Плеханов представитель партии. Они стояли на высоте русской мысли своего времени

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Георгий Валентинович Плеханов (псевдоним Н. Бельтов, А. С. Максимов-Дружбинин и др.; 29 ноября (11 декабря) 1856, с. Гудаловка нынешней Липецкой обл. — 30 мая 1918, Териоки) — теоретик и пропагандист марксизма, философ, видный деятель российского и международного социалистического движения. Входил в число основателей РСДРП, газеты «Искра».

Родился в семье отставного штабс-капитана Валентина Петровича Плеханова (1810-1873) и Марии Федоровны Белынской (1832-1881).

В 1874 году поступил в Петербургский горный институт, но не завершив учебу, начал революционную деятельность.

В 1876 вступил в народническую организацию «Земля и воля», участник демонстрации у Казанского собора 1876; Получил известность как теоретик, публицист и один из руководителей «Земли и воли».

В 1879, после раскола «Земли и воли», организатор и руководитель «Чёрного передела». Во время ареста в Петербурге на Обводном канале во время рабочей стачки на Новой Бумагопрядильне (2 марта 1878) Н. С. Тютчев передал свои документы А. С. Максимову-Дружбинину (Г. В. Плеханову), что позволило тому скрыться, избежать каторги.

С 1880 года Плеханов находится в эмиграции.

В 1882 году перевёл на русский язык «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1883 году основал первую российскую марксистскую организацию — группу «Освобождение труда».

В конце 1894 — начале 1895 по инициативе Плеханова был создан «Союз русских с.-д. за границей». В 1900-1903 участвовал в создании и руководстве газетой «Искра».

В 1901 Плеханов — один из организаторов «Заграничной Лиги русской социал-демократии». Принял непосредственное участие в подготовке II съезда РСДРП. Фактически второй съезд РСДРП был учредительным съездом, так как неудачный I съезд не смог объединить социал-демократов.

На втором съезде РСДРП 1903 года Плеханов сказал: «Если бы ради успеха революции потребовалось бы временно ограничить действие того или другого демократического принципа, то перед таким ограничением преступно было бы остановиться».

После 2-го съезда РСДРП Плеханов разошёлся с Лениным и был долгое время одним из лидеров меньшевистской фракции соц.-демократической партии России. В Первую мировую войну был оборонцем, одним из руководителей группы «Единство», стоявшей на позициях социал-шовинизма.

Во время первой революции 1905-1907 Плеханов оставался в эмиграции, оказавшись, таким образом, в стороне от активных революционных событий.

В феврале 1905 в статье «Врозь идти, вместе бить», опубликованной в `Искре`, Плеханов призывал к вооружённому восстанию в России, к тщательной подготовке этого восстания, особое внимание при этом обращал на необходимость агитации в армии.

В 1906 - 1907 выступал за участие социал-демократов в выборах в Государственную Думу, за блок с кадетами. Сотрудничал в общепартийной газете «Социал-демократ» и в большевистских изданиях («Звезда» и др.).

В Первую мировую войну Плеханов стал на сторону союзных стран, против Германии, призывал к борьбе с немецким империализмом. Был одним из руководителей социал-демократической группы «Единство».

Февральская революция позволила Плеханову вернуться в Россию после 37 лет изгнания. 31 марта на Финлянском вокзале приехавшего Плеханова от имени Петроградского Совета приветствовали Н. С. Чхеидзе, И. Г. Церетели, М. И. Скобелев.

После возвращения в Россию Плеханов не был допущен в Исполком Петроградского совета. Не был допущен туда и сторонник Плеханова Григорий Алексинский. Причиной была «оборонческая» (то есть просоюзническая) позиция Плеханова, не разделяемая деятелями Совета с антивоенной позицией.

Отстранённый от руководящей роли, Плеханов был вынужден ограничиваться редактированием своей газеты «Единство», где публиковал статьи с откликами на важнейшие политические события, вёл спор с оппонентами и идейными противниками. Плеханов поддерживал Временное правительство, был против «Апрельских тезисов» В. И. Ленина, назвав их «бредом».

К Октябрьской революции отнёсся отрицательно, так как считал, что Россия к социалистической революции не готова: «русская история ещё не смолола той муки, из которой со временем будет испечён пшеничный пирог социализма».

Предостерегал, что захват власти «одним классом или — ещё того хуже — одной партией» может иметь печальные последствия.

Г. В. Плеханов умер 30 мая 1918 года в Териоки и похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

— Адреса в Петрограде
1917 год — доходный дом А. Д. Дальберга и. А. Кохендерфер — Кронверкский проспект, 67.

— Памятные места
Улицы
* улица Плеханова в Киеве, Москве, Каменске-Уральском, Липецке, Минске, Перми, Пензе, Челябинске, Ейске, Сызрани, Твери, Рыбинске, Днепропетровске, Туле, Макеевке, Брянске.
* улица Плехановская в Воронеже, Харькове.
* переулок Плеханова в Томске.
* бульвар Плеханова в Уфе.
Сёла
* Плеханово (Ленинградская область)
* Плеханово (Липецкая область)
* Плеханово (Тюменский район)
Музеи
* Дом-музей Г. В. Плеханова в Липецке
* Дом Плеханова в Санкт-Петербурге

— Памятники
* Памятник перед зданием Технологического института в Санкт-Петербурге, Московский просп., 26, Загородный просп., 49 (скульпторы И. Я. Гинцбург, М. Я. Харламов, архитектор Я. Г. Гевирц). Открыт 3 мая 1925 года. Памятник монументального искусства Федерального значения.
* Бюст на территории усадьбы Плехановых в Плеханове (Липецкая область)
* Памятный знак работы Игоря Мазура в Плеханове (Липецкая область) 2006 год.
* Памятник на улице Плеханова в Липецке.

— Учреждения
* Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова
* Санкт-Петербургский государственный горный институт имени Г. В. Плеханова (технический университет)
* Фонд Плеханова (создан в 2002 году)

— Сочинения
* Огюстен Тьерри и материалистическое понимание истории
* «Наши разногласия» 1885
* «К развитию монистического взгляда на историю» 1894
* «Beitrage zur Geschichte des Materialismus»
* «Н. Г. Чернышевский» и сборники статей «За 20 лет»
* «За 20 лет» (сборник статей)
* «Критика наших критиков» (сборник статей)
* Скептицизм в философии rar
* Об изучении философии rar
* К вопросу о роли личности в истории 1898
* Анархизм и социализм
* Основные вопросы марксизма 1908
* Собрание сочинений



Деятель российского и международного социал-демократического движения.

Дво-ря-нин. Окон-чил Во-ро-неж-скую во-енную гим-на-зию (1873), учил-ся во Втором военном Кон-стан-ти-нов-ском училище (1873-1874) и в Гор-ном институте (1874-1876) в Санкт-Пе-тер-бур-ге.

Всту-пил в «Се-вер-ную ре-во-лю-ци-он-но-на-род-ни-че-скую груп-пу», став-шую ядром организации «Зем-ля и во-ля» 1870-х годов. Один из ор-га-ни-за-то-ров по-ли-тических де-мон-ст-ра-ции ра-бо-чих и сту-ден-тов у Ка-зан-ско-го со-бо-ра в декабре 1876 года. В 1877 году в связи с уг-ро-зой аре-ста несколько ме-ся-цев про-вёл за гра-ни-цей, по воз-вра-ще-нии уво-лен из института, пе-ре-шёл на по-ло-же-ние рево-лю-цио-не-ра-под-поль-щи-ка. Вёл про-па-ган-ду сре-ди ра-бо-чих в Санкт-Пе-тер-бур-ге, Са-ра-то-ве, Рос-то-ве-на-До-ну, счи-тал в этот пе-ри-од, что ра-бо-чий ва-жен не сам по се-бе, а пре-ж-де все-го как со-юз-ник главной ре-во-люционной си-лы - кре-сть-ян-ст-ва. Один из ре-дак-то-ров окон-чательного ва-ри-ан-та про-грам-мы «Зем-ли и во-ли» (1878) и жур-на-ла с тем же на-зва-ни-ем. Опуб-ли-ко-вал в нём статью «За-кон эко-но-ми-че-ско-го раз-ви-тия об-ще-ст-ва и за-да-чи со-циа-лиз-ма в Рос-сии» (1879, № 3-4), ко-то-рая сра-зу вы-дви-ну-ла Плеханова в чис-ло ве-ду-щих тео-ре-ти-ков на-род-ни-че-ст-ва . При-зна-вая от-кры-тую К. Мар-ксом за-ко-но-мер-ность сме-ны об-щественно-эко-но-мических фор-ма-ций и ре-шаю-щую роль со-ци-аль-но-эко-но-мических фак-то-ров в этом про-цес-се, Плеханов ут-вер-ждал, что Рос-сия по-ка не под-чи-ня-ет-ся этой за-ко-но-мер-но-сти, по-сколь-ку кре-сть-я-не дер-жат-ся за об-щи-ну. По-это-му основные уси-лия российских ре-во-лю-цио-не-ров долж-ны быть на-прав-ле-ны на пол-ное раз-ру-ше-ние вся-ко-го го-су-дар-ст-ва и обес-пе-че-ние кре-сть-я-ни-ну воз-мож-но-сти раз-ви-вать кол-лек-ти-ви-ст-ские на-ча-ла, за-ло-жен-ные в об-щи-не. Уст-ра-не-ние са-мо-дер-жа-вия, по мне-нию Плеханова, при-ве-ло бы в ко-неч-ном счё-те к тор-же-ст-ву в Рос-сии об-щин-но-го со-циа-лиз-ма. В свя-зи с пе-ре-хо-дом зем-ле-воль-цев к тер-ро-ри-стической дея-тель-но-сти Плеханов по-ки-нул в знак про-тес-та их съезд (июнь 1879).

