Блаженнейший митрополит филарет (вознесенский). Митрополит Филарет (Вознесенский)

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Митрополит Филарет (в мiру Георгий Николаевич Вознесенский) (22.3.1903-8/21.11.1985) - третий первоиерарх Русской Православной Церкви за границей. Родился 22 марта 1903 г. в Курске. Семья в 1909 г. переехала в Благовещенск-на-Амуре, где Георгий в 1920 г. окончил восьмиклассную гимназию. После поражения Белого движения, они выехали в Харбин (русский город на территории Китая), где мать Лидия Васильевна скончалась, когда юноше было 18 лет, а отец, впоследствии принявший монашество с именем Димитрия, служил епископом и был известен как замечательный духовный писатель и проповедник.

Будущий митрополит в 1927 г. окончил русско-китайский политехнический институт с дипломом инженера-электромеханика. В 1931 г. он окончил Пастырско-богословские курсы, переименованные затем в Богословский факультет при Институте св. князя Владимiра. На нем он потом трудился преподавателем Нового Завета, пастырского богословия и гомилетики. Рукоположенный в 1930 г. в сан диакона, он в 1931 г. был пострижен в монашество с именем Филарета и в том же году рукоположен во иеромонаха. В 1933 г. о. Филарет был возведен в сан игумена, а в 1937 г. - в сан архимандрита.

Один из коллег Владыки по институту вспоминает: «Большая церковная и пастырско-проповедническая деятельность была проведена о. архимандритом Филаретом. Молящиеся стремились в тот храм, где он служил. Его любили все слои православного населения Харбина. Имя архимандрита Филарета было широко известно и за пределами Харбинской епархии. Он был добрым, доступным для всех кто к нему обращался. А обращавшихся к нему было очень много. Идя к нему, знали, что получат правильный совет, будут иметь утешение и помощь. О. архимандрит Филарет был весьма строг к себе; он был известен как истинный аскет. А какой редкой памятью обладал наш добрый, сердечный Владыка. При встрече с ним, он выявлял большой интерес ко всем сторонам нашей жизни; ему не нужно было напоминать о своих нуждах или затруднениях, он уже сам развивал с вами тему разговора, давал готовые ответы».

После оккупации советскими войсками Манчжурии в 1945 г. в Харбине настало трудное время. Обманутый ложными сведениями о наконец-то свободном положении Церкви в СССР, престарелый Митрополит Мелетий признал над собою и своим клиром власть подчиненной советскому богоборческому правительству Московской патриархии. В числе этого клира находился и архимандрит Филарет. Однако он решительно отказался принять советский паспорт. Когда к нему явился газетный репортер для интервью, спрашивая, как он смотрит на «мудрый шаг советского правительства, предложившего русскому населению Харбина снова стать гражданами своей родины», то услышал следующий смелый ответ:

«Я не считаю возможным принять и не приму советского подданства до той поры, пока не удостоверюсь фактически и несомненно, на 100 % в том, что преследование религии, антирелигиозная пропаганда и травля служителей Церкви совершенно прекращены, и Церковь, которая не "отделена", а изгнана из государства, снова заняла в нем подобающее ей положение».

Архимандрит Филарет до конца своего пребывания в Китае так и не принял советского гражданства, несмотря на угрозу ареста.Такое смелое поведение в оккупированном советскими войсками Китае могло закончиться застенками НКВД. (В 1947 г. отец его был репатриирован в СССР, где и скончался.) Однако будущий первоиерарх Русской Зарубежной Церкви не боялся сказать правду, которой служил всю свою жизнь. Вот еще другой пример. Ознакомившись с одним из номеров "Журнала Московской Патриархии", в котором в числе благодетелей рода человеческого значился Ленин, архимандрит Филарет выразил свое возмущение в проповеди, получившей широкую известность. Безстрашное обличение богоборцев-коммунистов привело их в особую ярость, и они решили живым сжечь архимандрита Филарета, поджегши его келью. Но Господь сохранил Своего избранника: хотя и с сильными ожогами, но он вышел живым из огненной ловушки.

