Популярны классические шествия крестные. Крестные ходы — возрождающаяся традиция

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В начале июля начался самый масштабный православный крестный ход не только для Украины, но для всей Русской Православной Церкви. Всеукраинский Крестный ход, который пройдет по епархиям Украинской Православной Церкви. На востоке страны он начался из Свято-Успенской Святогорской Лавры. На западе – из Свято-Успенской Почаевской Лавры – он начнется 9 июля. 27 июля, в канун празднования дня Крещения Киевской Руси и памяти святого равноапостольного князя Владимира, эти Крестные ходы встретятся в г. Киеве на Владимирской горке и вместе пройдут в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру.

Цель Всеукраинского Крестного хода, проводимого по благословению митрополита Киевского и вся Украины Онуфрия - молитва за мир, за единство и взаимопонимание в Украине: ход призван объединить православных во всех регионах.

***

  • Десять итогов Всеукраинского Крестного Хода 2016 года - Вячеслав Пиховшек

***

Крестный ход - это православный обряд, осуществляемый в форме благоговейного шествия верующих с иконами, крестами, хоругвями и другими христианскими святынями, организуемого с целью прославления Бога, испрашивания у Него милости и благодатной поддержки.

"Крестный ход на Флора и Лавра". Художник Александр Маковский. 1921 год

Крестный ход может совершаться или по замкнутому маршруту, например, вокруг поля, села, города, храма, или по особому, где исходный и конечный пункты следования различны.

Крестный ход глубоко символичен. Торжественный колокольный звон выражает торжество Креста Христова, величественно носимого, окружённого сонмом верных, которые следуют за ним как воины за своим знамением. Крестный ход идёт под предводительством святых, иконы которых несут впереди. Крестные ходы освящают все стихии природы (землю, воздух, воду, огня). Это происходит от икон, фимиама, осенения напрестольным крестом всех сторон света, окропления водой, горения свечей…

Практика совершения Крестных ходов имеет древнее происхождение. Возникли крестные ходы в IV веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами.

Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский, видя колебания императора. Позже в Константинополе для избавления от массовых болезней выносили из храмов Животворящее Древо Честнаго Креста и носили по улицам города.

Непосредственным поводом к организации умилостивительных шествий могли служить чрезвычайные обстоятельства, например, стихийные или природные бедствия (землетрясения, наводнения, засухи, неурожай), эпидемии, угроза захвата территории врагом. Подобные шествия сопровождались общими молитвами, содержащими прошения к Богу оградить землю и проживающих на ней жителей от бед. В случае осады города маршрут следования мог пролегать вдоль городских стен или по стенам.

Во времена распространения ересей совершались особые Крестные ходы, мотивированные стремлением защитить Православную веру от поругания, а самих верующих от ошибок и заблуждений.

Со временем в Церкви укоренилась практика совершения торжественных Крестных ходов. Такие ходы осуществлялись в некоторые праздничные дни, при освящении храмов, перенесении мощей святых угодников, чудотворных икон.

Одним из древнейших, ветхозаветных прообразов Крестных ходов служит семидневное обхождение Израильским народом стен Иерихона (Нав.6:1-4), торжественный перенос ковчега Завета из дома Аведдара в город Давидов (2Цар.6:12).

Неотъемлемым знаком любого крестного хода являются хоругви. Во время путешествия сынов Израилевых в Обетованную землю все 12 колен совершали свое путешествие вслед своих знамений, или хоругвей, и всякое знамя несли впереди за скинией, а за ним следовали все их колена. Как во Израиле хоругви имелись во всяком колене свои, так и у нас при всяком церковном приходе находятся во храме свои хоругви. Как все колена Израилевы путешествовали вослед своих хоругвей, так и у нас всякий приход во время Крестного хода следует вослед своих хоругвей.

Вместо же тогдашнего трубоглашения ныне у нас совершается церковный благовест, отчего освящаются весь воздух вокруг и все люди, а вся сила бесовская прогоняется.

***

Крестные ходы в России

Предлагаем вам малую толику о некоторых известных крестных ходах в епархия Русской Православной Церкви. В реальности их конечно больше, крестные ходы проводятся ежегодно практически в каждой епархии.

Георгиевский Крестный ход по местам воинской славы и героической обороны Ленинграда проходит в Санкт-Петербурге ежегодно. Начало традиции было положено в 2005 году, в год 60-летия победы в Великой Отечественной войне. Помянуть погибших защитников Ленинграда на местах боев и захоронений собираются ветераны войны, представители поисковых отрядов, молодежной организации "Витязи", скауты, курсанты военных ВУЗов, прихожане храмов Петербурга.

Организатор: Настоятель петербургского храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Шпалерной протоиерей Вячеслав Харинов.

Маршрут: От Невского пятачка (г. Санкт-Петербург) через Синявинские высоты к Успенскому храму села Лезье-Сологубовка, рядом с которым находится Парк мира.

Один из крупнейших ежегодных крестных ходов России. Проходит с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой Николая Чудотворца. Крестный ход известен с начала XV века. Первоначально совершался по рекам Вятке и Великой на лодках и плотах в первое воскресенье после праздника перенесения святых мощей Святителя Николая в Бар-град (22 мая). С 1668 года по благословению епископа Вятского Александра установлена новая дата празднования - 24/6 июня. Позже, с 1778 года разработан и новый маршрут - сухопутный, действующий и поныне. За 5 дней пути паломники проходят 150 км.

Организатор: Вятская епархия.

Маршрут: Начинается 3 июня от Свято-Серафимовского собора в Кирове, проходит через поселок Макарье, села Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово. Конечный пункт - село Великорецкое, где проводятся молебны в храмах и на берегу реки Великой. Паломники возвращаются обратно через село Медяны и поселок Мурыгино и 8 июня прибывают в Киров.

Ход проходит в память убиенной царсской семьи ежегодно июле. Участники хода идут от Храма-на-Крови к монастырю Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме. Идут дорогами, по которым в 1918 году везли тела убитых Романовых. В 2015 года ход собрал около 60 тыс. паломников.

Организатор: Екатеринбургская епархия.

Маршрут: Храм-на-Крови - центр Екатеринбурга - ВИЗ- Таганский ряд - Сортировку - поселок Шувакиш - монастырю Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме.

Крестный ход проходит с "Калужской" иконой Божией Матери, в рамках празднования годовщины преставления равноапостольного князя Владимира и дня памяти блаженного Лаврентия.

Организатор: Калужский миссионерский отдел Калужской епархии.

Маршрут: От Свято – Троицкого Собора г. Калуги через более 30 насленных пунктов Калужской, Козельской, и Песоченская епархий с возвращением в Калугу

Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери

В Башкирии с 1992 года Башкортостанской митрополии проходит ежегодный Табынский крестный ход - шествие с Табынским образом Божией Матери.

Организатор: Уфимская и Салаватская епархия

Маршрут: проходит по районам Салаватской и Уфимской епархий Башкортостанской митрополии на место явления на р. Усолке у солёных ключей с. Курорт Гафурийского района, где более 450 лет назад обретен чудотворный образ.

Даты и продолжительность: Несколько крестных ходов могут начинаться из различных населенных пунктов в разные дни, при этом окончание ходов, сливающихся в завершение в одно шествие приурочено к девятой пятнице по Пасхе - дню празднования Табынской иконы Божией Матери.

Троицкий Крестный проходит вокруг Уфы: паломники проходят более 120 км и молятся о здравии и спасении всех жителей города Уфы.

Организатор: Уфимская епархия

Маршрут: Начинается от Сергиевского Собора Уфы и проходит по окраинам г. Уфы.

Даты и продолжительность: начинается ежегодно в день Святой Троицы и продолжается 5 дней.

Крестный ход с иконой Божией Матери "Знамение" Курской-Коренной

Курская икона Знамение Божией Матери - одна из древнейших икон Русской Церкви обретенная в XIII веке, во время татарского нашествия. В дни хода икона переносится из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь от Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни - 27 верст.

Организатор: Курская епархия.

Маршрут: Знаменский мужской монастырь - Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь.

Даты и продолжительность: ежегодно 9 пятница по Пасхе.

