Пропаганда межнациональные отношения в ссср. Обострение межнациональных отношений в ссср

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

1.3 Маргинальность и социальная мобильность

2. Маргинальный слой в российском обществе

2.1 Бедность и маргинализация населения

2.2 Маргинальность и преступность

2.3 Новые маргинальные группы в российском обществе

3. Пути решения проблемы маргинальности в России

Заключение

Список литературы

Введение

Повсюду в современном мире происходит все расширяющееся и углубляющееся взаимодействие культур, обусловленное взаимодействием обществ. Размываются и уничтожаются этнические границы, происходит деформация культур, следствием которой оказывается маргинальный человек, принадлежащий одновременно двум культурам и не принадлежащий целиком ни той, ни другой. Современное общество переживает "переходное" состояние. Для такого состояния характерна переоценка традиционных ценностей. В процессе смены ценностей и норм в обществе формируются нетрадиционные общественные явления и процессы, в частности - маргинализация общества. Исследование феномена маргинальности, как общественного явления переходного периода представляется особенно актуальными для России. Огромное количество людей являются маргинальными личностями. Это мигранты, те, кто быстро приобрел тот или иной социальный статус, дети от смешанных браков, лица, обращенный в новую религию. В обществе, где существует много субкультур, практически каждый член некоторых из них будет маргиналом в других субкультурах. Маргинализация признается широкомасштабным процессом, с одной стороны, приводящим к тяжелым последствиям для больших масс людей, потерявших прежний статус и уровень жизни, с другой, ресурсом формирования новых отношений. Цель данной работы: рассмотреть маргиналов как социальную группу. Задачи данной работы: дать определение понятию маргинал и маргинальность; рассмотреть категории лиц, относящихся к маргиналам; проследить эволюцию понятия маргинальности в истории социологии; выделить основания маргинализации; рассмотреть бедность и маргинализацию населения; раскрыть взаимосвязь маргинальности и преступности; охарактеризовать новые маргинальные группы в российском обществе.

1. Проблема маргинальности в современной социологии

1.1 Эволюция понятия маргинальности в истории социологии

Концепция маргинальности сыграла важную роль в социологической мысли, однако до сих пор в определении содержания понятия маргинальности имеется немало трудностей. Во-первых, в практике использования самого термина сложилось несколько дисциплинарных подходов (в социологии, социальной психологии, культурологии, политологии и экономике), что придает самому понятию достаточно общий, междисциплинарный характер. Во-вторых, в процессе уточнения, развития понятия утвердилось несколько значений, относящихся к различным типам маргинальности. В-третьих, нечеткость понятия делает сложным измерение самого явления, его анализ в социальных процессах. В то же время достаточно распространенное и подчас произвольное употребление термина приводит к необходимости уточнения его содержания, систематизации различных подходов и аспектов его использования. С этой целью попытаемся рассмотреть историю термина, подходы его использования, характеристики разных типов маргинальности в том виде, в каком они сложились в западной социологии .

