Был зван иисус на свадьбу. Путеводитель по библии

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:


«Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.» (Иоанна 2:6-10)

Для многих христиан, особенно для тех, кто верит формально, чудо, произошедшее в Кане Галилейской, описанное в Евангелии от Иоанна, 2:1-11 зачастую служит доказательством того, что Иисус поощрял «умеренное» употребление спиртного. Однако, прежде чем принять эти «неоспоримые Библейские аргументы», следует обратить внимание на несколько моментов, которые указывают, что эта история не настолько проста, как может показаться на первый взгляд.

Когда человек впервые читает это место в Библии, у него складывается впечатление, что там стояло шесть кувшинов, которые наполнили водой, которую Иисус превратил в вино. Но обратите внимание: эти емкости вмещали по две или три меры - μετρητής - метрЕт - мера жидкостей, содержащая 39,5 литра. Евангелие от Иоанна говорит о том, что водоносов было шесть штук. Можно рассчитать, что Иисус сделал не менее 600 литров вина. Даже на свадьбе, на которую приглашены двести человек 2-3 литра на человека, после того как было выпито все предыдущее вино, переходят границы всякой «нормы». Предположить, что Иисус ставил целью споить всю Кану, является явным абсурдом.

Теперь представьте себе, сколько будет весить каменный водонос, наполненный 120 литрами воды? Такой «водонос» с трудом подняли бы несколько взрослых мужчин. В оригинале используется слово υδρίαι - гюдрИай - сосуд . Сосуды стоящие там по обычаю очищения. Что это за обычай?

В Левит 15 главе описываются случаи, когда человек должен омыться водою, с целью очищения от ритуальной нечистоты. В Торе упоминаются следующие ситуации, когда наступает осквернение (ивр. טומאה‎, тум’а): прикосновение к мертвецу, прикосновение к тому, кто прикасался к мертвецу, пребывание под одной крышей с мертвецом, прикосновение к мертвым животным, семяизвержение, выделение менструальной крови у женщин, зараженность проказой или гонореей. Способы очищения от каждого вида ритуальной нечистоты разнятся, однако во всех случаях без окунания в микве очищение не наступает. Миква - (ивр. מִקְוֶה‎, букв. «скопление воды») - водный резервуар для омовения (твила) с целью очищения от ритуальной нечистоты.

Сегодня в каждой синагоге есть миква, которая представляет собой небольшой бассейн. В древние времена миквы были меньшего объема, но все равно достаточные для того, чтобы человек мог туда полностью погрузиться.

Итак, Иисус сказал налить воду в миквы, которые находились во дворе синагоги недалеко от которой, скорее всего, проходило свадебное торжество. Но зачем Иисус сказал налить воду для разведения вина именно в микву? Следует также заметить, что Иисус приказал никому не говорить, откуда взято вино (Иоанна 2:9). Причина этому вполне очевидна. Пить вино или что-либо из миквы – это все равно, что утолять свою жажду из плавательного бассейна или даже унитаза. Вода в этой каменной емкости, куда окунались люди после того как проходили их «истечения», при отсутствии хлорки и возможности тщательно отмыть каменную поверхность однозначно была не для внутреннего употребления. Совершая это чудо, Иисус явно хотел преподать какой-то духовный урок, иначе бы Он просто приказал наполнить водой те чаши, что были на столах, чаши в которых только что закончилось вино.

Термин «хорошее вино» в Евангелии от Иоанна употребляется не случайно. Дело в том, что как в Библейском иврите, так и в древнегреческом языке нет понятия «виноградный сок». А потому в весенний сезон, когда еще не было сбора винограда, вино получалось путем разведения желейной виноградной массы, хранившейся в мехах, в воде. Это считалось не очень хорошим вином. Хорошим вином считался виноградный сок, который весной был в большом дефиците. Именно это хорошее вино сделал Иисус в микве. Очень часто читатели Нового завета думают, что недоумение вызвал приказ Иисуса принести воду. Но в этом-то как раз проблемы и не было. Слуги, пошедшие по воду, думали что у Иисуса, возможно, есть где-то несколько мехов, которые он будет разводить в воде. Недоумение же вызвал тот факт, что Иисус приказал налить воду в миквы, и что вода стала вином без того, чтобы в ней что-то развели.

