Что нужно для соборования. Таинство обряда соборования в православной церкви

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Дар исцеления

Здоровье - дар Божий. Этот дар может быть дан человеку с рождения и сопутст­вовать ему на протяжении всей его жизни. Но этот же дар может быть дан человеку и тогда, когда силы, как кажется, совсем истощились. В Святой Церкви имеется особое Таинство, которое может совершаться во всякое время и подавать исцеление не одному, а всем желающим. Это Елеосвящение.

В Житиях Святых мы читаем о том, как Угодники Божии исцеляли людей от самых страшных недугов. Они исцеляли не собст­венной силой, а Божией благодатью. В Еле­освящении нам даруется эта благодать, хотя бы мы сами были еще далеки от святости. А благодать Духа Святого сильна освободить от любого недуга.

Что такое Елеосвящение

Елеосвящение - это Таинство, в котором при помазании больного освященным елеем (маслом растительного происхождения) призывается на него благодать Божия для исцеления от телесных и душевных недугов.

Почему это Таинство называется Еле­освящением? Потому что во время его совершения освящается елей, которым семикратно, с особой молитвой помазыва­ется соборующийся. Таким образом, основ­ным веществом Таинства служит освящен­ный молитвами по установлению Святой Церкви елей, почему иногда это Таинство называется Молитвоелеем.

Таинство Елеосвя-щения было установ­лено Самим Господом Иису-сом Христом, Который даровал Апостолам власть исцелять всякую болезнь и немощь: «Бо-лен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помо-лятся над ним, помазав-ши его елеем во имя Гос-подне. И молитва веры исцелит болящего, и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

Именно святые Апостолы стали первыми совершителями этого Та-инства. Так, в Евангелии повествуется, что, ходя по селениям и пропове-дуя покаяние, они «мно-гих больных мазали мас лом и исцеляли» (Мк. 6, 13). Исцеление совершалось через призывание имени Божия, при искренней вере больных в силу Божию, а помазание елеем становилось видимые знаком нисхождения на человека благодати Божией. Впоследствии эта власть врачевания души и тела была передана преемникам святых Апостолов - священнослужителям. Поэтому в Церкви мы имеем возможность обретать не только прощение грехов, но и телесное исцеление.

Часто тяже­лейшие недуги покидают человека, при­нявшего Елеосвящение. Впрочем, христиа­нину важно знать, что в его жизни является главным, а что - второстепенным, следя за тем, чтобы безплодная погоня за телесным благополучием не стала основным содер­жанием его жизненного пути. В этой связи давайте вспомним, как Господь, наставляя семьдесят учеников и посылая их пропове­довать по двое, заповедал: «Исцеляйте нахо­дящихся в нем (в городе) больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие» (Лк. 10, 9). Итак, вот что самое главное - при­ближение Царствия Божия, а чудеса исцелений - только знамения пришествия этого Царствия. И уже на земле, здесь и сейчас, мы можем приобщаться к Божию Царству - в церковных богослужениях, святых Таинствах и наших теплых, сердечных молитвах.

Таинство Елеосвящения подтверждает, что Бог царствует и над нашим телесным естеством, что все поражающие нас недуги - в Его всесильной власти и Он способен преодолеть любую нашу болезнь. В Таин­стве Елеосвящения даруется благодать Духа Святого, способная освободить душу от всех забытых, совершенных по неведению грехов и исцелить тело от болезней . Эта благодать преображает искреннее, верующее сердце, вселяя в него чистую, небесную радость.

Еще это Таинство называется Соборова­нием - это исконно русское название, зак­репившееся за Елеосвящением с XVI века. Дело в том, что это Таинство принято совер­шать собором, то есть собранием семи свя­щенников. Впрочем, при необходимости Елеосвящение может совершить и один священник, который в таком случае дейст­вует от лица полного собора семи священ­ников.

При совершении Таинства читается семь избранных мест из Апостола и семь из Евангелия, произносится семь специальных молитв, и семь раз больной помазывается елеем, в который добавлено красное вино, как напоминание о пролитой Спасителем крови.

Елей - символ чистоты и усердия искренних христиан, символ

милости и ми­лосердия Божия, обращенных к человеку, и символ благодати Духа Святого, исцеляю­щей душу и тело человека. Поэтому употреб­ление елея в Таинстве Соборования не слу­чайно, а глубоко символично и исполнено благодатной силы.

Зачем нужно собороваться

Наверное, каждый верующий чело­век задается вопросом, что такое болезнь с духовной точки зрения и как правильно относиться к своим недугам?

Часто болезни - последствия греха, они свидетельствуют, что наше естество стре­мится к смерти. Болезнь - свидетельство того, что, удалившись от Бога, мы поте­ряли блаженство Рая. И потому болезнь - прекрасный учитель покаяния. Только в болезни мы можем увидеть собственную немощь, непрочность земного благопо­лучия, оценить значение для нас помощи Божией, осознать важность благ духовных и вечных.

В страданиях, принимаемых с верой и молитвой ко Господу, совершается очищение души от бремени страстей и грехов. Господь часто попускает болезни, чтоб в людях пробудилась жажда духовного . Но иногда человек в болезни устает терпеть. И кажется, что недуги телесные не столько способствуют, сколько препятствуют духовному возрастанию. Физическая боль порой мешает трезвому отношению к собственной душе, отвлекает от внимательной молитвы и теряет свой духовно-воспитательный смысл. Недужный вынужден обходиться без храма и богослужений, порой не имеет сил читать духовные книги и начинает унывать.

В этой связи Святая Церковь и предлагает особое Таинство, направленное на врачевание наших недугов, - Елеосвящение. При этом важно понять: Господь даровал Церкви духовную силу исцеления, чтобы человек вновь полученные силы употребил на добро. Ведь именно для этого нам и подается здоровье. В Таинстве Елеосвящения мы обращаемся к Богу с просьбой укрепить наши душу и тело. Для многих болящих исцеление телесное, полученное посредством Елеосвящения, становится подспорьем и в духовной жизни. Человек укрепляется в вере, перестает легкомысленно относиться к собственной душе.

