И.В. Сталин как теоретик марксизма-ленинизма

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

С именем В.И.Ленина связан новый этап в развитии марксистской философии. Ленин придал диалектическому материализму новую форму, соответствующую новому историческому и научному опыту человечества. Наполнил и обогатил философские категории.

Ленин был самым последовательным революционным марксистом, диалектическим материалистом, врагом доктринерства, догматизма. Душу марксизма Ленин видел в революционной диалектике.

Ленин являлся основателем революционной партии, организатором и вождем Великой Октябрьской социалистической революции, руководителем первого в мире социалистического государства.

Идеи Ленина указали конкретные пути практического революционного преобразования общественных отношений, пути строительства коммунистического общества. Ленинизм как интернациональное учение стал в 20 веке знаменем борьбы за политическое, экономическое и духовное освобождение народов. Под знаменем Ленинизма социалистические революции победили в ряде стран Европы, Азии и Латинской Америке.

Идеи Ленина оказывали огромное воздействие на духовную жизнь человечества, на перспективы развития науки, на формирование научного мировоззрения.

Ленинские идеи в развитии и обогащении марксизма-ленинизма, философской науки, являлись теоретической основой практической деятельности КПСС и советского государства. В.И.Ленину пришлось пересмотреть ряд устаревших теоретических положений, которые больше не соответствовали новым условиям рабочего класса.

К числу открытий и научных предвидений относится вывод, что империализм есть последний этап капитализма. Революция 1905 - 1907 годов была прологом Великой Октябрьской революции, которую Ленин предвидел, над подготовкой которой трудился, веря в окончательную победу социализма, коммунизма.

Вторая революция - в науке, естествознании и физике. Она приобрела размах и ширину. И это предвидел Ленин, предсказывая, что как атом, так и электрон неисчерпаем, как макромир, так и микромир бесконечен. Ленин связывал дальнейшие перспективы развития физики, естествознания в целом с переходом естествоиспытателей от стихийного материализма к современной, высшей форме материализма - диалектическому материализму.

Сталинизм.

Сталин правил страной с середины 20 годов до 1953г. 20 века. Был соратником Ленина, идейным последователем марксизма-ленинизма. Но, являясь, по сути, единоличным властителем, извратил эту философию, отошел от ее норм и установил свои.

Сталинизм существовал как цельная, исключительно жестокая авторитарная идеология, охватывающая все сферы духовной жизни общества. Это была идеология официально существовавшая и господствовавшая в партии и стране в течение нескольких десятилетий.

Сталин не был коммунистом в марксистском понимании, его идеалом был «грубый» социализм казарменного типа, для которого характерны аскетизм и уравниловка в удовлетворении человеческих потребностей, деспотизм и произвол узкого круга «революционных» лидеров, бюрократизация всей системы, общественных связей, отношение к человеку как к слепому орудию выполнения воли вышестоящих инстанций, культ личности и авторитарная власть «вождя».

Условием возникновения сталинизма явилась однопартийная система, обеспечившая монополию на власть в стране и постоянное ограничение внутрипартийной деятельности вплоть до сведения её на нет.

Новые партийные функционеры, как и сам Сталин, с неприязнью относились к представителям ленинской гвардии, к партийной интеллигенции вообще, порицая и отвергая привычные для большевиков-ленинцев демократические формы внутрипартийных отношений и решения жизненно-важных проблем.

Характерной чертой сталинизма как идеологии является, в отличие от марксизма-ленинизма, его абсолютная непримиримость к любым отклонениям от официально выраженной и утвержденной точки зрения.

Созданная Сталиным система цензуры пресекала любую оригинальную мысль в области теории обществознания (и не только).

Другой особенностью сталинизма выступает его внешняя простота, элементарность, приспособленность к восприятию теоретически не развитым сознанием. Изложение идей коротко, чётко и ясно - избавляло сознание от необходимости блуждать в дебрях диалектических противоречий. Элементарность содержания пропаганды неизбежно вела к схоластике и догматизму, что противоречило сути марксистско-ленинской науки.

Сталин цитировал и комментировал произведения Маркса, Энгельса и Ленина, используя их высказывания для подтверждения своих теоретических «новаций».

В результате при Сталине марксизм-ленинизм приобрёл иное содержание и смысл. Не будучи глубоким мыслителем, Сталин присвоил себе положение главного теоретика партии, поднявшегося до уровня Ленина. Это было высшим выражением культа личности Сталина.

Один из основных постулатов сталинизма - признание непрерывного сохранения и обострения классовой борьбы в области идеологии по мере укрепления и развития социализма. Поддерживалась постоянная идеологическая напряжённость. Сознательная цель Сталина при осуществлении идеологических и политических компаний - уничтожение интеллигенции, имеющей свои независимые взгляды и суждения.

Сверхзадачей было создание идейного террора, страха и формального единомыслия.

Кнут репрессий оказывал влияние на сознание людей, вёл их в сторону казарменного социализма, который был избран в качестве адекватной формы нового строя.

Сталинизм сумел завладеть сознанием миллионов людей, стал их мировоззрением, не только в СССР, но и в Китае (культ личности «великого кормчего» - Мао).

Сегодня в Китае правящая КПК заявляет курс на сочетание марксизма-ленинизма, теории Мао Цзэдуна , вклада Дэн Сяопина и учета китайской специфики .

Председатель Центральной контрольно-ревизионной Комиссии КПРФ В.С.Никитин считает, что КПРФ в соответствии со своей Программой обязана творчески развить марксизм-ленинизм на основе отечественного и мирового опыта .

Возникновение и применение термина

В ходе этой эволюции марксизм-ленинизм стал состоять из следующих основных элементов :

  1. диалектический материализм , который самим Марксом не был описан;
  2. исторический материализм , который был включён в диалектический материализм в конце 1970-х гг. и истолкован как распространение принципов последнего на область общественных явлений;
  3. критический анализ капитализма, имевший целью приспособить старое описание капитализма к реалиям XX века - необходимо было отстоять, вопреки фактам, устаревшую теорию, что общий кризис капитализма продолжает углубляться;
  4. теория партии особого типа и связанного с партией революционного движения, развитая Лениным; такая теория отсутствовала в ортодоксальном марксизме;
  5. коммунистическое пророчество - построение коммунизма то объявлялось делом ближайших десятилетий, то отодвигалось на «исторически обозримый период».

