Что сейчас происходит в церквях. В православии произошел крупнейший раскол

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Русская православная церковь с Константинополем, если Украинской православной церкви Киевского патриархата предоставят автокефалию. Что происходит с православием в Украине, как сегодня устроена православная церковь и как возникшая ситуация отразится на обычных прихожанах в Беларуси? На важные вопросы ответил и высказал свою позицию председатель Синодального информационного отдела БПЦ протоиерей Сергей Лепин.

Фотография из архива протоиерея Сергея Лепина

Кто главный среди православных церквей?

Всемирное православие представлено множеством поместных, то есть региональных церквей, которые обладают автокефалией (самоуправлением) и автономией («самозаконием»). Сегодня их пятнадцать.

— Это ни в коем случае не конфедерация церквей, где каждая церковь является чем-то совершенно самодостаточным, а именно единая церковь, где каждая ее часть обретает свои духовные власть и право на определенной территории в силу принадлежности ко всеобщему — к единой церкви. И ни одна поместная церковь не является абсолютным источником своей власти, права и полномочий. Никто не может сказать другим «вы мне больше не нужны» или «что хочу, то и делаю», — рассказывает председатель Синодального информационного отдела БПЦ протоиерей Сергей Лепин .

По его словам, каждая поместная церковь обладает своей территорией: областью духовной ответственности, на которой она отвечает за проповедь и священнодействие. Каноническая территория одной церкви является неприкосновенной для других поместных церквей, духовенство которых должно согласовывать свое присутствие с законными или, как говорят в церкви, каноническими представителями православной церкви в данном регионе.

— Никакая поместная церковь не управляет другой поместной церковью — то есть, мы можем сказать, что никакая церковь не является главной. Все церкви равны. Однако в списке поместных церквей (в диптихе), каждая имеет свое место: кто-то выше, кто-то ниже — в зависимости от даты провозглашения, исторической значимости. Московский Патриархат занимает в диптихе пятое место, Константинопольский — первое, — отмечает протоиерей Сергей Лепин.

Каждая из поместных церквей имеет собственного предстоятеля и свой собор и уполномочена решать в последней инстанции вопросы своей жизни, но делать это она может только в традиции всей церкви — согласно ее преданию.

— Церкви (отдельные приходы или группы таковых), отпадающие от единства веры, морали, канонов и богослужения, отпадают от православной церкви и от церкви вообще. В представлении православных церковь одна — так как Христос один, а она, церковь, есть тело Христово, и его не может быть больше одного. Отпавшие от церковного единства лишаются права на учение и священнодействие, — объясняет протоиерей Сергей Лепин.

Кто кому подчиняется в православной церкви?

Управляется церковь Собором предстоятелей поместных церквей, а также других иерархов. По словам протоиерея Сергея Лепина, «Собор управляет от имени Духа Святого и получает свои полномочия именно от Христа».

— Главой церкви является Христос, который явил нам закон Нового Завета. Поскольку церковь — богочеловеческий организм, то человеческая ее часть тоже задействована в управлении. Управляется церковь Собором предстоятелей поместных церквей, а также других иерархов — это такой аналог парламента. Собор управляет от имени Духа Святого и получает свои полномочия именно от Христа. Это если кратко и без дополнительных объяснений. Но главное, что нужно помнить, единство церкви связано не столько с административными вопросами, сколько с вопросами единой веры. Вера — главное. Остальное — лишь средства ее сохранения и передачи, — говорит он.

Может ли быть главным в православной церкви кто-то один из патриархов?

По словам протоиерея Сергея Лепина, не только церкви не главенствуют друг над другом, но и никто из предстоятелей поместных церквей не является главой над другими предстоятелями.

