Испытания т 14 экипаж 2 человека. Россия только что объявила, сколько она построит смертоносных танков «Армата

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:


Вокруг российского танка Т-14 «Армата» разгорелись нешуточные страсти. Ряд зарубежных и отечественных СМИ сообщили о том, что власти РФ якобы отказались от новейшей боевой машины, в разработку которой были вложены сотни миллионов долларов.

Поводом для однозначных выводов послужило заявление куратора отечественной оборонки, вице-премьера РФ Юрия Борисова. Чиновник рассказал о том, что «Армата» получилась достаточно дорогой для армии, и по этой причине имеет смысл сделать ставку на модернизации нынешнего танкового парка.

«Ну и зачем наводнять «Арматами» все вооружённые силы? У нас Т-72 пользуются огромным спросом на рынке, его берут все, он по сравнению с «Абрамсами», «Леклерками» и «Леопардами» по цене, эффективности и качеству значительно их превосходит», - сказал Борисов.

По его мнению, в ближайшие годы армия может обойтись без массового поступления машин нового поколения, которые «достаточно дорогостоящие по отношению к существующим».

«Нам и так удаётся, имея бюджет в десять раз меньше стран НАТО, за счёт таких эффективных решений, когда смотрим модернизационный потенциал старых образцов, решать поставленные задачи», - подчеркнул Борисов.

Правда и лукавство Борисова

В настоящее время армия России вооружена примерна 1,8 тыс. танками, большая часть из них - это модернизированные версии Т-72. Борисов не лукавил, когда говорил, что отечественный танк не уступает по соотношению цены и качества американскому «Абрамсу», немецкому «Леопарду» и французском «Леклерку».

Т-72Б3 обладает худшими, по сравнению с зарубежными машинами, показателями огневой мощи, защищённости и автоматизации. В то же время российский танк значительно превосходит западных конкурентов в подвижности и надёжности.

На стороне Т-72 и экономика. Стоимость новенького Т-72Б3 составляет порядка 2 миллионов долларов, а модернизация каждого танка обходится в пределах всего лишь 200 тысяч долларов.

При этом цена за один «Абрамс», «Леклерк» и «Леопард» превышает 5–6 миллионов долларов. В неприхотливых условиях локальных конфликтов Т-72Б3 окажется, несомненно, сильнее. Помимо этого, покупка и обслуживание российского танка не требует больших расходов. Кстати, «Армата» не стоит совсем уж заоблачных денег. В СМИ можно встретить цифру в 250 миллионов рублей и 4 миллиона долларов за единицу.

Борисов не исказил реальность, когда подчёркивал достоинства Т-72, но его можно смело упрекнуть в смене представлений о развитии танковых войск. В 2013 году в интервью для «Эху Москвы», будучи в должности замминистра обороны, он заявил следующее: «Наша армия больше не может жить с техникой, которая осталась от СССР. Мы должны сделать большой скачок и создать новую боевую машину до 2015 года. И мы сделаем это».

Очевидно, что речь шла об «Армате». Тем не менее, прежнюю безапелляционность Борисова относительно советского наследия оправдывает фактор острого экономического кризиса, который поразил нашу страну в 2014 году. Минобороны и правительство были вынуждены корректировать закупочные планы и проводить секвестр военных расходов.

В 2017 году предшественник Борисова Дмитрий Рогозин сообщил, что Госпрограмма вооружения на 2018-2027 годы предполагает «серийные поставки» Т-14. Скорее всего, ещё в прошлом году военно-политическое руководство РФ решило оснастить «Арматой» несколько подразделений, что, как мы разобрались, совершенно некритично для российской армии.

Т-14 опередил своё время

С 2017 года в процессе модернизации находятся газотурбинные Т-80 и дизельные Т-90 (опытно-конструкторские работы «Прорыв-3»). Старт обновления парка, по сути, советских машин эксперты восприняли как результат буксовки процесса принятия на вооружение Т-14.

И всё же из заявления Борисова неразумно делать вывод о том, что Россия отказывается от Т-14. В пример можно привести ситуацию с Т-90 «Владимир», который считался самой совершенной боевой машиной в мире по состоянию на начало 1990-х годов. За четверть века российская армия получила только 350 этих танков (около 20% танкового парка).

На первый взгляд, проект Т-90 кажется провальным, так как по-настоящему масштабных поступлений новейших танков в войска не произошло. Однако на протяжении 25 лет ВС РФ не испытывали какую-то острейшую необходимость в этих машинах. Какой же был тогда смысл вкладывать деньги в создание Т-90?

Во-первых, на «Владимире» Россия смогла неплохо заработать. В 2000-е годы Т-90 стал самым продаваемым танком на международном рынке. Во-вторых, на основе некоторых технологических новшеств, воплощённых в Т-90, была создана «Армата». Не исключено, что в общих чертах Т-14 может повторить судьбу «Владимира».

Стоит добавить, что проект «Арматы» разрабатывался для ведения «сетецентрической войны», которую отличает высокая степень автоматизации процессов управления боем. Т-14 должен быть включён в единый информационный контур, который позволит получать информацию из множества источников. Именно в этом ключевое преимущество танка перед предшественниками.

Однако в российской армии пока не хватает беспилотников, да и формирование единого информационного контура находится на начальном этапе. «Армата» просто опередила своё время. И этот факт не может быть основанием для утверждений, что машина России не нужна. С большой вероятностью в рамках ГПВ, войска РФ получат несколько десятков Т-14, а при улучшении экономичного положения Минобороны увеличит объём закупок.

Как представляется, главная беда новейшего отечественного танка заключается в том, что его слишком рано расхвалили федеральные СМИ с подачи военных и политиков. На таком информационном фоне любая, даже не очень серьёзная проблема с Т-14, опрометчиво воспринимается как катастрофа.

Не так давно в комментариях заходила речь о сравнении габаритов Т-14 с Т-90 и Абрамсом. Размер Арматы взят с просторов Интернета (рис. 1), считал от диаметра катка, принятого за 700 мм. Получившиеся результаты вызвали некоторые сомнения, после чего решил пересчитать, используя фото находящихся рядом Т-14 и Т-90 (рис. 2). Все расчёты ведутся с учётом всех выступающих элементов, кроме тонких антенн.

Рис. 1 Т-14 Армата



Рис. 2 Та самая фотография

Зная длину корпуса Т-90 в 6860 мм и ширину в 3780 мм, рассчитываем размеры Т-14. Получаем: длина корпуса 8677 мм, ширина 4448 мм, длина с пушкой вперёд 10642 мм, высота по ДПУ 3244 мм, по крыше башни 2723 мм. Площадь бортовой проекции 17,28 м2, из них башни 4,06 м2; площадь лобовой проекции 8,43 м2, из них башни 2,76 м2.

Наиболее современным танком в армии России до Т-14 был Т-90А (рис. 3). Его длина с пушкой вперёд 9530 мм, высота по крыше башни 2230 мм, высота по ДПУ 2732 мм. Площадь бортовой проекции (без учёта внешних баков) 11,37 м2, из них башни 3,29 м2; площадь лобовой проекции 6,18 м2, из них башни 2,63 м2. Стоит учесть, что значительная часть площади башни приходится на обвес, в котором чёрт ногу сломит.


Рис. 3 Т-90А

Долгое время принято было в первую очередь сравнивать Т-90 с американским Абрамсом (рис. 4). Для сравнения взята версия М1А1. Длина корпуса 7920 мм, ширина 3660 мм, длина с пушкой вперёд 9830 мм, высота по зенитному пулемёту 2822 мм, высота по крыше башни 2430 мм. Площадь бортовой проекции 15,22 м2, из них башни 4,80 м2; площадь лобовой проекции 7,56 м2, из них башни 3,42 м2.


Рис. 4 M1A1 Abrams

Можно считать, что Европа сейчас обладает единым танком – немецким Леопардом (рис. 5). Длина корпуса 7720 мм, ширина 3700 мм, длина с пушкой вперёд 10300 мм (для танков с орудием L55), высота по прицелам 3040 мм, высота по крыше башни 2790 мм. Площадь бортовой проекции 16,56 м2, из них башни 5,36 м2; площадь лобовой проекции 7,56 м2, из них башни 2,73 м2.