Всячески ограждая свою паству от духовных соблазнов и предательства, он, по его выражению, «никогда не осквернил свои уста и свою молитву - молитвой за антихристовых слуг», несмотря на неоднократные в его адрес угрозы. Вместе с тем, в течение ряда лет архимандрит Филарет разными путями сносился с главой Русской Зарубежной Церкви, Митрополитом Анастасием, пренебрегая опасностью, с которой это было связано.

Архиерейский Синод долго и упорно хлопотал о том, чтобы получить для него выездную визу, и, судя по имеющейся переписке в архиве, почти каждая епархия Зарубежной Церкви надеялась получить его для себя. Только к 1962 г. удалось добиться приезда архимандрита Филарета в Гонконг, откуда он довольно быстро переехал в Брисбен. В Австралии собралась значительная часть бывших прихожан о. Филарета, и очень скоро по его прибытии туда, за многочисленными подписями, было подано в Синод прошение о назначении архимандрита Филарета епископом в этот город. Ходатайство это было охотно поддержано болевшим уже тогда Австралийским архиепископом Саввой, и в 1963 г. архимандрит Филарет, к радости своих бывших пасомых, стал епископом Брисбенским.

На Соборе 1964 г., на котором Митрополит Анастасий подал прошение об уходе на покой, первоиерархом, по предложению свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, был избран приехавший вместо своего правящего архиерея, архиепископа Саввы, его викарий, епископ Филарет. Это бремя он нес в течение 21 года.

Как раз почти посередине этого времени первосвятительства, в 1974 г. владыкой Филаретом был созван III Всезарубежный Собор, на котором были приняты очень важные для Русской Церкви решения, в частности снятие клятв на старые обряды и призыв к старообрядцам о прощении старых обид и воссоединении в единой Русской Церкви. Но особенно запомнятся нашим верующим четыре прославления Святых угодников Божиих, бывшие в это двадцатилетие: святого праведного о. Иоанна Кронштадтского (1964), преподобного Германа Аляскинского (1970), святой блаженной Ксении Петербургской (1978) и Собора Святых Новомучеников и Исповедников Российских от безбожников убиенных, во главе со Святыми Царственными Мучениками, совершенное в 1981 г.

Неоднократно наш первоиерарх обращался с вразумляющими Скорбными посланиями к главам других поместных Церквей, обличая экуменическую ересь, набиравшую силу и влияние на Православные Церкви. Он был одним из первых, кто понял подлинную духовную сущность и опасность экуменизма и публично выступил в защиту истинного Православия, и к его голосу прислушивались некоторые из иерархов поместных Церквей.

Владыка Митрополит был также замечательным проповедником, его проповеди можно смело поставить на один уровень с трудами святых отцов Церкви. А его "Конспект по Закону Божию" и сегодня является одним из лучших пособий по нравственному богословию.

Глубокая вера, пламенная молитва, доброта и благожелательность, забота о том, чтобы не нарушался духовный мир и непоколебимое стояние в исповедании Истины — вот характерные черты нашего первоиерарха Владыки Митрополита Филарета. На протяжении всего своего Первосвятительского служения Владыка признавал в нашем Отечестве истинной только Катакомбную Церковь и не признавал неканонично воссозданную богоборческими властями в 1943 г. Московскую патриархию Церковью-Матерью. В 1982 г., на Архиерейском Соборе РПЦЗ под председательством Митрополита Филарета, было решение: в ответ на мольбы истинно-православного духовенства из России, Зарубежная Русская Церковь помогла Катакомбной Церкви на родине восполнить утраченный в процессе жесточайших гонений епископат, тайно совершив архиерейскую хиротонию. В первосвятительство Митрополита Филарета была явлена чудотворная Мироточивая икона Божией Матери Иверская.

Владыка Митрополит Филарет преставился ко Господу 21 ноября 1985 года, в день Собора Архистратига Михаила. После кончины Митрополита Филарета был документально зафиксирован целый ряд случаев благодатных исцелений и чудесной помощи людям, молитвенно обращавшимся к нему.

В 1998 г. было решено перенести останки почившего первоиерарха из крипты кладбищенского Успенского храма в новую усыпальницу под алтарем Свято-Троицкого собора в Джорданвилле. Когда 10 ноября вскрыли гробницу, взору предстали нетленные мощи святителя - они были светлого цвета, полностью сохранились кожа, борода и волосы. Облачение Владыки, Евангелие, грамота с разрешительной молитвой, крест и воздух, покрывавший лицо усопшего, были в совершенной сохранности. Даже белая ткань, которой было покрыто тело сверху, сохранила ослепительную белизну. Металлические же застежки находившегося в гробу Евангелия рассыпались в прах при прикосновении.