Основные отличия от классического марксизма

В марксизме отсутствовало понятие «партии нового типа». Диктатура пролетариата , согласно марксистскому учению, является необходимым средством для перехода от капитализма к коммунизму. Учением марксизма-ленинизма о «партии нового типа» по сути свело диктатуру пролетариата к диктатуре революционной партии, контролирующей все стороны жизни общества, начиная с политики и экономики и кончая частной жизнью его членов. Находящаяся у власти монопольно правящая партия сочетает идеологию, призванную вызывать энтузиазм, с террором, постоянно внушающим страх. Она утверждает, что имеет новые решения всех экзистенциальных аспектов бытия, касающихся смысла истории и человеческой жизни, человеческого счастья, справедливости и тому подобное. Она обосновывает также новый кодекс моральных предписаний, в котором высшим долгом объявляется служение самой партии, а не обществу в целом. Маркс и Энгельс представляли себе коммунистическую партию похожей на другие политические партии, и в особенности на партии рабочего класса .

Другим важным моментом, в котором марксизм-ленинизм отошёл от марксизма, была трактовка предпосылок победы социалистической революции. Согласно Марксу, победа социалистической революции возможна только при условии, что она происходит одновременно в наиболее развитых капиталистических странах. Марксизм-ленинизм выдвинул идею о возможности победы социализма в одной отдельно взятой стране, если эта страна является отсталой, по преимуществу крестьянской страной. Теория перманентной революции , развивавшаяся Л. Д. Троцким начиная с 1905 года, отрицала промежуток между антифеодальной (буржуазной) и антикапиталистической (социалистической) революциями и утверждала неизбежность перехода от национальной к международной революции: начавшись в России как буржуазная, революция обязательно начнётся и в промышленно-развитых странах, но уже став социалистической. Ленин долгое время не соглашался в этом с Троцким, но в 1917 году всё же заявил, что революция в России добьется успеха, если только вслед за ней начнётся международная революция. Положение о возможности победы социализма в одной отдельной стране было выдвинуто Сталиным. Однако он сделал всё, чтобы его авторство осталось неизвестным. Он приписал эту идею Ленину, для чего фальсифицировал высказываня как Ленина, так и Троцкого. Таким образом Сталин получил возможность резко противопоставить «ленинизм», утверждающий, что построить социализм в одной стране возможно, «троцкизму», преподносимому им как пораженческая, антиленинская позиция .

По классическому марксизму любая социальная революция развивается следующим образом: материальные условия производства подготавливаются и растут до тех пор, пока они не вступят в конфликт с правовыми и социальными отношениями и, вырастая из них как из одежды, не разорвут их. Революция политическая всего лишь может привести к тому, что один набор правителей сменит предыдущих, а это - лишь простая смена лиц, осуществляющих государственное управление. События октября 1917 года в России опровергли рассуждения Маркса о характере «грядущей революции». Однако марксизм-ленинизм вместо того, чтобы признать это опровержение, переинтерпретировал как общую теорию социалистической революции, так и Октябрьские события с тем, чтобы привести их в соответствие. В результате данная теория сделалась в принципе нефальсифицируемой и утратила всякое эмпирическое содержание. Подобным образом марксизм-ленинизм пересмотрел ключевые идеи марксизма о соотношении базиса и надстройки и о социализме как коротком переходном периоде от капитализма к коммунизму. Философ Г. П. Федотов отметил, что все произведённые изменения стали «интерпретировать марксизм в таком духе, от которого сам Маркс пришел бы в бешенство» .

Соотношение с другими учениями и доктринами

Чучхе

Официальная идеология правящей Трудовой партии Северной Кореи , возникшей в 1955, в результате трансформации идей марксизма-ленинизма и идей Ким Ир Сена .

Маоизм

Официальная идеология СССР

Тома полных собраний сочинений основоположников (Маркса, Энгельса, Ленина) стояли на почётном месте во всех советских библиотеках (одно время рядом с ними были также собрания сочинений Сталина). Существовала также официально одобренная интерпретация трудов классиков, которая менялась с ходом времени .

Марксизм-ленинизм подлежал обязательному изучению во всех советских образовательных учреждениях, начиная со старших классов средней школы. Также выпускалось большое количество книг и научных статей, посвящённых толкованию марксизма-ленинизма. Однако все споры велись вокруг незначительных вопросов; любые попытки усомниться в базовых положениях марксизма-ленинизма сурово пресекались.

Дополнением к трудам основоположников были решения и постановления съездов и пленумов КПСС; эти документы также подлежали обязательному изучению в учебных заведениях СССР.

Конечной целью марксизма-ленинизма провозглашалось установление коммунистического строя во всём мире; при этом СССР и другие социалистические страны должны были служить исходной базой для распространения коммунизма на другие страны (на Западе это называли «экспортом революции »). СССР также претендовал на роль руководителя всего мирового коммунистического движения, что создало основу для конфликта с Югославией и позже с Китаем .

Угасание интереса к марксизму-ленинизму

В условиях ухода от принципов сталинизма , атмосфера страха, составлявшая его основу, стала развеиваться. Это привело к тому, что коммунистический энтузиазм постепенно сходил на нет и для его поддержки требовались особо завлекательные обещания. Идеология марксизма-ленинизма начала разлагаться. Первым глубинным свидетельством этого явилась новая программа коммунистической партии, провозгласившая, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Такие обещания показывали, что теоретики марксизма-ленинизма не понимали сути коммунизма и процессов, шедших в советской экономике. Вера в реальность построения коммунизма стала быстро угасать с конца 1970-х гг. Э. Геллнер так писал о том времени: «…Убогая, хотя и относительно мягкая брежневская эпоха подорвала веру в идеалы гораздо сильнее, чем пронизавший всё общество тотальный, непредсказуемый и в высшей степени разрушительный сталинский террор, который по крайней мере можно было воспринимать как леденящее душу драматическое предвестие рождения нового общества, пришествия нового человека» .

Одним из признаков нарастающего кризиса марксизма-ленинизма стало то, что начиная с 1960-х гг. в советской философии всё в большем числе стали появляться работы посвященные философии науки, логике, истории философии и не связанные непосредственно с традиционной проблематикой диалектического и исторического материализма. Непременное упоминание классиков марксизма-ленинизма оказывалось в них по преимуществу формальным. Понятия «марксистско-ленинская философия» и «советская философия» уже не были идентичны и продолжали расходиться с течением времени. Целый ряд советских философов 1970-1980-х гг. не имел уже к марксизму-ленинизму никакого отношения .