По-сле окон-ча-тель-но-го рас-ко-ла ор-га-ни-за-ции во-шёл в «Чёр-ный пе-ре-дел» , стал идей-ным ру-ко-во-ди-те-лем ор-га-ни-за-ции. Жил в Санкт-Пе-тер-бур-ге по фаль-ши-во-му пас-пор-ту. На-пи-сал ма-ни-фест «Чёр-но-го пе-ре-де-ла», в ко-то-ром кре-сть-я-нам пред-ла-га-лось со-би-рать схо-ды и по-сы-лать хо-до-ков к на-след-ни-ку пре-сто-ла с прось-ба-ми: пе-ре-де-лить ме-ж-ду кре-сть-я-на-ми по-ров-ну и без вся-ко-го вы-ку-па все ка-зён-ные и по-ме-щи-чьи зем-ли, лу-га и ле-са; пре-до-с-та-вить на-ро-ду пра-во сво-бод-но и бес-по-шлин-но за-ни-мать-ся лю-бы-ми про-мыс-ла-ми; умень-шить по-да-ти и по-вин-но-сти и про-стить не-до-им-ки; ли-к-ви-ди-ро-вать долж-но-сти уряд-ни-ков, ста-но-вых, ис-прав-ни-ков и др. В слу-чае от-ка-за цар-ских вла-стей удов-ле-тво-рить эти прось-бы кре-сть-я-нам ре-ко-мен-до-ва-лось не пла-тить по-да-тей, от-ка-зы-вать-ся от во-енной служ-бы и при-ся-ги на вер-ность ца-рю, а ес-ли на них пой-дут си-лой - «сто-ять друж-но». Изу-чая тру-ды ста-ти-сти-ков, по-свя-щён-ные кре-сть-ян-ской об-щи-не и сви-де-тель-ст-во-вав-шие о про-цес-се её раз-ло-же-ния и по-яв-ле-нии в ней со-ци-аль-но-го не-ра-вен-ст-ва, Плеханов на-чал со-мне-вать-ся в ос-но-вах на-род-нической док-три-ны.

В 1880 году был вы-ну-ж-ден эмиг-ри-ро-вать в свя-зи с мас-со-вы-ми аре-ста-ми на-род-ни-ков, на-чав-ши-ми-ся по-сле по-ку-ше-ния на императора Алек-сан-д-ра II в но-ябре 1879 года. До 1917 года жил в Ев-ро-пе (в Швей-ца-рии, Фран-ции, Ве-ли-ко-бри-та-нии, Ита-лии), по-се-щал лек-ции в Же-нев-ском университете и Сор-бон-не, ус-та-но-вил лич-ные кон-так-ты с ли-де-ра-ми западноев-ропейской со-ци-ал-де-мо-кра-тии. Из-вес-тие о смер-тельном ра-не-нии 1(13) мара 1881 года императора Алек-сан-д-ра II чле-на-ми «На-род-ной во-ли» Плеханов вос-при-нял как ко-нец на-ро-до-воль-че-ст-ва.

В начале 1880-х годов, раз-оча-ро-вав-шись в идео-ло-гии и прак-ти-ке на-род-ни-че-ст-ва и пе-ре-жив в этой свя-зи глу-бокий идей-ный кри-зис, Плеханов пе-ре-шёл на по-зи-ции мар-ксиз-ма . Пе-ре-вёл на русский язык «Ма-ни-фест Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии» К. Мар-кса и Ф. Эн-гель-са (опубликован в 1882 году в Же-не-ве с пре-ди-сло-ви-ем ав-то-ров и Плеханова, ти-раж не-ле-галь-но пе-ре-прав-лен в Рос-сию). Один из ос-но-ва-те-лей пер-вой российской мар-к-си-ст-ской груп-пы «Ос-во-бо-ж-де-ние тру-да» (1883). В сво-их пер-вых марк-си-ст-ских ра-бо-тах «Со-циа-лизм и по-ли-ти-че-ская борь-ба» (1883), «На-ши раз-но-гла-сия» (1885; обе опубликованы в Же-не-ве), первом (1883) и втором (1885; опубликован в 1888 году в Же-не-ве) ва-ри-ан-тах «Про-ек-та про-грам-мы рус-ских со-ци-ал-де-мо-кра-тов» Плеханов бли-жай-шее бу-ду-щее Рос-сии свя-зы-вал с раз-ви-ти-ем ка-пи-та-лиз-ма и ра-бо-че-го дви-же-ния. На-ро-до-воль-че-ской мо-де-ли со-циа-ли-стического пе-ре-во-ро-та он про-ти-во-пос-тав-лял идею двух сле-дую-щих друг за дру-гом с от-но-си-тель-но не-боль-шим (позд-нее при-шёл к вы-во-ду, что зна-чи-тель-ным) ин-тер-ва-лом ре-во-лю-ций - бур-жу-аз-но-де-мо-кра-ти-че-ской и со-циа-ли-сти-че-ской. Главной дви-жу-щей си-лой этих ре-во-лю-ций счи-тал про-ле-та-ри-ат, ру-ко-во-ди-мый мар-кси-ст-ской пар-ти-ей. Плеханов ви-дел в кре-сть-ян-ст-ве, как и в на-ро-ж-дав-шей-ся ли-бе-раль-ной бур-жуа-зии, ре-аль-ных со-юз-ни-ков ра-бо-чих в их борь-бе с са-мо-дер-жа-ви-ем. Рус-ская бур-жуа-зия, по мне-нию Плеханова, за-по-зда-ла в сво-ём со-ци-аль-но-по-ли-тическом раз-ви-тии, по-это-му её гос-под-ство не смо-жет быть про-дол-жи-тель-ным. Под-го-тов-ку ус-ло-вий для со-циа-ли-стического (ком-му-ни-стического) пе-ре-во-ро-та (с це-лью ус-та-нов-ле-ния дик-та-ту-ры про-ле-та-риа-та, пе-ре-хо-да средств про-изводства в об-щественную соб-ст-вен-ность) Плеханов, вслед за Мар-ксом, свя-зы-вал с бы-ст-рой про-ле-та-ри-заци-ей кре-сть-ян-ст-ва и городского ме-щан-ст-ва, пре-вра-ще-ни-ем на-ём-ных ра-бо-чих в са-мый мно-го-численный слой об-ще-ст-ва.

В 1889 году Плеханов вы-сту-пил на уч-ре-дительной кон-грес-се Ин-тер-на-цио-на-ла Второго (Па-риж), зая-вил, что за-да-ча российских со-ци-ал-де-мо-кра-тов - ус-во-ить взгля-ды на-учного со-циа-лиз-ма, рас-про-стра-нить их в ра-бо-чей сре-де и с по-мо-щью ра-бо-чих «при-сту-пом взять твер-ды-ню са-мо-дер-жа-вия». Стал од-ним из при-знан-ных ли-де-ров ев-ропейской со-ци-ал-де-мо-кра-тии, поль-зо-вал-ся у них боль-шим ав-то-ри-те-том как один из ве-ду-щих тео-ре-ти-ков марк-сиз-ма. Уча-ст-во-вал в Цю-рих-ском (1893), Па-риж-ском (1900; из-бран членом Ме-ж-дународного со-циа-ли-стического бю-ро от Рос-сии), Ам-стер-дам-ском (1904), Ко-пен-га-ген-ском (1910) кон-грес-сах Второго Ин-тер-на-цио-на-ла. В конце 1890-х годов Плеханов од-ним из пер-вых вы-сту-пил про-тив по-пы-ток Э. Берн-штей-на пе-ре-смот-реть не-ко-то-рые фун-даментальные по-ло-же-ния марк-сиз-ма. Плеханов ка-те-го-ри-че-ски от-вер-гал его мысль о «за-ту-ха-нии» клас-со-вой борь-бы, вы-смеи-вал те-зис о воз-мож-но-сти пре-одо-ле-ния про-ти-во-ре-чий ка-пи-та-лиз-ма по-сред-ст-вом ре-форм, счи-тал прин-ци-пи-аль-но не-вер-ным от-каз от на-силь-ст-вен-ных спо-со-бов ус-та-нов-ле-ния дик-та-ту-ры про-ле-тариа-та , хо-тя и под-чёр-ки-вал, что не-об-хо-ди-мо све-сти к ми-ни-му-му по-тря-се-ния при пе-ре-хо-де к со-циа-лиз-му. Не ста-вя под со-мне-ние ос-но-во-по-ла-гаю-щий вы-вод Мар-кса об ис-то-рической об-ре-чён-но-сти бур-жу-аз-но-го спо-со-ба про-изводства, Плеханов всё же не отри-цал, что Маркс за-бе-жал впе-рёд, пред-ска-зы-вая ско-рый крах ка-пи-та-ли-стической сис-те-мы.

