Западной Украине, самом религиозном регионе, их тоже не окажется. Ведь интерес к визиту шел по нарастающей: если на патриаршие богослужения в Киеве, Донецке, Севастополе собирались по 20 тысяч верующих, то в крохотном Почаеве было уже 50 тысяч.

    Поэтому альтернативные массы надо было выдумать и напугать ими. Что Богуцкий и сделал, пытаясь помешать поездке Патриарха в Западный регион. Я звонил журналистам в Ровенский аэропорт, они говорили, что все встречающие - губернатор, мэр, правоохранители - в недоумении: никакой опасности ни в аэропорту, ни в городе нет. Сторонников Патриарха - тысячи, пикетчиков - горстка. Это потом подтвердили и министр МВД, и глава СБУ.

    "Грустно, что творческую энергию мы тратим на полемику с расколами"

    Дмитрий. Киев. Василий Семенович, скажите, как визит Патриарха повлиял на церковную жизнь страны?

    Ответить на этот вопрос с помощью статистических данных о том, сколько людей воцерковилось, сколько причастилось - невозможно. Таких данных нет. Важно отметить, что впервые за долгие годы телеэкран получил некую высокую альтернативу всему, что говорится с него каждый день. Ведь в прошлом году Патриарха Алексия телезрители так и не услышали: трансляцию обрубили по всем каналам одновременно перед его замечательной речью на Владимирской горке. И других речей не транслировали. Потому что кругом засилье филаретовщины и унии. А в нынешнем году православное слово прозвучало из уст Святейшего. Это было высокое слово. Он в проповедях и речах говорил о многом: о сущности любви, о смысле Крещения, о кризисе, о подвижничестве, о братстве, о единстве, о Православной Церкви в мире. Он напомнил, что нас, православных, на самом деле немного, мы составляем сегодня лишь три процента населения планеты. И 75-80 процентов всех православных мира сегодня объединяет рожденная на берегах Днепра Русская Православная Церковь, которая создала восточно-славянскую цивилизацию.

    Какие мы - такое и Православие. Если мы склочные, бездарные - что говорить о нашей вере? Господь и человеку, и народу немного отпускает творческой энергии. Вот увидите, она будет все уменьшаться. Что раньше делалось за час, потребует сутки. Грустно, что свою творческую энергию мы тратим не на что-то созидательное, а на полемику с расколами, унией, властью. Ничего же не создаем ни в экономике, ни в науке, ни в культуре.

    Поэтому Патриарх призвал к единству, в котором залог - ни больше, ни меньше, - а нашего будущего. Последнее же свое выступление он закончил словами: "Да хранит Бог Украину!"

    Из истории вопроса

    Горбачев заявил: если в стране свобода, то свободные выборы должны быть и в церкви

    Здравствуйте. Валерий из Харькова беспокоит. Как вы думаете, если бы в свое время киевский митрополит Филарет стал патриархом Московским (а ведь он был близок к этому), произошел бы церковный раскол в Украине?

    Филарет, местоблюститель Патриаршего Престола, был очень близок к победе на выборах Поместного собора 1990 года, даже требовал у Анатолия Лукьянова (в 1990-91 гг. председатель Верховного Совета СССР. - Ред.), чтобы Политбюро организовало ему поддержку. Но Михаил Горбачев заявил: если в стране свобода, то пусть свободные выборы будут и в церкви. И тогда неожиданно вместо фаворита, которым был Филарет, в двойку вышли будущий Патриарх Алексий и Ростовский митрополит Владимир, ныне предстоятель УПЦ. Думаю, Промысел Божий был в том, что Филарет не стал патриархом, ведь сколько в нем открылось антицерковного, еретического, что даже пришлось отлучать от Церкви через анафематствование.

    "Святейший, скорее всего, шутил, говоря о принятии украинского гражданства"

    Правда ли, что Патриарх намерен принять украинское гражданство?

    Святейший сказал, что он готов его принять. Но скорее всего, шутил. Ибо в таком случае ему нужно принимать гражданство всех стран, где есть епархии и приходы, монастыри Русской Православной Церкви, а их около сотни. Так что он будет гражданином почти всего мира. Я думаю, это нерезонно. Титул "всея Руси" включает всю историческую Русь, к которой относится и Украина.

    ИЗ ДОСЬЕ "КП"

    Василий Семенович Анисимов, 50 лет, член Союза журналистов СССР, Национального союза журналистов (1990), Заслуженный журналист Украины (1997).

    Окончил школу в г. Смела (Черкасская обл.), затем филфак Киевского госуниверситета имени Т.Г. Шевченко.

    С 1987 по 2000 годы работал в газете "Комсомольское знамя" ("Независимость").

    С марта 2001 года - руководитель пресс-службы УПЦ, референт предстоятеля Украинской православной церкви. Редактирует официальный сайт УПЦ "Украина православная" с ежедневной лентой новостной и аналитической информации, а также официальный ежемесячник "Вестник пресс-службы УПЦ".

    В 2007 году признан "Православным журналистом года" Русской православной церкви.

