Апостол лука житие. Святой Лука Пишет Прижизненный Образ Пресвятой Богородицы

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Дни памяти:
31 октября (18 октября по старому стилю)
17 января (4 января по старому стилю) – в день памяти 70 апостолов.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ СВЯТОМУ АПОСТОЛУ И ЕВАНГЕЛИСТУ ЛУКЕ

Святому апостолу Луке люди молятся о помощи в духовной жизни. Перед тем, как читать духовные или богословские книги, очень полезно помолиться евангелисту Луке, тогда, возможно, будет легче понять скрытые мысли.
Известно, что апостол Лука писал иконы, в том числе и образ Божией Матери, поэтому он является хорошим помощником при иконописании.
Апостол Лука получил медицинское образование, ему можно молиться о помощи в исцелении от недугов и, особенно при глазных болезнях.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ

Во втором году нашей эры в Сирийском городе Антиохия был рожден будущий апостол Лука. В отличие от других апостолов, он был образованным человеком. С самого детства Лука занимался изучением иудейских законов, греческой философии, он мог разговаривать еще на греческом и арамейском языках. Эти знания помогли ему в дальнейшем общаться с иудеями. Кроме этого, он получил профессию врача.
Когда Лука узнал об Иисусе Христе и о Его учении, он захотел сам увидеть все своими глазами, для чего прибыл в Иерусалим, услышал знаменитую Нагорную проповедь и Заповеди блаженства (Мф. 5–7; Лк. 6, 20–26).. Его поразила честность заповедей и простота мыслей, которые он услышал и, с этого времени, он превратился в верного ученика Господа.
Когда Иисуса Христа схватили римские воины, Лука, в отличие от других учеников, не отрекся от Господа. Апостол был среди тех, кто был рядом с Ним на месте казни и видел страшные муки Спасителя. Лука был вознагражден за свою верность Богу тем, что он первый увидел воскресшего Иисуса Христа.

В Антиохии святой Лука находился вместе с апостолом Павлом. Они очень подружились, в своих посланиях апостол Павел называл Луку братом, возлюбленным врачом. А Лука почитал умного апостола Павла за своего учителя и отца.
Примерно в 62-63 годах Лука, с помощью Павла, написал святое Евангелие, чуть позже были написаны Деяния.

Во время ареста Павла, Лука до самого последнего мгновения его жизни был рядом. По преданиям, он лечил Павла от болезней, которые тот приобрел в темнице – Павла тогда мучили головные боли, у него сильно упало зрение. После того, как Павел был казнен, апостол Лука проповедовал Христову веру в Италии, Далматии, Галии и Греции.
Последними странами, в которых святой апостол обращал в веру язычников, были Ливия и Египет. Уже, будучи в преклонных летах, возвращаясь обратно из Египта, он остановился в Греции в городе Фивы, в котором устроил церкви и поставил в них священнослужителей. Большое количество людей были обращены в христианство, они видели чудеса, которые творил Лука во славу Божию, исцелял людей от телесных и душевных болезней.
Это не понравилась языческим жрецам, поэтому святой апостол Лука был схвачен ими и казнен через повешение. Не дожив до шестидесяти девяти лет, Лука принял мученическую смерть 8 мая 71 года в греческом городе Ахайя.
Святой апостол был похоронен в Фивах. Во время погребения, Господь Бог послал на землю, на могилу любимого ученика целительный дождь, благодаря которому люди мгновенно излечивались от болезней глаз, а слепые прозревали.

Святые останки апостола Луки сегодня есть в Риме в базилике Святого Петра и в афонских монастырях- Иверском, Святого Пантелеймона и Диосиниате.

А в Фивах, на старом кладбище есть храм, в котором находится мраморная усыпальница, ставшая первой гробницей святого апостола. Тут ежегодно, 31 октября (по новому стилю) в день памяти ученика Христова, совершается праздничное богослужение с крестным ходом в честь подвига святого апостола и евангелиста Луки.

ДЕЯНИЯ СВЯТОГО АПОСТОЛА ЛУКИ

Святого Луку называют первым христианским иконописцем. Он первый написал икону «Елеуса», образ Божией Матери с Младенцем, которая на Руси получила название . После Вознесения Спасителя, в Гефсиманском саду апостол написал икону «Иерусалимская». Кроме них, Лукой была создана и икона «Одигирия» (Путеводительница), которая у нас более известна, как .
Все эти образы были написаны еще при жизни Святой Марии, она благословила их и обещала через них дать «благодать Родившегося от Неё и Её милость ».
Также, благодаря таланту Луки-иконописца, до нас дошли образы первоверховных апостолов Петра и Павла.

Известно, что Лука также был одним из четырех человек, которые написали о земной жизни Иисуса Христа – Евангелие. В его повествовании есть некоторые события, которых нет у других евангелистов. Например, Притча о добром самарянине (Лк. 10, 30–37). С Евангелия от Луки на вечерних богослужениях читается пророчество Симеона – «Ныне отпущаеши» (Лк. 2, 29–35).
Апостол Лука был образованным человеком, он тщательно исследовал и проверял все то, о чем писал, слышал из других уст. В свое Евангелие он включил рассказы Божией Матери, которые слышал от Нее Самой, поэтому именно Лука наиболее подробно описал о Благовещении Святой Девы и встрече Ее с Елисаветой, матерью Иоанна Предтечи Крестителя, о рождестве Святого Младенца, о начале Его земной жизни.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, апостоле Христов и Евангелисте Луко, и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.

ВИДЕО

Святой апостол и евангелист Лука происходил из Антиохии Сирийской, из знатной языческой семьи. Получив разностороннее образование, он имел познания в области медицины и навыки в основах изобразительного искусства. Услышав о Христе, он прибыл в Палестину и стал одним из учеников Господа. В числе 70-ти апостолов святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк. 10, 1-3). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.