Член ре-дак-ции газеты «Ис-кра» (1900-1905; опуб-ли-ко-вал в ней свыше 50 ста-тей и за-ме-ток) и журнала «За-ря». Один из ос-но-ва-те-лей Рос-сий-ской со-ци-ал-де-мо-кра-ти-че-ской ра-бо-чей пар-тии и основных ав-то-ров её про-грам-мы (при-ня-та II съез-дом РСДРП, 1903). Не-од-но-крат-но по-ле-ми-зи-ро-вал по по-во-ду её со-дер-жа-ния с В.И. Ле-ни-ным , од-на-ко на II съез-де под-дер-жал его по всем во-про-сам. По-сле рас-ко-ла пар-тии на боль-ше-ви-ков и мень-ше-ви-ков примк-нул пер-во-на-чаль-но к пер-вым, од-на-ко вско-ре пе-ре-шёл на про-ти-во-по-лож-ную сто-ро-ну, при этом ос-та-вал-ся цен-три-стом, не раз-де-ляя край-них по-зи-ций боль-ше-ви-ков и мень-ше-ви-ков. В русско-японскую вой-ну 1904-1905 годов счи-тал, что по-бе-да Рос-сии ук-ре-пит по-зи-ции са-мо-дер-жа-вия, а по-ра-же-ние - ос-ла-бит их и при-бли-зит ре-во-лю-цию в Рос-сии. Из-да-вал в Же-не-ве «Днев-ник со-ци-ал-де-мо-кра-та» (1905-1916; с пе-ре-ры-ва-ми). С на-ча-лом Ре-во-лю-ции 1905-1907 годов рас-смат-ри-вал шан-сы на ус-пех вос-ста-ния как дос-та-точ-но вы-со-кие, при-зы-вал российских со-ци-ал-де-мо-кра-тов ус-ко-рить по-ли-тическое вос-пи-та-ние про-ле-та-риа-та, сде-лать всё воз-мож-ное, что-бы в ре-шаю-щий мо-мент на-род был воо-ру-жён и обу-чен, ко-ор-ди-ни-ро-вать дей-ст-вия всех «вра-гов цар-ско-го са-мо-дер-жа-вия», вклю-чая ли-бе-ра-лов, под ло-зун-гом «врозь ид-ти, вме-сте бить».

На IV (Объ-е-ди-ни-тель-ном) съез-де РСДРП (Сток-гольм, 1906) Плеханов вы-сту-пил как один из док-лад-чи-ков по аг-рар-но-му во-про-су, под-дер-жал пред-ло-жен-ную мень-ше-ви-ка-ми про-грам-му «му-ни-ци-па-ли-за-ции» зем-ли (пе-ре-да-чу круп-ных и средних по-ме-щичь-их име-ний в рас-по-ря-же-ние ор-га-нов ме-ст-но-го са-мо-управ-ле-ния для по-сле-дую-щей раз-да-чи этих зе-мель в арен-ду кре-сть-я-нам), ка-те-го-ри-че-ски от-верг боль-ше-ви-ст-скую про-грам-му на-цио-на-ли-за-ции зем-ли. По-сле по-ра-же-ния Ре-во-лю-ции 1905-1907 годов вы-сту-пал за ис-поль-зо-ва-ние ле-галь-ных воз-мож-но-стей ре-во-люционной ра-бо-ты, в ча-ст-но-сти три-бу-ны Государственной ду-мы , при-да-вал боль-шое зна-че-ние раз-ви-тию проф-со-юз-но-го дви-же-ния, под-дер-жи-вал идею со-зы-ва «ра-бо-че-го съез-да». В то же вре-мя счи-тал не-до-пус-ти-мым от-каз от не-ле-галь-ной дея-тель-но-сти, к че-му при-зы-ва-ли пра-вые мень-ше-ви-ки (так называемые ли-к-ви-да-то-ры). Воз-гла-вил те-че-ние ре-во-люционной час-ти мень-ше-ви-ков , вы-сту-пав-ших за со-хра-не-ние не-ле-галь-ной пар-тии (мень-ше-ви-ки-«пар-тий-цы»). В 1910 году на ко-рот-кое вре-мя вновь сбли-зил-ся с Ле-ни-ным, од-на-ко с 1911 года на-чал ак-тив-но при-зы-вать к объ-еди-не-нию боль-ше-ви-ков и мень-ше-ви-ков, кри-ти-куя Ле-ни-на и его сто-рон-ни-ков за рас-коль-ни-че-ст-во, из-да-вал га-зе-ты «За пар-тию» и «Един-ст-во» (1912-1914). Од-но-вре-мен-но ра-бо-тал над мно-го-том-ной «Ис-то-ри-ей рус-ской об-ще-ст-вен-ной мыс-ли» (т. 1-3, 1914-1917, ра-бо-та не за-вер-ше-на).

В Первую ми-ро-вую вой-ну за-нял обо-рон-че-скую по-зи-цию, счи-тал, что ло-зунг ми-ра, с ко-то-рым вы-сту-пи-ли уча-ст-ни-ки ме-ж-ду-народной со-циа-ли-стической кон-фе-рен-ции в Цим-мер-валь-де (Швей-ца-рия, 1915), рав-но-си-лен пре-да-тель-ст-ву национальных ин-те-ре-сов Рос-сии и вы-го-ден толь-ко Гер-ма-нии и её со-юз-ни-кам. По-сле Февральской ре-во-лю-ции 1917 года вер-нул-ся в Пет-ро-град, воз-гла-вил не-боль-шую внеф-рак-ци-он-ную груп-пу «Един-ст-во». Под-дер-жи-вал по-ли-ти-ку Временного пра-ви-тель-ст-ва, три-ж-ды по-лу-чал при-гла-ше-ние вой-ти в его со-став, од-на-ко вы-ну-ж-ден был от-ка-зать-ся в свя-зи с тем, что Ис-пол-ком Пет-ро-со-ве-та не под-дер-жал его кан-ди-да-ту-ру. При-зы-вал к пат-рио-тическому еди-не-нию всех клас-сов российского об-ще-ст-ва. Ка-те-го-ри-че-ски от-ри-цал воз-мож-ность осу-ще-ст-в-ле-ния в тот пе-ри-од в Рос-сии со-циа-ли-стической ре-во-лю-ции, не-га-тив-но оце-ни-вал дея-тель-ность боль-ше-ви-ков и лич-но Ле-ни-на (тре-бо-вал его аре-ста, но не счи-тал германским шпио-ном) по под-го-тов-ке во-оруженного вос-ста-ния с це-лью свер-же-ния Временного пра-ви-тель-ст-ва. Осу-дил ор-га-ни-зо-ван-ное боль-ше-ви-ка-ми воо-руженное свер-же-ние Временного пра-ви-тель-ст-ва в Пет-ро-гра-де, рос-пуск Уч-ре-ди-тель-но-го со-б-ра-ния и за-клю-че-ние Бре-ст-ско-го ми-ра 1918 года с Гер-ма-ни-ей. С января 1918 года в свя-зи с ухуд-ше-ни-ем здо-ро-вья на-хо-дил-ся в са-на-то-рии в Фин-лян-дии. По-хо-ро-нен на Ли-те-ра-тор-ских мос-тках Вол-ко-ва клад-би-ща (Санкт-Пе-тер-бург).

В 1999 году опуб-ли-ко-ва-но (При-ло-же-ние к «Не-за-ви-си-мой га-зе-те» за 1 декбря) «По-ли-ти-че-ское за-ве-ща-ние» Плеханова, яко-бы про-дик-то-ван-ное им в апреле 1918 дру-гу Л.Г. Дей-чу, ко-то-рый за-тем пе-ре-дал его пле-мян-ни-ку Плеханов - С.Г. Пле-ха-но-ву. В хо-де на-учной дис-кус-сии ав-тор-ст-во Плеханова не под-твер-жде-но.

Па-мят-ник Плеханову ус-та-нов-лен в Санкт-Пе-тер-бур-ге (1925, скульп-то-ры И.Я. Гинц-бург, М.Я. Хар-ла-мов, архитектор Я.Г. Ге-вирц). Имя Плеханова но-сят Российский эко-но-мический университет, Санкт-Пе-тербургский государственный гор-ный институт, ули-цы в ря-де го-ро-дов (Харь-ков, Ни-ко-ла-ев, Во-ро-неж и др.), на-се-лён-ные пунк-ты в Ле-нинградской, Ли-пец-кой, Туль-ской, Тю-мен-ской об-лас-тях.

Сочинения:

Год на ро-ди-не. Па-риж, 1921. Т. 1-2;

Со-чи-не-ния. М., 1923-1927. Т. 1-24;

Из-бран-ные фи-ло-соф-ские про-из-ве-де-ния. М., 1956-1958. Т. 1-5;

Фи-ло-соф-ско-ли-те-ра-тур-ное на-сле-дие Г.В. Пле-ха-но-ва. М., 1973-1974. Т. 1-3;

Из-бран-ные тру-ды. М., 2010.

ПЛЕХАНОВ ГЕОРГИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ

(род. в 1856 г. – ум. в 1918 г.)

Основатель русского марксистского движения и социал-демократической партии, лидер меньшевизма и теоретик марксизма.

