Зачем нужна церковь государству. Храм, церковь

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Для начала нужно ответить на вопрос: "Что такое церковь?"
Самый доступное для понимания объяснение можно найти сайте "Патриарх-детям"
www.patriarch-detyam.ru

"Где бы ни находился человек, куда бы ни шёл, везде - на земле и в небе, в воде и под водой - Бог услышит его. C одной стороны, это удивительно, с другой же - просто и понятно, потому что Бог всех нас любит. Христос пришел к людям и для людей.

Что же Он оставил после Себя? Учение, книги? Сам Христос ничего не написал, Евангелие написано Его ближайшими учениками. Это память о том, что они пережили, чему научились, общаясь с Ним. Что же тогда? Знаем ли мы с достоверностью, что Он говорил, чему учил, каков был Его образ? Да, знаем. Все, кто услышал и принял Христа, - уже в Нём, и Он в них. Это таинственное, непостижимое, но Им Самим данное единство, Евангелие называет Церковью .

КАКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ЦЕРКОВЬЮ И БОГОМ ?

Христос не оставил книг, но оставил живое общество - Церковь, которое Его лично знает. "Знает", а не только "знало", потому что из века в век люди, ставшие верующими, - это те, кто так или иначе встретил Христа.

Церковь: дом Божий, собрание призванных

Перед Своими страданиями, смертью и воскресением Он и самые близкие Его ученики собрались на ужин в канун еврейского праздника Пасхи.

Это событие часто называют Тайной Вечерей.

Разделив с учениками хлеб и вино, Иисус сказал, что хлеб - это Его тело, а вино - Его кровь. И завещал им совершать трапезу в воспоминание о Нём, чтобы верующие знали, что они причастны к той жертве, которую Христос принёс ради спасения людей. Так каждый человек получил возможность принять дар спасения, стать причастником Божественной благодати. Так была основана Церковь.

РОЖДЕНИЕ ЦЕРКВИ

А жить на земле Церковь начала с того дня, как на апостолов сошел Святой Дух.
Это произошло на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа.

"Все апостолы находились вместе в Иерусалиме, и внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им как бы языки пламени, которые разделились и опустились по одному на каждого из них. И исполнились все Духа Святого..."
(Деяния святых апостолов, глава 2, стихи 2-3).

Это событие - сошествие благодатной силы Духа Святого на учеников Иисуса Христа - считается днём рождения христианской Церкви. В нашей Церкви оно празднуется на пятидесятый день после Пасхи, и мы называем его Пятидесятницей, или Троицей.

Апостолы стали способны понимать разные языки, говорить на них и проповедовать учение Христа по всему миру. Выслушав их, около трёх тысяч человек крестились и образовали первую на земле церковную общину. Так Церковь стала местом обитания Святого Духа, который в ней живёт и действует.

"Все же верующие были вместе и имели всё общее. И каждый день единодушно были в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога..."
(Деяния святых апостолов, глава 2, стих 46).

Этот народ Божий, собирающийся ради преломления хлеба и благословения чаши, и есть Церковь.

Е вхаристия: единение с Богом

Евангелии от Иоанна Христос сравнивает Церковь с виноградной лозой. Обращаясь к Своим ученикам, Он говорит: "Я лоза, а вы ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода..." (Евангелие от Иоанна, глава 15, стих 5).
Видели ли вы когда-нибудь, как растёт виноград? Виноградный куст ветвист, его ветви бывают очень длинны, и каждая разделяется снова и снова, пока не заканчивается тяжелой гроздью. Зачастую главного ствола совсем не видно за ветвями и листьями, но именно по нему проходит живительный сок, без которого не будет ни листьев, ни ягод.

Так и Христос призывает пребывать в Нём всех верующих в Него, чтобы все стали едиными с Ним, насытились Его Жизнью. Это становится возможным в Церкви, в Евхаристии, в Причастии. Подобно тому как сок питает лозу, живое присутствие Богочеловека Христа в Церкви наполняет смыслом жизнь каждого верующего - от Патриарха до простого мирянина.

