Высочайший указ 19 октября 1905. Преобразован совет министров российской империи

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

9 октября С.Ю Витте, председатель Комитета министров, подал царю записку с программой выхода страны из революционного кризиса. Главным условием было создание сильного правительства, провозглашение гражданских свобод, переход к законодательному представительству с предоставлением в будущем всеобщего избирательного права. И так как из революционной ситуации другим выходом было установление военной диктатуры, чего царь опасался, Николай II 17 октября 1905 года подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором содержалось обещание народу «незыблемых» основ гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

«1) Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

  • 2) Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь уже к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.
  • 3) Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиной, помочь прекращению неслыханной смуты и напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле».

Манифест положил начало складыванию парламентаризма в России. Это был новый шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. По Манифесту Государственной думе были свойственны определенные черты парламента. Об этом свидетельствует возможность открытого обсуждения государственных вопросов, направлять в Совет министров различные запросы, объявлять недоверие правительству и т.п.

По Манифесту 17 октября Государственная дума учреждалась как законодательный орган, хотя от этого принципа царизм старался уклониться. В ведении Думы должны были быть вопросы, требующие законодательства: государственная роспись доходов и расходов; отчет государственного контроля по использованию государственной росписи; дела об отчуждении имущества; дела о постройке железных дорог государством; дела об учреждениях компаний на акциях и ряд других, менее важных дел. Государственная дума имела право запроса в правительство по поводу незаконных действий, допущенных министрами или главными управляющими. Дума не могла начинать сессию по своей инициативе, а созывалась указами царя.

11 декабря 1905г. был издан высочайший указ об изменении положения о выборах в Государственную Думу. Сохранив куриальную систему, установленную при выборах в булыгинскую Думу, закон прибавил к ранее существовавшим куриям земледельческой, городской и крестьянской, рабочую и несколько расширил состав избирателей.

Но и новый закон содержал в себе существенные ограничения некоторой категории выборщиков. Например, по рабочей курии к выборам допускались лишь мужчины, достигшие 25 лет, работающие на предприятиях (где работает не менее 50 работников); при этом рабочий стаж на данном предприятии должен был составлять не менее 6 месяцев. В законе был сохранен запрет на участие в выборах женщин, военнослужащих, молодежи до 25 лет, т.е. выборы не были всеобщими. Не были они и равными. Так, один выборщик приходился в земледельческой курии на 2 тыс. населения, в городской - на 4 тыс., в крестьянской - на 30 тыс., в рабочей - на 90 тыс.человек. Правительство, продолжавшее надеяться, что крестьянство будет опорой самодержавия, обеспечило ему 45% всех мест в Думе. Выборы были не прямыми, а двухступенчатыми для землевладельческой и городской, трех - для рабочей и четырехступенчатыми для крестьянской курии. Члены Государственной Думы избирались на 5 лет.

19 октября 1905 г. был опубликован указ о мерах, направленных на укрепление единства в деятельности министерств и главных управлений. В соответствии с указом был реорганизован Совет министров, на который теперь возлагались руководство и объединение действий главных начальников ведомств по вопросам управления и законодательства.

Царское правительство, не полагаясь только на избирательную систему, накануне открытия первой Государственной думы опубликовало новое положение о Государственном Совете. По положению от 20 февраля 1906 г. Государственный Совет преобразовывался фактически во вторую палату, стоящую над Государственной думой. Это было нарушением Манифеста 17 октября 1905 г.

Система высших органов власти и управления в Российской империи (февраль 1906 - февраль 1917г.) выглядела следующим образом (рис.3):

Рис.3.

Государственной канцелярией и Советом министров был подготовлен текст Основных государственных законов , утвержденный императором Николаем II 23 апреля 1906 г. В Основных законах были сформулированы гражданские права и свободы (неприкосновенность жилища и собственности, перемещения, выбора профессии, слова, печати, собраний, создания союзов и объединений, вероисповедания и т.п.). В гл. 1 дана формулировка верховной власти: «Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть». Власть управления также принадлежала императору «во всем ее объеме», но законодательную власть император осуществлял «в единении с Государственным советом и Государственной думой», и никакой новый закон не мог быть принят без их одобрения и вступить в силу без одобрения императора. Однако ст. 87 Основных законов предоставляла возможность императору по представлению Совета министров принимать указы законодательного характера в случаях, когда имелась такая необходимость, а сессия Думы и Совета прерывалась. Но после открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был вноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически прекращал свое действие. Не подлежали обсуждению Государственной думой и Государственным советом вопросы об исключении или сокращении платежей по государственным долгам, о кредитах Министерству двора, о государственных займах. Срок деятельности Думы определялся в пять лет, указом царя она могла быть распущена досрочно, в этом случае назначались выборы и сроки созыва Дума нового состава. Продолжительность ежегодных сессий и сроки перерыва в работе Думы определялись указами императора. В компетенцию Думы входили: вопросы, требующие издания законов и утверждения штатов, обсуждение и утверждение бюджета, заслушивание отчетов государственного контролера по исполнению бюджета, дела о строительстве государственных железных дорог, об учреждении акционерных компаний. В начале 1906 г. были изданы бюджетные правила, по которым бюджет мог исполняться даже при отказе Думы от его утверждения, что резко ограничивало бюджетные права Думы. Основные государственные законы предоставляли царю право на абсолютное вето. Однако Дума могла вновь возвращаться к обсуждению вопроса, отклоняемого царем, тем самым, оказывая на него давление. Депутаты имели право запроса к министрам, что давало возможность Думе публично обсуждать действия исполнительной власти и требовать ответов от правительства. По результатам этих ответов Дума выносила суждения.

В целом Основные законы закрепляли принцип разделения властей, стремясь обеспечить компромисс между монархией и новыми общественными силами и закрыть путь антиконституционным (революционным и консервативным) тенденциям. Радикалы настаивали на ликвидации верхней палаты, создании ответственного перед парламентом правительства, отрицали право царя жаловать конституцию. Консерваторы требовали от властей жесткого сокращения конституционных прав, видели в любом реформационном движении опасность революции.

Одной из самых трагических страниц Первой русской революции стали погромы октября 1905 г, организацию которых общественное мнение приписывало правительству и "Черной сотне", под которой подразумевались все сторонники самодержавия [1 ].

Детонатором для этого социального взрыва послужил, как ни странно, манифест 17 октября, даровавший населению гражданские свободы. Он явился совершенно неожиданным как для встретившей его ликованием либеральной оппозиции, так и для местных властей, которые он поверг в состояние полной растерянности. Но если либералы посчитали революцию законченной, то радикальные партии восприняли манифест как сигнал к последнему штурму царизма. Сразу после опубликования царского манифеста, улицы городов Российской империи заполнили революционные демонстрации противников самодержавия. В то же время значительная часть городского населения, благосостояние которой в результате революционных событий 1905 г. (забастовок, волнений и пр.) резко ухудшилось, вышла на улицы с требованием восстановления "законности и порядка". Недовольство представителей этих социальных слоев, копившееся в течение осени, достигло своего пика 18 октября. В этот день на улицах городов Российской империи встретились два мощных потока консервативных и революционных манифестаций, образовав страшный погромный водоворот, унесший тысячи человеческих жизней.

В Киеве 18 октября 1905 г., в день провозглашения царского манифеста, демонстрация с красными флагами двинулась к зданию городской Думы, двери которой были открыты по ее требованию. О дальнейших событиях рассказывает В.В.Шульгин: "Царская корона, укрепленная на думском балконе, рухнула, по толпе прошел шепот: "Жиды сбросили царскую корону". Евреи в здании Думы изорвали царские портреты, выкалывали им глаза. Рыжий студент-еврей, пробив головой портрет царствующего императора, носил на себе полотно и исступленно кричал: "Теперь я - царь"" [2 ]. Хотя расследование сенатора Е.Турау установило, "что в уничтожении [царских] портретов и вензелей принимали участие, как русские, так и евреи" [3 ], возмущение, вызванное оскорблением верноподданнических чувств, оказалось направленным, в первую очередь, против евреев, так как их роль в революционных событиях была наиболее заметна. По свидетельству В.В.Шульгина, 18 октября 1905 г. в Киеве "казалось все, кто мог ходить, были на улицах. Во всяком случае, все евреи. Но, их казалось еще больше, чем их было, благодаря их вызывающему поведению" [4 ]. Е.Турау также утверждал, что еврейская молодежь "при всех столкновениях с войсками, полицией и христианским населением... держала себя вызывающе дерзко, нередко оскорбляя их религиозное чувство и издеваясь над предметами общего почитания" [5 ], что и спровоцировало начало контрреволюционных манифестаций в этот день [6 ] и придало им антиеврейский характер.

