Оптимизация речевых процессов во взаимодействии с другими психическими процессами. Психология взаимодействия людей

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Люди – загадочные существа. Они не идут в комплекте с инструкцией, и с ними гораздо больше проблем, чем с новой версией Windows. Никогда не знаешь, чего от них ожидать! Если у вас есть проблемы в общении с людьми, знакомыми и незнакомыми, wikiHow подстрахует вас. Начните с Шага 1, чтобы добраться до счастливого общения без препятствий.

Шаги

Часть 1

Устранение препятствий

    Определитесь с причинами своей нерешительности. Почему вы не находите с людьми общий язык? Может быть, вы общаетесь с людьми, но чувствуете, что делаете это неправильно? Если вы способны идентифицировать проблему, ее осознание поможет вам справиться с этим. А пока попробуйте следующие советы.

    Боритесь с боязнью общения. Для многих людей общения является стрессовой ситуацией. Если вы боитесь говорить с людьми, вам нужно для начала справиться с ощущением тревожности.

    Верьте в себя. Если вы боитесь, что ваша попытка завести друзей закончиться провалом, или что вы будете доставлять людям одни неприятности, вам будет сложно общаться с окружающими. Поверьте в себя и вы увидите, что общение становится для вас все более простым занятием.

    Поднимайте самооценку. Если вы тратите время на размышления по поводу того, что никто не захочет с вами разговаривать, потому что все вокруг намного лучше вас, вы упустите прекрасный мир общения! Потратьте время на понимание того, какой прекрасный человек, и вы по-другому посмотрите на мир.

    Будьте уверены. Недостаток уверенности в себе усложняет общение с людьми, зачастую, потому что окружающие замечают вашу неуверенность, и начинают нервничать. Развивайте уверенность в себе или хотя бы научитесь притворяться уверенным, чтобы нравится окружающим.

  1. Практикуйтесь. Как и любое другое умение (взаимодействие в социуме – это тоже умение), вы сможете усовершенствовать его с помощью практики. Практикуйте свои социальные навыки как можно чаще. Можно начать с общения в кругу семьи или даже с незнакомыми людьми, к примеру, продавцами или банковскими служащими.

    Часть 2

    Начало разговора

    Часть 3

    Воспользуйтесь своим шансом

    Часть 4

    Эффективное взаимодействие
    • "Трижды сказанное всегда является правдой." Нельзя трижды проявить ложные эмоции, если вы ничего не ощутили. Улыбайтесь людям, даже если у вас выдался плохой день. Вначале улыбка будет казаться натянутой, но совсем скоро вы поймете, что вы чувствуете себя лучше. С другой стороны, не стоит проявлять гнев или грусть, если вы не испытываете этих эмоций. Оставайтесь подальше от притворных негативных эмоций. Вы получите порцию сочувствия или запугивания, а оно того не стоит.
    • От природы люди достаточно добродушные существа. Вы воспринимаем эмоции окружающих посредством речи и позы человека. Все, что нас окружает, влияет на наше настроение, а вы, в свою очередь, влияете на настроение окружающих людей. Постарайтесь, чтобы улыбка вошла в привычку. Вставайте с постели в бодром настроении, вместо того, чтобы шаркать ногами и вздыхать. Наслаждайтесь окружающей обстановкой. Даже если она знакома вам до боли, всегда найдется то, что удивит вас и принесет удовольствие от созерцания.

    Предупреждения

    • Не перегибайте палку. Небольшие фрагменты позитивного общения и восприятия людьми ваших слов – это прекрасно. Если вы неожиданно пытаетесь втянуть незнакомого человека в разговор, это выглядит неуклюже, нервно и неловко. Границы дозволенного заложены на уровне инстинктов – не переступайте их.
    • Всегда будьте готовы к элегантному уходу. Даже разговор с самыми лучшими намерениями может быть испорчен окружающими людьми.

Глава 6. Социально-психологические феномены

2. Психология взаимодействия людей. Межличностные отношения

В качестве клеточки анализа социальной психологии рассматривают ситуацию взаимодействия двух и более людей.

Взаимодействие - это действия индивидов, направленных друг к другу. Такое действие может быть рассмотрено как совокупность способов, применяемых человеком для достижения определенных целей - решения практических задач или реализации ценностей.

П. Сорокин предостерегает, что «если бы кто-нибудь предпринял анализ взаимного поведения членов какой-нибудь социальной группы, совершенно игнорируя психические процессы, происходящие в психике каждого члена при том или ином поступке и описывая только внешние формы актов поведения, то вся социальная жизнь ускользнула бы целиком из-под анализа».

Таким образом, анализ социальных взаимоотношений имеет два аспекта: психологический и логико-смысловой. Поскольку любое социальное взаимодействие может быть рассмотрено с этих двух точек зрения, целесообразно начать с анализа самых общих и фундаментальных форм социального взаимоотношения, переходя к более специфичным - экономическим, политическим и другим формам социального взаимодействия.

Существуют два основных уровня исследования социального взаимодействия: микроуровень и макроуровень. Взаимодействие людей друг с другом, в парах, в малых группах или межличностная интеракция изучается на микроуровне. Макроуровень социального взаимодействий включает крупные общественные структуры, основные институты общества: религию, семью, экономику.

Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга. Социальная связь - это зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. В социальной связи можно выделить:

  • субъекты связи (два человека или тысячи людей);
  • предмет связи (по поводу чего осуществляется связь);
  • механизм регулирования взаимоотношений.

Прекращение связи может происходить при изменении или утрате предмета связи, либо при несогласии участников связи с принципами ее регулирования. Социальная связь может выступать в виде социального контакта (связь между людьми поверхностна, мимолетна, партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком) и в виде взаимодействия (систематические, регулярные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера, причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего). Социальные отношения - это устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая самовозобновляющийся характер.

П. Сорокин подчеркивал, что «психическое и социальное взаимодействие (обмен представлениями, чувствами, желаниями, переживаниями) возможно:

  • при наличии психики, органов чувств (чтобы узнать переживания и мысли другого человека, мы должны видеть выражение его лица, глаз, слышать его голос, смех, слова);
  • если взаимодействующие люди одинаковым образом выражают одни и те же психические переживания, одинаково понимают сами символы, объективирующие душевные состояния.

Ситуация контакта двух и более людей может принимать различные формы: 1) простое соприсутствие; 2) обмен информацией; 3) совместная деятельность; 4) равная обоюдная или асимметричная активность, причем активность может быть разного типа: социальное влияние, сотрудничество, соперничество, манипуляция, конфликт и др.

2.1 Межличностные отношения и взаимодействия

Пожизненная зависимость людей друг от друга помещает проблему человеческих взаимоотношений в самую сердцевину существования человека. Люди имеют сильнейшую потребность в присоединенности: входить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты.

Эта потребность, будучи обусловлена биологически-социальными причинами, способствует выживанию человека: в наши предки были связаны круговой порукой, обеспечивавшей групповое выживание (и на охоте, и при возведении жилищ десять рук лучше одной);

  • социальная связанность детей и воспитывающих их взрослых обоюдно повышает их жизнеспособность;
  • найдя родственную душу - человека, который поддерживает нас и которому мы можем довериться, мы чувствуем себя счастливыми, защищенными, жизнестойкими;
  • потеряв родственную душу, взрослые чувствуют ревность, одиночество, отчаяние, боль, гнев, замкнутость в себе, обездоленность.

Человек - в самом деле общественное, социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с людьми.

Единица взаимодействия называется трансакцией. Берн писал: «Люди, находясь вместе в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или покажут свою осведомленность о присутстрии друг друга. Человек, к которому обращен трансакционный стимул , в ответ что-то скажет или сделает. Мы называем этот ответ трансакционной реакцией. Трансакция считается дополнительной, если стимул влечет ожидаемую реакцию».

