Учреждения и организации социально культурной сферы. Сущность и специфика организации социально-культурной деятельности

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Организация – (франц. Organisation - от позднелатинского organizo – сообщаю стройный вид, устраиваю).

Организация есть система отношений, объединяющая некоторое множество индивидов для достижения определенной цели. Таким образом, для организации характерно: наличие целей; конкретных воплощенных отношений власти, совокупность функциональных положений (статусов) и ролей, правил, регламентирующих отношения между ролями. Для всех видов организации характерно: 1. Наличие элементов социальной структуры; 2. Определенного вида деятельности; 3. Определенной степени внутренней упорядочности.

Организации различаются по сферам деятельности и бизнеса. В каждой организации как системе есть свои подсистемы. Например, производственная организация имеет подсистемы: техническая, экономическая, управленческая и т. д. Организация есть система групп и отношений между ними. В ней функционируют различные социальные группы – социально-профессиональные; целевые – управленческие – формальные; социально-психологические группы – неформальные. В формальной организации находится принцип целесообразности; доминанта служебных связей между индивидами и функциональная подчиненность. Вертикальная связь и вертикальная зависимость, объединенная рядом служебных позиций, где каждое подразделение выстроенное по шкале: верхнее – управление – среднее – менеджеры – низшее – работники. В коммерческой, формальной организации основная цель – прибыль. Коммерческие организации могут быть – малые, средние, крупные.

Социально-культурная сфера, как правило, имеет дело с малыми и средними организациями. Турфирму корпорацией не назовут.

Также существуют организации некоммерческие, цель которых удовлетворение интересов и потребностей граждан через проявление их инициативы и социальной активности. Формы таких организаций могут быть различные – фонды, ассоциации, союзы и т. д.

Александра Игоревна Кочеткова написала замечательную книгу об организациях «Введение в организационное поведение и организационное моделирование». В её теории организации она выделяет следующие черты:

1. Организация отделена от внешней среды и её границы могут меняться со временем.

2. Организация имеет совокупность целей, иерархически связанных между собой.

3. Члены организации, на которых возлагаются определенные обязанности, вносят свой вклад в реализацию общих целей.

4. Для этого они создают систему норм корпоративного поведения, включающие общепризнанные ценности, установки и мотивы поведения персонала в рамках организации.

5. Определенные организации предусматривают формального координирования взаимодействия работников.

6. Структура организации определяет способ распределения задач и ответственности, формальные координирующие механизмы и модели взаимодействия в процессе достижения целей. «Организация – это прежде всего организм, чем механизм. Она действует рационально, органично и целенаправленно» (А.И.Кочеткова).

Таким образом, каждая организация имеет:

· уставные цели и задачи;

· составные части – подразделения;

· распределение функций между подразделениями;

· внешнюю и внутреннюю среду;

· систему управления;

· используемые ресурсы.

Для любого типа организации необходима организационная деятельность – это распределение ресурсов организации для достижения целей. Распределение ресурсов отражается в разделении труда между отделами и службами, в официальной линии власти и координации разнообразных задач. Инструмент по распределению задач, размещению ресурсов и координации деятельности называется - организационной структурой менеджмента (определение служебных заданий, официальных отношения подотчетности, координацию сотрудников, иерархию, распределение обязанностей).

Наиболее распространенная структура управления в организации линейно-функциональная. Она работает по линии прямого подчинения сверху донизу. Руководители доводят до подчиненных распоряжения, осуществляют контроль над их исполнением. Это обеспечивает единство управления, согласованность действий администрации и исполнителей. Однако, сложность выполнения организацией своих задач и сложность самих задач вводит дополнительно функциональное управление через службы и подразделения, т. е. наделяя их определенными функциями. Однако функции весьма ограничены и централизованы. Вместе с тем, линейно-функциональное управление организацией (по вертикале) обладает достоинствами – простотой и строгостью управления. Но, имеет слабые горизонтальные связи в организации, что затрудняет быстроту и оперативность в решении задач.

Штабная структура управления уже линейной. Она создается по горизонтали и объединяет подразделения по специфике деятельности. Туда, как правило, относят кадровые службы, маркетинговые, исследовательские и иные службы.

Специфика социокультурного менеджмента заключается в том, что мы имеем дело с творческими организациями, в которых работаю творческие люди, для которых характерно: концептуальное мышление, открытость сознания; оригинальность, минимум власти, независимость, уверенность в себе, склонногсть к игре, любознательность, свободный поиск идей и их самостоятельное воплощение, настойчивость, преданность идее, умение сконцентрироваться.

Для творческих организаций характерно следующее:

1. Открытые каналы коммуникации, контакты с внешними источниками, отсутствие четких границ между отделами и службами, дискуссии, использование методов мозгового штурма и групповой работы;

2. Назначение людей, не имеющих специальной подготовки для решения той или иной творческой проблемы, допускается эксцентричность поведения, прием на работу людей, которые заставляют менеджеров чувствовать себя дискомфортно;

3. децентрализация, нечеткое определение трудовых обязанностей, отсутствие жесткого контроля, допустимость ошибок, поддерживается ситуация, когда люди бросают вызов боссам.

4. Свобода выбора и изучения проблем, непостоянный состав команд, культура, в которой ценится игра, отсутствие практицизма, свободное обсуждение идей, долгосрочный горизонт деятельности.

5. Предоставление ресурсов творческим личностям, работа над проектами не предполагает немедленной оплаты, система вознаграждения стимулирует инновации, освобождение от второстепенных обязанностей.

Данные творческие организации можно классифицировать по направлениям социально-культурной деятельности. Например:

Культурно-досуговые учреждения, характеризуются полифоничностью форм культурного сервиса, многообразием микросред в структуре, подчиненных единой цели; создание условий для индивидуального выбора занятий.

Рекреационно-досуговые учреждения ориентированы на развитие досуговой самореализации людей, привлечение новых групп участников, разнообразие видов занятий, учет актуального спроса на культурные программы.

Музейно-выставочные учреждения представляют собой «консерванты культуры», обогащая, просвещая и удовлетворяя познавательные интересы потребителей.

Концертно-зрелищные учреждения основная цель которых нести праздничность, зрелищность, релаксацию протекаемого процесса.

Театральные учреждения нацелены на распространение искусства, воспитания зрителя, сохранения театральных традиций и апробирование инновационных театральных постановок.

Социально-защитные учреждения реализуют социальные программы помощи социально незащищенным слоям населения и т. д.

Что касается структуры управления в творческих организациях то, матричная система управления, на мой взгляд, является наиболее подходящей как к типу сотрудников, так и к характеристики данных организаций социально-культурной сферы. Во-первых, матричная система управления является прообразом командного управления. Её основная функция состоит в разделении некоторых видов деятельности на отдельные проекты, конкурирующие за право ко всем видам ресурсов организации. Проектные группы создаются на определенный срок. После завершения работы над проектом, сотрудники могут переходить в другие проектные группы в данной организации. Матричная организация управления охватывает несколько проектных групп. В матричной организации менеджер должен быть адаптирован как внутри группы, так и за её пределами. Каждая команда имеет свой язык общения, стиль отношений, свои ценности. Однако, в ней есть свои недостатки: рассеивание ролей, возможность конфликтов с линейным руководителем, инициация нездоровой конкуренции. К достоинствам матричного управления можно отнести следующее: концентрация усилий над проектом, улучшает планирование и контроль внутри группы, приобретается опыт работы в команде, нормы демократии ценны, где доминирует авторитет знания, а не положения в иерархии управления, повышается мотивации работников за счет творческого труда, улучшается коммуникация и контактность между сотрудниками.

В классическом менеджменте организации делятся на закрытые и открытые системы. В социокультурной сфере действуют организации открытого типа , поскольку они взаимодействуют с окружающей средой. Они зависят от клиентов, от заказчиков, от потребителей культурного продукта. Открытые системы организаций усложняются по мере развития и дифференцируются от внешних условий. Всякая организация имеет вход, трансформационный процесс и выход. Она получает из внешней среды информацию, преобразовывает её в новый продукт, услугу и выдает её потребителю. В данных открытых организациях существует большая зависимость от окружающей среды:

1. Факторы мирового рынка – колебания цен, валютных курсов, изменение международного законодательства;

2. Политические факторы – конституционные основы, формы собственности, особенности законодательства, политическая нестабильность;

3. Форс – мажорные обстоятельства ; тайфуны, цейтноты, ураганы, революции, войны и т. д.

