Устное народное творчество авторское произведение. Устное народное поэтическое творчество. Примерное планирование факультативного курса

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

УСТНАЯ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
(общая характеристика)

Устная народное творчество - словесная часть сложных явлений народной культуры, которые нередко сочетают в целостном комплексе различные виды и формы творческой деятельности (слово, музыку, хореографию и т.д.). На определение таких явлений европейская научная традиция предлагает термин фольклор, что в переводе с английского означает «народное знание, народная мудрость». Науку о устное народное творчество называют фольклористикою.

Такие добавления и изменения, естественно, происходят в рамках нынешних литературных и культурных конвенций, но, тем не менее, это определенная степень индивидуального творчества. За немногими исключениями этот процесс, скорее всего, вступит в актуализацию любой части устной литературы, что, таким образом, становится в некотором смысле уникальным литературным произведением - работой, сделанной в один конкретный случай. Это в значительной степени связано с некоторыми теоретическими предположениями, сделанными в прошлом о дословной передаче устной традиции, предположительно типичной для неграмотных обществ.

Фольклорные сочинения по родовому признаку разделяют на эпические, лирические и драматические. В пределах родов произведения согласно поэтики и функциональных примет разделяют на жанры. В зависимости от исторических условий каждый жанр переживал «благоприятный» и «неблагоприятный» периоды своего бытования, выявленные в этапах возникновения, распространения, включения в массовый репертуар, старение и упадка.

Модель письменной литературы также вводила в заблуждение в этом контексте, с ее концепцией точной передачи через рукописи или печатный станок. Поэтому необходимо еще раз подчеркнуть, что многие из характеристик, которые мы теперь связываем с письменной литературной традицией, не всегда применимы к устному искусству. Существует не обязательно какая-либо концепция «аутентичной версии», и когда конкретная литературная пьеса передается аудитории, концепции экземеризации или разработки часто с большей вероятностью будут на первый план, чем концепция запоминания.

Древнейшие проявления словесного творчества пришлись на период формирования человеческой речи. В течение ряда веков у всех народов преобладал фольклорный тип поэтического творчества. Ему присущи такие черты: усність, традиционность, вариантность, сочетание слова с элементами других искусств, непосредственность контакта исполнителя со слушателем, коллективность.

Скорее всего, будет мало раскола, знакомого из письменных форм, между составом и исполнением, а также между созданием и передачей. Неспособность реализовать это привела к множеству заблуждений, в частности, к представлению одной из версий как правильной и достоверной, а лишь к частичному пониманию решающего вклада самого исполнителя. Еще одним существенным фактором является аудитория, которая, как это не касается письменных форм, часто непосредственно участвует в актуализации и создании устной литературы.

Согласно конвенции, жанру и личности художник может быть более или менее восприимчив к реакциям своих слушателей, но, за некоторыми исключениями, аудитория какого-то рода, как правило, является неотъемлемой частью всей литературной ситуации. Нельзя избежать устного артиста из личной встречи с его аудиторией, и это то, что он может использовать, а также под влиянием. Иногда он выбирает непосредственное привлечение своих слушателей, как в сюжетных ситуациях, когда рассказчик обычно раскрывает формулу, которая явно вызывает внимание его аудитории; он также часто ожидает, что они будут активно участвовать в повествовании и, в частности, присоединиться к хорам песен, которые он вводит в повествование.

Фольклор тесно связан с народной жизнью. Он отражает народные мифологические представления, верования, мораль, семейные отношения и историческую память. Устная народное творчество соотносится с таким этапом человеческого бытия, когда «фольклорным» способом происходило познания и отражения действительности, а также аккумулировалось усвоенный опыт. По типу мировосприятия фольклор тесно связан с миром мифологии, однако как явление искусства, родственный литературой. Двойная природа фольклора делает его посредником между древнейшей мифологией и литературой. Последняя возникает вместе с зарождением письменности. И хоть исторически литература связана с устным народным творчеством, характер писанного слова значительно отличается от устного.

Аудитория может быть использована аналогичным образом в исполнении поэзии, в частности, в песнях, в которых поэт является обычной практикой для того, чтобы поэт выступал в качестве лидера, пел и импровизировал стихотворную линию, в то время как аудитория выступала в качестве хора, поддерживающего бремя песня, иногда под аккомпанемент танца или инструментальной музыки. В таких случаях тесная связь между художником и аудиторией может почти превратиться в личность, хор, непосредственно участвующий, по крайней мере, в некоторых частях исполнения.

