Иеромонах никандр: "россия оживет…".

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Ортодоксальная часть православных людей резко выступает против закона об Универсальной электронной карте, видя в таковой "ключ в царство зверя". Предлагаем вашему вниманию мнение священника, отражающее настроение большого количества мирян и иереев Русской Православной Церкви.

Батюшка, недавно на Пушкинской площади в Москве прошел митинг против введения электронных паспортов. Народу было немало, но далеко недостаточно, чтобы как следует напугать правительство. В чем, по-вашему, причина равнодушия большинства к своей судьбе?

Смотрите, как протестует православная Греция - сотни тысяч людей выходят на улицы. Это происходит как в Афинах, так и в других городах... В один из дней протеста в выступлениях приняло участие более 700 священников! Известные священники, монашествующие выступали... Вся Церковь и весь народ Греции объединяются в против электронных карт. А все потому, что в Греции воцерковленныых православных людей гораздо больше, чем в России. При этом, не надо забывать, что в Греции первыми зазвонили тревогу митрополиты - Косьма Этолийский, Серафим Пирейский и другие. Именно они поставили вопрос перед Синодом. А что у нас?..

- Расскажите, батюшка, в чем духовная опасность электронных паспортов?

Нам предлагают путь отречения от Христа, когда отнимается благодать, разум и воля. Нам по сути предлагают отречение от таинства крещения. Ведь принятие цифрового имени является ни чем иным как отречением от имени христианского, которое дается в крещении. А отречение от таинства крещения является отречением от веры. Что вы еще хотите?

- Что же будет с теми, кто примет универсальную электронную карту?

Благодать отойдет, и человек даже не будет помнить своего родства.

Люди бывают подчас самоуверенными, проявляют самость. Но Господь, когда наступает потребность, указывает людям на их возможности и силы. В начале человеческой истории Господь запретил Адаму вкушать плод с запретной яблони. Человек ослушался и потерял рай. А теперь, на финише человеческой истории, мы снова стоим перед этой яблоней, только вместо плодов на ней произрастают электронные карты и чипы. Весь земной шар - это концлагерь, где царствует князь мира сего. И он не хочет отпускать человека из этой кошары в рай. Он хочет соблазнить нас, чтобы мы второй раз сорвали яблоко - приняли пластиковые карты. И как всегда зверь обещает «золотые горы»: «Будете яко Боги...». Так нас соблазняют необычайными удобствами в оплате платежей, абсолютной защитой от воров и прочее...

Однако мы не можем усвоить одну истину - кроме Бога никто добра не делает. Мир лежит во зле - сказал Господь. И этот сатанинский мир будет нам делать добро, кормить нас манной кашей и перепелами? Этого не может быть. Сколько раз мы натыкались на эти грабли-обещания, на ложь? До сей поры верим чубайсам? И, как турки, не вразумляемся! Добродетель от Того, Кто сотворил нас. Кто питает нас грудью? Не та ли, которая родила нас?

Если человек желает быть ближе к Отцу Небесному, попасть в Его обители, если он имеет веру Православную, то он не отступит. Это очень трудно, в наши дни невероятно трудно, но это под силу человеку. Слава Богу, в России еще есть, кому благословить движение людей за свои христианские, человеческие права...

- Люди духовно зрячие трактуют происходящие в мире события, как грозное предзнаменование. Что ждет Россию?

О том, что нас ждет, мне - человеку грешному и мало духовному - судить сложно. Могу говорить только на основании высказываний афонских старцев-подвижников. Они, в том числе о. Паисий Святогорец, говорили, что Греция, в которую масонское мировое правительство вкладывает немалые деньги, чуть ли ни поголовно откажется от принятия антихристовых уложений.

Несколько лет назад после тотальных протестов греков мировое правительство выделило на их чипирование 112 миллиардов евро.

Но если греки и дальше будут стоять в истине, какую на них найдут управу? Видите, как расправляются с мусульманскими странами? Как обошелся Запад с арабским миром? Но с Грецией такой сценарий не пройдет, потому что там живет монолитный православный народ. И тогда натравят на Грецию Турцию. Это слова афонских подвижников. И Греции придется попросить помощи у России - больше просить на Земле не у кого. Кто же, кроме русских, придет на помощь православным грекам?

- С нашими нынешними правителями Россия не шелохнется.

Значит, Господь поставит других людей. Война, как указывают афонские послушники, будет иметь две фазы: первый этап - не столь разрушительный, не столь горячий. Во время этой войны воцарится Царь, который станет энергично расправляться с врагами русского народа, что подразумевает начало второго этапа.

Стране еще не конец. Россия оживет! Господь поставит Царя чудесным образом. 400 лет назад правительства вообще не было, а спас Россию Господь. У Бога все возможно!

Беседовали Андрей Фефелов и Георгий Котенок

Ортодоксальная часть православных людей резко выступает против закона об Универсальной электронной карте, видя в таковой "ключ в царство зверя". Предлагаем вашему вниманию мнение священника, отражающее настроение большого количества мирян и иереев Русской Православной Церкви.

Батюшка, недавно на Пушкинской площади в Москве прошел митинг против введения электронных паспортов. Народу было немало, но далеко недостаточно, чтобы как следует напугать правительство. В чем, по-вашему, причина равнодушия большинства к своей судьбе?

Смотрите, как протестует православная Греция - сотни тысяч людей выходят на улицы. Это происходит как в Афинах, так и в других городах... В один из дней протеста в выступлениях приняло участие более 700 священников! Известные священники, монашествующие выступали... Вся Церковь и весь народ Греции объединяются в против электронных карт. А все потому, что в Греции воцерковленных православных людей гораздо больше, чем в России. При этом, не надо забывать, что в Греции первыми зазвонили тревогу митрополиты - Косьма Этолийский, Серафим Пирейский и другие. Именно они поставили вопрос перед Синодом. А что у нас?..

- Расскажите, батюшка, в чем духовная опасность электронных паспортов?

Нам предлагают путь отречения от Христа, когда отнимается благодать, разум и воля. Нам по сути предлагают отречение от таинства крещения. Ведь принятие цифрового имени является ни чем иным как отречением от имени христианского, которое дается в крещении. А отречение от таинства крещения является отречением от веры. Что вы еще хотите?

