Итоги и значения эпохи брежнева кратко. Брежнев, эпоха застоя – кратко

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

им. К. Г. РАЗУМОВСКОГО»

В г. Ростов-на-Дону

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Основы Российского Права»

Тема: Конституционное право

Выполнил студент

Специальность 016735

Преподаватель

Г.Ростов-на-Дону

1. Брежнев у власти

2. Внутренняя политика

3. Внешняя политика

Брежнев у власти (1964г-1982г)

Брежнев – один из основных организаторов антихрущёвского заговора (провёл предварительные беседы с многими членами ЦК КПСС, убеждая их в необходимости отставки Хрущёва). В результате Хрущёв был смещён на Пленуме ЦК КПСС 14.10.1964 (Брежнев после доклада Суслова не дал выступить желающим продолжить критику Хрущёва; сам Хрущёв также не получил слова; после отставки Хрущёву по распоряжению Брежнева были сохранены квартира, дача и обслуга), а Брежнев стал 1-м (с 1966 генеральным) секретарём ЦК КПСС. Фактически Брежнев не был единоличным правителем СССР. Предполагалось, что управление впредь будет осуществляться в соответствии с принципами «коллективного руководства». Все решения должны были обсуждаться и приниматься на Президиуме ЦК КПСС. Пост главы партии и главы правительства не должен был совмещать один человек. Предполагалось, что страной будет руководить «триумвират»: Брежнев, глава правительства А.Н. Косыгин, председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорный. Наряду с ними важную роль в управлении страной играли преставители государственной и партийной элиты (министры обороны А.А. Гречко и Д.Ф. Устинов, председатель КГБ Ю.В. Андропов, министр иностранных дел А.А. Громыко, главный идеолог партии М.А. Суслов и др.). Брежнев принимал решения, зачастую учитывая их мнение даже в том случае, если оно расходилось с его собственным. Другой опорой Б. были выдвинутые им соратники по работе в Днепропетровске и Молдавии: К.У. Черненко (Брежнев доверил ему руководить работой аппарата ЦК, т.е. готовить важнейшие политические решения), Н.А. Щёлоков, Н.А. Тихонов, А.П. Кириленко. На местах Брежнев опирался на высших руководителей партийного аппарата (генеральных секретарей компартий союзных республик, секретарей крайкомов и обкомов), многие из которых занимали эти посты весь период правления Брежнева (т.е. фактически были неснимаемыми). Даже к концу жизни Брежнев регулярно связывался с ними, интересуясь состоянием их области, успехами и проблемами, советуясь по различным вопросам. Фактически режим Брежнева был компромисом между различными слоями и группами советской элиты. Укрепляя свою власть, Брежнев постепенно удалил из высшего руководства ряд потенциально опасных фигур. В 1967 от поста председателя КГБ был отстранён В.Е. Семичастный, А.Н. Шелепину как члену Политбюро было поручено курировать всместо спецслужб профсоюзы (но из состава Политбюро он выбыл только в 1975). В 1973 лишёны своих постов П.Е. Шелест и Г.И. Воронов. В 1977 по постановлению ЦК Н.В. Подгорный выведен из состава Политбюро и лишился поста председателя Президиума Верховного Совета, который занял Брежнев. В 1980 по причине болезни ушёл с поста председателя совмина А.Н. Косыгин. Тем самым к концу своей жизни Брежнев вместо ситемы «триумвирата» установил единоличное правление, которое, однако, было лишь формальностью из-за его плохого состояния здоровья. Фактически в этот период ключевые вопросы решались новым "триумвиратом": Устиновым, Громыко и Андроповым.

Внутренняя политика в период правления Л.И.Брежнева

Деятельность Леонида Ильича Брежнева на первом этапе его руководства страной имела явно положительный характер. Были свернуты все неразумные начинания в экономическое сфере, введенные во времена Хрущева, прекратился массовый снос православных храмов. По экономической реформе, начатой Косыгиным, была расширена самостоятельность предприятий, сокращено количество плановых показателей, введены зачатки рыночного оборота сверхплановой продукции, материальное стимулирование и хозяйственный расчет. Темпы роста произведенной продукции в начале правления Л.И. Брежнева поднялись относительно «хрущевских», хотя и продолжали оставаться ниже «сталинских».

Смена политического курса. Тенденции развития

С отставкой Н.С. Хрущева завершился процесс либерализации общественно-политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1968 г. Генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев, находившийся в течение многих лет на партийной работе. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Н.С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества. Главой правительства был назначен А.Н. Косыгин, руководивший в разные годы Госпланом СССР, министерствами финансов, легкой и текстильной промышленности. Часть новых руководителей, в том числе А.Н. Косыгин и секретарь ЦК партии Ю.В. Андропов, считали необходимым дальнейшее развитие страны, опираясь на решения XX съезда партии. Они полагали нужным продолжать реформаторский курс в экономике и дальнейшую либерализацию общественно-политической жизни, с тем чтобы укрепить существующую систему. В то же время они выступали противниками радикальных преобразований в обществе. Более консервативный путь развития отстаивали Л.И. Брежнев, М.А. Суслов, А.Н. Шелепин и некоторые другие работники партийно-государственного аппарата. Достижение стабильности общества они связывали с пересмотром политического курса последних лет, с отказом от политики десталинизации и реформ. Противоборство мнений по вопросу о выборе путей дальнейшего развития общества завершилось поворотом от реформаторства периода хрущевской "оттепели" к умеренно-консервативному курсу в политике и идеологии. Идейно-теоретической основой деятельности нового руководства была разработанная в конце 60-х годов концепция "развитого социализма". В официальных документах "развитой социализм" трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического соединения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергала сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе, содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частности в Программе КПСС. Вместе с тем эта концепция концентрировала внимание на необходимости решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма этапа "развитого социализма". Существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению недостатков должна была способствовать политика "совершенствования" социализма. Активными проводниками концепции "развитого социализма" были Л.И. Брежнев, сменивший его на посту главы КПСС Ю.В. Андропов и преемник последнего К.У. Черненко.

Две тенденции развития

В общественно-политической жизни 60-х 70-х годов происходили сложные и противоречивые процессы. Под видом борьбы с волюнтаризмом Н.С. Хрущева свертывались начатые им преобразования. В конце 1964 г. состоялось объединение промышленных и сельских партийных организаций. Позднее была упразднена территориальная система управления народным хозяйством. Устранялись искривления, допущенные в аграрной сфере, в частности по отношению к личному приусадебному хозяйству. Начался отход от курса десталинизации. В печати прекратились критика культа личности И.В. Сталина, разоблачение беззаконий сталинского режима. Вновь была ужесточена цензура. Как и прежде, ограничивался доступ к источникам научной информации отечественной и зарубежной для исследователей. Эта мера повлекла за собой тяжелые последствия дня развития науки.

В начале 70-х годов Л.И. Брежневым было заявлено о том, что в СССР достигнуто равенство республик по уровню экономики и культуры и что национальный вопрос в стране решен. Утверждалось также о складывании новой исторической общности советского народа. Однако ни в этот период, ни позднее полного фактического равенства республик достигнуто не было. Более того, в межнациональных отношениях возникали новые проблемы, требующие незамедлительного разрешения. Представители республик требовали расширения сети школ с преподаванием на родном языке. Усилилось движение в защиту окружающей среды, за сохранение исторических памятников и национальных традиций. Но руководство страны не уделяло должного внимания нарастающим конфликтам в национальной сфере. Рост национального самосознания народов, выступления в защиту национальных интересов рассматривались как проявление местного национализма.

В развитии общественно-политической жизни все более четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая. Они проявлялись, в частности, в сфере управления производственными и государственными делами. В 70-х начале 80-х годов интенсивно росла численность общественных объединений на предприятиях и в учреждениях. Создавались организации народного контроля и технического творчества, постоянно действующие производственные совещания (ПДПС). В их составе насчитывались сотни тысяч рабочих, специалистов, служащих. Деятельность массовых объединений, руководили которыми партийные организации, создавала иллюзию участия в управлении общественным производством широких масс населения.

Принципиальные вопросы развития экономики, форм и методов ее управления рассматривались на партийных съездах XXIV (1970 г), XXV (1975 г), XXVI (1980 г). На съездах принимались планы народнохозяйственного развития (девятой, десятой и одиннадцатой пятилеток). Намечались меры "совершенствования" хозяйственного механизма, которые не устраняли, однако, чрезмерной централизации и командно-приказных методов управления. Увеличилась численность административного аппарата. За два десятилетия количество общесоюзных министерств выросло с 29 до 160. В 1985 г. в них работали около 18 млн. чиновников. Нарастание трудностей и негативных явлений в экономике не осознавалось руководством страны.

Общественные объединения из представителей различных категорий населения действовали при местных Советах. Но социальный состав самих Советов, соотношение в нем рабочих, колхозников и интеллигенции определялись партийными органами. Под партийным контролем находилась повседневная работа всех структур государственной власти в центре и на местах.

Конституция СССР 1977 г.