— Однако существуют каноны, согласно которым равные друг другу в духовных полномочиях епископы должны знать среди себя «старшего по чести». Он получает дополнительные права, как бы мы сегодня сказали, «модератора», не сообщающие ему новых духовных полномочий, но определяющие его роль в организации взаимодействия частей церкви сообразно своему уровню. Например, созывать собор, делать заявления от его имени, представительские функции. В границах РПЦ таким епископом является Патриарх Московский, в границах БПЦ — Митрополит Минский. В границах Мирового Православия — Патриарх Константинопольский, — рассказывает протоиерей Сергей Лепин.

По его словам, преимущество чести ни в коем случае не дает право Константинопольскому Патриарху управлять на территории других поместных церквей, но наделяет его дополнительными полномочиями в разрешении проблем, которые могут возникнуть между поместными церквями.

— Но, увы, украинская проблема показала, что в мировом православии наметились разные понимания того, что входит в его «модераторские» обязанности, как далеко простираются эти полномочия и насколько актуальны они в реалиях сегодняшнего дня, — высказывает точку зрения протоиерей Сергей Лепин.

В чем причина конфликта по вопросу православной церкви в Украине?

На сегодняшний день украинское православие фактически разделено на три части: Украинская православная церковь Московского патриархата, Украинская православная церковь Киевского патриархата (возникла в 1992 году) и Украинская автокефальная православная церковь (связана с эмиграцией и отсутствием поддержки Московского патриархата).

По данным Департамента по делам национальностей и религий Министерства культуры Украины , на начало 2018 года у Украинской православной церкви Московского патриархата самое большое количество действующих общин. Это 12 064. У Украинской православной церкви Киевского патриархата их 4807, а у Украинской автокефальной православной церкви — 1048.

Украинская православная церковь, хоть и пользуется правами широкого самоуправления, является частью РПЦ. И, по словам протоиерея Сергея Лепина, нельзя говорить о ней как об автокефальной, то есть независимой и самостоятельной поместной церкви.

Протоиерей Сергей Лепин отмечает, что Украинская православная церковь Московского патриархата считается канонической, другие две — раскольничьими православными группами.

— Они не признаны полнотой православного мира, находятся под прещением Священного Синода РПЦ. Эти расколы появились в попытке добиться автокефалии для Украинской православной церкви, чему благоприятствовали определенные политические обстоятельства. Одно дело желать автокефалии, а совсем другое — думать, что она у тебя уже есть. Так получилось, что определенная часть украинского духовенства в одностороннем порядке решила, что она уже автокефальна, с чем не согласилась ни вся РПЦ, ни другие поместные церкви, включая Константинопольскую. Это не автокефалия и не автономия, а самочиние и беззаконие. Конфликт, стремительно начавшийся, через некоторое время пришел к затяжной форме и позиционному противостоянию, которое иногда доходило даже до физического насилия, — высказывает мнение протоиерей Сергей Лепин.

Почему сейчас разгорелся религиозный конфликт между Россией и Украиной?

Киевские власти выступают за предоставление Украинской православной церкви Киевского патриархата статуса автокефалии, что сделает ее независимой от Русской православной церкви. По мнению протоиерея Сергея Лепина, власти думают, что таким образом украинское православие станет единым (все течения объединятся), а «влияние Москвы» на религиозную ситуацию в Украине прекратится.

В конце апреля Верховная рада Украины обращение президента Порошенко ко Вселенскому патриарху Варфоломею. РПЦ с Константинополем, если Украинской православной церкви дадут автокефалию.

По мнению протоиерея Сергея Лепина, с началом боевых действий на Донбассе и с ситуацией в Крыму в Украине нарастают антироссийские настроения.

— Они обновляют в некоторой части украинского народа надежды на автокефалию. Притом эти надежды уже перестали быть сопряженными с имеющимися раскольничьими группами, поскольку многие стали понимать неканоничность и неправоспособность их статуса, — считает протоиерей Сергей Лепин. — Сами эти группы тоже всерьез озаботились своим положением и, пользуясь поддержкой и ходатайством светских властей, а также внутренней и международной политической обстановкой, еще раз обратились в Константинополь за апелляцией и легализацией своей мнимой автокефалии. Москва, решив, что речь идет исключительно о ее внутреннем деле, категорически отказалась обсуждать тему автокефалии Украинской Церкви и пересматривать статус отлученных раскольников.

