Наталья Григоренко-Мень: Мы жили очень открыто. Студенческие годы Александра Меня

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

22 января 1935, Москва, РСФСР, СССР - 9 сентября 1990, Семхоз, Московская область, РСФСР, СССР.

Протоиерей Русской православной церкви, богослов, библеист, проповедник, публицист, автор книг по богословию, истории христианства и других религий, основам христианского вероучения, православному богослужению.

Отец его работал инженером-технологом на ткацкой фабрике. Мать была техником-конструктором по строительству, позже - надомницей (занималась вышивкой). Именно мать оказала решающее влияние на духовное становление сына. Вместе с ней отец Александр в годы своего детства был прихожанином архимандрита Серафима Батюкова, священника катакомбной Православной церкви в Загорске (ныне - Сергиев Посад).
В детстве отец Александр увлекался биологией, историей древнего мира, ещё в школе читал Отцов Церкви и познакомился с философией Владимира Соловьёва. Тогда же у него возник замысел написать ряд книг по истории мировых религий. В 15 лет им был написан первый вариант его главной книги "Сын Человеческий" - о жизни Христа.
В 1953 году, после окончания средней школы, Александр Мень поступил в Московский пушно-меховой институт. В 1955 году институт расформировали и студентов перевели в Иркутский сельскохозяйственный институт.
Любовь к биологии отец Александр сохранил на всю жизнь. "Бог дал нам две книги - Библию и Природу" - говорил он. Учась в институте, отец Александр одновременно готовился стать священником, к чему стремился с детства.
В 1958 году во время государственных экзаменов отца Александра исключили из института за его веру. В том же году он был рукоположен в дьяконы и направлен на приход в Акулово. Тогда же поступил в Ленинградскую духовную семинарию, которую окончил в 1960 году.
После окончания духовной семинарии он был рукоположен в сан священника в Донском монастыре епископом Стефаном (Никитиным). Служил в Алабине, затем в Тарасовке Московской области.
В 1965 году Александр Мень заочно окончил Московскую духовную академию.
В 1969 году защитил в Московской духовной академии диссертацию "Элементы монотеизма в дохристианской религии и философии".
В 1970-1989 годах служил вторым священником в храме Сретения Господня в селе Новая Деревня близ Пушкино Московской области, с 1989 года - настоятель этого храма.
Вместе с женой и детьми жил в посёлке Семхоз Московской области.

С начала 1970-х годов Александр Мень - один из самых известных религиозных деятелей России, чрезвычайно популярный в среде российской интеллигенции. Он неоднократно подвергался преследованиям со стороны КГБ за свою религиозно-просветительскую и писательскую деятельность. Враждебно относились к нему и ультраортодоксальные круги Русской Православной Церкви из-за его терпимости по отношению к других христианским конфессиям.
С наступлением перестройки у отца Александра появилась возможность открытой проповеди перед многочисленной аудиторией. С 1988 года он начал публичные выступления в учреждениях, клубах, учебных заведениях, активно сотрудничал со средствами массовой информации.

Александр Мень - автор многочисленных книг и статей в российских и зарубежных церковно-научных журналах. С 1959 года статьи отца Александра начали появляться в "Журнале Московской Патриархии".
В 1960-е годы написал, в соответствии со своим давним замыслом, книги "Истоки религии", "Магизм и единобожие" (о языческих культах Древнего Востока и библейской религии), "У врат молчания" (об индуизме и буддизме), "Вестники Царства Божия" (о библейских пророках), "Дионис, Логос, Судьба" (о религиях и культуре Древней Греции), "На пороге Нового Завета". Вместе с книгой "Сын человеческий" они составили семитомную "Историю религии" - главный труд жизни отца Александра. Опубликованы они были брюссельским издательством "Жизнь с Богом", где отец Александр печатался под псевдонимом А. Павлов, Андрей Боголюбов, Эммануил Светлов. Кроме этого, отец Александр написал книги "Небо на земле" (впоследствии "Таинство, Слово и Образ") - о богослужении Православной Церкви, книги для детей "Откуда явилось всё это" и "Свет миру", составившие детский сборник "Свет и жизнь", книгу "Первые апостолы" - о Петре и Павле, "Толкование на Апокалипсис" и другие. Фундаментальным трудом отца Александра стал семитомный "Словарь по библиологии".
Главной целью отца Александра было рассказать о Евангелии, христианстве и церкви на понятном и близком человеку XX века языке. Он провёл огромное количество бесед и лекций. Среди них такие циклы, как "Русская философия XIX-XX веков", "Мировые религии и культуры", "Библия и русская литература", "Символ веры" и другие. Впоследствии они были опубликованы. Тогда же отец Александр основал Общедоступный Православный Университет, носящий сегодня его имя.

Первой книгой А.В. Меня, изданной в СССР стала "Таинство, слово и образ" (Ленинград, издательство "Ферро-Логос", 1991 год). Книга была задумана ещё в 1989 году, и должна была выйти в 1990 году, но из-за различных проблем вышла уже после трагической гибели А.В. Меня, в феврале 1991 года.

Ранним осенним утром 1990 года Александр Мень был убит в подмосковном посёлке, когда шёл на Воскресную литургию. Священника подстерегли на лесной тропинке к железнодорожной станции "Семхоз". Предположительно произошло следующее: к нему подбежал какой-то человек и протянул записку. Мень вынул из кармана очки и начал читать. В это время из кустов выскочил убийца и нанёс ему удар топором по голове. Священник дошёл до своего дома, рядом с которым умер от потери крови.
В те дни многие отмечали - похороны отца Александра совпали с днём, когда Православная церковь вспоминает день Усекновения главы Иоанна Предтечи. К тому же, многие мистически настроенные люди указывали на дату убийства - 9.9.90, находя в трёх девятках три перевёрнутые шестёрки - число апокалиптического зверя. Многие уверены - было совершено ритуальное убийство! Обстоятельства, мотив и виновник этого преступления остались невыясненными.

Отец Александр Мень похоронен у алтаря храма Сретения Господня в Новой Деревне.

Александр Мень родился 22 января 1935 года в Москве. Его отец Вольф Герш-Лейбович (Владимир Георгиевич) Мень родился в Киеве, в детстве учился в еврейской религиозной школе, потом - в техническом институте, а после переезда в Москву работал инженером в Орехово-Зуеве. Мама Александра Елена Семёновна Мень (в девичестве Цуперфейн) родилась в Берне, и изучала православное вероучение в частной Харьковской гимназии. В семье Елены Семёновны очень гордились тем фактом, что ее бабушка была излечена от неизлечимой болезни самим Иоанном Кронштадтским.

Александр рос в атмосфере любви и заботы, царившей в их семье. Мама буквально с ранних лет занималась духовным воспитанием сына, даже имя для сына было выбрано неслучайно, так как означало «защитник людей». Тетя Александра – Вера Яковлевна, у которой не было своей семьи, любила племянника как собственного сына, и сыграла немаловажную роль в становлении Александра Меня как личности. Он был удивительно способным ребёнком, рано научился читать и писать, а первыми словами, написанным им, были: «Не побеждайте злом, побеждайте добром». В своём дневнике Вера Яковлевна писала: «Почему я так люблю тебя, маленький мальчик? Наверное, потому что ты один понимаешь меня». Эта способность понимать людей – как верующих, так и атеистов – сохранилась в Александре на всю жизнь, и это качество позже отмечали все, кому довелось общаться с Менем.

Религиозная атмосфера в семье держалась в строжайшей тайне. В 1930-е годы религия была под запретом, и иконы в доме никогда не висели открыто. Павел Мень, брат Александра, вспоминал: «У нас был специальный шкафчик с иконами, и если приходили чужие люди, этот шкафчик закрывался». В шесть лет Александр был тайно крещён вместе со своей матерью священником Катакомбной церкви отцом Серафимом. Этот человек стал первым духовным наставником юного Александра. Незадолго до своей кончины в 1942 году отец Серафим впервые исповедовал мальчика, хотя тому было только семь лет. Мень позже так описывал этот момент: «Я чувствовал себя с дедушкой так, как будто я был на небе у Бога, и в то же время он говорил со мной так просто, как мы между собой разговариваем». Уже тогда чрезвычайная набожность и духовность Александра была заметна окружающим. В это же время сотрудники НКВД арестовали его отца, как врага народа, но после года, проведённого под стражей, отец Александра был выпущен, и до конца жизни был вынужден работать вдали от семьи на Урале.

В.Г.Мень с семьей незадолго до ареста. 1941 год.

Когда Александру исполнилось семь лет, началась Великая Отечественная Война. Семье пришлось много раз переезжать, чтобы как-то прокормиться и уберечь детей. Тяготы и лишения того тяжёлого времени Александр переносил стойко, проявляя редкие для ребенка духовность и жертвенность. Павел - младший брат Александра, вспоминал, как мама, уходя на работу, оставляла им две миски с едой. Младший брат сначала съедал свою порцию, а потом принимался выпрашивать у старшего брата его обед, и Александр отдавал свою еду младшему брату. С самого раннего детства Александр был уникальным ребёнком. Он не играл в игрушки, зато очень рано пристрастился к чтению, и читал чрезвычайно быстро. Кроме того, Александр хорошо рисовал, лепил, интересовался историей. Став старше, Александр увлёкся биологией, у него было очень много книг по этому предмету.