- Что же будет с теми, кто примет универсальную электронную карту?

Благодать отойдет, и человек даже не будет помнить своего родства.

Люди бывают подчас самоуверенными, проявляют самость. Но Господь, когда наступает потребность, указывает людям на их возможности и силы. В начале человеческой истории Господь запретил Адаму вкушать плод с запретной яблони. Человек ослушался и потерял рай. А теперь, на финише человеческой истории, мы снова стоим перед этой яблоней, только вместо плодов на ней произрастают электронные карты и чипы. Весь земной шар - это концлагерь, где царствует князь мира сего. И он не хочет отпускать человека из этой кошары в рай. Он хочет соблазнить нас, чтобы мы второй раз сорвали яблоко - приняли пластиковые карты. И как всегда зверь обещает «золотые горы»: «Будете яко Боги...». Так нас соблазняют необычайными удобствами в оплате платежей, абсолютной защитой от воров и прочее...

Однако мы не можем усвоить одну истину - кроме Бога никто добра не делает. Мир лежит во зле - сказал Господь. И этот сатанинский мир будет нам делать добро, кормить нас манной кашей и перепелами? Этого не может быть. Сколько раз мы натыкались на эти грабли-обещания, на ложь? До сей поры верим чубайсам? И, как турки, не вразумляемся! Добродетель от Того, Кто сотворил нас. Кто питает нас грудью? Не та ли, которая родила нас?

Если человек желает быть ближе к Отцу Небесному, попасть в Его обители, если он имеет веру Православную, то он не отступит. Это очень трудно, в наши дни невероятно трудно, но это под силу человеку. Слава Богу, в России еще есть, кому благословить движение людей за свои христианские, человеческие права...

- Люди духовно зрячие трактуют происходящие в мире события, как грозное предзнаменование. Что ждет Россию?

О том, что нас ждет, мне - человеку грешному и мало духовному - судить сложно. Могу говорить только на основании высказываний афонских старцев-подвижников. Они, в том числе о. Паисий Святогорец, говорили, что Греция, в которую масонское мировое правительство вкладывает немалые деньги, чуть ли ни поголовно откажется от принятия антихристовых уложений.

Несколько лет назад после тотальных протестов греков мировое правительство выделило на их чипирование 112 миллиардов евро.

Но если греки и дальше будут стоять в истине, какую на них найдут управу? Видите, как расправляются с мусульманскими странами? Как обошелся Запад с арабским миром? Но с Грецией такой сценарий не пройдет, потому что там живет монолитный православный народ. И тогда натравят на Грецию Турцию. Это слова афонских подвижников. И Греции придется попросить помощи у России - больше просить на Земле не у кого. Кто же, кроме русских, придет на помощь православным грекам?

- С нашими нынешними правителями Россия не шелохнется.

Значит, Господь поставит других людей. Война, как указывают афонские послушники, будет иметь две фазы: первый этап - не столь разрушительный, не столь горячий. Во время этой войны воцарится Царь, который станет энергично расправляться с врагами русского народа, что подразумевает начало второго этапа.

Стране еще не конец. Россия оживет! Господь поставит Царя чудесным образом. 400 лет назад правительства вообще не было, а спас Россию Господь. У Бога все возможно!

Беседовали Андрей Фефелов и Георгий Котенок

Иеромонах Никандр , в миру Николай Калашников, 1817г рождения, мещанский сын, обучался в частном и уездном училищах города Сычёвка Смоленской губернии. 3 мая 1843 года, поступил в Валаамский первоклассный монастырь Санкт-Петербургской епархии, где проходил разные монастырские послушания. 17 сентября 1845 года , из Валаамского монастыря перешёл в Святогорскую пустошь Харьковской епархии. Этот монастырь был восстановлен в 1844г. архиепископом Иннокентием Борисовым при участии княгини Татьяны Борисовны Потемкиной, которая отписала монастырю земельные угодья и сделала значительный вклад на монастырский счет. Повидимому, знакомство с княгиней опредило это место для его послушания; указом Харьковской консистории он был определён в число штатных послушников, исполнял разные послушания: будильника, ключника, просфорника, пономаря и келаря. 24 декабря 1845 года пострижен в рясофор с наречен Никодимом. 23 марта 1847 года, с разрешения Святейшего Правительствующего Синода пострижен настоятелем игуменом Арсением в мантию и наречён Никандром. 23 июня 1848 года , в Харьковской Крестовоздвиженской церкви рукоположен в иеродьякона Преосвященным Елпадифором . 16 августа 1849-го года в Успенской Богородицкой церкви Святогорского монастыря , посвящён в иеромонаха Преосвященным епископом Филаретом Харьковским.

В преддверии Крымской войны Святейший Синод принял указ «о благоустройстве Балаклавского Георгиевского монастыря», для чего предлагалось « вызывать для служения в монастыре монашествующих из Киево-Печерской Лавры, монастыря Задонского, Глинской и Святогорской Пустынь. Посылать монахов самых благонадежных; всех неблагонадежных немедленно удалить». В 1834г. Синод утвердил новые штаты духовенства монастыря. 17марта 1853 года Указом Святейшего Синода иеромонах Никандр был переведён «как благонадёжный» из Святогорской пустыни Харьковской Епархии в Балаклавский монастырь для временного служения при Черноморском флоте. По прибытии в Балаклавский Георгиевский монастырь 1 мая 1853г. командирован настоятелем монастыря Преосвященнейшим митрополитом Агафангелом в 33 флотский экипаж на флагманский корабль «Чесма» для отправления Богослужения и треб в практическом плавании в эскадре под флагом вице-адмирала Новосильского .