Однако, несмотря на столь явное указание Божие о святости Его угодника, после литургии и панихиды гроб с мощами Святителя Филарета крестным ходом обнесли вокруг Свято-Троицкого собора и вновь захоронили в усыпальнице на приготовленном месте. Более того: в 2006 г. посох и облачение, когда-то принадлежавшие приснопамятному митрополиту Филарету, были в виде своеобразной дани побежденных победителям переданы в Московскую патриархию незадолго до подписания акта капитуляции.

Прославление святителя Филарета совершено уже в наши дни той частью РПЦЗ, которая осталась верна заветам своего выдающегося Первоиерарха.

Впоследствии принявший монашество с именем Димитрия, был пресвитером, затем архиепископом, и в году вернулся в СССР , где и скончался.

Один из коллег владыки по институту вспоминает:

Большая церковная и пастырско-проповедническая деятельность была проведена о. архимандритом Филаретом. Молящиеся стремились в тот храм, где он служил. Его любили все слои православного населения Харбина. Имя архимандрита Филарета было широко известно и за пределами Харбинской епархии . Он был добрым, доступным для всех, кто к нему обращался. А обращавшихся к нему было очень много. Идя к нему, знали, что получат правильный совет, будут иметь утешение и помощь. О. архимандрит Филарет был весьма строг к себе; он был известен как истинный аскет. А какой редкой памятью обладал наш добрый, сердечный владыка. При встрече с ним, он выявлял большой интерес ко всем сторонам нашей жизни; ему не нужно было напоминать о своих нуждах или затруднениях, он уже сам развивал с вами тему разговора, давал готовые ответы.

После оккупации советскими войсками Маньчжурии престарелый митрополит Харбинский Мелетий (Заборовский) признал над собою и своим клиром власть Московского Патриархата , но архимандрит Филарет решительно отказался принять советский паспорт. Когда к нему явился газетный репортёр для интервью, спрашивая, как он смотрит на «мудрый шаг советского правительства, предложившего русскому населению Харбина снова стать гражданами своей родины», то услышал следующий смелый ответ:

Я не считаю возможным принять и не приму советского подданства до той поры, пока не удостоверюсь фактически и несомненно, на 100%, в том, что преследование религии, антирелигиозная пропаганда и травля служителей Церкви совершенно прекращены, и Церковь, которая не «отделена», а изгнана из государства, снова заняла в нём подобающее ей положение.

Архимандрит Филарет до конца своего пребывания в Китае не принял советского гражданства, несмотря на всю связанную с такой позицией опасностью и прещениям. Ознакомившись с номером Журнала Московской Патриархии , в котором в числе гениев-благодетелей рода человеческого значился Ленин , он выразил своё возмущение в проповеди, получившей широкую известность.

Его келья была подожжена неизвестными, но он спасся, получив сильные ожоги.

Всячески ограждая свою паству, он, по собственному выражению, «никогда не осквернил свои уста и свою молитву - молитвой за антихристовых слуг», несмотря на неоднократные угрозы. Вместе с тем, в течение ряда лет архимандрит Филарет разными путями сносился с главой Русской Зарубежной Церкви , митрополитом Анастасием .

На Епископском Соборе года, на котором митрополит Анастасий ушел на покой, Первоиерархом был избран приехавший вместо своего правящего архиерея, архиепископа Саввы, его викарий, епископ Филарет. 31 мая года в соборном храме Знамения Божией Матери состоялось торжество настолования нового Первоиерарха. Ему было суждено нести бремя предстоятельства Зарубежной Церкви в течении следующих 21 года.

Митрополит был замечательным проповедником. Глубокая вера, пламенная молитва, доброта и благожелательность, забота о том, чтобы не нарушался духовный мир и непоколебимое стояние в исповедании Истины – все это было характерными чертами владыки Филарета.