В отличие от литературного произведения, который имеет определенное авторство, фольклор - это творчество анонимная. Нередко случалось так, что песню составлял один народный певец, ориентируясь на культурные ожидания определенного круга слушателей. Передаваясь из уст в уста и претерпевая изменений, она теряла авторство и становилась достоянием коллективной памяти. Таким образом, фольклор является коллективным явлением.

Во-первых, тип вовлеченной аудитории может повлиять на презентацию устной пьесы - художник может, например, уклоняться от непристойностей, определенных типов шуток или сложных форм в присутствии, скажем, детей или миссионеров, которые он будет включать в другие контексты. Прямые ссылки на характеристики, поведение или состояние конкретных слушателей также могут быть представлены с большой эффективностью тонким и гибким способом, обычно не открывающимся для письменной литературы. Члены аудитории также не должны ограничивать свое участие молчаливым прослушиванием или просто принимать приглашение главного исполнителя для участия - они могут также в некоторых случаях ворваться в спектакль с дополнениями, запросами или даже критикой.

Коллективность фольклорного творчества не означает ее полного обезличивания. Талантливые народные авторы и исполнители ощутимо влияли на совершенствование произведений, учитывая исторические изменения и Связанные с ними актуальные культурные запросы коллектива. Некоторые фольклорные жанры приобретали массового распространения, зато другие требовали от исполнителя специального обучения, особого музыкального или актерского дарование. В ряде случаев можно говорить о профессионализации народных исполнителей. Возникали своеобразные профессии, отвечали духовным потребностям тех или иных общественных групп. Такими профессиональными исполнителями в украинской народной традиции были, в частности, лирники, кобзари, бандуристы, тесно связанные с идеологией казацкого сословия.

Это распространено не только в типичном и ожидаемом случае рассказывания историй, но даже в таких формализованных ситуациях, как в сложных песнях Йоруба-иджала. Выступление одного художника-иджалы критично воспринимается другими присутствующими экспертами, и если кто-то считает, что исполнитель ошибся, он режет такие слова, как. Позволю себе не согласиться; это неверно.

25, которому исполнитель может попытаться защитить себя, заявив о себе или предложив, чтобы другие уважали его целостность. Пусть не трогательная походка на тростниковой крысе. Пусть тростниковая крыса избегает проникновения на путь цивет-кошки. Пусть каждое животное следует плавному пути своей дороги.

Важно осознавать, что запись словесной части фольклорного текста - это лишь суррогатная форма, которая не учитывает реальной ситуации бытования народного искусства. Эта ситуация предполагает существование фольклорного произведения в целостном художественном комплексе и одновременно в нескольких равноценных вариантах. Вариантность является следствием устного бытования фольклорного произведения в разных регионах и в разные исторические периоды. Распространение в многочисленных вариантах обеспечивало длительное существование произведения, поскольку изменения, которые вносились исполнителями, способствовали адаптации текстов к требованиям конкретного культурной среды и актуальных запросов времени.

Эта возможность как прояснения, так и вызова членов аудитории и их влияния на производительность действительно является одним из основных различий между устными и письменными литературными произведениями. Как сказал Платон давно: То же самое с написанными словами. Вы думаете, что они говорили так, как если бы они были умными, но если вы спросите их о том, что они говорят и хотят учиться, они просто продолжают говорить одно и то же навсегда. Это приводит к еще одной важной характеристике устной литературы: значение фактического случая, которое может напрямую влиять на подробный контент и форму выполняемой пьесы.

Устная народное творчество - важная часть национальной культуры. Она является источником познания истории народа, его общественного сознания, этических норм и эстетических представлений.

Фольклор совершил ощутимое влияние на становление и развитие литературы. Народнопоэтические мотивы сыграли заметную роль в формировании литературных сюжетов, а фольклорные темы, образы, персонажи использовались и переосмысливались литературой на протяжении всего ее существования. Писатели всегда заимствовали из народного творчества символику использовали и модифицировали фольклорные жанры.

Устные части не состоят в исследовании, а затем передаются через безличный и изолированный носитель печати, но, как правило, непосредственно участвуют в случаях их фактического высказывания. Д.; опять же, с определенными формами прозы, уместность этого случая может быть более высоко оценена местными критиками, чем сам вербальный контент. Но даже в тех случаях, когда эта конкретная связь не существует, на фрагмент устной литературы, как правило, влияют такие факторы, как общая цель и атмосфера собрания, на котором оно проводится, недавние эпизоды в умах исполнителей и зрителей или даже время года и непригодность урожая.

В целом народное творчество - явление многомерное. Трудно переоценить ее познавательное и воспитательное значение. Сохраняя в сконцентрированной форме информацию о различных проявления жизни этнического коллектива, она является яркой и своеобразной версией духовной истории народа.