Того же года от 10 сентября по 12 октября по возвращении из крейсерства на том же корабле находился при перевозке десанта из Севастополя на Кавказский берег Анаклию. Потом, по возвращении с Кавказа в Севастополь, 12-го октября, назначен в эскадру под флаг Вице-Адмирала Нахимова за надзором и движением турецких судов около Анатолийских берегов, где и плавал до дня Синопского сражения. От 12 же октября по 18 ноября того же года был в Синопском сражении под командованием капитана II ранга В.М. Микрюкова. 84-пушечный корабль «Чесма» вёл огонь по турецкому фрегату «Навек-Бахри», пока тот не взорвался. От меткого и непрерывного бомбардирования турецкая батарея теряла одно орудие за другим. С «Чесмы» было видно, как осыпаются амбразуры, заваливаются траверзы и блиндажи на неприятельской 3-ей и 4-ой батарей. Все реже и реже следовали ответные выстрелы противника, и, наконец, на месте батареи осталась груда земли и железа. Своим огнем « Чесма » надежно прикрывала корабли «Императрица Мария» и «Константин», которые в это время успешно завершали разгром левого фланга боевой линии турецкой эскадры. Во время сражения русскими с корабля « Чесма» было выпущено по противнику 1539 снарядов. Корабль получил 20 пробоин, настолько серьёзных, что на ремонт понадобилось полтора месяца. Командующий эскадрой высоко оценил славную деятельность корабля « Чесма » в единоборстве с береговыми укреплениями неприятеля. Многие моряки « Чесмы » во главе с капитаном II ранга Микрюковым были представлены к наградам «за отличную храбрость и мужество во время боя и срытие двух батарей». 16-го января 1854 года за Синопское сражение иеромонах Никандр был награждён золотым крестом на Георгиевской ленте и единовременным годовым окладом жалования. По возвращении он состоял на корабле «Чесма», зимовавшем на Севастопольском рейде. По открытии навигации корабль «Чесма» выходил в море крейсерствовать с намерением воспрепятствовать неприятельским судам делать промер наших берегов и при случае дать сражение. Уничтожение части города Синоп послужило поводом к войне. В сентябре 1854 огромная союзная англо-французская армия высадилась в Крыму, чтобы уничтожить флот и его базу - город Севастополь. Было принято решение преградить неприятелю вход в Севастополь путем затопления части флота в Севастопольской бухте, и укрепить гарнизон экипажами брошенных кораблей. Все священники фрегатов и кораблей, стоявших тогда на рейде, и далее затопленных, обязаны были быть на бастионах, где находились команда их экипажей, освящать батареи, исповедать умирающих и совершать различные церковные службы. Иеромонах Никандр вместе со своим батальоном находился на позиции под оборонительной стеной пятого бастиона Северного укрепления . Левее пятого бастиона был построен редут Шварца , (по имени его командира). 8 крепостными 12-фунтовыми пушками он прикрывал пространство между четвертым и пятым бастионами. Впереди был вырыт ров глубиной до 6 футов. Перед рвом и по бокам укреплений насыпаны земляные валы до 7 футов высоты и 6 ширины. Правый фас пятого бастиона был укреплен люнетом капитана Белкина . 5 октября 1854 грохот батарей союзников возвестил о первой бомбардировке города. На пятый бастион прибыл П. С. Нахимов. Как вспоминает очевидец, «ядра свистели около, обдавая нас землей и кровью убитых; бомбы лопались вокруг, поражая прислугу орудий». Нахимов, получив ранение, с окровавленным лицом, сам наводил орудия, разделяя опасность наравне со своими моряками. Иеромонах Никандр исполнял все обязанности священнослужителя на бастионах и батареях первой оборонительной линии ; служил открыто под неприятельскими выстрелами, а по окончанию, с крестом в руках обходил все батареи, окроплял священною водою воинов и орудия, пороховые и бомбические погреба, подземные коридоры и самые колодцы, приготовленные к взрыву. Таким образом, самый малейший и самый опаснейший уголок, начиная от редута Шварца и люнета Белкина до батареи №10 не оставался без молитв и освящения. На первом, а потом на главном перевязочном пунктах он исповедовал и приобщал Святых Таин раненных и отправлял по убиенным воинам погребение. Жил он в митрополичьих покоях при храме св. Архангела Михаила, и на его долю выпала честь сослужения с замечательным архипастырем святителем Иннокентием Борисовым , мужественным молитвенником, поддерживающим все военные передовые позиции. По поводу отражения I штурма Малахова кургана преосвященным Иннокентием в этом храме была отслужена литургия. В этом же храме им был отпет флотоводец Нахимов, смертельно раненный на Малаховом кургане. Вблизи 5 бастиона существовала полуразбитая церковь, в которой иеромонах Никандр один отправлял полное Богослужение среди падающих бомб, ядер и штуцерных пуль. На Пасху 1855г в ней была принесена Господу Богу последняя бескровная жертва и панихида за воинов, павших в битве, а через пять дней, после второй бомбардировки, церковь была разбита до основания. Спасённая утварь и иконы во время бомбардирования из разрушенной церкви были перенесены в казарму бастиона №6, где устроилась часовня, а, чтобы находиться вместе с храбрыми защитниками и ближе разделять с ними все опасности и лишения, иеромонах Никандр из города перешёл на постоянное жительство в блиндаж бастиона №6.
В часы усиленного бомбардирования под градом неприятельских выстрелов присутствовал на бастионе, самоотверженным примером воодушевляя воинов, до самой последней минуты отступления наших войск на Северную часть города. Мужеством и самоотверженностью привлек внимание царственных особ: по желанию Их Императорских Высочеств Великих князей Николая и Михаила Николаевичей был назначен служить первую седмицу Великого поста на их квартире; удостоен был быть их Духовным отцом, назначен служить и приобщать Святых Тайн Их Императорских Высочеств в нарочито поставленной походной церкви в Северном укреплении. 16 марта 1855г по их указанию награжден золотым крестом с алмазными украшениями. 3 июля сопричислен к ордену св. Анны 3 степени в воздаяние ревностного служения. При явной опасности отступления отдал иеромонаху Вениамину на фрегат Коварна деньги и оба заслуженных им креста, где они в тот же день сгорели при крушении фрегата от взрыва неприятельской бомбы. 27 августа назначено отступление на северную часть города. 5 сентября 1855 года, по отступлении войск, Главнокомандующим князем Горчаковым был назначен в Киевскую лавру для дальнейшего распоряжения. По пути в Киев был принят в Николаеве Великими Князьями Михаилом и Николаем, которые, услышав рассказ о сгоревших крестах и деньгах на фрегате Коварна, пожаловали вторично крест с алмазными украшениями и пособие 350р. серебром, выданное ему уже в Киево-Печерской лавре митр. Киевским Филаретом. По желанию Его Императорского Высочества Генерал-Адмирала Великого князя Константина Николаевича был перенаправлен в город Николаев на новостроющийся пароход-фрегат Тигр с хорошим жалованием; за неготовностью же парохода был назначен в военный госпиталь №3 для исполнения христианских обязанностей нижним чинам. 3-го апреля 1856 года от казначейства Николаевского штаба при Черноморском флоте был награжден серебренной медалью на Георгиевской ленте, установленная за защиту Севастополя. По предоставленному Синодом праву, флотским монахам, находившимся в обороне Севастополе, позволялось избрать монастырь по желанию , на основании чего 2-го июля 1856 иеромонах Никандр подал прошение обер-священнику об увольнении из Армейского ведомства в С.-Петербургскую Епархию для помещения в Сергиевскую пустошь. На это прошение пришёл ответ из Департамента Морского Министерства с приказом от Его Императорского Высочества Генерал-Адмирала Константина Николаевича отправить его по окончании войны и очищению Крыма от англо-французов в Балаклавский Георгиевский монастырь, куда он и прибыл 20 августа 1856г. 26-й августа в следствие ходатайства военного начальства и удостоверению Святейшего Синода об отличном, усердном исполнения своих обязанностей во время усиленной бомбардировки Севастополя и за воодушевление при том нижних чинов, сопричислен к ордену святой Анны второй степени . 13 июля 1857 в память минувшей войны им был получен бронзовый крест на Владимирской ленте и бронзовая же медаль на Георгиевской ленте, выданные из штаба Командира Севастопольского порта. 11 января 1858 года им был получен Орден с мечами , получение которого, представленное медикам, по повелению Государя Императора распространялось и на духовенство, находившееся на перевязочных пунктах. 9-го февраля 1858 года по просьбе Главноуправляющего крымскими имениями Светлейшего князя Семен Михайловича Воронцова был командирован в Алупку для заведования домашнею Архангело-Михайловскою церковью. В том же году во время пребывания Их Императорских Высочеств Великих Князей Николая и Михаила Николаевичей на Южном берегу, вызывался в Ореанду для служения молебнов в Высокоторжественные дни, и был удостоен приглашением как к частным, так и официальным обедам. 3-го октября 1858 года по резолюции Высокопреосвященного Архиепископа Димитрия Херсонсого и Таврического уволен в С. Петербург для ходатайствования пенсии за службу в минувшую войну. 14 декабря в С.Петербурге он был принят Их Императорским Высочествам Великим Князем Николаем Николаевичем в Зимнем Дворце и 18 декабря Михаилом Николаевичем в Васильевском дворце. 29 декабря 1858 года , по благословению Высокопреосвященного Архиепископа Димитрия , вызван светлейшим князем Семен Михайловичем в Алупку для служения. 30 сентября 1859 года был награждён набедренником.