В структуре взаимодействия людей Э. Берн выделяет позиции «Родитель», «Взрослый», «Дитя», на основе которых строится реальный процесс взаимодействия. Взаимодействие с позиции Родителя предполагает склонность к доминированию, к конкуренции, к проявлению влаети и чувства высокой самоценности, к поучению других, к критическому осуждению других людей, правительства и пр. Взаимодействие с позиции Взрослого предполагает склонность к равноправному сотрудничеству, к признанию за собой и другими равных прав и ответственности за исход взаимодействия. Взаимодействие с позиции Дитя предполагает склонность к подчинению, к поиску поддержки и защиты («послушное дитя»), либо к эмоциональному импульсивному протесту, бунту, непредсказуемым капризам («бунтующее дитя»).

Можно выделить разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпрепровождение, операция, игра, социальное влияние, подчинение, конфликты, ритуальное взаимодействие и др.

Различные формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями.

Ритуальное взаимодействие - одна из распространенных форм взаимодействия, которое строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статуе человека в группе и обществе. Ритуал выступает как специальная форма взаимодействия, придуманная людьми для удовлетворения потребности в признании. Ритуальное взаимодействие идет с позиции Родитель-Родитель. Ритуал обнаруживает ценности группы, люди выражают ритуалом то, что более всего трогает их, что составляет их социальные ценностные ориентации.

Английский ученый Виктор Тэрнер, рассматривая ритуалы и обряды, понимает их как предписанное формальное поведение, как «систему верований и действий, исполняемых особой культовой ассоциацией». Ритуальные действия важны для осуществления преемственности между различными поколениями в той или иной организации, для поддержания традиций и передачи накопленного опыта через символы. Ритуальное взаимодействие - это и своеобразный праздник, оказывающий глубокое эмоциональное воздействие на людей, и мощное средство поддержания стабильности, прочности, преемственности социальных связей, механизм сплочения людей, повышения их солидарности. Ритуалы, обряды, обычаи способны запечатлеваться на подсознательном уровне людей, обеспечивая глубокое проникновение определенных ценностей в групповое и индивидуальное Сознание , в родовую и личную память.

Человечество выработало на протяжении своей истории огромное количество разнообразных ритуалов: религиозные обряды, дворцовые церемонии, дипломатические рауты, военные ритуалы, светские обряды, включая праздники и похороны. К ритуалам относятся многочисленные нормы поведения: прием гостей, приветствие знакомых, обращение к незнакомым и пр. Ритуал - это жестко фиксированная последовательность трансакций, причем трансакции производятся с Родительской позиции и обращены к Родительской позиции, позволяя людям почувствовать себя признанными. Если потребность человека в признании не реализуется, то начинает развиваться агрессивное поведение. Ритуал как раз и призван снять эту агрессию, удовлетворить потребность в признании хотя бы на минимальном уровне.

В следующем виде взаимодействий - операциях - трансакция осуществляется с позиций «Взрослый-Взрослый». С операциями мы встречаемся ежедневно: это прежде всего взаимодействия на работе, учебе, а также приготовление пищи, ремонт квартиры и пр. Успешно проведя операцию, человек подтверждает свою компетентность и получает подтверждение окружающих.

Трудовое взаимодействие, распределение и выполнение профессиональных, семейных функций, умелое и эффективное осуществление этих обязанностей - вот те операции, которые заполняют жизнь людей.

Соревнование - форма социального взаимодействия, при которой имеется четко определенная цель, которая должна быть достигнута, все действия различных людей соотнесены друг с другом с учетом этой цели таким образом, что они не вступают в конфликт; при этом и сам человек не вступает в конфликт с самим собой, придерживаясь установки другого игрока команды, но тем не менее человеку присуще желание добиться лучших результатов, чем другие члены команды. Поскольку человек принимает установки других людей и позволяет этой установке других определять, что он совершит в следующий момент, с учетом какой-то общей цели, постольку он становится органическим членом своей группы, общества, принимая мораль этого общества и становясь значимым его членом.

В ряде случаев человек, находясь с другими людьми в одном помещении и выполняя вроде бы совместную деятельность, мысленно пребывает в совершенно ином месте, мысленно беседует с воображаемыми собеседниками, мечтает о своем - такое специфическое взаимодействие называют уходом. Уход - довольно обычная и естественная форма взаимодействия, но все же чаще к ней прибегают люди с проблемами в области межличностных потребностей. Если у человека не остается других форм взаимодействия, кроме ухода, то это уже патология - психоз.

Следующий тип одобряемых фиксированных взаимодействий - времяпрепровождение, обеспечивающих хотя бы минимум приятных ощущений, знаков внимания , «поглаживания» между взаимодействующими людьми. Времяпрепровождение - фиксированная форма трансакций, призванная удовлетворять потребность людей в признании. Самое распространенное времяпрепровождение с позиции Родитель-Родитель: обсуждается и осуждается все отклоняющееся от нормы: дети, женщины, мужчины, власть, телевидение и пр., или времяпрепровождение на тему «Вещи» (сравнение имеющихся во владении автомашин, телевизоров и пр.), «Кто вчера выиграл» (футбольные и другие спортивные результаты) - это мужское времяпрепровождение; «Кухня», «Магазин», «Платье», «Дети», «Сколько стоит?», «Вы знаете, что она...» - преимущественно женское времяпрепровождение. Во время подобных времяпрепровождений происходит оценивание партнеров и перспектив развития отношений с ними.

Устойчивое взаимодействие людей может быть обусловлено появлением взаимной симпатии - аттракции. Тесные взаимоотношения, обеспечивающие дружескую поддержку и чувство (то есть мы чувствуем, что нас любят, одобряют и поощряют друзья и близкие), связаны с ощущением счастья. Исследования показали, что тесные положительные взаимоотношения улучшают здоровье, уменьшают вероятность преждевременной смерти. «Дружба - сильнейшее противоядие от всех напастей», - говорил Сенека.

Факторы, которые способствуют формированию аттракции (привязанности, симпатии):

  • частота взаимных социальных контактов, близость, географическое соседство (большинство людей вступают в дружбу и брак с теми, кто живет по соседству, учился в одном классе, работает в одной фирме, т.е. с теми, кто жил, учился, работал неподалеку; близость позволяет людям часто встречаться, открывать друг в друге черты сходства, обмениваться знаками внимания);
  • физическая привлекательность (мужчины склонны любить женщин за внешность, но и женщинам нравятся привлекательные мужчины. Красота нравится);
  • феномен «ровни» (люди склонны выбирать себе друзей и особенно вступать в брак с теми, кто является им ровней не только по интеллектуальному уровню, но и по уровню привлекательности. Фромм писал: «Часто любовь - это не что иное, как взамовыгодный обмен между двумя людьми, при котором участники сделки получают максимум из того, на что они могут рассчитывать, принимая во внимание их ценность на рынке личностей». В парах, где привлекательность была различной, обычно менее привлекательный имеет компенсирующее качество. ""Мужчины обычно предлагают статус и ищут привлекательности, а женщины чаще делают обратное, поэтому юные красавицы часто выходят замуж за немолодых мужчин, занимающих высокое положение в обществе);
  • чем привлекательнее человек, тем вероятнее приписывание ему положительных личностных качеств (это стереотип физической привлекательности: что красиво, то и хорошо; люди неосознанно считают, что при прочих равных условиях более красивые являются счастливей, сексуальней, общительней, умней и удачливей, хотя не честнее или заботливее по отношению к другим людям. Более привлекательные люди имеют более престижную работу, больше зарабатывают);
  • отрицательно на аттракцию может влиять «эффект контраста» - например, мужчинам, только что разглядывавшим журнальных красоток, обычные женщины, в том числе собственные жены, кажутся менее привлекательными; понижается сексуальная удовлетворенность партнером после просмотра порнографических фильмов);
  • «эффект усиления» - когда мы находим у кого-либо черты, схожие с нашими, это делает человека более привлекательными для нас; чем более двое любят друг друга, тем более физически привлекательными они находят друг друга и тем менее привлекательными кажутся им все другие люди противоположного пола);
  • сходство социального происхождения, сходство интересов, взглядов важно для установления отношений («мы любим тех, кто похож на нас и делает то же, что и мы», - указывал Аристотель);
  • а для их продолжения необходимы взаимодополнение, компетентность в области, близкой нашим интересам;
  • нам нравягся те, кому мы нравимся;
  • если чувство собственного достоинства человека было уязвлено какой-то предыдущей ситуацией, то ему в более значительной степени понравится новый знакомый, доброжелательно уделяющий ему внимание (это помогает объяснить, почему иногда люди так страстно влюбляются после того, как ранее другой отверг их, затронув тем самым их самолюбие);
  • вознаграждающая теория привлекательности: теория, согласно которой нам нравятся те люди, чье поведение нам выгодно, или те, с кем мы связываем выгодные нам события;
  • принцип взаимовыгодного обмена или равного участия: то, что вы и ваш партнер получаете от ваших взаимоотношений, должно быть пропорционально тому, что каждый из вас в них вкладывает.

