Первый епископ на мальте. Мальта, провинция российской империи

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Ма́льта (мальт. и англ. Malta ), Респу́блика Ма́льта - островное государство в Средиземном море. Название происходит от древнефиникийского malat («гавань», «убежище»). Столица - Валлетта.

Православие на Мальте

Согласно Священному Писанию, христианство было принесено на Мальту апостолом Павлом в I веке (Деяния Апостольские, XVIII). До сих пор на острове показывают реликвии, связанные с ним и его учеником Лукой. Несмотря на то, что после Великой схизмы Мальта оказалась католической (в настоящее время 98 % мальтийцев - католики), связи Мальты с православием существуют и поныне. Самое знаменитое звено, соединяющее христиан Мальты и христианского Востока - Филермская икона Богоматери. Написанная, по преданию, евангелистом Лукой, в XVI-XVIII веках она хранилась на Мальте, при Павле I вместе с рукой Иоанна Крестителя и частицей Животворящего Креста была перевезена в Гатчину, а ныне хранится в Черногории.

В XX веке Мальту посетило немало эмигрантов из России, включая мать последнего императора. Известно, что она молилась в Русской часовне президентского дворца.

В 2001 году в Ла-Валетте состоялся симпозиум «Чтимая Филермская икона Божией Матери и ее место в искусстве, истории и религии», ставший поводом для визита в страну Кирилла, митрополита Смоленского и Калининградского (Русская Православная Церковь), и Амфилохия, митрополита Черногорского (Сербская Православная Церковь), который передал в дар Католической церкви Мальты список Филермской иконы. Митрополитом Кириллом впервые на Мальте была совершена литургия на церковно-славянском языке. На симпозиуме он прочитал доклад «Филермская икона Божией Матери и современные вызовы христианству», в котором есть слова: …совместное почитание современными православными и католиками великой святыни древней неразделённой Церкви способно содействовать продолжению диалога между двумя Церквами.

Тогда же было решено основать на Мальте русский приход, однако полностью он оформился лишь в 2003 году. Приход получил имя апостола Павла, настоятелем был назначен протоиерей Димитрий Нецветаев.

В 2004 году на острове прошла конференция «Страждущая Церковь», в которой приняли участие епископ Иларион (Алфеев), а также представители Антиохийской, Чешской, Румынской и Американской Православных Церквей. Епископ выступил с докладом «Гонения на Русскую Православную Церковь в XX веке» и совершил богослужение.

2007 год на Мальте был объявлен Годом русского языка. Официальное открытие состоялось накануне православного Рождества в той самой Русской часовне.

Православие на Мальте связано не только со славянами, но и с греками. Мальта включена в титул архиепископа Италии Константинопольского патриархата.

24 апреля 2014 года мальтийское правительство выделило земельный участок 10 соток под строительство русского православного храма в честь святого апостола Павла в городе Сан Жван недалеко от Российского посольства. В настоящее время ведется сбор средств и пожертвований на создание первого русского православного храма.

Христианские святыни Мальты

  • грот и святой источник Богородицы (в Милехе) рядом с церковью, где написана фреска св. Лукой;
  • церковь Св. Павла на берегу острова, как раз напротив места кораблекрушения;
  • в столице Мальты Валетте в храме Кораблекрушения св. Павла находятся величайшие святыни: десница апостола Павла (в одном из приделов храма) и часть римской колонны, на которой язычниками была усечена честная глава Первоверховного апостола и мученика за Христа (находится в алтаре);
  • в небольшом городе Биркиркаре в приходской церкви Во имя св. Елены пребывают мощи святой равноапостольной Елены, матери св. императора Константина Великого, которая нашла и вернула миру Честный и Животворящий Крест Господень;
  • в Рабате, рядом с катакомбами св. Павла, можно посетить катакомбы святой Агаты - одной из ранних подвижниц и мучениц за Христа. После того, как она отказалась отречься от Господа, римские язычники умертвили святую Агату усекновением груди. Места пребывания св. Агаты известны особой благодатью и чудесными исцелениями;
  • в маленьком православном храме в Валетте в алтаре находится одна из подлинных святынь Православного мира - икона Богородицы Дамаскинской. По преданию, она имеет отношение к св. Иоанну Дамаскину, по иконографии да и по времени изготовления очень близка нашей Владимирской, а по типу - Елиус ("Умиление"). Во времена турецких гонений на христиан икона была привезена греками с о. Родос на Мальту;
  • собор св. Иоанна Предтечи в Валетте, где также находятся многие реликвии христианства, включая чудотворную икону Богоматери "Млекопитательница" в алтаре храме, также, по Преданию, написанную св. Лукой.

Мальтийские острова расположились в самом центре Средиземноморья, между Европой и Африкой. Это был своего рода перекресток морских путей. Так что неудивительно, что за долгую историю Мальты здесь успели побывать и финикийцы, и карфагеняне, и римляне, и арабы, и норманны. В те далекие времена владеть Мальтой значило владеть всем Средиземноморьем.
О происхождении слова "мальта" спорят давно. Одни считают, что оно произошло от финикийского "малат", то есть "убежище" или "тихая гавань". Другие полагают, что оно образовалось от латинского "мелита" - медовый. По преданию, когда-то на островах жили особые пчелы, приносившие необыкновенный мед. Есть и третья версия: по-арабски "мальта" означает "непокрытая".
Как правило, о Мальте говорят как о пропитанном солнцем, облюбованном туристами крошечном островке посреди Средиземного моря. Конечно, так оно и есть. Но кроме солнца и моря на Мальте есть что-то еще. Это что-то - ее древняя и пестрая история, затертые следы разных эпох и цивилизаций, завоеваний, побед и поражений.
Мальтийские острова напоминают огромный музей под открытым небом. Ее столица - Валетта - настоящий шедевр архитектуры, в котором за каждым углом таятся свои предания и тайны.
Мальтийские острова лежат в самом центре Средиземноморья между Европой и Африкой. И во все времена контроль над Мальтой означал контроль над всем Средиземным морем. Неудивительно, что с древних времен здесь оставили свои следы финикийцы, карфагеняне, римляне, арабы, норманны, рыцари Ордена Святого Иоанна, французы и англичане.
Задолго до прихода финикийцев Мальта была населена древними племенами таинственной религии и уникальной культуры. Эти люди поклонялись Богине Аштроз - Матери Земли. Восхваляя ее, они возводили величественные храмы из огромных камней.
До недавнего времени египетские пирамиды считались самыми древними сооружениями, возведенными человеком. Последние исследования показали, что мегалитические святилища на Мальте примерно на 1 000 лет старше знаменитых пирамид в Гизе. Эти храмы построены из гигантских каменных глыб. И до сегодняшнего дня остается загадкой, каким образом 6 или 7 тысяч лет назад при строительстве можно было передвигать и поднимать такие тяжести, имея под рукой лишь примитивные инструменты. В Храме Джгантия на острове Гозо эти камни сложены друг на друга необработанными. В древние времена мальтийские мегалитические храмы были украшены каменными идолами и рельефными изображениями животных. До сих пор на алтарях встречаются сохранившиеся спиралевидные рисунки.
Но около 2 000 г. до н.э. следы таинственного народа, жившего при матриархате и построившего множество уникальных сооружений, обрываются. Был он истреблен или погиб от эпидемии? Ответы на этот вопрос, похоже, мы уже никогда не узнаем…
Около 60 г. н.э. Святой апостол Павел направлялся в Рим, чтобы предстать там перед судом. Корабль, на котором он плыл, сбился с курса и две недели носился по бушующим волнам, пока, наконец, не оказался у берегов Мальты. Ночью судно село на мель и разбилось. Пассажирам, находившимся на его борту, удалось добраться до суши. Среди них был и апостол Павел.
Узнав о чудесном спасении святого, римский консул на Мальте Публий пригласил его в свой дом. Павел исцелил умиравшего отца Публия и обратил самого наместника в христианство. Публий стал первым епископом Мальты, принял мученическую смерть и был причислен к лику святых.
С тех пор покровителями острова считают святого апостола Павла, Пресвятую Деву Марию и Св. Публия.
В 1530-м мальтийские острова подарил Ордену Святого Иоанна император Священной Римской империи Карл V, он же испанский король Карл I. За щедрый подарок рыцари ежегодно должны были выплачивать королю символическую ренту - по одному охотничьему соколу в год.
В действительности найти более неудачное место для военной базы рыцарям было действительно трудно: большая часть домов была брошена - мальтийцы регулярно страдали от набегов мусульман-пиратов. Дерева на острове было настолько мало, что его продавали на вес, а море у берегов было сплошь усеяно камнями и отмелями.
Главная ценность Мальты заключалась в ее естественных гаванях. Прибыв туда, рыцари обосновались в крошечной рыбацкой деревушке Биргу у входа в Большую Гавань, где начали возводить крепость. Ту самую крепость, которой через 30 лет суждено было сыграть важную роль в битве против войск Оттоманской империи.
В 1551 г. турки атаковали Гозо - один из остров, входящий в мальтийский архипелаг и отделенный от Мальты 6-километровым проливом. Тогда они захватили в рабство практически все население, оставив лишь старых и больных. Рыцари не смогли организовать на Гозо никакого сопротивления и лишь беспомощно наблюдали за происходившим. Зато строительные и фортификационные работы на самой Мальте значительно ускорились…
В 1565 г. огромный турецкий флот высадился в Большой Гавани. Он состоял из 130 больших галер и 50 мелких судов с запасом пищи, военного снаряжения и всего необходимого для длительной осады. 40-тысячный турецкий десант представлял собой цвет оттоманской империи. А против турок стояли всего 600 рыцарей и 9 000 мальтийцев. Казалось, у оборонявшихся не было никаких шансов…
Вопреки ожиданиям месяц за месяцем турки не могли захватить небольшую крепость. Осада и полная блокада привели к тому, что у оборонявшихся не осталось ни воды, ни пищи. Они ели крыс и все живое, что попадалось им под руку. День ото дня их потери становились все больше, и им не оставалось ничего другого, как надеяться на свою твердость, смелость и веру.
Впрочем, турки тоже страдали. Многие были убиты, моральный дух войска падал. И через пять месяцев осады турецкий флот отплыл с берегов Мальты ни с чем. Все было кончено. Над непокоренным островом гордо реял орденский флаг. За время осады рыцари потеряли 250 воинов, оставшиеся в живых были серьезно, а некоторые смертельно ранены. Погибли 7 000 мальтийцев. И только 600 человек из бывшего гарнизона в 9 000 могли держать в руках оружие.
Кстати, неудача на Мальте стала единственным серьезным поражением турецкого султана Сулеймана Великолепного. Турки потеряли при осаде из сорока - тридцать ты""сяч человек. Великая Осада стала последней неудавшейся попыткой Оттоманской империи завладеть западным Средиземноморьем.
Великий Магистр Ла Валетт, героически руководивший войсками осажденных, всю свою жизнь мечтал построить для рыцарей действительно неприступный город-крепость. На следующий год после окончания Великой Осады он собственноручно заложил первый камень в основание нового города-крепости. Но Магистру не суждено было увидеть окончание строительства, ибо два года спустя он скончался.
На могильной плите Великого Магистра в соборе Святого Иоанна в столице Мальты - Валетте начертано: "Здесь покоится Ла Валетт, человек чести, защищавший Европу, изгнавший со своей святой армией варваров. Похоронен в благословенном городе, основателем которого и являлся".
Город, названный именем Великого Магистра, достраивал его последователь - Магистр Дель Монте. И через год неприступная крепость, о которой мечтал Ла Валетт, ставшая столицей Мальты, была закончена…