Рис. 5 Leopard 2A6

Французский Леклерк (рис. 6) не так распространён, как его немецкий собрат, но тоже является современной и опасной машиной. Длина корпуса 6880 мм, ширина 3710 мм, длина с пушкой вперёд 9870 мм, высота по прицелам 2950 мм, высота по крыше башни 2530 мм. Площадь бортовой проекции 14,73 м2, из них башни 4,74 м2; площадь лобовой проекции 7,12 м2, из них башни 2,78 м2.

Рис. 6 AMX-56 Leclerc

Ещё один представитель европейского танкостроения – английский Челленджер 2 (рис. 7). Длина корпуса 7400 мм, ширина 3520 мм, длина с пушкой вперёд 10740 мм, высота по прицелам 2930 мм, по крыше башни 2490 мм. Площадь бортовой проекции (без учёта внешних баков) 15,16 м2, из них башни 4,87 м2; площадь лобовой проекции 7,14 м2, из них башни 2,52 м2.


Рис. 7 Challenger 2

На основе Леопарда в Италии сделали свою машину – С1 Ариет (рис. 8). Длина корпуса 7590 мм, ширина 3800 мм, длина с пушкой вперёд 9670 мм, высота по пулемёту 2960 мм, по крыше башни 2500 мм. Площадь бортовой проекции 15,75 м2, из них башни 4,44 м2; площадь лобовой проекции 8,42 м2, из них башни 3,12 м2.


Рис. 8 C1 Ariete

Самый необычный современный танк – израильский Меркава Мк.4 (рис. 9). Длина корпуса 7800 мм, ширина 3720 мм, длина с пушкой вперёд 8800 мм, высота по пулемёту 3020 мм, по крыше башни 2600 мм. Площадь бортовой проекции 16,53 м2, из них башни 5,73 м2; площадь лобовой проекции 8,37 м2, из них башни 3,29 м2.

Рис. 9 Меркава Mk.4

Как видим, Т-14 имеет самые большие размеры среди существующих танков, причём башня вписывается в размеры западных машин. УВЗ даёт массу Арматы в 48 тонн, что в пределах Т-90, который в бортовой проекции меньше на треть, что значит либо тонкую пассивную защиту, либо заведомо ложные данные о танке.


Рис. 10 Силуэты вышеперечисленных танков

Танки производства Восточной Европы, основанные на Т-64, Т-72 и Т-80 для сравнения не брал. Проекции азиатских танков не нашёл.

Танковые войска считаются одной из самых мощных составляющих современной армии. Разработчики во всем мире уделяют особое внимание усовершенствованию танков и другой тяжелой бронетехники, с целью выполнения ими большого объема поставленных боевых задач.
Не стала исключением и Россия, где специалисты решили создать мощные боевые машины на основе специальной гусеничной платформы «Армата», которая позволит унифицировать бронетанковые подразделения и части.

Из всего семейства Арматы самой ожидаемой новинкой военного машиностроения был именно основной танк – новая боевая машина, над созданием которого хорошо потрудились специалисты «Уралвагонзавода», инженеры и конструкторы.

Технико-технические характеристики танка Армата Т-14

1. Боевая масса 48 тонн
2. Экипаж - 3 человека
3. Бронирование
- комбинированная многослойная броня
- комплекс активной защиты Афганит
- динамическая защита Малахит
4. Вооружение
- Гладкоствольная пушка 125-мм 2А82-1М (152 мм 2А83)
- Боекомплект пушки 45 снарядов (32 шт в автомате заряжания)
- Пулемёты - 1 × 12,7-мм Корд; 1 × 7,62-мм ПКТМ
5. Двигатель
- многотопливный А-85-3А (12Н360)
- Мощность двигателя 1500 л.с.
6. Скорость по шоссе - 80 - 90 км/ч
7. Скорость по пересечённой местности - около 70 км/ч
8. Запас хода по шоссе - свыше 500 км
9. Удельная мощность - 31 л. с./т
10. Тип подвески - активная.

Многоуровневая защита танка Армата

Главной особенностью танка Т-14, является необитаемая башня танка - экипаж расположен в изолированной бронекапсуле, помимо прочего в передней проекции боевой машины установлена многослойная комбинированная бронепреграда, защищающая танкистов во время лобовых попаданий противотанковых снарядов и ракет. Данный подход к конструкции танка позволяет боевой машине выдержать попадание большинства современных и перспективных ПТУР и противотанковых снарядов, сохранив при этом жизнь танкистов. В обитаемой бронекапсуле размещены также и управляющие компьютеры, что делает танк более живучим в условиях современного боя.


Расположение узлов и модулей Арматы

Двигатель, трансмиссия, а также автомат заряжания с боекомплектом находятся изолированно друг от друга, что резко повышает живучесть Арматы даже в случае пробития брони башни или отсеков двигателя/трансмиссии танка. То есть если нет прямого попадания в отсек с боекомплектом и автоматом заряжания, то детонации боезапаса не будет. Даже при множестве пробитий танка бронекапсула защитит экипаж и системы управления огнем, позволяя вести огонь роботизированной необитаемой башне. Оригинальным решением является еще и то, что экипаж расположен в ряд, что сокращает площадь боковой проекции обитаемой бронекапсулы, резко уменьшая вероятность попадания в неё.


На танке Т-14 применено новое противоминное V-образное бронирование, на танк установлены дистанционные миноискатели, которые подключены к системе уничтожения противотанковых мин, что позволяет танку преодолевать минные заграждения.


Башня танка Т-14 Армата

Башня танка Армата Т-14, как мы уже писали выше, необитаема, её бронирование состоит из противоосколочных кожухов, для защиты приборов и вооружения. Стальной кожух защищает приборы башни, а также модули динамической защиты от легких осколочных повреждений, дополнительной функцией кожуха является снижения радиозаметности танка против ПТУР/ПТРК с радиолокационным наведением типа JAGM, за счет геометрии поверхности.



Комплекс активной защиты «Афганит»

Но броня не может на 100% защитить танк от современных противотанковых средств, поэтому на Т-14 установлена комплекс активной защиты «Афганит», который обладает способностью перехватывать еще на подлете к танку современные ПТУР, кумулятивные гранаты от РПГ, а также подкалиберные бронебойные снаряды.
Эксперты Defense Update при анализе системы «Афганит» на Т-14 указывают, что она состоит из поражающих и маскирующих элементов. Поражающие элементы расположены в тумбах-дробовиках под башней, работающих аналогично КАЗ «Дрозд», но эффективней - время реакции позволяет перехватывать даже подкалиберные снаряды. Разработчики «Афганита» также получили патент RU 2263268 на систему активной защиты на принципе «ударного ядра», что позволяет сбивать перспективные боеприпасы со скоростями до 3000 м/с.
Маскирующие элементы комплекса активной защиты «Афганит» расположены в небольших мортирках на крыше башни танка. Эксперты Defense Update сообщают, что, предположительно, маскирующие элементы срабатывают одновременно как: дымовая завеса, мультиспектральная завеса (включая ИК диапазон) и непрозрачная для миллиметровых РЛС завеса (путем выброса облака миниатюрных диполей). По мнению Defense Update это полностью блокирует противотанковые системы, построенные на принципе лазерного (ПТРК Hellfire, TOW, Фагот, Скиф, Стугна-П), ИК-наведения (ПТРК Javelin, Spike) и с собственным MW-радаром (ПТРК JAGM, Brimstone), делая Армату защищенной от этих противотанковых ракет, а также от планирующих самонаводящихся зарядов («крышебоев»).


Для противодействия радарам наведения и самолетам ДРЛО в танке Т-14 применены современные элементы стелс-технологий с характерными плоскими гранями (см., например, кожух на башне танка Армата). Эксперты Defense Update указывают, что комбированная разрушающая и маскирующая КАЗ «Афганит» срабатывает от АФАР-радара, который разнесен на 4 отдельные матрицы направленных в разные стороны, задние матрицы развернуты вверх для контроля верхней полусферы, таким образом АФАР радар имеет круговой охват. Оптические средства наблюдения танка также интегрированы с системой упреждающей поставки завес.
Ранее разработчиками Т-14 также сообщалось, что пулеметная установка по данным с АФАР-радара способна защищать танк не только сбивая подлетающие противотанковые ракеты, но и обладая существенной вероятностью попадания в противотанковые снаряды, чтобы изменить траекторию полета подкалиберных снарядов или повредить боеприпас кумулятивных.


