Св апостол павел. Православный приход храма Свт.Стефана Великопермского

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Апостол Павел

Апостол Павел

Савл - 13-й апостол Павел.

Савл родился 25 мая 7 года до н.э. в городе Тарсе в Малой Азии.
Впервые имя Савла - будущего апостола Павла упоминается в Библии в эпизоде, связанном с казнью святого Стефана. Как сообщается в «Деяниях апостолов», к ногам Савла палачи Стефана положили свои одежды и будущий апостол «одобрил убийство».
Савл действительно был иудейским священником и яростно боролся против первых христианских общин. Он преследовал всех сторонников Иисуса, выслеживал их по домам, арестовывал и даже принимал участие в некоторых казнях, когда осужденных забивали камнями насмерть.
Смерть первого христианского произошла в 31 году.


«Каменование Св. Стефана». Рембрандт, 1625 г. (Музей изящных искусств, Лион). На заднем плане, сидящим с одеждой свидетелей на коленях (Деян 7:58) изображён Савл.

Спустя трое суток после убийства Стефана Савл, возвращаясь домой по пустынной улочке, неожиданно услышал голос, звучащий откуда-то сверху: «Савл, за что преследуешь ты меня?»
Савл резко обернулся, но никого не увидел. Хотя было уже поздно и стояли сумерки, тем не менее местность вокруг просматривалась. Но сколько ни вглядывался Савл в темноту, никого перед собой не увидел.

Испугавшись, Савл спросил:
- Кто ты, откуда? Неведомый голос ответил:
- Это я говорю с тобой, Всевышний. За что преследуешь ты Меня и Сына Моего?
Савл просто оторопел:
- Кто твой сын?
- Сын, посланный мною, Иисус. За что ты его преследуешь? пришел в этот мир от Меня, и его учение верное, потому что оно справедливое. Все, кто выступает против Иисуса, нарушают Божьи законы. Если ты, Савл, не одумаешься, то ты ослепнешь.
С одной стороны, Савл был сильно напуган этими словами, но с другой - он стал себя убеждать, что все это ему пригрезилось, почудилось. И, не поверив в то, что с ним говорил сам Бог, Савл не сделал никаких выводов.
Проснувшись утром, Савл обнаружил перед глазами темноту, как будто ночь еще не закончилась. И лишь спустя некоторое время священник понял, что произошло самое ужасное - он ослеп. Сбылось вчерашнее предупреждение.
Савл начал неустанно молиться и просить Господа простить его. И еще раз услышал он глас Божий: «Проси Сына Моего, он милостив!»
Тогда старший сын Савла отвел его на Голгофу и по просьбе отца оставил там одного. Три дня и три ночи молился неустанно Савл, потеряв счет времени, пока наутро не услышал голос:
- Это я Иисус, что просишь ты!
- Прости меня, Сын Божий, я заблуждался. Иисус ответил ему:
- Тебе все прощается, ибо ты раскаялся. Прощается не мной, а отцом нашим Господом Богом. Ты осознал свою ошибку, и тебе воздастся сполна.
Тут Савл почувствовал на глазах своих прикосновение рук человеческих.
- Я нарекаю тебя Павлом. Придет время, и ты будешь стоять у ворот Рая с ключами.
Какое-то мгновение Савл стоял неподвижно, когда открыл глаза, никого рядом с ним не было, и первое, что он увидел, - восходящее солнце. Это было начало нового дня, но для Савла это было начало новой жизни.
После того как Павел прозрел, он почувствовал в себе огромную силу, и с этого времени в нем проснулся его дар к исцелению и предсказаниям. Еще не раз Иисус во сне приходил к Павлу в трудные минуты, подсказывая и оберегая.
Если человек сильно грешил, если даже убивал, но потом искренне раскаялся в содеянном, то ему будут прощены все его грехи, если пойдет он путем очищения. История с апостолом Павлом живой пример этому.
За все грехи рано или поздно придется расплачиваться. Человек будет или сам страдать в этой жизни, или мучения придут к нему через его собственных детей, внуков или родителей.
Все зло, которое вы сделали кому-нибудь в жизни, обязательно вернется к вам обратно. Не важно каким путем, не важно откуда, но оно вас все равно настигнет. А вот когда вы отстрадаете свое сполна, отмучаетесь за все свои грехи, тогда вам все простится и вы снова можете рассчитывать на счастливую жизнь.
Главная заповедь в учении Иисуса - возлюби своего ближнего, как самого себя, и никогда не делай никому того, чего сам себе не желаешь.
Поэтому все люди, которые живут в любви, в согласии с собой, способные сострадать ближнему, уже в этой жизни получают все мыслимые и немыслимые награды. Павел, преследовавший христиан, был наказан потерей зрения - не надо объяснять насколько тяжела эта утрата для любого человека на Земле. Он мог после этого озлобиться на весь мир, возненавидеть всех людей.
Савл страшно мучился и переживал, но в конце концов нашел в себе силы осознать свои ошибки и, подойдя к Иисусу, смиренно преклонить перед ним колени. Он искренне раскаялся, и поэтому ему все простилось.
Свидетельством искреннего раскаяния Павла служит вся его дальнейшая жизнь.


Андрей Рублёв, Святой Апостол Павел, около 1410 г.

После принятия крещения апостол Павел стал одним из самых неустанных и значительных проповедников христианства. Он совершил множество путешествий по городам и странам средиземноморья, апостол повсюду организовывал христианские общины. Павел отбросил в сторону все сомнения и наставлял, поучал прихожан, рассказывая им об учении Иисуса.
В 60 году Павел прибыл в Рим. Пришел он в те времена, когда и на христиан, и на иудеев были сильные гонения. В 61 году он встретил здесь Петра, который был со своей женой. Апостолы стали вместе читать проповеди.
При императоре Нероне в 64 году в Риме апостола Павла схватили, хотя он и был заранее предупрежден об опасности Петром. Не найдя апостола Петра, вместо него схватили жену и посадили в тюрьму вместе с Павлом. Когда вернулся Петр, всем троим устроили суд. Своей вины никто не признал, и суд принял решение всех казнить.
Павла казнили первым, ему отрубили голову, и безголовое тело было вывешено на кресте на въезде в город, а голова апостола стояла рядом на блюде на небольшом помосте.
Похоронен Павел недалеко от места своей казни в Риме.

"Однако уже в середине I века намечается и другая линия в деятельности Гагтунгра. Пользуясь тем, что миссия Христа в Энрофе осталась недовершенной и поэтому основанная Им церковь, вместо всемирного апофеоза, едва теплится в виде нескольких маленьких общин под грузными пластами государственных институтов, созданных уицраорами, и под косными толщами инвольтированных ими психологий, – силы Гагтунгра начинают вмешиваться в жизнь самой церкви. Выдвигается высокоодаренная и глубоко искренняя в своем порывании к Христу волевая личность, в которой еврейская навязчивость и агрессивная еврейская суровость сочетаются с рассудочно-правовым сознанием римского гражданина. Этот человек был носителем некоей миссии, безусловно светлой, но указанные личные и наследственные черты его извратили понимание этой миссии им самим. Вместо продолжения Христова дела, вместо укрепления и высветления церкви духом любви, и только этим духом, тринадцатый апостол развертывает громадную, широчайшую организационную деятельность, цементируя разрозненные общины строгими уставами, неукоснительным единоначалием и даже страхом, так как опасность быть выброшенным, в случае ослушания, из лона церкви порождала именно духовный страх. То обстоятельство, что апостол Павел никогда не встречал Иисуса Христа при Его жизни и был, следовательно, лишен всего того благодатною, что исходило непосредственно от Иисуса, – это обстоятельство не менее многозначительно, чем и другое: то, что Павел не испытал, как остальные апостолы, схождения Святого Духа. И однако остальные апостолы как бы отодвигаются на второй план, каждый из них сужает свою деятельность до локальных задач, до создавания христианских общин в той или другой стране, а лишенный благодати Павел постепенно оказывается центральной фигурой, возвышающейся надо всеми общинами, все их объединяющей и всем им диктующей то, что ему кажется продолжением Христова дела".
Даниил Андреев - "Роза Мира"

СВЯЗИ с ЭЛЛИНИЗМОМ

Наряду со знанием Торы, из Нового Завета очевидно знакомство Павла с общими местами греко-римской культуры того времени: философии, литературы, религии и, прежде всего, риторики. По широко распространённой версии, послания Павла написаны на живом идиоматическом греческом языке. По другой, существует чёткое доказательство применения игры слов, стихосложения проявляющихся только на арамейском языке. Родной город Павла Тарс был одним из центров эллинистической образованности, уступавшим в этом отношении лишь Александрии и Афинам. Правда, неизвестно, в каком возрасте Павел покинул Тарс и отправился на учёбу в Иерусалим, но известно (Деян 9:30), что уже после обращения Павел был вынужден вернуться на длительное время на родину, чтобы избежать преследований со стороны бывших соратников.
Было убедительно показано, насколько широко в речах и посланиях Павла используются приёмы античной риторики. Можно также отметить, что многие из встречающихся в Новом Завете цитат или аллюзий на произведения секулярных античных авторов приводятся Павлом или, по крайней мере, вкладываются в его уста. Многие исследователи пытались также найти в богословии Павла следы влияния малоазийских мистериальных культов.

