История китая в 20 веке кратко. Краткая история китая в хх веке

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Говорить о Китае, история которого насчитывает несколько тысячелетий можно бесконечно много. Об истории Китая уже написано много интересных книг и статей, проведено большое количество исследований. В этой статье я бы хотел лишь обозначить основные моменты в истории этой удивительной страны.

Сразу хочу сказать, что я не буду останавливаться на Архаическом Китае, потому что в первую очередь мне бы хотелось рассмотреть именно систему династий, которая, как известно, получила распространение только в Древнем Китае. Кстати, за основу я взял периодизацию из книги М.Кравцовой «История Культуры Китая».

Итак, согласно вышеупомянутой книге, история Китая распадается на следующие масштабные периоды:

  1. Архаический Китай (с раннего палеолита до возникновения государственности)
  2. Древний Китай (период ранних государств и период ранних империй)
  3. Традиционный Китай (с 3 века до 1912 года)
  4. Современный Китай (с 1912 года)

В историологии Китая эпоха правления пяти совершенномудрых государей древности 皇帝 (Желтого императора), Чжуань-сюя, Гао-синя, Яо и Шунь, продолжавшаяся с конца 27 века д.н.э до начала 23 века д.н.э., а также эпоха династии Ся (нач. 23 века д.н.э. до середины 18 века д.н.э.) считаются сугубо мифическими.

Древний Китай

Точное время возникновения иньского государства до сих пор не определено. Следует, наверное, объяснить само название Шан-Инь. Дело в том, что Шан - это название народа, который основал иньское государство (шанцы). Эти термины (Шан и Инь) часто используются как синонимы. Иньская эпоха обычно подразделяется на два периода: ранняя Инь (17-14 вв. до н.э.) и поздняя Инь. Какое значение имела иньская эпоха?

Во-первых , в этот период происходит зарождение письменности. Именно к этому периоду ученые относят гадательные кости – древнейшие образцы китайских письменных текстов, найденные при раскопках. (подробнее о гадательных костях).

Во-вторых , именно в эту эпоху получает большое развитие земледелие (переход от мотыжного к пашенно-подсечному земледелию с применением сохи).

В-третьих , происходит формирование основ политического устройства – Поздняя Инь представляет собой централизованное государство с иерархической социальной структурой, состоящей из двух сословий – аристократии (возглавляемой правителями) и простых людей.

Исследователи считают, что Иньская династия погибла именно из-за несостоятельности своего правящего режима, который был свернут следующей династией – Чжоу. Существует две точки зрения на происхождение чжоусцев. Одни считают, что чжоусцы были кочевниками, а другие говорят, что задолго до свержения иньской династии, чжоусцы вели оседлый образ жизни и развивались параллельно с иньцами. И те, и другие сходятся в одном: и иньцев, и чжоусцев могут относиться к единой культурной традиции, так как чжоусцы переняли все достижения иньцев, включая даже государственную модель.

Чжоуская эпоха также подразделяется на два периода: Ранняя (Западная) Чжоу (11 в. – 771 г. до н.э.) и Поздняя (Восточная) Чжоу, которая, в свою очередь, распадается на период 春秋 – Весен и Осеней (771 – 475 гг. до н.э.) и период Борющихся царств 战国 (475 – 256 гг. до н.э.). Постепенно прослеживается тенденция к децентрализации власти. Если Ранняя Чжоу является периодом расцвета заложенной еще в иньскую эпоху централизованной власти, то уже в период Весен и Осеней удельные владения превращаются в самостоятельные государственные образования. Стоит ли говорить об их чисто номинальной зависимости от центральной власти? И уже в период Борющихся царств произошел распад чжоуской государственности и образовалось несколько суверенных государств. Стоит перечислить наиболее влиятельные из них: Янь, Чжао, Ци, Чу, Вэй, Хань, Цинь.

Несмотря на полную раздробленность государства, быстрыми темпами шло развитие сельского хозяйства (использование тяглового скота), развитие ремесел, декоративно-прикладного искусства, происходит освоение новых технологий – выплавки чугуна и стали, использование нефти и природного газа для освещения улиц и отопления жилищ. Также важно отметить дальнейшее развитие письменности и появление книги . Не менее важным является развитие духовной жизни китайского общества – происходит формирование философской мысли и выделение конфуцианства и даосизма.

Период ранних империй

Эпоха Цинь (221 – 206 гг. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)

Китай был полностью объединен государством Цинь. Можно сказать, что с того момента Китай перешел к новой форме правления – имперской, так как основатель государства Цинь Ин Ижэн принял новый титул – Цинь ши хуанди (переводится как «божественный владыка, открывающий эру Цинь». Цинь ши хуанди стал реформатором – при нем произошла унификация систем мер и весов, письменности и денежной системы, строительство единой сети дорог. Также стоит сказать, что два выдающихся памятника культуры – Великая китайская стена и Великий китайский канал – тоже его заслуга. Можно заметить, что Цинская эпоха просуществовала недолго, но оставила заметный след по всей истории и культуре Китая.

Ханьскую эпоху принято подразделять на Раннюю (Западную) Хань (206 г. до н.э. – 9 г. до н.э.) и Поздняя (Восточная) Хань (25 – 220 гг.). Временной промежуток между Ранней Хань и Поздней Хань занимает династия Синь, которая просуществовала всего 17 лет и была свергнута Восточной Хань.

Если говорить о каких-то преобразованиях китайского общества, то стоит в первую очередь отметить развитие чиновничества Ши и, конечно же, первые эпизоды взаимодействия китайцев с другими народами - этнической общностью гуннов (в китайском - сюнну). Взаимодействие заключалось в бесконечных войнах, которые всегда заканчивались подписанием мирных договоров и дипломатических соглашений, а потом опять перерастали в военные конфликты.

Так было до середины 1 века, когда Китаю все-таки удалось сокрушить гуннов. Именно к этому периоду относится становление Великого Шелкового Пути .

Таким образом, Ханьская эпоха стала очень важным этапом в истории развития Китая.

Традиционный Китай

В китайской историологии 3-6 вв. принято называть эпохой шести Династий (六朝 )и подразделять на несколько периодов:
- эпоха Троецарствия (三国 ), когда Китая поделили между собой три царства: Вэй, Шу, и У.
- Западная Цзинь (265-316 гг.) – непродолжительное объединение страны с восстановлением централизованной власти.
- эпоха Южных и Северных династий - 南北朝 (317-589 гг.) – здесь следует понимать, что северные династии были образованы гуннами и тобийцами, завоевавшими северный Китай и основавшими к концу 4 века государство Северное Вэй (386 – 534 гг.).