Если двух и более людей многое связывает, формируется фактор близости, если их связи улучшаются, они делают друг для друга приятное - формируется симпатия; если они видят друг в друге достоинства, признают право за собой и другими быть такими, какие они есть, - формируется уважение. Такие формы взаимодействия, как дружба и любовь, удовлетворяют потребность людей в приятии. Дружба и любовь внешне похожи на времяпрепровождение, однако здесь всегда присутствует четко фиксированный партнер, по отношению к которому испытывается симпатия. Дружба включает фактор симпатии и уважения, любовь отличается от дружбы усиленным сексуальным компонентом, т.е.

любовь = сексуальное влечение + симпатия + уважение;

в случае влюбленности имеется лишь сочетание сексуального влечения и симпатии. Эти формы взаимодействия отличаются от всех остальных тем, что в них обязательно присутствуют скрытые трансакции «Дитя-Дитя», выражающие взаимное признание и симпатию. Люди могут обсуждать какие угодно проблемы, даже на вполне взрослом и серьезном уровне, тем не менее в каждом их слове и жесте будет проглядываться: «Ты мне нравишься». Некоторые черты характерны для всех дружеских и любовных привязанностей: взаимопонимание , самоотдача, удовольствие от пребывания с любимым, забота, ответственность, интимная доверительность, самораскрытие (обнаружение сокровенных мыслей и переживаний перед другим человеком). («Что такое друг? Это человек, с которым вы осмеливаетесь быть самим собой» - Ф. Крэйн).

Руководитель должен знать структуру межличностных отношений, чтобы уметь найти индивидуальный подход к каждому члену группы. Организуя любой вид деятельности, полезно иметь в виду те реальные группировки (по 3-5 человек), которые имеются в коллективе, объединять симпатизирующих друг другу людей. Так, достаточно авторитетная в коллективе группа людей может возглавить подготовку и проведение определенного мероприятия, т.к. опираясь на свой круг общения, люди гораздо эффективнее могут выполнять организаторские функции. Учитывая реально существующие межличностные связи, руководитель добивается двоякой цели: включает членов группировок в коллективную жизнь и влияет на жизнь самой группировки.

Существует различие между «формальным» лидерством - когда влияние исходит из официального положения в организации, и «неформальным, естественным» лидерством - когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера.

Чем отличается лидер от руководителя?

Неформальный лидер выдвигается «снизу», а руководитель назначается официально, извне, и ему требуются официальные полномочия для управления людьми.

Менеджер - профессионально подготовленный руководитель.

Многие считают, что все проблемы решаются, если менеджеру удается совместить в своей деятельности функции лидера и руководителя. Но эти функции на практике часто не только не совмещаются, но и противоположны. Руководитель может частично брать на себя функции лидера. Если для лидера на первом плане стоят нравственные критерии, то руководитель занят главным образом функциями контроля и распределения.

слово «руководитель» буквально означает «ведущий за руку». Это же значение лучше выражено в практически не употребляемом ныне слове «надсмотрщик». Для каждой организации необходимо иметь человека, отвечающего за надзор над всеми подразделениями в целом, а не только полностью поглощенного выполнением специализированных задач. Этот вид ответственности - следить за целым - составляет суть работы руководителя.

Руководитель выполняет основные управленческие функции: планирование, организация, мотивация , контроль деятельности подчиненных и организации в целом.

Руководство - это управление процессами:

  1. согласованием различных видов деятельности группы;
  2. видеть динамику процесса внутри группы и управлять ею.

Сфера руководства включает три блока:

  1. организационные формы, распределение обязанностей в постановке задач, создание информационных структур;
  2. работа с отдельными людьми и группами;
  3. использование власти и принятие решений.

Официально назначенный руководитель обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе и поэтому чаще, нежели кто-нибудь другой, становится признанным лидером. Однако его статус в организации и тот факт, что он назначен «извне», ставят его в положение, несколько отличное от положения неформальных естественных лидеров. Прежде всего стремление продвигаться выше по служебной лестнице побуждает его отождествлять себя с более крупными подразделениями организации, нежели с группой своих подчиненных. Он может считать, что эмоциональная привязанность к какой-либо рабочей группе не должна служить ему тормозом на этом пути, и поэтому отождествлять себя с руководящим звеном организации - источник удовлетворения его личных амбиций. Но если он знает, что не поднимется выше, да и не особенно стремится к этому, часто такой руководитель решительно отождествляет себя со своими подчиненными и делает все от него зависящее, чтобы защитить их интересы. Помимо того что приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями, она может оказаться в конфликте с его приверженностью руководящему аппарату организации. На почве таких конфликтов произрастает одна из наиболее важных функций руководителя - функция примирения ценностей и задач группы, которой он руководит, с целями более крупного подразделения организации.

Руководителю требуются официальные полномочия для управления людьми, ему требуется и власть - возможность влиять «сверху» на поведение других людей. Власть может принимать различные формы. Американские ученые Фред Рейвен выделяют:

  1. власть, основанную на принуждении;
  2. власть, основанную на вознаграждении;
  3. экспертная власть (основа на специальных знаниях, которых не имеют другие);
  4. эталонная власть или власть примера (подчиненные стараются походить на своего привлекательного и уважаемого руководителя);
  5. законную или традиционную власть (один человек подчиняется другому человеку на основе того, что они стоят на различных иерархических ступеньках в организации.

Наиболее эффективен вариант, если у руководителя имеются все эти виды власти.

Некомпетентный руководитель, как отмечает Диксон:

  1. не учитывает человеческие ресурсы, не умеет работать с людьми;
  2. проявляет консерватизм, придерживается устаревших взглядов;
  3. проявляет тенденцию отворачиваться или пренебрегать информацией, которая ему непонятна, или вступает в противоречие с имеющейся концепцией;
  4. проявляет тенденцию недооценивать противников;
  5. проявляет нерешительность и тенденцию ухода от ответственности в принятии решений;
  6. проявляет упорную неуступчивость, упрямство при решении проблемы вопреки очевидным изменившимся обстоятельствам;
  7. не способен провести сбор и проверку информации о проблеме, «войти в сложившуюся ситуацию», проявляет тенденцию «обессиливания при завершении»;
  8. предрасположен к фронтальным атакам, верит в грубую силу, а не в находчивость и дипломатичность;
  9. неспособен использовать неожиданности;
  10. проявляет неоправданную готовность находить «искупительные жертвы» в случае затруднений;
  11. предрасположен к подтасовке фактов и распространению информации с мотивами, «несовместимыми с моралью и безопасностью»;
  12. склонен верить в мистические силы - судьбу, фатальность неудач и т.п.

Особенности администраторских и лидерских качеств руководителя определяет и его управленческий стиль. Здесь существует определенная классификация.