Празднование

Установлен праздник святых апостолов Петра и Павла , как двух наиболее почитаемых апостолов, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой. У православных праздник отмечаетс 29 июня/12 июля , у католиков - 29 июня.

В день памяти апостола Павла 29 июня 2009 года, папа римский Бенедикт XVI рассказал, что впервые в истории было проведено научное исследование саркофага, находящегося под алтарём римского храма Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. По словам папы, в саркофаге были обнаружены «…мельчайшие фрагменты костей, которые были подвергнуты исследованию с использованием углерода-14 экспертами, не знавшими об их происхождении. Согласно результатам, они принадлежат человеку, жившему между I и II веком». «Это, похоже, подтверждает единодушную и бесспорную традицию, согласно которой речь идёт об останках апостола Павла», - заявил понтификна церемонии по случаю завершения торжеств, связанных с 2000-летием святого Павла. Вскрывать древнюю находку долго не решались. Саркофаг пытались просветить рентгеновскими лучами, но камень оказался слишком толстым. «В саркофаге, никогда ранее не открывавшемся на протяжении веков, было проделано очень маленькое отверстие для введения зонда, посредством которого были обнаружены следы драгоценной льняной ткани, окрашенной в пурпурный цвет, пластина из чистого золота и ткань голубого цвета с волокнами льна. Было обнаружено присутствие красного ладана, а также белковых и известковых соединений». Понтификпообещал, что, когда учёные закончат исследования, саркофаг с мощами будет доступен для поклонения верующих.

В 2009-м году во многих германских газетах был напечатан в цвете «фантом-портрет» св. апостола Павла. Он был воссоздан специалистами криминальной полиции Дюссельдорфа - административного центра земли Северный Рейн-Вестфалия. Об этом сообщило немецкое информационное агенство «ДРА».
Опытному специалисту криминальной полиции, выполнившему этот необычный портрет, своими советами помогал дюссельдорфский историк Михаел Хеземан, вот уже несколько лет работающий над научной книгой об апостоле Павле.

Источники:
1. Даниил Андреев. "Роза Мира"
2. Любовь Панова. "Откровения Ангелов-Хранителей. Крест Иисуса".






Copyright © 2015 Любовь безусловная

Во время становления и распространения христианства появилось много значимых исторических фигур, которые сделали большой вклад в общее дело. Среди них можно выделить апостола Павла, к которому многие религиоведы относятся по-разному.

Кто такой апостол Павел, чем он знаменит?

Одним из самых выдающихся проповедников христианства была апостол Павел. Он принимал участие в написании Нового Завета. В течение многих лет имя апостола Павла было неким знаменем борьбы против язычества. Историки считают, что его влияние на христианскую теологию было самым эффективным. Святой апостол Павел достиг большого успеха в своей миссионерской деятельности. Его «Послания» стали основной для написания Нового Завета. Считается, что Павел написал примерно 14 книг.

Где родился апостол Павел?

Согласно существующим источникам родился святой в Малой Азии (современной Турции) в городе Тарсе в І веке н.э. в зажиточной семье. При рождении будущий апостол получил имя Савл. Апостол Павел, биография которого тщательно изучена исследователями, был фарисеем, и его воспитывали в строгих канонах иудейской веры. Родители считали, что из сына выйдет учитель-богослов, поэтому он был отправлен на обучение в Иерусалим.

Важно обратить внимание на то, что апостол Павел имел римское гражданство, которое давало ряд привилегий, например, человека нельзя было заковывать в кандалы, пока суд не признает виновность. Римский гражданин освобождался от разных физических наказаний, которые были позорными, и от смертной казни унижающей достоинство, например, распятия. Римское гражданство было учтено и при казни апостола Павла.

Апостол Павел – житие

Уже было сказано, что Савл родился в богатой семье, благодаря чему отец и мать смогли дать ему хорошее образование. Парень знал Тору и умел ее толковать. Согласно существующим данным он входил в состав местного синедриона – высшего религиозного учреждения, которое могло проводить суды над людьми. В этом месте Савл впервые столкнулся с христианами, которые были идеологическими врагами фарисеев. Будущий апостол признавался, что многие верующие по его приказу оказались в тюрьме и были убиты. Одной из самых известных казней с участием Савла было закидывание камнями святого Стефана.

Многих интересует, как Павел стал апостолом, и с этим перевоплощением связана одна история. Савл вместе с заключенными христианами шел в Дамаск, чтобы те получили наказание. На пути он услышал голос, который шел с небес, и обращался к нему по имени и спрашивал, почему он гонит его. Согласно преданию это к Савлу обращался Иисус Христос. После этого мужчина ослеп на три дня, а вернуть зрение ему помог дамасский христианин Ананий. Это заставило Савла поверить в Господа и стать проповедником.

Апостол Павел, как образец миссионера, известен своим спором с одним из главных помощников Христа – апостолом Петром, которого он обвинил в том, что тот проповедует неискренне, стараясь вызвать симпатию у язычников и не накликать на себя осуждение единоверцев. Многие религиоведы уверяют, что Павел считал себя более опытным благодаря тому, что он хорошо разбирался в Торе и его проповеди звучали убедительнее. За это его прозвали «апостолом язычников». Стоит заметить, что Петр не стал спорить с Павлом и признал его правоту, тем более ему было знакомо такое понятие, как лицемерие.


Как умер апостол Павел?

В те времена язычники преследовали христиан, а особенно проповедников веры и жестоко с ними расправлялись. Своей деятельностью апостол Павел нажил огромное количество врагов среди иудеев. Его сначала арестовали и отправили в Рим, но там его выпустили. История о том, как бал казнен апостол Павел, начинается с того, что он обратил в христианство двух наложниц императора Нерона, которые отказались заниматься с ним плотскими утехами. Властитель разозлился и приказал арестовать апостола. По приказу императора Павлу отрубили голову.

Где похоронен апостол Павел?

На месте, где был казнен и похоронен святой был построен храм, который назвали Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. Его считают одним из самых величественных церковных базилик. В день памяти Павла в 2009 году папа римский рассказал о том, что было проведено научное исследование саркофага, который был расположен под алтарем храма. Эксперименты доказали, что в нем был похоронен библейский апостол Павел. Папа римский сказал о том, что когда все исследования будут закончены, саркофаг будет доступным для преклонения верующих людей.

Апостол Павел – молитва

За свои деяния святой еще при жизни получил от Господа дар, дающий ему возможность исцелять больных людей. После его смерти помогать стала его молитва, которая, согласно свидетельствам, исцелила уже огромное количество людей от разных заболеваний и даже смертельных. Упоминается апостол Павел в Библии и его огромная сила способна укрепить в человеке веру и направить его на праведный путь. Искренняя молитва поможет оградиться от бесовских искушений. Священнослужители считают, что любое прошение, которое идет от чистого сердца будет услышано святым.