Собственно же китайское государство осталось лишь на Юге Китая (к югу от реки Янцзы), отсюда и название Южные династии. Не смотря на возможность объединения китайского народа перед очевидной опасностью дальнейших завоеваний Северного Вэй, на юге Китая за это время сменилось в общей сложности 5 династий.

Вновь объединить Китая удалось при династии Суй (589-618).

Если говорить о культуре и духовной жизни Китая в эпоху Шести династий, то стоит сказать, что именно на это время приходится становление буддизма в Китае и превращение его в одну их трех идеологий или учений – 三教 (вместе с конфуцианством и даосизмом).

Также быстрыми темпами развивается китайская литература (поэтическое творчество), живопись (пейзажная лирика, светская живопись), медицина . Также к этому периоду относится начало употребления китайцами чая в качестве повседневного напитка (для сравнения – в эпоху Хань чай применялся в лечебных целях).

Эпоха Тан (618-907 гг.) и эпоха Сун (960-1127 гг.)

Эпохи Тан и Сун принято называть классическим периодом в истории Китая.

В Танскую эпоху происходит дальнейшее развитие китайской государственности. В 7 веке Китай ведет войны за контроль над Великим Шелковым Путем , а также с корейскими царствами и Вьетнамом. Все эти войны заканчиваются победой Китая. Также Китай расширяет торгово-дипломатические отношения с государствами Центральной и Юго-Восточной Азии, в т.ч. с Японией и с Индией. В результате в Китай проникли новые вероучения (нестерианство, манихейство, ислам) и технологии (ткацкое производство, разведение и обработка хлопка.

Большое развитие в Танскую эпоху получает литература (танская классическая поэзия, танская классическая новелла. Возникает система государственных экзаменов на официальный чиновничий чин (ученую степень) .

В 9 веке происходит постепенная деградация Танской эпохи. В последние годы происходило много восстаний и междоусобных войн. Период с 907 по 960 гг. в Китае принято называть эпохой Пяти династий и десяти царств – это еще один сложный период в истории Китая.

Таким образом, Сунская империя (960-1127 гг.) оказалась в окружении враждебных государств, которые к тому времени образовались в отдаленных районах Китая – киданьское и тангутское царства Ляо (916-1125 гг.) и Си Ся (1032-1227 гг.).

Тангутское царство отрезало Китая от многих торговых путей, включая Великий Шелковый Путь , и из-за этого Китай лишился многих торгово-экономических связей.

Стоит отметить, что несмотря на неблагоприятную внешнеполитическую обстановку, в культуре и духовной жизни Китая происходит дальнейшее развитие процессов, начавшихся в Танскую эпоху. Происходит развитие живописи (сунская классическая живопись), развиваются города, получает дальнейшее развитие зародившееся в Танскую эпоху театральное искусство в форме уличных представлений. Нельзя не упомянуть об изобретении книгопечатания, которое привело к появлению книжного дела и созданию библиотек.

Эпохи Тан и Сун, безусловно, являются одними из самых важных эпох в истории китайской культуры.

Эпоха Южная Сун (1127-1279 гг.) и Юань (1271-1368 гг.)

До начала 12 века сунской империи удавалось сдерживать угрозу нападения извне. Делалось это не военной силой, а заключением невыгодных мирных договоров и выплатой огромной дани. В 12 веке ситуация изменилась. На северо-западе Китая образовалось государство Цзинь (предки тунгусо-манчжурских народов), которые очень быстро завоевали киданьское и тангусткое царства и вторглись в Китай. Китай вновь стал ограничен рекой Янцзы. Все, что было севернее реки, принадлежало Цзинь. На Юге же образовалась империя Южная Сун. В это же время начинается монгольское завоевание. Правда, в самом начале Китай выступал союзником монголов и передавал им важные знания (например, искусство взятия городов). Но надежды Китая не оправдались – после уничтожения тангутского и чжурчжэньского царств, монголы решили наступать на Китай.

Китайцам ничего не оставалось сделать, как сдаться. Таким образом, с 1271 года началось царствование династии Юань. Первым императором стал внук Чингисхана – хан Хубилай.

Монгольское нашествие нанесло Китаю огромный урон в экономическом плане, центры хозяйственной деятельности были уничтожены, города разрушены. Монголы были слишком малочисленны, чтобы управлять завоеванной ими империей, и фактически, власть центральной администрации ограничивалась столицей (г. Даду на месте Пекина) и прилегающими к ней областями. На других же территориях правили люди, поступившие на службу к монголам – или чужеземцы, или китайцы. Таким образом, монгольские владения не представляли собой целостного государства, и в 1 пол. 14 века по стране прошла серия народных восстаний, которая и свергла монгольскую династию.

Не смотря на то, что от монгольского нашествия, Китай сильно пострадал экономически, духовная и культурная жизнь китайского общества практически не претерпела никаких изменений, а в некоторых областях даже получила дальнейшее развитие (живопись, театральное искусство – юаньская классическая драма).

Эпоха Мин (1368 – 1644)

Минской династии очень быстро удалось восстановить централизованную власть в Китае. Перед династией Мин стояла очень важная задача – восстановить все то, что было поломано монголами. Происходило восстановление разрушенных, строительство новых городов, восстанавливались и заново переиздавались литературные произведения. Но Минскую эпоху никак нельзя назвать периодом расцвета – это период консервации китайского общества, период тяжелого восстановления. В начале 16 века происходит серия китайско-португальских войн, в результате которых к Португалии отходит полуостров Аомынь, на котором была основана первая европейская колония – Макао. В 17 веке происходит серия военных конфликтов с Голландцами, которые захватили в 1624 году южную часть острова Тайвань. Все эти события безусловно отразились на формировании отрицательного отношения к Европе со стороны китайцев. Также в конце 16 века обостряются отношения Китая и Японии. В корейско-японской войне конца 16 века Китай становится союзником Кореи, и они одерживают победу над Японией.

Гибель Минской династии случилось снова из-за серии восстаний, прокатившихся по всей стране. Власть снова была дестабилизирована, чем и воспользовались внешние враги, в этот раз – маньчжуры.

Эпоха Цин (1644 – 1911)

Эпоха Цин – это период маньчжурского правления. Было бы неправильным считать, что произошло маньчжурское нашествие. В это время, как уже было отмечено выше, на территории всей страны происходили восстания, и так как у Минской империи не хватало сил для подавления восстаний на территории страны, было принято решение пригласить маньчжурскую армию на помощь. И маньчжуры, не встречая никакого сопротивления, спокойно дошли до Пекина, параллельно подавляя народные и крестьянские восстания. Это и стало временем начала владычества маньчжурской династии Цин.