    Дмитрий БЕЛОВ, Николай ЛЕЩУК

    В Украинской Православной Церкви Московского Патриархата продолжается противостояние сторонников и противников автономии или даже отделения от РПЦ. Об этом свидетельствует , опубликованная на сайте Одесской епархии.
    В переписке речь идёт о комиссии, которая была создана недавно, во время госпитализации митрополита Владимира, с целью выработки поправок к уставу УПЦ, чтобы исключить оттуда намёки на возможность автокефалии и чётко зафиксировать статус УПЦ как части Русской Церкви.
    Митрополит Владимир в своём письме выражает сомнение в необходимости существования такой комиссии, которую возглавляет митрополит Донецкий Илларион, и настаивает, что УПЦ и так «мирно живёт» уже с нынешней редакцией устава.
    Митрополит Агафангел, напротив, категорически отвергает доводы Владимира и настаивает на необходимости продолжения работы комиссии.
    Переписка двух митрополитов не случайно обнародована и стала публичной - в Киеве упорно идут слухи о намерении митрополита Владимира и его окружения собрать новое заседание Синода, где «отыграть» последние решения, выгодные «русской партии» в УПЦ.
    Противостояние нескольких центров влияния в УПЦ подтверждается и недавно прошедшими в Киеве торжествами по случаю 20-летия Харьковского собора, на котором после развала СССР большинство епископов отвергли идею автокефалии и низвергли Филарета. Наблюдатели обратили внимание на отсутствие на нынешних торжествах большинства участников исторического события, например, уже упомянутого митрополита Агафангела.

    О текущей ситуации в Церкви и историческом Харьковском соборе, который не теряет значения и поныне, «Новый Регион» расспросил Василия Анисимова, главу пресс-службы УПЦ МП.

    «Новый Регион» : Почему участников Харьковского собора не было на торжествах?

    Василий Анисимов: Я тоже очень удивился. Инициаторов и участников Харьковского Собора, который мы называем историческим, осталось человек десять. Я думал, что всех их пригласят, будут чествовать, вручат какие-то награды, и наши, и патриаршие. Они, действительно, их заслужили. Двое из архиереев всё-таки присутствовали: в Харькове - митрополиты Ириней и Лазарь, в Киеве - опять же митрополит Лазарь и митрополит Сергий.

    «Новый Регион»: А не кажется ли вам странным повсеместное присутствие на юбилейных торжествах митрополита Лазаря, особенно в отсутствие других. Он возглавлял праздничную службу в Харькове, выступал с докладом на конференции. А ведь двадцать лет назад он был чуть ли не единственным участником Собора, который горячо выступал против смещения Филарета и избрания нового предстоятеля, из-за чего у него даже сложности возникли с его паствой.

    Василий Анисимов: Харьковский Собор был совершенно демократическим собранием. Архиереи решали - ни много ни мало - судьбу Православия на Украине. И каждый брал на себя груз ответственности. Были дискуссии, каждый отстаивал свою точку зрения, и всё это в условиях шантажа и давления, которое оказывал президент Леонид Кравчук даже во время соборных заседаний. И Блаженнейший Митрополит Владимир избирался на альтернативной основе большинством голосов. Конечно, были споры, но когда решения были приняты, никто - ни тогда, ни в последующие 20 лет - не подвергал сомнению их законность и правомочность, в том числе и сами участники. И митрополит Лазарь по праву считается одним из отцов Харьковского Собора. На этапе выработки решений необходимо дискутировать, поднимать проблемы, но когда путь избран, надо твёрдо следовать ему, что наши архиереи и делали.

    «Новый Регион»: И, всё-таки, почему архиереи не приехали?

    Василий Анисимов: Думаю, так звали. Я спрашивал у митрополита Тернопольского Сергия, он ответил, что его «очень настойчиво приглашали». А других, как я понял, - не настойчиво. На конференции было несколько сот семинаристов - будущих священников, думаю, им было бы важно и увидеть, и услышать людей, которые явили мужественное стояние за Православие, которых преследовали и до Собора, и после него и власть, и уния, и расколы, они многое претерпели, но не дрогнули, и ни за чьи спины не прятались. Это и митрополит Агафангел, и митрополит Онуфрий, и архиепископ Ионафан, и митрополит Иларион, и митрополит Ириней, и митрополит Иов, и владыка Варфоломей и другие. Разного рода сервилистов они в своей жизни ещё увидят во множестве, а настоящих героев надо беречь и на их примере - учиться стойкости. Помню, как через месяц, наверное, после Собора Филарет пресс-конференцию проводил, я к нему подошёл после неё, а он говорит: скоро вы о многих сюрпризах, которые касаются харьковских архиереев, услышите. Он был уверен, что президент, власть на местах всех их, ослушников, додавят, и они уйдут к Филарету в раскол. Но никто, кроме львовского епископа, которого, действительно, прессовали по полной программе, не дрогнул. Так что были люди в наше время!

    «Новый Регион»: А вы не исключаете, что есть обида у отцов Харьковского Собора на Блаженнейшего: вместе боролись плечом к плечу, выстояли, он теперь герой, в славе и почестях, а соратников травит его окружение, организовывая всякие провокации, как это происходит в последние месяцы?