Житие, подвиги и страдание святого
верховного Апостола Павла

Святой Апостол Павел, прежде апостольства называемый Савл, по происхождению был еврей, от племени Вениаминова; родился он в Тарсе киликийском, от родителей знатных, живших прежде в Риме, потом переселившихся в Тарс киликийский, с почетным званием римских граждан, посему и Павел назывался римским гражданином. Он приходился сродником святому первомученику Стефану и (вероятно вместе с ним) послан был родителями в Иерусалим для изучения Моисеева закона; там он был в числе учеников славного в Иерусалиме учителя Гамалиила. Товарищем по учению и другом его был Варнава, ставший потом Апостолом Христовым. Савл основательно изучил закон отцов, сделался великим приверженцем его и присоединился к партии фарисеев (строгих ревнителей всего отечественного и наружно благочестивых). В то время в Иерусалиме и в окрестных городах и странах святые Апостолы распространяли благовестие Христово; причем у них часто происходили долгие споры с фарисеями и саддукеями (отвергавшими предание и не верившими в бессмертие души) и со всеми книжниками и законоучителями иудейскими, которые постоянно ненавидели и преследовали проповедников Христовых. Ненавидел святых Апостолов и Савл, и даже слушать не хотел той проповеди о Христе, издевался над Варнавою (уже ставшим апостолом Христовым), и произносил хулу на Господа Христа. А когда святой первомученик Стефан был побиваем камнями от иудеев, Савл не только не сожалел о родной ему крови, невинно проливаемой, но и одобрял убийство и сторожил одежды иудеев, поражавших Стефана. После того, испросив себе полномочие от архиереев и старейшин иудейских, он еще с большею яростью терзал церковь (собрание верных), входя в дома и схватывая мужчин и женщин, отсылал их в темницы. Не удовлетворяясь гонением верных в Иерусалиме и продолжая дышать угрозами и убийством на учеников Господа, он отправился и в Дамаск, с письмами первосвященника к синагогам, чтобы и там, кого найдет из верующих в Христа, и мужчин и женщин, связав приводить в Иерусалим. Это происходило в царствование Тиверия.

Когда Савл приближался уже к Дамаску, вдруг осиял его свет с неба (так внезапно, сильно и ослепительно, что он упал на землю), и в то же мгновение услышал голос, говоривший ему: "Савл, Савл! что ты гонишь меня?" Он же полный изумления, спросил: "Кто Ты, Господи?" Господь же сказал: "Я Иисус, Которого ты гонишь, трудно тебе идти против рожна". Савл в трепете и ужасе спросил: "Господи, что повелишь мне делать?" И Господь сказал: "Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать" (Деян.9:4-6). В ужасе были и воины, шедшие с Савлом и, пораженные необыкновенным светом, стояли в оцепенении: голос, говорящий к Савлу, они слышали, а никого не видели. По повелению Господа, Савл встал с земли и с открытыми глазами своими никого не видел: ослепли телесные его очи, но начали прозревать очи духовные. Проводники и помощники Савла повели его за руку и привели в Дамаск; там он пробыл три дня, ничего не видя, и в чувстве раскаяния не ел и не пил, и только непрестанно молился, чтобы Господь открыл ему волю Свою. В Дамаске же был святой Апостол Анания, которому Господь, явясь в видении, повелел отыскать Савла, жившего в доме некоего мужа, по имени Иуды, и просветить телесные его очи прикосновением, а душевные - святым крещением. Апостол отвечал: "Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое". Но Господь сказал ему: "Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое". Святой Анания, отправясь по повелению Господню и отыскав Савла, возложил на него руки: и тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, вдруг он прозрел и, встав, принял крещение и исполнился Духа Святого, посвящающего его в апостольское служение, и переименован был из Савла в Павла, и немедленно начал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий. И все слышавшие удивлялись (этой перемене в мыслях гонителя Церкви Христовой) и говорили: - Не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам? (Деян.9:21) А Савл более и более укреплялся в вере и приводил в замешательство иудеев, живущих в Дамаске, доказывая им, что Сей есть Христос (т.е. обетованный Мессия). Иудеи наконец воспылали на него гневом, согласились убить его и сторожили у ворот городских день и ночь, чтобы он не убежал от них. Ученики же Христовы, бывшие в Дамаске с Ананием, узнавши о совещании иудеев, решивших убить Павла, взяли его и ночью в корзине спустили из окна дома, примыкавшего к городской стене. Он же, вышедши из Дамаска, не тотчас направился к Иерусалиму, но прежде пошел в Аравию, как сам о том пишет в послании к Галатам: "Я не стал, тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром" (Гал.1:16-18).

"Обращение Савла"
Франческо Пармиджанино. 1528г.

Пришедши же в Иерусалим, Павел святой старался присоединиться к ученикам Господа, но те опасались сего, не веря, что и он уже ученик Господень. Святой же Апостол Варнава, увидев его и убедившись в обращении его ко Христу, обрадовался и, взяв его за руку, привел к Апостолам, и Павел рассказал им, как он на пути видел Господа, и что сказал ему Господь, и как он - Павел - в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса. И святые Апостолы исполнились радости и прославили Господа Христа. Павел же святой и в Иерусалиме о имени Господа Иисуса состязался с иудеями и еллинистами и доказывал им, что Иисус есть предсказанный пророками Христос. Однажды, стоя в церкви и молясь, Павел неожиданно и непроизвольно пришел в исступление и увидел Господа. Господь сказал ему: "Поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне". Павел же сказал: "Господи! им известно, что я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах, и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его". И сказал ему Господь: "Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам" (Деян.22:18-20). После сего видения, Павел святой, хотя и желал еще несколько дней пробыть в Иерусалиме, утешаясь свиданием и беседою с Апостолами, но не мог: иудеи, с коими он спорил о Христе, разъярились и хотели убить его. Узнав о сем, иерусалимские христиане проводили его в Кесарию и оттуда морем отправили в Тарс (на его родину), где он и пробыл несколько времени, проповедуя соотечественникам слово Божие.
Сюда же потом, по внушению Святого Духа, пришел Варнава и взял Павла с собою в Антиохию Сирийскую, зная о назначении его быть Апостолом язычников; проповедуя здесь целый год в синагогах, они многих обратили ко Христу и назвали их христианами. По прошествии же года, оба святые Апостолы, Варнава и Павел, возвратились в Иерусалим и рассказали святым Апостолам то, что произвела благодать Божия в Антиохии, и весьма обрадовали Христову церковь в Иерусалиме. При этом они принесли обильную милостыню от доброхотных жертвователей в Антиохию, в пользу живших в Иудее братий нищих и убогих, так как в то время, в царствование Клавдия, был великий голод, предсказанный, по особенному откровению Святого Духа, святым Агавом, одним из 70 Апостолов.
Вышедши из Иерусалима, Варнава и Павел опять пришли в Антиохию. Когда они пробыли здесь несколько времени в посте и молитвах, в служении Божественной литургии и в проповедании Слова Божия, благоугодно было Святому Духу послать их к язычникам на проповедь. Дух Святой сказал к старейшинам в Антиохийском собрании: "Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их" (Деян.13:2). Тогда пресвитер, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустил их.
По внушению Святого Духа, Варнава и Павел пришли в Селевкию и оттуда отплыли в остров Кипр (на родину Апостола Варнавы). Здесь, бывши в Саламине, проповедовали Слово Божие в синагогах иудейских и прошли весь остров даже до Пафа, где нашли они некоего Елима (волхва) лжепророка иудеянина, именем Вариисуса, который находился при тамошнем проконсуле Сергие Павле, муже разумном и, как видно, имел влияние на него. Проконсул, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать от них Слово Божие и внимал их проповеди. А Елима волхв, противляясь им, старался отвратить проконсула от веры. Святой же Павел, исполнившись Духа Святого и устремив взор на волхва, сказал: "О, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого" (Деян.13:10-11). И вдруг напал на волхва мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого. Тогда проконсул, увидев происшедшее, вполне уверовал, дивясь учению Господню. Уверовало с ним и много народа, и увеличивалось собрание верных. Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, что в Памфилии, из Пергии в Антиохию Писидийскую. Здесь они проповедовали о Христе, и когда уже многих привели к вере, то завистливые иудеи подстрекнули начальных в городе людей, приверженных к язычеству и, с помощью их, изгнали Апостолов святых из города и окрестностей его. Апостолы, отрясши здесь прах от ног своих, пошли в Иконию и пребывая там довольно времени, смело проповедовали и привели к вере великое множество иудеев и язычников, не только проповедью, но и знамениями и чудесами, которые совершались руками их; там они обратили и святую деву Феклу и уневестили ее Христу. А неверующие иудеи возбуждали язычников и начальников их воспротивиться Апостолам и побить их камением. Узнав о сем, Апостолы удалились в Ликаонские города - Листру и Дервию - и в окрестности их.
Благовествуя в Листре, они исцелили некоего человека, который был хром от чрева матери своей и никогда не ходил; именем Христовым они воздвигли его на ноги, и он тотчас встал и стал ходить. Народ, увидев это чудо, возвысил свой голос, говоря по ликаонски: "Боги в образе человеческом сошли к нам" (Деян.14:11). И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, и приведя волов и принеся венки, хотели принести Апостолам жертвы. Но Варнава и Павел (услышав о сем) разодрали свои одежды и, подойдя к народу, громка говорили: "Мужи! что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки" (Деян.14:15). И предложили к ним слово о Едином Боге, Который сотворил небо, и землю, и море, и всё, что в них, и посылает с неба дожди и времена плодоносные, и исполняет пищею и веселием сердца людей. И говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы. В то время, как они пребывали в Листре и учили, пришли некоторые иудеи из Антиохии и Иконии и убеждали народ отстать от Апостолов, дерзко говоря, что они не говорят ничего истинного, а всё лгут, и еще на худшее возбудили легковерных, ибо Павла святого, как главного проповедника, побили камнями и вытащили за город, считая его уже умершим. Он же (при помощи верующих), поднявшись, вошел опять в город, а на другой день удалился с Варнавою и Дервию. Проповедав Евангелие в сем городе и приобретши довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников и умоляя их пребывать в вере. Рукоположив им пресвитеров к каждой церкви, они помолились, соблюдая пост, и предали их Господу, в Коего уверовали.

