Проповедь на царственных страстотерпцев. Проповедь в день памяти святых царственных страстотерпцев

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Дорогие братья и сестры!
Сегодня, в канун памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея Руси чудотворца, Церковь вспоминает преподобного Андрея Рублева, великого иконописца, ученика преподобного Сергия и инока Троице-Сергиевой Лавры, и святых Царственных страстотерпцев: государя Николая Александровича, государыню Александру Федоровну, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию, которые в этот день мученически пострадали от рук безбожников.
Когда мы размышляем о судьбе последнего русского царя и его семьи, то видим, что с самого начала этот человек и люди, с которыми была связан его судьба, были как бы предназначены к тому, чтобы быть принесенными в жертву, как агнцы на заклание. Наследнику императорского престола власть принадлежала по наследству, он получал ее не как сейчас – выборным путем, не за какие-то особые заслуги, а просто потому, что он был первенцем, сыном императора, был помазан на царство и получал через это благословение Божие на свое правление.
Время, в которое государь император Николай Александрович воспринял бразды правления Российской империей, были очень тяжким: революционные настроения потрясали народ, потрясали интеллигенцию, каждый хотел «настоящего» и «лучшего» будущего, у всех были свои рецепты, как достичь этого лучшего будущего, и единственным удерживающим в этой ситуации оставался царский престол. И когда царский трон пошатнулся, страну охватила полоса великих бедствий: таких, которых не ждали и о которых не помышляли все те, кто своими рецептами и советами хотел устроить в России лучшее будущее. Буря невзгод и насилия в те годы охватила всю страну, не пощадив никого. Начав с представителей аристократии, царской семьи, других членов царственного дома, большевики перешли к дворянам, духовенству, а затем осуществили раскулачивание, нанеся тем самым страшный удар и по крестьянству. Одним словом, это было насилие над всем народом и не было тех, кто в той или иной степени не пострадал бы от этой безбожной власти.
Поэтому, когда мы думаем о судьбе царской семьи, то мы не можем отделить ее от судьбы всего народа. Ведь царская семья пострадала так же, как и тысячи других семей. Ведь репрессировали невинных людей, независимо от возраста, пола, социального положения. Гибли от рук безбожников взрослые и дети, мужчины и женщины, богатые и бедные, верующие и неверующие. И когда мы сегодня вспоминаем всех страстотерпцев и новомучеников Российских, то понимаем, что все их имена невозможно перечислить, потому что многие из них неизвестны. Мы знаем о гибели царской семьи, потому что эти люди были у всех на виду, а сколько было таких же семей, таких же юношей и девушек, которых расстреливали, убивали, сбрасывали в шахты, и, может быть, никто так и не узнает их имена. Но имена их, как мы знаем, записаны у Господа на небесах.
До сих пор ученые спорят о том, какова была роль последнего императора в судьбе Российской империи: правильно ли он царствовал, допускал ли ошибки. Церковь об этом не спорит, она не выносит свой суд политикам, государственным деятелям. Церковь смотрит на то, как человек жил, как выстраивал свои отношения с Богом и какова была его кончина. Мы видим в судьбе последнего российского императора, что, отправленный на заклание, он принес свою жизнь как жертву за грехи свои, за грехи народа и за грехи нашего Отечества. И сегодня он, вся его семья, его верные слуги и все те, кто пошел тем же путем мученичества и страстотерпчества, молятся за нашу грешную землю, за наш грешный народ, чтобы Господь помиловал нас, простил наши грехи, и чтобы наш народ увидел наконец то вожделенное светлое будущее, которого он так желал и которого не видел в течение многих десятилетий господства безбожной власти.
Сегодня наша святая Церковь возрождается, атеизм и безбожие вышли из моды и почти ушли в подполье. И мы верим, что это происходит по молитвам людей, которые смиренно и безропотно принимали выпавшие на их долю страдания, которые вслед за Христом взошли на Голгофу, каждый на свою, чтобы умереть с верой во Христа и перейти в жизнь иную, где они сегодня молятся за нас. Мы верим, что по их молитвам возрождается сегодня наша Церковь, по их молитвам будет укрепляться наше возлюбленное Отечество, по их молитвам каждый из нас возрождается к подвигу, может идти по пути к Царствию небесному и вести по этому пути наших детей и внуков.
Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с этим праздником, и желаю, чтобы по молитвам святых Царственных страстотерпцев, по молитвам святых новомучеников и исповедников Российских все мы шли этим длинным путем, который приведет нас к встрече с Господом нашим Иисусом Христом. Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Поздравляю вас с днем памяти святых страстотерпцев: императора Николая, императрицы Александры, царевича Алексея, великих княгинь Татьяны, Ольги, Марии, Анастасии. Они пострадали не просто как мученики, а пострадали за заповеди Божии. Страдание за заповеди Божии – это то страдание, которое было у Иоанна Крестителя. Иоанн проповедовал закон Божий настолько, что готов был пойти на смерть и пошел, лишь бы не отречься от закона Божия. Этот путь наиболее яркий по нему на Руси пошли князья Борис и Глеб, они готовы были погибнуть лишь бы не развязать братоубийственную войну. К ним близок подвиг царя мученика, который отрекся, чтобы избежать гражданской войны и не проливать невинной крови.