Плеханова заслуженно считают «отцом» марксизма в России. Он родился в мелкопоместной дворянской семье в поместье Гудаловка Тамбовской губернии 29 ноября 1856 года. В 1873 году окончил Воронежскую военную гимназию и был зачислен в юнкерское училище в Петербурге, однако уже через год разочаровался в военной карьере и поступил в Петербургский горный институт.

В 1875 году Плеханов вступил в народнический кружок. Он вел революционную пропаганду среди рабочих, выступал на собраниях, писал прокламации, руководил стачками. В 1876 году, во время первой политической демонстрации в России, Георгий произнес антимонархическую речь. Боясь преследований, он перешел на нелегальное положение и бросил институт. Вскоре Плеханов принял участие в «хождении в народ», став одним из руководителей революционной организации «Земля и воля». В 1878 году – он один из редакторов одноименного журнала, составитель программы группы «Земля и воля».

В 1879 году Плеханов выступил против тактики террора, призывая революционеров из «Земли и воли» к пропагандистской деятельности. После раскола группы на Воронежском съезде он стал во главе организации «Черный передел». В 1880 году, спасаясь от ареста, эмигрировал из России.

Плеханов прожил за границей 37 лет, получив известность как революционный теоретик, литературный критик и талантливый журналист-публицист. Он учился в Сорбонне и в Женевском университете, вел дружбу с лидерами социал-демократии, перевел на русский язык «Манифест Коммунистической партии», участвовал в создании Второго Интернационала, стал его видным деятелем.

Порвав с народничеством в 1883 году, Плеханов основал за границей (совместно с Аксельродом, Засулич, Дейчем и Игнатовым) первую русскую социал-демократическую марксистскую организацию – группу «Освобождение труда». Теперь он считал, что движущей силой русской революции является пролетариат, и остро критиковал народничество за мечты о крестьянской общине. «Революционное движение в России может восторжествовать только как революционное движение рабочих», – утверждал Плеханов. Плехановская критика народничества приводит к враждебному отношению марксистов к крестьянству как к реакционному классу. За 20 лет существования группы Плеханов написал и издал 147 работ. На его теоретических трудах было воспитано несколько поколений российских марксистов. В 1895 году Плеханов выпустил свою самую известную книгу – «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», в которой развивал идеи исторического материализма. В конце 1890-х годов он принял участие в журнале легальных марксистов «Новое слово», тогда же выступал против «бернштейнианства» и «экономизма».

В конце 1894 – начале 1895 года Плеханов создает «Союз русских социал-демократов за границей», а в 1901 году – «Заграничную Лигу русской социал-демократии». В начале XX века он – один из основателей РСДРП.

В 1900 году Плеханов редактирует «Искру», выступает с проектом программы партии. Он принимает активное участие во II съезде Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), выступает вместе с Лениным против меньшевиков. Однако после съезда он порвал с Лениным и перешел к меньшевикам.

Выступая против большевистской тактики, он развенчивал ленинские идеи о руководящей роли пролетариата в революции, о перерастании буржуазной революции в социалистическую, о революционно-демократической диктатуре пролетариата и крестьянства. Считая, что революция 1905 года была общенациональной и буржуазной, Плеханов призывал марксистов ориентироваться на буржуазные и либерально настроенные слои населения.

В 1887 году он заболел туберкулезом, и обострение болезни не дало возможности вернуться в Россию во время революции 1905–1907 годов. В начале 1905 года Плеханов призывал народ к вооруженному восстанию против самодержавия. В то же время он возражал против неподготовленного декабрьского восстания в Москве 1905 года и призывал социал-демократов войти в блок с кадетами во время выборов в Государственную думу в 1906–1907 годах.

Плеханов стал во главе меньшевиков, хотя выступал не только против ленинцев, но и против богостроительства и богоискательства, против «ликвидаторов», призывавших вывести марксистскую партию из подполья на легальную почву. В период реакции он был готов блокироваться с большевиками. Плеханов сотрудничал с общепартийной газетой «Социал-демократ», с большевистской газетой «Звезда», опубликовал серию статей против «ликвидаторов».

Во время Первой мировой войны он – руководитель группы меньшевиков и газеты «Единство» – оказался во главе социалистов-«оборонцев». Большевистский призыв солдатам брататься на фронте Плеханов назвал «бесстыдной провокацией».

После Февральской революции 1917-го, вернувшись из эмиграции в Россию, он поддержал Временное правительство, выступил против «Апрельских тезисов» Ленина, назвав эти тезисы «бредом», характеризуя как «…безумную и крайне вредную попытку посеять анархическую смуту в Русской земле». В «Открытом письме к петроградским рабочим» Плеханов предупреждал, что преждевременное взятие власти одним классом или одной партией может привести к печальным последствиям.

С весны 1917-го Плеханов становится главным оппонентом Ленина. Он высказывается за продолжение войны для защиты Родины и революции «от немцев», против развязывания гражданской войны, заявляет, что Россия страдает не от капитализма, а от недостатка развития капитализма, призывает «сплотиться вокруг Временного правительства». Главная идея Плеханова: социалистическая революция в России преждевременна. В своем выступлении в августе 1917-го на Государственном совещании он призывает буржуазию пойти на соглашение с революционной демократией.

Некоторые политические силы прочили Плеханова в премьеры Временного правительства, к нему поступали предложения стать министром этого правительства. Но Плеханов оставался над схваткой и возглавил… лишь Комиссию для выработки новых ставок оплаты труда железнодорожников.

В дни анархии летом 1917-го Плеханову захотелось «твердой власти», однако на предложение Савинкова стать главой будущего правительства он ответил: «Я сорок лет своей жизни отдал пролетариату, не я буду его расстреливать даже тогда, когда он идет по ложному пути». Плеханов осудил мятеж генерала Корнилова и призвал к союзу демократических сил перед лицом переворота, анархии и коллапса. Незадолго до Октября он пророчески заявил, что если Ленин станет главой России, «.. это будет началом конца нашей революции. Торжество ленинской тактики принесет с собой такую гибельную, такую страшную экономическую разруху, что весьма значительное большинство населения страны повернется спиной к революционерам».

К Октябрьской революции Плеханов отнесся крайне враждебно; однако, оставаясь противником большевиков, категорически отказался представлять враждебные им силы и практически отошел от политической деятельности. В декабре 1917-го он серьезно заболел и был перевезен в санаторий в Финляндию. 30 мая 1918 года Георгий Валентинович скончался в Питкеярви (Финляндия), проклиная «отступника» Ленина и разуверившись в мудрости российского пролетариата.

В год 150-летия со дня рождения Плеханова решением декабрьского (2005 г.) Политсовета СДПР 2006 год был объявлен годом его имени. В рядах нынешней Социал-демократической партии России состоит праправнучка Плеханова – Ирина.

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

ЮМАТОВ ГЕОРГИЙ ЮМАТОВ ГЕОРГИЙ (актер кино: «Весна», «Рядовой Александр Матросов» (оба – 1947), «Ночь полководца», «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке» (все – 1948), «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы» (оба – 1953), «Герои Шипки» (1954), «Крушение эмирата»,

Из книги Ленин. Человек - мыслитель - революционер автора Воспоминания и суждения современников

Г. В. ПЛЕХАНОВ ИЗ ПИСЬМА Приехал сюда (в Женеву в мае - июне 1895 г. Ред.) молодой товарищ (Ленин. Ред.), очень умный, образованный и даром слова одаренный. Какое счастье, что в нашем революционном движении имеются такие молодые люди.Исторический архив 1958. №

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации, 1962-1980 автора Раззаков Федор

Георгий БУРКОВ Г. Бурков родился 31 мая 1933 года в Перми. В 1952 он поступил на юридический факультет Пермского университета, однако проучился в нем всего два года и бросил. Параллельно с учебой стал посещать театральную студию при Доме офицеров. Студия была

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации, 1934-1961 автора Раззаков Федор

Георгий ЖЖЕНОВ Г. Жженов родился 22 марта 1915 года в простой семье. Как гласит семейное предание, один из прадедов артиста парился в русской печке (беднота тогда использовала вместо бани печи) и сжегся в ней. Отсюда и фамилия - Жженов.Родители Жженова были из крестьян

Из книги Страсть автора Раззаков Федор

Георгий ЮМАТОВ Георгий Юматов родился 11 марта 1926 года в Москве в простой семье. Еще будучи подростком, будущая звезда советского кино увлекся мечтой о море и решил во что бы то ни стало поступить в мореходное училище. Однако, чтобы эта мечта осуществилась, Юматову

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

Георгий ВИЦИН По свидетельству многих очевидцев, в молодые годы Вицин был сексуально неотразим. В артистической богеме тех лет ходили разговоры о том, как он увел жену, Дину Тополеву, у знаменитого мхатовца Николая Хмелева, чем поверг того в сильное уныние. Правда,

Из книги Плеханов автора Иовчук Михаил

Из книги Сияние негаснущих звезд автора Раззаков Федор

Из книги Троцкий. Характеристика (По личным воспоминаниям) автора Зив Григорий Абрамович

М. Иовчук, И. Курбатова Плеханов Пролог 9 июня 1918 года в Петрограде в зале Народного собрания, где сейчас помещается Большой зал Филармонии, состоялось торжественно-траурное заседание, посвященное памяти умершего несколько дней назад Георгия Валентиновича Плеханова.