Явление Христа Луке и Клеопе по дороге в Эммаус, Ужин в Эммаусе, Лука и Клеопа рассказывают о встрече со Христом другим апостолам. Грачаница. Сербия. XIV век.

Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2 Тим. 4, 10).

Апостолы Лука и Павел. XIII век. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург, Россия.

После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.



Перенесение мощей ап. Луки в Константинополь; Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в.; местонахождение: Сербия. Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Нартекс (притвор)

Предание сохранило сведения, что апостол Лука стал первым иконописцем, написав первые иконы Божьей Матери и иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке; кроме того, на Афоне и на Западе их существует двадцать одна, из них восемь - в Риме. Согласно преданию, св. апостолом Лукой написаны Киккская, Ченстоховская, Виленская, Владимирская, Смоленская, Хахульская, Корсунская, Иерусалимская и другие. Но следует понимать, что «…иконы приписываются Евангелисту не в том смысле, что они написаны его рукой, — свидетельствует Леонид Александрович Успенский, — ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом. Апостольское Предание следует понимать здесь так же, как в отношении апостольских правил или апостольской литургии. Они восходят к апостолам не потому, что сами апостолы их написали, а потому, что носят апостольский характер и облечены апостольским авторитетом. Так же обстоит дело и в отношении икон Богоматери, написанных евангелистом Лукой».

Самый ранний исторический документ, в котором упоминается икона, написанная апостолом и евангелистом Лукой, относится к первой четверти VI столетия и связан с именем историка Феодора Чтеца (Анагноста), который жил во времена императоров Юстина и Юстиниана. Он рассказывает историю императрицы Евдокии – вдовы императора Феодосия Младшего, которая отправилась в Иерусалим на поклонение святым местам и обнаружила там образ Божией Матери, написанный ап. Лукой, который она прислала в Константинополь своей свояченице Пульхерии, жене императора Маркиана.

Следующее известие появляется уже только в VIII веке у святого Андрея Критского. Он сообщает о том, что существовали образы, написанные Ев. Лукой. Он говорит, что ап. Лука “собственноручно изобразил как самого воплотившегося Христа, так и Его непорочную Матерь” и что эти изображения, известны в Риме, находятся в Иерусалиме.

Неизвестный автор “Слова об иконах к Константину Копрониму”, пользуясь фактом написания св. Лукою изображения Богоматери в тех же апологетических целях, замечает об иконе, что она послана была евангелистом к некоему Феофилу.

Следующее известие, запечатленное в житии Стефана Нового, пострадавшего за иконопочитание в 757 году, относится Святой ко второй половине VIII века. В тексте рассказывается, что Константинопольский архиепископ Герман, увещевая Льва Исавра отказаться от мысли о преследовании иконопочитателей, в подтверждение древности священных изображений, кроме статуи Спасителя, воздвигнутой кровоточивою женою и Эдесского Убруса, указывал также на образ Девы Богородицы, написанный евангелистом Лукою и потом отправленный куда-то из Иерусалима.

В «Соборном послании трех восточных патриархов к императору Феофилу», относимом учеными к 845-846 году передается, что боговдохновенный Лука еще при жизни пресвятой Богородицы, в то время как Она обитала на Сионе, живописными составами начертил на доске Ее честный образ для последующих поколений и из уст самой Девы Марии услышал обещание, что благодать Ее пребудет с его иконою.

Агиограф Симеон Метафраст — составитель ста тридцати двух жизнеописаний святых и историк, живший в X веке, говорит, что первый образ Божией Матери был написан воском и красками: “Всего отраднее то, - пишет он, - что евангелист Лука человеческий вид Христа моего и образ Той, Которая родила Его и дала Ему человеческое естество, первый изобразив воском и красками, передал, чтобы чтили их даже до сего времени, почитая недостаточным, если он не будет созерцать в изображениях и образах черты их лиц, что служит знаком его горячей любви. И это он сделал не для себя только, но и для всех верных любящих Христа”.

В Менологии императора Василия II Болгаробойцы, относящемся к концу Х века, говорилось о святом апостоле Луке как о прозелите, антиохийце по рождению, о враче и живописце по роду деятельности.

Феофан Керамевс, архиепископ Тавроменийский (1130-1150), в беседе на неделю Православия раскрывая на примерах ту мысль, что почитание икон искони и свыше установлено, прибавляет в заключении: “и Лука, красноречивый евангелист, воском и красками написал икону Богоматери, держащую Господа на святых Своих руках, которая доныне сохраняется в некоем городе”, то есть в Константинополе.

И наконец в XII веке, у Никифора Каллиста, в его «Церковной истории», есть упоминание и о самом апостоле Луке, который «…первый изобразил живописью образ Христа и боголепно Родившей Его, еще же и верховных апостолов, и что от него это высокое и почетное искусство распространилось по всей вселенной» и о почитаемом образе Богородицы, находящемся в монастыре Тон Одигон в Константинополе, который был прислан императрице Пульхерии по одним сведениям из Антиохии, по другим из Иерусалима. «…“Второй храм Одигитриевский, где она (императрица Пульхерия) поставила присланную из Антиохии икону Матери Слова, которую собственноручно при жизни Ее написал божественный апостол Лука. Она видела сей образ и сообщила благодать своему изображению. Икона эта сначала в месте, называемом Трибунал, творила чудеса, которые и до сих пор совершаются. Пульхерия установила, чтобы в этом храме в третий день седьмицы совершалось бдение и молитвословие, что и до ныне наблюдается.». Иператрица Пульхерия повелела совершать определённое чинопоследование возле этой иконы. Монастырь Одигитрии находился на берегу мраморного моря, недалеко от императорского Влахернского дворца (комплекс, соединяющий в себе церковь Влахернскую и дворец). Сам храм монастыря Одигитрии был небольшой, поскольку было много почитателей, много приходило молиться, икону стали переносить для поклонения во Влахернскую церковь во время великого поста на страстной седмице, поскольку было много паломников. О том, что действительно образ Одигитрии переносился во Влахернский храм свидетельствует нам русский паломник Добрыня (в крещении Антоний), который в начале 13 века приходя в Константинополь посещал Влахернскую церковь и писал, что там хранится образ написанный ев. Лукой и его переносят во Влахернский храм.