Суть подвига царственных страстотерпцев заключается в том, что Николай II находясь у власти хотел править по Христову, он отвергал тот тезис, который сейчас все признают, что «политика – грязное дело». Он утверждал обратное, «политика – чистая вещь!». Правитель должен управлять страной, чтобы она шла ко Христу. И это не новость, вся история православной Церкви за последнее полторы тысячи лет, начиная с святого Константина Великого, была построена именно на этой идеи, что все люди должны служить Богу и не только лично, но и на работе и в обществе. Все люди объединены во Христе, чтобы исполняя заповеди идти всем вместе к Богу. И земная власть должна не мешать этому делу, а наоборот всемирно поспешествовать, ограничивая нашествия зла. Этому служили все христианские правители, в том числе и Николай II.

Россия начала XX века в духовном плане была гниющим государством, зараженной коммунизмом, безбожием, жидовством, спиритическими учениями и масонством.
И в этом зараженном духовно обществе царь Николай II очень успешно пытался сдерживать зло, и через этот мрак стоя на вершине власти оставался хорошим христианином. У него были ошибки, но у каждого живущего на земле они есть. Мы часто думает, что святой это какой-то недостижимый такой человек, который не ошибается, любое его дело святое и праведное. Нет. Чем отличается святой от грешника? Грешник падает и не встает, а праведник падает, встает и идет дальше. Святые страстотерпцы отличались именно тем, что всячески старались укреплять Церковь. Чтобы не говорили клеветники о царе Николае II, его арест, заключение и душевные переживания того периода, оправдывают его. Церковь не прославляла царя-политика, потому что политика временная вещь, Она прославила царя-христианина, который достиг высот христианских добродетелей. Мы видели, что царь и его семья находясь в заключении отличались смирением и прощением всех. Умение прощать врагов, является величайшей добродетелью, при том, что царь был свержен с вершины власти, обладал чрезвычайным смирением. Он умел всецело полагаться на волю Божию, не унывал, умел молиться, сохранить любовь – это то, чему мы должны учиться у страстотерпцев.

Царскую семью убили ритуально, об этом образованный человек спорить не будет. Их убийство явилось закономерным, не трагическим, а победным завершением их пути. Это была трагедия для богоотступников: Ульянова-Ленина, Бронштейна-Троцкого, Эймана – Свердлова и для всей этой безбожной швали, которая захватила нашу страну. Трагедия для них потому что, это невинная кровь, как кровь Авеля кричит Богу об отомщении. И мы знаем, что все эти мерзавцы получили по заслугам еще на земле. Для самих царских мучеников и для Церкви – это день славы, потому что день кончины человека, который умирает в Боге, это день его прославление, день вознесения его на Небеса. Эти ступени, которые прошел Государь со своей семьей вниз в Ипатьевский подвал, стали для них ступенями вверх – на Небо. Он умирая оживает, и смывает своей кровью все свои грехи, воспаряя как птица к Небесам, показав тем самым нам, что дорога туда открыта для всех. Мы знаем, что мученическая кровь смывает все грехи, кроме грехов раскола и ереси.

