Борисов церковь. Борисов

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
2009-09-19 Мордаунт Юрий
СВЯТО-ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР

История возникновения Свято-Воскресенского собора в Борисове довольно интересная.
Вначале, где-то между 1635-1649 гг., во время управления городом борисовского старосты Адама Казановского, была воздвигнута Спасо-Преображенская церковь. Она достояла до 1812 года. Но война полностью разорила город, в огне погибла и Спасо-Преображенская церковь. Ведь борисовский повет был в числе тех поветов, которые наиболее пострадали от наполеоновского нашествия.

Вскоре построили новую деревянную церковь и переименовали ее в Воскресенскую.
Оживленная речная торговля притягивала в город людей, строились новые дома, город облагораживался. В 1834 году вместо состарившейся Воскресенской церкви построили новую, деревянную, в псевдорусском стиле. К ней приписали Свято-Андреевскую церковь и Свято-Ильинскую церковь-школу.

К середине 1850-х годов население Борисова по вероисповеданию делилось следующим образом: православных – 2693, католиков – 997, иудеев – 2581(!), раскольников, мусульман и протестантов – 45.

В многочисленных войнах город часто жгли. Жители его вновь восстанавливали. Но гиб город и в мирное время. Согласно официальной статистике, в 1865 году Борисов пережил пять пожаров, которые уничтожили 345 домов. Были и человеческие жертвы.
Огонь не пощадил и деревянную церковь, которая размещалась рядом с рынком. И тогда в городе осталась лишь одна маленькая кладбищенская церквушка Андрея Юродивого (теперь это молитвенный дом старообрядцев по Газетной улице). Естественно, среди православного люда сразу возник вопрос о строительстве нового храма, причем не деревянного, а каменного, вместительного и красивого, который бы ни в чем не уступал костелу, возведенному еще в 1823 году (каменной была также и синагога, построенная в 1866 г.).

Рассмотрение ходатайств, поиск средств и подходящего проекта заняли пять лет. Первоначальный проект пятикупольного храма, предложенный инженером Скуратовым, Минской епархией был отвергнут, главным образом, из-за малой размерности и, следовательно, недостаточной вместимости молитвенного зала. Остановились на другом варианте - соборе с девятью куполами, тремя апсидами, выразительным контуром, привлекательным декором и достаточной объёмностью (27 х 23 х 12 м).

"Зачатие" храма и его освящение во имя Воскресения Христа Спасителя (два придела были названы в честь святых князей Владимира и Александра Донского) состоялось в воскресенье 5 сентября 1871 года (по старому стилю) в присутствии именитых лиц. С речью выступил епископ Минский и Бобруйский Александр.

Предполагаемые затраты на строительство, согласно утвержденной смете, составили 47 890 руб. 14 коп. По тому времени это была немалая сумма, но по непредвиденным обстоятельствам ее не хватило. При рытье котлована выяснилось, что качество грунта не позволяет использовать запроектированный обычный фундамент. Пришлось изготовить и вбить 580 свая, что дополнительно потребовало 3 000 рублей.
Строили собор высококвалифицированные каменщики из местечка Ивенец, а для оформления интерьера были приглашены виленские художники Елишевский и Трутнев.
Вопросами финансирования строительства и обеспечением необходимыми материалами ведал предводитель местного дворянства Владимир Ермольский, а техническое руководство осуществлял архитектор Сергей Петрович Иванов.

Строительство храма длилось три года и закончилось 15 октября 1874 года (по старому стилю). А через пять дней, 20 октября, по случаю первого богослужения состоялась торжественная церемония с участием губернского руководства и высокопоставленного духовенства.

В церемониальных выступлениях звучала резкая критика в адрес католиков, униатов и польских дворян, которые, по словам ораторов, на протяжении нескольких столетий ставили своей целью подчинить белорусский народ иноземному влиянию, т.е. Ватикану.

Главная заслуга в успешном завершении строительства собора приписывалась Владимиру Ермольскому, которому был преподнесен серебряный кубок с позолотой и следующей надписью: "Прадеды наши ели просто да жили на свете лет до ста".
А об авторе проекта даже не вспомнили. Его имя стало упоминаться сравнительно недавно. Согласно исследованиям минчанина В.М. Чернатова, это был инженер из Петербурга Петр Петрович Меркулов (1836-?).