Расскажи, чем отличается народная сказка от авторской (литературной).

Многие устные высказывания возникают в ответ на различные социальные обязательства, которые, в свою очередь, используются поэтом и рассказчиком для его собственных целей. Таким образом, исполнитель устных произведений мог бы быть более вовлечен в реальные социальные ситуации, чем писатель в более знакомых грамотных традициях. Эти характерные черты устных литературных форм имеют несколько последствий для изучения устной литературы. Всегда необходимо поднимать точки, которые кажутся только второстепенными в случае письменной литературы - вопросы о деталях работы, аудитории и событиях.

А в чём сходство этих сказок?

Сказка – это вымышленная история, в которой может произойти всё, что угодно, что немыслимо в реальной жизни, и которая, как правило, заканчивается хорошо и благополучно.

Писатели очень любят обрабатывать и пересказывать народные сказки. Часто они сами придумывают свои сказки, используя в них персонажей народных сказок, сюжеты, народные средства поэтической речи (постоянные эпитеты, троекратные повторы, фразеологизмы, пословицы и поговорки и т. д.)

Чтобы проигнорировать их в устной работе, необходимо упустить большую часть тонкости, гибкости и индивидуальной оригинальности своего создателя и, кроме того, не учитывать эстетические каноны тех, кто тесно связан с производством и получением этой формы литературы.

Это достаточно просто, чтобы заявить, но такие последствия чрезвычайно трудно преследовать. Мало того, что существует соблазнительная модель письменной литературы, которая постоянно заставляет задуматься о таких вопросах для более знакомого текстового анализа; есть также практические трудности для преодоления. Сами слова относительно легко записывать: можно использовать диктовку, тексты, написанные помощниками, или записи на магнитной ленте. Но для всего важного аспекта фактической производительности - как записать это?

Назови сказки, героями которых являются сказочные человечки. Если помнишь, перечисли этих героев.

Произведения, где героями стали сказочные человечки – авторские. В отличие от фольклорных сказок, где характеры героев однотипны и предсказуемы, в литературной сказочной повести характеры героев сложные и противоречивые.

Еще сложнее, как передать его читателям, которые сами не знакомы с этой формой искусства? За несколько дней до появления портативного магнитофона эта проблема была практически непреодолимой. Таким образом, общая тенденция заключалась в том, что ранние ученые полагались только на письменные записи устной литературы, которую они собрали. Во многих случаях, кроме того, они использовали довольно неадекватные источники, возможно, из вторых рук, или в резюме только с художественными разработками или повторениями.

Это тем более печально, что обычная практика сосредоточения внимания на текстах только побуждала других следовать той же схеме, даже когда она стала открыта для использования новых носителей для записи. Эта среда очень помогла решить некоторые проблемы записи деталей производительности. Но визуальные эффекты, созданные художником, по-прежнему склонны ускользать от записи. Кроме того, проблема передачи стиля работы более широкой аудитории по-прежнему остается реальной: немногие, если какие-либо издатели готовы включить записи в свои сборники опубликованных текстов.

Финская писательница Туве Янссон написала «Шляпа Волшебника». Сказочные герои – муми тролли. Малыши Снифф, Снусмумрик. Они похожи на бегемотиков, у них четыре лапы, короткие ножки, есть хвостик. Они любознательны, добры, справедливы, фантазёры и любят путешествовать.

Джон Роналд Руэл Толкин - сказочная повесть «Хоббит». В этой повести герои: маленький милый народец – хоббиты. Ростом они меньше карликов, сообразительны и шустры, однако не любят торопиться. У них зоркий взгляд и острый слух, они носят одежду и не носят обувь. Ноги поросли у них густым мягким мехом. Обожают вкусно поесть и попить.

Таким образом, общественность по-прежнему испытывает впечатление о африканской устной литературе как своеобразной письменной литературной манки, явно не имеющей разработки формулировки и узнаваемости ассоциаций, известных из знакомых форм, и без конкретных стилистических приспособлений, характерных для устных форм, которые становятся ясными. Полная оценка должна зависеть от анализа не только словесного взаимодействия и обертонов в пьесе, ее стилистической структуры и содержания, но и различных подробных устройств, которые исполнитель имеет в своем распоряжении для передачи своего произведения аудитории, а также различными способами они используются разными людьми.

Главный герой английской сказочной повестиАлан Милн «Винни Пух». Он друг Пятачка, приятель Кролика, утешитель Иа-Иа. Любознательный, сообразительный, поразительный, изобретательный медведь, любит мёд. Пятачок: хороший друг, трусишка, фантазёр, отзывчивый.