Константинополь в одностороннем порядке назначил двух своих представителей — «экзархов» — для изучения вопроса на месте, в Украине.

— Он решил воспользоваться своим правом рассмотрения апелляций. В теории такое право у него есть, но как оно должно было быть реализовано на практике — единолично или на всеправославном соборе — вопрос для дискуссий, которые никто вести не собирается. И разумеется, заодно Константинополь решил выплеснуть все, что накопилось в противоречиях между РПЦ и КПЦ за несколько веков. В том числе и в вопросе о праве предоставления автокефалии. Дело в том, что Константинополь считает, что только он один имеет право предоставлять автокефалию. Москва же не согласна с этим: она считает, что на своей территории может предоставлять другим автокефалию сама, а на ее территории не имеет право предоставлять автокефалию никто, — рассказывает протоиерей Сергей Лепин.

Что значит назначение в Киев своих «экзархов» Константинопольской православной церковью?

По словам протоиерея Сергея Лепина, формально это значит, что Константинополь отправил свою комиссию в Киев.

— Она должна встретиться со всеми конфликтующими сторонами, подробно изучить ситуацию, провести необходимое исследование, подготовить решение на предмет возможности дать автокефалию, какая должна быть процедура, как должны быть сформированы органы самоуправления, кто в них войдет, как будет осуществляться переход духовенства… Повестка дня действительно ориентируется на автокефалию. Но что будет прописано в томосе (указ предстоятеля поместной православной церкви. — Прим. TUT.BY), на каких условиях он будет выдан и насколько эта автокефалия будет соответствовать господствующим у нас представлениям о ней, и многих ли она устроит в таком виде? — отмечает протоиерей Сергей Лепин.

Одна поместная церковь может вторгаться на территорию другой?

По словам протоиерея Сергея Лепина, одна поместная церковь не должна вторгаться на территорию другой.

— Патриарх Кирилл, синод РПЦ осудил это назначение как агрессию и грубое попрание канонов, угрожающее единству и миру православной церкви, которая не подавала никаких «заявок» на автокефалию. И в самом деле: если Украинская православная церковь Московского патриархата не ищет автокефалии, тогда отчего вдруг желание раскольников получает в глазах Константинополя больший приоритет? — задается вопросом протоиерей Сергей Лепин.

Он обращает внимание, что в этой ситуации одной из самых важных проблем является то, что случившееся Константинополь не считает нарушением канонических границ, поскольку отрицает сам факт передачи Киевской митрополии в состав Московского Патриархата и настаивает на том, что речь шла только об обусловленной исторической ситуацией передаче права оперативного управления Киевской митрополии и права поставлять киевского митрополита.

— И Константинополь уверен, что даже если считать фактическое состояние канонических границ актуальным, то посольство двух его «экзархов» так же не нарушает принципа территориальности, как не нарушает аналогичный принцип любая другая конфликтная комиссия из уполномоченных епископов, прибывшая на разбирательство в «проблемную» епархию другого архиерея. Это, якобы, «исключительное право» и обязанность старшего по чести — врачевать расколы, если поместная церковь или просто епархия сама «не справляется». Но с очень большой вероятностью может получиться нечто диаметрально противоположное: к имеющимся противоборствующим сторонам в Украине добавится еще и та, которую создаст Константинополь. И, возможно, даже не одна… Есть риски, которые несоразмерны ожидаемому эффекту — даже если все согласятся, что он положительный. Патриарх Кирилл полностью возложил ответственность за последствия происходящего на своего фанарского визави, — отмечает протоиерей Сергей Лепин.

Какая позиция по случившемуся у Белорусской православной церкви?