Крестный ход с иконой Божией Матери "Избавительница от бед" в Ташлу

Крестный ход с Ташлинской иконой Божией Матери, организованный силами казаков станицы Красноглинская Самарского окружного кзачьего общества, начался в 2014 году и прошел по территории Самарской, Нижегородской, Пензенской и Ульяновской областей. Ташлинская икона Божией Матери "Избавительница от бед" - чудотворная икона, почитаемая в Поволжье, главная святыня Самарской епархии – была обретена 21 октября 1917 года близ села Ташла Самарской губернии.

Организатор: Самарская епархия.

Маршрут: Самара - село Ташла, около 71 км.

Даты и продолжительность: начало в первый день Петрова поста, продолжительность 3 дня.

Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских

Крестный ход проходит ежегодно с 2000 года. Он посвящен памяти всех новомучеников и исповедников Российских, в том числе - мучеников Вавилова Дола: убиенных в годы советской власти насельников пещерного монастыря, некогда располагавшегося в живописном лесном массиве Заволжья. Общая протяженность крестного хода составляет 500 километров.

Организатор: Саратовская епархия.

Маршрут: Саратов - Вавилов Дол

Волжский Крестный ход начал свою историю с 1999 года. Тогда в преддверии 2000-летия Рождества Христова по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 20 июня от истока Волги начался Крестный ход по водам трех великих славянских рек: Волги, Днепра, Западной Двины. В 2000 году дореволюционная традиция освящения истока реки Волги и начало Волжского крестного хода были объединены в один праздник с этого времени. В 2016 году XVIII Волжский крестный ход пройдет в рамках празднования 1000-летия присутствия русского монашества на святой Горе Афон.

Организатор: Тверская епархия.

Маршрут: Ольгин монастырь в Волговерховье - Вознесенский собор города Калязин.

Каждый год в июле из Борисоглебского монастыря совершается крестный ход на источник преподобного Иринарха. Он посвящен почитаемому святому обители – прп. Иринарху Затворнику и символически соединяет собой село Кондаково – его родину и Борисоглебский монастырь – место его пребывания и упокоения. Крестный ход традиционно проводился свыше 300 лет. В годы Советской власти – не проводился. Возобновлен по старому маршруту в 1997 году. Крестный ход завершается в воскресенье. Протяженность: не более 60-65 км. Участники: свыше 2000.

Организатор: Ярославская и Ростовская епархия.

Маршрут: Борисоглебский монастырь – Троица–на–бору – Селище – Шипино – Кишкино – Комарово – Павлово – Ильинское – Красный Октябрь – Языково – Алешкино – Кучеры – Ивановское – Титово – Звягино – Емельяниново – Георгиевское – Никульское – Горки – Зубарево – Давыдово – Новоселка – Кондаково – колодчик преподобного Иринарха

Даты и продолжительность: Проводится ежегодно на 3 - 4-ой неделе июля. Сроки утверждаются Владыкой Ярославским и Ростовским Кириллом ориентировочно за месяц до его начала.

Календарь крестных ходов (по новому стилю). Весной Волгоградская епархия проводит пасхальный крестный ход на байдарках по рекам Волгоградской области (Бузулук, Хопер, Дон, Медведица). Головная лодка несет почитаемый список Урюпинской иконы Божией Матери, хранящийся в Покровском храме Волгограда. Список иконы упакован в водонепроницаемый футляр. В крестном плавании участвуют спортсмены-водники, краеведы, историки, журналисты и священнослужители. Длина похода в 2005 году составила 633 километра. Он продолжался 23 дня - с 15 апреля по 8 мая и проходил по маршруту Урюпинск - станица Зотовская - устье реки Кумылга - Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь - станица Перекопская - Кременско-Вознесенский мужской монастырь (недалеко от монастыря находится лагерь «Неупиваемая чаша», в котором живут и лечатся больные алкоголизмом и наркоманией) - станица Новогригорьевская - станица Трехостровская. 9 мая , в день Победы, эта икона возвращается в Волгоград и возглавляет ежегодный крестный ход на Мамаев курган. С иконой Урюпинской Богоматери в Волгоградской епархии устраивается каждый год, летом (в разное время) еще один крестный ход - по храмам города и области.

24 мая , в день празднования равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, отправляется крестный ход из Успенского собора Астрахани к Поклонному Кресту с изображением этих святых братьев. Крест воздвигнут в 1994 году на площади, находящейся на перекрещёнии улиц Калинина и Наталии Качуевской.

В самом конце мая - начале июня от истока Волги начинается Большой Волжский крестный ход по Тверской области. Впервые волжский крестный ход состоялся в 1999 году. Тверские и новгородские иерархи служат Божественную литургию в часовне над началом Волги, освящают волжскую воду в ее истоке. Затем речной крестный ход делает остановки в Ельцах, Осташкове, Старице, Твери, Конаково и Кимрах. Там, где речные участки делаются несудоходными, крестный ход продолжается на автобусах. Пройдя всю Тверскую область, волжский ход завершается в Калязине на границе с Ярославской областью. Длина хода по Волге - 700 километров. В 2008 году географии волжского хода расширилась: его провели с заходом в Торжок, Вышний Волочек, Удомлю, Максатиху, а также в Дубну Московской области. Главная святыня этого юбилейного (десятого) Волжского Крестного хода - десница святой великомученицы Татьяны. Наибольшее количество участников присутствует на начальном этапе похода, при водосвятном молебне на волжском истоке у деревни Волговерховье. Этот этап - наиболее сложный для организаторов, из-за недостатка места и отсутствия какой бы то ни было инфраструктуры. Неорганизованные паломники добираются к Волговерховью на личном автотранспорте. Каждый год крестный ход по Волге проходит под новым девизом. Первый был посвящен 2000-летию христианства и 450-летию преставления преподобного Нила Столобенского. Восьмой ход, в 2006 году, шел под девизом «за трезвость», в сопровождении иконы «Неупиваемая чаша». Девятый проводился с девизом «Вера, народ и Державное Отечество неразделимы». Но современный волжский ход на самом деле - не самый большой. В 1988 году первым волжским крестным ходом была пройдена вся Волге вплоть до Астрахани.

3 июня начинается и 8 июня завершается многолюдный православный Великорецкий крестный ход из Свято-Серафимовского храма города Кирова (Вятки) с чтимым древним списком Великорецкой иконы святителя Николая. Этому крестному ходу уже больше шестисот лет. В 1383 году крестьянин деревни Крутицы обнаружил чудотворный образ на берегу реки Великой. Впервые крестный ход состоялся около 1400 года, когда жители города (в то время он назывался Хлынов) перенесли к себе образ св. Николая. При этом они дали обет приносить чудотворную икону святого на место, где она была явлена - в село Великорецкое. Расстояние между селом и городом Вяткой - 155 километров. Маршрут проходит через Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово, местами проходит по лесным тропам, которые в дождливые дни делаются непроходимыми. Паломников сопровождают тучи гнуса, комары, на открытых участках напекает голову солнце. Среди участников хода бывают иностранцы. Число участников колеблется от 30 человек (в 1962) до 25 тысяч человек (в 1913 году). В последние годы число великорецких паломников - 6-9 тысяч человек. Некоторые ходят в Великорецкое уже по пятьдесят - шестьдесят лет подряд. Знаменита была паломница Маргаритушка, ходившая крестным ходом 70 раз, а когда ее из-за преклонных лет перестали благословлять на участие, ездила в святое место на автобусе. В 2000 году патриарх Московский и всея Руси Алексий II подписал указ о присвоении Великорецкому крестному ходу статуса всероссийского. Паломников сопровождают более сотни милиционеров, машины скорой помощи. Власти Кировской области обеспечивают паломников питьевой водой, устраивают столовые, туалеты на ночевках, палатки. По маршруту крестного хода санитарное ведомство проводит противоклещевую обработку леса, что немаловажно - паломничество совершается в самое клещевое время. На месте явления чудотворного образа, над святым источником на берегу реки Великой, устроена купальня и деревянные часовни, территория вокруг выложена плиткой, устроен спуск к реке Великой. Главное событие крестного хода - литургия у места обретения чудотворной иконы - происходит 6 июня . Участники паломничества за несколько лет восстановили находившийся в запустении храм в селе Горохово около Великорецка. Жители Кировской области называют Великорецкий ход «Вятской Пасхой». Считается, что этот ход способствует особому благополучию вятской земли: например, защищает от повсеместных прежде эпидемий холеры.