Дезорганизованность, ошеломленность, неспособность опре-делить источник конфликта;- беспокойство, тревожность, внутреннее напряжение;- изолированность, отчужденность, непричастность, стесненность;- разочарованность, отчаяние;- разрушение "жизненной организации", психическая дезорганизация, бессмысленность существования;Исследователи отмечают близость его характеристик "маргинального человека" и определенных Дюркгеймом характерных черт общества, находящегося в состоянии аномии, как следствия разрыва социальных связей. Однако Стоунквиста, признававшего, что в каждом из нас множество социальных двойников, что дает основание ассоциации с маргинальностью, интересовали причины культурно-детерминированной маргинальности .Тем не менее, анализ усложняющихся социальных процессов в современных обществах через понятие маргинальности, приводивший к интересным наблюдениям и результатам, становится одним из признанных социологических методов.Развивая концепцию маргинальности, Хьюз отметил важность переходных фаз, часто отмечаемых ритуалами перехода, которые переводят нас "от одного образа жизни к другому... от одной культуры и субкультуры к другой" (жизнь в колледже - переходная фаза в подготовке к более взрослой жизни и т.д.). Хьюз расширил концепцию, включив фактически любую ситуацию, в которой личность хотя бы частично идентифицируется с двумя статусами или референтными группами, но нигде не принимается полностью (например, молодой человек, мастер). Феномен маргинальности, определенный в таком широком смысле, появляется, когда многие из нас участвуют в жизни высокомобильного и гетерогенного общества. Хьюз, а затем Дивэй и Тирьякьян в американской социологии определили, что социальное изменение и восходящая мобильность имеют тенденцию быть причиной маргинальности для членов любой группы .В самом общем виде маргинальность связывается с исключением индивидов или социальных групп из системы общественных связей. В работе отечественных авторов "На изломах социальной структуры", рассматривающей проблемы маргинальности в Западной Европе, приводится вполне характерное утверждение, что к маргинальной относится часть населения, "не участвующая в производственном процессе, не выполняющая общественных функций, не обладающая социальным статусом и существующая на те средства, которые либо добываются в обход общепринятых установлений, либо предоставляются из общественных фондов - во имя политической стабильности - имущими классами". Причины, приводящие к появлению этой массы населения, скрыты в глубоких структурных изменениях общества. Они связаны с экономическими кризисами, войнами, революциями, демографическими факторами.- социальное - маргинализация как потеря общественного престижа: деклассирование, стигматизация и т.п. маргинальных групп.- определенная стабильность и преемственность в развитии социальной структуры, в которой кризисные явления и структурные перестройки, связанные с научно-технической революцией, приводят лишь к количественным и качественным изменениям "окраинных" (по отношению к основному обществу) социальных групп;Можно привести здесь работу Дж. Б. Манчини. Она обобщает и, отчасти, синтезирует различные теоретические подходы и позиции.Культурная маргинальность - в ее классическом определении относится к процессам кросс-культурных контактов и ассимиляции. В основе этого типа маргинальности - взаимоотношения систем ценностей двух культур, в которых участвует индивид, результатом которых становится двусмысленность, неопределенность статуса и роли. Классические описания культурной маргинальности дали Стоунквист и Парк .Заметность, выпуклость: чем больше степень центральности маргинальной ситуации по отношению к личной идентичности, тем больше степень неприспосабливаемости (например, еще Парк замечал, что цыгане не являются по-настоящему маргинальными людьми, потому что они носят свои "домашние связи" с собой, их маргинальность периферийна к их сущностной идентичности).Направление идентификации: чем больше равнозначность идентификации личности с двумя вышеназванными группами, тем более высокая степень неприспосабливаемости. Это случай, когда личность, которая участвует в двух культурах, будет переживать маргинальность, только если она идентифицирует себя одновременно с обеими. Позиция довольно сложная. Пути ее разрешения исследователи рассматривали в разных ситуациях. Одно из предположений - более устойчивая идентификация с той или иной группой будет помогать разрешению конфликтов, присущих маргинальности. Другая точка зрения - двойная идентификация может иметь результатом скорее обогащение, чем конфликт.Судя по публикациям, появившимся в 90-е годы, исследования маргинальности развиваются за рубежом в указанных традициях. Среди аспектов: маргинализация в странах "третьего мира"; маргинальные окраинные, депривированные группы; маргинальность как культурный феномен.Своеобразие подходов к исследованию маргинальности и понимания ее сущности во многом определяются спецификой конкретной социальной действительности и тех форм, которые данное явление в ней приобретает.Современная российская действительность также вносит свои коррективы в смысл и содержание понятия "маргинальность", которое все чаще стало появляться на страницах газет, публицистических и научных изданий, разного рода аналитических обзоров .Интерес к проблеме маргинальности заметно возрастает в годы перестройки, когда кризисные процессы начинают выносить ее на поверхность общественной жизни. Особенности современного процесса маргинализации в странах Западной Европы связывались прежде всего с глубокой структурной перестройкой системы производства в постиндустриальных обществах, определяемой как последствия научно-технической революции. В связи с этим интересно привести выводы о характерных чертах и тенденциях маргинальных процессов в Западной Европе, сделанные в вышеупомянутой работе.Особенно ярко тема маргинальности прозвучала в полемически-публицистической постановке в работах Е. Старикова, опубликованных в конце 80-х годов. Эта проблема исследуется скорее как политическая. Советское общество предстает маргинализированным изначально, фактом маргинального "первородства" (революция, гражданская война). Источники маргинализации - массовые процессы мобильности и формирование "азиатской" парадигмы общественного развития, разрушение гражданского общества и господство редистрибутивной системы (которую автор называет "социальной имитацией"). Действие указанных факторов приводит к производству и воспроизводству маргинальных масс, которые Е. Стариков отождествляет с "охлосом", чернью, люмпенами. Процесс маргинализации на современном этапе автор представляет как процесс деклассирования, идущий с верхнего "социально-психологического этажа" (Е. Стариков называет эту модель инвертированной). Иными словами, размывание социальных связей и потеря социально-классовых позиций имеет скорее не экономическую, а социально-психологическую основу - разрушение профессионального кодекса чести, трудовой этики, потерю профессионализма. По этому признаку выстраивалось весьма умозрительное представление о советском обществе маргиналов. Антитезой таковому провозглашалось гражданское общество с нормальными человеческими связями, представлявшее в идеале главную, конечную цель перестройки .Анализ процессов социального расслоения, проведенный Институтом социологии РАН в 1993 году, позволил определить новые критерии в оценке маргинальных слоев, образующихся в результате этого процесса. Один из них - работники умеренно автономного труда (состав: специалисты в городе, руководители, в т.ч. высшего уровня, новые слои, рабочие, служащие, ИТР). Основание: в этой группе отсутствует определенная направленность автономии труда, т. е. работники этого типа могут иметь как большие возможности продвижения, так и никаких .Ряд работ поднимает традиционную проблематику молодежи как маргинальной группы, рассматривая ракурсы ее процессов маргинализации в России. В качестве примера можно назвать публикацию Д.В. Петрова, А.В. Прокоп.Следует отметить ряд пограничных тем, в которых можно увидеть потенциал взаимодействия с эвристическим полем концепции маргинальности. Это темы одиночества и нетипичности, разрабатывавшиеся соответственно С.В. Куртиян и Е.Р. Ярской-Смирновой. Определенные черты этого поля можно обнаружить в философской проблематике "аномального человека" - учащегося-инвалида, разрабатываемой В. Линьковым .

Подводя итог многообразию современных взглядов на проблему, можно сделать следующие выводы. В начале 90-х годов явно растет пристальный интерес к этой проблематике. При этом сказались и отношение к ней как к теории, свойственной именно западной социологии, и публицистическая традиция. Тем не менее, констатация этого явления в нашем обществе, его специфические черты и масштабы, определяемые уникальностью ситуации "революционного перехода", определили потребность более четкого определения его параметров, теоретических подходов к его исследованию.

Введение 3

Глава 1. Проблема маргинальности в социологии 5

1.1 Понятие маргинальности 5

1.2 «Маргинальное искусство». Маргиналы в различных сферах общественной жизни 12

Глава 2. Маргинальные группы в российском обществе 15

2.1 Взаимосвязь бедности и маргинализации населения 15

2.2 Понятие «новые маргинальные группы» в российском обществе 21

2.3 Пути решения проблемы маргинальности 25

Заключение 29

Список использованной литературы 31

Введение.

