Освещение обеденного стола: тонкости и советы. Правила расположения светильников

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Люстра – это потолочный светильник, который обеспечивает яркое и равномерное освещение в больших помещениях. Люстры появились, когда освещение было свечное и, благополучно пережив эру газового освещения, стали электрическими, а в последнее время даже светодиодными.

Устройство любой люстры довольно простое. Она состоит из нескольких ламп (которые иногда выполняются в виде свечей). Лампы закрепляются на металлической арматуре. От того, как эта арматура собрана, зависит внешний вид люстры. Лампы окружаются различными устройствами для рассеивания света. Рассеивающие устройства усиливают яркость освещения и повышают коэффициент полезного действия люстры. Очень часто рассеивающие элементы изготавливают из хрусталя. Хрустальная люстра сверкает, искрится и радует глаз. Как уже говорилось, люстра подвешивается к потолку и может спускаться для замены осветительных элементов или для чистки.

Люстры появились в Европе в Средние века. Они применялись в первую очередь для освещения больших помещений, дворцов и церквей.

В православных церквях центральная люстра называется паникадилом. Это слово имеет греческое происхождение и восходит к слову «поликандилон» («многосвечие»). Но русский язык освоил это красивое слово, по-хулигански переставив буквы. В результате многотонную люстру часто стали путать с кадилом, небольшим сосудом для курения благовоний во время молитвы. У Э.Багрицкого в поэме «Дума про Опанаса»

Револьвер висит на цепке

От паникадила

У церковной люстры «цепочка» была такая большая, что револьвер на нее не подвесишь! То, что сближение церковной люстры и кадильницы было достаточно распространенным, свидетельствует и ошибка И. С. Тургенева, в повести «Степной король Лир», где дьячок раздувает ладан в старом медном паникадиле.

Люстры по-прежнему используют для освещения (не освящения!) храмов: и церквей, и синагог, и мечетей. Кстати, самая большая в мире люстра была зажжена в конце июня 2010 года в мечети в Дохе (это столица ближневосточного государства Катар). В этой люстре излучают свет 165 тысяч светодиодов, которыми управляет специальное электронное устройство.

Другими помещениями, в которых одновременно собиралось множество людей, в Европе стали театры. Освещение закрытого со всех сторон зрительного зала было большой проблемой, для решения которой стали применять люстры. Перед началом представления люстры спускали в партер и «заправляли» горящими свечами. Время горения свечей было равно продолжительности одного действия. Действие кончалось, зрители выходили из зала, люстру опускали и «заряжали» горящими свечами для следующего действия. Сидеть под такой люстрой было небольшое удовольствие. Сверху капал расплавленный воск и портил одежду у тех, кому не повезло занять места в партере. Здесь было два выхода. Зрители надевали широкополые шляпы для защиты от воска. Администрация же старалась повесить люстру не над партером, как это принято сейчас, а над сценой. Естественно, что во времена свечных люстр, спектакли шли при полном освещении. Это следует помнить, когда читаем у Пушкина:

Театр уж полон, ложи блещут,

Партер и кресла – все кипит.

В райке нетерпеливо плещут

И, взвившись, занавес шумит.

Театральные люстры были не только осветительными приборами, но одновременно они являлись украшением зала. И довольно скоро знаменитые оперные театры стали «меряться» друг с другом и этим украшением.

Следует сказать, что никто никогда не проводил официального конкурса театральных люстр. Поэтому в ответе на вопрос, сформулированный в заголовке, полное раздолье для волюнтаризма (не побоимся этого слова). К тому же люстра всегда является частью убранства зрительного зала и смотрится в едином ансамбле с этим залом, с убранством кресел и лож, с лепниной и настенными украшениями. Наконец, люстра может быть даже героем театральных легенд, чем добавлять славы театру.

