Формирование политической карты мира конспект. Тема: Современная политическая карта мира

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Тема урока: Политическая карта мира.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

    Совершенствовать знания о политической карте мира.

    Познакомиться с этапами формирования политической карты мира.

    Уметь объяснять количественные и качественные изменения на политической карте мира.

    Совершенствовать умения работать с политической картой мира.

Тип урока: изучения нового материала.

Оборудование: Политическая карта мира, раздаточный материал, атлас 10 класса, учебник.

Ход урока:

    Организационно целевой этап:

Приветствие:

— выявление отсутствующих учеников.

Проверка домашнего задания

2. Актуализация учебных знаний, их обобщение: Путешествие по физической карте мир «5 -ти минутка». Проходит в несколько этапов:

1этап: Ученики в паре спрашивают друг у друга физическую карту мира, по очереди. (Например: горы, равнины, реки, острова и т.д.)

2 этап: У доки по карте показывают учителю географические объекты, на время. (Физическую карту).

3 этап: Закрепление — ученики по памяти пишут все ему известные географические объекты с физической карты мира. Кто больше.

4этап: Подведение итогов.

3. Проверка домашнего задания по вопросам.
— Что изучает социально-экономическая география мира?

(Экономическая и социальная география мира – это общественная географическая наука, изучающая территориальную организацию человеческого общества. Социология – наука об обществе, о поведении людей.)
— Какие историко-географические регионы существуют в мире?

(Историко-географические регионы мира. Древними цивилизованными районами мира были долины Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхэ и Янцзы, а впоследствии территории Древнего Рима и Древней Греции.)
— Какие источники географических знаний для вас наиболее удобны в использовании и являются наиболее информативными?(Источником географических знаний служат: карты атласы учебники по географии справочники по географии журналы по географии книги по географии фотоснимки(снимки со спутника и др.)и т.д.
— Какие методы вы применяли при составлении опорных схем «Источники географических знаний» и «Методы географических исследований» ?(При составлении опорного конспекта следует подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы (например, всем известный образ позволяет оживить в памяти географический объект по ассоциации).
— Назовите ведущих ученых экономика – географов. (Баранский Н.Н. и т. Д.)

4. Мотивация учебной и познавательной деятельности.
— Рассмотрите политическую карту мира в атласах (страница3-4) ,а также на доске, и попробуйте сформулировать понятие «политической карте мира» (все варианты записываю на доске).
— А сейчас из записанных слов выделите существенные фразы, ключевые слова. В результате у нас сформировалось несколько определений.

Ответ: Политическая карта мира - географическая карта , отражающая страны мира , их форму правления и государственного устройства . Политическая карта отражает главные политико-географические изменения: образования новых независимых государств, перемену их статуса, слияние и разделение государств, утраты либо приобретение суверенитета , изменение площади государств, замену их столиц , изменение названия государств и столиц, перемену форм государственного правления и т. д.

5. Изучение нового материала.
1)Политическая карта мира.
Ваше толкование понятно, поскольку в социально-экономической географии понятие «политическая карта мира» используется в узком и широком смыслах. В узком смысле политическая карта мира – это географическая карта Земли, на которой отображены все страны и государства мира, их границы и столицы, некоторые другие географические объекты, имеющие важное политическое значение (поселения, пути сообщения и др.)

2). Работа с учебником. Параграф №1и 2.прочитать и ответить на вопросы:

Что такое политическая география?(Политическая география — это отрасль географии, исследующая политическую карту мира и закономерности ее изменения)

Чем отличается политическая география от физической географии? (Если в физическое географии изменения происходят медленно (изменение климата, движение литосферных плит, землетрясения, извержения вулканов), то в экономической, политической и социальной географии изменения происходят ежедневно. География осуществляется здесь и сейчас (изменение границ, вступление России в ВТО, политические потрясения, которые приводят к экономическим и социальным изменениям и др.)

Запись определений в тетрадь

Разберем и запишем. (Устно проговариваем каждую причину)

Причины изменения формирования политической карты мира

    революция

    национально-освободительные движения

    война

    религиозно-этнические конфликты

    изменения экономической формации

    изменения государственного строя

Работа с учебником:

Этапы формирования политической карты

    Древний (до V в. н.э. Возникновение и крушение первых государств)

    Средневековый V –XVI вв. (Возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии)

    Новый XVI – XIX вв. (Формирование колониальной империи)

    Новейший (1 пол. XX в. Формирование социалистических стран, распад колониальной системы)

    Современный:

1 этап – возникновение мировой социалистической системы, образования независимых государств в Азии (40-50-е годы XX в.)

2 этап – образование независимых государств, главным образом в Африке (60-70-е годы XX в.)

3 этап – крушение социалистической системы, глубокие изменения на карте Европы и Азии (80-90-е годы XX в.)

Самостоятельная работа: Найти в учебнике в параграфе №1определения по группам, у каждого варианта свои карточки.
Группа 1. Определите правовой статус понятий «страна», «государство».

(Государство - это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая правовой порядок на определённой территории. Страна — это государство, занимающее определенную, строго ограниченную территорию.)
Группа 2. Объясните суть государственного суверенитета. (Суверените́т - верховная власть, верховенство, господство) - независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство государственной власти.)

6. Закрепление новых знаний, умений и навыков.

Самостоятельная работа в тетради.

На основе политической карты мира в атласе и дополнительного материала выпишите в тетрадь, а затем нанести на контурную карту.