В коммунальной квартире, где жила семья Александра Меня – мама, двое мальчишек и тетя Вера – у него был свой отгороженный угол с кроватью и тумбочкой, наполненной книгами. Вечером Александр решал, чем он будет заниматься завтра, ложился спать в 9 вечера, несмотря на другие интересные занятия, а рано утром, пока все спали, он вставал и читал. Дети в то время вели жизнь очень насыщенную развлечениями и всевозможными детскими шалостями, но Александр предпочитал много читать и писать. Свою первую книгу он написал в шесть лет, она заняла несколько тетрадей и была иллюстрирована им самим. В этой книге он писал о совершенно недетских вещах, пытался выразить своё понимание «Евангелия», старался изложить его так, чтобы оно стало понятно его сверстникам, далёким от религии и не приобщённым к церкви. Первое издание его книги «Сын человеческий», которую Александр начал писать ещё в школе, вышло в 1968 году тиражом в шесть экземпляров – именно столько смогла пропечатать старенькая печатная машинка. Иллюстрировал её Александр сам, картинками, вырезанными из журналов.

Александр Мень с мамой.

В 12 лет он прочитал Библию и решил стать священником, а его духовная наставница матушка Мария дала своё благословление, и Александр Мень направился в духовную семинарию, где ему сообщили, что готовы принять его лишь после достижения совершеннолетия. Тогда Александр и принял решение заняться духовным самообразованием. Он по-прежнему очень много читал. Произведения Канта Александр прочитал в 13 лет, а в 15 лет на барахолке он приобрел том первопроходца русской религиозной мысли Владимира Соловьёва. Александр быстро прочел эту книгу, после он отыскал и прочел остальные книги этого писателя-философа.

От учёбы в школе у самого Александра остались довольно мрачные воспоминания, хотя замкнутым отличником он отнюдь не был, активно участвовал в жизни класса, рисовал стенгазеты, интересовался поэзией, музыкой и живописью. В одном классе с ним учились будущие знаменитые личности - такие, как поэт Андрей Вознесенский, режиссер Андрей Тарковский и Александр Борисов, ставший позже его близким другом. Впоследствии Борисов также посвятил свою жизнь церкви, став священником.

Поступить в университет Александру мешало происхождение, и в 1953 году Мень поступил в пушно-меховой институт в Балашихе, который в 1955 году был переведен в Иркутск. Будучи студентом, Александр продолжал изучать богословие на уровне программы духовной академии. К этому времени Менем была самостоятельно освоена программа духовной семинарии. В институте Александр сблизился с Николаем Голубцовым. Этот человек стал для Александра Меня духовным идеалом, и он выбрал Николая в духовные отцы.

В 1955 году вместе в институтом, по приказу Хрущёва переведённому в Иркутск, Александр переехал в Сибирь. Там, параллельно с учёбой, он готовился к поступлению в духовную семинарию, прислуживал в архиерейском соборе. Собор находился напротив института, и товарищи Александра относились к его религиозности с пониманием. Позже Александр Мень рассказывал: «Вообразите себе, что бы произошло, если бы я в первый день после поступления в институт стал бы демонстративно креститься! Надо было их подвести к пониманию того, что один из них может быть верующим».

В первый год жизни в Иркутске Александр делил крошечную квартирку с Глебом Якуниным, который впоследствии стал известным борцом за религиозную свободу, а в 1956 году Мень женился на студентке Наталии Григоренко, которая стала его спутницей и поддержкой в трудные времена на всю жизнь.

В 1958 году Александр успешно сдавал экзамены в институте, но на экзамене по марксизму-ленинизму его спросили: «А вы верующий?». Мень ответил утвердительно, и в ответ услышал: «Тогда вы вообще не можете быть даже допущены до сдачи экзамена!». Несмотря на уверения Меня, что он готов и знает материал, преподаватель поставил ему «неуд» и Александр был отчислен из института. Отчисление вначале расстроило Меня, так как он рассчитывал не меньше трёх лет проработать по специальности, прежде чем стать священником. Но судьба распорядилась иначе, и уже через месяц после отчисления 1 июня 1958 года Александр был рукоположен в сан диакона. Сразу после рукоположения он был направлен в храм возле станции Одинцово под Москвой, где вместе с женой и годовалой дочкой жил в обветшалом доме на нищенскую зарплату. Верующих там было крайне мало, народ был далёк от религии, продолжал бояться веровать, а настоятель церкви, бывший бухгалтер, считал главным в своей деятельности скрупулёзное исполнение Устава. Именно в это время Александр Мень начал вести серию бесед о жизни Христа, параллельно заочно учился в Ленинградской духовной семинарии, а в 1960 году был рукоположен в сан священника и направлен в храм в Алабино в 50-ти километрах от Москвы, где служил вначале вторым священником, а через год заменил настоятеля храма. На тот момент храм был в ужасающем состоянии, с плохой живописью, и семье священника пришлось ютиться в доме возле храма. К тому моменту у Александра родился сын. Александр Мень разработал программу восстановления храма, его умение договариваться с людьми пригодилось в тот момент, как никогда. Для реставрации храма требовались деньги, дать которые мог только исполком, а в то время отношение к церкви заботой не отличалось. Но Мень сделал почти невозможное - приход и поселковый совет мирно соседствовали, храм понемногу восстанавливался, а отец Александр в свободное время писал книги и статьи.

Именно в это время о новом священнике стало известно далеко за пределами его прихода, люди приезжали со всех концов Москвы, из других городов, а то и из-за границы, чтобы послушать субботние беседы Александра Меня. Но не все могли приехать и послушать священника лично, и тогда его проповеди начали записываться на плёнку. Также в рукописном виде они переходили из рук в руки.

Постепенно его субботние проповеди начинало посещать всё больше людей. Некоторые из них становились друзьями Меня на всю жизнь. Так, из группы сплотившихся вокруг отца Александра людей сформировалась маленькая община активных христиан, был создан кружок молодых священников Москвы и окрестностей. Те, кто входил в него, так же пылко, как их наставник, Александр Мень, желали обновления церкви. Именно он первый предложил регулярно встречаться, обмениваться опытом священника, совершенствовать своё богословское образование и вместе пытаться решить проблемы, то и дело встающие во время исполнения деятельности священнослужителей. В ноябре 1965 два члена этого кружка – Г.Якунин и Н.Эшлиман написали два письма, одно патриарху Алексию I, второе – председателю Президиума Верховного Совета СССР. Оба письма описывали многочисленные случаи вмешательства государства в дела церкви и вызвали большой резонанс, в том числе за границей. Авторство их приписывали именно Александру Меню, чем, помимо всплеска популярности, он невольно навлек на себя недовольство властей.

Мень становился известен, его узнавали в электричках, на которых он ездил в Москву и обратно. Он продолжал заниматься самообразованием. Будучи опытным проповедником, изучившим риторику и умеющим прекрасно владеть вниманием слушателей, он всё равно составлял планы проповедей.

Александр Мень общался не только с прихожанами и верующими, но и с представителями исполкома, с воинствующими атеистами. Он умел находить общий язык со всеми. Брат Александра Меня, Павел, вспоминал такой случай: «Однажды попросили его отпеть умершего на дому, а это было запрещено. И тогда он попросил принести справку из исполкома, справку принесли, со временем у него справок накопилось больше двухсот. И когда кто-то прознал, что он отпевает на дому, его строго спросили, почему он нарушает запрет, Александр ответил, что у него есть справки из исполкома …».

Александр Мень поражал окружающих своей энергией, работоспособностью и жизнелюбием. Несмотря на свою загруженность, он никогда не забывал о семье, и старался свободное время посвящать детям – сыну Михаилу и дочери Елене. Из воспоминаний сына Михаила: «Отец был очень тонким воспитателем, хотя мы с сестрой Еленой понимали, что отец наш этакая интеллектуальная глыба – он был очень образованным во многих областях, он нас никогда не подавлял своим авторитетом, своим мнением. Он умел аккуратно подводить нас к определённым выводам, давал почитать ту или иную книгу, когда мы чем-то интересовались. И когда мы делали эти выводы, тогда он уже комментировал их какими-то случаями из жизни». Даже когда его дети были совсем маленькими, Александр Мень разговаривал с ними, как с взрослыми. Он сознательно выбрал такой путь общения, с юного возраста поясняя детям, как обстояли дела в стране с религией и властью.

Протоиерей Александр Мень стал первым священнослужителем, выступившим на телевидении с проповедью о Евангелии. Его популярность быстро росла, в храм к Меню приходило много молодых людей. Перед первым телевизионным выступлением Александра Меня предупредили: «Говорите, что угодно, только не произносите слово «Бог». И он, ни разу не произнеся это слово, смог завладеть вниманием слушателей.

Александр Мень обладал способностью влиять на людей. Это не нравилось представителям власти, и тогда начались нападки на него. Меня пытались провоцировать, обвиняя в продвижении западной идеологи, и подрыве влияния Советской власти. Причиной новой волны недовольства стало издание за границей книги Меня «Сын человеческий». Когда Александр Мень впервые увидел свою книгу изданной, то был очень удивлён и обрадован. В 1969 году была издана его книга «Небо и земля», посвященная православной литургии. Сам Мень тем временем приступил к новому большому труду - он задумал написать большую историю религии человечества в шести томах под названием «В поисках Пути, Истины и Жизни». Этой идеей он вдохновился после прочтения трудов Владимира Соловьёва. В конце 1960-х годов Александр Мень завершил работу над первыми пятью томами, и в 1970-х годах они были изданы в Брюсселе. В те же годы он написал путеводитель по Библии «Как читать Библию», изданный в 1981 году. Последней большой литературной работой, которую Мень успел написать, был семитомный словарь по библиологии. Александр Мень не забыл и о детях, для них им был написан иллюстрированный альбом «Откуда появилось всё это?», изданный в Италии. Но при жизни Меня ни одна его книга так и не была издана в России. Всего были напечатаны девять его книг, и он никогда не брал гонорар за их издание.