После распада СССР

Критика

Критики марксизма-ленинизма относят к основным ошибкам учения марксизма-ленинизма его теоретическое положение, согласно которому новый общественный строй - коммунизм - непременно победит капитализм в силу естественных причин, что коммунизм будет способен обеспечить более высокую производительность труда, чем капитализм. Однако попытки построить коммунизм на практике не увенчались успехом .

История стран, пытавшихся следовать учению марксизма-ленинизма, продемонстрировала его внутреннюю парадоксальность: созданный в качестве теоретического обоснования строительства совершенного коммунистического общества, он оказался в конечном счете идеологическим обоснованием созданных тоталитарных коммунистических режимов .

См. также

Примечания

  1. // Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
  2. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998
  3. Безансон А. ISBN 5-87902-029-0
  4. Грицанов А. А. Новейший философский словарь. Научное издание / Мерцалова А. И.. - Минск: В. М. Скакун, 1998. - 896 с. - ISBN 985-6235-17-0
  5. Ср. : Митин М. Б. Марксизм-ленинизм.// Большая советская энциклопедия, 3-е изд. - М.:Сов.энциклопедия, 1974. т.15
  6. Семенов В.С. Уроки XX века и путь в XXI век: (социально-филос. анализ и прогноз). - М., 2000
  7. В.С. Никитин: от творческого развития марксизма к обновленному социализму XXI века
  8. / Под ред. А. А. Ивина
  9. Статья 6. «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.
    Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.
    Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.» - Конституция СССР 1977 года).
  10. Статья 126. «В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.» - Конституция СССР 1936 года
  11. / Под ред. А. А. Ивина . - Москва: Гардарики, 2004. - 1074 с. - ISBN 5–8297–0050–6

Литература

  • Ленин, В. И. . - Полн.собр.соч., т.23
  • Лукач Д. Ленин. Исследовательский очерк о взаимосвязи его идей / Авт.вступ.статей С.Н.Земляной. - М .: Междунар. отношения, 1990. - 141 с. - ISBN 5-7133-0356-Х
  • Безансон А. Интеллектуальные истоки ленинизма = Les Origines intellectuelles du léninisme. - 1-е. - Москва: МИК, 1998. - 304 с. - ISBN 5-87902-029-0

Ссылки

  • Произведения наиболее известных теоретиков марксизма-ленинизма .

Как при жизни Ленина не употреблялся термин «ленинизм», так и при жизни Сталина не употреблялся термин «сталинизм». Даже в период хрущевской «оттепели» (вторая половина 50-х - начало 60-х гг.) критика «культа личности» Сталина обошлась без использования термина «сталинизм». На страницах советской печати этот термин (используемый западными советологами) появился и был

практически легализован только в самом конце 80-х гг., на заключительном этапе перестройки. Показательно, что в 1986 г., отвечая на вопросы газеты «Юманите» (органа французской компартии), Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев говорил, что «сталинизм - понятие, придуманное противниками коммунизма, которое широко используется для того, чтобы очернить Советский Союз и социализм в целом». Спустя всего три года, в 1989 г., в Издательстве политической литературы (находившемся в ведении ЦК КПСС) был издан сборник статей под названием «Суровая драма народа. Ученые и публицисты о природе сталинизма».

Хотя Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили, 1879-1953) не причислялся к «классикам» марксизма-ленинизма (в официальных партийных документах и повседневной политической пропаганде всего советского периода было принято говорить об учении Маркса - Энгельса - Ленина), он в послеленинский период, безусловно, считался и был «главным теоретиком» партии. Его мнение, его формулировки по тому или иному вопросу теории марксизма-ленинизма были решающими и немедленно - через сеть партийно-политического просвещения, а в вузах - через кафедры общественных наук - внедрялись в сознание масс.

Собрание сочинений Сталина в 13 томах, изданное во второй половине 40-х гг., показывает, что он изучал марксизм сам и призывал других «к серьезному изучению ленинизма». Он говорил, что «нельзя упрощать и вульгаризировать ленинизм», но сам нередко упрощал и вульгаризировал и марксизм, и ленинизм, трактуя их в угоду политической конъюнктуре.

В своих публичных выступлениях Сталин всегда восхвалял Ленина, понимая, что, восхваляя Ленина и говоря о себе, как его верном ученике и последователе, он тем самым укрепляет свои позиции в партии. Показательна в этом отношении речь Сталина на II Всесоюзном съезде Советов 26 января 1924 г. «По поводу смерти Ленина». Таких речей и выступлений по этому поводу было тогда много. Выступили все руководители партии. Но очень скоро именно речь Сталина была признана главной, имеющей статус важнейшего партийного документа.

Речь Сталина была очень простой и по форме, и по содержанию. Но именно в простоте заключалась ее сила воздействия на массы. Она начиналась так: «Товарищи! Мы, коммунисты, - люди особого склада. Мы скроены из особого материала. Мы - те, которые составляем армию великого пролетарского стратега, армию товарища Ленина. Нет ничего выше, как честь принадлежать к этой армии. Нет ничего выше, как звание члена партии, основателем и руководителем которой является товарищ Ленин». И дальше зазвучали настоящие заклинания.

Шесть раз звучало слово «Клянемся!» - в связи с необходимостью хранить в чистоте великое звание члена партии, единство партии, укреплять диктатуру пролетариата, союз рабочих и крестьян, укреплять и расширять союз братских республик, союз трудящихся всего мира - Коммунистический интернационал .

Встав после смерти Ленина во главе партии, Сталин сразу же утверждает свое понимание ленинизма как учения. Сборник его статей под названием «Вопросы ленинизма» выдержал 11 изданий. Многие поколения советских людей изучали Ленина по Сталину в соответствии с его толкованием ленинизма.

Сталин дал определение ленинизма, которое фактически господствовало все советское время. Оно гласило: «Ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пролетарской революции. Точнее: ленинизм есть теория и тактика пролетарской революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в особенности». Это определение он противопоставил определению Г.Е. Зиновьева, согласно которому: «Ленинизм есть марксизм эпохи империалистических войн и мировой революции, непосредственно начавшейся в стране, где преобладает крестьянство». Сталин, преследуя свои политические цели, подверг это определение резкой критике. Он посчитал, что подчеркнутые слова вводят в определение ленинизма «отсталость России, ее крестьянский характер», превращают ленинизм «из интернационального пролетарского учения в продукт российской самобытности». Называя определение Зиновьева «национально ограниченным», Сталин задавал риторические вопросы: «Разве ленинизм не есть обобщение опыта революционного движения всех стран? Разве основы теории и тактики ленинизма не пригодны, не обязательны для пролетарских партий всех стран?» .