Образ пастыря и стада, образ единства

В Евангелии есть и другая притча, раскрывающая отношение Христа к Церкви. Это известный рассказ о добром пастыре - пастухе, который отправляется на поиски заблудившейся овцы" (Евангелие от Луки, глава 15, стихи 3-7). Добрый пастырь - так называет себя Иисус Христос, а Церковь Свою сравнивает со стадом овец (Евангелие от Иоанна, глава 10, стихи 1-18).

Это сравнение может показаться не очень лестным. В наше время мы слишком далеки от такого отношения к природе, к земле, к животным, когда человек не просто кормится от них, но живёт с ними. Раньше было иначе. Овцы того пастуха, о котором говорит Христос, родились в его доме, его трудами вскормлены и защищены от волка. И вот одна из них отбилась от стада, ушла далеко. Но пастырь её забыть не может, и не потому, что потеря этой овцы принесёт убыток, а потому, что она дорога ему. Нас поражает та нежность, забота, с которой пастух относится к заблудившейся овце. Идёт искать, находит её, берёт на свои плечи и возвращает домой, в стадо. Стадо же - это не только отдельные овцы, это все они вместе во главе со своим пастухом.

Евангелие предлагает нам удивительный образ единства во Христе - единства свободного подчинения, сыновней любви, братского уважения, нежной заботы и надежной защиты. И как овцы за пастухом, так и христиане идут за своим Пастырем Христом, потому что знают голос Его и признают только Его голос.

В Евангелии есть и другие образы Церкви. Это и образ сети, в которую попадает множество больших и малых рыб (Евангелие от Матфея, глава 13, стихи 47-50), и образ закваски, поднимающейся вместе с тестом (Евангелие от Матфея, глава 13, стих 33).

Все они говорят нам о великой преображающей силе, которую находит человек в Церкви на своём пути к Богу и от которой уже вовек не может отказаться. Но главное, что мы можем вынести из Евангелия, - указание на удивительное, таинственное, невидимое и в то же время явственно ощущаемое верующими единство со Христом-Спасителем и друг с другом.

ЧТО О ЦЕРКВИ ГОВОРЯТ АПОСТОЛЫ ?

Невеста Христова

Александра, Санкт-Петербург

Зачем нужна Церковь?

День добрый. Хочу задать такой вопрос: а зачем людям нужна Церковь? Только из-за Таинств? Ведь молиться всегда можно дома. Мне приводили цитату (простите, дословно не вспомню): «Где два человека, там и Я». Как я понимаю, подразумевается, что именно в церкви одновременно собирается большое количество верующих, а значит, там присутствует Бог. Но разве Он не присутствует постоянно во всём вокруг нас? И если так, то зачем же нужна Церковь как отдельное место?

Доброго! «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там и я посреди их! » (Мф. 18.19-20). Скорее всего, Вам приводили эту цитату? Скорее всего, Вам знакома и цитата из трактата Свт. Киприана Карфагенского «О единстве Церкви»: «Не может назвать Бога своим Отцом тот, кто не имеет своей матерью Церковь ». «Церковь — явление Царства Божия на Земле». «Христос — глава телу Церкви » (см. Еф.5.23; Кол.1.18).

Не знаю, как и стоит ли убеждать Вас, что «вне Церкви — нет спасения!», скорее всего, у Вас уже есть убеждение, что «земные» организации не нужны Богу. «Существо Высшего порядка» само при личном общении может открыть необходимое… Для аргументированного ответа на Ваш вопрос нужна не одна жизнь. Вера в Бога, в Его Милость и то, что Он желает нашего с вами спасения, — это действительно вопрос Веры!

Могу лишь кратко сказать, что Церковь является наследницей Христианской Традиции. То есть что было передано Христом своим ученикам, сохраняется в среде духовных потомков учеников тех учеников. По апостольскому преемству, благодать рукоположения передается до сего дня. Эта Благодать, открывающая Путь ко Спасению, благодарственные Богослужения, сама Евхаристия, формы и Суть ее совершения, пришли на Русь при благоверном князе Владимире и сохраняются до нашего времени.
Состав Священного Писания принят на Вселенских Соборах — это тоже Предание Церкви. Не зная, как понимали слова Христа его ученики и люди, которых Он учил, к которым Он обращался, не обращаясь к их толкованиям, пытаясь понять все по своему, сейчас, в 21-м веке, мы получим совершенно другую «религию» — даже значение многих слов изменилось до неузнаваемости. Слова «Бог есть Любовь» теперь, в сегодняшнем восприятии, могут означать что угодно, но в оригинале — это Чистота и Хрустальность (1 Иоан. 4.7-21).