Схожая ситуация была и в Одессе. Но здесь столкновения правительственных сил и радикальной оппозиции не прекращались с 14 июля, со времени прибытия на одесский рейд мятежного броненосца "Князь Потемкин-Таврический". 18 октября одесские улицы заполнили толпы народа. По сведениям, собранным сенатором Кузминским, еврейская молодежь "с видимым сознанием своего превосходства и даже наглостью стала указывать русским, что свобода не добровольно дана, а вырвана у правительства евреями". Согласно показаниям помощника Одесского полицмейстера Кисляковского, евреи говорили русским: "Мы вам дали Бога, дадим и царя (или правительство)" [7 ]. В ответ "на улицах стали появляться более или менее многочисленные толпы рабочих и людей разных профессий, которые следовали с иконами в руках, с портретами Государя Императора, национальными флагами". По пути следования манифестантов обстреливали, в них бросали бомбы, одной которых было убито 6 человек [8 ].

20 октября в Мариуполе, по свидетельству очевидца, когда патриотическая манифестация вместе с казачьими частями, после молебна, появилась в городе, в нее "стали стрелять из окон жидовских домов, прострелив руку ученику-технику, несшему портрет Государя. Тогда поднялась суматоха, хаос, давка, дети, женщины старики плакали, падали в обморок, кричали, а рабочие, взрослые жители и казаки обезумев от злости, такой неслыханной дерзости и возмутительного оскорбления патриотических чувств, озлобленные предшествовавшими событиями 18 и 19 октября [революционными демонстрациями - И.О.] как разъяренные звери набросились на жидовские дома, откуда стреляли залпами в народ, процессию и казаков" [9 ].

В Полтаве 22 октября, после молебна на Соборной площади "толпа стала расходиться, и в это время на главной улице и прилегающих к ней переулках произведен был ряд выстрелов Евреями в мирно проходившие группы патриотических манифестантов, а также и в полицию" [10 ]. В Иваново-Вознесенске беспорядки также начались 22 октября. После того, как один из ораторов на митинге возле Городской думы заключил свою речь словами: "Не надо нам Царя", "настроение толпы сразу изменилось: в толпе пошел ропот и негодование, и тут же стали организовываться группы "националистов"". В тот же день на площади был отслужен молебен, "при участии... 20-30-тысячной толпы народа, с белыми бантами на груди", после которого, "тотчас же толпа приступила к погрому еврейских магазинов и домов". Еще одним поводом к погрому "послужили два выстрела во время манифестации, произведенные из окон дома, занимаемого евреем Бернштейном" [11 ].

Очень часто поводам к столкновению служило внешнее проявление нелояльности к монарху. В Москве 22 октября толпа рабочих-монархистов на углу Каменного моста "набросилась на проходившего здесь студента, который... неосторожно выразился по адресу Царствующего Дома. Манифестанты сбросили его в Москву-реку" [12 ]. В Нежине после молебна, патриотическая манифестация с портретом императора ходила по городу, заставляя "евреев и студентов присягать царю". Но так, как не все соглашались стать перед портретом на колени, начались избиения, перешедшие в погром [13 ].

Таким образом, погромы октября 1905 г., вошедшие в историю под названием "еврейских" были направлены не столько против евреев, сколько против "революционеров" вообще, среди которых, как известно, евреи составляли значительный процент. Сенатор Е.Турау, которому было поручено расследование причин погрома в Киеве, утверждал, что беспорядки 18 - 21 октября 1905 г. "находились в непосредственной связи с общим революционным движением, охватившим почти всю Россию" [14 ]. Сам Николай?? в письме от 27 октября 1905 г. адресованном своей матери императрице Марии так оценивал события, последовавшие за опубликованием высочайшего манифеста: "...Народ возмутился наглостью и дерзостью революционеров и социалистов, а так как 9/10 из них жиды, то вся злость обрушилась на тех - отсюда еврейские погромы... досталось и русским агитаторам..." [15 ].

Современный американский исследователь А.Ашер также утверждает, что "хотя евреи и были главной мишенью погромов октября 1905 года, нападениям подвергались не только они", а фактически все, кто "поддерживал победу оппозиции над автократией" [16 ]. Например, в Шуе, погром, начавшийся как еврейский, очень скоро перерос в антиреволюционное выступление, и о евреях просто забыли [17 ]. В Великом Устюге, "народная толпа громила квартиры лиц, говоривших политические речи на митингах", в Иваново-Вознесенске были разгромлены не только еврейские дома и магазины, но "также и русские, где были квартиры социалистов" [18 ].

Всего, за время октябрьских погромов в Российской империи погибло 1622 и ранено 3544 человека. С.А.Степанову удалось установить национально-конфессиональную принадлежность 2/3 пострадавших, из них иудеев: убитых - 711, раненых - 1207; православных: убитых - 428, раненых - 1246 [19 ]. В то же время погром в Житомире, произошедший в апреле 1905 г., то есть не связанный с революционными событиями осени этого года, был направлен действительно исключительно против евреев. Поэтому среди жертв этого погрома было 18 иудеев и 1 христианин - студент, входивший в еврейскую самооборону [20 ].

Одной из причин вспышки насилия в октябре 1905 г. оппозиция считала распространение провокационных слухов и погромной литературы среди населения, якобы предпринятое черносотенцами. В Киеве, накануне погрома, распространялись воззвания "К Русским людям" антисемитского содержания и рукописные листки, подписанные несуществующим Великим отшельником Лавры [21 ]. В Харькове, согласно полицейскому рапорту, "неизвестный мужик с. Введенское Змиевского уезда, продавая капусту, рассказывал своим покупателям, что в их селе появились неизвестные ему лица, которые подстрекают людей бить евреев, уверяя при этом, что это Царь приказал" [22 ]. Маловероятно, чтобы подобная агитация велась представителями немногочисленных и маловлиятельных на то время черносотенных партий. К тому же подобные случаи были и в местностях, где эти партии не могли иметь влияния, в частности, в Царстве Польском, подавляющее большинство населения которого исповедовало католицизм. Например, в июне 1905 г. в селах Высокий Кол и Тогово Радомской губернии в мирную толпу, вышедшую из костела, "вмешалось несколько агитаторов, возбудивших ее к погрому" [23 ].

С.А.Степанов приводит факты провокационных действий и со стороны еврейских политических организаций. 11 мая 1905 г. в Нежине (Черниговская губ.) были задержаны три еврея, разбрасывавшие воззвания на русском языке "Народ, спасайте Россию, себя, бейте жидов, а то они сделают вас своими рабами". Одновременно в Чернигове сионисты-социалисты распространяли воззвания на еврейском языке, призывавшие "израильтян" вооружаться [24 ].

Рассматривая причины погромов, нельзя игнорировать и антисемитские настроения характерные для значительной части христианского населения, особенно в черте еврейской оседлости. Вызванная ими истерия весной 1905 г. охватывала целые уезды на Волыни. Под влиянием слухов о том, что "евреи будут бить христиан" "целые деревни (не исключая женщин) вооруженные вилами, граблями, дубинами и прочим оружием не спят ночью и выходят на окраины селений встречать воображаемых врагов", - писала газета "Киевлянин" [25 ]. Во время октябрьских беспорядков того же года в Киеве "распространился слух, будто Евреями в городе сожжен Голосеевский монастырь и перерезаны все монахи" [26 ]. Даже расклеенные по городу опровержения за подписью генерала Карасса не смогли успокоить население.

Сами черносотенцы главной причиной еврейских погромов называли активное участие евреев в революционном движении. "Приняв во внимание подобное еврейское радение на революционной работе, станет понятным проявление взрывов народного негодования по адресу народа Израильского", - писали "Московские ведомости" [27 ]. "Рано или поздно терпение простых русских людей лопается, и последствиями являются, как это ни тяжело, еврейские погромы", - утверждал правый публицист А.В.Ососов [28 ].