При митрополите Филарете в Зарубежной Церкви начались общецерковные прославления святых, предвосхитившие их прославление на Родине: святого праведного Иоанна Кронштадтского (13 ноября года), преподобного Германа Аляскинского (25/26 июля года), святой блаженной Ксении (24 сентября года), и, важнейшее из них, святых Новомучеников и Исповедников Российских (1 ноября года).

На протяжении всего своего служения владыка Филарет проявил себя пламенным обличителем экуменизма , не уставал обращался с увещевательными посланиями к главам других Поместных Церквей, и к его голосу прислушивались многие и вне ограды Зарубежной Церкви. Обличая и Московский Патриархат, призывая православных бескомпромиссно стоять в Истине, владыка жил верой в излечение ран Русской Церкви.

Скончался 21 ноября года. Его убеждения выразились в его предсмертном завете. Опубликованное Духовное Завещание митрополита гласило:

Эти слова, взятыя из священной книги Апокалипсис (Откровение), в наше время, в наши многоскорбные, лукавые, соблазнами исполненные дни, имеют особое важное значение. Они напоминают нам о том драгоценном духовном богатстве, которым обладаем мы, чада Православной Церкви.

Да, мы богаты. И это духовное богатство есть то, что имеет Святая Церковь и которое принадлежит всем верным чадам Ея. Учение веры – нашей чудесной, спасающей православной веры, многочисленные живые примеры жизни людей, живших по вере, по тем высоким началам и правилам, которыя предлагает нам Церковь, и достигших той духовной чистоты и высоты, которая именуется святостию; красота и великолепие нашего православнаго богослужения и живое соучастие в нем через веру и молитву; полнота благодатной духовной жизни, открытой всем и каждому, и как венец всего, единение чад Церкви в той любви, о которой сказал Спаситель: «потому узнают люди, что вы – Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».

Митрополит Филарет.

При этом, перед смертью владыка тайно завещал своему келейнику, протодиакону Никите Чакирову , в свое время, «когда Господь освободит Родину Россию, когда наступят благословенные дни, предсказанные преподобным Серафимом, Саровским чудотворцем », передать Святейшему Московскому Патриарху свои Первоиераршие облачения . Этот завет был исполнен 12 ноября года когда митрофорный протоиерей Роман Лукьянов , настоятель Богоявленской церкви в Бостоне , передал в дар Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II посох и облачение третьего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви.

Мощи и почитание

В году было решено перенести останки почившего Первоиерарха с крипты кладбищенского Успенского храма в новую усыпальницу под алтарем Свято-Троицкого собора Джорданвилльской обители . Когда 10 ноября вскрыли гробницу, то мощи святителя оказались нетленны - были светлого цвета; полностью сохранились кожа, борода и волосы. Облачение владыки, Евангелие , грамота с разрешительной молитвой, крест и воздух , покрывавший лицо усопшего, были в совершенной сохранности. Даже белая ткань, которой было покрыто тело сверху, сохранила ослепительную белизну. Металлические же застежки находившегося в гробу Евангелия рассыпались в прах при прикосновении.

После Божественной литургии 21 ноября, архиепископ Лавр (Шкурла) призвал собравшихся молиться об упокоении души почившего Первоиерарха до тех пор, пока не будет указана воля Божия относительно почитания его в лике святых. После Литургии была совершена панихида , а затем гроб с мощами святителя Филарета крестным ходом обнесли вокруг Свято-Троицкого собора и внесли в усыпальницу на приготовленное место.

После кончины митрополита Филарета был документально зафиксирован целый ряд случаев благодатных исцелений и чудесной помощи людям, молитвенно обращавшимся к нему.

Отец Серафим (Роуз) так писал о владыке Филарете:

Подобно св. Отцам древности, он выше всего ставит чистоту Православия и, верный духу Вселенских Соборов, остается посреди всеобщей религиозной растерянности одиноким защитником истины... (В)еликая заслуга владыки Филарета на этом критическом этапе истории Церкви состоит именно в том, что он, без намека на фарисейское обожествление той или иной буквы церковнаго закона, и без малейшей склонности к выцеживанию «доказательств ереси» из высказываний епископов-экуменистов, со всей ясностью обнаружил тот самый еретический, анти-православный дух, который стоит за современным экуменизмом во всех его проявлениях и предупредил, какую опасность они несут сегодня и какую катастрофу готовят в будущем. Однако, к величайшему сожалению, лишь немногие из православнаго духовенства и мiрян вполне осознали серьезность предупреждения владыки Филарета. Его не понимают как «левые», так и «правые»