    Василий Анисимов: Я думаю, Блаженнейший счастлив был видеть их всех, ведь он не раз говорил им: кто я без вас? Так что, очевидно, здесь организаторы конференции что-то перемудрили. А, может, просто какие-то накладки, и ни у кого не было умысла унизить великих архиереев забывчивостью. Хотя, повторяю, надо было назвать всех отцов Собора поимённо, поблагодарить живых, помянуть ушедших - это общепринятая практика. Святейший Патриарх Кирилл в своём приветствии к участникам конференции назвал отцов Харьковского Собора «архипастырями-исповедниками», «святителями, отстоявшими единство Святой Матери Церкви». И это справедливо.

    «Новый Регион»: Но ведь другие-то архиереи были, причём приехали издалека.

    Василий Анисимов: Человек десять, среди них те, которые в первые месяцы и годы после Собора стали архиереями. На их долю тоже выпало множество испытаний, и они их прошли, как настоящие воины Христовы. Ведь после Харьковского Собора УПЦ была объявлена антинародной, антиукраинской, антигосударственной, её шельмовали, третировали. Стать епископом в то время значило проявить мужество, и прессинг ведь продолжался много лет, до 2010 года. Но подвиг одних не умаляет свершений других. И на юбилейных харьковских тожествах мы должны чествовать отцов-подвижников Харьковского Собора. А то и впрямь получается какая-то героическая поэма без героев.

    «Новый Регион»: Доклад Блаженнейшего зачитывал управделами архиепископ Антоний. Многие из него поняли, что Блаженнейший был участником Собора.

    Василий Анисимов: Блаженнейший не был участником, его избрали заочно, и он приехал на Украину через три недели после Собора, и не в Харьков, а в Киев. Прошло 20 лет, многое подзабылось, и некоторые люди, в том числе и те, кто помогал готовить этот доклад, думают, что он приехал в Харьков, провёл Собор, а затем - в Киев. Отсюда, полагаю, и фразы в преамбуле об «участнике событий» и «непростых днях 1992 года». Но в конце доклада говорится о том, что известие об избрании Предстоятелем застало Блаженнейшего Митрополита в Финляндии. Это досадная несогласованность.

    «Новый Регион»: А как вы оцениваете выступления представителей власти?

    Василий Анисимов: Власть у нас не меняется и в прямом, и в переносном смысле. Юрий Богуцкий зачитывал приветствие от Виктора Фёдоровича, как раньше зачитывал приветствия от Виктора Андреевича, Леонида Даниловича. Я не удивлюсь, если он и от Леонида Ильича и Никиты Сергеевича что-то зачитывал. Да и доклад его на конференции прорывным никак не назовёшь. 20 лет Церковь власти об одном говорит - о возвращении статуса юридического лица, о реституции церковной собственности и т. д., а власть ей - о своём, о «гармонизации». Сначала наплодят расколы и прочие рога и копыта, а затем «гармонизируют» правду с ложью, закон с беззаконием - государственная политика! Сегодня Юрий Петрович воспел хвалу Харьковскому Собору, изгнавшему богоотступного Филарета-Денисенко, а через пару недель - вот увидите - пойдёт к Филарету воспеть хвалу его стойкости, и тоже с приветствием от имени Виктора Фёдоровича. Такая у нас в державе гармонь. Я бы вообще советовал нашим чиновникам в рамках евроинтеграции перенять опыт Болгарии, члена ЕС и НАТО, по «гармонизации» религиозной жизни.

    «Новый Регион»: А чем он полезен?

    «Новый Регион»: В докладах неоднократно звучало, что Харьковский Собор проходил в условиях информационной блокады. А в чём она заключалась?

    Василий Анисимов: Религиозная проблематика не была актуальной ни в мае 1992 года, ни до этого. Это ведь были первые месяцы после распада страны: гиперинфляция, купоны, пустые прилавки, люди потеряли сбережения, которые копили всю жизнь, не выплачивали ни пенсий, ни зарплат, остановились предприятия. Нищета, деморализация, народ стоял вдоль улиц, в переходах - продавали, кто что мог. Ну, а у власти от открывшихся перспектив внезапного обогащения в зобу дыханье спёрло - она прихватывала заводы, пароходы - всё на свете, кто у каких ценностей ближе стоял, то и захватывал. Филарет, разумеется, церковную кассу загреб. Это было время грабежа и связанных с ним политических битв, на которые и фокусировалось внимание прессы. Всё трещало по швам, Крым отделялся и т. д. До церковных ли проблем? Да и сама пресса не умела работать по церковной тематике. Разумеется, никто не сообщал ни о проведении Собора, ни о его повестке, ни о его итогах. Власть вообще стремилась не допустить его проведения. Поэтому Собор провели не в столице, а в Харькове.

    «Новый Регион»: А что, не было никакой защиты?

    Василий Анисимов: Защита была. Среди 20 архиереев был один народный депутат Украины - митрополит Агафангел. Послать милицию, чтобы разогнать собрание, которое организовывает депутат Верховной Рады со своей неприкосновенностью, было невозможно ни тогда, ни сейчас. Но власть использовала не милицию, а боевиков УНА-УНСО. Эта структура была создана ещё КГБ для организации провокаций, а затем перешла на службу власти независимой Украины. Её пестовали, поскольку «не всё, что нужно державе, можно делать законными способами». Боевики, зная свою безнаказанность, могли любую заварушку организовать, сорвать любое собрание. Ведь они таки разгромили епархиальное управление в Виннице, где депутат митрополит Агафангел был правящим архиереем. Поэтому мудрый митрополит Никодим созвал Собор в Харькове, где унсовцев на дух не переносили, причём, так сказать, с учётом правил фортификационного искусства обороны: Собор проходил в монастыре, но не в резиденции митрополита, где обширные помещения, большие проходы, через которые боевики могли пробраться, а в соседнем здании на четвёртом этаже. Там узкие коридоры, узкие лестничные проёмы, два этажа вообще ещё не были переданы Церкви - там какие-то госфирмы были. Словом, митрополит всё сделал, чтобы обезопасить архиереев от любого внешнего давления, кроме, конечно, телефонного, чем президент Кравчук и воспользовался.