В 1964 году Александра вызвал к себе Уполномоченный Совета по делам Православной Церкви по Московской области и приказал покинуть Алабино, после чего Александр Мень нашел себе место второго священника в Тарасовке, к северу от Москвы. В 1970 году священник из соседнего с Тарасовкой прихода предложил Александру Меню поменяться с ним местами. В Новой Деревне Александр Мень служил почти всё время вторым священником, и лишь в 1989 году он был назначен настоятелем. Сам он поселился с семьёй в Семхозе, в небольшом доме с садом. Двери его дома были всегда открыты для всех желающих. Туда могли прийти все желающие, многие из них вспоминали, что в доме Александра Меня не было лишних вещей, всё было просто, но создавалось удивительное ощущение тепла, света и любви. Гости Александра Меня всегда находили покой и умиротворение.

Несмотря на занятость, Александр Мень успевал выполнять тяжёлую домашнюю работу, работал на огороде. Он считал, что в современной семье не должно быть разделения обязанностей на мужские и женские. Если его жена Наталья Фёдоровна отсутствовала дома, то для посетителей Мень сам готовил еду. Александра Меня знали почти в каждом доме в Новой Деревне, он часто ходил по домам, причащал, соборовал и освящал дома. Рядом с церковью стоял деревянный домик, где находился кабинет Александра Меня. Там стоял диванчик, на котором можно было поспать. Именно в этом домике он принимал посетителей, там тайно крестил и детей, и взрослых, так как открыто креститься в церкви тогда было чревато неприятностями.

Александр Мень не отказывал в помощи никому. Если кто-то боялся быть замеченным в Новой Деревне, он встречался с верующими на квартирах друзей и знакомых. Всем обращавшимся Александр Мень оказывал помощь и духовную, и моральную, и даже материальную. Он не оставлял тех, кто к нему обращался, и тех, кого он крестил. Впоследствии он сам причащал, освящал дом, давал советы. Деньги он всегда оставлял незаметно, стараясь просто положить на стол, часто из своего портфеля доставал маленькие подарки.

Тем временем власть заинтересовалась деятельностью Меня. Начались обыски, вызовы в соответствующие органы и травля в советской прессе, но Александр Мень думал не о себе, а о том, что за ним стоит многочисленная паства, которую он не мог оставить без своей поддержки. Это были очень тяжёлые времена для Меня. От тюрьмы в 1990 году его спасло лишь заступничество митрополита.

В 1988 году началось изменение советской политики по отношении к религии, и Александру Меню был разрешен выезд в Польшу, куда его давно приглашали православные друзья.

Первая публичная, открытая лекция Меня состоялась во Дворце культуры Московского института стали и сплавов 11 мая 1988 года. Там Мень впервые читал лекцию перед полным залом преподавателей и студентов. По телевидению все чаще показывались фрагменты выступлений Александра Меня. Однажды его спросили, как он относится к перестройке. Он ответил, что положительно, ведь: «Пока охотники охотятся друг на друга, зайчик может попрыгать на свободе». Осенью Александр Мень начал читать курс лекций в одном из клубов Москвы на Красной Пресне на тему «Христианство, история, культура», а 19 октября Мень был приглашен в школу № 67 для беседы со школьниками, о чем было написано в газете «Известия». С того времени и без того напряжённый график Александра Меня стал еще более насыщенным. Несколько раз он читал лекции в присутствии воинствующих атеистов, однажды во время выступления в зале был поднят плакат: «Дело Ленина будет жить в веках!». Тем не менее, последователей у Александра Меня становилось всё больше, и в период «оттепели» с 1989-го по 1990-й годы он написал более тридцати статей в прессе.

Александр Солженицын, Александр Мень и художник Юрий Титов.

Родные и друзья переживали за Меня и просили его немного передохнуть, взять отпуск. Зачастую бывало, что Мень после дневной службы ездил в разные районы Москвы на лекции и выступления. В Москву он обычно ездил на электричке, машины у него никогда не было. На все предложения отдохнуть, взять более спокойный ритм, он неизменно отвечал, что времени осталось мало, что нужно многое успеть. В одном из писем другу он написал: «А теперь, подобно сеятелю из притчи, я получил уникальную возможность разбрасывать семена. Да, большая часть их упадёт на каменистую почву, всходов не будет … Но если после моего выступления пробудится хоть несколько человек, пусть даже один, разве это мало? Знаете, такое ощущение, что вскоре всё кончится, по крайней мере, для меня …». Александр Мень чувствовал, что у него всегда была невидимая связь с тем, кто вёл его по жизни, кто хранил его все эти годы. С тем, чьё Слово он проповедовал всю жизнь, несмотря на трудности.

9 сентября 1990 года рано утром Александр Мень отправился совершать литургию в небольшую церковь в деревню в тридцати километрах от его дома. Чуть позже его жена, оставшаяся дома, открыв окно, услышала стоны. Выбежав в сад, она увидела там мужчину, лежавшего в луже крови. Не решаясь посмотреть на раненого, она вызвал «скорую помощь» и милицию. Позднее нашлись свидетели, видевшие, как Александр Мень добирался домой с кровавой раной на затылке. Он умер от потери крови после удара топором по затылку, и многие были уверены, что это преступление было заказным убийством. На следующий день после его смерти на радио и телевидения прекратились трансляции записей его выступлений. После того, как газета «Известия» написала о смерти Александра Меня, в редакцию стали звонить, угрожая автору статьи.

После убийства Александра Меня милиция завела дело, но убийца Александра Меня так и не был найден. Лишь после его смерти правительство оценило значение деятельности Александра Меня для страны, стали издаваться его книги.

Александр Мень был похоронен в Московской области, Пушкинском районе, в Новой Деревне.

Об Александре Мене была подготовлена телевизионная передача из цикла «Острова».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовила Ирина Неволина

Использованные материалы:

Материалы сайта www.alexandrmen.ru
Материалы сайта www.people.su
Материалы сайта «Википедия»

Александр Мень
Портрет
Род деятельности:

Священник Русской православной церкви, богослов и проповедник

Дата рождения:
Место рождения:
Гражданство:

СССР

Дата смерти:
Место смерти:

Семхоз, Московская область, СССР

Алекса́ндр Влади́мирович Мень (22 января 1935 - 9 сентября 1990) - священник Русской православной церкви, богослов, проповедник, автор книг по богословию и истории христианства и других религий.

Биография

В возрасте шести месяцев он был крещён вместе с матерью. Крещение было совершено тайно священником Катакомбной церкви отцом Серафимом. Учился А. В. Мень в московской школе в Стремянном переулке, которая ныне известна как школа № 1060. Учился в Московском пушно-меховом институте (1953-1954), затем в Иркутском сельхозинституте (1955-1958), откуда исключён за религиозные убеждения. Через месяц после отчисления, 1 июня 1958 года, был рукоположен в дьяконы, а 1 сентября 1960 года (после окончания Ленинградской духовной семинарии) - в священники. В 1965 году закончил заочно Московскую духовную академию.

Служил в ряде подмосковных приходов. Уникальное сочетание широкой эрудиции, открытости к светской культуре, науке, к другим конфессиям, нехристианским религиям и глубокой церковной укоренённости выдвинуло Меня в число ведущих христианских проповедников.

Творчество

Главный труд отца Александра - книга об Иисусе «Сын Человеческий» (Брюссель , 1969, 2 изд. М. 1991), а также серия «В поисках пути, истины и жизни» (т.1-6, Брюссель , 1970-1983; 2 изд. - М., 1991-1992), в которой автор рассматривает историю нехристианских религий как путь к христианству в борьбе магизма и единобожия.

Отец Александр также автор книг «Таинство, слово, образ» (Брюссель , 1980, 2 изд. М. 1991) (первое издание под названием «Небо на земле» (Брюссель , 1969), «Откуда явилось всё это?» (Неаполь , 1972), «Как читать Библию?» (Брюссель , 1981), Библиологического словаря (ок. 10 тыс. терминов, Москва , 2002) и многочисленных статей главным образом проповеднического и апологетического содержания. Работы отца Александра переведены на английский, литовский, польский, украинский и французский языки.

Отец Александр Мень - один из зачинателей христианского «самиздата » 1960-х годов. До середины 1980-х годов его труды издавались главным образом за границей (под псевдонимами Э. Светлов, А. Боголюбов, А. Павлов). Мень был духовным наставником, а часто и крёстным отцом многих диссидентов 1970-х и 80-х годов, хотя сам воздерживался от активной правозащитной деятельности, видя свою миссию в духовном просвещении.

С середины 1980-х годов отец Александр Мень - один из самых популярных христианских проповедников (в том числе в средствах массовой информации). Он был одним из основателей Российского библейского общества в 1990 году, Общедоступного православного университета, журнала «Мир Библии» . Отец Александр активно поддерживал благотворительную деятельность, стоя у истоков создания Группы милосердия при Российской детской клинической больнице, которая впоследствии была названа его именем и стала одним из значительных благотворительных проектов.

Убийство

Во время выступлений отец Александр неоднократно получал записки с угрозами.

На месте гибели священника в мкр. Семхоз (ныне в черте города Сергиев Посад) воздвигнут храм в честь преподобного Сергия Радонежского, в котором регулярно совершается Божественная Литургия. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия ежегодно проходит научно-богословская конференция - «Меневские чтения ».

Отец Александр был убит 9 сентября 1990 года. В то утро он торопился в церковь: надо было вовремя поспеть к литургии . К нему подбежал какой-то человек и протянул записку. Мень вынул из кармана очки и начал читать. В это время из кустов выскочил ещё один человек и с силой ударил его сзади топором. Обливаясь кровью, священник направился к станции. Потом, теряя силы, повернул назад, к дому. Он сумел доползти до калитки.