Вознесенский русская фамилия церковного происхождения, связанная с праздником Вознесения. Первоначально была распространена среди духовенства и учащихся церковных школ. Известные носители: Вознесенский, Александр: Вознесенский, Александр… … Википедия

Филарет - (греч. Φιλάρετος «Любящий добродетель») мужское имя греческого происхождения; в России используется прежде всего как монашеское. Распространена среди монашества также женская форма Филарета. Филарет Чернов поэт начала XX века.… … Википедия

Филарет Дроздов - (до пострижения Василий Михайлович) митрополит московский, род. 26 дек. 1782 г. в городе Коломне Московской губернии, где отец его Михаил Феодорович был соборным протоиереем; умер 19 нояб. 1867 г. После домашнего воспитания под руководством… …

Филарет (архиепископ Смоленский) - Архиепископ Филарет Архиепископ Смоленский и Мстиславский 1658 1671 Предшественник: Исаия (Копинский) … Википедия

Филарет, архиепископ смоленский - (в схиме Феодорит) архиепископ смоленский и дорогобужский, умер в 1681 г. О нем известно, что до архиерейства он в пятидесятых годах ХVII столетия был архимандритом звенигородского Саввина Сторожевского монастыря Московской епархии. В 1656 или… … Большая биографическая энциклопедия

Митрополит Филарет - Филарет (греч. Φιλάρετος «Любящий добродетель») мужское имя греческого происхождения; в России используется прежде всего как монашеское. Распространена среди монашества также женская форма Филарета. Филарет Чернов поэт начала XX века. Автор… … Википедия

Димитрий (Вознесенский) - Архиепископ Димитрий (в миру Николай Фёдорович Вознесенский; май 1871, Курская губерния 31 января 1947, Ленинград) епископ Русской православной церкви, архиепископ Хайларский, викарий Харбинской епархии. Духовный писатель. Биография… … Википедия

Печерский Вознесенский монастырь - Монастырь Печерский Вознесенский мужской монастырь … Википедия

Агапит Вознесенский - (до пострижения Семен) род. в 1793 г., умер 1 го января 1854 г., епископ томский и енисейский с 12 августа 1834 г. по 10 июня 1841 г., а затем член московской синодальной конторы. Вознесенский был кандидатом третьего выпуска Спб. духовной… … Большая биографическая энциклопедия

Яранский Вознесенский монастырь - Монастырь Яранский Вознесенский монастырь Страна Россия Город 612260 Яранск, ул.Набережная, 35 б … Википедия

Книги

  • Конспект по Закону Божию. Сокращенный Православный христианский катихизис , Игумен Филарет, протоиерей Николай Вознесенский. Настоящее издание замечательного труда прот. Н. Вознесенского (архиепископа Хайларского) является едва ли не лучшим руководством к познанию православного вероисповедания для вступающих на… Купить за 362 грн (только Украина)
  • Сокращенный православный христианский катахизис. Конспект по Закону Божию , Игумен Филарет, Протоиерей Николай Вознесенский. Представляем вашему вниманию книгу "Сокращенный Православный христианский катихизис", "Конспект по Закону Божию"…

Вознесенский русская фамилия церковного происхождения, связанная с праздником Вознесения. Первоначально была распространена среди духовенства и учащихся церковных школ. Известные носители: Вознесенский, Александр: Вознесенский, Александр… … Википедия

Филарет - (греч. Φιλάρετος «Любящий добродетель») мужское имя греческого происхождения; в России используется прежде всего как монашеское. Распространена среди монашества также женская форма Филарета. Филарет Чернов поэт начала XX века.… … Википедия

Филарет Дроздов - (до пострижения Василий Михайлович) митрополит московский, род. 26 дек. 1782 г. в городе Коломне Московской губернии, где отец его Михаил Феодорович был соборным протоиереем; умер 19 нояб. 1867 г. После домашнего воспитания под руководством… …

Филарет (архиепископ Смоленский) - Архиепископ Филарет Архиепископ Смоленский и Мстиславский 1658 1671 Предшественник: Исаия (Копинский) … Википедия