А.Н. Толстой повесть-сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Герои-человечки: Буратино, Мальвина и другие.

Неудивительно, что большинство выпусков устного искусства концентрируются на текстовом аспекте и мало говорят о других факторах. Но, трудно или нет, без включения какого-либо рассмотрения таких вопросов мы едва начали понимать его эстетическое развитие как продукт художественного творчества. Некоторые из этих теорий подробно обсуждаются в последующих главах, но вкратце они включают такие идеи, что «устная традиция» передается слово в слово из поколения в поколение и таким образом воспроизводится дословно из памяти на протяжении веков; или, наоборот, что устная литература - это то, что возникает в общине, от людей или «народных» в целом, так что не может быть и речи об индивидуальном авторстве или оригинальности.

Сказочный герой Чиполлино в повести Джанни Родари «Приключения Чиполлино».

Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон». Карлсон - «взрослый ребёнок». Выдумщик, сластёна, уверенный в себе.

Перечисли, с какими видами устного народного творчества вы познакомились в 1 и 2 классах. Приведи примеры.

Устное народное творчество - это словесное творчество народа , передаваемого из уст в уста, из поколения в поколение .

Можно видеть, как оба эти предположения неизбежно уклонялись от интереса к фактическим одновременным действиям, вариациям и роли отдельного поэта или рассказчика в конечном литературном продукте. Связанное предположение заключалось в том, что устная литература была относительно неразвитой и примитивной; и эта уничижительная интерпретация была применена к устной литературе как в совершенно неграмотных обществах, так и в тех случаях, когда она сосуществовала с письменными литературными формами в «цивилизованных» культурах.

Это мнение получило очевидное подтверждение от появления простых текстов прозы в переводе или синопсисе, и люди не чувствовали необходимости углубляться в более глубокий анализ, скажем, обертонов и художественных соглашений, лежащих в основе этих текстов, а тем более индивидуальный вклад исполнителя и композитора, Таким образом, не было необходимости в дальнейшем разъяснении, поскольку заранее предполагалось, что из этой «неотъемлемо грубой» устной среды может возникнуть мало реальной заинтересованности.

Сказки и былины, пословицы и поговорки, загадки и скороговорки, заклички и приговорки, потешки, колыбельные – вотвиды устного народного творчества, с которыми познакомились в1-2 классах.

Сказки: «Зимовье», «У страха глаза велики»… Скороговорки: Мёд в лесу медведь нашёл – мало мёду, много пчёл. Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела. Очень много ножек у сороконожек.
Пословицы и поговорки: Делу – время, потехе – час. Без труда не вытянешь и рыбки из пруда. Жизнь дана на добрые дела. Загадки: У кого есть шапка без головы, а нога без сапога? (гриб) Не по рыбам, а сети расставляет. Кто это? (паук)
Заклички: Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи, Выйду на крылечко, Дам огуречка. Дам и хлеба каравай – Сколько хочешь, поливай! Приговорки: Бабочка-коробочка, Полети на облачко, Там твои детки – На березовой ветке.
Потешки: Ехали мы, ехали В город за орехами, По кочкам, по кочкам, По маленьким пенёчкам – Да в ямку бух! Колыбельные: Баю-баю-баю-баю Не ложись, дитя, на краю, Придет серенький волчок, И ухватит за бочок…

7. Чем стихотворение отличается от рассказа? Назови несколько признаков.

1.Рассказ – одна из прозаических форм эпического жанра. Стихотворение относится к лиро-эпическим литературным жанрам.

2.Ритмическая организация (ритм) в рассказе проявляется на уровне авторского стиля. В стихотворении ритм является основой упорядоченного чередования ударных и безударных слогов, то есть, стихотворного размера.

3.В рассказе не используется рифма. В большинстве стихотворных текстов рифма считается обязательным формообразующим элементом.

4.Рассказ строится на сюжетной основе. В стихотворении чаще всего сюжетная линия отсутствует.

5.Повествование в рассказе связано с необычным эпизодом из жизни главного героя. Стихотворение передает эмоциональное состояние лирического героя, вызванное какими-либо важными для него событиями.

Первое отличие стихотворения от прозы заключается в форме . То есть текст, записанный в столбик является стихами, а текст в строчку – прозой.

Второе отличие: ритм (чередовании ударных и безударных звуков)

Третье отличие : рифма (созвучие концов строк)

Выводы:

  1. В отличие от прозы стихотворение можно пропеть. Благодаря ритму и рифме оно легче запоминается.
  2. Стихотворная форма предполагает написание рядов в столбик, а прозаическая – в строчку.
  3. И содержание, и само звучание слов в стихотворении несут определенный смысл, в отличие от прозы, задача которой – описывать и доносить информацию.