Бог принимает людей по изволению сердца, а не по внешнему какому-то расположению или за успехи в политической жизни, и не за успехи в государственном строительстве, а принимает за то, что человек возлюбит Его всем сердцем, и старается свою жизнь пропитать этой Божественной любовью. Какие бы не были обстоятельства в обществе, человек всегда может подняться к вершинам. Большая часть князей до революции входила в масонские ложи, где они занимались спиритизмом, колдовством, чародейством, развратом, и другими мерзостями. Но были и те кто сохранил чистоту и веру Христову к этому числу относился и государь Николай II. И это нам пример, что никакое духовное состояние в обществе, никакая политическая обстановка, не может нас оправдать, если мы заповеди Божии не выполняем. Они выполнимы всегда и везде, поэтому ни какое дело человека само по себе не грязно, в том числе и политика, и властительство. И политика может не только не мешать, но и помогать делу сердечного, духовного восхождения человека.

Еще один пример, мы можем почерпнуть из жизни страстотерпцев, как относится нам к страданиям? Многие люди стараются всякими силами от страданий отбиться. Это понятное и естественное желание любого человека. Но мудрый человек знает, что страданий ему не избежать, и он умеет их обращать ко своей пользе. Если мы видим, что взрывчатку некуда нельзя деть, то ее нужно переложить так, чтобы она взорвалась в нужном направление. И в результате, при умелом перекладывании взрывчатки, мы даже себе можем дорогу из тюрьмы проложить. Энергия направленного взрыва должна быть направленная нам на пользу. Также и страдания. Если они правильно ориентированы, восприняты, то они тогда способны давать величайшие блага. Само имя царственных мучеников – страстотерпцы, говорит о том, что они терпели страдания, и через это достигшие славы. Они терпели страдания и унижения, которые для них были гораздо тяжелее, потому что они имели большую честь. И эту боль они смогли направить на укрепление сердца, на очищения его от всякой нечистоты, на любовь. А в таких случаях его обычно направляют на гнев, на злобу, на раздражения, саможаления.

Когда страдает христианин ради Христа, то ему намного легче страдать, чем когда он страдает не ради Христа. Как говорили отцы Церкви: «Если связывают мученика за Христа, то вместе с ним связывается и Христос, если бьют мученика, то боль на себя берет Христос». Потому что Христос страдает с мученика, утешает сломленных, поддерживает падающих. Потому что Христос наше утверждение, наше сердце, наше дыхание, наша любовь, и источник всех благ. Давайте в этот день будем учиться правильно использовать страдание, использовать себе на пользу, а не на вред. Нужно не ругать окружающих за страдание, а получать Божественные силы, чтобы молится кротко за врагов, - так писала страстотерпица княгиня Ольга. Поможет нам в этом Господь! Спаси Господи!

Эта проповедь отца Даниила Сысоева, приведена из книги "Уроки святости"

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Всечестные отцы, возлюбленные о Христе братья и сестры!

В изложенном евангельском повествовании, которое было прочитано за Божественной Литургией, говорилось о чудесном хождении Спасителя по водам Галилейского моря, об укрощении бури и водной стихии Иисусом Христом. Кроме исторического смысла, в воскресном чтении содержится и другой, символический смысл. Святые отцы сравнивают лодку, на которой ученики целую ночь боролись со штормом, с Церковью Христовой, море с миром, бурю с гонениями на Церковь. Как известно, в истории церковной нередко, подобно яростным волнам бушующего моря, вздымались и угрожали единству церковной жизни опасные лжеучения и мудрования расколоучителей и сектантов. Кровавые гонения и преследования христиан за исповедание Православия готовы были поглотить и истребить Церковь. Однако Христос Спаситель никогда не оставлял Своей Церкви и каждый раз приходил к ней на помощь.

Постигшая учеников и апостолов буря изображает бурю страстей, волнующих человеческое сердце, шквал страстей, одолевающих нас, ураган тех опасностей, которым мы часто подвергаемся в этой жизни. Доблесть и мужество истинного христианина заключается в том, чтобы не впадать в отчаяние, не предаваться унынию или безразличию, но бороться с искушениями. Нас Священное Писание призывает преодолевать наплывшие трудности силой воли и твердой надеждой на всемогущую помощь и подкрепление Божие, в полной уверенности, что Господь обязательно подаст каждому, подобно утопавшему в водах Галилейского моря апостолу Петру, руку помощи, спасет от напастей и греховных падений. В этой христианской надежде заключается истинный якорь спасения для христианина с обуревающими его духовными и телесными напастями.