  1. Авторитарный. Наилучший с точки зрении администратора, который в любом деле прежде всего ценит единоначалие.
  2. Авральный. «Давай-давай, потом разберемся» - девиз руководителя-авралыпика. Мера, подходящая для исключительной ситуации, став системой, дезорганизует нормальную работу, ведет к конфликтам, недовольству в коллективе, не говоря уже о скромных трудовых результатах.
  3. Деловой. Противоположен авральному, предполагает работу по рассчитанным и оптимальным схемам. Такой стиль можно было бы предпочесть всем прочим, если только работа позволяет это: не содержит неожиданных сюрпризов и поддается прогнозу.
  4. Демократический. К нему склонны лидеры-организаторы, управляющие по принципу: «Моя точка зрения - одна из возможных». Именно такой стиль способен давать наилучшие результаты, но до известных границ, за которыми дело подменяется его обсуждением.
  5. Либеральный. Годится для сплоченного коллектива единомышленников. Вместо самостоятельности способствует безответственности и уверенности, что «работа не волк».
  6. Компромиссный . В его основе - способность руководителя, уступая людям с различными интересами, добиваться своих целей. Но если компромиссы войдут в привычку и заменят принципиальность соглашательством, то хорошего от такого руководителя ждать не приходится. Взаимоотношения подчиненных с руководителем, психологический климат коллектива, результаты работы коллектива зависят от стиля управления, реализуемого руководителем.

Выделяют следующие стили управления.

Авторитарный (или директивный, или диктаторский) стиль управления: для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим), но недостатков больше, чем достоинств: 1) высокая вероятность ошибочных решений; 2) подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников; 3) неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе; 4) неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую) нагрузку, вреден для психического и физического здоровья. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.).

Демократический (или коллективный) стиль управления: управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками («максимум контроля»), руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей.

Демократический стиль является наиболее эффективным, т.к. он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, коммуникативных способностях руководителя.

Либерально-анархический (или попустительский, или нейтральный) стиль руководства характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой стороны, «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на «самотек»), вследствие чего результаты работы обычно низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгруппы, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

Непоследовательный (алогичный) стиль руководства проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный и т.п.), что обусловливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.

Стиль управления эффективного менеджера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом.

Ситуативный стиль управления гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива (П. Херси, К. Бландэд).

Эффективным стилем управления (по мнению большинства зарубежных специалистов по менеджменту) является партисипативный (соучаствующий) стиль, которому свойственны следующие черты:

  1. регулярные совещания руководителя с подчиненными;
  2. открытость в отношениях между руководителем и подчиненными;
  3. вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений;
  4. делегирование руководителем подчиненным ряда полномочий, прав;
  5. участие рядовых работников как в планировании, так и в осуществлении организационных изменений;
  6. создание особых групповых структур, наделенных правом самостоятельного принятия решений («группы контроля качества»);
  7. предоставление работнику возможности автономно (от других членов организации) разрабатывать проблемы, новые идеи.

Партисипативный стиль применим, если: 1) руководитель уверен в себе, имеет высокий образовательный и творческий уровень, умеет ценить и использовать творческие предложения подчиненных; 2) подчиненные имеют высокий уровень знаний, умений, потребность в творчестве, независимости, личностном росте, интерес к работе; 3) задача, стоящая перед людьми, предполагает множественность решений, требует теоретического анализа и высокого профессионализма исполнения, достаточно напряженных усилий и творческого подхода. Таким образом, этот стиль целесообразен в наукоемких производствах, в фирмах новаторского типа, в научных организациях.

В зависимости от особенностей поведения руководителя в конфликтных, сложных ситуациях можно выделить пять типов:

  1. доминирование, утверждение своей позиции любой ценой;
  2. уступчивость , подчинение, сглаживание конфликта;
  3. компромисс, позиционный торг («я тебе уступлю, ты - мне»);
  4. сотрудничество , создание взаимной направленности на разумное и справедливое разрешение конфликта с учетом обоснованных интересов обоих сторон;
  5. избегание конфликта, уход из ситуации, («закрывание глаз, как будто ничего не произошло»).

Наиболее эффективным, хотя и трудно реализуемым стилем поведения руководителя в конфликтной ситуации является стиль «сотрудничества». Крайне неблагоприятными стилями являются «избегание», «доминирование», «уступчивость», а стиль «компромисс» позволяет достичь лишь временного недолговечного решения конфликта, позднее он может появиться вновь.

Критерием эффективности руководства является степень авторитета руководителя. Выделяют три формы авторитета руководителя: 1) формальный авторитет, обусловленный тем набором властных полномочий, прав, которые дает руководителю занимаемый им пост.

Формальный, должностной авторитет руководителя способен обеспечить не более 65% влияния руководителя на своих подчиненных; 100%-ную отдачу от работника руководитель может получить лишь опираясь еще дополнительно и на свой психологический авторитет, который состоит из 2) морального и 3) функционального авторитета.

Моральный авторитет зависит от нравственных качеств руководителя. Функциональный авторитет определяется: 1) компетентностью руководителя; 2) его деловыми качествами; 3) его отношением к своей профессиональной деятельности. Низкий функциональный авторитет руководителя приводит, как правило, к потере его влияния на подчиненных, что вызывает в качестве компенсаторной агрессивную реакцию со стороны руководителя по отношению к подчиненным, ухудшение психологического климата и результатов деятельности коллектива.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Почему люди вступают во взаимодействие? Какие теории межличностного взаимодействия, на ваш взгляд, более полно раскрывают характер взаимодействия?
  2. Какие условия способствуют формированию социальных групп? Что такое социальная группа?
  3. Межличностные отношения в группе - как они проявляются? Как мы воспринимаем и оцениваем людей?
  4. Какие типы установок на восприятие другого человека возможны? Почему бывают искаженные представления о другом человеке?
  5. Какие психологические механизмы влияния людей друг на друга существуют?
  6. Какие уровни понимания личности другого человека воз можны?
  7. Что такое социометрический статус? Какие слои выделяются внутри группы?
  8. Как оценить уровень благополучия взаимоотношений в группе?
  9. Какие отличительные признаки присущи малым группам?
  10. Какие психологические характеристики присущи группе?
  11. Чем характеризуется референтная группа? Опишите особенности пирамидальных, случайных, открытых, синхронных групп.
  12. Какие роли присущи людям в группе?
  13. Укажите отличительные особенности коллектива, его структуру из страт-слоев, этапы создания коллектива.
  14. Каковы стадии зрелости коллектива?
  15. Укажите, какие признаки присущи руководителю с высокой способностью создавать коллектив?
  16. Какие факторы влияют на эффективность работы группы?
  17. Какие социально-психологические феномены влияния людей и группы на человека возникают?
  18. Конформизм - это плохо или хорошо? Это естественное или искусственное?
  19. Как меньшинство может повлиять на большинство?
  20. Каковы функции социально-психологических установок?
  21. В чем сходство и различие между заражением, внушением, убеждением?
  22. Какие методы воздействия на мотивы, установки и состояния людей вам известны?
  23. «Звезды», «предпочитаемые», «пренебрегаемые», «изолированные», «отвергаемые» в группе - как их достоверно выделить?
  24. Стили руководства - какие бывают и какие из них эффективнее?
  25. Как реализуются руководителем основные управленческие функции?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. МГУ, 1990
  2. Брендель С, Шпиклис Ю. Психологический тренинг коллектива. М., Мир, 1984
  3. Вудкок М., Фрэнсис. Раскрепощенный менеджер. М., 1991
  4. Громова О.Н. Конфликтология. М., 1998
  5. Донцов А.И. Психология коллектива. МГУ, 1984
  6. Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян. Поведение человека в организации. М., 1993
  7. Западная Социальная психология в поисках новой парадигмы. М., ИНИОН, 1993
  8. Зимичев А.М. Психология политической борьбы. СПб., 1993
  9. Исаев М.Ю., Хмелевский В.Н. Психотерапевтическая помощь коллективу. Красноярск, 1992
  10. Каверин С.В. Психология и политика. Тамбов, 1992
  11. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. МГУ, 1991
  12. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. М., 1993
  13. Минделл А. Лидер как мастер единоборства. Ч. 1, 2. М., 1993
  14. Паркинсон С.Н. Как преуспеть в бизнесе. Тула, 1992
  15. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1992
  16. Платанов Ю.П. Психология коллективной деятельности. ЛГУ, 1990
  17. Проблемы развития личности и коллектива. Ростов Н/Д., 1986
  18. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. М., 1990
  19. Утюжанин А.П., Устюмов Ю.А. Социально-психологические аспекты управления коллективом. М., 1993
  20. Швальбе Б. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. М., 1993
  21. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1996
  22. Руденский У.В. Социальная психология . М., 1997
  23. Руднеский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. М., 1997
  24. Шибутани Т. Социальная психология . Ростов н/Д, 1998
  25. Андреева С.Г., Горская Т.А. Психологические основы управления персоналом. Спб., 1997
  26. Андреева Г.М. Социальная психология . М., 1998
  27. Валеева Н.Ш., Рогов М.Г. Психологические основы менеджмента. Стратегия успеха. Казань, 1996
  28. Столяренко Л.Д., Самыгин СИ. Психология управления. Ростов н/Д, 1997
  29. Гуменная И.Г., Стровский Л.Е. Имидж фирмы. Екатеринбург, 1997
  30. Лебон Г., Тард Т. Психология толпы. М., 1998
  31. Преступная толпа. М., ИП РАН, 1998
  32. Московичи С. Век толп. М., 1998
  33. Майерс.Д. Социальная психология . СПб., 1997
  34. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1997
  35. Шейное В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск, 1996