После окончания Крымской войны в обширном южном регионе храм св. Архистратига Михаила в Алупке оставался единственным местом, где не прекращались службы. Этот храм был построен графом Воронцовым в 1841г. для служащих его имения в виде древнегреческой базилики. Церковь насчитывала 326 чел прихожан и 84 прикрепленных крестьян из Симеиза и Мухалатки. С 1859г. настоятелем храма был назначен флотский иеромонах Никандр. Красноречивым свидетельством его трудов служат метрические книги. Среди прихожан были бедные простые люди, а так же те, чьи имена вошли в историю России: философ Николая Яковлевич Данилевский, помещик С.И.Мальцов, военный министр Дмитрий Алексеевич Милютин, по словам которого о.Никандр «пользовался общим уважением и любовью прихожан за честную жизнь и чистосердечие». 9 февраля 1883г . в Алупке торжественно отмечали 25-летие служения настоятеля, а 9 мая 1884г . скорбь об его утрате омрачила сердца прихожан. Сдержанная церковная запись гласит: «9 мая скончался, а 12 мая предан земле заведующий Архангело-Михайловской церковью в местечке Алупке, Балаклавского Георгиевского монастыря иеромонах Никандр, 66 лет, от порока сердца. Похоронен соборне в восточной стороне Алупской церкви в ограде». Новопреставленный удостоился особой чести «соборнего» погребения в присутствии всех клириков Ялтинского благочиния. Над гробницей был водружен крест и сделана надпись: «здесь покоится Алупской церкви иеромонах Никандр 14.11.1818 – 9.05.1884. прослужил в сем храме 26 лет 4 месяца» Храм просуществовал до конца века и был разрушен большим алупкинским оползнем. Захоронение было предано забвению. Надгробие порушено. В начале века был построен новый храм с тем же покровителем - св. Архангелом Михаилом. Его судьба оказалась трагична: землятресение 1927г. и безбожные времена превратили его в руины. Пришло время «собирать камни». Восстанавливается порушенный храм. Память иеромонаха Никандра приобретает огромное значение как связь времен и как ходатайство пред Господом за наше поколение.

По благословению Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря в день 125-летия кончины иеромонаха Никандра, 22 мая 2009 года (день памяти Николая Мирликийского чудотворца, чье имя он носил при крещении), произведено торжественное перезахоронение его останков перед алтарем южного Николаевского придела храма. Воздать честь герою Синопской битвы и обороны Севастополя прибыли рота почетного караула Черноморского флота с контр-адмиралом Е.Т. Халайчевым, солдаты Вооруженных сил Украины, Бахчисарайское казачество, зам. главы администрации Севастополя - В.П. Казарин, наместник Балаклавского свято-Георгиевского монастыря игумен Савватий, благочинный Севастополя протоиерей Сергий, благочинный Ялты протоиерей Адам с духовенством благочиния, духовник Оптиной пустыни схиигумен Илий с братией. После торжественной литургии над гробом иеромонаха Никандра была совершена панихида. Гроб, покрытый Андреевским флагом, был обнесен священниками вокруг аналоя в храме и передан морякам почетного караула. С пением пасхального канона моряки обнесли гроб вокруг храма, священники опустили его в могилу и закрыли надгробной плитой - даром города Севастополя. Военным салютом отдали честь солдаты вооруженных сил Украины. Парадным маршем прошла рота матросов почетного караула. У надгробия замерли в карауле казаки Бахчисарайского казачества. В память вечную будет праведник!