В культурной жизни мальтийцев огромную роль играет католичество. При населении порядка 400 тысяч человек здесь около 400 церквей. Примерно по одной на каждую тысячу местных жителей, пожалуй, самая высокая концентрация в Европе. Дни святых покровителей на Мальте отмечают более 150 городов и деревень. Один из крупнейших праздников в стране посвящен апостолу Павлу, оказавшемуся на острове после крушения судна, на котором его везли в Рим на суд за проповедование христианства.

ТЕКСТ АЛЕКСАНДР ПОПОВ

Почитание Павла

Апостол Павел самый почитаемый на Мальте святой. В разговоре с мальтийцами, чтобы не испортить отношения, не следует сомневаться, что примерно в 60 г. именно он принесхристианство на Мальту. Это достаточно подробно описано в Деяниях святых апостолов, где Мальта называется остров Мелит.

Павел (при рождении был наречен Савлом) не входил в число двенадцати учеников Иисуса и, видимо, впервые увидел Христа во время казни. Савл был ярым гонителем ранних христиан, пока к нему не произошло «видение по пути в Дамаск», когда пораженный внезапной слепотой, он услышал глас Божий, а затем был чудесно исцелен. Крестившись, Савл сменил имя на Павла и стал одним из самых страстных проповедников христианства. За это его взяли под стражу, но, поскольку как римский гражданин Павел был неподвластен иудеям, его отправили в Рим на суд. По пути корабль попал в сильный шторм и потерпел крушение возле Мальты. Согласно легенде это произошло в заливе, который носит сегодня имя св. Павла и находится в 17 километрах к северо-западу от Валлетты, столицы Мальты.

Исторический залив

Сегодня вместе с двумя каменистыми необитаемыми островками, также носящими имя св. Павла, залив и слившиеся в единое целое города Аура и Буджибба образуют крупнейший туристический район острова. Это типичный средиземноморский курорт с пальмами, пляжными зонтиками, прибрежными ресторанчиками, прозрачной морской водой и разноцветными рыбацкими лодками. Пляжи каменистые, хотя, например, пляж в Ауре рядом с гостиницей Dolmen Hotel Resort 4* (здесь часто останавливаются российские туристы) - комбинированный: на берегу насыпной песок, а спуск в воду по лесенкам между камней. Этот район выбирают в основном туристы со средним доходом. Здесь более 40 отелей, но гостиниц класса 5* нет.

Рядом курортный городок Сент-Полc-Бей (St. Paul’s Bay), у въезда в который стоит Фонтан Апостола (Ghain Rasul). По легенде, здесь Павел ударом посоха вызвал воду из скалы, чтобы напоить потерпевших кораблекрушение.

Три месяца Павел провел на острове, совершив немало добрых дел и чудес, и местные жители стали почитать его как Бога. Он излечил отца римского консула Публия, который впоследствии стал первым мальтийским епископом. За это Публий был лишен римскими властями консульской должности, доставлен в Италию и брошен на растерзание диким львам на арене. Впоследствии он был канонизирован. А Павла после трех месяцев, проведенных на Мальте, привезли в Рим и спустя два года казнили, отрубив голову.

Приходская церковь св. Павла

Согласно преданию, Павел жил в гроте (St. Paul’s Grotto), над которым в XVII в. была построена приходская церковь Св. Павла (St. Paul Church). Сегодня это территория Рабата, пригорода бывшей мальтийской столицы Мдины. В гроте стоит мраморная статуя апостола. К своду подвешен серебряный подсвечник в виде корабля, на котором апостола везли в Рим на суд. Это дар Ордена в честь 1900-летия знаменитого кораблекрушения.

Многочисленные паломники в течение столетий отколупывают кусочки камня от стен грота, поскольку считается, что они обладают целебными свойствами. В 1990 году римский папа Иоанн Павел II отслужил в гроте мессу, о чем напоминает памятная доска у основания постамента. Светильники, окружающие скульптуру апостола, - подарок папы.

Рассказывают, что в 1600 г. на Мальту приехал один из испанских аристократов, пожелавший стать рыцарем. Однако, оказавшись на острове, он изменил намерения и, подобно Павлу, прожил некоторое время в гроте отшельником. В честь этого подвижничества к церкви была пристроена часовня Сент-Публиус (Sunctuary of St. Publius).

Мальтийский кафедральный собор

С именем св. Павла связан и кафедральный собор Мальты св. Петра и Павла (Cathedral St. Peter-&-St.-Paul’s), стоящий в Мдине на площади св. Павла (St. Paul’s Sq.), самой большой в этом городке. Сбор возведен мальтийскими рыцарями в начале XVIII века на месте небольшой церкви XI века. Согласно легенде, здесь стояли дом Публия и небольшая часовня, которую он построил, став епископом. Тут впервые встретились Павел и Публий. Таким образом, считается, что именно отсюда на Мальте стало распространяться христианство. Крест с двумя перекладинами на крыше храма указывает на то, что он имеет статус кафедрального собора. Интересно цветовое решение интерьера собора, в котором зеленые пол и потолок гармонично сочетаются с темно-бордовыми стенами. На фресках за алтарем и над ним изображены эпизоды из жизни св. Павла, среди которых «Обращение Савла» и картина шторма, который вынес судно к Мальте.

Церковь Кораблекрушения

О пребывании Павла на Мальте напоминает и Церковь Кораблекрушения (St. Paul"s Shipwreck Church) в Валлетте, одна из старейших на острове (XVI). Колонны из цветного мрамора поддерживают свод, украшенный фресками со сценами из жизни проповедника. Среди церковных реликвий - позолоченный фрагмент правой кисти св. Павла и часть колонны, на которой, по преданию, апостолу в Риме отрубили голову. При входе служитель выдает всем сопроводительные листы с описанием церкви и ее реликвий на многих языках, включая русский.

Никуда не деться от банальности, но увы - стратегическое расположение мальтийского архипелага в самом центре средиземноморья определило его историю как череду непрекращающихся сражений, битв, завоеваний и обретений призрачных свобод. Пожалуй, только самые первые поселенцы были свободны от этого - по крайней мере, никаких свидетельств их агрессивности до сих пор не найдено. По преданию, это были сицилийские крестьяне, однако в последнее время всё большее число людей сомневается в этом, и дело тут - правильно - в знаменитых мегалитических храмах, приписываемых к эпохам неолита и халколита, а именно к 4000-2000 годам до н.э. Собственно, почему сицилийские сельскохозяйственники не могли построить их? Тут мнения разделились. Дело в том, что отдельные каменные глыбы, из которых сооружены эти храмы, достигают восьми метров в длину и весят десятки тонн. Как первопроходцы цивилизации могли переносить их и возводить из них конструкции, которые в целости и сохранности стоят вот уже 6000 лет?! Конечно, всё ещё находятся сторонники "рычага" и "перекатки", но есть и приверженцы идеи "иной расы", людей-гигантов, недаром самый древний из сохранившихся храмов (считающийся древнейшим сооружением не только на Мальте, но и на всей Земле) носит созвучное название - Гжантия (Ggantija).