Летом, в июне (дата переходящая) проводится крестный ход с чудотворной иконой святителя Николая из города Кургана (южная Сибирь) до села Утятского, где эта икона была обретена в 1749 году. Длина паломнического пути - сорок километров, это расстояние паломники проходят за два-три дня. Из Утятского выходят малые крестные ходы к самому месту обретения иконы - реке Серебрянке. С этой же иконой совершались крестные ходы по всей Курганской епархии.

В июне проводится крестный ход из Пророка-Ильинского храма села Урлук в Читинской области к разрушенному Иоанно-Предтеченскому монастырю, основанному преподобным Варлаамом Чикойским. Ход посвящен почитаемому образу Божией Матери «Споручница грешных».

В десятых числах июня по сибирскому Красноярску проходит крестный ход со старинной чудотворной иконой Преображения Господня.

В конце июня совершается крестный ход со списком особо почитаемой в Сибири Абалакской иконы Пресвятой Богородицы. Ход начинается с молебна у чудотворного образа Божией Матери в Абалакском Знаменском мужском монастыре, затем движется в Иоанно-Введенский женский монастырь, а заканчивается молебном в Софийско-Успенском соборе Тобольска. Абалакский извод иконы «Знамение» увидела во сне благочестивая вдова из Тобольска Мария в семнадцатом веке. Написанную с ее слов икону пронесли крестным ходом из Тобольска в Абалак, в результате чего исцелилось множество больных. С этого начались чудеса, творимые иконой. В 1665 году она спасла первый стольный град Сибири от долгой и сильной засухи. С тех пор ежегодно по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Корнилия 8 июля крестным ходом чудотворный образ переносили из монастыря в Тобольск, а через две недели возвращали в обитель. В гражданскую войну иконабыла вывезена из России, но и ее список, хранящийся в Абалакском мужском монастыре, привлекает сотни паломников. В 2000 году по благословению архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия крестные ходы с Абалакской иконой были возобновлены. Список чудотворной иконы приносят в Тобольск для участия в церковном празднике в честь небесного покровителя города святителя Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского и всея Сибири.

1 июля во Владимире проходит крестный ход с Боголюбской иконой Божией Матери.Икона эта была написана в двенадцатом веке по видению св. князя Андрея Боголюбского.Богородица явилась князю, когда он вез из Киева в Ростов другой чудотворный образ - икону Богородицы, позже названную Владимирской. Богоматерь указала князю Андрею место, где надлежит поставить собор в ее честь, а также повелела оставить привезенную из Киева икону во Владимире. Благоверный князь выполнил оба повеления. На месте явления Богородицы позже вырос Свято-Боголюбский монастырь. Боголюбская икона Царицы Небесной находится сейчас во Владимирском Свято-Успенском монастыре. Крестный ход с одним из списков иконы движется от храма святых Константина и Елены в поселок Боголюбово, к месту явления Богородицы. Этот крестный ход был установлен еще в XVIII веке, в память чудесного прекращения по молитвам перед иконой эпидемии чумы.

На шестое воскресенье после Пасхи начинается крестный ход из Спирово в Иосифо-Волоцкий монастырь (Волоколамский район Московской области). В Спирове, в храме Введения во храм Пресвятой Богородицы, находится почитаемый древний резной образ св. Николая и икона преподобного Иосифа Волоколамского. Святыни по маршруту крестного хода возят на автомобиле.

На третий день после Троицы или в ближайшую к этому дню субботу проводится крестный ход от города Суджи Курской области до Мирополья на Украине с Пряжевской иконой Божией Матери. До 1939 года Мирополье входило в состав Курской области, и духовные связи между частями некогда единого территориального образования сохраняются до сих пор и поддерживаются крестным ходом. В первом же после длительного перерыва православном шествии, которое состоялось в 2005 году, приняло участие около 400 человек. Чудотворная Пряжевская икона Божией Матери написана в XVIII веке. Считается, что молитвы перед этой иконой помогают излечиться от костных и женских болезней. Образ хранится в Горнальском Белогоро-Николаевском мужском монастыре около города Суджи.

В 9-ю пятницу по Пасхе в городе Павловск Воронежской области совершается крестный ход на святой источник «Студеный колодец» с иконой Божией Матери Знамение, именуемой «Павловская». На источнике совершают молебен Божией Матери и панихиду по императору Петру I - основателю города Павловска. Традиция шествий на «Студеный колодец» установилась в восемнадцатом веке. Длина крестного хода - 10 километров.

В девятую пятницу после Пасхи совершается крестный ход на озеро Иргень в Забайкалье. Это озеро почитается уже двести лет, причем не только православными, но и язычниками-бурятами. Именно пастухам-бурятам явились некогда в видении трое мучеников-казаков, замученных здесь своим же атаманом. Они открыли пастухам свои имена: Симеон, Киприан и Иосиф, и наказали молиться за них и всю убиенную злым атаманом дружину. Это бурятское предание косвенно подтверждается другими источниками, например, староверским протопопом Аввакумом, почему озеро стало святым местом также для сибирских староверов. В конце девятнадцатого века некоей женщине, страдавшей хронической болезнью, было открыто имя четвертого мученика, Василия, и предание получило новое мистическое подтверждение. Приехав на Иргень, женщина получила исцеление. В просвещенном девятнадцатом веке епархиальные власти пытались бороться с самочинными паломничествами и запрещали их. Однако местные жители продолжали поклоняться убиенным воинам и чудотворной иконе Параскевы Пятницы. Эта икона неизвестным образом оказалась в юрте у одного местно бурята, который почитал ее вкупе с буддийскими святынями. Потом икона была перенесена в часовню на берегу Иргеня и стала предметом поклонения местных жителей: ламаистов, буддистов, православных. В ходе первого после 1917 года крестного хода был разработан маршрут (храм святого великомученика Пантелеимона на территории санатория Кука - станция Кука - станция Яблоновая - станция Сохондо - п. Ягодный - п. Иргень) и определены хронологические рамки крестного хода (9-я неделя по Пасхе с понедельника по пятницу).

В этот же день начинается крестный ход со списком Курско-Коренной иконы Божией Матери «Знамение». Курской эта икона называлась по месту своего пребывания, а Коренною - по месту обретения. Когда-то крестный ход со святыней собирал до 50 тысяч богомольцев. Именно это шествие изображено на знаменитой картине Репина «Крестный ход в Курской губернии». Сейчас оригинальная икона находится в Нью-Йорке, но и список с нее привлекает немногим меньшее число паломников (до 30 тысяч в 2005 году). Ход начинается от Знаменского собора благословением города Курска чудотворной иконой. На выходе из города икону устанавливают на машину. Паломников везут автобусами до Знаменского храма села Тазово, где крестный ход продолжается пешком и идет в монастырь Коренную пустынь, к месту обретения иконы. На следующий день у стен Коренного монастыря устраивается традиционная ярмарка. На Рождество Пресвятой Богородицы, 21 сентября, с осенним крестным ходом чтимая икона возвращается в Курск.

В 10-е воскресенье после Пасхи по правому берегу Волги и в последнее воскресенье перед Ильиным днем по левому проходят крестные ходы в городе Тутаеве Ярославской области. Во главе ходов находится большой чудотворный образ Спаса Всемилостивого из Воскресенского собора. Этому крестному шествию уже 300 лет. Перед Ильиным днем в Воскресенском соборе служится Божественная литургия, а потом образ Всемилостливого Спаса на специальных носилках переносят на паром и перевозят на другую сторону. В течение крестного хода полагается несколько раз пройти под иконой Спаса Всемилостивого. Паломники для участия в этом знаменитом крестном ходе приезжают со всей России.