а) семь самых больших по территории стран мира; (1. Россия- 17 102 345 2. Канада- 9 976 139 3. Китай -9 640 821 4. США- 9 522 057

5.Бразилия- 8 511 965 6. Австралия- 7 686 850 7. Индия- 3 287 590)

в) десять стран мира с численностью населения свыше 100 млн. человек (Китай1 347 350 000 2.Индия1 223 442 000 3.США314 347 000 4.Индонезия237 641 326 5.Бразилия197 059 000 6.Пакистан176 728 500 7.Нигерия166 629 383 8.Бангладеш152 518 015 9.Россия145 452 581 10.Япония126 400 000)

с) 5 примеров полуостровных и 5 островных стран, 2 архипелага;

(Полуостровные Саудовская Аравия, Дания, Южная и северная Кореи

Островные Куба, Великобритания, Новая Зеландия

Архипелаги Микронезия, Полинезия, Япония, Индонезия Великобритания (если считать Ирландию северную вместе с ней)

д) 5 примеров внутриконтинентальных стран (1. Андорра
2. Афганистан 3. Ботсвана 4. Австрия 5. Бутан)

7. Итог урока: Так что же собой представляет политическая карта мира?

    По каким признакам выделяют суверенные государства?

    Перечислите основные этапы формирования политической карты мира.

8. Домашнее задание.

    Проработать параграф учебника №1-2.

    Узнать из дополнительных источников информации об очагах военных или политических конфликтов в мире и отметить их на контурной карте.

    Подготовиться к практической работе.

Открытый урок по географии на тему: Формирование политической карты мира.

Проведен в 10 классе 17 февраля 2015 года в рамках семинара учителей географии «Современные технологии в преподавании географии»

Цель:

Рассмотреть и систематизировать изменения, произошедшие на политической карте мира;

Задачи:

Образовательные: - рассмотреть понятие «Политическая карта мира» в широком и узком смысле;

- изучить периоды формирования политической карты мира и их содержание;

Дать качественную и количественную характеристику политической карте мира;

Познакомить с понятиями «страна» и «суверенитет»,

Развивающие : - совершенствовать навыки работы со специальными картами, статистическим материалом и компьютером, и на основе этого делать соответствующие выводы, умозаключения;

Воспитательные: - продолжить формирование коммуникативных навыков, воспитывать умения работать в малых группах;

Развитие способности к добровольному выполнению обязательств как личных, так и основанных на требованиях коллектива; формирование высоких моральных и волевых качеств, необходимых привычек поведения.

Планируемые результаты:

Предметные:

Базовый уровень: давать определения понятиям, различать качественные и количественные изменения на политической карте мира, приводить примеры;

Повышенный уровень: оценивать влияние исторических событий на формирование ПКМ, прогнозировать дальнейшие события на политической карте мира исходя из современной ситуации, используя информацию современных СМИ;

Формировать следующие УУД:

Личностные:

формирование географической культуры личности, расширение географического кругозора, гражданского патриотизма, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, готовность и способность принимать помощь и мнение старших.

Регулятивные : учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, в сотрудничестве с учителем, классом, находить несколько вариантов решения учебной задачи, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Познавательные : пользоваться тематическими картами, таблицами, схемами, строить сообщения в устной форме, строить логическое рассуждение и делать выводы, умение определять понятия; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

Коммуникативные : выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению, формулировать, аргументировать и отстаивать собственное мнение;

Образовательные технологии :

исследовательский метод, метод групповой работы.

Оборудование : настенные карты «Политическая карта мира», «Политическая карта Европы», политический глобус, проектор мульти – медиа, электронная презентация к уроку: «Формирование политической карты мира» , дополнительная литература: «Все о странах мира». Атлас справочник.

Индивидуальное оборудование : учебник Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина, География. Современный мир: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных организаций, «Мой тренажёр» автор В.В. Николина, Географический атлас, мобильные телефоны с выходом в Интернет, таблица «Страны, добившиеся политической независимости после второй мировой войны», смайлики.

Методы обучения : словесные, наглядные, практические; объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, исследовательские, репродуктивные.

Тип урока: изучение нового материала

Винакурова Ж.И.: Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок я решила начать с загадки.

Слайд 1

В географии чертёж

На ковёр большой похож.

На нём каждая страна

Из конца в конец видна.

Что это такое?

Ответы обучающихся: политическая карта мира.

ВЖИ: Действительно, изучив вопросы, касающиеся культуры, цивилизаций и религий мы подошли к разделу «Политическая карта мира».

Слайд 2

Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова:

«Значение политической карты огромно. Географическая политическая карта реально отражает действительность: международное положение, место стран в современном мире. Вместе с тем она, особенно в динамике, в исторической последовательности, - важнейший документ для государственных деятелей, политиков, политологов и важнейший инструмент для исследований, в том числе в политической географии – ветви экономической и социальной географии»

Какую информацию несёт ПКМ?

Со всеми ли доводами, сказанными в эпиграфе вы согласны?

Какие процессы не отражает ПКМ?

Ответы обучающихся

С политической картой мира мы работали и в предыдущих курсах географии. Как вы думаете: какие вопросы мы должны рассмотреть сегодня на уроке? Обратите внимание на вопросы в начале параграфа 20.

Ответы обучающихся: вопросы формирования политической карты мира, дать количественную и качественную характеристику политической карты мира, что бы перейти к изучению главных объектов ПКМ.

Тема нашего урока: Формирование политической карты мира (открывается слайд 3)

Слайд 4 Сегодня на уроке мы рассмотрим понятие «политическая карта мира» в узком и широком смысле, используя знания истории, литературные источники, рассмотрим периоды формирования политической карты мира, познакомимся с понятиями «Страна» и «Суверенитет», дадим качественную и количественную характеристику политической карте мира.