4. Экономичесие факторы – состояние финансово-кредитной системы (экономический кризис);

5. Социально-демографические факторы – уровень жизни, демографические проблемы, поведение потребителей культурных услуг, пристрастия и вкусы, принадлежность к социальным группам, имущественное расслоен6ие, культура образа жизни, социальные нормы и социальные статусы, этические нормы, культурные традиции.

6. Ресурсные факторы – состояние рынка труда, наличие, цена и качество человеческих ресурсов, наличие природных ресурсов, местонахождение, инфраструктура.

7. Экологические факторы – состояние окружающей среды, экологические катастрофы, экологическое законодательство.

Каждая организация имеет свой жизненный цикл становления, развития и упадка. Они зависят от отраслевой принадлежности бизнеса, от напряженности работы организации, наличие ресурсов (финансовых), наличие барьеров (конкурентов на рынке), уровня подготовки и профессиональной компетенции сотрудников. Продолжительность жизненного цикла организации во многом зависит от адаптации и выживания в конкретной конкурентно-обостренной среде. Адаптация связана с поиском и нахождением своей «ниши» на рынке и постоянным приспособлением к постоянно меняющемуся внешнему окружению. Так, в практике моей деятельности были случаи открытия новых учебных заведений и различных регионах России. Для этого изучался рынок образовательных услуг и достигались договоренности с конкурентами о тех специальностях, которые не готовятся в данном регионе. Только после этого получали от совета ректоров разрешение на открытие того или иного филиала. Соблюдение тяжело достигнутых договоренностей также является одним из инструментов взаимодействия в «задающей тон» окружающей среде.

В свою очередь, организация должна решать задачи адаптации, соблюдая условия, связанные с внутренней средой: 1. Стабильность, устойчивость в изменяющихся условиях рынка. У нее должен быть «внутренний резерв плавучести». Запасные варианты отходов в случае разорения или нестыковки параметров выживания, а также «запасной аэродром», куда можно перебазироваться на время и т. д. Залог стабильности организации – четко налаженная система внутриорганизационных процессов – информационных и коммуникационных.

2. Гибкость поведения организации, способность к быстрому реагированию на изменения внешней среды.

Лекция 4. Организационная культура в учреждениях социокультурной сферы

Актуальность проблемы изучения организационной культуры, связана с условиями функционирования той или иной организации в условиях современного российского рынка. Организация формирует собственный облик, в основе которой лежат качество производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения сотрудников и деловая репутация в окружающем мире организации. Основой жизненного потенциала организации выступает организационная культура. Сама постановка вопроса о сущности и структуре организационной культуры говорит уже о том, что рынок в России начинает стабилизироваться и меняться в сторону цивилизованных отношений. Организация, выходя на рынок, обязана заявлять о себе как о конкурентоспособной компании, умеющей выстраивать отношения с субъектами – партнерами, акционерами, потребителями на высоком уровне, абсолютно также как и внутри себя - между своими членами, которые являются адекватно (такими же) важными субъектами организационной культуры.

Организационная культура функционирует в соответствии с выработанными требованиями и нормами. Данные требования и нормы диктуются, прежде всего, с одной стороны условиями рынка (сегодня и всегда – это качество продукта). А, с другой стороны, насущной потребностью самой организации сознавать, что без созданной как таковой, освоенной культуры она не сможет выжить согласно законом эффективного управления организацией и раскрытия потенциала сотрудников с целью повышения эффективности их труда. Организационная культура есть критерий ее жизнеспособности сегодня и ресурс развития на завтра. От уровня ее развития зависит место в иерархии рыночных отраслевых сферах. Она является «лакмусовой бумагой» для потребителя, который отдает предпочтения, осуществляет выбор той организации, у которой имеется «культурный» критерий – качество продукта, культура обслуживания, пиар- культура (т. е. культура установления связей с общественностью). На рынке сегодня занимают достойное место лишь те организации, которые имеют «лицо», постоянно работают над совершенствованием имиджа, бренда продукта и имеют навыки заявлять о себе как о надежном партнере. При этом любая организация должна быть еще привлекательной, своеобразной и отличной от других. Таким образом, культура должна «ионизировать» все аспекты жизнедеятельности организации, проникать и принизывать своими лучами все элементы ее функционирования.

Организационная культура не есть готовый, привнесенный кем-то набор определенных элементов или их совокупность в виде законченного результата по ее изготовлению (результатом в организации с этой точки зрения может быть только продукт производства для потребителя). Организационная культура всегда процесс деятельности всех ее субъектов – руководителя, каждого отдельно взятого сотрудника, партнера по бизнесу, акционера и потребителя по ее формированию и созданию. Процесс, который носит постоянный и изменяющейся характер. Его динамика связана как с объективными факторами изменений под воздействием развития политико-экономических тенденций в стране, так и воздействием субъективных факторов, связанных с внутренними проблемами, а также с жизненными циклами организации.

Таким образом, организационная культура отражает, прежде всего, качественное состояние самой организации и процесс деятельности, направленный на создание внутренней и внешней среды жизнедеятельности организации, включающей выработку идей, миссии как предназначение организации, освоение нормативно-ценностной системы взаимоотношений как внутри организации, так и во вне ее функционирования; моделей, образцов и стандартов поведения на всех уровнях взаимодействия организации; формирование традиций, их закрепления и сохранение.

Организационная культура определяется сферой деятельности и бизнесом компании. Она имеет свой обозначенный нами объект – внутреннюю и внешнюю жизнь организации. Внутренняя жизнь (внутренняя среда) – это культура, во-первых, производственного, трудового процесса. Это культура труда и норм, регламентирующих взаимоотношения. Данные взаимоотношения складываются в процессе трудовой деятельности как между сотрудниками, дочерними и основными офисами, так и между руководителем и сотрудниками. Стандарты общения, принятые, зафиксированные и одобряемые с позиции культуры той или иной организации. Например, корректность, заинтересованность, вдумчивость, уважение, культура речи и языковые особенности организации как профессиональные, так и сленговые. Взаимопонимание и взаимодоверие между всеми структурами организации.

Организационная культура, во-вторых, это культура менеджмента организации. Самый лучший менеджмент, по мнению С. Ивановой, это адаптивный менеджмент, при котором руководитель умеет варьировать, приспосабливать свои управленческие навыки и умения к конкретной ситуации. Прежде всего, это ориентация всех на общий результат. В свою очередь, заинтересованность всех в конечном результате и равенство возможностей в реализации собственного потенциала для достижения единой, общей цели организации. Это правила внутреннего распорядка, трудовая дисциплина, налаженные системы осведомленности и информированности сотрудников. Четко прописанные права и обязанности сотрудников организации. Наличие схемы межличностных отношений, принятые и разделяемы всеми сотрудниками внутриорганизационные модели поведения.

Организационная культура, в-третьих, это культура управления, когда соблюдается принцип баланса интересов сотрудников и организации в рамках четко прописанных процедур и правил, регламентирующих все основные действия и решения. Когда наличествует культура принятия решений. Цели организации совпадают с жизненными стратегиями сотрудников и, решения принимается с учетом всех договоренностей между руководителем и подчиненными. Это работа с персоналом. Гибкость и готовность персонала к инновациям, готовность к изменениям. Стремление к повышению профессионального роста и наличие духа «команды».