Социальное взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия социальных субъектов (акторов) друг на друга, обмена действиями между двумя и более акторами.

Социальное взаимодействие является одним из ключевых поня­тий в социологической теории, потому что все социальные явления (социальные отношения, процессы, изменения, социальная структура, статусы, роли и пр.) возникают в результате социального взаимодействия.

Оно складывается из отдельных, направленных друг на друга социальных действий. Поэтому социальное взаимодействие предполагает взаимные действия как минимум двух социальных акторов. При этом действие может быть инициировано самим актором (индивидом, группой) и рассматриваться как «вызов», а может быть ответной реакцией на действия других - «ответ на вызов».

Сущность социального взаимодействия заключается в том, что лишь во взаимодействии с другими людьми человек может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей, интересов, ценностей. Да и само по. себе взаимодействие является основной жизненной потребностью человека.

В процессе взаимодействия происходит обмен информацией, знаниями, опытом, материальными, духовными и иными ценностями; индивид (группа) определяет свою позицию относительно других, свое место (статус) в социальной структуре, свои социальные роли. Роль, в свою очередь, предписывает индивиду определенные образцы поведения и делает взаимодействие предсказуемым. Сама социальная структура, социальные отношения и социальные институты являются результатом различных видов и форм социального взаимодействия.

Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий или, иными словами, взаимопонимание между акторами. Если акторы «говорят на раз­ных языках» и преследуют взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли будут положительными.

Исследование проблем социального взаимодействия всегда на­ходилось в центре внимания ведущих социологов мира. Значительный вклад в развитие теории социального действия и социального взаимодействия внесли М. Вебер, П. Сорокин, Дж. Хоманс, Т. Парсонс и др.

М. Вебер считает, что источником социального действия и взаи­модействия людей (индивидов, групп) являются их потребности, интересы и ценности. В ходе взаимодействия люди стремятся максимально рационализировать свое поведение с целью достижения наибольшей экономической эффективности. Потому для социаль­ных действий характерными являются такие качества, как осознанность, рациональность и ориентированность на других. По мнению П. Сорокина, социальное взаимодействие - это взаимный обмен коллективным опытом, знаниями, понятиями, высшим результатом которого является возникновение «культуры». На социетальном уровне социальное взаимодействие можно представить в виде социокультурного процесса, в ходе которого коллективный опыт передается от поколения к поколению.

При этом «каждое поколение к полученной по наследству сумме знания (опыта) прибавляет свою часть, приобретенную им в течение жизни, и сумма коллективного опыта (знания) таким образом постоянно растет».

Дж. Хоманс рассматривает социальное взаимодействие в рамках созданной им в начале 60-х гг. XX в. концепции социального обмена. Он считает, что в процессе взаимодействия каждая из сторон стремится получить максимально возможные вознаграждения за свои действия и минимизировать затраты. К числу важнейших вознаграждений Дж. Хоманс относит социальное одобрение. Взаимно вознаграждаемое взаимодействие имеет тенденцию к регулярности и перерастает во взаимоотношения на основе системы взаимных ожиданий. Если ожидания не подтверждаются, то мотивация к взаимодействию и обмену будет снижаться. Однако между вознаграждением и затратами нет прямой пропорциональной зависимости, так как, кроме экономической и иной выгоды, действия людей детерминированы (обусловлены) множеством других факторов, например желанием получить максимально возможное вознаграждение без должных затрат или напротив - желанием сделать добро, не рассчитывая на вознаграждение. Дальнейшее развитие и интерпретацию теория социального взаимодействия получила в трудах Т. Парсонса. По его мнению, социальное взаимодействие на уровне социальных систем происходит благодаря «зонам взаимопроникновения» и осуществляется в процессе взаимообмена. Социальные системы предстают как «открытые», находящиеся в состоянии постоянного взаимообмена. Кроме того, они дифференцированы на различные подсистемы, которые также вовлечены в процессы взаимообмена.

Другим научным направлением в исследовании социального взаимодействия является символический интеракционализм (от англ. interaction - взаимодействие). Наиболее известным представителем этого направления является Дж. Г. Мид (1863- 1931). По его мнению, во взаимодействии более важную роль играет не то или иное действие, а его интерпретация. Например, такой незначительный жест (действие), как подмигивание в одной ситуации может расцениваться как заигрывание или ухаживание, в другой - как поддержка, одобрение и т. д. Люди, как правило, не реагируют автоматически на воздействия извне. Прежде чем сделать это, они разгадывают значение действия, т. е. наделяют его определенным символом. Одинаковая интерпретация действий-символов способствует успешному взаимодействию.

Н. Смелзер считает, что символический интеракционализм дает более реалистическое представление о социальном взаимодействии, чем теория обмена. «Сущность символического интеракционализма состоит в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них».

Еще по теме Социальное взаимодействие:

  1. 76. Модель взаимодействия экономических и социальных переменных Г. Мюрдаля.
  2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
  3. 1. Социальная природа конфликтного взаимодействия в мировой политике и международных отношениях
  4. 1.2.1. Взаимодействие Центр – регион. Механизм взаимодействия. Противоречия
  5. 3. Проблема социальной ориентации экономики. Противоречия социальной справедливости и экономической эффективности

При энергетическом воздействии на человека – отдельный орган или весь организм, осуществляется дополнительный контроль над этим процессом со стороны эталонных программ мозжечка. Эти программы связаны с биоэкраном и стабилизирующими осями больших полушарий, принимая участие в биоэкранных механизмах идентификации энергетического кода другой оболочки. Существует также связь между мозжечком и эмоциональными центрами гиппокампа.

Данный механизм обеспечивает бессознательное восприятие кредовых структур, в основном, с биоэкрана встретившегося индивидуума. В дальнейшем воспринятые короткие информационные цепи обрабатываются собственным биоэкраном, первой парой стабилизирующих осей больших полушарий и, опосредованно, генетически заложенными программами мозжечка. Образуется цепь сложной конфигурации, которая возвращается в арсенал, подключая определённые участки коры и подкорковых структур, участвующих в анализе бессознательного отношения к другому человеку.

Возможно также неосознаваемое влияние биоэкрана одного человека на биоэкран другого. Такое взаимодействие биоэкранов может происходить двумя путями.

Первый путь, слабо осязаемый, наблюдается приблизительно в 30% случаев, связан с созданием энергетических фантомных структур. Механизм срабатывает при энергетической гомологичности и достаточной генетической схожести двух людей. Полученная таким путём информация редко развёртывается сразу. Её использование происходит с запаздыванием или она вообще не востребуется.

Второй путь искусственный, характерный для случаев, когда человек пытается, «вжиться» в другого или понять его мысли. Метод эффективен, и при достаточном развитии возможна телепатическая связь. При этом используются структуры гиппокампа и определённые корковые слои больших полушарий.