В октябре 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию. Предварительно проект Основного Закона был опубликован в центральной и местной печати. На предприятиях, в колхозах, в учебных заведениях прошло обсуждение конституционного документа. Широкое, свободное рассмотрение проекта Основного Закона расценивалось как доказательство преимуществ советской демократии перед буржуазной. В основу новой Конституции была положена концепция "развитого социализма". Его характеристика содержалась в преамбуле документа. Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними конституциями политическая основа государства Советы. Все Советы народных депутатов Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и другие Советы составляли единую систему органов государственной власти. Во главе системы находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. Его обязанностями являлись: принятие и изменение общесоюзной Конституции, включение в состав Союза новых республик, утверждение государственных бюджетов, планов социального и экономического развития. В перерывах между сессиями Верховного Совета СССР его функции выполнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет Министров СССР.

Ядром политической системы общества "развитого социализма" называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества, определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики. Подтверждалась основа экономической системы социалистическая собственность на средства производства в двух ее формах: государственной и кооперативно-колхозной.

Отдельные разделы Конституции были посвящены вопросам социального развития и внешней политики. Был зафиксирован принцип социалистического интернационализма в отношениях СССР с социалистическими странами и государствами, освободившимися от колониальной зависимости. Сохранялись основные положения Конституции 1936 г. о национально-государственном устройстве. В одной из глав освещались права и обязанности советских граждан, гарантируемые экономическими, политическими и правовыми средствами.

Правозащитное движение

Усиление идеологического нажима на общественную жизнь после периода "оттепели" вызвало широкое распространение движения диссидентства. На первых порах деятельность диссидентов (лиц, взгляды которых шли вразрез с официальной идеологией) была направлена на улучшение существующей системы, позднее на отказ от нее. Наиболее яркими их представителями были: историк Рой Медведев, писатель А.И. Солженицын, физик А.Д. Сахаров. Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации под правозащитными лозунгами, обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц. Так, в 1966 г. группа либерально настроенной интеллигенции художники, писатели, музыканты обратилась с открытым письмом к Л.И. Брежневу. В письме шла речь о появлении опасности реабилитации И.В. Сталина и о недопустимости возрождения неосталинизма. В 1968 г. участники правозащитного движения организовали демонстрации протеста в связи с вторжением войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию. В 70-е годы усилилось противостояние между оппозиционным движением и властью. Окончательный отход партийно-государственного руководства от реформаторского курса, ограничения в области распространения информации, стремление правительства воспрепятствовать широкому развитию контактов интеллигенции с внешним миром способствовали активизации оппозиции.

Диссидентами была налажена публикация за рубежом литературных произведений, запрещенных в стране ("Тамиздат"). Возникла так называемая бесцензурная печать ("Самиздат"). В середине 70-х годов диссиденты организовали в Москве группу содействия выполнению хельсинкских соглашений. Действия диссидентов расценивались руководством страны как "вредные" и "враждебные". Представители диссидентского движения подвергались преследованиям, их сажали в тюрьмы (генерал Григоренко), высылали за рубеж (писатель А.И. Солженицын).

Противоречия экономического развития

Хозяйственные реформы середины 60-х годов

Реорганизации и реформы в экономике конца 50-х начала 60-х годов не привели к позитивным сдвигам. Падали темпы экономического развития. Для нового руководства страны была очевидной необходимость продолжения экономических реформ.

Преобразования коснулись прежде всего сельского хозяйства. В марте 1965 г. были введены твердые планы закупок сельхозпродукции на несколько лет вперед. Повышались заготовительные цены на зерновые культуры. Увеличивались надбавки к действующим закупочным ценам на скот. Колхозы переводились на прямое банковское кредитование. Вводилась гарантированная оплата труда колхозников. Были сняты ограничения с их личных хозяйств.

Осенью 1965 г. начала осуществляться экономическая реформа в промышленности. Ей предшествовала длительная дискуссия, в которой участвовали хозяйственные работники и крупные ученые-экономисты, в их числе B. C. Немчинов, Л.М. Бирман и др. В ходе дискуссии высказывались мысли о необходимости внедрения полного хозрасчета и самоокупаемости предприятий. Идеи эти были расценены как несвоевременные, тем не менее, в реформу были заложены некоторые принципы рыночной экономики (прибыль, хозрасчет). Принятая реформа устанавливала одним из главных показателей работы предприятий объем реализованной продукции. Сокращалось количество плановых показателей, вводимых государством. На предприятиях создавались специальные фонды за счет отчислений от прибыли. Их средства предназначались для развития производства и материального поощрения работников. Вводились изменения в систему управления промышленностью. Упразднялись Советы народного хозяйства, и восстанавливалось отраслевое управление. Отныне оно должно было действовать в условиях новых принципов планирования и хозяйственной самостоятельности предприятий. Реформа, таким образом, повышала роль экономических методов управления. Но она не затрагивала основ командно-административной системы.

Индустриальное развитие

С 1966 г. приступили к работе на новых условиях хозяйствования свыше 700 производственных коллективов. Процесс перехода промышленности на систему хозрасчета был завершен к концу восьмой пятилетки. В процессе осуществления реформы развернулось слияние мелких предприятий с крупными. Создавались производственные объединения (ПО). Входившие в их состав заводы и фабрики были связаны производственной кооперацией по выпуску готовой продукции или комплексной переработкой сырья. Одним из крупнейших объединений стал "АвтоЗИЛ". В его состав вошли Московский автомобильный завод им. И.А. Лихачева и несколько заводов-филиалов в других городах (в частности, в Рославле и Мценске). Подразделения некоторых производственных объединений размещались в разных экономических районах и союзных республиках.

Восьмая пятилетка (1966-1970 гг.) была временем наиболее стабильного развития послевоенной экономики. Валовой общественный продукт вырос на 13%, промышленная продукция на 50% (официальные данные). В больших масштабах велись капитальное строительство и реконструкция действующих производств. Было возведено 1900 промышленных предприятий. Завершилось сооружение первой очереди Волжского автомобильного завода в Тольятти. Начали действовать Западно-Сибирский металлургический комбинат, тепловые электростанции в Криворожье и Конакове. Окончилась прокладка газопровода Средняя Азия - Центр протяженностью 2750 км. Общая длина построенных нефте и газопроводов превысила 35 тыс. км.

Как и в предшествующие десятилетия, труженики промышленности выступали с многочисленными трудовыми начинаниями. Десятки тысяч рабочих участвовали в движении изобретателей и рационализаторов, соревновались за высокую производительность труда. В то же время в соревновании присутствовали «показуха» и элементы формализма. Многие трудовые инициативы оказывались надуманными (например, борьба за бездефектное изготовление продукции).

Индустриальное развитие 70-х начала 80-х годов характеризовалось углублением тенденций, вызванных политикой формирования единого народнохозяйственного комплекса. С целью "взаимодополнения" республиканских хозяйств и их объединения в единый комплекс развивались процессы общесоюзного разделения труда. Так, в Азербайджанской ССР преимущественное внимание уделялось газовой и нефтехимической промышленности. Ее продукция поставлялась в другие республики Закавказья.

Осуществлялись программы создания территориально-производственных комплексов. С их помощью также предполагалось укрепить хозяйственные связи республик. В эти годы сформировались Саянский, Красноярско-Ачинский, Чимкентско-Джамбулский комплексы. Курс на интеграцию экономик союзных республик, директивное управление республиканскими хозяйствами из центра вызывали диспропорции в их структуре. Одним из последствий этого стали общественное недовольство и рост оппозиционных настроений в союзных республиках. В Прибалтике на почве экономических противоречий усилилось стремление к выходу республик из состава СССР. Сепаратистские настроения в них особенно активизировались в 80-е годы.

На рубеже 70-х начале 80-х годов начали проявляться серьезные диспропорции в структуре промышленности СССР. Приоритетное развитие получили отрасли тяжелой индустрии, прежде всего оборонная. Производство военной техники на машиностроительных предприятиях достигало 60% всей выпускаемой ими продукции. В период десятой пятилетки (1976-1980 гг.) была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. Однако намеченные планы по внедрению новой техники и росту производительности труда выполнены не были. Более того, наметилось дальнейшее отставание во всех индустриальных отраслях.

Социальная сфера

Противоречия в развитии общества затруднили выполнение планов социальных мероприятий. Успешнее других шло решение жилищной проблемы. Массовое строительство жилья позволило улучшить условия быта сотен тысяч горожан. К началу 80-х годов почти 80% семей имели отдельные квартиры (официальная статистика). Медленнее запланированного шел рост реальных доходов населения.

В 70-х - начале 80-х годов резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Ее финансирование по "остаточному" принципу особенно тяжело отразилось на условиях жизни сельского населения. Значительно отставала от города обеспеченность селян медицинскими и детскими дошкольными учреждениями, предприятиями бытового обслуживания и общественного питания. Это являлось одной из причин оттока сельских тружеников в города. За период между Всесоюзными переписями населения 1959 и 1979 гг. численность горожан увеличилась со 100 млн. до 163,3 млн. Их доля в общем составе населения страны превысила 62%.

Руководители высшего и среднего уровня занимали особое, привилегированное положение в системе распределения материальных благ. Для них существовало специальное снабжение продовольственными и промышленными товарами, действовали специальные поликлиники, больницы, санатории. "Номенклатура" была надежной опорой проводимого политического курса. Усиление социального неравенства, нарушения законности со стороны некоторых руководящих работников, славословия в адрес Л.И. Брежнева на партийных съездах и в печати вызывали растущее недовольство в стране. Падал авторитет Коммунистической партии. Попытки преемников Л.И. Брежнева преодолеть "деформации социализма" успеха не имели.