Синод Белорусской православной церкви во всем единодушно поддержал позицию Патриарха и Священного Синода Русской православной церкви, выразил всестороннюю поддержку предстоятелю Украинской православной церкви Московского патриархата Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию, духовенству и пастве церкви.

— Несмотря на то, что в Минске есть свой Синод, а Патриарший Экзарх всея Беларуси является постоянным членом Священного Синода всей Русской православной церкви, белорусская церковь не является субъектом «межпоместного» права и полностью следует в фарватере внешней церковной политики Русской православной церкви, будучи ее частью, — объясняет протоиерей Сергей Лепин.

РПЦ объявила о прекращении участия в структурах, где председательствуют представители Константинопольского патриархата. Что это значит?

Это значит, что РПЦ не будет участвовать в таких структурах.

— Священный Синод Русской православной церкви принял решение о прекращении поминовения Патриарха Константинопольского Варфоломея за богослужением в Русской православной церкви и приостановил сослужение наших епископов с епископами Константинопольского Патриархата и участие во всех структурах, в которых председательствуют или сопредседательствуют представители Константинополя. Например, епископские ассамблеи в странах так называемой диаспоры и различные богословские диалоги, — объясняет протоиерей Сергей Лепин. — Но важно заметить, что на сегодняшний момент сохраняется главное: евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом.

Простые верующие из-за сложившейся ситуации практически не должны заметить никаких перемен.

— Разве что они могут услышать на литургии дополнительные прошения о сохранении единения и правоверия. И надеюсь, каждый ощутит необходимость личного посильного участия в молитвах о мире всего мира и соединении всех, — отметил протоиерей Сергей Лепин.

https://www.сайт/2018-10-16/v_pravoslavii_proizoshel_krupneyshiy_raskol_pochemu_i_chto_budet_dalshe

«Это может стать началом изоляции и Реформации»

В православии произошел крупнейший раскол. Почему? И что будет дальше?

Заседание Синода РПЦ в Минске 15 октябрясайт Московского патриархата

В историю православия 15 октября 2018 года может войти как одна из самых черных дат. В этот день в Минске Синод Русской православной церкви (РПЦ) решил полностью разорвать отношения с Константинопольским патриархатом. Этот шаг РПЦ стал ответом на решение Константинополя начать процесс предоставления автокефалии (независимости) православной церкви, которую планируют создать на Украине. О том, какие обстоятельства привели к крупнейшему за последнее тысячелетие церковному расколу и что это означает для мирян — в материале сайт.

Просто о православии

В мировом православии насчитывается 15 поместных церквей. Эти патриархаты официально признают друг друга каноничными (грубо говоря, «правильными» или «подлинными»). К ним относятся Русская церковь, Александрийская, Иерусалимская, Грузинская, Болгарская, Элладская (Греческая) и другие. Первой в этом списке стоит Константинопольская церковь, которой из Стамбула руководит патриарх Варфоломей.

Православные поместные церкви равны между собой, но по ряду исторических причин Константинопольская имеет особый статус (первая по чести). Русской церкви, которая является самой крупной среди прочих, не нравится, когда Константинополь выступает арбитром в межцерковных вопросах. Другие поместные православные церкви признают первенство патриарха Варфоломея. В частности, ему делегировано право давать независимость новым кафедрам и отменять решения глав других поместных церквей.

Почему церковный раскол связан с Украиной?

В 1686 году был принят документ, согласно которому Киевская митрополия стала подчиняться Московскому патриархату. В настоящее время около 12 тысяч приходов на Украине входят в Украинскую православную церковь Московского патриархата, то есть, по сути, подчиняются Москве.

При этом на Украине действуют еще две неканонические православные церкви — Украинская автокефальная православная церковь и Украинская православная церковь Киевского патриархата, которые вместе насчитывают около 6 тысяч приходов.