Так, в Парижской Опере, 20 мая 1896 года шла ныне забытая опера «Гелла» из древнегреческой жизни. (Гелла из «Мастера и Маргариты» здесь не при чем). В конце первого акта примадонну вызвали на бис. В этот момент все в зале увидели под потолком яркую вспышку. Послышался громкий звук, полетели клубы пыли, и двухсоттонная хрустальная люстра покачнулась. Если бы она рухнула вниз, как говорят некоторые легенды, количество жертв измерялось бы сотнями. Но к счастью люстра удержалась на месте, сорвался же один из 700-килограммовых противовесов, которые удерживали люстру. Противовес пробил стену 4-го яруса, произвел серьезные разрушения, но жертв оказалось только две женщины. Одна из них была ранена, а другая (сидевшая в кресле №13!) – убита. Нет, все же без чертовщины здесь не обошлось. А если припомнить, что всего за два дня до этого в далекой Москве произошла давка на Ходынском поле... Недаром через несколько лет французский писатель Гастон Леру (Gaston Leroux) написал готический роман «Призрак Оперы», действие которого разворачивается в здании парижской Оперы, а люстра-таки обрушивается в зрительный зал! Так что теперь многие считают, что люстра все-таки падала.

Как уже говорилось, вес люстры в Парижской Опере – двести тонн. Она обильно декорирована хрусталем и величественно сверкает перед началом спектакля и в антрактах. Дополнительное великолепие люстре придает потолок-плафон, расписанный в 1964 году Марком Шагалом. Нет, воистину прекрасное создание!

Но, как уже было сказано, никаких официальных конкурсов на звание «лучшей люстры» никогда не проводилось. Поэтому и огромная хрустальная люстра Большого театра может считаться самой красивой театральной люстрой, хотя никогда в зал она не падала. Кто-то же будет отстаивать первенство люстры миланского театра Ла-Скала. Люстра, правду сказать, достаточно скромная по сравнению с парижской. Но ведь это же Ла-Скала!

А вот в американском городе Кливленде (штат Огайо) самую большую в мире люстру повесили не в зрительном зале, а снаружи, на площади Playhouse Square. Сюда, на эту площадь, выходят фасады пяти городских театров. Высота люстры – 6 метров, ее хрустальная «одежда» состоит из 4200 кусочков. И при этом люстра не упадет и не будет повреждена даже очень сильными ветрами, которые в этих краях не редкость.

Обеденная зона, рабочая область, сервировочный столик — в правильном световом оформлении нуждается каждый уголок кухни или столовой. Для освещения обеденного стола, как правило, применяют всевозможные . Вы можете выбрать световые устройства классической формы или подобрать максимально оригинальную и вычурную модель. Главное, помните, что при выборе светотехники для обеденной зоны на кухне, важно учитывать размеры и форму стола, его расположение в комнате относительно стен и некоторые другие моменты.

Основные принципы при создании освещения обеденной зоны

Практически на каждой российской кухне есть стол: большой, маленький, складной, в виде небольшой барной стойки или другой конструкции. Как наличие этого предмета мебели в пространстве кухни влияет на организацию светодизайна интерьера? И как создать многофункциональное освещение обеденной зоны? Вот какие рекомендации на этот счет предлагают профессиональные дизайнеры.


Правила расположения светильников

При оформлении освещения обеденного стола, в первую очередь учитывайте высоту потолков в комнате. Располагайте световые устройства на правильной высоте. Так, чтобы все сидящие за столом могли друг друга хорошо видеть, а свет от лампы не производил слепящего эффекта:

  • для кухонь с низкими и стандартными потолками размещайте светотехнику на расстоянии 0,75 м над столешницей либо — 1,5 м от пола;
  • в помещении с высокими потолками можно подвесить прибор освещения на уровне 0,8 м над столом либо 1,6 м от пола.

Важно! Вы можете легко отрегулировать высоту и светильников на цепи, просто сократив число звеньев. Модели на шнуре также с легкостью укорачиваются до необходимой длины. А вот осветительные приборы на штоке имеют жесткое крепление, которое не всегда позволяет менять высоту. Поэтому перед покупкой устройства тщательно изучите его характеристики и проведите предварительные замеры на кухне.

Кроме того, помните, что место для размещения светотехники должно быть заранее точно определено. Нередко строители выводят электрический провод для источника света над столом неточно, на глазок. В итоге может получиться, что светильник или люстра, призванная создавать освещение над обеденным столом, располагается не точно в его центре, а как будто немного не на месте. Это смотрится не очень красиво, и зачастую бывает уже поздно что-либо менять. Поэтому заблаговременно определитесь с местом установки светотехники и проконтролируйте работу строителей.