Для подобных заявлений у правых имелись основания. К 1905 г. 18,8 % членов РСДРП составляли евреи [29 ], среди анархистов и эсеров эта цифра была еще выше. "Московские ведомости" утверждали, что "из всего числа революционных агитаторов, задержанных администрацией, около 90% приходится на евреев" [30 ]. В Одессе 16 октября 1905 г. властями было арестовано 214 участников беспорядков, 197 из них было евреями [31 ]. Д.И.Иловайский со страниц своей газеты также утверждал, что в Одессе "большинство задержанных за стрельбу в войска и полицию - главным образом, евреи" [32 ]. По данным члена "Русского Собрания" М.М.Бородкина, евреи составляли 29,1% в числе привлеченных к ответственности по политическим делам за 1904 - 1907 гг. [33 ] Тверская губерния не входила в черту оседлости, тем не менее, за период с 1 апреля по 1 октября 1907 г. за революционную деятельность административной высылке из ее пределов подверглось 14 человек, из которых четверо (т.е. 35%) было евреями [34 ].

Но все же нельзя не признать, что в действиях погромщиков имели место не только политические, но и религиозно-этнические мотивы. Во многих случаях выставленные в окнах еврейских квартир православные иконы служили надежной защитой от погромщиков [35 ]. Генерал А.С.Лукомский вспоминал о своем прибытии в Киев после октябрьских погромов: "Во всех окнах квартир, гостиниц, магазинов были выставлены иконы. Иконы украшали окна и заведомо еврейских магазинов..." [36 ].

Социальный состав погромщиков на протяжении нескольких октябрьских дней претерпел существенные изменения. Инициаторами патриотических манифестаций, перешедших в погромы, как правило, были рабочие. В Одессе первыми на улицы вышли портовые грузчики [37 ]. В предместье Киева Соломенке погром устроила партия чернорабочих из города (около 2000 человек), в другом пригороде - Демиевке - инициаторами беспорядков стали рабочие сахарного завода, после того как революционная демонстрация с красными флагами удалилась в Киев [38 ]. В.В.Шульгин также отмечал, что среди погромщиков большинство "по-видимому, рабочие" [39 ]. Впоследствии к погромам начали присоединяться и деклассированные элементы. В Одессе по сообщениям очевидцев погромы устраивали лица, примкнувшие к патриотическим манифестациям: "...по пути следования к толпе присоединялись и многие другие случайно попавшие лица, в том числе много хулиганов, босяков..." [40 ]. В Киеве на третий день погрома "состав толпы значительно изменился, в ней преобладали разные безработные и босяки" [41 ].

Но самую активную роль в погромах сыграли крестьяне, главной целью которых был грабеж еврейского имущества. В Стародубе Черниговской губернии 24 октября "весь день добровольная русская милиция с трудом задерживала вторжения в город вооруженных ружьями партий сельских громил и грабителей" [42 ]. В Гостомель (пригород Киева) "из окрестных сел приехала толпа в 300 человек. Устроили погром, загрузив подводы награбленным имуществом, разъехались по домам, предварительно попросив священника отслужить молебен за здравие Государя-Императора" [43 ]. По подсчетам С.А.Степанова, крестьяне составили 83% погромщиков [44 ].

Погромы явились реакцией определенной части населения на дальнейшее развитие революции и были направлены, в первую очередь, против нее. Но, одновременно, они преследовали и другую цель: устранить экономических конкурентов, главным образом в сфере торговли. Расследование событий в Киеве установило: "Случалось, что подстрекали к погрому мелкие лавочники - конкуренты евреев... хозяева мелких ремесленных заведений..." [45 ]

Манифест 17 октября внес определенную дезорганизацию в действия властей, ибо "дарованные свободы" противоречили введенному во многих местах военному положению. Официальные лица, за редким исключением, не принимали никаких мер к прекращению погромов. Сенатор Е.Турау, расследовавший киевские события, отмечал: "В дни погрома поражало то несомненное, близкое к попустительству бездействие войск и полиции" [46 ]. В Одессе, командующий войсками округа А.В.Каульбарс, давая указания полицейским, заявил: "Мы все сочувствуем погрому..." [47 ]. Среди погромщиков также царило убеждение, что "начальство разрешило грабить евреев". Например, в Черниговской губернии в с.Лечицы староста говорил односельчанам о пришедшем из города распоряжении бить евреев [48 ].

Полиция, в большинстве своем, также не препятствовала беспорядкам. В Одессе, после того как произошло нескольких инцидентов между населением и городовыми, последние были сняты с постов и сосредоточены в участках, чтобы предотвратить нападения на одиночных полицейских. Распоряжением градоначальника Д.Б.Нейдгарта войска также были удалены с улиц, дабы "дать населению возможность беспрепятственно использовать предоставляемую манифестом свободу во всех видах" [49 ]. Таким образом, власти бросили город на произвол судьбы.

Видя бездействие полиции, войска зачастую просто не вмешивались в происходящее. Один казак в Киеве так объяснил свою задачу, полученную на патрулирование улиц: "чтобы никто не стрелял в громил из окон и с балконов, и чтобы они не подрались между собой" [50 ]. Многие современники даже считали, что военнослужащие принимали участие в погромах. Но такие случаи были лишь в Одессе. Согласно рапорту командующего войсками Одесского округа "в толпе уличных громил и грабителей присутствовали отдельные личности в военной одежде" [51 ]. В Киеве же в погроме участвовали запасные, отпущенные домой по окончании Русско-японской войны. Кроме того, в том же Киеве войскам было отдано распоряжение - отнимать и сносить награбленное в указанные места. Вид нагруженных вещами солдат, выполняющих этот приказ, и вызвал слухи об их участии в грабежах [52 ].

Октябрьскому погрому противодействовала одна еврейская самооборона. Но ее активность, в большинстве случаев, лишь усугубляла положение. Не в силах защитить еврейское население от многочисленных толп, еврейская самооборона своими выстрелами лишь провоцировала эскалацию погрома. Расследование сенатора Е.Турау показало, что "в ответ на выстрелы самообороны даже по громилам, войска давали залп по окнам, затем его грабила толпа" [53 ].

Большинство современников считало, что октябрьские события 1905 г. кем-то организованы, аргументируя это тем, что погромы одновременно охватили огромную территорию. И либеральные, и демократические круги не допускали возможности самостоятельного выступления народных масс в защиту самодержавия. Первые считали их неспособными без воздействия агитаторов на массовые организованные действия (каковыми им представлялись погромы), а вторые не допускали, что народ, который они считали носителем высших моральных ценностей, способен по своей инициативе устроить кровавые беспорядки.

Американский исследователь А.Ашер считает "достаточно правдоподобными" представления о том, что погромы 1905 г. "планировались царским правительством", иначе как, по его мнению, можно объяснить "такой взрыв ненависти во многих отдаленных один от другого регионах огромной страны с временным интервалом всего в несколько дней" [54 ]. Главным аргументом в пользу организации погромов властями А.Ашер считает деятельность небезызвестной типографии жандармского ротмистра М.С.Комиссарова, полулегально печатавшей в стенах Департамента полиции листовки антисемитского содержания [55 ]. Но вышеназванная "типография" состояла из одной ручной ротационной машины, конфискованной у революционеров, и потому не могла обеспечить печатной продукцией всю страну и действовала она с декабря 1905 по февраль 1906 г. [56 ], то есть уже после того, как волна погромов прокатилась по стране.

Вряд ли в России в октябре 1905 г. существовала сила, способная за несколько часов (напомним, манифест 17 октября явился полной неожиданностью и для революционеров, и для представителей властей) вывести на улицы десятки тысяч человек в сотнях населенных пунктов и организовать их на решительные действия. Этой же точки зрения придерживались и монархисты. "Чтобы там не толковали еврейские и еврействующие газеты о происках полиции и администрации, об организации "черных сотен", они сами в душе должны сознаться, что это или... самоутешение, или "прием" борьбы. Слишком дружно, слишком стихийно разразились события по опубликовании Манифеста 17 октября, чтобы здесь можно было признать злонамеренное подстрекательство темной толпы или подкуп, тем более, что Манифест явился неожиданностью", - писал журнал "Мирный труд" [57 ].