    «Новый Регион»: А в Киеве знали о проведении Собора?

    Василий Анисимов: Верующие всё знали. Тогда вообще было мало церковных начальников, но очень активны были приходы, общественность, братства. Весной 1992 года даже епископа в столице не было: Филарета, после разоблачений и клятвопреступлений, никто не слушал, его и не поминали за богослужениями. Был опальный управделами УПЦ архиепископ Ионафан, который первым выступил с разоблачениями Филарета и попал под запрет. Он - киевлянин, пользовался уважением верующих, вокруг него объединялись священники, монастыри, братства, прихожане - это было какое-то очень пассионарное сообщество: все знали друг друга, болели общим делом, не только переживали за судьбу Церкви, но и стучались во все двери. Их деятельность была эффективной: ведь ни один приход столицы не пошёл за Филаретом в раскол, даже из кафедрального Владимирского собора, где Филарет правил 30 лет, ушли священники, прихожане, а хор в присутствии ошарашенного Филарета спел «Многая лета» новому Предстоятелю и тоже ушёл в Лавру.

    «Новый Регион»: Они и привлекали прессу?

    Василий Анисимов: Очень настойчиво. Тогда ведь не было такой безумной охранно-пропускной системы. В издательстве «Пресса Украины», где находились редакции самых крупных газет, сидел на центральном входе один вахтёр, который объяснял посетителям, как в какую редакцию и на какой этаж пройти. И каждый журналист - а в издательстве их несколько сотен работало - обязан был принимать всех читателей, посетителей. Люди со всеми проблемами «шли в газету». Такое было время. Ты приходишь на работу, а под дверью кабинета тебя уже ждут посетители. Так я познакомился и с владыкой Ионафаном, и с чернобыльской общиной столицы, с которой мы возводили чернобыльский храмовый комплекс в Дарнице, и со многими священнослужителями.

    «Новый Регион»: Но ведь все газеты, кроме «Независимости», не поддержали Харьковский Собор.

    Василий Анисимов: Правильнее сказать, проигнорировали. Лгать не хотели, а изобличать Филарета - значило ссориться с Кравчуком, который полгода как был избран президентом, - боялись. А «Независимость» в то время была крупнейшей демократической оппозиционной газетой, на гребне своей популярности, её тираж в 1 млн 700 тыс экземпляров, говорят, ни одна ежедневная газета до сих пор не превзошла. Хотя я был против того, чтобы политическая журналистика включала Церковь в свою орбиту, но Филарет сам в политику влез и сильно подставил Церковь.

    «Новый Регион»: Каким образом?

    Василий Анисимов: После провала путча в августе 1991 года Кравчук кассу запрещённой КПУ - а это миллионы карбованцев - перегнал Филарету, а тот накануне президентских выборов не только стал горячим агитатором за Кравчука, но и создал церковный Фонд в его поддержку на выборах и даже перечислил в него 600 тыс рублей. Благодаря филаретовскому желанию прогнуться, Православная Церковь заполучила во враги весь демократический лагерь, в нападках на неё они уже не стеснялись в выражениях. Демократы во главе с Вячеславом Чорноволом принесли в газету весь перестроечный огоньковский компромат на Филарета - о том, что он морально разложившийся иерарх, агент КГБ и т. д., - который мы и издали перед выборами. Так что все церковные оппоненты Филарета считали «Независимость» дружеским изданием. Харьковский Собор, если не ошибаюсь, проходил посреди недели: среда - четверг. Накануне, 26 мая вечером, как всегда, неожиданно, нагрянули в редакцию православные активисты: завтра в Харькове собираются архиереи, вы должны там быть, просят-ждут, машина под издательством - всё бросай и поехали. Они всегда были напористые и не принимали во внимание, что у тебя - конкретный объём ежедневных обязанностей, что у тебя завтра сдача полос и материалов, море встреч, что это вообще не твоя тема и т. д. Кое-как отбился, но дал слово, что буду держать оборону в Киеве, напишу большой аналитический материал.

    «Новый Регион»: Написали?