Секретарь Якутской епархии иеромонах Никандр (Горбатюк) родился на юге России - в Ставропольском крае. В Якутию он попал летом 2011 года, куда направился вместе с новоназначенным правящим архиереем .

О том, как его встретила Якутия и ее народ, как живется на Крайнем Севере и как влияет северный климат на человека, отец Никандр рассказал в интервью Правмиру.

Пять Франций Крайнего Севера

Мое основное послушание - я секретарь епархии, а одновременно благочинный городского округа, а кроме того - член епархиального совета. Мои богослужебные послушания происходят в Преображенском кафедральном соборе города Якутска и в храмах улусов нашей республики - когда я сопровождаю архиерея в поездках, которые разительно отличаются от тех, что совершаются в епархиях большей части России. Там архиерей, как правило, ездит вместе с хором, иподиаконами, священниками.

Здесь же епископ, чтобы сэкономить бюджет епархии и направить больше средств на миссионерские цели, ограничивается максимум диаконом, ведь из-за больших расстояний (территория Якутии - это 1/5 России и целых пять Франций!) перелеты внутри республики далекие и очень дорогостоящие. Поэтому случается, что архиерею приходится совершать службу совершенно одному. У нас на сайте есть такие фотографии.

До этого приходилось служить в самых разных местах. Я был студентом Ставропольской духовной семинарии, а после сразу был направлен на обучение в Московскую духовную академию, после окончания которой меня вновь определили в Ставрополь, в родную альма-матер, где я был старшим помощником проректора. После Ставрополья владыка Феофилакт пригласил меня в Смоленскую, а позже в Пятигорскую епархию. В июне 2011 года епископа Романа назначили на Якутскую кафедру, и я поехал с ним, чтобы помочь ему в северном крае.

Что ведет на Север молодых священников

Наверное, когда встал вопрос о поездке на Север, самым важным и определяющим в принятии этого решения стали мои преданность и благодарность учителю. Многие из тех, кто прибыли за владыкой в , - священнослужители, в которых он очень многое вложил, будучи проректором Ставропольской семинарии. Он на самом деле жил этой школой, отдавал всего себя духовному образованию, взращивая из нас монахов и священников.

Естественно, когда владыка предложил поехать потрудиться на Крайний Север, в суровый регион - с одной стороны, это было интересно, потому что мы молодые люди, с другой - я давал монашеские обеты послушания и здесь, наверное, был один из таких первых уроков жизни, испытание моего монашеского послушания - оторваться от дома, от родителей.

Поэтому я, нисколько не колеблясь, сказал: «Владыка, как благословите! Если мой скромный труд будет полезным для северного края, я готов разделить Ваше служение в Якутских просторах».

В поездке с епископом Романом (в центре). Иеромонах Никандр - крайний справа

Семинария

Я поступал в семинарию после десяти лет активной церковной жизни - ходил в Никольский храм в Пятигорске, алтарничал и пономарил с первого класса школы. Это было в начале 90-х, в годы развала Советского Союза. С одной стороны, мое желание служить Церкви было необычным для сверстников, с другой - многие молодые и пытливые умы шли в те годы в храм, открывая для себя новый интересный мир. Появлялись воскресные школы, я посещал одну из первых в городе.

Меня привела в храм бабушка, родители тогда были совершенно светские. Сегодня они уже воцерковленные люди, посещают храм еженедельно, стараются жить благочестивой, церковной жизнью, но тогда мы были обычной рабочей семьей. Мама большую часть жизни отдала молочному комбинату, папа до сегодняшнего дня главный инженер Пятигорского водоканала.

Когда я шел в семинарию, то мечтал стать священником, но ничего не знал о монашеской жизни - просто не встречал еще на своем пути монахов. Батюшки, которые вели меня по жизни до семинарии, были семейные священники. И я был уверен, что, в подражание им, стану таким же. Но потом более глубоко открыл для себя духовный мир православной аскетики, встретившись в семинарии с монашествующей братией.

Преподавательский состав - люди эрудированные, образованные. Среди них тогда находились молодые иеромонахи - нынешние владыки: Якутский и Ленский Роман и Пятигорский и Черкесский Феофилакт. Я видел, как они ответственно выполняли свои послушания: отец Феофилакт стал одним из самых молодых благочинных Ставропольской епархии. Он был очень яркий священник, как и на сегодняшний день яркий архиерей. Ну, а владыка Роман всегда жил жизнью Духовной школы, разделял с нами в семинарском храме и утреннюю, и последнюю молитву уходящего дня, был рядом за трапезой и в праздники, учил нас организовывать конференции, да и вообще всему.

Мы были единой семинарской семьей и, естественно, видели, как самозабвенно эти люди - монахи - отдавали себя церковному служению. Окончательно в жизненном выборе я определился в самом замечательном месте - . Когда я приехал абитуриентом в Московскую духовную академию, то обещал Богу, что если смогу поступить сюда, то сделаю все возможное, чтобы честно и верно служить Ему и людям. И сегодня с особым трепетом вспоминаю все свои годы студенчества.

Путь преподобных

Именно в академии, в келье Преподобного, пообщавшись с монастырскими старцами, подкрепившись их советами, слыша знаменитых профессоров, я понял, что это - мой путь, и я хочу следовать ему.

Во время учебы в МДА я пел в хоре у , и когда был направлен после академии вновь на Кавказ, чтобы преподавать в семинарии, то позвонил ему из Пятигорского монастыря накануне монашеского пострига. Помню, набрал номер и сказал: «Отец Матфей, вас беспокоит Николай, - тогда я еще был Николаем. - Сегодня вечером мне предстоит монашеский постриг. Благословите, и прошу ваших молитв». Это, может быть, очень личное, но я ничего не переживал так сильно, как ответ отца Матфея. Он расплакался и ответил: «Спаси Господи тебя, Коля, Бог тебя благословит».