Для работы на уроке нам понадобится учебник География. Современный мир Гладкий, Николина, «Мой тренажёр» автор В.В. Николина, географический атлас, таблица «Страны, добившиеся политической независимости после второй мировой войны», дополнительная литература и телефоны с выходом в Интернет.

Слайд 5 (из 5 - 6 изображений ПКМ в разные периоды)

Многоликий природный фон Земли дополняется культурно – историческим и социально – экономическим разнообразием стран и народов. Множественный характер состояния культуры и цивилизации отражает политическая карта мира. Она включает взаимосвязанные объекты: географические (страны, территории) и этнические (народы). Поэтому облик мира всегда определяется пространством, где происходят события жизни, временем их свершения и народами, существующими в пространстве и времени в качестве действующих персонажей на театре истории. Поскольку мы будем говорить о политической карте, об этапах её формирования, давайте проанализируем карту и дадим определение: что же такое «Политическая карта»?

Ответы обучающихся

Слайд 6

Политическая карта – 1) в широком смысле – свод сведений о политической географии мира, совокупность стран и народов, взятых во всей исторической сложности общественных отношений;

2) в узком смысле – специальная карта, отображающая территориально – политическое деление земного шара.

Винакурова Ж.И. Современная политическая карта мира – итог нескольких тысячелетий её развития. В процессе её формирования выделяют несколько периодов.

Характеристика исторических периодов формирования ПКМ.

Выступление обучающихся по выполненным опережающим заданиям:

Слайд 5 Древний период Тамарова Т.(работает с картой Древнего Египта + видеофрагмент о Древнем Риме) Проходят столетия и тысячелетия, а интерес к истории народов не утихает.

Слайд:6 Средневековый период Татьянченко Т.

Слайд 7: Новый период: Позднякова А.(карта «Великие географические открытия» и портреты первооткрывателей)

Слайд 8 : Новейший период Гекова изменения после 2 мир.войны

(карта изменения после 1 мир. войны)

Слайд 9: Современный период Рукин Н.

ВЖИ: Как вы думаете, какие изменения возможны на ПКМ в ближайшие 50 лет?

Ответы обучающихся

Коллаж из фото: мировых войн, «горячих точек» и др.

Используя текст п.5 учебника, дополнительную литературу и интернет – ресурсы выполните задание №2 на с.18 в «Мой тренажёр» авторы Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина.

По завершении работы обучающиеся называют особенности формирования политической карты мира каждой эпохи.

Александр Украйченко Читает ученик Аникеев А.

Политическая карта мира

Сто лет назад мир был иным

Взгляните - ка на карту:

Колонии рассеялись как дым,

И стали суверенны государства.

Изменчив мир, он не стоит на месте,

Границы движутся туда – сюда.

В мире стран сейчас за двести,

Их чисто меняется всегда.

Далее мы будем работать в группах. Поскольку в классе 8 человек, у нас получится 2 группы. Каждая группа выбирает предложенные задания и работает по ним. Вы можете использовать все имеющееся у вас оборудование и телефоны для выхода в Интернет.

Слайд 7

Задания 1 группы : Распечатано для группы

Работая с таблицей «Страны, добившиеся политической независимости после второй мировой войны» и политической картой мира

Ответьте на вопросы:

  1. Какой год можно назвать годом Африки. Почему?
  2. Характерной чертой Политической карты мира после второй мировой войны является крушение колониальной системы и появление десятков освободившихся стан. Укажите часть света с наибольшим количеством стран, добившихся политической независимости в этот период.

Задание 2 группы: Распечатано для группы

1. Работая с таблицей «Страны, добившиеся политической независимости после второй мировой войны», политической и контурной картами мира ответьте на вопросы:

1.Что объединяет следующие страны: Мали, Камбоджа, Габон?

А) Эти страны являются однонациональными;

Б) Это бывшие колонии Франции;

В) имеют выход к Индийскому океану.

2.Нанесите на контурную карту государства Океании, добившиеся политической независимости в 1986 году.

Выступление групп по предложенным вопросам.

Слайд 8. Характеризуя данные изменения на ПКМ уместно объяснить понятия: «страна» и «суверенитет». Попробуйте самостоятельно найти определения этих понятий, используя телефоны с выходом в интернет и словари. Один человек работает с ноутбуком.

Страна - в политико - географическом отношении – территория, имеющая определённые границы, пользующаяся государственным суверенитетом или же находящаяся под властью другого государства.

Суверенитет – независимость государства во внешних или внутренних делах; основной принцип современного международного права и международных отношений.

Сегодня мы познакомимся с качественными количественными изменениями, происходящими на политической карта мира.

Слайд 9

Анализ рис.31 на с.88. Назовите количественные изменения и приведите примеры.

Ответы обучающихся.

Назовите качественные изменения на политической карте мира и приведите примеры.

Ответы обучающихся.

Наш урок подходит к концу. Давайте выполним несколько заданий на закрепление материала.

Слайд 10

Определите, в каких случаях речь идёт о качественных изменениях на политической карте мира, а в каких – о количественных?

В 1990 г. Йеменская Арабская республика НДРЙ объединились в единое государство – Йеменская республика.

По данным института морской геологии и геофизики ДВО РАН в результате землетрясения в Невельске 2 августа 2007 года морское дно поднялось и образовался участок суши общей площадью 3 км2. К образованию ещё одного участка в 1.5км2 ПРИВЕЛО ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛ КАНА Пик Сарычева на курильском острове Матуа в июне 2009г.

В 1993 году возникло новое государство Эритрея (бывшая провинция Эфиопии на берегу Красного моря).