Человек сначала формирует собственную программу с целью получения информации от источника. Выстраивается информационная «нить», проходящая через начало стабилизирующих осей. После двух-трёхкратной обработки на осях она достраивается и вплетается в собственный биоэкран. При «подключении» к другому человеку «нить» переходит на его биоэкран, попадая на те же структуры. В этом случае может наступить диссонанс, в основном, при формировании ответной «нити». Поступившая программа часто запускает случайные участки, хранящие информацию того же раздела.

Приведем пример. Информация о яблоке может храниться в тысяче программ, а его образ только в одной. «Вопросительная» нить, не дойдя до нужной программы, может «выбить» побочную информацию.

Гораздо эффективней использовать энергетические конические спирали. Они формируются у входа на стабилизирующие оси в виде небольших «пирамидок». Эти спирали не зациклены, но тем не менее закончены. Такое построение целевой программы не пускает информацию на оси до полного её формирования. Подобные «пирамидки» не только всегда находят нужную информацию, но и производят её накопление в требуемом разделе. Они собирают информацию на собственные программы или формируют ответную. «Пирамидки» всегда идут острием вперёд. При направленном воздействии информация попадает через перешеечную зону биоэкрана и далее поступает на мозжечок, используя временные оси.



При воздействии на любой орган, мозжечок производит идентификацию энергетического воздействия. Если тактика лечения выбрана правильно, то почти вся вводимая информация поступает в виде непрерывных цепей. При неумелом или агрессивном воздействии наблюдается дискретность энергетических поступлений на оболочку и головной мозг. Энергетика пропускается через программы мозжечка и ствол спинного мозга.

Чём чем больше дискретность вводимой энергетики, тем меньше пользы от лечения. Если интервалы между цепями большие, лечение также не будет эффективным или принесёт вред. Может наступить достаточно выраженное блокирование мозжечка, приводящее впоследствии к бесконтрольному воздействию на организм человека. С подобным механизмом связаны многие программы системы Б.Е. Золотова.

В мозжечковых программах отражены физиологические функции каждого органа. Диссонирующая информация становится неактивной и удаляется. Если вводимая информация не противоречит мозжечковым образцам, то определяется её целесообразность и происходит распределение вводимых информационно-энергетических структур.

Если вводимая информация индифферентна, возможны следующие варианты:
– информация обрабатывается биоэкраном;
– происходит перекодировка тех или иных энергетических структур;
– мозжечок блокируется.

При лечебном воздействии вкладываемые программы имеют длинные цепи и ёмкую энергетику. Даже при числовом кодировании вводятся огромные информационные объёмы.

Перекодировка, напротив, осуществляется очень короткой и энергетически ненасыщенной структурой. Наиболее рациональные формы энергетического воздействия – конические спирали или укол. Биоэкран воспринимает уже следствие такого воздействия. Если информация не агрессивна, вводимая энергоинформационная структура проходит через ножки мозжечка. Такого рода энергетические образованиянедостаточно длинны и энергоёмки, и воспринимаются как незначимые. Информация может проходить через нижние ножки мозжечка, не контактируя с его программами, достигать больших полушарий, взаимодействуя с программами и кредовыми структурами, выходить на биоэкран, а также возвращаться на стабилизирующие оси или на ножки мозжечка.

Значение данной системы будет возрастать по мере развития человека. В настоящее время человек большую часть своей жизни проживает неосознанно, его программы работают в автоматическом режиме, не подвергаясь полному осмыслению.

Перешеечные зоны мозжечка играют важную роль при внешних воздействиях. Они являются диспетчером мозжечковых программ и распределяют информацию на входе и выходе по основным разделам. Эти зоны определяют, какую программу необходимо подключить для контроля, перемещения или действия.

Информационный фильтр – не единственная функция данного образования. Оно выполняет и достройку специфических мозжечковых программ (этот механизм рассматривался в разделе о регулировании мозжечком направленности арсенальных процессов).

Мозжечок – энергетически защищённая структура, однако, он может блокироваться искусственно. Воздействие на мозжечок связано со своеобразным энергетическим кодированием. Подобное кодирование может происходить у определённой группы людей при устном общении. Это перестраивает и перекодирует всю энергетическую систему в целом в негативном направлении. Например, при устном воспроизведении друг другу своих ощущений может происходить настройка и частичная передача программ.

Мозжечок также может блокироваться путём образования энергетического кокона. Длительное блокирование ведёт к значительным изменениям как программ мозжечка, так и арсенала памяти. Процесс блокирования можно разделить на три фазы, которые в зависимости от индивидуальных программ могут занимать различные промежутки времени.

1. Энергетическое «отсечение» мозжечка характеризуется скоротечной фазой обездвиживания.

3. В дальнейшем могут наблюдаться лёгкие судороги или нескоординированность движений. Против подобного рода посягательств существуют определённые виды защиты:
– усиление собственного энергетического воздействия на мозжечок;
– создание двух активных очагов, которые выражаются в замыкании лобных и мозжечковых зон на перешеек биоэкрана. Построение возможно в виде «восьмёрки», проходящей через перешеек биоэкрана. Защиту необходимо «поставить на автомат» и задать определённое время; она эффективна в течение 30–40 минут (рис. 4.12). Метод чреват перестройкой собственных программ, этого не происходит, если внешнее воздействие длится не более часа;
– возможно также выстраивание определённых цифровых программ в геометрический треугольник в зоне мозжечка. Цифровое программирование осуществляется индивидуальными кодами (рис. 4.13).

ГЛАВА 5. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ ЧЕЛОВЕКА

Некоторые свойства личности существенно влияют как на цели и процесс общения, так и на его эффективность. Одни из них способствуют успешному общению, другие его затрудняют. На какие качества людей следует обращать внимание в первую очередь для построения эффективного взаимодействия? Приведенный далее анализ поможет вам научиться быстро оценивать людей по базовым критериям и выбирать наиболее оптимальную модель взаимоотношений с ними.

Некоторые свойства личности существенно влияют как на цели и процесс общения, так и на его эффективность. Одни из них способствуют успешному общению (экстравертированность, эмпатийность, толерантность, мобильность), другие его затрудняют (интровертированность, властность, конфликтность, агрессивность, застенчивость, ригидность).

1. Экстравертированность - интровертированность

Экстраверсия - интроверсия - характеристика типических различий между людьми, крайние полюсы которой соответствуют преимущественной направленности человека либо на мир внешних объектов (у экстравертов), либо на собственный субъективный мир (у интровертов). У каждого человека имеются черты как экстравертированного, так и интровертированного типа. Различие же между людьми состоит в соотношении этих черт: у экстраверта преобладают одни, а у интроверта - другие.

Ганс Айзенк (H. Eysenсk, 1967) выдвинул предположение о том, что люди делятся на тех, кто обладает высокой активацией (интроверты), и тех, кто имеет низкую активацию (экстраверты). Первые склонны сохранять имеющийся уровень активации, поэтому избегают социальных контактов, чтобы не допустить его повышения. У вторых, наоборот, имеется стремление повышать свой уровень активации, поэтому им требуется стимуляция извне; они охотно идут на внешние контакты.

Деление людей на типы экстравертов и интровертов осуществляется с учетом таких качеств, как коммуникабельность, разговорчивость, честолюбие, напористость, активность и ряд других.

Интроверты скромны, застенчивы, склонны к уединению. Они сдержанны, сближаются только с немногими, поэтому имеют мало друзей, но преданы им. Экстраверты, наоборот, открыты, обходительны, приветливы, общительны, находчивы в разговоре, имеют много друзей, склонны к вербальному общению. Они коммуникабельны, разговорчивы, честолюбивы, напористы и активны. Даже если экстраверты спорят, они допускают влияние на себя. Экстраверты внушаемы, доступны влиянию других лиц.

Интроверты медленно устанавливают связи и трудно входят в чуждый им мир эмоций других людей. Они с трудом усваивают адекватные поведенческие формы и поэтому часто кажутся «неловкими». Их субъективная точка зрения может оказаться сильнее объективной ситуации.

Из-за более тщательного обдумывания своей речи интровертами у них по сравнению с экстравертами речь замедленна, с длительными паузами.