    Василий Анисимов: Написал. Он назывался «Вслед за Моисеем?» и обосновывал необходимость смены церковного руководства, поскольку Филарет клятвопреступлением, непотребным для монаха образом жизни, связями с КГБ и партноменклатурой вконец дискредитировал Церковь, развалил всё, что можно, его отставки требуют и демократическая общественность, и верующие. И здесь произошёл любопытный, единственный в моей практике случай. Он свидетельствовал о том, что в нужном деле Бог помогает даже в малом. Написать-то написал, а как побыстрее издать? 50−100 строк актуальной информации ещё можно втиснуть, а разворот в тысячу строк? Такие материалы с кондачка не публикуются: их надо согласовывать с руководством газеты, или оно само ставит задачу. Полсотни своих журналистов, высокая конкуренция материалов, жёсткое планирование и т. д., - внеплановый аналитический материал такого объёма будет ждать своей очереди неделями. Это была пятница, конец недели, до обеда все были в запарке - сдавали субботний и воскресный номера, а после обеда я зашёл к главному редактору Владимиру Кулебе. Он, как обычно, куда-то очень спешил, предложил проводить его до машины и по дороге поговорить. Пока мы спускались в лифте, шли к его машине, я кратко ему рассказал о проблеме, он взял распечатку, положил в папку к другим материалам и пообещал прочесть по дороге или уже дома на выходных. Я вернулся в редакцию, занялся другими материалами, а тут звонок - секретарь просит зайти к шефу. Я очень удивился, говорю, что он уехал, я сам час назад его провожал. Оказывается, редактор дорогой просмотрел текст, вернулся в редакцию. Я зашёл к нему, он уже материал подсократил, подписал, отдал в корректуру, говорит: материал актуальный, давай смотреть, в какой из ближайших номеров его поставим. В первых числах июня он вышел. С него, собственно говоря, и началась почти десятилетняя борьба «Независимости» с расколами и властью, их поддерживающей. А я до сих пор бодаюсь с этим дубом.

    «Новый Регион»: А статья оказала какое-то влияние?

    Василий Анисимов: Оказалась очень своевременной. Тогда своих информационных ресурсов не было, вернее, они остались у Филарета, журналисты из них ушли. Церковь тогда перешла на настенную агитацию. Эта статья и последующие - коль мы вошли в это противостояние власти и Церкви, то я писал через день, да каждый день, - а также материалы Харьковского Собора, листовки, обращения расклеивались на стенах храмов, монастырей, в Лавре, причём в большом количестве. Люди кругом стоят, читают, иногда вслух - это было непривычно. Первые дни после Собора власть была в некотором замешательстве: она и мысли не допускала, что архиереи ослушаются президента, который настойчиво просил не трогать Филарета. Не придумали ничего лучшего, как объявить Харьковский Собор церковным путчем, запустили эту версию в некоторые СМИ, но лепить из Филарета Горбачёва было просто смешно. Тогда решили на законодательном уровне объявить его незаконным.

    «Новый Регион»: Через Верховную Раду.

    Василий Анисимов: Нет. Через Верховную Раду они боялись, ведь это надо в сессионный зал выносить вопрос, а там же опять депутат-архиерей Агафангел, участник Собора, ему надо слово давать, проводить обсуждение и нарваться на громкий скандал. Какое вообще может иметь дело парламент к Собору архиереев отделённой от государства Церкви? Если права Филарета были как-то нарушены на Соборе, он должен обратиться в прокуратуру, которая надзирает за соблюдением законности. Та должна провести расследование, вынести вердикт и в судебном порядке восстановить законность. Но никто ни в какую прокуратуру не обращался. За два года до Собора при преобразовании экзархата в УПЦ архиереи избрали Филарета предстоятелем, в том же составе, единогласно, они и сняли его с должности, на что имели все основания. Но Кравчук с Плющем предпочитали творить беззаконие тишком-нишком и намерились провести постановление о незаконности Собора от имени президиума Верховной Рады и заставить подписать его всех силовиков.

    «Новый Регион»: Что такое президиум Верховной Рады и для чего нужны были подписи силовиков?

    Василий Анисимов: Был в Раде такой орган, в который входили руководители парламента, лидеры фракций, они определяли повестку дня заседаний. Впоследствии этот президиум был упразднён. А силовиков заставляли подписать, чтобы они исправляли «злодеяние» - арестовывали архиереев, требовали от них письменного отречения от решений Харьковского Собора. Блаженнейшего Владимира вообще могли не пустить в Украину: при пересечении границы зачитать это постановление о незаконности его избрания, обвинить в соучастии в противоправной деятельности и выдворить. Что, кстати, они тоже пытались сделать. Беспредельщики!

    «Новый Регион»: А это постановление было принято?

    Василий Анисимов: Да. Но не в том виде, как задумывали. Членом президиума был заместитель головы Верховной Рады харьковчанин Владимир Гринев. Он рассказывал, что чуть ли не до инфаркта ругался на заседании этого президиума, доказывая, что вся эта затея незаконная. Добился смягчения формулировок и замены слова «постановление» на «заявление». Филарет сегодня рассказывает, что Кравчук таки заставил всех силовиков его подписать, последним подпись поставил председатель КГБ-СБУ Евгений Марчук, и Филарет его подозревает в тайных симпатиях к Харьковскому Собору.

    «Новый Регион»: Арестам архиереи подвергались?