Организация создается, действует и нацелена по своей основной ориентации на взаимодействие с различными сегментами рынка. Она вступает в прямые отношения, прежде всего, с потребителями своего результата деятельности, во имя и ради которых собственно и функционирует. Ее бренд отражает внутреннюю культуру и переводит координаты действия организационной культуры из внутренней во внешнюю среду. Организация, имеющая устойчивый имидж на рынке, ассоциируется с определенным фирменным стилем, своей символикой, набором определенных приемов и способов позиционирования себя. Во всем просматривается уровень организационной культуры, видимый и фиксируемый пласт ее достижений или отсутствия. Она вступает в деловые взаимоотношения с партнерами, конкурентами и от того, как и какими способами организация выстраивает эти отношения, к ней складывается в свою очередь отношение, формируется общественное мнение. В конечном итоге, от этого зависит ее положение в иерархии рыночных отношений. Умения вести переговоры, соблюдение сроков поставок и сроков всех договоренностей, относящихся к функционированию организации, учет интересов и потребностей, всех участников внешнего окружения свидетельствует о наличии культуры организации. Это является одним из важных критериев определения ее уровня развития.

Весь спектр внутренней организации труда и его управления, а также внешнего функционирования является сферой действия организационной культуры.

Исходя из вышеизложенного, можем сделать следующее определение организационной культуры: – это искусственно созданные условия жизнедеятельности организации, в которой нормативно-ценностное ядро формирует высокие стандарты взаимоотношений, определяет модели и образцы поведения, нацеливает на стратегию развития и сдерживает деструкцию организации. Организационная культура есть искусственно созданная благоприятная среда функционирования организации как внутри себя, так и во внешней среде, т. е. в бизнес пространстве.

Субъективная организационная культура связывается с процессами внутри организации и складывается «из разделяемых сотрудниками предположений, веры и ожиданий, а также группового восприятия организации и ее культуры. К ней относятся мифы самой организации, легенды, которые возникают, даже порой искусственно создаются и поддерживаются в процессе трудовой деятельности и жизни организации вообще. Обряды и ритуалы как составные элементы традиций, специфики речевой культуры. Субъективная культура является основой создания управленческой субкультуры, отражающей стиль управления.

Объективную организационную культуру связывают с внешним восприятием организации. Артефакты есть видимые искусственно созданные факты функционирования культуры. Можно использовать термин «инфраструктура» организации. Данные термины говорят о ее внешнем проявлении, видимом уровне: месторасположение, стоянка, здания, внутреннее расположение структурных единиц (отделов, секций, кабинетов, залов для конференций и т.д.) и их состояние – дизайн, оснащенность мебелью, степень информатизации и т. д.

В отношении организационной культуры принят термин, определяющий ее критерий как сила. В соответствии с этим культура делится на слабую и сильную. Сильная культура характеризуется основными ценностями, которые разделяют, поддерживают и сохраняют сотрудники. Они не только признают важными для себя ценности организации, но и распространяют их, являясь приверженцами культуры. Постоянная замена, подмена (ротация) понятий, ценностных ориентаций позволяет говорить о том, что сотрудники не имеют достаточного опыта для поддержания культуры и, что она имеет слабую характеристику. Термин «сила» также определяет «толщину» культуры. Она свидетельствует о количестве важных положений, разделяемых сотрудниками. Ценности и иные нормативные ориентации оказывают на поведение сотрудников сильное влияние. Ясность и четкость прописанных и обозначенных норм и ценностей ориентируют сотрудников на «должное» т. е. соответственное поведение. Сильная культура, естественно, и «толще» слабой культуры, поскольку сотрудники ориентированы не только в поведенческих моделях ожидаемых и предписанных, но и знают приоритеты.

От «силы» организационной культуры также зависит ее устойчивость или неустойчивость. Она связана, прежде всего, с влиянием на сложившуюся культуру новых членов организации или нового руководителя, который, по мнению многих исследователей отражает, прежде всего, свое видение культуры в организации.

Организационная культура рассматривается как эффективный инструмент

управления организацией и как ресурс ее стратегического развития: обеспечить организационную эффективность и сформировать приверженность сотрудников к организации. Смысл и предназначение организационной культуры заключается в обеспечении стратегии организации наиболее эффективными способами и социально-приемлемыми приемами.

Структура организационной культуры включает в себя следующее:

Внешняя организационная окружающая среда – это элементы, которые находятся за пределами организации, но способные воздействовать на нее. Это конкуренты, ресурсы, технологии и экономические условия, влияющие на организацию. В.А. Спивак делит внешнюю окружающую среду на две сферы: всеобщую, включающую: технологические, социокультурные, политико -экономические, законодательные, международные факторы. Всеобщая среда может отражаться на жизни организации опосредованно.

Задающую среду или среда прямого воздействия – это лишь часть внешней среды, непосредственно близкая, поскольку ее субъекты влияют на деятельность организации и ее результаты непосредственно. В задающую среду непосредственно входят: потребители, конкуренты, поставщики, рынок труда.

Фирменный стиль организации – существенная группа элементов культуры, формирующий у социального окружения впечатления об организации : имя, репутация, облик, способ существования фирмы, отличающейся совокупностью своеобразных приемов, манер поведения, характеристик общения. Стиль – это определенная нормативно-ценностная и поведенческая система, целостно характеризующая внутреннюю жизнь организации, а также способы и формы внешнего самовыражения. Все организации осуществляют внешнюю деятельность с целью создания благоприятных условий для адаптации в конкурентной среде. Это взаимообусловленность функционирования организации прежде всего с контактными целевыми аудиториями:

· аудитории прямого воздействия – клиенты, заказчики, поставщики, партнеры, другие организации, не находящиеся в состоянии конкуренции;

· производственный, трудовой, торговый, финансовый рынки, инвестиционные компании, акционеры;

· государственные учреждения – федеральные, региональные, местные органы власти, налоговая инспекция и др. проверяющие органы;

· общественные объединения – защитники прав покупателей, окружающей среды, ассоциации потребителей;

· местные контактные аудитории – местные жители, ключевые аудитории в кризисных ситуациях;

· широкая аудитория во внешних связях (за пределами региона);

· средства массовой информации.

Все контактные аудитории могут делиться для организации на: благожелательные, интерес которых позитивен; искомые, в которых заинтересована организация и неблагожелательная аудитория, интерес которых к организации негативен и чье внимание нежелательно. Все эти контактные аудитории рынка (за исключением третьего, конечно) желают видеть в организации честного, добросовестного и оперативно удовлетворяющего их потребности, заявки, ожидания партнера. Фирменный стиль должен соответствовать уровню видения дел, связанному с представлениями о высоком профессионализме работников, качестве услуг и контактов с общественностью, заботе о клиенте. В результате совпадения ожиданий внешней окружающей среды с качеством фирменного стиля формируется положительный имидж организации, привлекающий контактные аудитории к ней. Имидж – составная часть фирменного стиля, свидетельствующая об индивидуальности организации, отражающая ее бизнес и притязания. Имидж является тем структурным элементом, который относится как к внешней среде функционирования организации, так и к внутренней среде, поскольку в нем аккумулируется созданный облик организации.

Имидж организации может быть внутренний, тот образ, который сформировался в сознании сотрудников и внешний, тот который сформировался в общественном сознании. По мнению экспертов, примерно 98% случаев в США наблюдается различие между тем как понимает имидж мама организация и как понимает его клиенты. В связи с имиджем мы можем говорить о том, что он может быть положительным, сущностным т. е. таким каким он обязан быть и отрицательным. Отрицательный имидж связан с плохой репутацией фирмы, которая врят ли совместима с пребыванием на рынке. Положительный имидж формируется в результате:

*многолетней безупречной работы;

*бережному отношению к собственному персоналу;

*удачных пиар-акций;

*социально ответственной позиции.

Отрицательный имидж формируется в результате:

· негативной оценки продукта деятельности ее потребителями;

· потенциальной или реальной опасности производства;

· грубости и безответственности персонала;

· невнимательного, потребительского отношения руководства к персоналу;

· негативной и скандальной информации в СМИ.

Репутация, имя – феномен, по смыслу близкий имиджу, но имеющие свои отличия. Репутация, та часть образа организации, которая формируется непосредственно делами, действиями. Публичное имя – стержень имиджа, оно живет в атмосфере общественной оценки, общественного мнения.