Из книги Вспомнить, нельзя забыть автора Колосова Марианна

БУРКОВ Георгий БУРКОВ Георгий (актер театра, кино: «Зося» (1967; Семенов), «Зигзаг удачи» (1969; фотограф Петя), «Старики-разбойники» (1971; следователь прокуратуры Федор Федорович Федяев), «Печки-лавочки» (1973; вор в поезде Виктор Александрович), «Калина красная» (1974; вор Губошлеп),

Из книги Тропа к Чехову автора Громов Михаил Петрович

ВАСИЛЬЕВ Георгий ВАСИЛЬЕВ Георгий (кинорежиссер: «Чапаев» (1934), «Фронт» (1943) и др.; скончался 18 июня 1946 года на 47-м году жизни). Васильев серьезно заболел в декабре 1945 года. Подвело его самое слабое место – горло. Вероятно, это было наследственное предрасположение. От

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

Глава пятая Заграницей II-ой съезд Р. С. Д. Р. П. и раскол в партии. - Большевики и меньшевики. - Бронштейн-Троцкий, Плеханов и Ленин В ноябре 1902 года я, окончив, срок ссылки, вернулся в Николаев. Там, мне скоро пришлось с головой окунуться в дела местной социал-демократической

Из книги Притяжение Андроникова автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

ГЕОРГИЙ Охвачена жарким и светлым пожаром Забуду ль о прошлом, о темном, о старом? О звоне серебряных колец кольчуги, О князе, о храбром забуду ли, други! Всегда в горделивом и нежном восторге Я имя твое повторяю - Георгий! На фоне Российских алеющих зарев - Мой храбрый

Из книги автора

Амфитеатров Александр Валентинович (1862–1938) Фельетонист, беллетрист, драматург; начинал свой писательский путь в юмористических журналах, с Чеховым познакомился в 1882 году в редакции «Будильника»; позднее время от времени встречался и переписывался с ним. Посвятил Чехову

Из книги автора

Из книги автора

ГЕОРГИЙ ТОВСТОНОГОВ Ираклий Луарсабович Андроников сыграл в моей жизни огромную роль. Не силой обстоятельств, которые нас сталкивали, а просто фактом его существования в моей жизни. Он из тех людей, которые создают критерии и жизни, и искусства. Вот почему то, что он

11 декабря 1991 года исполнилось 135 лет (1856-1918) со дня рождения Георгия Валентиновича Плеханова, одного из основателей РСДРП, деятеля Российского и международного социал-демократического движения, философа, историка, теоретика и пропагандиста марксизма.

Его политическая деятельность началась с 1875 года, когда Г.В. Плеханов установил связи с революционерами-народниками. Воспитанный в образованной семье с передовыми взглядами на освободительных идеях А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова молодой Плеханов не мог остаться в стороне от политической жизни того времени. В известной революционной народнической организации "Земля и воля" он играл крупную роль, вел пропаганду среди рабочих Петербурга. Покинув Петербургский горный институт, Плеханов становится профессиональным революционером, видным практиком и публицистом революционного народничества. В 1879 году после раскола "Земли и воли" на "Народную волю" и "Черный передел" Плеханов возглавил организацию "Черный передел". Он выступал против тактики политических заговоров и индивидуального террора как средства свержения самодержавия. В январе 1880 г., преследуемый правительством, Плеханов эмигрировал за границу и жил до 1917 года в Швейцарии, Франции и других странах.

В эмиграции Плеханов изучал произведения Карла Маркса и Фридриха Энгельса, знакомился с западноевропейским рабочим движением, установил личные контакты с видными лидерами социал-демократического движения: К. Каутским, В. Либкнехтом, А. Бебелем и другими, а с 1889 года установил и личную связь с Фридрихом Энгельсом. Г.В. Плеханов перевел на русский язык "Манифест Коммунистической партии" Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Эта работа составила, как признавал сам Плеханов, эпоху в его жизни, она явилась переломным этапом в его идейном развитии.

К 1883 году Плеханов порвал с народничеством и стал на позиции марксизма. Плеханов стал первым русским марксистом, видным теоретиком, блестящим популяризатором и смелым защитником научного социализма. После народнического начался второй - марксистский этап в жизни и деятельности Плеханова.

Осенью 1883 года он основывает вместе с В. Засулич, Л. Дейчем, П. Аксельродом, В. Игнатовым в Женеве первую русскую марксистскую организацию - группу "Освобождение труда". Эта группа положила начало распространению марксизма в России. Она переводила на русский язык и распространяла на родине важнейшие сочинения Маркса и Энгельса.

Для того, чтобы расчистить путь социал-демократическому направлению в России, Плеханов и его группа развернули идейную борьбу с народничеством. Плеханов стремился творчески применить основные положения марксизма к российской действительности. Г.В. Плеханов опубликовывает книги "Социализм и политическая борьба", "Наши разногласия", в которых с позиций исторического материализма подверг решительной критике все направления народничества и взгляды его идеологов П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева, М.А. Бакунина. Он убедительно доказывал несостоятельность и ошибочность народнической доктрины в целом.

Эти работы стали первым выпуском из серии "Библиотека современного социализма" которую начали члены социал-демократической группы "Освобождение труда".

В работе "Социализм и политическая борьба" Плеханов призывает народников стать под новые знамена - знамена научного социализма.

Пересматривая народническую точку зрения о том, будто в России крестьянство, а не пролетариат явится главной революционной силой, что будущая революция явится крестьянской социалистической революцией, Плеханов ориентировал российское революционное движение на работу прежде всего среди пролетариата. Это не означало полного отказа от революционной борьбы среди крестьянства, Плеханов выражал надежду на то, что русским революционерам потребуется в будущем обращать большое внимание на пробуждение революционного движения в крестьянстве. Плеханов показал ошибочность народнических теорий о том, будто в России должна произойти сразу же социалистическая крестьянская революция, минуя демократический этап революции: "Связывать в одно два таких существенно различных дела, как низвержение абсолютизма и социалистическая революция, вести революционную борьбу с расчетом на то, что эти моменты общественного развития совпадут в истории нашего отечества, - значит отдалять наступление и того и другого".

Называя социалистическое учение Маркса и Энгельса той "Ариадниной нитью", которая может вывести революционеров России " из лабиринта... тогдашних политических и практических противоречий" Плеханов убедительно раскрывает великую роль идей, научных знаний в жизни общества, особенно тогда, когда им овладеет рабочий класс. "...настало время, - пишет Плеханов, когда обделенный историей рабочий класс вышел из детского возраста и буржуазии пришлось с ним делиться. У нее осталось золото, между тем как ее младший брат получил "книгу", благодаря которой он, несмотря на мрак и холод своих подвалов, стал теперь уже силен и страшен. Мало-помалу научный социализм вытесняет буржуазные теории со страниц этой магической книги, и скоро пролетариат прочтет в ней, как завоевать ему материальное довольство. Тогда он сбросит с себя позорное иго капитализма и покажет буржуазии "насколько наука выше богатства".

Эта работа Плеханова нанесла только первый удар по народнической идеологии, да и написана она была в то время, когда Плеханов надеялся убедить сторонников народничества стать на позиции марксизма. Книгу Плеханова "Социализм и политическая борьба" Ленин назвал первым "...prjffession de foi русского социал-демократизма".

В следующей работе "Наши разногласия" Плеханов доказывает, что капитализм в России развивается быстрыми темпами, что он проникает во все сферы хозяйства, разлагая сельскую общину. В результате его развития происходит формирование класса промышленного пролетариата, а в деревне идет дифференциация крестьянства, из которого выделяются сельская буржуазия, бедняки и батраки. С точки зрения марксизма Плеханов излагает в этой работе важные философские вопросы - о роли личности в истории, о диалектике свободы и необходимости и другие проблемы, ставшие предметом идейной борьбы марксизма против идеалистической философии, в частности субъективной социологии народничества, которая исходила из того, что главным двигателем истории являются не народные массы, не трудящиеся классы, а герои, революционеры-интеллигенты, "критически мыслящие личности".

Свобода, как писали Маркс и Энгельс, есть познанная необходимость, она осознание объективных закономерностей общественного развития. "Мы убеждены, - писал Плеханов, - что когда общество ступило на след естественного закона своего движения, оно не может ни перескочить естественные фазы своего развития, ни устранить их декретами. Но оно может сократить и облегчить мучения родов".

Критикуя народнические представления о марксизме как о какой-то фаталистической концепции, которая будто бы "обязывает" Россию следовать капитализму, не считаясь с особенностями ее исторического развития (преобладание крестьянства, остатки сельской общины), Плеханов раскрывает перед русскими революционерами подлинную, революционную сущность философии диалектического и исторического материализма, всей теории марксизма. Он указывал социалистической молодежи, что марксизм - это алгебра революции, которая учит своих приверженцев пользоваться каждым шагом общественного развития в интересах рабочего класса.

Социалисты, ставшие на позиции научной теории Маркса и Энгельса, овладевшие их философским методом - диалектикой, убедились в "исторической закономерности" капитализма в России, в том, что "никакие исторические особенности данной страны не избавляют ее от действия общих социологических законов".

Главный вывод книги Плеханова "Наши разногласия" - идея о необходимости создания партии рабочего класса: "... возможно более скорое образование рабочей партии есть единственное средство разрешения всех экономических и политических противоречий современной России. На этой дороге нас ждут успех и победа, все же другие пути ведут лишь к поражению и бессилию".