Впервые завоёвана Мальта была финикийцами около 800 года до н.э. Справедливости ради стоит сказать, что это не было завоеванием в том плане, как мы себе его представляем - с боями за каждый метр. Наоборот, финикийцы, озабоченные поисками новых территорий, высадились на Мальте, не имевшей в те годы явных покровителей или вождей, и ассимилировались там. Финикийцы вообще старались нигде не конфликтовать с местными жителями, а здесь, к тому же, население пребывало в довольно неразвитом состоянии, так что новые поселенцы привнесли в жизнь островов некие плоды цивилизации, например, мальтийский язык возник именно на базе финикийского. Кроме того, благодаря смешанным бракам, финикийцы стали этнической основой мальтийской нации. Они же впервые и дали имена островам - Malet (укрытие) и Gol (борт корабля), так гласит история. А история, между тем, документирует этот период времени письменными источниками, так что всё, что касается финикийского периода, можно утверждать с большей уверенностью, нежели гипотезы бронзового и железного веков.

К 500-600 годам до н.э. Мальта перешла к Карфагенянам, вернее - к финикийской колонии Карфагена. Эти завоеватели уже были куда более жестокими, чем их предшественники - человеческие жертвоприношения стали правилом. Кроме того, в те годы начались набеги пиратов, от которых местных жителей зачастую не мог защитить даже флот карфагенских галер.

Карфаген стремился расширить сферу своего влияния на максимально возможную часть средиземноморья, чем входил в прямое соперничество с греками. Однако, Мальта оставалась "швейцарией" в этом споре, на её территории уживались и те и другие. Факт присутствия значительного числа греческих семей на острове в этот период очевиден - археологи обнаружили не только греческие монеты и керамику, но и большое число надписей, сделанных на греческом языке. В общем, считается, что данный период открыл Мальту миру, мальтийцы перестали жить в изоляции, острова стали центром кораблестроения, здесь проплывающие суда могли пополнить запасы продовольствия, поэтому большое развитие получила и торговля.

Но в 3-м веке до н.э. Мальта впервые оказалась в самом центре военных действий. Речь идёт о Пунических войнах, длившихся более ста лет. В результате первой, Мальта осталась под управлением Карфагена, но в 218 году до н.э. острова перешли на сторону Рима. На первых порах ими управляли "из центра", но затем архипелаг обрёл своё собственное правительство (вернее - два правительства, так как Гозо являлся автономной муниципией). Римляне обращались с мальтийцами как с союзниками, а не как с побеждённым народом, жители сохранили свои традиции, язык и даже - на некоторое время - пантеон.

К этому времени большой остров назывался "Мелит", а малый - "Гаулос". Считается, что Мелит не является производной от прежнего названия (Малет), а основывается на римском слове Mel (мёд), в производстве которого острова преуспевали. С римлянами приходит и расширение производства, в том числе кораблестроения. Новые доки возводятся на месте современных St.Paul"s bay, Burmarrad, Xlendi и Marsalforn. В это же время становится постоянно обитаемым остров Комино.

Римляне заложили на Мальте и Гозо два города, которые в настоящее время являются жемчужиной обоих островов - Мдину (тогда её окрестили подстать острову - Мелита) и гозитанский Рабат (ныне Виктория).

Теперь об истории, которая определила жизнь островов на многие столетия вперёд, но - как теперь выясняется - её вполне возможно и не было на самом деле, а все тогдашние события являются просто неверным толкованием Писания. Речь идёт о кораблекрушении св.Павла. В "Деяниях святых апостолов" (главы 27 и 28) упоминается сей факт, так что дальнейший рассказ сопроводим цитатами. Итак, "мальтийская" легенда гласит:

Апостол под арестом препровождался в Рим на корабле, чтобы предстать перед судом цезаря. Покинув Крит, судно сбилось с курса, попало в бурю, долго его мотало по Средиземному морю, пока "в четырнадцатую ночь, как мы носимы были в Адриатическом море, около полуночи, корабельщики стали догадываться, что приближаются к какой-нибудь земле" - 27,27. В результате, их прибило к берегам острова, после чего корабль сел на мель, а путники ("было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ" - 27,37) спаслись все до одного ("и таким образом все спаслись на землю" - 27,44). Многие современные путеводители по Мальте гласят, что спасся де только сам Павел, но - вероятно - авторам даже лень было заглянуть в первоисточник.

"Спасшись же, бывшие с Павлом узнали, что остров называется Мелит" - 28,1. А современные "исследователи" и "толкователи" знают много больше, ими была вычислена даже коса (!), на которую попал корабль, прежде чем сесть на мель - её название Тал-Гаццини, район современного города Qawra. Три дня Павел провёл в доме "начальника острова, именем Публия" - 28,7. Затем трёхмесячный период жизни апостола описывается в Деяниях скромным "и оказывали нам много почести" - 28,10. Но то в Деяниях, а всё те же "учёные" уже всё знают. Оказывается, Павел по прошествии трёх дней отправился в Мдину, где излечил отца Публия (в Писании сказано только, что "Павел вошёл к нему" - 28,8, но никак не приехал через половину острова), после чего назначил Публия первым епископом Мальты и прожил оставшиеся до отплытия дни в катакомбах. И ещё, гозитанская версия гласит, что апостол высадился близ Марсалфорна и проповедовал в современной Виктории. Каждый тянет одеяло на себя. Такое впечатление, что отплывая, св.Павел оставил всех мальтийцев христианами, несмотря на то что до 4 века христианство преследовалось Римом, которому принадлежала и Мальта.

С недавних пор греки трактуют строки Деяний по-своему, и это им неплохо удаётся. Они говорят, что Мелит - это тогдашнее название одного из греческих островов, даже праздники закатывают не хуже мальтийских! В общем, один бог свидетель.

После разделения Римской империи, Мальта отошла к Константинополю. Об этом периоде истории (400-800 годы) известно немного, разве что достоверное поголовное принятие христианства. В 836 году начались набеги арабов, а в 870-м Мальта была завоёвана ими. На смену христианству в качестве государственной религии пришёл ислам, однако до сих пор нет согласия в рядах исследователей относительно того, приняли ли мальтийцы ислам душой. Мнения простираются от полного неприятия и жития в подполье до явной поддержки Аллаха и Магомета. Но факт остаётся фактом - мальтийский язык вобрал в себя очень многое от арабского, это проявилось также в географических названиях, которые до сих пор нанесены на карты островов.

Арабы укрепили крепость Мелит, обнесли рвом и сменили название на "Медина". Гозитанская крепость также претерпела некоторое переустройство. Помимо названий , изменены были и названия островов - два больших стали именоваться "Мальта" и "Аудэш" (Ghawdex - так Гозо до сей поры именуется на мальтийском языке), а два маленьких обрели имена "Кеммуна" и "Филфа" (кемин и перец). Архитектурное влияние арабов также заметно до сих пор - дома кубической формы с плоскими крышами, практически лишённые окон.

В 1091-м году Мальта была завоёвана норманнами. Овладев Сицилией годом раньше, граф Роджер, заботясь о южных границах империи, решил присовокупить и пару средиземноморских островов. К тому же дело было благое - изгнать сарацинов и возродить христианство. Всё было не так сложно: арабы были разобщены, практически не сопротивлялись. В общем, взяв власть и дав мальтийцам флаг (его цвета сохранились до сих пор), Роджер Норманнский благополучно вернулся на Сицилию. Система управления на островах изменена не была, да и арабы не были изгнаны в прямом смысле, то есть семьи продолжали благополучно жить на островах и исповедовать ислам в своём кругу. В 1127 году Роджер Второй, сын графа, повторно занял Мальту, результатом чего стало упрочнение норманнского господства - был назначен наместник, размещены воинские гарнизоны, Мальта вновь стала полноценной страной.

Когда умер последний норманнский король и не оставил наследников, Мальта перешла сперва к , а затем французской и династиям. В 1249 году германский император Фридрих Второй окончательно изгнал арабов со всех своих территорий, в том числе и из Мальты. Однако, многие мусульмане приняли христианство и тем самым спаслись и остались на обжитых территориях, тем не менее, эту дату приято считать моментом окончательной победы христианства на Мальте. После Свевской династии империей правил Карл Анжуйский (с 1268 года), а затем арагонцы (1283 г.) и кастильцы (1410г.). Мальта непосредственно не входила в состав королевских владений, ей долгое время управляли феодалы - верные вассалы Сицилийского королевства. Последним из них был Гонсальво Монрой, которого изгнали с острова восставшие подданные. Король Альфонс Пятый согласился с тем, чтобы жители выплатили феодалу 30000 флоринов, после чего территория могла быть присоединена непосредственно к королевству. Так и произошло. Тот же король дал очередное имя городу Медина, которое неофициально продолжает существовать до сих пор, а во времена мальтийской железной дороги конечная станция носила именно такое название - "Нотабиле" (что значит буквально "замечательный").