Внешняя политика

Основными внешнеполитическими целями Брежнева были сохранение любыми средствами существующего порядка в Восточной Европе (получило на западе название «Доктрина Брежнева») и снижение напряженности взаимоотношений с западными странами («Разрядка»). Активно участвовать во внешнеполитических делах Брежнев начал в ходе Чехословацкого кризиса 1968. Он сразу осознал опасность, исходящую от начавшейся в Чехословакии «Пражской весны», но почти до конца считал возможным решить проблему дипломатическим путём. Брежнев безуспешно провёл ряд встречь с главой Чехословакии Дубчеком, пытаясь убедить его лишить постов наиболее радикальных сторонников реформ, после чего дал согласие на ввод войск.

Крупным успехом в реализации внешнеполитической стратегии советского руководства стало подписание А.Н. Косыгиным и В. Брандтом (переговоры вёл Брежнев) в 1970 Московского договора с ФРГ, подтверждавшего признание послевоенных границ в Европе (аналогичные договоры с ФРГ вскоре заключили Чехословакия и Польша, а в 1972 ФРГ и ГДР взаимно признали друг-друга). В 1972 Брежнев и президент США Р. Никсон после переговоров в Москве подписали договоры об ограничении систем противоракетной обороны и ограничении стратегических наступательных вооружений. Вопреки мнению ряда членов Политбюро, Брежнев воздержался в ходе визита Р. Никсона от каких либо демонстративных жестов, осуждающих политику США (в т.ч. Вьетнамской войны). В 1973 Брежнев и президент США Р. Никсон подписали соглашение о предотвращении ядерной войны. В ноябре 1974 в ходе переговоров во Владивостоке Брежнев и новый президент США Дж. Форд договорились подписать новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (так и не вступил в силу из-за отказа США учесть в нём крылатые ракеты). Символом наступившей эпохи «разрядки» стала стыковка 11.7.1975 советского и американского космических аппаратов «Союз» и «Аполлон». Высшей точкой внешнеполитических успехов Б. стало подписание в Хельсинки 1.8.1975 заглючительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинских соглашений), предусматривавших неизменность границ европейских государств. В то же время соглашение предусматравало соблюдение сторонами т.н. «прав человека», что стало поводом для активизации в СССР диссидентского движения. В конце 1970-х политика разрядки терпит неудачу, начинается новый виток «холодной войны», чему способствовал ввод советских войск в Афганистан в ходе Афганского кризиса (Брежнев долгое время выступал против этого ввода, позже считал необходимым скорейший вывод войск из Афганистана).

Итоги

В целом советская экономика за период правления Брежнева достигла ряд успехов: создана единая энергетическая система, освоены новые нефте и газодобывающие районы (дают б.ч. производства энергоносителей в России на нач. 21 в.), построен ряд ключевых предприятий (ВАЗ, КАМАЗ и др.). Создание научно-производственных объединений позволило сблизить науку и производство. Но темпы экономич. роста значительно снизились (из-за чего этот период не вполне заслуженно получил название «Застой»), новые технологии применялись только в отдельных отраслях или предприятиях. Несмотря на значительный рост числа научных работников и специалистов с высшим образованием, надежды на научно-техническую революцию не оправдались.

В период правления Брежнева, в том числе благодаря его усилиям, СССР достиг высшей точки своего могущества в экономической, военной, политической и научной областях, но Брежнев оказался не способен задействовать этот огромный потенциал для дальнейшего развития. Ни Брежнев, ни его окружение (от «консерватора» С.П. Трапезникова до «либералов» А.Е. Бовина и Г.А. Арбатова) так и не смогли выработать стратегии, которая в перспективе позволила бы сохранить СССР. В последние годы жизни Брежнева (с конца 1970-х гг.) из-за тяжелой болезни он фактически был уже не в состоянии управлять страной, но даже тогда созданная им система власти продолжала функционировать и никто не попытался отстранить его от занимаемых им постов. Образ дряхлого, больного Брежнева стал в общественном сознании символом загнивания советской системы. Авторитету Брежнева вредили также слухи о коррупции в его окружении (судьба членов семьи Брежнева после его смерти показывает, что сведения о его огромном личном состоянии не соответствовали действительности). Другим поводом для недовольства была страсть Брежнева к наградам. Помимо звания Героя Социалистического Труда, полученного им в 1961 до прихода к власти, Брежнев, уже став правителем страны, четырежды был награжден Звездой Героя Советского Союза (в 1966,1976, 1978, и 1981). В 1976 году он стал Маршалом Советского Союза. Кроме того, он был в 1978 году награжден орденом "Победа" (за закрепление итогов Великой Отечественной войны). Дважды он становился лауреатом Ленинской премии (1973, 1980). Отношение общества к Брежневу после его смерти постепенно менялось. От критики и осуждения, достигших высшей точки в период Перестройки, общество постепенно перешло к более позитивному отношению к Брежневу, который стал восприниматься как символ стабильности и благополучия.

Советский государственный и партийный деятель, генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Советского Союза Леонид Ильич Брежнев родился по новому стилю 1 января 1907 года. Но в СССР официально его днем рождения (старый стиль), и его юбилеи всегда отмечались 19 декабря, возможно, во избежание совпадения с Новым годом.

Он родился в селе Каменское (ныне — город Днепродзержинск) Днепропетровской области Украины в семье рабочего.

В 1927 году окончил Курский землеустроительный техникум , в 1935 году — Днепродзержинский металлургический институт.

После окончания в 1927 году Курского землеустроительного техникума работал землеустроителем в Кохановском районе Оршанского округа Белоруссии, в Курской губернии и на Урале — заведующим райземотделом и заместителем председателя исполкома Бисертского районного совета, первым заместителем начальника Уральского областного земельного управления.

Член ВКП(б)/КПСС с 1931 года.

После окончания в 1935 году Днепродзержинского металлургического института работал инженером на Днепродзержинском металлургическом заводе.

В 1935-1936 годах проходил действительную военную службу в качестве политрука танковой роты в Забайкальском военном округе.

В 1936-1937 годах работал директором Днепродзержинского металлургического техникума.

В мае 1937 года Брежнев был избран заместителем председателя исполкома Днепродзержинского горсовета.

С мая 1938 года — заведующий отделом, с февраля 1939 года — секретарь Днепропетровского обкома КП(б) Украины.

Во время Великой Отечественной войны Леонид Брежнев был в действующей армии: заместитель начальника политуправления Южного фронта, начальник политотдела 18-й армии, начальник политуправления 4-го Украинского фронта. Войну закончил в Праге в звании генерал-майора.

В 1945-1946 годах был начальником политуправления Прикарпатского военного округа.

С августа 1946 года Брежнев был первым секретарем Запорожского, с ноября 1947 года — первым секретарем Днепропетровского обкома Компартии Украины.

С июня 1950 года — первый секретарь ЦК Компартии Молдавии.

С октября 1952 года до марта 1953 года — секретарь ЦК КПСС.

После смерти Сталина был выведен из центрального аппарата партии. В 1953-1954 годах — начальник политуправления Военно-морского министерства, заместитель начальника Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота.

В 1954-1956 годах работал вторым, затем первым секретарем ЦК Компартии Казахстана.

В 1956 году Брежнев вновь был избран в ЦК КПСС, в 1957 году стал членом Президиума (с 1966 года — Политбюро) ЦК.

С мая 1960 года по июль 1964 года занимал пост председателя Президиума Верховного Совета СССР.

После смещения Никиты Хрущева, в октябре 1964 года Леонид Брежнев был избран первым (с апреля 1966 года — генеральным) секретарем ЦК КПСС и председателем Совета обороны СССР. Одновременно с 1977 года был председателем Президиума Верховного Совета СССР.

Получила в литературе название "застой". В стране возобладали консервативные тенденции, нарастали негативные процессы в экономике, социальной и духовной сферах жизни общества. Периоды ослабления напряженности в международной обстановке, связанные с заключением серии договоров с США, ФРГ и другими странами, а также с разработкой мер по безопасности и сотрудничеству в Европе, сменялись резким обострением международных противоречий; была предпринята интервенция в Чехословакию (1968) и в Афганистан (1979).

В 1978 году в журнале "Новый мир" была опубликована знаменитая "брежневская трилогия": книги-воспоминания "Малая Земля", "Возрождение" и "Целина", на самом деле написанные профессиональными журналистами. Тираж каждой книги составил 15 миллионов экземпляров, благодаря чему Брежнев стал самым издаваемым в СССР писателем.

Леонид Брежнев — четырежды Герой Советского Союза (1966, 1976, 1978, 1981), Герой Социалистического Труда (1961). Маршал Советского Союза (1976).

Награжден пятью медалями "Золотая Звезда", 16 орденами и 18 медалями СССР, орденами и медалями иностранных государств.

В 1978 году был награжден высшим советским военным орденом "Победа" (награждение отменено указом Президиума Верховного Совета СССР в 1989 году, как противоречащее статуту этого ордена).

Лауреат Ленинской премии (1979). Лауреат международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами" (1973).

С середины 1970-х годов здоровье Брежнева резко ухудшилось, он перенес несколько инсультов и инфарктов.

Леонид Брежнев . Похоронен в Москве на Красной площади у Кремлевской стены. На могиле установлен гранитный бюст.
Бронзовый бюст Леонида Брежнева установлен в городе Днепродзержинске. В 2004 году в городе-герое Новороссийске был открыт памятник Брежневу. Еще один бюст Брежнева установлен во Владимире. После смерти Брежнева в Москве на доме 26 по Кутузовскому проспекту, где он жил, была установлена мемориальная доска (демонтирована в декабре 1988 года).