Святые отцы сравнивают Православную Церковь со спасительным кораблем, который, плывя по бурному житейскому морю, доставляет всех, кто на этом корабле, в тихую и безопасную пристань – Царство Небесное. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Так сделал Христос: пустив Церковь носиться по вселенной, как корабль по морю. Он не уничтожил волнения, не успокоил моря, но обезопасил корабль. Когда подобно яростным волнам восставали языческие или безбожные народы, или как буйные ветры злые духи нападали на Церковь, Сын Божий доставлял ей мир и тишину. Поистине удивительно, что не только буря не потопила корабля, но еще сам корабль укротил стихию». (Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т.3. Кн.1. Спб, 1897, с.63-64.) «Таково величие Церкви,- говорит святитель,- когда нападают на нее, она побеждает, притесняемая, она прославляется, получает раны – и не изнемогает. Среди ярости волн – не утопает, в порывах бури – не терпит кораблекрушения».

Святая Церковь от дней святых апостолов является носительницей великих духовных даров, необходимых человеку для спасения. Сокровищами Церкви являются Священное Писание, Священное Предание, святые спасительные таинства и обряды, богослужения и святоотеческий многовековой опыт христианской жизни. В Православной Церкви Христовой всегда пребывает Дух Святой, Который через архипастырей и священнослужителей, имеющих апостольское преемство, подает всем православным христианам благодатные силы к новой жизни во Христе. Принимая в свое лоно человека земного и грешного, Святая Церковь освящает его и возводит на высоту святости, призывает к добродетельной жизни, к которой и призван каждый из нас. Бесчисленные сонмы святых – это наглядный пример, какого совершенства могут достигнуть христиане, пребывая в Православной Церкви.

В годичном круге богослужения Православной Церкви изображена вся история, вся жизнь нашей Церкви, все ее вероучительные догматы и нравственные законы, жития, подвиги и страдания как Самого Господа Иисуса Христа, Божией Матери, так и всех святых апостолов, пророков, мучеников, преподобных и праведников.

Своим богослужением она учит всех христиан молитве, славословию и благодарению Бога. Христова Церковь молится за всех и всех утешает, располагает к покаянию во грехах, к исправлению, к добродетельной жизни. Она через богослужения учит, утешает, врачует и укрепляет души христианские. В церковных службах человеку открывается воля Божия в деле спасения. Богослужение – небесное сокровище на земле, данное нам милосердным Господом. Поэтому им нужно дорожить, понимать и знать, богослужением необходимо жить, ибо оно имеет глубокий спасительный смысл.

Постараемся, братья и сестры, помнить о спасительном значении богослужения Православной Церкви, будем любить его и постоянно посещать храм Божий. Пребывая в нем, как святом месте, как доме молитвы и особенного присутствия Божия, необходимо молиться со вниманием и сокрушением сердечным. В таинстве Исповеди откроем нашему Врачу душ и телес духовные болезни и греховные язвы, которыми страдает наша душа. Господь примет наши молитвы и благодатью Святого Духа укрепит нас и поможет обрести мир в душе, радость духа, блаженство и вечное спасение.

Сейчас, отцы, братья и сестры, мы совершили освящение храма в честь Царственных Страстотерпцев, пострадавших невинно в годы послереволюционных репрессий и гонений. Сегодняшнее событие является как историческим для Кузбасса и жителей поселка Верхняя Падунка, так и служит новым и еще одним живым свидетельством возрождения Отечества и Православных святынь в Кузбасском крае. Достойно внимания, что подготовка храма к освящению и само освящение произошли в знаменательное время – 90-летия гибели Царской семьи и 140-летия со дня рождения императора Николая II, святого Царя-мученика. Следует добавить, что трагическая годовщина, связанная с расстрелом царственной семьи, не только напоминает о днях беззаконного убийства царя, его супруги и пятерых детей и надругания над их телами со стороны революционной власти. С 1918 года начинается мученический путь исповедников Российских. Государь и его близкие стоят в этом сонме первыми.