8. Что такое опорные (ключевые) слова? Их роль в тексте.

Опорные слова, их называют ключевыми . Главные слова, на которых строится текст .

Эти слова помогают передать содержание текста, самое главное и основное. Могут быть опорными словосочетания и предложения. Ключевые слова могут в тексте быть выделены другим или жирным шрифтом, чтобы их было хорошо видно. На уроках литературного чтения и окружающего мира мы сами ищем и выделяем ключевые слова, готовясь к пересказу, чтобы лучше передать содержание. Ключевые слова помогают нам лучше понять текст и запомнить.

9. Для чего создавались народные песни, прибаутки, потешки, небылицы, пословицы? Докажи.

Прибаутки созданы для того, чтобы развеселить ребёнка, пошутить вместе с ним. Потешки – песенки , сопровождающие игры, забавы с малышами, которых учат ходить или выполнять разные действия с пальцами, ручками, ножками.

Небылицы и перевёртыши – это такие стихи, в которых всё перевёрнуто, чтобы насмешить людей, поднять их настроение; это заведомая чепуха, прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора.

Пословицы – тексты, состоящие из одного предложения и содержащие глубокий смысл.Пословицы обычно состоят из двух частей: “Делаешь наспех – сделаешь насмех”; “Землю красит солнце, а человека-труд”. Часто эти части рифмуются. “Без пословицы речь не молвится”, – говорили на Руси

Все вместе это зовется фольклором. Фольклор – это произведения созданные устами народа.

В фольклоре много жанров и все они передают меткость и красоту русского языка .

10. С творчеством каких детских писателей ты знаком? Приведи пример.

В школе мы знакомились с произведениями русских и советских писателей. К русским писателям можно отнести тех людей, кто жил и работал в нашей стране, когда она называлась Россией. К тому времени можно отнести таких писателей как Л.Н. Толстой, А.С.Пушкин, К.Д Ушинский. К советским, относятся писатели, которые писали тогда, когда наша страна называлась СССР. (Советский Союз) К ним можно причислить Н.Н. Носова, В. Бианки, М. Пришвина, В. Драгунского, А. Гайдара, В. Осееву и др. Мне знакомы следующие произведения: « Косточка» , «Акула» Л. Толстого, « Сказка о рыбаке и рыбке» А Пушкина, «Мишкина каша» Н.Носова, « Ребята и утята» М. Пришвина, « Хитрый Лис и умная Уточка» В Бианки, « Три сына» В. Осеевой.

Все эти и другие писатели писали о детях и для детей.

(В качестве примера в ответе можно использовать имена других писателей)

11. Как составить план рассказа или сказки? Расскажи памятку.

Памятка по составлению плана рассказа.

Прочитай рассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст.

· О чем говорится в начале рассказа?

· Чем заканчивается текст?

1. Раздели рассказ на смысловые части (одна часть отличается от другой содержанием).

2. Определи главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения, или опорные (ключевые) слова.

3. Перечитай их, скажи своими словами, о чем говорится в данной части. Подбери к ней заголовок.

4. Запиши свой заголовок к каждой части.

5. Проверь себя по книге, определи, отражает ли заголовок главное. Не повторяется ли название, не пропущено ли что-либо важное.

6. Перескажи каждую часть, а затем весь текст.

12. Расскажи о творчестве К.И. Чуковского. Какие произведения этого автора тебе знакомы?

К. И Чуковский – псевдоним писателя. Настоящее его имя Николай Васильевич Корнейчуков. Он родился в Санкт Петербурге. Чуковский не только писал, но и переводил с английского на русский произведения зарубежных авторов. Он был очень популярен. Для детей он писал короткие стихи, но большей популярностью пользовались его сказки в стихах. « А йболит», « Федорино горе» , « Муха – цокотуха», « Бармалей», «Краденое солнце» и др. Многие его произведения дети знают наизусть и перечитывают по многу раз.

13.Что такое былина? Чем былина отличается от сказки? Кого из героев былин ты знаешь?

Былины – это народные песни, получили своё название от слов «быль», «было». В них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно были: о сражениях с врагами, о победах русских воинов. Они создавались для исполнения на праздниках, на пирах. Исполняли их особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и аккомпанировали себе на гуслях.

Отличие сказки от былины: сказка написана в прозе, а былина в стихах. В сказке есть сказочные приметы, происходят волшебные события. В былинах много архаизмов (устаревшие понятия), есть слова с двойными гласными.

Герои русских былин – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Садко, Еруслан Лазаревич, Микула Селянинович, Святогор и другие.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»