Также о написании первых икон Богоматери и Богомладенца Христа апостолом Лукой свидетельствуют и многие богослужебные тексты. Так, например, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, в первой песне канона говорится: «Написав Твой всечестный образ, божественный Лука, богодуховенный списатель Христова Евангелия, изобразил Творца всех на руках Твоих». А в первом икосе акафиста Пресвятой Богородице в честь чудотворной иконы Ее Владимирской читаем: «…но и нас, земных, не оставила еси, яко некую лучу, ниспославши нам икону Твою, святым Лукою первописанную. О ней бо некогда изрекла еси: с сим образом благодать Моя и сила да пребудут». В стихире в праздник Казанской иконы Богоматери поется: «Первее написавшейся Твоей иконе, евангельских тайн благовестник, и к Тебе Царице принесенней, да усвоиши ту, и сильну соделаеши спасти чевствующия Тя, и порадовалася еси, яко сущи Милостива, спасения нашего Содетельница».

Наиболее серьезным аргументом против возможности существования икон, написанных святым евангелистом, является отсутствие какого-либо упоминания об этом факте у отцов VII Вселенского собора, причина этого факта, не ясна, но рассмотрев все приведенные доводы, можно с уверенностью заключить, что согласно Священному Преданию и историческим свидетельствам святой евангелист Лука собственноручно написал одну или несколько икон Божией Матери. Эти иконы были известны лишь небольшому кругу христиан. По прошествии значительного времени, оригиналы были утрачены, но сохранились многочисленные видоизмененные повторения. Можно сказать, апостол Лука положил начало иконописанию, определил его основные принципы. А Сама Божия Матерь сообщила иконам благодатную и таинственную силу, произнеся слова: «С сим образом благодать Моя и сила да пребудут».

Когда предание о Луке как об иконописце распространилась на Руси, сказать трудно, но в Московском летописном своде конца XV века под 1204 годом сказано о том, что икона Одигитрии была написана Лукою: «сию же икону списа Лука еуангелист […]»; а под 1395 годом - что и икона Владимирской Богоматери написана евангелистом Лукой: «Слово о чудеси пресвятыя Богородица, егда принесена бысть икона честного образа ее, юже написал Лука еуангелист, от града Володимира в славный сей град Москву».В Евангелии 1507 года, хранящемся в Государственной Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге, под миниатюрой евангелиста Луки указано: «Лука […] иконописец». В макарьевских Минеях Четьих в главе о Луке сказано, что он был не только врачом и автором Деяний апостольских и Евангелия, но также и художником, написавшим изображения Богоматери.

Образы святого апостола и евангелиста Луки встречаются в числе других евангелистов с раннего времени. Самое раннее изображение Евангелистов, фигуры которых идентифицируются по коробке с четырьмя свитками у ног Спасителя, находится в римских катакомбах святых Марка и Марцеллиана (до 340). С начала V века изображения крылатых животных — символов Евангелистов — помещались в композициях триумфального характера, прославляющих величие Бога или поклонение Ему небесных сил: мозаики конхи апсиды церкви Санта-Пуденциана в Риме (ок. 400).


Мозаика конхи апсиды Церкви Санта-Пуденциана в Риме.

В тот же период появились изображения символов Евангелистов с книгами:


Триумфальная арка Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (ок. 549).

В V-VI вв. появились изображения самих Евангелистов с их символами. Один из первых примеров — мозаика капеллы церкви Сан-Джованни ин Латерано (461-468): символы изображены в облаках рядом со стоящими Евангелистами. На мозаиках вимы церкви Сан-Витале в Равенне (546-548) Евангелисты представлены без книг и с бескрылыми животными: Матфей с человеком, Лука с тельцом, Марк со львом, Иоанн с орлом; на миниатюре из Евангелия св. Августина Кентерберийского, конца VI в. Лука изображен с крылатым тельцом:


Миниатюра Евангелия св. Августина Кентерберийского, конец VI в.

В послеиконоборческий период широкое распространение получили изображения Евангелистов, пишущих Евангелия. Этот иконографический тип восходит к античным портретам поэтов, ораторов и философов, обдумывающих и пишущих свои произведения или вдохновляемых музами. Чаще всего Евангелисты изображались сидящими перед столами с письменными принадлежностями или пюпитрами, с книгами и свитками, размышляющими над текстом, читающими или записывающими. Лука обычно изображался как муж средних лет с короткими темными волосами и бородой, иногда с гуменцом (тонзурой).


Лука Евангелист, св. ап.; Византия; XII в.; местонахождение: Греция. Афон

Реже встречаются фигуры стоящих Евангелистов с книгой или со свитком в руках:


Лука Евангелист, св. ап.; Византия; X в.; местонахождение: Греция. Афон

В системе декорации крестово-купольного храма изображения Евангелистов помещали в парусах под куполом, что символизирует распространение евангельского учения на все стороны света:


Евангеист Лука. Фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 год.

Иконы Евангелистов могли входить в состав деисусного ряда:

Евангелист Лука. Икона из деисусного ряда монастыря Хиландар. Афон. Ок. 1360 г.