Филарет, архиепископ смоленский - (в схиме Феодорит) архиепископ смоленский и дорогобужский, умер в 1681 г. О нем известно, что до архиерейства он в пятидесятых годах ХVII столетия был архимандритом звенигородского Саввина Сторожевского монастыря Московской епархии. В 1656 или… … Большая биографическая энциклопедия

Митрополит Филарет - Филарет (греч. Φιλάρετος «Любящий добродетель») мужское имя греческого происхождения; в России используется прежде всего как монашеское. Распространена среди монашества также женская форма Филарета. Филарет Чернов поэт начала XX века. Автор… … Википедия

Димитрий (Вознесенский) - Архиепископ Димитрий (в миру Николай Фёдорович Вознесенский; май 1871, Курская губерния 31 января 1947, Ленинград) епископ Русской православной церкви, архиепископ Хайларский, викарий Харбинской епархии. Духовный писатель. Биография… … Википедия

Печерский Вознесенский монастырь - Монастырь Печерский Вознесенский мужской монастырь … Википедия

Агапит Вознесенский - (до пострижения Семен) род. в 1793 г., умер 1 го января 1854 г., епископ томский и енисейский с 12 августа 1834 г. по 10 июня 1841 г., а затем член московской синодальной конторы. Вознесенский был кандидатом третьего выпуска Спб. духовной… … Большая биографическая энциклопедия

Яранский Вознесенский монастырь - Монастырь Яранский Вознесенский монастырь Страна Россия Город 612260 Яранск, ул.Набережная, 35 б … Википедия

Книги

  • Конспект по Закону Божию. Сокращенный Православный христианский катихизис , Игумен Филарет, протоиерей Николай Вознесенский. Настоящее издание замечательного труда прот. Н. Вознесенского (архиепископа Хайларского) является едва ли не лучшим руководством к познанию православного вероисповедания для вступающих на… Купить за 362 грн (только Украина)
  • Сокращенный православный христианский катахизис. Конспект по Закону Божию , Игумен Филарет, Протоиерей Николай Вознесенский. Представляем вашему вниманию книгу "Сокращенный Православный христианский катихизис", "Конспект по Закону Божию"…
Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Митрополит Филарет (Вознесенский). Исповедник и праведник

Митрополит Филарет, в миру Георгий Николаевич Вознесенский, происходил из духовной семьи. Родился он 22 марта 1903 г. в Курске. Его отец был священником и впоследствии архиепископом Зарубежной Церкви, Димитрием Хайларским (в Китае). В 1909 г. семья переехала на Дальний Восток и до 1920 г. проживала в Благовещенске; там будущий Митрополит Филарет окончил гимназию. В 1920 г. он переехал в Харбин, где окончил Политехнический институт. В 1931 году он закончил Пастырско-Богословские курсы, был пострижен в монашество. В 1937 году был возведен в сан архимандрита. Отец Филарет вел большую церковную работу, помогал всем нуждающимся и пользовался любовью своей паствы.

После оккупации советскими войсками Манчжурии, в Харбине настали трудные дни. Обманутый ложными сведениями о положении Церкви в России, престарелый митрополит Мелетий признал над собою и своим клиром власть Московской патриархии. В числе этого клира находился и архимандрит Филарет. Однако он решительно отказался принять советский паспорт. Когда к нему явился газетный репортёр для интервью, спрашивая, как он смотрит на "мудрый шаг советского правительства, предложившего русскому населению Харбина снова стать гражданами своей родины", то услышал следующий смелый ответ: "Я не считаю возможным принять и не приму советского подданства до той поры, пока не удостоверюсь фактически и несомненно, на 100%, в том, что преследование религии, антирелигиозная пропаганда и травля служителей Церкви совершенно прекращены, и Церковь, которая не "отделена", а изгнана из государства, снова заняла в нём подобающее ей положение".

Архимандрит Филарет так до конца своего пребывания в Китае и не принял советского гражданства, несмотря на всю связанную с такой позицией опасностью. В другой раз архимандрит Филарет подвергался некоторым прещениям за свою смелость. Ознакомившись с номером "Журнала Московской Патриархии", в котором в числе гениев-благодетелей рода человеческого значился Ленин, архимандрит Филарет выразил своё возмущение в проповеди, получившей широкую известность.