Не выдерживает критики и выдвинутая оппозицией и прочно закрепившаяся в публицистической литературе версия об организации погромов октября 1905 г. черносотенными (монархическими) партиями. Часть еврейских погромов вообще произошла до появления массовых правых организаций. Так только в 1904 г., во время русско-японской войны, по сведениям, Я.С.Хонигсмана и А.Я.Наймана "в различных местностях отмечено около трех десятков погромов" [58 ]. Летом 1905 г. в районе Керчи произошел "погром в поселках Еникале, Опасное, Капканы", поводом к которому "послужило отношение евреев к поражениям России в Русско-Японской войне" [59 ].

В октябре 1905 г. произошло 690 погромов в 660 населенных пунктах [60 ]. К этому времени в России существовало всего три черносотенных организации, предполагавших расширить свою деятельность на всю страну: "Русское собрание", Союз русских людей (СРЛ) и Русская монархическая партия (РМП). Количество их сторонников исчислялось сотнями человек, большинство которых проживало в столицах. Возникшие же на местах в течение лета и осени 1905 г. несколько десятков мелких монархических кружков, не представляли собой серьезной силы вследствие политической маргинальности как их организаторов, так и участников.

"Киевлянин" в свойственном ему стиле писал: "Вся славная стая иудейских адвокатов, самых знаменитых, просто знаменитых и совсем не знаменитых, со всеми сворами ищеек, употребляли неимоверные усилия, чтобы найти хоть маленькое доказательство страшной организации хулиганов и грабителей, и ничего не нашли" [61 ]. Правый публицист А.П.Липранди объяснял погромы 1905 - 1906 гг. как раз "отсутствием монархических организаций, влияние которых на народные массы оказалось потом именно совершенно противоположным; с ростом и повсеместным распространением их погромы не усилились, а наоборот, совершенно прекратились" [62 ]. Например, монархическая манифестация, проведенная Союзом русского народа 4 июня 1907 г. в Одессе в период резкого обострения противостояния между еврейским и православным населением города, прошла без эксцессов [63 ]. А по сообщению газеты "Тверское Поволжье", весной 1907 г в Красном селе Костромской губернии беспорядки были "прекращены исключительно благодаря вмешательству членов Союза [русского народа]" [64 ].

Когда черносотенное движение набрало силу, в Российской империи произошло только два погрома, сравнимых по своим масштабам с октябрьскими, в Седлеце и Белостоке в 1906 г. Но монархические партии не могли в этих городах иметь большого влияния, так как русское население в них значительно уступало по численности полякам и евреям. Например, в Белостоке к 1889 г. на 2242 православных приходилось 3447 католиков, 2366 протестантов и 48552 иудеев [65 ]. По сведениям, приводимым В.М.Острецовым, главную роль в погроме сыграли приехавшие на рынок крестьяне окрестных деревень [66 ]. А о том, что антисемитские настроения присутствовали и у польского населения, свидетельствуют документы Департамента полиции. Так, в одном из них сообщается, что 13 ноября 1906 г. на Волыни в Староконстантиновском уезде задержан поляк Б.Орпиковский "за призыв к избиению евреев" [67 ].

Таким образом, еврейские погромы осени 1905 г. возникли стихийно как реакция консервативно настроенной части городских низов на дальнейшее развитие Первой русской революции, активную роль в которой играли евреи. Кровавые беспорядки были вызваны сразу несколькими причинами. Важнейшими из них были появление на улицах больших масс людей с противоположными политическими убеждениями, наэлектризованных предыдущими революционными событиями, и экономическая борьба между еврейскими и христианскими торговлей и ремеслом. Именно поэтому пострадали и беднейшие слои еврейского населения, за свою революционность, и состоятельные, как экономические конкуренты. Кроме того, определенную роль в эскалации насилия сыграла и "племенная вражда", в основе которой лежало религиозно-этническое противостояние между последователями христианства и иудаизма.
Игорь Владимирович Омельянчук , кандидат исторических наук, доцент (Харьков)

СНОСКИ

1 - Сами монархисты не отказывались от этого наименования, считая его почетным, и усматривали прямую связь своих организации со средневековыми "черными сотнями" (посадскими торгово-ремесленными корпорациями) ставшими основой Второго ополчения освободившего Москву от польских интервентов в 1612 г.
2 - Шульгин В.В. Годы. Дни. 1920. М., 1990. С. 343; Погромы по официальным документам. С-ПБ., 1908. С. 229.
3 - Погромы по официальным документам. С. 227.
4 - Шульгин В.В. Годы. Дни. 1920. С. 340.
5 - РГИА. Ф. 1405. Оп. 539. Д. 384. Л. 3.
6 - Погромы по официальным документам. С. 230.
7 - Там же. С. СХХIV, СХХV.
8 - Там же. С. CXLVIII, CL.
9 - ГАРФ. Ф. 116. Оп. 1. Д. 128. Л. 19 об.
10 - Московские ведомости. 1905. 23 октября. N 281.
11 - То же. 30 октября. N 288.
12 - То же. 23 октября. N 281.
13 - Киевлянин. 1905. 28 октября. N 298.
14 - РГИА. Ф. 1405. Оп. 539. Д. 384. Л. 3.
15 - Цит. по: Шульгин В.В. "Что нам в них не нравится...": об антисемитизме в России. С-Пб., 1992. С. 239.
16 - Ашер А. Погроми 1905 року: самочинн?сть, чи заплановане насильство? // Ф?лософська? соц?олог?чна думка. 1994. N 5-6. С. 187.
17 - Иванов Ю. Рабинович и другие. Еврейский вопрос в Шуйском уезде // Родина. 2002. N 4-5. С. 119.
18 - Московские ведомости. 1905. 25 октября. N 283; 30 октября. N 288.
19 - Степанов С.А. Черная сотня в России (1905 - 1914 гг.). С.56.
20 - Речи по погромным делам. Вып. II. К.,1908. С. 95, 105.
21 - Погромы по официальным документам. С. 263.
22 - ГАХО. Ф. 3. Оп. 287, ч. 1. Д. 1115. Л. 3, 3 об.
23 - Киевлянин. 1905. 26 июня. N 174.
24 - Степанов С.А. Черная сотня в России (1905 - 1914 гг.). С.58.
25 - Киевлянин. 1905. 29 апреля. N 117.
26 - Московские ведомости. 1905. 22 октября. N 280.
27 - Там же.
28 - Ососов А.В. Еврейский вопрос // Мирный труд. 1906. N 2. С. 24.
29 - Киселев И.П., Корелин А.П., Шелохаев В.В. Политические партии в России в 1905 - 1907 гг.: численность, состав, размещение // История СССР. 1990. N 4. С. 72.
30 - Московские ведомости. 1906. 11 января. N 8.
31 - Погромы по официальным документам. С. CXXV.
32 - Кремль. 1906. 16 января. NN 23, 24 и 25.
33 - Бородкин М.[М.] О революции // Мирный труд. 1907. N 6-7. С. 137.
34 - ГАТО. Ф. 927. Оп. 1. Д. 1184. Л. 32 об.
35 - См. напр.: Киевлянин. 1905. 21 октября. N 291; 26 октября. N 296 и др.
36 - Лукомский А.С. Воспоминания // Вопросы истории. 2001. N 6. С. 73.
37 - Погромы по официальным документам. С. СХLVIII.
38 - Киевлянин.1905. 25 октября. N 295.
39 - Шульгин В.В. Годы. Дни. 1920. С. 363.
40 - Погромы по официальным документам. С. СL.
41 - Киевлянин. 1905. 21 октября. N 291.
42 - Московские ведомости. 1905. 29 октября. N 287.
43 - Киевлянин. 1905. 26 октября. N 296.
44 - Степанов С.А. Черная сотня в России (1905 - 1914 гг.). С. 79.
45 - Погромы по официальным документам. С. 239.
46 -Там же. С. 239.
47 - Там же. С. СLXIV, CLXXXI.
48 - Степанов С.А. Черная сотня в России (1905 - 1914 гг.). С. 80.
49 - Погромы по официальным документам. С. СХХХIV.
50 - Погромы по официальным документам. С. 241.
51 - Там же. С.193.
52 - Там же. С. 245.
53 - Погромы по официальным документам. С. 238.
54 - Ашер А. Указ. соч. С. 185.
55 - Там же. С. 191.
56 - Рууд Ч.А., Степанов С.А. Фонтанка, 16: Политический сыск при царях. М., 1993. С. 297.
57 - Р.Е. Современные впечатления // Мирный труд. 1905. N 9. С. 215.
58 - Хонигсман Я.С., Найман А.Я. Евреи Украины. Краткий очерк истории. Ч. 1. К., 1993. С. 140.
59 - ЦГИАУ. Ф. 348. Оп. 1. Д. 86. Л. 2.
60 - Кожинов В.В. Загадочные страницы истории ХХ в. М.: Прима В, 1995. С. 109.
61 - Киевлянин. 1905. 16 декабря. N 347.
62 - Липранди А.П. Равноправие и еврейский вопрос // Мирный труд. 1910. N 10. С. 35.
63 - ЦГИАУ. Ф. 268. Оп. 1. Д. 112. Л. 16.
64 - Тверское Поволжье. 1907. 28 марта. N 142.
65 - Энциклопедический словарь / Издатели Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. Т. V. СПб., 1891. С. 236.
66 - См.: Острецов В.М. Черная сотня и красная сотня (Правда о Союзе Русского Народа). М., 1991. С. 21.
67 - ЦГИАУ. Ф. 1335. Оп. 1. Д. 582. Л. 1.