"Апостол Павел в Листре".
Карел Дуджардин, 1663 г.
Рейксмузеум, Амстердам, Нидерланды.

Потом, прошедши чрез Писидию, пришли в Памфилию, и проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию, а из нее отплыли в Антиохию Сирскую, откуда первоначально были посланы Духом Святым проповедовать язычникам слово Господне. И прибыв в Антиохию, собрали верных, и рассказали всем, что сотворил Бог с ними, и сколько народа языческого приведено ко Христу. Спустя некоторое время, между веровавшими иудеями и еллинистами в Антиохии возник спор относительно обрезания: одни говорили, что невозможно спастись без обрезания, другие считали обрезание тяжелым для себя делом. Посему оказалось нужным Апостолу Павлу с Варнавою идти в Иерусалим к старейшим Апостолам и пресвитерам - спросить у них мнения касательно обрезания и при этом известить их, что Бог отверз дверь веры язычникам; сею последнею вестью они весьма обрадовали всю братию Иерусалимскую. В Иерусалиме, на соборном совещании, святые Апостолы и пресвитеры совершенно устранили ветхозаветное обрезание, как ненужное при новой благодати, и заповедали только - воздерживаться от идоложертвенной пищи, от блудных дел и чтобы ничем не обижали ближнего, и с этим решением отпустили из Иерусалима в Антиохию Павла и Варнаву, а с ними Иуду и Силу. Пришедши в Антиохию, Апостолы пробыли там довольно времени и опять отправились к язычникам, разлучась друг от друга: Иуда возвратился в Иерусалим; Варнава, взяв с собой Марка, сродника своего, направился в Кипр; а Павел, избрав Силу, пошел в Сирию и Киликию, и проходя тамошние города, утверждал верных. Пришедши в Дервию и Листру, он обрезал в Листре Тимофея, ученика своего, чтобы только утолить ропот иудействующих христиан и взял его с собою. Оттуда отправился во Фригию и Галатийскую страну, потом пришел в Мисию и думал было идти в Вифинию, но это не угодно было Духу Святому. Ибо когда Павел находился с своими спутниками в Троаде, было ему ночью следующее видение: какой-то муж, по виду македонянин, стал пред ним и умолял его, говоря: "Приди в Македонию и помоги нам" (Деян.16:9). Из этого видения Павел понял, что Господь зовет его на проповедь в Македонию. И отплыв из Троады, прибыл на остров Самофраки, на другой день в Неаполь, оттуда в Филиппы, ближайший город Македонии, бывший колонией римлян. В Филиппах он прежде всего научил Христовой вере и крестил женщину Лидию, торговавшую багряницею (тканями и одеждами багряного или красного цвета); она упросила его поселиться с учениками своими в ее доме. Однажды, когда Павел шел с учениками в собрание на молитву, встретила его какая-то служанка, одержимая нечистым духом прорицательным, которая прорицаниями доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и его спутниками, она кричала, говоря: "Сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения" (Деян. 16:17). Это она повторяла много дней.
Павел, вознегодовав, обратился к ней и, запретив духу именем Иисуса Христа, изгнал его из нее.
Тогда господа ее, видя, что потеряна надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повели их к начальникам города, говоря: "Сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять" (Деян.16:20-21). Воеводы, сорвав с Апостолов одежды, велели бить их палками и дав им много ударов, ввергли их в темницу. Здесь, около полуночи, когда Павел и Сила молились, потряслась темница, отворились все ее двери, и узы ослабели. Увидев это, сторож темницы уверовал во Христа, привел Апостолов в дом свой, там омыл раны их, немедленно крестился сам со всем домом своим и предложил им трапезу. И Апостолы опять возвратились в темницу. На другой день начальники города одумались, что они жестоко наказали невинных людей, и послали служителей в темницу с приказанием отпустить Апостолов на свободу, - пусть идут, куда хотят. Но Павел сказал к ним: "Нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас" (Деян.16:37). И посланные, возвратясь, пересказали слова Павла воеводам, воеводы испугались, что узники, коих они избили, оказались римскими гражданами; и пришедши к ним, упросили их выйти из темницы и из города. Они же, вышедши из темницы, пришли сначала в дом Лидии, у которой прежде жили, и обрадовали собравшихся там верных. Простившись с ними, отправились в Амфиполь и Аполлонию и оттуда в Солунь. В Солуни, когда они уже многих приобрели благовестием, завистливые иудеи, собрав несколько негодных людей, устремились к дому Иасона, где пребывали Апостолы Христовы. И не найдя там Апостолов, схватили Иасона и некоторых братьев и повлекли их к начальникам города, клевеща на них, как на противников Кесаря, которые признают царем другого - именно Иисуса. И едва освободился Иасон от этой напасти. А святые Апостолы, успев скрыться от сих враждебных людей, ночью вышли из Солуни и пришли в Берию; но и там злобная зависть иудейская не дала покоя святому Павлу; когда солунские иудеи узнали, что и в Берии проповедано Павлом Слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ и подстрекая его против Павла. Вынужден был Апостол святой и оттуда уйти, не из личной боязни смерти, но по настоянию братии, да сохранит жизнь свою, ради спасения многих, и братия отпустили его к морю. Спутников же своих Силу и Тимофея - Апостол оставил в Берии, чтобы утвердили в вере новообращенных, так как он знал, что иудеи только его одного головы ищут. Сам же он сел в корабль и отплыл в Афины.