Бренд представляет собой сложноконструированный феномен. Бренд означает «тавро», «клеймо», т. е. клейменный товар с определенной маркой, содержащий имя производителя и являющийся гарантом определенного качества. Если товар создается производителем, то бренд есть результат усилий всей организации, его природа – корпоративна. С другой стороны – бренд – это целостный, устойчивый образ товара или его производителя, возникающий в сознании потребителя в момент восприятия самого товара или элементов фирменного стиля – названия, графических символов. С точки зрения спроса признаком бренда является его имиджевая зависимость потребителя от марки товара, а также лояльность к его производителю. Основными составляющими бренда являются: образ производителя, т. е. бренд как клеймо в традиционном смысле этого слова; образ товара, формирующийся вербальными, визуальными и звуковыми средствами; референтный смысл производителя и товара – персонифицированный аспект бренда – некий образ, с которым потребитель идентифицирует себя (сигареты «Петр 1»). Формула бренда: товар плюс производитель- референтный потребитель - культурный контекст из взаимодействия. Важность разработки и внедрения бренда определяется тем, что сильный бренд – залог успеха деятельности органиации. Главное не только создать бренд, но и его продвинуть на рынке. В России наиболее эффективным является бренд, в основе которого лежит персонифицированный и вербально оформленный символ, например, фамилия владельца фирмы, образ лидера референтной группы, демонстрирующего нормативное потребительскон поведение. Отсюда, появился новый термин – бренд – имидж.

Социальная политика направлена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для отдыха, для развития духовных и творческих способностей людей. Этим целям подчинена и социально-культурная работа с отдыхающими здравниц (курортов, санаториев, домов и баз отдыха, профилакториев) и туристами (на туристических базах и теплоходах, в туристических гостиницах и турпоездках).

Отличительной чертой организации досуга в санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных и туристско-экскурсионных центрах является интеграция отдыха, укрепления здоровья, духовного обогащения и разностороннего развития личности.

В пределах установленного путевкой рекреационно-оздоровительного, лечебного периода отдыхающие находятся вне постоянного местожительства и напрямую не связаны со своей основной профессией.

(нераспознанный участок)

Рекреативная функция максимально способствует полноценному отдыху людей, восстановлению их физических и духовных сил, организации активных досуговых занятий и развлечений, обеспечивающих разнообразие деятельности, смену впечатлений, положительный эмоциональный настрой, снятие напряжения и усталости.

В досуговых программах для отдыхающих все эти функции тесно связаны между собой, дополняют друг друга. В их осуществлении имеется ряд особенностей. Культурно-досуговая деятельность в здравницах и туристических учреждениях строится в соответствии с их главным назначением - восстановлением сил и здоровья людей. Именно поэтому рекреативная терапевтическая функция досуга и досуговой деятельности имеет здесь преобладающее значение.

В связи с непрерывностью и длительностью всего периода отпуска или лечения людей досуговая программа в здравницах и туристических учреждениях отличается разнообразием, предусматривает единство информационно-развивающих, коммуникативных и рекреативных элементов, проводится в различное время дня, например, не только в вечерние, но и в утренние и дневные часы. Логика досуга здесь предполагает переход от простейших досуговых занятий, когда человеку достаточно лишь снять напряжение и психологически расслабиться, к более насыщенным, активным, интенсивным по содержанию формам.

По своей направленности содержание досуга в здравницах и туристических учреждениях включает в себя: концертно-зрелищное и кинообслуживание; библиотечную работу; театрализованные и спортивные праздники; организацию вечеров вопросов и ответов, устных журналов, тематических вечеров, массовых гуляний с учетом знаменательных дат календаря и в соответствии с профилем здравницы или туристического учреждения, литературно-музыкальных и краеведческих, танцевальных вечеров, дискотек, игровых конкурсов и т.д.



Среди досуговых форм наибольшим информационно-развивающим содержанием обладают экскурсии. Как свидетельствуют данные опросов, большинство отдыхающих в здравницах и туристов относят экскурсии к наиболее любимым мероприятиям. Популярность экскурсии обусловлена целым рядом причин.

Это, во-первых, большое разнообразие тематики и содержания: экскурсии по исторической тематике, природоведческие (ландшафтные, ботанические, геологические, гидрогеологические и др.), литературные и искусствоведческие, по архитектурно-градостроительной тематике, обзорные (многоплановые) деловые, коммерческие, которые знакомят представителей деловых кругов с деятельностью промышленных сельскохозяйственных торговых предприятий. Для отдыхающих обычно в качестве туристов молодых людей, среди которых многим предстоит выбрать свою дорогу в жизни, такие экскурсии являются и профориентационными.

Экскурсии привлекают разнообразием элементов отдыха и оздоровления на природе (купание, сбор ягод и грибов и т.д.) и способов передвижения, поскольку пешеходные экскурсии и экскурсии-прогулки дополняются транспортными (автобусными, теплоходными, самолетны-

Балашихи Московской области, досуговая часть добровольного объединения микрорайона г. Макеевки);

межведомственные клубные центры и студии раннего эстетического воспитания детей, функционирующие в системе эстетического воспитания;

межведомственные центры и клубы технического творчества детей и подростков на территории города или микрорайона, включающие в себя мастерские для создания, обслуживания и ремонта любительской техники, испытательные стенды, помещения и площадки проверки и демонстрации выполненных конструкций (досуговая часть учебно-воспитательного производственного объединения "Ребячья республика" г. Духовщины Смоленской области, клуб "Кинап" Одессы и др.).

Отдельную группу составляют микрорайонные дошкольные центры и комплексы развивающего типа. С участием педагогов, родителей, школы, клуба, предприятия, общественных организаций они осуществляют развивающие программы по направлениям, способствующие духовному, физическому формированию ребенка.

Таким образом, каждый комплекс или центр - это своеобразная арена социально-культурной (образовательной, развивающей, творческой, развлекательной, оздоровительной) деятельности индивидов и групп. В принципе возможности такой деятельности существуют в любом варианте социально-культурного досугового центра: дискотеке, видеосалоне, театре фольклора или театре моды, семейном клубе, игротеке и т.д.

Разнообразие реально существующих на практике и в проектах социально-культурных центров и комплексов обусловлено многими причинами. Их вариантность, по существу, является естественной реакцией общества на возникающие разрывы и неосвоенные "белые пятна" в социально-культурной сфере.

Вместе с тем большинство государственно-общественных, ведомственных и межведомственных, коммерческих и некоммерческих досуго-вых центров характеризуется рядом общих исходных функциональных особенностей. Они берутся за основу еще в процессе проектирования центров и зон досуга. Знание их необходимо для каждого социального работника, социального педагога, социолога, культуролога, экономиста социально-культурной сферы, которые в одинаковой мере ответственны как за разработку проектов, так и за их реализацию.

Основу создания региональных комплексов и центров досугового типа составляет пересечение трех главных параметров - собственно культурного, отражающего культурную ситуацию в регионе; социального, характеризующего состояние и тенденции развития социальной сферы; чисто территориального (селенческого), представляющего экономико-географические, этнические и другие особенности данного региона. Практически каждый из параметров уже сам по себе служит основанием для поисков наиболее предпочтительной структуры социально-культурного комплекса и центра, приоритетных направлений его деятельности.

Ярко выраженная социальная открытость досуговых центров находит отражение в создании зон и секторов свободного общения, люби-

тельства, мастерства. Благоприятные условия в них не только способствуют саморазвитию и самовоспитанию личности, но и обеспечивают свободу самодвижения детей, подростков, взрослых к подлинно творческой досуговой деятельности. Поиск нестандартных подходов и решений связан с тем, что досуговые занятия современного социума в силу дифференциации интересов и запросов населения уже не вписываются в жесткие рамки традиционных форм.

Зоны любительства и мастерства, где каждому жителю социума гарантируется выбор досуговых занятий, могут претендовать и на статус авторской школы: взрослые увлекают своим любимым делом детей и подростков, а возникшая на этой основе досуговая общность получает возможность для творческой самоорганизации, самовыражения и самоутверждения. Закономерен вывод о том, что авторские школы, которые раньше связывались главным образом со школьным учебным процессом, сегодня становятся естественным и необходимым атрибутом социально-культурной сферы.