    Василий Анисимов: Руки выкручивали всем, но только львовского епископа Андрея Горака смогли заставить отречься. На аресты не отваживались, поскольку боялись верующих. Тогда к архиереям относились с поразительным доверием, любовью, как к народным героям: все понимали, как им трудно стоять за правду, какому давлению и шантажу они подвергаются. Когда начались погромы и захваты храмов филаретовскими боевиками, люди грудью защищали епископов и священников. Охраны же никакой не было, старухи брались за руки, становились перед боевиками и говорили: мы не дадим в обиду нашего владыку, он за правду, за Церковь нашу многострадальную, Христовую, а вы, супостаты, - за кого? Когда Блаженнейший Владимир прибыл в Киев, его на вокзале встречала огромная толпа людей, одни говорят - 50 тысяч, другие - 80. С цветами, со слезами на глазах, пасхальными песнопениями. В Дарнице эсбэушники пытались снять его с поезда угрозами и уговорами. Он отказался, слава Богу, что они не решились насильно вывести Митрополита из вагона. Представляете, что было бы, если бы встречающим сообщили, что Блаженнейший ехал, да не доехал? Куда бы вся эта толпа пошла, и куда бы бежали от неё Кравчук с Филаретом и Евгенией Петровной?

    «Новый Регион»: А какие были варианты у власти по урегулированию ситуации ?

    Василий Анисимов: Да никаких. Это была не власть, а отрыжка тоталитаризма. Они были убеждены, что смогут «отыграть» Харьковский Собор нажимом, давлением, уговорами. После неудачного штурма бандитами Лавры народ стал стягиваться в монастырь со всего Киева. Прибыли и высокие сановники. Замминистра МВД генерал Валентин Недригайло убеждал верующих: «Вы же все много лет знаете Филарета, он хороший, а будет ещё лучше, исправится, ну зачем вам чужак?» А тогда в Киев прилетел из-за границы митрополит Макарий, киевлянин, очень уважаемый архиерей, который сыграл решающую роль в защите Лавры. Он взошёл на верхнюю площадку лестницы у 49-го корпуса и обратился к народу: «Идите во все храмы и монастыри и объявите всем, что Филарет - бандит и погромщик, он лишён священнического сана и расстрижен в монахи. У нас новый Предстоятель - Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир!» Сановники онемели, народ ликовал. Точка невозврата была пройдена, но власть не желала с этим смириться.

    «Новый Регион»: А зачем штурмовали Лавру?

    Василий Анисимов: Чтобы не допустить выполнения решений того же Харьковского Собора, чтобы Блаженнейший Владимир не смог приступить к исполнению своих предстоятельских обязанностей. Когда назначенная Харьковским Собором комиссия во главе с протоиереем Фёдором Шереметой пришла в резиденцию Киевских Митрополитов на Пушкинскую принимать у Филарета дела, печать, имущество, финансы, её туда не пустили: Филарет нанял боевиков Корчинского, они забаррикадировались внутри и угрожали комиссии оружием. Так же и с Владимирским собором: боевики закрылись в нём и никого не пускали. Милиция не реагировала. Тогда решили временную резиденцию Блаженнейшего сделать в Лавре, в корпусе N49, откуда он и будет управлять Церковью. Поэтому власти решили разгромить эту резиденцию, захватить сам монастырь и вынудить Блаженнейшего отказаться от приезда в Киев. Мол, куда бы вы стопы ни направили - будем всё громить и захватывать, ваше место - на скамейке Киевского вокзала, а время - до ближайшего поезда обратно, в Москву. Хотите такого позора - приезжайте.

    «Новый Регион»: Но ведь захват сорвался?

    Василий Анисимов: С Божией помощью. Спецоперацию по захвату Лавры власть поручила МВД, тому же генералу Недригайло. Решили, что сам захват будут осуществлять две сотни боевиков Корчинского. Они сломят сопротивление трёх десятков монахов и семинаристов, разгромят подготовленную для Митрополита резиденцию, отберут у наместника Лавры Питирима ключи от всех лаврских помещений, в них устроят погромы. Корчинский - провокатор с выдумкой, поэтому боевики принесли с собой два мешка презервативов, чтобы разбросать их по монашеским кельям. Филарет должен был доставить десяток «альтернативных» монахов, своих сторонников. Когда всё будет захвачено, должна подоспеть находящаяся рядом милиция с телевидением, навести «порядок» и заявить на всю страну: тут монахи с монахами, верующие с верующими передрались, какие-то, понимаешь, безобразия кругом - сотни презервативов кругом валяются, непонятно, чем вообще эти люди в монастыре занимаются! Будем разбираться. Таким образом монастырь переходил в руки к Филарету, а вся Украина обсуждает сагу о презервативах в Лавре, где к тому же московского ставленника собирались разместить. Подлая и мерзкая провокация.

    «Новый Регион»: Но ведь боевики таки захватили Лавру.