«Кто вас, отец Александр?» - спросила женщина. «Да нет, никто, я сам!» , - ответил Мень: он не захотел или не смог назвать своих убийц.

Несмотря на личные распоряжения президентов СССР и России, убийство осталось нераскрытым.

Рассказывает генерал-лейтенант милиции Вячеслав Кириллович Панкин:

Когда задержали подозреваемого, он дал признательные показания. Министр внутренних дел Баранников обрадовался: праздновать можно! Однако, кроме признательных показаний, не было никаких вещественных доказательств. И даже когда подозреваемый выдал следствию топор, которым он якобы убил священника, экспертиза не подтвердила, что это орудие убийства. Портфель с церковным облачением священника тоже исчез. Отрабатывалось очень много версий, обращали внимание на мелочи. Когда священник с рассечённой головой добрёл до калитки своего дома, беспомощно повис на ней, жена его не узнала. Почему? Проверяли и брата жены, конфликтовавшего накануне убийства с Александром Менем. Но существенных доказательств добыть не удалось. Уже в Афганистане я услышал, что преступление якобы раскрыто. Об этом сообщил тогдашний начальник ГУУРа Колесников. Но работали они всё с теми же подозреваемыми.

Семья

  • Отец - Владимир Мень
  • Мать - Елена Василевская
  • Жена - Наталия Григоренко
  • Сын - Мень, Михаил Александрович - губернатор Ивановской области

У о. Меня было двое детей: дочь Елена (старшая) и сын Михаил

Библиография

  • История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни (в 7 томах) (Москва, 1991-92)
    • Том 2. Магизм и Единобожие. Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей
    • Том 3. У врат Молчания. Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до н.э.
    • Том 4. Дионис, Логос, Судьба. Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра
    • Том 5. Вестники Царства Божия. Библейские пророки от Амоса до Реставрации (7-4 вв. до н. э.)
  • История религии (учебник в 2 томах) (Москва, 1997)
    • Том 1. В поисках Пути, Истины и Жизни
    • Том 2. Пути христианства
  • Библиологический словарь (в 3 томах) (Москва, 2002)
    • Том 1. А-И
    • Том 2. К-П
    • Том 3. Р-Я
  • Таинство, слово и образ. О православном богослужении (Москва, 1991)
  • Исагогика. Курс по изучению Священного Писания Ветхого Завета
  • Свет миру. Евангельская история, пересказанная для детей
  • Магия, оккультизм, христианство . Лекции
  • Мировая духовная культура . Лекции
  • Трудный путь к диалогу . Сборник статей и эссе (Москва, 1992)
  • Радостная весть . Лекции и беседы (Москва, 1992)

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мень.

Александр Мень
Род деятельности:

Священник Русской православной церкви, богослов и проповедник

Дата рождения:
Место рождения:

Москва, СССР

Гражданство:

СССР СССР

Дата смерти:
Место смерти:

Семхоз, Московская область, СССР

Александр Мень на Викискладе

Алекса́ндр Влади́мирович Мень (22 января 1935, Москва - 9 сентября 1990, Семхоз, Московская область) - протоиерей Русской православной церкви, богослов, проповедник, автор книг по богословию, истории христианства и других религий, по основам христианского вероучения, православному богослужению. Публиковался в Брюсселе; на родине издавался с 1990 года: серия «В поисках пути, истины и жизни» (кн. 1-6, 1970-1983; псевдоним Э. Светлов), «Сын человеческий» (1969, псевдоним А. Боголюбов), «Таинство, слово и образ» (1980) и др. Известен своими экуменическими и либерально-модернистскими воззрениями. Убит. Обстоятельства, мотив и виновник этого преступления остались невыясненными.

Биография

Могила протоиерея Александра Меня у Сретенской церкви в Новой Деревне с надписью «А кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном».

Родился в Москве и наречён именем Альберт (в миру - Альберт, в священстве Александр). Отец Вольф Герш-Лейбович (Владимир Григорьевич) Мень родился в 1902 году, в Киеве, в детстве учился в религиозной еврейской школе, «помнил иврит, …читал наизусть пророков», но «был … человеком нерелигиозным», «окончил два вуза, работал главным инженером текстильной фабрики» в Орехово-Зуеве.

Предки по материнской линии («очевидно, из Польши, если судить по фамилии Василевские…») при Александре I жили уже в России. Бабушка, Цецилия Василевская, и дед, одессит Семён (Соломон) Ильич Цуперфейн, познакомились в Швейцарии, во время обучения на химическом факультете Бернского университета. Там же, в Берне, в 1908 году у них родилась дочь Елена (мать о. Александра). Окончив университет, Соломон и Цецилия с дочерью жили в Париже. В 1914 году, во время приезда в Россию, Семёна Ильича мобилизовали, а семья поселилась в Харькове. Елена Семёновна Мень (в девичестве Цуперфейн) с юности тянулась к христианству. Изучала в Харьковской частной гимназии православное вероучение. Старшеклассницей она уехала в Москву, к своей бабушке Анне Осиповне Василевской; в 1934 году вышла замуж за Владимира Григорьевича Меня.

В возрасте шести месяцев Александр был тайно крещён вместе с матерью в Сергиевом Посаде священником Катакомбной церкви отцом Серафимом (Батюковым).

Когда мальчику было 6 лет, НКВД арестовал его отца, который более года провел под стражей, а затем до конца войны был вынужден работать на Урале.

Учился Мень в московской школе № 1060 в Стремянном переулке.

В 1953 году поступил в Московский пушно-меховой институт в Балашихе, который в 1955 году был переведён в Иркутск. В марте 1958 года был отчислен за религиозные убеждения.

Через месяц после отчисления, 1 июня 1958 года, был рукоположён в диакона, а 1 сентября 1960 года (после окончания Ленинградской духовной семинарии) - в священника. В 1965 году закончил заочно Московскую духовную академию.

Служил в ряде подмосковных приходов. В 1989-1990 годах был настоятелем Сретенской церкви в Новой Деревне (микрорайоне города Пушкино). Уникальное сочетание широкой эрудиции, открытости к светской культуре, науке, к другим конфессиям, нехристианским религиям и энергия, направленная на понимание каждого собеседника выдвинуло Меня в число ведущих христианских проповедников.

Творчество

Главный труд отца Александра - «История религии» в семи томах, состоящая из серии «В поисках пути, истины и жизни» (т.1-6, Брюссель, 1970-1983; 2 изд. - М., 1991-1992) и книги об Иисусе «Сын Человеческий», (Брюссель, 1969, 2 изд. М. 1991, т.7); в которой автор рассматривает историю нехристианских религий как путь к христианству в борьбе магизма и единобожия.

Отец Александр - также автор книг «Таинство, слово, образ» (Брюссель, 1980, 2 изд. М. 1991) (первое издание под названием «Небо на земле» (Брюссель, 1969), «Откуда явилось всё это?» (Неаполь, 1972), «Как читать Библию?» (Брюссель, 1981), Библиологического словаря (ок. 1840 терминов (среди которых большое число перенаправлений), Москва, 2002) и многочисленных статей главным образом проповеднического и апологетического содержания. Работы отца Александра переведены на английский, литовский, польский, украинский и французский языки.

Отец Александр Мень - один из зачинателей христианского «самиздата» 1960-х годов. До середины 1980-х годов его труды издавались главным образом за границей под псевдонимами Э. Светлов, А. Боголюбов, А. Павлов, (псевдонимы даны зарубежными издателями без согласования с автором). Мень был духовным наставником, а часто и крёстным отцом многих диссидентов 1970-х и 80-х годов, хотя сам воздерживался от активной правозащитной деятельности, видя свою миссию в духовном просвещении.

С середины 1980-х годов отец Александр Мень - один из самых популярных христианских проповедников (в том числе в средствах массовой информации). Он был одним из основателей Российского библейского общества в 1990 году, Общедоступного православного университета, журнала «Мир Библии» . Отец Александр активно поддерживал благотворительную деятельность, стоя у истоков создания Группы милосердия при Российской детской клинической больнице, которая впоследствии была названа его именем и стала одним из значительных благотворительных проектов.

Убийство

Крест на месте убийства в Семхозе

Во время выступлений отец Александр неоднократно получал записки с угрозами. Был убит утром 9 сентября 1990 года. Он торопился в церковь: надо было успеть к литургии. Предположительно произошло следующее: к нему подбежал какой-то человек и протянул записку. Мень вынул из кармана очки и начал читать. В это время из кустов выскочил другой человек и с силой ударил его сзади топором (по другой версии - сапёрной лопаткой). Обливаясь кровью, священник направился к станции. По пути женщина спросила: «Кто вас, отец Александр?». «Да нет, никто, я сам!» - ответил он. Потом, теряя силы, повернул назад, к дому, дошёл до калитки и упал.

Несмотря на личные распоряжения президента СССР и председателя Верховного Совета России, убийство осталось нераскрытым.

Рассказывает генерал-лейтенант милиции Вячеслав Кириллович Панкин:

Когда задержали подозреваемого, он дал признательные показания. Министр внутренних дел Баранников обрадовался: праздновать можно! Однако, кроме признательных показаний, не было никаких вещественных доказательств. И даже когда подозреваемый выдал следствию топор, которым он якобы убил священника, экспертиза не подтвердила, что это орудие убийства. Портфель с церковным облачением священника тоже исчез. Отрабатывалось очень много версий, обращали внимание на мелочи. Когда священник с рассечённой головой добрёл до калитки своего дома, беспомощно повис на ней, жена его не узнала. Почему? Проверяли и брата жены, конфликтовавшего накануне убийства с Александром Менем. Но существенных доказательств добыть не удалось. Уже в Афганистане я услышал, что преступление якобы раскрыто. Об этом сообщил тогдашний начальник ГУУРа Колесников. Но работали они всё с теми же подозреваемыми.