Яромир Романов

Украинцы задумались о создании собственной поместной объединенной церкви в конце ХХ века — когда произошел развал СССР и страна получила независимость. Местные епископы обратились к патриарху Московскому и Всея Руси Алексею II с просьбой даровать им автокефалию. Москва отказала в прошении, но предоставила Украинскому экзархату значительные права в самоуправлении.

Однако митрополит Филарет продолжал настаивать на независимости и создал новую Украинскую неканоническую православную церковь Киевского патриархата. Фактически на Украине возник раскол.

Теперь, когда Украина стала все больше политически, светски и духовно отдаляться от России в силу геополитических процессов, патриарх Варфоломей решил вмешаться в ситуацию.

Решение Константинополя и ответ РПЦ

11 октября Константинопольский патриархат снял анафему (отлучение от церкви) с главы Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета и предстоятеля Украинской автокефальной православной церкви Макария, но самое главное — отменил действие указа 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату.

Об этом Варфоломея попросили представители непризнанных украинских церквей. Просьбу о независимости поддержали своими обращениями президент и парламент Украины.

Теперь будет решаться вопрос о выдаче украинцам автокефалии. Ожидается, что в новую церковную структуру войдут члены двух непризнанных церквей, а также желающие присоединиться к ним иерархи Московского патриархата. В этом случае на Украине появится своя поместная церковь, независимая от Москвы и признанная как минимум одним каноничным патриархатом.

сайт Московского патриархата

Реакция РПЦ не заставила себя долго ждать. 15 октября глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион заявил о полном разрыве отношения Русской православной церкви с Константинопольским патриархатом. Он сказал, что это было «вынужденное решение», «к этому вела вся логика последних действий» Константинополя. Они, с точки зрения РПЦ, являются «преступными и канонически ничтожными», отметил Иларион.

Константинопольский патриархат представитель РПЦ сравнил с раскольниками, которые посягают на каноническую территорию Русской православной церкви. Но при этом в Московском патриархате рассчитывают, что Константинополь изменит свое решение по Украине.

Крупнейший церковный раскол за 1000 лет

До этого в христианстве было два больших раскола. Первый произошел в 1054 году, когда христианская церковь разделилась на западную и восточную ветви — католиков и православных. В 1517 году западное христианство раскололось на католиков и протестантов. В 1650-1660-е годы произошел раскол Русской церкви, в результате чего появились раскольники-староверы.

РПЦ при этом не впервые разрывает отношения с Константинополем. В 1996 году Варфоломей объявил, что Константинопольский патриархат берет под свою юрисдикцию Эстонскую православную церковь. Вскоре РПЦ прервала евхаристическое общение с Константинополем, но через несколько месяцев оно было восстановлено. Сейчас в Эстонии две эстонских православных церкви — Константинопольского патриархата и Московского.

Что означает раскол для верующих?

Россияне, посещающие церкви на родной земле, ничего не заметят. Однако разрыв отношений с Константинополем означает, что миряне Русской православной церкви не смогут причащаться в храмах, подчиненных Константинополю, и участвовать в других таинствах, а священники и иерархи не смогут совершать совместных богослужений.

РПЦ уже составила для верующих туристов список храмов, где нельзя молиться. Среди них входящие в юрисдикцию Константинопольского патриарха объекты культа в Стамбуле, Анталии, а также на греческих островах Додеканес, Родос и Крит. Под запретом теперь и гора Афон в Греции — популярное место паломничества российских политиков, чиновников и бизнесменов. Эту православную святыню президент России Владимир Путин посещал дважды — в 2005 и 2016 годах.

kremlin.ru

В РПЦ заявляют, что духовенство за отказ следовать запрету будет наказываться, а мирянам в этом случае придется покаяться на исповеди. Правда, о том, как будут отслеживаться нарушители, пока ничего не говорится. Судя по всему, решение нарушать или нет запрет РПЦ будет на совести верующих.