Важно понимать, что в этом Таинстве человеку прощаются забытые или совершенные по неведению грехи . Допустим, человек не знал, что какой-то поступок является греховным, совершил его, а потом и вовсе о нем забыл. Или же, в иной ситуации, имея представление о грехах, человек по забывчивости или рассеянности (не преднамеренно) не упомянул какого-либо греха на исповеди – к сожалению, мы не способны видеть все свои греховные проступки. Такие нераскаянные грехи повреждают душу, угрожая ей будущими муками. Внешним проявлением такого положения вещей могут стать тяжелые телесные недуги. В этом случае болезнь – свидетельство губительности пропущенных грехов и своего рода предупреждение, призыв к покаянию.

В Таинстве Елеосвящения мы молимся Господу о ниспослании всеисцеляющей благодати на соборующегося. И эта благодать попаляет грехи, а заодно избавляет от их последствий – телесных болезней.

В Таинстве Елеосвящения людям ниспосы­лается свыше два Божественных дара.

Один - исцеление телесное . Ведь за боль­ного во время Соборования молятся духов­ные пастыри, священники, которым дан особый дар ходатайствовать за людей пред Богом. Кроме того, на Соборовании часто присутствуют родст­венники и знакомые больного, которые тоже молятся. Молится, насколько позволяют силы, и сам больной. Получается целый собор молящихся в полном соответствии с самим названием Таинства Соборования.

А Господь обещал: «Истинно, также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попро­сили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 19).

Другой дар - прощение грехов. Этот дар соделывает человека чистым и достав­ляет ему самое драгоценное сокровище - Царство Небесное. Обыкновенно люди обра­щают внимание только на первый дар - на те видимые чудеса (в частности, на телесные исцеления), которые, по милости Божией, могут подаваться в Церкви, и не замечают самого главного. Однако на Елеосвящении даруется несоизмеримо большее, чем только телесное исцеление, которого, кстати, по Промыслу Божию, может и не произойти. На Елеосвящении подается отпущение гре­хов - а для вечного спасения души это - самый главный, ничем другим не замени­мый дар.

Впрочем, в связи с подаваемым на Собо­ровании отпущением грехов важно знать, что Елеосвящение не заменяет собой Таинства Покаяния . На Соборовании прощаются не абсолютно все грехи, а только совершенные по неведению и забытые по немощи человеческой. Поэтому для достойного принятия Елеосвящения желательно сначала как можно более полно исповедоваться в своих грехах.

Как правильно подготовиться к Соборованию

Важно иметь правильный внут­ренний настрой. Здесь можно выделить несколько составляющих. Во-первых, до 1 лжно иметь горячую веру и возносить искреннюю молитву. Готовясь к Соборованию, хорошо читать акафисты Спасителю, Божией Матери и Свя­тым, прославившимся чудесным врачева­нием болезней, например, великомученику Пантелеимону, и вообще тем Святым, чья память особенно близка нам. Таким обра­зом, душа заранее располагается к приня­тию дара исцеления, подаваемого в Таинстве Елеосвящения.

Во-вторых, мы должны иметь сердеч­ное сокрушение о своей греховности. Перед Соборованием хорошо исповедаться. А в Таин­стве Елеосвящения нам отпустятся забы­тые или совершенные по неведению грехи, поэтому соборующемуся человеку необхо­димо иметь покаянное настроение души: стоит вспомнить всю свою жизнь, соделанные неправды и причиненные ближ­ним обиды и помолиться Богу о прощении допущенных грехов. Соборующийся должен и сам простить своим ближним, если кто чем его обидел. Ведь Господь сказал: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15).

В-третьих, важно научиться более бди­тельно относиться к себе, к своему внут­реннему миру, побеждать грех при его пер­вом появлении - в мыслях или чувствах. Причина наших бед часто заключается внутри нас, поэтому необходимо постоянно очищать свое сердце. Для этого Святые Отцы заповедуют чаще произносить крат­кие молитвы, например молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», молитву мытаря: «Боже,

милостив буди ми, грешному», или рав­нозначную ей: «Боже, очисти мя, грешнаго», либо коротко: «Господи, помилуй», а также Божией Матери: «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго»; «Богородице Дево, радуйся…» и другие. Важно научиться побеждать грех в зародыше, распознавать первое грехов­ное желание. Постоянная обращенность души к Богу, бдительное хранение себя от греховных мыслей и чувств вместе с терпе­ливым несением своего жизненного креста станет достойным приготовлением верующего к Таинству Елеосвящения.

И еще, в-четвертых, каждому из нас предстоит, возможно, самое непростое – вверить всего себя, свою жизнь и здоровье в руки Божии , дабы Господь даровал искреннему христианину много больше, чем простое телесное исцеление, ведь само по себе физическое здоровье – не самоцель.

Сила трех Таинств

Есть замечательная традиция, согласно которой верующий христианин участвует подряд в трех Таинствах: Исповеди, Соборовании и Причащении.

Так как в Таинстве Елеосвящения человеку прощаются забытые и совершенные им по неведению грехи, то прекрасно поступают те, кто исповедуется во грехах перед Елеосвящением . В таком случае человек поступает искренно и чистосердечно – он старается исповедать все, в чем погрешил, что если чего-то не смог вспомнить, это изгладится благодатью Соборования.

Впрочем, если мы не успели исповедаться до Елеосвящения, можно сделать это после. Только не отлагая на долгое «потом», не забывая, что в духовной жизни промедление бывает в прямом смысле смерти подобно, и эта смерть, увы, уже вечная.

В Таинстве Исповеди христианин очищается от скверны совершенных грехов, а в Таинстве Елеосвящения освобождается от их последствий: получает исцеление немощей души и тела, а также прощение грехов забытых или совершенных по неведению. А в Таинстве Причащения человек обретает величайшее сокровище – соединяется со Христом в жизнь вечную.

После Соборования

В самом начале совершения Таинства освящается елей, которым священники затем семь раз помазываю верующих. По совершении Соборования святой елей обычно остается в достаточном количестве и его раздают всем желающим. Святое масло наливается в маленькие пузырьки, которые, принеся домой, необходимо хранить в достойном месте, рядом со святой водой и другими святынями.

Для чего оно нам нужно? Соборным маслом, как его еще называют, можно помазываться в случае болезни, с верой обращаясь к Богу и молясь о выздоровлении. Святым елеем можно просто крестообразно помазывать свое чело (то есть лоб) каждое утро после прочтения утренних молитв, со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь» , испрашивая у Бога благословения на день грядущий.