Несмотря на различия в содержании и подходах, разнопрофильные социально-культурные центры выделяются общей для всех чертой - своей интегративной функцией в общественном воспитании детей и подростков. На основе изучения окружающей среды они способствуют социализации их досуга через укрепление и обогащение связей и отношений ребенка, подростка с семьей и обществом. Именно в этом и состоит важная роль досуговых центров как посредников между социальной средой и микромиром личности. Центры внедряют в практику работы в социуме множество альтернативных, традиционных и нетрадиционных, массовых и групповых форм с ярко выраженной досуговой направленностью и механизмами общения: "семья - дети", "семья - семья", "дети - дети" и "дети - подростки - взрослые". Здесь можно выделить различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей: Дни матери, Дни отца, Дни бабушек и дедушек, игровые семейные конкурсы-состязания "Спортивная семья", "Музыкальная семья", "Семья-эрудит" и др., конкурсы семейных, родительских газет, ярмарки-распродажи семейных поделок, читательские конференции типа "Круг семейного чтения" и т.д. На базе центров функционируют инвариантные модели детских, подростковых и смешанных семейных клубов и любительских объединений, фольклорных коллективов, самодеятельных ансамблей, этнографических экспедиций, семейных мастерских прикладного творчества.

Апробируется множество форм социальной, психологической реабилитации детей, подростков, взрослых, в первую очередь из неполных, трудных, малоимущих, молодых, многодетных семей: телефоны доверия, открытые телефоны, консультации психологов, врачей, педагогов, юристов, социальные гостиные, группы общения и клубы семейного воспитания и т.д. В этих и других формах дети, подростки, взрослые постигают сложный, многогранный опыт социально-культурной деятельности, преодолевают внутренние конфликты, дефицит взаимного доверия в семьях и в социуме, обретают возможности для осуществления творческих замыслов.

В работе с населением досуговые центры открытого типа следуют принципам соревновательности, взаимного уважения, доверия и внимания участников друг к другу, индивидуального подхода и единства интересов личности и коллектива.

Структура социально-культурного комплекса или центра основана на взаимодействии профессионального либо полупрофессионального труда организаторов в лице штатных социальных работников, педагогов, режиссеров с одной стороны, а с другой - развивающей, творческой, игровой, развлекательной, оздоровительной деятельности всей участников: детей, подростков, молодежи, взрослых.

Отдельно взятые социальные институты (клуб, библиотека, парк, музей, школа, кинотеатр и т.д.) перестают быть автономными источниками культуры для жителей региона, а становятся в рамках комплекса структурой, обеспечивающей полноценное культурное обслуживание населения.

Социально-культурные комплексы и центры досуга - это одно- или многопрофильные организаций свободного, предпринимательского, инициативного характера. Они создаются на основе добровольного объединения государственных, общественных, частных, кооперативных, ведомственных учреждений культуры, спорта, народного образования, сферы информации, рекламы, обслуживания и т.д. и имеют статус юридического лица. Их открытие осуществляется по территориально-производственному принципу путем объединения на договорной основе тех или иных социально-культурных, досуговых и близких по профилю формирований, сохраняющих статус самостоятельного юридического лица. Цель их создания - интеграция родственных по своим задачам социально-культурных объектов, использование благоприятных условий для реализации творческого досугового потенциала входящих в него структурных единиц и формирований, организация совместных крупномасштабных региональных мероприятий, разработка и реализация социально-культурных программ.

Экономическую основу деятельности центров составляет хозяйственный механизм, включающий использование бюджетных и внебюджетных ассигнований, дотаций и поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий, учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг, самоокупаемых коллективов, арендной платы и т.д.

На базе центров уже и сегодня открываются широкие возможности для отработки практических навыков и умений различных типов современного социального работника - организатора детских, подростковых, семейных и других досуговых общностей.

Глава четвертая

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ (ТЕХНОЛОГИИ)

По виду продукта:

Данный признак обусловлен разнообразием продуктов (услуг), создаваемых и реализуемых организациями социально-культурной сферы. Используя его, можно выделить организации

А) производящие материальные продукты, например, производство компакт-дисков, художественные студии и мастерские, фабрики народных промыслов, типографии, киностудии и т.п.;

Б) оказывающие материальные услуги, например, специализированные реставрационные предприятия и мастерские, студии аудио- и видеозаписи, фотостудии, предприятия жилищно-коммунального и бытового хозяйства;

В) предоставляющие услуги, имеющие возможный материальный в том числе финансовый) результат, например, все организации игорного и игрового бизнеса: казино, тотализаторы, залы бильярда, игровых автоматов, компьютерных игр и т.д.;

Г) предоставляющие преимущественно нематериальные услуги, например, в этой группе можно выделить три подгруппы в зависимости от видов нематериальных услуг:

· Культурных – театры, музеи, филармонии, выставочные залы, клубы, центры досугов и т.д.;

· Образовательных – учебные заведения, средние и высшие учебные заведения;

Д) осуществляющие преимущественно торговлю предметами и средствами культуры – художественные салоны и магазины, антикварные лавки, магазины по продаже музыкальной техники, дисков, кассет, книжной торговли и т.п.

По способу хозяйственной деятельности:

Этот критерий позволяет относить конкретные организации социально-культурной сферы к определенному типу хозяйственной деятельности, обусловленному преобладающими целями и задачами. Различают следующие типы хозяйственной деятельности:

А) коммерческий тип хозяйствования основан на принципах рыночной экономики, главное при этом, извлечение прибыли из производства и реализации конкретной услуги или продукта;

Б) некоммерческий тип хозяйствования обусловлен преобладанием в иерархии целей содержательного аспекта деятельности: сохранение художественных ценностей и традиций, поддержание престижа нации и государства, города, эстетическое и нравственное воспитание населения, в особенности детей и подростков; развитие искусства и других видов культурной деятельности как самоценных областей общественной жизни. Некоммерческий тип хозяйствования слабо увязывается с рыночными интересами, т.к. предполагает максимальную доступность самых широких слоев населения (в том числе и малоимущих) к результатам своей деятельности, что на практике означает предоставление услуг потребителям либо бесплатно, либо на льготной основе. Результат – убыточность, т.е. неспособность компенсировать имеющиеся затраты за счет получаемых доходов, и дотационность. Эти организации социально-культурной сферы являются либо бюджетными, т.е. часть своих доходов получают из бюджетов различных уровней; либо содержатся за счет средств различных ведомств, общественных организаций, частных пожертвований и других источников.

В) смешанный тип хозяйствования

предполагает, что некоммерческие по своим целям и задачам предприятия, осуществляют предпринимательскую деятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие. Естественно, такие предприятия находятся в более выгодном экономическом положении по сравнению с чисто некоммерческими организациями. Например, образовательные школы – это бюджетные организации, а государственные ВУЗы, в основном имеют смешанный тип хозяйствования.

Отрасль культуры.

Отрасль культуры, с экономической точки зрения, имеет ряд особенностей:

Во-первых, культура – это особая отрасль, продукт которой удовлетворяет специфическую группу человеческих потребностей, т.е. культурных потребностей особым способом. Например, в сфере образования систематическая деятельность направлена на профессиональную подготовку человека. Деятельность в отраслях культуры также направлена на всестороннее (интеллектуальное, эстетическое, нравственное и т.д.) воспитание человека, но используют особые средства, восприятие которых осуществляется добровольно, с учетом интересов личности и свободного времени. При этом такое воспитание не имеет систематического характера, т.к. например, человек может вообще не ходить в театр, тем более посещать его регулярно; или читать художественную литературу.

Во-вторых, отличительным признаком также является и то, осуществляется ли деятельность в сфере культуры человеком для себя или для других людей.

В целом, отрасль культуры в экономическом аспекте, с точки зрения современного ее понимания, следует рассматривать как функционально связанную со всем общественным производством, в особенности с воспроизводством рабочей силы и интеллектуальным развитием работника, необходимым для осуществления профессионального производительного труда, а также как средство развлечения и отдыха.