Также вы можете столкнуться с ситуацией, когда у стола нет постоянного места в комнате, например, в случае с раскладывающейся столешницей. Как создать освещение обеденной зоны в таких условиях? Вы можете воспользоваться одним из этих решений:

  • используйте светильники на треке, они позволяют менять положение и направление света ламп. Когда стол находится в разложенном состоянии, передвигайте светильники по треку таким образом, чтобы они светом акцентировали на нем внимание;
  • рассчитайте место для светового устройства по центру того места, где будет находиться разложенный стол. Это решение наилучшим образом подходит для небольших по площади кухонь.

5 способов организовать освещение над обеденным столом

Правильное освещение на кухне призвано создавать и поддерживать определенную атмосферу и эмоциональный настрой во время принятия пищи. При этом подбор моделей светильников, их количества и места для размещения во многом зависит от расположения и размера самого стола. Предлагаем вам ознакомиться с 5 способами освещения обеденной зоны.

  1. Освещение стола при помощи одного или двух .

    Устанавливайте их на уровне 1-1,2 м над столешницей. Особенно хорошо, если эти бра будут оснащены кронштейнами или поворотными механизмами. Это позволит точно координировать направление светового излучения. Такой вариант уместен в случае, если стол стоит вдоль одной из стен кухни.

    Например, лаконичный и вместе с тем очень стильный настенный светильник с круглым матовым плафоном и бронзовым основанием обтекаемой формы. Или современный светильник с белым глянцевым абажуром на оригинальном деревянном кронштейне.


  2. Используйте большой подвесной светильник .

    Подбирая высоту размещения такого устройства, рассчитывайте ее так, чтобы световое пятно освещало весь стол. В идеале высота подвеса должна оставаться регулируемой. Тогда вы сможете по своему желанию опустить прибор освещения пониже для создания камерной и уютной обстановки во время ужина в кругу близких, или поднять его повыше, организуя торжественный прием. Такой светильник станет не только практичным дополнением, но и дизайнерским объектом в интерьере кухни.

    Важно! Выбирайте изделия с абажурами закрытого типа или матовыми плафонами, которые хорошо рассеивают световые лучи, иначе свет будет слепить тех, кто находится за столом.

    К примеру, подвесной светильник с большим абажуром из черного металла, украшенным с внутренней стороны «лепными» розами, в который заключен ажурный цилиндрический плафон контрастного белого цвета. Или же классическая подвесная люстра на цепи на 8 ламп с прелестными бежевыми абажурами из плотной ткани, декорированная лёгкими подвесками из прозрачного хрусталя. Такие светильники будут смотреться солидно и дорого, но в то же время стильно и смело.


  3. Несколько элегантных светильников с небольшими плафонами вместо одного большого светового устройства .

    Если у вас на кухне стоит прямоугольный стол стандартных размеров, повесьте над ним 2-3 прибора освещения. А для небольшого круглого или квадратного варианта будет достаточно и одного компактного источника света.

    В частности, для электроосвещения обеденной зоны можно рассматривать такие модели, как подвесной светильник , матовый плафон которого, заключен в решетчатый деревянный каркас квадратной формы. А также стильное изделие с тремя подвесными плафонами вытянутой формы из полупрозрачной ткани, сквозь которые переливаются и искрятся хрустальные нити. Такая светотехника выглядит достойно и презентабельно, а также легко сочетается разными направлениями в дизайне интерьеров.


  4. Освещение над большим обеденным столом при помощи группы компактных осветительных приборов на длинном подвесе .

    Размещайте их точно в ряд, по периметру правильных геометрических фигур или совершенно произвольно - в любом случае ваша обеденная зона будет выглядеть модно и современно. Еще более ярким и нестандартным решением будет установка таких светильников на разной высоте. Так вы сможете достичь необычных световых эффектов.