    Василий Анисимов: Да. Но ненадолго. Во-первых, люди знали, что Филарет попытается захватить обитель, и были настороже. Когда боевики на верёвках через южную стену монастыря проникли в Лавру и начали погром, монахи ударили в колокол, сбежалось огромное количество людей, повсеместно завязались драки, старухи, женщины защищали свою святыню, чего захватчики не предполагали. Они разгромили резиденцию Митрополита, кельи, как и планировали, презервативы разбросали, захватили наместника. Здесь их ждала вторая неожиданность. Наместник оказался бывшим зэком: владыка Питирим за антисоветскую церковную агитацию и пропаганду несколько лет провёл в тюрьмах и на зоне. Испугать его, заставить отдать ключи было просто невозможно. Не на того напали. В-третьих, прокол вышел с альтернативным монашеством: у Филарета, кроме него самого и супруги Евгении Петровны, «монахов» не оказалось, а Корчинского вырядить иноком не додумались. Но главное было в другом: о начавшемся штурме и погроме сообщили митрополиту Макарию. Это был архиерей мирового уровня, знал несколько языков, служил за границей, десятки стран посетил, выступая на различных форумах. Он позвонил замминистру МВД генералу Борташевичу, который руководил спецподразделениями министерства. Так как спецоперация по захвату Лавры была тайной, он не знал, что его же министерство её проводит. К тому же митрополит Макарий пригрозил, что поднимет на ноги все посольства, устроит международный скандал, поскольку милиция не предотвращает форменное кровопролитие. Обескураженный генерал посылает в Лавру отряд ОМОНа. Омоновцы врываются в монастырь, видят, как громилы в спортивных штанах с железной арматурой в руках гоняют по нему старух, монахов и мальчишек-семинаристов, звереют и начинают лупить дубинками и вязать всех подряд - и боевиков, и прикрывавшую их милицию. Мне мой приятель, полковник-чернобылец, который работал в пресс-центре МВД и участвовал в той спецоперации (он здоровый, грузный человек), не без юмора рассказывал: «Знаешь, я никогда не думал, что могу с такой скоростью улепётывать от собственного ОМОНа! Мы орём „Свои, не бейте!“, а эти дуболомы бьют и крутят всех подряд!». Так Лавра была освобождена, полторы сотни боевиков - арестованы, открыты уголовные дела. Разумеется, на следующий день всех отпустили, а уголовные дела - закрыли. Торжество кравчуковской законности!

    «Новый Регион»: А телевидение было?

    Василий Анисимов: Было, снимали арест погромщиков, записывали комментарии. Но ни один кадр на телеэкраны так и не попал. Тем не менее власти не удалось сорвать приезд Блаженнейшего Митрополита, запугать архиереев. Тогда она решила вообще упразднить УПЦ, создав некую УПЦ-КП во главе опять же с непотопляемым расстригой Филаретом. Но это уже другая афера. Мы в пресс-службе к юбилею Харьковского Собора подготовили к изданию три книги о Церкви, власти и расколах, где изложена вся наша церковно-государственная история последних двух десятилетий. Эта история, с одной стороны, - летопись предательства, алчности, лжи, афер, а с другой - высокого служения Богу и человеку, мужественного стояния во Христе, Его Церкви и Правде. Харьковский Архиерейский Собор, безусловно, относится к тем страницам нашей истории, которыми мы можем гордиться.

    Комментарий руководителя Пресс-службы УПЦ

    На Украине начался Всеукраинский крестный ход. Его инициатором выступила Украинская Православная Церковь. О целях крестного хода, о ситуации на Украине, о нынешнем положении Украинской Православной Церкви рассказал руководитель Пресс-службы УПЦ Василий Анисимов.

    – Василий Семенович, начался Всеукраинский крестный ход, к которому призвал всех верующих Блаженнейший Митрополит Онуфрий. Этот крестный ход уже назвали антивоенным. Это первая акция такого масштаба?

    – Крестный ход действительно «антивоенный». Одна его часть вышла из Святогорской лавры, которая находится в зоне АТО, другая 9 июля выйдет из Почаевской лавры, и 27 июля, в День Крещения Руси, они соединятся в Киеве у памятника святому равноапостольному князю Владимиру. Это крестный ход мира, любви и молитвы за Украину, как назвал его Блаженнейший Владыка; он соединит собой восток и запад и, безусловно, станет самым главным событием нашей церковной жизни в нынешнем году.Конечно, это не первая антивоенная «акция» Православной Церкви. Вы знаете, что с самого начала противостояния на Майдане Православная Церковь не только выступала за мирный диалог, но физически разъединяла враждующих и уже окропивших руки кровью, становясь с крестом и Евангелием между ними. Это были монахи Десятинного монастыря. Когда через месяц пролилась большая кровь, погибли более сотни майдановцев, два десятка «беркутевцев», более тысячи были ранены и покалечены, Церковь объявила траур и продлила его на весь Великий пост, призвав покаянием найти пути к взаимному прощению и примирению. После начала войны на Донбассе УПЦ провела в июне 2014 года «антивоенный» Синод, который выступил с миротворческими обращениями к народу и власти. Она поддержала и перемирие, объявленное тогда президентом, и первые Минские соглашения, и вторые. И все эти ужасные 2,5 года неустанными призывами и молитвами стремится установить мир на нашей измученной земле.

    – В своем обращении Блаженнейший Митрополит Онуфрий отмечает: «Несмотря на миротворческую миссию нашей Церкви, ее пытаются сделать враждебной украинскому обществу». С чем это связано?