Бесстрашное обличение богоборцев коммунистов привело их в особую ярость, и они решили живым сжечь архимандрита Филарета, поджегши его келью. Но Господь сохранил Своего избранника: хотя и с сильными ожогами, но он вышел живым из огненной ловушки.

Архиерейский Синод долго и упорно хлопотал о том, чтобы получить для него выездную визу, и, судя по имеющейся переписке в архиве, почти каждая епархия Зарубежной Церкви надеялась получить его для себя. Только к 1962 г. Архиерейскому Синоду удалось добиться приезда архимандрита Филарета в Гонконг, откуда он довольно быстро переехал в Брисбен. В Австралии собралась значительная часть бывших прихожан о. Филарета, и очень скоро по его прибытии туда, за многочисленными подписями, было подано в Синод прошение о назначении архимандрита Филарета епископом в этот город. Ходатайство это было охотно поддержано болевшим уже тогда архиепископом Саввой, и в 1963 г. архимандрит Филарет, к радости своих бывших пасомых, стал епископом Брисбенским.

На Соборе 1964 г., на котором митрополит Анастасий ушел на покой, по предложению Святителя Иоанна Шанхайского Сан-Францизского Чудотворца (Максимовича) Владыка Филарет был избран Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви. На протяжении 21 года он возглавлял Зарубежную Церковь до самой своей кончины 21 ноября 1985 года, в день Архистратига Божия Михаила. Судя по всему, Митрополит Филарет был также отравлен "своими" же, как и Св.Иоанн Шанхайский Сан-Францизский Чудотворец.

Митрополит Филарет был великим исповедником Православия. Он занимал твердую позицию по отношению к ереси экуменизма и отступническому сергианству.

В 1983 году Архиерейский Собор РПЦЗ под его водительством провозгласил анафему экуменизму:

Нападающим на Церковь Христову и учащим, яко Она разделилась на ветви, яже разнятся своим учением и жизнию, и утверждающим Церковь не сущу видимо быти, но от ветвей, расколов и иноверий соединитися имать во едино тело; и тем, иже не различают истинного священства и таинств Церкви от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков довлеет для спасения, и тем, иже имут общение с сими еретиками или способствуют им или защищают их новую ересь экуменизма, мняще ю братскую любовь и единение разрозненных христиан быти: Анафема (трижды) .

При Митрополите Филарете в РПЦЗ также начались общецерковные прославления святых: святого праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Германа Аляскинского, святой блаженной Ксении и святых Новомучеников и Исповедников Российских.

В 1982 году (через год после прославления Новомучеников и Исповедников Российских) в РПЦЗ явилось чудо мироточения Иверской-Монреальской иконы Божией Матери - явно как благословение того пути, на котором в то время стояла Зарубежная Церковь.

Возглавляемая Митрополитом Филаретом Русская Зарубежная Церковь хранила истинное православное учение. И к ней обращались многие православные клирики и миряне, уходившие из других юрисдикции, вовлеченных в ересь экуменизма. Заботясь о сохранении истинно-православного исповедания Русской Зарубежной Церкви, Владыка Филарет также поддерживал другие Истинно-Православные Церкви (особенно греческих старостильников), хранившие святоотеческое предание и не имевшие общения с отступническими официальными "православными церквями".

После кончины митрополита Филарета был документально зафиксирован целый ряд случаев благодатных исцелений и чудесной помощи людям, молитвенно обращавшимся к нему.

Обретение мощей

В 1998 году, через 13 лет после кончины, было решено перенести останки почившего Первоиерарха с крипты кладбищенского Успенского храма в новую усыпальницу под алтарем Свято-Троицкого собора в Джорданвилле. Когда 10 ноября вскрыли гробницу, то мощи святителя оказались нетленны - были светлого цвета; полностью сохранились кожа, борода и волосы. Цвет лица и рук Владыки несколько потемнел только после того, как их омыли розовой водой и вином. Открытые же при исследовании ноги Владыки (не обтертые вином) имели совершенно натуральный цвет. Облачение Владыки, Евангелие, грамота с разрешительной молитвой, крест и воздух, покрывавший лицо усопшего, были в совершенной сохранности. Даже белая ткань, которой было покрыто тело сверху, сохранила ослепительную белизну. Металлические же застежки находившегося в гробу Евангелия рассыпались в прах при прикосновении...