Что же хотел Иисус сказать этим чудом? Он в нечистые и скверные сосуды влил воду, и она стала хорошим вином. Из нечистого и скверного сделал хорошее и ценное. Кого Он сравнивал с этими нечистыми сосудами? «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.» (Псалтирь 13:2-3) Это был намек на нас.

Интересно, что в иврите слова «вода» и «небо» однокоренные: вода – מַים - маим, а небо – שָמַים - шемаим . Иисус говорил о воде, сходящей с небес: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него.» (Иоанна 7:37-39) То есть, кто принимает Христа, тот получает источник воды живой, которая есть Дух от Бога. Об этом пророчествовал Исаия: «Ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих.» (Исаия 44:3) Также Захария говорил об этом источнике: «В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты.» (Захария 13:1) Принимая Христа, мы получаем источник для омытия греха и нечистоты, и становимся частью виноградной лозы, в которой течет хорошее вино: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.» (Иоанна 15:5)

Синодальный перевод

1 На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.
2 Был также зван Иисус и ученики Его на брак.
3 И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.
4 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой.
5 Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
6 Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших [по обычаю] очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.
7 Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.
8 И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.
9 Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда [это вино], знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха
10 и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.
11 Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
(Иоан.2:1-11)

Перевод еп. Кассиана (Безобразова)

1 И в третий день был брак в Кане Галилейской, и была Мать Иисуса там.
2 Был зван также Иисус и ученики Его на брак.
3 И когда недостало вина, Мать Иисуса говорит Ему: вина у них нет.
4 И говорит Ей Иисус: что Мне и Тебе, женщина? Еще не пришел час Мой.
5 Говорит Мать Его слугам: сделайте всё, что Он вам скажет.
6 Стояли там каменные сосуды для воды, числом шесть, для очищений иудейских, вмещавшие по две или три меры.
7 Говорит им Иисус: наполните сосуды водой; и наполнили их доверху.
8 И говорит им: зачерпните теперь и несите к распорядителю пира. Они понесли.
9 Когда же отведал распорядитель пира воды, сделавшейся вином, - и не знал он, откуда оно: знали слуги, черпавшие воду, - зовет жениха распорядитель пира
10 и говорит ему: каждый человек сперва доброе вино ставит и, когда опьянеют, - худшее: ты же сохранил доброе вино доселе.
11 Так положил Иисус начало знамениям в Кане Галилейской и явил славу Свою, и уверовали в Него ученики Его.

Перевод священника Л. Лутковского

1 Через три дня праздновалась свадьба в Кане Галилейской. Мать Иисуса уже была там,
2 когда Иисуса и учеников Его пригласили на брачный пир.
3 Между тем кончилось вино, и мать Иисуса говорит Ему: у них нет вина.
4 Иисус говорит ей: женщина, что ты хочешь от Меня? Мой час еще не настал.
5 Мать же Его велела слугам: что Он скажет Вам, то и сделайте.
6 А там по иудейскому обычаю стояли шесть каменных сосудов для омовения, которые вмещали по две или три меры (воды).
7 И говорит им Иисус: наполните сосуды водою. И слуги наполнили их до краев.
8 Затем Он говорит им: теперь зачерпните и отнесите распределителю пира. И они отнесли.
9 Когда же распорядитель отведал вина, в которое превратилась вода, а он не знал, откуда оно; об этом знали только слуги, которые черпали воду, — он позвал жениха
10 и говорит ему: любой человек сначала подает хорошее вино, а когда (гости) захмелеют, тогда худшее. Ты же хорошее вино оставил напоследок.
11 Так, совершив в Кане Галилейской первое из чудес Своих, Иисус явил славу Свою, и уверовали в Него ученики Его.