Решением Синода Русской Православной Церкви в 2000 году Царская семья прославлена как святые Царственные Страстотерпцы. Вся царская семья, как отмечено в житии, представляет собой образец «Малой Церкви», где главной основой были любовь и помощь друг другу. Император Николай II явил собой в истории России пример высоконравственного христианского правителя. Традиционные православные принципы, то есть милосердие, любовь, миролюбие, были заложены в основу государственного управления. За время его царствования население страны выросло почти на 50 миллионов человек, что представляет уникальный пример в мировой истории. Современные демографические проблемы нашего Отечества, наверное, полезно оценить и искать способы разрешения в свете исторического опыта дореволюционной России. В 1913 году наша страна занимала ведущее место в мировой экономике и продолжала развиваться быстрыми темпами. В годы правления Николая II были построены Китайско-Восточная и Южно-Манжурская железные дороги, разработан план электрификации всей страны, проект нефтепровода от Баку до Персидского залива, проект Беломорско-Балтийского канала. Было спроектировано строительство крупных заводов на Урале и Дальнем Востоке, крупнейшей Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Многие исследователи и историки считают, что и революция 1905-1907 годов, и Первая мировая война, и февральский переворот 1917 года – все эти события стали реакцией Запада на усиление и успехи России. Эти успехи были достигнуты под непосредственным руководством Императора Николая II.

В 2008 году исполнилось 90 лет со дня убийства святой Царской семьи. Десятилетия, прошедшие со дня беспримерного злодеяния, стали периодом глубочайшего кризиса русского народа, временем разрушения нравственных устоев Державы и института семьи. 60 миллионов человек уничтожено физически в годы репрессий и гонений XX века.

Христианский долг перед памятью жертв безбожного террора – служить великому делу духовного возрождения нашего Отечества и единения народа в спасительной вере, дабы никогда более не повторилась трагедия братоубийства. Несомненно, по молитвам Новомученников и Исповедников Российских Господь восполнит наши немощи, умножит плоды нашего делания. «Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром» (Пс. 28, 11).

Святые – это не только угодники Божьи, но и наши старшие братья, достойно прошедшие жизненный путь и познавшие его трудности и опасности. Святые всегда готовы помогать нам и укреплять своими дерзновенными молитвами и предстательством перед Господом Богом.

Сегодняшнее событие совсем не случайно, это – свидетельство живой связи времен: прошлого и настоящего, земного и горнего. Важно отметить, что святой храм – это для человека как священное место, так и училище благочестия. В нем совершается наше общение со Христом Спасителем. Здесь постоянно поддерживается благодатная атмосфера, оживотворяющая душу, вселяющая радость и надежду, умножающая любовь и мирное состояние духа, не терпящая ничего скверного или нечистого. Где же, как не здесь особенным, совершеннейшим образом «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается!»

Через эти родные святыни возрождается душа русского человека, мы получаем благословение и помощь от Бога на всех этапах своего земного бытия и служения. Поэтому, святой храм, церковь, – это, как бы, распростертые объятия к нам Божией Любви, распахнутые врата Божественного милосердия, пройдя через которые человек вновь обретает свое предназначение и становится сыном Божьим по благодати.

У каждой эпохи есть свои зримые символы. Они не только олицетворяют дух времени, но и являются наследием, оставляемым потомкам, как главный результат земной жизни, нашей веры и убеждений. Строительство и освящение храмов служит живым свидетельством и прямым указанием на возрождение Отечества и Православных святынь в Кузбасском крае.

Отрадно наблюдать процесс возрождения духовной жизни в Кемеровской области, где, во многом благодаря мудрости и усилиям Губернатора Кемеровской области, на протяжении последнего времени установилось доброе взаимодействие между руководством Кузбасса и Кемеровской епархией Русской Православной Церкви. Освящение новой кузбасской святыни – пример взаимодействия на основе достигнутого Соглашения. Это богоугодное и святое дело объединило нас одной радостью и памятью о том, что России нужно восстановление духовных сил, возрождение нравственных подлинных ценностей.

Особенно хочется подчеркнуть, что строительство и все подготовительные работы, предшествующие освящению часовни, потребовали многих сил и немало средств. Построить эту часовню стало возможным благодаря доброй воле и велению сердца руководства города и православных христиан. Сердечно благодарю тех, чьим попечением, средствами и молитвами завершилось это богоугодное и святое дело.

В этот день нашего духовного торжества да исполнятся сердца радостью, миром и любовью к Богу и всем людям.

Молитвенное предстательство Царственных мучеников пусть станет покровом от бед и опасности наших тружеников шахтерского труда!