В 1529 году император Карл Пятый пожаловал Мальту Ордену госпитальеров Св. Иоанна, которые за 7 лет до этого были изгнаны арабами с Родоса и искали себе прибежище. В ответ кавалеры должны были ежегодно презентовать вице-королю Сицилии сокола. На том и порешили. В 1530-м новые хозяева прибыли на остров, жители встретили их неоднозначно - кто-то был рад, так как воспринимал новых поселенцев как дополнительную защиту от пиратов, а кто-то усмотрел в этом нарушение со стороны императора не отдавать Мальту в феодальное владение кому-либо. В любом случае, кавалеры Ордена не собирались задерживаться здесь надолго, они всё ещё надеялись вернуть Родос, однако судьба распорядилась иначе. Через несколько лет призрачная надежда угасла и рыцари стали вживаться в Мальту. Тут стоит сказать, что "новый дом" не слишком отвечал чаяниям рыцарей, ибо единственное хорошо укреплённое место - столица Мдина - было расположено вдали от морского берега, поэтому не было пригодного защищённого порта, где можно было бы расположить флот. Исходя из этих причин резиденция Ордена расположилась в городе Биргу (ныне - Витториоза), который находится в Великой Гавани. В порядке укрепления обороноспособности была восстановлена старая крепость и переименована в форт Св. Анджело, а также был построен форт Св. Эльмо. И всё не напрасно - турки не теряли время даром, в 1547-м и 1551-м годах они совершили два набега на архипелаг, во время второго в рабство было обращено всё население Гозо, почти 7000 человек. В том же 51-м году турки захватили Триполи, ещё одну резиденцию рыцарей. Одним словом, "ветер носил бурю", и в 1565 году супостат нанёс свой последний удар.

У рыцарей было три основных вражеских лагеря - Константинополь в лице Сулеймана Великолепного, пират Драгут из Триполи и алжирский предводитель Хассан. И вот наступил час, когда они объединились и стройными рядами направились к берегам Мальты. Готовьтесь, сейчас речь пойдёт о событии, которое до сих пор резонирует в голове каждого мальтийца, словно все битвы Великой Отечественной вкупе с Бородино в голове российского обывателя. Это - Великая осада. 18 мая 1565 года против Мальты было выставлено 48 тысяч лучших бойцов. Цель одна - завоевать архипелаг, после чего направиться дальше - в южную Европу через Сицилию и . Ну чем не разъезд Дубосеково? Со стороны островитян захватчикам противостояло немногим более 8000 человек. Одни источники утверждают, что Магистр Жан Паризо де ла Валетт резонно посчитал, что вступать в бой бессмысленно, слишком велик численный перевес со стороны врага, поэтому было решено разместить гарнизоны в укреплённых крепостях - Мдина, Св.Эльмо, две крепости в Биргу и Сенглее и Цитадель в Гозо - и готовиться к обороне. Согласно другим данным - всё началось с неистовой битвы в районе города Марсашлокк. В любом случае, самым знаковым событием стала осада форта Св. Эльмо, который пал, простояв 31 день. Затем были атакованы близлежащие города...

Но тем временем, из Сицилии спешила помощь. Сперва гарнизон в 700 солдат, который прибыл 29 июня, а затем - 9000 человек. Измождённые турки отступили, так Мальта спасла Европу от агрессии. Пафосно, но что поделаешь...

Теперь самое время вспомнить о нынешней столице государства - городе Валлетта. Многие книги гласят, что он был возведён сразу после осады в ознаменование Великой победы. Это не совсем так. Идея как-то обустроить холм Шеберрас (Sceberras) появилась у рыцарей задолго до осады, но предшественники магистра Ла-Валетта лишь теоретически обосновывали необходимость нового города-крепости, и только он в 1557 году предпринял первые шаги - пригласил известных инженеров для разработки проекта. Турецкое вторжение приостановило эти действия, однако после победы работы возобновились.

Первый камень был торжественно заложен 28 марта 1566 года. Город был назван в честь своего основателя - Ла-Валлетта - однако он не дожил до окончания строительства, магистр умер в 1568 году, а резиденция рыцарей была перенесена из Биргу на новое место только в 1571-м.

Вообще, этот период считается расцветом Мальты. Богатство и известность рыцарей делали своё дело - вновь расцвела торговля, коренные жители перенимали навыки новых поселенцев и их слуг, непрекращающееся строительство оборонных сооружений постепенно практически свело на нет угрозу пиратских набегов, появилась возможность жить вне укреплённых зон. Орден поощрял местное производство, получило развитие хлопководство. В 1769 году был основан Мальтийский университет. Именно рыцари принесли на Мальту яркие праздники - Фесты, которые до сих пор являются частью национального колорита, украшением островов.

Однако к концу XVIII века дела пошли плохо - казна опустела, обеты были нарушены, слава Ордена сходила на нет. Местное население стало выражать недовольство пребыванием рыцарей и теми налогами, которые те собирали с мальтийцев. За покровительство над Мальтой уже соперничали и Россия, когда в 1798 году острова занял Наполеон. 11 июня рыцари сдались без сопротивления, новая власть отменила рабство и инквизицию, закрыла университет, разграбила церкви и дворцы. На Мальте был оставлен генерал-губернатор, гражданский комиссар и гарнизон в 4000 человек. Однако это длилось недолго, восстание, начавшееся в Мдине 2 сентября 1798 года, быстро распространилось на всю территорию островов, французам пришлось укрыться за стенами Валлетты, где их держали в осаде 18 месяцев. На помощь мальтийцам пришли сицилийцы, британцы и русские, корабли адмирала Нельсона блокировали порты, так что французское подкрепление не могло пристать к берегу. В общем, 5 сентября 1800 года французы капитулировали.

Мальтийцы попросились под крыло Англии во время противостояния с французами, Англия пошла на встречу и направила сюда управляющего Александра Болла, однако после капитуляции более не была заинтересована в сохранении за собой этих территорий. В соответствии с Амьенским соглашением 1802 года Мальту решено было вернуть Ордену Иоаннитов, однако местные жители активно воспротивились этому, и, хотя их мало кто слушал, со временем идея сама угасла, а англичане стали открывать для себя пресловутое стратегическое значение архипелага.

В 1814 году по Парижскому соглашению Мальта окончательно отошла к Британии "де юро". Остров привлекал англичан, в первую очередь, как военно-морская база. Они построили славящиеся по сей день доки - местное население получило работу. Во время Крымской войны 1854-56 годов на остров направлялись раненые и отсюда же уходили войска. С постоянным развитием торгового судоходства возрастала и значимость Мальты, особенно на это повлияло открытие Суэцкого канала в 1869 году. Пароходы стали теснить парусные суда - Мальта тут же зарекомендовала себя как важный пункт пополнения запасов угля.

С давних времён коренное население имело собственные властные структуры на острове, однако англичане не видели в этом особой целесообразности. В 1811 году они по сути упразднили местный совет - Университу, вместно которого было назначено гражданское правительство, а к 1813-му и военная комендатура. Британцы сознательно инициировали волну эмиграции - мальтийцы потянулись в Египет и страны Магриба. Кроме того, Объединённое Королевство приложило много усилий, чтобы разорвать вековые связи с Сицилией - оттуда перестали завозить зерно, все товары стали преимущественно поступать из самой Англии, даже епископы Мальты были отделены от епископата Палермо (безусловно, не без участия папы). Островное общество начало раскалываться по языковому признаку - интеллигенция старой итальянской "закваски" с пренебрежением относилась к новой проанглийской формации мальтийцев. Вскоре языковой вопрос перерос в конфронтацию, не утихали споры о том, какой из языков преподавать в школах - итальянский или английский. И тут англичане вспомнили про мальтийский язык и стали приветствовать его распространение, дабы хоть таким образом отодвинуть итальянский на второй план.

Всё это шло параллельно с позывами, возникающие у мальтийцев применительно к самоуправлению. Представители коренного населения периодически входили в законодательные советы, но так же периодически английские власти приостанавливали действие конституции, и борцам за власть приходилось начинать раскручивать процесс с самого начала. Но после Первой Мировой войны, когда Мальта в очередной раз истощилась и обнищала из-за резкой безработицы среди бывших портовых рабочих, проблемой власти озаботилась уже "верхушка" местного общества. Было созвано Национальное Собрание, целью которого было учреждение новой Конституции. Беспорядки 1919 года, когда четверо восставших были убиты солдатами, ещё болше ускорили процесс, и в 1921 году Конституция была принята. Кроме того, было создано местное независимое правительство, которое решало все внутренние дела Мальты, а Британия ведала обороной, внешними связями и иммиграцией.

Закономерно, что раскол в обществе отразился на раскладе политических сил. Три основные течения представляли собой Националистическая партия, выражающая интересы проитальянски настроенных мальтийцев (итальянский язык, итальянская культура, католическиая церковь - вот их ориентиры) , сторонники "английского пути" - Конституционная партия (английский и мальтийский языки, британская культура) и Лейбористы - новички в мальтийской политике (обязательное образование, социальные программы, в общем, слуги трудового народа).