Сталин обвинял своих оппонентов, особенно Троцкого, в «жонглировании цитатами» из разных работ Маркса, Энгельса, Ленина. Но и сам он был мастером в этом деле. Ни одно его более или менее значительное выступление не обходилось без цитат. Многие доклады Сталина на партийных съездах и конференциях были до того нагружены ссылками и цитатами, что фактически превращались в цитатник для школ и курсов партийно-политического образования.

Взять, к примеру, доклад Сталина «О социал-демократическом уклоне в нашей партии», произнесенный на XV Всесоюзной конференции ВКП(б) 1 ноября 1926 г., и его заключительное слово. Сталин расправляется со своими оппонентами - Троцким, Каменевым, Зиновьевым и др. - прежде всего с помощью цитат классиков. В своем заключительном слове (в первом разделе под названием «Марксизм не догма, а руководство к действию») Сталин следующим образом доказывает правильность ленинской формулы о возможности победы социализма в одной стране. Как ни парадоксально, он цитирует работу Энгельса «Принципы коммунизма», в которой, как уже говорилось, дается отрицательный ответ на вопрос о возможности победы социалистической революции в одной стране. Сталин об этом говорит, но как-то мимоходом. Главное же внимание обращает на формулировки Энгельса, касающиеся основных задач пролетарской революции по созданию социалистического строя и соотносит это с тем, что сделано в России - СССР. Так, на вопрос, каков будет ход пролетарской революции, Энгельс дает такой ответ: «Прежде всего, она создаст демократический строй и тем самым, прямо или косвенно, политическое господство пролетариата». Приведя цитату, Сталин так комментирует ее: «Речь идет здесь, очевидно, о свержении буржуазии и завоевании диктатуры пролетариата. Вы знаете, товарищи, что этот пункт у нас уже осуществлен, осуществлен с избытком». Показательно не только то, что в своих комментариях Сталин, опуская слова о создании демократического строя, делает акцент на завоевании диктатуры пролетариата, но и реакция зала, в котором раздаются голоса: «Верно!», «Правильно!».

Дальше у Энгельса речь идет о проведении «широких мероприятий, непосредственно посягающих на частную собственность и обеспечивающих существование пролетариата»: об ограничении частной собственности; экспроприации земельных собственников, фабрикантов, владельцев железных дорог и морских судов; конфискации имущества всех эмигрантов и бунтовщиков, восставших против большинства народа; об организации труда пролетариев на конфискованных предприятиях; о воспитании всех детей, с того момента, как они могут обходиться без материнского ухода, в государственных учреждениях и

на государственный счет и т.д. - все это сформулировано у Энгельса в 12 пунктах. Сталин цитирует все эти пункты и после каждого говорит, что у нас все это уже осуществлено. Зал аплодирует. В итоге Сталин подчеркивает, что Ленин был первый из марксистов, который по-новому поставил вопрос о победе социализма в одной стране и разрешил его в положительном смысле .

В Отчетном докладе на XVII съезде партии (1934 г.) Сталин, рассказав об успехах индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, заявил о «полной победе марксизма» в СССР, о том, что все успехи - результат верности «великому знамени Маркса, Энгельса, Ленина». Он отказался даже от заключительного слова, мотивируя это тем, что «прения на съезде выявили полное единство взглядов наших партийных руководителей по всем вопросам партийной политики», «необычайную идейно-политическую и организационную сплоченность рядов партии» .

«Заключительное слово» последовало позже, когда большинство делегатов съезда, вошедшего в историю как «съезд победителей», были расстреляны как «враги народа». Вот цифры. На съезде присутствовали 1966 делегатов (с решающим и совещательным голосом), которые представляли практически всю управленческую верхушку советского общества. В 1936-1938 гг. из них были уничтожены 1108 человек. Из 139 членов и кандидатов в члены ЦК, избранных съездом, погибли 98 человек .

Идеологическая обработка масс - партийных и непартийных - резко усилилась с выходом сталинского «Краткого курса истории ВКП(б)» в 1938 г. Выступая по этому случаю перед пропагандистами Москвы и Ленинграда, Сталин назвал этот учебник «манифестом - песнь песней марксизма» и рекомендовал изучать его вместе со своим трудом «Об основах ленинизма». Но и без того «Краткий курс» представлял собой настоящий сталинский цитатник. Достаточно сказать, что последние три главы (объемом немногим более 70 страниц) содержали более 60 цитат, «выводов», упоминаний Сталина. Масштабы издания этого учебника не имели прецедента. Он вышел более чем 300 изданиями тиражом около 43 миллионов экземпляров . Эта построенная на грубых фальсификациях книга закрепила употребление

термина «марксизм-ленинизм», представление об истории партии большевиков как марксизме-ленинизме в действии. В пропагандистский оборот вошло выражение «Сталин - это Ленин сегодня».

Сталин был весьма категоричен в вопросах трактовки марксистской теории. Как и Ленин, он считал правильным только свой подход, свой взгляд. Так, дав определение нации как исторически сложившейся устойчивой общности людей, возникшей на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности специфических особенностей национальной культуры, он назвал это определение «основой русской марксистской теории нации» и подчеркнул, что она, эта теория, является «единственно правильной теорией» .

У Сталина (как и у Ленина) политика всегда первенствовала над теорией. Теория всегда подчинялась задачам политики - и не политики вообще, не большой политики, а конкретным политическим задачам сегодняшнего дня. Особенно наглядно это проявилось во время массовых репрессий 1937 г. Стремясь теоретически обосновать практику террора, Сталин (вопреки своим заявлениям периода принятия Конституции 1936 г. о ликвидации эксплуататорских классов в СССР, о том, что советское общество состоит только из дружественных классов рабочих и крестьян и трудовой интеллигенции как особой прослойки между ними) выдвинул тезис об обострении классовой борьбы в ходе строительства социализма. В это время Сталин уже был уверен, что никто не посмеет задать ему простой вопрос: между кем, между какими классами должна обостряться классовая борьба внутри общества?