На месте гибели священника в мкр. Семхоз (ныне в черте города Сергиев Посад) воздвигнут храм в честь преподобного Сергия Радонежского, в котором регулярно совершается Божественная Литургия. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия ежегодно проходит научно-богословская конференция «Меневские чтения».

Воззрения

Следующие цитаты выражают экуменические идеи отца Александра Меня.

«Истоки религий», глава 4 («Человек перед Богом»):

Быть может, разница в Богопознании религиозных гениев, таких, как Франциск Ассизский, Тереза Авильская, Мейстер Экхарт, Серафим Саровский, и людей обыкновенного уровня заключается в том, что для последних встреча с Богом подобна мгновенной вспышке молнии, за которой нередко вновь наступает мрак, а первые всем своим существом приобщались Божественной жизни и сами становились её носителями.

«История религий», том 3, глава 5 («Загадка высшего „Я“»):

Следуя по пути, проложенному созерцанием, индийские брахманы приходят к тому же, к чему приходили все мистики, в какое бы время и в каком бы народе они ни жили. Яджнявалкья и Будда, Плотин и Ареопагит, Мейстер Экхарт и Григорий Палама, каббалисты и Николай Кузанский, Яков Беме, Рейсбрук и множество других ясновидцев Востока и Запада с единодушием, которое невольно приводит в трепет, возвещают о том, что они познали, дойдя до самых пределов бытия. Все они как один свидетельствуют, что там исчезает всё мыслимое и представимое, что там нет ничего и в то же время - неизречённая Полнота. Там невозможно найти ни одного из свойств мира, природы и духа; там нет ни добра, ни зла, ни света, ни тьмы, ни движения, ни покоя. Там царит нечто, превосходящее самую глубокую мысль человека, превосходящее само бытие. В священном мраке, скрывающем основу основ, они ощутили реальность Сущего, Абсолюта. Страшная, непереносимая тайна!..

«Письма духовной дочери Александре Орловой-Модель»:

Экуменизм имеет два истока: либо подлинную широкую и глубокую духовность, которая не страшится чужого, либо поверхностное смешение всего в кучу. Разумеется, я за экумену первого типа. Но до него доходят немногие. Отсюда твои наблюдения. В словах игумена о святых, что они «чужие» - не только ограниченность, но нежелание вместить иной опыт. А особенности этого опыта не касаются Евангелия как такового. Их источник - культурная традиция и этнопсихология … Сказать, что 700 млн католиков и 350 млн протестантов находятся в заблуждении, а только мы одни истинная церковь - значит пребывать в безумной гордыне, ничем не оправданной.

Отзывы о деятельности и трудах протоиерея Александра Меня

История религии

Позитивные оценки

Многие православные люди позитивно оценивают деятельность и труды отца Александра Меня. Так, по мнению Патриарха Алексия II,

Отец Александр был талантливым проповедником слова Божия, добрым пастырем Церкви, он обладал щедрою душою и преданным Господу сердцем. Убийцы сотворили свое чёрное дело в момент, когда он мог бы ещё так много сделать для духовного просвещения и окормления чад Церкви. Не все его суждения полностью разделялись православными богословами, но ни одно из них не противоречило сути Священного Писания. Где как раз и подчёркивается, что надлежит быть разномыслиям между вами, дабы явились искуснейшие (1 Кор. 11, 19).

Митрополит Антоний Сурожский, спустя много лет после смерти отца Александра говорил о нём очень эмоционально:

Мы не смеем говорить о своей оставленности, об одиночестве, о сиротстве! Отец Александр не умер, а приобщился к Жизни Божественной, остался для своих - знаемых и незнаемых, Пастырем добрым, молитвенником, ходатаем, заступником! И зовёт он каждого, кто его любил, кто в нём видел образ истинного христианина на Путь Крестный и к славе Воскресения! «Будьте мне последователями, как и я последователь Христов!»

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в день 20-й годовщины трагической гибели отца Александра Меня, совершив заупокойную Литургию и литию по убиенному, высоко оценил его пастырскую и просветительскую деятельность:

Очень многое, что делал с точки зрения того времени необычного о. Александр, ибо не все было дозволено тогда, сейчас совершается на каждом приходе. И люди как-то забывают о ценности той свободы, которую имеет Церковь сейчас. Но тогда это было подвигом, мужеством – не только ревностное пастырское служение, но и жертвенное просветительское служение. Мы можем свидетельствовать, что семя, посеянное о. Александром, упало на добрую почву.

По мнению архиепископа Михаила (Мудьюгина),

Все свои знания, энциклопедическую эрудицию, самые разнообразные интересы в науке, художественной литературе, искусстве, все свои таланты, ему от Бога дарованные, отец Александр поставил на службу проповеди. Проповедовал он неустанно. Проповедовал всегда принципиально, притом на языке, доступном для современников… Это был человек необыкновенной одухотворённости, который вёл подвижническую жизнь и закончил её мученически. Но на крови мучеников, как известно с древних времён, прорастают семена христианского благовестия, растёт и укрепляется Церковь Христова… Отец Александр был поистине пророком нового времени и предвестником евангелизации всего служения Православной Церкви, евангелизации, которая соответствует назревшим потребностям и чаяниям православного народа.

Священник Георгий Чистяков считал, что:

Отец Александр относился к числу людей, которые не боятся. Он не боялся ходить в больницы к тяжело больным и умирающим, хотя это было запрещено строжайшим образом, не боялся проповедовать и, более того, говорить о вере с детьми, практически открыто нарушая советское законодательство. Не боялся языка своей эпохи и в отличие от практически всех своих собратьев умел (подобно апостолу Павлу) говорить с «язычниками» о Христе на языке этих язычников. Не боялся синтезировать опыт своих предшественников, очень разных и порою взаимоисключающих друг друга, и это у него получалось удивительно хорошо, ибо делал он это не на уровне человека, но на уровне любви Божьей. Не боялся нового.

Протодиакон Андрей Кураев, говоря об отце Александре, подчёркивает исторический контекст, в котором тому пришлось жить и на вызовы которого пришлось отвечать:

Как проповедник отец Александр сложился в 60-е годы. Это были годы “торжествующего” атеизма, годы эйфории, связанной с успехами НТР, годы космических полётов и позитивистской самоуверенности. Даже те, кто не считал себя коммунистами, искренне видели в религии всего лишь недоразумение. И задача проповедника в атеистической стране была понятна: посмотрите, это лишь в наше время и в нашей стране верующие люди запуганное меньшинство. Но в иных странах и в иные времена всё было иначе. Вся мировая культура создана верующими людьми. Если уж кто и обеспечивал нравственный прогресс народов, так это были религии. Неправда, что религия есть мрак: добро есть в любой религии и, между прочим, в христианстве. Надо было во что бы то ни стало показать, что те лучшие ценности, что есть в подсоветско-светской культуре, не чужды христианству и разделяются им. Достоинство личности, творчество, свобода, дерзновение - всё это есть и в христианстве и по большому счёту только там и может быть логически обосновано.

Критика

В то же время представители консервативных кругов Русской православной церкви утверждают, что некоторые высказывания отца Александра Меня противоречат основам православного учения; критике подвергались его экуменические взгляды. Его также обвиняли в симпатиях к католицизму. Известный православный богослов профессор МДА А. И. Осипов и протодиакон-миссионер Андрей Кураев не рекомендовали книги протоиерея Александра Меня для знакомства с православием.

Протодиакон Андрей Кураев о католицизме Александра Меня и отношении к этому католицизму православного человека (из статьи «Александр Мень: потерявшийся миссионер»):

То обстоятельство, что писатель Александр Мень является униатом, никак не означает, что его книги надо изъять из библиотеки православного человека. В книжном собрании любого богослова, студента, семинариста есть немало христианской литературы, написанной неправославными авторами. Эти книги читаются, ценятся, используются. Но всегда удобнее заранее знать, каких конфессиональных взглядов придерживается писатель. Это позволит легче отделять сообщаемые им факты или бесспорно христианские суждения от того, что вызвано к жизни конфессиональной пристрастностью. Можно дать человеку почитать книгу католического богослова, но при этом лучше заранее предупредить его, что автор этой замечательной книги католик, и что поэтому с некоторыми его суждениями о месте папы не стоит безоглядно соглашаться. Читая книги о. Александра, просто имейте в виду, что читаете прокатолические книги. Католические не значит плохие и не всегда значит еретические. Просто если Вам захочется составить себе представление о православии в той его глубине, что отличает его от католичества, надо искать другие книги.

Кураев также высказался о наследии Александра Меня в свете сегодняшнего дня:

Такова судьба миссионера: тот, кто говорит на языке современной ему культуры, оказывается слишком устаревшим, когда эта культура уходит. Сегодня мы живём в ином мире. На смену торжествующему атеизму пришел торжествующий оккультизм. <…> Все играют в бисер со словечками типа «карма», «гороскоп», «астрал», «космический луч». Чуть не все религии мира пришли в наш дом и дружным хором объявили христианство «устаревшим». И тут оказалась необходимой совсем иная интонация, не та, что была в книгах отца Александра Меня. Когда островкам христианства грозит быть проглоченными оккультной стихией, то уже не до поиска «общего». Время проводить границы, разделительные межи. Время конфликтовать. Христос не только Тот, Кого «ожидают все народы». Он ещё и Тот, Кого отвергли жрецы всех народных религий. Он для иудеев скандал (σκανδαλον) и для эллинов безумие.