На миниатюрах апостол Лука часто изображается со своим учителем – апостолом Павлом (см. выше) или, как и другие евангелисты, с персонификацией Божественной Премудрости в образе девы, что должно свидетельствовать о богодухновенности его текста. Этот античный мотив, напоминающий о поэте и музе, получил распространение в балканском искусстве в палеологовский период.


Святой апостол и евангелист Лука; XVI в.; Греция. Афон, монастырь Дионисиат.

Типичным для русского искусства стало изображение Евангелистов на створках царских врат, в деисусных чинах иконостасов, а также в композиции Страшного суда.


Царские врата с изображением Благовещения и четырех евангелистов. Около 1425. Из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.

Деталь фрески « Апостолы и ангелы » в композиции Страшный суд. 1408 г. Андрей Рублев. Успенский собор, Владимир, Россия .

Наиболее интересными являются изображения святого Луки, пишущего икону Божией Матери, которые начинают появляться в палеологовское время в монументальной живописи, в миниатюрах и на иконах. Так, Греческий иконописный подлинник Ерминия о св. Луке кратко говорит: “Евангелист Лука не старый, кудрявый, с малою бородой, изображает икону Богородицы”. Лука представлен в композиции сидящим, но вместо пюпитра, как у других евангелистов, перед ним представлен мольберт с иконой Богоматери, а вместо чернильницы — краски, в руке кисть. Самым древним подобным изображением является фреска церкви Рождества Богородицы монастыря Матейче в Македонии, датируемая 1355-1360 годом.

Апостол Лука пишет икону Богородицы. Икона Эль Греко. Ок. 1560-1567

С конца XV века такого рода иллюстрации можно встретить в русских рукописях Евангелия, а также “Повести о иконном изображении, како и когда зачася” и “Сказания о написании иконы Богоматери Одигитрии”, рядом с текстом: “По воскресении и восшествии еже на небеса Господа нашего Иисуса Христа и по излитии Святого Духа, минувшим пятидесяти летом, славный апостол и евангелист Лука, ему же похвала в благовестии Христове, написа еже о Христе евангелие о рождьшей Того Приснодевей Марии, также и Деяния святых апостолов в книжицы. И паки той первый божественного изображения, еже живописати, самоблагоумне извык, написа на дсце начертание Пречистыя самыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, изящне видение Тоя изуподобив опасно… И приносит к первообразней госпоже и всех Царице. Она же, очи свои возложивши на ту икону и… возрадовавшися убо, глаголет к тому благоговейне вкупе же и со властию: “благодать Моя с тобою да будет”.

Начиная со второй половины XVI - XVII века изображения иконописца появляются в станковой и в настенной живописи.

Ап. Лука. Миниатюра из Евангелия 1-й половины XV в. Москва. 2-я половина XV в. РГБ. Москва.

Ап. Лука. Икона. Русь. Середина XVI в. 89 х 65. ПГОИАХМЗ. Псков.

Ап. Лука. Икона. Вторая половина XVI в. ГТГ. Москва, Россия

Интересно, что изображение художников в древнерусской живописи начинается именно с Луки. На иконе из Успенского собора Московского Кремля «Митрополит Петр в житии» конца XV или начала XVI века имеется клеймо, где Петр изображен пишущим икону Богоматери Петровской, автором которой его считали. В житии Сергия и Никона Радонежских конца XVI века изображены Андрей Рублев и Даниил Черный, пишущие фрески. И хотя изображения эти немногочисленны, они крайне интересны тем, что труд иконописца представлен в них важным и высоким.


Ап. Лука с житием. Наседкина А. (выпускница Иконописной школы 2005 г.). Сергиев Посад. 2005 г. Дипломная работа. Собрание Иконописной школы.

Использованные источники.

«Свет» - так переводится на русский имя Лука. Апостол Лука родился в Антиохии Сирийской. Выросший в крупном торговом городе, Лука с детства хорошо знал иудейское наречие, мог свободно изъясняться и писать по-гречески. Получив образование врача, Лука в поисках своей судьбы отправился в Палестину.

Весть о странствующем проповеднике, как говорили в народе, Мес­сии, избавителе Израиля, будущий апостол Лука услышал в Иерусалиме. По преданию, Лука стал одним из семидесяти учеников Христа, нап­равленных Им в селения Самарии и Десятиградия исцелять больных и возвещать о пришедшем в мир Спасителе.

Через несколько дней после Своего Воскресения Христос явился от­ча­явшимся апостолам Луке и Клеопе на пути в Эммаус. Они поспеши­ли обратно в Иерусалим к прочим апостолам и передали им весть о воскресшем Спасителе. Вскоре после Вознесения Христа Лука вернулся в свой родной город, Антиохию.

В Антиохии Лука встретил апостола Павла и стал его ближайшим помощником. «Апостол язычников» проповедовал «Христа распятого» в Малой Азии и Греции. Лука сопровождал апостола Павла во всех его путешествиях и не только помогал ему в деле проповеди, но и вел подробную летопись и был его личным врачом. Впоследствии эта хроника, повествующая о распрост­ранении Церкви в мире, легла в основу книги «Деяния апостолов».

В 62 году Павел был заключен под стражу и отправлен на суд кесаря в Рим. Здесь, в Риме, в начале 60-х годов I века апостол Лука, по просьбе знатного антиохийца Феофила, написал нас­тавление о жизни и учении Христа - Евангелие. Для составления этой книги он тщательно изучил все источники, в том числе евангелия от Матфея и Марка, и расспросил очевидцев.

Среди «самовидцев» жизни Спасителя, расспрошенных евангелистом, была Богородица. Так в Евангелии от Луки появился подробный рассказ о Благовещении и эпизод из детства Спасителя. О встрече апос­тола с Божией Матерью свидетельствует Предание, приписывая Луке авторство первых икон Богородицы.