Часть территории Нидерландов – это земли, отвоёванные у моря, что привело к изменению политической карты страны.

Слайд 11 Какого региона на ПКМ изменения коснулись в наименьшей степени, и его можно считать самым устойчивым регионом на ПКМ?

Слайд 12.Какой регион самый богатый на образование новых государств?.

Ответы обучающихся.

Слайд 13 Баренцево море

15сентября 2010 года Президент РФ и премьер – министр Норвегии подписали договор о разграничении зон юрисдикции в Баренцевом море.

Фото. О каких изменениях идёт речь?

Вывод: ПКМ свойственна высокая динамичность. Она отражает главные политико – географические изменения, образование новых независимых государств, слияние одного государства с другим, изменение площади государства, столиц и многое другое. Все эти элементы составляют основное содержание политической карты мира.

Рефлексия:

Самооценка.

Ребята, каждому из вас предлагается заполнить таблицу, где вы должны оценить свою работу на уроке.

Моя оценка за работу на уроке

Что я узнал?

Чему я научился?

Назовите ваши оценки, что вы узнали, в чем ещё затрудняетесь?

Если бы вы сейчас писали другу СМС о проведенном мероприятии, то какой бы смайлик вы поставили в конце?

Обучающиеся поднимают смайлики.

Сегодня мы рассмотрели этапы формирования ПКМ, работали с разными источниками информации, делали выводы, работали по заданиям. Вы активно работали в течение всего урока. Запишите домашнее задание.

Слайд14

П.20 и для учащихся, желающих получить более высокую оценку предлагаю выполнить задание №9 на с.89.

Слайд 15

Спасибо за внимание

21.08.2014 20827 0

Цели: ознакомить учащихся со структурой курса, с источниками ин­формации, с особенностью учебника; сформировать представление о раз­нообразии современного мира, дать знания о классификации стран, по­казать место России в мире; развивать умения слушать лекцию и вести записи конспекта материала урока.

Оборудование: политическая карта мира, атласы для 10 класса, учеб­ник В.П. Максаковского «География» 10 класс.

Тип урока: изучение нового материала.

Учитель: В этом году мы ознакомимся с особенностью развития и раз­мещения населения и хозяйства в мире и в отдельных странах. Рассмот­рим вопросы международных отношений, взаимодействия общества и природы. Изучение курса географии зарубежных стран позволит не толь­ко расширить ваш кругозор, но и лучше понять особенность современ­ного этапа мирового развития.

Экономическая и социальная география мира - это общественная географическая наука, которая изучает территориальную организацию человеческого общества. В экономическую географию включаются эле­менты географии, экономики, и социологии. Эта наука использует раз­ные методы исследования: географические, социологические, экономи­ческие. Современная география принимает участие в решении многих важнейших вопросов глобального характера: экологических, социальных, демографических. Угрожает ли миру перенаселение? Как вести борьбу со стихийными явлениями? Как сохранить планету от загрязнения? Хва­тит ли населению Земли ресурсов? Как более рационально использовать ресурсы планеты?

В экономической географии появились новые направления исследо­ваний: география населения, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, сферы услуг, медицинская география, геоэкология и др.

Большой вклад в географию зарубежных стран внесли наши ученые - Николай Николаевич Баранский и Иван Александрович Витвер.

Учебник, по которому мы будем работать в этом году, имеет ряд особенностей. Он состоит из трёх частей. (Учащиеся открывают учеб­ники на с. 3.)

1 часть - Общая характеристика мира. В этой части мы ознакомимся с политической картой мира, с особенностью населения различных стран мира, с размещением природных ресурсов на территории этих стран, с особенностями современного этапа развития хозяйства.

II часть - Региональная характеристика мира. Здесь мы более под­робно изучим некоторые страны.

III часть - Глобальные проблемы человечества. Это наиболее актуаль­ные проблемы, решение, которых возможно только усилиями мирового сообщества. Эта часть имеет цель обобщить знания курса.

О знакомимся более подробно со структурой каждой темы. Откройте с. 8.

Каждая тема начинается с плана-схемы - логического конспекта со­держания темы. Далее следует основной текст - это основное научное содержание темы. Текст разделен на параграфы и подпараграфы. Основ­ные понятия темы выделены особым шрифтом. Многие термины объяс­нены в сносках. Например, на с. 9 найдите новый термин и его объясне­ние. Учащиеся находят термин «суверенные государства» и читают его объяснение на этой же странице в сноске: суверенное государство - по­литически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах.

В тексте имеются блоки карт, схем, таблиц, графиков и фотоиллюст­раций. Это дополнение к основному тексту. Пример: на с. 15вблоке 1 вы увидите фотоиллюпраиии, а на с. 27 в блоке 2 столбчатые диаграммы и статистическую таблицу. В каждой теме имеется дополнительный мате­риал, в котором собраны интересные сведения. Его вы можете прочитать дома. Это информация для любознательных. На возможность использо­вания дополнительного текста указывают квадратные скобки с порядко­вой нумерацией, которые вы встретите в основном тексте.

Например, на с. 9, в правом столбике квадратная скобка 1. Открыва­ем с. 19 и находим текст с соответствующей цифрой, читаем «После пер­вой мировой войны колонии и полуколонии занимали 72% всей терри­тории земной суши, и в них жило 70% населения Земли. Великобрита­ния имела 70 колоний, находившихся во всех частях света. По площади они превышали метрополию в 170, а по населению почти в 9 раз. В конце же 90-х гг., по данным ООН, доля всех несамоуправляющихся террито­рий в площади и населении мира составляет примерно 0,2%».