Общекультурная ситуация, сложившаяся в Китае с приходом к власти маньчжуров было довольно противоречивой. С одной стороны, маньчжуры всячески унижали китайское население (заставляли носить мужчин косы в знак рабской подчиненности маньчжурам), а с другой стороны, признавали авторитет китайской духовной культуры.

Также стоит отметить, что маньчжуры боролись за свою этническую чистоту, т.е. запрещали браки с китайским населением, придерживались своих культурных обычаев и нравов. В этот период сложно говорить о каком-либо развитии китайской культуры. Скорее можно сказать, что китайская культура вступила в период стагнации, а некоторых областях и упадка.

Так продолжалось вплоть до второй половины 19 века. С середины 19 века по стране прокатились мощные антиправительственные и антиманьчжурские восстания. Самыми значительными были Тайпинское восстание (1850-1863 гг.) и восстание ихэтуаней (1900-1901 гг.). Кроме того, Англия, Германия, Франция (эпизодически Россия и Япония) вели колониальные войны на территории Китая (Первая, Вторая опиумные войны – 1840-42, 1856-60, Франко-китайская война – 1884-1885) и Китайско-японская война (1894-1895).

Опиумная война 1840 г. также стала поворотным моментом в истории Китая. Англия, с целью сохранения торговли опиумом начала войну против Китая. Китай был вынужден подписать унизительный для себя «Нанкинский договор».

Китайско-японская война 1894-1895 гг. также ничем хорошим для Китая не закончилась. Остров Тайвань перешел к Японии, а иностранные государства разделили Китай на зоны влияния. Япония получила Южную Маньчжурию и Фуцзянь, Германия – полуостров Шаньдун, Великобритания - бассейн реки Янцзы и провинцию Гуандун, Франция – юго-западный Китай, а Россия – Маньчжурию. В 1898 году, кстати, в Маньчжурии был основан город Харбин.

В том же 1898 году в Китае (если то, что осталось можно назвать Китаем) создается тайное общество «Ихэтуань» (кулак во имя справедливости и согласия). Основной целью этого общество становится изгнание из Китая всех иностранцев.

Китай в 20 веке

В 1900 году происходит Боксерское восстание . Здесь стоит обратить внимание на название восстания. Дело в том, что члены «ихэтуань» активно используют искусство ведения боя без применения оружия. Цинские власти оказывают поддержку ихэтуаням и объявляют войну иностранным державам. В Пекине сжигают русскую духовную миссию, убивают православных иностранцев и китайцев, осаждают дипломатические посольства. Восстание подавляют силами многочисленной армии, состоящей из представителей восьми иностранных государств.

В 1908 году умирает императрица Цы Си, фактически правившая Китаем с 1861 года. После нее на престол восходит император Пу И.

В 1911-1912 гг. в стране произошла Синьхайская революция , свергнувшая маньчжурскую династию и положившая конец имперской формы правления в Китае. Провозглашается республиканская форма правления и создается Временное правительство Китайской Республики, которым руководит Сунь Ятсен. Здесь стоит сказать, что Сунь Ятсен еще в 1894 году создал первую в Китае революционную организацию, которая называлась Союз Возрождения Китая». Ее целью было изгнание маньчжуров и создание демократического государства.

В 1912 году Пу И отрекается от престола, а командующий цинской армией Юань Шикай провозглашается временным президентом Китайской республики. Он устанавливает в стране единоличную диктатуру и распускает парламент. Так продолжается до 1916 года (смерть Юань Шикая). Но фактически, до 1949 года, страну все еще мучили различные междоусобные военно-политические конфликты.

В духовной жизни Китая следует отметить т.н. «Движение за новую культуру», которое настаивало на реформирование письменности (подробнее здесь).

В 1919 году происходит движение 4 мая (五四运动 ), которое способствовало появлению в Китае пролетариата. В 1921 году была создана Коммунистическая партия Китая (中国共产党 ). Начиная с 1924 года, в Китае проходят серии освободительных войн. Среди них Северный поход Национальной революционной армии (1924-1927 гг.), антияпонская война (1937-1945 гг.) и общенародная освободительная война (1945-1949 гг.).

Стоит также отметить, что именно в 1924 году КПК и Национальная партия (Гоминьдан) решают действовать сообща. Правда, союз этот длится недолго, и уже в 1927 года главнокомандующий правительственной армией Чан Кайши начинает гонения на представителей КПК. В 1934 году КПК с боями уходит в северо-западные районы – этот поход получил название Великий Поход. Их противостояние длится вплоть до 1949 года.

В 1930-х годах начинается японская интервенция . В 1932 году в северных и северо-восточных районах Китая было образовано государство Маньчжоу го,. Императором которого стал император Пу И, последний император династии Цин. Это государство полностью подчинялось Японии. В 40-х гг. Япония оккупировала Нанкин. Заканчивается это все только с окончанием антияпонской войны (1937-1945 гг.).
Первого октября 1949 года было провозглашено образование Китайской Народной Республики. Мао Цзэдун торжественно сообщил об этом с трибуны на площади Тяньаньмэнь. Чан Кайши и его сторонники перебираются на остров Тайвань, где продолжает быть Китайская республика.

В Китае начали строить социализм. Ведущую роль в национальной экономике играла общественная собственность на средства производства. Несмотря на то, что социалистические преобразования в сельском хозяйстве, промышленности, торговле и других областях были заметны, они все-таки не имели ожидаемого эффекта.

В 1954 году принимается первая конституция КНР. Мао Цзэдун избирается председателем ЦК КПК.

Политика «Большого скачка» (цель – догнать Англию по производству чугуна на душу населения) приводит китайский народ к голоду.

С 1966 по 1976 год Китай потрясла Культурная революция . Руководил ей сам Мао Цзэдун и Банда четырех (его сподвижники). Происходят гонения на интеллигенцию, деятелей культуры отправляют «на перевоспитание» в деревни и отдаленные районы. Этот период вошел в историю страны как один из самых тяжелых и нанес непоправимый урон культуре Китая в целом. В 1976 году Мао Цзэдун умирает. Все люди, руководившие культурной революцией, арестовываются.

В годы мировой войны, когда внимание западных держав было поглощено борьбой на Европейском континенте, в Китае ускорился процесс капиталистического развития.
После окончания войны экспансия иностранного капитала и межимпериалистическая борьба в Китае развернулись с новой силой. Особенно сталкивались интересы Японии, США, Великобритании.
Слабость Китая перед лицом империалистической экспансии во многом обусловливалась его раздробленностью. Революция 1911-1913 гг. свергла монархию, но не решила задачу объединения. Провозглашенная республика была фиктивной. Парламент в Пекине никакого влияния на жизнь страны не оказывал.