Новая сталь для брони танка Армата

Для комбинированной многослойной брони специалистами НИИ Стали разработаны новая бронесталь марки 44С-СВ-Ш электрошлакового переплава высокой стойкости, а также новые материалы и конструкции наполнителя. Это позволило уменьшить общий вес броневой защиты танка на 15% при сохранении бронестойкости. Динамическая защита Т-14 создана по принципу конструктора и изменения конфигурации под сценарий боевого применения танка. На марше динамическая защита может быть снята, а для сценария городского боя могут быть установлены дополнительные модули.


Ходовая часть и двигатель Арматы

Новый средний танк Армата оснащен 12-цилиндровым четырёхтактным Х-образным дизельным двигателем с турбонаддувом А-85-3А (12Н360) мощностью 1500 лошадиных сил. Двигатель 12Н360 многотопливный, с непосредственным впрыском, разработан челябинским конструкторским бюро «Трансдизель» и производится на ЧТЗ (Челябинский тракторный завод).
У танка 7-катковая активная подвеска на лопастных амортизаторах с дифференциальным механизмом поворота с гидрообъемной передачей. Новая активная подвеска нивелирует раскачивание танка во время движения, что позволяет в 2,2 раза сократить время захвата целей оптико-электронными средствами наведения, уменьшая время поражения цели типа «танк» в 1,45 раза!
Т-14 Армата оснащается танковой информационно-управляющей системой (ТИУС), которая контролирует все узлы и агрегаты, управляет бортовыми системами, ведёт диагностику неисправностей, что позволяет механику-водителю контролировать двигатель и ходовую часть не покидая бронекапсулу для осмотра и диагностики - необходимость ремонта определяет электроника.
В Т-14 изменена конструкция дополнительных топливных баков, они впервые для советских и российских танков стали несъёмными и утопленными за броню и противокумулятивный экран. При этом баки участвуют в дополнительной защите двигателя, принимая ударные деформации на себя. Выхлоп двигателей Арматы производится через трубы, идущие через дополнительные топливные баки, что с учетом высокой теплоемкости сотен литров топлива снижает видимость танка в ИК-диапазоне.
Хотя новый танк создается по всем стандартам российского танкостроения и его довольно часто сравнивают с «Черным орлом», модель является абсолютной новинкой, не имеющей аналогов. Важной отличительной особенностью можно назвать разработку высокого уровня безопасности экипажа, который будет размещаться в специальной бронекапсуле.


Гусеничная платформа Армата - универсальный боевой трансформер

«Армата» является тяжелой гусеничной платформой, которая разработана предприятием «Уралвагонзавод» и может использоваться унифицировано в производстве различных типов современной тяжелой бронетехники. На основе этого уникального проекта планируется создание нескольких видов бронемашин, разработкой которых российские специалисты уже начали заниматься. Основными позициями являются:
Т-14 (объект 148) - Основной боевой танк;
БМП-Т Т-15 (индекс ГБТУ - объект 149) Боевая машина пехоты;
БРЭМ-Т Т-16 (объект 152) - ремонтно-эвакуационная машина;
БМО-2 - боевая машина огнемётчиков;
TOС БМ-2 - тяжёлая огнемётная система;
ТЗМ-2 - транспортно-заряжающая машина тяжелой огнеметной системы;
2С35 «Коалиция-СВ» - самоходная артиллерийская установка;
УСМ-А1 - система минирования;
УМЗ-А - минный заградитель (проект);
МИМ-А - многоцелевая инженерная машина;
МТ-А - мостоукладчик (проект);
ПТС-А - плавающий транспортёр (проект).
Также универсальная танковая гусеничная платформа Армата может выступать основой при создании шасси для артиллерийских самоходных установок и разного рода специализированных инженерных машин. Впервые с «Арматой» широкая публика познакомилась на Параде Победы 9 Мая 2015 года. Участие нового танка Т-14 Армата привлекло внимание не только россиян, за новым танком следил огромное количество военных специалистов со всей планеты.
Обновление: по заявлению руководителя «Уралвагонзавода» Олега Сиенко министерство обороны России согласовало стоимость и объемы заказа новых танков Т-14 Армата до 2035 года. Прежний объем поставок Армат в войска, утвержденный до 2020 года, будет скорректирован. По заявлению Сиенко первая партия танков Армата поступит в танковые части ВС РФ до 2018 года. Общая потребность сухопутных войск в новой боевой машине составляет 2000 - 2300 единиц.

Проект унифицированной тяжелой гусеничной платформы «Армата» является одной из самых интересных тем последних лет. До недавнего времени специалисты и заинтересованная общественность могли лишь обсуждать отрывочные данные, опубликованные в тех или иных источниках. Однако несколько месяцев назад ситуация изменилась. За несколько недель до Парада Победы 9 мая появились первые фотографии и видеозаписи, на которых была запечатлена перспективная техника. Затем состоялся сам парад, а после этого оборонная промышленность продолжила неторопливо публиковать сведения о новом проекте.

На прошлой неделе телеканал «Звезда» сделал огромный подарок всем любителям военной техники. В эфир вышла первая полноценная телепрограмма, посвященная перспективной линейке военной техники. В новом выпуске программы «Военная приемка» под названием «Армата – «терра инкогнита» представители оборонной промышленности и журналисты рассказали о новом проекте и раскрыли некоторую новую информацию, которая ранее была недоступна широкой общественности.


К сожалению, большая часть сведений о проекте платформы «Армата» и бронетехники на ее базе пока остается под грифом секретности. Тем не менее, уже рассекреченные сведения, допущенные к публикации, представляют большой интерес и могут серьезно дополнить существующую картину, составленную по ранее опубликованным данным. Таким образом, даже в условиях секретности каналу «Звезда» удалось сделать крайне интересную программу, с которой следует ознакомиться всем специалистам и любителям техники.

Танк Т-14 "Армата". Фото Wikimedia Commons

Перед изучением новых сведений вспомним, какие данные о проекте «Армата» уже стали достоянием общественности. Первые упоминания о новом проекте, создаваемом корпорацией «Уралвагонзавод», появились еще несколько лет назад. Вскоре после этого стало известно, что в рамках нового проекта планируется создать унифицированную тяжелую гусеничную платформу, на базе которой будет разрабатываться военная техника различных типов. Так, предполагалось создать и запустить в серию основной танк, тяжелую боевую машину пехоты, бронированную ремонтно-эвакуационную машину и технику иных классов.

Наибольший интерес у общественности вызвал проект основного боевого танка на базе платформы «Армата», получивший обозначение Т-14. Согласно заявлениям разработчиков проекта, эта машина должна была иметь ряд многообещающих особенностей, пока не нашедших применения в танках. При помощи использования этих новых идей планировалось значительно повысить уровень защиты экипажа, огневую мощь вооружения, подвижность и, как следствие, общую боевую эффективность танка.

Достаточно давно стала известная общая компоновка танка на базе платформы «Армата». С целью улучшения защиты экипажа было решено перенести рабочие места всех танкистов в общую броневую капсулу, помещенную внутри корпуса. Позади капсулы экипажа, таким образом, должно было находиться необитаемое боевое отделение. Моторно-трансмиссионное отделение, как и на предыдущих отечественных танках, осталось в корме. Циркулировали слухи о возможном переносе двигателя и трансмиссии в переднюю часть корпуса, но они в итоге были опровергнуты официальными данными.

Почти все характеристики нового танка Т-14 пока остаются секретом. Тем не менее, к настоящему времени стали известны примерные значения некоторых параметров. Так, в разных источниках утверждалось, что бронемашина получит двигатель мощностью более 1500 л.с. Кроме того, оглашались сведения о превосходстве нового танкового орудия над существующим вооружением. Однако прочие характеристики, даже самые общие, пока не оглашались.


Силовой блок платформы "Армата". Кадр из т/п "Военная приемка"

В своей программе журналисты телеканала «Звезда» с разрешения военных и оборонной промышленности раскрыли некоторые любопытные особенности проекта Т-14. Не вдаваясь в засекреченные подробности, авторы программы «Военная приемка» рассказали и показали множество интересных вещей, которые дополняют или корректируют уже сложившуюся картину.