Итак, Таинство Елеосвящения не только освобождает от прежних недугов, но посредством освященного елея, которым с верой помазываются христиане, ограждает от возможных искушений, охраняет от болезней и телесных увечий.

Действенность Таинства

Известно, что в православной традиции принято молиться стоя. Этим выражается наше благоговение, наше служение Господу Богу. А кто искренне, от сердца молится, тот – происходит чудо – не замечает ни времени, ни усталости. Но из всякого правила возможны исключения. Пожалуй, Соборование – как раз то Таинство, участвовать в котором возможно лежа, если, конечно, это обусловлено самим состоянием соборуемого.

Иногда после Соборования выздоровление наступает постепенно, день за днем, так что можно подумать, что это естественный ход лечения и борьбы организма с болезнью. Но важно учесть, что человеческое естество теперь укрепилось благодатью Божией, почему оно легко и побеждает болезнь.

Вот эту радость и этот духовный свет Господь дарует каждому человеку, с верой принимающему Таинство. Как важно в наши дни понять, что для спасения достаточно просто обратиться к храму, а не отправляться в дальние путешествия, чтобы разыскивать неведомых чудотворцев, исцеляющих душевные и телесные недуги.

Если исцеление не наступило

Бывает, родные больного человека недоумевают: «Как же так? Человек соборовался, а легче ему почти не стало». Промысел Божий о судьбах человеческих – это тайна, которая лишь отчасти может быть нам приоткрыта. У апостола Павла есть такие слова: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22). Сам великомученик Пантелеимон испытал в конце своей жизни страшные телесные страдания и был умерщвлен – мучители истязали его, заставляя отречься от Христа. Но он твердо исповедовал свою веру и в мучениях

принял телесную смерть. Нам Господь не попускает подобных испытаний, видя нашу слабую веру, зато попускает болезни и немощи, в которых наша вера может укрепиться. Нас никто не заставляет отрекаться от веры, напротив, в болезни вера может даже возрастать.

В каких-то случаях Бог не подает исцеления, может быть, предвидя, что человек употребит свое здоровье во вред собственной душе. Поэтому и нам остается твердо верить, что Бог все делает ко благу Своего творения. Так что если и после Елеосвящения здоровье не возвращается, значит, на это есть особый Промысел Божий.

Конечно, не сто1ит забывать и того, что выздоровление часто подается по вере самого больного и его родственников или знакомых, пригласивших священника и присутствующих на Соборовании. Иногда сам больной и его родные не имеют должной веры в помощь Божию и не просят ее с усердием.

Почему Елеосвящение не всегда

избавляет от смерти

Иногда люди, измученные своими грехами и нелегкой судьбой, долго не могут умереть, томятся в мучительном и безсмысленном ожидании. Соборование, соединенное с Исповедью и Причастием, помогает им внутренне умиротвориться, встретить вечность с очищенной душой. В таком случае после Таинства смерть как раз может быстро наступить – ее появление уже не несет душе вечной трагедии.

Соборование не всегда избавляет человека от смерти по той простой причине, что человек не может жить на земле вечно. Человек просто не может безконечно исцеляться, принимая Таинства Церкви. Ведь наше естество несет на себе последствия первородного греха, среди которых и возобладавшая над нами смертность. Сам Господь принял телесную смерть, значит, и мы должны пройти этот этап нашей жизни, зная, что Спаситель воскрес, и воскрес для того, чтобы всем нам даровать будущее воскресение.

О правильном и неправильном понимании Елеосвящения

Иногда Соборование рассматривают как своего рода магическое действие , которое должно само по себе, без нравственного изменения больного, исцелить его от болезни. В этом отношении заметим, что Елеосвящение, конечно, содержит в себе дар возможного исцеления. Но действие Таинства простирается прежде всего на душу.

Кто-то считает, что Елеосвящение – своего рода дополнение к медицине, по принципу: «Обращаюсь к врачам – обращусь и к священнику, пособоруюсь на всякий случай, авось в чем-то поможет». Таинство рассматривается как некая разновидность нетрадиционной медицины, дарующая исцеление, подобно гомеопатии, без сильного медицинского вмешательства. Человек не понимает, что духовные дары Святой Церкви неотмирны, они несопоставимы и несравнимы ни с какими земными целебными средствами , традиционными или нетрадиционными. В Таинствах действует не медицина, а Божия благодать, которая врачует кающегося человека.

Но само по себе Елеосвящение не отменяет употребления лекарственных средств, данных Богом через врачей для лечения наших болезней.

Некоторые священники из собственной пастырской практики свидетельствуют, что людям, давно не исповедовавшимся, во время Соборования может стать плохо. Потому что они приходят духовно неподготовленными к Таинству, рассматривая его как некий целительный акт, а не как покаянное священнодействие, требующее предварительной подготовки.

Иногда полагают, что Елеосвящение должно быть совершаемо только над смертельно больными. А оставляя Соборование только для тяжелобольных, мы сами обрекаем себя на возможные заболевания. Лучше предварить возможное появление тяжелой болезни своевременным участием в Святых Таинствах, нежели вспоминать о Соборовании уже в минуту тяжкого недуга.

Является ли Соборование

приготовлением к смерти

Почему же некоторые думают, что Собо­рование - это Таинство приготовления к смерти? Потому, что часто про это Таинство вспоминают уже перед самой смертью. А причина этого в том, что мы часто вспо­минаем и про Бога в самую последнюю оче­редь. И вместо того, чтобы принять Таинство в начале болезни, мы успокаиваем себя, что все, может быть, и так обойдется, откладываем Соборование на потом. Вот и выходит, что по нашему нерадению совершение его происходит как раз перед смертью.

Распространяется даже мнение, что если больной пособоровался, то он точно умрет. На самом же деле все совершенно иначе. Таинство Елеосвящения даровано людям для поддержания их телесных сил и для освящения телесного естества, а вовсе не для того, чтобы готовить больного к расста­ванию с телом. В Новом Завете о действии Елеосвящения сказано: «Молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь» (Иак. 5, 15).

Когда можно собороваться

Собороваться можно и нужно в любое время, когда возникает в этом необходимость. В случае заболевания не стоит откладывать Таинство на потом. Напротив, Елеосвящение для того и существует, чтобы его принимали в болезни.