После мученической кончины своего наставника, первоверховного апостола Павла, евангелист Лука продолжил его труды, проповедуя Евангелие в Италии, Ливии, Египте и Греции. Будучи уже глубоким стариком, апостол и евангелист Лука был распят на оливковом дереве в Фивах в 82 году. Память его Церковь празднует 31 октября.

Рисунки Натальи Романенко

31 октября (по новому стилю) Русская Православная Церковь празднует день памяти святого апостола и евангелиста Луки. Каждое утро верующие люди начинают с молитвы мытаря «Боже, милостив буди мне грешному», взятой из Евангелия от Луки (Лк. 18, 13). Евангелие от Луки, Деяния апостолов, иконы Божией Матери – все это оставил нам в наследие святой покровитель врачей и художников. Апостолу и евангелисту Луке и посвящен наш рассказ, сделанный в формате «иллюстрированной Православной энциклопедии».

Город Антиохия Сирийская, ныне турецкий город Антакья в провинции Хатай

Перед вами турецкий город Антакья. А две с лишним тысячи лет назад здесь был древнегреческий город Антиохия, основанный за четыре века до Рождества Христова царем Селевком I Никатором, полководцем и телохранителем Александра Македонского. Сначала это была греческая территория, пока в 64 году до Рождества Христова тогдашнюю древнюю Сирию не захватил Рим, сделав ее одной из своих провинций.

В Антиохии и родился будущий апостол и евангелист Лука. К сожалению, неизвестна точная дата его рождения. Вообще информация о людях древности напоминает лоскутное одеяло: что-то известно, а о чем-то ученые продолжают спорить уже много веков. Так и с апостолом Лукой. Одни исследователи полагают, что он родился в один год с Христом, другие считают, что на десять лет позже.

Будущий апостол Лука был прекрасно образован и эрудирован, владел несколькими языками, разбирался в греческой философии, знал законы Моисеевы и иудейские обычаи, овладел врачебным искусством… Грек по происхождению, он мог бы стать врачом или писателем, оратором или художником, быть богатым и знаменитым и еще долго жить в Антиохии. Но, услышав об учении Иисуса Христа, он оставил свой дом и родных и отправился в Галилею. Здесь Лука горячо и искренне принял учение Господа и вскоре стал одним из 70-ти избранных апостолов, которых Иисус Христос в последний год Своей земной жизни отправил нести благую весть о Царствии Небесном в разные города: «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: "Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою"» (Лк. 10, 1–2).

Святой Лука-живописец перед Распятием. Франсиско де Сурбаран

Эту картину испанского живописца Франсиско де Сурбарана можно увидеть в мадридском музее «Прадо». Художник запечатлел на ней трагический момент – распятие Иисуса Христа. И святого апостола Луку, стоящего подле Креста. В последние дни земной жизни, когда Христос был схвачен слугами первосвященника и отправлен на суд, многие последователи Его в страхе оставили город. Лука с немногими Его учениками остался в Иерусалиме, он присутствовал в Страстную пятницу на Голгофе и своими глазами видел земную смерть Христа: «Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это» (Лк. 23, 49).

Путь в Эммаус. Йозеф фон Фюрих

Считается, что за эту преданность Христу, за то, что Лука был подле Него до самого конца, Господь подарил ему радость особенной встречи: Господь явился Луке и апостолу Клеопе, когда они шли в Эммаус. Сам Лука подробно описал эту встречу в последней, 24-й, главе своего Евангелия. И как поначалу не признали Лука и Клеопа своего Учителя и рассказывали Ему в подробностях все события, имевшие место в Иерусалиме: о предательстве, страшной смерти на Кресте и пустом гробе. Слушал их рассказ Христос, а потом очень точно сказал: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лк. 24, 25–26). Но даже, когда объяснил Он им все сказанное о Нем в Писании, и тогда не признали они Его. Вечером же за совместной трапезой Христос «взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза и они узнали Его» (Лк. 24, 30–31).

После Вознесения Господня апостол Лука, подобно другим ученикам Христа, покинул Иерусалим, чтобы нести Слово Божие в другие города и страны. Сначала он решил вернуться к себе на родину – в Антиохию, где уже было немало христиан. А потом примкнул к святому апостолу Павлу, став его преданным сотрудником. Вместе с ним Лука прошел многие города Греции, Малой Азии, побывал в Финикии, Иудее, пока апостолы не добрались до Рима. В этом городе ему предстояло совершить одно из важнейших дел в своей жизни – написать Евангелие и книгу «Деяния святых апостолов».

В это время святой апостол Павел был схвачен в Палестине и отправлен в римскую тюрьму на суд кесаря. Тяжко пришлось апостолу Павлу. К этому времени его организм был уже измучен болезнями, к ним добавились тюремные невзгоды. Почти все его помощники отдалились, и лишь апостол Лука находился рядом с ним, облегчая его страдания своим искусством врачевания. Как писал апостол Павел, «я уже становлюсь жертвою и время моего отшествия настало… Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною». Апостол Лука находился с апостолом Павлом до момента его мученической кончины. А потом пошел проповедовать дальше: в Италию, Далмацию, Македонию…

Известно, что после Вознесения Христа много появилось самых разных рассказов, записей, повествований. Но неслучайно Церковь из всего многообразия древних пересказов, которые, возможно, были наполнены фантазиями и вымыслами, отобрала только эти четыре главных Евангелия, как бы помогая верующим правильно ориентироваться.

Известно, что апостол Лука написал свое Евангелие в 62–63 года по просьбе своего соотечественника Феофила. Но также известно, что, прежде чем начинать свое повествование, апостол Лука пришел к апостолу Павлу и тот благословил его на этот труд.

Можно предположить, что, как человек образованный, Лука, еще будучи подле Христа во время Его земной жизни, вел для себя какие-нибудь записи, потому что многие моменты из проповеди Христа, в частности его притчи, изложены очень четко и подробно.