Пик революционных событий в Кургане и Шадринске пришелся на конец 1905 г. Самые страшные события произошли 19 октября 1905 г. Накануне, 18 октября, в городе был получен Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка. В Кургане в ознаменование данного события было решено организовать 19 октября большой митинг. По городу в течение всего дня курсировали самые противоречивые слухи: что железнодорожные рабочие будут громить тюрьму, что забастовщики угрожают разграблением казначейства. Напряжение в городе нарастало.

Уже утром около 1000 человек, в основном рабочие железной дороги, собрались у здания вокзала. Толпа с красными флагами, на которых было написано «Свобода личности», «Свобода собраний», «Свобода слова», и под революционные песни двинулась в город. По донесениям курганского исправника, в толпе находился агитатор – студент-еврей, сосланный в Сибирь за революционную пропаганду. Курганской жандармерии не только не удалось его арестовать, не узнали даже его имя. В процессе движения толпа увеличилась до 4-5 тысяч человек. Среди митингующих были школьники и студенты, в том числе ученики железнодорожного училища, которых привел учитель Забелин. Во избежание беспорядков полковник Павлушин и помощник исправника Иконников подтянули к тюрьме две полуроты (130 человек) солдат курганского гарнизона и стоящих в городе гвардейцев. Солдаты перекрыли дорогу к Курганскому тюремному замку, возле которого произошло столкновение между митингующими и войсками.

Одновременно в Общественном собрании состоялся митинг представителей городского купечества и интеллигенции. Здесь присутствовали потомственный почетный гражданин, купец I гильдии Ф.Д. Смолин, курганский врач П.П. Успенский , городской голова Ф.В. Шветов, мировой судья И.Е. Рогозин и другие. После митинга в Общественном собрании все, кроме Городского головы, пошли на улицу Троицкую с решением зачитать и разъяснить собравшимся на ярмарке людям Императорский манифест. Судья Рогозин и врач Успенский зачитали и разъяснили манифест народу на площади перед Троицкой церковью, где в этот день велась торговля. В это время поступили первые сведения о разгроме демонстрации рабочих возле тюремного замка. Новая демонстрация двинулась по ул. Троицкой (современная улица Куйбышева). Подходя к Александровской женской гимназии, они увидели приближающихся солдат. Доктор Ротенберг выступил с речью, в которой требовал увести солдат с улиц города в казармы. Солдаты стали отступать, но потом неожиданно перешли в атаку.

Впоследствии стороны обвиняли друг друга в случившемся кровопролитии. Полковник Павлушин утверждал, что демонстранты своими оскорблениями и антиправительственными речами привели солдат в негодование, и те пошли в атаку, исполняя присягу. Другая сторона утверждает, что наступление военных на толпу началось после прямого приказа полковника. В результате столкновений пострадало 44 человека, в том числе купец Ф.Д. Смолин. Врачи Н.С. Коган и П.П. Успенский на допросе указывали, что у большинства пострадавших ушибы, в том числе рук и головы, которые могли быть получены не только от ударов прикладами, но и в толпе во время панического бегства. После этих серьезных беспорядков в Курган прибыл вице-губернатор для выяснения причин трагедии и наказания виновных.

Продолжающаяся забастовка на железной дороге едва не привела к столкновению между пассажирами, которые уже неделю жили на станции Курган, будучи не в состоянии уехать (их было около 2 тысяч человек), и бастующими железнодорожниками. 23 октября 1905 г. собрание предпринимателей Кургана приняло почти все требования, предъявленные рабочими предприятий, в том числе выдачу недельной зарплаты не в субботу, а в пятницу, огораживание решеткой опасных мест и механизмов на производстве, выплаты семье пенсии в случае смерти рабочего со стажем от 15 лет. При этом одно из основных требований рабочих – введение 8-часового рабочего дня – принято не было.

Шадринские рабочие также активно участвовали в октябрьской забастовке. В ноябре 1905 г. служащие шадринской почтово-телеграфной конторы выдвинули свои требования: 8-часовой рабочий день, увеличение заработной платы, свобода митингов, демонстраций, право на создание своего профсоюза. В результате забастовки Шадринск на целую неделю оказался оторван от страны. На волне октябрьской стачки там стали создаваться профсоюзы: приказчиков, учителей, земских служащих, медиков. 30 октября они слились в один «Союз 3-го элемента в земстве». Учительский союз Шадринска выпускал газету «Освобождение».

Повторное обострение ситуации в Кургане прослеживается 10 декабря 1905 г., когда началась политическая забастовка рабочих железной дороги, 23 декабря было объявлено военное положение.

Совет министров Российской империи
Общая информация
Дата создания 19 октября 1905 года
Предшествующее ведомство Комитет министров Российской империи
Дата упразднения 27 февраля 1917 года
Заменено на Временное правительство России
Председатель Совета Министров С. Ю. Витте (первый)
Георгий Львов (последний)

Совет министров Российской империи - высший исполнительный орган власти Российской империи , созданный в новом виде именным Высочайшим указом от 19 октября 1905 года для общего «управления и объединения действий главных начальников ведомств по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления». Министры перестали быть отдельными чиновниками , ответственными перед императором каждый лишь за свои действия и распоряжения.

Состав

Совет министров возглавлялся Председателем совета министров .

В Совет министров входили:

  • Министр путей сообщения
  • Министр императорского двора

1-й период

  1. Александр II (1857-1881)

2-й период

  1. Витте, Сергей Юльевич (19 октября 1905 - 22 апреля 1906)
  2. Горемыкин, Иван Логгинович (22 апреля - 8 июля 1906)
  3. Столыпин, Пётр Аркадьевич (8 июля 1906 - 1 сентября 1911)
  4. Коковцов, Владимир Николаевич (11 сентября 1911 - 30 января 1914)
  5. Горемыкин, Иван Логгинович, повторно (30 января 1914 - 20 января 1916)
  6. Штюрмер, Борис Владимирович (20 января - 10 ноября 1916)
  7. Трепов, Александр Фёдорович (10 ноября - 27 декабря 1916)
  8. Голицын, Николай Дмитриевич (27 декабря 1916 - 27 февраля 1917)

1-й период

Совет министров учреждался для «исключительного рассмотрения в Высочайшем присутствии Его величества» дел, требующих «общего соображения», т. е. относящихся к нескольким отраслям управления одновременно.

В состав Совета министров входили министры и приравненные к ним главноуправляющие ведомств, председатель Государственного совета и председатель Комитета министров , а также по особому назначению императора другие высшие чиновники. Председателем Совета являлся сам император, который мог вносить на его рассмотрение любые вопросы. Все дела докладывали Совету министры по принадлежности, а делопроизводство возлагалось на управляющего делами Комитета министров; собственной канцелярии Совет министров не имел. При всех заседаниях Совета присутствовал государственный секретарь, для представления по законодательным вопросам сведений из дел государственного совета. Заседания Совета министров не были регулярными и назначались каждый раз императором.

Рассмотрению в Совете подлежали: «виды и предположения к устройству и усовершенствованию разных частей, вверенных каждому Министерству и Главному управлению», «сведения о ходе работ по устройству и усовершенствованию...», первоначальные законодательные предположения с последующим внесением на рассмотрение Государственного совета; меры, требующие общего содействия разных ведомств, но не подлежащие рассмотрению в других высших государственных учреждениях; сведения о важнейших распоряжениях по каждому ведомству, требующих «общего соображения»; заключения комиссий, создаваемых императором для рассмотрения отчётов министерств и главных управлений.