В наше время существует также практика общих Соборований верующих людей. Обычно это бывает во время Великого поста и других продолжительных постов. 3apaнее назначаются дни, в которые все желающие собираются в церковь.

Если вы желаете собороваться вместе со всеми, то лучше прийти в храм несколько раньше назначенного времени, приобрести свечу, внести пожертвование и записаться, если это требуется, за свечным ящиком. Затем встать на удобное для вас место рядом с другими пришедшими на Соборование людьми – обычно молящиеся становятся рядами, между которыми священникам будет удобно ходить при помазываниях.

При себе необходимо также иметь салфетку, которой по совершении Елеосвящения мы сможем вытереть масло с лица и рук. Салфетку затем следует сжечь, а пепел высыпать в проточную воду (ручей или речку) или закопать в землю в непопираемом месте.

Над кем совершается Елеосвящение

Елеосвящение совершается не только над страдающими болезнями телес­ными, но и над страждущими недугами ду­шевными . К таким недугам необходимо относить и тяжелое духовное состояние, выражающееся, например, в чрезмерной печали, скорби, отчаянии. Причиной подоб­ного состояния могут быть нераскаянные грехи, возможно, не осознаваемые самим человеком. Так что Таинство Елеосвящения возможно принимать и физически здоро­вым людям.

Соборование совершается только над лицами православного вероисповедания , потому что участвовать в Таинствах Церкви могут только чада Церкви. А о больных род­ственниках или друзьях некрещеных или неправославных мы можем только лично молиться - может быть, Господь укрепит их здоровье для будущего просвещения све­том истинной веры.

Известно, что младенцев не принято со­боровать . Дело в том, что младенцы еще не имеют личных грехов, над ними не совершается Таинство Покаяния, а Елеосвящение есть в некото­рой степени продолжение Покаяния. При Соборовании верующему и кающемуся чело­веку отпускаются забытые грехи, являю­щиеся причинами болезней, а у младенцев личных осознанных грехов нет, они еще не могут сознательно выразить покаяние перед Бо-гом, потому не совер-шается над ними и Соборование. В слу-чае болезни детей совер­шается моле-бен об их здравии. Собороваться детям благословляется с то-го времени, с кото­ро-го они начинают участвовать в Таин-стве Исповеди, то есть с семилетнего воз-раста.

Можно ли соборовать больного в без­сознательном состоянии ? Общее правило таково, что никакое Таинство не совершается над человеком, если тот не пребывает в сознательном состоянии. Но в отношении Елеосвящения батюшки иногда по лич­ному дерзновению допускают исключение. Оправданием может служить следующее умозаключение. Если больной является православным христианином, ходил в храм и вообще, если мы знаем, что он не стал бы возражать против Таинства, находясь в соз­нании, то Елеосвящение можно совершить. Не всякий больной может просить сам за себя - по малолетству или по причине физической неспособности (когда больной парализован или лежит без чувств), в таком случае принимается вера и ходатайство близких ему людей. Ради них-то Господь, может быть, и исцелит боля­щего.

Великим постом во многих храмах совершается Таинство Соборования. Что оно означает? В каких случаях необходимо собороваться и как часто? Можно ли, пособоровавшись, забыть обо всех болезнях? на эти и другие вопросы отвечает настоятель университетского храма мученицы Татианы протоиерей Максим Козлов.

- Отец Максим, что такое Соборование?

Соборование, или как оно еще называется Елеосвящение, — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление Таинства относится к апостольским временам. В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14—15)

Кроме телесного исцеления, в Таинстве испрашивается и отпущение грехов — ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех — болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру — по причине своей малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.

Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином — то есть, помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником — с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.

— В каких случаях человеку необходимо пособороваться? До сих пор достаточно распространено мнение о том, что Соборование совершается только перед смертью.

— Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние) — ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из живущих в наше время может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний… Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными.

Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях. По сложившейся традиции, общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого Поста, прежде всего — на Крестопоклонной или на Страстной седмице вечером перед Великим Четвергом или Великой Субботой.

— А как нужно готовиться к Соборованию?

— Специального приготовления перед Таинством не нужно, но полезно и разумно будет соединять его с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу покаянием, тот с большей для себя пользой и пособоруется. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций, женщины в период регулярной немощи не приступают к Соборованию, как и к любому другому Таинству. К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год.

— Означают ли процитированные Вами слова апостола Иакова: «если кто заболеет, пусть призовет пресвитеров…», — что православным христианам вовсе не нужна медицинская помощь? Исцеление возможно только благодаря духовным средствам, таким как Соборование?

— Нет, конечно, Елеосвящение как духовное врачевание не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет употребления лекарственных средств.

- Как правильно пользоваться елеем, взятым в храме после Соборования, и что нужно делать с зернами пшеницы?

— Елей можно или добавлять в приготовляемую пищу, или, в случае тех или иных недугов, помолившись, самостоятельно наносить его на себя крестообразно. Зерна пшеницы, которые все же на Соборовании употребляются для того, чтобы втыкать в них свечи, стоящие на центральном столике, можно использовать абсолютно по собственному желанию. Хотите - прорастите, хотите - пирожок из них испеките, если их достаточно, — тут нет никаких указаний церковного устава.

Соборование (Елеосвящение) часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время Всенощного бдения. В чем их отличия?

— Миропомазание и Елеосвящение - это два совершенно различных Таинства. Миропомазаниt совершается, как правило, сразу после Крещения. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую мы только что родились Крещении. В некоторых особенных случаях Миропомазание совершается отдельно; предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии (к примеру, из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений), действительность Крещения которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными.
Безусловно, и от того и от другого Таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда принимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен предыдущей Всенощной, когда совершалась лития — часть богослужения, во время которого совершается благословление пшеницы, вина, елея и хлебо́в. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание на Всенощном бдении. Повторим, это не является церковным Таинством.

Наверное, ни одно из семи церковных таинств не окружено таким количеством мифов и суеверий как Елеосвящение, или, как его чаще называют, так сказать, в мирском варианте - Соборование.

У многих людей, далеких от Церкви, уже само это название вызывает дрожание в конечностях: как же - иначе как предсмертные приготовления это таинство не воспринимается!