Значение раскола для РПЦ и других церквей

Как будут развиваться отношения между поместными православными церквями, покажет время. Каждой из них придется выбирать, с кем она — с Константинополем или с РПЦ. И этот процесс может быть болезненным.

«Решение Синода РПЦ напрямую коснется в первую очередь нашего монашества на Афоне. Насельников десятки. Они окажутся в очень тяжелом положении, потому что Афон находится в юрисдикции Константинопольского патриарха, — сказал „Известиям“ Алексей Светозарский. — Более того, они являются гражданами Греции. Не Турции, конечно, но мы понимаем, что межгреческие связи очень прочные. С точки зрения греков, все обители — их. Кто бы их ни населял. На Афоне этим вопросом обеспокоены».

Религиовед Сергей Чапнин в своей колонке в Bloomberg отмечает, что раскол подорвет центральную роль Москвы в восточном христианстве. По его мнению, Русская православная церковь останется в меньшинстве, если не в изоляции. Одновременно усилится влияние патриарха Варфоломея, а по позициям патриарха Кирилла, наоборот, будет нанесен сильный удар.

При этом Чапнин уверен, что существует реальная опасность того, что раскол может привести к кровопролитию на Украине, как это случилось на востоке страны. Если Константинопольский патриархат объявит решение об автокефалии на Украине, то начнется борьба за собственность. Украинская церковь с новым статусом будет претендовать на те самые 12 тысяч приходов, которые до последнего времени были в подчинении Москвы.

Если значительная часть украинских приходов Московского патриархата перейдет в новую православную поместную церковь, то это будет, с точки зрения патриарха Кирилла и Кремля, гигантским политическим поражением.

Изоляция или Реформация

Еще один волнительный вопрос: как отреагируют другие поместные церкви на разлад отношений между РПЦ и Константинополем? Российские церковные и провластные СМИ сообщают, что почти все поместные церкви в конфликте вокруг Украины поддерживают РПЦ. Российский религиозный и общественный деятель богослов Андрей Кураев считает, что это не так.

По его мнению, поместные церкви считают этот конфликт исключительно двусторонним и не собираются в нем участвовать. «Ни одна из поместных церквей вслед за нами в это каноническое окошко не бросится», — пишет диакон Кураев в своем ЖЖ.

Яромир Романов

Более того, добавляет он, раз поместные церкви сохранят общение с Константинополем, то РПЦ может счесть их также «заразными». Церковные каноны потребуют порвать и с ними, а это может привести к еще более глобальным последствиям в виде Реформации.

«Объявить анафему всем поместным церквям не хочется. Значит, апологетам патриархии придется изворачиваться и объяснять свое не следование канонам. Отчего это мы Христа в таинствах Константинопольской церкви не видим, а сербы или болгары — видят? — рассуждает Кураев. — И почему же с этими „слепцами“ мы общения не прерываем? Придется каноны пускать на фарш. И это перекодирование канонической православной матрицы может стать началом Реформации — помимо желания московских апологетов. Но, скорее, нас ждет деградирование до уровня церкви одной нации. Ну, как Армянская. Я убежден, что эта изоляция будет односторонней».

Много аналитиков, которые сейчас пытаются дать анализ тому, что происходит на Украине с церквями, с трудом представляют структуру иерархии украинских церквей и дают абсолютно дилетантские анализы.

Поскольку я часть своей жизни жила на Украине (до Воссоединения Крыма с Россией) и была вынуждена изучать такой мерзкий предмет, как история Украины, я про украинские церкви знаю намного больше и могу дать намного более адекватную характеристику нынешних церковных процессов.

Для начала всем нужно понимать, что с давних времен церковь на Украине не одна, а четыре:

1. Украинская православная церковь московского патриархата. Подчиняется патриарху Кириллу. Приблизительно 50% от всех верующих. Распространена в большей степени на центральной и восточной Украине. Каноническая православная церковь.