Г.В. Плеханов первым в России рассмотрел вопросы о характере предстоящей в России революции, об исторической миссии пролетариата в русском революционном движении, выдвинув перед русскими революционерами задачу образования рабочей социалистической партии.

Несмотря на все трудности, настроение у Плеханова в первые годы деятельности группы было приподнятое, бодрое. После многих лет идейных исканий, как ему казалось, путь был найден.

В 1884-1888 г.г. Плеханов опубликовал два проекта программы русского социал-демократизма. Первая "Программа социал-демократической группы "Освобождение труда" вышла в 1884 г. и часть ее тиража попала в Россию. В это время у Плеханова и его сторонников устанавливается связь с революционной организацией в Петербурге "Партией русских социал-демократов". Плеханов, получив замечания на проект программы от этой группы и других социал-демократов России, доработал его в 1885 г. Теперь он назывался "Проект программы русских социал-демократов".

В проекте программы группы "Освобождение труда", который рассматривался Плехановым не только как изложение взглядов группы, но и как программа действий всей российской социал-демократии, ставятся важнейшие вопросы теории, стратегии и тактики партии пролетариата, дается определение ближайших задач русских социал-демократов.

В проекте говорилось о своеобразии экономического развития России, где "трудящиеся массы находятся под двойным игом - развивающегося капитализма и отживающего патриархального хозяйства".

В этом документе было провозглашено, что конечной целью социал-демократов является коммунистическая революция, полное освобождение труда от гнета капитала, которое "может быть достигнуто путем перехода в общественную собственность всех средств и предметов производства". Плеханов заявлял: "...русские социал-демократы считают первой и главнейшей своей обязанностью образование революционной рабочей партии... Целью борьбы рабочей партии с абсолютизмом является завоевание демократической конституции".

Проект излагает программу-минимум российской социал-демократии, то есть требования, которые должны быть выдвинуты и осуществлены в ходе надвигавшейся в России буржуазной революции.

Говоря в проекте программы о требованиях рабочего класса, который должен стать решающей силой российской революции, Плеханов отмечает, что "эти требования настолько же благоприятны интересам крестьянства, как и интересам промышленных рабочих, поэтому, добиваясь их осуществления, рабочая партия проложит себе широкий путь для сближения с земледельческим населением".

С первых же шагом группа "Освобождение труда", продолжая традиции Маркса и Энгельса, стояла на позициях пролетарского интернационализма, рассматривала русское революционное движение как часть международного рабочего движения. Во втором проекте программы русских социал-демократов Плеханов писал, что будущая социалистическая революция будет иметь международный характер. "Отсюда вытекает, - писал Плеханов, - солидарность интересов производителей всех стран, признанная и провозглашенная еще Международным товариществом рабочих".

После роспуска в 1876 году I Интернационала, во главе которого стоял Маркс, в течение многих лет не было центра, который объединял бы социалистов всех стран. 14-21 июля 1889 года в Париже состоялся первый конгресс II Интернационала. Этому событию предшествовала большая политическая и организационная работа марксистов европейских стран во главе с Ф.Энгельсом. Энгельс, имевший прочные идейно-политические связи с русскими революционерами, стремился к тому, чтобы и Россия была представлена на конгрессе.

Плеханов от имени русской социал-демократии выступил с речью на этом конгрессе. Он воспользовался трибуной, чтобы выступить с критикой народнических идей: "Силы и самоотвержение наших революционных идеологов могут быть достаточны для борьбы против царей как личностей, но их слишком мало для победы над царизмом как политической системой". В заключение Плеханов сказал: "Задача нашей революционной интеллигенции сводится... по мнению русских социал-демократов, к следующему: она должна усвоить взгляды современного научного социализма, распространить их в рабочей среде и с помощью рабочих приступом взять твердыню самодержавия. Революционное движение в России может восторжествовать только как революционное движение рабочих. Другого выхода у нас нет и быть не может".

В начале 90-х годов активизировалась идейная борьба марксизма против идеологии и тактики русских народников. Но теперь это уже были не революционные народники, а либеральные. Они, отказавшись от традиций революционного народничества, но прикрываясь его авторитетом, пытались приспособиться к условиям общественной жизни в царской России.

В 1892 г. Плеханов попытался выступить против либерального народничества в легальной печати. В статье "Странное недоразумение" он утверждал, что только искажение взглядов Маркса и путаницей во взглядах народников можно объяснить такое "странное недоразумение". Плеханов излагает теорию исторического материализма и показывает, что знаменитое письмо Маркса (о роли общины в экономическом и политическом развитии России) отнюдь не выводит Россию за рамки общеисторических законов, присущих развитию общества. "Чтобы судить о том, применимы или неприменимы к России взгляды Маркса, надобно прежде всего дать себе труд понять эти взгляды и не смешивать "формулу капиталистического процесса" с общей теорией, объясняющей всю историю человечества". Но эта статья не попала в печать, и тогда Плеханов решил выступить против либеральных народников в нелегальной печати. Он предполагал издать книгу, которую решил назвать "Наши разногласия. Часть II".

Решив сделать исторический экскурс и показать, из каких источников вырос марксизм, Плеханов увлекся этой темой и работал над ней в течение двух лет.

В начале 90-х годов расширились революционные связи Плеханова и его группы с деятелями европейского рабочего движения. Он участвует в Цюрихском (1893 г.), Амстердамском (1904 г.), Копенгагенском (1910 г.) конгрессах.

Продолжая активную борьбу с народничеством, защищая и обосновывая научный социализм, Плеханов в 90-х годах публикует ряд своих новых крупных работ: "К шестидесятой годовщине смерти Гегеля" (1891), "Н.Г. Чернышевский" (1894), "Очерки по истории материализма" (1896), "К вопросу о роли личности в истории" (1898), "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" (1895).

Последняя вышла в Петербурге легально и стала настольной книгой русских социал-демократов. Ленин говорил, что на ней "...воспиталось целое поколение русских марксистов". Эта работа ставила своей целью раскрыть преемственную связь мировоззрения и метода "современного материализма", то есть марксизма, с предшествующими учениями материалистической и диалектической философии. Вместе с тем в этой книге философски обосновывалась закономерность, необходимость социалистического, революционного преобразования мира на основе научного познания объективных законов природного и социального развития. И эта книга была направлена против главных противников марксизма в России - либеральных народников, твердивших, что марксизм "философски необоснован" и неприменим к России. Вопреки народническим измышлениям о том, что материалистическая философия, в том числе и марксизм, будто бы страдают фатализмом, "приговаривает" все страны, включая Россию, веками испытывать муки капитализма и не дает якобы никакого простора для свободной деятельности людей, Плеханов убедительно доказал, что именно современный материализм - марксизм - устранил фаталистический характер. Плеханов, опираясь на учение Маркса, доказывает, что "диалектический материализм никаких стран ни к чему не приговаривает, что он не указывает пути, общего и "обязательного" для всех народов во всякое данное время, что дальнейшее развитие общества всегда зависит от соотношения общественных сил внутри его..."

В 1895 г. Плеханов знакомится в Швейцарии с Лениным и устанавливает связи с Петербургским "Союзом борьбы за освобождение рабочего класса". К этому времени в России благодаря распространению в ней многочисленных и разнообразных произведений Плеханова и его товарищей, усиленная проповедь учения Маркса и Энгельса ввиду совершавшегося быстро промышленного развития страны, дала громадные результаты. Среди рабочих эти взгляды нашли отклик еще в 80-х годах, а к середине 90-х они до того распространились, что это было официально признано самим правительством. Чего не могли достигнуть "народовольцы", сосредоточившие все свое внимание на цареубийстве, того добилась проповедь марксизма: в России явился значительный контингент рабочих, взявших в свои руки дело завоевания политических прав для всего без различия населения. Таким образом, вполне оправдывалось предсказание Плеханова, сделанное еще в 1889 г., что "русская революция победит как рабочая революция или ее вовсе не будет". Для этого он считал необходимым еще в первых своих произведениях, кроме развития классового сознания пролетариата также объединение всех демократических сил страны, а не изолированная деятельность одних только рабочих" - так писал о Плеханове Л.Г. Дейч, видный народник, деятель российской социал-демократии, один из создателей группы "Освобождение труда".

В 1900-1903 г. Плеханов принял участие в организации и руководстве газетой "Искра". Плеханов и Ленин в эти годы проделали большую работу по организации российской революционной рабочей партии, по созданию программы и устава марксистской партии, по созыву и проведению Второго съезда РСДРП. Плеханову было поручено открытие съезда. Вместе с Лениным и Мартовым Плеханов был избран редактором ЦО "Искры" и членом Совета партии.

Уже в это время между Лениным и Плехановым обнаружились глубокие расхождения по многим вопросам рабочего движения. Плеханов выступил против ленинского курса на перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую. У нас официально считалось до недавнего времени, что Плеханов, отойдя от позиций, занимаемых на II съезде, пошел на примирение с меньшевиками, стал лидером меньшевизма, отступил от марксизма по многим программным и тактическим вопросам, не понял особенностей новой эпохи - империализма и пролетарских революций.