В настоящее время культура сама превратилась в сферу экономической деятельности, производящую предметы потребления, товары и услуги. В этой связи можно выделить три группы учреждений культуры в зависимости от степени их включения в рыночную экономику.

Первая группа – объекты культурного наследия и науки, например, памятники культуры, музейные и архивные фонды, народное творчество, экспериментальные виды искусства и т.д., которые не могут быть объектом рыночных отношений в силу их высокой социальной значимости, невоспроизводимости и необходимости сохранения для последующих поколений.

Вторая группа – это организации и учреждения культуры и искусства, входящие в зону ограниченного действия рыночных отношений: организации исполнительного искусства, культурно-массовые учреждения (библиотеки, клубы и т.д.). Услуги этих учреждений обеспечивают гарантированные государством стандарты (нормы) культурного потребления и поэтому предоставляются населению бесплатно или на льготной основе. Однако эти организации имеют возможность получения дополнительных доходов за счет предпринимательской деятельности.

Третья группа – учреждения, которые входят в сферу коммерческой эксплуатации. Их доходы полностью формируются за счет коммерческой деятельности. К ним относятся: предприятия аудиовизуальной сферы, шоу-бизнеса, печатные и экранные средства массовой информации и прочее.

Границы между этими группами организаций культуры и искусства подвижны и могут смещаться в результате проводимой культурной политики государства и его экономического потенциала, исторических и национальных культурных традиций, потребительских предпочтений населения, уровня жизни и платежеспособного спроса и т.д.

Предпосылки внедрения рыночных отношений в сферу культуры и искусства начали формироваться в период перестройки народного хозяйства с 1985 г. В это время проводится серия экономических экспериментов с целью повышения эффективности культурного обслуживания населения путем внедрения новых методов хозяйствования и организационно-экономических форм культурной деятельности, укрепления самостоятельности государственных учреждений, создания относительно самостоятельных хозяйственных организаций. В результате этих мероприятий в конце 80-х гг появляется множество любительских объединений, клубов по интересам, культурных центров, кооперативов, творческих организаций (театров-студий, хозрасчетных киностудий), коммерческих структур в области продюсерской деятельности, маркетинга. Все эти образования первоначально осуществляли свою деятельность на договорных отношениях с базовыми государственными учреждениями, пользуясь их материальными ресурсами.

Одновременно происходило укрепление таких принципов деятельности организаций культуры, как децентрализация управления, демократизация хозяйственного механизма, дифференциация организационно-экономических моделей культурного обслуживания населения, разгосударствление и демонополизация сферы культуры и искусства как основы возникновения негосударственного сектора. Внедрение этих принципов привело к усилению самостоятельности в планировании творческой и хозяйственной деятельности, в выборе способов получения и распределения доходов, в установлении цен (тарифов) на производственные услуги. Следовательно, сложились все формальные предпосылки работы организаций культуры, позднее закрепленные в законодательных и нормативных актах и отраслевых инструкциях, в рыночных условиях.

Однако возможность осуществления творческой и хозяйственной деятельности на рыночных принципах для большинства организаций сферы культуры и искусства оказалась весьма ограниченной и проблематичной. Многие самостоятельные организации столкнулись с проблемой выживания, что породило тенденцию к возвращению их под опеку государства или к стремлению получить государственные субсидии. Это повлекло принятие серии законов о государственной поддержке культуры и ее отдельных отраслей, например, законы о культуре, о телевидении, кинематографии, средствах массовой информации и т.д.

Неустойчивое финансовое положение культуры и искусства в рыночных условиях не является чисто российским феноменом, хотя особенности рыночных отношений в России заметно осложнили положение культуры. Исторический опыт развития культуры и искусства многих стран в рыночных условиях позволяют сделать вывод об ограниченном характере действия рыночных регуляторов в этой сфере.

Процесс внедрения рыночных отношений в сферу культуры и искусства может быть рассмотрен путем анализа двух основных элементов производственных отношений: отношений собственности с одной стороны, а с другой – способов и источников получения доходов.

Существует достаточно большое многообразие экономических механизмов деятельности в сфере культуры

Составные части сферы культуры чрезвычайно неоднородны с точки зрения используемых механизмов хозяйствования.

Архивы, библиотеки, организации, занимающиеся охраной памятников, обычно являются государственными учреждениями, и их работа почти полностью обеспечивается за счет финансирования государства или благотворительных организаций.

Музеи и клубные организации являются в основном государственными некоммерческими организациями, но есть и частные. В музейной и клубной деятельности более заметную роль играют поступления от входных билетов, реализации различных услуг и сувенирной продукции. Но главным остается финансирование со стороны учредителей.

Деятельность театров, филармонических и фольклорных коллективов обеспечивается сочетанием общественного финансирования, частных пожертвований, доходов от продажи билетов и др. Обычно эти организации являются некоммерческими, но существуют и коммерческие театры, получающие доходы лишь от реализации своей основной продукции (продажи билетов и прав на воспроизведение созданных спектаклей, музыки в аудиовизуальной продукции) и сопутствующих товаров и услуг (доходы от буфетов, продажи сувениров). Таковыми, в частности, являются театры на Бродвее в Нью-Йорке.

Цирковое дело, народные промыслы, кинематограф, пресса, книгоиздание, радио и телевидение представлены по большей части коммерческими организациями, получающими основные доходы от реализации соответствующих товаров и услуг потребителям или рекламодателям. Но обычно государство и частные благотворители поддерживают в различных формах создание и прокат отдельных фильмов, публикацию отдельных книг, строительство и эксплуатацию цирковых зданий, вещание отдельных радиостанций и телевизионных каналов и т.д.

Реставрацией памятников занимаются организации разных форм, с которыми на контрактной основе взаимодействуют государственные органы и частные владельцы или арендаторы соответствующих памятников.

Литературное творчество, изобразительное искусство, сфера развлечений (за исключением клубной деятельности) функционируют полностью на рыночной основе. Производителями услуг здесь выступают частные лица и коммерческие организации. Участие же государства ограничивается закупкой отдельных произведений и предоставлением налоговых льгот для деятелей искусства.

Для понимания специфики экономических отношений в сфере культуры ключевыми являются ответы на следующие вопросы: почему государство финансирует и обеспечивает предоставление определенных видов культурных благ? И почему одни виды деятельности поддерживаются государством и частными благотворителями больше, другие - меньше, а третьи - вообще нет?

Таким образом, рыночные отношения в России привели к появлению разнообразных форм собственности в сфере культуры, формирование которых происходит под влиянием как экономических, так и неэкономических факторов, главными из которых являются:

Отношение государства к сфере культуры, которое реализуется в форме государственной культурной политики;

Претензии различных классов, групп населения, политических партий, ассоциаций производителей и отдельных потребителей к объектам культуры и их результатам;

Отношение федеральных, региональных и местных органов власти к развитию культуры и искусства;

Интерес со стороны коммерческих структур и капитала к культуре как сфере бизнеса.

Если проанализировать организации и виды культурной деятельности только в двух позиций – их социальной значимости и коммерческой привлекательности, то современная структура собственности в сфере культуры включает:

· организации государственной (федеральной, региональной, муниципальной) и ведомственной собственности, к которым относятся библиотеки, клубные учреждения, музеи, театрально-зрелищные предприятия, цирки, объекты культурного наследия, электронные и печатные средства массовой информации;

· другую группу образуют организации и виды культурной деятельности, отражающие идеологию определенных групп, партий и иных объединений граждан, ассоциации и т.д., управляющих их собственностью;

· следующая группа – это коммерческие предприятия культуры, которые выступают, как правило, в форме частной и смешанной собственности. К ним относятся центры досуга, галереи, издательская деятельность, средства массовой информации, книгопечатание, аудиовизуальная сфера и другие.


Социальная политика направлена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для отдыха, для развития духовных и творческих способностей людей. Этим целям подчинена и социально-культурная работа с отдыхающими здравниц (курортов, санаториев, домов и баз отдыха, профилакториев) и туристами (на туристических базах и теплоходах, в туристических гостиницах и турпоездках).