В начале июля от ворот Казанского женского монастыря начинается многодневный крестный ход по Ярославской области. Нынешняя икона Ярославской Казанской Богоматери- недавний список с исчезнувшей после революции древней чудотворной иконы. Однако и список уже успел прославиться. Зафиксированы случаи исцеления от этой иконы по вере и молитвам к Богородице. Первый крестный ход с Ярославской Казанской иконой после длительного перерыва прошел с 2 по 14 июля 2002 года и собрал больше пяти тысяч участников. Богомольцами было пройдено пешком 104 километра, на автомобилях и автобусах преодолено 100 километров, отслужено 13 литургий и 53 молебна. Этот крестный ход сначала движется по левому берегу Волги, в городе Тутаеве перемещается на правый берег и по нему возвращается в Ярославль. Среди святых мест, которые посещают богомольцы во время хода, находится Свято-Введенский Толгский женский монастырь, одна из первых возрожденных еще в Советском Союзе, благодаря перестройке, обителей. Иногда шествие с Ярославской Казанской иконой встречается с тутаевским крестным ходом Спаса Всемилостивого.

9 июля , в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери, устраивается крестный ход в городе Болхове Орловской области. Святыня крестного хода - Чудотворная Тихвинская икона, которая находится в Христо-Рождественском храме города Болхова. Шествие начинается в Христо-Рождественской церкви и направляется к недавно восстановленному Троице-Оптину женскому монастырю в Болхове. Там, по преданию, около 1620 года на сосне произошло явление Тихвинской иконы. Известно предание и о том, как Богородица обошла вокруг ограды Оптина монастыря, благословляя свою обитель.

В этот же день проводится крестный ход с Тихвинской иконой в Ново-Тихвинском женском монастыре г. Екатеринбурга и в других храмах и монастырях, освященных в честь тихвинской иконы.

10 июля выступает семикилометровый крестный ход из поселка Суксун Пермской области в Тохтарево, к месту явления чудотворной иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». С этой иконой связана следующая история: чудотворный образ приплыл по реке Сылве к татарину Тохтарю. На этом месте была основана Тохтаревская мужская пустынь. На ее территории воздвигли Богородицкую церковь, где и находилась «Неопалимая Купина». Но в 1937 году церковь собрались уничтожить. Сторожиха Богородицкой церкви успела спасти чтимую икону, поставив в киот на ее место другую, менее ценную. До 1943 года верующие тайно поклонялись «Неопалимой купине», устраивая домашние молебны в деревне Кошелево. В войну в Суксуне открыли Петропавловскую церковь. Чтимую икону перенесли туда.

В 1995 году к этому месту, где находилась Тохтаревская церковь, совершили первый крестный ход. Он стал ежегодным. После молебна в Тохтарево участники хода купаются в водопаде Плакун, который считается целебным. Поселок Суксун также является, между прочим, родиной русского самовара.

12 июля , в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла начинается крестный ход из Балакова Саратовской области. Ход посвящен памяти новомучеников и исповедников российских. Он проходит через Криволучье, Малое Перекопное, женский Свято-Никольский монастырь, город Пугачев, Ивантеевку, и заканчивается в Вавиловом доле 17 июля, в день убиения святых царственных мучеников. В Вавиловом доле некогда стоял монастырь, разрушенный коммунистами. Там же находились почитаемые святые источники. Сейчас святой источник в Вавиловом доле снова благоустроен. Монахи здешнего монастыря вошли в сонм новомучеников, и место, на котором стоял монастырь, вдвойне свято.

19 июля совершается крестный ход из Уфы к святому источнику, который чудесным образом появился на месте спасения от погибели души некоего крестьянина Стефана. По преданию, Стефан был обвинен по ложному доносу и в отчаянии решил повеситься, но на дереве, которое он избрал для совершения самоубийства, явилась икона Божией Матери, сошедшая после его молитв ему в руки. Сейчас та икона утеряна, но в Уфе, в Благовещенском женском монастыре, находится ее почитаемый список.

21 июля в Приморье, в Уссурийском Рождества Богородицы женском монастыре, в праздник Казанской иконы Божией матери, проводится крестный ход с двумя почитаемыми иконами: «Объятия Отча» Уссурийская и Большая Казанская. В конце праздничного шествия верующие проходят под чудотворными иконами.

31 июля традиционно проводится крестный ход жителей закрытого города Сарова (Арзамас-16) в Серафимо-Дивеевскую обитель, к мощам святого Серафима Саровского. 1 августа саровцы возвращаются обратно.

2 августа , в праздник Ильи Пророка, в Ярославской области начинается крестный ход, посвященный памяти преподобного Иринарха-затворника. Святые мощи этого затворника, который оказал духовную поддержку князю Пожарскому и прославился тем, что 38 лет провел в уединении и в веригах, покоятся в Ростовском Борисоглебском монастыре. Вериги преподобного, налагаемые на больных, знамениты своей исцеляющей силой. Во время паломнического шествия, ведущего из Борисоглебского монастыря к источнику преподобного Иринарха, богомольцы по очереди надевают на себя вериги этого святого, а в конце крестного хода купаются в его источнике (он находится на родине преподобного, в селе Кондаково, в сорока километрах от монастыря).

Летом проводятся на Дальнем Востоке России крестные ходы с Албазинской иконой Божьей матери «Слово плоть бысть». Начинаются они в Благовещенске, а доходили даже до Москвы и Сахалина. Впервые крестные ходы с Албазинской иконой были проведены по решению Синода в 1902 году. Крестный ход начинался в Духов день и проходил на корабле по селам, стоящим на берегу Амура. Паломнические шествия с чудотворной иконой возобновились в 1997 году, после того, как в 1991-м краеведческий музей вернул чудотворную икону верующим неповрежденной, в целости и сохранности. Возобновлена и традиция крестного хода по водам Амура. История дальневосточной святыни такова: икону привез в Албазинский острог на берегу Амура иеромонах Гермоген. Икона уже в то время считалась чудотворной. Казаки, защищавшие острог от сибирских князьков и китайцев, не раз обращались к ней за заступничеством. В 1868 году Албазинскую икону перенесли в Благовещенск, и в 1900-м, во время боксерского восстания в Китае, она защитила город от китайских экстремистов. После революции также произошло чудо: вместо того, чтобы исчезнуть, как многие древние иконы, Албазинская Божия Матерь дождалась лучших времен, пролежав 70 лет в запасниках краеведческого музея.

28 августа , на Успение Пресвятой Богородицы, совершается крестный ход в Северной Осетии из Беслана в Куртатинское ущелье. Цель паломничества - Харисджин, место в Куртатинском ущелье, где на самой вершине холма, над пропастью, стоит каменная горская церковь с деревянным крестом на крыше. Это остатки старинного осетинского селения Майрамыкау. Здесь, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы шестьсот лет хранилась чудотворная Иверская икона Богоматери, подаренная осетинским христианам грузинской царицей Тамарой.В восемнадцатом веке икону перенесли в Моздок, и образ стал называться Моздокским. Во время Великой Отечественной войны он был утрачен, в учрежденном в 2000-м году в Беслане Свято-Успенском монастыре хранится список с чудотворной иконы. Иверская Моздокская икона обладала одной важной особенностью - как и образ Параскевы Пятницы на озере Иргень, Моздокская икона почиталась не только православными, но и армянами-монофизитами, раскольниками-старообрядцами, местными мусульманами.

29 августа в Костроме проходит крестный ход в честь обретения чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, которой был благословлен на царство первый Романов - Михаил Феодорович. Эта икона, изображение на которой всегда было хорошо видно, внезапно потемнела в год начала первой мировой войны. Ход, который собирает до десяти тысяч паломников, начинается в Богоявленском соборе Богоявленско-Анастасьиного женского монастыря и завершается в храме Спаса на Запрудне, на месте которого была некогда явлена Феодоровская икона.

18 сентября в Тутаеве Ярославской области проводится еще один крестный ход с древним образом Спаса Всемилостивого.

21 сентября , на Рождество Пресвятой Богородицы, с крестным ходом в Курск возвращается из Коренной пустыни икона Курско-Коренной Божией матери «Знамение».

4 ноября , в праздник Казанской иконы Божией матери, происходит крестный ход с почитаемыми иконами «Объятия Отча» и Казанская в Уссурийском Рождества Богородицы женском монастыре в Приморье.