Но вот что пишет о Плеханове Л.Г. Дейч. Он убеждает, что Плеханов никогда не уклонялся от раз избранного им пути. От первой брошюры "Социализм и политическая борьба", написанной в качестве молодого марксиста, вплоть до последней статьи, продиктованной им. Во всех своих произведениях, написанных блестящим слогом, Плеханов стремился содействовать развитию классового сознания рабочих, он также предостерегал своих последователей от всякого рода необычных и нецелесообразных планов. Плеханов был верен положению классического марксизма о том, что старое общество уступает место новому социальному строю лишь тогда, когда оно исчерпает возможности собственного развития, когда в его недрах созреют предпосылки для этого нового строя. Россия, доказывал он, страдает не только от того, "что в ней есть капитализм, но также от того, что он в ней недостаточно развит". В таких условиях нелепо призывать рабочих, беднейшую часть крестьянства к низвержению капитализма и овладению ими политической властью. Социальная организация производства не найдет объективной опоры, а правительство, которое бы попыталось ее осуществить, вынуждено будет прибегнуть к насилию и в конечном счете либо выродится в новую "социалистическую касту", стоящую над обществом, либо будет смещено противодействующей стихией. Плеханов придерживался общепринятого в марксистской среде взгляда на историческую последовательность: капитализм - предпосылки социализма - социалистическая революция - социализм. Плеханов не находил смысла в городских и крестьянских восстаниях, отмечая их бесплодность и малую революционность. Даже для ХХ века Плеханов не видел предпосылок революционного движения крестьянства. Народовольческому тезису о захвате власти заговорщиками Плеханов противопоставил марксистские положения о завоевании власти рабочим классом как о высшей форме классовой борьбы. Из анализа общественных отношений сделал вывод о том, что Россия стоит накануне не социалистической, а буржуазно-демократической революции.

Когда зимой 1905-06 г.г. большевики высказались за полный бойкот Государственной Думы, а меньшевики, как всегда,признавали неполное от нее воздержание, Плеханов энергично настаивал на необходимости самым активным образом участвовать во всех фазисах избирательной кампании, а также и в законодательной деятельности Государственной Думы, могущей явиться свободной трибуной для проповеди социализма широким массам населения. Как мы знаем, правым оказался Плеханов, с чем вскоре согласились и "бойкотисты" "всех ступеней".

Находясь в эмиграции, вдали от непосредственной борьбы, Плеханов предостерегал революционеров от таких экспериментов, каким было известное вооруженное восстание, вызванное в Москве в декабре 1905 г. большевистскими агитаторами. "Если кто может еще спасти самодержавие" - писал он из Женевы, - так это сами же революционеры несвоевременными возбуждениями к вооруженным вспышкам".

В работах того периода русской революции он подчеркивал "раскованность той игры, которая называется вооруженным восстанием". Плеханов писал: "...Вооруженное восстание дело нешуточное, от него зависит вся дальнейшая судьба движения, и потому легкомысленная болтовня о нем составляет настоящее преступление перед революционным пролетариатом. Между тем некоторые наши товарищи обнаруживают в этом случае почти невероятное легкомыслие. Их головы превратились в своего рода "органчики", наигрывающие одну только арию вооруженного восстания. В этом восстании для них заключается альфа и омега всей тактической мудрости. Но именно благодаря этому их тактическая мудрость становится тактическим безумством". Последовавшие события - разгон первой и второй Государственной Думы и наступившая затем продолжительная реакция (1907-10г.г.), сопровождавшаяся столыпинским террором и черносотенными изуверствами, вполне подтвердили правильность задолго перед тем сделанного Плехановым прогноза.

В разразившейся жестокой всемирной войне Плеханов занял оборонческую позицию. В этом случае, кроме создания необходимости стать на сторону стран, подвергшихся нападению, им руководило еще глубокое убеждение в преимуществе этой позиции для интересов трудящихся масс не только стран, втянутых в войну, но и нейтральных, так как победа Вильгельма означала бы подчинение наиболее демократических государств гегемонии Германии, явилась бы тогда усиленная эксплуатация трудящихся слоев этих стран немцами, а также погибли бы существующие в них демократические учреждения.

"В самом деле, если бы рабочие в странах, подвергшихся нашествию немцев, последовали призывам "интернационалистов" не защищаться, это было бы только на руку Вильгельму, - он несомненно одержал бы тогда легкую победу над всеми европейскими государствами" - считает Л.Г. Дейч.

В период первой мировой войны "интернационалистами" называли тех представителей международного социалистического движения (в том числе и большевиков), которые, объявив войну империалистической со стороны всех участников, требовали ее немедленного прекращения и заключения мира без аннексий и контрибуций. Плеханов неоднократно резко критиковал действия и лозунги "интернационалистов", считая, что их требование о заключении мира без аннексий и контрибуций исключает возможность конкретно-исторического анализа и потому не достигает главной цели - устранения причин, способных привести к новой, еще более разрушительной войне. Дальнейшие события также и в этом громадной важности вопросе подтвердили правильность взглядов Плеханова.

В это же время Плеханов подготовлял известный свой труд: трехтомная работа "История русской общественной мысли". Плеханов был первым марксистом, который взялся за научную разработку истории русской общественной мысли, собрав и систематизировав по этому вопросу огромный материал. Его трехтомная работа явилась первым сводным обобщающим трудом, он охватывает историю общественной мысли с древнейших времен до конца 18 века и написан с марксистских позиций. Им был дан глубокий анализ социально-экономических, философских и политических взглядов Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Герцена. Плеханов показал, что вся история русской революционной мысли- это попытки найти такую программу действия, которая обеспечила бы революционерам сочувствие и поддержку со стороны народных масс.

Плеханов устанавливал связь между русским марксизмом, российской социал-демократией и ее предшественниками - революционерами 60-70 г.г. Плеханов сделал первую попытку систематизированного изложения истории революционного народничества 70-х годов и начала поворота русского революционного движения к марксизму, а также начала русской социал-демократии 80-90 г.г.

Основы философских, исторических и эстетических взглядов Плеханова представляют собой глубокое научное изложение, дальнейшую разработку ряда важнейших вопросов диалектического и исторического материализма. Его философские труды носят творческий характер и составляют целый этап в развитии общественной мысли России. Плеханов первым в философской литературе определил создание Марксом и Энгельсом диалектического и исторического материализма как величайший революционный переворот в философии. Он доказал, что рождение и становление марксизма является неизбежным и закономерным результатом всей истории развития мировой общественной мысли, что марксизм воспринял и критически переработал все наиболее ценное из немецкой философии, английской политэкономии и французского утопического социализма.

Плеханов утверждал, что диалектический и исторический материализм является философски-теоретическим фундаментом научного социализма, философией рабочего класса, которая призывает к действию, борьбе, к преобразующей деятельности. "Диалектический материализм тесть философия действия" - подчеркивал Плеханов, марксизм - величайшее оружие в руках пролетариата в его борьбе с эксплуататорами.

Плеханов, называя марксизм, материалистическую диалектику алгеброй революции, подчеркивает огромную роль революционной теории, роль прогрессивных идей в преобразовании общества. "Ведь без революционной теории нет революционного движения, в истинном смысле этого слова..." - писал Плеханов.

В сочинениях Плеханова нашли дальнейшее развитие важнейшие положения исторического материализма. С помощью аргументов Плеханов разъяснял основные положения марксизма о первенствующей роли условий материальной жизни общества в его поступательном историческом развитии. Плеханов считал, что, в конечном счете, вся политическая и духовная жизнь общества складывается на основе и в зависимости от уровня развития производительных сил общества и характера производственных отношений, что анатомию гражданского общества нужно искать в его экономике.

Применяя принципы исторического материализма к анализу русского исторического прошлого и современной ему русской действительности, Плеханов подверг аргументированной критике дворянско-буржуазную идеалистическую теорию "самобытности" русского исторического процесса, господствующую в тот период в русской общественной мысли. Анализируя экономику пореформенной России, Плеханов доказывал, что Россия в своем историческом развитии шла и идет по тому же пути, по которому шли и другие европейские страны, то есть от феодализма к капитализму, а что "...теория русской самобытности становится синонимом застоя и реакции".

Плеханов внес ценный вклад в марксистскую науку в вопросах о роли личности в истории, о соотношении экономики и идеологии, о взаимоотношении различных форм общественного сознания. В работе "К вопросу о личности в истории" Плеханов обогащает марксистскую аргументацию, делает шаг вперед в разработке одной из центральных проблем исторического материализма - о роли производителей материальных благ, народных масс и личности в истории, особенно рабочего класса в классовой борьбе. Плеханов выступал против волюнтаризма и фатализма в истории. Он показал роль субъективного фактора в истории, то есть сознательной деятельности народных масс, классов, политических партий, выдающихся личностей. Плеханов был первым марксистским историком русского освободительного и революционного движения. Плеханов указал на дворянский и разночинный периоды в русском освободительном движении, новый, третий период характеризовался, по его мнению, взаимными классовыми отношениями пролетариата с буржуазией".