    Примером могут служить миниатюрный подвесной светильник глянцевые и матовые фрагменты серебристого основания которого расположены в шахматном порядке, или вариант с изящным металлическим декором и плафоном из белого матового стекла, по которому разбегаются мраморные разводы.


    Также вы можете подобрать цветные модели, вроде с ярким матовым абажуром, переходящим из вишневого в малиновый, а затем в насыщенный оранжевый цвет, либо с глянцево-красным стеклянным плафоном в виде колокольчика.

  5. .

    Разрабатывая дизайн-проект кухни или кухни-гостиной/столовой, предусмотрите обустройство подвесной гипсокартонной конструкции над столом, в которой можно разместить встраиваемые светильники. Это поможет вам сделать визуальное зонирование этой области еще более четким.

    Для этих целей подойдут такие точечные модели, как с закрытым плафоном-половинкой из красиво ограненного стекла и золотистой металлической накладкой в форме цветка, с маленьким хрустальным каскадным водопадом на серебристом основании и многие другие.


Важно! Создавая световой дизайн на кухне собственными силами, покупайте такую светотехнику, которая будет соответствовать общей стилистике помещения.

Что еще важно знать об освещении обеденного стола

Самое важное - не забудьте взять в расчет габариты стола. Диаметр люстры или светильника не должен превосходить длину или ширину столешницы.

Вы можете отдать предпочтение одному или нескольким компактным моделям или выбрать для себя одно большое изделие. И именно во втором случае важно правильно рассчитать размеры светового устройства. Для этого вычтите 0,3 м от диаметра стола. Тогда осветительный прибор будет смотреться красиво и аккуратно, не производя давящего дискомфортного эффекта. То есть, если диаметр вашего стола составляет 1,1 м, то люстра диаметром 0,8 м будет смотреться над ним наиболее выгодно и актуально.

Кроме того, мы рекомендуем вам рационально использовать электроэнергию. Регулируйте яркость центрального источника света при помощи диммера, а освещение над обеденным столом и в других зонах включайте с помощью индивидуальных выключателей. Так вы сделаете свою кухню не только более удобной и уютной, но и сэкономите на оплате счетов за электричество.

Торгово-развлекательный центр, бетонный сарай, многоуровневая парковка... Критиковали новую сцену Мариинского театра как за внешний вид, так и за неуместность в центре Петербурга . Предлагали даже снести ее. И только потом, когда страсти после открытия улеглись, заметили, что здание не только неуместно, но и неряшливо.

Можно его и не сносить, само развалится, - нашли изъяны сначала местные жители. А потом и блогеры. Один из них, пишущий под ником na6ludatelb, даже составил перечень недочетов. В списке несколько десятков пунктов.

ПОШЛА ОСАДКА?

«Стекла над парадным входом упорно не хотят вставать в одну линию, - обратил внимание блогер. - Видно, тот, кто изготавливал каркас козырька, был не в курсе, что в природе существуют прямые углы».

Под переходом между сценами торчит вентиляционная труба. Две такие же свисают с крыши. Некоторые окна и двери выглядят так, словно их вбивали в проемы кувалдой. Рамы погнуты. На одной из дверей стекло растрескалось.

«Водосток на набережной представляет собой одну большую кривую линию! В отличие от старинной набережной, которая гораздо прямее, несмотря на то что пережила «великую» стройку!»

Выгнуты и перила перед парадным входом. А под козырьком светильники выпадают из разъемов. А еще выше - стекла пошли трещинами.

«Не иначе, как пошла осадка», - предполагает блогер.

Особо цинично смотрятся водосточные трубы у набережной. Своими острыми углами они претендуют как минимум порвать одежду, в худшем случае - поранить людей. И это далеко не все.

Размеры зазоров между рамами и кладкой - руку можно просунуть. А в одном из двойных стекол над вторым входом - навечно оставили мусор.

«Это я всего лишь слегка пробежался быстрым взглядом», - подытоживает na6ludatelb. Выводы за него делают в комментариях: поспешили, людей расстроили...