2. Украинская православная церковь киевского патриархата. Неканоническая православная церковь (то бишь не признанная другими православными церквями). Подчиняется неканоническому патриарху Филарету, на которого была возведена анафема, но на днях эту анафему сняли. Меньше 20% от всех верующих.

3. Украинская греко-католическая церковь. Это наполовину православная, наполовину католическая церковь. Образовалась в 1596 году в результате Брестской унии, которой пытались объединить православную и католическую церковь. Подчиняется Папе Римскому. Распространена в основном только на западной Украине. Приблизительно 30% от всех верующих.

4. Украинская католическая церковь (или римо-католическая церквоь). Это чисто католическая церковь. Подчиняется Папе Римскому. Примерно 3% от всех верующих, прихожане в основном - этнические поляки, венгры и т.д.

Остальные церкви типа мормонов или свидетелей Иеговы уже упоминать не буду, их влияние несущественно.

И сейчас происходит вот что:

Вселенский патриарх Варфоломей, который сидит в Константинополе, хочет сделать церковь №2 канонической на Украине. А церковь №1 потеряет свое влияние и даже будет вынуждена отдать свои храмы церкви №2.

И у РПЦ сейчас два выбора:

Либо смириться с этим и потерять прихожан на Украине, отдав все храмы;
- либо не смириться с этим и продолжать бороться за прихожан на Украине, но при этом есть большой риск, что патриарх Варфоломей объявит нас раскольниками, раз мы его не слушаемся.

Выбор тяжелый морально.

Еще всех наверняка интересует вопрос, будут ли прихожане УПЦ московского патриархата бороться за свои церкви, если Россия не захочет смириться с предоставлением УПЦ киевского патриархата автокефалии? Боюсь, что не будут, так как им по украинскому телевизору скажут, что там решил патриарх Варфоломей, теперь киевский патриархат каноничен и всё пучком.

Церкви на Украине больше посещают жители сельской местности, которые разговаривают на суржике, поэтому они даже обрадуются, если их сельская церковь, которая была Московского патриархата, перейдет с русского и церковнославянского языка на мову. А горожане за русскоязычную церковь бороться не будут, потому что каждое воскресенье в церковь не ходят, у них есть и другие дела по воскресеньям: боулинг, караоке и кино. Русскоязычные горожане появляются в церкви только на венчаниях, отпеваниях и крестинах, а бороться за русскоязычность на таких редких мероприятиях никто не будет: нет смысла.

Поэтому в любом случае расклад не очень хороший. Но пока еще автокефалию Украине не предоставили, еще есть время для маневров.

«Принятие в общение раскольников», «посягательство на чужие канонические уделы», «попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств» выводят Константинопольский патриархат за пределы канонического поля и делают невозможным продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами, говорится в итоговом заявлении Священного синода РПЦ.

В нем также приводится подробная аргументация того, почему решения Константинополя, принятые 11 октября, нарушают православные каноны, и оспариваются претензии Вселенского патриархата на то, чтобы считать своей канонической территорией Украину.

«Провозглашаемое Константинополем» учение в заявлении называется «ложным», а действия патриархата «беззаконными». Вместе с тем в нем ни разу не упоминается слово «ересь» и его производные. «Вступление в общение с уклонившимися в раскол, а тем паче отлученными от Церкви равносильно уклонению в раскол и сурово осуждается канонами Святой Церкви», — говорится в документе .

Что это значит?

До решения синода РПЦ разрыв канонического общения назывался представителями церквей и экспертами крайней мерой, на которую может пойти Москва в ответ на действия Вселенского патриархата. Хотя звучали и более радикальные предложения. Так, член синодальной Библейско-богословской комиссии Московского патриархата протоиерей Андрей Новиков в связи с решениями Константинополя по Украине предлагал созвать в Москве чрезвычайный Всеправославный собор для низложения патриарха Варфоломея и членов его синода.