Наверное, это тяжело воспринять на веру, не почувствовав, но Церковь — это единение людей с Богом в Духе. Молиться Ему можно и нужно дома и «во всяком месте Владычества Его», а небрежно упомянутые Вами Таинства — двери, которые позволяют нам войти в Дом Божий, получив Его Дары, позволяют нам прикоснуться к Его Проявлениям здесь. Таинство Крещения, как возможность родиться свыше (Иоанн. 3.3); таинство Евхаристии, как Его Присутствие здесь, возможность для нас стать Его причастниками, наследуя Царствие Божие (почитайте описание Тайной Вечери у евангелистов и ап. Павла в послании к Коринфяном и слова Христа в 6 гл. Евангелия от Иоанна).

Потеряв Церковь и нужду в общении с ней, человек рискует остаться наедине с придуманным им самим «Богом», может быть, уютным, а может, со злобным, но — своим, вряд ли имеющим отношение к тому Создателю, которого исповедует Святая Церковь в Символе Веры:

Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа, Исуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, а не сотворена, единосущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы вочеловечьшася. Распятаго за ны при Понтийстем Пилате, страдавша и погребенна. И воскресшаго в третии день по писаниих. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию несть конца. И в Духа Святаго, Господа истиннаго и Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. И во едину святую соборную и апостольскую Церковь. Исповедую едино Крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвым. И жизни будущаго века. Аминь.

На мой взгляд, сегодняшняя духовная жизнь очень похожа на непроходимое болото: много завлекающих огоньков, при этом бодрящая мысль: «Да что, я сам дорогу не найду!?». Возможно, найдете, а может быть, воспользоваться дорогой, проложенной нам апостолами и многими поколениями людей, что старались спасти свою душу и наследовать Царство Небесное? Может, есть смысл обрести духовного наставника, находящегося в Церкви и Традиции? Выбор Ваш! Бог в помощь в рассуждениях!

В среде неверующих людей или тех, кто пока еще далеко стоит от православия, часто можно услышать аргументы, что деньги, потраченные на строительства храмов, можно было использовать намного рациональнее. Дескать, лучше бы больным детям помогали, чем купола золотили. Зачем же православным так много храмов?

Храм Христа Спасителя — один из самых крупных православных храмов в мире

Зачем обществу нужны церкви

Несмотря на то, что большая половина нашего общества крещена в православии , реально воцерковленными являются всего несколько процентов общей массы. Православие принимает внешний, формальный вид и часто сводится только лишь к необходимости освятить воду на Крещение и куличи на Пасху, да поставить свечки за здравие своих родных.

Конечно же, суть православной веры намного глубже. Если коротко, то православный человек – это тот, кото объединяется со Христом. Все свечки, богослужения, молебны, акафисты и прочие необходимые атрибуты церковной жизни, на самом деле, преследуют одну-единственную цель – познать Бога и быть с Ним постоянно, каждое мгновение своей жизни.

Какую роль в этом процессе познания Бога играет храм? Самую прямую. К примеру, возьмем поле, подготовленное к засеву пшеницей. Можно эту пшеницу не кидать в землю, а испечь из нее хлеб и раздать голодным? Можно не тратить деньги на технику, необходимую для работы в поле, а отдать их в больницы? Можно. Но разумно ли это? Конечно же, нет. Засевать поля нужно для получения результата в будущем.

Важно! Точно так же и храмы – через них мы прокладываем себе путь в Вечную жизнь. Посещая богослужения, причащаясь Святых Тела и Крови Христовой , мы закладываем себе тот же «урожай» в будущей жизни.

Как для того чтобы обеспечивать материальные нужды людей, нужна эффективная экономика, так же и для духовного развития человека и общества в целом необходимы храмы. Приведем пример со сферой образования – зачем нужны школы? Зачем тратить время на скучные уроки, когда можно играть? А зачем платить зарплату учителям, которые могут стать рабочими и производить физический продукт, который можно потрогать, использовать в материальной жизни?