Вообще святой апостол Лука при написании Евангелия показал себя прекрасным историком: он представил последовательный и очень четкий хронологический рассказ обо всех библейских событиях земной жизни Христа. Вероятно, чтобы рассказ этот получился полным и максимально подробным, Лука расспрашивал всех, кто знал Спасителя при Его земной жизни, включая Его учеников и Богородицу. При этом само Евангелие от Луки написано прекрасным классическим греческим языком в лучших эллинистических традициях с четкой структурой и богатством форм изложения – от поэтических гимнов до греческой прозы и афоризмов.

Святой Лука, показывающий живопись Мадонне. Гверчино

Но недаром великий Эль Греко изобразил святого Луку держащим открытую к зрителям свою книгу. Так художник хотел подчеркнуть второе великое деяние святого апостола Луки. Известно, что, еще живя в Антиохии, Лука учился искусству рисования. И его таланту мы обязаны возможностью и радостью любоваться иконами, изображающими Пресвятую Богородицу с Младенцем. Святое Предание говорит нам, что первую икону Богородицы апостол Лука написал на доске стола, за которым в свое время обедали Иисус Христос, Богородица и Иосиф. Предание также говорит нам, что, когда Лука показал первые нарисованные им иконы Самой Пречистой Деве, Царица Небесная произнесла: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с сими иконами». Другими словами, именно святому апостолу Луке мы обязаны возникновением иконописи.

Конечно, сейчас доподлинно неизвестно, где находятся иконы, написанные самим апостолом Лукой. В большинстве случаев мы можем видеть лишь списки с оригинальных икон, созданных святым. Но даже списки передают верующим благодать Божию, как сказано по слову Богородицы. Тем не менее апостолу Луке приписывают авторство таких знаменитых икон, как: Владимирская икона Божией Матери (находится в храме Святителя Николая в Толмачах), икона Божией Матери «Никопея» (собор Святого Петра, г. Венеция, Италия), Тихвинская икона Божией Матери (Тихвинский Успенский монастырь, г. Тихвин, Ленинградская область), Феодоровская икона Божией Матери (Богоявленско-Анастасиин монастырь, г. Кострома) и Ченстоховская икона Божией Матери (монастырь Ясная гора, г. Ченстохова, Польша).

Самого апостола Луку на многочисленных иконах и картинах часто изображают вместе с его иконографическим символом – тельцом с крыльями. У древних евреев телец считался жертвенным животным. Сам апостол Лука в своем Евангелии особый акцент делает на Крестной смерти Иисуса Христа, его жертвенности ради искупления грехов человеческих. Недаром апостол Иоанн в своем Евангелии приводил слова Иоанна Крестителя о Христе: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира» (Ин. 1, 29).

Город Фивы

Апостол Лука - это один из главнейших звеньев некой длинной цепи, которая берёт своё начало ещё со времён жизни первого пришествия Иисуса. Будучи учеником самого Спасителя, он отдавал Ему всю свою любовь и служил ему с невероятной преданностью и самоотверженностью. Также он всегда считал, что лечить больных людей - это величайшее дело человечества, никак не относящееся к обогащению и славе.

Вы наверняка слышали многочисленные истории о том, что через свои лики Святые до сих пор исцеляют многих безнадёжно больных людей. Так и Святой Апостол Лука, который и по сей день, по рассказам многих излеченных, помогает отчаявшимся людям выздоравливать, являясь им во сне или посылая к ним тех врачей, которые реально смогут помочь. В это сложно поверить, не правда ли? Но, как известно, чудеса на земле, так или иначе, происходят. А верить в них или нет, право каждого. А мы в свою очередь постараемся разобраться, кем был Святейший Лука, почему же он выбрал именно профессию лекаря, какие чудеса он творил, а также чем занимался помимо всего прочего.

Апостол Лука. Биография Святейшего

Святой апостол и евангелист Лука родился в Сирийской Антиохии. Он являлся одним из 70 учеников Иисуса Спасителя, был сподвижником Святого Павла и истинным врачом с золотыми руками. Когда по городу прошёл слух о том, что Христос был послан на землю, Лука незамедлительно направился в Палестину, где со всей душой и любовью принял учение Христа Спасителя. Апостол Лука был послан Богом одним из самых первых из всех 70 учеников. Он, собственно, первым и проповедовал о Царствии Господнем.

С юных лет будущий Апостол Лука, житие которого было полностью посвящено Всемогущему, занимался наукой. Он полностью изучил иудейский закон, ознакомился с философией Греции, а также в совершенстве познал искусство врачевания и два языка.

Во время распятия Иисуса Христа Святой Апостол Лука стоял и, скорбя, наблюдал за этим страшным для всего христианского общества событием, в отличие от многих других учеников, которые предали и отреклись от него. За эту нескончаемую верность Лука был одним из первых, которому довелось наблюдать за Воскрешением Господним, о котором он узнал вместе с Клеопой, повстречав ожившего Иисуса по пути из Еммауса.

После того как Господь отправился в Своё Царство, Лука с прочими апостолами продолжили проповедовать Его Святое Имя, получив перед этим Божье благословение.

Но вскоре христиан и апостолов начали изгонять из Иерусалима, поэтому многие покинули город и отправились ведать о Боге в другие страны и города. Лука же решил посетить свой родной город Антиохию. По дороге он решил рассказать о Боге в городе Севастия, где неожиданно для себя увидел нетленные мощи Иоанна Предтечи. Апостол Лука пожелал забрать их с собой в свой родной город, но преданные христиане отказали ему, ссылаясь на вечную преданность и почитаемость Святого Иоанна. Тогда Лука забрал от мощей только руку, над которой когда-то молился сам Иисус, приняв от неё крещение, и с этим несметным богатством отправился на родину.