Материал подготовил Сергей Иванов

Еще не так давно мы все следили за событиями Всеукраинского шествия мира, любви и молитвы, который стал настоящим свидетельством веры нашего народа. Однако не все, пожалуй, знают, как появилась традиция подобных ходов у православных, каков ее смысл и ветхозаветные истоки. Попробуем это выяснить.

Не флешмоб и не демонстрация

Что важно знать? Крестным ходом (не путать с Крестовыми походами) называется не любое народное шествие, иначе его можно было бы спутать с демонстрацией или каким-нибудь флешмобом. Даже внешняя атрибутика, наличие икон, креста, хоругвей не может быть залогом того, что он является именно таковым.

Во-первых, такая процессия всегда имеет абсолютно конкретную цель, повод (о них мы будем говорить чуть ниже). Во-вторых, совершаться она должна только по благословению архипастыря, архиерея. В-третьих, возглавлять такое шествие обязательно должен законно рукоположенный священник или тот же архиерей.

Но это тоже, скажем так, лишь организаторские, формальные признаки ходов, отнюдь не отвечающие за их успешность. Главное же, что должно присутствовать на таком шествии верующих, — это общий молитвенный дух, единство веры, взаимная любовь и уважение. Без них любая подобная «акция» грозит превратиться в обычную прогулку, а то и вовсе — что гораздо хуже — в магический прием. Подчеркнем, что важен здесь не только молитвенный, но общинный дух, причем мирно настроенный ко всем, даже врагам.

Зачем народ идет с крестами и иконами?

Итак, мы можем говорить о том, что такие церковные хода являются видом общей молитвы. Конечно, тогда невольно возникает вопрос: зачем же выходить на улицу, совершать какие-то шествия, если помолиться можно и в храме? Ответ на него такой же, как и на вопрос: зачем нужны посты и поклоны? Мы это делаем, когда хотим прибавить к своей молитве какую-то жертву, чтобы она была услышана.

Является ли крестный ход манифестацией своей веры? Возможно, со стороны это именно так и выглядит. Но главной целью это, безусловно, не является. Его цель — призывание Божьей благодати, в первую очередь, на всех людей, верующих и неверующих, на место, где они проходят: город, страну и, в конечном итоге, на весь мир.

Кроме того, через такие молитвенные торжественные шествия освящаются природные стихии: огонь, вода, воздух. Раньше люди лучше понимали, что любые стихийные бедствия — это не просто абстрактные проблемы экологии, а гнев Божий за наши грехи. Поэтому и совершали такие народные процессии, чтобы умолить Господа о помиловании.

С собой крестоходцы несут кресты (почему он и называется крестным ходом), иконы, хоругви. Хоругви — это священные церковные знамена, которые не стоит путать с государственными, так как власть Христова «не от мира сего». Самым первым несут фонарь (в знак Евангельского света, просвещающего весь мир).

Крест — это главное знамя христиан, символ победы над смертью, свидетельство веры. Поэтому без него ход, конечно, немыслим. Через иконы сами святые, воинство небесное также незримо принимает в нем участие. Иногда, в день памяти святого или его прославления, по особым случаям, шествия совершаются также с мощами угодников Божьих.

Ветхозаветные прообразы

Самым первым прообразом такого шествия верующих, пожалуй, может служить сорокалетний поход израильтян по пустыне в поисках земли обетованной. Самый яркий пример действенной силы таких народных процессий — взятие Иерихона. Об этом повествует Книга Иисуса Навина (Нав. 5:13-6:26).

В особом откровении ему было велено семь дней обходить этот город с Ковчегом Завета, при этом трубя в трубы. Ковчег несли священники, воины шли сзади. На седьмой день израильтяне затрубили в трубы, стали восклицать громко и в один голос, после чего обрушилась стена Иерихона, и город сдался.

Также у евреев в праздник Кущей была традиция семидневного торжественного шествия вокруг алмемара (место в синагоге) с пальмовыми ветвями. Еще одним ярким прообразом может служить перенесение Ковчега Завета царем Давидом в Иерусалим, в котором участвовал весь народ израильский «с восклицаниями и трубными звуками».

Иоанн Златоуст и установление традиции

Во времена земной жизни Спасителя примером крестного хода может служить Его торжественный вход в Иерусалим. Тогда все люди встречали Его со словами «Осанна!» и стелили пальмовые ветви под ноги. Мы знаем, что уже в первые века в раннехристианской общине существовала традиция в день Пасхи символически, по примеру жен-мироносиц, обходить храм со свечами в руке.

Это можно считать началом традиции, но самого чина (порядка) еще не существовало. Затем, известно, что новообретенные мощи святых точно так же торжественно переносили всей общиной. Эти процессии совершались ночью и сопровождались общей молитвой в виде пения гимнов (псалмов). Их называли литиями (не путать с современным их видом) или литиниями. Они-то и послужили началом современного чинопоследования крестного хода.

Авторство же первого чина традиционно приписывают святителю Иоанну Златоусту. Вначале они были созданы в противовес арианам — святитель не хотел, чтобы люди участвовали в их воскресных увеселительных собраниях. Затем во времена, когда жил Златоуст (IV век), последовал ряд стихийных бедствий. Так из простой благочестивой традиции они перешли в общецерковную практику, где и закрепились.

Крестный ход на Руси

На Русь данные торжественные шествия с участием верующих пришли вместе с христианством из Византии. Вспомним, что и само крещение Киевской Руси предварялось большим походом людей к реке Днепр в ответ на призыв князя Владимира. Также уже прославление первых русских святых, страстотерпцев Бориса и Глеба, перенесение их мощей в 1115 г. сопровождалось всенародной церковной процессией.

Молитвенные шествия народа получили такое распространение на русских землях, что Священный Синод даже вынужден был принять постановление о запрете стихийно проводимых ходов. Расцвет же популярности традиции крестного хода в России пришелся на начало XX века. Тогда в них принимали участие даже царские семьи. Самый яркий пример — прославление преподобного Серафима Саровского в 1903 году. Тогда в нем приняли участие от ста до трехсот тысяч людей, включая самого императора Николая II с семьей.

Сложно переоценить также роль покаянных ходов для истории русского государства. Они неоднократно спасали от моровых язв, пожаров и военных вторжений не только Москву, но и другие значимые города, благодаря чему здесь так прославились образа Божией Матери, особенно Владимирская, Тихвинская, Казанская и еще очень много других. Недаром ведь тот же Серафим Саровский говорил, что «Россия спасется Крестными ходами».

Виды молитвенных шествий

Существует много разновидностей крестного хода в соответствии с разными критериями. По продолжительности они делятся на однодневные и многодневные. В зависимости от времени совершения могут быть:

  • ежегодные (установленные, например, на Пасху и Богоявление);
  • чрезвычайные , или одноразовые (совершаемые по определенному поводу).

В зависимости от причин они делятся на:

  • праздничные , или торжественные — совершаемые в честь определенного праздника;
  • благодарственные — в благодарность за Божью помощь и милосердие по какому-то поводу, к ним также относятся и хода в честь освящения храма;
  • умилостивительные — вид общей молитвы в начале важного церковного или государственного события;
  • покаянные — шествия верующих, совершаемые во времена народных бедствий (голода, войны, эпидемий, землетрясений и др.) с просьбой об избавлении от них.

Необычные хода нового времени

Сегодня появилось очень много новых видов необычных церковных процессий, которые, конечно же, имеют ту же силу, если совершаются с верой, а не только с намерением удивить. Стоит хотя бы упомянуть о том, что особую популярность уже в нашем веке получила такая их разновидность, как крестный лет . Святыня (мощи или икона) с молитвой перевозится на самолете или вертолете на большие расстояния.

Помимо воздушных , гораздо раньше стали осуществляться и водные . Такой крестный ход особенно удобен для отдаленных, труднодоступных мест. Необычным явлением можно назвать байкерские перемещения с иконами и хоругвями, в которых принимают участие даже священники. Сегодня популярность также обретают детские молитвенные шествия, особенно с молитвой за мир. Они также являются ярким свидетельством веры.