Вслед за падением Маньчжурской династии в 1911 г. и провозглашением республики в стране началась долгая гражданская война.

Китайская революция в 1911 г. свергла Маньчжурскую династию. Лидер революции Сунь Ятсен был объявлен временным президентом. 12 февраля 1912 г. было провозглашено основание Республики Китай и официально отменено императорское правление. Сунь Ятсен был президентом всего три дня, после чего он подал в отставку. Китаем до своей смерти в 1916 г. правил военный лидер Юань Шикай. Затем политическая ситуация в стране вышла из-под контроля. Последователи Юань Шикая правили из Пекина, а патриотическая партия Сунь Ят-сена (Гоминьдан) сформировала альтернативное правительство в Кантоне. В течение следующих десяти лет в стране бушевала гражданская война. Демонстрации студентов в 1919 г. против Версальского договора, по котором) к Японии отошли германские колонии в Китае, привели к созданию в 1921 г. Китайской коммунистической партии. Позднее КПК объединилась с Гоминьданом. После смерти Сунь Ятсена в 1925 г. лидерство в Китае и Гоминьдане перешло к Чан Кайши.

Гражданская война в Китае

В 1926 г. Чан Кайши предпринял военную экспедицию против военачальников на севере страны, намеревавшихся свергнуть I гоминьдановское правительство. В этом ему помогла Китайская коммунистическая партия. Вместе они победили мятежных военачальников, но в 1927 г. союз между коммунистами и Гоминьданом распался, и обе стороны начали борьбу между собой, вошедшую в историю как Гражданская война.

В 1927 г. Чан Кайши сделал Нанкин своей столицей. В том же году гоминьдановцы выгнали коммунистов из Шанхая. Они объявили об объединении Китая, хотя еще не имели контроля над всей территорией страны.

Раскол в национально-революционном лагере произошел в результате обострившегося противоборства двух тенденций в развитии китайской революции. Чан Кайши и большинство гоминьдановских лидеров, обретя центральную власть, считали революцию завершенной и выступали за умеренные реформы и капиталистическую модернизацию Китая. В программу деятельности гоминьдана входило создание государственных банков, проведение денежно-финансовой реформы, развитие государственного сектора, поощрение национального капитала, ограничение арендной платы в деревне, восстановление полного суверенитета Китая. В то же время гоминьдан шел на компромиссы с капиталистическими державами, поощрял иностранный капитал.
Компартия Китая имела иную программу: продолжение революции, завоевание гегемонии пролетариата, развертывание аграрной революции, политическое и экономическое наступление на буржуазию вплоть до конфискации и национализации всех банков, рудников, железных дорог, пароходных компаний, крупных предприятий, фабрик и т. д. Предусматривалось также повсеместно вооружение рабочих и крестьян для создания опоры новой власти, ориентированной на социалистический путь развития. Эти требования отражали установки Коминтерна по китайскому вопросу, его курс на мировую революцию. Между тем грандиозность поставленных задач не соответствовала ни уровню рабочего и крестьянского движений, ни политическому весу КПК. Таким образом, противостояние гоминьдана и КПК представляло собой борьбу за пути развития Китая. Борьба между гоминьданом и компартией вылилась в двадцатилетнюю гражданскую войну в Китае, фактически завершившуюся только в 1949 г.

Упрочение гоминьдановского режима (1927-1937 гг.) Основным результатом национальной революции 20-х гг. стала смена политического строя. После военного объединения Китая прежняя система власти, контролировавшаяся северными милитаристами, была заменена однопартийным правлением гоминьдана. В соответствии с программой Сунь Ятсена гоминьдан взял на себя «политическую опеку» над обществом. Роль верховного органа власти перешла к конгрессам ЦИК гоминьдана, которым непосредственно подчинялись Национальное правительство и Национально-революционная армия. Сращивание партийного, государственного и военного аппаратов при весьма большой политической роли армии и росте государственно-капиталистического сектора экономики способствовало превращению гоминьдановского правления к началу второй мировой войны в военно-бюрократический режим с ярко выраженными авторитарными (в лице Чан Кайши) чертами. Гоминьдановский режим выражал интересы капиталистического развития Китая, защищал частных собственников от посягательств неимущих, вел войну с коммунистами. В то же время с помощью националистических лозунгов и социальных реформ гоминьдан стремился расширить социальную базу своей власти.

Во внешней и внутренней политике гоминьдан руководствовался учением Сунь Ятсена. Три принципа Сунь Ятсена:

Национализм (свержение династии маньчжуров)

Народовластие (республиканско-демократический строй)

Народное благоденствие

Главным направлением своей внешней политики гоминьдан считал скорейшую отмену неравноправных договоров и соглашений в соответствии с целями, провозглашенными на первом конгрессе гоминьдана в 1924 г.

Внешнеполитическое положение Китая резко осложнилось после начала японской вооруженной агрессии. В 1931 г. Япония почти без боя захватила Маньчжурию. Все призывы гоминьдановского правительства к западным державам положить предел японской агрессии не увенчались успехом. Это вынудило Чан Кайши в 1935-1936 гг. вновь обратиться за военной и финансовой помощью к Советскому Союзу.

В области внутренней политики усилия гоминьдана были направлены на укрепление центральной власти, введение государственного регулирования экономики с элементами планирования, на поощрение производства, проведение отдельных социальных реформ для смягчения классовых противоречий и, наконец, - на беспощадную войну с вооруженными силами коммунистов.

Формирование единого национального антияпонского фронта. С 1935 г. Чан Кайши начал вести переговоры с Советским Союзом об оказании помощи в отражении японской агрессии.
Советское правительство, также озабоченное нарастанием японской военной угрозы, благоприятно отнеслось к просьбе гоминьдановского правительства, но обусловило оказание ему военной и финансовой помощи прекращением гражданской войны и карательных операций против китайских коммунистов. Со своей стороны Коминтерн, изменив свою тактику после VII конгресса, способствовал перемене политического курса КПК и принятию установки на единый антияпонский национальный фронт с участием гоминьдана. В ходе переговоров между делегациями КПК и гоминьдана, состоявшихся в апреле - июне 1937 г., было достигнуто соглашение о прекращении военных действий гоминьдановских войск против вооруженных сил КПК. Компартия со своей стороны обязалась преобразовать советы в органы демократической власти, а Красную армию в военное соединение НРА, прекратить конфискацию помещичьих земель. Программой сотрудничества гоминьдана и компартии на почве общих интересов борьбы с японской агрессией провозглашались, как и в 20-е гг., три народных принципа Сунь Ятсена. Таким образом, к лету 1937 г. были заложены основы единого национального антияпонского фронта. 22 августа 1937 г. правительство Чан Кайши издало приказ о преобразовании Красной армии в 8-ю армию Национально-революционной армии Китая. С лета началась японо-китайская война 1937-1945 гг., как часть второй мировой войны.