Сам «термин» Елеосвящение имеет греческую основу и состоит их двух слов: elaioa, что означает «масло», и eleos - милость, что можно «перевести» более пространно: когда священнослужитель с молитвой помазывает больного освященным маслом , тот осеняется Божьей благодатью, способной исцелять немощи - как душевные, так и телесные.

Название же «соборование» произошло от слова «собор» - не в значении «храм», а в смысле «собрание», подразумевая под этим, что в идеале данное таинство совершает собор из семи священников. Но далеко не каждый храм располагает таким клиром, посему вполне допустимо проведение соборования и одним батюшкой.

О сути таинства

В таинствах все действия не разделяются на главные и второстепенные. Несведущие люди считают, что в Соборовании основное - «помазаться» маслом. Это в корне неверно. Сам по себе этот продукт, участвующий в ритуале, ни малейшей магической силой не обладает.

Когда у человека в принципе нет веры, когда в ходе совершающегося действа его мысли где-то витают и далеки от молитвенного настроя, то для него Таинство Елеосвящения теряет всякий смысл.

Соборование, как, впрочем, и каждое из иных церковных таинств, требует наличия страха Божия и веры.

Что дает человеку церковное соборование?

На этом моменте стоит остановиться подробнее. Жизнь каждого наполнена огромным количеством грехов, а человек в силу своей общей греховной сущности даже порой не осознает их как таковые, попросту не придает им значения.

Но это совсем даже не мешает им оставаться грехами, постепенно отягощая душу. Вот говорит кто-нибудь: на душе что-то тяжело, но, возможно, совершенно не осознаёт, отчего это происходит… А бывает, совершен грех - и забыт. Заметьте: не утаен сознательно, а забыт и именно поэтому не раскаян на исповеди. Именно от таких вот грехов и очищает Елеосвящение.

Если же говорить о, так сказать, физическом выздоровлении, то можно сослаться на фразу апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. Молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему».

Совсем нередко после совершения Соборования случаются поистине чудеса исцелений. Но это не значит, что данное таинство следует расценивать как процедуру с магическим «акцентом», дающую стопроцентное и немедленное исцеление от всяческих недугов. А ведь некоторыми пришедшими собороваться духовный аспект даже не берется во внимание.

Другая крайность - это когда люди имеют весьма странные соображения относительно описываемого таинства, в частности, что производится оно лишь над тяжелобольными, буквально умирающими людьми. Это неправославное понимание, точнее непонимание, действа, воспринимаемого как «последнее помазание». Вспомним опять евангельские свидетельства: ведь апостолы Христовы помазывали елеем именно ради исцеления.

И уж совершенно нечего бояться Соборования и самим больным людям - оно никоим образом не ускорит кончину, а, не исключено, что поможет выздороветь или хотя бы продлит жизнь, чтобы мирно и по-христиански перейти в мир иной - с непременными исповедью и причащением.

Символика Елеосвящения

Можно принести оливковое или подсолнечное масло.

Растительное масло, на церковном языке называемое елеем, в богослужениях применяется с библейских времен, символизируя Святой Дух. Это может быть оливковое или, за неимением оного, подсолнечное.

Свет, милосердие Божие и врачевание символизирует елей и в современной христианской Церкви. Из Евангелия известно о множестве чудесных исцелений, совершенных Иисусом Христом.

Знаем мы и о том, что даром врачевания Он наделил своих апостолов, которые, проповедуя Христово учение, «многих больных мазали маслом и исцеляли», что свидетельствует об установлении данного таинства СамимСпасителем мира.

Многие совершаемые в процессе действия уходят корнями в те древние евангельские времена и потому наполнены особым символизмом.

Так, перед началом Соборования елей соединяют с красным вином, как в Христовой притче о добром самаритянине. Тот, наткнувшись по дороге на израненного лиходеями путника, обработал раны страдальца, возливая на них вино и елей.

Около сосуда, наполненного маслом, зажигают семь свеч, что знаменует благотворные действия, производимые над нами дарами Святого Духа, - а их тоже семь.

Поставленный в пшеницу елей - тоже глубокий символ, говорящий больному о такой истине: после кончины его ждет неизбежное воскрешение в обновленной и нетленной телесной оболочке, как в природе из посеянного пшеничного зернышка прорастает новый стебель.

Когда священник освящает масло крестным знамением, это показывает, что все действо совершается силой Иисуса Христа, распятого на Животворящем Древе.

Помазание совершается елеем – освящённым в церкви маслом.

Пришедших на таинство священнослужители помазывают елеем, также изображая крестик на лбу, с обеих сторон носа, на губах, щеках, груди, ладонях и их тыльном «обороте», как бы передавая им благодать Духа Святого.

Сие действие - символ очищения мыслей, а также пяти человеческих органов чувств, сердец и творений наших рук, т.е. всех тех «источников», способных помочь нам совершить грех.

Завершающий ритуал - возложение Святого Евангелия на головы молящихся - тоже очень важный символ. Читается особая заключительная молитва. А символизирует это действие то, что болящих посетил Сам Спаситель - посредством Его Святого Евангелия, которое повествует о том, как Иисус Христос исцелял всех приходящих к Нему.

Как проходит и как себя вести

В назначенный день посередине храма устанавливают стол, где помещают крест, Святое Евангелие и блюдо с зернами злаков, куда ставят сосуд, где будет освящаться елей с вином. Рядом водружают семь кисточек, которыми будет проводиться помазание, и размещают зажженные свечи в количестве семи. Их будут гасить по очереди по мере прочтения очередного Евангельского отрывка об исцелениях, совершенных Спасителем, а также фрагментов посланий Христовых апостолов.

Те, кто желает пособороваться, должны на свечном ящике/церковной лавке записать в список для священнической молитвы свои имена, купить свечи. Это тоже символ, свидетельствующий, что Сын Божий является светом наших жизней. Держа их в руках, соборующиеся становятся по периметру храма.

Молитвословие начинает возглас «Благословен Бог наш ныне, и присно, и во веки веков», при этом перечисляются имена соборующихся. В елей священник добавляет вино с молитвой о его освящении ради «исцеления и очищения плоти и духа» помазывающихся прихожан.

