Бершадский михаил владимирович. Михаил Евгеньевич Бершадский

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

«Компании»

«Темы»

«Новости»

Президентом «АльфаСтрахования» станет бывший тверской вице-губернатор Михаил Бершадский

По данным АСН, в середине апреля в группе «АльфаСтрахование» появится президент. Им станет Михаил Бершадский, который до недавнего времени был первым вице-губернатором Тверской области.Представитель руководства компании «АльфаСтрахование», пожелавший остаться неназванным, подтвердил АСН факт этого назначения. Он также отметил, что ранее должности президента в группе не было.Гендиректор «АльфаСтрахования» Владимир Скворцов не стал комментировать эту тему, в то же время сообщив, что сам он «АльфаСтрахование» не покидает.
ссылка; http://www.ruscars.ru/ articles/105/178.html

КОМПЛЕКС БЕРШАДСКОГО

Строители приуныли. А вместе с ними и главы районов, где заморожены стройки больниц, домов культуры и прочей социалистической ерунды. В преддверии осенне-зимней муниципальной избирательной кампании Михаил Бершадский их успокаивает: «Думается, что в результате предстоящих в этом году выборов глав муниципальных образований в ряде районов области к руководству территориями придут люди новой формации, способные решать масштабные задачи в русле региональной социально-экономической политики». Разумеется, «новые» придут только в перспективные районы, остальные можно и укрупнить.
ссылка; http://www.veche.tver.ru/ index.shtml?news=1144

Бершадский покидает администрацию области

— Я принял решение уволиться с поста первого заместителя губернатора Тверской области еще две недели назад, — сказал Михаил Бершадский. — О моем решении мы переговорили с губернатором. Я попросил его отпустить меня. Это непростое и обдуманное решение. Дмитрий Вадимович принял все мои аргументы в пользу увольнения. У нас остаются добрые, очень хорошие отношения, поскольку я все-таки отработал вместе с ним 12 лет. Никакого кризиса в отношениях нет, — сказал Михаил Бершадский. — Губернатор и его команда будут продолжать и дальше работать. У меня есть семья. Я относительно недавно женился. Меня и супругу не устраивает проживание в разных городах. Я рассматривал вопрос об ее переезде в Тверь. Жена была готова переехать сюда, но поскольку она еще продолжает учиться в архитектурном институте (ей еще учиться три года), и у нее к тому же в столице есть работа, с моей стороны было бы не совсем правильно настаивать на переезде. Кроме того, мне интересно работать на начальном этапе разработки проекта.
ссылка: http://www.tverinfo.ru/ politika/bershadskii_pokidaet_ administratsiu_oblasti.html

Михаил Бершадский: «Ресурсы для увеличения бюджета существуют»

Ключевой идеей предвыборной программы губернатора Дмитрия Зеленина была мысль о том, что Тверская область может выбраться из дотационной пропасти и стать стабильным, самодостаточным регионом. Сегодня команда нового губернатора уже приступила к работе по реализации этой стратегической задачи. О том, какие ресурсы роста есть у тверской экономики, а также о проблемах межбюджетных отношений в регионе мы беседуем с первым заместителем губернатора Михаилом Бершадским.
ссылка; http://www.tverlife.ru/news/ 16814.html

Дмитрий Зеленин: из губернаторов – на картошку

Д.З.: — Я помогал ему избраться. И, как вы помните, люди, впоследствии работавшие моими заместителями, – и Михаил Бершадский, и Василий Толоко – начинали свою работу в администрации Твери после прихода Олега Лебедева. Потом у нас возникли определённые противоречия в подходах к развитию региона – ведь город Тверь является очень значительной частью Тверской области и по населению, и в плане экономики. Но к снятию Лебедева я отношения не имею. О том, как это было, лучше расспросить правоохранительные органы.
ссылка: http://www.karavan.tver.ru/ gazeta/1279

В Тверской области земли очень много
Для того чтобы малый бизнес перерос в крупный, должна установиться политическая стабильность, должна появиться возможность получения длинных банковских кредитов. Около года назад такие кредиты в области стали возможны, но они еще малодоступны. В Тверской области пока еще развитие малого и среднего бизнеса сопряжено с целым рядом проблем. Основная из них — недостаток потребительского спроса, что связано с невысокими заработными платами людей. Это сдерживает развитие рынка, подчеркнул Бершадский. Проблема тверского малого и среднего бизнеса — очень дорогая аренда помещений. Не хватает офисных центров, мало магазинов. Даже с учетом появляющихся в Твери гипермаркетов в сфере торговли останется много свободных ниш. К тому же в городе еще недостаточно кафе, ресторанов. Все это сферы для нашего малого и среднего бизнеса, сказал М.Бершадский.
ссылка:http://tverzem.ru/txt/ print.php?id=1163854664

Об итогах совещания по вопросам газификации Тверской области

В совещании приняли участие первый заместитель Губернатора Тверской области Михаил Бершадский; делегация ОАО «Газпром»; представители руководства ОАО «Промгаз», ОАО «Росгазификация» и других организаций, а также местных муниципальных образований.Основными темами совещания стали перспективы строительства газопровода-отвода «Торжок - Кувшиново - Осташков» и комплексной газификации городов и населенных пунктов вблизи трассы газопровода. На совещании была отмечена необходимость синхронизации строительства данного газопровода-отвода со строительством газораспределительных сетей.
ссылка: http://www.gazprom.ru/press/ news/2005/december/ article55559/

Где служили известные люди Тверской области

Михаил Бершадский, первый заместитель губернатора Тверской области: Я попал в армию со студенческой скамьи, сразу после первого курса. Как раз в это время, в 1987 году, на Красную площадь приземлился немецкий лётчик Матиас Руст, и государство, видимо, для повышения обороноспособности, предложило всем студентам пойти на военную службу. Я попал в стройбат и честно, без всяких «откосов» прослужил два года. Поэтому, кстати, и в университете учился не шесть лет, как положено, а восемь.
ссылка:http://www.ostashkov. net/readarticle.php?article_ id=312

Медведев уволил губернатора Тверской области Зеленина

Как сообщает пресс-служба Кремля, Зеленин покинул свой пост с формулировкой «по собственному желанию». Вместо него временно исполнять обязанности губернатора будет вице-губернатор Рязанской области — первый заместитель председателя правительства области Андрей Шевелев, чья фамилия занесена в список кадрового резерва президента России.
Читать полностью: http://www.km.ru/v-rossii/ 2011/06/16/dmitrii-medvedev/ medvedev-uvolil-gubernatora- tverskoi-oblasti-zelenina

Сетка с процентами

Сохранение региональной надбавки, как уточнили в областной администрации, повлечет за собой дополнительные расходы бюджета в размере 500 миллионов рублей. Существенно увеличить дефицит казны региона невозможно, в связи с этим власти решили пересмотреть и сократить ряд областных целевых программ. «Пока трудно сказать, программы какой отрасли претерпят изменения, – сказал Михаил Бершадский. – Однако точно известно, что муниципальные образования получат запланированные субвенции в полном объеме».
ссылка: http://www.rg.ru/2004/12/02/ nadbavka.html бердаскиа

Бершадский Михаил Евгеньевич Профессор кафедры развития образования АПК и ППРО Автор когнитивной технологии обучения и технологии визуализации семантических отношений Практикующий учитель Бершадский Михаил Евгеньевич Профессор кафедры развития образования АПК и ППРО Автор когнитивной технологии обучения и технологии визуализации семантических отношений Практикующий учитель Персональный сайт: Личный е-mail: Персональный сайт: Личный е-mail:


«Сближение двух тел к друг другу только могут происходить с телами сферической формы, эти тела сближаются с помощью тока или гравитации, которые проходят через гравитационные поля... Эти теории говорят о том, что тела взаимодействуют через гравитационные поля далеко от тела будут притягиваться медленнее друг другу, происходит теория близкодействия и тела притянутся друг к другу быстрее, чем с теорией о дальнодействии». Из работы ученика 9-го класса Ивана Т.:






Когнитивная психология Искусственный интеллект Инженерия знаний Кибернетический подход Понятие когнитивной схемы Концепция семантических сетей Концепция фреймов Процедурная и декларативная информация Управление с обратной связью Дидактика, психометрия Дидактический инструментарий Ассоциативная психология, теория семантических сетей Методы карт понятий и интеллект-карт АСТ, теория ПФУД Структура процедурной информации Закон Миллера Групповая деятельность Психометрические теории интеллекта Когнитивная модель учащегося




Структура данных, представляющая хранимые в долговременной памяти обобщённые понятия, образы, представления и связи между ними. Когнитивная схема Окружающий мир Умственные репрезентации Многократное повторение событий, явлений, процессов, ситуаций и т. д.


Объект Орган чувств Нервная система Мозг Разум Глаз Рука Ухо Зрительные нервы Тактильные нервы Слуховые нервы Область зрения в мозге Область осязания в мозге Область слуха в мозге Ощущение слышания слова «стул» Стул «Стул» (слово, произне- сённое матерью Ощущение видения «стула» Ощущение чувствования «стула»










Повторяющиеся слова, наблюдения, действия, опыт Повторяющиеся слова, наблюдения, действия, опыт Индуктивные обобщения Значения слов. Свойства, признаки объектов и явлений. Причинно-следственные, родо- и видо-видовые связи. Отношения «часть-целое» и «цель-способ». Способы действий. Значения слов. Свойства, признаки объектов и явлений. Причинно-следственные, родо- и видо-видовые связи. Отношения «часть-целое» и «цель-способ». Способы действий. Ограниченность индивидуального опыта Ошибочные индуктивные обобщения


М.С. Минский «Если мы говорим о человеке, что он умён, то это означает, что он обладает способностью чрезвычайно быстро выбирать в сложившихся обстоятельствах наиболее подходящий фрейм». Дж. Паскуаль-Леон «Для оценки индивидуального интеллекта важно знать, каким репертуаром схем человек владеет и какое количество релевантных схем может быть активировано в данный момент времени с учётом требования ситуации. Именно этот аспект определяет индивидуальные интеллектуальные возможности и является основным критерием уровня интеллектуального развития».


Виды когнитивных схем Когнитивные карты Семантические фреймы Сценарии Ситуации Фреймы- рассказы Антиципация Прототипы Семантические сети Семантические фреймы Сценарии Роли Ситуации Фреймы- рассказы Пантомимические схемы Фреймы Карты запахов Звуковые карты Эмоциональные карты


Инженерия знаний Построение экспертной системы Этапы Шаги Выявление экспертного гештальта Категоризация Процедурализация Результат Формирование исходной системы понятий Формирование диагностической системы понятий Установление взаимосвязей и семантических отношений Проведение процедурализации Модель: система иерархически организованных продукционных правил




Когнитивная психология Метод ПЭТ Новые исследования, проведенные с помощью позитронно- эмиссионной томографии, свидетельствуют, что патологическим преступникам присущи изменения в физиологии мозга. Нормальный мозг. Красный цвет в лобных долях коры указывает на высокую активность. Мозг убийцы. В мозгу осужденного за убийство активность существенно меньше: сине-зеленый цвет.












Профиль интеллекта учащегося IQ Краткие обозначения субтестов и их номера (в скобках) ДП(1)ИС(2)Ан(3)Об(4)Пм(9)АЗ(5)РЧ(6)ПВ(7)ПО(8) Практический ВИТеоретический ВИПрак. МИТеор. МИПракт. ПИТеор. ПИ Вербальный интеллектМатематический интеллект Пространственный интеллект Статистическая норма




Кратковременная память КреативностьПространственный интеллект Вербальный интеллект Математический интеллект Интеллектуальная лабильность Общий интеллект 10






















Выбор методов и форм ИНИ 2К 1У 2У 3С Учитель Программированное обучение!!! 2С 3С Обучение аннотированию Лекция, рассказ, беседа 3У 1С 2С 3С Сравнительный анализ текстов!!! Учитель Поиск и Обучение поиску Критический анализ текста Аннотирование текстов!!! 1С 2С 3С Сравнительный анализ текстов!!! Аннотирование текстов Критический анализ текстов Поиск и


Выбор методов и форм ИНИ 3К 1У 2У 2С 3С Учитель 1С 2С Обучение аннотированию Лекция, рассказ, беседа 3У 1С 2С Модельный метод Проблемное обучение Поиск и Сравнительный анализ текстов!!! Аннотирование текстов Критический анализ текстов!!! Аннотирование текстов!!! Поиск информации


ИНИ ПУНИ КонПУ КорПУ КонПУ КорПУ Изучение декларативной информации Поверхностная логическая переработка (аннотирование текстов) Многократная логическая переработка Средства диагностики усвоения Многократная логическая переработка ВД Диагностика усвоения Диагностика готовности к пониманию


Группы заданий ПУНИ, КонПУ, КорПУ Усвоение понятий и их взаимосвязей Усвоение понятийной структуры новой информации Структурирование текста Составление плана текста Первичное понимание текста Перекодирование Анализ логической структуры текста Усвоение объектов




Работа с суждениями Выделение исходных суждений Установление соответствия между исходными суждениями и обоснованиями Выделение ошибочных, недостающих или избыточных суждений Логическая обработка текста Представление суждений в логической форме Круги Эйлера Исправление или уточнение суждений Выделение оценочных суждений Обоснование исходных суждений


Логическая обработка текста Исправление или уточнение умозаключений Представление умозаключения в виде силлогизма Работа с умозаключениями Представление вывода в виде полисиллогизма Установление соответствия между множествами суждений и умозаключений Проверка справедливости выводов Представление схемы вывода в виде графа Выделение ошибочных или недостающих умозаключений Представление умозаключения с помощью кругов Эйлера Выделение промежуточных и конечных умозаключений










Урок изучения ПИ ВД ИСД ПУСД ДПУ КорПУ ДПУ КорПУ ДПУ КорПУ ПовДПУ ПовКорПУ Введение ООД 2 (продукционной системы) Анализ образца выполнения процедуры с целью обнаружения: изменения порядка выполнения действий; действий, выполненных правильно или ошибочно; пропущенных действий и операций. Методика «Расставьте в правильном порядке» Обоснование порядка выполнения действий и операции Представление системы действий и операций в виде цепочки умозаключений Представление системы действий и операций в виде продукционной системы Представление системы действий и операций в виде интеллект-карты Реконструкция этапов ориентировочной основы по заданному образцу применения изучаемой процедуры (метода, способа, приёма, правила). Представление системы действий и операций в виде карты понятий 1К 1К-3К 2К-3К



Михаил Евгеньевич Бершадский. Когнитивные образовательные технологии


Бершадский Михаил Евгеньевич: Учитель, преподаватель высшей школы и системы повышения квалификации, учёный. Родился более полувека тому назад в Полтаве. Детство прошло в бесконечных разъездах с родителями – военными врачами. В г. Орехово-Зуево под Москвой закончил с отличием школу и физический факультет педагогического института. С тех пор вот уже более 35 лет продолжает трудиться в школе.


Научные интересы Связаны с поиском методов интеллектуального развития учащихся. В итоге была разработана Когнитивная образовательная технология. Технология прошла широкую проверку на многочисленных экспериментальных площадках в разных города х России. Применение Когнитивной образовательной технологии приводит к интенсивному интеллектуальному развитию учащихся, формированию информационной компетентности, повышению качества обучения и лучшему пониманию детьми как самих себя, так и окружающего мира.


В последние годы Сфера научных интересов расширилась и стала включать работы в области теории образовательной технологии, мониторинга образовательного процесса, стохастических технологий на основе личностно центрированного подхода Роджерса, моделирования целей и образовательной среды в Российской школе будущего, новых методов представления информации с использованием интеллект-карт и карт понятий.


Достижения Кандидат педагогических наук доцент Профессор кафедры развития образования АПК и ППРО Отличник народного образования Старший учитель, Учитель высшей категории Награждён Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ и Почётной грамотой Министерства образования Московской области


Награждён медалью "За вклад в развитие образования" и включён в энциклопедию "Одарённые дети – будущее России" Автор Когнитивной образовательной технологии Автор концепции деятельностно-ценностной модели выпускника, основанной на классификации методов научного познания Автор концепции применения метода интеллект-карт в учебном процессе (в соавторстве с Е.А. Бершадской) Один из авторов концепции российской школы будущего (в соавторстве с В.В. Гузеевым и А.А. Нестер


Когнитивная образовательная технология является общепедагогической предметно независимой индивидуально ориентированной образовательной технологией, обеспечивающей понимание ребёнком окружающего мира путём формирования системы когнитивных схем, необходимых для успешной адаптации к жизни в современном информационном обществе.


Исследование общеучебных умений Мониторинг общеучебных умений включает диагностику следующих групп умений, необходимых для адекватного восприятия и переработки учебной информации: 1.Восприятие и переработка информации, заданной в письменной форме: Составление плана письменного текста; Представление связей между понятиями в виде граф-схемы; Представление связей между понятиями в виде семантической сети; Выделение в тексте исходных суждений и логических умозаключений; Проверка истинности исходных суждений; Обнаружение в тексте необоснованных суждений и ошибочных или недостающих умозаключений; Обнаружение в тексте оценочных суждений; Письменное и устное изложение письменного текста; Составление тезисов изученного письменного текста; Написание конспекта изученного текста; Подготовка реферата по заданной теме;


общеучебные умения 2. Восприятие и переработка информации, заданной в устной форме: Конспектирование устной речи; Комментирование устного выступления; Постановка уточняющих и дополнительных вопросов к устному выступлению; Участие в дискуссии; 3. Поисковые умения: Поиск информации в словарях и справочной литературе; Поиск информации в средствах массовой информации; Поиск информации в Интернете. 4.Перекодирование информации: умение трансформировать информацию, заданную в одной форме, в другие возможные формы представления (графическую, вербальную, образную, символическую, знаковую); 5. Экспериментальные умения: Проведение наблюдения по плану; Разработка плана и проведение экспериментального исследования.


Почему нужна Когнитивная образовательная технология "Особенностью современного этапа развития образования в мире является ведущая роль умственной деятельности, переход к когнитивному обществу, эндогенным процессам, предопределяющим новые открытия и их использование в различных областях человеческой деятельности как в области здравоохранения и защиты окружающей среды, так и производства товаров и услуг". Ведущей целью современного образования должно стать формирование информационной компетентности учащихся.


возникла необходимость в разработке образовательной технологии, которая позволила бы управлять процессом формирования информационной компетентности, адаптируя содержание, методы, организационные формы и средства обучения к когнитивным возможностям каждого ребёнка.


Цели применения Когнитивной образовательной технологии Основной задачей Когнитивной технологии является создание условий для понимания каждым учеником воспринимаемой информации. Приоритетными целями этой технологии являются: 1. Когнитивное развитие учащихся (целью является развитие перечисленных ниже при описании модели учащегося когнитивных способностей на уровне не ниже статистической нормы);2. Присвоение знаний и формирование способов деятельности в соответствии с требованиями стандарта обучения (технология индифферентна по отношению к содержанию, поэтому её легко настроить на любой стандарт);3. Формирование информационной компетентности учащихся, под которой понимается совокупность умений использовать информацию, поступающую из различных источников, для рефлексивного контроля и адаптивного изменения


информационная компетентность учащихся включает способность воспринимать информацию, поступающую из различных источников; умение конспектировать (излагать собственные мысли в соответствии с нормами языка и правилами логики); умение аннотировать (осуществлять краткую структурированную запись содержания книг, статей, устных выступлений, теле, видео и других материалов с извлечением релевантной информации и её критическим анализом); умение осуществлять сбор информации по заданной проблеме; умение осуществлять сопоставление информации, полученной из различных источников, по заданным критериям; умение формулировать критерии для сопоставления информации, поступающей из разных источников; умение обнаруживать проблемы и противоречия в воспринимаемой информации;


умение использовать технические средства получения информации; использовать программные средства получения информации; планировать и проводить наблюдение для сбора информации; планировать и проводить эксперимент для получения информации и проверки гипотез; устойчивую познавательную мотивацию; различать аффективные и когнитивные компоненты информации. 4. Формирование критического мышления: проводить различия между фактическими сведениями и оценочными суждениями; проводить различия между фактами и предположениями; умение выделять логические виды связи; выделять специфические предметные виды связей;


умение обнаруживать фактические и логические ошибки в рассуждениях; отличать существенные доводы от не относящихся к делу; разграничивать обоснованные и необоснованные оценки; формулировать обоснованные заключения на основе полученной информации; выделять предпосылки, обосновывающие справедливость выводов. Достижение большинства из перечисленных выше целей можно диагностировать с помощью существующих нормативно и критериально ориентированных тестов, что является обязательным свойством технологии.


Тип технологии Когнитивная образовательная технология является технологией алгоритмического типа, основанной на психологических теориях управления когнитивным развитием учащихся в процессе обучения, результаты которого могут быть объективно диагностированы, т. е. выражены на языке наблюдаемых действий учащихся.Из алгоритмического характера когнитивной технологии следует её структура, общая для всех технологий данного типа. Эта структура изображена на рисунке.


Структура когнитивной технологии


Проектирование учебного процесса Начинается с диагностики исходного состояния учащихся, на основе данных которой, применяя критерии выбора адекватной модели, определяется система обучающих воздействий, отбирается и структурируется содержание обучения. В результате применения выбранной системы воздействий учащиеся переходят в промежуточное состояние, для изучения которого вновь применяются средства диагностики, фиксирующие достижения учащихся и позволяющие обнаружить затруднения школьников при усвоении новой информации. На основе полученных данных учитель модифицирует модель обучения, изменяя методы, формы, приёмы и средства обучения и приводя модель в соответствии с изменившимся состоянием учеников. Результаты вновь диагностируются, что в очередной раз приводит к коррекции модели и т. д. Процесс повторяется до тех пор, пока не будут достигнуты запланированные результаты обучения.Описанная выше структура является общей для всех алгоритмических технологий, так как она базируется на кибернетических принципах проектирования процесса с непрерывной обратной связью.


Структура Когнитивной образовательной технологии Когнитивная технология обучения имеет модульную структуру. Модуль представляет собой систему уроков, объединенных общей дидактической целью. Системообразующим фактором, на основе которого формируется модуль, является процедурная информация, лежащая в основе частного или общего метода научного познания. Модуль имеет блочную структуру и состоит из следующих трех блоков уроков, в каждом из которых решается отдельная дидактическая задача: блок входного мониторинга; теоретический блок – изучение декларативной информации (факты, понятия, определения, законы, даты и т. д.);. процессуальный блок – изучение процедурной информации (способы, приёмы, методы, правила и др.) . Последовательность блоков внутри модуля в учебном процессе изображена на рисунке


Используя понятие модуля можно схематически представить структуру учебного процесса (см. рисунок) по изучению определённой темы курса в виде последовательности модулей, в каждом из которых учащиеся изучают частные и общие методы познания, применяемые в данной предметной области. Завершается изучение темы стандартным для многих технологий блоком, включающим уроки обобщающего повторения, контроля и коррекции


Входной мониторинг Входной мониторинг предназначен для исследования исходного состояния учащихся, предшествующего началу учебного процесса. Система мониторинга включает диагностику четырех составляющих когнитивной сферы: Базовые когнитивные характеристики интеллекта, имеющие, в основном, нейрофизиологическую природу (когнитивный мониторинг); общеучебные (метапредметные) умения; межпредметные знания и умения; предметные знания и умения.


Когнитивный мониторинг В рамках данного направления изучается структура интеллекта учащихся, кратковременная память, подвижность нервных процессов, креативность, внимание и некоторые вторичные когнитивные процессы, связанные с результатами предшествующего обучения. Ниже приведён полный перечень тех характеристик, которые изучаются в ходе когнитивного мониторинга: Уровень развития и структура вербального интеллекта; Уровень развития и структура математического интеллекта; Уровень развития и структура пространственного интеллекта; Уровень развития кратковременной памяти; Стратегии формирования абстрактных геометрических понятий; Уровень развития дедуктивного мышления; Длительность удержания произвольного внимания; Уровень интеллектуальной лабильности; Уровень вербальной креативности; Уровень невербальной креативности.


методики измерения Для измерения выделенных характеристик когнитивной сферы ученика применяются следующие методики: Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра; Культурно свободный тест Р. Кеттелла; Тесты интеллекта Г. Айзенка; Методика Дж. Брунера для изучения стратегий формирования абстрактных геометрических понятий; Методика "корректурная проба"; Тест на завершение силлогизмов; Методика для определения уровня интеллектуальной лабильности; Тесты Торренса для определения уровня вербальной и невербальной креативности.


Когнитивная модель учащегося На основе полученных в результате обследования ученика данных строится диаграмма когнитивного профиля, выражающая в графической форме когнитивную модель учащегося (см. рисунок).


Радиус среднего круга на диаграмме соответствует среднему значению измеряемого параметра, измеренного по шкале IQ со средним значением 100 и средним квадратичным отклонением 12. Значения измеряемого параметра от 90 до 110 являются статистической нормой. Таким образом, модель наглядно представляет сильные и слабые стороны когнитивного развития ученика. На основе данной модели осуществляются следующие действия по проектированию учебного процесса: Прогнозирование уровня учебных достижений в различных образовательных областях; Определение причин учебных затруднений и разработка корректирующих упражнений на основе полученных данных; Адаптация содержания обучения к когнитивным возможностям учащихся; Определение скорости усвоения учебной информации и продолжительности обучения; Выбор адекватных методов, форм, средств и приёмов обучения (совместно с данными мониторинга общеучебных, межпредметных и предметных знаний и умений); Уровень детализации при предъявлении новой информации; Возможность выполнения креативных заданий.


Исследование межпредметных знаний и умений Владение декларативными знаниями на уровне воспроизведения (явления, факты, величины, понятия, законы, модели, теории). Владение процедурными знаниями на уровне воспроизведения (операции, действия, методы). Владение процедурными знаниями на уровне применения (операции, действия, методы).


Исследование предметных знаний и умений Владение декларативными знаниями на уровне воспроизведения (явления, факты, величины, понятия, законы, модели, теории). Владение процедурными знаниями на уровне воспроизведения (операции, действия, методы). Владение процедурными знаниями на уровне применения (операции, действия, методы). На основе данных, полученных с помощью перечисленных выше видов мониторинга, определяются уровни когнитивной и общеучебной готовностей школьника к усвоению новой информации. По каждому из этих параметров выделяются три уровня.


Уровни когнитивной готовности 1) низкий (коэффициент интеллекта ниже нормы, низкий уровень интеллектуальной лабильности, не умеет обнаруживать основные виды связей между понятиями, классифицировать их по различным основаниям, отделять существенные признаки понятий от несущественных, не способен к логическим умозаключениям, применяет стратегии сканирования при формировании понятий); 2) средний (коэффициент интеллекта в норме, средний уровень интеллектуальной лабильности, в решении заданий на диагностику вербального интеллекта не стабилен, некоторые виды заданий выполняет лучше, чем другие, допускает ошибки в логических умозаключениях, прибегает к разным стратегиям при формировании понятий); 3) высокий (коэффициент интеллекта выше среднего, средний или высокий уровень интеллектуальной лабильности, в решении задач на диагностику вербального интеллекта стабилен, допускает незначительное количество ошибок в логических умозаключениях, использует, в основном, стратегии сосредоточения при формировании понятий).


Уровни учебной готовности 1) низкий (практически не владеет данными умениями, требуется специальное обучение с показом правильных способов выполнения действий, непрерывным контролем и коррекцией выполнения); 2) средний (может выполнять действия, входящие в состав умений, с помощью учителя); 3) высокий (ученик владеет умениями и может самостоятельно выполнять действия, из которых состоит умения). Однако, для выбора адекватных когнитивному состоянию учащегося методов, форм, средств и приёмов обучения необходимо дополнительно провести анализ содержания обучения, представленного в учебных текстах, доступных учащемуся (учебники, хрестоматии, литературные и научные произведения, энциклопедии, справочники, компакт-диски, видеофильмы, Интернет и т. д.). На основании анализа источников информации в когнитивной технологии выделяются три уровня качества учебных материалов.


Уровни качества учебных материалов 1) низкий (отсутствует обоснование исходных суждений, выводы излагаются без доказательств, при изложении материала не учитываются когнитивные возможности учеников, не выделяется когнитивная информация, предназначенная для интеллектуального развития учащихся; такой текст учащиеся могут только выучить, не понимая его содержания); 2) средний (в тексте присутствуют некоторые из необходимых элементов, как правило, он соответствует когнитивным возможностям среднего ученика, но в нём отсутствует информация, предназначенная для формирования способов мышления в изучаемой предметной области, не выделяются в явном виде новые виды связей и отношений между понятиями); 3) высокий (в содержании выделены исходные суждения и приведено их обоснование, выводы из исходных суждений получены с помощью логических умозаключений; текст соответствует когнитивным возможностям среднего ученика и в него введены вопросы для диагностики понимания с гиперссылками для коррекции усвоения при получении ошибочных ответов; новые виды связей и отношений между понятиями, новые продукции выделяются в явном виде для специального изучения учащимися; в тексте даны различные формы кодирования одной и той же информации, представлены граф-схемы или семантические сети, связывающие новые понятия с ранее изученными).


На основе выделенных параметров с учётом трех значений каждого из них можно построить трёхмерную матрицу, изображённую на рисунке. По вертикальной оси откладываются три уровня учебной готовности, по одной из горизонтальных осей, направленной вправо, отложены три уровня когнитивной готовности. Наконец, по второй горизонтальной оси откладываются три уровня качества учебных материалов. В результате получается куб, содержащий 27 ячеек, каждая из которых отвечает определённой комбинации уровней качества учебных материалов (содержания), когнитивной и учебной готовностей учащегося. В Когнитивной технологии эта модель уровней данных параметров получила название пространственной модели СКУ (аббревиатура от слов "содержание", "когнитивная", "учебная").


На основе данных мониторинга и анализа качества учебных материалов можно найти место каждого ученика в построенном пространстве СКУ. Определив координаты ученика, можно выбрать адекватные формы и методы работы при изучении новой информации


Например: пусть ученик находится в ячейке с координатами (1, 1, 1), поэтому он обладает низкими интеллектуальными возможностями при низком уровне формирования общеучебных умений. Качество учебных материалов, которыми располагает учитель, также является низким. Очевидно, что в этой области пространства СКУ самостоятельное изучение учеником имеющихся учебных материалов не имеет смысла. Столь же очевидно, что ученик не сможет воспринимать объяснительно-иллюстративную лекцию или проблемное изложение материала. Так как такой ученик не может самостоятельно совершать продукции, необходимые для восприятия новой информации, то этот учащийся нуждается в пошаговом управлении его познавательной деятельностью либо: с помощью учителя; с помощью другого ученика, владеющего общеучебными и когнитивными средствами, необходимыми для понимания новой информации; с применением программированного обучения.


Первое предложение об индивидуальном взаимодействии учителя и ученика в условиях класса реализовать невозможно. Реализация второго предложения может принести пользу обучаемому ученику, если обучающий сможет перевести изучаемое содержание на язык понятий и связей между ними, понятный обучаемому, т. е. работать в зоне его актуального развития. Это возможно только в том случае, если обучающий ученик может самостоятельно разобраться в содержании обучения, но по условию качественные учебные материалы отсутствуют. Кроме этого, не совсем ясны и прогнозируемые результаты такого "обучающего изучения содержания" для ученика, играющего роль помощника. Таким образом, адекватной формой изучения нового материала в области пространства СКУ с координатами (1, 1, 1) является программированное обучение. Другими словами, реализовать успешное обучение ученика в зоне (1, 1, 1) без выхода за пределы этой зоны путём создания качественных учебных материалов для программированного обучения невозможно.


В качестве второго примера на рисунке указана область пространства СКУ с координатами (1, 3, 3), соответствующая ученику с высокой когнитивной и учебной готовностью при низком качестве учебных материалов. Ученик с таким уровнем развития вполне подготовлен к самообучению, но в данном случае его возможность ограничивается качеством учебной литературы. Так как учебные материалы не содержат информации, необходимой для развития способов мышления в данной предметной области, то самостоятельное изучение приведёт лишь к накоплению некоторых фактических сведений без обнаружения специфических способов деятельности и приёмов мышления, которые применяются на данном содержании. Поэтому адекватными формами изучения новой информации являются лекция или эвристическая беседа. Лекция выбирается в том случае, если учебный материал содержит принципиально новые для учащихся методы познания или новые специфические связи между понятиями. Если же учебный материал развивается на основе уже известных методов и связей между понятиями, то более целесообразным будет использование беседы как более активной формы работы с непрерывной обратной связью.


В когнитивной технологии используются следующие четыре метода обучения: объяснительно-иллюстративный; программированный; эвристический; проблемный. Основание этой классификации предложил В.В. Гузеев в работе "Методы и организационные формы обучения" (М.: Народное образование, 2001. ? 128 с). Ими являются четыре компонента содержания обучения; 1) начальные условия, характеризующие исходное состояние знаний, умений, представлений учащегося, необходимых для усвоения новой информации; 2) промежуточные цели, которые должны быть достигнуты учащимися при усвоении новой информации; 3) способы достижения промежуточных целей; 4) конечные цели усвоения (планируемые результаты


Выбор того или иного метода зависит как от области в пространстве СКУ, так и от тактических целей данной фазы процесса. Например, объяснительно-иллюстративный метод позволяет учесть особенности когнитивного развития, экономит время передачи информации, позволяет обучать умению аннотировать, относительно независим от качества учебных материалов, но ограничивает самостоятельность учащихся и сводит их деятельность к репродукции того, что было продемонстрировано учителем. Среди множества разнообразных форм обучения в когнитивной технологии применяются: 1)лекция; 2)рассказ; 3)беседа; 4)практикая работа; 5)кум: 6)самостоятельная работа; 7)практическая работа; 8)лабораторная работа; 9)диктант; 10)собеседование; 11)консультация; 12)зачёт; 13)экзамен.


В данном перечне два последних пункта(зачёт и экзамен) относятся к завершающему контролю усвоения, поэтому они не имеют отношения к тем фазам урока, на которых происходит усвоение информации и для которых существенную роль играет адаптация воздействий к когнитивным и общеучебным возможностям ученика. Все остальные формы могут быть использованы именно на тех этапах урока, где принципиально важно обеспечить понимание учеником изучаемого материала.


Третьим вариативным компонентом модели учебного процесса являются средства обучения. Используются: средства наглядности (таблицы, плакаты, модели, кино- и видеофильмы, схемы, демонстрационные программы и т. д.); технические средства обучения (кино-, диа- эпи- и видеопроекторы, электронные доски, компьютеры, калькуляторы и т. д.); демонстрационное и лабораторное оборудование; обучающие, моделирующие и контролирующие программы; источники информации на бумажных и электронных носителях (учебники, хрестоматии, справочники, книги , статьи, иллюстрации, аудиозаписи, Интернет) задания для управления учебной деятельностью учащихся (сборники упражнений, рабочие тетради, сборники задач, лабораторные, практикумы) Особенностью Когнитивной технологии являются специфические задания, применяемые для управления учебной деятельностью. Они перечисляются при описании уроков изучения декларативной и процедурной информации.


Спасибо за внимание! Составлено Волокитиной Л.Д.по материалам персонального сайта Бершадского М.Е. Москва 2015 Bershadskiy.ru

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»