После этих слов я понял, что обратного пути нет. И до сих пор ни секунды об этом не жалею.

Семья поначалу отнеслась к моему решению сложно. Мама переживала - она хотела видеть меня семейным человеком, чтобы было продолжение рода. Но у меня есть старший брат, подаривший родителям внука. Прошло небольшое количество времени, и мама уже совершенно не переживает, а сейчас даже рада и счастлива, что я именно в том служении, к которому меня призвал Господь.

Север прекрасен людьми

Литургия

Священническое служение нигде не может быть легким - будь то север, или юг, или приходы за пределами нашей страны. Это всегда очень большая ответственность. И когда ты на это служение встаешь и следуешь ему - ты понимаешь это. Мне было тяжело и на юге, и на севере, в студенческие годы и когда я стал священником. Ведь к тебе обращаются самые разные люди - со своими проблемами, тревогами, переживаниями, и к ним нужно уметь отнестись правильно, услышать зов человеческого сердца, пропустить через себя. Есть замечательные минуты священнического служения, пережитые уже на севере, хотя я нахожусь здесь не так давно.

Могу сказать одно: Якутия удивительна и ни на что не похожа. Насколько север суров, настолько же он прекрасен внутренним своим содержанием и особенно людьми. Этот край закалил живущие здесь народы в разных жизненных испытаниях настолько, что нам многому у них можно поучиться (со своими молитвами, просьбами и скорбями к нам приходит как славянское, так и якутское население). Их стойкости, вере, их внимательному отношению к людям, чего порой не встретишь в других регионах.

Многие эти качества я для себя открыл именно на севере - в тех людях, в той пастве, которая уже на сегодняшний день дана и благословлена мне Богом.

Примеры веры

Мне удалось увидеть примеры удивительно глубокой веры. Одна из уникальных встреч - с человеком, который сегодня делает замечательное издание, нашу епархиальную газету «Логос», . Она полностью отдала себя не просто церковному, но еще и миссионерскому служению. Ирина Дмитриева трудится ради того, чтобы голос Церкви, голос евангельской проповеди был услышан даже в самых отдаленных уголках республики.

Из коренных жителей могу назвать Саргылану Леонтьеву - она занимается переводами Писания и литургических текстов и является сотрудником Института перевода Библии. При владыке Романе полностью закончен перевод литургии на якутский язык, и этим переводом занималась именно она. Я знаю, что многие бессонные ночи она проводила за письменным столом, чтобы успеть к юбилейным датам, осуществить перевод не только священных текстов, но и всей литургии на якутский язык.

У таких людей можно учиться. Они самозабвенно, на протяжении десятков лет посвящают себя церковной деятельности, хотя они не облечены ни в рясы, ни в клобуки, ни в подрясники.

Земля Иннокентиев и Ефросиний

Коренное население тянется к христианству. В первые дни своего служения, когда я начал знакомиться с церковной жизнью, меня поразили такие эпизоды. Раздается звонок в епархиальное управление: «Вас беспокоит Ефросиния Марковна». Я записываю, откуда, из какого района. Следующий звонит: «Иннокентий Вениаминович». Я слышал замечательные имена и отчества и не понимал, куда я попал. Казалось бы - Якутия, но сколько красивых православных имен! До сегодняшнего дня якуты называют своих детей и внуков именами, которые сегодня можно увидеть и встретить в святцах. Огромное количество Иннокентиев, которые названы в честь святителя Иннокентия - просветителя Сибири и Америки.

Встречаются женские имена, о которых сегодня можно вспомнить только в конце Божественной литургии, когда священник произносит отпуст, а перед этим просматривает календарь - как бы не забыть.

И если начать спрашивать пожилых людей, многие говорят: «У меня дед был священником». Действительно, до советского периода во многих якутских семьях были священнослужители, старосты храма, кто-то пел в хоре. Мы стараемся помочь коренному населению Якутии как-то возродить религиозные чувства, которые жили в народе и были связаны с православием. И люди идут навстречу, с большой радостью восстанавливают традиции своих отцов и дедов.

Хотя, не скрою, сильны и языческие верования, в последние годы они даже культивируются.

Чем живут люди

В основном люди живут сельским хозяйством. При температуре, достигающей в некоторых районах 60 градусов ниже нуля, это очень тяжелая сфера. Северный животный мир отличается от среднерусского - он смог перестроиться и полностью свыкнуться с местным климатом.

Например, якутские лошади - удивительная порода. Мы привыкли, что лошадь - красивое, благородное животное. Якутская лошадь тоже красивая и благородная, но низкорослая. Такой выросла в северных условиях. Эти лошади сами пасутся в морозы: разбивают копытами снег, для того, чтобы под ним найти себе пропитание.

Многие занимаются рыболовством. Северные районы изобилуют вкуснейшей рыбой, и рыбу здесь очень любят. Многие блюда я попробовал впервые только в Якутии.

На Литургию - самолетом

Далеко не все священники, которые приехали с владыкой, остались служить в самом Якутске. Нас всех разбросали по разным уголкам. До сегодняшнего дня есть храмы и приходы, где священника не было по полгода, по несколько месяцев. Я ежедневно получаю звонки из разных уголков с просьбами, чтобы хотя бы в двунадесятый праздник священник приехал и совершил богослужение.

Священники находятся друг от друга на расстоянии минимум 600–700 километров. В других местах это территория целой епархии. Когда приезжал хор Санкт-Петербургской духовной академии, они в общей сложности за несколько миссионерских поездок по улусам накружили около 2000 километров. На юге я не мог себе такого и представить.

Когда владыка собирается в ту или иную поездку, чтобы совершить литургию в престольный праздник, она занимает, как правило, несколько дней. Я помню одну из своих первых длительных поездок по Якутии - в поселок Чокурдах, на берег Северного Ледовитого океана. Я летел в одну сторону четыре часа внутри епархии. Раньше я так далеко никуда самолетом не путешествовал. До Москвы с юга - два часа максимум.