Но ведь ни один нормальный человек не станет опровергать необходимости образования. И вот как в школе или ВУЗе человек определенным образом меняется, так же он и меняется, посещая храм. Есть сфера физической, материальной жизни – ее обеспечивает экономическая система государства и общества.

А есть не менее важная духовная составляющая того же общества – это прерогатива веры. От того, как люди относятся и к материальной жизни, и к духовной, будет зависеть качество общества, в котором нам приходится жить.

Вера — важная духовная составляющая общества

Церковная жизнь очень организовывает, подчиняет особому распорядку повседневную жизнь верующего христианина. Воскресные службы, праздничные, вечерние, длинные великопостные стояния – все эти богослужения притормаживают суету, вносят тихое умиротворение и спокойствие в сумасшедший современный мир. Когда человек начинает полноценно жить церковной жизнью, он меняется не только внутренне, но и внешне – становится более сдержан, спокоен, не суетится по пустякам.

Какую пользу несут храмы на практике

Маловероятно, что вопрос о необходимости большого количества храмов будет актуальным для верующего человека. Тому, кто пришел к пониманию православной веры, церковь становится вторым домом. Провокационные вопросы о том, зачем так много денег тратить на «религиозные атрибуты» задают люди неверующие.

О практике церковной жизни:

Но давайте подумаем, среди каких людей мы хотим жить? Даже не веря в Бога, всем хочется, чтобы нас окружали добрые, отзывчивые, честные и порядочные люди. Но ведь именно эти качества являются основой православного мировоззрения. Невозможно представить истинно верующего человека, который ворует, обманывает, берет взятки.

Конечно, сейчас сплошь и рядом встречаются люди, которые делают все это, считая себя православными. Но считать себя верующим и быть таковым – разные вещи. Православие воспитывает в человеке высокие моральные стандарты, и если христианин упорно идет к Богу – он обязательно оставит и ложь, и воровство и остальные дурные качества и грехи.

Читайте о грехах:

Иначе просто невозможно познать Бога. Как бы нам иногда ни хотелось приятно совместить жизненный комфорт и православие, зачастую эти вещи противоречат друг другу. И каждый человек делает выбор – он с Богом или без Него. И чем больше людей выбирают Бога, тем лучше, чище и добрее становится наше общество в целом.

Православие воспитывает в человеке высокие моральные стандарты

Ответы священников о значении храмов

В этом аспекте постройка новых храмов может рассматриваться как инвестиция в более радужное будущее. Один из православных священников , служащий в большом городском приходе, привел такой пример:

Однажды выходя из подъезда, он увидел, как две машины не могли разъехаться на узкой дороге, и чуть было не столкнулись лоб в лоб. Оба водителя выскочили из авто и накинулись друг на друга с обвинениями и угрозами. Дело дошло до физической драки, и оба мужчины, вцепившись друг в друга, покатились по асфальту.

Неизвестно, чем бы закончилось происшествие, если бы соседи не вмешались в драку и не растянули водителей в разные стороны. Стоил ли небольшой конфликт на дороге разбитых в кровь лиц, оскорблений, угроз? А ведь если бы не вмешались посторонние люди, дело бы могло дойти и до увечий или, того хуже, смерти в драке.

Священник, все это наблюдавший, в скором времени столкнулся с аналогичной ситуацией в своем храме. На узком церковном дворе точно так же не могли разъехаться два автомобиля. Оба водителя так же вышли из-за руля, только они не кричали и не ругались, а спокойно и мирно договорились, как им разминуться. И каждый хотел уступить другому.

Ситуация показательна именно на контрасте – реакция разных людей на одну и ту же ситуацию. Мы не знаем, насколько верующими или неверующими были все стороны в каждом конфликте, но результат налицо – устроить драку во дворе храма решатся единицы.

Важно! Поскольку православие – это религия милосердия, из православных общин часто выходят волонтеры и желающие помогать обездоленным.

На самом деле, это огромный пласт социальной работы, которая зачастую остается в тени и о ней мало кто знает. Например, уход за бездомными в больницах чаще всего осуществляется исключительно усилиями волонтеров, многие из которых выходят из своих церковных приходов.

Каждому сомневающемуся или неверующему человеку стоит задуматься, а вдруг за дверью храма действительно стоит Бог? И те, кто строит эти храмы, делают все возможное, чтобы Бог был в зоне досягаемости любого человека.