Отличительной чертой организации досуга в санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных и туристско-экскурсионных центрах является интеграция отдыха, укрепления здоровья, духовного обогащения и разностороннего развития личности.

В пределах установленного путевкой рекреационно-оздоровительного, лечебного периода отдыхающие находятся вне постоянного местожительства и напрямую не связаны со своей основной профессией.

(нераспознанный участок)

Рекреативная функция максимально способствует полноценному отдыху людей, восстановлению их физических и духовных сил, организации активных досуговых занятий и развлечений, обеспечивающих разнообразие деятельности, смену впечатлений, положительный эмоциональный настрой, снятие напряжения и усталости.

В досуговых программах для отдыхающих все эти функции тесно связаны между собой, дополняют друг друга. В их осуществлении имеется ряд особенностей. Культурно-досуговая деятельность в здравницах и туристических учреждениях строится в соответствии с их главным назначением - восстановлением сил и здоровья людей. Именно поэтому рекреативная терапевтическая функция досуга и досуговой деятельности имеет здесь преобладающее значение.

В связи с непрерывностью и длительностью всего периода отпуска или лечения людей досуговая программа в здравницах и туристических учреждениях отличается разнообразием, предусматривает единство информационно-развивающих, коммуникативных и рекреативных элементов, проводится в различное время дня, например, не только в вечерние, но и в утренние и дневные часы. Логика досуга здесь предполагает переход от простейших досуговых занятий, когда человеку достаточно лишь снять напряжение и психологически расслабиться, к более насыщенным, активным, интенсивным по содержанию формам.

По своей направленности содержание досуга в здравницах и туристических учреждениях включает в себя: концертно-зрелищное и кинообслуживание; библиотечную работу; театрализованные и спортивные праздники; организацию вечеров вопросов и ответов, устных журналов, тематических вечеров, массовых гуляний с учетом знаменательных дат календаря и в соответствии с профилем здравницы или туристического учреждения, литературно-музыкальных и краеведческих, танцевальных вечеров, дискотек, игровых конкурсов и т.д.

Среди досуговых форм наибольшим информационно-развивающим содержанием обладают экскурсии. Как свидетельствуют данные опросов, большинство отдыхающих в здравницах и туристов относят экскурсии к наиболее любимым мероприятиям. Популярность экскурсии обусловлена целым рядом причин.

Это, во-первых, большое разнообразие тематики и содержания: экскурсии по исторической тематике, природоведческие (ландшафтные, ботанические, геологические, гидрогеологические и др.), литературные и искусствоведческие, по архитектурно-градостроительной тематике, обзорные (многоплановые) деловые, коммерческие, которые знакомят представителей деловых кругов с деятельностью промышленных сельскохозяйственных торговых предприятий. Для отдыхающих обычно в качестве туристов молодых людей, среди которых многим предстоит выбрать свою дорогу в жизни, такие экскурсии являются и профориентационными.

Экскурсии привлекают разнообразием элементов отдыха и оздоровления на природе (купание, сбор ягод и грибов и т.д.) и способов передвижения, поскольку пешеходные экскурсии и экскурсии-прогулки дополняются транспортными (автобусными, теплоходными, самолетны-

Балашихи Московской области, досуговая часть добровольного объединения микрорайона г. Макеевки);

межведомственные клубные центры и студии раннего эстетического воспитания детей, функционирующие в системе эстетического воспитания;

межведомственные центры и клубы технического творчества детей и подростков на территории города или микрорайона, включающие в себя мастерские для создания, обслуживания и ремонта любительской техники, испытательные стенды, помещения и площадки проверки и демонстрации выполненных конструкций (досуговая часть учебно-воспитательного производственного объединения "Ребячья республика" г. Духовщины Смоленской области, клуб "Кинап" Одессы и др.).

Отдельную группу составляют микрорайонные дошкольные центры и комплексы развивающего типа. С участием педагогов, родителей, школы, клуба, предприятия, общественных организаций они осуществляют развивающие программы по направлениям, способствующие духовному, физическому формированию ребенка.

Таким образом, каждый комплекс или центр - это своеобразная арена социально-культурной (образовательной, развивающей, творческой, развлекательной, оздоровительной) деятельности индивидов и групп. В принципе возможности такой деятельности существуют в любом варианте социально-культурного досугового центра: дискотеке, видеосалоне, театре фольклора или театре моды, семейном клубе, игротеке и т.д.

Разнообразие реально существующих на практике и в проектах социально-культурных центров и комплексов обусловлено многими причинами. Их вариантность, по существу, является естественной реакцией общества на возникающие разрывы и неосвоенные "белые пятна" в социально-культурной сфере.

Вместе с тем большинство государственно-общественных, ведомственных и межведомственных, коммерческих и некоммерческих досуго-вых центров характеризуется рядом общих исходных функциональных особенностей. Они берутся за основу еще в процессе проектирования центров и зон досуга. Знание их необходимо для каждого социального работника, социального педагога, социолога, культуролога, экономиста социально-культурной сферы, которые в одинаковой мере ответственны как за разработку проектов, так и за их реализацию.

Основу создания региональных комплексов и центров досугового типа составляет пересечение трех главных параметров - собственно культурного, отражающего культурную ситуацию в регионе; социального, характеризующего состояние и тенденции развития социальной сферы; чисто территориального (селенческого), представляющего экономико-географические, этнические и другие особенности данного региона. Практически каждый из параметров уже сам по себе служит основанием для поисков наиболее предпочтительной структуры социально-культурного комплекса и центра, приоритетных направлений его деятельности.

Ярко выраженная социальная открытость досуговых центров находит отражение в создании зон и секторов свободного общения, люби-

тельства, мастерства. Благоприятные условия в них не только способствуют саморазвитию и самовоспитанию личности, но и обеспечивают свободу самодвижения детей, подростков, взрослых к подлинно творческой досуговой деятельности. Поиск нестандартных подходов и решений связан с тем, что досуговые занятия современного социума в силу дифференциации интересов и запросов населения уже не вписываются в жесткие рамки традиционных форм.

Зоны любительства и мастерства, где каждому жителю социума гарантируется выбор досуговых занятий, могут претендовать и на статус авторской школы: взрослые увлекают своим любимым делом детей и подростков, а возникшая на этой основе досуговая общность получает возможность для творческой самоорганизации, самовыражения и самоутверждения. Закономерен вывод о том, что авторские школы, которые раньше связывались главным образом со школьным учебным процессом, сегодня становятся естественным и необходимым атрибутом социально-культурной сферы.

Несмотря на различия в содержании и подходах, разнопрофильные социально-культурные центры выделяются общей для всех чертой - своей интегративной функцией в общественном воспитании детей и подростков. На основе изучения окружающей среды они способствуют социализации их досуга через укрепление и обогащение связей и отношений ребенка, подростка с семьей и обществом. Именно в этом и состоит важная роль досуговых центров как посредников между социальной средой и микромиром личности. Центры внедряют в практику работы в социуме множество альтернативных, традиционных и нетрадиционных, массовых и групповых форм с ярко выраженной досуговой направленностью и механизмами общения: "семья - дети", "семья - семья", "дети - дети" и "дети - подростки - взрослые". Здесь можно выделить различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей: Дни матери, Дни отца, Дни бабушек и дедушек, игровые семейные конкурсы-состязания "Спортивная семья", "Музыкальная семья", "Семья-эрудит" и др., конкурсы семейных, родительских газет, ярмарки-распродажи семейных поделок, читательские конференции типа "Круг семейного чтения" и т.д. На базе центров функционируют инвариантные модели детских, подростковых и смешанных семейных клубов и любительских объединений, фольклорных коллективов, самодеятельных ансамблей, этнографических экспедиций, семейных мастерских прикладного творчества.