"Cвятой Павел проповедует в Афинах"
Рафаэль Санти 1515 г. Ковер

В Афинах Павел возмутился духом при виде идолов, наполнявших сей город, и скорбел о погибели стольких душ. Он стал толковать в синагогах с иудеями и ежедневно на площадях с греками и философами их. Слушатели привели его в Ареопаг (так называлось место, где при идольском храме производился общественный суд). Привели же его туда отчасти для того, чтобы выслушать от него в бывшем собрании что-то новое, а отчасти и для того (как думает Златоуст святой), чтобы предать его суду, мукам и смерти, если услышать от него что-нибудь достойное казни. Павел же святой, еще прежде увидев в городе какой-то жертвенник, на котором было написано: "неведомому богу", начал свою речь по этому поводу и стал проповедовать им Истинного Бога, доселе неведомого им, говоря: "Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам" (Деян.17:23). И начал сказывать им о Боге - Создателе всего мира, и о покаянии, и о суде, и о воскресении мертвых.
Услышав о воскресении мертвых, одни из слушателей насмехались, а другие еще более о сем хотели услышать. И вышел Павел из собрания их не осужденный, как невиновный ни в чем: а Слово Божие, проповеданное им, было не без пользы для приобретения душ: ибо некоторые мужи, пристав к нему, уверовали во Христа; между ними был Дионисий Ареопагит и некая знатная женщина, по имени Дамарь, и другие многие, крестились. Оставив Афины, Павел пришел в Коринф и жил там у некоего иудеянина, по имени Акилы; сюда пришли к нему и Сила с Тимофеем из Македонии и вместе проповедовали о Христе. Был же Акила с своею женою Прискиллою ремеслом шатерник; Павлу было знакомо это ремесло, и он работал вместе с ними, и трудом своим приобретал пищу себе и спутникам, как сам от этом говорит в послании к Солунянам: "Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас" (2Фес.3:8). И опять: "Нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии" (Деян.20:34). А во всякую субботу убеждал в синагогах иудеев, доказывая, что Иисус есть Христос. Но так как они упорно противились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал им: "Кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам" (Деян.18:6). И когда он решил уйти из Коринфа, явился ему Господь в видении, ночью, и сказал: "Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе" (Деян.18:9-10). И оставался Павел в Коринфе год и шесть месяцев, поучая Слову Божию иудеев и греков, и многие уверовали и крестились, и сам начальник синагоги, Крисп, уверовал в Господа со всем домом своим и крестился. А некоторые, из не уверовавших иудеев напали целой толпою на Павла и привели его пред судилище к проконсулу Галлиону (который был братом философа Сенеки), но он отказался судить Павла, говоря: "Если бы от него была какая-нибудь обида, или злой умысел, то я имел бы основание выслушать вас и судил бы его; а в споре вашем об учении и о законе вашем, не хочу быть судьей" И прогнал их от судилища. После сего Павел святой, пробыв там еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию с бывшими при нем. За ним последовали и Акила с Прискиллою, и на пути все остановились в Ефесе. Там, проповедуя слово Господне, много чудес сотворил свя той Апостол Павел, и не только руки его являлись чудотворными, исцеляя одним прикосновением всякий недуг, но и платки его и головные повязки, напитанные потом тела его, имели ту же чудотворную силу: ибо, будучи полагаемы на больных, тотчас исцеляли их и изгоняли нечистых духов от людей. Видя это, некоторые из скитающихся иудейских заклинателей дерзали призывать имя Господа Иисуса над имеющими злых духов, говоря: "Заклинаем вас Иисусом, которого Павел проповедует". Но злой дух отвечал им: "Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?"
И бросался на них человек, в котором был злой дух, и одолев их, получал над ними такую силу, что бил их и ранил, так что они едва нагие могли убежать от руки бесноватого. Сие сделалось известным всем ефесским иудеям и еллинам, и страх напал на всех их, и славимо было имя Господа Иисуса, и уверовали в Него многие. И даже из тех, которые занимались чародейством, очень многие, по принятии святой веры, собрали свои волшебные книги, и сосчитавши цены их, нашли, что они стоили 50 тысяч драхм, и всенародно сожгли все книги. Так сильно возрастало и возмогало слово Господне. Павел же готовился идти в Иерусалим и говорил: "Побывав там, я должен видеть и Рим" (Деян.19:21). Но в это время произошел не малый мятеж в Ефесе от серебряников, делавших модели храма Артемиды. По укрощении мятежа, Павел святой, пробыв в Ефесе 3 года, отправился в Македонию, оттуда пришел в Троаду, где пробыл семь дней. В первый же день недели, когда верные собрались для преломления хлеба, Павел повел к ним долгую беседу, так как намеревался уйти от них в следующий день, и продолжал ее до полуночи в горнице, освещенной множеством светильников. Среди слушателей один юноша, именем Евтих, сидя на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись сонный, упал вниз, с третьего жилья (этажа), и его подняли без чувств. Святой Павел, сошедши, пал на него и обняв его, сказал: "Не тревожьтесь, ибо душа его в нем" (Деян.20:10).

"Проповедь святого Павла в Эфесе"
Эсташ Лесюэр, 1649 г.

И снова Павел взошел в горницу; привели юношу живого и немало утешились. Павел беседовал еще довольно, даже до рассвета, и простившись с верующими, ушел оттуда. Пришедши в Милит, Павел послал в Ефес - призвать к нему пресвитеров церковных, ибо сам не хотел зайти туда, чтобы не замедлить ему в пути, так как от спешил, чтобы в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме. И когда пресвитеры ефесские собрались к Апостолу, он произнес к ним поучительное слово и между прочим сказал: "Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею" (Деян.20:28). И предсказал им, что по отшествии его войдут к ним лютые волки, не щадящие стада. Сказал им о предстоящем путешествии: "И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса" (Деян.20:22-24). Потом он произнес: "И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы" (Деян.20:25). Тогда немалый плач был у них. Падая на выю Павла, они целовали его, особенно скорбя от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его. И провожали его до корабля. Он же, дав всем последнее целование, пустился в путь. И пройдя многие города и страны, как у берегов моря, так и на островах, и везде посетив и утвердив верных, пристал в Птолемаиде; оттуда пришел в Кесарию Стратонову, и поселился в доме святого Апостола Филиппа, одного из семи диаконов. Сюда к святому Павлу пришел однажды пророк, именем Агав, и взяв пояс Павла, связал свои руки и ноги, и сказал: "Так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников" (Деян.21:11). Когда братия услышали это, то стали со слезами просить Павла, чтобы он не ходил в Иерусалим; но Павел в ответ сказал им: "Что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса" (Деян.21:13). И замолчали братия, сказавши: "Да будет воля Господня!" После сего святой Апостол Павел пошел в Иерусалим с учениками своими (в числе коих был и Трофим ефесянин, из язычников обратившийся ко Христу) и радушно был принят святым Иаковом Апостолом, братом Господним, и всем собранием верных. В это время пришли из Асии в Иерусалим на праздник Пятидесятницы иудеи, которые постоянно были врагами Павла и везде возбуждали против него мятеж. Увидевши Павла в городе и с ним Трофима ефесянина, они пожаловались на Павла первосвященникам иудейским и книжникам и старцам, что он разоряет закон Моисеев, не велит обрезываться, везде проповедует распятого Иисуса, и друг друга подстрекали против Павла, чтобы схватить его. А когда они увидели святого Павла, в праздник, в храме Соломоновом, то вдруг придумали клевету на него, возмутили весь народ и бросились возложить на него руки, крича: "Мужи Израильские, помогите! Это тот человек, который повсюду учит против народа, закона и места сего (храма), наконец и язычников ввел во храм и осквернил святое место сие" (они думали, что Павел и Трофима ввел во храм). При этих криках весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа; мятежники, схватив Павла, повлекли его вон из храма, и поспешно затворили двери: они хотели убить Павла, но не в храме, чтобы не осквернить святого места. В это время до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился. Он, немедленно собрав воинов и сотников, поспешил ко храму; мятежники, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла. Тогда тысяченачальник взял его и велел сковать двумя железными цепями; потом стал допрашивать, кто он, и что сделал? Народ же кричал к тысяченачальнику, чтобы он предал смерти Павла. Но вследствие шума и разнородного говора в народе, начальник нисколько не мог дознаться, в чем именно виноват Павел, и повелел отвести его в крепость. Множество же народа последовало за начальником и воинами, крича, да будет убит Павел. Когда дошли до высшего крыльца, ведущего в крепость, Павел просил тысяченачальника, чтобы он позволил ему сказать несколько слов к народу; тот позволил. И Павел, остановясь на ступенях, обратился к народу и громко заговорил по-еврейски, говоря: "Мужи братия и отцы! выслушайте теперь мое оправдание перед вами" (Деян.22:1). И начал рассказывать им о своей прежней ревности по закону Моисея, и как на пути в Дамаск он был осиян небесным светом, и как видел Господа, посылавшего его к язычникам. Но народ, не желая более его слушать, стал кричать, обращаясь к тысяченачальнику: "Истреби от земли такого! Ибо ему не должно жить!" Крича таким образом, они метали одежды и бросали пыль на воздух, увлекаясь яростью, и настаивали убить Павла. Тысяченачальник приказал ввести его в крепость и распорядился было бичевать его, чтобы выпытать от него: за какую вину так озлобился на него народ? Но когда привязали Павла к столбу ремнями, он сказал стоявшему при нем сотнику: - "Разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда?" (Деян.22:25)
Услышав сие, сотник подошел и донес тысяченачальнику, говоря:
- Смотри, что ты хочешь делать! Этот человек - римский гражданин.
Тогда тысяченачальник подошел к Павлу и спросил:
- Скажи мне, ты римский гражданин?
Он сказал:
- Да.
Тысяченачальник смущенно проговорил:
- Я за большие деньги приобрел это гражданство.
И тотчас освободил его от оков.
На другой день тысяченачальник повелел прийти первосвященникам и всему синедриону и поставил пред ними Павла святого.
Павел, устремив взор на синедрион, сказал:
- Мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня (Деян.23:1).
Первосвященник же Анания при сих словах приказал стоявшим пред ним бить Павла по устам...
Тогда Павел сказал ему:
- Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня (Деян.23:3).
Заметив же, что в собрании одна часть саддукеев, а другая фарисеев, Павел возгласил, говоря:
- Мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят (Деян.23:6).
Когда он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось: ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни ангела, ни духа, а фарисеи признают и то и другое. Поднялся большой крик. Фарисеи говорили:
- Ничего худого мы не находим в сем человеке.
Саддукеи же утверждали противное, и великая распря продолжалась.
Тысяченачальник, опасаясь, чтобы собрание не растерзало Павла, приказал воинам взять его из среды их и отвести в крепость.
В следующую за сим ночь святому Павлу явился Господь и сказал:
- Дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме (Деян.23:11).
С наступлением дня некоторые из ожесточенных иудеев собрались на совещание и поклялись не есть и не пить до тех пор, пока не убьют Павла. И оказалось более сорока душ, произнесших такое заклятие. Узнав об этом, тысяченачальник отослал Павла, с большим отрядом вооруженных воинов в Кесарию, к правителю Филиппу. Проведав о сем, первосвященник Анания со старейшими членами синедриона отправились и сами в Кесарию и клеветали правителю на Павла, хулили его пред правителем и усильно домогались смерти его, но ни в чем не успели, ибо не найдено было в нем никакой вины, достойной смерти. Однако же правитель, желая доставить удовольствие иудеям, оставил Павла в узах. Прошло два года. На место Филиппа правителем поступил Порций Фест. Архиереи просили его, чтобы он отослал Павла в Иерусалим. А это затеяли они с злым умыслом: на дороге они надеялись убить Апостола Христова. И когда Фест спросил Павла, хочет ли он идти в Иерусалим на суд, Павел отвечал: "Я стою перед судом кесаревым, где мне и следует быть судиму. Иудеев я ничем не обидел, как и ты хорошо знаешь. Ибо, если я неправ и сделал что-нибудь, достойное смерти, то не отрекаюсь умереть; а если ничего того нет, в чем сии обвиняют меня, то никто не может выдать меня им. Требую суда кесарева" (Деян.25:10-11).
Тогда Фест, поговорив с советниками, отвечал Павлу:
- Ты потребовал суда кесарева, к кесарю и отправишься.

" Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста"
Василий Суриков.1875

Спустя несколько дней, в Кесарию пришел царь Агриппа поздравить Феста и, узнав о Павле, пожелал его видеть. И когда Павел, представ царю Агриппе и правителю Фесту, подробно рассказал им о Христе Господе и о том, как он уверовал в Него, царь Агриппа сказал ему:
- Ты немного не убеждаешь меня сделаться христианином.
Павле же отвечал:
- Молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз (Деян.26:29).
После сих слов, царь, правитель и бывшие с ними встали; отшедши в сторону, совещались между собою и решили:
- Этот человек не сделал ничего достойного смерти или уз.
Агриппа же сказал Фесту:
- Можно было бы освободить его, если бы он не потребовал суда у кесаря.
Таким образом решили отправить Павла в Рим к кесарю и отдали его и некоторых других узников сотнику царского полка, именем Юлию; а сей, приняв узников и Павла, посадил их на корабль, и все пустились в плавание.
Плавание их было весьма не безопасно, вследствие противных ветров; когда же они подплыли к острову Криту и вошли в место, называемое "хорошие пристани", Павел святой, провидя будущее, советовал перезимовать там с кораблем; но сотник более доверял кормчему и начальнику корабля, нежели словам Павла. Когда они отплыли на средину моря, поднялся против их ветер бурный, сделалось великое волнение и пал такой туман, что целых 14 дней они не видели ни солнца днем, ни звезд ночью, и даже не знали, в каком они месте, потому что их носило волнами, и они в отчаянии не ели во все эти дни и уже ожидали смерти. На корабле же было 276 человек. Павел, став посреди их, утешал их, говоря: - "Мужи! надлежало послушаться меня и не отходить от Крита, чем и избежали бы сих затруднений и вреда. Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль. Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: "не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою". Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано" (Деян.27:21-25). И уговаривал Павел всех принять пищу, говоря:
- "Это послужит к сохранению вашей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадет волос с головы" (Деян.27:36).
Сказав это и взяв хлеб, он возблагодарил Бога пред всеми и, разломив, начал есть. Тогда все ободрились и также приняли пищу.
Когда же настал день, увидели землю, но не узнавали, что это за сторона, и направили корабль к берегу. Приближаясь к нему, корабль попал на косу и сел на мель; нос увяз и остался недвижим, а корма разбивалась силою волн. Воины совещались между собою перебить всех узников, чтобы кто-нибудь, выплыв, не убежал; но сотник, желая спасти Павла, удержал их от сего намерения и велел умеющим плавать - первым броситься и выйти на берег; а на них смотря, и другие стали плавать, одни на досках, другие - на чем пришлось из корабельных вещей, и все вышли на землю здоровыми и спаслись из моря. Тогда узнали, что остров сей называется Мелит. Жители его, иноплеменники, оказали им немалое человеколюбие, ибо, по причине бывшего дождя и холода, они разложили огонь, чтобы обогрелись промокшие на море. Между тем Павел набрал множество хвороста и клал на огонь; в это время ехидна, вышедши от жара, повисла на руке его. Когда иноплеменники увидели висящую на руке его змею, они говорили друг другу: - Верно, этот человек убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить. Но Павел, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда. Они было ожидали, что у него будет воспаление, или он внезапно упадет мертвым, но ожидая долго и видя, что с ним не случилось никакой беды, переменили мысли и говорили, что он - Бог. Начальник того острова, именем Публий, принял спасенных от моря в дом свой и три дня дружелюбно угощал их. Отец его в это время лежал, страдая горячкою и болью в животе. Павел вошел к нему, помолился ко Господу и, возложив руки свои на больного, исцелил его. После сего события и прочие на острове больные приходили к святому Апостолу и были исцеляемы. Через три месяца все спасшиеся от моря с Апостолом отплыли отсюда, уже на другом корабле и приплыли в Сиракузы, оттуда в Ригию, потом в Путеолы и наконец достигли Рима. И когда братия, бывшие в Риме, узнали о приходе Павла, то вышли на встречу ему даже до Аппиевой площади и трех гостиниц. Увидев их, Павел утешился духом и возблагодарил Бога. В Риме же сотник, сопровождавший узников из Иерусалима, передал их военачальнику, а Павлу позволил жить особо с воином, стерегущим его. И жил Павел в Риме целых два года, и принимал всех приходящих к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе нашем Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно.
Доселе о житии и трудах Павловых из книги Деяний Апостольских, написанной святым Лукою; о прочих же трудах и страданиях его сам он рассказывает во 2 послании к Коринфянам следующим образом (в сравнении с другими, он был): "более в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях" (2Кор.11:23-26). Измерив широту и долготу земли хождением, а моря плаванием, Апостол Павел изведал и высоту небесную, будучи восхищен до третьего неба. Ибо Господь, утешая Своего Апостола в многоболезненных трудах, подъемлемых ради Его святого имени, показал ему небесное блаженство, которого око никогда не видело, и слышал он там неизреченные глаголы, которых человеку нельзя пересказать.ак же совершил Апостол святой прочие подвиги своего жития и деятельности, повествует Евсевий Памфил, епископ Кесарии палестинской, историк церковных событий. После двух лет узничества в Риме, святой Павел был отпущен на свободу, как ни в чем неповинный, и проповедовал слово Божие то в Риме, то в других западных странах.
А святой Симеон Метафраст пишет, что после римских уз еще несколько лет трудился Апостол в благовестии Христовом: вышедши из Рима, он прошел Испанию, Галлию и всю Италию, просвещая язычников светом веры и от прелести идольской обращая ко Христу.

"Апостол Павел в тюрьме"
Рембрандт ван Рейн.1627

Когда он был в Испании, одна благородная и богатая женщина, услышавши о проповеди апостольской о Христе, пожелала видеть самого Апостола Павла и уговорила своего мужа Проба, да умолит Апостола святого прийти в дом их, чтобы они могли радушно угостить его. И когда Павел святой вошел в дом их, она взглянула на лицо его и увидела на челе написанные золотом слова: "Павел Христов Апостол" И увидев сие "чего никто другой не мог видеть), она пала к ногам Апостола с радостью и страхом, исповедуя Христа истинным Богом и прося святого крещения. И первая она принесла крещение (имя ей Ксантиппа), потом и муж ее Проб, и весь дом их, и начальник города Филофей, и многие другие там крестились. Пройдя все сии страны на Западе, озарив их светом святой веры, и провидев приближающуюся страдальческую свою кончину, святой Апостол опять возвратился в Рим, откуда писал к ученику своему Тимофею святому, говоря: "Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный" (2Тим.9:6-8). О времени страдания святого Апостола Павла неодинаковы известия у церковных историографов. Никифор Каллист во 2-й книге своей истории, в 36 главе, пишет, что святой Павел пострадал в один год и в один день со святым Апостолом Петром, за волхва Симона, которого одолеть он помогал Петру. Другие же сказывают, что спустя целый год по смерти Петра пострадал Павел в тот же 29 день месяца июня, в который за год пред сим был распят святой Петр. Причиной смерти Павла приводят то, что он проповедью Христовой увещевал девиц и женщин к целомудренной чистой жизни. Впрочем в сих известия нет большого разногласия: ибо в житии Петра святого (по Симеону Метафрасту) говорится, что Петр святой пострадал не тотчас после погибели Симона волхва, а по прошествии нескольких лет, из-за двух любимых Нероном наложниц, которых Апостол Петр обратил ко Христу и научил жить целомудренно. А так как и Павел святой жил в Риме и окрестных странах в то же время, когда и Петр, что легко могло быть и то и другое, т.е. что Павел святой помогал Петру святому и на Симона волхва, во время первого своего пребывания в Риме, и пришедши в Рим во второй раз, опять с Петром святым единодушно служил спасению людей, наставляя мужчин, и женщин целомудренной чистой жизни. И таким образом святые Апостолы возбудили ярость нечестивого и развратной жизнью жившего царя Нерона, который, осудив их обоих на смерть, казнил Петра, как иностранца, распятием, а Павла, как римского гражданина (которого нельзя было предать бесчестной смерти), усечением главы, если не в один и тот же год, то в один и тот же день.

"Смерть апостола Павла" Риччи Себастьяно. 1700-1710гг.

Когда усечена была честная глава Павлова, от раны истекла кровь с молоком. Верные же, взявши святое тело его, положили в одном месте с святым Петром. Так скончался избранный сосуд Христов, учитель народов, всемирный проповедник, самовидец небесных высот и райских доброт, предмет удивления ангелов и человеков, великий подвижник и страдалец, претерпевший и на своем теле язвы Господа своего, святой верховный Апостол Павел, и вторично, уже кроме тела, вознесен до третьего неба и предстал Троичному Свету, вместе с другом и сотрудником своим, святым верховным Апостолом Петром, перейдя из церкви воинствующей в церковь торжествующую, при радостном благодарении, гласе и восклицании празднующих, и ныне они славят Отца и Сына и Святого Духа, единого в Троице Бога, Которому и от нас грешных воссылается честь, слава, поклонение и благодарение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Апо́стол Па́вел (урождённый Саул; Савл; Шауль; ивр. ‏שאול‏‎, - пер. «выпрошенный», «вымоленный». Павел - иудей средиземноморской диаспоры, родившийся в Тарсе, главном городе Киликии и одном из крупнейших центров эллинистической культуры. Павел происходил из колена Вениаминова.

Имя Павел по-гречески означает маленький или скромный.

Отец Павла был фарисеем (Деян. 23:6). При этом Павлу перешло от отца римское гражданство, что было редкостью для жителя провинций. Получив прекрасное образование, он стал последователем знаменитого богослова Гамалиила. Кстати, имея римское гражданство, не раз спасало ему жизнь.

Какие преимущества давало апостолу Павлу римское гражданство?


Римское гражданство давало человеку определенные права и привилегии, имевшие законную силу на всей территории империи.

Римский гражданин подчинялся только римскому закону - на него не распространялись законы, которые действовали в провинциях. Если против него выдвигалось обвинение, он мог согласиться, чтобы его судили по местному закону, но за ним сохранялось право потребовать, чтобы его дело рассматривал римский суд. Если ему выносился смертный приговор, он имел право обжаловать его, обратившись к императору.

Вот что написал о преимуществах такого гражданства римский политик I века до н. э. Цицерон: «Связать римского гражданина - преступление; высечь его - злодеяние; лишить его жизни - практически то же, что совершить отцеубийство».

Апостол Павел активно проповедовал по всей Римской империи. В Библии записано три случая, когда он воспользовался своим правом римского гражданина: 1) Он объявил управляющим в Филиппах, что, подвергнув его телесному наказанию, они нарушили его права. 2) Он сослался на свой статус, чтобы избежать бичевания в Иерусалиме. 3) Он воззвал к цезарю, римскому императору, чтобы тот лично разобрал его дело.

Суд кесарев. Если римлянин, которого обвиняли в преступлении, чувствовал, что приговор или суд несправедлив, то он мог требовать, чтобы император сам рассмотрел его дело. Павел - гражданин Рима, однажды так и поступил.

В Дамаск потерявшего зрение Савла скорее всего привезли на каком-то вьючном животном. Через восточные ворота, которые сегодня называются Баб Шарки, он проследовал по двухкилометровой и широкой (три метра) Прямой улице - Via Recta.

В Дамаске до сих пор существует та Прямая улица, на которой посланный Господом Анания нашел Савла молящимся (Деян 9.11)

В античные времена здесь проходила центральная магистраль Дамаска, название которой - «Via Recta» - упоминается в христианских письменных источниках. Под римским началом «Via Recta» была значительно расширена и стала большой оживлённой улицей, украшенной колоннадой.

Ананию считают первым епископом Дамаска, он же и крестил Павла. Невероятно, но дом, в котором жил Анания, сохранился до сих пор.

Самос, остров в Эгейском море, располож. у побережья Малой Азии, недалеко от Эфеса. Павел побывал на нем во время своего третьего миссионерского путешествия (Деян 20.15).

Как и его отец, он был настоящим фарисеем и римским поданным, воспитанным в строгих канонах иудейской веры и обученный ремеслу – шитью палаток. Родные верили в то, что он станет учителем-богословом, поэтому и отправили его учиться в Иерусалим к известному раввину Гамалиилу. Сразу надо отметить, что это были благочестивые хранители древних традиций Ветхого Завета.

В библейские времена свободу узников сковывали различными средствами: на них надевали кандалы и наручники, их сажали в колодки и содержали в тюрьме. После жестокого избиения бросили их в тюрьму, приказав тюремщику надежно стеречь их. Он, получив такое приказание, запер их во внутреннюю тюрьму, забив им ноги в колодки.

Около полуночи Павел и Сила пели Богу псалмы, тем вознося Ему свои молитвы и хвалу. Другие заключенные слушали их.

Деяния Апостолов, Глава 16.

Павел был обучен ремеслу - шитью палаток (Деян 18:3). Возможно, это является косвенным указанием на то, что Павел собирался стать раввином: за обучение нельзя было брать деньги, поэтому все рабби зарабатывали себе на жизнь тем или иным ремеслом.

Это умение ему пригодилось, когда он совершал миссионерские путешествия. Он никогда не обременял материально своих единоверцев во время путешествий, а сам обеспечивал себя, делая палатки.

Он никогда не сожалел о своем выборе, и приобретение истины считал самым лучшим, что было у него в жизни. Он пользовался своими знаниями для того, чтобы распространять христианство и для него это было честью.