В XX в. Китай вступил в обстановке внутриполити­ческой нестабильности и зависимости от западных держав, окончательно превративших это крупней­шее государство Азии в свою полуколонию. У власти продолжала находиться маньчжурская династия Цин, при которой страна так и не смогла в достаточной степени модернизировать свою экономику, вооруженные силы, а также систему государственного управления. Последняя такая попытка («сто дней реформ») закончилась в 1898 г. полным крахом начинаний ее инициаторов и отстранением от активной деятельности императора Гуансюя, поддержавшего пере­мены. От его имени теперь управляла императрица Цыси - яркий представитель, консервативно настроенных кругов цинской импе­рии. В том же году в Китае вспыхнуло восстание ихэтуаней (отряды справедливости и мира), участники которого стремились ограничить влияние в стране иностранцев.

Восстание началось в провинции Шаньдун, а впоследствии пере­кинулось и на ряд других районов Китая. Оно имело форму стихий­ного крестьянского бунта против всего иностранного, а также против миссионеров и христиан-китайцев как «прислужников» за­падных держав. Среди участников движения, разнородного по своему социальному составу, было много людей, видевших свои беды и несчастья, как луддиты в Англии начала XIX в., не в системе общественных отношений, а в новых технических достижениях, привнесенных из чуждого им мира. Поэтому они ломали теле­графные линии, разрушали железнодорожные пути, уничтожали иностранные товары. Эти действия умело использовала в своих интере­сах образованная элита, стремившаяся таким образом получить рычаг давления на иностранный капитал и укрепить свои позиции.

Главным лозунгом, объединившим восставших, стал девиз «Под­держим Цин, смерть иностранцам!». Императрица Цыси также попыталась использовать сложившуюся ситуацию в своих интере­сах и приняла повстанцев на государственную службу, после чего они некоторое время совместно с правительственными силами сра­жались с иностранными войсками. Однако поражение объединен­ных китайских войск летом 1900 г. под Тяньцзинем, а затем захват Пекина, вынудили Цыси бежать из столицы в Западный Китай вместе с Гуансюем. Там она объявила виновниками происшедшего ихэтуаней и издала указ об их уничтожении.

В историографии это восстание еще называют «боксерским», по одной версии потому, что его участники практиковали в своей среде восточные единоборства, а по другой - из-за изображения на их знамени сжатого кулака черного цвета, вызывавшего у иностранцев ассоциацию с боксерской перчаткой.

К началу сентября 1900 г. китайскому правительству совместно с войсками восьми держав (Великобритании, Германии, Франции, США, России, Италии, Австро-Венгрии и Японии) удалось пода­вить это выступление. В следующем году цинское правительство подписало с державами-участницами ликвидации движения ихэтуа­ней специальный протокол, согласно которому они получали допол­нительные, к уже имеющимся, привилегии, а также огромную по тем временам контрибуцию в размере 450 млн лян серебра (со сроком выплаты в течение 39 лет с процентами она должна была составить 1 млрд лян). Данная сумма не являлась точным денежным эквива­лентом понесенного иностранными державами материального ущер­ба, а была определена из расчета 1 лян на одного жителя Китая.


Восстание ихэтуаней знаменовало собой окончание целой эпо­хи китайской истории, связанной с общественными иллюзиями относительно силы традиционной государственной структуры, олицетворяемой монархией Цинов. Китайский народ почувствовал себя еще более униженным, что не могло не сказаться и на политике цинского правительства в отношении дальнейшего реформирова­ния и модернизации всех сфер жизни страны.

В общественном мнении Китая отношение к происходившему вызвало самые противоречивые оценки. Например, некоторые пат­риотически настроенные деятели в то время склонны были преуве­личивать роль иностранного капитала в развитии страны, считали, что главная причина неудач реформ заключается в неспособности Цинов эффективно управлять государством. Поэтому они осуждали движение ихэтуаней, считая его «бунтом черни». При этом для многих идеалом для подражания стала Япония, сумевшая после ликвидации Сегуната Токугава в 1868 г. пойти по «правильному» пути и стать к концу XIX в. одной из сильнейших держав. Еще больше в этом убедили итоги русско-японской войны 1904-1905 гг., показавшие их правоту в оценках «японского варианта» развития. Авторитет России как державы, проигравшей маленькой соседней стране, еще совсем недавно такой же отсталой, как и Китай, в обществе стал снижаться.

В это время продолжалось деление Китая на сферы влияния между крупнейшими державами. Так, с 1907 г. Россия и Япония неоднократно договаривались между собой о защите своих «подкон­трольных» территорий в Китае от проникновения США и других держав. По прежнему наращивала свое экономическое присутствие в Китае Великобритания, на долю которой приходилась самая значи­тельная часть всех иностранных инвестиций в стране.

Большое значение в первое десятилетие XX столетия приобрело строительство железных дорог, что явилось причиной серьезных противоречий между укреплявшей свои позиции китайской нацио­нальной буржуазией и иностранными, прежде всего британскими, германскими, французскими и американскими компаниями.


В первом десятилетии XX в. усилился нажим империалистов на Китай. В 1904 г. Англия, стремясь установить свой протекторат над Тибетом, ввела туда войска. Английские колонизаторы навязали местным, тибетским властям кабальный договор. Правда, после протестов китайского правительства англичане вынуждены были официально признать его суверенитет над Тибетом, однако интервенция 1904 г. положила начало империалистическому контролю над этим районом.

После русско-японской войны к Японии отошел Ляодунский полуостров. В 1909 г. был создан консорциум банков Англии, Франции и Германии с целью дальнейшего финансового закабаления Китая. В 1910 г. к консорциуму присоединились США. Активизировалась деятельность американских монополий в Китае.

Быстро росли капиталовложения иностранных банков и фирм. Если в 1902 г. общая сумма иностранных инвестиций в Китае, включая займы, составляла 800 млн. ам. долл., то к 1911 г. она уже превышала 1,5 млрд. долл.