После дополнительного текста идет «книжная полка», где автор учеб­ника рекомендует книги, которые можно использовать для подготовки сообщения, реферата, для углубления ваших знаний и для развития на­выков самостоятельной работы с дополнительной литературой.

Часть знаний вы сможете добыть самостоятельно по блоку «добыва­ния знаний и умений». Откройте с. 22. Обратите внимание, что задания в блоке разного характера и разной сложности. Рядовые задания являются главным средством добывания знаний, и большая часть их будет нами выполнена. Это задания № 1,2, 4. Дополнительные «усложненные» за­дания требуют больших усилий, глубокого анализа (задание № 4 услож­ ненное). Автор предаагает и задания для удовольствия, которые выпол­няются по желанию.

Наиболее сложные задания третьего уровня самостоятельности - твор­ческие задания - могут оказаться не всем под силу. Они будут выпол­няться только по вашему желанию. Кроме того, существуют обязатель­ные «итоговые» задания, которые завершают тему и позволяют система­тизировать знания по теме.


Для самостоятельной работы по теме предназначены вопросы блока «самоконтроля и взаимного контроля». Вопросы имеют рубрики: «Как вы объясните?», «Как вы думаете?», «Знаете ли вы?», «Можете ли вы?». Вопросы рубрики «Как вы думаете?» более сложные, требуют раздумья и не имеют конкретных ответов в тексте учебника.

На форзаце учебника расположены «визитные карточки» стран - это краткая информация о них (флаг, площадь, численность населения, сто­лица, форма правления, форма территориального устройства).

Слово учителя:

Сегодня мы приступим к изучению первой темы «Современная по­литическая карта мира». И ознакомимся с многообразием стран совре­менного мира.

Какую информацию несет политическая карта мира? (Окраской по­казаны разные страны, пунктиром показаны границы между странами, пунсонами - столицы стран.)

Политическая карта мира постоянно меняется. Формирование поли­тической карты мира - процесс длительный. Он отражает ход развития человеческого общества. Выделяют 5 этапов.

I- й этап - древний (до 5 в. н.э.) - возникновение и крушение первых государств. В этот период формировались, развивались и распадались мно­гие государства. Наиболее известные из них: Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет. Главным средством изменений на поли­тической карте мира являлись войны.

II- й этап - средневековый (5-16 вв.) - возникновение крупных фео­дальных государств в Европе и Азии. Складывался внутренний и вне­шний рынок. В этот период существовали такие государства, как Свя­щенная Римская империя, Киевская Русь, Персия, Китай, Англия, Ис­пания, Византия, Делийский султанат и др. Крупные изменения на политической карте мира того времени проявились в эпоху Великих гео­графических открытий. В 20-х годах XX века Португалия захватила тер­ритории на африканском континенте: Азорские острова, Мадейра, Не­вольничий Берег. Была открыта новая часть света - Америка, и началась испанская колонизация Америки. (Вспомните, кто открыл Америку?) Васко да Гама открыл новый морской путь в Индию вокруг Африки. Фернан Магеллан совершил первое кругосветное плавание (1519-22 гг.). По Тордесильясскому договору весь мир был поделен между сильней­шими в ту пору государствами - Испанией и Португалией.

3- й этап - новый (XVI-XIX вв.) - эпоха зарождения и утверждения капиталистических отношений в мире. Европейские страны становятся крупными метрополиями, оказывающими влияние рта весь мир. С разви­тием мануфактурного производства Испанию и Португалию потеснили Англия, Франция, Нидерланды, Германия. Это было время крупных ко­лониальных захватов европейцами территорий в Америке, Азии и Афри­ке. К началу XX века раздел мира оказался завершенным. Возможен был лишь его насильственный передел.

4- й этап - новейший - формирование политической карты мира связано с 1-ой и 2-ой мировыми войнами (1-я половина ХХ-го века), а


также с образованием социалистических государств и распадом колони­альной системы. Изменились границы многих государств. Одни страны увеличили свою территорию (Франция, Дания, Румыния), а другие госу­дарства потеряли часть территории. Например, Германия, проиграв вой­ну, потеряла часть территории - Эльзас и Лотарингию, все свои коло­нии в Африке и Океании. Распалась крупная Австро-Венгрия, и обра­зовались новые независимые государства: Венгрия, Австрия, Чехословакия, Королевство сербов, хорватов и словенцев. Произошел раздел Османской империи.

5- ый этап - современный. После второй мировой войны на месте быв­шей Германии образовались два государства - ФРГ и ГДР. Появились новые социалистические государства в Восточной Европе, в Азии и Ла­тинской Америке (Куба). Пятый этап включает в себя возникновение мировой социалистической системы, образование независимых государств в Азии (в 40-50-е годы XX в.), образование независимых государств в Африке (60-70-е годы), крушение социалистической системы, измене­ния на карте Европы и Азии (80-90-е годы). В XX веке увеличилось число стран: во-первых, по итогам первой и второй мировой войны; во- вторых, в результате распада колониальной системы независимости до­бились 102 страны; в-третьих, в начале 90-х гг. после распада СССР (15 республик), Югославии, Чехословакии. В 90-х годах XX века произош­ли качественные изменения на политической карте мира. После распада СССР большинство республик объединились в СНГ (в Содружество Не­зависимых Государств не вошли только страны Балтии). Объединились два немецких государства ГДР и ФРГ. Чехословакия распалась на два независимых государства Чехию и Словакию. Провозгласили независи­мость Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия и Черно­гория, Хорватия. Прекратили свою деятельность Организация Варшавс­кого Договора и СЭВ.