В «Открытом письме священнику Александру Меню», написанном митрополитом Антонием (Мельниковым) (впрочем, письмо было не подписано, поэтому существуют сомнения в авторстве митрополита Антония), он в частности пишет: «Вы не новичок в церкви, отец Александр <…> Значит, когда Вы объединяете в своём толковании Единого Бога христиан и Древнего Израиля с „богом“ современного иудаизма диаволом, Вы делаете это умышленно, заведомо смешивая свет с тьмою».

Священник-миссионер Даниил Сысоев считал Александра Меня еретиком, перечисляя 9 основных воззрений Меня, несовместимых с православием:

  1. Манихейство. - Учение о соучастии сатаны в творении мира, результатом чего была якобы происходившая эволюция.
  2. Учение о человеке как преображённой обезьяне. Противоречит определению V Вселенского Собора против Оригена (там было провозглашено, что душа и тело появились одновременно. В отношении учения Меня, его мнение было осуждено Синодом Московской Патриархии от 7.12.1935 г. по делу прот. С. Булгакова)
  3. Отвержение богодухновенности Священного Писания (см. анафемы недели Православия).
  4. Отвержение первородного греха и постулирование независимости смерти от человеческого греха (см. 124 прав. Карфагенского Собора)
  5. Отвержение существования личного Адама и введение каббалистического учения об Адаме Кадмоне.
  6. Отвержения авторства почти всех ветхозаветных книг (см. анафемы против Феодора Мопсуэстийского V Вселенского Собора).
  7. В учении о Церкви - принятие теории ветвей (осуждена Юбилейным Собором 2000 г.).
  8. Синкретизм, <…> осуждённый (вместе с теософией) на Соборе 1994 г.
  9. Поощрение магии и экстрасенсорики (в лекции к учащимся в школе экстрасенсов) влечёт за собой 25 лет отлучения от Причастия. И почти единственная из вин, обрушивающая на священника сразу два наказания - лишение сана и отлучение. (Правила VI Вселенского собора, Василия Великого, Григория Нисского и т. д.)

Http://www.cirota.ru/forum/message.php?id=318161 (http://www.webcitation.org/6X4IKyLNU)

Кандидат геолого-минералогических наук протоиерей Константин Буфеев критиковал Александра Меня, считая его воззрения подменой православного вероучения еретическими эволюционистскими представлениями.

Аналогичные обвинения в адрес о. Александра звучат и со стороны католиков-традиционалистов.

Издания Александра Меня

    История религии. Выходные данные и аннотация 1 тома

Семья

  • Отец - Владимир Григорьевич (Вольф Герш-Лейбович) Мень (1902 -)
  • Мать - Елена Семёновна (Соломоновна) Мень (в девичестве Цуперфейн; 1908 - 15 января 1979)
  • Жена - Наталия Григоренко (родом из городка Кобеляки Полтавской области, Украина)
    • Дочь - Елена Мень (род. 1957) - иконописица
    • Сын - Михаил Мень (род. 1960) - российский политик, губернатор Ивановской области (2005-2013), министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с 1 ноября 2013 года.
  • Двоюродная сестра матери - Вера Яковлевна Василевская (1902-1975), педагог-дефектолог, мемуарист.

Имени Александра Меня

  • Фонд протоиерея Александра Меня
  • Премия имени Александра Меня

Фильмография

  • 1968 - «Любить…» (документальный) - режиссёр Михаил Калик;
  • 1990 - «Бердяев» (документальный) - режиссёр Леонид Партигул, оператор Владимир Голощапов (Свердловская киностудия);
  • 2007 - «Сын человеческий» (по одноимённой книге протоиерея о. Александра Меня) - режиссёр Б. Г. Дворкин.
Фильмы об о. А. Мене
  • 1998 - «Намедни. 1990» (эпизод);
  • 2005 - «Убийство Александра Меня» - фильм Алексея Пивоварова (НТВ) из серии «Дело темное».
Просмотры: 3 688

В этой рубрике рассказывалось о разных личностях. И всегда хочется затронуть историю не похожую на предыдущую, и чтобы она была ближе к нашему времени. Так зародилась идея узнать биографию Александра Меня. Для меня каждая история открытие. Углубляешься в разные источники и всегда хочется понять человека, о чем думал, что было мотивом сердца. Так Александр Мень первоначально стал для меня глубоко мыслящим православным священником, но позже, грамотным, образованным и мудрым проповедником истины, слова которого и сейчас заставляют задуматься над Божьей мудростью и взглянуть на привычные слова, с другой стороны.

Три основных вопроса помогут выделить основные взгляды Александра Меня:

1) Плод при жизни

2) Плод после жизни

3) Личная жизнь/ внутренняя гармония.

Семья Александра Меня

Жизненная история будущего священника Александра Меня началась 22 января 1935 года в Москве в еврейской семье. Отец Вольф Герш-Лейбович (Владимир Георгиевич) Мень учился в еврейской школе и мог читать древние писания на иврите, но не был религиозен. Работал инженером в Орехово-Зуеве. Мама Елена Семёновна Мень (в девичестве Цуперфейн) родилась в Берне, с детства она тянулась к христианству, изучала православье в частной гимназии Харькова.

Александр был любимым сыном, которого окружали заботой с первых дней как мама, так и тетя Вера Яковлевна. Мама воспитывала сына на духовном основании. Она с ранних лет знала, что страх Божий это боязнь огорчить Бога. В те времена было закрыто больше 95 % церквей. Церковь ставала тайной, катакомбной. Но в 6 лет Александр был тайно крещен сам и его мать священником Катакомбной церкви отцом Серафимом, он же и стал первым духовным наставником молодого Александра. Еще ребенком Александр Мень впитывал в себя учение и относился очень богобоязненно к исповеди у отца Серафима. «Я чувствовал себя с дедушкой так, как будто я был на небе у Бога, и в то же время он говорил со мной так просто, как мы между собой разговариваем» – так Мень говорил о беседах с духовным наставником. В это время НКВД арестовали его отца Владимира Георгиевича по ложным обвинениям и после года заключения выслали на Урал, где он и работал до конца своих дней.

Интересы Александра Меня

Когда Александру было 7 лет началась Великая Отечественная война. Это было тяжелое время, семье приходилось много переезжать с места на место чтобы защитится. В то время семья жила в коммунальной квартире и уже здесь Александр проявлял свою индивидуальность. Он вел себя иначе, не так как другие дети, ложился сам спасть в 9 вечера чтобы утром проснутся пораньше и прочитать отобранную книгу. Удивительно, но в 6 лет он написал свою первую книгу, которая уместилась на нескольких тетрадках с собственными иллюстрациями. Александр Мень старательно излагал на страницах своей первой книги личное понимание Евангелия, не свойственное его возрасту. Он старался донести суть простыми словами сверстникам, которые возможно ничего не знали о Христе.

Учеба Александра Меня

После прочтения Библии в 12 лет Александр Мень принял решение стать священником. Произошла его личная встреча со Христом, все прежние планы трудится в науке забылись. Его благословила наставница, матушка Мария. После чего Александр направился к духовную семинарию, где получил отказ так как не был совершеннолетним. Это не остановила Меня, он продолжал сам заниматься своим развитием. В 13 лет прочитал Канта, а в 15 лет прочел книгу Владимира Соловьева (одного из первых русских религиозных мыслителей) найденную на барахолке. Соловьев открыл новый взгляд, он указывал, что в центре всего динамизм, который соединяет природу человека и Бога. Заходя к профессору-химику Николаю Пестову, Александр увидел фото Терезы из Лизье, Пестов узнал католичество и общался с баптистами, так он познакомил Меня с западным христианством. Чтобы понять Библию лучше, Александр Мень изучал Древний Восток. В это время уже сам читал и пел в хоре церкви.

Со школьным временем у Александра Меня были связаны не совсем приятные воспоминания. Он был активным участником в жизни класса (создание стенгазет, проявлял интерес к поэзии, музыке и живописи (даже рисовал иконы)). Он учился вместе с будущими знаменитостями: поэтом Андреем Вознесенским, режиссером Андреем Тарковским, Александром Борисовым, который в последствии общаясь с Менем принял духовный сан.

Уже во времена войны Сталин поменял отношение к церкви, было разрешено проводить служения, в Москве восстановили духовную академию и семинарию. Православную церковь держали в определенных рамках, но возрождение духовности началось. Многие могли слышать проповеди. Прихожане отцов Мечевых собирались на квартире, чтобы послушать лекции по культуре и религии и вместе читать Новый Завет. Алик, как называли Александра Меня, присутствовал на таких встречах и обогащался как интеллектуально, так и впитывал пример единства и стойкости верующих. Александр, принял слова свой тети за правило: то что не успел в детстве – не наверстать. Она учила его, что нельзя откладывать, а нужно ставить серьезные задачи и стараться решить их как можно раньше.

Студенческие годы Александра Меня

Из-за своей национальности Меню сложно было поступить в университет. В 1953 г. он поступает в пушно-меховой институт в Балашихе. Александр в свою очередь самостоятельно изучает программу духовной семинарии. В институте Александр выбрал себе как духовного идеала отца Николая Голубцова. Тот был демократичным и общительным, умеющим вести беседу с неверующими. С переводом института в Иркутск, Александр Мень тоже переезжает в Сибирь. Он планирует поступление в духовную семинарию и прислуживает в архиерейском соборе. Друзья Александра понимающе воспринимали взгляды Меня. Александр смог через дружбу, общение и активное участие в жизни группы донести свои христианские взгляды за три года до всех и студенты это воспринимали нормально.