Великолепие нового православного храма в Борисове привлекло внимание многих. Для гравюры с его изображением популярный в то время петербургский еженедельник "Нива" в № 12 за 1877 год не пожалел целой страницы.
Первым настоятелем Воскресенского собора был священник Климент Гродицкий.
А в начале ХХ века местный чиновник и церковный староста Нил Бурцев выступил с инициативой построить у главного входа собора кирпичную звонницу. И эта идея была воплощена в жизнь в 1907 году минским епархиальным архитектором Виктором Струевым. Теперь эта колокольня вместе с собором составляет цельный ансамбль.
Настоятелем храма в те годы был Николай Фалевич, который отличался благотворительной деятельностью, активным участием в разрешении городских проблем и пользовался среди прихожан огромным авторитетом. Он также был довольно богатым человеком: в 1911 году в городе Борисове установили 50 телефонов. Тогда это было дорогое удовольствие и им пользовались только богатые люди. Так вот, одним из абонементов был настоятель Воскресенского собора Николай Фалевич.
Воскресенский собор в 1901 году из 9 приписанных к приходу деревень и города насчитывал 5920 прихожан (2954 мужчин и 2966 женщин).

Пришествие марксизма-ленинизма проявило крайнюю нетерпимость ко всем другим религиям.
В те времена настоятелем собора был протоиерей Василий Измайлов. Он родился в 1885 году в семье священнослужителя и первоначально проживал в центральной России. Там он окончил вначале Духовную Семинарию, а потом - Духовную Академию.
С февраля 1914 года отец Василий преподавал в Минской Духовной Семинарии предметы обличительного богословия и истории раскола.

После закрытия семинарии, с 1920 года, отец Василий перешел служить в Свято-Покровскую церковь села Слобода-Озерицкая Минского района. В 1927 году стал настоятелем Свято-Воскресенского собора г. Борисова.
В Борисове отец Василий прослужил всего лишь несколько месяцев и был арестован 2 июня 1927 года.

Незадолго до ареста за ним установила слежку агентура ОГПУ. Выслеживавшие его в течение трех месяцев агенты составили ряд доносов, вошедших в "Обвинительное заключение". В частности, в этом "Обвинительном заключении" было означено:
"...приблизительно 12 марта во время всенощной и на следующий день, когда полная была церковь народа, священник Измайлов говорил, что скоро должны приехать большевистские попы и забрать наш собор, чтобы потом сделать в нем клуб. Призывал граждан защищать церковь, причем советовал мужчинам в это дело не вмешиваться... Говорил, что религию преследуют, давал намек на то, что скоро будет война... 2 мая, освящая могилы на кладбище, в разговоре о погоде говорил, что холодную погоду Бог посылает в наказание за то, что советская власть и неверующие издеваются над Церковью... В частной беседе со старушкой-нищей (фамилия не установлена) говорил, что дождь идет все время - это признаки в скором времени большой войны, что так будет литься кровь, как теперь льется дождь... Принимая во внимание, что свидетели, а также агентурный материал вполне подтверждает, что Измайлов вел агитацию с явно контрреволюционной целью, и что деятельность Измайлова имеет возбуждающее влияние на массу, о чем свидетельствует выступление массы во время приезда обновленцев в марте сего года, когда выкрики из толпы, настроенной Измайловым, были направлены против советской власти, принимая все это во внимание полагаем необходимым привлечь Измайлова к ответственности самым строгим образом..."
Виновным себя в предъявленных ему обвинениях, отец Василий не признал, заявив, что "все эти обвинения ни на чем не основаны".

Без суда и следствия 26 августа 1927 года его приговорили к заключению в Соловецкий концлагерь особого назначения сроком на три года. При неясных обстоятельствах Василий Измайлов умер (а может быть, был расстрелян) на Соловках 22 февраля 1930 года, войдя в сонм новомучеников и исповедников, за веру Православную пострадавших в страшное время гонений на Церковь.
В 1937 году верующих по команде властей изгнали из храма, кресты с куполов спилили, а внутреннее убранство разграбили. Собор был превращен в зернохранилище, а колокольня переоборудована в парашютную вышку.
Но война вернула все на круги своя. Фашистские оккупанты, стремясь привлечь славянское население на свою сторону, возвратили собор пастве. Его отремонтировали (восстанавливать кресты на куполах заставили специалистов-евреев), и там начались богослужения.