Примечания

Литература

  • Государственность России . М., 2001, кн. 4, стр. 136-139.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907. Статья Водовозова В. В.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Начало XX в. - время возникновения политических партий, официальным основанием для возникновения которых явилсяМанифест 17 октября 1905 г., провозгласивший свободу слова, собраний и союзов.

В октябре в Москве началась забастовка, которая охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. Правительство и Николай II оказались перед необходимостью выбора: "железной рукой" наводить порядок или пойти на уступки. Граф Сергей Витте, вскоре назначенный главой правительства, решительно отстаивал вторую возможность. В начале октября 1905 г. Витте подал царю «всеподданнейший доклад», в котором задачей Правительства провозглашалось «стремление к осуществлению теперь же, впредь до законодательной санкции через Государственную думу», гражданских свобод. Тут же подчеркивалось, что «устроение правопорядка» дело долгое. Важнейшими мерами по урегулированию ситуации Витте здесь называл объединение министерств и преобразование Государственного совета. данный доклад был чересчур умеренным, причем таковым он казался даже Николаю II. Как следствие, 14 октября он приказал Витте разработать манифест о свободах. Витте, в свою очередь, поручил министру финансов А.Д. Оболенскому. 17 октября, Николай II подписал манифест в том виде, в котором был подготовлен А.Д. Оболенским и Н.И. Вучетичем под руководством Витте. Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка был обнародован 17 октября 1905 года. Историческое значение Манифеста заключалось в распределении единоличного права Российского Императора законодательствовать, между, собственно, монархом и законодательным (представительным) органом - Государственной думой. Таким образом, в России вводилась парламентская система. Государственный совет (высший законосовещательный орган Российской империи, существующий с 1810 года) становился верхней палатой парламента, Государственная дума - нижней палатой. К выборам в парламент привлекались слои населения, ранее лишенные избирательных прав. Без одобрения парламента не мог вступать в силу ни один закон. В то же время за Императором сохранялось право распускать Думу и блокировать её решения своим правом вето. Впоследствии Николай II не раз пользовался этими правами.

Также, Манифест провозглашал и предоставлял гражданские права и свободы, как то: свобода совести, свобода слова, свобода собрания и свобода формирования объединений. Таким образом, манифест был предшественником российской конституции.

Либеральная общественность встретила манифест ликованием. Цель революции считалась достигнутой, завершилось оформление партии кадетов, возник «Союз 17 октября» и другие партии. Левые круги, социал-демократы и эсеры, не были ни в малейшей степени удовлетворены и решили продолжать борьбу для достижения своих программных целей. Публикация манифеста также привела к наиболее массовым еврейским погромам в истории Российской империи.

69Совет министров Российской Империи (1905 – 1917 гг.): создание, состав, функции.

Совет министров Российской империи - высший исполнительный орган власти Российской империи, созданный в новом виде именным Высочайшим указом от 19 октября 1905 года для общего «управления и объединения действий главных начальников ведомств по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления». Министры перестали быть отдельными чиновниками, ответственными перед императором каждый лишь за свои действия и распоряжения.

Ранее, с 1861 года, существовал орган с таким же названием под председательством императора - наряду с Комитетом министров. Он рассматривал дела, которые требовали не только утверждения императора, но и личного его присутствия при их обсуждении. Заседания не были регулярными и назначались каждый раз императором.

После февральской революции 1917 года был заменён Временным правительством.

19 октября (1 ноября) 1905 г. согласно указу Николая II «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений» была возобновлена деятельность Совета министров. Все министерства и главные управления объявлялись частями единого государственного управления.

Создание Совета министров в 1857-1861 гг. не привело к появлению органа управления, способного устранить разрозненность и несогласованность в действиях министров и обеспечить хотя бы относительное единство деятельности центральных правительственных учреждений. Поскольку вся власть сосредоточивалась в руках Императора, дела решались в основном посредством представления на высочайшее усмотрение всеподданнейших докладов, объективно несовместимых с принципом коллегиальности в управлении.

В 1905 г., в связи с образованием Государственной думы, Совет министров был преобразован. На преобразованный Совет возлагалось «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам, как законодательства, так и высшего государственного управления».

В состав Совета входили министры внутренних дел, финансов, юстиции, торговли и промышленности, путей сообщения, народного просвещения, военный, морской, императорского двора и уделов, иностранных дел, главноуправляющий землеустройством и земледелием, государственный контролёр и обер-прокурор Синода. Главы других ведомств участвовали в заседаниях Совета только при рассмотрении дел, непосредственно касавшихся компетенции их ведомств. Председателем Совета министров был не сам император, как это было ранее, а назначавшееся им лицо из числа министров.

Делопроизводство Совета министров велось его постоянной канцелярией (в XIX в. делопроизводство Совета министров вела канцелярия Комитета министров) во главе с управляющим делами Совета. Заседания Совета стали проводиться регулярно, несколько раз в неделю и фиксировались в специальных журналах.

К кругу ведения Совета министров относились: направление законодательных работ и предварительное рассмотрение предположений министерств, ведомств, особых совещаний, комитетов и комиссий по законодательным вопросам, вносившимся в Государственную думу и Государственный совет; обсуждение предложений министров по общему министерскому устройству и о замещении главных должностей высшего и местного управления; рассмотрение по особым повелениям императора дел государственной обороны и внешней политики, а также дел по Министерству Императорского Двора и уделов. Помимо этого, Совет министров обладал значительными правами в области государственного бюджета и кредита.

Никакая, имеющая общее значение, мера управления не могла быть принята главами ведомств помимо Совета министров, однако из ведения Совета фактически были изъяты дела государственной обороны и внешней политики, а также дела Министерства Императорского Двора и уделов - они вносились на рассмотрение Совета министров лишь по особым повелениям императора или главами этих ведомств. Вне компетенции Совета министров также находилась ревизионная деятельность Государственного контроля, Собственная е. и. в. канцелярия и Собственная е. и. в. канцелярия по учреждениям имп. Марии.

В связи с упразднением Комитета министров в 1906 г., к Совету министров перешло большинство оставшихся за Комитетом функций (введение, продление и прекращение положений об усиленной и чрезвычайной охране, назначение местностей для водворения ссыльных, усиление личного состава жандармерии, полиции, надзор за городским и земским самоуправлением, учреждение компаний и др.). Позднее, в 1909 г., для рассмотрения этих «комитетских дел» был образован так называемый Малый Совет министров.

Совет министров прекратил свою деятельность 27 февраля (12 марта) 1917 г. в ходе Февральской революции. Функции Совета министров как высшего органа государственного управления перешли к образованному 2 (15) марта 1917 г.Временному правительству.

70Государственная Дума Российской Империи: создание, состав, функции.

Государственная дума Российской империи - законодательное учреждение Российской империи. Дума являлась нижней палатой парламента, верхней палатой был Государственный совет Российской империи. Всего было 4 созыва Государственной думы.

До 1905 г. в Российской империи отсутствовал какой-либо представительный законодательный орган. Его появление стало результатом революции 1905 года.

6 августа 1905 года Манифестом Николая II была учреждена Государственная дума как «особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов» . Разработка положения о выборах возлагалась на министра внутренних дел Булыгина, срок созыва был установлен - не позднее половины января 1906 года. Однако разработанные комиссией во главе с Булыгиным и утвержденные царским манифестом от 6 августа 1905 года положения о выборах в Думу (правом голоса наделялись лишь ограниченные категории лиц: крупные собственники недвижимых имуществ, крупные плательщики промыслового и квартирного налога, и - на особых основаниях - крестьяне) вызвали сильное недовольство в обществе, многочисленные митинги протеста и забастовки в конце концов вылились во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку, и выборы в «Булыгинскую думу» не состоялись.

Новой основой законодательной компетенции Государственной думы стал п. 3 Манифеста 17 октября 1905 г, установивший «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы». Эта норма была закреплена в ст. 86 Основных законов Российской империи в редакции 23 апреля 1906: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения Государя Императора». Из совещательного органа, как устанавливалось Манифестом * от 6 августа 1905, Дума становилась законодательным органом.

Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга.

Распределение депутатов Государственной думы по партиям
Партия I Дума II дума III Дума IV Дума
РСДРП (10)
Эсеры - - -
Народные социалисты - - -
Трудовики 107 (97)
Прогрессивная партия -
Кадеты
Автономисты
Октябристы
Националисты - -
Левые - -
Беспартийные -

Созвана согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 года, по которому 49 % всех выборщиков принадлежало крестьянам. Выборы в Первую Государственную думу проходили с 26 марта по 20 апреля 1906.

Выборы Депутатов Думы происходили не напрямую, а через избрание выборщиков отдельно по четырём куриям - землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. Для первых двух выборы были двухстепенные, для третьей - трехстепенные, для четвёртой - четырёхстепенные. РСДРП, национальные социал-демократические партии, Партия социалистов-революционеров и Всероссийский крестьянский союз объявили выборам в Думу первого созыва бойкот.

Из 448 депутатов Госдумы I созыва кадетов было 153, автономистов (члены Польского коло, украинских, эстонских, латышских, литовских и др. этнических групп) - 63, октябристов - 13, трудовиков - 97, 105 беспартийных и 7 прочих.

Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга (после приема у Николая II в Зимнем). Председателем был избран кадет С. А. Муромцев. Товарищами председателя - князь П. Д. Долгоруков и Н. А. Гредескул (оба кадеты). Секретарем - князь Д. И. Шаховской (кадет).

Первая дума проработала 72 дня. Обсуждались 2 проекта по аграрному вопросу: от кадетов (42 подписи) и от депутатов трудовой группы Думы (104 подписи). Предлагали создание государственного земельного фонда для наделения землей крестьянства. Кадеты хотели включить в фонд казенные, удельные, монастырские, часть помещичьих земель. Выступали за сохранение образцовых помещичьих хозяйств и отчуждение за рыночную цену той земли, которая сдается ими в аренду. Трудовики требовали для обеспечения крестьян отвести им участки по трудовой норме за счет казенных, удельных, монастырских и частно-владельческих земель, превышающих трудовую норму, введение уравнительно-трудового землепользования, объявления политической амнистии, ликвидации Государственного совета, расширения законодательных прав Думы.

13 мая появилась правительственная декларация, которая объявляла недопустимым принудительное отчуждение земли. Отказ даровать политическую амнистию и расширить прерогативы Думы и ввести принцип ответственности перед ней министров. Дума ответила решением о недоверии правительству и замене его другим. 6 июня появился ещё более радикальный эссеровский «проект 33-х». Он предусматривал немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и объявление её со всеми недрами и водами общей собственностью всего населения России. 8 июня 1906 Царское правительство под предлогом, что Дума не только не успокаивает народ, но ещё более разжигает смуту, распустило её.

Думцы увидели манифест о роспуске утром 9-го числа на дверях Таврического. После этого часть депутатов собралась в Выборге, где 9-10 июля 200 депутатами было подписано т. н. Выборгское воззвание.

По своему составу она была в целом левее первой, так как в выборах участвовали социал-демократы и эсеры. Созвана согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 г. Из 518 депутатов было: социал-демократов - 65, эсеров - 37, народных социалистов - 16, трудовиков - 104, кадетов - 98 (почти вдвое меньше, чем в первой думе), правых и октябристов - 54, автономистов - 76, беспартийных - 50, казачья группа насчитывала 17, партия демократических реформ представлена одним депутатом. Председателем был избран кадет Ф. А. Головин. Товарищами председателя - Н. Н. Познанский (беспартийный левый) и М. Е. Березин (трудовик). Секретарем - М. В. Челноков (кадет). Кадеты продолжали выступать за отчуждение части помещичьей земли и передачу её крестьянам за выкуп. Крестьянские депутаты настаивали на национализации земли.

1 июня 1907 премьер-министр Столыпин обвинил 55 депутатов в заговоре против царской семьи. Дума была распущена указом Николая II от 3 июня (Третьеиюньский переворот).

Одновременно с указом о роспуске думы II созыва 3 июня 1907 года было опубликовано новое Положение о выборах в Думу, то есть новый избирательный закон. Согласно этому закону и была созвана новая дума. Выборы происходили осенью 1907. В 1-ю сессию Государственная дума III созыва насчитывала: крайних правых депутатов - 50, умеренно-правых и националистов - 97, октябристов и примыкавших к ним - 154, «прогрессистов» - 28, кадетов - 54, трудовиков - 13, социал-демократов - 19, мусульманская группа - 8, литовско-белорусская группа - 7, Польское коло - 11. Эта Дума была значительно правее двух предыдущих.

Председателями Думы 3-го созыва были: Н. А. Хомяков (октябрист) - с 1 ноября 1907 г. по 4 марта 1910 г., А. И. Гучков (октябрист) с 29 октября 1910 г. по 14 марта 1911 г., М. В. Родзянко (октябрист) с 22 марта 1911 г. по 9 июня 1912 г.

Товарищами председателя - кн. В. М. Волконский (умеренно правый), бар. А. Ф. Мейендорф (октябрист) с 5 ноября 1907 г. по 30 октября 1909 г., С. И. Шидловский (октябрист) с 30 октября 1909 г. по 29 октября 1910 г., М. Я. Капустин (октябрист) с 29 октября 1910 г. по 9 июня 1912 г. Секретарем - Иван Созонович (правый).

Состоялось пять сессий: с 1 ноября 1907 г. по 28 июня 1908 г., с 15 октября 1908 г. по 2 июня 1909 г., с 10 октября 1909 г. по 17 июня 1910 г., с 15 октября 1910 г. по 13 мая 1911 г., с 15 октября 1911 г. по 9 июня 1912 г. Третья Дума, единственная из четырёх, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок - с ноября 1907 года по июнь 1912 года.

Октябристы - партия крупных землевладельцев и промышленников - управляли работой всей Думы. Причем главным их методом было блокирование по разным вопросам с разными фракциями. Когда блокировались с откровенно правыми, появлялось правооктябристское большинство, когда составляли блок с прогрессистами и кадетами - октябристско-кадетское большинство. Но суть деятельности всей Думы от этого менялась незначительно.

Острые споры в думе возникали по разным поводам: по вопросам реформирования армии, по крестьянскому вопросу, по вопросу об отношении к «национальным окраинам», а также из-за личных амбиций, раздиравших депутатский корпус. Но и в этих крайне трудных условиях оппозиционно настроенные депутаты находили способы высказывать свое мнение и критиковать самодержавный строй перед лицом всей России. С этой целью депутаты широко использовали систему запросов. На всякое чрезвычайное происшествие депутаты, собрав определенное количество подписей, могли подать интерпелляцию, то есть требование к правительству отчитаться о своих действиях, на что должен был дать ответ тот или иной министр.

Большой опыт был накоплен в Думе при обсуждении различных законопроектов. Всего в Думе действовало около 30 комиссий. Большие комиссии, например бюджетная, состояли из нескольких десятков человек. Выборы членов комиссии производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве комиссий все фракции имели своих представителей.

Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища. Совещание делало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой.

Каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях. В первом, которое начиналось с выступления докладчика, шло общее обсуждение законопроекта. По завершении прений председатель вносил предложение о переходе к постатейному чтению.

После второго чтения председатель и секретарь Думы делали свод всех принятых по законопроекту постановлений. В это же время, но не позднее определенного срока, разрешалось предлагать новые поправки. Третье чтение являлось по существу вторым постатейным чтением. Смысл его состоял в нейтрализации тех поправок, которые могли пройти во втором чтении при помощи случайного большинства и не устраивали влиятельные фракции. По завершении третьего чтения председательствующий ставил на голосование законопроект в целом с принятыми поправками.

Собственный законодательный почин Думы ограничивался требованием, чтобы каждое предложение исходило не менее чем от 30 депутатов.

Выборы в IV Государственную Думу

Подготовка к выборам в IV Думу началась уже в 1910 г.: правительство предпринимало огромные усилия к тому, чтобы создать нужный ему состав депутатского корпуса, а также максимально задействовав на выборах священнослужителей. Оно мобилизовало силы, чтобы не допустить обострения внутриполитической обстановки в связи с выборами, провести их «бесшумно» и с помощью «нажима» на закон сохранить и даже усилить свои позиции в Думе, и не допустить её сдвиг «влево». В результате правительство оказалось в ещё большей изоляции, так как октябристы отныне твердо перешли наравне с кадетами в легальную оппозицию.