К примеру, был показан процесс установки силового блока. Впервые в отечественной практике гусеничная бронемашина получила двигатель и трансмиссию, выполненные в виде единого агрегата. Такая особенность силовой установки облегчает сборку техники или ремонт в условиях армейских мастерских. Благодаря этому ноу-хау замена силового блока занимает не более нескольких часов, что должно соответствующим образом сказаться на темпах обслуживания техники.

Основные характеристики силовой установки пока не оглашались. Тем не менее, было объявлено, что платформа «Армата» оснащается многотопливным Х-образным двигателем, по мощности превосходящим все существующие отечественные танковые моторы. Это означает, что его мощность составляет, как минимум, 1500 л.с. Имеющаяся мощность позволяет компенсировать рост массы техники в сравнении с предыдущими машинами и, как следствие, обеспечить возможность преодоления всех препятствий, внесенных в техническое задание заказчика.

Для улучшения характеристик подвижности танк Т-14 и другие машины на базе платформы «Армата» получают автоматическую реверсивную коробку передач. Этот агрегат имеет 8 скоростей переднего хода и 8 заднего. Таким образом, благодаря новой коробке передач бронемашина может двигаться вперед или задним ходом с одинаковыми показателями скорости. В ряде ситуаций подобная возможность способна значительно повысить эффективность машины, а также обеспечить ее выживание в бою.


Сборка ходовой части шасси, видны некоторые особенности подвески. Кадр из т/п "Военная приемка"

Унифицированная платформа «Армата» получает гусеничную ходовую часть с индивидуальной подвеской семи опорных катков на каждом борту. Тип подвески пока не уточнялся, но показанные особенности машины явно намекают на использование торсионов. Кроме того, две передние и задняя пары опорных катков оснащаются дополнительными амортизаторами, по-видимому, призванными компенсировать некоторые повышенные нагрузки.

Также ходовая часть танка Т-14 имеет неравномерное распределение опорных катков. Нетрудно заметить, что расстояние между первыми тремя парами катков больше, чем между остальными. В остальном ходовая часть нового танка почти не отличается от «классических» агрегатов отечественных танков: передние направляющие и задние ведущие колеса с цевочным зацеплением, а также несколько поддерживающих роликов.

Основные характеристики подвижности пока не подлежат оглашению. Тем не менее, авторы программы упомянули один любопытный факт, способный помочь определить примерный диапазон максимальных скоростей новой техники. Во время Парада Победы техника, пройдя по Красной площади, уходит на Васильевский спуск. Чтобы выдерживать строй, машинам, входящим в поворот с большим радиусом, приходится увеличивать скорость, нередко до 100 км/ч. Авторы «Военной приемки» напоминают, что водители танков Т-14 во время парада прекрасно справились с задачей и удержали строй на повороте.

С целью повышения уровня защиты экипажа и всей машины в целом основной танк Т-14 получает набор специального оборудования, которое защищает его от различных угроз. При этом защита обеспечивается разными способами и на разных этапах: как при подготовке противника к выстрелу, так и в момент попадания снаряда.


Компьютерное моделирование движения танка по пересеченной местности. Видны некоторые особенности ходовой части. Кадр из т/п "Военная приемка"

Первым «рубежом» защиты перспективного танка являются специальные материалы и краска. Утверждается, что за счет их использования удалось резко сократить заметность боевой машины для радиолокационных средств обнаружения. Таким образом, первым способом повышения живучести танка на поле боя является сокращение вероятности его обнаружения противником.

Если избежать обнаружения не удалось и противник пытается навести вооружение, в дело вступает система оптико-электронного подавления. При обнаружении излучения вражеского лазерного дальномера происходит отстрел специальных гранат, образующих облако дыма с металлическими частицами. Танк или иная боевая машина противника не сможет замерить расстояние до цели и, как следствие, правильно навести свое вооружение. Кроме того, гранатометы могут использоваться при применении противником вооружения с наведением на подсвеченную лазером цель.

Третьим средством защиты является комплекс радиоэлектронной борьбы. Набор специального радиоэлектронного оборудования должен создавать вокруг танка зону, защищенную от различных вооружений противника. Такие системы должны защитить Т-14 от управляемых ракет и противотанковых мин с магнитными взрывателями. Принцип действия при срыве атак с использованием ракет пока не уточняется.

Лишь преодолев первые три степени защиты, боеприпас противника сможет ударить по броне нового отечественного танка. Тем не менее, и в таком случае поражение машины вовсе не гарантируется. Танк Т-14 и другие машины на базе платформы «Армата» оснащаются комплексом средств защиты в виде собственной брони и дополнительных модулей, монтируемых на ней. Состав и характеристики брони корпуса пока остаются тайной, но можно предположить, что, как минимум, лобовая часть корпуса оснащена комбинированной многослойной преградой. Защита бортов, очевидно, менее сложна и прочна.


Танк Т-14 во время тестовой стрельбы. Кадр из т/п "Военная приемка"

Для повышения характеристик танк предлагается оснащать блоками динамической защиты. Такими блоками покрывается вся верхняя лобовая деталь и бортовые экраны. Таким образом, от обстрела из всей передней полусферы танк защищен не только броней, но и динамической защитой. Кормовая часть бортов, в свою очередь, закрыта решетчатыми режущими экранами. Такое оборудование позволяет защитить машину от различных противотанковых боеприпасов, а также не ухудшает охлаждение кормовой части корпуса и силовой установки.

Любопытной чертой т.н. активных средств защиты нового танка является их полная автономность. Автоматика самостоятельно должна следить за окружающей обстановкой и принимать необходимые меры. К примеру, в ее обязанности входит работа с датчиками лазерного излучения и дымовыми гранатометами. При обнаружении излучения от лазерного дальномера электроника самостоятельно должна определять местоположение его источника и образовывать на пути луча непроницаемое облако. Фактически единственной задачей экипажа при использовании активных средств защиты является их включение при выходе на поле боя. Все остальное они делают самостоятельно, позволяя танкистам сосредоточиться на выполнении боевой задачи.

Одной из главных задач проекта было обеспечение максимально возможной защиты экипажа. Именно поэтому было решено отказаться от традиционного размещения экипажа в отделении управления и башне, перейдя к новой компоновке. Весь экипаж танка Т-14, состоящий из трех человек, располагается в общем объеме, выполненном в виде т.н. бронекапсулы, за счет чего обеспечивается дополнительная защита.

Капсула экипажа находится позади верхней лобовой детали и перед боевым отделением. Три танкиста сидят плечом к плечу и располагают всем необходимым оборудованием для управления машиной. На левом сиденье располагается механик водитель, на среднем – наводчик-оператор вооружений, справа – командир. Доступ в капсулу обеспечивается двумя люками в крыше, расположенными над местами водителя и командира. Наводчик должен попадать в танк через один из «чужих» люков. Все члены экипажа при этом располагают собственными перископическими приборами для наблюдения за обстановкой. Ведущий программы «Военная приемка» Алексей Егоров отметил большой вес люков. Интересно, это было случайным замечанием или своеобразной отсылкой к недавним спорам по поводу толщины и уровня защиты люков?


Интерьер капсулы экипажа. Видны рабочие места водителя (на заднем плане) и наводчика (впереди). Кадр из т/п "Военная приемка"

Для уменьшения размеров кабины и обеспечения дополнительного удобства боевой работы кресла танкистов устанавливаются с наклоном назад. При этом кресло водителя может подниматься, позволяя ему смотреть поверх лобовой детали.

Рабочее место водителя оснащается штурвалом, регулируемым в двух плоскостях для большего удобства работы. Также имеются рычаг управления коробкой передач, набор экранов и других приборов для вывода информации о работе различных систем. Благодаря использованию автоматической коробки передач водитель работает только с двумя педалями.

Перед наводчиком и командиром располагаются пульты управления с двумя жидкокристаллическими мониторами на каждом. При помощи этого оборудования экипаж получает видеосигнал от средств наблюдения и может производить обнаружение целей с последующей их атакой. Управление вооружением осуществляется при помощи двух пультов, аналогичных используемым на современных отечественных танках. Наведение выполняется поворотом пульта или наклоном его боковых рычагов. При необходимости эти пульты, по-видимому, могут поворачиваться и укладываться под приборную доску.