А вот в скиту Оптиной пустыни также каждый день проходит необычная молитвенная процессия, в которой принимают участие… кошки. Это видео можно посмотреть здесь:


***
Крестный ход - это православный обряд, осуществляемый
в форме благоговейного шествия верующих
с иконами, крестами, хоругвями и
другими христианскими святынями,
организуемого с целью прославления Бога,
испрашивания у Него милости
и благодатной поддержки.

"Крестный ход на Флора и Лавра". Художник Александр Маковский. 1921 год

Крестный ход может совершаться или по замкнутому маршруту, например, вокруг поля, села, города, храма, или по особому, где исходный и конечный пункты следования различны.

Крестный ход глубоко символичен. Торжественный колокольный звон выражает торжество Креста Христова, величественно носимого, окружённого сонмом верных, которые следуют за ним как воины за своим знамением. Крестный ход идёт под предводительством святых, иконы которых несут впереди. Крестные ходы освящают все стихии природы (землю, воздух, воду, огня). Это происходит от икон, фимиама, осенения напрестольным крестом всех сторон света, окропления водой, горения свечей…


Практика совершения Крестных ходов имеет древнее происхождение. Возникли крестные ходы в IV веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами.


Крестный ход в Курской губернии

Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский, видя колебания императора. Позже в Константинополе для избавления от массовых болезней выносили из храмов Животворящее Древо Честнаго Креста и носили по улицам города.


Крестный ход в Москве

Непосредственным поводом к организации умилостивительных шествий могли служить чрезвычайные обстоятельства, например, стихийные или природные бедствия (землетрясения, наводнения, засухи, неурожай), эпидемии, угроза захвата территории врагом.


Крестный ход в Санкт-Петербурге

Подобные шествия сопровождались общими молитвами, содержащими прошения к Богу оградить землю и проживающих на ней жителей от бед. В случае осады города маршрут следования мог пролегать вдоль городских стен или по стенам.
Во времена распространения ересей совершались особые Крестные ходы, мотивированные стремлением защитить Православную веру от поругания, а самих верующих от ошибок и заблуждений.


Всеукраинский Крестный ход, июль 2016 года

Со временем в Церкви укоренилась практика совершения торжественных Крестных ходов. Такие ходы осуществлялись в некоторые праздничные дни, при освящении храмов, перенесении мощей святых угодников, чудотворных икон.


Одним из древнейших, ветхозаветных прообразов Крестных ходов служит семидневное обхождение Израильским народом стен Иерихона (Нав.6:1-4), торжественный перенос ковчега Завета из дома Аведдара в город Давидов (2Цар.6:12).

Неотъемлемым знаком любого крестного хода являются хоругви. Во время путешествия сынов Израилевых в Обетованную землю все 12 колен совершали свое путешествие вслед своих знамений, или хоругвей, и всякое знамя несли впереди за скинией, а за ним следовали все их колена. Как во Израиле хоругви имелись во всяком колене свои, так и у нас при всяком церковном приходе находятся во храме свои хоругви. Как все колена Израилевы путешествовали вослед своих хоругвей, так и у нас всякий приход во время Крестного хода следует вослед своих хоругвей.
Вместо же тогдашнего трубоглашения ныне у нас совершается церковный благовест, отчего освящаются весь воздух вокруг и все люди, а вся сила бесовская прогоняется.

Крестные ходы в России

Предлагаем вам малую толику о некоторых известных крестных ходах в епархиях Русской Православной Церкви. В реальности их конечно больше, крестные ходы проводятся ежегодно практически в каждой епархии.

Георгиевский Крестный ход

Георгиевский Крестный ход по местам воинской славы и героической обороны Ленинграда проходит в Санкт-Петербурге ежегодно. Начало традиции было положено в 2005 году, в год 60-летия победы в Великой Отечественной войне. Помянуть погибших защитников Ленинграда на местах боев и захоронений собираются ветераны войны, представители поисковых отрядов, молодежной организации "Витязи", скауты, курсанты военных ВУЗов, прихожане храмов Петербурга.




Организатор: Настоятель петербургского храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Шпалерной протоиерей Вячеслав Харинов.

Маршрут: От Невского пятачка (г. Санкт-Петербург) через Синявинские высоты к Успенскому храму села Лезье-Сологубовка, рядом с которым находится Парк мира.

Великорецкий крестный ход

Один из крупнейших ежегодных крестных ходов России. Проходит с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой Николая Чудотворца. Крестный ход известен с начала XV века. Первоначально совершался по рекам Вятке и Великой на лодках и плотах в первое воскресенье после праздника перенесения святых мощей Святителя Николая в Бар-град (22 мая). С 1668 года по благословению епископа Вятского Александра установлена новая дата празднования - 24/6 июня. Позже, с 1778 года разработан и новый маршрут - сухопутный, действующий и поныне. За 5 дней пути паломники проходят 150 км.


Организатор: Вятская епархия.

Маршрут: Начинается 3 июня от Свято-Серафимовского собора в Кирове, проходит через поселок Макарье, села Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово. Конечный пункт - село Великорецкое, где проводятся молебны в храмах и на берегу реки Великой. Паломники возвращаются обратно через село Медяны и поселок Мурыгино и 8 июня прибывают в Киров.

Крестный ход на Ганину яму

Ход проходит в память убиенной царсской семьи ежегодно июле. Участники хода идут от Храма-на-Крови к монастырю Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме. Идут дорогами, по которым в 1918 году везли тела убитых Романовых. В 2015 года ход собрал около 60 тыс. паломников.


Организатор: Екатеринбургская епархия.

Маршрут: Храм-на-Крови - центр Екатеринбурга - ВИЗ- Таганский ряд - Сортировку - поселок Шувакиш - монастырю Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме.

Калужский крестный ход

Крестный ход проходит с "Калужской" иконой Божией Матери, в рамках празднования годовщины преставления равноапостольного князя Владимира и дня памяти блаженного Лаврентия.


Организатор: Калужский миссионерский отдел Калужской епархии.

Маршрут: От Свято – Троицкого Собора г. Калуги через более 30 насленных пунктов Калужской, Козельской, и Песоченская епархий с возвращением в Калугу

Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери

В Башкирии с 1992 года Башкортостанской митрополии проходит ежегодный Табынский крестный ход - шествие с Табынским образом Божией Матери.


Организатор: Уфимская и Салаватская епархия

Маршрут: проходит по районам Салаватской и Уфимской епархий Башкортостанской митрополии на место явления на р. Усолке у солёных ключей с. Курорт Гафурийского района, где более 450 лет назад обретен чудотворный образ.

Даты и продолжительность: Несколько крестных ходов могут начинаться из различных населенных пунктов в разные дни, при этом окончание ходов, сливающихся в завершение в одно шествие приурочено к девятой пятнице по Пасхе - дню празднования Табынской иконы Божией Матери.

Уфимский Троицкий Крестный ход

Троицкий Крестный проходит вокруг Уфы: паломники проходят более 120 км и молятся о здравии и спасении всех жителей города Уфы.


Организатор: Уфимская епархия

Маршрут: Начинается от Сергиевского Собора Уфы и проходит по окраинам г. Уфы.

Даты и продолжительность: начинается ежегодно в день Святой Троицы и продолжается 5 дней.

Крестный ход с иконой Божией Матери "Знамение" Курской-Коренной

Курская икона Знамение Божией Матери - одна из древнейших икон Русской Церкви обретенная в XIII веке, во время татарского нашествия. В дни хода икона переносится из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь от Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни - 27 верст.


Организатор: Курская епархия.

Маршрут: Знаменский мужской монастырь - Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь.

Даты и продолжительность: ежегодно 9 пятница по Пасхе.

Крестный ход с иконой Божией Матери
"Избавительница от бед" в Ташлу

Крестный ход с Ташлинской иконой Божией Матери, организованный силами казаков станицы Красноглинская Самарского окружного кзачьего общества, начался в 2014 году и прошел по территории Самарской, Нижегородской, Пензенской и Ульяновской областей. Ташлинская икона Божией Матери "Избавительница от бед" - чудотворная икона, почитаемая в Поволжье, главная святыня Самарской епархии – была обретена 21 октября 1917 года близ села Ташла Самарской губернии.