Имя Брежнева с 1982 года по 1988 год носил город Набережные Челны (Татарстан), именем Брежнева были названы районы в Москве и Днепродзержинске. Его имя было присвоено Оскольскому электрометаллургическому комбинату, производственному объединению "Южный машиностроительный завод", Новороссийскому цементному комбинату, Волгодонскому производственному объединению "Атоммаш". Все наименования были отменены в 1988 году.

Леонид Брежнев был женат на Виктории Петровне Брежневой (1907-1995). У них было двое детей — Галина (1929-1998) и Юрий (род. 1933).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

После смещения Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев (с 1966 г. – генеральный секретарь, с 1977 г. – одновременно и Председатель Президиума Верховного Совета СССР). Пост Председателя Совета Министров СССР занял А.Н. Косыгин.

И по характеру, и по интеллекту Брежнев не обладал качествами руководителя великой державы, необходимыми для реализации коренного обновления общества. Ведущее место в управлении страной заняло неофициальное «малое» Политбюро, куда входили министр обороны Д.Ф. Устинов, министр иностранных дел А.А. Громыко, секретарь ЦК М.А. Суслов, председатель КГБ Ю.В. Андропов, которые определяли внутреннюю и внешнюю политику.

Основой курса становится «стабильность», означавшая отказ от всяких попыток радикального обновления общества. И власть, и общество устали от чрезвычайных условий и постоянного напряжения, в которых страна жила предыдущие полвека.

Политическое развитие. Характерными чертами политического развития страны во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг. стали централизация и бюрократизация управленческого аппарата. Принимавшиеся резолюции о дальнейшей демократизации общественной жизни оставались декларативными.

Правление Брежнева явилось «золотым временем» для бюрократии. При Сталине она жила под постоянным страхом ареста, при постоянных хрущевских реорганизациях она также чувствовала себя неспокойно. После смерти Сталина и смещения Хрущева элита хотела спокойной жизни, уверенности в завтрашнем дне, желала оградить себя от кадровых перестановок. Брежнев идеально подходил на роль выразителя интересов чиновничества.

Общая численность управленцев к концу правления Брежнева составила почти 18 млн. человек (на 6-7 работающих – один управленец). Быстрый рост бюрократии обеспечивался многочисленными льготами и привилегиями. На содержание такого аппарата к середине 1980-х гг. ежегодно расходовалось более 40 млрд. руб., или 10% бюджета.

К началу 1980-х гг. только в управлении народным хозяйством накопилось до 200 тыс. различных приказов, инструкций и других подзаконных актов, которые регламентировали каждый шаг хозяйственников, сковывали их инициативу.

В 1977 г. принята новая Конституция СССР . В ней отмечалось, что в СССР построено развитое социалистическое общество. 6-я статья официально закрепила положение КПСС как «ядра» советской политической системы, «руководящей и направляющей силы» общества развитого социализма. Важнейшей задачей провозглашалось формирование и укрепление новой интернациональной общности – советского народа.

Ряды КПСС стремительно росли, достигнув к середине 1980-х гг. 19 млн. человек. Реальная власть сосредоточилась в аппарате, который достиг почти 500 тыс. человек. Рядовые коммунисты отстранялись от реального участия в определении политики партии.

Из Устава партии был исключен пункт о сменяемости кадров, ослаб контроль над номенклатурой. Начался кадровый «застой». Высшая элита страны с 1970-х гг. начинает все больше воспроизводить себя не за счет выдвиженцев снизу, а путем отбора и подготовки кадров в элитных школах. Таковыми были Академия общественных наук при ЦК КПСС, Высшая партийная школа и др.

К концу 1970-х гг. высшее руководство страны превратилось в настоящую геронтократию. Средний возраст членов Политбюро к концу правления Брежнева достиг почти 70 лет. Заседания Политбюро, принимавшего важнейшие политические решения, зачастую длились не более 15-20 мин. Сам Брежнев, переживший в 1976 г. тяжелую болезнь, так и не восстановился после нее, и с конца 1970-х гг. пытался отойти от руководства страной, но соратники убедили его остаться. Для них он был гарантом сохранения собственной власти.

«Застой» эпохи развитого социализма стал временем расцвета номенклатурных привилегий, которые включали госдачи, спецпайки, спецлечение и т.п. Однако их нельзя было перевести в личную собственность и передать детям. Это вызывало желание сменить строй.

Расцвели такие явления, как кумовщина, клановость, коррупция. Ординарным явлением становится злоупотребление служебным положением, стремление пристроить родственников к «хлебной» должности, в элитарный вуз и пр.

Началось сращивание партийно-государственного аппарата с теневой экономикой. Масштабы последней приобретали все более угрожающий характер. В середине 1970-х гг. дельцы теневой экономики отчуждали себе примерно седьмую часть доходов трудящихся, к началу 1980-х гг. – 18%, к 1985 г. – 21%, а в 1989 г. – 25%.

Застойные явления в жизни советского общества 1970-х – первой половины 1980-х гг. затронули также сферу идеологии. Была свернута критика Сталина, со страниц газет и журналов изгонялись упоминания о массовых репрессиях 1930-х – начала 1950-х гг. («неосталинизм»), усилились гонения на любые проявления инакомыслия. Реальная жизнь все сильнее расходилась с официальной идеологией.

С середины 1960-х гг. в СССР формировалось диссидентское движение (в переводе «диссиденты » – инакомыслящие, несогласные). Диссиденты требовали неукоснительного соблюдения прав человека. Власть против них применяла репрессивные меры (аресты, ссылка, помещение в психиатрические лечебницы, увольнение с работы, исключение из партии). Символами правозащитного и диссидентского движения стали академик А.Д. Сахаров (выслан в Горький) и писатель А.И. Солженицын (депортирован за границу).

Диссидентами была налажена публикация за рубежом запрещенных в стране книг и нелегальное их распространение на территории СССР («тамиздат »). Возникла так называемая неподцензурная печать («самиздат »). Деятельность диссидентов оказывала большое влияние на общественное мнение в стране и сыграла значительную роль в расшатывании основ советского государства.

Экономическое развитие. Снижение качества управленческого слоя повлияло и на экономическое развитие страны.

В 1965 г. была проведена экономическая реформа под руководством А.Н. Косыгина. В промышленности восстанавливался отраслевой принцип управления, вместо совнархозов вновь образовывались министерства. Предприятия частично переходили на хозрасчет: в их распоряжении оставалась прибыль от реализации сверхплановой продукции. Эту прибыль предприятия могли направлять на развитие производства или стимулирование труда персонала.

По важнейшим социально-экономическим параметрам восьмая пятилетка (1966-1970) была наилучшей за послевоенный период. Объем промышленного производства вырос в 1,5 раза, было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе ВАЗ, КамАЗ, Ижевский автозавод). Однако реформа не изменила основ хозяйственного механизма, а многие ее меры из-за сопротивления бюрократии были свернуты.

С начала 1970-х гг. темпы роста экономики стали снижаться: темпы прироста национального дохода упали с 7,7% в восьмой пятилетке (1966-1970) до 3,8% в одиннадцатой пятилетке (1981-1985), снизились темпы роста производительности труда.

Главной бедой советской экономики этого периода было то, что она почти не была связана с научно-техническим прогрессом. Промышленность продолжала сохранять экстенсивный характер. Стержнем экономики оставались топливно-энергетический и военно-промышленный комплексы. На долю предприятий военно-промышленного комплекса приходилось около 2/3 продукции советского машиностроения.

Форсированными темпами развивалась добыча нефти и газа в Западной Сибири. В 1980 г. топливно-энергетический комплекс СССР давал 10% мировой добычи нефти и газа. Освоение районов Сибири и Дальнего Востока вызвало необходимость сооружения Байкало-Амурской магистрали (БАМ), строительство которой началось в 1974 г.

В результате ставка делалась на закупки за рубежом промышленного оборудования, товаров широкого потребления и зерна в обмен на экспорт энергоносителей (в первую очередь – нефти).

В сельском хозяйстве упор был также сделан на экономические рычаги – повышение заготовительных цен, увеличение капиталовложений, перевод колхозников на гарантированную зарплату и пенсии. Увеличивался выпуск сельскохозяйственной техники, повышалось ее качество. Завершилась электрификация сельского хозяйства, осуществлялись химизация, мелиорация. Высокими темпами велись сельское строительство, на селе строились дороги, проводилась газификация. Развивалась аграрная наука, сельское хозяйство насыщалось специалистами.

Масштабными были программы развития Нечерноземья (1974) и Продовольственная программа (1982).

Бичом народного хозяйства оставались отвлечение на «шефскую помощь» селу во время уборочной страды до 20% всего активного населения страны и огромные, до 30-40%, потери урожая. Сельское хозяйство все меньше справлялось с задачами продовольственного снабжения страны. С 1970-х гг. в разряд дефицита все чаше попадали мясо, колбасы, а в ряде районов – сыры и молочные продукты.