О. П. Санникова (1982) изучала соотношение общительности с эмоциональностью человека. Она показала, что широкий круг общения, большая активность последнего в сочетании с ее недолговременностью характерны для лиц с положительными эмоциональными установками (доминированием эмоции радости), а узкий круг и малая активность общения на фоне устойчивости отношений - для лиц, склонных переживать отрицательные эмоции (страх, печаль). Первые более инициативны в общении. Есть основание полагать, что экстраверсия - интроверсия в значительной степени зависит от врожденных особенностей человека, таких как свойства нервной системы. В лаборатории В. С. Мерлина выявлена связь высокой общительности со слабой нервной системой. А. К. Дроздовский (2008) на большой выборке подтвердил это.

2. Эмпатийность

Эмпатия - такое духовное единение личностей, когда один человек настолько проникается переживаниями другого, что временно отождествляется с ним, сопереживает ему.

Эта эмоциональная особенность человека играет большую роль в общении между людьми, в восприятии ими друг друга, установлении взаимопонимания. Эмпатия может проявляться в двух формах - сопереживания и сочувствия. Сопереживание - это переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой. Сочувствие - это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью другого (выражение сожаления, соболезнования и т. п.). Первое основано в большей мере на своем прошлом опыте и связано с потребностью в собственном благополучии, с собственными интересами. Второе основано на понимании неблагополучия другого человека и связано с его потребностями и интересами. Отсюда сопереживание более импульсивно, более интенсивно, чем сочувствие.

Для проявляющих высокую степень эмпатии характерны мягкость, доброжелательность, общительность, эмоциональность, а для демонстрирующих низкую степень эмпатии - замкнутость, недоброжелательность. Субъекты, которым свойственна высшая степень эмпатии, менее склонны приписывать людям вину за неблагоприятные события и не требуют особых наказаний за их проступки, т. е. проявляют снисходительность. Такие люди проявляют себя как поленезависимые. У тех, кто более склонен к эмпатии, меньше проявляется агрессивность (Miller, Eisenberg, 1988).

Как показано Л. Мерфи (L. Murphy, 1937), проявление эмпатии детьми зависит от степени близости с объектом (чужой или близкий человек), частоты общения с ним (знакомый или незнакомый), интенсивности стимула, вызывающего эмпатию (боль, слезы), ее предыдущего опыта. Развитие эмпатии у ребенка связано с возрастным изменением его темперамента, эмоциональной возбудимости, а также с влиянием тех социальных групп, в которых он воспитывается.

Важную роль в формировании и развитии эмпатии играет эмоция печали. Детский плач вызывает у матери чувство сострадания, побуждает обратить на ребенка внимание, успокоить его. Точно так же воспоминание о печальном событии, случившемся с близким человеком, вызывает жалость и сострадание к нему, желание помочь (Б. Мур и др. ). По некоторым данным, женщины более склонны к эмпатии, чем мужчины (J. Sidman, 1969).

3. Властность

Акцентуация стремления человека к власти над другими людьми («мотив власти») приводит к такой личностной особенности, как властолюбие. Впервые потребность во властвовании стала изучаться неофрейдистами (А. Адлер, 1922). Стремление к превосходству, социальной власти компенсирует естественные недостатки людей, испытывающих комплекс неполноценности. Стремление к власти выражается в склонности управлять социальным окружением, в возможности награждать и наказывать людей, принуждать к совершению определенных действий вопреки их желанию, контролировать их действия (не случайно Д. Верофф (J. Veroff, 1957) определил мотивацию власти как стремление и способность получать удовлетворение от контроля над другими людьми, от возможности судить, устанавливать законы, нормы и правила поведения и т. п.). Если контроль или власть над людьми теряется, это вызывает у властолюбца сильные эмоциональные переживания. В то же время он сам не желает подчиняться другим людям, активно стремится к независимости.

Как бы он ни расценивал вас, положительно или отрицательно, он особенно остро схватывает те приметы вашего облика, из которых можно заключить: поддадитесь или не поддадитесь вы его влиянию. А он настроен непременно повлиять: если он силен физически - вызвать у вас робость, если умен - оставить впечатление превосходящего ума… Это у него получается непроизвольно, однако такую его настроенность вы, разумеется, отлично чувствуете по его осанке, мимике, взгляду.

Ему очень нелегко признать свою неправоту, даже если она очевидна. И он говорит: «Что ж… Это надо как следует обдумать…» Он решителен. Ему легко свернуть разговор на полуслове. Если надо, он проявит при этом изысканную вежливость, но вы хорошо почувствуете: точка поставлена…

Констатация «этот человек доминантен» не должна содержать заведомо отрицательной оценки. Конечно, неумный и самовлюбленный «доминант» подчас невыносим. Но при известных оговорках люди данного склада весьма ценны: они умеют принимать решения и брать на себя ответственность за происходящее. Если же они наделены благородством и великодушием, то становятся любимцами в своей среде.

Как строить общение с доминантным человеком? Ему надо дать возможность выявления своей доминантности. Спокойно держитесь независимой точки зрения, но избегайте пресекать или высмеивать используемые им «силовые приемы». И тогда он постепенно умерит свой непроизвольный натиск. Если же вы активно осаживаете его, беседа переходит в ссору.

Проявление «мотива власти» как личностной диспозиции заключается также в склонности обращать на себя внимание других, выделяться, привлекать сторонников, сравнительно легко поддающихся влиянию властолюбца и признающих его своим лидером. Такие люди стремятся занимать руководящие посты, но неважно чувствуют себя в групповой деятельности, когда вынуждены следовать одинаковым для всех правилам поведения и тем более подчиняться другим.

4. Конфликтность и агрессивность

Конфликтность является сложным личностным качеством, включающим в себя обидчивость, вспыльчивость (гневливость), подозрительность. Обидчивость как эмоциональное свойство личности определяет легкость возникновения эмоции обиды. У гордых, тщеславных, самолюбивых людей отмечается своего рода гиперестезия (повышенная чувствительность) осознания собственного достоинства, поэтому они расценивают самые обычные слова, сказанные в их адрес, как обидные, подозревают окружающих в том, что их намеренно обижают, хотя те даже и не думали об этом. Отдельный человек может быть особенно чувствителен в тех или иных вопросах, провоцирующих его обидчивость, с ними он обычно связывает наибольшую ущемленность собственного достоинства. Когда эти стороны оказываются задетыми, бурного ответного аффекта не избежать.

Вспыльчивость (гневливость) имеет несколько характеристик:

  • гневливый человек склонен воспринимать широкий спектр ситуаций как провоцирующие;
  • гневливость как реакция характеризуется диапазоном от средневыраженного раздражения или досады до ярости и бешенства;
  • это черта темперамента, которая проявляется и без связи с провоцирующей ситуацией.

С. В. Афиногеновой (2007) показано, что вспыльчивость и обидчивость больше выражены у лиц женского пола и у фемининных по сравнению с андрогинными и маскулинными независимо от их биологического пола. Из этих данных следует, что конфликтность, включающая вспыльчивость и обидчивость, в среднем выше у фемининных лиц мужского и женского пола, чем у андрогинных и маскулинных. Положительная связь обидчивости с фемининностью выявлена у женщин и Н. Ю. Жарновецкой (2007).

5. Толерантность

В психологии толерантность - это терпимость, снисходительность к кому- или чему-либо. Это установка на уважительное отношение и принятие (понимание) поведения, убеждений, национальных и иных традиций и ценностей других людей, отличающихся от собственных. Толерантность способствует предупреждению конфликтов и установлению взаимопонимания между людьми. Коммуникативная толерантность - это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию.