Развитие современного российского общества неизбежно вызывает вопросы о характере трансформаций, которые оно переживает. Масштабность этих изменений оказывает серьезное влияние на социальную структуру России. Перекомпоновка элементов этой структуры, установление или утрата взаимосвязей между ними, последствия преобразований в экономике, политике, отношениях между различными социальными группами вызывают не только научный интерес, но и становятся судьбоносными для российского общества. Размываются и уничтожаются этнические границы, происходит деформация культур, следствием которой оказывается маргинальный человек, принадлежащий одновременно двум культурам и не принадлежащий целиком ни той, ни другой. Современное общество находится в "переходном" состоянии. Исследование феномена маргинальности как общественного явления переходного периода представляется особенно актуальным для России. Маргинализация признается широкомасштабным процессом, с одной стороны, приводящим к тяжелым последствиям для больших масс людей, потерявших прежний статус и уровень жизни, с другой, ресурсом формирования новых отношений.

Таким образом, при определении потенциала и направлений дальнейшего политического развития страны актуализируется необходимость комплексного анализа влияния причин и форм маргинализации на политическую жизнь общества. Такого рода исследования приобретают особую значимость для участников политического процесса, наделенных правом принимать решения и тем самым напрямую влияющих на жизнь российского общества.

Объект: маргинальные группы

Предмет : причины появления маргинальных групп в российском обществе

Целью данной контрольно-курсовой работы является изучение теоретических основ феномена маргинализации, выявление факторов, способствующих развитию маргинальности в России, а также поиск путей решения данной проблемы.

В связи с этой целью, поставлены следующие задачи:

1) дать определение понятию «маргинальность»;

2) выяснить, какие виды маргиналов существуют в обществе;

3) рассмотреть взаимосвязь бедности и маргинализации населения;

4) охарактеризовать новые маргинальные группы в российском обществе;

5) выявить пути решения проблемы маргинальности в России.

В данной работе автор намеревается доказать гипотезу о существовании взаимосвязи между маргинализацией в обществе и социальной политикой государства, механизмы проведения которой могут как способствовать увеличению числа маргиналов, так и значительно сократить его.

Глава 1. Проблема маргинальности в социологии.

1.1 Понятие маргинальности.

В современном обществе явление маргинальности чрезвычайно разнообразно и по формам своего проявления, и по социальной среде, и по масштабам распространения. Оно совершенно не ограничено пределами так называемого «социального дна». Маргинальным слоем является и его противоположность- элита. Более того, в рамках любой большой социальной группы, переживающей глубокие социальные трансформации, можно выделить маргинальные слои, тем более обширные, чем более мобильным является исторический этап существования данного социума. 1

В определении содержания понятия маргинальности имеется немало трудностей. Во-первых, в практике использования самого термина сложилось несколько дисциплинарных подходов (в социологии, социальной психологии, культурологии, политологии и экономике), что придает самому понятию достаточно общий, междисциплинарный характер. Во-вторых, в процессе уточнения, развития понятия утвердилось несколько значений, относящихся к различным типам маргинальности. В-третьих, нечеткость понятия делает сложным измерение самого явления, его анализ в социальных процессах. В то же время достаточно распространенное и подчас произвольное употребление термина приводит к необходимости уточнения его содержания, систематизации различных подходов и аспектов его использования. 2

Понятия "маргинальность", "маргиналы" были введены в науку американским социологом Робертом Парком в 1928 г. и использовались сначала для обозначения вполне конкретной ситуации при характеристике "личности на рубеже культур".

Маргинальность в ее типичной форме – это утрата объективной принадлежности к тому или иному классу, сословию, группе без последующего вхождения в другую подобную общность. Главным признаком маргинальности служит разрыв связей (социальных, культурных, поселенческих) с прежней средой. Постепенно значение термина "маргинальность" стало расширяться и сейчас оно служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к любым социальным общностям. Классический тип маргинала – вчерашний крестьянин в городе – уже не крестьянин и еще не рабочий. При классическом (позитивном) варианте маргинальность постепенно преодолевается путем включения маргиналов в новую среду и приобретения новых черт. Другой вариант маргинализации (негативный) состоит в том, что состояние переходности и периферийности консервируется и сохраняется надолго, а маргиналы несут в себе черты деклассированного, люмпенского поведения. Такого рода маргинальность объявлялась результатом вертикальной мобильности с отрицательным знаком, т.е. последствием перемещений сверху вниз, нисходящей мобильности. Следует также учитывать, что в социологии разработано понятие типов общества: открытые, закрытые и переходного типа. Считается, что в открытых обществах, т.е. обществах с динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией 3 , маргинальность носит преходящий, временный характер. В обществах закрытого типа, характеризующихся статичной социальной структурой, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией, мобильность низка. Наиболее же высоки степень и масштабы мобильности, а, следовательно, и маргинальности, в обществах переходного типа – от закрытого к открытому. В таких обществах на многие годы маргинальность становится одной из базовых характеристик перемещений внутри общества.

По итогам ряда исследований, результаты которых изложены в работе А.Ю.Казаковой, 4 предлагается следующее «прочтение» понятия маргинальности. Это свойство внеположенности по отношению к социальной системе, ведущее к вынужденной или добровольной групповой изоляции как образу жизни, следствием чего становятся социальное исключение, социальное отчуждение и утрата социальной идентичности; агрегатность, подразумевающая слабый потенциал самоорганизации и самовоспроизводства общности; девиантность, с точки зрения «нормативно-нормального» большинства, ценностно-оценочные суждения (общественное мнение) которого на основе культурно закрепленного критерия «нормы/патологии» независимо от направленности (культурно одобряемые/ осуждаемые отклонения) выступают механизмом «закрепления» маргинального статуса.