В октябре 1941 года епархия назначила туда настоятеля. Это был выпускник Жировичской духовной семинарии 37-летний отец Иоанн (в миру - Иван Матвеевич Строк). В тяжелые годы оккупации он как мог помогал больным и неимущим, старался облегчить участь советских военнопленных, приютил и спас еврейского мальчика, предотвратил угон на принудительные работы в Германию около 300 борисовчан.
Тем не менее, сразу после освобождения города отец Иоанн был арестован советскими органами, и как пособник врага отправлен в сталинские застенки (реабилитирован только в 1956 г.).

Однако собор больше не закрывали, хотя в период правления Хрущева был запрещен колокольный звон, который, согласно инспирированной в местной газете статейке, якобы мешал покою горожан (перестройка отменила этот запрет).
Нынче собор продолжает жить в обычном ритме, являясь, кроме прочего, и архитектурным памятником.
Современники находят в нем характерные для второй половины ХIХ столетия черты эклектизма.

(ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ДАННЫЕ БОРИСОВСКОГО ИНТЕРНЕТ-САЙТА).

Из истории установления праздника

Воскресение Христово - величайший христианский праздник, день торжества православной веры, знамение победы Господа над грехом и смертью и начало бытия нового мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом.
Праздничная пасхальная служба совершается во всех храмах в ночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена величайшей радости и ликования. В этот и последующий дни многократно звучат слова пасхального приветствия: «Христос воскресе! - Воистину воскресе!», которыми мы исповедуем веру в Воскресение Господа.

Собственно пасхальное богослужение начинается около половины двенадцатого ночи с совершения перед плащаницей, располагающейся посреди храма, полунощницы с чтением особого канона. После совершения полунощницы плащаница заносится священнослужителями в алтарь и полагается на престол.

Торжественная пасхальная утреня начинается в полночь с совершения крестного хода вокруг храма. Духовенство с крестом, Евангелием, иконами и хоругвями, сопровождаемое молящимися с зажженными свечами в руках, под звон колоколов выходит из храма как бы навстречу грядущему Спасителю с пением стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается в его притворе перед закрытыми дверями, как бы перед входом ко Гробу Господню.
При торжественном пении: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» двери открываются; священнослужители и молящиеся входят в храм, и начинается пение пасхального канона.

За пасхальной утреней следует Божественная литургия, в конце которой происходит освящение артоса. Артосом (по-гречески - «хлеб») называют особый круглый хлеб, на котором изображается Крест Господень или Воскресение Христово. На протяжении всей недели после Пасхи этот хлеб находится в храме перед алтарем, а в субботу после богослужения разрезается на части и раздается верующим. Обычай этот ведет свою историю со времени Воскресения Христова.

По окончании богослужения верующие за домашним столом разговляются (то есть прекращают пост) кусочком пасхального кулича, крашеными яйцами и пасхой (приготовляемой обычно из творога).
В ветхозаветные времена празднование Пасхи было установлено в память исхода богоизбранного народа из Египта. Само слово Пасха (от древнееврейского «песах» - «проходить мимо») напоминает о том, что ангел, поражавший смертью всех первенцев египетских семей, проходил мимо домов иудейских. Новозаветная Пасха есть Сам Христос, страдавший за нас на Кресте и воскресший; поэтому для христиан Пасха - прехождение от земли к небу, от смерти к вечной блаженной жизни. Праздник Воскресения Христова - древнейший из всех христианских праздников: он установился с самого времени Воскресения Господа Иисуса Христа, его торжествовали ученики Спасителя, святые апостолы.