*) от двух до трех бочек воды — досл.: «от двух до трех мер»; мера — около 40 литров.

«Еще не пришел час Мой». Что это значит? Мы не знаем; но что бы это ни значило, эти слова говорят нам, что у Него был план, была цель и все возможные действия или служили ей, или не служили. Если мы не заметим этого плана, мы упустим самую суть истории Христа, нет, мы просто ничего не поймем в Евангелии.

Гилберт К. Честертон. Вечный Человек.

Было высказано предположение, что Мария переселилась на время в Кану , где какие-то люди, вероятно родственники, дали Ей приют {Ин.2:1}. Однажды, когда в их семье справляли свадьбу, туда был приглашен Иисус с учениками, и Мать смогла вновь увидеть Его {Ин.2:1-11}. В самый разгар скромного торжества, к великому огорчению и стыду хозяев, кончилось вино. Очевидно, все лавки уже закрылись, и нечем было угощать собравшихся. Мария, заметив это, обратилась к Сыну: «Вина нет у них». На какую помощь Она надеялась? Или просто ждала слов ободрения? Кажется непонятным и ответ Иисуса, произнесенный как бы со вздохом: «Что Мне делать с Тобой? Час Мой еще не пришел» — так примерно можно передать смысл Его слов. Тем не менее Мария поняла, что он всё же готов как-то помочь, и сказала слугам: «Сделайте всё, что Он вам скажет». Иисус велел налить воды в большие каменные сосуды, предназначенные для омовений, и, почерпнув из них, нести распорядителю пира. Слуги в точности исполнили странное приказание, и когда распорядитель попробовал напиток, то, поразившись, сказал жениху: «Хорошее вино всегда подают сначала, а ты сберег его до сих пор…» Так проявление власти Христа над природой началось не устрашающими знамениями, а за праздничным столом, под звуки свадебных песен. Он употребил ее, чтобы не омрачился день веселия, как бы невзначай. Ведь Он пришел дать людям радость, полноту и «избыток» жизни {Ин.10:10}.

Александр Мень. Сын Человеческий.

Начнем с чудес порождения. Самое раннее из них — превращение воды в вино на свадьбе в Кане. Это чудо возвещает о том, что на пире — Сам Бог вина и всей природы. Лоза виноградная — один из даров Божиих; Господь наш — истина, скрытая за личиной ложного бога Вакха. Каждый год Он создает вино, выращивая растение, которое способно обратить воду, землю и свет в сок, при особых условиях становящийся вином. Другими словами, Он каждый день и год обращает воду в вино. Однажды Он сократил процесс, используя каменные водоносы вместо растительных клеток, но сделал Он это, как делает всегда. Чудо Каны Галилейской возвестило о том, что Бог наш — не враг природе, не друг беде, плачу и голоду (хотя и попускает их иногда), но Тот, Кто тысячелетиями творит вино, что веселит сердце человека.

Призвание апостолов

Просвещенный видением Духа, сошедшего и пребывавшего на Иисусе во время крещения Его, и, таким образом, осененный величайшей, неприступной тайной Богоявления во Святой Троице, Иоанн Креститель был первым из людей, постигших Божество Иисуса, о чем и свидетельствовал он людям, когда однажды, крестя народ, увидел он идущего к нему Иисуса и сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.

На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, - что значит: учитель, - где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)» (Ин. 1, 29–42).

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». (Ин. 1, 43–51)

Чудо в Кане Галилейской: претворение воды в вино

Вскоре после того прибыл Иисус Христос в Кану Галилейскую, куда Он и Его Мать званы были на брак. Были званы и ученики Его. Здесь совершил Он первое чудо, по которому ученики Его и родственники могли впервые получить удостоверение в Его Божественном посланничестве. Здесь также ясно обнаружилась несомненная вера Божией Матери в Божественное всемогущество Ее Сына. Брак, удостоенный присутствия Господа Иисуса Христа и Пречистой Девы Богоматери, по-видимому, был в доме небогатом, так как среди пиршества оказался недостаток в вине. Человеколюбивая Богоматерь не оставила без внимания этого обстоятельства. Она обратилась к Своему Сыну и сказала: «Вина нет у них».