Нетрудно догадаться, кто оказался у власти - пробританцы. Нетрудно догадаться, чем это закончилось - церковь, поддерживавшая "итальянцев" вступила с властью в открытую конфронтацию. Новые беспорядки привели к отмене выборов, а в 1930 году вновь было приостановлено действие Конституции, но ненадолго. Очередные выборы заканчиваются убедительной победой проитальянских сил и церкви, но англичане опять отменяют Конституцию и, устав от этих дрязг, вводят прямое колониальное правление. Они постановляют, что отныне государственными языками являются мальтийский и английский, а итальянский наглухо перестаёт использоваться где бы то ни было на государственном уровне. Это постановление действует по сей день.

Общество толко начало возмущаться, как грянула Вторая Мировая, и внутренний раскол был подкреплён внешними обстоятельствами - Англия и Италия оказались по разные стороны баррикад. Активистов проитальянской партии высылают из страны, а остальные попросту замолчали.

Не хочется описывать тяготы и лишения Мальты времён этой войны, так как мальтийцы свято уверены в том, что им пришлось вынести больше других. Стоит только упомянуть, что враги даже не окупировали Мальту, ограничившись массированными авианалётами. В 1942 году король Георгий VI удостоил народ острова-крепости Георгиевского креста, изображение которого теперь красуется в левом верхнем углу мальтийского флага.

В самый разгар войны англичане пообещали восстановить независимое правительство, что и сделали по её завершении. Сильнейшая разруха, безработица усилили профсоюзы и привели в 1947 году к власти лейбористов. Кстати, женщины впервые получили право голоса. Политические ссыльные стали возвращаться на родину, а местные жители влились в новую волну эмиграции - наверное, самую массовую в истории Мальты. В основном, люди уезжали в Автралию, где на сегодняшний момент число мальтийцев не уступает, собственно, Мальте.

Националистическая партия, которая до войны отстаивала интересы проитальянски настроенных слоёв общества, стала всё больше потворствовать англичанам, а Конституционная партия самораспустилась. Политическую свистопляску продолжили Лейбористы, которые то просились присоединиться к Великобритании, то настойчиво требовали независимости.

В итоге было решено инициировать переговорный процесс с Англией о независимости. В 1964 году представители партий съехались в на конференцию, посвящённую этому вопросу. В результате очередного спора лейбористы отозвали своих людей, а Националисты, возглавлявшие в то время правительство, достигли признания Мальты независимым государством. Страна получила статус доминиона в составе Британского содружества. Независимость была подтверждена референдумом. 21 Сентября английская королева стала королевой Мальты. В том же 1964 году Мальта стала членом ООН и Европейского сообщества.

Но лейбористы не могли смириться с тем, что их соперникам достались все лавры и они сделали следующие логические шаги. В 1970-е годы во времена премьерства их лидера Дома Минтоффа Мальта была провозглашена республикой, был учреждён номинальный пост Президента, а к концу десятилетия острова покинули британские военно-морские силы.

Конец 70-х и 80-е годы XX столетия стали годами конфронтации. Лейбористское правителство открыто строило коммунистическое общество на деньги СССР, полицейские порядки и пренебрежение правами человека переросли в борьбу с церковью, что глубоко христианское население ну уже никак не могло понять. Однако, слабая электоральная поддержка не мешала пребыванию лейбористов у власти - подтасовки на выборах стали нормой. В начале 80-х раскол в обществе достиг неимоверного по мальтийским меркам размаха - люди перестали здороваться друг с другом, если они сторонники разных партий. И премьер Дом Минтофф стал понимать, что время лейбористов уходит, так не лучше ли уйти с почётом, чем стать жертвой нападения или иной расправы. Он назначил своим преемником слабого политика - Кармену Мифсуда Бонничи, а сам отошёл от дел в парламент. Стоит сказать, что Мальта, несмотря на ввод поста президента, осталась парламентской республикой, так что смена лидера партии автоматически стала сменой премьера.

Следующие выборы в 1987 году привели к победе националистов во главе с Эдди Фенеком Адами. На "остатках былой роскоши" и политическом энтузиазме Мальта преодолела рубеж десятилетий и вошла в 90-е процветающей страной, но затем экономическая ситуация стала резко ухудшаться - cоветские кредиты прекратились, минеральные ресурсы на Мальте отсутствуют, крупного производства, за исключением доков, нет, так что правительство сделало упор на туризм, вступление в ЕС и новую налоговую политику - националисты ввели 15% VAT (по-нашему НДС - налог на добавленную стоимость). Идея вступления в Евросоюз была резко раскритикована лейбористами, которые справедливо считают это угрозой для мальтийских рабочих (так как по действующему законодательству на Мальте не могут работать иностранцы) и мальтийского государства (так как по правилам ЕС госсобственность должна быть демонополизирована и приватизирована, а в крохотной стране практически все отрасли монополизированы государством - от связи и энергетики до аэропортов и банков). К выборам 1996 года недовольство налоговой политикой в обществе достигло своего апогея. Лейбористы заявили, что в случае победы отменят VAT, и это было разумное заявление - их финансово поддержали многие бизнесмены. В итоге они победили на выборах, но перевес был ничтожным - одно место в парламенте.

Новый премьер Альфред Сант и впрямь отменил злополучный налог, но вместо него ввёл два новых, ибо страна иначе просто не могла наполнять свой бюджет. Помимо этого было отозвано заявление из ЕС, а также выросли коммунальные платежи, в общем, общество в очередной раз разочаровалось в новой власти. Через два года, в 1998-м новое правительство похоронил не кто иной, как отец всех лейбористов - Дом Минтофф. В результате обсуждения проекта Коттонера, выдвинутого Сантом, он поддержал националистов, которые возражали против этого. Сант, заявивший ранее, что если проект не пройдёт, он будет расценивать это как недоверие правительству, был вынужден сдержать слово и объявить досрочные выборы. Националисты победили с разрывом в 4 голоса, а Мальта в те сентябрьские дни 1998 года просто стояла на ушах от радости.

Националисты вновь ввели VAT, но не отменили лейбористских надбавок. Вновь захотели в ЕС, и под этим соусом уже распродали половину государственной собственности - от одного из двух основополагающих банков (Mid-Med Bank) до единственного в стране аэропорта. На этом история переходит в сегодняшнюю реальность. И если на наш век выпадут новые потрясения мальтийского общества, они незамедлительно найдут своё отражение на виртуальных страницах этого раздела.