В то же время в первые века бытия Церкви существовали две традиции празднования Пасхи. Церкви Малой Азии (то есть находившиеся на территории современной Турции) праздновали ее вместе с иудеями, то есть в четырнадцатый день месяца нисан. Однако остальные церковные общины, в том числе и римские христиане, торжествовали Пасху в первый воскресный день после весеннего равнодействия и полнолуния, после пасхи иудейской. Первый Вселенский Собор Церкви, состоявшийся в 325 году, прекратил имевшиеся разногласия и определил более правильной последнюю традицию, которой мы следуем и поныне. Весьма древнее происхождение имеет и обычай освящения начатков пищи на пасхальном богослужении.

Воскресенский собор , Собор Воскресения Господнего - православный храм в городе Борисове. Находится в Старо-Борисове на рыночной площади.

Собор является памятником ретроспективно-русского (псевдорусского) стиля, присутствуют признаки стилизации форм московского церковного строительства XVII века.

История

До постройки современного собора на его находилась деревянная Воскресенская церковь, возведённая в 1620-1648 годах и сгоревшая в 1865 или 1867 году. После этого архитектором П. Меркуловым при участии ректора Академии художеств в Петербурге Л. Н. Бенуа был разработан проект нового храма - собора в честь Воскресения Христова из красного кирпича.

Данный проект был утверждён по личному ходатайству минского епископа Александра (Добрынина). Уже в сентябре 1871 года на торговой площади, на месте прежнего Спасо-Преображенского храма, произошла закладка собора. Освящение нового собора состоялось 20 октября 1874 года, его осуществил преосвященный Александр.

По данным 1901 года, в приходе насчитывалось из горожан 2954 мужчины и 2966 женщин и жители 9 окрестных деревень. Собор, закрытый в 1937 году, возобновил свою деятельность во время войны. В 1945 году был передан верующим.

Архитектура

Девятикупольный трёхапсидный храм, имеющий кубоподобный, квадратный в плане центральный объём, является крестовым в плане. Его рамеры следующие - длина составляет 27 метров, ширина - 23 метра, а высота - 12 метров. Четырёхскатная крыша, завершающая двухъярусный центральный объём, имеет в центре цилиндрический световой барабан и луковичную главу, а по углам возведены цилиндрические барабаны с маковками.

Такие же главы присутствуют над апсидой и боковыми пристройками. Среди декоративных элементов богато украшенного фасада - кокошники, наличники (как арочных оконных, так и дверных проёмов) с полукруглыми и трёхугольными фронтонами, профилированные карнизы, угловые рустованные пилястры, филёнки, контрастируя с красным киричным фоном. Для подчёркивания главного арочного входа использован большой портал, выглядищий как профилированная арка на 4 бочкоподобных столбах.

Внутреннее пространство, освещаемое двумя рядами оконных проёмов, разделено четырьмя мощными столбами на 3 нефа, перекрытых крестовыми сводами. Те же четыре столба при помощи парусов поддерживают световой барабан со сферическим куполом, находящийся над средокрестием. Стены раскрепованы при помощи профилей и лопаток. В конхе апсиды находится фресковое изображение Бога Саваофа, на крестовых сводах на подпружных арках - орнаментальная раскраска.

Над входом в церковь находятся хоры, открытые арочным проёмом. На хоры ведёт лестница из тамбура. Главный престол во имя Воскресения Христова размещён в апсиде, по левую сторону от него находится престол в честь святого князя Владимира, по правую же - престол в честь святого князя Александра Невского. Все три иконостаса сделаны из дуба и являются неокрашенными. Главный является четырёхъярусным с 24 образами, иконостасы из обоих приделов - одноярусные с 10 образами каждый. Их украшивают позолоченные колонны, резьба, рамы и карнизы.

Позже, в 1907 году, на одной оси с храмом была возведена звонница, созданная из кирпича в стиле самого храма по проекту архитектора В. И. Струева. Звонница, представляющая собой башнеподобное шатровое строение, является трёхъярусной - восьмерик на двух четвериках - и завершается маковкой. Первый же ярус занимают ворота.




Согласно официальной статистике, в 1865 году Борисов пережил пять пожаров, которые уничтожили 345 домов. Были и человеческие жертвы. Огонь не пощадил и деревянную церковь, которая размещалась рядом с рынком. И тогда в городе осталась лишь одна маленькая кладбищенская церквушка Андрея Юродивого (теперь это молитвенный дом старообрядцев по Газетной улице). Естественно, среди православного люда сразу возник вопрос о строительстве нового храма, причем не деревянного, а каменного, вместительного и красивого, который бы ни в чем не уступал костелу, возведенному еще в 1823 году (каменной была также и синагога, построенная в 1866 г.).