Добились независимости Намибия, Эритрея, Республика Маршал­ловых островов. Колоний осталось очень мало, в основном это острова в Тихом океане. Спорными остаются территории Гибралтара, Фолклендс­ких островов. На право их владением претендуют два государства или более.

Если в 1900 году в мире насчитывалось 57 суверенных государств, то к 2000 году’ их стало уже 193.

Задание". Прочитайте текст на с. 9. Какие государства считаются суве­ренными? (Суверенные государства или политически независимые госу­дарства.) Остальные государства - колонии, несамоуправляющиеся тер­ритории.

Страны мира группируют по разным признакам: по площади (стра- ны-гиганты и страны-карлики или мини-государства); по численности населения; по географическому положению (приморские, сухопутные, островные, полуостровные, страны-архипелаги).

Задание: Выполните задание № 1 в блоке добывания знаний и уме­ний.

На основе политической карты мира в атласе и «визитной карточки» стран на форзаце учебника выпишите в тетрадь:


1. 7 самых больших по площади стран мира, 5 микрогосударств.

2. 10 стран с численностью населения более 100 млн человек.

3.5 полуостровных, 5 островных, 5 стран-архипелагов.

4. 10 сухопутных стран.

По политической карте и визитной карточке учащиеся делают запись в тетрадь:

1. Крупнейшие государства: 1. Россия; 2. Канада; 3. Китай; 4. США;

5. Бразилия; 6. Австралия; 7. Индия.

Микрогосударства: Монако, Сан-Марино, Ватикан, Андорра, Лих­тенштейн.

2. Страны с численностью населения более 100 млн человек:

1) Китай - 1300 млн человек;

2) Индия - 1010 млн человек;

3) США - 280 млн человек;

4) Индонезия - 215 млн человек;

5) Бразилия - 170 млн человек;

6) Пакистан - 160 млн человек;

7) Россия - 146 млн человек;

8) Нигерия - 135 млн человек;

9) Бангладеш - 127 млн человек;

10) Япония - 126 млн человек.

3. Островные государства: Шри-Ланка, Исландия, Ирландия, Мада­гаскар, Куба и др.

Полуостровные: Италия, Испания, Греция, Саудовская Аравия, Тур­ция, Корея и др.

Страны-архипелаги: Япония, Индонезия, Филиппины, Фиджи, Туа- моту и др.

4. Сухопутные государства: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Ав­стрия, Монголия, Венгрия, Афганистан, Бутан, Лесото, ЦАР, Чад и др.

Учащиеся могут работать в парах, в группах или индивидуально.

Учитель: Страны отличаются и по качественным характеристикам - по уровню экономического развития, степени включенности в мировую экономику и др.

Страны делятся на развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. Двучленная типология предусматривает деление стран на развитые и развивающиеся. В основу такого деления положен уровень валового внутреннего продукта. Что такое ВВП? Найдите ответ на с. 10 в сноске. (.Валовой внутренний продукт - показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США.) Граница между развитыми и разви­вающимися странами проходит по рубежу в 6000 долларов на душу на­селения.

По этому признаку в группу развитых стран переведены: Республика Корея, Сингапур и Тайвань. В 1995 году у России ВВП составлял 2460 долларов. Россия формально не дотягивает до уровня развитых стран.

Какой показатель применяет ООН для определения уровня социаль­но-экономического развития страны? Прочитайте текст (мелкий шрифт) нас.11.

Что такое ИЧР? Индекс человеческого развития учитывает не только уровень душевых доходов, но и уровень образованности, среднюю про­должительность жизни, экологическую безопасность, уровень преступно­сти. По такому критерию самыми развитыми странами являются Канада, США, Япония, Швеция, Швейцария, Норвегия, Франция (ИЧРболее 0,8).

Самый низкий уровень ВВП в странах Африки - Сомали, Сьерра- Леоне и Нигер (ИЧР менее 0,5). Россия занимает 67 место (между Сури­намом и Бразилией.)

К развитым странам относятся все страны Зарубежной Европы, США и Канада, ЮАР, Япония, Израиль.

Среди развитых стран выделяют страны «Большой семерки». Это стра­ны, имеющие наиболее высокий экономический потенциал. К «боль­шой семерке» относятся следующие государства: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада.

К развивающимся странам относятся около 150 стран и территорий, в которых проживает около 3/5 мирового населения. Развивающиеся стра­ны расположены на территории Азии, Африки, Латинской Америки и Океании. Большинство этих стран были колониями и завоевали незави­симость только после второй мировой войны.

Развивающиеся страны называют «третьим миром». Этот «мир» на­столько многолик, что его подразделяют на шесть подгрупп.

1. Ключевые страны - Индия, Мексика и Бразилия. Это лидеры «тре­тьего мира», обладающие огромным природным, людским и экономи­ческим потенциалом. Эти три страны производят столько же промыш­ленной продукции, сколько все остальные развивающиеся страны вместе взятые, но душевой показатель ВВП ниже, чем в экономически развитых странах. В Индии он составляет 350 долларов (пример с. 12 в учебнике).

2. Страны с душевым показателем ВВП более 1 тыс. долларов (Арген­тина, Уругвай, Чили, Венесуэла и др.)

3. Новые индустриальные страны, добившиеся большого скачка в со­циально-экономическом развитии в 80-х и 90-х годах. Первые НИС это - Сингапур, Республика Корея, Тайвань и Гонконг. Второй эшелон НИС - Малайзия, Таиланд, Индонезия. Эти страны Азии получили прозвище «азиатские драконы».