Известие о Февральской революции 1917 г. застало Плеханова в Италии, где давно страдавший туберкулезом, он проводил зимние месяцы. Несмотря на крайне неблагоприятное время года ввиду состояния здоровья, Плеханов, получив приглашение от собравшейся отправиться с поздравлениями делегации Французской социалистической партии поехать вместе с нею в Россию, бросил все свои работы и собрался в путь. Несмотря на плохое состояние здоровья, Плеханов участвовал в заседаниях Совета народных депутатов, на некоторых митингах, ему приходилось откликаться на все злободневные вопросы. Плеханов диктовал свои статьи для редактируемой им газеты "Единство". В статье "О тезисах Ленина и о том, почему бред бывает подчас интересен" Плеханов резко выступил против Апрельских тезисов Ленина и курса большевиков на подготовку и проведение социалистической революции, так как не видел объективных условий для нее. Сейчас известны его слова, относящиеся к июню 1917 года: "...Русская история еще не смолола той муки из которой будет со временем испечен пшеничный пирог социализма...". А вот еще одно высказывание Плеханова на ту же тему: "Социалистический строй предполагает по крайней мере два непременных условия: 1) высокую степень развития производительных сил (так называемой техники), 2) весьма высокий уровень сознательности в трудящемся населении страны". В России нет ни того, ни другого, и поэтому "толковать об организации социалистического общества в нынешней России значит вдаваться в несомненную и притом крайне вредную утопию".

На совещании в Москве в августе 1917 года (встреча представителей торгово-промышленной буржуазии и русской революционной демократии) Плеханов сказал представителям левых, социалистических партий: "Россия переживает теперь капиталистическую революцию, а потому рабочему классу захватывать всю полноту политической власти совершенно неуместно. Не может быть такой капиталистической революции, в которой не было бы капиталистов. Сообразно с этим надо действовать. Раз нам предстоит пережить еще более или менее длинный период капиталистического развития, то надо помнить, что этот процесс является двусторонним, причем на одной стороне будет действовать пролетариат, а на другой - буржуазия. Тот и другой класс должен искать путь для экономического и политического соглашения".

Плеханов указывал при каких обстоятельствах может восторжествовать революция, а страна быть спасенной от разгрома, обращался с такими призывами: "Расширяйте социальную основу своей политической власти, привлекайте в свою среду действительных представителей торгово-промышленного класса. Сим победите!" в статье "А теперь". Она была написана Плехановым в конце августа 1917 года после подавления корниловского мятежа. Статья содержала идею о необходимости консолидации демократических сил перед лицом возможной попытки государственного переворота и грозящей России экономической разрухи. В качестве неизменного последователя Маркса и Энгельса Плеханов вслед за своими учителями считал необходимой коалицию, раз производственные условия не допускают еще диктатуру пролетариата. Поэтому он писал: "Коалиция нужна для избежания гражданской войны. Коалиция нужна для упрочения того, что было завоевано революцией. Коалиция нужна для устранения той грозной хозяйственной разрухи, борьба с которой не может быть успешно ведома силами одной революционной демократии". Для Плеханова "хозяйственная жизнь" являлась главным фундаментом, поэтому он был прав, когда писал, что "развал этого фундамента грозит гибелью всему общественному делу, и прежде всего, существующей в стране политической власти".

Социалистическое правительство в России, считал Плеханов, оказалось бы очень непрочным, просуществовало бы недолго, а его падение обернулось бы победой контрреволюции и принесло бы наибольший вред самому пролетариату. Не принимал Плеханов и варианта, обоснованного позже в статье Ленина "О нашей революции": сначала взять власть, а потом, используя ее как своеобразный архимедов рычаг, компенсировать недостаток цивилизованности и культуры и догнать передовые страны.

Как и многие другие лидеры II Интернационала, Плеханов считал, что диктатура пролетариата станет возможна лишь тогда, когда наемные рабочие будут составлять большинство населения страны. В противном случае она "неуместна и опасна", а диктатура нескольких десятков лиц, "диктатура Смольного института" - тем более.

Политическая платформа Плеханова в то время сводилась к следующему: во-первых, поддержка Временного правительства, коалиция меньшевиков и эсеров с кадетами, осуждение корниловщины, война до победы. И, конечно же, Плеханов резко осуждает большевиков. Он бросает Ленину упреки в том, что он собирает под свои знамена "разнузданную чернорабочую чернь", строит свои псевдореволюционные планы на недоразвитости "дикого, голодного пролетариата". Наивно было ожидать, что в накаленной атмосфере России 1917 года подобные советы могли иметь успех.

28 октября 1917 года Плеханов опубликовывает "Открытое письмо к петроградским рабочим", где предрекал гражданскую войну, которая заставит отступить далеко назад от позиций, завоеванных в феврале-марте 1917 года. При этом Плеханов повторил, что пролетариат составляет меньшиство населения страны, а крестьянство не нуждается в замене капиталистического строя социализмом. В дальнейшем Плеханов осудил такие шаги молодого Советского правительства, как роспуск Учредительного собрания и заключения Брестского мира. Однако принять участие в борьбе с Советской властью и войти в состав контрреволюционного правительства, как предлагал ему Б. Савинков, наотрез отказался.

Семь прошедших десятилетий показали, что предупреждение Плеханова об опасностях на пути социалистического созидания отнюдь не было беспочвенно. Сбылось и его предсказание о возникновении "социалистической касты", которая все дальше и дальше отрывалась от народа, завершив эту свою эволюцию предательством национальных и социальных интересов общества.

От редакции сайт - последний абзац, разумеется, ерунда. И без «пророчеств» Плеханова и Ленин и многие другие большевики видели эту опасность.

Теперь достаточно посмотреть на современное общество, которое по мнению Плеханова уже должно было бы развится до пролетарской революции… Но нет этого. Плеханогв и сопутствующие ему меньшевики видели только свое время и наивно полагали, что так общество и будет развиваться далее. Они и представить не могли, что «сегодняшний капитал» будет пухнуть не с эксплуатации пролетариата, а в основном на банковских операциях и (как США) на банальном фальшивомонетничестве.

Георгий Валентинович Плеханов - фигура широко известная. С одной стороны, даже в советские времена о нем говорили очень много, издавались некоторые его работы, с другой - все помнили, что Плеханов - меньшевик, что он разошелся с большевиками уже в самом начале, в 1903 году, и поэтому он был не слишком приемлемой, удобной фигурой для настоящих марсксистов-ленинцев. Он вошел в историю как борец с большевизмом. За его внешним спокойствием, даже некоторым высокомерием скрывалась натура яростная и страстная. Плеханов был, без преувеличения, человеком выдающихся способностей. Он пользовался колоссальным авторитетом не только в России, но и за рубежом. Во многом потому, что большую часть своей жизни (37 лет) он прожил за границей, по сути, в политической эмиграции.

Деятельность Георгия Плеханова

Плеханов родился 29 ноября 1856 года в семье отставного штабс-капитана. Он получил военное образование. Знал немало языков и свободно читал любую литературу. Входил в организацию «Земля и воля». Плеханов был решительным противником как государственного террора в отношении революционеров, так и терроризма с их стороны по отношению к государственной власти. В 1880 году Плеханов покидает Россию.

В эмиграции он продолжает заниматься теоретической деятельностью. Его очень увлекают идеи Маркса. Плеханов переводит на русский язык «Манифест Коммунистической партии». Он начинает разрабатывать марксизм на русской почве, адаптировал его к российской действительности. Плеханов превратил естественнонаучную теорию Маркса в мощный идеологический инструмент, в инструмент революционных преобразований общества.

Лев Троцкий назвал Плеханова «крестоносцем марксизма». И это во многом справедливо. Плеханов отстаивал чистоту марксистских принципов и весьма ревностно относился к любым попыткам покушения на него или даже творческого развития. Досталось от Плеханова и Бернштейну и . С последним они стали непримиримыми политическими оппонентами, разругались в пух и прах. Плеханов учил искусству аргументации, поставил марксизм на научную основу. В 1905 году Плеханов рвался приехать на Родину, в самый разгар , но поездка не состоялась из-за тяжелой болезни.

Плеханов считал выступление рабочих преждевременным - все должно делаться по расчету и по науке. Это при том, что противником вооруженного восстания как такового он не был. Плеханов возвращается в Россию после отречения и Февральской буржуазной революции. Происходящее, без всякого преувеличения, потрясло его своим размахом и непредсказуемостью. Плеханов по-прежнему резко осуждает большевиков за разжигание в рабочих и крестьянах низменных инстинктов. Он считал, что необходимо теснее сплотиться вокруг и довести буржуазные реформы до логического конца, а Советы распустить за ненадобностью, вредностью и преждевременностью.

В оценках происходящего Плеханов был беспощаден. Он прекрасно видел и понимал, что происходит, был в ужасе от политики пришедших к власти большевиков. Плеханов был поразительно точен в предсказаниях, видел далеко вперед. Он понимал, что те идеалы, за которые он боролся всю сознательную жизнь, пришли в болезненное столкновение с реальностью. Плеханов пережил глубокую личную трагедию. Плехановым написан ряд работ, намного опередивших свое время. Таков труд «К вопросу о роли личности в истории».Умер Георгий Валентинович 30.05.1918г.

  • К уже почти умирающему Плеханову обращались в поисках союзничества и поддержки самые разные деятели - от адмирала Колчака до эсера Бориса Савинкова. На все предложения он отвечал решительным отказом, мотивируя его тем, что стрелять в пролетариат, даже если он идет не туда - преступно.
  • Похороны Плеханова сплотили самых непримиримых противников и были запечатлены в подробной кинохронике. Лишь Советская власть как бы самоустранилась и хранила молчание по поводу кончины одного из выдающихся людей своего времени.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»