Организатор: Самарская епархия.

Маршрут: Самара - село Ташла, около 71 км.

Даты и продолжительность: начало в первый день Петрова поста, продолжительность 3 дня.

Крестный ход памяти всех новомучеников
и исповедников Российских

Крестный ход проходит ежегодно с 2000 года. Он посвящен памяти всех новомучеников и исповедников Российских, в том числе - мучеников Вавилова Дола: убиенных в годы советской власти насельников пещерного монастыря, некогда располагавшегося в живописном лесном массиве Заволжья. Общая протяженность крестного хода составляет 500 километров.


Организатор: Саратовская епархия.

Маршрут: Саратов - Вавилов Дол

Волжский крестный ход

Волжский Крестный ход начал свою историю с 1999 года. Тогда в преддверии 2000-летия Рождества Христова по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 20 июня от истока Волги начался Крестный ход по водам трех великих славянских рек: Волги, Днепра, Западной Двины. В 2000 году дореволюционная традиция освящения истока реки Волги и начало Волжского крестного хода были объединены в один праздник с этого времени. В 2016 году XVIII Волжский крестный ход пройдет в рамках празднования 1000-летия присутствия русского монашества на святой Горе Афон.


Организатор: Тверская епархия.

Маршрут: Ольгин монастырь в Волговерховье - Вознесенский собор города Калязин.

Иринарховский крестный ход

Каждый год в июле из Борисоглебского монастыря совершается крестный ход на источник преподобного Иринарха. Он посвящен почитаемому святому обители – прп. Иринарху Затворнику и символически соединяет собой село Кондаково – его родину и Борисоглебский монастырь – место его пребывания и упокоения. Крестный ход традиционно проводился свыше 300 лет. В годы Советской власти – не проводился. Возобновлен по старому маршруту в 1997 году. Крестный ход завершается в воскресенье. Протяженность: не более 60-65 км. Участники: свыше 2000.


Организатор: Ярославская и Ростовская епархия.

Маршрут: Борисоглебский монастырь – Троица–на–бору – Селище – Шипино – Кишкино – Комарово – Павлово – Ильинское – Красный Октябрь – Языково – Алешкино – Кучеры – Ивановское – Титово – Звягино – Емельяниново – Георгиевское – Никульское – Горки – Зубарево – Давыдово – Новоселка – Кондаково – колодчик преподобного Иринарха

Даты и продолжительность: Проводится ежегодно на 3 - 4-ой неделе июля. Сроки утверждаются Владыкой Ярославским и Ростовским Кириллом ориентировочно за месяц до его начала.

Изменения в федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в простонародье называемые новым законом о митингах , всё же вступили в силу. Этот закон ставит новые задачи и перед Церковью: ведь крестный ход – это шествие, и православные пикеты – тоже традиционная форма выражения гражданской позиции православной общественности. Корреспондент Правмира выясняет последствия вступления в силу нового закона у юристов и законодателей.

Теперь, согласно новым правилам, штраф для физических лиц за «нарушение порядка проведения митинга» будет составлять от 10 до 20 тысяч рублей, а при нанесении ущерба здоровью или имуществу - до 300 тысяч рублей. Верхняя граница штрафов для должностных лиц составляет 600 тысяч рублей, а для юридических - миллион рублей.

В новой редакции появились в качестве санкций обязательные работы. Кроме того, запрещается находиться на митингах в масках и организовывать «массовое одновременное пребывание граждан в общественных местах», если оно грозит нарушением общественного порядка. Проводить митинги закон советует в специально определённых региональными властями местах, а вне их - лишь по согласованию с государственными или муниципальными органами.

Оппозиция и гражданские активисты мгновенно окрестили новый закон антиконституционным. Впрочем, он вызвал обеспокоенность и у людей, далёких от политики. Представители Православной Церкви, например, обеспокоены ужесточением процедуры организации крестных ходов и молебнов. Что ожидает тех, кто решил собраться «больше трёх», и имеет ли право власть принимать подобные меры?

Для чего нужен новый закон?

Это безусловно антиконституционный закон, который необходимо оспаривать в Европейском суде, - убеждён политолог . - Митинги должны носить уведомительный, а не разрешительный характер. Свобода собраний закреплена у нас в Конституции именно как свобода , то есть гражданин вправе реализовывать это право и без участия государства.

Впрочем, его коллега, политолог Анатолий Гагарин, настроен менее категорично.

Скорее всего, данный закон будет играть профилактическую роль, определять берега, которые не стоит переступать, - предположил он. - Государство в любом случае должно было принять какие-то меры, чтобы упорядочить практику проведения митингов. Сейчас массовые выступления зачастую проводятся по поводам и без, не имея реальной цели. В законе, например, будут запрещено лукавство - митинги под видом прогулок. Что ж, власть имеет право не допускать, чтобы её обманывали . Но, конечно, меня волнует, как сложится правоприменительная практика. Хоть Россия - и не страна прецедентного права, но у нас огромное значение имеет правоприменение. Меня беспокоит, как этот закон будет применяться к тем, кто, например, случайно оказался на месте митинга? Словом, к закону необходима дополнительная инструкция, чётко разъясняющая эти моменты.

- Что касается крестных ходов и других подобных массовых мероприятий и шествий, они всегда были сложными мероприятиями, требовали хотя бы временного перекрытия движения, а потому и раньше согласовывались с администрацией и полицией. Единственным изменением стало увеличение возможностей для произвола местных органов власти, которые теперь вправе не разрешить его проведение. Впрочем, администрация и раньше могла отказать в проведении каких-то акций под предлогом организации других мероприятий. Теперь им не нужно будет мотивировать свой отказ, и только, - пояснил политолог.

С тем, что процедура организации массового мероприятия не так существенно отличается от предыдущей, согласны и некоторые представители оппозиции.

В том, что касается процедуры, в принципе, ничего существенно не изменилось. Администрация и раньше отказывала нам в проведении определённых мероприятий, но если раньше эти запреты можно было как-то обжаловать в судах, то теперь у них появился законный способ не допустить собрания граждан - своего рода, способ очистить их совесть, - считает депутат Молодежного Парламента Свердловской области, член КПРФ Ростислав Журавлёв.

В КРПФ убеждены - закон будет применяться точечно, лишь к членам оппозиционных партий, и положительного эффекта принести не способен.

Сейчас мы стараемся, пытаемся соблюсти законный порядок организации митинга - подаём заявки, сотрудничаем с полицией. Но представьте, если меня даже один раз оштрафуют на 300 тысяч, как организатора мероприятия - я просто перестану этим заниматься. Вместо меня придут другие люди, которым уже не важно будет соблюдать закон. Когда же в стране начнутся социально-экономические потрясения, на улицы будут выходить простые горожане, не искушённые в политических вопросах. Они невольно допустят нарушения и пострадают больше всего от этого закона, - поясняет секретарь Свердловского обкома КПРФ по работе с молодежью Игорь Файфер .

Закон принят впопыхах, в ответ на митинговую активность граждан, - считает заместитель председателя Законодательного Собрания Свердловской области, член партии «Справедливая Россия» Георгий Перский . - Но ведь она началась не на пустом месте, а на волне фальсификаций выборов, в результате которой люди разочаровались во власти и попытались докричаться до неё хотя бы таким способом. Закон по своей сути коррупционный, поскольку он предоставляет очень широкие возможности для усмотрения правоприменителей, в частности, органов местного самоуправления и региональных властей. Именно они должны выбрать место для проведения акций, и не исключено, что такое место будет выбрано одно на всю область.

Свадьба – пикет или митинг?

Обеспокоенность в связи с новыми правилами выразил и другой член «Справедливой России», депутат Таганского района Москвы юрист Илья Свиридов .

Новый закон о митингах, к сожалению, теперь будет действовать в отношении любых относительно крупных скоплений людей. Относительно – потому что право определения, что некоторое количество человек, собравшихся в одном месте по какому-либо поводу, являются публичным мероприятием, будет принадлежать правоохранительным органам, то есть – конкретным людям в форме. Поэтому надо читать закон, и учиться согласовывать с властями любые уличные мероприятия, - считает депутат.