Кстати сказать, ровно через 40 лет, уже после смерти Сталина и осуждения КПСС «культа личности», VII съезд Албанской партии труда (в 1977 г.) разовьет дальше этот тезис и заявит, что в соответствии с марксизмом-ленинизмом «классовая борьба является объективной закономерностью и главной движущей силой общества вплоть до полного уничтожения классов, до коммунизма» .

Различное толкование Маркса и марксизма в зависимости от конкретной политической конъюнктуры, характерное как для Ленина, так и для Сталина, хорошо видно на примере их представлений о судьбах и предназначении государства, государственной власти после победы пролетарской революции. В работе «Государство и революция» Ленин писал: «По Марксу, пролетариату нужно лишь отмирающее государство, т.е. устроенное так, чтобы оно немедленно стало отмирать

и не могло не отмирать» . После победы Октябрьской революции тема о немедленном отмирании пролетарского государства у Ленина уже не звучит. А Сталин на XVI съезде ВКП(б) прямо заявил: «Высшее развитие государственной власти в целях подготовки условий для отмирания государственной власти - вот марксистская формула».

После войны, приобретя авторитет победителя Гитлера, Сталин продолжал выступать в роли главного теоретика марксизма-ленинизма. 20 июня 1950 г. в «Правде» была опубликована его большая статья «Марксизм и вопросы языкознания» как ответ на просьбу «группы товарищей из молодежи» высказаться в связи с проходившей дискуссией по этому вопросу. Сделав оговорку, что он не языковед и потому, конечно, не может полностью удовлетворить просьбу товарищей, Сталин подчеркнул: «Что касается марксизма в языкознании, как и в других общественных науках, то к этому я имею прямое отношение». Он высмеял тех ученых-языковедов, которые относили язык к сфере «надстройки», говорили о «классовости» языка, выдавая это за марксистский подход. В статье давался следующий ответ на вопрос, почему могла произойти такая «вульгаризация» марксизма в советском языкознании. Оказывается потому, что в этой общественной науке господствовал «аракчеевский режим». «Общепризнано, - писал вождь, - что никакая наука не может развиваться и преуспевать без борьбы мнений, без свободы критики. Но это общепризнанное правило игнорировалось и попиралось самым бесцеремонным образом. Создалась замкнутая группа непогрешимых руководителей, которая, обезопасив себя от всякой возможной критики, стала самовольничать и бесчинствовать». Такое беспримерное лицемерие мог позволить себе только «непогрешимый» Сталин, установивший в «марксистской науке», в идеологии и обществе в целом режим, по сравнению с которым полицейский режим царского генерала А. Аракчеева в первой трети XIX в. был более чем либеральным.

Последним теоретическим трудом Сталина на ниве марксизма можно считать его «Экономические проблемы социализма в СССР», написанные в связи с обсуждением проекта учебника по политической экономии, состоявшимся в 1951 - 1952 гг. Здесь Сталин поднимает много разных вопросов: о товарном производстве и законе стоимости при социализме, о ликвидации противоположности и различий между городом и деревней, между умственным и физическим трудом в процессе социалистического и коммунистического строительства, об ос

новном экономическом законе социализма и капитализма, вопрос о распаде единого мирового рынка и углублении кризиса мировой капиталистической системы, о неизбежности войн между капиталистическими странами и др. Подчеркивая международное значение марксистского учебника политической экономии, Сталин говорил о том, что он нужен не только советской молодежи, но и коммунистам всех стран и всем людям, сочувствующим коммунистам.

Но выступить с таким учебником перед международной коммунистической аудиторией означало прежде всего дать «марксистское» обоснование закономерного характера Октябрьской революции в России, подвести «научную», т.е. марксистскую, базу под действия большевиков, направленные на захват власти, и всю последующую политику построения социализма в одной стране, а затем и создания мировой социалистической системы.

Сталин приводит многочисленные цитаты из работ Маркса и Энгельса, направляя дискуссию в нужное ему русло. В связи с этим он уделяет первостепенное внимание разъяснению вопроса об объективном характере законов общественного развития, которые, как и законы природы, действуют «независимо от воли и сознания людей». Здесь на первом плане у Сталина выступает закон «обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил». Опираясь на этот закон, подчеркивает он, «Советская власть обобществила средства производства, сделала их собственностью всего народа и тем уничтожила систему эксплуатации, создала социалистические формы хозяйства. Не будь этого закона и не опираясь на него, Советская власть не смогла бы выполнить своей задачи» См.: Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия. Политический портрет И.В. Сталина:в 2 кн. М., 1989. Книга II. Часть 2. С. 142-143, 147.