Сколько нам нужно храмов? Протоиерей Андрей Ткачев

Рассуждает о роли РПЦ в современной России

Не будем вдаваться в спор, кто более прав – православные оптимисты или скептики. Поскольку изучаем мы здесь социологию практическую, то есть прежде всего политическую, констатируем одно: да, действительно, в последние годы и даже в последнее десятилетие в России явно усилился государственный акцент на «церковное возрождение». Мало кто станет спорить с очевидным – с тем, что государство взялось за всестороннюю поддержку РПЦ, причем на всех уровнях: не только президент с премьером послушно часы напролет выступают в качестве «подсвечников», но и мэры небольших городков где-то в самой глубинке, где на дорогах зачастую и асфальта нет, – тоже каким-то образом напрягают скудные муниципальные бюджеты, «нагибают» олигархов районного разлива и пытаются возводить храмы. Всякому понятно, что без активнейшего содействия властей большинство церквей не было бы даже заложено.

Ключевой вопрос – зачем? Зачем властям это нужно? Темпы «религиозного возрождения» не думают снижаться. Наоборот – все отчетливее звучат призывы ввести в школах предмет «Закон Божий» в полном объеме, а не в усеченном варианте и не под псевдонимом вроде «Религии народов мира». Власти допустили даже такой откровенный «прогиб» перед церковью, как принятие закона «О защите чувств верующих» – буквально протолкнули его, несмотря на многочисленные и весьма обоснованные экспертные возражения, что сам факт такого закона грубо нарушает основные конституционные права разных категорий граждан, прежде всего атеистов.

Главное, что можно отметить, наблюдая «вживую» жизнь российской провинции, – то, что на самом деле никакого «запроса» на религию, идущего снизу, со стороны собственно обывателей, не наблюдается. Церкви действительно большую часть времени почти пусты, а если объявляется «сбор пожертвований на строительство храма», то приток собственно народных денег, от частных лиц, почти всегда смехотворно мал. Нет у людей и большого желания идти в священнослужители и монахи: находить батюшек на работу в отдаленные приходы – большая головная боль для церковного начальства по всей стране, а монастыри (особенно мужские) испытывают постоянный дефицит рабочей силы для своих бесчисленных хозяйственных нужд, ибо монахов мало.

И на этом фоне настойчивость властей поражает. Может быть, дело объясняется неким религиозным просветлением, которое сначала охватило верхи, а теперь таким образом понемногу «проливается» вниз, в народные массы?

Думается, причина все же не в этом. Государство резко «развернулось лицом к церкви» примерно с середины нулевых, то есть начиная со второго срока Путина. По странному, казалось бы, совпадению, этот разворот начался почти одновременно со все более откровенным сворачиванием в стране реальной демократии и с урезанием, в тех или иных формах, гражданских свобод.

Эти процессы взаимосвязаны.

Ни сама по себе церковь, ни «религиозное возрождение» нашей власти не нужны. Ей, однако, очень нужна легитимация, получаемая от церкви.

Легитимация, выражаемая одними из самых часто цитируемых фраз Христа – насчет того, что «всякая власть – от бога». И такая легитимация тем нужнее, чем условнее становится гражданская легитимность – получаемая посредством выигрыша свободных и независимых выборов по понятным и прозрачным для народа процедурам.

Российская власть, в какой-то момент урезавшая демократию практически до нуля, оказалась в сложном положении: ей стало трудно объяснять – и своим подданным, и самой себе – на каком, собственно, основании она правит? Или, если точнее сформулировать, – почему ей должны подчиняться? У нашей власти нет ни прикрытия наследственной монархии: «Я правлю, потому что таков обычай и мои предки всегда правили», ни оправдания, присущего КПСС: «Мы правим, потому что владеем самой передовой в мире идеологией ради всего человечества».

По сути, тотальная поддержка РПЦ властью началась от неуверенности последней: условные Сурков с Путиным утратили уверенность в том, что когда-либо впредь они смогут выигрывать по-настоящему конкурентные и свободные выборы, и преисполнились поэтому решимостью никогда больше таких выборов не допустить – и встал вопрос: а что предложить населению вместо этого?