Совместные труды и дружба с Апостолом Павлом

В Антиохии Луку встретили с радостью. Там он вступил в число соратников Святого Проповедника Божьего Павла и стал помогать ему проповедовать имя Христово. Они рассказывали о Боге не только иудеям и римлянам, но и язычникам. Павел всем сердцем полюбил Луку. А тот, в свою очередь, считал его своим отцом и величайшим наставником. В то время, когда Павла заключили в темницу, Лука до последней минуты был с ним и облегчал его страдания. Как говорит предание, он лечил головные боли, слабое зрение и другие болезни, настигшие в то время Павла.

После долгих страданий Святой Апостол Павел умер, а Лука отправился в Италию, а после этого посетил Грецию, Далматию, Галию, Ливию, чтобы проповедовать слово Божие. Он принял много страданий за то, что рассказывал людям о Господе.

Смерть Луки

После того как Лука вернулся из Египта, он стал проповедовать в Фивах, под его началом была построена церковь, в которой он исцелял больных от душевных и телесных болезней. Здесь же Лука - Апостол и Евангелист - умер. Поклонники идолов повесили его на оливковом дереве.

Похоронили Святого в Фивах. Господь, ценивший своего ученика, во время его похорон послал на его могилу дождь из целительного каллурия (примочка от глазной болезни). Больные, которые долгое время приходили на могилу Святого Луки, в тот же миг получали исцеление.

В IV веке император Греции, узнав о целительной силе умершего Луки, послал своих служащих доставить мощи Святого в Константинополь. Через некоторое время произошло чудо. Анатолий (царский постельничий), который практически всю свою жизнь лежал в постели из-за неизлечимой болезни, услыхав, что мощи Апостола Луки несут в город, приказал отнести себя к ним. От души помолившись и дотронувшись до гроба, мужчина мгновенно исцелился. После этого мощи Луки были перенесены в церковь, построенную во имя Святых Апостолов Божьих.

Почему Святой Лука стал именно врачом?

Все ученики Божьи творили добро совсем не для получения славы и известности, как это делают многие колдуны, а во имя Господа и спасения людей. Мало того, Святые продолжают творить чудеса и по сей день через Церковь и свои лики, продолжая тем самым доброе дело Иисуса Христа.

В своих проповедях Святой Апостол и евангелист Лука всегда объяснял, почему он решил стать именно врачом. Ему не нужна была ни слава, ни деньги, он просто хотел помочь человеку своим даром и облегчить его страдания. Он говорил людям: «Вы когда-либо думали, почему Бог послал апостолов на землю не только проповедовать Евангелие, но и лечить больных людей? Господь всегда считал, что исцеление и проповедь являются самыми важными делами человека. Он сам лечил, изгонял демонов и воскрешал. А теперь это задача апостолов. Господь всегда считал, что болезнь - это самая серьёзная проблема человечества, которая приводит к отчаянию, самой страшной боли, разрушая тем самым жизнь. Взамен Спаситель просил только любовь и милость, а также сострадание к болеющему человеку. А тот врач, который будет заниматься медициной от души и с любовью, будет благословен самим Господом, ведь он продолжит дело всех Святых Апостолов».

Деяния Святого Луки в наше время. Сила молитвы

Лука Апостол и Евангелист был поистине Святым. Он пришёл в наш мир, чтобы творить добро и исцелять людей. Это дар предоставил ему сам Господь.

Несмотря на то, что Апостол Лука, житие которого проходило в любви и сострадании к болящему, давно уже отошёл в мир иной, многие источники сообщают о его подвигах и в наше время.

Первое чудо исцеления произошло в мае 2002 года. Женщина, русская эмигрантка, проживающая в Греции, рассказала о том, что Святой Лука исцелил её. Врачи поставили ей диагноз: сахарный диабет и серьёзное заболевание позвоночника, при котором одна из рук её атрофировалась. Несмотря на все докторские предписания и долгое, мучительное лечение, женщине ничего не помогало. Она решила больше не посещать врачей, в силу их беспомощности, и предпочла обратиться к Богу. Спасением её стала молитва Апостолу Луке и акафист, которые она с верой читала каждый вечер. Через некоторое время к ней во сне явился Святой и сказал, что исцелит её. Наутро женщина подошла к зеркалу и спокойно подняла руку. Доктора не верили своим глазам, ведь болезнь эта фактически считалась неизлечимой.

Следующий случай был зафиксирован в городе Ливадия. Некая госпожа рассказывала, что в то время, когда они с мужем находились в командировке, их сын попал в страшную аварию, после которой врачи стояли на том, чтобы ампутировать мальчику обе ноги. Но после появления одного врача, который взял на себя всю ответственность по проведению операции, мальчик лишился только пятки на одной из ног. Судьба ребёнка, как говорили врачи, была предрешена. Все в один голос утверждали, что он вскоре не сможет ходить и подготавливали родителей к тому, что всё-таки нужно дать согласие на ампутацию ног. Но мама и папа мальчика стояли на своём, веря в то, что Господь им поможет.

Через некоторое время ребёнок рассказал родителям о неком Луке, который являлся каждый день ему во сне и повторял одни и те же слова: «Встань и иди к маме с папой!». Родители, ничего не зная о Святом, стали расспрашивать врачей об этом человеке, но, как оказалось, никто под таким именем в больнице не работал. Тогда один из докторов достал из своего кармана икону с ликом Святого Луки и сказал: «Вот кто помогал вам всё это время».

С тех пор родители каждый день читали акафист Апостолу Луке и молились ему без перерыва. А мальчик, на счету которого было уже больше 30 операций, стал наконец ходить.