Все послания Павла написаны по-гречески. Павел овладел греческим языком, а также был хорошо знаком с языческой культурой, что помогло ему, когда он стал христианским миссионером.

Изображения четырех апостолов – Петра, Павла, Андрея и Иоанна в Риме в катакомбах усыпальницы Санта Текла (Павел слева). Это самое раннее из найденных изображений Апостола Павла и других апостолов, датируемое второй половиной 3 века.
Как выглядел апостол Павел

Еще одно изображение Апостола Павла в одной из Римских катакомб, в которых собирались Христиане. Изображение датируется 4 веком.

Как выглядел точно апостол Павел сказать сложно! Но думаю это для нас не так важно, ведь главное быть такими ревностными, как ученики Иисуса.

Здесь Павел проповедовал против поклонения идолам и вызвал возмущение серебряников, которые зарабатывали на жизнь продажей статуэток богини Артемиды (см. Деян. 19:24–41). Руины греческого театра в Ефесе, где проповедовал Апостол Павел.

Павел - один из двух главных (первоверховных) апостолов, наряду с апостолом Петром. Он не входил в число 12 ближайших учеников Христа, но благодаря его деятельности христианство распространилось по всей Римской империи.

Знаменитые ученые Николай Глубоковский и Альфред Гарнак указывали на то, что только благодаря своей сильной воле апостол Павел вывел христианство на просторы всего мира. Врач и философ Альберт Швейцер говорил, что именно святой Павел развил тот дух, который заложил в Евангелие Иисус Христос.

Во время путешествия с Варнавой в Листру Павел исцелил хромого человека. Жители города были так изумлены, что решили: Павел и Варнава - боги. Варнава был принят за Зевса, а Павел - за Ермия.

Жрец Зевса даже собирался принести в их славу жертвы. Апостолам едва удалось убедить жителей в том, что языческие боги не имеют с ними ничего общего.

Сначала Савл считал христианство опасной ересью и преследовал христиан. Однажды он направился в Дамаск, чтобы уничтожить тамошнюю христианскую общину. По дороге ему явился Христос. Яркое сияние ослепило Савла, и он услышал голос: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» («Деяния святых апостолов», глава 9, стих 4). Савл спросил: «Кто ты?» – и получил ответ: «Я Иисус, Которого ты гонишь».

Это событие потрясло и преобразило Савла . Он стал христианином и самозабвенным проповедником Христа.

Эвроклидон - (от слова  (юго-восточный ветер) и  (волна, вал) - бурный ветер) . Этот ветер застиг корабль, на котором плыл св. ап. Павел из г.Мир Ликийских. Он относился к разряду так называемых Левантских бурных ветров, и свирепствовал с одинаковою силою во всех направлениях между с.-в. и ю.-в.

Павел пишет: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» (1Кор. 7:8). Был ли сам Павел безбрачным или вдовцом, в Новом Завете явно не сказано.

Из посланий Павла Коринфской церкви и книги Деяний мы узнаем, что апостол Павел несколько раз посещал Коринф. Об этом на сегодняшний день свидетельствует

Он пошел проповедовать по земле языческой, был в Македонии и Афинах, где основал Коринфинскую церковь. Он также дошел до Рима, где в итоге закончил жизнь мучеником. Как гражданину Римской империи, ему отсекли голову мечом.

В 313 году Евсевий Кесарийский в своей "Церковной истории" подтвердит: "Рассказывают, что в царствование Нерона Павлу отрубили голову прямо в Риме и что там же был распят Петр, и рассказ этот подтверждается тем, что до наших времен кладбище этого города называют именем Петра и Павла".

Во время проповеди в этом городе Павел, выступая в Ареопаге и обращаясь к греческим мудрецам, сказал: «…проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: . (Деян. 17:23).

Апостол Пётр многократно упоминается в первой части книги Деяний апостолов (главы 1-15). В последующих главах он не упоминается вовсе, они посвящены исключительно Четырнадцать посланий Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета

Подборка фактов: сайт

Последние слова Павла (Замечательные слова)



P.S.

Господь не зря избрал «сосудом» такого человека, как Павел.

"Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. 11:23-27).

Павел, окунемся в житие этого великого святого. Апостол Павел - одна из крупнейших фигур во всемирной истории и один из главных предводителей древних христиан, он же является одним из авторов книг Священного Писания. Кем он был и когда отмечают именины Павла по церковному календарю, попробуем дальше разобраться подробнее.

Адольф Гитлер ненавидел его имя, так как считал его виновником разрушения Римской империи. Знаменитые ученые Николай Глубоковский и Альфред Гарнак указывали на то, что только благодаря своей сильной воле апостол Павел вывел христианство на просторы всего мира. Врач и философ говорил, что именно святой Павел развил тот дух, который заложил в Евангелие Иисус Христос. И это чистая правда.

история жизни

На латинском языке его имя звучит как Paulus, на еврейском - Шаул (Савл). Он родился в первом веке нашей эры в (совр. Турция) в городе Тарсе, здесь пересекались влияния Востока и Запада. Как и его отец, он был настоящим фарисеем и римским поданным, воспитанным в строгих канонах иудейской веры и обученный ремеслу - шитью палаток. Родные верили в то, что он станет учителем-богословом, поэтому и отправили его учиться в Иерусалим к известному раввину Гамалиилу. Сразу надо отметить, что это были благочестивые хранители древних традиций Ветхого Завета.

Итак, прежде чем приступить вплотную к теме «Павел: именины, день ангела», еще немного очень интересной и познавательно информации о жизни этого великого святого.

Святой Стефан

Так вот этот самый Гамалиил серьезно предупреждал Синедрион о том, чтобы они не смели преследовать учеников Христа. Среди всех учеников, по словам самого же Павла, он был самым ревностным до Божьего закона, хотя сначала еще совсем молодым юношей он был свидетелем казни над первым христианским мучеником святым Стефаном. Когда его закидывали камнями, Савл сторожил одежды палачей. Тогда в его сердце что-то шевельнулось, ведь он видел, как стойко переносил все мучения за веру этот христианин.

Однажды Павел отправился в Дамаск, чтобы в очередной раз расправиться с новым движением назарян и последователей Христа, и в дороге с ним заговорил Христос, спросивший его, за что он гонит его. С той минуты Павла как подменили, и он сам становится проповедником Христовой жизни.

Начало

Первые ученики Христа были простыми и необразованными людьми, которые точно и достоверно донесли до нас Евангелие. Павел не входил в число он вошел в число далее последовавших семидесяти апостолов. Нужен был новый человек, полный силы Божией во всеоружии богословских учений.

Варнава - основатель иерусалимской церкви - сам пришел за Савлом в Тарс, чтобы он начал свою деятельность в Антиохии. Он же и окрестил будущего святого.

Проповедничество

Антиохийцы знали историю его чудесного видения и ожидали от него чего-то невообразимого, однако перед ними явился невзрачный, лысоватый, небольшого роста человек. Неказистую внешность перебивал огонь в его глазах: будучи апостолом, он не видел живого Христа, но всегда чувствовал его своим внутренним оком. Ожидая Его второго пришествия, Павле имел огромный проповеднический план завоевания мира.

Он пошел проповедовать по земле языческой, был в Македонии и Афинах, где основал Коринфинскую церковь. Он также дошел до Рима, где в итоге закончил жизнь мучеником. Как гражданину Римской империи, ему отсекли голову мечом.

Апостол

Много по земле проповедовал Павел. Именины его православная церковь чтит 29 июня. написал 14 посланий, которые представляют собой систематизацию христианского учения. Савл (Павел) нес веру во Спасение в единстве с Богом, абсолютном к Нему доверии и соединении с Ним. Ведь это самое главное, к чему должен стремиться весь человеческий род на земле. Человек слабый и смиренный, один не сможет приобрести единство с Богочеловеком. Для того надо, чтобы Бог Сам пришел и воплотился в человеке, тогда образуется мост и дверь в вечность. Обращающийся ко Христу, слышащий голос безмолвия и видящий лик невидимого, тот с любовью и навсегда соединится с ним. Именно так, сильно и глубоко, через сердце и душу, прочувствовал эту премудрость Духа Божьего апостол Павел. Именины этого святого - поистине великий праздник для любого христианина.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»