Т 14 принят на вооружение или нет. Почему «Армата» не пошла в войска? Активная защита «Афганит»

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В 2015 году на военном параде в Москве, посвященном 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной Войне, широкой публике была представлена новейшая российская разработка - танк Т-14 «Армата», которая должна кардинальным образом повлиять на оснащенность сухопутных армий России и определить концепцию их применения на ближайшие десятилетия. Этот танк, позиционирующийся как танк 4-го поколения, вызвал большой интерес как у нас в стране, так и во всем мире. В этой статье мы рассмотрим историю и предпосылки создания танка «Армата», его отличительные черты и технические характеристики, а также перспективы применения в реальных боевых действиях.

История и предпосылки создания нового танка «Армата»

Другой путь

На рубеже 2000-х годов в России разрабатывалось 2 проекта перспективного основного боевого танка, которые должны были бы стать заменой нынешнему российскому ОБТ - Т-90. Один из них - «Объект 460» или (см. фото выше) - был разработкой Омского конструкторского бюро. Он имел удлиненную модифицированную ходовую от танка Т-80У, в которой к шести каткам был добавлен еще один, а также зауженную башню новой конструкции, вооруженной уже зарекомендовавшей себя стандартной гладкоствольной 125 мм пушкой. Предполагалось, что масса танка будет порядка 48 тонн, а оснащаться он будет 1500-сильным газотурбинным двигателем, что давало бы ему удельную мощность более 30 л.с./т и делало одним из самых динамичных танков в мире.

Второй проект - «Объект 195» или (см. фото ниже) - был разработкой Уральского конструкторского бюро и корпорации «Уралвагонзавод». Это был «убертанк» для своего времени, в котором также на семикатковое шасси устанавливалась необитаемая (безэкипажная) башня, вооруженная грозным 152 мм гладкоствольным орудием. Экипаж танка (всего из 2-х человек) размещался в изолированной бронекапсуле в передней части корпуса. Вес танка был не маленьким - около 55 тонн, и его предполагалось оснастить дизельным двигателем мощностью 1650 л.с., что также давало бы ему неплохие динамические характеристики.

Предполагалось, что кинетическая энергия снаряда, выпущенного из 152 мм гладкоствольного орудия «Объекта 195», так велика, что в случае попадания в башню танка противника попросту ее отрывала.

Но в 2009-2010 годах оба проекта пришлось свернуть по нескольким причинам. Во-первых, разработка обоих танков велась не слишком активно и за время проектирования и испытаний (а это порядка 15-20 лет) они просто морально устарели. Во-вторых, переход на использование таких супертанков как Т-95 - достаточно дорогих и ресурсоемких в производстве - это был бы в какой-то мере переход на немецкий путь развития танкостроения времен Второй Мировой войны, т.е. абсолютно не оправдавший себя «путь королевских тигров и маусов». Нам же нужен был танк универсальный, массовый, с лучшем соотношением цены и качества, как знаменитая наша Т-34. Ну и, в-третьих, оба эти танка не совсем соответствовали концепции сетецентрической войны.

Концепция сетецентрической войны

Сетецентрическая война - это современная военная доктрина, ориентированная на увеличение боевой эффективности различных военных соединений, участвующих в вооруженных конфликтах или современных войнах, за счет объединения всех боевых и вспомогательных единиц в единую информационную сеть и как следствие достижения инфокоммуникационного превосходства над противником.

Т.е. получается, что за счет объединения и практически мгновенной коммуникации средств управления, разведывательных средств, а также средств уничтожения и подавления, достигается более ускоренное управление силами и средствами, повышение эффективности поражения сил противника и живучести своих собственных войск, а каждый участник боевых действий получает полную и своевременную информацию о реальной боевой обстановке.

Танковые соединения также должны быть адаптированы к современным реалиям сетецентрической войны, для этого сами танки должны иметь возможность подключаться к единой информационной сети и уметь практически мгновенно передавать в нее информацию, получаемую танком извне за счет своих собственных «обзорных» модулей. По сути это практически одно из требований к танкам нового 4-го поколения.

Танк 4-го поколения

«Объект 195» в представлении художника.

Классификация танков по поколениям на самом деле не официальна, очень условна и выглядит примерно так:

К первому поколению относятся танки 1950-1960 годов, такие как советские т-44 и т-54, немецкая «Пантера», английский «Центурион» и американский «Першинг».

Второе поколение связывают с появлением так называемых основных боевых танков (ОБТ). К нему относят танки 1960-1980 годов, такие как советский Т-62, американский М-60, английский «Чифтен», немецкий «Леопард» и французский АМХ-30.

К третьему поколению относят последние современные танки, такие как советский Т-80 и российский Т-90, американский «Абрамс», французский «Леклерк», английский «Челленджер», украинский «Оплот», южнокорейская «Черная Пантера», израильская «Меркава», итальянский «Ариете» и немецкий «Леопард-2».

Понятное дело, что более поздние поколения танков отличались более прочной броней, более совершенной защитой и более грозным вооружением. Это относится и к 4-му поколению танков, появление которых уже давно назрело. Но кроме этого, как уже говорилось выше, танки 4-го поколения должны быть максимально приспособлены к сетецентрической войне, а также по возможности соответствовать еще ряду требований:

— иметь необитаемую башню и автомат заряжания;
— экипаж должен быть изолирован в бронекапсуле;
— танк должен быть частично роботизирован.

Кстати, полностью роботизированный безэкипажный танк можно считать танком 5-го поколения.

Примерно с таким списком требований подошли к разработке нового танка наши конструкторы, когда в 2010 году после свертывания проектов «Объект 195» и «Объект 640» они получили задание в максимально сжатые сроки спроектировать танк нового поколения.

Платформа «Армата»

Заказ на проектировку, испытания и производство нового танка получила государственная корпорация «УралВагонЗавод», расположенная в Нижнем Тагиле и занимающаяся разработкой и производством различной военной техники. При разработке нового танка в Уральском Конструкторском Бюро, привязанном к «УралВагонЗаводу», активно использовались уже готовые перспективные наработки по разрабатывавшемуся уже здесь «Объекту 195», а также по проекту Омского конструкторского бюро - «Объекту 640». Оба закрытых проекта в немалой мере помогли нашим конструкторам достаточно быстро справиться с поставленной задачей.

Но самое главное это то, что в этот раз наши конструкторы (а также наше военное руководство) видело проблему постройки нового танка более широко, и было решено разработать не просто танк 4-го поколения, а универсальную платформу на гусеничном ходу, которая бы могла применяться для конструирования самой разнообразной военной техники, что решало бы описанную выше проблему универсальности, массовости и соотношения цены и качества.

Таким образом «Уралвагонзаводом» была спроектирована и реализована так называемая унифицированная боевая тяжелая гусеничная платформата «Армата», на основе которой предполагается создание порядка 30 самых разных наименований военной техники . Причем общими для них будет не только платформа, но и общая система управления боем, общая система связи, общая система активной защиты и многие другие узлы и модули.

Универсальная тяжелая боевая платформа «Армата» имеет три варианта компоновки двигателя: спереди, сзади и посередине . Это позволяет использовать платформу для конструирования практически любых видов военной техники. Для танка, например, используют заднее размещение двигателя, а вот для БМП - наоборот переднее.

На данный момент наша оборонка уже получила первые единицы техники на основе новой платформы - это бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ Т-16 (пока только в качестве проекта), и конечно же основной боевой, который мы уже могли лицезреть на параде Победы в Москве.

Танк Т-14 - это новейший российский танк 4-го поколения на универсальной боевой тяжелой гусенечной платформе «Армата». Индекс «14» танк получил как обычно по году реализации проекта - 2014. На стадии проекта танк имел обозначение «Объект 148».

Считается, что танк Т-14 «Армата» - это первый в мире танк 4-го поколения, первый танк в рамках концепции сетецентрической войны и что он вообще не имеет аналогов. В общем, по оценкам многих наших и зарубежных специалистов на сегодняшний день «Армата» - это лучший в мире танк.

Для начала давайте вкратце посмотрим, что же представляет из себя этот новый танк «Армата», какие конструктивные решения воплотили в нем наши инженеры-конструкторы, какими главными особенностями он обладает:

Главные особенности танка Т-14 «Армата»

— Танк обладает необитаемой башней. На ней установлена уже зарекомендовавшее себя дистанционно управляемое 125 мм гладкоствольное орудие с автоматом заряжания.

— Конструкция танка позволяет установить на него 152 мм орудие, уже испытанное на «Объекте 195».

— Экипаж танка располагается в изолированной бронекапсуле, выдерживающей прямое попадание всех существующих современных противотанковых снарядов.

— Бронекапсула с экипажем надежно отделена от боекомплекта и топливных баков.

— Активная подвеска позволит танку вести точную прицельную стрельбу на скорости до 40-50 км/ч.

— Предполагается, что активная подвеска позволит танку двигаться со скоростью до 90 км/ч не только по шоссе, но и по пересеченной местности.

— Используемый в танке новый вид комбинированной многослойной брони на 15% прочее, чем использовавшаяся в отечественных танках 3-го поколения. Эквивалент толщины брони - около 1000 мм.

— Все модули танка контролируются новейшей танковой информационно-управляющей системой (ТИУС), которая в случае обнаружения какой-либо неисправности оповещает об этом экипаж соответствующим голосовым сообщением.

— В радиолокационном комплексе «Арматы» используются радары с активной фазированной решеткой, способные вести на расстоянии до 100 км порядка 40 наземных и 25 воздушных целей.

— В случае обнаружения летящего в танк снаряда комплекс активной защиты «Афганит» автоматически поворачивает башню танка в сторону этого снаряда, чтобы встретить его более мощной лобовой броней и быть готовым нанести встречный удар по противнику, выпустившему этот снаряд.

— Дальность поражения 125 мм орудия - до 7000 м, в то время как у лучших западных образцов этот параметр составляет 5000 м.

— В танке «Армата» применено большое количество эффективных стелс-технологий, которые делают его практически невидимым или же трудноопределимым для многих видов вооружений.

ТТХ танка Т-14 «Армата»

Инфографика и распложение модулей в танке Т-14

Хорошая инфографика танка Т-14 с расположением модулей была сделана агенством «РИА Новости»:

Видео-обзор «Многоцелевой танк Т-14 на гусеничной платформе Армата»

К 80-летию «Уралвагонзавода» был выпущен интересный мини-видео-обзор о танке Т-14 «Армата»:

Радиолокационный комплекс

Т-14 - первый танк в мире, на котором используется радиолокационный радар на активной фазированной антенной решётке (АФАР-радары). Радары такого же типа ставят на новые российские многоцелевые истребители пятого поколения Т-50, которые должны прийти на смену СУ-27. В отличие от радаров с пассивной решеткой АФАР-радары состоят из большого числа независимо регулируемых активных модулей, чем значительно повышается следящая способность и надежность, так как в случае выхода из строя одного из модулей радара мы получим лишь незначительное искажение «картинки». Правда и стоимость таких радаров несколько выше.

В «Армате» используется 4 панели АФАР-радаров, расположенные по периметру башни (см. фото выше). Они защищены пуленепробиваемыми и противоосколочными экранами, но, тем не менее, легко могут быть заменены в полевых условиях (на фото видны пластиковые петли для извлечения панелей радаров).

Радиолокационный комплекс танка Т-14 может одновременно отслеживать до 40 наземных движущихся и до 25 воздушных аэродинамических целей, что делает его одним из ключевых элементов на поле боя в рамках концепции сетецентрической войны. Дистанция ведения целей - до 100 км.

Если же в целях маскировки основной обзорный радар танка выключен, то на близкой дистанции его заменяют два радара сверхбыстрой реакции, которые также используются для срабатывания разрушающих элементов активной защиты против выпущенных по танку снарядов.

Комплексы обнаружения целей в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазоне

На башне Т-14 на одной оси с пулеметной установкой установлен панорамный прицел, служащий для определения координат целей, полученных различными обзорными модулями, при этом вращается он на 360 градусов не зависимо от пулемета.

Панорамный прицел включает в себя камеру в видимом диапазоне, камеру в инфракрасном диапазоне и лазерный дальномер. При захвате каждой новой цели радаром панорамный прицел автоматически поворачивается в ее сторону для определения точных ее координат. Полученная информация выводится на мониторы экипажа танка в виде тактической карты с координатами зафиксированных целей, причем в случае надобности можно нажатием пальца по изображению на сенсорном экране уточнить координаты той или иной цели.

Помимо панорамного прицела танк Т-14 оборудован шестью автономными камерами высокой четкости, которые позволяют экипажу следить за обстановкой вокруг танка по всему периметру. Эти камеры позволяют танкистам получать оценивать обстановку при выключенном радаре и в условиях ведения противником радио-электронной борьбы, а также фиксируют лазерные указки, направленные на танк.

Кроме того, эти HD-камеры могут видеть сквозь дымовую завесу (в инфракрасном спектре), давая значительное преимущество «Армате», использующей данный вид маскировки. При этом приводится следующий пример:

При окружении танка Т-14 пехотой противника он может поставить вокруг себя дымовую завесу, сделавшись невидимым для вражеских гранатометчиков, и расстрелять их из пулеметной установки по данным инфракрасных HD-камер.

Комплекс активной защиты «Афганит»

И радиолокационный комплекс из 4-х АФАР-радаров и 2-х высокоскоростных радаров, и инфракрасные HD-камеры входят в состав комплекса активной защиты танка, которая служит не только для разведки целей, но и для своевременного обнаружения угроз для танка и их ликвидации. Вот какими особенностями обладает устанавливаемый на «Армату» комплекс активной защиты «Афганит»:

— При выявлении подлетающего в сторону танка вражеского снаряда «Афганит» автоматически поворачивает башню танка в сторону этого снаряда, чтобы с одной стороны встретить его более мощной броней, а с другой стороны - чтобы быть готовым нанести встречный удар по объекту, выпустившему этот снаряд.

— При выявлении подлетающих к танку снарядов «Афганит» автоматически управляет пулеметной установкой для их уничтожения.

— В случае необходимости повышенной маскировки «Афганит» может действовать в пассивном режиме с выключенным радаром, ориентируясь на данные HD-камер.

— «Афганит» безопасен для своей пехоты, находящейся вблизи танка, так как для противодействия ракетам противника использует в большей степени средства радио-электронной борьбы и дымометаллических завес.

— Кроме того по последним данным «Афганит» успешно противостоит современным бронебойным снарядам с сердечниками.

Комплекс активной защиты «Афганит» способен поражать снаряды, подлетающие к танку со скоростью до 1700 м/с. Но нашими конструкторами уже разрабатывается новая активная защита - «Заслон», которая сможет перехватывать снаряды, подлетающие со скоростью до 3000 м/с.

Комплекс динамической защиты «Малахит»

На танке Т-14 установлен также и комплекс динамической защиты «Малахит». Вот какими особенностями он обладает:

— «Малахит» успешно противостоит не только различным кумулятивным снарядам, но и способен разрушать новейшие натовские подкалиберные снаряды, которые были специально сконструированы для пробивания таких предшествующих «Малахиту» динамических защит, как «Реликт» и «Контакт-5».

— «Малахит» значительно лучше противостоит самым передовым противотанковым ракетным комплексам (ПТРК).

— За счет снижения количества взрывчатого вещества в динамической защите «Малахит» практически исключен вариант поражения собственной пехоты и повреждения обзорных приборов танка.

Вооружение танка Т-14

Система управления огнем танка Т-14 связана с комплексом активной защиты «Афганит» и его радио-оптическими модулями. С их помощью производится наведение вооружения танка на обнаруженные цели. Кроме того, при прицеливании используются данные, поступающие со следующих датчиков:

— гироскопические датчики угловой ориентации танка в пространстве;
— датчик температуры и влажности воздуха;
— датчик направления и скорости ветра;
— датчиком изгиба ствола от нагрева.

Свои же собственные координаты танк получает с помощью спутниковой системы GLONASS.

Как мы уже писали выше, танк Т-14 может оснащаться как стандартным 125 мм орудием, так и 152 мм пушкой. В стандартной комплектации на «Армату» ставят уже зарекомендовавшее себя 125 мм гладкоствольное орудие 2А82-1C, которое обладает на 17 % более высокой дульной энергией и на 20 % большей точностью, чем лучший образцы западных устанавливаемых на танки орудий.

Также следует отметить, что дальность поражения из этого орудия составляет около 7000 м, что превышает показатели зарубежных танковых орудий у большей части которых дальность поражения не превышает 5000 м. Это опять же дает «Армате» значительное преимущество - именно нашему танку будет принадлежать право «длинной руки», т.е. он сможет расстреливать танки противника, даже не сближаясь с ними на их дальность поражения.

Кроме того, орудие 2A82 имеет возможность стрелять боеприпасами до 1 метра длиной (например, такими как подкалиберные бронебойные снаряды повышенного могущества «Вакуум-1»). На Т-14 устанавливается автомат заряжания на 32 снаряда, за счет чего достигается скорострельность в 10-12 выстрелов в минуту.

На некоторую часть танков «Армата» собираются ставить 152 мм орудие 2A83, у которого бронебойность подкалиберных снарядов больше 1000 мм, а их скорость составляет 2000 м/с, что не оставляет никаких шансов всем известным современным танкам. Кроме того, как заявляют руководители корпорации «Уралвагонзавод», кинетическая энергия снаряда 152 мм орудия такова, что чаще будет просто отрывать башню поражаемого вражеского танка.

Оба орудия позволяют использовать свой ствол для запуска управляемых ракет. Предполагается, что для 152 мм орудия могут использоваться ракеты с бронебойностью до 1500 мм и дальностью действия до 10000 м, которые могут поражать как наземные, так и воздушные цели.

Часть экспертов при этом указывают на возможность использования на вооруженных 152 мм орудием танках Т-14 управляемых активно-реактивных снарядов с дальностью действия до 30 км, что превращает такую «Армату» в танк огневой поддержки с использование как против вражеской пехоты, так и против сильно защищённых объектов противника.

Из пулеметного вооружения на «Армату» ставится крупнокалиберный 12,7 мм пулемёт «Корд», управляемый экипажем дистанционно и входящий в комплекс активной защиты «Афганит», а также 7,62 мм пулемёт Калашникова, спаренный с танковым орудием. Причем для перезарядки «Корда» имеется специальная автоматизированная система, не требующая участия членов экипажа.

Бронирование танка Т-14

Как мы указывали выше, одной из главных особенностей танка «Армата» является наличие специальной изолированной бронекапсулы, отделенной от остальной части танка бронированными перегородками и служащей для размещения в ней всего экипажа с компьютерами управления. Кроме того, бронекапсула защищает от оружия массового поражения и имеет систему кондиционирования и систему пожаротушения. Все это значительно повышает и живучесть экипажа, и живучесть самого танка. Заявляется, что максимальная длительность непрерывного пребывания экипажа в бронекапсуле составляет около 3 суток.

При производстве танков «Армата» используется новый вид бронестали с керамическими вставками, которая имеет повышенную бронестойкость. Это позволило при той же толщине брони добиться меньшей массы танка, а соответственно лучшей динамики. Тем не менее ожидается, что в фронтальной проекции Т-14 имеет эквивалент брони более 1000 мм против подкалиберных снарядов и около 1300 мм против кумулятивных снарядов. Это делает танк устойчивым к попаданию в лоб любых современных боеприпасов и способным противостоять таким грозным противотанковым средствам, как американский тяжёлый и американский переносной .

Башня Т-14

Устройство башни является засекреченной информацией, тем не менее, предполагается, что она состоит из внешнего противоосколочного кожуха, под которым скрывается основная броня башни. Противоосколочный кожух при этом выполняет несколько функций :

— защита приборов танка от осколков, фугасных снарядов и пулевых пробитий;
— снижение радиозаметности для противодействия ПТУР с радиолокационным наведением;
— экранирование внешних электронных полей, что делает приборы башни устойчивым к разного рода магнитным импульсам.

Ниже представлено видео с возможным устройством башни танка Т-14:

Стелс-технологии

Еще одной значительной особенностью Т-14 является использование различных стелс-технологий, которые кардинальным образом снижают заметность танка инфракрасном, радиолокационном и магнитном спектрах наблюдения. Вот какие стелс-средства применены в «Армате»:

— уникальное GALS-покрытие, способствующее отражению широкого диапазона волн и защищающего танк от перегрева на солнце;

— плоские отражающие грани корпуса, снижающие заметность танка в радиодиапазоне;

— система смешивания выхлопных газов с окружающим воздухом, снижающие заметность танка в инфракрасном диапазоне;

— теплоизоляция на внутренней стороне корпуса, также снижающая заметность Т-14 в ИК-диапазоне;

— тепловые ловушки, искажеющие «сигнатуру» (визуального образа танка) в инфракрасном диапазоне;

— искажение собственного магнитного поля, затрудняющее определение местонахождения танка для магнитометрического оружия.

Все это вызывает значительные затруднения у противника при обнаружении «Арматы», при определении ее координат и вообще при идентификации его как танка.

Многие эксперты считают, что Т-14 «Армата» - это первый в мире стелс-танк.

Двигатель

Танк Т-14 оснащается многотопливным 12-цилиндровым четырёхтактным Х-образным дизельным двигателем с турбонаддувом (12Н360), который был спроектирован в Челябинске и производится там же - на Челябинском тракторном заводом. Двигатель имеет переключающуюся мощность с 1200 до 1500 л.с., но на серийной технике предполагается установка двигателя с максимальной мощностью в 1800 л.с. Это обеспечит танку отличные динамические характеристики - так максимальная скорость по шоссе будет достигать 90 км/ч. К тому же этот четырехтактный двигатель намного экономичней старых двухтактных, за счет чего обеспечивается дальность хода без дозаправки в 500 км.

Коробка на Т-14 автоматическая роботизированная с возможностью переключения на ручное управление.

Также следует отметить, что выхлопные газы выводятся через трубы, проходящие через дополнительные топливные баки. Это обеспечивает их дополнительно охлаждение и в конечном итоге снижает заметность танка в инфракрасном диапазоне. Сами баки прикрыты бронелистами и противокумулятивными экранами, а от возгорания они защищены открытоячеистым наполнителем.

Двигатель и трансмиссия объединены в отдельный модуль, что позволяет произвести замену вышедшего из строя силового блока менее чем за час.

Активная подвеска

Если раньше на российских танках применялась 6-катковая ходовая, то у платформы «Армата» она 7-катковая, что позволяет строить на ее базе технику с максимальной массой до 60 тонн. Поэтому у танка Т-14 остается огромный потенциал для всякого рода модернизаций.

Используемая в танке Т-14 подвеска - активная, то есть она способна по датчикам определять неровности под гусеницами и автоматически регулировать высоту катков. Эта особенность не только повышает скорость танка по пересеченной местности, но и значительно (примерно в 1.5 - 2.0 раза) повышает точность прицеливания в движении. Высокоточная стрельба во время быстрого перемещения по полю боя - это еще одно неоспоримое преимущество «Арматы» при возможно «встрече» с такими довольно вероятными противниками как или , в которых до сих пор используется неуправляемая гидропневматическая подвеска, разработанная больше 30 лет назад.

Танковая информационно-управляющая система

На «Армату» устанавливается одна из лучших танковых информационно-управляющих систем (ТИУС), которая в режиме реального времени ведет контроль над всеми модулями танка и автоматически проверяет их на предмет неисправности. В случае же выявления каких-либо неполадок ТИУС-система в голосовом режиме информирует об этом экипаж и дает рекомендации по их устранению.

Заказ «оборонки»

На параде в Москве в 2015 году публике были представлены Т-14 из первой опытно-промышленной партии (в 20 танков). Серийное производство «Арматы» начато в 2016 году и к его концу намечено выпустить еще около 100 машин, которые будут активно использоваться в разного рода испытаниях и учениях для выявления недостатков и определения необходимых улучшений.

Всего же к 2020 году планируется ввести в строй 2300 танков Т-14 «Армата». Именно так государственный заказ был представлен Министерством Обороны РФ госкорпорации «Уралвагонзавод». Причем отдельно было указано, что серийное производство танков «Армата» не будет прекращено даже в условиях жесткого экономического кризиса.

Кстати, руководством «Уралвагонзавода» указывается стоимость танка в 250 млн. рублей (это порядка 4-5 млн. долларов). А значит, вся партия Т-14 в 2300 танков обойдется нашему государству в 10 млрд. долларов.

Другие боевые машины на платформе «Армата»

Боевая машина пехоты (БМП) Т-15 «Армата»

Кроме танка Т-14 на унифицированной тяжелой боевой гусеничной платформе планируется выпускать бронированную боевую машину пехоты Т-15, первые экземпляры которой были также продемонстрированы на параде Победы в Москве. Надо сказать, что это первая тяжелобронированная БМП в российской армии. Ее танковый уровень бронирования - непробиваемый для современных ПТУР калибром до 150 мм и БОПС калибром до 120 мм, а также наличие активной защиты «Афганит» позволяет ей действовать в одной тактической группе вместе танками Т-14 и делает ее «сетецентрической» боевой машиной.

Масса БМП Т-15 составляет порядка 50 тонн, экипаж - 3 человека, кроме того сзади у нее располагается десантный модуль на 9 человек.

Универсальность и модульность платформы «Арматы» позволяет иметь БМП Т-15 несколько боевых конфигураций:

— Основной вариант с боевым модулем «Бумеранг-БМ», вооружение которого включает противо-танковый ракетный комплекс «Корнет-ЭМ», 30 мм автоматическую зенитную пушку 2А42 и 7,62-мм пулемет ПКТМ, позволяет ей успешно противостоять различным наземным и воздушным целям на дистанции до 4 км (универсальная ПВО-конфигурация).

— Вариант с боевым модулем «Байкал», вооружение которого включает в себя модифицированную корабельную 57 мм зенитную установку с более высокой огневой мощью и дистанцией поражения до 8 км (дальнобойная ПВО-конфигурация).

— Вариант со 120 мм тяжелым минометом (противопехотная конфигурация).

Ниже представлена инфографика с ТТХ по БМП Т-15 «Армата»:

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ) Т-16 «Армата»

Выше представлено фото бронированной ремонтно-эвакуационной машины БРