Новые требования к руководителям. Организация – это

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Характерные черты и содержание менеджмента

Характерные черты менеджмента отражают отличительные особенности управления предприятием, которые являются принципиальными при рассмотрении и описании его содержания

Во-первых, менеджмент представляет собой особый вид деятельности, присущий рыночной экономике. При этом под менед­жментом следует понимать профессиональное управление, существенными элементами которого, определяющими его особен­ности, являются всесторонний анализ и учет конкретных усло­вий функционирования предприятия в процессе управлении (принятия управленческих решений), разработка, реализация и управление нововведениями, формулирование стратегии и такти­ки развития предприятия и т.д.

Во-вторых, менеджмент основывается на экономических методах управления, которые, в свою очередь, ориентированы на получение экономической выгоды (прибыли) или социального эффекта.

В-третьих, управление предприятием направлено на достижение эффективной организации труда при его функционировании, постоянное повышение производительности труда и качества продукции, которые являются главными элементами формирова­ния конкурентных преимуществ предприятия, определяющими его позицию и успех на конкретном рынке.

В-четвертых, менеджмент - это система гибкого управления, позволяющая предприятию своевременно перестраивать свою де­ятельность, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, а также на изменение условий конкурентной борьбы и социальные факто­ры развития (страны, региона, отрасли и самого предприятия). Центральным звеном организации гибкого управления предпри­ятием является развитие и повышение эффективности его марке­тинговой деятельности и использование маркетингового подхода в менеджменте.

В-пятых, менеджмент следует рассматривать как науку и ис­кусство организации и координации совместной деятельности людей (персонала предприятия, его подразделений), умение работать с ними для достижения целей предприятия, используя наиболее подходящие для конкретных условий стили и методы руко­водства. Современный менеджмент отличает гуманизация управленческой деятельности, которая выражается в направленности работы менеджера на повышение благосостояния персонала предприятия.

Менеджмент как наука и практика управления. Научной (теоретической) базой менеджмента является общая теория управ­ления, общая теория систем, исследования и достижения в области математики, включая количественные методы исследования операций и моделирование, психология, социология, информатика, инженерные и экономические науки.


Под научными основами управления понимается система науч­ных знаний, которые составляют теоретическую базу практики управления, а точнее - обеспечивают практику менеджмента научными рекомендациями.

Наука об управлении получила развитие в трудах зарубежных и отечественных ученых. Однако, в реальном управлении предприятием фигура ученого-эксперта, пожалуй, не так ответ­ственна и важна, как фигура руководителя, владеющего в совер­шенстве научными основами управления и осуществляющего его на практике как искусства в силу своих личных качеств, таланта, опыта, навыков и здравых суждений. Соединение таланта и научного знания в этой области увеличивает способности добиваться нужных результатов в практической деятельности.

В то же время важно понять, и на это нацелено изучение на­шего курса, что менеджмент является самостоятельной областью знаний, являющейся по существу междисциплинарной областью, которую в международной практике принято называть «управ­ленческой мыслью». Управленческая мысль сочетает в себе науку, опыт, талант, «ноу-хау» и владение управленческим искус­ством. Эволюция управления в 20-м веке как раз и состоит в ис­пользовании этих достижений для решения главной проблемы управления, заключающейся в получении желаемых результатов на основе согласованных действий многих людей, производящих продукцию, услуги и использующих определенные ресурсы.

Менеджмент как организация управления предприятием при­зван обеспечить эффективное управление любыми видами хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли (предпринимательского дохода) или решение социальной задачи (задач). Содержание менеджмента включает совокупность действий, на­правленных на детальное представление желаемого результата (целей) и реализацию достижения предприятием этих целей.

Достижение конечных результатов (целей) предприятия пред­полагает преобразование ресурсов (капитал, материальные ресур­сы, технологии, информация, трудовые ресурсы) и осуществле­ние различных управленческих действий, направленных на решение конкретных производственных и социальных задач. Такое понятие менеджмента соответствует пониманию внутрифирменного управления при рассмотрении общих принципов и конкретных методов, механизмов и технологий реализации практических задач управления предприятием, корпорацией.

Менеджмент как процесс принятия управленческих решений отражает процесс управления предприятием как непрерывную цепь разрешения конкретных проблем в осуществлении его хо­зяйственной деятельности. При этом любая ситуация, возникаю­щая в процессе управления, является конкретной задачей для ру­ководителя-менеджера и требует от него принятия решения (в том числе в отношении целей и программы действий по их дости­жению). Это касается всех уровней управления. Управляемый объект (предприятие или его самостоятельное подразделение) имеет внешнюю среду, к состоянию которой он должен адаптиро­ваться на основе установления обратных связей. Всякое управ­ленческое решение определяет результат установления конкрет­ной обратной связи с рынком и другими элементами внешней сре­ды (или другими подразделениями внутри предприятия). При этом принятие решения менеджерами всех уровней должно быть регламентировано соответствующими организационными полно­мочиями, определяемыми конкретной структурой управления. Управленческие решения принимаются на основе информации, полученной и обрабатываемой в процессе подготовки решений. Принятое управленческое решение подлежит конкретизации для исполнителей и предусматривает конкретные меры контроля его исполнения. Анализ информации, принятие на его основе управ­ленческих решений и обеспечение реализации этих решений сос­тавляет общую технологию менеджмента.

Системный подход к изучению менеджмента как системы управления предприятием требует ее изучения: во-первых, в статике и динамике; во-вторых, в рамках глобальной и локальной деятельности; в-третьих, на текущий момент и на перспективу. Это находит отражение в формулировке целей, методов их достижения, организационной структуре управления и определении фун­кционирования предприятия как управляемого объекта.

Понятийный аппарат менеджмента можно представить в виде общих понятий, связанных с экономической средой и предприятием (экономика, рыночная экономика, бизнес, предпринимательство, менеджмент, маркетинг, предприятие, фирма, корпо­рация, организация и другие понятия), и в виде частных понятий, вытекающих из конкретного содержания менеджмента.

Под экономикой в общем случае понимается рациональное ведение хозяйства. Основу экономики составляет ее первичное звено - предприятие.

Рыночная экономика - это экономика, базирующаяся на экономической самостоятельности и ответственности субъектов хозяйствования, включая собственность на средства производ­ства и предметы труда, и на признании равных прав покупателя и продавца. Основными регуляторами взаимоотношений выступа­ют спрос и предложение. Характерными признаками рыночной экономики являются свободное ценообразование, наличие рын­ков капитала, труда, товаров, что не исключает элементов госу­дарственного регулирования и других внешних факторов, воздей­ствующих на рынок.

Одной из главных производственных структур в рыночной экономике является предприятие (компания, фирма) - экономически и юридически самостоятельный субъект хозяйствования. Субъекты хозяйствования работают на принципах самоокупаемости. Они могут осуществлять деятельность на основе всех форм собственности: частной, кооперативной, государственной и соб­ственности общественных организаций, иностранных юридичес­ких лиц. Они могут быть также со смешанным капиталом.

В рыночной экономике широко распространены корпорации. Они представляют собой соединение нескольких предприятий, организаций, физических лиц для совместной деятельности. В рамках настоящей публикации мы будем использовать понятие предприятие для обозначения любых хозяйствующих субъектов, имеющих статус юридического лица, включая и объединения предприятий, организаций и фирм. Однако, рассматривая внутрифирменное управление и межфирменную интеграцию, мы будем также использовать понятие «корпорация» и другие термины(компания, фирма), принятые в международной практике, давая соответствующие пояснения.

В современной литературе по менеджменту широко употреб­ляется понятие «организация», обозначающее группу людей, имеющих общую цель деятельности и являющуюся обобщением таких понятий как предприятие, фирма, корпорация, банк, ин­ститут, учреждение и т.п. Поэтому понятие «организация» также используется при изложении материалов книги, но главным об­разом в рамках рассмотрения основ менеджмента.

Понятие «менеджмент» часто соседствует с понятием «бизнес».

Бизнес - это деятельность, направленная на получение прибы­ли путем создания и реализации определенной продукции или ус­луг. Управление бизнесом (business management) включает управле­ние коммерческими, хозяйственными организациями. Наряду с этим понятием употребляется термин (практически его синоним) «business administration», который можно перевести как «деловое администрирование». Понятие «менеджмент» применимо ко всем типам организаций, но если речь идет о государственных органах любого уровня, более правильно использовать термин «public ad­ministration» (для верхних уровней - «government administration»), которое переводится как «государственное управление».

Бизнесмен - физическое лицо (конкретная личность), кото­рое делает деньги, владея капиталом, находящимся в обороте и приносящим доход. Бизнесменом может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или собственник, который не занимает никакой должности в организации, но является владельцем ее акций и может быть членом ее правления.

Менеджер - специалист в области управления, занимающий­ся управлением организацией для получения экономической или социальной выгоды как профессиональной деятельностью. Он обязательно занимает постоянную оплачиваемую должность, в его подчинении находятся люди.

Предпринимательство является частным случаем бизнеса. Этот вид деятельности еще более связывается с личностью челове­ка-предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая но­вое дело, реализуя определенное нововведение, вкладывая соб­ственные средства в новое дело (предприятие) и принимая на себя личный имущественный риск. Различия между менеджером и предпринимателем будут очень велики, если менеджер тяготеет к бюрократическому стилю руководства, но они в определенной ме­ре стираются, если он придерживается предпринимательского стиля управления. Главное отличие все-таки остается и заключается в том, что предприниматель имеет собственное дело. Менед­жер, как правило, является служащим, которому владелец пла­тит за труд. В широком смысле слова бизнесмен, предприниматель и менед­жер означают человека, занимающегося активной деятельнос­тью, приносящей ему в случае успеха материальные блага, в том числе: доход, прибыль, высокую заработную плату, дивиденды, премии и т. д.

Понятие «маркетинг» находится в тесной связи с понятием «рыночная экономика». Оно происходит от английского слова «market», что в переводе означает «рынок». Понятие «маркетинг» в рыночной экономике используется в двух значениях:

1)означает деятельность, которая направлена на изучение
рынка сбыта;

2)означает организацию работы на предприятии, в организации, при которой решения принимаются на основе специального изучения рынка.

Второе определение относится по существу к характеристике менеджмента. В этом случае речь идет о маркетинговом подходе в менеджменте, в основу которого положены цели и задачи выпус­ка качественного товара и оказания услуг, ориентированных на спрос покупателя, на рынок сбыта.

Некоторые пары понятийных категорий менеджмента и их взаимосвязи, применяемые при рассмотрении конкретных положений управления предприятием, требуют пояснения. Это относится прежде всего к отличиям более широкого понятия «управление» и управленческих функций.

Управление и руководство. Часто эти понятия употребляют как синонимы при рассмотрении процесса управления. Однако уп­равление является более широким определением этого процесса. Понятие «руководство» в этом процессе относится только к части или отдельному элементу (функции) управления: целенаправленным воздействием менеджера на подчиненных (на персонал).

Управление и планирование. Планирование является составной частью процесса управления предприятием, организацией, подразделением. Однако если речь идет о стратегическом планировании, то управление может приобретать в этом случае новое («подчиненное») качество, так как непосредственное управление в целом подчиняется целям и разрабатываемой стратегии пред­приятия.

Управление и организация. В производственной практике эти два понятия нередко взаимозаменяемы, если понятие «организация» употребляется в его широком значении как процесс создания и поддержания необходимых производственных условий.

Однако наиболее распространенным случаем является рассмотрение понятия «организация» как составной части процесса управления, как одной из его функций Управление и контроль. Контроль является частью процесса управления, его функцией, но в производственной практике не­редки случаи, когда существующие в организации виды и формы контроля настолько многочисленны, что они подменяют собой менеджмент. Контроль в таких организациях является эффективным средством управления и приобретает крайне жесткий характер. Другим случаем восприятия контроля как управления служит контроллинг. Изначально он определялся как система контроля проведения изменений в организации. В ряде случае контроллинг стал подменять стратегическое управление.

В целом приведенные пары понятий следует рассматривать с учетом того, что планирование, организация и контроль являются основными функциями менеджмента, то есть управления предприятием.

Наука и искусство менеджмента. Как отмечалось выше, ме­неджмент можно рассматривать как науку и практику управле­ния. Он базируется на определенных объективных законах, ки­бернетики, экономики и других наук. В то же время, практичес­кое управление во многом зависит от таланта руководителя-ме­неджера, его индивидуальных способностей, умения работать с людьми, личной инициативы, интуиции и других факторов. Умение использовать все это в управлении является искусством. Поэ­тому менеджмент как всякая творческая деятельность несет в се­бе элементы науки и искусства. При этом наука менеджмента проявляется в формировании научно обоснованных рекоменда­ций для эффективного управления предприятием, а искусство служит его высшим практическим проявлением, отражающим ценность человека (менеджера) в осуществлении этого управле­ния и возможности его творческого потенциала.

Рассмотренные понятия естественно не охватывают весь смысловой аппарат менеджмента. В него входит значительное число и других понятий, таких как закономерности, принципы, цели, задачи, управленческие решения, организационный механизм, стратегия, тактика и многое другое. К их анализу мы будем многократно возвращаться по мере изложения материала книги.

Менеджмент – процесс управления, при котором какой-то субъект управляет какими-то объектами или другими субъектами, причем субъектами управления всегда является человек, а объектами все, что его окружает (явления, процессы, виды деятельности, другие люди и т.д.

Во-первых , менеджмент представляет собой особый вид дея­тельности, присущий рыночной экономике. При этом под менед­жментом следует понимать профессиональное управление, су­щественными элементами которого, определяющими его особен­ности, являются всесторонний анализ и учет конкретных усло­вий функционирования предприятия в процессе управлении (принятия управленческих решений), разработка, реализация иуправление нововведениями, формулирование стратегии и такти­ки развития предприятия и т.д.

Во-вторых , менеджмент основывается на экономических ме­тодах управления, которые, в свою очередь, ориентированы на получение экономической выгоды (прибыли) или социального эффекта.

В-третьих , управление предприятием направлено на достиже­ние эффективной организации труда при его функционировании, постоянное повышение производительности труда и качества продукции, которые являются главными элементами формирова­ния конкурентных преимуществ предприятия, определяющими его позицию и успех на конкретном рынке.

В-четвертых , менеджмент - это система гибкого управления, позволяющая предприятию своевременно перестраивать свою де­ятельность, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, а также на изменение условий конкурентной борьбы и социальные факто­ры развития (страны, региона, отрасли и самого предприятия). Центральным звеном организации гибкого управления предпри­ятием является развитие и повышение эффективности его марке­тинговой деятельности и использование маркетингового подхода в менеджменте.

В -пятых , менеджмент следует рассматривать как науку и ис­кусство организации и координации совместной деятельности людей (персонала предприятия, его подразделений), умение работать с ними для достижения целей предприятия, используя наи­более подходящие для конкретных условий стили и методы руко­водства. Современный менеджмент отличает гуманизация управ­ленческой деятельности, которая выражается в направленности работы менеджера на повышение благосостояния персонала пред­приятия.

    Управленческое решение: понятие, классификация, характеристика процесса принятия решений.

Управленческое решение на предприятии – это действия субъекта управления (индивидуума или группы), определяющие программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знаний объективных законов функционирования управляемой системы и анализа данных о ее состоянии.

Принятие решения – сложный и ответственный этап процесса управления, заключающийся в выборе наиболее рационального пути достижения установленной цели.

Признаки управленческого решения : 1) принимается при наличии цели управления, установленного критерия эффективности процесса управления и множества альтернативных способов достижения цели или вариантов управляющих воздействий, обеспечивающих достижение назначенной цели; 2) является результатом выполнения одного из этапов процесса управления и включает выбранный рациональный (или оптимальный) способ достижения цели, или вариант управляющих воздействий на объект управления, для достижения поставленной цели; 3) может периодически корректироваться при изменении цели (задачи) управления и появлении новых условий в обстановке окружающей среды.

Сущность деятельности по выработке управленческого решения – разработка наилучшего варианта действий по достижению поставленных целей.

Разработка управленческого решения является видом управленческой деятельности.

Основные составляющие процесса разработки управленческого решения: деятельность должна быть спланирована, организована, должен осуществляться контроль за ее ходом и качеством. В целом, при осуществлении функций управления должна создаваться управляющая подсистема, призванная осуществить управление достижением цели, т. е. процессы выполнения задач управления и целевые управленческие организации, призванные осуществлять эти процессы.

Основные этапы процесса выработки решения:

1. Осознание задачи и разработка предварительного решения на создание процесса разработки решения.

2. Уточнение решения на создание процесса разработки решения, планирование работы, создание системы контроля за процессом и качеством разработки решения. 3. Уточнение и детализация задач, определение мероприятий, которые необходимо осуществить, для достижения поставленных целей. 4. Анализ факторов внешней и внутренней сред, оказывающих влияние на достижение цели. 5. Прогнозное моделирование деятельности по достижению цели. 6. Согласование проекта решения с исполнителями. 7. Выбор одного из вариантов решения и доведение его до исполнителей.

Содержание решения – краткое изложение принятого варианта по достижению цели. Решение должно предусматривать организацию взаимодействия, обеспечения и оперативного контроля процессов реализации решения. Оно должно включать задачи, которые необходимо выполнить исполнителям: на низших уровнях иерархии – это задачи по осуществлению, реализации самого решения, на более высоких уровнях – задачи по осуществлению планирования, организации, мотивации, коммуникации и контроля.

Классификация управленческих решений :

Классификационный

Группы управленческих

Степень повторяемости проблемы

традиционные

нетипичные

Значимость цели

стратегические

тактические

Сфера воздействия

глобальные

локальные

Длительность реализации

долгосрочные

краткосрочные

Прогнозируемые последствия решения

корректируемые

некорректируемые

Характер использованной информации

детерминированные

вероятностные

Метод разработки решения

формализованные

неформализованные

Количество критериев выбора

Однокритериальные

многокритериальные

Форма принятия

единоличные

коллегиональные

Способ фиксации решения

документированные

недокументированные

    Планирование как функция управления.

Планирование – заблаговременное принятие решения о том:

    Что следует сделать.

    Что для этого нужно.

    Когда делать.

    Кто будет делать.

    Кто будет отвечать за полученные результаты.

Планирование дает возможность субъекту управления:

    реализовать имеющиеся или предоставляющиеся ему возможности в плане реализации поставленной цели как им самим, так и перед ним;

    свести к минимуму возможный риск от не реализации или недостаточной реализации поставленных целей;

    сформировать цели деятельности и определить средства их достижения.

Средствами достижения цели являются ресурсы и время.

Вообще целями планирования в менеджменте являются :

    устранение отрицательных эффектов, возможных при осуществлении деятельности;

    достижение эффективного выполнения функций менеджмента за счет оптимального распределения и использования ресурсов;

    сосредоточение внимания руководителя (субъекта управления) на главных задачах;

    облегчение организационной, координационной, мотивирующей, контролирующей функций менеджмента.

Существуют следующие виды планов :

    стратегические (на срок от года и до ликвидации объекта управления);

    краткосрочное планирование (до года);

    специальные проекты (когда срок оговаривается заранее и может быть любым, даже прерывным).

Как планирование, так и реализация планов осуществляется в динамичной и неопределенной среде, в которой существуют факторы как внешней, так и внутренней среды для субъекта и объекта хозяйствования.

Существуют следующие методы, применяемые в планировании как функции менеджмента:

    метод ключевых событий – перечень основных событий, которые должны произойти в определенное время; само событие времени не занимает, а следовательно не является процессом ;

    метод поэтапного планирования – показывает что, как и после чего должно произойти к определенной дате;

    метод «диаграмма Генри Ганта» - заключается в предоставлении видов деятельности полосами на шкале времени;

    метод ПЭРТ – метод сетевого планирования. Система управления работами по проектам, основная цель которой заключается в том, чтобы обеспечить соблюдение графиков производства и установленных сроков. Система учитывает неопределенность продолжительности события.

    метод отдельных приращений (метод корректировки планов) – основан на том, что постоянно меняющаяся обстановка и информация, а также другие внешние и внутренние факторы делают необходимой корректировку планов, где количественные или качественные параметры требуют своевременного изменения.

    метод планирования непредвиденных обстоятельств – основан на гибкости плана к реализации в нем новых элементов, которые не учтены прежними обстоятельствами.

    Миссия и цели организации.

Миссия рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация , т. е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Cтраница 1


Профессиональное управление проектом возникло более чем 6000 лет назад. У наших доисторических предков были свои проекты, например по созданию дорог и троп для охоты и связи между общинами. Рубежом в истории человечества по реализации крупномасштабных проектов следует считать египетские пирамиды. Период их строительства был ограничен временем жизни фараона, а время существования построенных пирамид вечно.  

Профессиональное управление финансами неизбежно требует глубокого анализа, позволяющего более точно оценить неопределенность ситуации с помощью современных количественных методов исследования. В связи с этим существенно возрастает приоритетность и роль финансового анализа, основным содержанием которого является комплексное системное изучение финансового состояния предприятия и факторов его формирования с целью оценки степени финансовых рисков и прогнозирования уровня доходности капитала.  

Профессиональное управление финансами неизбежно требует глубокого анализа, позволяющего наиболее точно оценить неопределенность ситуации с помощью современных количественных методов исследования. В связи с этим существенно возрастает приоритет и роль финансового анализа, основным содержанием которого является комплексное системное изучение финансового состояния предприятия и факторов его формирования с целью оценки степени финансовых рисков и прогнозирования уровня доходности капитала.  

Для выделения профессионального управления, реализуемого органами администрации, профессиональное управление, осуществляемое в недрах общественного самоуправления, называют квазипрофессиональным. Отметим, что сравнительный потенциал профессионального и квазипрофессионального управления является производным от основательности профессиональных знаний, получаемых персоналом при исходной базовой подготовке, с одной стороны, и при переподготовке, повышении квалификации кадров - с другой. Исходя из этого и надлежит подбирать как работников, так и области воздействия - объекты управления для развития самоуправления, проводить уточнения пределов компетенции соответствующих органов, наиболее отвечающие его возможностям.  

Под менеджментом понимают профессиональное управление хозяйственной деятельностью предприятия, которое осуществляется в условиях рыночных отношений и направлено на извлечение максимальной прибыли при рациональном использовании ресурсов. Выражаясь проще, можно сказать, что менеджмент - это управление организацией (фирмой, предприятием), целью которого является достижение успеха. Хотя прибыль является показателем успеха далеко не всегда, все зависит от того, как определяют для себя успех люди, которые создают организацию. Существуют и некоммерческие организации, которые ставят перед собой неэкономические цели.  

С точки зрения профессионального управления индивидуальный инвестор, осуществляющий прямое инвестирование на фондовом рынке, должен сталкиваться со всеми существенными моментами инвестирования, включая принятие решений по покупке и продаже, а также ведение бухгалтерского учета всех сделок для целей налогообложения.  

Менеджмент принято рассматривать как профессиональное управление различными системами. Основным компонентом любой социальной системы являются люди.  

Они предлагают инвестору услуги профессионального управления при приобретении доли в крупном вложении, но могут отличаться высокими управленческими и трансакционными издержками и низкой ликвидностью.  


Во-первых, взаимный фонд предлагает профессиональное управление деньгами, что было бы слишком дорогим удовольствием для индивидуала. Это обычно большая команда - управляющий фондом и множество ассистентов, включая исследователей и трейдеров, которые принимают инвестиционные решения.  


Во-первых, взаимный фонд предлагает профессиональное управление деньгами, что было бы слишком дорогим удо-воттьсгвнем для индивидуала. Эю обьино большая команда - управляющий фондом и множество ассистентов, включая исследователей и трейдеров, которые принимают инвестиционные решения.  

Фонд предоставляет своим акционерам возможность профессионального управления ценными бумагами. Квалифицированные инвестиционные менеджеры обеспечивают выбор наиболее выгодных направлений инвестирования и получения прибыли.  

В число других организаций по профессиональному управлению средствами могут входить банковские организации, брокеры по акциям и другие организации, предоставляющие коллективные инвестиционные схемы, и даже частные инвестиционные клубы. Осуществляя свою деятельность, каждая из этих организаций будет пытаться извлечь выгоду из экономии на масштабе, о которой говорилось раньше. Соответственно они тоже могут стать крупными поставщиками капитала на рынок.  

Для эффективного формирования инвестиционного портфеля требуются профессиональное управление и диверсификация. И то и другое накладывает ограничения на минимальный размер средств, направляемых на формирование портфеля, что делает эти два условия невыполнимыми для средни; и мелких инвесторов. Вместе с тем для таких инвесторов огромнукр роль играет ликвидность активов портфеля, так как только при этом условии можно направить на инвестиции временно свободные денежные средства.  

Роль управления в современном мире чрезвычайно велика. С его помощью приводятся в движение огромные массы разнообразных ресурсов. Значительная часть населения занята непосредственно в сфере управления - государственного, муниципального, территориального, отраслевого, управления самостоятельны-предприятиями и организациями и т.д. Именно качество управления определяет уровень жизни населения в любой стране.

Управление - это целенаправленное воздействие на объект для обеспечения его заданного функционирования в соответствии с поставленными целями.

Управление - понятие многомерное, охватывающее различные уровни и направления социальной, технической, биологической |иной деятельности. Оно выделилось в самостоятельный вид деятельности в процессе разделения труда, его кооперации и уве­рения масштабов производства. Становление управления как науки связано с тремя важными событиями:

Рост крупных корпораций. Огромным промыш­ленным организациям, которые возникли в конце XIX в., требовались новые модели управления;

Разделение владения и управления. С концентрацией капитала к собственникам пришло осознание не­обходимости профессионального управления собственно-

стью. Частная собственность на обычные акции послужи­ла разделительной линией между инвесторами и теми, кто осуществлял повседневное управление предприятиями. Профессиональные управляющие, не имеющие собствен­ности на капитал фирмы или имеющие небольшую долю акций, стали наемными работниками;

Развитие новых теорий. По мере того как практи­ка и теория управления становятся предметом исследова­ния, создается огромная масса знаний, которая может быть передана от одного работника другим.

Специфический вид управленческой деятельности, который свя­зан с людьми, организациями и социальными взаимодействиями, принято называть менеджментом (от англ. management, to manage - управлять, уметь обращаться). Староанглийский глагол to manage буквально означал «объезжать лошадей» и восходил к латинскому слову manus - рука. Будучи связанным с процессом езды, управле­нием лошадью, смысл слова сохранился в понятии «управление», которое и определило название науки об управлении.

Менеджмент - это социальная управленческая деятельность, связанная с обработкой информации и выработкой оптимального (наилучшего в определенном смысле) решения, а также с его реализацией.

В настоящее время в зарубежной и отечественной литературе существует множество трактовок понятия «менеджмент». В фун­даментальном Оксфордском словаре английского языка менедж­мент определяется как способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления, административная единица.

Известно определение менеджмента как типа управления, в наибольшей степени отвечающего потребностям и условиям рыночной экономики.

В классическом толковании категория «управление» значитель­но шире категории «менеджмент». Понятие «управление» по от­ношению к понятию «менеджмент» необходимо рассматривать как общее по отношению к частному, однако следует помнить, что эти понятия взаимно дополняют и конкретизируют друг друга.

Понятие «менеджмент» принято рассматривать:

Как интеграционный процесс, с помощью кото­рого профессионально подготовленные специалисты фор­мируют организации и управляют ими, ставя цели и раз­рабатывая способы их достижения;

Функции управления-планирование, организация и координация, контроль и регулирование, мотивация, - осуществление которых обеспечивает эффективное функ­ционирование организации;

Искусство, т. е. умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект и поведение людей, работающих в организации и имеющих свои индивидуальные особен­ности, характеры, способности;

Орган или аппарат управления - группа лиц, ответственных за изучение, анализ и формирование реше­ний и инициирующих соответствующие действия в инте­ресах организации;

Науку, т.е. самостоятельную область знаний, имеющую свой предмет исследования, свои специфические пробле­мы, методы и способы их решения.

Менеджмент как наука имеет свою теорию, содержанием ко­торой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в про­цессе управления.

С информационной точки зрения менеджмент - системати­зированная совокупность теоретических и практических знаний, в которой обобщен опыт лучших предприятий мира и операционализированы данные, полученные специальными науками - со­циологией организаций, микроэкономикой и т.д., а также такими дисциплинами, как информатика, исследование операций, ки­бернетика.

Процесс управления в сфере физической культуры и спорта имеет много общих черт с процессом управления организацией, действующей в любой другой отрасли. Вместе с тем спортивный менеджмент имеет ярко выраженные особенности.

Менеджмент в физической культуре и спорте представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение целей и реализацию поставленных задач в рамках проекта спортивной организации, которая дей­ствует в условиях рынка путем рационального использования материальных, трудовых и информационных ресурсов. Это теория и практика эффективного управления организациями спортивной отрасли в рыночных условиях.

Категории менеджмента есть наиболее общие и фундамен­тальные понятия, отражающие существенные свойства и устой­чивые отношения в процессах управления организацией. К основ­ным категориям менеджмента относятся:

Система управления, в которой реализуются функ­ции менеджмента как взаимодействие объекта и субъекта управления;

Объект управления, т.е. управляемая часть системы, воспринимающая управленческое воздействие;

Субъект управления, т.е. управляющая часть систе­мы, оказывающая управленческое воздействие.

В зависимости от конкретной ситуации субъект управления может рассматриваться и как объект управления по отношению к вышестоящему звену системы.

Организация (от позднелат. organize - сообщаю стройный вид, устраиваю) - группа людей, деятельность которых созна­тельно координируется для достижения значимой для всех цели. Организация выступает в качестве объекта управления. Группа людей будет считаться организацией, если она характеризуется наличием:

Членов группы, которые намеренно работают вместе, что­бы достичь значимой для всех цели;

По крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы;

По крайней мере одной цели, т.е. желаемого конечного состояния или результата, которую принимают как общую все члены группы.

Объектом управления спортивного менеджмента считается физкультурно-спортивная организация, являющаяся ключе­вым, системообразующим отрасли физической культуры и спорта. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определяет физкультурно-спортивную организацию как юридическое лицо, независимо от его органи­зационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в сфере физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.

Спортивная организация осуществляет деятельность в области спорта, целью которой является подготовка спортсменов, про­ведение спортивных мероприятий, образование или другой вид деятельности, связанный со спортом. Термином «спортивная организация» определяется широкий круг общественных и ком­мерческих структур, поэтому юридическое толкование этого термина в разных странах может быть различным.

Физическую культуру и спорт необходимо рассматривать как определенное множество физкультурно-спортивных организаций: спортивных школ, спортивных клубов, спортивных команд по видам спорта (футболу, хоккею, баскетболу, волейболу и др.), стадионов, спортивно-оздоровительных центров, спортивных федераций и т. д.

В современной России физкультурно-спортивную работу про­водят более 100 тыс. различного рода физкультурно-спортивных и спортивных организаций, в которых трудятся более 240 тыс. специалистов: тренеров, преподавателей, учителей физической культуры, инструкторов-методистов и работников других катего­рий, а также более 500 тыс. рабочих и технического персонала. Продукт их трудовой деятельности - физкультурно-спортивные услуги, т. е. организованные формы занятий физическими упраж­нениями и спортом, программы спортивной тренировки и физкультурно-оздоровительных занятий, спортивные зрелища и др.

Физкультурно-спортивные организации принято классифици­ровать по типу объединения, или внутренней административно-организационной структуре. Однако следует учесть: схожие по внутренней структуре, они могут иметь разные названия.

Первичными организациями физкультурно-спортивной направленности принято называть те, в которых непосредствен­но проводится учебно-тренировочная работа и различные по форме физкультурно-оздоровительные занятия с населением разных социальных и демографических групп. К первичным ор­ганизациям принято относить спортивные секции, кружки, клу­бы, школы.

На основе первичных организаций исторически складывались более крупные организации, призванные повысить эф­фективность работы, улучшить организационно-методическое или коммерческое руководство. Это спортивные общества, ассо­циации, федерации, союзы, объединения, конфедерации, лиги и комитеты.

Цели менеджмента

Взаимодействие объекта и субъекта управления характеризу­ется как процесс, имеющий определенные ограничения и осу­ществляемый в соответствии с определенной целью, которая является исходным пунктом управления любой организации.

Цель управления - это желаемое состояние объекта управле­ния и его параметров, это будущее состояние, которое должно быть достигнуто. Целью может быть и определенная траектория развития, которой должен следовать объект управления.

Цель менеджмента в физической культуре и спорте есть желаемое, возможное и необходимое состояние физкультурно-спортивной организации, которое должно быть достигнуто.

Количество целей организации может быть достаточно боль­шим. Их можно классифицировать по степени важности, перио­ду времени, содержанию, форме выражения и т.д.

Цели могут относиться к организации в целом и отражать концепцию ее развития. В этом случае они называются общими (стратегическими, или корпоративными). Цели могут разрабатываться по основным видам и направлениям деятель­ности подразделений, т.е. каждое подразделение может иметь свои цели и задачи в рамках общих целей организации. Такие цели в теории управления называются специфическими (функ­циональными).

Цели и задачи отдельных сотрудников и подразделений долж­ны соответствовать друг другу и согласовываться с общими целя­ми организации. Упорядоченная совокупность общих и специфи­ческих целей любой организации, в том числе физкультурно-спортивной, составляет систему целей.

В состав общих целей входят генеральная цель, которая на­зывается миссией, и четыре -шесть общеорганизационных целей, раскрывающих и конкретизирующих содержание мис­сии.

В теории и практике менеджмента сложилось два понимания миссии организации. В широком смысле миссия - это филосо­фия и предназначение, смысл существования организации. Мис­сия организации также может рассматриваться как сформулиро­ванное утверждение - документ - относительно того, для чего (по какой причине) существует организация. В этом документе отражается специфика организации.

Миссия (предназначение) организации - это ответ на вопрос, в чем заключается деятельность организации, чем она намерена заниматься, чего организация хочет достичь в самом широком смысле.

Миссия физкультурно-спортивной организации есть пу­бличная цель деятельности организации, т.е. понимание орга­низацией своей роли в индустрии физической культуры и спорта. Можно выделить шесть видов целей, отражающих основные направления деятельности физкультурно-спортивной организации:

Повышение конкурентоспособности основных и сопут­ствующих услуг, предлагаемых организацией;

Коммуникация, т. е. достижение необходимой степени из­вестности организации за счет рекламы и формирования (улучшения) имиджа;

Сбыт и совершенствование распространения (продаж) услуг;

Достижение (повышение) рентабельности физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;

Кадровое развитие;

Ценовая политика.

Цели физкультурно-спортивной организации обычно фикси­руются в трех документах: устав организации, концепция органи­зации и целевая программа развития физической культуры и спорта (для федераций по видам спорта - соответствующего вида спорта) на территории, входящей в сферу обслуживания органи­зации (район, город, субъект Российской Федерации).

Формулировка миссии физкультурно-спортивной организации должна отражать ее позицию по отношению к внешней среде - спортивному движению, потенциальным и реальным клиентам, конкурентам, обществу, государству, содержать задачи физ­культурно-спортивной и рыночной деятельности, отражать и демонстрировать уровень культуры и рабочей атмосферы в орга­низации.

Конечной целью менеджмента коммерческой физкультурно-спортивной организации является обеспечение прибыльности (доходности) ее работы путем рациональной организации труда. Однако в большинстве своем физкультурно-спортивные органи­зации - некоммерческие структуры, целью их менеджмента яв­ляется постоянное стремление удовлетворить потребности и интересы различных категорий населения в физкультурно-спортивных услугах. Например, миссия Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России - воспитать звезд мировой величины среди российских горнолыжников и сноубордистов, создать на территории РФ условия, способствующие массовому развитию горнолыжного спорта и сноуборда.

Наряду с общей целью физкультурно-спортивная организация формулирует специфические цели, которые в учредительных до­кументах чаще называются задачами организации. Это произ­водственные цели функциональных подразделений, интегриру­ющие их деятельность на достижение как корпоративных целей, так и целей предпринимательской деятельности, т.е. задачи в об­ласти производства, логистики, маркетинга, финансов и кадровой политики.

Правильная постановка целей на 50 % предопределяет успеш­ность принятия управленческих решений. Без ясно поставленных целей, отмечает Роджер Олдкорн, основываясь на большом лич­ном опыте управленческой работы, организация напоминает лодку на веслах с кучей гребущих в разные стороны ребятишек. Но если ребятишки никуда не доберутся - это полбеды, если раз­валится организация - это большая беда для ее сотрудников.

Умение ставить четкие практические цели и задачи своим со­трудникам - одна из основных компетенций эффективного ру­ководителя. Правильная постановка целей и задач означает, что они являются конкретными, измеримыми, достижимыми, значи­мыми и соотносятся с конкретными сроками.

В теории и практике управления существуют так называемые SMART-критерии , которым должны соответствовать цели. SMART (по-английски «умный») - аббревиатура, образованная первыми буквами слов:

Specific - конкретный;

Measurable - измеримый;

Attainable - достижимый;

Relevant - значимый;

Time-bounded - соотносимый с конкретным сроком.

У этой техники постановки целей существует российский ана­лог - правило пяти К.

1. Конкретность. Цель - это желаемый конечный результат. Любая цель предусматривает определенную работу. Формулиров­ка цели должна содержать ответ на вопрос «что сделать?» (обе­спечить, внедрить, увеличить). Чем конкретнее цель, тем понят­нее, в каком направлении двигаться.

В сфере физической культуры и спорта такому критерию от­вечают многие составляющие физкультурно-спортивной деятель­ности: число видов спорта и объем упражнений, динамика коли­чественных и качественных характеристик тренировочного про­цесса, спортивные результаты, материальное и социальное обеспечение тренеров, спортсменов и т.д.

2. Количественная {качественная) измеримость. Постанов­ка цели должна иметь четкие измеримые критерии, которые по­зволяют судить о ее достижении. Постановка цели, которая пре­вышает возможности организации, может вызвать негативные последствия.

Для количественной измеримости необходимо использовать цифры, для качественной измеримости - техническое задание.

3. Качество {связь с целями и задачами компании и/или подразделения). Цели должны вытекать из целей более высоко­го уровня. Необходимо определить иерархию целей: от фило­софии предприятия - к стратегическим и тактическим целям организации.

4. Конечность. Если у цели нет конечного срока исполнения, она имеет хорошие шансы не быть выполненной никогда. Цели могут быть долгосрочными (в спорте - это, как правило, четы­рехлетний цикл), среднесрочными (от 1 года до 4 лет) и кратко­срочными (до 1 года).

5. Компромисс {реальность и вызов). Цели должны быть ре­альными, т. е. достижимыми, и в то же время содержать в себе некий вызов. В России при планировании следующего календар­ного периода считается нормой превышение предыдущего по­казателя по меньшей мере на 5... 10 %, иначе организация начи­нает стагнировать.

Цели выражают собой управленческое обязательство добиться конкретных результатов в определенных временных рамках.


Рис. 1.1. Целевая модель организации

Они формируются посредством разделения миссии на составляющие и обеспечивающие ее цели. В крупномасштабной управленческой деятельности, отличительной особенностью которой является разделение общей цели на ряд составляющих, обычно использу­ется так называемое дерево целей и задач - целевая модель организации (рис. 1.1).

Разработка дерева целей и задач позволяет менеджерам физкультурно-спортивной организации системно представить по­рядок движения к конечной цели, учесть необходимое число за­дач, требующих решения на пути к ее достижению.

Для формирования дерева целей и задач проводится декомпо­зиция цели для каждого объекта управления, затем все частные «деревья» сводятся в единую целевую модель. Распределение целей по уровням иерархии (цели организации - цели руководителя - цели подчиненных) позволяет выявить несоответствие целей условиям их реализации. Сформированная целевая модель орга­низации позволяет:

Выделить организационно обособленные блоки (службы) системы управления, ориентированные на обеспечение определенных целей;

Рационально распределить полномочия и ответственность за достижение целей между уровнями и звеньями аппара­та управления;

Определить последовательность и характер работ по до­стижению конечных целей организации, их связи и коор­динацию;

Сформировать систему оценки и стимулирования труда исполнителей в подразделениях при достижении постав­ленных задач.

1. Какими чертами характера должен обладать такой архетип управляющего как «администратор»?

(А) Быть общительным и уметь вдохновлять людей на максимальную самоотдачу

(В) Иметь аналитический склад ума

+(С) Быть предельно объективным и полагаться на факты и логику

(D ) методичность в работе, прогнозирование будущего

2. Какие основные факторы участвуют в модели мотивации Виктора Врума?

(А) Потребность в уважении к себе, самоутверждение и в принадлежности к социальной группе

(В) Сложность и напряженность работы и уровень вознаграждения

+(С) Ожидание возможности результата, ожидание возможного вознаграждения от этого результата и ожидание ценности вознаграждения

(D ) гигиенические факторы, факторы, связанные с характером и существом работы

3. Реальное влияние при управлении по целям имеют руководители

(А) Среднего уровням

(В) Низшего уровня

(С) Высшего, среднего и низшего уровня

+(D ) высшего уровня

4. Укажите, что характерно для японской компании «Сони» в отношениях между руководителями и подчиненными?

(А) По возможности желательно, чтобы человек всю свою жизнь остался на одном рабочем месте, где он приобретает определенный опыт, что соответственно повышает эффективность работы

+(В) Отсутствие дифференцированного отношения к людям

(С) Для успешной работы в компании важно, какое учебное заведение закончил сотрудник и с какими отметками

(D ) при всех положительных качествах свободы дискуссии в большой компании она нарушает режим работы

5. Как следует отнестись к накоплению информации о проблеме?

(А) Чем больше информация, тем лучше

+(В) Избыток информации также вреден, как и ее недостаток

(С) Получение максимума информации о проблеме – обязанность руководителя

(D ) избыточный объем информации – залог успеха

6. Какая из человеческих потребностей является главной по теории мотивации Макклелланда?

+(А) Успех

(В) Деньги

(С) Свобода

(D ) безопасность

7. Основные функции управления

(А) Планирование, контроль

+(В) Планирование, организация, мотивация, контроль

(С) Организация, мотивация

(D ) организация, мотивация, контроль

8. В качестве примера многозвенной технологии (классификация Томпсона) может являться:

+(А) Сборочная линия массового производства

(В) Банковское дело

(С) Страхование

(D ) сетевой график

9. Пределом использования автоматизации является

(А) Ограниченность наших знаний

(В) Квалификационный уровень обслуживающего персонала

+(С) Невозможность исключения непредвиденных ситуаций

(D ) несовершенство техники

10. Чем характеризуется компромисс при принятии решения?

(А) Установление некоего среднего в результате спора двух сотрудников

+(В) Уменьшением выгоды в одной области с целью уменьшения нежелательных последствий в другом

(С) Принятием решения аудитивно, учитывающего мнения всех заинтересованных сторон

(D ) уменьшением выгоды

11. Что такое «Социотехническая система» организации с высокой технологией производства?

(А) Всеобщая компьютеризация производства

(В) Развитие социальной сферы

(С) Профессиональный рост работников

+(D ) интегрирование персонала и технологии, делегирование ответственности за конечный результат

12. Целью планирования деятельности организации является

(А) Обоснование затрат

(В) Обоснование сроков

+(С) Определение целей, сил и средств

(D ) обоснование численности работников

13. Основное отличие открытой системы от закрытой заключается в

(А) Отсутствии упорядоченного взаимодействия между отдельными подсистемами

(В) Наличии взаимодействия отдельных подсистем с внешним миром

(С) Замкнутости элементов системы самих на себя

+(D ) наличии взаимодействия с внешней средой

14. Что относится к категории «внутреннего вознаграждения»?

(А) Зарплата

(В) Карьера

+(С) Сама работа

(D ) признание окружения

15. Основным правилом при определении уровня зарплаты является:

(А) Определенный законом минимальный уровень

(В) Определенная штатным расписанием ставка

(С) Уровень оплаты в фирмах конкурентах

+(D ) абсолютно точное и объектное определение характера вложенного труда и исследующая всесторонняя и беспристрастная его оценка

16. Основным в управлении по целям является выработка целей

+(А) Сверху вниз по цепи инстанций

(В) Снизу вверх

(С) Снизу вверх и сверху вниз

(D ) по матричной схеме

17. Определите основные характеристики внешней среды для организации

+(А) Все перечисленное

(В) Взаимосвязанность факторов, сложность

(С) Сложность и подвижность

(D ) взаимосвязанность и неопределенность

18. Для чего осуществляется делегирование своих полномочий другим руководителям?

+(А) Для оптимального решения комплексной задачи

(В) Для сохранения «группового» стиля работы

(С) Для проверки квалификации рабочих

(D ) все перечисленное

19. Какой из перечисленных ниже методов распределения обязанностей в организации принят по функциональному признаку?

(А) Созданы филиалы предприятия в пяти городах

+(В) Созданы отделы по производству, маркетингу, кадрам, финансовым вопросам

(С) Созданы цеха на предприятии по производству печенья, шоколадных конфет, карамели

(D ) созданы отделы на предприятии, равные по численности

20. Технология непрерывного производства обычно применяется при производстве такой продукции как

(А) Выпуск легковых автомобилей

(В) Производство военной авиатехники

(С) Строительство судов уровня

+(D ) переработка нефти, выплавка чугуна

21. К какому типу построения управления относится следующая ситуация: «Строительство трубопровода включает в себя ряд технологических операций: подготовительные работы, земляные работы (устройство траншей), сварочные работы (сварка труб в нитку), изоляция и укладка трубопровода в траншею и др.? Руководство производством каждого вида работ возложено на начальника специального строительного управления. Информация о каждом процессе поступает управляющему строительным трестом, а от него начальнику управления»?

(А) Матричная система управления

(В) Функциональная система управления

+(С) Линейная система управления

(D ) ни одна система не подходит

22. Какая обратная связь имеет большее значение с точки зрения повышения эффективности коммуникации?

(А) Положительная

(В) Корреляционная

(С) Неопределенная

+(D ) отрицательная

23. Из чего состоит экономический механизм менеджмента?

+(А) Все перечисленное

(В) Внутрифирменное управление, управление производством

(С) Управление персоналом, управление производством

(D ) внутрифирменное управление, управление персоналом

24. Планирование действий – это

(А) Создание следующего звена меду постановкой цели и программой ее реализации

(В) Уточнение ролей

(С) Выявление обстоятельств, которые необходимо учитывать для достижения цели

(D ) оценка затрат времени для каждой операции

25. Из перечисленных менеджеров: 1. Генеральный директор и члены правления. 2. Руководители самостоятельных органов. 3. Руководители цехов. К высшему звену управления относятся:

(А) 1, 2

(С) 1, 2, 3

+(D ) 1

26. Поведение, ориентированное на контроль – это

+(А) Действия подчиненных направленные на то, что хочет увидеть руководство при проверке их деятельности

(В) Ориентирование на заниженные цели

(С) Использование того, что контролеры не знают досконально деятельность подчиненных им сотрудников

(D ) ориентирование на завышенные цели

27. Что означает «принять решение»?

(А) Перебрать все возможные альтернативы

(В) Перебрать несколько альтернатив, дающих наиболее эффективные возможности решения проблемы

(С) Отдать распоряжение о выборе возможной альтернативы

+(D ) отдать распоряжение к реализации конкретного плана

28. Какой из подходов не относится к известным школам в управлении?

(А) Научное управление

(В) Административное управление

+(С) Новая экономическая политика

(D ) человеческие отношения

29. Линейная организация управления позволяет сформулировать управленческую структуру, которая является:

(А) Гибкой

(В) Саморегулируемой

+(С) Стабильной и прочной

(D ) все перечисленное

30. Почему именно США стали родиной современного управления?

(А) Отсутствие проблем с происхождением, национальностью

(В) Поддержка идеи образования для всех, огромный рынок рабочей силы

(С) Образование монополий

+(D ) все перечисленное

31. Ключевым фактором в любой модели управления являются:

+(А) Люди

(В) Средства производства

(С) Финансы

(D ) структура управления

32. На что в первую очередь должна опираться система контроля качества на современном предприятии?

(А) На четко определенные нормы и допущения для конкретных процессов

(В) На оценку качества продукции рабочими в ходе производственного процесса

(С) На жесткий аппарат контроля на выходе продукции

(D ) на проверку готовой продукции

33. Целью классической школы управления было создание

(А) Методов нормирования труда

+(В) Универсального принципа управления

(С) Условий трудовой деятельности работников

(D ) методов стимулирования производительности труда

34. В чем основное отличие предварительного, текущего и заключительного контроля?

(А) В объеме

+(В) Во времени осуществления

(С) В методах

(D ) в объеме и методах

35. Внешняя среда прямого воздействия на организацию – это:

(А) Акционеры, конкуренты, поставщики

(В) Потребители, торговые предприятия, местные органы

+(С) Все перечисленное

(D ) правительственные органы, местные органы

36. Процесс делегирования полномочий включает в себя передачу полномочий от старшего руководителя нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий. Какая ситуация свойственна этому процессу?

(А) Передаются полномочия и ответственность нижестоящему руководителю

(В) Передается ответственность нижестоящему руководителю

+(С) Передаются полномочия нижестоящему руководителю, а всю ответственность продолжает нести старший руководитель

(D ) назначается новый, равный по рангу руководитель и ему передается вся ответственность

37. Что должно содержаться в документе «Распределение обязанностей»?

(А) Название должности и отдела, в котором имеется эта должность

(В) Все перечисленное

(С) Описание выполняемых функций, обязанностей и прав

(D ) взаимоотношения с руководством, коллегами и подчиненными

38. «Отцом научного управления» часто называют:

(В) Фрэнка и Лилиан Гильбертов – они выделили семнадцать основных микродвижений рабочих, назвав их терблигами; а также они разработали метод анализа микродвижений, в основу которого была положена кинограмма движений рабочего

+(С) Ф. Тейлора – он пытался обосновать дневную норму рабочего методами хронометража и изучения его трудовых движений

(D ) Г. Ганта – он создал график, который позволял планировать, распределять и проверять работу. Этот график явился предшественником системы сетевого планирования ПЕРТ, в которой сейчас используют ЭВМ. Он же знаменит своей системой материального стимулирования за выполненное задание

39. Почему методы прямого принуждения и страха наказания постепенно вытесняются методами социального принуждения?

(А) Стало невыгодно держать большой штат сотрудников

(В) Трудно подготовить менеджера, способного эффективно их использовать

(С) Рабочее движение добилось определенной защищенности рабочих от прямого принуждения

+(D ) механизм принуждения перестал обеспечивать развитие производства

40. Каково оптимальное число подчиненных?

(А) Чем больше подчиненных, тем легче работать

(В) 15-30 человек

+(С) 7-12 человек

(D ) 3-5 человек

41. От какого фактора не зависит тип производственной системы?

(А) От рынка

(В) От стратегии маркетинга

(С) От вида продукции

+(D ) от региональных программ обеспечения занятости

42. Самый трудный и дорогостоящий элемент контроля – это

(А) Выбор стандартов

(В) Выбор подходящей единицы измерения

(С) Выбор критериев

+(D ) измерение результатов

43. Какой из неформальных методов прогнозирования позволяет получать наиболее ценную информацию?

(А) Наглядная информация

+(В) Промышленный шпионаж

(С) Письменная информация

(D ) информация в глобальных сетях

44. Технология мелкосерийного или единичного производства обычно применяется в таких компаниях как

(А) «Макдональдс»

(В) «Форд»

(С) «Шелл»

+(D ) «Боинг»

45. Организация – это

(А) Группа людей, объединенная общей целью

(В) Группа людей, владеющая средствами производства

(С) Группа людей, деятельность которых координируется

+(D ) группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели

46. Является ли управление производительным трудом?

(А) Да, т. к. управление создает новую стоимость

(В) Нет, это всего лишь надзор и контроль

(С) Нет, это всего лишь результат противоречия между наемным трудом и собственником средств производства

+(D ) да, поскольку этот вид деятельности неизбежен при высоком уровне специализации производства и призван обеспечить целостность трудового механизма

47. Система контроля в организации обычно состоит из

+(А) Предварительного, текущего и заключительного

(В) Текущего и заключительного

(С) Предварительного и заключительного

(D ) только из текущего контроля

48. Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля отличает следующее:

(А) Высокий моральный уровень

+(В) Временные рамки, конкретный критерий

(С) Использование косвенных проявлений

(D ) временные рамки

49. Менеджмент в основном занимается системами

+(А) Открытыми

(В) Закрытыми

(С) Закрытыми и подсистемами закрытого типа

(D ) закрытыми и подсистемами открытого типа

50. Какому типу отношений соответствует взаимоотношения мастера и начальника цеха?

(А) Функциональные отношения

(В) Материальные отношения

+(С) Линейные отношения

(D ) отношения управленческого аппарата

51. Какой вид планирования используется в производственных системах с непрерывными технологическими процессами?

(А) Пооперационная функциональная схема

(В) Фиксированная позиционная схема

+(С) Линейная поточная схема

(D ) пооперационная и позиционная схемы

52. Из перечисленных пунктов: 1. Выработка четких, кратких целей. 2. выработка целей снизу вверх. 3. реалистичный план, пути его реализации, контроль и оценка результатов и контроль. 4. корректировка принятых планов, оценка результатов и контроль. К основным стадиям управления:

(А) 1, 2, 3

(В) 2, 3, 4

+(С) 1, 3, 4

(D ) 1, 2, 3, 4

53. Ступени мотивации по Маслоу – это

(А) Потребность развития и признания

+(В) Потребность развития и признания, социальная потребность и потребность в защищенности, основные потребности

(С) Социальная потребность и потребность в защищенности

(D ) основные потребности

54. Какая функция не свойственна процессному подходу к управлению по Файолю?

(А) Планирование работ

(В) Организация работ

+(С) Независимость суждений менеджеров по отдельным направлениям (программам)

(D ) контроль

55. На какие составляющие традиционно делятся задачи организации?

(А) Работа с людьми

(В) Работа с людьми и информацией

(С) Работа с предметами и людьми

+(D ) работа с людьми, работа с людьми и информацией и работа с предметами и с людьми

56. Какая последовательность приоритетов позволит фирме добиться успеха:

+(А) Люди – продукция – прибыль

(В) Прибыль – люди – продукция

(С) Продукция – прибыль – люди

(D ) люди – прибыль – продукция

57. Что является первоочередной необходимостью успешной работы сотрудника на новом месте?

(А) Соответствие специализации

(В) Справедливое вознаграждение

+(С) Социальная адаптация

(D ) перспектива роста

58. Сущность ситуационного подхода состоит:

(А) Знание методов профессионального управления доказавших свою эффективность; умение предвидеть последствия применяемых методик и концепций

(В) Правильное интерпретирование ситуации, определение наиважнейших факторов

+(С) Все перечисленное

(D ) применение способов действии. вызывающих наименьший отрицательный эффект в данной ситуации, с обеспечением максимальной эффективности

59. Любое предприятие независимо от его правовой формы обязано иметь

(А) Помещение, офис

(В) Руководство

(С) Средства, оборудование

(D ) штатных сотрудников

60. Правило – это

(А) Последовательность действий, которые следует предпринять в конкретной ситуации, имеющей тенденцию к повторению

+(В) Гарантия выполнения конкретных действий конкретными способами в специфической единичной ситуации

(С) Конкретно сформулированный опыт прошлого

(D ) последовательность операций

61. Какими основными чертами должен обладать такой архетип управляющего как «лидер»?

(А) Способность определить место сбоя и принять корректирующие меры

(В) Умение решать личностные конфликты, которые возникают при волевых решениях

(С) Быть общительным

+(D ) умение общаться с людьми, способность распознавать потенциал каждого человека и заинтересовывать его в полном использовании этого потенциала

62. Чаще прибегают к ротации в

(А) США

(В) России

(С) Англии

(D ) Японии

63. Какова важнейшая функция управления?

(А) Получение максимальной прибыли

(В) Создавать условия для дальнейшего успешного функционирования предприятия

(С) Минимизация налоговых платежей

(D ) завоевывание новых рынков сбыта

64. Из перечисленных пунктов: 1. анализ обследования уровня заработной платы. 2. условия на рынке труда. 3. производительность и прибыльность организации. Структура заработной платы определяется с помощью

(А) 1, 2

+(В) 1, 2, 3

(С) 2 и 3

(D ) 1 и 3

65. Какой смысл вкладывается в слово «риск» при принятии решений?

(А) Степень значимости проблемы для общей деятельности фирмы

(В) Степень влияния неправильно решенной проблемы на служебное положение руководителя

+(С) Уровень определенности, с которой можно прогнозировать результат

(D ) уровень превышения своих полномочий

66. Для того, чтобы быть эффективным контроль должен быть

(А) Всеобъемлющим

(В) Постоянно действующим

+(С) Экономным

(D ) независимым

67. Предварительным контролем финансовых ресурсов организации является

+(А) Бюджет

(В) Заключение аудиторской организации

(С) Баланс

(D ) финансовый отчет за прошедший период времени

68. Почему методы прямого принуждения и страха наказания вытесняются методами социального принуждения?

+(А) Механизм принуждения перестал обеспечивать развитие производства

(В) Стало невыгодно содержать большой штат сотрудников

(С) Трудно подготовить менеджера способного эффективно их использовать

(D ) рабочее движение добилось определенной защищенности рабочих от прямого принуждения

69. Какая способность менеджера, по Мак-Грегору, приводит к успеху?

(А) Работоспособность

+(В) Прогнозирование человеческого поведения

(С) Лидерство

(D ) прогнозирование спроса на продукцию

70. В чем заключаются особенности кибернетизации относительно автоматизации?

+(А) Включение в алгоритм этапа использования интеллекта, т. е. способность решать неформализованные задачи и находить выход в непредвиденных ситуациях

(В) Придание машине способности мыслить

(С) Использование электронно-вычислительной техники в сочетании с этапами «мозгового штурма» и экспертных оценок

(D ) качественно новый уровень техники и технологии

71. Что называется «социотехническими системами»?

+(А) Люди, участвующие в процессе производства

(В) Компьютеры

(С) Станки с программным управлением

(D ) компьютерные системы, заменяющие определенное число работников

72. Определите основные этапы построения организации?

(А) Определение характера выполняемой работы

(В) Распределение работы между отдельными позициями менеджмента

(С) Классификация позиций менеджмента, построение на этой основе логических групп управления

+(D ) определение характера выполняемой работы. Распределение работы между отдельными позициями менеджмента. Классификация позиций менеджмента, построение на этой основе логических групп управления

73. Из перечисленных пунктов: 1. предоставляет руководству информацию, необходимую для планирования в будущем; 2. сравнение фактически полученных и требуемых результатов; 3. способствует мотивации персонала. К функциям заключительного контроля относится:

(А) 1, 2

(В) 2, 3

(С) Только 1

+(D ) 1,2, 3

74. Какие существуют аспекты человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению?

+(А) Все перечисленное

) поведение отдельных людей, поведение людей в группах

(С) Характер поведения руководителя, функционирование менеджера в роли лидера

(D ) влияние менеджера на поведение отдельных людей и групп

75. Тактика – это

(А) Долгосрочная стратегия

+(В) Краткосрочная стратегия

(С) Среднесрочный план, результаты проявляются через 3-4 года

(D ) среднесрочный план, результаты проявляются через 1-2 года

76. Основными компонентами модели коммуникации являются:

(А) Объект, субъект, взаимодействие

+(В) Источник, сообщение, канал, получатель

(С) Объект, субъект, влияние, обратная связь

(D ) внешняя среда, внутренняя среда, взаимодействие

77. Какова причина, по которой требуется проверка результата принятого решения?

+(А) Если решение хорошее, вы будете знать, что делать в аналогичной ситуации, если плохое – будете знать, что не следует делать

(В) По точности реализации решения возможна оценка квалификации подчиненных

(С) Проверка надежности административной структуры

(D ) проверка надежности экспертной структуры

78. Классическая (административная) школа в управлении ставила своей целью

(А) Рассмотрение администратора как профессии

(В) Согласование работы финансового аппарата на предприятии с производством и маркетингом

(С) Создание нового стиля управления

+(D ) создание универсальных принципов управления

79. Целью контроля является

(А) Проверка выполнения плана

(В) Сбор статистических сведений

(С) Усиление зависимости подчиненных

+(D ) обеспечение руководства информацией для корректировки плана

80. Какое условие препятствует возникновению формальной организации людей (по Бернарду)?

(А) Способность общаться

(В) Достижение общей цели

+(С) Стремление к свободе действий

(D ) желание совместных действий

81. В чем заключается принцип единства управления?

(А) У любого служащего (работника) может только один руководитель

+(В) Полную и абсолютную ответственность за деятельность всего предприятия должен нести один человек

(С) Число лиц, находящихся в эффективном управлении лимитировано

(D ) ответственность за работу коллектива несет группа руководителей

82. В каких случаях обращаются к качественным методам прогнозирования?