Рассмотрение ходатайств, поиск средств и подходящего проекта заняли пять лет. Первоначальный проект пяти-купольного храма, предложенный инженером Скуратовым, Минской епархией был отвергнут, главным образом, из-за мало размерности и, следовательно, недостаточной вместимости молитвенного зала. Остановились на другом варианте - соборе с девятью куполами, тремя апсидами, выразительным контуром, привлекательным декором и достаточной объёмностью (27x23x12 м).

"Зачатие" храма и его освящение во имя Воскресения Христа Спасителя (два придела были названы в честь святых князей Владимира и Александра Донского) состоялось в воскресенье 5 сентября 1871 года (по старому стилю) в присутствии именитых лиц. С речью выступил епископ Минский и Бобруйский Александр.

Предполагаемые затраты на строительство, согласно утвержденной смете, составили 47890 руб. 14 коп. По тому времени это была немалая сумма, но по непредвиденным обстоятельствам ее не хватило. При рытье котлована выяснилось, что качество грунта не позволяет использовать запроектированный обычный фундамент. Пришлось изготовить и вбить 580 деревянных свай, что дополнительно потребовало 3000 рублей.

Строили собор высококвалифицированные каменщики из местечка Ивенец, а для оформления интерьера были приглашены виленские художники Елишевский и Трутнев.

Вопросами финансирования строительства и обеспечением необходимыми материалами ведал предводитель местного дворянства Владимир Ермольский, а техническое руководство осуществлял архитектор Сергей Петрович Иванов.

Из «Описания церквей и приходов Минской епархии», дата создания которого относится к концу 70-х годов XIX в., следует, что сложенное из кирпича, здание собора представляло собой равносторонний крест с одним открытым куполом по середине и восемью меньшими на боковых уступах. В одном из боковых куполов размещалась колокольня. Окна собора были расположены в два яруса. Входных дверей имелось три. Крыша была покрыта листовым железом... Внутри собора было устроено 10 печей. Три иконоста­са были сработаны из дубового дерева - без покраски, с золочеными колон­нами, карнизами, рамами и резьбой. Главный иконостас состоял из 24 икон, располагавшихся в четыре яруса.

Строительство храма длилось три года и закончилось 15 октября 1874 года (по старому стилю). А через пять дней, 20 октября, по случаю первого богослужения состоялась торжественная церемония с участием губернского руководства и высокопоставленного духовенства.

Великолепие нового православного храма в Борисове привлекло внимание многих. Для гравюры с его изображением популярный в то время петербургский еженедельник "Нива" в № 12 за 1877 год не пожалел целой страницы.

Первым настоятелем Воскресенского собора был священник Климент Гродицкий.

А в начале XX века местный чиновник и церковный староста Нил Бурцев выступил с инициативой построить у главного входа собора кирпичную звонницу. И эта идея была воплощена в жизнь в 1907 году минским епархиальным архитектором Виктором Струевым (1864-1931). Теперь эта колокольня вместе с собором составляет цельный ансамбль.


Воскресенский собор на открытке начала 20-го века.

Настоятелем храма в те годы был Николай Фалевич, который отличался благотворительной деятельностью, активным участием в разрешении городских проблем и пользовался среди прихожан огромным авторитетом.

В октябре 1941 года епархия назначила туда настоятеля. Это был выпускник Жировицкой духовной семинарии37-летний отец Иоанн (в миру - Иван Матвеевич Строк). В тяжелые годы оккупации он, как мог, помогал больным и неимущим, старался облегчить участь советских военнопленных, приютил и спас еврейского мальчика, предотвратил угон на принудительные работы в Германию около 300 борисовчан.

Тем не менее, сразу после освобождения города о. Иоанн был арестован советскими органами, и как пособник врага отправлен в сталинские застенки (реабилитирован только в 1956 г.).

Однако собор больше не закрывали, хотя в период правления Хрущева был запрещен колокольный звон, который, согласно инспирированной в местной газете статейке, якобы мешал покою горожан (перестройка отменила этот запрет).