ОСТАВИЛИ НАДПИСИ И ЦЕННИКИ

С того интернет-призыва «обратить внимание» прошел уже месяц. Призыв услышали. Но не полностью. Опасные для прохожих водостоки срезали. Дверь с разбитым стеклом поменяли. А вот трещины над парадным входом и свисающие светильники оставили. Кроме того, нашлись новые недоработки. На кирпичах над одним из входов корреспонденты «КП » заметили надписи: «Нурик, не брать!»

Кто или что такое «нурик», не объясняется. В Википедии значится, что это уменьшительно-ласкательная форма от имени Нурмухамет. Но не исключено, что данное словечко может быть из строительного лексикона.

Это что еще за пропаганда гомосексуализма? - чуть не присел на шуруп, торчавший на карнизе, один из уставших туристов.

По периметру все здание второй стены утыкано торчащими болтами. По всей видимости, на них натягивали веревки при укладке плитки - вместо уровня. Да так и оставили.

На одном из стекол висит ценник. Согласно ему стоит это 68-килограммовое окно - 1200 рублей. На паре окон не хватает частей рам. То ли их уже уволокли, то ли их и не было. В зазорах виднеется застывшая пена.

АКТ ПОДПИСАЛИ. СЦЕНУ ОТКРЫЛИ

Эту дверь менять будем, - поясняет «Комсомолке» мужчина с рулеткой, измеряющий проем.

За чей счет? - интересуемся.

Точно не за мой. Я же просто рабочий. Не знаю.

У черного входа Мариинского театра грузчики оставили еще три стекла. Видимо, тоже на замену. За окнами видны маляры с валиками. Ремонт в самом разгаре. Так что баннер, до сих пор висящий на переходе между сценами, «Открытие второй сцены Мариинского театра» выглядит по-прежнему актуально.

Конечно, мы подписали акт сдачи-приемки, - рассказали в пресс-службе Мариинского театра. - Ведь спектакли уже идут.

А как же с недочетами?

А этот вопрос не по адресу. Заказчик строительства - Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации.

В компании - заказчике строительства, корреспондентам «КП» смогли только дать официальный комментарий. Он лаконичный:

Здание второй сцены Мариинского театра ввели в эксплуатацию. Обслуживают его в рамках гарантийного законодательства.

Гарантия на новое здание - пять лет. По информации «КП», на недочеты, указанные блогерами, в Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации обратили внимание. И над их исправлением работают. Вот только когда закончат, сказать не могут.





Устройство сцены.

Источник: «Что есть что? Справочник-словарь для молодого человека» Петр Монастырский

Арьерсцена. Задняя часть сцены, служащая резервным помещеньем для хранения декораций.

Колосники. Верхняя часть, расположенная над планшетом сцены. Основной элемент колосников настил брусьев, смонтированных на соответствующем расстоянии друг от друга. Такое их положение позволяет осуществлять подъем или спуск декораций и других элементов идущего спектакля. Над и под колосниками устанавливаются блоки для двигающихся тросов, осветительные приборы и все, что необходимо упрятать от глаз зрителей.

Планшет. Пол в сценической коробке. Кладется он, таким образом, чтоб в нем не было щелей. Это связанно с охраной здоровья, с безопасностью для ног. В драматических театрах планшет делают с врезными поворотными кругами и концентрическими кольцами. Такая «малая механизация» позволяет решать дополнительные творческие задачи.

Кольцо-круг. Одним из важнейших элементов машинерии на сцене является круг, врезанный в планшет и вращающийся вровень с неподвижной частью планшета. В последние три- четыре десятилетия появилось в сценической машинерии еще и кольцо. Оно может вращаться вместе с кругом, если его крепят соответствующими креплениями. Если в этом есть необходимость, оно может вращаться автономно от круга. Эта сложная механика помогает решать многие сценографические идеи художника и режиссера. Особенно когда круг, допустим, движется по часовой стрелке, а кольцо – против часовой. При правильном использовании этих средств могут возникнуть дополнительные видеоэффекты.

Авансцена. Часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал. В драматических театрах служит местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, являющихся связным звеном между основными картинами спектакля.