Развитие образования. С 1966 г. в стране начинался переход средней школы на новые учебные планы и программы. Их характеризовали: преемственность в изучении материала с 1-го по 10-й класс, начало систематического преподавания систем наук (предметное обучение) с 4-го класса. Была осуществлена подготовка высококачественных учебников, пособий и методических руководств для педагогов. В результате с середины 1960-х гг. завершился переход ко всеобщему обязательному восьмилетнему обучению, а затем в течение 10 лет (к середине 1970-х гг.) – ко всеобщему среднему образованию.

Развитие науки. Наиболее ярким свидетельством расцвета советской науки являются достижения в области освоения космоса. СССР продолжил изучение Луны с помощью космических аппаратов. В 1965 г. была сфотографирована обратная сторона Луны. Выдающимся достижением явилась доставка на Землю лунного грунта и его дальнейшее изучение. Советские космические аппараты достигли поверхности планеты Венера и передали на Землю ценные сведения о ее атмосфере. Выдающиеся открытия были сделаны в области плазмы, квантовой физики.

Социальная политика. В социальной политике упор делался на рост благосостояния населения. Реальные доходы в расчете на душу населения за 1965-1975 гг. выросли на 46%, в 1976-1980 гг. – еще на 18%, в 1981-1985 – на 10%. Соответственно, вырос уровень потребностей, которые советская промышленность удовлетворить была не в состоянии. Дефицит товаров восполнялся импортом, на который расходовались «нефтедоллары». Но и в этом случае выросшие запросы полностью не покрывались.

Важным социальным достижением явился перевод рабочих и служащих на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями и оплачиваемым отпуском. Советские люди пользовались бесплатным образованием, меди­цинским обслуживанием, государство несло большие расходы на со­держание жилищного фонда.

Главным достижением в этот период стало масштабное жилищное строительство. На протяжении 1970-х гг. в стране ежегодно вводилось более 100 млн. кв. м жилья, что позволило улучшить жилищные условия более чем 107 млн. человек. К началу 80-х гг. 80% семей имели отдельные квартиры, причем выдавались они бесплатно.

Внешняя политика. С конца 1960-х и до конца 1970-х гг. конфронтация сменилась «разрядкой» международной напряженности. СССР подписал договоры: о нераспространении ядерного оружия (1968); договор ОСВ-1 с США (1972) об ограничении противоракетной обороны; договор ОСВ-2 (1979) по ограничению ракет средней дальности.

Кульминацией «разрядки» стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975) в Хельсинки, в работе которого приняли участие 33 европейские страны, США и Канада. Государства обязалась соблюдать принципы суверенного равенства, не вмешиваться во внутренние дела друг друга, уважать права человека, урегулировать споры мирным путем.

В начале 1970-х гг. США признали наличие военно-стратегического паритета (равенства) с Советским Союзом.

В отношениях с социалистическими странами СССР продолжал политику «старшего партнера». В 1968 г. было подавлено восстание в Чехословакии («Пражская весна»), в которой хотели построить «социализм с человеческим лицом». В Чехословакию были введены войска.

Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение китайскими войсками в районе острова Даманский на р. Уссури.

В 1979 г. в Афганистан были направлены советские войска, началась советско-афганская война (1979-1989). После ввода войск в Афганистан отношения со странами Запада резко ухудшились. Сенат США отказался ратифицировать подписанный с СССР договор ОСВ-2.

Обострение международной обстановки, падение авторитета CССР на мировой арене находились в тесной взаимосвязи с нарастанием общего кризиса в административно-командной системе.

Правление Ю.В. Андропова и К.У. Черненко. Первая половина 1980-х гг. отмечена частой сменой высшего руководства страны («гонка на катафалках»). В ноябре 1982 г. умер Брежнев. Новым руководителем страны стал 68-летний Ю.В. Андропов (1982-1984), успевший отметиться борьбой с коррупцией и укреплением трудовой дисциплины. После его смерти (февраль 1984 г.) к власти пришел тяжело больной 72-летний К.У. Черненко (умер в марте 1985 г.). Ничем заметным он не запомнился. Затем генеральным секретарем ЦК был избран самый молодой, 54-летний член Политбюро М.С. Горбачев.

Перестройка 1985-1991 гг.

В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал 54-летний М.С. Горбачев. Избрание относительно молодого, энергичного лидера отражало стремление общества и политической эли­ты к давно назревшим переменам. К тому времени очевидным стало технологическое отставание СССР от США, Западной Европы, Японии. Темпы роста советской экономики упали к 1985 г. почти до 3% в год. Застой в экономике сочетался с большими военными затратами. Значительно выросший уровень притязаний населения экономика удовлетворить была не в состоянии.

Правление Горбачева называют «перестройкой», потому что в 1985-1991 гг. происходило масштабное реформирование, охватившее все сферы жизни советского общества. Перестройку обычно делят на три этапа.

Первый этап (1985-1986) характеризовался попытками крупных административных преобразований, не затрагивавших основ строя и направленных на совершенствование социалистической системы.

В апреле 1985 г. был провозглашен курс на «ускорение» социально-экономического развития. Ускорения планировалось достичь за счет научно-технического прогресса, перевооружения машиностроения, активизации человеческого фактора. Развернулась борьба с коррупцией и нарушениями производственной дисциплины. Началась кампания по борьбе с «нетрудовыми» доходами, произошло введение госприемки – контроля качества продукции.

Сразу после принятия курса ускорения началось серьезное омоложение кадров в высшем эшелоне власти. К началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% – секретарей областных партий­ных организаций, 40% – членов ЦК КПСС.

Изменилась общественно-политическая обстановка в стране. Перемены в этой сфере начались с проведения политики гласности. Была снята цензура. Это вызвало широкий всплеск социальной активности.

Одновременно возник ряд проблем, последствия которых сказались на судьбе перестройки. В 1985 г. резко упали мировые цены на нефть. Многомиллиардные поступления от ее экспорта сократились, не по­зволяя закупать за рубежом недостающие стране продукты питания, изделия легкой промышленности и высокотехнологичное оборудова­ние.

В 1985 г. началась антиалкогольная кампания – политика, направленная на сокращение производства, потребление и продажу спиртных напитков. Она нанесла серьезный ущерб финансовой системе (по самым минимальным подсчетам бюджет недополучил 67 млрд. руб.), привела к катастрофическому росту токсикомании и самогоноварения. Много было отравлений. Дефицитом оказался сахар. Вырубались виноградники. Возросла теневая экономика, усилилось недовольство населения.

В апреле 1986 г. случилась авария на Чернобыльской АЭС. Ликвидация последствий этой аварии обошлась только в 1986 г. в 14 млрд. руб., требовала затрат и позднее.

Во внешней политике СССР был провозглашен новый курс, получивший название «новое политическое мышление». Центральное место в нем отводилось приоритету общечеловеческих ценностей над классовыми и отказу от принципа пролетарского интернационализма. Подчеркивалась необходимость широких контактов СССР со всеми станами мира, независимо от их общественного строя.

Второй этап (1987-1988) перестройки характеризовался попытками реформирования в духе демократического социализма. Начались широкомасштабные реформы во всех сферах жизни советского общества.

В 1987 г. был принят «Закон о государственном предприятии». Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, получали право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий.

В 1988 г. были приняты «Закон о кооперации» и «Закон об индивидуальной трудовой деятельности». По новым законам открывалась возможность для частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг.

В 1988 г. сельские жители получили право брать землю в аренду на 50 лет и полностью распоряжаться произведенной продукцией. Но эти меры не привели к возрождению духа предпринимательства у крестьян: к лету 1991 г. в хозяйствах арендаторов было только 2% возделываемых земель и 3% поголовья скота. Сказались и отсутствие техники у крестьян, и стремление местных властей подавить крестьянскую инициативу.

После некоторых успехов, связанных с энтузиазмом обновления, начался экономический спад. Горбачев объявил, что тормозом является бюрократизм и приступил к реформе политической системы. Она была утверждена летом 1988 г. на XIX Всесоюзной партийной конференции.

Суть политической реформы заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти от КПСС Советам. Высшим органом власти провозглашался Съезд народных депутатов СССР, который избирал постоянно действующий Верховный Совет.

Во второй половине 1980-х гг. обострились межнациональные противоречия, выросли сепаратистские настроения. Местные элиты стремились к самостоятельности, чтобы самим распоряжаться экономическими ресурсами и финансовыми потоками. На фоне ухудшения экономической ситуации возник протест в форме национальных движений. В 1988 г. создаются Народные фронты Латвии, Литвы, Эстонии, целью которых стало отделение прибалтийских республик от СССР. Кровавые столкновения имели место между Арменией и Азербайджаном, в Узбекистане и Таджикистане.

Третий этап перестройки (1989-1991) характеризуется тем, что в этот период происходит резкая дестабилизация обстановки в стране.

Продолжала ухудшаться экономическая ситуация. С 1988 г. заметно сократилось сельскохозяйственное производство, рост промышленного производства в 1989 г. достиг нулевого уровня и сократился на 10% в первой половине 1991 г. Дефицит бюджета в 1988-1989 гг. достиг 100 млрд. руб. Чтобы удовлетворить спрос, государство ввело карточную систему и увеличивало импорт на кредитной основе. К концу 1991 г. внешний долг СССР возрастает почти до 100 млрд. долларов.

Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Пустые полки магазинов становятся символом рубежа 1980-1990-х. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антикоммунистическими настроениями. С 1990 г. основной идеей становится уже не «совершенствование социализма», а построение демократии и рыночной экономики капиталистического типа. Разрабатывалось несколько программ перехода к рыночной экономике. Одной из таких стала утопическая программа «500 дней», предложенная Г.А. Явлинским.