Никуда не деться от банальности, но увы - стратегическое расположение мальтийского архипелага в самом центре средиземноморья определило его историю как череду непрекращающихся сражений, битв, завоеваний и обретений призрачных свобод. Пожалуй, только самые первые поселенцы были свободны от этого - по крайней мере, никаких свидетельств их агрессивности до сих пор не найдено. По преданию, это были сицилийские крестьяне, однако в последнее время всё большее число людей сомневается в этом, и дело тут - правильно - в знаменитых мегалитических храмах, приписываемых к эпохам неолита и халколита, а именно к 4000-2000 годам до н.э. Собственно, почему сицилийские сельскохозяйственники не могли построить их? Тут мнения разделились. Дело в том, что отдельные каменные глыбы, из которых сооружены эти храмы, достигают восьми метров в длину и весят десятки тонн. Как первопроходцы цивилизации могли переносить их и возводить из них конструкции, которые в целости и сохранности стоят вот уже 6000 лет?! Конечно, всё ещё находятся сторонники "рычага" и "перекатки", но есть и приверженцы идеи "иной расы", людей-гигантов, недаром самый древний из сохранившихся храмов (считающийся древнейшим сооружением не только на Мальте, но и на всей Земле) носит созвучное название - Гжантия (Ggantija). Впервые завоёвана Мальта была финикийцами около 800 года до н.э. Справедливости ради стоит сказать, что это не было завоеванием в том плане, как мы себе его представляем - с боями за каждый метр. Наоборот, финикийцы, озабоченные поисками новых территорий, высадились на Мальте, не имевшей в те годы явных покровителей или вождей, и ассимилировались там. Финикийцы вообще старались нигде не конфликтовать с местными жителями, а здесь, к тому же, население пребывало в довольно неразвитом состоянии, так что новые поселенцы привнесли в жизнь островов некие плоды цивилизации, например, мальтийский язык возник именно на базе финикийского. Кроме того, благодаря смешанным бракам, финикийцы стали этнической основой мальтийской нации. Они же впервые и дали имена островам - Malet (укрытие) и Gol (борт корабля), так гласит история. А история, между тем, документирует этот период времени письменными источниками, так что всё, что касается финикийского периода, можно утверждать с большей уверенностью, нежели гипотезы бронзового и железного веков. К 500-600 годам до н.э. Мальта перешла к Карфагенянам, вернее - к финикийской колонии Карфагена. Эти завоеватели уже были куда более жестокими, чем их предшественники - человеческие жертвоприношения стали правилом. Кроме того, в те годы начались набеги пиратов, от которых местных жителей зачастую не мог защитить даже флот карфагенских галер. Карфаген стремился расширить сферу своего влияния на максимально возможную часть средиземноморья, чем входил в прямое соперничество с греками. Однако, Мальта оставалась "швейцарией" в этом споре, на её территории уживались и те и другие. Факт присутствия значительного числа греческих семей на острове в этот период очевиден - археологи обнаружили не только греческие монеты и керамику, но и большое число надписей, сделанных на греческом языке. В общем, считается, что данный период открыл Мальту миру, мальтийцы перестали жить в изоляции, острова стали центром кораблестроения, здесь проплывающие суда могли пополнить запасы продовольствия, поэтому большое развитие получила и торговля. Но в 3-м веке до н.э. Мальта впервые оказалась в самом центре военных действий. Речь идёт о Пунических войнах, длившихся более ста лет. В результате первой, Мальта осталась под управлением Карфагена, но в 218 году до н.э. острова перешли на сторону Рима. На первых порах ими управляли "из центра", но затем архипелаг обрёл своё собственное правительство (вернее - два правительства, так как Гозо являлся автономной муниципией). Римляне обращались с мальтийцами как с союзниками, а не как с побеждённым народом, жители сохранили свои традиции, язык и даже - на некоторое время - пантеон. К этому времени большой остров назывался "Мелит", а малый - "Гаулос". Считается, что Мелит не является производной от прежнего названия (Малет), а основывается на римском слове Mel (мёд), в производстве которого острова преуспевали. С римлянами приходит и расширение производства, в том числе кораблестроения. Новые доки возводятся на месте современных St.Paul"s bay, Burmarrad, Xlendi и Marsalforn. В это же время становится постоянно обитаемым остров Комино. Римляне заложили на Мальте и Гозо два города, которые в настоящее время являются жемчужиной обоих островов - Мдину (тогда её окрестили подстать острову - Мелита) и гозитанский Рабат (ныне Виктория). Теперь об истории, которая определила жизнь островов на многие столетия вперёд, но - как теперь выясняется - её вполне возможно и не было на самом деле, а все тогдашние события являются просто неверным толкованием Писания. Речь идёт о кораблекрушении св.Павла. В "Деяниях святых апостолов" (главы 27 и 28) упоминается сей факт, так что дальнейший рассказ сопроводим цитатами. Итак, "мальтийская" легенда гласит: Апостол под арестом препровождался в Рим на корабле, чтобы предстать перед судом цезаря. Покинув Крит, судно сбилось с курса, попало в бурю, долго его мотало по Средиземному морю, пока "в четырнадцатую ночь, как мы носимы были в Адриатическом море, около полуночи, корабельщики стали догадываться, что приближаются к какой-нибудь земле" - 27,27. В результате, их прибило к берегам острова, после чего корабль сел на мель, а путники ("было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ" - 27,37) спаслись все до одного ("и таким образом все спаслись на землю" - 27,44). Многие современные путеводители по Мальте гласят, что спасся де только сам Павел, но - вероятно - авторам даже лень было заглянуть в первоисточник. "Спасшись же, бывшие с Павлом узнали, что остров называется Мелит" - 28,1. А современные "исследователи" и "толкователи" знают много больше, ими была вычислена даже коса (!), на которую попал корабль, прежде чем сесть на мель - её название Тал-Гаццини, район современного города Qawra. Три дня Павел провёл в доме "начальника острова, именем Публия" - 28,7. Затем трёхмесячный период жизни апостола описывается в Деяниях скромным "и оказывали нам много почести" - 28,10. Но то в Деяниях, а всё те же "учёные" уже всё знают. Оказывается, Павел по прошествии трёх дней отправился в Мдину, где излечил отца Публия (в Писании сказано только, что "Павел вошёл к нему" - 28,8, но никак не приехал через половину острова), после чего назначил Публия первым епископом Мальты и прожил оставшиеся до отплытия дни в катакомбах. И ещё, гозитанская версия гласит, что апостол высадился близ Марсалфорна и проповедовал в современной Виктории. Каждый тянет одеяло на себя. Такое впечатление, что отплывая, св.Павел оставил всех мальтийцев христианами, несмотря на то что до 4 века христианство преследовалось Римом, которому принадлежала и Мальта. С недавних пор греки трактуют строки Деяний по-своему, и это им неплохо удаётся. Они говорят, что Мелит - это тогдашнее название одного из греческих островов, даже праздники закатывают не хуже мальтийских! В общем, один бог свидетель. После разделения Римской империи, Мальта отошла к Константинополю. Об этом периоде истории (400-800 годы) известно немного, разве что достоверное поголовное принятие христианства. В 836 году начались набеги арабов, а в 870-м Мальта была завоёвана ими. На смену христианству в качестве государственной религии пришёл ислам, однако до сих пор нет согласия в рядах исследователей относительно того, приняли ли мальтийцы ислам душой. Мнения простираются от полного неприятия и жития в подполье до явной поддержки Аллаха и Магомета. Но факт остаётся фактом - мальтийский язык вобрал в себя очень многое от арабского, это проявилось также в географических названиях, которые до сих пор нанесены на карты островов. Арабы укрепили крепость Мелит, обнесли рвом и сменили название на "Медина". Гозитанская крепость также претерпела некоторое переустройство. Помимо названий городов, изменены были и названия островов - два больших стали именоваться "Мальта" и "Аудэш" (Ghawdex - так Гозо до сей поры именуется на мальтийском языке), а два маленьких обрели имена "Кеммуна" и "Филфа" (кемин и перец). Архитектурное влияние арабов также заметно до сих пор - дома кубической формы с плоскими крышами, практически лишённые окон. В 1091-м году Мальта была завоёвана норманнами. Овладев Сицилией годом раньше, граф Роджер, заботясь о южных границах империи, решил присовокупить и пару средиземноморских островов. К тому же дело было благое - изгнать сарацинов и возродить христианство. Всё было не так сложно: арабы были разобщены, практически не сопротивлялись. В общем, взяв власть и дав мальтийцам флаг (его цвета сохранились до сих пор), Роджер Норманнский благополучно вернулся на Сицилию. Система управления на островах изменена не была, да и арабы не были изгнаны в прямом смысле, то есть семьи продолжали благополучно жить на островах и исповедовать ислам в своём кругу. В 1127 году Роджер Второй, сын графа, повторно занял Мальту, результатом чего стало упрочнение норманнского господства - был назначен наместник, размещены воинские гарнизоны, Мальта вновь стала полноценной европейской страной. Когда умер последний норманнский король и не оставил наследников, Мальта перешла сперва к германской, а затем французской и испанской династиям. В 1249 году германский император Фридрих Второй окончательно изгнал арабов со всех своих территорий, в том числе и из Мальты. Однако, многие мусульмане приняли христианство и тем самым спаслись и остались на обжитых территориях, тем не менее, эту дату приято считать моментом окончательной победы христианства на Мальте. После Свевской династии империей правил Карл Анжуйский (с 1268 года), а затем арагонцы (1283 г.) и кастильцы (1410г.). Мальта непосредственно не входила в состав королевских владений, ей долгое время управляли феодалы - верные вассалы Сицилийского королевства. Последним из них был Гонсальво Монрой, которого изгнали с острова восставшие подданные. Король Альфонс Пятый согласился с тем, чтобы жители выплатили феодалу 30000 флоринов, после чего территория могла быть присоединена непосредственно к королевству. Так и произошло. Тот же король дал очередное имя городу Медина, которое неофициально продолжает существовать до сих пор, а во времена мальтийской железной дороги конечная станция носила именно такое название - "Нотабиле" (что значит буквально "замечательный"). В 1529 году император Карл Пятый пожаловал Мальту Ордену госпитальеров Св. Иоанна, которые за 7 лет до этого были изгнаны арабами с Родоса и искали себе прибежище. В ответ кавалеры должны были ежегодно презентовать вице-королю Сицилии сокола. На том и порешили. В 1530-м новые хозяева прибыли на остров, жители встретили их неоднозначно - кто-то был рад, так как воспринимал новых поселенцев как дополнительную защиту от пиратов, а кто-то усмотрел в этом нарушение со стороны императора не отдавать Мальту в феодальное владение кому-либо. В любом случае, кавалеры Ордена не собирались задерживаться здесь надолго, они всё ещё надеялись вернуть Родос, однако судьба распорядилась иначе. Через несколько лет призрачная надежда угасла и рыцари стали вживаться в Мальту. Тут стоит сказать, что "новый дом" не слишком отвечал чаяниям рыцарей, ибо единственное хорошо укреплённое место - столица Мдина - было расположено вдали от морского берега, поэтому не было пригодного защищённого порта, где можно было бы расположить флот. Исходя из этих причин резиденция Ордена расположилась в городе Биргу (ныне - Витториоза), который находится в Великой Гавани. В порядке укрепления обороноспособности была восстановлена старая крепость и переименована в форт Св. Анджело, а также был построен форт Св. Эльмо. И всё не напрасно - турки не теряли время даром, в 1547-м и 1551-м годах они совершили два набега на архипелаг, во время второго в рабство было обращено всё население Гозо, почти 7000 человек. В том же 51-м году турки захватили Триполи, ещё одну резиденцию рыцарей. Одним словом, "ветер носил бурю", и в 1565 году супостат нанёс свой последний удар. У рыцарей было три основных вражеских лагеря - Константинополь в лице Сулеймана Великолепного, пират Драгут из Триполи и алжирский предводитель Хассан. И вот наступил час, когда они объединились и стройными рядами направились к берегам Мальты. Готовьтесь, сейчас речь пойдёт о событии, которое до сих пор резонирует в голове каждого мальтийца, словно все битвы Великой Отечественной вкупе с Бородино в голове российского обывателя. Это - Великая осада. 18 мая 1565 года против Мальты было выставлено 48 тысяч лучших бойцов. Цель одна - завоевать архипелаг, после чего направиться дальше - в южную Европу через Сицилию и Италию. Ну чем не разъезд Дубосеково? Со стороны островитян захватчикам противостояло немногим более 8000 человек. Одни источники утверждают, что Магистр Жан Паризо де ла Валетт резонно посчитал, что вступать в бой бессмысленно, слишком велик численный перевес со стороны врага, поэтому было решено разместить гарнизоны в укреплённых крепостях - Мдина, Св.