Таким образом, можно выделить следующие признаки маргинальных слоев: дезорганизованность; беспокойство, тревожность, внутреннее напряжение; изолированность, отчужденность, непричастность, стесненность; разочарованность, отчаяние; разрушение "жизненной организации", психическая дезорганизация, бессмысленность существования.

Анализ усложняющихся социальных процессов в современных обществах через понятие маргинальности, приводивший к интересным наблюдениям и результатам, становится одним из признанных социологических методов.

Изучая проблему маргинальности, американский социолог Эверетт Черрингтон Хьюз отметил важность переходных фаз, часто отмечаемых ритуалами перехода, которые переводят нас "от одного образа жизни к другому, от одной культуры и субкультуры к другой" (жизнь в колледже - переходная фаза в подготовке к более взрослой жизни и т.д.). Хьюз расширил концепцию, включив фактически любую ситуацию, в которой личность хотя бы частично идентифицируется с двумя статусами, но нигде не принимается полностью. Феномен маргинальности, определенный в таком широком смысле, появляется, когда многие из нас участвуют в жизни высокомобильного общества.

В самом общем виде маргинальность связывается с исключением индивидов или социальных групп из системы общественных связей. В работе С.А. Красильникова "На изломах социальной структуры", рассматривающей проблемы маргинальности, приводится вполне характерное утверждение, что к маргинальной относится часть населения, "не участвующая в производственном процессе, не выполняющая общественных функций, не обладающая социальным статусом и существующая на те средства, которые либо добываются в обход общепринятых установлений, либо предоставляются из общественных фондов - во имя политической стабильности - имущими классами". 5 Причины, приводящие к появлению этой массы населения, скрыты в глубоких структурных изменениях общества. Они связаны с экономическими кризисами, войнами, революциями, демографическими факторами.

Маргинальность может быть естественной и искусственно создаваемой и поддерживаемой. О естественной маргинальности следует говорить применительно к процессам экономического, социального или культурного характера, в силу которых во всяком обществе имеется свое "дно" в виде разорившихся и опустившихся элементов и групп, а также антисоциальных элементов – тех, кого отвергает само общество.

Другое дело, если в обществе процесс переструктурирования затягивается, а маргинальность становится чрезмерно массовым и долговременным социальным явлением. В этом случае маргиналы приобретают черты социальной устойчивости, "зависают" на изломах социальных структур. Это происходит, как правило, в результате сознательно проводимой властью политики искусственной маргинализации, то есть перевода в периферийное, дискриминационное или ограничительное положение сотен тысяч и даже миллионов людей. В послереволюционном обществе искусственная маргинализация коснулась целых категорий и групп населения. Шло разделение общества на противников и сторонников режима. Возникали и искусственно поддерживались режимом такие группы, которые ранее не существовали. Так, спецпереселенцы не имели аналогов в дореволюционном обществе, а просуществовали в сталинском с 1930 по 1955 гг., то есть четверть века. Таким образом, искусственная маргинализация приобрела в сталинском обществе колоссальные, катастрофические размеры и стала органическим сопутствующим элементом репрессий и одним из способов решения политических и даже экономических проблем (создание системы принудительного труда).

Маргинальность - это термин, при помощи которого в социологии обозначают переходный, структурно неопределенный статус того или иного индивида или социальной группы. Соответственно говорят о маргиналах, то есть о людях, которые по каким-то причинам не примыкают или не могут примкнуть к тому или иному слою общества, что обычно связано с болезненными психологическими переживаниями. Обычно состояние маргинальности не является длительным, хотя существуют вынужденные или сознательные маргиналы (бомжи, алкоголики, разного рода радикалы и т.д.), которые находятся в нем длительное время. Понятие маргинальности тесно связано с социальной мобильностью, так как любой человек, переходящий из одного слоя в другой, на какой-то момент обязательно становится маргиналом. Можно выделить следующие разновидности маргинальности:

1) собственно социальная маргинальность, например, группы, которые порвали связь с прежним слоем, но еще не присоединились к новому слою;

2) биологическая маргинальность, связанная с нарушением здоровья;

3) политическая маргинальность, при которой индивидов не устраивают существующие формы политической жизни и управляющие ею законы;

4) экономическая маргинальность, которая сводится в основном к феномену безработицы, как вынужденной, так и намеренной (в последнем случае безработный живет на деньги, выплачиваемые ему в качестве пособия государством или иными структурами);

5) этническая маргинальность, то есть принадлежность к одному из национальных меньшинств;

6) возрастная маргинальность, возникающая в результате разрыва между поколениями;

7) криминальная маргинальность;

8) религиозная маргинальность, при которой человек находится вне конфессий и не может совершить выбор в пользу одной из них.

Как показал М. Вебер, маргиналы играют крайне важную роль в образовании новых социальных общностей (религиозных, профессиональных и т.д.). Между возникновением больших масс людей, по каким-то причинам оказавшихся за пределами привычного уклада жизни, и появлением новых социальных образований существует тесная связь, которая неоднократно отмечалась социологами.

Маргинализацией называют процесс активного возрастания массовой маргинальности, которая в этом случае характеризует не столько конкретных индивидов, сколько все общество в целом.