Общество все более охватывал эффект ниспровержения. Гласность из инструмента критики и «улучшения» социалистического строя стала превращаться в инструмент его разрушения.

Выборы народных депутатов, проходившие весной 1989 г. на альтернативной основе, показали негативное отношение к кандидатам, поддержанным КПСС.

На I Съезде народных депутатов (май-июнь 1989 г.) Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев. На съезде группа радикально настроенных депутатов образовала политическую оппозицию КПСС под названием «Межрегиональная депутатская группа» (МДГ). В числе сопредседателей этой группы были А.Д. Сахаров, Б.Н. Ельцин, Г.Х. Попов и др.

На III Съезде народных депутатов (март 1990 г.) была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе. Это открывало возможность для формирования легальной многопартийности в СССР. На этом же съезде М.С. Горбачев был избран первым президентом СССР.

Весной 1990 г. в союзных республиках состоялись выборы на собственные съезды народных депутатов. В РСФСР победу одержали оппозиционеры, называвшие себя «демократами». На I Съезде народных депутатов РСФСР (май-июнь 1990 г.) Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б.Н. Ельцин.

После прихода Ельцина к власти в России резко усилилось противостояние союзного и российского руководства. 12 июня 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, провозгласившей независимость России и верховенство российских законов над общесоюзными.

Провозглашение Россией и другими союзными республиками независимости поставило вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. В апреле-мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М.С. Горбачева с руководителями союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Его проект предусматривал создание демократической федерации равноправных советских суверенных республик. В этом случае единое государство существовало бы только формально. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

Чтобы остановить происходящий развал СССР часть высшего партийно-государственного руководства 19 августа 1991 г. попыталась отстранить Горбачева от власти. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП – Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР (19-21 августа 1991 г.). В его состав вошли вице-президент СССР Г.И. Янаев (глава), премьер-министр СССР В.С. Павлов, председатель КГБ В.А. Крючков, министр обороны СССР Д.Т. Язов и другие представители власти. В Москву были введены войска.

С самого начала участники ГКЧП повели себя нерешительно, а их действия были несогласованны. Активное сопротивление ГКЧП оказали российское руководство во главе с Б.Н. Ельциным, призвавшего москвичей выйти на улицы. Не ожидавшие такой реакции со стороны российских властей и жителей Москвы, 21 августа члены ГКЧП прекратили свою деятельность. 22 августа 1991 г. они были арестованы.

События 19-21 августа ускорили распад Советского Союза. 23 августа своим указом Б.Н. Ельцин запретил деятельность КПСС на территории России, что делало невозможным дальнейшее существование СССР. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем и другие республики.

8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще (Белоруссия) президенты России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л.Н. Кравчук) и Белоруссии (С.С. Шушкевич) объявили о прекращении существования СССР. Одновременно было провозглашено образование Содружества Независимых Государств(СНГ).

25 декабря 1991 г. Горбачев сложил с себя президентские полномочия. Союз Советских Социалистических Республик прекратил свое существование.

Внешняя политика. По мере нарастания проблем внутри страны, внешняя политика СССР становилась более уступчивой. В 1989-1991 гг. происходила сдача позиций западным странам для получения политической и финансовой поддержки. В феврале 1989 г. завершился вывод советских войск из Афганистана. М.С. Горбачев заявил об отказе от политики вмешательства в дела союзников по Организации Варшавского Договора. Из стран-участников ОВД также выводились советские войска. В результате коммунистические режимы в странах Восточной Европы рухнули. 9 ноября 1989 г. была разрушена Берлинская стена, символ противостояния двух систем. В 1990 г. состоялось объединение Восточной и Западной Германии.

В 1991 г. прекратили деятельность СЭВ и Организация Варшавского Договора. В июле 1991 г. в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). В результате «нового политического мышления» позиции СССР в мире были утеряны, «холодная война» прекратилась.

РОССИЯ В 1990-Е ГГ.

14.1 Внутриполитическое развитие России в 1990-е гг.

14.2 Социально-экономическое развитие России в 1990-е гг.

14.3 Внешняя политика России в 1990-е гг.

После смещения Н. Хрущева, в октябре 1964 г., на Пленуме ЦК КПСС генеральным секретарем ЦК стал Л. Брежнев: Председателем Совета Министров СССР - А. Косыгин; членом Президиума, ответственным за идеологическую сферу, - М. Суслов.

Вся власть, в том числе и законодательная, концентрировалась в руках исполнительных органов: высшего, постоянно функционирующею органа государственной власти, - Президиума Верховного Совета высшего исполнительного органа - Совета Министров СССР, а на местах - исполкомов Советов. Верховном} Совету СССР, состоящему из Совета Союза и Совета Национальностей, подчинялись Верховные Советы союзных и автономных республик, Советы областей, городов и районов Основной особенностью партийно-государственной системы СССР" стало увеличение бюрократического аппарата, который к 80-м гг. увеличился до 18 млн. человек и стал одним из самых больших е мире. При Брежневе значительные размеры получил его личный секретариат. Усилился акцент на кадровую работу, восстановлена прежняя дохрущевская структуру партийных, комсомольских и профсоюзных органов. Восстановлены региональные, областные и районные комитеты партии вместо прежних измышленных и сельских. Были упразднены совнархозы и созданы крупные государственные комитеты (Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике). В 1977 г. была принята новая («брежневская») Конституция СССР, которая упрочила контроль партии над государственными органами и закрепила достигнутые успехи на пути построения так: называемого развитого социализма.

ЭПОХА БРЕЖНЕВА (1964–1985 гг.)

«Золотой век» номенклатуры

Хотя у сменивших Хрущева руководителей имелись разногласия, в главном они были едины. Нужно было укреплять власть и спокойно наслаждаться достигнутым положением. Позже они окончательно уверились в том, что пытаться перестроить систему очень опасно и хлопотно. Лучше ничего не трогать. Именно в эту эпоху и завершилось складывание гигантской бюрократической машины социализма, наглядно проявились и все ее коренные пороки. Постепенно были отменены некоторые мероприятия Хрущева, которые в той или иной мере ограничивали номенклатуру, были восстановлены отраслевые министерства.

Политическая жизнь теперь проходила гораздо спокойнее и еще более тайно, чем прежде. Используя свое положение Генерального секретаря (генсека), Л. И. Брежнев, который не казался лидером, стал главным руководителем. Еще раз стало ясно, что в условиях господства КПСС должность генсека ЦК – ключевая. Именно с ее помощью и Сталин, и Хрущев сумели «забрать» власть у своих более выдающихся соратников.

За годы брежневского правления положение правящего слоя укрепилось, выросло и его благосостояние. Номенклатура по-прежнему являлась кастой, у которой все было специальное: квартиры, дачи, загранпоездки, лечебницы и т. п. Она не знала дефицита, так как приобретала товары также в спецмагазинах. Поэтому-то власть имущие были особенно заинтересованы в низких ценах: чем труднее было купить что-то рядовому гражданину, тем полновеснее был рубль номенклатурщика.

Номенклатура не представляла собой полностью изолированный слой от народа. Скорее, это были многочисленные концентрические круги, и чем ближе каждый из них стоял к населению, тем имел меньше возможностей. Соответственно все большее число должностей и профессий становилось привилегией номенклатуры, например преподаватели высших учебных заведений. А защита кандидатской диссертации стала обставляться такими сложными правилами, рекомендациями, направлениями, что очень напоминала мучительный путь средневекового ученика в мастера.

Высшие слои номенклатуры теперь все реже пополнялись выходцами из низших, по большей части эти должности открывались лишь для родных и близких высоких руководителей. Таков, например, путь зятя Брежнева Чурбанова, который из обычного офицера стал генералом и замминистра МВД. Зато уже попавшие в соответствующий круг гораздо реже стали выводиться из него: их как бы передвигали из одного руководящего места в другое. Из-за любви номенклатуры к «теплым местечкам» число чиновников в стране росло гораздо быстрее общего числа работающих.

Для отношений внутри номенклатурной системы характерными были чинопочитание, взяточничество и разные «подарки», вытеснение талантливых людей, втирание очков начальству, назначение на должности только своих (а в некоторых, особенно нерусских, республиках продажа должностей) и т. п. Несмотря на неподсудность высших руководителей обычным законам, все равно нередко вспыхивали различные скандальные дела, которых замять не удавалось, типа «большого икорного дела», когда высокопоставленные чиновники министерства рыбного хозяйства нелегально продавали за границу черную икру.

Брежневская эпоха, бесспорно, «золотой век» номенклатуры. Но он окончился, как только производство и потребление окончательно зашли в тупик.

Экономика: реформы и застой.

Эпоху Брежнева позже назвали «застойным периодом». Термин «застой» ведёт своё происхождение от политического доклада ЦК XXVII съезду КПСС, прочитанного М. С. Горбачёвым, в котором констатировалось, что «в жизни общества начали проступать застойные явления» как в экономической, так и в социальной сферах. Чаще всего этим термином обозначается период от прихода Л. И. Брежнева к власти (середина 1960-х) до начала перестройки (вторая половина 1980-х), отмеченный отсутствием каких-либо серьёзных потрясений в политической жизни страны, а также социальной стабильностью и относительно высоким уровнем жизни (в противовес эпохе 1920-х-1950-х годов).Однако «застой» начался не сразу. Напротив, в 1965 г. провозгласили экономическую реформу, задуманную еще при Хрущеве. Суть ее была в том, чтобы дать предприятиям больше свободы, заставить их бороться за увеличение прибыли и рентабельности, увязать результаты труда и заработка (для этого часть прибыли оставляли предприятиям, чтобы выплачивать премии и др.).