Вскоре после обретения, мощи Митрополита Филарета были преданы земле архиепископом Лавром-Шкурлой и его сообщниками архиереями-отступниками РПЦЗ, посколько чудо это обличало их попытки сближения с Московской патриархией и с мировым экуменическим сообществом. Сокрыв мощи святителя, безумцы-епископы запретили даже распространять фотографии их...

Из проповеди Святителя Митрополита Филарета:

Мне хочется сказать Вам несколько слов о том соблазне, который разливается всюду широкой рекой. Это соблазн так называемого экуменизма, когда предлагается людям объединиться всем, какое бы они вероисповедание сами не исповедывали. Объединиться всем вместе для того, чтобы создать как они говорят "истинную Христову Церковь". Я хочу коротко обратить Ваше внимание вот на что: те, кто призывает нас участвовать в этом экуменизме, говорят: каждая Церковь, каждое исповедание имеет свою долю христианской, христовой истины и каждое исповедание и должно внести эту долю истины в эту общую духовную сокровищницу и тогда, значит, создастся единая церковь. То есть, другими словами, каждому вероисповеданию предлагается признать, что в его вере - только часть истины, что не вся его вера - истина, а только часть какая-то, а остальное ложь и заблуждение, от которого нужно отказаться, входя в это искусственное объединение. Но нужно отдать себе отчет в том, что от нас требуется, если нас призывают присоединиться к экуменизму. Мы должны сделать вот что: объявить, что у нас есть доля истины, как они говорили, значит - не вся наша вера истинна, не все учение православное истинно, а только какая-то часть, а остальное заблуждение.

Кто из православных людей согласится признать, что в его святой православной вере что-то не так? Что только отчасти она справедлива и верна? Никогда этого не признает никакая твердая христианская православная совесть. Слишком гибкая теперь стала совесть у людей, когда они соглашаются на многое такое, чего не должна принимать христианская совесть. Кто из нас согласится признать, что в нашей вере что-либо неправильно? Что бы сказали нам преп. Серафим Саровский и св. Прав. батюшка отец Иоанн Кронштадтский, которые жили по этой вере, которые ее прославляли, которые ей радовались? Да, чтобы они сказали, если бы мы стали говорить, что в этой вере не все правильно? Они с негодованием отвергли бы и наши речи, и нас самих.

Так будем помнить, что уже поэтому невозможно для нас никакое вступление в этот экуменизм. Церковь наша православная знает, что она в истине стоит. Эту истину она всем предлагает, она всем ее открывает, она не таит ее у себя скрытой, неизвестной для других, а всех приглашает признать эту истину. Но отказываться от этой истины она никогда не может и не откажется, и сама она никогда свою истину за ложь не признает и не согласится с этим безумием.

Поэтому и нам с Вами нет места там, где говорят об этом экуменизме, ибо внешне привлекательная его сторона однако же прикрывает собою именно ту неправду, о которой я только что сказал Вам сейчас. Помните же, возлюбленные, Церковь наша православная обладает всей полнотой истины, а вовсе не долей ее!

ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ

Митрополита Филарета

Держи, что имеешь! (Апок. 3: 11).

Эти слова, взятыя из священной книги Апокалипсис (Откровение), в наше время, в наши многоскорбные, лукавые, соблазнами исполненные дни, имеют особое важное значение. Они напоминают нам о том драгоценном духовном богатстве, которым обладаем мы, чада Православной Церкви.

Да, мы богаты. И это духовное богатство есть то, что имеет Святая Церковь и которое принадлежит всем верным чадам Ея. Учение веры --нашей чудесной, спасающей православной веры, многочисленные живые примеры жизни людей, живших по вере, по тем высоким началам и правилам, которыя предлагает нам Церковь, и достигших той духовной чистоты и высоты, которая именуется святостию; красота и великолепие нашего православнаго богослужения и живое соучастие в нем через веру и молитву; полнота благодатной духовной жизни, открытой всем и каждому, и как венец всего, единение чад Церкви в той любви, о которой сказал Спаситель: "потому узнают люди, что вы --Мои ученики, если будете иметь любовь между собою".

Митрополит Филарет.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»