Причиной возникновения маргинальных групп, по мнению российских социологов, служит переход общества от одной социально-экономической системы к другой, неуправляемые перемещения больших масс людей в связи с разрушением устойчивой социальной структуры, ухудшение материального уровня жизни населения, девальвация традиционных норм и ценностей. Люди оказывались вытолкнуты из круга ранее существовавших социальных стереотипов, привычных норм, представлений и встраиваются в новые, неустоявшиеся. Все это вместе взятое означает маргинализацию, хотя и временную, но огромных масс населения. Образуются, также увеличиваясь количественно, стойкие маргинальные социальные группы (бичи, бомжы, беженцы, вынужденные переселенцы, беспризорные, наркоманы, криминальные элементы).

Однако к маргиналам могут принадлежать не только социальные аутсайдеры, но люди вполне благополучные, но не определившиеся в нынешней социальной культуре. Социологи определяют их по ответам на вопрос анкеты: «К какому социальному классу или группе Вы отнесли бы себя: рабочим, крестьянам, служащим, интеллигенции, управляющим, людям, занятым собственным делом? Отметившие позиции «в настоящее время такой группы нет» или «затрудняюсь ответить» вошли в состав маргиналов. В исследовании, проведенном учеными Института социологии РАН в 1994 году на промышленных предприятиях Иркутска, «маргинальный контингент равнялся 9% выборочной совокупности.

Кардинальные изменения, происходящие в социальной структуре в результате кризиса и экономических реформ, послужили причиной появления так называемых «новых маргинальных групп» (слоев). В отличие от традиционных, так называемых люмпен-пролетариев, новые маргиналы - жертвы структурной перестройки производства и кризиса занятости.

Критериями маргинальности в этом случае могут быть: глубокие изменения в социальном положении социально-профессиональных групп, происходящие в основном вынуждено, под влиянием внешних обстоятельств - полный или частичной потери работы, смены профессии, должности, условий и оплаты труда в результате ликвидации предприятия, сокращения производства, общего падения уровня жизни и т.д.

Источником рядов новых маргиналов, для которых характерны высокая образованность, развитые потребности, большие социальные ожидания и политическая активность, выступают нисходящее социальное перемещение групп, еще не отторгнутых от общества, но постепенно теряющих прежние социальные позиции, статус, престиж и условия жизни.

Среди них - социальные группы, потерявшие прежний социальный статус и не сумевшие приобрести адекватный новый.

Бедность, безработица, экономическая и социальная нестабильность, несбыточность надежд, крушение планов интенсивно раскручивают процесс маргинализации населения, в результате которого появляется устойчивый слой социальных пауперов - следствие нарастания нисходящей социальной мобильности. Так формируется и укрепляется социальное дно, которое включает: нищих, просящих подаяния: бомжей, лишившихся жилья, беспризорных детей, потерявших родителей либо убежавших из дома, алкоголиков, наркоманов и проституток (включая детей), ведущих антисанитарный образ жизни. Разумеется, эти группы населения были в российском обществе и до перестройки, но масштабы явления были иными, к тому же власти стремились их как-то минимизировать.

Общая оценка численности маргиналов, полученная на основе специального обследования по всей России, превышает 10% населения. Особенность процесса маргинализации, глубоко изученного Н. Римашевской, в России состоит в том, что выпадающие на социальное дно группы имеют весьма незначительною вероятность возвратиться к нормальной жизни, встроится в рыночные отношения. Кроме того, наблюдается возникновение некоего социального «преддонья», включающего те слои населения, у которых высок риск скатиться на дно. Они как бы балансируют на краю бездны.

Итак, маргинальность - это термин, при помощи которого в социологии обозначают переходный статус того или иного индивида либо социальной группы. Существуют различные разновидности маргинальности. Маргинализация - это процесс активного возрастания массовой маргинальности, которая характеризует не только конкретных индивидов, но и общество в целом.

На данный момент единого мнения о том, каковы предпосылки распада СССР не существует. Однако, большинство ученых едины в том, что зачатки их были заложены в самой идеологии большевиков, которые, пусть и во многом формально, признавали право наций на самоопределение. Ослабление центральной власти спровоцировало формирование новых властных центрах на окраинах государства. Стоит отметить, что похожие процессы происходили и в самом начале 20 века, в период, революций и краха Российской империи.

Если говорить кратко причины распада СССР следующие:

Кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления;

Неудачные, во многом непродуманные, реформы, приведшие к резкому ухудшению уровня жизни;

Массовое недовольство населения перебоям поставок продуктов питания;

Все усиливающийся разрыв уровня жизни между гражданами СССР и гражданами стран капиталистического лагеря;

Обострение национальных противоречий;

Ослабление центральной власти;

Процессы, приведшие в результате к распаду СССР, обозначились уже в 80-е годы. На фоне общего кризиса, который к началу 90-х только углубился, отмечается рост националистических тенденций практически во всех союзных республиках. Первыми из состава СССР выходят: Литва, Эстония и Латвия. За ними следуют Грузия, Азербайджан, Молдавия и Украина.

Распад СССР стал результатом событий августа – декабря 1991 г. После августовского путча деятельность в стране партии КПСС была приостановлена. Утратил власть Верховный Совет СССР и Съезд народных депутатов. Последний в истории Съезд состоялся в сентябре 1991 г. и заявил о самороспуске. В этот период высшим властным органом стал Государственный Совет СССР который возглавил Горбачев, первый и единственный президент СССР. Предпринятые им осенью – замой попытки предотвращения как экономического, так и политического развала СССР успеха не принесли. В итоге 8 декабря 1991 года, после подписания Беловежского соглашения главами Украины, Беларуси и России, Советский Союз прекратил свое существование. В тоже время, произошло образование СНГ – Содружества Независимых Государств. Распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой 20 века, повлекшей глобальные последствия.