Господство иностранных империалистов препятствовало развитию национальной промышленности и национального капитализма. Без свержения гнета иностранных колонизаторов невозможно было существование и развитие Китая как самостоятельного государства.

Другой причиной, препятствовавшей прогрессивному развитию Китая, были феодальный гнет и произвол цинской династии. Развитие капитализма в сельском хозяйстве сопровождалось усилением различных форм феодальной и полуфеодальной эксплуатации крестьянства не только помещиками, но и ростовщиками, торговцами, капиталистами. В феодальной эксплуатации крестьянства непосредственно были заинтересованы и участвовали иностранные монополии. Феодальные пережитки, и особенно помещичья собственность на землю, не только обрекали на застой сельскохозяйственное производство, но и определяли крайнюю узость внутреннего рынка для китайской национальной промышленности. Капиталистическому развитию страны мешали обособленность отдельных провинций, многочисленные внутренние пошлины, которыми облагались китайские товары. Гнет и произвол правительства и многочисленных чиновников сковывали предпринимательскую деятельность китайского национального капитала. Без свержения цинской династии и уничтожения феодальных порядков невозможно было расчистить дорогу для подъема экономики и капиталистического развития Китая.

Таким образом, назревшие потребности общественного развития Китая поставили в начале XX в. в порядок дня задачи революции. Появились и общественные силы, кровно заинтересованные в уничтожении империалистического и феодального гнета.

Крестьянство, составлявшее подавляющее большинство населения, было обречено на хроническую нищету, голод, лишалось жалких клочков земли. В Гуандуне 78% всех крестьянских хозяйств принадлежало безземельным крестьянам - арендаторам и полуарендаторам, в Цзянси и Хунани - 71%, в Сы-чуани - 70%. Помещик присваивал себе 60-70% урожая. В стране не прекращались стихийные антифеодальные выступления. Крестьянство призвано было стать одной из важных движущих сил назревавшей в Китае революции.

В начале XX в. значительно продвинулось формирование китайского пролетариата. По данным официальной статистики, в 1913 г. в Китае насчитывалось свыше 650 тыс. промышленных рабочих (учитывались предприятия, где работало не менее 7 рабочих). Рабочие сыграли активную роль в революционных событиях, но рабочий класс был еще слаб, не имел своей политической партии, не мог поэтому стать руководителем революции и повести за собой крестьянские массы.

В конкретных исторических условиях того времени единственным руководителем назревавшей в Китае революции могла быть национальная элита.

Несмотря на все препятствия, в начале XX в. продолжалось развитие китайского национального капитализма. Вступали в строй новые ткацкие фабрики, мельницы, предприятия пищевой промышленности. В 1903-1908 гг. было зарегистрировано 127 новых китайских промышленных предприятий. К 1911 г. их число увеличилось до 177. Но иностранные капиталовложения в промышленность Китая росли быстрее. Усиливались противоречия между китайской национальной элитой и феодально-абсолютистской цинской династией. Интересы национальной элиты требовали расчистить дорогу для быстрого развития капитализма. Однако сравнительно слабая, тесно связанная с феодальным землевладением элита не могла

стать решительным и последовательным руководителем революционной борьбы народных масс.

По своим объективным задачам назревшая в Китае революция носила антифеодальный и антиимпериалистический характер. Но Китай являлся не колонией, а полуколонией - страной, формально еще сохранявшей политическую независимость. Главным звеном политической надстройки, обеспечивающей эксплуатацию китайского народа феодалами и иностранными колонизаторами, была цинская монархия. Поэтому на первый план выдвигались антифеодальные задачи - свержение цинской династии и демократическое разрешение аграрного вопроса.

Складывание революционной ситуации

Глубокие социальные противоречия, обострившиеся в Китае в начале XX в., постепенно привели к возникновению революционной ситуации.

После подавления восстания ихэтуаней продолжались локальные стихийные выступления в различных провинциях. Наиболее крупным из них было восстание, охватившее в 1901 - 1905 гг. провинцию Гуанси.

В эти же годы активизировалась деятельность Сунь Ятсена и его сторонников. Возникают новые тайные революционные организации демократического направления. Цай. Юаньпэй создал в Шанхае «Общество восстановления суверенитета», которое объединяло революционные организации провинций Цзянсу и Чжэцзян. В Чанша создается организация революционеров провинции Хунань «Союз китайского возрождения», возглавленный Хуан Сином и Сун Цзяожэнем. Революционная молодежь из интеллигенции вступала в армию, вела пропаганду среди солдат. В армейских частях провинции Хубэй возникла революционная организация, легальным прикрытием которой была «Школа дополнительных знаний» в Учане.

Активизировалась и либеральная помещичья оппозиция цинскому режиму. В эмиграции ее представляли Кан Ювэй, Лян Цичао и другие реформаторы. Внутри страны также раздавались требования введения конституционной монархии и осуществления реформ.

Господствующим классам, правительству все труднее было управлять старыми методами. Правительство Цыси, которое недавно отправило на плаху руководителей реформаторского движения, было вынуждено теперь осуществить некоторые реформы. Юань Шикай и другие представители высшей бюрократии доказывали необходимость «изменений в законодательстве». Была провозглашена «новая политика».

В рамках этого запоздалого реформаторского курса осуществлялись некоторые изменения системы просвещения, открыты новые школы с европейской системой обучения, значительно увеличилось число молодых китайцев, получавших высшее образование За границей. В 1905 г. только в Японии обучалось уже 8 тыс. китайских студентов. Традиционная система экзаменов, необходимых для получения должностей в государственном аппарате, была приостановлена «на неопределенное время».

Было объявлено о предстоящей реформе административного аппарата. Правительство издало эдикты, отменяющие некоторые привилегии маньчжуров, разрешило смешанные браки, формально ликвидировалось рабство, запрещалось бинтование ног китайских женщин.

Цинское правительство согласилось на организацию министерства сельского хозяйства, промышленности и торговли, открытие технических школ. Было решено опубликовать «железнодорожный устав», «торгово-промышленный устав», проводить в крупных городах поощрительные промышленные выставки, конкурсы и т. п. Учреждались торгово-промышленные палаты. Но главное внимание сторонники «новой политики» уделяли модернизации армии.

«Новая политика», не укрепила позиций цинской династии. Осенью 1906 г. был опубликован императорский указ о предстоящем переходе к конституционному правлению, а в 1908 г. обнародована правительственная программа, предусматривавшая подготовку к введению в 1916 г. конституции и созыву парламента. Для разработки конституции были созданы провинциальные совещательные комитеты и общекитайская Совещательная палата в Пекине.

В ноябре 1908 г. почти одновременно умерли император Гуансюй и Цыси. Престол перешел к трехлетнему племяннику Гуансюя - Пу И. Отец Пу И - Цзай Ли был назначен принцем-регентом. При правлении Цзай Ли возник конфликт между китайской знатью маньчжурского происхождения и крупными сановниками-китайцами. Юань Шикай был отстранен от власти.

Влияние русской революции 1905 г. на Китай

Нарастание революционного кризиса создало благоприятную почву для сильного влияния на Китай русской революции 1905- 1907 гг. Немаловажную роль сыграли также непосредственные революционные связи между двумя странами. Они устанавливались разными путями.

На КВЖД бок о бок работали русские и китайские рабочие. Возникшая в полосе отчуждения КВЖД подпольная большевистская организация вела революционную работу не только среди русских, но и среди китайских рабочих, выпускала листовки на китайском языке. Китайские и русские рабочие проводили совместные забастовки и митинги. Многие из китайских рабочих ВЖД были накануне революции 1911 г. переброшены в Центральный Китай. Опыт, приобретенный китайскими рабочими в совместной борьбе с русскими рабочими под руководством большевиков, сыграл определенную роль в последующем революционном движении китайского народа.

Непосредственные связи с демократическими силами Китая имели и те русские революционеры-большевики, которые вынуждены были бежать от преследований царизма и попали в Китай. Так, после поражения русской революции в Шанхае жил видный деятель большевистской партии Ф. А. Артем (Сергеев), которому пришлось некоторое время работать там в качестве разносчика хлеба. Он общался с радикально настроенными китайскими интеллигентами, высказывал им точку зрения большевиков на перспективы революционного движения в Китае.

Устанавливались непосредственные связи и между представителями русской и китайской революционной эмиграции, находившимися в Японии. Сунь Ятсен, например, встречался и переписывался с одним из ветеранов-народников - Н. К. Судзиловским (Русселем).

Первые известия о революции в России произвели огромное впечатление на передовых представителей китайской интеллигенции. У них пробудился большой интерес к России, к борьбе русского народа, к русской литературе.

Китайский писатель Лу Синь писал, что в тот период китайская молодежь «нашла русскую литературу.

И тогда она поняла, что русская литература - наш учитель и друг. Русская литература раскрыла перед нами прекрасную душу угнетенного, его страдания, его борьбу; мы загорались надеждой, читая произведения сороковых годов. Мы горевали вместе с героями произведений шестидесятников. Разве мы не знали, что Российская империя вела агрессивную политику в Китае, но из ее литературы мы поняли самое важное, что в мире существуют два класса - угнетатели и угнетенные!

Сейчас это настолько общеизвестно, что едва ли заслуживает упоминания, но тогда это явилось величайшим открытием, равным открытию огня, когда первобытные люди научились варить себе пищу, когда мрак ночи осветился ярким пламенем».

Под влиянием начавшейся в России революции у китайских революционеров усилилась тяга к объединению и сплочению.

Революционная деятельность «Объединенного союза». «Три народных принципа» Сунь Ятсена

Летом 1905 г. при активном участии Сунь Ятсена, Хуан Сина, Сун Цзяожэня произошло объединение «Союза китайского возрождения» и революционных организаций, действовавших в различных провинциях, в единый «Китайский революционный объединенный союз», или «Объединенный союз» («Тунмынхой»), который возглавил Сунь Ятсен. В ноябре 1905 г. в Японии начал выходить орган «Объединенного союза» газета «Минь бао» («Народная газета»). В ней систематически публиковались статьи и информации о русской революции.

«Объединенный союз» стал влиятельной политической организацией. К 1906 г. число его членов достигло 10 тыс. Почти во всех провинциях были созданы местные нелегальные организации союза. Росло влияние «Объединенного союза» в армии.

Социальный состав членов «Объединенного союза» был неоднородным. В нем участвовали представители национальной элиты, предпринимателей, ремесленников города, отчасти крестьянства. Вместе с тем в союзе были представлены и либерально-помещичьи элементы. Программная декларация «Объединенного союза», составленная Сунь Ятсеном, предусматривала «изгнание маньчжурских варваров», «возрождение Китая», «установление республики», «уравнение прав на землю».

В тот период Сунь Ятсен выдвинул «три народных принципа». Впервые они были изложены в 1905 г. в первом номере «Минь бао», а в развернутом виде сформулированы в 1907 г.

Первый принцип - национализм - означал стремление к превращению Китая в подлинно независимое государство. Сунь Ятсен считал тогда, что главным условием достижения этой цели является свержение маньчжурской династии. Программные документы «Объединенного союза» не предусматривали открытого выступления против империалистических держав. Сунь Ятсен и его сторонники наивно верили, что западные державы окажут помощь в обновлении Китая. Правда, Сунь Ятсен начинал уже понимать, что такую помощь следует ждать не от капиталистов, а от прогрессивных сил Европы и Америки. В 1906 г. в письме к Н. К. Судзиловскому он отмечал, что американские капиталисты «не настолько глупы, чтобы совершить коммерческое самоубийство, помогая Китаю обрести собственную индустриальную мощь и стать независимым», и выражал надежду, что «бескорыстные люди во всем мире постепенно начнут понимать, что возрождение четвертой части человечества будет благодеянием для всех».

Второй принцип - народовластие - предусматривал борьбу за создание в Китае демократической республики.

Третий принцип - народное благосостояние - включал в себя план разрешения аграрного вопроса путем обеспечения «равных прав на землю». Сунь Ятсен считал, что это может быть осуществлено путем обложения всех помещиков налогом «согласно цене земли», т. е. изъятием государством дифференциальной ренты. На эти деньги государство сможет выкупить помещичьи земли. Если отбросить утопическую оболочку плана Сунь Ятсена, то его осуществление было бы равнозначно национализации земли.

Сунь Ятсен утверждал, что проведение «трех принципов» в жизнь позволит Китаю миновать капитализм и развиваться по социалистическому пути.

В. И. Ленин в работе «Демократия и народничество в Китае» дал глубокий анализ программы Сунь Ятсена.

«Боевой, искренний демократизм, - указывал В. И. Ленин, - пропитывает каждую строчку платформы Сунь Ят-се-на».