Студенческое время не было легким. Проживал Александр Мень с Глебом Якуниным в очень маленькой квартире. В дальнейшем Глеб стал борцом за религиозную свободу. В 1956 г. Александр нашел себе спутницу жизни в институте – студентку Григоренко Наталью, с которой и прожил всю жизнь, ощущая поддержку в сложные дни.

Уже начиналась десталинизация при правлении Хрущева, миллионы человек были освобождены с ГУЛАГа, цензура перестала быть жёсткой. Но для церкви оттепель не была долгой, в 1958 г. По заявлению Хрущева через 20 лет религии уже не должно быть. Коммунистическая партия поставила в управление церковью своих сотрудников, а священников обязывала только вести служение.

Позиция веры была изначально непоколебимой у Александра Меня. Ему было необходимо дать ответ при сдаче экзамена по марксизму-ленинизму, на вопрос: «вы верующий?». Александр дал утвердительный ответ. Экзаменатор, сказал, что Мень не может быть допущен до сдачи и не смотря на знание материала, даже не стал слушать, поставил «неудовлетворительно» и за это Меня исключили из института. Такой поворот событий стал неожиданностью, так как Мень собирался проработать еще несколько лет до принятия сана, но принял вызов.

Начало служения Александра Меня

Спустя месяц, 1 июня 1958 г. Александра Меня рукоположил о. Николай Голубцов в диаконы и направил на станцию Одинцово под Москвой. Там он, жена и годовалая дочь поселились в ветхом доме и жили на незначительные деньги. Население не было религиозным в той местности, еще сохранился страх, настоятелем церкви вообще был бухгалтер. Мень здесь вел серию бесед о жизни Христа, а сам заочно учился в Ленинградской духовной семинарии. Через год стал священником и был переведен в Алабино под Москвой, сначала стал вторым священником и через год стал настоятелем храма. В семье Меня уже появился сын. Семья жила не в лучших условиях, храм был в очень плачевном состоянии, живопись требовала реставрации. И в этой ситуации Мень сделал невозможное, используя свое умение договариваться – он получил согласие исполкома на восстановление церкви, хотя государство все еще плохо относилось к религии.

Александр Мень стал широко известен, приезжали послушать его субботние беседы не только с Москвы, но даже из-за границы. Он объяснял символ веры, смысл главных молитв и литургии. Это привело к тому что его стали записывать на пленку, а рукописи его проповедей передавали из рук в руки. Мень приобрел популярность, к нему тянулось все больше и больше людей, часть из них оставались друзьями на всю жизнь. Был организован кружок активных христиан – молодых священников Москвы. Их желание было чтобы церковь обновилась. Собираясь, группа занималась самообучением в богословской сфере и пытались решить проблемы, которые существовали в служении. Так произошло что два участника кружка написали письма в 1965 г. патриарху Алексею I и председателю Президиума Верховного Совета СССР чем навлекли на Александра Меня недовольство правительства, потому, что авторство писем приписали Меню. В письмах говорилось о вмешательстве государства в дела церкви. Это вызвало отклик у многих и даже за границей. Сам Мень видел свою задачу в другом отвечать на духовные запросы, которые есть в обществе.

Интересно, что Мень даже когда имел известность и его узнавали в общественных местах, не переставал учиться. Он имел опыт и фундаментальные знания, умел привлечь и удерживать внимание слушателей, и все же создавал планы проповедей.

Противостояние власти

В 1964г. Александру Меню, Уполномоченный Совет по делам Православной церкви приказал оставить Алабино, где он жил. Мень переехал сначала в Тарасовку и позже поменялся и переселился в Семхоз. Жил он просто, но всегда принимал в своем доме всех желающих, и все говорили, что в доме всегда ощущались мир и покой. Думаю, это и есть присутствие Божьей любви. Мень старался не вступать в конфронтацию и вести свое служение скромно, а ему порядка 20 лет не пересматривали условия оплаты. Для Александра Меня было важно общаться с молодежью, которая оставляла иллюзии относительно коммунистической власти и направлять их ко Христу, отвечать на вопросы. Это все не нравилось настоятелю, и он донес в КГБ на Меня. Александр хотел перевестись, но прихожане не отпускали его еще год.

Взгляды Александра Меня

Кажется, вся жизнь Александра Меня пропитана целью служить Богу, а в этом и есть любовь к людям, не по форме, а от всего сердца. Сам Мень трудился и руками, дома он выполнял физическую работу, обрабатывал огород. Он не разделял обязанности в семье на мужские и женские, если жены Натальи Федоровны не было дома, сам готовил еду для гостей, смеясь, напевая и читая стихи. В его доме было просто и царил безукоризненный порядок. В деревне каждый знал Меня, он заходил в дома, причащал, соборовал, освящал дома. Он имел небольшой дом возле церкви, где на диване можно было поспать, там же принять крещение, втайне, иначе могли быть неприятности. Он служил не только интеллигентам, но и простым людям. Его уважали и верили в силу его молитвы. То, что Мень старался помочь каждому и не взять ни рубля уже говорит о принципах и большой любви к людям. Мень помогал всем, кто просил. Он выезжал, к тем, кто боялся ехать к ему. Он помогал как духовно, морально и даже материально, сам незаметно оставлял деньги хозяевам. Помогал просто услугой, найти врача, свести нужных людей, или советом мужу и жене. Находил нужные подарочки в своем набитом портфеле. В его кабинет приходили разуверившиеся люди, неверующие и мы даже не знаем сколько там обрели веру, надежду, смысл жизни.

Он сравнивал церковь с врачом и сам исполнял эту роль, выслушивал, ободрял, вселял надежду, лечил любовью. Много было свидетельств о силе его молитвы (исцеление в том числе). Все друзья знали об этой силе. Уже в 70х годах были десятки групп и от них еще десятки ответвлений, которые собирались для общения. Он общался со многими учеными, писателями, художниками и только Бог знает сколько из них обратились к вере. Александр всегда оставался скромным, назывался просто сельским священником и оценивал свой труд небольшим по сравнению с глобальными задачами.

Он не призывал уйти из мира, но призывал дальше трудиться, ценил искусство и считал, что в нем проявляется Бог. Он говорил, что традиция не должна быть самоцелью. Он не разделял христианскую церковь на конфессии, придерживался слов владыки Платона, что наши земные перегородки до Бога не доходят. Он встречался с католиками, были у него обращенные евреи и всегда основной целью было обретение веры, не навязывание, а самостоятельное решение человека.

Личность Александра Меня

Александр Мень действительно обладал способностью находить общий язык со всеми и это были не только верующие, но даже работники исполкомов, которые были атеистами. Когда просили отпеть кого-то на дому Александр находил выход и при запрете власти просил справку из исполкома. Ему предоставляли. Родной брат Павел говорил, что со временем у него собралось около 200 таких бумаг и никто не мог обвинить Александра в нарушении закона.

Что же притягивало в личности Александра Меня? Отмечали, что это энергия, трудолюбие и жизнелюбие и мудрость, другими словами, нешаблонный взгляд на вещи. Он имел баланс между своими трудами и семьей. Дети говорили, что он общался всегда с ними как с взрослыми, но не подавлял своим авторитетом, не навязывал мнение, но рассказывал о ситуации в стране, подводил к выводам, наглядно указывая на примеры, тонко подмечая грани.

Люди больше стали искать Бога, много приходило в церковь, и это не были только пожилые, но много молодых людей. Возрос интерес к заменителям религии, а именно к йоге, парапсихологии, астрологии. Тому, что касается сверхъестественного, но не является Истиной.

Преследования христиан было вплоть до 1987. И тут же происходило то, что христиане разных конфессий объединялись для общей молитвы.

Удивляет, что Александр Мень был настолько открыт к новым методам, он стал первым, кто вышел на телевидение с проповедью Евангелия . Его основным мотивом было донести истину большему количеству людей, поделится тем, что знал сам. Он притягивал молодежь. Однажды, перед съемкой передачи, ему запретили говорить слово Бог, но и здесь Александр Мень нашел выход, он соблюл требование, но внимание слушателей было приковано к нему и Истине. Он влиял на людей.

Труды Александра Меня

Во времена Советского Союза власть не могла допустить каких-либо учений кроме идеологии партии и соответственно начались нападки на Меня. Его обвиняли в поддержке Запада, а тут еще и книга Меня «Сын Человеческий» была издана за границей. Еще Мень успел осуществить идею – написать в нескольких томах историю Религии «В поисках Пути, Истины и Жизни». В 1970-е годы в Брюсселе было опубликовано 5 томов этой серии. Александр Мень закончил путеводитель – «Как читать Библию» – 1981 г. издания. Он закончил работу, как по мне, над колоссальным трудом – семитомным словарем по библиологии. Для детей он создал альбом с иллюстрациями «Откуда появилось все это?» и все напечатано было в Италии. При жизни автора ничего не было опубликовано в Советском Союзе. Ценность его работ подчеркивает еще то, что Мень ни разу не взял гонорар за свои работы. Это говорит о многом, о сердце, о мотиве, о смысле жизни. То есть его труды стали просто подарком для всех.

Новые выступления Александра Меня

Александру Меню приходилось трудно. На него началась травля, его обыскивали, вызывали в органы и начались нападки в прессе. Он чуть не угодил в тюрьму в 1990г. и только слово митрополита остановило процесс. Во времена перестройки отношение государства к религии изменилось в 1988 году. Мень выступил во Дворце культуры Московского института перед преподавателями и студентами. Его стали чаще показывать на телевидении. Он выступил в одной из московских школ №67, о чем написали в известной газете «Известия» и с того времени приглашения к нему посыпались одно за одним, он бывал перед разными публиками в том числе и перед воинствующими атеистами. Он за последний год написал больше 30 статей в прессе. После выступления в школе он за год прочитал порядка 200 лекций. Он участвовал в диспутах с пропагандистами атеизма, но они не могли ему достойно ответить.