Реформа дала некоторые плоды, оживила экономику. Положительно сказалось в сельском хозяйстве повышение закупочных цен. Однако очень скоро выявился ограниченный ее характер. Углубление же преобразований означало ослабление власти номенклатуры, на что она идти не желала. Поэтому постепенно все вернулось на прежнее место. План, валовые показатели оставались главными. Отраслевые министерства продолжали забирать всю прибыль у тех, кто работал лучше, и делить все по своему усмотрению.

Главной причиной неудачи реформы являлась сама суть советской модели социализма (в отличие от югославской, венгерской или китайской): жесткая концентрация всех ресурсов в центре, гигантская система перераспределения. У власти находились чиновники, которые видели свое назначение в том, чтобы планировать за всех, распределять и контролировать. И они не желали уменьшить свою власть. Подоплекой же этой системы являлось господство ВПК. Сделать этот сектор рыночным не представлялось возможным.

Главным заказчиком и потребителем оружия было само государство, которое средств на него не жалело. К «оборонке» было привязано огромное число предприятий тяжелой и даже легкой промышленности, работавших в обстановке секретности. Ни о каком хозрасчете здесь и речи быть не могло. А для того чтобы облегчить бремя военных расходов, государство все лучшее направляло в ВПК. Поэтому оно не желало разрешить свободную продажу сырья, материалов, энергии, свободного передвижения работников определенной квалификации. А без этого о каком рынке можно говорить. Вот и оставались все предприятия накрепко привязанными контролирующими и планирующими органами друг к другу без возможности самим искать партнеров, решать, что и сколько производить.

Производство гораздо больше подчинялось удобству планирования и контроля со стороны чиновников, чем интересам потребителя или величине прибыли. Оно должно было, по мысли плановиков, постоянно расти, причем «от достигнутого», т. е. от показателей предыдущего периода. В результате часто росло в основном военное или ненужное производство. Затраты на такой рост становились все значительнее, экономика все больше носила «затратный» характер. По сути, рост шел ради роста. Но страна уже не в состоянии была отдавать за него все больше средств. Он стал замедляться, пока не достиг почти нуля. Наступал, действительно, «застой» в экономике, а с ним и кризис системы. Возвращаясь к причинам неудач реформы, скажем, что главной возможностью отказаться от нее стали доходы от нефти. Советский Союз активно осваивал месторождения нефти и газа в Сибири, на Севере (а также и других полезных ископаемых на гигантских просторах Востока, Севера, Казахстана и т. п.). С начала 70-х годов мировые цены на нефть выросли во много раз. Это дало СССР огромный приток валюты. Вся внешняя торговля перестроилась: главными ста­ьями экспорта стали нефть, газ и другое сырье (а также и оружие), основным импортом – машины, оборудование, товары для населения и продовольствие. Разумеется, валюту активно тратили на подкуп зарубежных партий и движений, шпионаж и разведку, поездки за рубеж и пр. и пр. Таким образом, руководство по­лучило мощный источник поддержания системы без изменений. Поток нефтедолларов окончательно похоронил экономическую реформу. Импорт зерна, мяса и др. позволил сохранить убыточную колхозно-совхозную систему. Между тем, несмотря на все усилия и гигантские затраты, результаты в сельском хозяйстве были еще плачевнее, чем в промышленности.

С 50-х годов в мире началась научно-техническая революция (НТР), связанная с внедрением электроники, искусственных материалов, автоматики и т. п. Мы никак не могли уменьшить технологический разрыв с Западом. Соревнование с ним удавалось выдержать лишь в военной сфере путем непомерного напряжения сил и промышленного шпионажа. Постоянные разговоры о «соединении преимуществ социализма с достижениями НТР» лишь подчеркивали нашу отсталость. При планировании предприятия не имели никаких стимулов к техническому прогрессу, изобретатели лишь досаждали руководителям. В этих условиях брежневская команда решила, что экспорт нефти может решить и проблему отсталости. Страна стала резко увеличивать закупки современного оборудования за рубежом. Только за 4 года с 1972 по 1976 импорт западной техники вырос в 4 (!) раза. Таким образом, власть сумела несколько повысить производительность труда, увеличить производство, наладить выпуск многих современных товаров. Но этим она полностью развратила наших хозяйственников, снизила и без того низкий технический уровень инженеров, загнала в угол своих конструкторов.

К началу 80-х годов страна исчерпала возможности роста за счет привлечения новых рабочих, освоения новых месторождений, строительства предприятий. Когда мировые цены на нефть резко пошли на снижение, это означало кризис всей социалистической системы. Она слишком привыкла к нефтедолларам.

годы правления: 1964-1982 )

Руководитель государства с октября 1964 года по ноябрь 1982 г. Леонид Ильич Брежнев родился на Украине в Екатеринославской губернии, в русской семье потомственных рабочих. На крупнейшем в то время в стране заводе "Южно-Русского металлургического общества" работали его дед, отец, брат, пятнадцатилетним подростком здесь проходил практику сам Л. Брежнев. После гражданской войны завод закрывают на реконструкцию, и семья Брежневых вынуждена переехать в деревню и заняться сельскохозяйственным трудом. В 1923 году Леонид Брежнев поступает в мелиоративный техникум, через четыре года заканчивает его, а в 1929, в год "великого сталинского перелома" становится кандидатом в члены партии и начинает заниматься актуальным тогда колхозным строительством.

В тридцатые годы Леонид Ильич вечерами учится в институте по рабочей специальности, днем работает на заводе, одновременно ведет партийную работу. Два года, 1935-1936 Л. Брежнев проходит службу в армии как младший командир, потом возвращается и руководит техникумом. В 1937 году, когда из партии вычищают троцкистов и других вредителей, Леонид Ильич переведен на партийную работу и к началу войны становится секретарем Днепропетровского обкома партии. В эти годы Л. Брежнев работает под непосредственным руководством Н. Хрущева.

С июня 1941 года Леонид Ильич, как секретарь обкома, организует мобилизацию населения в Красную Армию и руководит эвакуацией промышленности своей области за Урал. После оккупации Днепропетровской области фашистами, Л. Брежнев призван в действующую армию на должность политического работника. Л. Брежнев участвовал в обороне Кавказа, освобождении Украины, наступлении на территории Германии.

Самым известным военным эпизодом биографии Л. Брежнева является высадка десантом в составе подразделений 18-й армии в районе Новороссийска и удержание стратегически важного плацдарма, получившего в последствии названия "Малая земля". Плацдарм удерживался в течение 225 дней, пока основные силы советских войск не соединились с частями 18 армии. В чине полковника Леонид Ильич Брежнев за это время не раз оказывался под обстрелом, участвовал даже в рукопашных схватках, тонул вместе с другими десантниками в Цемесской бухте. Закончил войну Л. Брежнев в Праге, генерал-майором на должности начальника Политуправления 4-го Украинского фронта.

В 1946 году Л. Брежнев демобилизован и вновь возвращается на партийную работу руководить областными комитетами партии на Украине. Показав хорошие результаты в восстановлении народного хозяйства от послевоенной разрухи, Леонид Ильич получает повышение и в 1950 году возглавляет руководство республиканской компартии – ЦК КП(б) Молдавии. На следующий день после смерти И.В. Сталина, уже 6 марта 1953 года, в руководстве страны начинаются стремительные кадровые перестановки. Л. Брежнев, получает звание генерал-лейтенанта и возглавляет Главное Политуправление всей Армии и Флота. Как человек, доверенный Н. Хрущеву, в июне 1953 года Л. Брежнев находится на стороне Н. Хрущева против Л. Берии и в числе других офицеров принимает участие в аресте Л. Берии 26 июня. В результате победы Н. Хрущева, тот становится главой Советского государства, а Леонид Ильич Брежнев делает стремительную партийную карьеру.

В начале 1954 году Л. Брежнев направлен на работу в Казахстан, где ему поручено возглавить деятельность по освоению целинных и залежных земель. Первым секретарем компартии Казахстана был назначен Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко, вторым – Л.И. Брежнев. Известно, что незадолго до смерти, И.В. Сталин рассматривал Пономаренко, как преемника и продолжателя своего дела и, очевидно, Н. Хрущев сослал возможного конкурента подальше от Москвы, приставив ему в заместители – приглядывать – своего самого надежного подчиненного.

Размеры территории, на которой должны были начаться сельскохозяйственные работы, составляли 1300 на 900 километров, площадь распаханных полей должны была превысить территорию Англии. За два года работ на целине в Северный Казахстан приехали работать миллионы специалистов из России и с Украины, сотни тысяч из них остались жить в Казахстане навсегда. Благодаря освоению целины в середине пятидесятых доля русского населения здесь составляет до 60% от общей численности населения, что обуславливает политическую и культурную интеграцию Казахстана и России после распада СССР.