Вот только основные последствия распада СССР:

Резкое сокращение производства во всех странах бывшего СССР и падение уровня жизни населения;

Территория России сократилась на четверть;

Доступ к морским портам вновь осложнился;

Уменьшилось население России – фактически на половину;


Возникновение многочисленных национальных конфликтов и появление территориальных претензий между бывшими республиками СССР;

Началась глобализация – постепенно набирали ход процессы, превратившие мир в единую политическую, информационную, экономическую систему;

Мир стал однополярным, а единственной сверхдержавой остались Соединенные Штаты.

Политические реформы 90-х гг. 20 в. в России

После распада в 1991 г. СССР в России произошли перемены во всех областях жизни. Одним из наиболее важных событий последнего десятилетия XX в. стало становление новой российской государственности.

Президентская власть. Центральное место в системе власти современной России занимает институт Президента, являющегося по Конституции 1993 г. главой государства, а не исполнительной власти (как это было до декабря 1993 г.).

Практически ни один важный вопрос жизни государства и общества не может быть решен без согласия и одобрения главы государства.

Президент является гарантом Конституции и может принимать любые меры к охране суверенитета, независи­мости и территориальной целостности России. Президенту подотчетно Правительство страны, состав и основные направления деятельности которого он определяет и работой которого фактически руководит. Глава государства возглавляет также Совет безопасности. Он является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами страны, может в случае необходимости вводить режим чрезвычайного, военного и особого положения.

Такой объем полномочий Президента вполне соответствует историческим традициям высшей власти в России. Некоторые противники сильной президентской власти иногда называют этот режим выборной монархией. Однако при всей полноте полномочий главы государства его власть в достаточной степени ограничена системой сдержек и противовесов.

От Советов к парламентаризму. Основным политическим событием 90-х гг. стал демонтаж советской системы власти и замена ее разделением властей - законодательной, исполнительной, судебной.

Используя исторический опыт парламентаризма в России начала XX в., Конституция 1993 г. завершила начатый еще в годы перестройки процесс становления нового российского парламентаризма.

Российским парламентом является Федеральное собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации (верхняя) и Государственной думы (нижняя). Верхняя палата назначает выборы Президента и решает в случае необходимости вопрос о его отрешении от должности; утверждает решение главы государства о введении военного или чрезвычайного положения; назначает и освобождает от должности Генерального прокурора и членов Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда России. Основными предметами ведения Государственной думы являются утверждение состава Правительства и принятие законов страны. Обе палаты парламента утверждают федеральный бюджет и общегосударственные налоги и сборы; ратифицируют подписанные Россией международные соглашения; объявляют войну и заключают мир. Все эти решения подлежат утверждению Президентом.

Правительство. Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство России. Оно разрабатывает и реализует после утверждения федеральный бюджет; обеспечивает проведение в стране единой государственной финансовой, кредитной и денежной политики; определяет параметры развития культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; обеспечивает реализацию оборонной и внешней политики страны; заботится о соблюдении законности и правопорядка, прав и свобод граждан. В его ведении находится также распоряжение федеральной собственностью.

Деятельность Правительства, в отличие от дореволюционного и советского периодов истории России, находится не только в прямой зависимости от указаний и распоряжений главы государства, но и под существенным контролем со стороны парламента.

Судебная власть. Судебная власть в стране осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституционный суд выносит по запросам органов власти окончательное решение о соответствии Конституции страны федеральных и региональных законов и распоряжений; указов Президента страны, руководителей субъектов Федерации. По запросам граждан он решает вопрос о нарушении их конституционных прав и свобод. При необходимости он дает толкование тех положений Конституции, которые не регламентированы специальными законами и другими документами.

Верховный суд является высшей судебной инстанцией по гражданским, уголовным и административным делам.

Высший арбитражный суд является высшим судом по разрешению экономических споров.

Прокуратура осуществляет контроль за соблюдением законов страны как гражданами, так и государственными и общественными органами.

Центр и регионы. Россия является федерацией, состоящей из 88 субъектов. Политические и экономические права, предоставленные федеральными властями регионам в начале 90-х гг., привели к значительному ослаблению роли Центра. Принятые на местах законы и даже собственные конституционные акты входили в противоречие с федеральной Конституцией и законами федерации. Началось создание сети губернских банков и даже собственного «золотого запаса» субъектов Федерации. В отдельных районах страны не только прекратилось перечисление средств в федеральный бюджет, но и вводился запрет на вывоз различных видов продукции за пределы краев и областей. Раздавались голоса о придании административным границам (особенно национальных регионов) статуса государственных. Русский язык в ряде республик перестал признаваться государственным. Все это порождало опасную тенденцию трансформации федерации в конфедерацию и даже возможность ее распада.

Особенно тревожным было положение в Чечне, где была провозглашена «государственная независимость», а власть перешла, по сути, в руки криминальных и экстремистски настроенных групп. Ослабленный федеральный Центр, не сумев политическими средствами добиться выполнения здесь федерального законодательства, предпринял силовые действия. В ходе первой (1994-1996) и второй (с лета 1999 г.) военных кампаний в Чечне удалось обеспечить контроль центральных властей над территорией этого субъекта Федерации. Но производственная и социальная сфера региона в ходе затяжных боевых действий оказалась полностью разрушена. Значительными оказались потери как среди военнослужащих федеральных сил, так и среди местного населения. Однако наметившаяся в 90-е гг. тенденция к выходу Чечни из Российской Федерации была пресечена.