Апробируется множество форм социальной, психологической реабилитации детей, подростков, взрослых, в первую очередь из неполных, трудных, малоимущих, молодых, многодетных семей: телефоны доверия, открытые телефоны, консультации психологов, врачей, педагогов, юристов, социальные гостиные, группы общения и клубы семейного воспитания и т.д. В этих и других формах дети, подростки, взрослые постигают сложный, многогранный опыт социально-культурной деятельности, преодолевают внутренние конфликты, дефицит взаимного доверия в семьях и в социуме, обретают возможности для осуществления творческих замыслов.

В работе с населением досуговые центры открытого типа следуют принципам соревновательности, взаимного уважения, доверия и внимания участников друг к другу, индивидуального подхода и единства интересов личности и коллектива.

Структура социально-культурного комплекса или центра основана на взаимодействии профессионального либо полупрофессионального труда организаторов в лице штатных социальных работников, педагогов, режиссеров с одной стороны, а с другой - развивающей, творческой, игровой, развлекательной, оздоровительной деятельности всей участников: детей, подростков, молодежи, взрослых.

Отдельно взятые социальные институты (клуб, библиотека, парк, музей, школа, кинотеатр и т.д.) перестают быть автономными источниками культуры для жителей региона, а становятся в рамках комплекса структурой, обеспечивающей полноценное культурное обслуживание населения.

Социально-культурные комплексы и центры досуга - это одно- или многопрофильные организаций свободного, предпринимательского, инициативного характера. Они создаются на основе добровольного объединения государственных, общественных, частных, кооперативных, ведомственных учреждений культуры, спорта, народного образования, сферы информации, рекламы, обслуживания и т.д. и имеют статус юридического лица. Их открытие осуществляется по территориально-производственному принципу путем объединения на договорной основе тех или иных социально-культурных, досуговых и близких по профилю формирований, сохраняющих статус самостоятельного юридического лица. Цель их создания - интеграция родственных по своим задачам социально-культурных объектов, использование благоприятных условий для реализации творческого досугового потенциала входящих в него структурных единиц и формирований, организация совместных крупномасштабных региональных мероприятий, разработка и реализация социально-культурных программ.

Экономическую основу деятельности центров составляет хозяйственный механизм, включающий использование бюджетных и внебюджетных ассигнований, дотаций и поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий, учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг, самоокупаемых коллективов, арендной платы и т.д.

На базе центров уже и сегодня открываются широкие возможности для отработки практических навыков и умений различных типов современного социального работника - организатора детских, подростковых, семейных и других досуговых общностей.

ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА

1.2. Отрасли и предприятия социально-культурной сферы

В экономической литературе выделен ряд структур социально-культурной сферы.

По характеру деятельности выделяются:

Отрасли духовно-созидательной деятельности (наука, искусство);
- отрасли исполнительской деятельности (образование, здравоохранение, физическая культура);
- отрасли деятельности по созданию социальных условий существования общества (политическое и государственное управление, охрана порядка, оборона) 8 .

По характеру удовлетворяемых потребностей различают:

Социально-бытовой сектор (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь и т. п.);
- сектор социально-культурных услуг (просвещение, образование, искусство, здравоохранение, физкультура);
- сектор деловых услуг (юридических, информационных, финансовых, технический сервис и т. д.).

По выполняемым функциям выделяются:

Отрасли, влияющие на становление и развитие личности (образование, наука);
- отрасли, обеспечивающие сохранение здоровья, увеличение продолжительности жизни (здравоохранение, социальное обеспечение);
- отрасли, обеспечивающие проведение досуга и отдыха (туризм, санаторно-курортные услуги);
- отрасли, производящие материальные услуги (коммунально - бытовые, торговые и т. д.).9

В понимании состава и структуры социально-культурной сферы нет единства. Ее теоретические определения в ряде случаев не совпадают со статистическими выкладками по отраслевой структуре хозяйства.

Ниже дается один из вариантов отраслевой структуры социально-культурной сферы с указанием основных видов предприятий каждой отрасли. При этом используется наиболее широкий подход к границам социально-культурной сферы и структуре ее отраслей.

Образование и воспитание: учреждения общего образования (школы и интернаты); учреждения профессионально-технического образования; высшие и средние специальные учебные заведения; учреждения по переподготовке и повышению квалификации кадров; школы, обучающие обработке информации; библиотеки; учреждения дошкольного воспитания.

Здравоохранение: клиники, больницы, дома сестринского ухода, консультации, поликлиники, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты, родильные дома, санатории, хосписы.

Индустрия туризма: турфирмы; национальные туристские администрации; предприятия размещения; рекреационные базы; транспортные предприятия, специализирующиеся на обслуживании туристов; предприятия, производящие товары для туризма.

Индустрия развлечений: учреждения культуры и искусства (театры, музеи, оркестры, музыкальные группы, антрепренерские и концертные организации), дискотеки, игротеки, выставки и ярмарки, ботанические сады и зоопарки, клубы отдыха, организации клубного типа.

Индустрия питания: рестораны, кафе, столовые, бары.

Физическая культура и спорт: спортивные базы, гимнастические и спортивные клубы, спортивные ассоциации.

Бытовые услуги: предприятия по ремонту и индивидуальному пошиву одежды и обуви, ремонту бытовой техники, изготовлению металлоизделий, ремонту и техническому обслуживанию автомототранспортных средств, ремонту и изготовлению мебели, химической чистке и крашению, ремонту и строительству жилья и других построек, предприятия транспортно-экспедиторских услуг, прачечные, фотографии, бани и душевые, парикмахерские, предприятия проката, ритуальных услуг.

Жилищно-коммунальные услуги: предприятия жилищного хозяйства (ЖКК, ЖКО и т. п.); предприятия коммунального хозяйства; предприятия пассажирского транспорта (автобазы, транспортные кооперативы и т. п).

Юридические услуги: юридические консультации, суды, адвокатские конторы.

Научно-исследовательские услуги: научно-исследовательские организации, конструкторские бюро, проектные и проектно-изыскательские организации, опытные заводы, ВУЗы.

Консультационные услуги: консалтинговые фирмы, технопарки.

Финансовые услуги: банки, пункты обмена валюты, организации по страхованию, аудиторские фирмы.

Радио- и телевещание: телестудии, комитеты по радиовещанию, студии звукозаписи.

Издательское дело, журналистика: типографии, издательства, газеты.

Социальная служба: службы профессиональной реабилитации, воспитательные дома, собесы, приюты.

Связь: учреждения связи и их подразделения, обслуживающие население.

Военно-полицейский аппарат: комиссариаты, органы и службы охраны порядка, исправительно-трудовые учреждения.

Развернутой общедоступной статистики объемов производства указанных отраслей не существует. Имеются данные по отдельным отраслям и отдельным аспектам деятельности социально-культурной сферы размерам производства. Один из аспектов - структура платных услуг важнейших отраслей социально-культурной сферы. В середине 90-х гг. она характеризовалась следующими данными (табл. 3).

Таблица 3

Структура объема платных услуг населению России 1994 г., в % 10

В Томской области в 1998 г. 11 структура платных услуг характеризова-лась следующими данными: бытовые услуги составили 25,7% от объема всех оказанных услуг; пассажирские - 25,1%; услуги связи - 10,4%; жилищно-коммунальные - 17,7%; по содержанию детей в дошкольных учреждениях - 4,6%; учреждений культуры - 1,0%; туристско-экскурсионные - 0,8%; физической культуры и спорта - 0,2%; медицинские - 2,2%; санаторно-оздоровительные - 0,8 %; правового характера и банковских учреждений - 7,5 %; другие - 4,0 %.

Абсолютный объем платных услуг населению России за 90-е гг. резко упал. В 1994 г. он составил 22,4 млрд. руб., или 30%, по отношению к объему 1990 г. Это связано прежде всего с тем, что падение уровня доходов в первую очередь сказывается на спросе населения на услуги. Аналогичный индекс за те же годы по продуктам питания - 84%, по непродовольственным товарам - 102%, по алкогольным напиткам - 118% 12 . В 1996 г. объем платных услуг населению России еще более уменьшился и составил 20,0 млрд. руб. 13 В Томской области в 1998 г. объем платных услуг населению составил 33,5% по отношению к 1991 г. 14

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»