    – В украинском обществе был и остается высокий запрос на мир. Петр Порошенко победил на президентских выборах всех своих основных конкурентов из «партии войны», которые соревновались в воинственности и русофобии, в первом же туре. Победил только потому, что пообещал за две недели завершить войну, за три месяца восстановить отношения с Россией, создать такие высокие стандарты жизни, что Крым сам с покаянием попросится назад, и т.д. И сегодня опросы общественного мнения показывают, что люди хотят мира. Однако этот запрос на мир никак не отражен в украинских СМИ; напротив, все наши телеканалы ежедневно с ура до вечера вещают, сколько «агрессор», «российские террористические войска» стреляли в зоне АТО, сколько убили и ранили украинцев, какую беду Путин опять задумал против Украины… Всякий протест, даже социальный, объявляется происками, играющими на руку тому же Путину, и пр. Это форменное наваждение. Кто не разделяет эту точку зрения, зачисляется в «пятую колонну». Православная Церковь одна из них, ее шельмуют, оклеветывают. Вот недавно отлученный от Церкви М. Денисенко (Филарет) во дворце «Украина» при всем высшем руководстве страны заявил, что Блаженнейший Митрополит Онуфрий называет украинских солдат, героев АТО, «убийцами», что православные священники, подбрасывая мобильные телефоны в расположение украинских воинских частей, являются наводчиками для российских «Градов» и т.д. И все это даже опровергнуть негде, кроме скромных церковных интернет-ресурсов.

    – На этом основании происходят и захваты православных храмов?

    – Конечно. Униаты и раскольники из кожи лезут вон, чтобы потрафить «партии войны», разжигают ненависть к Донбассу; Филарет объясняет, что врага убить – не грех. Нагнетают злобу и ненависть к Церкви Христовой, Православной: дескать, война показала, что она «непатриотичная», поэтому народ и общественность якобы требуют «перевода» православных общин в раскольничьи, патриотические. Москва – это агрессор, поэтому «московской церкви» в Украине не должно быть. Натравливают политических активистов, боевиков, которые с насилием захватывают православные храмы. Зачастую это инициирует местная власть. Около четырех десятков захвачены, многие находятся под угрозой захватов. Православные судятся, иногда выигрывают тяжбы, апеллируют к европейскому сообществу, где никому и в голову не приходит захватывать церковное имущество. Но ни один погромщик нигде так и не был привлечен к ответственности. К тому же решения судов у нас по традиции никто не спешит выполнять. В свою очередь депутаты-униаты и филаретовцы инициируют принятие законов, которые бы облегчили «смену юрисдикции православных общин». Это тоже беззаконие. Они действуют вполне по-большевистски, полагая, что народ, измученный войной, нищетой, тарифами и т.д., не сможет защищать свои святыни.

    – А в зоне АТО положение еще более трагичное?

    – В двух областях Донбасса, на которые распространяется антитеррористическая операция, у нас более тысячи православных приходов и монастырей. Трое православных священников погибли при обстрелах, повреждены более 70 храмов, полтора десятка частично или полностью разрушены. Там, конечно, служат героические священники и архиереи, которые не оставили свою паству, ту, что не смогла никуда уехать или ей некуда было ехать. По обе стороны фронта – бедствующее население. Только по официальной статистике там погибло более 10 тысяч мирных жителей, более сотни детей; беженцы исчисляются чуть ли не 2 миллионами (в Украину и Россию); разрушены десятки тысяч домов и квартир, огромное количество предприятий, инфраструктура. Это трагедия на долгие годы. И Церковь находится посреди нее: наши храмы и монастыри стали центрами гуманитарной помощи и приютами, туда переданы собранные УПЦ тысячи тонн продовольствия, одежды, медикаментов, миллионы гривен. Церковь помогает и воинским подразделениям ВСУ в зоне АТО. Там тоже ужасные потери – более 2 тысяч убитыми. В основном это молодые ребята, православные. С обеих сторон люди ежедневно продолжают гибнуть или получать увечья, поскольку обстрелы и перестрелки не прекращаются.

    – Но если эта война всех измучила, то почему никто ее не может прекратить?

    – На самом деле она не всех измучила, особенно в Киеве. Война позволяет получать кредиты и помощь Запада, поскольку на Донбассе, как объясняет наша пропаганда, мы защищаем всю Европу от «путинских орд». На войну списывается крах экономики, обвал гривны, запредельные тарифы и цены – куда ни посмотри, везде объясняют: вы же не забывайте, у нас – война! В Украине безработица и очень низкие зарплаты, поэтому никто не знает, куда девать 70 тысяч солдат и добровольцев, находящихся в АТО. Чем они будут заниматься? Могут и очередную революцию устроить. К тому же многих бойцов нынешнее положение устраивает. Они получают по 6–8 тысяч гривен. Такие деньги, скажем, в провинции трудно заработать, к тому же у них есть льготы по тем же тарифам. Так что война – это заработок, позволяющий содержать семью. А самое главное – никто не может толком объяснить: для чего это все затевалось? Никто не может предложить формулу внутриукраинского примирения, которая бы устраивала обе стороны. И не стремится ее искать. Вместо этого – «агрессоры», «каратели», «оккупанты», «фашисты», «террористы»… Идет третий год войны, кровь льется, длятся страдания, деградируют экономика, социальная сфера, общество и само государство. Украинская Православная Церковь всегда выступала за единство Украины. Первый пункт Минских соглашений гласит, что Донбасс остается в составе Украины. Если решили жить вместе, если все согласны с тем, что альтернативы мирному решению конфликта нет, то давайте с Божией помощью наконец-то найдем в себе волю и мужество прекратить это безумие. Ради этого и идет организованный Православной Церковью Всеукраинский крестный ход.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»