В ходе всего действа звучат молитвенные обращения ко Творцу и святым, отмеченным даром целительства. После каждого евангельского отрывка с перечислением имен присутствующих молитвенно призываются Пречистая Матерь Божия, Крест Животворящий, Иоанн Предтеча, апостолы и все святые, и священники обходят всех присутствующих, помазывая их освященным маслом, с молитвой «Помазывается раб Божий (раба Божия) во имя Отца и Сына и Святаго Духа во исцеление души и тела».

Елеосвящение длится более часа.

При этом помазываемый произносит «Аминь!», в переводе означающее «Истинно!», выражая этим свою веру в действенность совершаемого таинства. Во время священнического обхода люди поют общую молитву: «Услыши нас, Боже, услыши нас, Владыко, услыши нас, Святый».

Соборование длится довольно долго, может, даже пару часов. Это зависит от количества пришедших прихожан и числа занятых священнослужителей.

Когда иерей (или иереи) возвращается на свое место, вновь звучат молитвы, специальные песнопения и следующие евангельско-апостольские отрывки. Все это повторяется семикратно.

Когда происходит

В некоторых церквях запись на Елеосвящение ведется за несколько дней до него, но ничего страшного, если вы решились собороваться именно в этот день. Поэтому в церковь к совершению таинства лучше не только не опаздывать, а прийти пораньше - внести себя в список, купить свечу, поклониться иконам, настроить себя на молитвенный лад.

В храме недопустимы громкие разговоры, смех, хождения без особой надобности.

Какую одежду надеть?

Следует выбрать одежду так. чтобы был открыт лоб и шея.

Учитывая места, которые помазываются елеем, надо выбрать соответствующую одежду. Она должна быть максимально удобной. Будут явно неуместны свитер или водолазка, закрывающие верхнюю часть груди. Но так же неуместно и глубокое декольте в женском платье - вы идете в храм.

Лучше всего, если это будет блузка или кофточка, которую несложно расстегнуть на груди. Поскольку помазывается и тыльная сторона ладоней, не надо, чтобы этому мешала, скажем, свисающая с рукавов бахрома или другие висюльки.

Платок, косынку или шарф надо завязать так, чтобы они тоже не мешали проведению ритуала, максимально открыв лоб.

Украшения в виде колец, браслетов и цепочек рекомендуется не надевать: мало того, что они будут просто мешать, так еще и обильно смажутся маслом.

Во избежание появления на одежде пятен от масла его можно втирать в кожу или промокать бумажными салфетками.

В храме и дома

Можно вызвать батюшку на дом к больному или в больницу.

Елеосвящение можно совершать над одним человеком, который болен, у него на квартире или, если он там находится, - в больнице, а можно, как уже понятно из изложенного выше, в церкви - над всеми, кто пожелает и сможет дойти сюда.

Соборование в православной церкви обычно совершается со второй недели Великого поста до Страстной седмицы. Во время же поста Рождественского это практикуется реже.

У каждого храма свои расписания и обычаи, это может быть проведено и один раз за великопостный период, и два - в начале и ближе к концу. В многолюдных приходах есть необходимость проводить таинство буквально каждую неделю. Иных «великопостных особенностей» относительно таинства не наблюдается.

Перед совершением Соборования специальный пост не установлен. Но поскольку его обычно проводят в Великий пост, то, естественно, соблюдать его обязан любой православный.

Что касается Елеосвящения на дому или в больнице, то если уж священник приглашен для этого, соборовать можно всех желающих и присутствующих. Как-то особо готовиться для этого не нужно. Главное, чтобы при этом люди понимали свои грехи и покаялись в них.

Однако опять же, у каждого храма свои правила. Поэтому не будет лишним уточнить у конкретного священника, на что следует настраиваться, оговорить все детали при первичном обращении.

Готовясь к совершению данного таинства на дому, в комнате больного перед иконами надо поставить покрытый скатертью стол, стул, вскипятить чайник воды, подготовить растительное масло. На столе помещают блюдо с пшеничным зерном. Если пшеницы нет, вполне подойдут другие злаковые: просо, рис, рожь и т.д.

Священник начинает обряд каждением вокруг стола, помещения, всех присутствующих. А дальше все идет по уставу.

Может случиться, что Соборование в силу состояния больного необходимо соединить с его исповедью и причащением. В этом случае порядок изменится:

  • сначала исповедь,
  • за ней - Елеосвящение,
  • и все завершается причастием.

Жизнь полна различных ситуаций, и если существует угроза скорой смерти, то чтобы человек не мог лишиться последнего причастия, сразу же за исповедью совершают его сокращенный чин, а уже после, если болящий находится в сознании, проводят Елеосвящение.

Стоит знать о том, что таинство считается уже совершённым, если иерей, освятив елей, успеет прочитать над больным необходимую молитву с помазанием указанных частей тела хотя бы один раз.

Кому можно, кому нет

Дети до 7 лет в Таинстве участвовать не могут.

С какого возраста можно приходить на Елеосвящение? В церкви такое возрастное определение: младенец - это человечек от настоящего младенчества и до семи лет.

Над младенцами Соборование не совершается, ведь врачевание напрямую связано с очищением души соборуемого от грехов, как уже говорилось, забытых или неосознанных. А какие подобные грехи у детей такого возраста?

Для младенца самым целительнейшим средством будет являться причащение - как можно более частое.

Елеосвящение не производится над больными, если они находятся без сознания, а также над психическими больными с проявлениями буйства.

Не проводится и заочный обряд - присутствовать и участвовать необходимо лично.

В период одной и той же длительной болезни недугующего соборуют лишь однажды.

Не могут приступать к Соборованию приговоренные к смертной казни, иноверцы, нераскаявшиеся грешники, оскорбители веры.

По правилам, совершать данное таинство нельзя над уже умершими.

Соборование не является обрядом, это церковное таинство, и Церковь посредством елеосвящения и усиленной молитвы взывает ко Всевышнему о даровании болящим выздоровления. При этом необходимо понимать, что данное действо - вовсе не напутствие с предсмертным контекстом. С другой же стороны, совершенно здоровый человек в таком таинстве не нуждается. Ему следует очищаться от грехов через исповедь, раскаяние и причастие.