Вот первый опыт ходатайства Ее к Спасителю за неимущих и огорченных. «Могут они опечалиться в день радости, но Ты, Человеколюбец Всесильный, помоги им, утешь их», - как бы выражалось в Ее заявлении о недостатке вина у них.

Иисус же, называя Ее почтительным в те времена именем «Жено», говорит Ей: «Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой». По замечанию святого Златоуста, Иисус Христос дал понять этими словами, не нарушая должного повиновения к Своей Матери, что в деле посланничества Его в мир управляет им Отец Небесный, Которого волю пришел Он сотворить, и что проявления Его Божественного достоинства имеют другую, высшую цель, а не сверхъестественное облегчение нужд плотского родства Своего. Но Богоматерь не ослабевает в уповании на милосердие Сына; несомненно уверенная в исполнении Своей просьбы, Она прямо обращается к служителям, говоря им: «Что скажет Он вам, то сделайте».

«Было же тут шесть каменных водоносов, стоящих по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им (служителям): наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его». (Ин. 2, 2–11)

Первое чудо, которое совершил Христос по просьбе и по вере Матери Своей, было как бы освящение Им семейного союза; впоследствии (на Тайной Вечери) совершением другого чуда Он как бы освятил духовный союз: положил основание Церкви, то есть единению в ней верующих в союз с Главою ее при посредстве избранных руководителей, которые будут облечены властью «уловлять души», чтобы приводить их в Царство вечной Любви.


Господь Иисус Христос вернулся в Галилею после Своего Крещения в водах Иордана. Со Спасителем были Его ученики. На третий день после возвращения Иисуса в маленьком городке – Кане Галилейской была свадьба. И по обычаю гостеприимства Иисус со Своей Пречистой Матерью и учениками был приглашен на этот брак.

Кана Галилейская находилась недалеко от города Назарета, где прошло детство Спасителя и где жила его Матерь. Всякое семейное торжество, а особенно брачный пир, придавало небольшому городку радостное оживление.

Брак на Востоке всегда был очень торжественным. Невесту выводили из дома в сумерки. С головы до ног ее окутывали широким развевающимся покрывалом, наряжали в лучшие одежды, осыпали цветами.

О прибытии к ее дому жениха возвещалось барабанным боем и флейтами, песнями и плясками. Горящие факелы придавали особую торжественность этому радостному событию. Невесту сопровождали девицы – ее подруги. А жених выходил ей навстречу со своими молодыми друзьями.

Брачный пир в богатых домах продолжался иногда до семи дней, в менее достаточных домах – один два дня. Но даже самые бедные семьи старались устроить брачный пир так, чтобы радушно угостить званных гостей.

Изобилие пищи и пития на свадьбе считалось главным признаком щедрого гостеприимства. Главную роль при этом играло вино. «Вино веселит сердце человека». По слову псалмопевца оно было первейшим символом радости и веселья.

Однако здесь, за праздничной трапезой новобрачных оказался недостаток вина. Семейство, в котором совершался брак, было, по-видимому, небогатым.

Этот случай мог омрачить брачное торжество, вызвать уныние и даже скорбь новобрачной четы. Недостаток вина мог означать для них не только позор, но и худое предзнаменование.

Это обстоятельство болью отозвалось в сердце Богоматери. И Господь Иисус Христос услышал первое ходатайство Своей Пречистой Матери за людей. Она тихо сказала Своему Божественному Сыну: «Вина нет у них». Этим указанием на имеющуюся нужду Пресвятая Дева просит Своего Сына и Господа оказать чудесную помощь этим простым людям и тем самым сохранить радость в их доме.

Иисус сказал Ей: «Что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой». Казалось, Спаситель на время отклонил Свое участие в этом деле. Но Материнское сердце подсказало Богоматери, что час явления Божественной силы Ее Сына настал.

Пришло Его время, ибо великий пророк Иоанн провозгласил Его на Иордане Мессией. Глас Бога Отца возвестил миру: «Это Сын Мой возлюбленный». А ученики, сопровождавшие Иисуса, называли Его Учителем и Господом. Теперь Ему предстояло совершить истинно доброе дело. Нужно было отвратить бесчестие от скромной четы. Матерь Его сказала служителям: «Что скажет Он вам, то сделайте». По обычаю очищения иудейского во всяком доме у входа стояли водоносы с чистой водой.

В доме, где происходило брачное торжество, стояло шесть таких каменных водоносов. Иисус повелел служителям наполнить их до верха. Затем Он сказал им почерпнуть этой свежей воды и отнести ее архитриклину - распорядителю брачного пира.

Тот отведал воды, сделавшейся вином, и подозвал к себе жениха. Не зная, откуда это вино, распорядитель заметил ему, что тот поступил необычно. «Всякий человек, - сказал он, - подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее. А ты хорошее вино сберег доселе». Тогда все узнали о свершившемся чуде. И грозившее новобрачной чете бесчестье превратилось для них в великое благословение. Христос принял участие брачном в пиршестве, и Своим благодатным присутствием освятил таинство брака.

Здесь, в Кане Галилейской Спаситель положил начало Своим чудесам и явил Славу Свою. И уверовали ученики Его.

Господь совершил первое чудо по ходатайству Пресвятой Богородицы. Как часто в дальнейшем, вплоть до наших дней, будет Она предстательствовать перед Своим Сыном и Господом за тех, кто имеет нужду в Его всесильной помощи. И как было в Кане Галилейской, так и сегодня, Господь наш Иисус Христос восполняет нужду каждого, о ком просит Его Пречистая Матерь.

«Глас радости и спасения в жилищах праведников: десница Господня творит силу!»

Сегодня рассмотрим самую большую картину Лувра полотно Паоло Веронезе БРАК в КАНЕ ГАЛИЛЕЙСКОЙ.

О ХУДОЖНИКЕ

Автопортрет

Паоло Веронезе (настоящее имя Паоло Кальяри) – уроженец Италии, яркий представитель эпохи позднего Возрождения. Художник родился в 1528 году в семье каменотеса в Вероне (отсюда и псевдоним). У Габриеле и Катерины он был пятым сыном.

К 25-ти годам Веронезе встал на ноги и занялся монументальной живописью. Он был мастером композиции и непревзойденным колористом. Известность к начинающему художнику пришла в 1553 году.

Его пригласили поработать над украшением Дворца дожей в Венеции. А после росписи плафонов в библиотеке Сан Марко определилась его судьба – с того момента и до конца своих дней Веронезе работал в жанре монументально-декоративной росписи.

Деятельность Веронезе в Венеции произвела необычайный фурор, он расписывал фрески, храмы, церкви, писал портреты. Практически весь период его творчества прошел именно в Венеции. Его произведения впечатляли, впечатляют и непременно будут впечатлять еще не одно поколение.

Паоло Веронезе прожил ровно 60 лет. Большую часть своей жизни он провел далеко от дома, в Венеции, там он и умер.

О КАРТИНЕ


Веронезе.Брак в Кане Галилейской,1563г,Размер картины 660 х 990 см.

Огромный холст "Брак в Кане", написанный между 1562 и 1563 годами для монастыря Сан Джордже Маджоре, построенного Палладио, стал первым опытом художника в этом жанре. В 1797 году холст был вывезен французскими войсками в Париж и ныне экспонируется в Лувре.

Уже для современников художника этот холст стал предметом восторженного поклонения. В нем все вызывало восхищение: его блистательная сценография, великолепие костюмов, безудержная фантазия, с какой Паоло преобразил евангельское событие, исключительное по богатству и разнообразию цветовое решение, замечательное декоративное единство композиции, которая вновь обрела первозданную красоту после законченной в 1992 году реставрации.

ЗАМЫСЕЛ И ОПИСАНИЕ


"Брак в Кане" - одно из первых монументальных изображений пиршеств, которыми впоследствии прославился Веронезе.Картину на этот сюжет заказала Веронезе община бенедиктинского монастыря Сан-Джорджо Маджоре в 1562.

Мастер трудился над ней больше года. В трапезной монастыря, для которой полотно создавалось, оно провисело до завоевания Италии Наполеоном. Чтобы было удобно транспортировать холст, французы разрезали его пополам, после чего сшили уже в Париже.

Темой картины является чудо, совершенное Христом на брачном пире в Кане Галилейской, где он превратил воду в вино.

«На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою.

И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Ин 2:1–11)


Действо разворачивается на фоне величественных сооружений. Роскошный и обильный пир идет своим чередом. Среди богато одетых гостей и множества слуг, подающих все новые и новые кушанья, выделяется фигура Христа. Он сидит в центре стола. Поза его спокойна и напоминает зрителю о другой евангельской трапезе, которой еще только предстоит свершиться, - о Тайной вечере. Впрочем, игра смыслов и подтекстов мало интересует Веронезе.

Куда больше он увлечен самим духом празднества, пышностью нарядов, яркими красками и живописными деталями. Воссоздавая атмосферу отнюдь не библейского, а современного ему венецианского пира, художник помещает среди пирующих и реальных персонажей.


Так, дама в голубом, что сидит слева, опершись локтем о стол, - Виктория Колонна. Ее муж, маркиз Альфонсо д "Альваро, изображен во главе стола в костюме жениха. Невеста и склонившийся к ней мужчина - супруга французского короля Франциска I и сам монарх соответственно.



В группе музыкантов Веронезе изобразил Тициана, Бассано, Тинторетто и самого себя.

Веронезе.

При всем многообразии мотивов картина образует единое живописное композиционное целое. Многочисленные персонажи расположены по трем текущим друг над другом лентам или ярусам. Беспокойно шумное движение толпы замкнуто с краев картины колоннами, центр подчеркнут симметрично расположенной вокруг восседающего Христа группой.

Иисус . Помещенный в центре, он председательствует за столом в окружении своих учеников. Справа от него – Дева. У обоих над головами нимбы, и это отличает их от толпы.


Очарование этой картины не в нравственной силе или драматической страстности характеров, а в сочетании непосредственной жизненности и гармонической облагороженности образов счастливо празднующих праздник жизни людей. Полон радостного кипения и колорит картины: свежий, звонкий, с яркими вспышками красного, от розово-сиреневого до винных, огненных и сочных темных гонов.

Невеста . Она сослана на край стола, находится крайне далеко от Христа слева. Заметьте, как утонченность прически и дороговизна ее платья напоминают нам о роскоши Венеции, а не о Евангелии.

Смесь святого и светского – такова великая революция живописи Возрождения. Веронезе это удалось, как никому другому. Венецианские чиновники, князья, аристократы, гости в тюрбанах, служители окружают священные фигуры. Религиозные символы, вроде ягненка, почти тонут среди серебряной посуды и роскошных ювелирных изделий


Сюита красного выступает в сочетании с холодным блеском синих, зеленовато-голубых, а также более теплых с глухим бархатистым звучанием оливковых и коричнево-золотистых тонов. Все это объединяется общей серебристо-голубоватой атмосферой, окутывающей всю картину.

Особая роль в этом смысле принадлежит белому цвету, то голубоватому, то сиреневому, то розовато-серому в оттенках. От плотности цвета серебряных амфор и ломко упругих шелков, через льняные скатерти, к голубоватой пепельности белых колонн, пушистости легких облаков, плывущих по влажному зелено-голубому небу лагуны, идет развитие этого цвета, постепенно растворяющегося в общей серебристой жемчужности освещения картины.

Шумное кипение толпы гостей, пирующих в нижних ярусах композиции, сменяется изящной грацией движений вырисовывающихся на фоне неба редких фигур верхнего яруса — верхнего балкона лоджии. Все завершается видением далеких причудливых, окутанных дымкой строений и мягко сияющих небес.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»