Система управления огнем и связанная с ней аппаратура позволяет экипажу производить наблюдение и поиск целей в любое время суток и определять цели на дальностях до нескольких километров. Оптико-электронное прицельное оборудование имеет возможность увеличения изображения в широких пределах, облегчая стрельбу по удаленным целям. Также в составе СУО предусматривается автомат сопровождения цели, способный решать поставленные задачи как днем, так и ночью.


Рабочие места наводчика (передний план) и командира (позади). Кадр из т/п "Военная приемка"

Вооружение перспективного отечественного танка Т-14 устанавливается в башне. Из-за переноса экипажа в единый объем было разработано необитаемое боевое отделение с набором автоматики, полностью обслуживающей основное орудие. Все операции по подготовке к стрельбе осуществляются без участия человека, лишь по его командам.

Как и предыдущие танки отечественной разработки, Т-14 оснащается гладкоствольным орудием калибра 125 мм. Тем не менее, эта пушка (по имеющимся данным, обозначается как 2А82) выполнена по современным технологиям с применением новых материалов. Это позволило повысить максимальное давление в канале ствола, что повлекло за собой рост некоторых других характеристик. Тем не менее, точные данные о новейшем танковом оружии пока не публиковались.

Главный конструктор Уральского КБ транспортного машиностроения Андрей Терликов отмечает, что модульная конструкция танка позволяет в дальнейшем использовать новое вооружение большего калибра, а также проводить иные модернизации боевого отделения. Таким образом, разговоры о возможной установке нового орудия увеличенного калибра имеют под собой определенные основания.

В качестве дополнительного вооружения новый танк на базе платформы «Армата» использует боевой модуль с пулеметом. Эта система устанавливается на крыше башни и позволяет защищать танк от нападения с любых ракурсов. Модуль имеет систему дистанционного управления и полностью контролируется экипажем.


Подготовка к выстрелу из основного орудия. Кадр из т/п "Военная приемка"

Уже сейчас корпорация «Уралвагонзавод» и организации, входящие в ее состав, имеют некоторые соображения по поводу дальнейшей модернизации нового танка. В частности, рассматривается вопрос создания безэкипажной модификации, управляемой с удаленного пульта. Для этого следует провести ряд исследовательских и конструкторских работ, на которые понадобится некоторое время.

Большая часть сведений о проекте унифицированной гусеничной платформы «Армата» и танке Т-14 пока не подлежит разглашению. Разработчики до сих пор не торопятся раскрывать подробности новых проектов, что способствует появлению различных версий и домыслов, а также подогревает интерес со стороны общественности. Недавняя программа телеканала «Звезда» смогла ответить на некоторые давно появившиеся вопросы. Кроме того, благодаря ей появились новые вопросы о проекте, ответы на которые появятся нескоро. Поэтому следует ждать о ходе проекта и новые сообщения о тех или иных особенностях перспективной техники.

В 2015 году на военном параде в Москве, посвященном 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной Войне, широкой публике была представлена новейшая российская разработка - танк Т-14 «Армата», которая должна кардинальным образом повлиять на оснащенность сухопутных армий России и определить концепцию их применения на ближайшие десятилетия. Этот танк, позиционирующийся как танк 4-го поколения, вызвал большой интерес как у нас в стране, так и во всем мире. В этой статье мы рассмотрим историю и предпосылки создания танка «Армата», его отличительные черты и технические характеристики, а также перспективы применения в реальных боевых действиях.

История и предпосылки создания нового танка «Армата»

Другой путь

На рубеже 2000-х годов в России разрабатывалось 2 проекта перспективного основного боевого танка, которые должны были бы стать заменой нынешнему российскому ОБТ - Т-90. Один из них - «Объект 460» или (см. фото выше) - был разработкой Омского конструкторского бюро. Он имел удлиненную модифицированную ходовую от танка Т-80У, в которой к шести каткам был добавлен еще один, а также зауженную башню новой конструкции, вооруженной уже зарекомендовавшей себя стандартной гладкоствольной 125 мм пушкой. Предполагалось, что масса танка будет порядка 48 тонн, а оснащаться он будет 1500-сильным газотурбинным двигателем, что давало бы ему удельную мощность более 30 л.с./т и делало одним из самых динамичных танков в мире.

Второй проект - «Объект 195» или (см. фото ниже) - был разработкой Уральского конструкторского бюро и корпорации «Уралвагонзавод». Это был «убертанк» для своего времени, в котором также на семикатковое шасси устанавливалась необитаемая (безэкипажная) башня, вооруженная грозным 152 мм гладкоствольным орудием. Экипаж танка (всего из 2-х человек) размещался в изолированной бронекапсуле в передней части корпуса. Вес танка был не маленьким - около 55 тонн, и его предполагалось оснастить дизельным двигателем мощностью 1650 л.с., что также давало бы ему неплохие динамические характеристики.

Предполагалось, что кинетическая энергия снаряда, выпущенного из 152 мм гладкоствольного орудия «Объекта 195», так велика, что в случае попадания в башню танка противника попросту ее отрывала.

Но в 2009-2010 годах оба проекта пришлось свернуть по нескольким причинам. Во-первых, разработка обоих танков велась не слишком активно и за время проектирования и испытаний (а это порядка 15-20 лет) они просто морально устарели. Во-вторых, переход на использование таких супертанков как Т-95 - достаточно дорогих и ресурсоемких в производстве - это был бы в какой-то мере переход на немецкий путь развития танкостроения времен Второй Мировой войны, т.е. абсолютно не оправдавший себя «путь королевских тигров и маусов». Нам же нужен был танк универсальный, массовый, с лучшем соотношением цены и качества, как знаменитая наша Т-34. Ну и, в-третьих, оба эти танка не совсем соответствовали концепции сетецентрической войны.

Концепция сетецентрической войны

Сетецентрическая война - это современная военная доктрина, ориентированная на увеличение боевой эффективности различных военных соединений, участвующих в вооруженных конфликтах или современных войнах, за счет объединения всех боевых и вспомогательных единиц в единую информационную сеть и как следствие достижения инфокоммуникационного превосходства над противником.

Т.е. получается, что за счет объединения и практически мгновенной коммуникации средств управления, разведывательных средств, а также средств уничтожения и подавления, достигается более ускоренное управление силами и средствами, повышение эффективности поражения сил противника и живучести своих собственных войск, а каждый участник боевых действий получает полную и своевременную информацию о реальной боевой обстановке.

Танковые соединения также должны быть адаптированы к современным реалиям сетецентрической войны, для этого сами танки должны иметь возможность подключаться к единой информационной сети и уметь практически мгновенно передавать в нее информацию, получаемую танком извне за счет своих собственных «обзорных» модулей. По сути это практически одно из требований к танкам нового 4-го поколения.

Танк 4-го поколения

«Объект 195» в представлении художника.

Классификация танков по поколениям на самом деле не официальна, очень условна и выглядит примерно так:

К первому поколению относятся танки 1950-1960 годов, такие как советские т-44 и т-54, немецкая «Пантера», английский «Центурион» и американский «Першинг».

Второе поколение связывают с появлением так называемых основных боевых танков (ОБТ). К нему относят танки 1960-1980 годов, такие как советский Т-62, американский М-60, английский «Чифтен», немецкий «Леопард» и французский АМХ-30.

К третьему поколению относят последние современные танки, такие как советский Т-80 и российский Т-90, американский «Абрамс», французский «Леклерк», английский «Челленджер», украинский «Оплот», южнокорейская «Черная Пантера», израильская «Меркава», итальянский «Ариете» и немецкий «Леопард-2».

Понятное дело, что более поздние поколения танков отличались более прочной броней, более совершенной защитой и более грозным вооружением. Это относится и к 4-му поколению танков, появление которых уже давно назрело. Но кроме этого, как уже говорилось выше, танки 4-го поколения должны быть максимально приспособлены к сетецентрической войне, а также по возможности соответствовать еще ряду требований:

— иметь необитаемую башню и автомат заряжания;
— экипаж должен быть изолирован в бронекапсуле;
— танк должен быть частично роботизирован.