Вы спрашиваете: Что такое Соборование и зачем нужно собороваться? Как проходит Соборование? Когда нужно собороваться? Как часто? Как готовиться к Соборованию? На все эти вопросы отвечает священник Валентин Асмус.

Соборование – это таинство в Православной и Католической Церквях, но не такое известное для всех, как, к примеру, Крещение, Венчание или Причащение. Поэтому многие ошибочно думают, что соборуют только тяжело больных людей.

Итак, что же такое Соборование? Соборование — это таинство, которое совершается как над больными, так и над здоровыми верующими. Соборованием таинство называется в связи с тем, что проводят его несколько священником — вместе, собором. Священники на Соборовании помазывают верующих освященным маслом крестообразно 7 раз.

Для чего нужно Соборование? Для исцеления телесных недугов и духовных (которые зачастую и являются причиной телесных недугов). Важно знать, что в Соборовании даруется прощение забытых грехов . Мы часто совершаем что-то необдуманно, и быстро забываем об этом или вообще не считаем это грехом (ведь все поступают так). Поэтому во многих своих грешках мы не каемся на исповеди. Так вот, в Соборовании нам оставляются именно такие — забытые или неосознанные — грехи.

Когда проводится Соборование?

Соборование совершается в течение всего года для тящелоболящих. А для всех верующих — чаще всего в Великий пост. Реже — в Рождественский. Как не пропустить Соборование в Великий пост? Нужно узнать в том Храме, где бы Вы хотели пособороваться, в какой день будет проходить Соборование. В больших Храмах Соборование проводят несколько раз за время Великого поста. Чаще всего это таинство совершается среди недели после утренней службы, но иногда и в воскресные дни. В любом случае, расписание Соборований нужно узнать заранее в Храме.

Как проходит Соборование?

Соборование проводится несколькими священниками. Соборующихся присутствует на таинстве обычно очень много, поэтому их выстраивают рядами или в большой круг, чтобы батюшкам было удобнее подходить к каждому для помазывания маслом.

На таинстве 7 раз читается Евангелие . И каждому участнику Соборования помазывают семикратно освященным елеем крестообразным помазанием лоб, ноздри, щеки, губы, шею и руки. Таинство Соборования длится несколько часов, часто его продолжительность связана с количеством соборующихся.

Как готовиться к Соборованию?

Что такое соборование в церкви и как к нему готовиться? Перед Соборованием нужно исповедаться и причаститься. А, готовясь ко причастию, нужно более усердно молиться и поститься. В этом и состоит подготовка к Соборованию. Но часто священники говорят, исповедаться и причаститься можно и после Соборования. Более детально на вопрос о подготовке к Соборованию отвечает священник Константин Островский :

Как часто нужно собороваться?

В идеале нужно собороваться 1 раз в год в Великий пост. Но это должно быть осознанное действо. Если в течение года не исповедоваться и не причащаться в надежде на то, что в Соборовании прощаются все грехи, то, ясно, что пользы никакой, ни телесной, ни духовной, это таинство не принесет.

Когда было учреждено таинство Соборования?

Таинство известно еще с апостольских времен. В послании святого апостола Иакова (5-я глава, стихи 14-15) мы находим первые сведения о таинстве Соборования (Елеосвящения):

В этом документальном фильме «Соборование» (25 минут), можете увидеть, как проходит Соборование в церкви. А также можете узнать более детально об этом таинстве.

Надеюсь, статья «Что такое соборование и зачем нужно собороваться?» была полезной для Вас и Вы теперь сможете более осознанно относиться к этому дешеспасительному и исцеляющему тело таинству.

Желаю всем радости от каждого мгновения жизни!

Здравствуйте! Наступил Великий пост и многие верующие стремятся прийти в храм на Соборование. Распространилось мнение, что в этом случае отпускаются все забытые вами грехи. Так ли это? Попробуем разобраться, что такое Соборование в церкви на основании высказывании священнослужителей.

Елееосвящение — великое Таинство


Соборование в 2018 году. Расписание можно посмотреть в том, храме, который вы посещаете. Во многих храмах обряд проводится в воскресенье. Прежде, чем отправиться в храм, вы должны подготовиться. Что нужно взять с собой? Прежде всего, свечи, немного масла, салфетку или небольшое полотенце, можно взять священный кагор, как пожертвование.

Одеться нужно так, чтобы священник смог без препятствий наложить крест елеем на определенные участки тела.

Нужно ли поститься? Так как обряд проводится в дни Великого поста, то многие верующие соблюдают пост. Если по каким-то причинам пост не соблюдается, необходимо соблюдать ограничения в пище.

Как проходит Таинство? Священнослужитель прочитает по семь стихов из Евангелия и посланий Апостолов. После каждого прочтения последует крестообразное помазание лба, щек, рук и груди соборующегося священным елеем. После прочтения 7-го стиха священнослужитель возложит на голову человека раскрытое Евангелие и помолится о прощении его грехов.

Как пройти обряд в храме:

  • Сначала надо подготовиться душой, чтобы правильно принять это Таинство.
  • Внимательно слушать богослужение.
  • В начале чинопоследования читаются молитвы и канон.
  • Затем - отрывки из Нового Завета.
  • имена всех присутствующих.
  • Затем проводится освящение елея и помазание с произнесением особой молитвы.
  • По окончании молитвы он возлагает на головы присутствующих Евангелие, читает молитву.
  • Далее на смену приходит другой священник, и все повторяется снова.

Исторические сведения

В Великий пост во все времена верующие спешили в храмы, чтобы пройти Таинство Елееосвящения. Но в настоящее время православные богословы не пришли к однозначному мнению, можно ли собороваться здоровым людям.

Совершение Соборования при большом скоплении народа появилось в Русской Церкви только в последние годы. Скорее всего причиной стало материальное соображение: ни для кого не секрет, что массовый приход верующих приносит хорошую материальную добавку для церкви.

О помазании здоровых людей нашли записи в рукописях Х века. Но там написано, что помазание принимали как сильно болящие люди, так и домочадцы. В греческой рукописи XI века также говорилось о том, что Елееосвящение проводится для больного и всех живущих в этом доме. Елеем помазывали также дом, двери, стены комнат, считалось, что болезнь человека влияет на окружающих, а также на все вокруг. Таинство совершалось в благоговении и молитве, направленной на болящего. Все присутствующие со всей душой просили о его исцелении.