В. В. Бойко (1996) выделяет следующие виды коммуникативной толерантности:

  • ситуативная коммуникативная толерантность: она проявляется в отношениях данной личности к конкретному человеку; низкий уровень этой толерантности проявляется в высказываниях типа: «Терпеть не могу этого человека», «Он меня раздражает», «Меня все в нем возмущает» и т. п.;
  • типологическая коммуникативная толерантность: проявляется в отношении определенного типа личности или определенной группы людей (представителей определенной расы, национальности, социального слоя);
  • профессиональная коммуникативная толерантность: проявляется в процессе осуществления профессиональной деятельности (терпимость врача или медсестры к капризам больных, у работников сферы обслуживания - к клиентам и т. д.);
  • общая коммуникативная толерантность: это тенденция отношения к людям в целом, обусловленная свойствами характера, нравственными принципами, уровнем психического здоровья; общая коммуникативная толерантность влияет на другие виды коммуникативной толерантности, которые рассмотрены выше.

Толерантность формируется путем воспитания.

6. Застенчивость

По Ф. Зимбардо, застенчивость - это черта человека, связанная со стремлением избегать общения или уклоняться от социальных контактов (Рh. Zimbardo, A. Weber, 1997). Такое определение не совсем точно отражает суть данной черты. Ведь то же самое можно сказать и про интроверта. В Оксфордском словаре застенчивость определяется как состояние стеснения в присутствии других людей. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова она характеризуется склонностью человека к робкому или стыдливому поведению в общении, в поведении.

Застенчивость - явление распространенное. Согласно Ф. Зимбардо, 80% опрошенных им американцев ответили, что в какой-либо период своей жизни были застенчивыми. Примерно четверть респондентов назвала себя хронически застенчивыми. Как полагает В. Н. Куницына (1995), значительная часть взрослого населения нашей страны попадает в категорию застенчивых (30% женщин и 23% мужчин).

Раймонд Кэттелл (R. Cattell, 1946) рассматривал застенчивость как биологически обусловленную черту, связанную с возбудимостью нервной системы. По мнению автора, застенчивые люди (черта Н) обладают высокой возбудимостью нервной системы и чувствительностью и потому особенно уязвимы для социального стресса. У робких имеется определенная биологическая предрасположенность симпатической нервной системы, которая заключается в излишней чувствительности к конфликтам и угрозе.

У застенчивых людей часто бывает самосознание, сконцентрированное на производимом впечатлении и на социальных оценках. П. Пилконис и Ф. Зимбардо (Р. Pilkonis, Рh. Zimbardo, 1979) нашли, что застенчивые люди обладают меньшей экстравертированностью, слабее контролируют свое поведение в ситуациях социального взаимодействия и более озабочены взаимоотношениями с окружающими, чем не испытывающие застенчивости. У мужчин такая личностная особенность, по данным авторов, коррелирует с нейротизмом. Среди застенчивых женщин подобная связь отмечается только у тех, кто склонен к самокопанию. И. С. Кон (1989) полагает, что застенчивость обусловлена интроверсией, пониженным самоуважением и неудачным опытом межличностных контактов.

В группе людей застенчивый человек обычно держится обособленно, редко вступает в разговор, еще реже начинает его сам. В беседе ведет себя неловко, пытается уйти из центра внимания, меньше и тише говорит. Такой человек всегда скорее слушает, чем говорит сам, не решается задавать лишние вопросы, спорить, свое мнение обычно высказывает робко и нерешительно. Затруднения в общении, испытываемые застенчивым человеком, часто приводят к тому, что он замыкается в себе. Напряжение, испытываемое застенчивым при общении с людьми, может вызвать неврозы.

7. Ригидность - мобильность

Это свойство характеризует быстроту приспособления человека к изменяющейся ситуации. Оно обозначает инертность, консервативность установок, неподатливость изменениям, вводимым новациям, слабую переключаемость с одного вида работы на другой.Считается, что разные виды ригидности не связаны между собой единым фактором, так как нет корреляций между степенями их выраженности. Это означает, что, будучи ригидным по одному проявлению, человек оказывается пластичным по другому. Однако общим для всех видов ригидности компонентом может быть инертность нервных процессов. Связь ригидности с этой типологической особенностью была выявлена в исследовании Н. Е. Высотской (1975).

Ригидному собеседнику требуется некоторое время, чтобы включиться в беседу с вами, даже если он вполне решительный, уверенный в себе человек. Дело в том, что он основателен, и если непосредственно перед контактом думал о чем-то, то должен как бы поставить отметину - где остановился в своих размышлениях. Но и после этого он не сразу погружается в стихию обсуждения: глядит на вас изучающе и, подобно тяжелому маховику, «раскручивается» постепенно. Зато, «раскрутившись», основателен в общении, как и во всем, что он делает.

Если вы слишком спешите с развитием мысли, отвлекаетесь на побочные темы, выдвигаете и тут же сами отменяете приблизительные версии, он морщится: вы кажетесь ему несерьезным человеком. Когда, по-вашему, главное уже обсуждено и совместные выводы сделаны, он продолжает вдаваться в детали.

В исследовании Г. В. Залевского (1976) обнаружена положительная и статистически значимая связь ригидности с внушаемостью, а П. Лич (P. Leach, 1967) выявил негативную связь ригидности с творческим потенциалом личности. Люди, у которых он высокий, отличаются гибкостью мышления, независимостью в суждениях, отрицанием социальных стереотипов и склонностью к сложным формам выражения своих эстетических предпочтений.

8. Психологический портрет субъекта затрудненного общения

Как отмечает В. А. Лабунская (2003), субъект затрудненного общения - это многовариантный феномен. Действительно, разными исследователями выделяются разные характеристики человека, затрудняющие процесс общения.

Так, на основе параметров субъективности - объективности трудностей общения В. Н. Куницына (1991, 1995) выделила три вида затруднений в общении (трудности, барьеры и нарушения).

В одном случае человек стремится к общению, имеет такую возможность, но не умеет это делать, так как он невоспитан, беззастенчив, проявляет эгоцентризм, и это приводит к его отвержению. В другом случае субъектом затрудненного общения выступает человек, который умеет общаться, имеет такую возможность, но не хочет этого вследствие своей глубокой интровертированности, самодостаточности, отсутствия потребности в общении. Человек, создающий барьеры в общении, имеет другой набор характеристик: предубежденность, ригидность восприятия другого, следование предрассудкам и стереотипам. Субъект затрудненного общения, привносящий нарушения в процесс общения, отличается подозрительностью, завистливостью, эгоцентризмом, тщеславностью, себялюбием, ревностью, высоким уровнем фрустрации межличностных потребностей.

Нарушения общения связывают с установкой человека на унижение другого, ущемление его интересов, подавление и властвование над ним. У такого субъекта затрудненного общения проявляется агрессивно-обесценивающий стиль общения, выражающийся в запугивании и покорении другого, в бесконечной насильственной конкуренции с ним по типу «ты или я».

Соотнесение субъективных показателей затрудненного общения со структурными компонентами общения представлено в табл. 1.

Таблица 1. Затруднения в реализации структурных компонентов общения

Компонент общения Затруднения в общении
Перцептивный Неумение вникать в процессы и состояния окружающих. Невозможность видеть мир глазами другого человека. Неадекватность воссоздания представлений и содержания воздействий. Стереотипизация восприятия окружающих и искажение качеств личности партнера общения, «эскалация атрибуции». Преобладание в понимании другого человека оценочного компонента, недифференцированность оценок
Эмоциональный Преобладание эгоцентрической направленности эмоционального отклика. Свернутость сочувствия и содействия. Неадекватность восприятия эмоционального состояния других. Неприязненное, враждебное, высокомерное, подозрительное отношение к другим. Стремление получать в процессе общения только положительные эмоции
Коммуникативный Неумение выбрать адекватную форму сообщения. Невыразительность и длительность пауз в речи. Застывшая поза и несоответствие экспрессии речевому поведению. Низкий потенциал коммуникативного воздействия. Использование свернутых форм обращения
Интерактивный Неумение поддерживать контакт и выходить из него. Стремление больше говорить, чем слушать. Навязывание собственной точки зрения, слепое доказывание своей правоты. Неумение аргументировать свои замечания. Симулирование несогласия в целях дезинформации партнера

Евгeний Пaвлoвич Ильин, доктор психологических наук, профессор Российского государственного университета им. А.И. Гeрцeнa, заслуженный деятель науки РФ.

  • Психология: личность и бизнес

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»