То, что жизнь у Александра Меня был очень насыщенна это ничего не сказать. Родные волновались и просили взять отдых, но он говорил, что времени мало и старался многое успеть. Александр Мень в один день мог провести службу и еще провести лекции в разных районах Москвы, добирался электричками. Он хотел посеять слово истины, понимая, что многие не примут, но ставил целью донести возрождение хоть до единиц. Он понимал свое время ощущая связь с Тем, кто его вел по жизни, оберегал и поддерживал в проповеди Слова, чем он и занимался всю жизнь.

Новые противостояния и достижения Александра Меня

При всей своей работе, нападках, доносах и разных угрозах Александр Мень не был унылым пастырем, он был невозмутимо радостным , и друзья говорили, что собирался написать о юморе Христа. Хотя в детстве он иногда впадал в меланхолическое состояние, то теперь работая над своей личностью, имея личные отношения со Христом он смог не концентрироваться на условиях своего труда. Знакомый врач говорил, что Александр казался неистощимым, но это выглядело иначе, здоровье было далеко не лучшим, вообще не ясно было как Мень держится и это однозначно был «иноприродный заряд».

В 1983 г. под арестом один из учеников Меня скомпрометировал его и других. Пошла долгая череда допросов и обысков. Здесь он уже не мог вести прежнюю деятельность и занимался словарем. Близкие задумывались о возможности переезда в другую страну, но Мень никогда не поддерживал такие разговоры. Он помнил о всех своих духовных детях.

Основные черты Александра Меня

Описывая Александра Меня можно сказать что, несмотря на тяготы жизни его красивые черты лица излучали нежность. Горящие глаза выдавали доброту и ум. Голос был мягким, а для выступления ему не требовалось записей. Он умел найти основательный ответ на любой вопрос.

С приходом к власти Горбачева, для православной церкви и христиан ситуация не изменилась сразу, все так же продолжалось давление. Только в 1988 г. ситуация стала меняться и приходила свобода. На Пасху 1990 г. архиепископ Парижский кардинал Люстиже был в СССР и специально заехал к Александру Меню. Они говорили буквально минут 10, но после этого кардинал был очень рад этой возможности, считал Александра своим братом, жизнь которого была больше насыщена Евангелием чем его.

В 1990 г. Александр Мень участвовал с православными, католиками и протестантами в создании Российского Библейского общества , потом в основании Православного Университета. Он посещал детскую больницу, открыл воскресную школу. На Пасху 1990г. баптисты собрались на олимпийском стадионе. Патриархия отказалась от участия, но Александр принял приглашение и говорил перед всеми о Тайной вечере. С ним провели серию передач для детей на радио и даже предложили вести еженедельный телепередачи. Записали четыре, но после его смерти обнаружилось, что ленты размагничены. В последние годы Мень бывал за границей в Польше, Брюсселе, Италии.

Последний день Александра Меня

Последним днем Александра Меня было 9 сентября 1990г. Он как обычно отправился утром на совершение литургии в другую деревню в 30 км от дома. Но не дошел до станции, получил удар по голове топором. Дошел до дома и умер от потери крови. Жена не сразу его узнала, боялась посмотреть, услышала стоны – вызвала скорую и милицию. Принято считать, что это было заказное убийство и виновника или не нашли, или не предали огласке. В последнее время Александр Мень часто говорил о смерти, он напоминал, что люди - это путники в этом мире «пришли из тайны, чтобы возвратится в тайну». Александр Мень говорил, что это не должно страшить, но дать осознание значения жизни.

Последствиями стало прекращение трансляции передач Меня. Издавать его работы на родине стали чуть позже. Но то семя, которое он трудолюбиво разбрасывал – живо и сегодня, потому что это вечные ценности.

Родные Александра Меня сегодня

О семье Александра Меня говорится мало. У него двое детей. Дочь Елена Мень 1957 г.р.. Она для себя выбрала идти в одном направлении с отцом, стала писать иконы. В 80х годах работала в иконописной мастерской Московской Патриархии и в научно-реставрационном центре. Эмигрировала в Италию в 1989г. Живет в городе Болонья. Ею написаны иконы для храмов в Италии для церкви Во имя всех святых города Модена.

Сын Михаил Мень 1960 г.р.. Пошел другой дорогой. Учился в институте культуры на режиссёрском факультете. Позже стал доктором философских наук, сейчас российский политик, губернатор Ивановской области с 2005-2013гг. в данный момент Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ с 2013г. Приближен к руководящему составу РФ. Сам отец Александр Мень отвечал отказом на то чтобы участвовать в политических гонках, он всегда искал спасения душ.

Жена Наталья Федоровна Григоренко-Мень и сейчас живет на прежнем месте. Познакомились они в институте. Тогда все считали, что Александр чудак, но принимали его. Он ходил в сапогах, галифе и с полевой сумкой в которой была Библия, которую постоянно читал, а если уставал на вечеринке, то прятался и засыпая, клал голову на эту сумку. Сейчас Наталья работает старостой в московском храме святых Косьмы и Дамиана в Шубине, где настоятель – близкий друг семьи протоиерей Александр Борисов. Наталья Федоровна обрабатывает свой сад в Семхозе. Говорит, что всегда они были открыты для всех как верующих, так и неверующих, поэтому ладили с окружающими. Говорит, что с о. Александром жили хорошо, было взаимопонимание и совпадение взглядов. Может только больше хотелось внимания семье, детям, а загрузка была большой. Но детям в маленьком возрасте он всегда читал на ночь. Когда Наталья Федоровна пошла работать, ее муж взял на себя часть по хозяйству, хотя сначала и не любил этого. Встречал жену ужином, когда она возвращалась с работы. После смерти Александра, Наталья Федоровна начала фонд благотворительный, издательство книг А. Меня. Продолжает дело мужа, чтит его труд и издает книги, которые еще остались не изданы даже после четверти века с его смерти.

Интересные факты:

– Первой книгой Меня была «Сын человеческий», написанная еще в школе и вышедшая в 1968 г. в шести экземплярах, которые осилила старенькая печатная машинка. Иллюстрациями были картинки, вырезанные из журналов.

– На становление личности Меня имела влияние матушка Мария, которая была молитвенницей и была лишена черт ханжества, узкого взгляда на вещи или консерватизма. Она была открыта к людям и их проблемам и поискам. Ее взгляд на то что необходимо вести диалог Церкви с обществом стал одним из ключевых принципов Меня в его жизни.

– Все учение Александра Меня было сосредоточено на Иисусе Христе. Один из его учеников говорил: «Отец Александр мог бесконечно говорить о Христе как о близком человеке, всякий раз находя в нем новые живые черты».

– Однажды Александра Меня попросили рассказать о любви перед камерой для фильма «Любить». Он согласился, решил, что если даже не выпустят в эфир, то хоть сами «орлы» послушают. Так и получилось его много расспрашивали и не о любви только об упадке духовности и слушали. Фильм не пустили на экраны, но сейчас эпизоды можно найти в сети.

Цитаты:

– «А теперь, подобно сеятелю из притчи, я получил уникальную возможность разбрасывать семена. Да, большая часть их упадёт на каменистую почву, всходов не будет … Но если после моего выступления пробудится хоть несколько человек, пусть даже один, разве это мало? Знаете, такое ощущение, что вскоре всё кончится, по крайней мере, для меня …».

– «В античной мифологии рассказывается о гиганте Антее, он обретал силы, прикасаясь к земле, мы, наоборот, чтобы обрести силы, должны на мгновение коснуться неба»

– «Христианство – это не сумма догматов и моральных заповедей, в первую очередь это сам Иисус Христос. Заметьте, Христос не оставил нам ни одной написанной строчки, не оставил скрижалей, не продиктовал Коран, не образовал ордена, но Он сказал ученикам: «Я с вами остаюсь во все дни до скончания века…» Весь глубочайший опыт христианства на этом строится».

– «Я пришел к убеждению, что Церковь по существу едина, и что разделили христиан главным образом их ограниченность, узость и грехи”.

– «Самый трудный момент настанет для Церкви, когда нам все разрешат. Тогда нам станет стыдно, потому что мы не будем готовы «свидетельствовать». Мы к этому плохо готовимся. Когда у нас будет что сказать, Бог даст нам трибуну и даже телевидение».

1) Плод при жизни. Работу Александра Меня сложно переоценить. Через него обрели веру сотни и сотни людей. Он был примером как для старшего поколения, так и для молодого. Он сумел показать, что диалог церкви с неверующими можно и нужно строить. Он был примером любви.

2) Плод после жизни. Он оставил труды, которые имеют вечную ценность, потому что основаны на Истине Божьего слова.

3) Личная жизнь/ внутренняя гармония. Александр Мень работал над собою постоянно, кажется сам был влюблен в то что делал и это все исходя из сердца касалось других. Он имел внутреннюю силу, имел невидимую связь с Тем, Кому служил и потому мог помогать окружающим, упоенно и посвященно.

Для меня Александр Мень стал открытием. Не смогла сократить материал, каждое слово казалось важным. Это огромное удовольствие соприкоснутся с жизнь человека, знающего истину и являющегося примером. Читала обвинения в его сторону, но в них сложно поверить, потому, что дела Александра Меня утверждают противоположное. Приятно, что столь мудрый человек сумел выйти из шаблонных взглядов, конфронтации между христианами разных конфессий и основываясь на единстве веры, видеть брата в католике и протестанте. Тот, кто искренне ищет Бога, тому Он открывается сполна. Те молитвы услышаны и отвечены, которые идут от сердца.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»