В. И. Ленин объясняет эту особенность мировоззрения Сунь Ятсена объективными условиями, в которых развивалось китайское освободительное движение. Установление республики в Китае было невозможно без громадного духовного и революционного подъема масс. А это предполагало и порождало самое искреннее сочувствие Сунь Ятсена и других китайских демократов к положению трудящихся. Между тем в Европе и Америке, где передовые китайцы заимствовали свои освободительные идеи, на очереди дня стояло освобождение от гнета запада, т. е. социализм. На этой почве возник субъективный социализм китайских демократов, их стремление уничтожить угнетение и эксплуатацию масс. Но объективные условия Китая выдвигали лишь один определенный вид этого угнетения и эксплуатации - феодализм.

«И вот оказывается, что из субъективно-социалистических дум и программ китайского демократа на деле получается программа „изменения всех правовых основ одной только "недвижимой собственности", программа уничтожения одной только феодальной эксплуатации.

В этом суть народничества Сунь Ят-сена, его прогрессивной, боевой, революционной программы демократических аграрных преобразований и его якобы социалистической теории».

Осуществление аграрной программы Сунь Ятсена, т. е. проведение национализации земли, теоретически возможное и при капитализме, создало бы наиболее благоприятные условия для быстрого развития капитализма в Китае.

Сунь Ятсену и его сторонникам пришлось вести идейную борьбу против ожививших свою деятельность либералов-конституционалистов. Кан Ювэй и Лян Цичао призывали своих сторонников объединиться во имя борьбы за конституцию. В различных провинциях возникали общества и организации конституционалистов. Борьба завершилась победой революционно-демократического крыла. Однако либералы отнюдь не сошли с политической арены. Хотя влияние Кан Ювэя и его соратников периода реформаторского движения ослабло, даже внутри «Объединенного союза» было немало деятелей, боявшихся революционной активности масс. Они и стали главной опорой тех, кто стремился к компромиссу с силами реакции.



Исмаэль Морено - испанский судья Высокого суда страны, выдал судебное постановление на задержание прошлого китайского премьера Ли Пэна, прошлого председателя Китайской республики Цзян Цзэминя и еще трех видных деятелей китайской правящей партии, обвиняющихся в геноциде жителей Тибета. Выданное постановление является международным документом, соответственно все обвиняемые должны подвергнуться аресту, как только они выедут за границы КНР. Иностранные счета этих политиков были заморожены.

В прошлом ноябре уже была попытка получить судебное постановление на задержание Цзян Цзэминя, однако испанское руководство подало апелляцию на судебное решение для предотвращения межгосударственных осложнений. Это ходатайство было отклонено в феврале нынешнего года, и испанский суд принял решение выдать судебное постановление на задержание функционеров.
По заявлениям истца, в результате бесчеловечных действий компартии КНР, на Тибете было убито около миллиона жителей и уничтожено 90% местных святынь.
Представители МИДа КНР потребовали от испанского правительства изменить принятое решение ради сохранения дружеских отношений между странами.
Тибет был захвачен КНР в 1950-м году. С тех пор местные жители добиваются независимости региона.
Цзян Цзэмин – видный китайский политик, занявший место председателя КНР в 1993 г. Под его руководством китайская экономика вышла на 7е место в мире.
Помимо Цзян Цзэмина, история Китая ХХ века богата многими выдающимися личностями, определившими все дальнейшее развитие государства. Расскажем о наиболее значимых китайских политических деятелях ХХ века.

1. Юань Шикай (1859-1916).

Процесс исторического развития Поднебесной в ХХ-м веке, как и в период конфуцианства, направляли личности, сосредоточившие в своих руках абсолютную власть. После свержения цинской династии неудачную попытку захватить императорский титул сделал Юань Шикай. Он был прекрасно образован и долгое время пользовался доверием последней императрицы Поднебесной Цыси. При его поддержке последний царствующий правитель империи - Пу И надеялся сохранить империю. Однако Юань Шикай, почувствовав политическую ситуацию, встал на сторону республиканцев, чтобы позже, в подходящий момент, их предать. Провозгласив себя пожизненным президентом Китая в 1912 году, он неудачно пытался восстановить Китайскую империю до смерти в 1916-м году.

2. Приемником Юань Шикая, в качестве руководителя страны, стал Сунь Ятсен (1866-1925).

Под воздействием западных веяний и христианства он начал осуществлять замысел уничтожения правящей династии. В 1912-м году он основал партию Гоминьдан и на протяжении некоторого периода являлся 1м президентом новообразованной Китайской республики. Он сформировал в Гуанчжоу второе правительство в 1920-м году, чтобы противостоять Бэйянским милитаристам. Поддержанный Советским Союзом, в 1923-м году, он провел реорганизацию партии. Скончался Сунь Ятсен в Пекине в 1925-м году. Сегодня он почитается на Тайване и в Китае как создатель первой народной республики.

3. Непосредственным приемником Сунь Ятсена являлся Чан Кайши (1887-1975).

Получивший неплохое образование, он стал членом партии Гоминьдан в 1920м году и быстро стал доверенным лицом Сунь Ятсена. После проигрыша китайской Компартии в гражданской войне, в 1949м году он был вынужден скрываться на Тайване, где став диктатором, при помощи США, смог добиться значительного экономического роста региона. Своей главной целью он считал свержение коммунистического режима на материковом Китае. Умер он в 1975-м году, так и не достигнув этой цели.

4. Главным противником Чан Кайши был Мао Цзэдун (1893-1976).

Мао можно смело назвать самым влиятельным политиком Китая ХХ-го столетия. Родившийся в семействе крестьянина, он с самой юности стал членом революционного движения и являлся одним из создателей Компартии Китая. Во время «великого похода» Мао укрепил свою лидирующую позицию в Компартии и сохранял это лидерство до самой своей смерти в 1976-м году. Мао вывел Китай из периода экономического застоя, но только для того, чтобы два раза вернуть страну в состояние хаоса: в период 1958-1960 гг. – так называемый «большой скачек вперед» и 1966-1976 гг. – время «культурной революции».

5. Чжоу Эньлай (1898-1976) был вторым человеком в Китае после Мао.

Доверенный соратник Мао, Чжоу получил европейское образование, после чего стал лидером коммунистического движения. В 1949-м он был назначен руководить министерством иностранных дел, а позже был назначен премьер-министром, и на этом посту сумел значительно сократить ущерб от «культурной революции».

6. Доверенным лицом Чжоу Эньлая был Дэн Сяопин (1904-1997).

Получив отличное образование во Франции в 1920-м году, Дэн вернулся в КНР и сделал стремительную партийную и армейскую карьеру. В1973-м году Чжоу Эньлай сделал его своим первым заместителем. Быстро став безоговорочным политическим китайским лидером, Дэн начал последовательно проводить курс «открытых дверей» и модернизации Китай.

Самые читаемые записи за последний час:

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»