  • Сталин И.В. Соч. Т. 11. С. 333, 335.
  • VII съезд Албанской партии труда. Тирана, 1977. С. 141 (на алб. языке).
  • Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 33. С. 254.
  • Сталин И.В. Экономические проблемы социализма в СССР. М., 1952. С. 7.
  • Ленинизм или сталинизм?
    В современных коммунистических газетах удивительным образом примиряется ленинизм со сталинизмом, хотя на самом деле между ними - пропасть.
    Ленин выступал за диктатуру пролетариата - то есть за всеобщее вооружение масс и за уничтожение профессиональной армии и полиции.
    При Сталине народ был строго разоружён, в то же время военные и милиция представляли профессиональную касту вооружённых людей, стоящих над обществом.
    Ленин выступал за право наций на самоопределение вплоть до отделения.
    Сталин силой оружия подавил национально-освободительные движения на Кавказе, в Средней Азии, на Западной Украине и в Прибалтике, вёл захватническую войну против Финляндии, ввёл войска в Иран в 1941г.
    Ленин называл затею с созданием Советского Союза "в корне неверной и несвоевременной" (см. Ленин, Полное собрание сочинений, т. 45, статья "К вопросу об автономизации"), потому что Союз этот держался на штыке и был, в сущности, империей.
    Сталин скрыл эту статью от народа, более того, он врал, что создание Советского Союза - идея ленинско-сталинская (см. "Краткий курс истории ВКП(б)). Так продолжают врать и нынешние "коммунисты", которые, вместо того, чтоб выступать за свободу народам Кавказа и Средней Азии от российской оккупации, призывают к возврату назад, к советской колониальной империи.
    Ленин выступал за мир без аннексий (насильственные захваты чужих земель) и контрибуций (денежные поборы с побеждённого народа).
    Сталин в результате Второй мировой войны произвёл и аннексии (Восточная Европа, Тува), и контрибуции (с немецкого, австрийского, румынского и финского народов).
    Ленин говорил, что ответственность за мировую войну несут оба империалистических блока, и неважно, кто первый напал и на чьей территории идёт война.
    Сталин же возложил всю ответственность за Вторую мировую войну на Германию, Италию и Японию и снял всю ответственность с США, Великобритании, СССР и Франции.
    Ленин жалел кровь трудового народа, заключив Брестский мир, Сталин же погнал народ до Берлина.
    Ленин выступал за разложение крестьянской общины, за свободу выхода крестьян из общины как основное условие быстрого развития экономики, Сталин же вернул крепостное право на селе, насильно загнав крестьян в колхозы и запретив крестьянам выходить из колхозов.
    Ленин, вслед за Марксом, говорил, что переход от крепостничества к социализму лежит через развитие капитализма, и предлагал развивать капитализм в России под руководством диктатуры пролетариата.
    Сталин же врал, что Россия, якобы, перешла к социализму, минуя капитализм, хотя все признаки капитализма были налицо - и товарно-денежные отношения, и противоречие между городом и деревней, и противоречие между умственным трудом и физическим. Хотя по уровню экономики Советская Россия ещё во многом отставала от самых развитых капиталистических стран, а ведь социализм - это более высокая экономическая формация, чем капитализм.
    Сталинскую ложь подхватили позже хрущёвцы, лгавшие, что у нас в стране социализм. Эту ложь сегодня используют буржуазные писаки, чтоб приписать недостатки советского строя, в сущности капиталистического строя, недостаткам социализма. Хотя на самом деле - социализм не в прошлом, он - в будущем.
    Жизнь разоблачает ложные теории. Так, она разоблачила и сталинскую теорию о социализме в СССР: если бы у нас был социализм, он в результате своего экономического развития не перерос бы в капитализм, ибо социализм - более высокая стадия по сравнению с капитализмом.
    Ленин выступал против богостроительства и богоискательства, Сталин же сразу после смерти Ленина стал делать из него боженьку, а вместе с тем и из себя тоже, заигрывая на религиозных предрассудках народа, вместо того, чтоб их разоблачать.
    Заигрывают на религиозных предрассудках и современные "коммунисты", печатающие в своих газетах портреты Сталина в полстраницы и хвалебные статьи о "мудром и великом вожде".
    "Ленина надо читать, а не почитать", - говорила Крупская. То же самое можно сказать и о Сталине. Современные коммунисты, восхваляющие Сталина позабыли, что писал он. Ведь, хоть он и предал идеи ленинизма, но, с другой стороны, Сталин был талантливым популяризатором марксизма-ленинизма, изложившим большевистские идеи для масс простым, доступным языком. Многие коммунисты сегодня, позабыли, например, что Сталин признавал борьбу афганского эмира за независимость от английского империализма революционной борьбой, несмотря на монархические взгляды эмира, на отсутствие революционно-демократической программы (см. "Об основах ленинизма"). Позабыли, и с дикой злобой шипят на исламскую революцию на Северном Кавказе и в Средней Азии, направленную против российского империализма.
    Несколько слов о сталинских репрессиях. Буржуазная пропаганда много кричит о них, чтоб отвлечь внимание от того, какие жестокие репрессии производит сегодня правящий фашистский режим - намного более жестокие, чем при Сталине. Но, с другой стороны, неправильно оправдывать сталинские репрессии, потому что они служили не делу пролетариата, а делу укрепления молодого советского империализма перед Второй мировой войной.
    Критикуя сталинизм, нельзя вкратце не упомянуть о троцкизме. Троцкий, с одной стороны, критиковал Сталина за великодержавный шовинизм, но критиковал не последовательно, не с марксистско-ленинских позиций. В Первую мировую войну, когда Ленин выступал за поражение своего правительства, Троцкий выступал с лозунгом "ни побед, ни поражений" - то есть новые народы не порабощать, но и тем, кто уже под гнётом русского царизма находится, свободу не давать. Ленин разоблачал Троцкого, доказывал, что такая линия выгодна царю, помещикам и капиталистам.
    По той же неверной линии Троцкий шёл и дальше. В 1941г., когда началась Вторая мировая война (уже после смерти Троцкого), троцкисты, с одной стороны признавая, что режим Сталина - бюрократический, полицейский, в то же время выступали за защиту СССР (см. "Бюллетень оппозиции"), за защиту этого режима. Троцкий и его последователи, называя себя ленинцами, ни разу не вспомнили, что Ленин был против создания Советского Союза.
    Таким образом, троцкизм и сталинизм, при всей взаимной грызне Сталина и Троцкого, - одного поля ягода. И троцкизм, и сталинизм являются опошлением ленинизма.
    ноябрь 2002

    После смерти Ленина в январе 1924 года Сталин над гробом почившего вождя поклялся продолжить его дело. Но продолжил ли? Рассуждает Борис Илизаров, доктор исторических наук

    Предоставлено М.Золотаревым

    Ответить на этот вопрос непросто хотя бы потому, что Сталин лично дирижировал пропагандой, которая методично, шаг за шагом создавала его образ как самого верного последователя Ленина. Точнее, создавался сдвоенный образ – великого учителя и его гениального ученика. Кинофильмы, бесчисленные двойные портреты, гипсовые и рисованные медальоны с профилями двух вождей, неразрывных, как сиамские близнецы, заполнили визуальный мир советского человека.

    До сих пор есть те, кто искренне считает Сталина преемником дела Ленина. Правда, одни убеждены, что Ленин начал строить самый справедливый и эффективный общественный и государственный строй и Сталин продолжил это грандиозное строительство. Другие же уверены в противоположном – в том, что Сталин последовал за Лениным в создании одного из самых бесчеловечных режимов в истории.

    ЦЕЗАРЬ И АВГУСТ

    Да, Ленин был смелым и решительным человеком, использующим свою смелость и решительность самым жесточайшим образом. О нем известно практически все. Документы, даже самые тайные и засекреченные, давно опубликованы. Известны его товарищеские и любовные связи, его тайные распоряжения казнить то одних, то других, то третьих. Причем не всегда важно, каких конкретно людей, – он показательно, для острастки остальным приказывал убивать массово, безымянно и публично.