Цель Таинства...


Целью Таинства было помазание тяжело больных людей, которые сами не могли посещать церковь. К больному в дом приходили семь священников, которые благоговейно произносили молитвы. Считалось недопустимым, чтобы один священник читал все семь молитв. Должен быть один больной и 7 священнослужителей, а не 700 больных и 1 священник.

Нередко серьезное, таинственное Соборование на дому давало чудесное исцеление, ведь собиралось 7 священников, которые усердно молились над болящим.

Сегодня это потерялось в погоне за «охватом» и материальной составляющей. В настоящее время число 7 считается только библейским элементом, а не обязательным символом чинопоследования.

Можно ли помазать умирающего?

На Западе чинопоследование воспринималось как «последнее помазание», совершали его только над лежащими на смертном одре. Для этого нет оснований, ведь целью помазания является исцеление болящего, а не напутственные молитвы перед смертью.

Часто священник, вызванный к лежащему на смертном одре, совершал сразу три таинства — одно за другим, ведь нередко умирающий уже не мог исповедоваться. Такое Елееосвящение освобождало его от тяжести тех грехов, в которых он очень хотел, но не успел покаяться.

Веществом для чинопоследования было только оливковое масло, но оно было слишком дорогим, да и в отдаленных деревнях России его было не найти. Тогда его стали заменять растительным маслом. Но эта замена считается искажением церковной традиции.

Еще одна сложность при стечении большого количества людей: священник не успевает прочесть имена всех пришедших, поэтому многие века запрещалось помазать здоровых людей.

До революции диаконам выдавались грамоты, где говорилось, что «священник да не дерзнет помазать здорового человека». Здоровый человек должен сам прийти на исповедь, а потом причаститься.

Да и молитва, которая произносится при возложении Евангелия на голову больного в который раз подтверждает, что Соборование – это способ воссоединения с Церковью отпавших от нее не по своей воле, а из-за болезни.

Известно, что с IV века Елеосвящение стали проводить не только в доме у больного, но и в храме.

Тяжелобольного человека приносили в храм на носилках. Многие люди получали исцеление, ведь за него молились сразу много людей.

Проходить ли Соборование здоровому человеку?


Великим постом все верующие стараются собороваться, а потом исповедаться (если до этого не исповедались) и причаститься. Когда проводится помазание? Рождественским или Великим постом.

Соборование – одно из семи Таинств в православии, которое совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл. Прощаются только забытые грехи, а не специально утаенные.

Совершается семикратное помазывание некоторых частей тела верующего освященным елеем. Над верующим читается молитвы Апостола и Евангелия.

Безусловно соборовать людей, страдающих серьезными заболеваниями надо. Как часто? Бытует мнение, что в течение одного заболевания можно пройти Елеосвящение только 1 раз. Но оно не нашло серьезных оснований.

Так могут ли здоровые люди принимать таинство Соборования? Если есть желание, то это не запрещается. Но это не обязательно, тем более несколько раз. Если появился какой-то сильный недуг, то можно несколько раз в течение года.

Соборовать детей до 7 лет можно, если они тяжело больны. А вот приводить их на общее Соборование совсем не обязательно.

Начинать Соборование лучше всего с покаяния перед Богом в серьезных грехах и причастия, а потом приходить на общее Соборование, так как оно не заменит ни исповедь, при причастие.

Важно помнить, что покаяться перед Богом, рассказывая священнику, надо в таких серьезных грехах, как:

  • убийство, в том числе аборты,
  • блуд, прелюбодеяние, сожительство в «гражданском браке», то есть без регистрации,
  • обращение к другим религиозным практикам, гадалкам, магам,
  • вызывание духов и других тяжких грехах.

В этом случае обязательно надо исповедоваться и покаяться. Это делается для того, чтобы потом их никогда не совершать.

Многие женщины опасаются прийти в церковь, если у них месячные. На этот счет тоже нет однозначного ответа. Если церковь всего одна или для этого обряда отведен только один день, то можно, но «все мысли должны быть обращены только к Богу и Его милосердию».

Соборование — это не медицинская процедура


Нередко в сознании людей данное таинство превращается в нечто магическое, воспринимающееся как медицинская процедура, о духовном его составляющем мало кто задумывается. Поэтому, не спешите в церковь с кем-то за компанию. Сначала надо подготовиться.

Как готовиться к этому обряду? Необходимо посещать церковь, причащаться, исповедоваться, а не спешить поскорее снять грехи, тем более, что снимаются только забытые грехи. И, конечно не ждать исцеления от заболеваний.

Этот обряд должен быть не просто случайным заходом в церковь, а духовной потребностью бывать в ней.

Зачем нужно собороваться? В христианстве душевное страдание также признается болезнью, например, уныние от смерти близких людей, сильного горя, поэтому многим надо пособороваться, чтобы приобрести душевное равновесие. Все верующие отмечают, что служба производит на них благодатное действие.

Ответы на волнующие вопросы

Можно ли проходить обряд беременным женщинам? Можно!

Некоторые люди специально приносят масло для освящения. Их интересует вопрос: что делать с маслом после Соборования? Важно помнить, что масло нельзя раздавать другим людям, как, например, святую воду. Этот елей принадлежит только вам. Можно смазывать больные места, добавлять в пищу.

Что делать после соборования? Если вы не причастились, то надо причаститься. Можно взять с собой злаки и священный елей, а дома понемногу добавлять в пищу. Елеем крестообразно помазываются больные места. Часто спрашивают, а можно помазать интимные места. Бог создал человека таким, каким он есть. Можно лечить все больные места.

Если у вас остался елей и злаки с прошлого года, то их надо сжечь, потом закопать пепел под деревом. Можно отнести в храм, где все это сжигают.

Можно ли мыться после обряда? Церковь не запрещает. К причастию надо прийти чистым духовно и телесно.

Многие думают, что при проведении Соборования снимаются все грехи, которые человек не высказал на исповеди. Это не так. Человек должен все рассказать на исповеди и раскаяться. Исповедь проводится до Елееосвящения или после.

Уважаемые друзья, я старалась подобрать ответы многих священников. Пост только начался, поэтому у вас есть время посетить храм, пройти Соборование, исповедоваться и причаститься. Это очень важно для очищения души от тяжести грехов.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»