4. Нефтеэкспортирующие страны, которые за счет продажи нефти имеют высокий душевой ВВП (более 10 тыс. долларов). Это страны Юго-За­падной Азии - Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Иран, Объединен­ные Арабские Эмираты. К этой подгруппе относят и страны Северной Африки - Ливию, Алжир, а также Бруней, Венесуэлу и некоторые дру­гие страны.

5. Классические развивающиеся страны, отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов в год. В экономике этих стран сильны феодальные пережитки. Большая часть этих стран находится в Африке.

6. Наименее развитые страны (около 40 стран). Иногда их называют «четвертым миром». В экономике этих стран преобладает сельское хо­зяйство, 2/3 взрослого населения неграмотно. Среднедушевой ВВП со­ставляет 100-300 долларов в год (пример с. 13).

Задание : Найдите эти страны на политической карте.

Азия: Бангладеш, Непал, Афганистан, Йемен.

Африка: Чад, Эфиопия, Сомали, Мозамбик.

Латинская Америка: Гаити.

Задание: Прочитайте текст на с. 13, п.5 «Страны с переходной эконо­микой».

Какие страны относятся к этой группе? (Это постсоциалистические страны. Многие из них можно отнести к развитым странам, например: Венгрия, Польша, Чехия, Латвия, Литва, Эстония и др. Особое место в этой группе занимают - Россия, Украина, Китай. Китай, развивающийся очень высокими темпами, по многим экономическим показателям обогнал развитые страны мира.)

Вариант 1: Расскажите о классификации стран мира по площади, чис­ленности населения, уровню экономического развития, географическо­му положению и покажите примеры стран на карте.

Вариант 2: Расскажите о группировках стран « третьего мира» и пока­жите примеры этих стран на карте.

1. Тема №1, §1.

2. Отметать на контурной карте страны, записанные на уроке в тетради или указанные в учебнике. (Не менее 30 стран.)

3. Знать термины: суверенные страны, ВВП, НИС, ключевые страны, «азиатские драконы»

4. Составить кроссворд «Страны мира» (по желанию).

На политической карте, как и на любой другой, изображены государства, их границы, административно-территориальное деление, крупнейшие города. Понимается же по всем этим нечто гораздо большее — закономерности размещения форм государственного устройства стран мира, взаимоотношения между государствами, территориальные конфликты, связанные с проведением государственных границ.

Политическая карта мира находится в процессе постоянных изменений, происходящих в результате войн, договоров, распада и объединения государств, образования новых независимых государств, изменения форм государственного устройства, утрату государственности /политического суверенитета/, изменения площади государств/стран/- территории и акватории, их границ, замену столиц, изменения названий государств /стран/ и их столиц, перемену форм государственного правления, если они показаны на данной карте.

Только в течение 1990-х гг. на политической карте мира появилось новое государство Эритрея (отделившаяся провинция Эфиопии на берегу Красного моря), Камбоджа поменяла форму государственного устройства, став конституционной монархией.

Формирование современной политической карты мира в основном происходило в Новый (рубеж 17 — 16 вв. до 1-ой мировой войны) и Новейший периоды истории . Европейская колонизация Нового Света, начавшаяся в 15 веке с захвата европейцами конечных пунктов транссахарской торговли — городов Сеута и Мелилья, экономическое и политическое освоение новых территорий привели к существенным изменениям на политической карте — появлению новых форм государственного устройства и правления. Крупнейшими метрополиями стали Испания и Португалия, позднее к ним присоединились Великобритания, Франция, Нидерланды, Германия. Территории в Америке, Африке, Азии (за редким исключением) получили колониальный статус.

В начале 19-го века национально-освободительное движение в Латинской Америке привело к образованию новых независимых государств.

На рубеже 19-20 веков обострилась борьба между ведущими метрополиями за территориальный передел мира, пиком которой стала 1-ая мировая война.

Всего в 1900 г. колониальные владения всех империалистических держав охватывали территорию в 73 млн кв. км (55% территории суши) с населением 530 млн чел.(35% населения мира).

Основными вехами формирования современной политической карты в Новейший период были 2-ая мировая война, 1950-60-е г. (распад колониальной системы — деколонизация Африки, Азии, Океании, Карибского бассейна), рубеж 1980-90-х гг. (крупные изменения на политической карте Восточной Европы).

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА СТРАН МИРА

Все объекты политической карты мира можно условно разделить на две большие группы: независимые государства и несамоуправляющиеся территории.

НЕЗАВИСИМЫЕ ГОСУДАРСТВА. Такой статус имеют монархии и республики, они могут заключать равноправные договора с другими государствами, быть членами ООН, входить в международные экономические и политические организации. Форма государственного устройства оказывает влияние на общественно-политическую жизнь стран, традиции, но не определяет ни уровень экономического развития, ни

особенности внутриполитической обстановки: зачастую монархии (например, в Европе) по сути более демократичны, чем некоторые республики.

МОНАРХИИ - форма государственного устройства, при которой власть сосредоточена в руках одного человека — царя, императора, короля, султана и передается по наследству. В абсолютных монархиях власть монарха практически безгранична. Их число на политической карте мира постоянно сокращается, большая их часть расположена в Азии (фактически абсолютными монархиями являются Бутан, Оман, ОАЭ, Катар, Бахрейн и Кувейт).

Главой теократических монархий является религиозный лидер. Таких государств на Земном шаре всего несколько — Ватикан, во главе которого стоит Папа Римский; Саудовская Аравия король этой монархии является одновременно главой религиозной общины мусульман-суннитов, и султанат Бруней.

В конституционных монархиях власть монарха ограничена конституцией, а в парламентских — парламентом. Фактически монархи «царствуют, но не управляют», превратившись в символ нации и дань традиции. Такую форму государственного устройства имеет большинство монархий Западной Европы — Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания и др.