Действительно, согласно закону № 54-ФЗ: «Публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений », то есть под данное определение может попасть самый широкий спектр акций.

В частности, при обсуждении нового закона о митингах на думском профильном комитете, депутат Д. Гудков метко подметил, что его свадьба, которая запланирована на июль, наверняка будет признана публичным мероприятием, так как соберет много политиков и оппозиционеров. Поэтому он заранее будет ее согласовывать с властями, - продолжает Илья Свиридов. - Кроме свадеб, празднеств и фестивалей, к публичным мероприятиям, похоже, будут отнесены и религиозные обряды. В частности, уличные молебны и крестные ходы вполне могут быть расценены как «митинг» и «шествие» соответственно. И если на них не будет получено разрешение, то на организатора (скорее всего, на РПЦ - как общественную организацию) может быть наложен штраф - от 70 до 200 тысяч рублей. Если же «виновным» посчитают конкретного батюшку, то штраф гуманнее - от 20 до 30 тысяч рублей. А если, не дай Бог, во время крестного хода будет «создана помеха движению пешеходов», то штраф могут выписать уже более серьезный - батюшке от 30 до 50 тысяч, РПЦ - от 250 до 500 тысяч рублей.

Федеральный закон передает право определения порядка согласования публичных мероприятий властям субъектов Федерации. В Москве, к примеру, действует Закон города Москвы № 10 от 4 апреля 2007 года «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований». Согласно ст. 2 этого закона, для проведения законного публичного мероприятия нужно подавать заявление в орган исполнительной власти, не ранее 15 и не позднее 10 дней до даты мероприятия. Если количество предполагаемых участников не превышает 5 000 человек, то заявка подается в префектуру соответствующего округа. Если превышает - то уже в Правительство Москвы, - разъясняет депутат.

Вообще же я лично считаю, что это - абсурд, и очередной пример непрофессионализма «законодателей», которые однозначно должны были определить, что религиозные мероприятия, связанные с отправлением культа, не подпадают под действие нового закона. Теперь же вопросы духовной жизни россиян фактически переданы в ведение мирских властей, что является явным нарушением конституционного права на свободу вероисповедания, закрепленного 28 статьей Конституции РФ, - подчёркивает Свиридов.

Как пройти крестным ходом?

Новый закон вызывает тревогу и у людей, не связанных с политикой. В частности, кандидат юридических наук, вице-президент фонда «Возвращение» Даниил Петров считает - новый закон является лишь показателем страха властей перед народом, и ощутимой польз не принесёт.

Очень трудно согласовать каждый крестный ход - на Светлой неделе, например, некоторые храмы устраивают их каждый день. При этом лично я, участвуя в таких крестных ходах, не раз видел, как они, когда приход непосредственно выходит на улицу, вызывают временные затруднения в проезде транспорта, в проходе пешеходов. Идеальное подпадение под введенный сегодня Думой и Президентом запрет! - отмечает Даниил. - Попытки власти бороться со смекалкой своего народа, как правило, заканчиваются такими вот нелепицами (ведь понятно, против каких недавних починов политически активных граждан введёны эти запреты: против так называемых «контрольных прогулок» тех, кто недоволен властью и тому подобное).

При этом Даниил Петров надеется, что, по советскому обыкновению избирательно применяя закон, власти не решатся штрафовать участников крестных ходов и прочих безобидных шествий. Но вот к людям, не разделяющим оптимизма по поводу действующей власти, закон будут активно применять.

С точки зрения правового государства это, конечно, недопустимо - правовая норма не может избирательно применяться к одним гражданам и не применяться к другим. Нынешняя власть в России склонна к ностальгии и плохо скрываемой любви ко всему советскому. Вот и во вступивших сегодня в силу законах о митингах проявилась традиционное для советской власти боязнь своего собственного народа. Посоветовал бы законодателям в принятии решений руководствоваться разумом, интересами развития и взросления нашего общества, а не страхом перед этими неминуемыми явлениями, - подытожил Даниил Петров.

В Церкви не против более четкого контроля за проведением крестных ходов и молебнов:

– Верующие люди, как во время крестного хода, так и во время какой-то общественной акции, конечно, должны соблюдать порядок, не должны портить чьё-то имущество, оказывать неповиновение представителям правоохранительных органов, – Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям с обществом протоиерей Всеволод Чаплин .

В этом смысле закон дисциплинирует и православных людей , что совершенно правильно. Это касается как гражданской активности, которая может выражаться в том числе в массовых мероприятиях под открытым небом, и в совершении крестных ходов и других богослужений вне церковной территории. Таких богослужений и мероприятий сейчас становится больше, и слава Богу, но одновременно, согласно поправкам в закон о митингах, теперь при этом будет нужно проявлять больше ответственности и дисциплинированности.

Протоиерей Всеволод подчеркнул:

Мне кажется, что принятие изменений в закон - это шаг в правильном направлении, но и законодатель, и правоприменитель должны помнить, что массовые мероприятия - это не только политические митинги, но и богослужения, и концерты, и народные торжества, а иногда даже свадьбы и похороны. Поэтому, возможно, в будущем стоит посмотреть на практику правоприменения и, может быть, сделать различия между политическими и неполитическими акциями.

Впрочем, у нового закона есть и сторонники.

Право на митинг vs право на мирную жизнь

Я не вижу проблем в связи с его принятием. Речь идёт об урегулировании данных отношений, только и всего, - считает депутат Областной думы, член фракции «Единая Россия» и «Народного фронта» Евгений Артюх . - Мы признаём права людей, желающих собираться на массовые мероприятия, но нужно учитывать и права на мирную жизн ь тех, кто не ходит на митинги. Массовые акции - это часто перекрытие улиц, по которым едут машины обычных граждан, везущие, например, детей в школу. Закон же направлен на гармоничное регулирование прав всех категорий людей. Что касается штрафов, то в Германии, например, они гораздо больше, чем в России. Более того, закон предусматривает создание так называемых «гайдпарков» - специальных мест для проведения митингов. Ничего репрессивного я в этих мерах не вижу.

По мнению депутата, все запреты нового закона вполне разумны, однако и он признал - основанием для митинга теперь служит разрешение органов власти, а не уведомление желающих.

Однако в большом городе, где существуют такие пробки на дорогах, без этого и не обойтись. Да, право на свободу собраний закреплено в Конституции, но она, хоть и является актом прямого действия, всё же нуждается в дальнейшем нормотворчестве, в детализации её с помощью закона. Порядок проведения митингов действительно стал разрешительным, но вряд ли это повлечёт за собой существенное нарушение прав граждан, - считает Евгений Артюх.

Главное – чтобы никто не пострадал!

Представители МВД, со своей стороны, к нововведениям относятся философски - исполнять его им всё равно придётся.

Наша задача, как сотрудников полиции - следить за тем, чтобы и те, кто придёт на мероприятие, и журналисты, и люди, которые просто проходят мимо, не пострадали. Поэтому я считаю, что запреты, содержащиеся в законе, вполне обоснованы. Например, запрет приходить на акции с закрытыми лицами. Если, допустим, кто-нибудь бросит кусок асфальта или зажжёт файер, как мы сможем найти виновного, если и он сам, и все вокруг, будут в масках? - поясняет руководитель пресс-службы ГУ МВД РФ по Свердловской области Валерий Горелых . - Никто не собирается посягать на права граждан, но если у кого-то есть претензии по поводу закона, их нужно направлять законодателю, а не полиции. Лично мне кажется, что ничего страшного в этих изменениях нет, а резкие высказывания по поводу закона - это чистой воды популизм. Было бы уместнее, если бы его критики отчитались перед народом, сколько, к примеру, новых детских садов они построили за время своего депутатства.

Впрочем, практически все опрошенные сошлись во мнении - закон действительно даёт широкие возможности для произвола властей. Какие мероприятия и где именно будут разрешены, на кого станут налагаться огромные штрафы и т.д. - на все эти вопросы в тексте изменений нет ответа, и потому остаётся лишь ждать первых результатов правоприменительной практики.

Ксения Кириллова

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»