Сейчас это привычное дело. Садишься в самолет и летишь, чтобы совершить Божественную литургию или покрестить. Или едешь на машине.

Зимний экстрим

Перед праздником Крещения мы собирали совещание и расписывали направления. Нам приходилось совершать ночные или ранние литургии, сразу после службы «загружаться» в машины и на протяжении нескольких часов ехать 300–400 километров в разные села, по дороге останавливаясь там, где народ ждал. Это были очень насыщенные дни: еще на Святках наши священники вахтовым методом передвигались по районам и городам, чтобы совершить хотя бы одну литургию за нескольких месяцев, чтобы народ мог причаститься. Многие тогда приняли Святое Крещение.

И конечно, мы совершили освящение воды. Владыка направил почти все духовенство в разные уголки епархии: народ везде ждал священника, чтобы тот приехал, освятил воду, водоемы, купели, сооруженные иордани.

Народ купается даже когда температура за -50. Здесь это особая традиция. Над купелями и иорданями натягивают палатки, в них ставят тепловые пушки. Тут приходит на помощь МЧС. А есть и открытые проруби под открытым небом.

Миссионерская епархия

Мы приехали не на пустое место - до нас была сложена и организована мощная епархия. Владыка Герман, нынешний митрополит Курский, приснопамятный создали очень крепкую платформу, основу для епархиальной жизни, ими было воспитано духовенство. А когда в начале 90-х владыка Герман прибыл в Якутскую епархию (ранее она входила в состав Иркутской епархии), здесь находился всего один священник. А действующим на всю Якутию был единственный маленький деревянный храм в Якутске, сейчас это Покровский женский монастырь.

Владыка Герман больше 10 лет провел на Якутской кафедре - за это время было построено большое количество храмов, рукоположены священники, и сейчас они очень ответственно несут свое служение. Мы опирались на их миссионерский опыт и многому у них учились, именно им задавая вопросы, чтобы не наделать ошибок. Ведь уже одно то, что они годами несут свое послушание в сложнейших условиях, являясь хорошими, добрыми пастырями, доказывает, что им можно верить. Поэтому за ними и идут люди, любят их, ждут в своих улусах, районах - даже там, где храмы до сего дня еще не построены, а лишь располагаются в домах культуры или клубах.

Один из таких священников, которому я очень благодарен, - это настоятель нашего кафедрального собора, известный батюшка-миссионер, отец Сергий Клинцов, замечательный фотограф, который сделал уже две фотовыставки: в Якутской духовной семинарии и в городе Мирном. Очень талантливый человек.

Полгода Рождества

Зимой здесь минус 50 - обычное дело, а летом температура порой поднимается до +40. Жарче, чем на юге. Мы с владыкой прибыли в Якутск в конце июня - стояло настоящее пекло. Поэтому я сначала не понимал, насколько это непростой регион.

Как все это влияет на человека? Знаете, в такой суровости, особенно в зимний период, во-первых, очень красиво. Как в октябре выпал снег - до сегодняшнего дня вся земля покрыта вот этой белой снежной пеленой. Здесь особенно долго длится ощущение праздника Рождества Христова.

Сказать, что северный климат вызывает только лишь уныние - не могу. В условиях столицы или провинции, на юге и на западе, у всякого человека могут быть совершенно разные душевные и сердечные переживания, он может быть грустным и радостным, счастливым и не очень. Так и в Якутии. Не атмосфера, не климат влияют на человека, все зависит от него самого, от его душевного расположения, от того, как он отзывается на окружающую его жизнь, на людей, которые ему встречаются.

Суета у нас не меньшая, чем в Москве. Но если ты полностью сосредотачиваешься на жизни церковной, если честно несешь то послушание, к которому призван и которое избрал некогда, то тебе будет уютно везде - и в Москве, и в Якутске, и на берегах Северного Ледовитого океана, и в тундре.

Надо не забывать слова Священного Писания: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал». Где бы мы ни находились, мы должны это помнить: не мы избираем Бога, а Он нас, поставляя в тот или иной регион, в те или иные условия жизни, являющиеся на сегодняшний день спасительными для нас и полезными для людей, которые находятся в этот период рядом с нами.

Отец Никандр был простец. Человек из той среды, о которых говорят: «от сохи». Мир для него был устроен просто. Не имея лукавства и лжи, он на всё смотрел правдивыми глазами. Солнце светит - потому греет, начальство поставлено - потому надо его слушать.

Жизнь его была трагична. Из крестьянской семьи он поступил послушником Кирилло-Белозерского монастыря, где после нескольких лет испытаний был пострижен в монахи. «Я тогда только первое послушание получил, сразу после пострига, - говорил отец Никандр, - как приехали закрывать монастырь. Мое послушание было уход за старым иеромонахом».

Ночью всех игуменов и иеромонахов загрузили в бортовые машины, лежачих стариков передавали на руках, заперли борта и увезли.

Ночью всех игуменов и иеромонахов загрузили в бортовые машины, лежачих стариков передавали на руках, заперли борта и увезли в неизвестном направлении. Монахи плакали, прощались друг с другом, с монастырем. Никандр вслед за своим поднятым старцем тоже было залез в кузов, но его стащили и сказали, чтоб убирался и не лез. Больше Никандр из братии никогда никого не видел.

Монастырь опустел в одночасье. Перед храмом во мраке ночи ошарашенно ходило около десяти послушников и двое-трое молодых монахов. Растерянно они разбрелись по кельям.

Так жили еще почти неделю. Потом приехало из области начальство и объяснило, что религии больше не будет, монахов тоже, монастыри все закрыты, в храмы ходить запрещено, попов всех посажали в тюрьмы, теперь всё будет по справедливости и без обмана. «А вы - парни молодые, жени тесь, заводите детей, мы вам поможем устроиться на работу».