Л. Брежнев пишет: "Директора совхозов вместе с главными специалистами ехали в степь, имея в кармане только приказ о своем назначении, номер счета в банке да печать. Приезжали, забивали в землю колышек с названием совхоза и начинали действовать... Директора совхозов имели еще и портфели, а в них - карты земельных угодий в землеустройства новых хозяйств, где расположены источники воды, где должны появиться усадьбы, где – пастбища, а где – поля ". В 1956 году пробил звездный час целины, республика продала государству миллиард пудов зерна, Л. Брежнев отчитался съезду партии о выполненной работе и был переведен на работу в Москву, в ЦК КПСС.

В 1957 году Леонид Ильич Брежнев вновь поддержал Н. Хрущева в борьбе за власть и решительно встал на его сторону, когда того пыталась отстранить "антипартийная группа" Молотов-Маленков-Каганович "и примкнувший к ним Шепилов". В 1960 году, после ухода на пенсию К.Е. Ворошилова, Леонид Ильич Брежнев занимает его должность Председателя президиума Верховного совета СССР. Формально, это была третья по значению должность в государстве, и неформально Леонид Ильич занимал высокие позиции в правящей иерархии. Брежнев не стремился в тот момент быть лидером. Однако авантюристическая политика Никиты Хрущева все больше вызывала недовольство внутри страны. Простой народ не любил Хрущева, и ожидал возвращение старого порядка, либеральная оппозиция также была недовольна, но напротив, ждала от него еще больших послаблений в сфере идеологии, партийная бюрократия страдала от его волюнтаризма.

Экономическая деятельность была провалена, в городах введены продовольственные карточки, в одном случае пришлось даже военными методами подавлять недовольство рабочих, что было нонсенсом для советского времени. В октябре 1964 года против Н. Хрущева сложился заговор высших партийных и государственных функционеров, инициаторами которого были А. Шелепин и председатель КГБ В. Семичастный. Леонид Ильич Брежнев знал о существовании заговора, но не был его активным участником, хотя и не встал на сторону Н. Хрущева. Выбранный как временная, не очень сильная и компромиссная фигура Леонид Ильич Брежнев был назначен на должность первого секретаря ЦК КПСС и оставался на этом посту в течение восемнадцати лет, пережив в политическом смысле всех других "основных" заговорщиков.

Деятельность Леонида Ильича Брежнева на первом этапе его руководства страной имело явно положительный характер. Были свернуты все неразумные начинания в экономическое сфере, введенные во времена Хрущева. По экономической реформе, начатой Косыгиным, была расширена самостоятельность предприятий, сокращено количество плановых показателей, материальное стимулирование и хозяйственный расчет. Темпы роста произведенной продукции в начале правления Л. Брежнева поднялись относительно "хрущевских", хотя и продолжали оставаться ниже "сталинских". Вред, нанесенный сельскому хозяйству Н. Хрущевым, не смог быть компенсирован во времена правления Л. Брежнева, и страна продолжала закупать за рубежом зерно.

В 1968 году в Чехословакии вспыхнуло, инспирированное спецслужбами Запада, вооруженное восстание. Многие чехи, которые поддерживали Советский Союз, были репрессированы восставшими. СССР не мог спокойно смотреть на антирусское восстание на своих дальних границах, поэтому в 21 августа 1968 года в Прагу были введены советские войска и, после непродолжительных стычек с повстанцами, порядок в ЧССР был восстановлен. Такой поворот событий не вызвали претензий со стороны США, так как американцы в ходе предварительных консультаций подтвердили, что признают Ялтинские договоренности 1945 года по послевоенному разделу сфер влияния и не намерены вступать из-за Чехословакии в вооруженный конфликт с СССР. Пражские события стали поводом для последующей деятельности т.н. диссидентов по злонамеренной дискредитации Советского Союза. После пражских событий 1968 года руководству СССР стало ясно, что либерализация и коммерциализация хозяйственной деятельности способна привести к росту социальной базы прозападных сил внутри СССР, поэтому дальнейшие хозяйственные преобразования велись уже не на основе рыночных реформ.

Советский Союз предвидел энергетический кризис в странах запада начала семидесятых годов и встретил его во все оружие. В СССР были проведены геологические изыскания, в результате которых открыто крупнейшее Самотлорское месторождение. Крупная сырьевая углеводородная база позволила стране избежать кризиса, душившего другие страны мира, развивать новую отрасль народного хозяйства – химическую, получить дополнительно 200 миллиардов долларов, пустив их на перевооружение армии и строительство крупнейших экономических объектов.

В семидесятые годы, в годы расцвета при правлении Леонида Ильича Брежнева, были построены крупнейшие в мире гидроэлектростанции, сопряженные с ними алюминиевые заводы, выплавленный там "крылатый металл" находил применения на построенный новых авиационных заводах, и в производстве автомобилей. В 1970 году с конвейера сошел первый автомобиль ВАЗ-2101, знаменитая "копейка", в 1974 году начато грандиозное строительство Байкало-Амурской магистрали.

В период раннего правления Леонида Ильича Брежнева наша страна являла собой образец могущества, и славы. Русские космонавты ставили один рекорд за другим, автоматические межпланетные станции исследовали ближние и дальние планеты Солнечной системы. Советский флот присутствовал во всех уголках мирового океана, страна нанесла ряд военных поражений враждебным державам, в конфликтах на территории других государств. В частности, поддерживая правительство Демократической республики Вьетнам, СССР нанес самое сокрушительное военное поражение США за все время их существования. Термин "вьетнамский синдром" широко используется до сих пор, обозначая чувство страха и унижения, которое испытали США в 1975 году. Ракетно-ядерное оружие, созданное в СССР, его качество и количество, не позволяло другим странам вступать с нашей страной в открытое военное противостояние.

Большинство населения СССР, в период правления Леонида Ильича Брежнева, жило счастливо и вольготно. Экономический рост в стране обеспечивался не за счет непосильного труда и напряжения всего народного организма, как, например, во времена сталинской индустриализации или послевоенного восстановления, а за счет созданной ранее и обновленной при Брежневе промышленной базы.

Недовольные режимом и поддерживаемые врагами страны диссиденты во времена Брежнева были под контролем КГБ. СССР входил в десятку стран, имевший самый высокий доход на душу населения, система образования была лучшей в мире, а высшее образование было доступно практически всем желающим. Советская система здравоохранение обеспечивала всеобщий доступ к медицине для всех граждан страны. В области спорта и в области культуры брежневские времена напоминают сегодня золотой век.

В 1979 году советские войска были введены в Афганистан. Как показала практика, это решение было правильным и оправданным. Опасность вооруженных конфликтов отстранялась от границ страны, война выносилась за ее пределы.

Ввод советских войск в Афганистан стал поводом для демарша США бойкотировать Олимпиаду-80 в Москве. На соревнования приехали только спортсмены дружественных СССР или нейтральных государств, но, тем не менее, Олимпиада стала незабываемым для страны спортивным мероприятием. Советские спортсмены уверенно выиграли у всех других государств по количеству завоеванных медалей, еще раз подтвердив силу советского спорта.

Наряду с несомненными успехами в жизни страны, в семидесятые годы стали развиваться негативные процессы. Основной проблемой того периода было вырождение правящего слоя, руководства ВЛКСМ и КПСС. Т.н. элита того времени погрязла в двурушничестве, лжи и приспособленчестве. Декларируя на словах одни ценности, комсомольские руководители сами исповедовали другие, призывая народ к самоотверженности, интересовались больше личным потреблением, чем делами страны. Коммунистическая фразеология дошла до абсурда. Руководящий слой оторвался от народа, народ отгородился от своих формальных лидеров стеной апатии или юмора.

Второй проблемой было нарастание коррупционных процессов. Леонид Ильич Брежнев был по своему характеру неконфронтационным человеком, поэтому уголовное преследование недобросовестных государственных служащих при нем практически не велось. Хозяйственные руководители всех уровней практиковали нелегальные экономические схемы, руководство многих областей и даже республик чувствовали себя удельными князьями. Например, в Средней Азии у некоторых республиканских руководителей были собственные тюрьмы, в которых те, без суда и следствия держали неугодных. В результате коррупции, и просмотренных экономистами внешнеполитических изменений (в 1971 году США изобрели систему, позволяющую эксплуатировать другие страны, в том числе СССР) экономическое положение в нашей стране к началу восьмидесятых годов ухудшилось, образовался дефицит товаров. Л. Брежнев несколько раз просил свое окружение принять его отставку по состоянию здоровья, но приближенным была выгодна система со слабым и больным лидером.

Брежневское окружение в конце семидесятых, начале восьмидесятых годов заботилось о своих клановых интересах и зачастую игнорировало интересы государства в целом. Ближайшие соратники потакали больному лидеру в его слабостях, награждали орденами и медалями, обилие которых вызывало уже всеобщий смех. Л. Брежнев стал маршалом СССР, четырежды Героем советского Союза, Героем Социалистического труда, кавалером ордена "Победы", имел более двухсот других знаков отличия.

Период правления Леонида Ильича Брежнева имел и свои положительные и свои отрицательные стороны. На первом этапе правления Л. Брежнев сыграл заметную положительную роль в жизни нашего государства, во второй половине в стране стали нарастать негативные процессы. Л. Брежнев правил восемнадцать лет, больше любого другого советского правителя, за исключением И.В. Сталина. Во время кризиса восьмидесятых годов период правления Леонида Ильича называли "периодом застоя", но теперь, после разрухи девяностых, он больше и больше представляется как период процветания, мира, стабильности и могущества государства. Скорее всего, оба эти мнения имеют право на существование, так как брежневский период весьма неоднороден по своей природе.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»