Да сохранит и укрепит Вас Господь, приумножая Ваши силы, на многая и благая лета!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Чин освящения закладного камня на месте строительства храма Державной иконы Божией Матери в монастыре святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме, после чего обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Христос Воскресе!

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Кирилл! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемое высокое руководство области! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я с большой радостью прибыл на Екатеринбургскую землю в год, когда мы вспоминаем 400-летие Дома Романовых. Эта царская династия пришла к власти после решающей битвы за независимость нашего Отечества, которая состоялась на излете так называемого Смутного времени. Страна, по крайней мере ее значительная часть, была освобождена от иноземной оккупации, и у русского народа появилась возможность избрать законную власть. Тогда на Земском соборе был избран Михаил Федорович Романов — еще совсем молодой человек, из благочестивой, хорошо всем известной боярской семьи, который положил основу династии, правившей более 300 лет. Среди государей и государынь были выдающиеся люди, а если даже и были среди них менее удачные и менее способные к правлению, то и они служили Родине своей и народу своему.

Мы знаем, что в течение этих 300 лет из небольшого государства страна наша стала великой державой от Балтийского моря до Тихого океана. Россия, особенно в годы правления государя императора Николая II — до начала Первой мировой войны, — явила чудеса экономического, социального и политического развития. В ближайшие десятилетия Россия могла стать лидером всего мира, и происходило это без лагерей, без тюрем, без насильственной коллективизации, потому что проистекало из народного потенциала, который действительно раскрывался в те годы в России. Но мы знаем, что война, которая была направлена в первую очередь на ослабление мощи Российской державы, повлекла за собой раскол нашего общества, а затем революционные события, гражданскую войну и все тяжкие последствия, которые пережил народ наш в ХХ веке.

Мы вспоминаем также 145-летие со дня рождения государя императора Николая II и 95-летие со дня его мученической кончины. Это дает нам возможность подумать об истории нашего Отечества, о трагедии нашего народа, еще раз вспомнить о духовном подвиге государя императора Николая II и его семьи, который был явлен в принятии смерти так, как надлежит ее принять любому христианину, — в незлобии и спокойствии, в прощении врагам, в полном смирении и в предании души своей и тела своего в руки Божии. Потому и прославляем мы святого страстотерпца государя императора Николая II и его семью.

На этом месте, в Ганиной яме, где было совершено тягчайшее преступление — сокрытие останков святых страстотерпцев, — ныне воздвигнут замечательный монастырь; и в день, когда мы вспоминаем все эти события на Екатеринбургской земле, освящен фундамент храма, возводимого в честь Державной иконы Божией Матери.

Наверное, теми, кто убивал царскую семью, кто старался истребить их тела и полностью вычеркнуть все, что произошло, из истории, руководил, с одной стороны, страх, а с другой стороны — ненависть. На стороне тех людей была власть и была возможность распоряжаться судьбами, в том числе плененного государя императора и его семьи. Казалось бы, последующие десятилетия легли на память этой семьи подобно огромной бетонной плите, через которую не может прорасти зеленая трава. Многим казалось, что память о них истреблена, а если и сохраняется, то лишь в качестве предмета насмешек и поругания. Мало кто мог себе представить, что память о царской семье жива в народе и что еще в то время, когда политическая система крайне отрицательно оценивала деятельность почившего императора, началось поминовение государя и его семьи, почитание страшного Ипатьевского дома в Екатеринбурге, где произошел расстрел.

Сегодня мы видим, что народ наш с глубокой верой почитает память почившего государя и его семьи. И возникает вопрос: а как все это стало возможным? На ум приходят слова великого Пасхального песнопения — кондака Святой Пасхи: «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову сокрушил еси силу». Господь Своим Воскресением сокрушил силу ада. А это значит, что всякое зло, которое присутствует в человеческой истории, не может одержать окончательную победу — оно уже побеждено. Победа зла, особенно в масштабах истории, — временная, скоротечная. И как явственно для всех нас свидетельствует о сокрушении адовой силы прославление царской семьи! Как удивительно пробились зеленые ростки, ростки жизни через бетонную плиту, которой пытались закрыть всякую память о тех временах в историческом сознании народа!

Для того чтобы иметь крепкую веру, нужно уметь читать историю, видеть знаки Божиего присутствия. Нам иногда кажется, что происходящее необъяснимо; люди отмахиваются от всяких попыток объяснить, в том числе, то, что произошло с нашим Отечеством в ХХ веке. Но мы, верующие люди, понимаем, что зло было наказано и разрушено именно потому, что Христос Воскресший сокрушил адову силу.