Похоже, способ «а давайте окунем их снова в религиозный дурман» показался наиболее подходящим. Как-никак, проверен тысячелетиями. Сбоев, правда, давал много (последний – в 1917 году, когда «помазанника божьего» сначала свергли, а потом и расстреляли свои же православные). Но выбора-то особого и нет. «Утопающий хватается за соломинку». А вдруг на сей раз сработает?

Несмотря на то, что на эту тему написано уже немало статей, она по-прежнему остается актуальной. Мы попросили ответить на этот и другие вопросы старшего духовника Московской епархии, настоятеля Покровского храма в подмосковном селе Акулово протоиерея Валериана КРЕЧЕТОВА. Беседует с отцом Валерианом корреспондент портала «Православие и мир» Наталья Смирнова.

Человек – это его вера

– Отец Валериан, зачем нужна человеку Церковь? Разве не самое главное, чтобы Бог был в душе человека?

– Бог в душе – это главное. Бог должен быть в душе человека. Но, увы, в душе большей частью бывает не Бог, а множество всего другого: наши страсти, наша недоброта, зависть, и прочее.

Если у человека Бог в душе, это означает, что он полностью исполнил заповедь «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим» (Лук.10,27). Это состояние, про которое Иван Киреевский писал, что коренное убеждение веры должно пронизывать все мысли, чувства и действия. «Без того жизнь человека не будет иметь никакого смысла, ум его будет счетною машиною, сердце – собранием бездушных струн, в которых свищет случайный ветер; никакое действие не будет иметь нравственного характера, и человека собственно не будет. Ибо человек – это его вера».

Относительно распространенного выражения, что «главное чтобы Бог был в душе», можно еще сказать, что для полноты жизни одного главного мало, нужно чтобы было все остальное. В теле, например, главное, – голова и туловище. Рука не главное, но без руки не очень удобно. И без рук, без ног человек живет, вернее, существует. Поэтому когда душу и церковную жизнь делят на главное и не главное, то исчезает полнота жизни духовной.

Также, когда говорят, что Церковь – это пережиток, возникает вопрос, а откуда люди вообще о вере знают? Кто хранит знание о вере, от кого мы о вере и о Боге, пусть и в душе, знаем? Церковь хранит и передает это знание. В Церкви все сокровища духовной жизни. Поэтому когда говорят, что можно верить без Церкви, то получаются суеверия, когда человек чувствует что-то, а что конкретно, не может разобраться. Я уже не говорю о том, что жизни духовной без благодати Божьей не может быть, чтобы стяжать Бога в душе, надо очень к этому стремится, очень много труда приложить, а церковная жизнь, таинства помогаю в этом деле.

Господь после себя оставил Церковь в лице апостолов, священства, Священного Писания, таинств. Если Господь все это оставил, значит, все это нужно. Один молодой человек как-то сказал своей бабушке: «Какая разница, что я ем, это не важно – поститься, не поститься». Она ему отвечает: «Сам Господь постился, а ты говоришь – «не важно»». Как я потом понял, более убедительного довода не потребовалось.

В каждой области существует преемство, опыт, багаж знаний. В любых областях человек не становится самоучкой. Хочет ли он стать плотником или печником, он пользуется опытом других. В духовной же области люди, бывает, считают, что можно отбросить весь накопленный опыт и все с нуля постичь самому. Это, кстати, относится и к сектантам, которые не полностью, но частично отбрасывают духовный опыт, в частности святых отцов, и ставят вместо них себя.

– Может быть, это происходит потому, что в современном мире есть какое-то убеждение, что мы сейчас самые умные, а предыдущие поколения были отсталые, недалекие …- А я могу объяснить, откуда это берется. Причина этого явления проста до примитивности. Есть такое выражение – будут тебя называть свиньей, захрюкаешь. Это пошло с тех пор как людям стали внушать, и до сих пор активно внушают в школах, что они произошли от обезьяны, а не сотворены Богом (Подробнее об этом см. «Эволюция человека из обезьяны, точнее: как ее не было » – прим. ред.). Эта обезьянья гипотеза направлена против почитания старших и против признания опыта старших поколений, мол, они же глупые были, недоразвитые.

На самом деле все было наоборот, и об этом прекрасно говорит святитель Николай Велимирович: «Первые люди не много еще знали, но все понимали, потом стали знать больше, но понимать меньше, а последние будут, может быть, много знать, но ничего не понимать». Об этом же сказал Аристотель в свое время: «Множество знаний еще не предполагает наличия ума».