Кстати, полностью роботизированный безэкипажный танк можно считать танком 5-го поколения.

Примерно с таким списком требований подошли к разработке нового танка наши конструкторы, когда в 2010 году после свертывания проектов «Объект 195» и «Объект 640» они получили задание в максимально сжатые сроки спроектировать танк нового поколения.

Платформа «Армата»

Заказ на проектировку, испытания и производство нового танка получила государственная корпорация «УралВагонЗавод», расположенная в Нижнем Тагиле и занимающаяся разработкой и производством различной военной техники. При разработке нового танка в Уральском Конструкторском Бюро, привязанном к «УралВагонЗаводу», активно использовались уже готовые перспективные наработки по разрабатывавшемуся уже здесь «Объекту 195», а также по проекту Омского конструкторского бюро - «Объекту 640». Оба закрытых проекта в немалой мере помогли нашим конструкторам достаточно быстро справиться с поставленной задачей.

Но самое главное это то, что в этот раз наши конструкторы (а также наше военное руководство) видело проблему постройки нового танка более широко, и было решено разработать не просто танк 4-го поколения, а универсальную платформу на гусеничном ходу, которая бы могла применяться для конструирования самой разнообразной военной техники, что решало бы описанную выше проблему универсальности, массовости и соотношения цены и качества.

Таким образом «Уралвагонзаводом» была спроектирована и реализована так называемая унифицированная боевая тяжелая гусеничная платформата «Армата», на основе которой предполагается создание порядка 30 самых разных наименований военной техники . Причем общими для них будет не только платформа, но и общая система управления боем, общая система связи, общая система активной защиты и многие другие узлы и модули.

Универсальная тяжелая боевая платформа «Армата» имеет три варианта компоновки двигателя: спереди, сзади и посередине . Это позволяет использовать платформу для конструирования практически любых видов военной техники. Для танка, например, используют заднее размещение двигателя, а вот для БМП - наоборот переднее.

На данный момент наша оборонка уже получила первые единицы техники на основе новой платформы - это бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ Т-16 (пока только в качестве проекта), и конечно же основной боевой, который мы уже могли лицезреть на параде Победы в Москве.

Танк Т-14 - это новейший российский танк 4-го поколения на универсальной боевой тяжелой гусенечной платформе «Армата». Индекс «14» танк получил как обычно по году реализации проекта - 2014. На стадии проекта танк имел обозначение «Объект 148».

Считается, что танк Т-14 «Армата» - это первый в мире танк 4-го поколения, первый танк в рамках концепции сетецентрической войны и что он вообще не имеет аналогов. В общем, по оценкам многих наших и зарубежных специалистов на сегодняшний день «Армата» - это лучший в мире танк.

Для начала давайте вкратце посмотрим, что же представляет из себя этот новый танк «Армата», какие конструктивные решения воплотили в нем наши инженеры-конструкторы, какими главными особенностями он обладает:

Главные особенности танка Т-14 «Армата»

— Танк обладает необитаемой башней. На ней установлена уже зарекомендовавшее себя дистанционно управляемое 125 мм гладкоствольное орудие с автоматом заряжания.

— Конструкция танка позволяет установить на него 152 мм орудие, уже испытанное на «Объекте 195».

— Экипаж танка располагается в изолированной бронекапсуле, выдерживающей прямое попадание всех существующих современных противотанковых снарядов.

— Бронекапсула с экипажем надежно отделена от боекомплекта и топливных баков.

— Активная подвеска позволит танку вести точную прицельную стрельбу на скорости до 40-50 км/ч.

— Предполагается, что активная подвеска позволит танку двигаться со скоростью до 90 км/ч не только по шоссе, но и по пересеченной местности.

— Используемый в танке новый вид комбинированной многослойной брони на 15% прочее, чем использовавшаяся в отечественных танках 3-го поколения. Эквивалент толщины брони - около 1000 мм.

— Все модули танка контролируются новейшей танковой информационно-управляющей системой (ТИУС), которая в случае обнаружения какой-либо неисправности оповещает об этом экипаж соответствующим голосовым сообщением.

— В радиолокационном комплексе «Арматы» используются радары с активной фазированной решеткой, способные вести на расстоянии до 100 км порядка 40 наземных и 25 воздушных целей.

— В случае обнаружения летящего в танк снаряда комплекс активной защиты «Афганит» автоматически поворачивает башню танка в сторону этого снаряда, чтобы встретить его более мощной лобовой броней и быть готовым нанести встречный удар по противнику, выпустившему этот снаряд.

— Дальность поражения 125 мм орудия - до 7000 м, в то время как у лучших западных образцов этот параметр составляет 5000 м.

— В танке «Армата» применено большое количество эффективных стелс-технологий, которые делают его практически невидимым или же трудноопределимым для многих видов вооружений.

ТТХ танка Т-14 «Армата»

Инфографика и распложение модулей в танке Т-14

Хорошая инфографика танка Т-14 с расположением модулей была сделана агенством «РИА Новости»:

Видео-обзор «Многоцелевой танк Т-14 на гусеничной платформе Армата»

К 80-летию «Уралвагонзавода» был выпущен интересный мини-видео-обзор о танке Т-14 «Армата»:

Радиолокационный комплекс

Т-14 - первый танк в мире, на котором используется радиолокационный радар на активной фазированной антенной решётке (АФАР-радары). Радары такого же типа ставят на новые российские многоцелевые истребители пятого поколения Т-50, которые должны прийти на смену СУ-27. В отличие от радаров с пассивной решеткой АФАР-радары состоят из большого числа независимо регулируемых активных модулей, чем значительно повышается следящая способность и надежность, так как в случае выхода из строя одного из модулей радара мы получим лишь незначительное искажение «картинки». Правда и стоимость таких радаров несколько выше.

В «Армате» используется 4 панели АФАР-радаров, расположенные по периметру башни (см. фото выше). Они защищены пуленепробиваемыми и противоосколочными экранами, но, тем не менее, легко могут быть заменены в полевых условиях (на фото видны пластиковые петли для извлечения панелей радаров).

Радиолокационный комплекс танка Т-14 может одновременно отслеживать до 40 наземных движущихся и до 25 воздушных аэродинамических целей, что делает его одним из ключевых элементов на поле боя в рамках концепции сетецентрической войны. Дистанция ведения целей - до 100 км.

Если же в целях маскировки основной обзорный радар танка выключен, то на близкой дистанции его заменяют два радара сверхбыстрой реакции, которые также используются для срабатывания разрушающих элементов активной защиты против выпущенных по танку снарядов.

Комплексы обнаружения целей в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазоне

На башне Т-14 на одной оси с пулеметной установкой установлен панорамный прицел, служащий для определения координат целей, полученных различными обзорными модулями, при этом вращается он на 360 градусов не зависимо от пулемета.

Панорамный прицел включает в себя камеру в видимом диапазоне, камеру в инфракрасном диапазоне и лазерный дальномер. При захвате каждой новой цели радаром панорамный прицел автоматически поворачивается в ее сторону для определения точных ее координат. Полученная информация выводится на мониторы экипажа танка в виде тактической карты с координатами зафиксированных целей, причем в случае надобности можно нажатием пальца по изображению на сенсорном экране уточнить координаты той или иной цели.

Помимо панорамного прицела танк Т-14 оборудован шестью автономными камерами высокой четкости, которые позволяют экипажу следить за обстановкой вокруг танка по всему периметру. Эти камеры позволяют танкистам получать оценивать обстановку при выключенном радаре и в условиях ведения противником радио-электронной борьбы, а также фиксируют лазерные указки, направленные на танк.

Кроме того, эти HD-камеры могут видеть сквозь дымовую завесу (в инфракрасном спектре), давая значительное преимущество «Армате», использующей данный вид маскировки. При этом приводится следующий пример:

При окружении танка Т-14 пехотой противника он может поставить вокруг себя дымовую завесу, сделавшись невидимым для вражеских гранатометчиков, и расстрелять их из пулеметной установки по данным инфракрасных HD-камер.

Комплекс активной защиты «Афганит»

И радиолокационный комплекс из 4-х АФАР-радаров и 2-х высокоскоростных радаров, и инфракрасные HD-камеры входят в состав комплекса активной защиты танка, которая служит не только для разведки целей, но и для своевременного обнаружения угроз для танка и их ликвидации. Вот какими особенностями обладает устанавливаемый на «Армату» комплекс активной защиты «Афганит»:

— При выявлении подлетающего в сторону танка вражеского снаряда «Афганит» автоматически поворачивает башню танка в сторону этого снаряда, чтобы с одной стороны встретить его более мощной броней, а с другой стороны - чтобы быть готовым нанести встречный удар по объекту, выпустившему этот снаряд.

— При выявлении подлетающих к танку снарядов «Афганит» автоматически управляет пулеметной установкой для их уничтожения.

— В случае необходимости повышенной маскировки «Афганит» может действовать в пассивном режиме с выключенным радаром, ориентируясь на данные HD-камер.

— «Афганит» безопасен для своей пехоты, находящейся вблизи танка, так как для противодействия ракетам противника использует в большей степени средства радио-электронной борьбы и дымометаллических завес.

— Кроме того по последним данным «Афганит» успешно противостоит современным бронебойным снарядам с сердечниками.

Комплекс активной защиты «Афганит» способен поражать снаряды, подлетающие к танку со скоростью до 1700 м/с. Но нашими конструкторами уже разрабатывается новая активная защита - «Заслон», которая сможет перехватывать снаряды, подлетающие со скоростью до 3000 м/с.

Комплекс динамической защиты «Малахит»

На танке Т-14 установлен также и комплекс динамической защиты «Малахит». Вот какими особенностями он обладает:

— «Малахит» успешно противостоит не только различным кумулятивным снарядам, но и способен разрушать новейшие натовские подкалиберные снаряды, которые были специально сконструированы для пробивания таких предшествующих «Малахиту» динамических защит, как «Реликт» и «Контакт-5».

— «Малахит» значительно лучше противостоит самым передовым противотанковым ракетным комплексам (ПТРК).

— За счет снижения количества взрывчатого вещества в динамической защите «Малахит» практически исключен вариант поражения собственной пехоты и повреждения обзорных приборов танка.

Вооружение танка Т-14

Система управления огнем танка Т-14 связана с комплексом активной защиты «Афганит» и его радио-оптическими модулями. С их помощью производится наведение вооружения танка на обнаруженные цели. Кроме того, при прицеливании используются данные, поступающие со следующих датчиков:

— гироскопические датчики угловой ориентации танка в пространстве;
— датчик температуры и влажности воздуха;
— датчик направления и скорости ветра;
— датчиком изгиба ствола от нагрева.

Свои же собственные координаты танк получает с помощью спутниковой системы GLONASS.

Как мы уже писали выше, танк Т-14 может оснащаться как стандартным 125 мм орудием, так и 152 мм пушкой. В стандартной комплектации на «Армату» ставят уже зарекомендовавшее себя 125 мм гладкоствольное орудие 2А82-1C, которое обладает на 17 % более высокой дульной энергией и на 20 % большей точностью, чем лучший образцы западных устанавливаемых на танки орудий.

Также следует отметить, что дальность поражения из этого орудия составляет около 7000 м, что превышает показатели зарубежных танковых орудий у большей части которых дальность поражения не превышает 5000 м. Это опять же дает «Армате» значительное преимущество - именно нашему танку будет принадлежать право «длинной руки», т.е. он сможет расстреливать танки противника, даже не сближаясь с ними на их дальность поражения.

Кроме того, орудие 2A82 имеет возможность стрелять боеприпасами до 1 метра длиной (например, такими как подкалиберные бронебойные снаряды повышенного могущества «Вакуум-1»). На Т-14 устанавливается автомат заряжания на 32 снаряда, за счет чего достигается скорострельность в 10-12 выстрелов в минуту.

На некоторую часть танков «Армата» собираются ставить 152 мм орудие 2A83, у которого бронебойность подкалиберных снарядов больше 1000 мм, а их скорость составляет 2000 м/с, что не оставляет никаких шансов всем известным современным танкам. Кроме того, как заявляют руководители корпорации «Уралвагонзавод», кинетическая энергия снаряда 152 мм орудия такова, что чаще будет просто отрывать башню поражаемого вражеского танка.

Оба орудия позволяют использовать свой ствол для запуска управляемых ракет. Предполагается, что для 152 мм орудия могут использоваться ракеты с бронебойностью до 1500 мм и дальностью действия до 10000 м, которые могут поражать как наземные, так и воздушные цели.

Часть экспертов при этом указывают на возможность использования на вооруженных 152 мм орудием танках Т-14 управляемых активно-реактивных снарядов с дальностью действия до 30 км, что превращает такую «Армату» в танк огневой поддержки с использование как против вражеской пехоты, так и против сильно защищённых объектов противника.

Из пулеметного вооружения на «Армату» ставится крупнокалиберный 12,7 мм пулемёт «Корд», управляемый экипажем дистанционно и входящий в комплекс активной защиты «Афганит», а также 7,62 мм пулемёт Калашникова, спаренный с танковым орудием. Причем для перезарядки «Корда» имеется специальная автоматизированная система, не требующая участия членов экипажа.

Бронирование танка Т-14

Как мы указывали выше, одной из главных особенностей танка «Армата» является наличие специальной изолированной бронекапсулы, отделенной от остальной части танка бронированными перегородками и служащей для размещения в ней всего экипажа с компьютерами управления. Кроме того, бронекапсула защищает от оружия массового поражения и имеет систему кондиционирования и систему пожаротушения. Все это значительно повышает и живучесть экипажа, и живучесть самого танка. Заявляется, что максимальная длительность непрерывного пребывания экипажа в бронекапсуле составляет около 3 суток.

При производстве танков «Армата» используется новый вид бронестали с керамическими вставками, которая имеет повышенную бронестойкость. Это позволило при той же толщине брони добиться меньшей массы танка, а соответственно лучшей динамики. Тем не менее ожидается, что в фронтальной проекции Т-14 имеет эквивалент брони более 1000 мм против подкалиберных снарядов и около 1300 мм против кумулятивных снарядов. Это делает танк устойчивым к попаданию в лоб любых современных боеприпасов и способным противостоять таким грозным противотанковым средствам, как американский тяжёлый и американский переносной .

Башня Т-14

Устройство башни является засекреченной информацией, тем не менее, предполагается, что она состоит из внешнего противоосколочного кожуха, под которым скрывается основная броня башни. Противоосколочный кожух при этом выполняет несколько функций :

— защита приборов танка от осколков, фугасных снарядов и пулевых пробитий;
— снижение радиозаметности для противодействия ПТУР с радиолокационным наведением;
— экранирование внешних электронных полей, что делает приборы башни устойчивым к разного рода магнитным импульсам.

Ниже представлено видео с возможным устройством башни танка Т-14:

Стелс-технологии

Еще одной значительной особенностью Т-14 является использование различных стелс-технологий, которые кардинальным образом снижают заметность танка инфракрасном, радиолокационном и магнитном спектрах наблюдения. Вот какие стелс-средства применены в «Армате»:

— уникальное GALS-покрытие, способствующее отражению широкого диапазона волн и защищающего танк от перегрева на солнце;

— плоские отражающие грани корпуса, снижающие заметность танка в радиодиапазоне;

— система смешивания выхлопных газов с окружающим воздухом, снижающие заметность танка в инфракрасном диапазоне;

— теплоизоляция на внутренней стороне корпуса, также снижающая заметность Т-14 в ИК-диапазоне;

— тепловые ловушки, искажеющие «сигнатуру» (визуального образа танка) в инфракрасном диапазоне;

— искажение собственного магнитного поля, затрудняющее определение местонахождения танка для магнитометрического оружия.

Все это вызывает значительные затруднения у противника при обнаружении «Арматы», при определении ее координат и вообще при идентификации его как танка.

Многие эксперты считают, что Т-14 «Армата» - это первый в мире стелс-танк.