«Карман». Удобные служебные помещения по обеим сторонам сценической коробки, где, во-первых, могут храниться элементы сценического оформления спектаклей текущего репертуара, во-вторых, монтироваться движущиеся фурки, на которых собирают нужные декорации для подачи на сцену, чтобы на их фоне мог быть сыгран следующий эпизод. Таким образом, пока левая фурка задействована в спектакле, правая загружается для следующего эпизода. Такая технология обеспечивает динамику смены «места действия».

Кулисы. В театре часть подвесной декорации, часть «одежды сцены». Расположены по бокам сценической коробки, параллельно или под углом к порталу, ограничивают игровое пространство, маскируют стоящую по бокам сцены декорацию, прикрывают боковые пространства сцены, скрывая техническое оборудование, осветительную аппаратуру и артистов готовых к выходу. Кулисы делают невидимым то, что за ними.

Портал сцены. Вырезы в передней стене сцены отделяющие ее от зрительного зала левый и правый порталы образуют так называемое зеркало сцены. Кроме постоянных каменных на сцене есть два подвижных, при их помощи сцена может сокращаться в размерах.

Зеркало сцены. Прием в архитектурном портале, отделяющем сценическую коробку от зрительного зала.

Декорация. В наши дни при решении художественного оформления спектакля предпочтительней говорить о сценографии, а не о декорации. Сколько существует театр, декорация к спектаклям была обязательной составной частью лишь как характеристика места действия. К этому обязывали, во-первых, назначение спектакля, в котором актеры рассказывали сюжет. Во-вторых, авторские ремарки обязывали оформить их по подсказке место действия. Но с тех пор как в театре появилась фигура режиссера, все стало меняться в сторону создания образа спектакля, эмоционального его толкования… Театр перестал быть прямолинейным зрелищем, он заговорил иносказаниями, намеками. Элементарная декорация в этом случае уже пригодиться не могла: она не могла обеспечить сколько-нибудь интересного союза сцены и зрителей. В новых условиях нужной стала уже сценография, которая с течением времени стала все больше завоевывать сердца и зрителей, и самых больших художников-создателей спектакля.

Одежда сцены. Обрамление сценической коробки, состоящие из кулис, падуг, задника. Падуги закрепляются над планшетом на горизонтальных штанкетах. Они «прячут» все хозяйство, располагающееся вверху, подзор тоже падуга, но он располагается ближе к зрителю и прикрывает батарею и первый софит. Половиками прикрывают дощатый не очень привлекательный на вид деревянный пол, в каждом серьезном театре таких комплектов бывает несколько, в зависимости от обстоятельств. Как правило, одежда сцены удовольствие довольно дорогое.

Падуга. Полоса ткани такого же цвета, что и кулисы, подвешенная горизонтально в верхней части сценической коробки. Она же и перекрывает взору зрителей «техническую грязь, расположенную под колосниками (софиты, подсветки, другие элементы оформления).

Подзор. Оборка, кружевная кайма идущая по краю чего-либо. Закреплен на штанкете.

Штанкет. Деталь сценического механизма – штанга от левого до правого мостика, опускающая и поднимающая подвязные к ней элементы декораций, приводимые в движение руками или мотором.

Задник. Большое живописное полотно, которое может являться фоном для спектакля. Следует напомнить, что задник не обязательно должен быть живописным. Он иногда может являться просто частью одежды сцены. Значит, он может быть нейтральным таким же по цвету, как кулисы и падуги.

Софит. Батарея светильников, собранных в определенной запрограммированной последовательности, направленных вниз на планшет или на задник или на зрительный зал, или на разные части сценической коробки.

Рампа. Длинный низкий барьер вдоль авансцены, скрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену.

Просцениум. Сценическое пространство перед занавесом. Просцениум это и дополнительная площадь, которая может быть использована для интермедий, заставок между картинами, для общения со зрителями.

Занавес. Завеса, которая отделяет сцену от зрительного зала, после каждого действия завеса, чтоб после антракта вновь подняться. Кроме основного занавеса, в больших театрах есть еще супер-занавес, висящий на первом штанкете и занавес противопожарный, который после каждого спектакля опускается, чтобы отгородить сцену от зрительного зала. Каждый день перед началом спектакля противопожарный занавес поднимается и висит там, наверху, в боевой готовности, на случай пожара.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»