– Прокомментируйте, пожалуйста, распространенное убеждение, что после смерти участь человека будет определяться не тем, какие религии он исповедовал или не исповедовал никаких, а тем, насколько приличным человеком он был в жизни, т.е. балансом его добрых и злых дел, при том, что добрым человеком может быть и неверующий.

– Здесь надо не путать две вещи: вера – это одно, а жизнь – это несколько другое. Среди тех, кто признает Бога и догматы, т.е. верующих, достаточно тех, кто в разной мере поступает так, как учит вера: кто-то делает дела по вере, кто-то – нет. У апостолов есть такое выражение: «и бесы веруют и трепещут» (Иак.2:19). Человек может веровать, но не поступать по вере. Это в каждом вероисповедании присутствует. Поэтому сказано, что во всяком народе творящий правду приятен Богу. А о том, как Господь судить будет, сказал, по-моему, старец Силуан: тот, кто веровал, исповедовал и жил по вере, тот получит награду, а тот, кто просто не знал, но старался жить по совести, может быть помилован, но той славы не получит.

Но это суд Божий, не нашего ума дело. Мы только верим твердо – у Бога несправедливости быть не может.

– Для многих препятствием для воцерковления является то, что реальная жизнь православных сильно расходится с теми идеалами, которые мы исповедуем. А обвинения священников в наличии иномарок стало уже притчей во языцех среди большинства населения, далекого от Церкви. Многих смущают дорогие мобильные телефоны батюшек или общение с «сильными мира сего». Что здесь можно сказать?

– Предположим, вы пришли в больницу, а вас там обругали. И что, вы больше не будете ходить в больницу? Медицина-то не виновата.

Возьмем, для примера, органы охраны общественного порядка. Вы попадите к некоторым из них в лапы – положат наркотик в карман и отмывайся, плати деньги или сажаем. Это же не значит, что такие структуры вообще не нужны. Такая жизнь стала. Раньше этого не было, ну так ведь люди были другие, везде были люди другие, не только в Церкви, и сейчас смущающее поведение – своего рода признак и результат жизни в нашем времени.

В приведенных примерах внимание обращено не на сущность, а на людей. Переход же на личности – это признак слабости позиции. Да, часто говорят: «А вот такой-то …». Ну и что из этого следует? Рядом с Самим Сыном Божиим находился Иуда, который все видел, но отпал от Христа. Так что, теперь на него равняться, что ли?

– Многим тяжело войти в жизнь Церкви не по рациональным причинам, а из-за необъяснимого и сильного отторжения всего церковного, как говорили в советское время – «культового». Приведу такой пример. Внучка предлагает 80-летней бабушке сходить на исповедь, а та в ответ начинает кричать и чуть ли не плакать, что совершенно для нее не свойственно. При этом объяснить такую свою странную реакцию она не может. Чем это объясняется и можно ли это преодолеть?

– Существует мир невидимый, который совершенно реально действует на каждого человека и тогда действительно человек сам не может объяснить причину такой своей неприязни. Как, например, объяснить, что человек не в духе? Это и есть воздействие нечистой силы. Об этом преподобный Серафим говорил: «В духе ли ты?» Или вдохновение, что это такое? Откуда этот подъем? Пушкин говорил:

«Когда Божественный глагол до уха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется как пробудившийся орел».

– Неверующие, вероятно, объяснят этот подъем биологическими процессами в организме?

– Дело в том, что нервная система и духовность отличаются, как, например, ум и мозг. Мозг – это инструмент ума, так же, как нервная система – это инструмент, на который воздействует дух.

Скажите, можно ли с настроением бороться?

– Можно, хотя тяжело… То есть Вы имеете в виду, что если силой воли можно преодолеть это состояние, то оно не из категории физических, поскольку, например, боль силой воли не угасить?

– Совершенно верно. Мало того, это состояние лечится. Молитвой.

Есть такой театр, который называется «театр одного актера», а наш мир – это театр одного суфлера. Этот суфлер – дьявол. Люди же только прислушиваются к нему и выдают его реплики и поступки, считая их своими.