Двигатель

Танк Т-14 оснащается многотопливным 12-цилиндровым четырёхтактным Х-образным дизельным двигателем с турбонаддувом (12Н360), который был спроектирован в Челябинске и производится там же - на Челябинском тракторном заводом. Двигатель имеет переключающуюся мощность с 1200 до 1500 л.с., но на серийной технике предполагается установка двигателя с максимальной мощностью в 1800 л.с. Это обеспечит танку отличные динамические характеристики - так максимальная скорость по шоссе будет достигать 90 км/ч. К тому же этот четырехтактный двигатель намного экономичней старых двухтактных, за счет чего обеспечивается дальность хода без дозаправки в 500 км.

Коробка на Т-14 автоматическая роботизированная с возможностью переключения на ручное управление.

Также следует отметить, что выхлопные газы выводятся через трубы, проходящие через дополнительные топливные баки. Это обеспечивает их дополнительно охлаждение и в конечном итоге снижает заметность танка в инфракрасном диапазоне. Сами баки прикрыты бронелистами и противокумулятивными экранами, а от возгорания они защищены открытоячеистым наполнителем.

Двигатель и трансмиссия объединены в отдельный модуль, что позволяет произвести замену вышедшего из строя силового блока менее чем за час.

Активная подвеска

Если раньше на российских танках применялась 6-катковая ходовая, то у платформы «Армата» она 7-катковая, что позволяет строить на ее базе технику с максимальной массой до 60 тонн. Поэтому у танка Т-14 остается огромный потенциал для всякого рода модернизаций.

Используемая в танке Т-14 подвеска - активная, то есть она способна по датчикам определять неровности под гусеницами и автоматически регулировать высоту катков. Эта особенность не только повышает скорость танка по пересеченной местности, но и значительно (примерно в 1.5 - 2.0 раза) повышает точность прицеливания в движении. Высокоточная стрельба во время быстрого перемещения по полю боя - это еще одно неоспоримое преимущество «Арматы» при возможно «встрече» с такими довольно вероятными противниками как или , в которых до сих пор используется неуправляемая гидропневматическая подвеска, разработанная больше 30 лет назад.

Танковая информационно-управляющая система

На «Армату» устанавливается одна из лучших танковых информационно-управляющих систем (ТИУС), которая в режиме реального времени ведет контроль над всеми модулями танка и автоматически проверяет их на предмет неисправности. В случае же выявления каких-либо неполадок ТИУС-система в голосовом режиме информирует об этом экипаж и дает рекомендации по их устранению.

Заказ «оборонки»

На параде в Москве в 2015 году публике были представлены Т-14 из первой опытно-промышленной партии (в 20 танков). Серийное производство «Арматы» начато в 2016 году и к его концу намечено выпустить еще около 100 машин, которые будут активно использоваться в разного рода испытаниях и учениях для выявления недостатков и определения необходимых улучшений.

Всего же к 2020 году планируется ввести в строй 2300 танков Т-14 «Армата». Именно так государственный заказ был представлен Министерством Обороны РФ госкорпорации «Уралвагонзавод». Причем отдельно было указано, что серийное производство танков «Армата» не будет прекращено даже в условиях жесткого экономического кризиса.

Кстати, руководством «Уралвагонзавода» указывается стоимость танка в 250 млн. рублей (это порядка 4-5 млн. долларов). А значит, вся партия Т-14 в 2300 танков обойдется нашему государству в 10 млрд. долларов.

Другие боевые машины на платформе «Армата»

Боевая машина пехоты (БМП) Т-15 «Армата»

Кроме танка Т-14 на унифицированной тяжелой боевой гусеничной платформе планируется выпускать бронированную боевую машину пехоты Т-15, первые экземпляры которой были также продемонстрированы на параде Победы в Москве. Надо сказать, что это первая тяжелобронированная БМП в российской армии. Ее танковый уровень бронирования - непробиваемый для современных ПТУР калибром до 150 мм и БОПС калибром до 120 мм, а также наличие активной защиты «Афганит» позволяет ей действовать в одной тактической группе вместе танками Т-14 и делает ее «сетецентрической» боевой машиной.

Масса БМП Т-15 составляет порядка 50 тонн, экипаж - 3 человека, кроме того сзади у нее располагается десантный модуль на 9 человек.

Универсальность и модульность платформы «Арматы» позволяет иметь БМП Т-15 несколько боевых конфигураций:

— Основной вариант с боевым модулем «Бумеранг-БМ», вооружение которого включает противо-танковый ракетный комплекс «Корнет-ЭМ», 30 мм автоматическую зенитную пушку 2А42 и 7,62-мм пулемет ПКТМ, позволяет ей успешно противостоять различным наземным и воздушным целям на дистанции до 4 км (универсальная ПВО-конфигурация).

— Вариант с боевым модулем «Байкал», вооружение которого включает в себя модифицированную корабельную 57 мм зенитную установку с более высокой огневой мощью и дистанцией поражения до 8 км (дальнобойная ПВО-конфигурация).

— Вариант со 120 мм тяжелым минометом (противопехотная конфигурация).

Ниже представлена инфографика с ТТХ по БМП Т-15 «Армата»:

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ) Т-16 «Армата»

Выше представлено фото бронированной ремонтно-эвакуационной машины БРЭМ-1М, созданной на базе шасси танка Т-72 и предназначенной для эвакуации повреждённой или застрявшей техники в боевых условиях. На базе универсальной тяжелой платформы «Армата» предполагается выпустить новую БРЭМ под индексом Т-16, которая будет оснащаться более мощным грузовым краном и целым комплексом различного специального оборудования.

Самоходная артиллерийская установка (САУ) «Коалиция-СВ»

Дабы включить в одну группу с танками Т-14 и БМП т-15 технику с мощной и дальнобойной огневой поддержкой планируется перенести на тяжелую боевую платформу «Армата» и новейшую нашу самоходную артиллерийскую установку 2С35 «Коалиция-СВ», пришедшую на смену устаревшим САУ 2С3 «Акация» и 2С19 «Мста-С». Разработанная ЦНИИ «Буревестник» и выпускаемая на заводе «Уралтрансмаш», также входящего в корпорацию «Уралвагонзавод», 152 мм самоходная гаубица имеет самый разнообразный спектр целей: от уничтожения тактических ядерных средств противника и разрушения его фортификационных сооружений до противодействия его живой силе и технике.

При проектировании «Коалиции-СВ» также придерживались принципа модульности и универсальности поэтому эта гаубица может устанавливаться практически на любую платформу, в том числе и на корабельную.

Главной особенностью новой САУ является дальность ее действия - до 70 км, что значительно превосходит по этому параметру все известные зарубежные аналоги. Боекомплект «Коалиции-СВ» составляет 70 снарядов, скорострельность - 10-15 выстрелов в минуту.

Кроме того, на базе универсальной платформы «Армата» предполагается также построить следующие виды техники:
— Боевая машина огнемётчиков (БМО-2)
— Тяжёлая огнемётная система (TOС БМ-2)
— Многоцелевая инженерная машина (МИМ-А)
— Транспортно-заряжающая машина тяжёлой огнеметной системы (ТЗМ-2)
— Минный заградитель (УМЗ-А)
— Плавающий транспортёр (ПТС-А)
— Мостоукладчик (МТ-А)

Перспективы применения танка «Армата»

Как мы уже писали выше танк Т-14 «Армата» разработан в рамках сетецентрической концепции, поэтому он предназначен для ведения боевых действий в составе тактической группировки, включающей технику и системы самого разного характера: другие танки «Армата» или же модернизированные для сетецентрической войны танки Т-90С, несколько БМП Т-15, батарею САУ «Коалиция-СВ», ударные вертолеты КА-52 «Аллигатор» и другая техника. При этом Т-14 «Армате» в этой группе отводится одна из ключевых ролей, а именно роль разведчика, целеуказателя и командирского танка, управляющего боем посредством единой системы управления.

Заключение

Все это хорошо, что в части военных проектов мы не отстаем, а где-то и опережаем другие ведущие военные державы мира, и разработка и внедрение универсальной тяжелой платформы «Армата» должны значительно подтянуть обороноспособность нашей страны на случай большой (третьей мировой) войны. Вопрос только какой она будет эта большая война и вообще можно ли будет из нее выйти победителем?

P.S. Ниже представлено видео о новейшей истории наших танковых войск, представленное Министерством Обороны на День танкиста, в котором можно наблюдать и героя нашего обзора - танк Т-14 «Армата».

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»