Эльмо, две крепости в Биргу и Сенглее и Цитадель в Гозо - и готовиться к обороне. Согласно другим данным - всё началось с неистовой битвы в районе города Марсашлокк. В любом случае, самым знаковым событием стала осада форта Св. Эльмо, который пал, простояв 31 день. Затем были атакованы близлежащие города... Но тем временем, из Сицилии спешила помощь. Сперва гарнизон в 700 солдат, который прибыл 29 июня, а затем - 9000 человек. Измождённые турки отступили, так Мальта спасла Европу от агрессии. Пафосно, но что поделаешь... Теперь самое время вспомнить о нынешней столице государства - городе Валлетта. Многие книги гласят, что он был возведён сразу после осады в ознаменование Великой победы. Это не совсем так. Идея как-то обустроить холм Шеберрас (Sceberras) появилась у рыцарей задолго до осады, но предшественники магистра Ла-Валетта лишь теоретически обосновывали необходимость нового города-крепости, и только он в 1557 году предпринял первые шаги - пригласил известных инженеров для разработки проекта. Турецкое вторжение приостановило эти действия, однако после победы работы возобновились. Первый камень был торжественно заложен 28 марта 1566 года. Город был назван в честь своего основателя - Ла-Валлетта - однако он не дожил до окончания строительства, магистр умер в 1568 году, а резиденция рыцарей была перенесена из Биргу на новое место только в 1571-м. Вообще, этот период считается расцветом Мальты. Богатство и известность рыцарей делали своё дело - вновь расцвела торговля, коренные жители перенимали навыки новых поселенцев и их слуг, непрекращающееся строительство оборонных сооружений постепенно практически свело на нет угрозу пиратских набегов, появилась возможность жить вне укреплённых зон. Орден поощрял местное производство, получило развитие хлопководство. В 1769 году был основан Мальтийский университет. Именно рыцари принесли на Мальту яркие праздники - Фесты, которые до сих пор являются частью национального колорита, украшением островов. Однако к концу XVIII века дела пошли плохо - казна опустела, обеты были нарушены, слава Ордена сходила на нет. Местное население стало выражать недовольство пребыванием рыцарей и теми налогами, которые те собирали с мальтийцев. За покровительство над Мальтой уже соперничали Англия и Россия, когда в 1798 году острова занял Наполеон. 11 июня рыцари сдались без сопротивления, новая власть отменила рабство и инквизицию, закрыла университет, разграбила церкви и дворцы. На Мальте был оставлен генерал-губернатор, гражданский комиссар и гарнизон в 4000 человек. Однако это длилось недолго, восстание, начавшееся в Мдине 2 сентября 1798 года, быстро распространилось на всю территорию островов, французам пришлось укрыться за стенами Валлетты, где их держали в осаде 18 месяцев. На помощь мальтийцам пришли сицилийцы, британцы и русские, корабли адмирала Нельсона блокировали порты, так что французское подкрепление не могло пристать к берегу. В общем, 5 сентября 1800 года французы капитулировали. Мальтийцы попросились под крыло Англии во время противостояния с французами, Англия пошла на встречу и направила сюда управляющего Александра Болла, однако после капитуляции более не была заинтересована в сохранении за собой этих территорий. В соответствии с Амьенским соглашением 1802 года Мальту решено было вернуть Ордену Иоаннитов, однако местные жители активно воспротивились этому, и, хотя их мало кто слушал, со временем идея сама угасла, а англичане стали открывать для себя пресловутое стратегическое значение архипелага. В 1814 году по Парижскому соглашению Мальта окончательно отошла к Британии "де юро". Остров привлекал англичан, в первую очередь, как военно-морская база. Они построили славящиеся по сей день доки - местное население получило работу. Во время Крымской войны 1854-56 годов на остров направлялись раненые и отсюда же уходили войска. С постоянным развитием торгового судоходства возрастала и значимость Мальты, особенно на это повлияло открытие Суэцкого канала в 1869 году. Пароходы стали теснить парусные суда - Мальта тут же зарекомендовала себя как важный пункт пополнения запасов угля. С давних времён коренное население имело собственные властные структуры на острове, однако англичане не видели в этом особой целесообразности. В 1811 году они по сути упразднили местный совет - Университу, вместно которого было назначено гражданское правительство, а к 1813-му и военная комендатура. Британцы сознательно инициировали волну эмиграции - мальтийцы потянулись в Египет и страны Магриба. Кроме того, Объединённое Королевство приложило много усилий, чтобы разорвать вековые связи с Сицилией - оттуда перестали завозить зерно, все товары стали преимущественно поступать из самой Англии, даже епископы Мальты были отделены от епископата Палермо (безусловно, не без участия папы). Островное общество начало раскалываться по языковому признаку - интеллигенция старой итальянской "закваски" с пренебрежением относилась к новой проанглийской формации мальтийцев. Вскоре языковой вопрос перерос в конфронтацию, не утихали споры о том, какой из языков преподавать в школах - итальянский или английский. И тут англичане вспомнили про мальтийский язык и стали приветствовать его распространение, дабы хоть таким образом отодвинуть итальянский на второй план. Всё это шло параллельно с позывами, возникающие у мальтийцев применительно к самоуправлению. Представители коренного населения периодически входили в законодательные советы, но так же периодически английские власти приостанавливали действие конституции, и борцам за власть приходилось начинать раскручивать процесс с самого начала. Но после Первой Мировой войны, когда Мальта в очередной раз истощилась и обнищала из-за резкой безработицы среди бывших портовых рабочих, проблемой власти озаботилась уже "верхушка" местного общества. Было созвано Национальное Собрание, целью которого было учреждение новой Конституции. Беспорядки 1919 года, когда четверо восставших были убиты солдатами, ещё болше ускорили процесс, и в 1921 году Конституция была принята. Кроме того, было создано местное независимое правительство, которое решало все внутренние дела Мальты, а Британия ведала обороной, внешними связями и иммиграцией. Закономерно, что раскол в обществе отразился на раскладе политических сил. Три основные течения представляли собой Националистическая партия, выражающая интересы проитальянски настроенных мальтийцев (итальянский язык, итальянская культура, католическиая церковь - вот их ориентиры) , сторонники "английского пути" - Конституционная партия (английский и мальтийский языки, британская культура) и Лейбористы - новички в мальтийской политике (обязательное образование, социальные программы, в общем, слуги трудового народа). Нетрудно догадаться, кто оказался у власти - пробританцы. Нетрудно догадаться, чем это закончилось - церковь, поддерживавшая "итальянцев" вступила с властью в открытую конфронтацию. Новые беспорядки привели к отмене выборов, а в 1930 году вновь было приостановлено действие Конституции, но ненадолго. Очередные выборы заканчиваются убедительной победой проитальянских сил и церкви, но англичане опять отменяют Конституцию и, устав от этих дрязг, вводят прямое колониальное правление. Они постановляют, что отныне государственными языками являются мальтийский и английский, а итальянский наглухо перестаёт использоваться где бы то ни было на государственном уровне. Это постановление действует по сей день. Общество толко начало возмущаться, как грянула Вторая Мировая, и внутренний раскол был подкреплён внешними обстоятельствами - Англия и Италия оказались по разные стороны баррикад. Активистов проитальянской партии высылают из страны, а остальные попросту замолчали. Не хочется описывать тяготы и лишения Мальты времён этой войны, так как мальтийцы свято уверены в том, что им пришлось вынести больше других. Стоит только упомянуть, что враги даже не окупировали Мальту, ограничившись массированными авианалётами. В 1942 году король Георгий VI удостоил народ острова-крепости Георгиевского креста, изображение которого теперь красуется в левом верхнем углу мальтийского флага. В самый разгар войны англичане пообещали восстановить независимое правительство, что и сделали по её завершении. Сильнейшая разруха, безработица усилили профсоюзы и привели в 1947 году к власти лейбористов. Кстати, женщины впервые получили право голоса. Политические ссыльные стали возвращаться на родину, а местные жители влились в новую волну эмиграции - наверное, самую массовую в истории Мальты. В основном, люди уезжали в Автралию, где на сегодняшний момент число мальтийцев не уступает, собственно, Мальте. Националистическая партия, которая до войны отстаивала интересы проитальянски настроенных слоёв общества, стала всё больше потворствовать англичанам, а Конституционная партия самораспустилась. Политическую свистопляску продолжили Лейбористы, которые то просились присоединиться к Великобритании, то настойчиво требовали независимости. В итоге было решено инициировать переговорный процесс с Англией о независимости. В 1964 году представители партий съехались в Лондон на конференцию, посвящённую этому вопросу. В результате очередного спора лейбористы отозвали своих людей, а Националисты, возглавлявшие в то время правительство, достигли признания Мальты независимым государством. Страна получила статус доминиона в составе Британского содружества. Независимость была подтверждена референдумом. 21 Сентября английская королева стала королевой Мальты. В том же 1964 году Мальта стала членом ООН и Европейского сообщества. Но лейбористы не могли смириться с тем, что их соперникам достались все лавры и они сделали следующие логические шаги. В 1970-е годы во времена премьерства их лидера Дома Минтоффа Мальта была провозглашена республикой, был учреждён номинальный пост Президента, а к концу десятилетия острова покинули британские военно-морские силы. Конец 70-х и 80-е годы XX столетия стали годами конфронтации. Лейбористское правителство открыто строило коммунистическое общество на деньги СССР, полицейские порядки и пренебрежение правами человека переросли в борьбу с церковью, что глубоко христианское население ну уже никак не могло понять. Однако, слабая электоральная поддержка не мешала пребыванию лейбористов у власти - подтасовки на выборах стали нормой. В начале 80-х раскол в обществе достиг неимоверного по мальтийским меркам размаха - люди перестали здороваться друг с другом, если они сторонники разных партий. И премьер Дом Минтофф стал понимать, что время лейбористов уходит, так не лучше ли уйти с почётом, чем стать жертвой нападения или иной расправы. Он назначил своим преемником слабого политика - Кармену Мифсуда Бонничи, а сам отошёл от дел в парламент. Стоит сказать, что Мальта, несмотря на ввод поста президента, осталась парламентской республикой, так что смена лидера партии автоматически стала сменой премьера. Следующие выборы в 1987 году привели к победе националистов во главе с Эдди Фенеком Адами. На "остатках былой роскоши" и политическом энтузиазме Мальта преодолела рубеж десятилетий и вошла в 90-е процветающей страной, но затем экономическая ситуация стала резко ухудшаться - cоветские кредиты прекратились, минеральные ресурсы на Мальте отсутствуют, крупного производства, за исключением доков, нет, так что правительство сделало упор на туризм, вступление в ЕС и новую налоговую политику - националисты ввели 15% VAT (по-нашему НДС - налог на добавленную стоимость). Идея вступления в Евросоюз была резко раскритикована лейбористами, которые справедливо считают это угрозой для мальтийских рабочих (так как по действующему законодательству на Мальте не могут работать иностранцы) и мальтийского государства (так как по правилам ЕС госсобственность должна быть демонополизирована и приватизирована, а в крохотной стране практически все отрасли монополизированы государством - от связи и энергетики до аэропортов и банков). К выборам 1996 года недовольство налоговой политикой в обществе достигло своего апогея. Лейбористы заявили, что в случае победы отменят VAT, и это было разумное заявление - их финансово поддержали многие бизнесмены. В итоге они победили на выборах, но перевес был ничтожным - одно место в парламенте. Новый премьер Альфред Сант и впрямь отменил злополучный налог, но вместо него ввёл два новых, ибо страна иначе просто не могла наполнять свой бюджет. Помимо этого было отозвано заявление из ЕС, а также выросли коммунальные платежи, в общем, общество в очередной раз разочаровалось в новой власти. Через два года, в 1998-м новое правительство похоронил не кто иной, как отец всех лейбористов - Дом Минтофф. В результате обсуждения проекта Коттонера, выдвинутого Сантом, он поддержал националистов, которые возражали против этого. Сант, заявивший ранее, что если проект не пройдёт, он будет расценивать это как недоверие правительству, был вынужден сдержать слово и объявить досрочные выборы. Националисты победили с разрывом в 4 голоса, а Мальта в те сентябрьские дни 1998 года просто стояла на ушах от радости. Националисты вновь ввели VAT, но не отменили лейбористских надбавок. Вновь захотели в ЕС, и под этим соусом уже распродали половину государственной собственности - от одного из двух основополагающих банков (Mid-Med Bank) до единственного в стране аэропорта. На этом история переходит в сегодняшнюю реальность. И если на наш век выпадут новые потрясения мальтийского общества, они незамедлительно найдут своё отражение на виртуальных страницах этого раздела. var addthis_product = "jlp-2.0"; var addthis_config = { pubid:"Your+Profile+ID", data_track_clickback:true, ui_language:"ru", data_ga_property:"UA-10312200-2" }

Главные Ворота Мдины, над которыми помещен герб Великого Магистра с надписью 18 века, находятся рядом со Старыми Греческими Воротами.
Сторожевая башня Торре делло Стандардо (Torre dello Stendardo) стоит здесь же, рядом с воротами. На вершине башни в давние времена разводили костер для извещения жителей города об опасности. Сейчас здесь полицейский участок.

Сразу за Главными Воротами справа можно увидеть лестницу, спускающуюся в одно из самых страшных мест средневековья - это Темница Мдины или Музей пыток. До сих пор на стенах сохранились надписи, сделанные узниками. На площади перед музеем, где во времена инквизиции, оплотом которой была Мальта, сжигали ведьм, стоят настоящие средневековые шейные колодки, в которых можно сфотографироваться. В Музее представлены всевозможные орудия палачей, а восковые фигуры весьма наглядно демонстрируют то, что происходило здесь несколько столетий назад. Сердце сжимается от этих экспозиций. Место не для слабонервных, но подростки со всего мира обожают этот музей.

Время работы с 9-00 до 16-00
Стоимость входа 4 евро.

Неподалеку находится Церковь Святой Агаты, покровительницы Мальтийских островов. Церковь построена в начале 15 века. По преданию Святая Агата укрылась от преследователей в этом месте в 3 в. до н.э. во времена римских гонений на первых христиан.
Рядом с Церковью Святой Агаты находится Дворец Касса Ингуанец. Дворец был построен как резиденция одной из самых родовитых семей аристократов Мальты в 14 веке. Поражает внутренней отделкой.
Дворец Касса Тестаферрата, до сих пор принадлежащий одной из семей Мальты впечатляет своей роскошью. Был построен на месте Храма Аполлона.



Во дворце Палаццо Констанцо, построенном в 17 в., можно стать зрителем потрясающей аудио-визуальной экспозиции, под названием «Средневековье», демонстрирующей сцены из жизни и быта средневековой Мдины.

Вход стоит 3 евро для взрослых, 1.5 для детей.
Открыт с 9-30до 21-30 с понедельника по субботу.

Большинство дворцов в Мдине до сих пор принадлежат аристократическим семьям Мальты. Стоимость входа в таких «палаццо» и «каса» не фиксированная, принимаются добровольные пожертвования, многие закрываются в 17-00.
Еще в Мдине можно посетить Национальный Музей Естественной Истории, расположенный в старинном Дворце Правосудия (еще называют Дворец Магистра Вильены). Здесь выставлена коллекция минералов, чучела представителей флоры и фауны Мальты и различные окаменелости.

Стоимость входа 1 лира
Музей работает с 9-00 до 16-30.

Собор Святого Павла построен на том месте, где первый епископ Мальты встретился с Апостолом Павлом, который пришел в Мдину после кораблекрушения. С тех пор Апостол Павел, как и Святая Агата, считается покровителем острова. В Собор Святого Павла ведут старинные двери, возраст которых 900 лет. Собор построен в 17 в. На месте старинного Норманнского собора, разрушенного землетрясением. В новом соборе сохранились многое из предметов интерьера разрушенного - фламандские фрески, картины, гравюры и даже купель, вырезанная из ирландского дерева. Внутри красиво, величественно. Собор Святого Павла стоит на центральной площади города, носящей такое же название Площадь Святого Павла.



По улице Вилегейнон можно пройти на Площадь Бастион, откуда открывается захватывающая панорама на весь остров. Вечером отсюда очень удобно наблюдать фейерверки во время многочисленных религиозных праздников, носящих название фесты.

Город Рабат


Отделившись от Мдины в 9 в. при арабском владычестве, Рабат до сих пор является ее пригородом, представляя контраст Молчаливому городу. Это обычный мальтийский город. В Рабате много кафе, ресторанов, много туристов и жителей. Сегодня это один из самых больших городов на Мальте. Из достопримечательностей в Рабате сохранились следующие:

Римская вилла. На месте древнего римского дома расположился Музей Античной и Римской истории. В музее много экспонатов относящихся к римской эпохе, к тому же сохранилась чудесной красоты римская мозаика.
Вход 1 лира, открыт с 9-30 до 16-30.

Здесь же, в Рабате, была построена Церковь Святого Павла рядом с Гротом Святого Павла, в котором он нашел свое первое убежище после кораблекрушения. Здесь находится знаменитое скульптурное изображение Святого.
Рядом с Гротом есть Катакомбы Святого Павла, где были обнаружены подземные захоронения людей. Датируется 5 в. К слову сказать, сейчас на Мальте не хоронят - а только кремируют, поскольку наблюдается дефицит земли.
Быть на Мальте и не посетить древнюю ее столицу, не взобраться на крепостные стены и не посмотреть на жизнь и быт средневековых рыцарей - значит ничего не узнать про этот остров.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»