Законодательная деятельность

Последняя в истории самодержавной России, Дума работала в предкризисный для страны и всего мира период. С ноября 1912 по февраль 1917 года состоялось пять сессий. Две пришлись на довоенный период и три - на период Первой мировой войны. Первая сессия проходила с 15 ноября 1912 года по 25 июня 1913 года, вторая - с 15 октября 1913 года по 14 июня 1914 года, чрезвычайная сессия состоялась 26 июля 1914 года. Третья сессия собиралась с 27 по 29 января 1915 года, четвёртая - с 19 июля 1915 года по 20 июня 1916 года, и пятая - с 1 ноября 1916 года по 25 февраля 1917 года.

По составу она мало отличалась от третьей, в рядах депутатов значительно прибавилось священнослужителей.

Среди 442 депутатов Госдумы IV созыва националистов и умеренно-правых - 120, октябристов - 98, правых - 65, кадетов - 59, прогрессистов - 48, три национальные группы (польско-литовско-белорусская группа, Польское коло, мусульманская группа) насчитывали 21 депутата, социал-демократы - 14 (большевиков - 6, меньшевиков - 7, 1 депутат, не являвшийся полноправным членом фракции, примыкал к меньшевикам), трудовики - 10, беспартийные - 7. Председателем думы был избран октябрист М. В. Родзянко. Товарищами председателя были: кн. Д. Д. Урусов (прогрессист) с 20 ноября 1912 г. по 31 мая 1913 г., кн. В. М. Волконский (беспартийный, умеренно правый) с 1 декабря 1912 г. по 15 ноября 1913 г., Н. Н. Львов (прогрессист) с 1 июня по 15 ноября 1913 г., А. И. Коновалов (прогрессист) с 15 ноября 1913 г. по 13 мая 1914 г., С. Т. Варун-Секрет (октябрист) с 26 ноября 1913 г. по 3 ноября 1916 г., А. Д. Протопопов (левый октябрист) с 20 мая 1914 г. по 16 сентября 1916 г., Н. В. Некрасов (кадет) с 5 ноября 1916 г. по 2 марта 1917 г., гр. В. А. Бобринский (националист) с 5 ноября 1916 г. по 25 февраля 1917 г., секретарем IV Думы был октябрист И. И. Дмитрюков.

С 1915 года ведущую роль в думе играл Прогрессивный блок. Четвёртая Дума и до Первой мировой войны, и во время неё часто находилась в оппозиции к правительству.

IV Государственная дума и Февральская революция

25 февраля 1917 года император Николай II подписал указ о прекращении занятий Думы до апреля того же года; Дума отказалась подчиниться, собираясь в частных совещаниях.

Будучи одним из центров оппозиции Николаю II, Дума сыграла ключевую роль в Февральской революции: её членами 27 февраля был образован Временный комитет Государственной думы, де-факто принявший на себя функции верховной власти, сформировав Временное правительство России.

После падения монархии Дума ни разу не собиралась в полном составе, хотя регулярные заседания проводил Временный комитет Государственной думы.

6 октября 1917 года Временное правительство распустило Государственную Думу в связи с подготовкой выборов в Учредительное собрание, а 18 декабря декрет СНК упразднил канцелярию Думы и её Временного комитета.

71Государственные Совет Российской Империи: реформирование в 1906 г., состав, функции

Государственный совет - высший законосовещательный орган Российской империи в 1810-1906 годах и верхняя палата законодательного учреждения Российской империи в1906-1917 годах.

Манифест 20 февраля 1906 года и новая редакция Основных законов Российской империи от 23 апреля 1906 учреждали Государственный совет как законодательный орган - верхнюю палату первого российского парламента, наряду с нижней палатой - Государственной думой.

Половина членов Государственного совета назначалась императором, другая половина - избиралась. Члены по выборам пользовались депутатской неприкосновенностью, в то время как члены по назначению оставались в первую очередь должностными лицами. Назначенные члены определялись в Госсовет по докладу председателя Совета Министров бессрочно. Списки назначенных часто превышали количество мест, поэтому 1 января каждого года 98 человек из списков определяли «на один год к присутствию» в общее собрание Государственного Совета. Общее число членов Госсовета по назначению не могло превышать число членов по выборам, их состав пересматривался ежегодно 1 января. Не попавшие «на один год к присутствию» из списка назначенных в Госсовет оставались на государственной службе, получали жалование членов Совета, но прав и обязанностей в общем собрании Госсовета не имели. Всего в первом составе Государственного совета было 196 членов (98 назначенных и 98 выбранных).

Избрание проводилось по 5 разрядам (куриям): от православного духовенства - 6 человек; от дворянских обществ - 18 человек; от губернских земских собраний - по одному от каждого; от академии наук и университетов - 6 человек; от совета торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ - 12 человек; кроме того 2 человека избирались от Финляндского сейма. Выборы были как прямыми (от губернских земских собраний) так и двухступенчатыми. Срок избрания членов по выборам составлял 9 лет. Каждые 3 года проводилась ротация, в результате которой выбывала 1/3 членов Совета по этим разрядам в очередном порядке. Это не касалось членов, избранных от земств, которые переизбирались каждые три года в полном составе. В Государственный совет не могли быть избраны лица, не имевшие права участвовать в выборах в Государственную Думу, лица моложе 40 лет или не окончившие курса в средних учебных заведениях и иностранные подданные. Председатель Государственного совета и его заместитель ежегодно назначались императором из числа членов Совета по назначению.

Статья 106-я Основных государственных законов определяла, что «Государственный совет и Государственная Дума пользуются равными в делах законодательства правами»; в реальности у Думы были определённые полномочия, которыми не обладал Совет. В случае прекращения или перерыва в деятельности Государственного совета и Государственной думы законопроект мог быть обсужден в Совете министров и утвержден императором в форме высочайшего указа, немедленно вступающего в силу. Но в большинстве случаев действовала обычная процедура: законопроект проходил через Думу и поступал в Госсовет. Здесь он обсуждался в соответствующей комиссии и департаменте, а затем - в общем собрании Совета.

Структура Государственного совета после 1906 года существенно изменилась. В нём помимо общего собрания и Государственной канцелярии осталось только двадепартамента (вместо четырёх), увеличилось число постоянно действующих комиссий. Заседания общего собрания Госсовета теперь стали публичными, на них могли присутствовать публика и представители прессы.

В Госсовете появились и свои политические группировки, объединявшие как выборных, так и назначенных членов: в 1906 г. образовались "Группа Правых, "Группа Центра и «Группа Левых»; в 1910 г. - «Кружок внепартийного объединения», в 1911 г. - «Группа Правого Центра».

В ходе Февральской революции 25 февраля 1917 года император Николай II издал указы о «перерыве в занятиях» Государственного совета и Государственной думы с планируемым сроком возобновления их деятельности не позднее апреля 1917. Однако свою деятельность Государственный совет так и не возобновил. Его общие собрания больше не собирались. С 1 мая 1917 года Временным правительством были упразднены должности членов Государственного совета по назначению. В декабре 1917 года Государственный совет был упразднен декретом Совета народных комиссаров.

Департаменты Государственного совета в 1906-1917 годах

Первый департамент сосредоточил в своих руках главным образом правовые вопросы. Он принимал решения по вопросам, которые вызвали разногласия в Сенате, между Сенатом и Министерством юстиции, Военным советом или Адмиралтейств-советом. Рассматривал дела, касающиеся ответственности за преступления, совершенные членами Государственного совета и Государственной думы, министрами и другими высшими чиновниками (занимавшими должности 1-3 классов по Табели о рангах), а также дела об утверждении в княжеском, графском и баронском достоинстве и др.

  • Билет 17 Воспроизведение на молекулярном и клеточном уровнях. Репликация ДНК 2. Эхинококк. Жизненный цикл и медицинское значение
  • Билет 9 Моногенное наследование. Наследование групп крови системы АВО и резус-фактор.2. Дизентерийная, кишечная и ротовая амебы. Жизненный цикл и медицинское значение
  • Билет5Методы изучения генетики человека. Биохимический и близнецовый методы, их задачи.2. Анкилостома и некатор. Жизненный цикл и медицинское значение

  • ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»