К концу 1990-х гг. в мире насчитывалось около 30 монархий: 2 — в Океании, 3 — в Африке, 13 — в Азии, 12 — в Европе, в том числе и Андорра, которая фактически — республика, формально — конституционная монархия (княжество), с конца XIII в. находящееся под двойным суверенитетом — Франции и Испании. Некоторые монархии обладают элементами республик, например, федерализмом. Верховные правители федеративных конституционных монархий избираются: на пять лет наследственными правителями малазийских султанатов (в Малайзии), Верховным советом эмиров (в Объединенных Арабских эмиратах). Конституционная монархия в Бельгии с 1993 г. согласно проведенному референдуму, стала состоять из федераций.

Оставьте свой комментарий, спасибо!

Политическая карта географическая карта земного шара, материка или региона, на которой отражено территориально-политическое деление. Основные элементы содержания карты – границы государств и зависимых территорий, столицы, крупные города, иногда на политической карте отображаются пути сообщения, границы автономных образований в составе государств с федеральным устройством, столицы и центры единиц административно-территориального деления.

В современном мире насчитывается более 250 стран . Они разнообразны по месту в международном разделении труда и в международных отношениях, по уровню экономического развития, по размеру территории, по численности населения, по его этническому и национальному составам, по географическому положению и по многим другим показателям. 193 государства являются членами Организации Объединенных Наций (на 01.01.2018 г.) и 2 государства-наблюдателя : Святой Престол (Ватикан) и Государство Палестина.

Многообразие стран современного мира.

Страны мира группируются по разным признакам. Например, выделяются суверенные , независимые страны (около 193 из 250) и зависимые страны и территории. Зависимые страны и территории могут носить разные названия: владения – термин «колонии » не употребляется с 1971 г. (их осталось очень мало), заморские департаменты и территории, самоуправляющиеся территории. Так, Гибралтар является владением Великобритании; остров Реюньон в Индийском океане, страна Гвиана в Южной Америке – заморские департаменты Франции; островная страна Пуэрто-Рико объявлена «свободно присоединившимся к США государством».

Группировка стран по размерам территории:

  • очень большие страны (территория более 3 млн кв.км): Россия (17,1 млн кв.км), Канада (10 млн кв.км), Китай (9,6 млн кв.км), США (9,4 млн кв.км), Бразилия (8,5 млн кв.км), Австралия (7,7 млн кв.км), Индия (3,3 млн кв.км);
  • крупные страны (имеют площадь более 1 млн км2): Алжир, Ливия, Иран, Монголия, Аргентина и др.;
  • средние и небольшие страны : к ним относится большинство государств мира – Италия, Вьетнам, Германия и др.
  • микро-государства : Андорра, Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино, Ватикан. К ним же относится Сингапур и островные государства Карибского моря и Океании.

По численности населения выделяют 10 крупнейших стран мира : Китай (1318 млн чел.); Индия (1132 млн чел.); США (302 млн чел.); Индонезия (232 млн чел.); Бразилия (189 млн чел.); Пакистан (169 млн чел.); Бангладеш (149 млн чел.); Нигерия (144 млн чел.); Россия (142 млн чел.); Япония (128 млн чел.). Численность населения стран постоянно изменяется, поэтому эта «большая десятка» также изменяется. Большинство стран мира относятся к средним по численности населения государствам (менее 100 млн чел.): Иран, Эфиопия, Германия и др. Самые маленькие по численности населения страны – микро-государства. В Ватикане, например, живет 1 тыс. человек.

Государственный строй, формы правления и административно-территориального устройства стран мира.

Страны мира также различаются по формам правления и по формам территориально-государственного устройства .

Выделяют две основные формы правления : республики , где законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству (США, ФРГ), и монархии , где власть принадлежит монарху и передается по наследству (Бруней, Великобритания).

Большинство стран мира имеет республиканскую форму правления. Выделяют президентские республики, где президент возглавляет правительство и имеет большие полномочия (США, Гвинея, Аргентина и др.), и парламентские республики, где роль президента меньше, а главой исполнительной власти является назначаемый президентом премьер-министр. Монархий в настоящее время насчитывается 29 .

Среди монархий выделяют конституционные и абсолютные. При конституционной монархии власть монарха ограничена конституцией и деятельностью парламента: реальная законодательная власть принадлежит обычно парламенту, а исполнительная – правительству. Монарх при этом «царствует, но не правит», хотя его политическое влияние довольно большое. К таким монархиям относятся Великобритания, Нидерланды, Испания, Япония и др.

При абсолютной монархии власть правителя ни чем не ограничена. Государств с такой формой правления сейчас в мире всего шесть: Бруней, Катар, Оман, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Ватикан.

Особо выделяют так называемые теократические монархии , т. е. страны, где глава государства одновременно является его религиозным главой (Ватикан и Саудовская Аравия).

Есть страны, которые имеют специфическую форму правления. К ним относятся государства, входящие в так называемое Содружество (до 1947 г. оно называлось «Британское Содружество наций»). Содружество – объединение стран, в которое входят Великобритания и многие ее бывшие колонии, доминионы и зависимые территории (всего 50 государств). Изначально создавалось Великобританией для сохранения ее экономических и военно-политических позиций в ранее принадлежавших территориях и странах. В 16 странах Содружества главой государства формально считается британская королева . К наиболее крупным из них относятся Канада, Австралия, Новая Зеландия. В них глава государства – королева Великобритании, представленная генерал-губернатором, а законодательный орган – парламент.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»