    Мы здесь наблюдаем удивительный феномен: чуть ли не единственный раз в истории России интеллигент в русском понимании этого выстраданного слова, мечтатель, утопист, страстный полемист, интеллектуал европейского рационалистического типа бесстрашно добывает власть, которую предполагает использовать во благо униженных и угнетенных. Не об этом ли мечтала либеральная и демократическая интеллигенция России весь ХIХ век?! Но он оказывается не способным к подлинному политическому и государственному творчеству, а главное, он не способен был понимать и любить людей. Вместо них он любил «массы», «передовой пролетариат», «беднейшее крестьянство» и – особенно – «социализм». Он в изощренной форме использовал вполне материальное зло (диктатуру, то есть смерть) во имя призрачного, абстрактного, непонятного для него самого «добра».

    Похороны вождя. Гроб несут Иосиф Сталин, Лев Каменев, Михаил Томский, Михаил Калинин, Николай Бухарин, Вячеслав Молотов. Январь 1924 года.
    Предоставлено М.Золотаревым

    И все-таки, когда мы говорим о ленинизме и сталинизме, думаю, речь идет о принципиально разных вещах. Ленинизм совсем не сталинизм. Не было между ними даже той связи, которую внезапно разглядел подслеповатый Лион Фейхтвангер. В 1937 году он сравнил Ленина с Юлием Цезарем, а Сталина – с Октавианом Августом. «Цезарь» заложил основы новой социальной парадигмы, «Август» же, полагал писатель, ее развил в систему «принципата», военной монархии.

    Основное отличие и причина несводимости одного к другому, на мой взгляд, в том, что Ленин был революционером и утопистом, а Сталин стал стихийным этатистом-государственником. «Вождь номер один» разрушал старое государство «до основанья, а затем» на его месте строил царство утопии. «Вождь номер два» сдал утопию в архив, сделав ставку на практику, «реальную политику», и государство как таковое стало для него высшей ценностью.

    СОЦИАЛИЗМ – ЭТО…

    Задолго до революции и после нее, в годы Гражданской войны, Ленин говорил и писал о двух самых важных для него вещах: о мировой революции и социализме. В понимании вождя мирового пролетариата и его последователей то и другое было альфой и омегой марксистской доктрины.

    На протяжении всей Гражданской войны Ленин с надеждой смотрел в сторону Европы и раз за разом предсказывал мировую революцию и даже подталкивал к ней Старый Свет через специально созданный Коминтерн – то в связи с путчами в Германии или Венгрии, то в связи с походом Красной армии в Польшу. Не сумев разжечь мировой пожар в Европе, большевики попробовали раздуть пламя в Азии, в первую очередь в Китае. Но мировой пожар не разгорался…

    Владимир Ленин, Николай Бухарин и Григорий Зиновьев на II конгрессе Коминтерна. Июль-август 1920 года.
    Предоставлено М.Золотаревым

    С социализмом было еще хуже. У классиков марксизма – Маркса и Энгельса, на труды которых опирались большевики, не было планов построения коммунизма. Не было планов строительства социализма и у самого Ленина. Импровизация – вот что стало сутью ленинского курса. Он любил повторять фразу, приписываемую Наполеону: надо сначала ввязаться в драку, а там посмотрим, что делать дальше. Ввязавшись в драку в 1917 году, большевики действовали по обстоятельствам, ожидая скорой мировой революции. Именно в этом заключалась их стратегия: удержаться у власти до прихода основных революционных сил.

    Старый, многовековой государственный аппарат был уничтожен, законодательство отменено, «новое пролетарское государство», создаваемое интуитивно и импульсивно, как ответ на возникающие чрезвычайные ситуации, распухало до невероятных размеров. Именно тогда, в годы Гражданской войны, у Ленина родилась удивительная формула: «Социализм – это учет и контроль». Как в далекие времена древние шумеры пытались собрать и учесть каждую вязанку дров и каждую меру зерна, так в Советской России реквизировали по деревням и усадьбам, а затем по спискам и разнарядкам выдавали пролетариату то, что могли или хотели выдать. Маркс с Энгельсом, наверное, в гробах бы перевернулись, если б узнали о том, как тогда представляли себе новое общество в Советской России.

    ПО САМЫМ СКРОМНЫМ ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДСЧЕТАМ,
    в государственных рабах до 1953 года значилось 3,3 млн человек. Советские рабы – это подлинная государственная собственность, настоящий общественный класс людей, который ничего не имел, кроме пайка

    Закончилась Гражданская война, но мировой революции не предвиделось; социализм, как рассчитывали большевики, сам собой не родился из недр старого, разрушенного мира. Новая экономическая политика – НЭП – возникла как сиюминутная попытка спасти страну от полной деградации. Историки-марксисты в свое время до хрипоты спорили о том, что же это было: политика «всерьез и надолго», как говорил Ленин, или же, как он сам заявлял, «временная уступка» капитализму?

    Уже в самом конце своей политической жизни Ленин успел утвердить план ГОЭЛРО, с гордостью провозгласив, что отныне «социализм – это советская власть плюс электрификация». Так возникла еще одна, совсем уже до глупости простенькая формула «великой мечты человечества». И подобных «формул» социализма Ленин вывел немало. Все это выглядело как примитивное извращение марксизма и насмешка над древними гуманистическими утопиями коммунизма.

    СМЕШЕНИЕ ФОРМАЦИЙ

    Какой социализм воздвигли большевики? Возможно, прав член Французской академии моральных и политических наук, историк и философ Ален Безансон, который строй, созданный в СССР, назвал магическим социализмом. Магические заклинания о достижении социализма и вера в то, что он вот-вот будет (или уже возведен), полностью заменили собой попытки построить общество нового типа.

    На практике советское общество 30–50-х годов ХХ века сложилось как «многослойное», «многоформационное» образование, не подходившее ни под одно из классических марксистских определений. Хотя бы потому, что разные общественно-экономические формации, описанные классиками, существовали в нашей стране одновременно. Так, в Советском государстве были представлены следующие классы людей: рабы, феодальнозакрепощенные крестьяне, классические пролетарии, отдельные сословия, живущие в условиях социализма, и даже незначительная по численности прослойка, достигшая коммунистического благополучия.