Стал Никандр рабочим. Жениться не хотел, но начальство говорило: «Надо!» Года через четыре уступил, стал жить «с женой по закону», то есть раcписанный в ЗАГСе. Родилась дочь. Лет через пять довелось ему «по работе» поехать в Ярославль; глядь - а там церковь стоит, не закрытая, служит, и батюшка есть. «Значит, есть монастыри, - подумал Никандр. - Даже если нет, то перееду поближе к церкви». И переехал.

Дочь пошла в школу. «Жена» всегда работала. Никандр сам стал воспитывать дитя, учил шить, варить, водил в храм на причастие. Только вот не хотела она в храм идти: уж больно длинные там службы. Он взял ее да постегал, а она всё рассказала учительнице.

Жена не была против, когда ребенка забирали: «Всё равно ее кормить нечем, а государство еще лучше ее воспитает».

Остались Никандр с женой вдвоем. Тяжела ему была «семейная жизнь». «Жена» о Боге слышать не хотела.

Встретил Никандр старого священника, рассказал о своем горьком житии. Тот посоветовал ему нести подвиг. Вот и начал Никандр подвизаться. У него был крохотный домик в Берендеево. Он сделал под ним землянку, выкопал от нее в сторону нору-лежанку в виде буквы «г» и стал так жить. Спал он изогнутый буквой «г», не имея возможности повернуться на другой бок. Эта лежанка-нора была очень узкой. Мой отец знал о ней и даже залезал, чтобы попробовать, как Никандр спит. Говорил, что не только тесно, но и страшно, потому что, забравшись туда, ты потом с трудом вылезаешь. Темно и сыро, «как в гробу». Да и потом постоянный страх, а вдруг земля обвалится.

Он часто приезжал к нам в село на службу. Отец или мама всегда его оставляли погостить. Когда угощали, он ничего не ел. Только пил чай, который привозил с собой. У него был такой специальный чайный набор, какие делали в дореволюционной России. Это серебряная коробочка, в ней отдел для рассыпного чая, отдел для сахара, ложечка, ситечко и порция-мера для заварки. «Благодарю, матушка, - говорил он маме, - вот разве чайку».

Заваривал он всегда сам и пил с сахаром «в прикуску». Всегда сокрушался о своем житии. Однажды со слезами начал рассказывать, что вот если бы теперь начать жить сначала, он бы больше начальство не слушал, да и лучше бы его вместе с братией сослали или расстреляли. «Что скажете, матушка?» - спрашивал он мою маму. Она его утешала, знала, что он постник и подвижник.

В тишине отчетливо прозвучали слова ребенка: «У Господа на всех милости хватит, и каждый идет своим путем подвига пред Богом».

В это время под столом, за которым сидел гость, играл маленький ребенок, он только начинал говорить первые слова. Мама испытывала какую-то растерянность, ей хотелось утешить гостя, но как? Она не могла подобрать слов. Вдруг в этой наступившей тишине под столом отчетливо прозвучали слова ребенка: «У Господа на всех милости хватит, и каждый идет своим путем подвига пред Богом».

Никандр поднял палец вверх и сказал: «Слышите, матушка? Да не прогневим мы больше Господа».

Одолев грамоту, он много читал. Это были редкие в те годы душеспасительные книги. Каждый день он прочитывал Евангелие. За прошедшие годы он стал знать его на память. В наше село он приходил пешком. Напрямую из Берендеева, где он жил, было 35 километров. Бывало, после праздничной службы собираются люди домой, все попутчики просят Никандра взять их с собой. Прямого транспорта в ту сторону не было. Отправлялись от храма, перекрестясь, и начинал отец Никандр читать Евангелие. Так идет не спеша группа старушек, а в середине седовласый старец вполголоса наизусть читает Святое Евангелие. Впереди деревни Рушеново, Щербинино, село Алексино. Так постепенно группа уменьшается, каждый идет до своего дома. А последний отец Никандр, ему идти дальше всех.

Конец его был праведным. Как-то заболев, он некоторое время в храм прийти не мог. От Берендеева до села Вашка, где служил мой отец, проехать можно было только окольным путем, преодолев при этом километров пятьдесят. Как раз в это время, когда отец Никандр болел, отца перевели на другой приход в Рыбинск. Никандр об этом ничего не знал. Будучи больным, он заставил себя приехать на пасхальную службу. В это время в храме служил уже другой священник.

Вашкинский храм весьма большой. Построенный в конце XVIII века по проекту Растрелли в маленьком селе числом всего в семь домов, по площади он превосходит Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры. В нем четыре придела, скорее не придела, а четыре самостоятельных храма, кроме главного - летнего. Служба на Пасху совершалась в Воскресенском приделе, к которому примыкал придел архангела Михаила.

«Подошел ко мне, весь в белом, дал мне яйцо и сказал: “Христос воскресе, отец Никандр! Ты скоро помрёшь…»

Уже из Рыбинска, вскоре после Пасхи, наша мама с детьми приехала в Троице-Сергиеву Лавру и здесь, напротив ворот, мы встретили отца Никандра, как раз за неделю до его смерти. «Ой, матушка, - сказал он, - благодать-то какая, ведь на эту Пасху у вас на Вашке два священника служило. Холодно было, меня всё знобит, прихожу я, а там новый священник и народу много. А потом гляжу, а в соседнем Архангельском приделе тоже служба. Я встал в самый перёд. Служил там ваш отец Владимир, радостный такой, потом подошел ко мне, весь в белом, дал мне вот это яйцо, - достав его, Никандр показал маме, - и сказал: “Христос воскресе, отец Никандр! Ты скоро помрёшь, больше мы с тобой в этой жизни не увидимся!” А я ему: “Воистину воскресе!” Он повернулся молча, прочь ушел в алтарь. А после службы мне с ним поговорить-то не довелось, ведь я на первый автобус побежал. Что-то, матушка, он как чудно сказал-то… Я ведь в Лавру приехал по его страшному слову, поговел, хоть и Пасха, исповедался, а сейчас от причастия. Всех простил, может, и меня Господь простит!»

Не знал отец Никандр, что в пасхальную ночь мой отец протоиерей Владимир Недосекин служил за двести километров от нашего села в храме святого великомученика Георгия, города Рыбинска Ярославской епархии.

Через неделю отец Никандр скончался.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»