Собор продолжал жить в обычном ритме, являясь, кроме прочего, и архитектурным памятником. Современники находят в нем характерные для второй половины XIX столетия черты эклектизма. Архитектура Воскресенского собора в Борисове подробно описана в специальном издании - Своде памятников истории и культуры Беларуси.

Свято-Воскресенский собор пережил пришествие марксизма-ленинизма, тяжелые годы фашистские оккупации, всеобщий развал 90-ых на постсоветском пространстве и, наконец, памятник истории и архитектуры шагнул в третье тысячелетие… Наряду, казалось бы, с всеобщим экономическим ростом в стране, улучшением благосостояния народа Свято-Воскресенский собор начал катастрофически быстро разрушаться. Возможно, он не смог вынести людского равнодушия?..

Вот уже не один год подряд верующий и прихожане собора вынуждены проводить праздничные Пасхальные богослужения в стенах воскресной школы, т.к. собор закрыт на ремонт.(см. фото № 2.5.-2.7.) Пасха –удивительный праздник, когда сердце наполняется ожиданием чуда… Это радостный и светлый праздник для всех православных.Но чудо, которое прихожане ждут вот уже три года, не произошло… Воскресенский собор продолжает разрушаться…

Не остались равнодушными к проблеме и учащиеся общеобразовательного лицея. Мы предлагаем высказывания и стихи лишь некоторых из них .

Дух Белой Руси –

Христианский дух.

Дух молитв в тишине,

Перезвонов звук…

Дух молитв за мой город,

Как большая стена,

Что закрыли собою

Возлюбивших Христа.

Но исчезнет стена

И молитвенный звон –

Разрушается наш

Воскресенский собор.

Это сердце Борисова,

Сердце народа.

Сердце людей,

Что так преданны Богу.

Спасите Храм и молитвенный Звон!

Спасите наш Воскресенский Собор!

Сафончик Д.

Бог со мной и Бог со всеми Вами.

Он поможет и тебе и мне.

Ты живи, умей довольствоваться малым,

На храм Божий взор свой обрати…

Храм угасает, а вместе с ним угасает и вера людей. Черствеют их души. Сердце обливается кровью, когда смотришь на кровоточащие лики Святых, исполосованных трещинами. Остается молиться, что люди образумятся и спасут храм. Свято-Воскресенский собор всегда был, есть и будет сердцем Борисова!

Игнатович Александр

Центр Староборисова - Торговая площадь, сейчас называющаяся площадью 900-летия города. Здесь стоит главный православный храм Борисова, памятник его основателю, вокруг неё неплохо сохранилась и застройка 19 века.

В 1865 году Борисов пережил несколько пожаров, в результате одного из которых сгорела и деревянная Воскресенская церковь первой половины 17 века, находившаяся рядом с рынком. По этому поводу православные горожане решили отстроить храм красивее и грандиознее прежнего, к тому же из камня, чтоб было не хуже, чем у католиков, имевших каменный костёл ещё с 1823 года и иудеев, чья синагога, кстати, располагается неподалёку. Шесть лет ушло на подготовительные работы, в 1871-ом началась стройка по проекту петербургского инженера Петра Меркулова. Строительство 9-купольного Воскресенского собора было закончено в октябре 1874 года.

В 1907 году к соборному комплексу была добавлена колокольня, возведённая по проекту минского епархиального архитектора Виктора Струева.

В 1937 году собор, как это водилось, отобрали у верующих, сделали в нём зернохранилище, а на колокольне парашютную вышку. Хорошо ещё, не взорвали.

Вскоре, однако, пришли фашисты и вернули церковь пастве. После войны советская власть вновь забирать Воскресенский собор не стала, хотя настоятеля репрессировала. В хрущёвские времена только запретили колокольный звон, который мешал окрестным рабочим и служащим отдыхать после трудовых свершений.

К 900-летию Борисова, отмечавшемуся в 2002 году, серебристые купола Воскресенского собора покрасили в ярко-голубой цвет. С тех пор, как доверительно сообщил доброжелательный горожанин, решивший перекинуться со мной парой слов, купола изрядно утратили свою нарядность, и всей красоты при всём желании я не сфотографирую. Мне осталось лишь посокрушаться.