Следующее исцеление произошло в 2006 году. Одна женщина жаловалась на боли в ухе, но к врачам решила не обращаться. Вместо этого она пошла за помощью в церковь. Там ей посоветовали молиться и читать акафист Апостолу Луке. Женщина молилась постоянно, и наконец ей во сне явился сам Святой и сказал: «Сейчас я буду тебя оперировать». После этого женщина почувствовала лёгкий безболезненный прокол, а наутро обнаружила, что ухо её вовсе не беспокоит.

Все выше рассказанные истории - лишь малая часть того, что сотворил Святой Лука, икона и молитвы к которому по-настоящему чудотворны. Но самое главное - это не выдумки, это реальные истории излеченных больных. Эти рассказы в очередной раз демонстрируют божественную силу и любовь Луки к людям.

Иконы, которые написал Апостол Лука

Иконы Богородицы - это важнейшая работа Святого. Их на счету Луки больше 30. Одной из таких является икона Девы Марии с Младенцем на руках, на которую она в своё время послала милость.

Следующая икона, которую написал Апостол Лука, стала «Чёрная Мадонна» Ченстоховская, которая является главной польской святыней. Ей ежегодно поклоняются около 4,5 миллионов верующих. Написана икона, согласно преданию, в Иерусалиме на верхней доске обеденного стола, сделанной из кипариса. Она почитается как католиками, так и православными.

Фёдоровская икона также была написана Святым, она освящала образ Александра Невского. Ею в своё время был благословлен на царствование сам Она стала символом королевской семьи. Перед этой иконой все женщины молятся о благополучных родах.

Следующие иконы, написанные Апостолом Лукой, - Петра и Павла. Изобразив этих первостепенных Апостолов, Лука положил начало написанию картин во Славу Божью, лики всех Апостолов, Пресвятой девы Марии, для украшения церквей и для спасения больных верующих, которые будут почитать иконы и молиться с верой перед ними.

О чём молятся Святому Луке?

Молитва Апостолу Луке читается при различных недугах, особенно при каких-либо заболеваниях глаз. Помимо этого, Святой считается покровителем всех врачей, ведь не зря Апостол Павел называл его в своё время «возлюбленным врачом».

В делах духовного воспитания, перед прочтением Библии или любой другой литературы, связанной с просвещением ума и духа, поможет Апостол Лука, икона которого, как говорится в молитве к нему, «пробудит в человеке премудрость и страх».

Евангелие, написанное Лукой

Третья книга Нового Завета написана Святым Апостолом Лукой, примерно, в 62-63 годах во время пребывания его в Кесарии. Книга, как известно, создавалась под руководством Апостола Павла. Написана она красивым греческим языком, ведь не зря её считают самой лучшей книгой всех времён и народов. В отличие от двух прежних Евангелий, Лука повествовал в своей книге о рождении Иоанна Предтечи, о некоторых неизвестных деталях рождения Спасителя, и даже затронул римскую перепись населения. Апостол подробно описал отрочество Иисуса, видения, которые представлялись пастухам, чувства разбойника, распятого рядом со Спасителем, а также поведал о Еммауских путешественниках. Евангелие от Луки включает в себя множество различных поучительных притч, среди которых - «О блудном сыне», «О добром Самаритянине», «О несправедливом судье», «О Лазаре и богаче» и т. д. Также Лука описывает подвиги и поступки, которые совершал Христос, тем самым доказывая, что он является Истинным Человеком.

В своей книге Апостол Лука подробно описывает всю хронологию, исследует факты, а также хорошо применяет устное предание Церкви. Евангелие от Луки отличается учением о спасении, которое совершил Иисус Христос, а также о вселенском значении проповеди.

Также Святым Лукой в 60 годах была написана Книга Деяний Святых Апостолов, в которой он подробно описывает все труды и подвиги, совершённые учениками Божьими после Вознесения Иисуса Христа на небо.

Иконы Апостола Луки

Среди икон, изобразивших Апостола Луку, многие сохранились и по сей день. Написаны они были с XV-XVIII века, а хранятся в музеях и храмах. В каждом из образов отмечается бесконечная преданность к Господу, а сами иконы несут положительную энергетику и любовь. Именно поэтому большинство людей верят в мощь лика Святого Луки, а, как правило, кто верит, тот исцеляется.

Хранит две иконы, которые были написаны в XVI веке, одна из них изображает Луку, пишущего ту самую с Младенцем на руках.

В кирилло-Белозёрском музее есть изображение Луки XVI века, которая носит название «Лука Апостол и Евангелист».

В Храме Святого Великомученика Солунского на иконостасе находится чудотворная икона Святому Апостолу Луке.

В храме Святого также хранится Святое Изображение Апостола, а в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы на царских воротах расположена древнейшая икона Святого Луки в окладе.

Мощи Святого Луки. Где хранятся?

Одна из частиц мощей Святого хранится в Храме Николая Святителя. Ежедневно туда приходят молиться тысячи верующих.

Капелла Апостола Луки хранится в Храме Святой Истины в городе Падуи, которая украшена фресками известного художника. Дж. Сторлато.

Глава Святейшего покоится в соборе Святого Мученика Вита в Праге. Частицы мощей хранятся в трёх афонских монастырях: Святого Пантелеймона, Иверском, Диосиниате.

Если вы хотите приблизиться к Святому и ощутить всю мощь его облика, посетите храм Апостола Луки. Адреса и маршруты можно легко узнать.

Апостол Лука, икона которого несёт в себе целебную силу, был одним из самых любимых учеников самого Господа Бога, который один из немногих не предал Его и после Его вознесения на небеса продолжал проповедовать Его доброе имя, за что и обрёл мучительную смерть. Но подвиги его на этом не заканчиваются и по сей день, это доказывают реальные истории исцелившихся, которые порой не поддаются никакой логике. Но везде говорится о сильной вере и любви. Из этого можно сделать вывод, что верить нужно всегда, особенно в безвыходных ситуациях.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»