А что все это означает для нашей современной жизни? А это означает, что мы должны жить со страхом Божиим в сердце, не делать зла, не нести с собой лжи и неправды. Нам иногда кажется, что о том, что мы делаем плохого, гадкого, знаем только мы или, может быть, какой-то узкий круг людей, и никто и никогда об этом ничего не узнает. Однако опыт жизни показывает, что все становится явным, и история дает удивительно правильные оценки историческим личностям, несмотря на все попытки исказить историю.

Я очень рад видеть всех вас, мои дорогие. С особым душевным чувством я посещаю это место, где сейчас молился вместе с вами. Сегодня и завтра мы еще продолжим эти юбилейные торжества на Екатеринбургской земле. Пусть Господь хранит всех вас, укрепляя в вере православной, в чистоте жизни, в чистоте помыслов, в таком образе мысли и образе действий, которые соответствовали бы всегда Божией правде. А если что-то у кого-то не получается, если враг искушает, если кажется, что зло непобедимо, вспомните Ганину яму и вспомните удивительные слова Пасхального песнопения «адову сокрушил еси силу», и эти воспоминания, как и эти слова, помогут нам воспрять духом даже в самых тяжелых жизненных обстоятельствах. Пусть Господь хранит Отечество наше, землю Екатеринбургскую и всех вас.

Христос Воскресе!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

17 июля 2016 года, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице и день памяти страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.

После сугубой ектении владыка Иларион вознес молитву о мире на Украине.

По отпусте Литургии митрополит Иларион обратился к присутствующим со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В этот воскресный день наша Святая Церковь празднует память святых страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. Одно из самых трагических событий российской истории стало одним из самых славных событий в истории нашей Церкви. Как это произошло?

Вспомним жизнь святого страстотерпца царя Николая – когда он родился на свет, когда он рос, когда принимал царскую державу, ничто, казалось бы, не предвещало такого ужасного конца. Представьте себе рождение наследника престола – вся страна Богу радуется. Ребенок растет, окруженный любовью, почетом, славой; он еще младенец и отрок, а на него уже сыплются государственные награды. Жизнь всякого венценосного монарха с внешней стороны имеет много привлекательного, много блестящего, но мы знаем из истории, как много самодержцев заканчивали свою жизнь трагически, сколько было свергнуто с престола, жестоким и бесчеловечным образом умерщвлено.

Говоря о царе-страстотерпце Николае, мы вспоминаем, прежде всего, его последние месяцы, последние дни и то, как с глубоким христианским смирением он встретил свою кончину. А вместе с ним мы вспоминаем и всю его семью, которая также была уничтожена большевистской властью, опасавшейся, что монархия тем или иным образом будет восстановлена.

Почему христианская Церковь именно так относится к подвигу благоверных царей, благоверных цариц? Почему в церковном календаре так много людей, которые носили монарший сан? Потому что Церковь воспринимает служение царя как служение священное – неслучайно все наши российские монархи помазывались на царство. Это был особый чин, особый обряд, можно даже сказать, особая радость. Как в древности пророки помазывали царей на царство, так и Святая Церковь видела в жизни и трудах царя особое служение, и если внешне оно и казалось блестящим и привлекательным, то внутренне для самих монархов оно было служением жертвенным. Это проявлялось, в частности, в том, что они не были хозяевами своей жизни.

В 1897 году во время переписи населения Российской империи император Николай II, заполняя анкету, в графе «род занятий» указал: «хозяин земли Русской». И он действительно был самодержцем, абсолютным монархом, хозяином целой Русской земли, но он не был хозяином собственной судьбы. Это проявлялось, в частности, в том, что будущих монархов отдавали на обучение не туда, куда они хотели, а туда, куда пожелал отец-самодержец. Их женили не на тех девушках, которые им нравились, а на тех, брак с которыми соответствовал государственным интересам. Это приводило к разным результатам, и очень редко монарший брак был браком по любви.