Тогда же, к 900-летию Борисова, у Воскресенского собора поставили памятник легендарному основателю города, князю Борису Всеславичу. По задумке скульптора, князь Борис, поправ сафьяновым сапогом валун с надписью "1102", простирает длань над площадью, вероятно с петровским возгласом "Здесь граду быть". Другой рукой Борис воздевает меч с эфесом в форме креста - ничего хорошего местным язычникам, конечно, ждать не приходится.

Князя приобнимает и шепчет ценные указания ангел с лицом монахини Евпраксии, младшей сестры небезызвестной Ефросиньи Полоцкой.

Воскресенский собор нынче закрыт на капитальный ремонт. Как видно на фотографии, он ему не помешает.

Пока строители осваивают душеспасительные бюджеты, службы проходят в воскресной школе, приспособленной из бывшего казначейства. Это самое старое сохранившееся здание Борисова - 1807 год.

Решётки, наверное, остались ещё с казначейских времён.

На входе прихожанина встречает грозная цитата. Я зайти побоялся.

В крупном промышленном городе Борисов расположен , являющийся историко-культурной ценностью Беларуси. Собор представляет собой девятикупольное здание из красного кирпича с белыми декоративными элементами и четырехскатной крышей. Это один из лучших проектов архитектора Петра Меркулова , претворенный в жизнь в 1874 году.

Однако история собора началась задолго до строительства Меркуловым одной из уникальных достопримечательностей города Борисова. Первые упоминания о тогда еще деревянном соборе приходятся на 1620 год. Серьезный ущерб был нанесен Воскресенскому собору во время войны 1812 года, когда французские солдаты беспощадно его подожгли. Благодаря местным жителям, в 1834 году был построен новый деревянный собор. Однако, спустя годы, пожар вновь уничтожил его, оставив в городе лишь одну кладбищенскую церквушку.

На сегодняшний день Свято-Воскресенский кафедральный собор в городе Борисов, построенный по проекту Петра Меркулова, является памятником псевдорусского стиля, отличаясь своей величественностью и красочностью от других белорусских соборов. Воскресенский собор строили умельцы из города мастеров Ивенца, росписи выполнены руками виленского художника Г. Трутнева. Внешнее убранство храма очень яркое и контрастное благодаря сочетанию красного и белого цветов, что особенно эффектно выглядит на фоне голубого неба. Многочисленные фронтоны, пилястры и кокошники стали органичным украшением православного собора. В нем установлено три иконостаса из некрашеного дуба с позолоченными колоннами, аккуратными рамами и резьбой.

Рядом с Воскресенским собором вы увидите трехъярусную звонницу , возведенную по проекту минского архитектора Виктора Струева в 1907 году. В работе мастера прослеживается отличное знание народного зодчества и декоративного искусства Беларуси.

Несмотря на всю красоту Воскресенского храма, его внешний облик нуждался в реставрации, поэтому с 2005 по 2014 год здесь велись ремонтные работы, что, впрочем, не помешало собору вести активную деятельность. Например, при соборе работает детская Воскресная школа . Помимо школы, в соборе открыта иконописная мастерская «Взор» , где всех желающих обучают искусству писания икон.

К 900-летию города Борисова рядом с Воскресенским храмом был возведен памятник князю Борису основателю города. Памятник представляет собой интересную композицию: Борис Всеславич держит в руке меч, словно христианский крест, и одной ногой опирается на валун с надписью «1102». Дата выбрана не случайно, ведь именно в 1102 году был основан город Борисов. Памятник построен по проекту трех архитекторов-скульпторов: А. Артимовича, Е. Ковалевского и И. Морозова. За спиной князя стоит ангел монахини Евпраксии, что-то нашептывающей великому основателю города. По преданию, князь был сыном Всеслава Чародея и занял престол после его смерти. Князь Борис являлся инициатором строительства и восстановления многих православных церквей, храмов и соборов.

В Воскресенском соборе в Борисове работает паломническая служба, которая предлагает всем желающим отправиться в путешествие к святым местам Беларуси, Украины и России.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»