– Батюшка, а как можно объяснить, что люди, далекие от Церкви, если и допускают существование Бога, который якобы у них в душе, существование сатаны отрицают начисто – так, что даже говорить об этом серьезно невозможно.

– Кто-то из святых отцов писал, что самым главным достижением дьявола является то, чтобы люди думали, что его нет. Он сталкивает людей, но они не видят этого, как собака, которая грызет палку, а не руку, которая ее держит. Человек часто говорит как марионетка. Он говорит, например: «Я не говорил такого». В этом есть часть правды в том смысле, что ему мысль пришла, он тут же ее выдал, это не его мысль была. Говорят – мне пришла мысль. А если приходит, то откуда-то, она не может приходить из неоткуда. В состоянии раздражения мысль влетает и вылетает тут же. Также очень явно это стороннее воздействие проявляется во время молитвы.

Случай – это псевдоним, под которым Бог действует в мире

– Некоторые люди считают, что вера – это какой-то сорт суеверия. В чем отличие веры от суеверия?

– Говорят, что сначала в России было язычество, а потом христианство. Совершенно верное утверждение, но только с той оговоркой, что язычество не только раньше у нас было. Оно и до сих пор есть. Например, ставить рюмку водки на поминках – это чистейшее примитивное язычество. Или переживать по поводу того, что кошка дорогу перебежала и верить в подобные приметы. Есть истинная вера, а есть суеверие.

Суеверие от истинной веры отличается тем, что суеверие – это попытка падшим человеческим рассудком постигнуть промысел Божий. Происходят же эти попытки потому, что человек, сам того не осознавая, понимает, что в мире все просто так не происходит, все не случайно. В свое время Паскаль сказал: «Случай – это псевдоним, под которым Бог действует в мире». В Евангелии по этому поводу сказано, что и волос не упадет с головы без воли Божией. Осознание того, что все в мире связано и что существуют некие предупреждения, при непонимании их источника и приводит к суевериям.

А предупреждения действительно есть. Буквально вчера я слышал рассказ, как во время войны один человек услышал голос: «Уходи отсюда». Тогда он говорит товарищу: «Уйдем отсюда». Тот отказывается, первый уходит и в это место тут же падает снаряд. Вот пример того, как человек прислушался к голосу ангела-хранителя. А тот, кто признает ангела-хранителя, тот пытается понять, что происходит во внешнем мире.

Иногда ангелов видят животные. Классический пример дает Библия, когда Валаам ехал на ослице … «И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу … И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое. И сказал ему Ангел Господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать [тебе], потому что путь [твой] не прав предо Мною; и ослица, увидев Меня, своротила от Меня вот уже три раза; если бы она не своротила от Меня, то Я убил бы тебя, а ее оставил бы живою» (Числ. Гл. 22).

В основе духовных вещей лежит духовный разум, а духовный разум обнимает все, мирской же разум – только видимое, поэтому он – как надводная часть айсберга. Подводная же часть айсберга для многих просто не существует. В земной жизни мы можем видеть только внешние события, но причины их лежат глубже, и по каким-то осколкам люди пытаются понять эти взаимосвязи, что иногда приводит к суевериям.

– Не является ли тогда преодоление жизненных препятствий сопротивлением ангелу-хранителю?

– Самое главное – стараться узнать волю Божию. Препятствия бывают двух порядков: или Господь отводит, или враг мешает. Чтобы определить Божью волю, нужен духовный опыт, время. Так один батюшка однажды хотел бросить жребий для того, чтобы определить, так или так поступить по Божьей воле. А потом задумался о том, что, может, у Бога есть и третий вариант, помимо тех двух, которые он Ему предлагает.

Беседовала Наталья Смирнова

Отец Валериан Кречетов родился в семье прот. Михаила Кречетова, претерпевшего гонения за веру и прошедшего через лагеря в г. Кеми и на Соловках. Светское образование: высшее, Московский лесотехнический институт, духовное: МДА. В 1969 году рукоположен епископом Дмитровским Филаретом. Настоятель Покровской церкви, церкви Рождества св. Пророка и Предтечи Иоанна. Почти сорок, лет являясь для духовенства и мирян примером ревности и стойкости духа, несет нелегкий крест жертвенного пастырского служения. Имеет ряд церковных наград. Автор множества статей и проповедей. Глава большой многодетной семьи.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»