Но святой страстотерпец царь Николай, как мы знаем из истории его жизни, женился на любимой. Это был тот, пожалуй, редкий случай, когда государственные интересы совпали с личными чувствами. Он, будучи еще очень молодым человеком, влюбился в совсем юную Гессенскую принцессу и терпеливо ждал, когда она подрастет и достигнет принятого брачного возраста. Он сделал ей предложение, несмотря на то, что родители поначалу были против этого союза. И он вступил в брак, который был счастливым от начала до самого конца, потому что верность друг другу царственные супруги сохранили и в дни славы, и в пору тяжелых испытаний. Об этом свидетельствует сохранившаяся переписка – они почти каждый день писали друг другу письма и, что бы ни происходило, делились друг с другом своими впечатлениями, мыслями и чувствами.

У них было пятеро детей. Сначала родилось четыре дочери, но, как вы понимаете, вся страна ждала появления в императорской семье сына, потому что престол наследовался по мужской линии. Поэтому, когда родился этот долгожданный царевич, вся страна радовалась и ликовала. Ликовали и родители до тех пор, пока не узнали о том дамокловом мече, который висел над всем гессенским родом и уносил жизни его представителей мужского пола, – о страшной наследственной болезни, передавшейся через мать ее сыну.

А дальше произошли ужасные события, о которых мы с вами знаем. Постепенно умами людей в стране овладевало бесовское наваждение – иными словами невозможно это назвать. Еще за несколько десятилетий до революции Достоевский в своем романе «Бесы» описал тех людей, которые, в конце концов, и пришли к власти. На их совести миллионы жертв, в том числе Царская семья.

Но когда мы вспоминаем Царственных страстотерпцев, для нас это повод не только очередной раз задуматься об истории, но и возблагодарить Господа за мужество тех людей, которые с искренним христианским чувством и смирением восприняли выпавшие на их долю испытания. Не случайно сегодня на всех приходах нашей Церкви прославляют Царственных страстотерпцев. Не случайно всю сегодняшнюю ночь многотысячный крестный ход шел от места, где их убили, к предполагаемому месту захоронения. Не знаю, сколько людей в этом году приняло участие в молитвенном шествии, но обычно 60-70 тысяч человек идут ночью пешком пять часов для того, чтобы почтить память святых страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии.

Я вспоминаю время, когда они еще не были проставлены в лике святых, когда в Церкви спорили, надо ли канонизировать последнего царя и его семью. Было много споров, много публикаций, потом эту тему подняли на Архиерейском Соборе 2000 года. Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием был прочитан доклад; кто-то выступил против, кто-то – за, а затем предложили голосовать. И когда весь Собор проголосовал за прославление их в лике святых, в том числе и те, кто еще до недавнего времени был против или сомневался, то, думаю, всех участников Архиерейского Собора посетило совершенно особое чувство. Они ощутили веяние Духа Божия, Который подсказал, что именно так, а не иначе надо было оценить этот подвиг, что именно так, а не иначе надо было прославить этих невинных людей – кроткого царя, царицу и их детей, которые разделили судьбу родителей, хотя они-то не могли быть обвинены ни в чем, кроме того, что родились в царской семье.

Церковь недавно прославила еще одного человека, который пострадал вместе с ними, – доктора Евгения Боткина. Это был человек особой судьбы: он родился в семье потомственных медиков, в честь его отца названа известная больница в Москве. Евгений Боткин не захотел покинуть Царскую семью, хотя ему предлагали уехать и он знал, что конец будет трагическим. Осталось письмо, в котором он написал своим родным, что скоро умрет, но не может поступить иначе и должен остаться. И с тем же подлинно христианским смирением, с которым Царская семья взошла на свою Голгофу, и он взошел на свою Голгофу, вместе с ними отдав свою жизнь Богу.

Церковь прославляет Царственных страстотерпцев как тех, кто последовал за Христом на Голгофу, кто был послушным Отцу даже до смерти, и смерти крестной. До сего дня они являются нашими небесными молитвенниками и заступниками.

Будем молиться святым Царственным страстотерпцам, чтобы они никогда не позволили нашей стране оказаться у края бездны, чтобы никогда не повторилось то ужасное наваждение, которое мы допустили, чтобы никогда больше не гибли невинные люди, чтобы никогда больше не насаждалась насильственными средствами безбожная идеология, чтобы Русь Святая хранила веру Православную, а народ наш укреплял свои силы и веру. Будем молиться, чтобы Господь всех нас хранил под омофором Его Пречистой Матери. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»