    Партия большевиков требовала единодушной поддержки своих решений. Предоставлено М.Золотаревым

    Система ГУЛАГа была формой классического рабства, возродившегося в новейшую эпоху. Как в рабовладельческих государствах древности, армия советских рабов пополнялась не столько за счет внешних войн, сколько за счет массовых захватов собственных граждан. В 1930–1950-е годы делались попытки превратить ГУЛАГ в мощнейший источник совершенно бесплатных трудовых ресурсов. Масштабы советского рабовладения поражают. По самым скромным официальным подсчетам, в государственных рабах до 1953 года значилось 3,3 млн человек. Отметим, советские рабы – это подлинная государственная собственность, это настоящий общественный класс людей, который ничего не имел, кроме пайка. Как в Древнем Египте или в эпоху древнеримского рабовладения, советского раба можно было без больших формальностей в любой момент убить или уморить голодом, мучить побоями и пытать. Любой честный историк-марксист подтвердит: перед нами – классическая схема рабовладельческой формации.

    О советском закрепощении крестьян сказано много. Имело место принудительное прикрепление к земле: при Сталине крестьянам было запрещено выдавать паспорта, что исключало передвижение сельских жителей по стране, где господствовал жесткий полицейский режим, дополненный системой прописки и беспрецедентного осведомительства. Этот крепостной режим существовал без каких-либо «юрьевых дней» и возможности бегов в непроходимые таежные леса и топи. Бежать из колхоза было практически невозможно. При необходимости десятки тысяч государственных крестьян переводились в ранг государственных рабов.

    Малопроизводительный труд советских крестьян – это типичная феодальная барщина на бесконечных колхозных полях, но в значительно худших условиях, чем при господстве помещичьего землевладения. Люди трудились без выходных и даже без праздничных дней. А в феодальной России крестьянин работал на барина два-три, от силы четыре дня в неделю и имел много выходных по церковным и государственным праздникам. В феодальной России крестьянский надел в среднем был небольшим. Но советский крепостной имел микроскопическое личное подсобное хозяйство, с которого питался, причем и эта земля была не его, а государства-барина.

    На стройках первых пятилеток активно использовали труд заключенных.
    На фото: группа заключенных каналоармейцев и сотрудник ОГПУ на строительстве Волго-Балтийского канала. 1933 год.
    Предоставлено М.Золотаревым

    Наконец, с советского крепостного брали натуральный оброк: молоко, яйца, масло, мясо, кожу, овощи, фрукты и т. д. Председатели колхозов – классические бурмистры, старосты и управляющие барскими поместьями. Советского крестьянина, как это было и в классическом феодальном обществе, нельзя было попросту пристрелить, но можно было оставлять его впроголодь и жестко контролировать всю его, даже частную, жизнь.

    В отличие от рабов ГУЛАГа, которые не имели права на размножение, крестьяне жили семьями, так как необходимы были солдаты и армия свободных рабочих рук для пополнения класса пролетариев в городах. Государство-барин крестьян слегка окультуривало: заботилось о создании сельских школ, строило сеть клубов и дало крестьянскому народу радио, а кое- где и электричество. Контролировать и управлять основной массой населения все же легче, когда прямое внеэкономическое и экономическое принуждение сочетается с «воспитательными» мерами и систематической промывкой мозгов. Итак, перед нами типичная форма возрожденного восточноевропейского феодального крепостничества.

    Не меньшее впечатление производит капиталистический характер эксплуатации советского рабочего. Зарплата, которую он получал, едва обеспечивала физиологический прожиточный уровень. Почти все рабочие семьи в течение 70 лет советской власти едва сводили концы с концами. Зависимость от работодателя, то есть от государства-капиталиста, была абсолютной и несравнимой с положением рабочего класса в странах классического капитала.

    Беззастенчивая (любимое выражение Ильича) эксплуатация – 10–12-часовой рабочий день до войны, в войну и долгое время после нее. Очень часто, вплоть до хрущевских времен, работа сверхурочно по выходным и праздничным дням. Полное отсутствие реального профсоюзного движения. Огромный разрыв между оплатой труда рабочих, особенно малоквалифицированных, и оплатой труда высшего управленческого персонала, распоряжавшегося предприятиями от имени государства. Подавляющую часть прибавочного продукта присваивало себе государство в точном соответствии с марксистской доктриной капиталистического присвоения прибавочной стоимости. Самая беспощадная капиталистическая форма эксплуатации трудящихся в ХХ веке была именно на советских фабриках и заводах в сталинское время.

    Механизация пришла даже в сельскую глубинку: трактор, приспособленный для пилки дров в коммуне «8-й Октябрь». Около 1930 года. Предоставлено М.Золотаревым

    Представители интеллигенции и мелкие служащие – довольно толстая прослойка – по большей части примыкали к пролетариям умственного труда. Точно так же они полностью зависели от единственного работодателя. Но малая часть интеллигенции, как и верхушка партийно-государственного аппарата, включая высшее армейское офицерство и большинство работников спецслужб, жили при социализме. У них были несопоставимо высокие оклады и гонорары, они могли покупать дачи, машины и много чего другого. Они приобретали в недоступных остальным магазинах товары и продовольствие по льготным, очень низким ценам. Для них было создано нечто вроде шведской модели социализма.

    И наконец, высший эшелон. Тончайший слой партийно-государственной элиты, причем не только в центре, но и на периферии, жил в условиях реального коммунизма. Роскошные, по советским меркам, государственные квартиры, госдачи, персональный транспорт, курорты, лечение им и их семьям – все это высший слой номенклатуры получал за общественный счет. Разнообразные материальные блага и услуги – все это по потребности и бесплатно, за счет казны. Для людей, достигших коммунистической формации, деньги как будто отмирали. Они играли сугубо вспомогательную роль как средство обмена в момент контакта со структурами низшего класса.

    При Сталине все формации были закольцованы: каждый в любой миг мог быть переведен как на более высокий формационный уровень, так и на низкий, включая ГУЛАГ. Только при Хрущеве эта круговая связь между различными стратами общества была разорвана, что и привело к постепенному окостенению социальной системы и ее упадку.

    ЛЕНИН О РЕЛИГИИ

    «Марксизм есть материализм. В качестве такового он так же беспощадно враждебен религии, как материализм энциклопедистов XVIII века или материализм Фейербаха. <…>Мы должны бороться с религией. Это – азбука всего материализма и, следовательно, марксизма». «Религия – род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь». «Религия есть опиум народа, – это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии». «Всякий боженька есть труположество. <…>Всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье даже с боженькой есть невыразимейшая мерзость, <…>самая опасная мерзость, самая гнусная «зараза». Миллион грехов, пакостей, насилий и зараз физических гораздо легче раскрываются толпой и потому гораздо менее опасны, чем тонкая, духовная, приодетая в самые нарядные «идейные» костюмы идея боженьки».

    Русская революция

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»