(А) Отсутствие возможности получить информацию другими методами

+(В) Нехватка информации, получаемой количественными методами прогнозирования

(С) Сроки, отведенные на решение проблемы, очень ограничены

(D ) при отсутствии достаточных средств на проведение прогнозов

83. Отличительной чертой формальной организации является

(А) Отсутствие единства в действиях ее членов

(В) Жесткое давление на ее членов

(С) Наличие должностных инструкций и предписаний

+(D ) сознательная координация действий двух или более лиц

84. Пример влияния через разумную веру – это отношение

(А) Рабочего с мастером

(В) Крестьянина и помещика

+(С) Пациента с лечащим врачом

(D ) подсудимого и судьи

85. Процедура – это

+(А) Последовательность действий, которые следует предпринимать в конкретной ситуации, имеющей тенденцию к повторению

(В) Последовательность конкретных действий, которые следует выполнять в единичной специфической ситуации

(С) Использование опыта прошлого

(D ) гарантированное выполнение конкретных действий

86. Конечной целью менеджмента является

(А) Развитие технико-экономической базы фирмы

+(В) Обеспечение прибыльность фирмы

(С) Рациональная организация производства

(D ) повышение квалификации и творческой активности работника

87. Каким образом влияние через страх можно использовать в отношении квалифицированных работников?

(А) Запугивания снижением зарплаты

(В) Угрозой увольнения

(С) Угрозой понижения в должности

+(D ) запугивая возможность ущемления самолюбия

88. Наиболее частым источником конфликтов при изменении правил и процедур работы является

(А) Ущемление чьих-либо интересов

+(В) Способ, каким руководство сообщает о новых правилах

(С) Нежелание людей изменять сложившийся характер работы

(D ) неясность цели, которую преследуют эти изменения

89. Для каких целей в процессе принятия решений используется «мозговая атака»?

(А) Интенсификация мыслительного процесса

(В) Анализ нестандартных решений

+(С) Выявление альтернатив

(D ) вовлечение всех участников в процесс принятия решений

90. Какого человека следует выбирать в качестве нового сотрудника в большинстве случаев?

(А) Человека, который симпатичен руководителю своими личностными качествами

(В) Человека, имеющего наилучшую квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности

(С) Кандидата, который представляется наиболее подходящим для продвижения по службе

(D ) кандидата, который имеет большие потенциальные возможности

91. Чем опасно чрезмерное число подчиненных?

+(А) Потерей управляемости коллектива

(В) Разрастанием бюрократического аппарата

(С) Дублирование усилий

(D ) все перечисленное

92. Развитию принципов научного управления в США способствовало

(А) Трудолюбие свободных граждан

(В) Поддержка Англии

+(С) Формирование крупных отраслей промышленности и предприятий

(D ) сопротивление Франции

93. Какая из перечисленных коммуникационных ролей выполняет функцию передачи сообщений в организации?

(А) Сторож

+(В) Связной

(С) Лидер мнения

(D ) космополит

94. В чем, по мнению Берхорда, причина возникновения неформальной организации?

(А) Стремление людей к хаосу

(В) Нежелание коллектива работать

(С) Слабость формальной организации

+(D ) необходимость защиты от формальной организации

95. Принцип теории «Зет» являющийся приоритетом для повышения производительности труда –

(А) Отказ от увольнений

(В) Ротация кадров

(С) Нацеленность на обеспечение благосостояния всех сотрудников

+(D ) участие и руководства и работников в принятии решений, касающихся их работы

96. Высшим достижением школы научного управления является разработка

(А) Методов мотивации труда

(В) Методов математического моделирования

+(С) Анализа рабочих операций

(D ) способов психологической совместимости работников

97. Определите принципы, лежащие в основы менеджмента?

(А) Единоначалие, мотивация, лидерство, обратная связь

(В) Научность, ответственность, правильный подбор и расстановка кадров

(С) Экономичность, обратная связь, единоначалие, мотивация

+(D ) все перечисленное

98. Какой вид власти будет наиболее приемлем в исследовательской группе из высококвалифицированных специалистов?

(А) Традиции

(В) Харизмы

(С) Через страх

+(D ) эксперта

99. При формировании структур управления необходимо принимать во внимание следующее

(А) Сколько может потребоваться уровней управления, насколько формальным должно быть взаимодействие

(В) Степень централизации, все ли вопросы должно решать высшее руководство

(С) Сложность организационной структуры

+(D ) количество уровней управления. Степень формальности их взаимодействия. Степень централизма. Сложность организационной структуры

100. Факторы, влияющие на индивидуальное поведение и успешность деятельности – это:

+(А) Все перечисленное

(В) Умственные и физические способности, ценности и взгляды

(С) Производительность

(D ) ценности и притязания, потребности

101. Из каких составляющих складывается менеджмент?

(А) Стратегическое управление, контроль

(В) Оперативное управление

(С) Контроль, оперативное управление

+(D ) все перечисленное

102. Практика управления возникла

(А) В XX веке, в ходе индустриализации промышленности

(В) Вместе с созданием Ф. Тейлором школы управления

+(С) Вместе с объединением людей в организованные группы, например, племена

(D ) вместе с возникновением системного подхода

103. Что такое «побуждение»?

(А) Условия, в которых человек вынужден осуществлять конкретную деятельность

+(В) Ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность и сконцентрированное на достижение цели (желание сделать что-либо)

(С) Принуждение кого-либо к определенной деятельности

(D ) создание заинтересованности кого-либо к конкретной деятельности

104. К классификации по типу взаимодействия организации с человеком относится:

(А) Традиционная организация

(В) Дивизиональная

+(С) Корпоративная

(D ) матричная

105. К классификации по типу взаимодействия организации с внешней средой относится:

(А) Дивизиональная

(В) Индивидуалисткая

+(С) Органическая

(D ) корпоративная

106. К классификации по типу взаимодействия подразделений в организации относится:

(А) Механистическая

(В) Корпоративная

+(С) Матричная

(D ) органическая

107. Какой тип отношений не характерен для корпоративной культуры в организации?

(А) Монополия и стандартизация в деятельности

(В) Доминирование иерархических властных структур

+(С) Сочетание конкуренции и кооперации в деятельности работников

(D ) принцип большинства или старшинства в принятии решений

108. Какие черты не характерны для механистического типа организации?

(А) Узкая специализация в работе

+(В) Амбициозная ответственность

(С) Четкие права и ответственность

(D ) ясность в уровнях иерархии

109. Теория бюрократии Макса Вебера обосновывает эффективность распределения полномочий в организации по типу:

(А) «Матрешки»

(В) «Цветочка»

+(С) «Елочки»

(D ) «Зонтика»

110. Менеджмент – это наука, изучающая

(А) Рыночные отношения

+(В) Управление интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми и материальными ресурсами

(С) Способы финансирования системы здравоохранения

(D ) структуру рынка

111. К организационным документам не относятся

(А) Штаты учреждений

(В) Порядок и правила деятельности

(С) Уставы учреждений

+(D ) объявления о начале распродаж

112. К функциям стратегического уровня управления не относятся:

(А) Проектирование организации

(В) Прогноз

+(С) Учет запасов сырья

(D ) анализ динамики рынка

113. К функциям оперативного уровня управления не относится:

(А) Регулирование

(В) Учет

+(С) Проектирование структуры организации

(D ) контроль

114. Партисипативность – это

(А) Распределение прибыли в связи с ростом производительности

(В) Проектирование и перепроектирование работ

+(С) Вовлечение работников в анализ проблем и их решения

(D ) метод имитации выработки управленческих решений по заданным правилам

115. Организационная структура – это

(А) Искусство управлять интеллектуальными, финансовыми, сырьевым, материальными ресурсами

(В) Вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей посредством обмена

+(С) Система управления, определяющая состав, взаимодействие и подчиненность ее элементов

(D ) метод имитации выработки управленческих решений по заданным правилам в различных производственных ситуациях

116. Одной из основных функций менеджмента является

(А) Наблюдение за ходом производства

(В) Методическое обеспечение принятия решений

+(С) Планирование

(D ) издание приказов и распоряжений

117. Какая из перечисленных теорий мотивации не относится к содержательным теориям:

(А) Теория Абрахама Маслоу

+(В) Модель Портера Лоулера

(С) Теория Фредерика Герцберга

(D ) теория Макклеланда

118. Процесс побуждения себя и других к деятельности по достижению личных целей или целей организации это:

(А) Организация

(В) Действие

(С) Координация

+(D ) мотивация

119. Выполнение работы по принуждению или через экономические стимулы это:

(А) Мотивация по статусу

+(В) Внешняя мотивация

(С) Мотивация по результату

(D ) внутренняя мотивация

120. «Приступая к выполнению той или иной работы, человек с определенной степенью вероятности ожидает, что затраченные им усилия принесут необходимый результат, который также с той или иной степенью вероятности должен быть замечен руководителем и соответствующим образом вознагражден». Данное положение отвечает:

+(А) Теории ожиданий Врума

(В) Теории Портера Лоуллера

(С) Теории приобретенных потребностей Макклеланда

(D ) теории справедливости Адамса

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»