Евхаристическое общение — каноническое единство церквей, возможность для их последователей беспрепятственно участвовать в таинствах в другой церкви. Разрыв евхаристического общения — запрет на принятие таинств другой церкви. После разрыва евхаристического общения прекратятся совместные богослужения РПЦ и Вселенского патриархата, прихожане РПЦ не смогут причащаться и совершать таинства в храмах Константинопольского патриархата, пояснил Иларион. ​

Заявление РПЦ о расколе с Константинополем привело к появлению «двух враждующих православных миров», говорит сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. «Московский патриархат реализовал свою угрозу. Это уже полный разрыв общения между двумя патриархатами», — отметил он.

Разрыв евхаристического общения возможен по разным причинам и не обязательно связан с обвинением другой церкви в ереси, пояснил РБК вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Например, в данном случае решение было принято в связи с несоблюдением Константинополем канонов. Крайней мерой стало бы предание патриарха Варфоломея анафеме, говорит он. «Это пока единственное отличие нынешнего «раскола» от Великой схизмы, которая разделила католиков и православных», — говорит Макаркин. Тогда, напоминает эксперт, Византийский патриарх и папа римский взаимно анафемизировали друг друга (анафемы были сняты только в 1965 году). Макаркин считает, что предание анафеме Варфоломея — это пока нереалистичный сценарий.

Лункин считает, что текущий разрыв отношений не похож на тот, что временно произошел в 1996 году из-за Эстонии. «Сейчас и политические обстоятельства, и церковное воздействие совершенно другие. Тогда сравнительно быстро пришли к компромиссу, при этом сейчас в Эстонии сохранились структуры как Московского, так и Константинопольского патриархата. Тогда РПЦ, получается, пошла на уступки, все-таки не стала ставить условием уход Константинопольского патриархата из этой страны, но тогда не было проблемы раскольников. В настоящее время накал политических страстей намного выше, это видно и по заявлениям Порошенко, и по обсуждению в российских СМИ», — пояснил Лункин.

Не первое прекращение общения

Выступая перед журналистами, митрополит Иларион напомнил, что евхаристическое общение РПЦ со Вселенским патриархатом уже прерывалось из-за событий в Эстонии. В 1996 году патриарх Варфоломей принял Эстонскую апостольскую православную церковь под свою каноническую юрисдикцию. После чего Священный синод РПЦ под председательством патриарха Алексия постановил приостановить каноническое и евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. До 2001 года патриархаты провели несколько раундов переговоров, им удалось урегулировать отношения и общение было восстановлено.

Как это скажется на посещении Афона?

Уже после заседания синода пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков заявил, что верующие РПЦ не смогут молиться на расположенной в Греции горе Афон, так как «Афон является канонической территорией Константинопольского патриархата со всеми вытекающими отсюда последствиями».

Гора Афон пользуется популярностью у российских политиков. Президент России Владимир Путин был на Афоне как минимум дважды — в 2005 и 2016 годах, несколько раз там бывал премьер Дмитрий Медведев. Кроме того, по данным СМИ, Афон посещали экс-глава Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин (Слюняев) и другие чиновники петербургской администрации.

Российские меценаты принимали активное участие в реставрации Свято-Пантелеимонова монастыря. Однако религиовед Лункин допускает, что прихожане РПЦ смогут посещать монастыри и старцев Афона: ​ «Афон — отдельная монашеская республика. По решению самих монастырей православные верующие смогут посещать Афон и афонских старцев».

Епархии и приходы, которые подчиняются Константинопольскому патриархату, есть и в других странах, например в Турции (на нее приходится шесть епархий и десять монастырей), Западной Европе, Южной Америки. В каноническую территорию также включены некоторые храмы в Австралии, Сингапуре и даже в Таиланде. Верующие РПЦ или приходить на богослужения во все храмы Константинопольского патриархата, подчеркнул Волков.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»