Местное самоуправление. Развивая традиции местного самоуправления, заложенные в ходе земской (1864) и городской (1870) реформ, Конституция 1993 г. предоставила местным властям право самостоятельного решения во­просов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Основными формами местного самоуправления являются референдумы (всенародные волеизъявления) и выборы глав депутатов муниципальных образований. В ходе референдумов населения решаются также вопросы изменения границ и принадлежности города или села тому или иному району или области. Органы местной власти самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют и исполняют местный бюджет, определяют статьи и размеры местных налогов и сборов, осуществляют охрану общественного порядка и т. п. В 1998 г. Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления, в которой органы местного самоуправления признаны одной из базовых основ демократического строя. Важным событием стало учреждение муниципалитетами Конгресса муниципальных образований Российской Федерации для координации усилий органов местного самоуправления в отстаивании их интересов перед региональной и центральной властью.

Таким образом, в 90-е гг. в России была создана легитимная основа российской государственности, построенная на демократических принципах, и апробирована новая система отношений между Центром и регионами.

Основные даты и события: 1986 г. - начало массовых выступле­ний на национальной почве; 1990 г. - выборы народных де­путатов союзных республик; 1991 г. - принятие деклараций о государственном суверенитете союзных республик, распад СССР.

Исторические деятели: М. С. Горбачев; Б. Н. Ельцин; Л. М. Крав­чук; С. С. Шушкевич; Н. А. Назарбаев.

Основные термины и понятия: федерализм; право наций на само­определение.

Работа с картой: показать границы СССР и союзных республик. План ответа: 1) истоки -оживления национального самосозна­ния; 2) межнациональные конфликты; 3) формирование мас­совых национальных движений; 4) выборы 1990 г. в союзных республиках; 5) разработка нового союзного договора; 6) авгу­стовский политический кризис 1991 г. и его последствия для союзного государства; 7) распад СССР: причины и последст­вия; 8) образование СНГ.

Материал к ответу: Демократизация общественной жизни не могла не коснуться сферы межнациональных отношений. Года­ми копившиеся проблемы, которых власти долго старались не замечать, проявились в резких формах сразу, как только пове­яло свободой. Первые открытые массовые выступления нача­лись в знак несогласия с сокращавшимся из года в год числом

национальных школ и стремлением расширить сферу примене­ния русского языка. Попытки Горбачева контролировать наци­ональные власти вызвали еще более активные протесты в ряде республик. В декабре 1986 Г., в знак протеста против назначе­ния первым секретарем ЦК компартии Казахстана вместо Д. А. Кунаева - русского Г. В. Колбина, в Алма-Ате состоялись многотысячные демонстрации, перешедшие в беспорядки. Рас­следование злоупотреблений властью, имевших место в Узбе­кистане, вызвало массовое недовольство в этой республике. Еще более активно, чем в прежние годы, звучали требования о воссоздании автономии крымских татар, немцев Поволжья.

Зоной самых острых межнациональных конфликтов стало Закавказье. В 1987 г. в Нагорном Карабахе (Азербайджанской ССР) начались массовые волнения армян, составлявших боль­шинство населения этой автономной области. Они требовали передачи территории НКАО в состав Армянской ССР. Обеща­ние союзных властей «рассмотреть» карабахский вопрос было воспринято как согласие с требованием армянской стороны. Это привело к погромам армянских семей в Сумгаите (АзССР). Характерно, что партийный аппарат обеих республик не толь­ко не препятствовал межнациональному конфликту, но и сам активно участвовал в создании национальных движений. Гор­бачев отдал приказ ввести в Сумгаит войска и объявить комен­дантский час. Таких мер СССР еще не знал.

На фоне карабахского конфликта и бессилия союзных вла­стей в мае 1988 г. были созданы народные фронты в Латвии,. Литве, Эстонии. Если вначале они выступали «в поддержку перестройки», то уже через несколько месяцев объявили конеч­ной целью выход из состава СССР. Наиболее массовой и ра­дикальной из этих организаций стал «Саюдис» (Литва). Вскоре верховные советы Прибалтийских республик приняли решение о про возглашении национальных языков государственными и лишении русского языка этого статуса. Требование о введе­нии родного языка в государственных и учебных заведениях звучало на Украине, в Белоруссии, Молдавии.

В Закавказ~ обострились межнациональные отношения не только ме)fЩУ республиками, но и внутри них (между грузинами и абхазами, грузинами и осетинами и др.). В Среднеазиатских республиках впервые за многие годы возникла угроза проникно­вения исламского фундаментализма. В Якутии, Татарии, Башки­рии набирали силу движения, требовавшие предоставления этим автономным республикам прав союзных. Лидеры национальных движений, стремясь обеспечить себе массовую поддержку, дела­ли особый упор на то, что их республики и народы «кормят Рос-

сию» И союзный центр. По мере углубления экономического кризиса это вселяло в сознание людей мысль о том, что их про­цветание может быть обеспечено лишь в резулылате выхода из состава СССР. для партийной верхушки республик создавалась исключительная возможность обеспечить себе быструю карьеру и благосостояние.· «Команда Горбачева» оказалась не готова предложить пути выхода из «национального тупика» и потому постоянно медлила и опаздывала с принятием решений. Ситуа­ция постепенно начинала выходить из-под контроля.

Обстановка еще более о()ложнилась после проведения в на­чале 1990 г. выборов в союзных республиках на основе нового избирательного закона. Почти везде победу одержали лидеры на­циональных движений. Партийное руководство республик пред­почло поддержать их, рассчитывая остаться у власти. Начался «парад суверенитетов»: 9 марта декларацию о суверенитете при­нял Верховный Совет Грузии, 11 марта - Литвы, 30 марта ­Эстонии, 4 мая - Латвии, 12 июня - РСФСР, 20 июня - Уз­бекистана, 23 июня - Молдавии, 16 июля - Украины, 27 ию­ля - Белоруссии. Реакция Горбачева поначалу была резкой. В отношении Литвы, например, были приняты экономические санкции. Однако с помощью Запада Литва сумела выстоять. В условиях разлада между центром и республиками в роли ар­битров попытались выступить лидеры западных стран - ClllA, ФРГ, Франции. Все это заставило Горбачева с большим опозда­нием объявить о начале разработки нового союзного договора.

Эта работа началась летом 1990 г. Против пересмотра основ Союзного договора 1922 г. выступили большинство членов По­литбюро и руководства Верховного Совета СССР. Горбачев начал бороться против них с помощью избранного Председателем Вер­ховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцина и руководителей других союзных республик. Главной идеей, заложенной в проект доку­мента, была идея широких прав союзных республик, прежде всего в экономической сфере (а позже - их экономического су­веренитета). Однако вскоре выяснилось, что Горбачев не готов пойти на это. С конца 1990 г. союзные республики, обладавшие ~перь большой самостоятельностью, заключили серию двусто­ронних соглашений в области экономики.

Тем временем резко осложнилась ситуация в Литве, где Верховный Совет один за другим принимал законы, оформ­лявшие на деле суверенитет республики. В январе 1991 г. Гор­бачев в улылимативной форме потребовал от Верховного Сове­та Литвы восстановить в полном объеме действие Конституции СССР, а после отказа - ввел в республику дополнительные воинские формирования. Это вызвало стычки армии с населе-

нием в Вильнюсе, в резулылате которых погибли 14 человек. Эти события вызвали бурный резонанс по всей стране, еще раз скомпрометировав союзный центр.

17 марта 1991 г. был проведен референдум о судьбе СССР. 76% населения огромной страны высказались за сохранение единого государства. Летом 1991 г. состоялись первые в исто­рии России выборы президента. В ходе избирательной кампа­нии ведущий кандидат от «демократов» Ельцин активно разы­грывал «национальную карту», предлагая региональным лидерам России брать суверенитета столько, сколько они «смо­гут съесть». Это во многом обеспечило ему победу на выборах. Позиции Горбачева еще более ослабли. Нараставшие экономи­ческие сложности требовали ускорить разработку нового союз­ного договора. В этом теперь уже в первую очередь было заин­тересовано союзное руководство. Летом Горбачев согласился на все условия и требования, предъявленные союзными рес­публиками. По проекту нового договора СССР должен был превратиться в Союз Суверенных Государств, в состав которо­го на равных условиях входили бы как бывшие союзные, так и автономные республики. По форме объединения это была скорее конфедерация. Предполагалось и формирование новых союзных органов власти. Подписание договора было назначе­но на 20 августа 1991 года.

Часть высших руководителей СССР восприняла подготов­ку подписания нового союзного договора как угрозу сущест­вованию единого государства и попыталась ее предотвратить. В отсутствие Горбачева в Москве, в ночь на 19 августа, был создан Государственный комитет по чрезвычайному положе­нию (ГКЧП), который возглавил вице-президент Г. И. Янаев. ГКЧП ввел в отдельных районах страны чрезвычайное поло­жение; объявил расформированными структуры власти, дейст­вовавшие вопреки Конституции 1977 г.; приостановил деятель­ность оппозиционных партий; запретил проведение митингов и демонстраций; установил контроль над средствами массовой информации; ввел войска в Москву. Утром 19 августа руковод­ство РСФСР выступило с обращением к гражданам республики, в котором расценило действия ГКЧП как государствеЮIЫЙ пере­ворот и объявило их незаконными. По призыву президента России десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг зда­ния Верховного Совета, чтобы предотвратить его штурм вой­сками. 21 августа начала работу сессия Верховного Совета РСФСР, поддержавшая руководство республики. В тот же день президент СССР Горбачев возвратился из Крыма в Москву, а члены ГКЧП были арестованы.

Попытка членов ГКЧП воспрепятствовать распаду СССР при­вела к противоположному резулылату. 21 aBrycтa о своей незави­симости объявили Латвия ff Эстония, 24 aBrycтa - Украина, 25 aBrycтa - Белоруссия, 27 aBrycтa - МOJщавия, 30 aBrycTa - Азер­байджан, 31 aBrycтa - Узбекистан и Киргизия, 9 сентября - Та­джикистан, 23 сентября - Армения, 27 октября - Туркмения. Центральная власть была скомпрометирована. Теперь уже речь могла идти лишь о создании конфедерации. 5 сентября V Вне­очередной съезд народных депутатов СССР фактически заявил о самороспуске и передаче властных полномочий Государствен­ному Совету СССР в составе руководителей республик. Горба­чев как глава единого государства оказался лишним. 6 сентября Госсовет СССР признал независимость Латвии, Литвы и Эс­тонии. Это было началом реального распада СССР. 8 декабря в Беловежской пуще (Белоруссия) собрались Президент Рос­сии Б. Н. Ельцин, Председатель Верховного Совета Украины Л. М. Кравчук и Председатель Верховного Совета Белоруссии С. С. Шушкевич. Они объявили о денонсировании Союзного дого­вора 1922 г. и прекращении существования СССР. Вместо него создавалось Содружество Независимых Государств (СНГ), объе­динившее первоначально 11 бывших союзных республик (без Прибалтики и Грузии). 27 декабря М. С. Горбачев заявил об от­ставке. СССР прекратил свое существование.

Таким образом, в условиях острого кризиса союзных струк­тур власти инициатива в политическом реформировании стра­ны перешла к республикам. События августа 1991 г. оконча­тельно показали невозможность существования единого союзного государства.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»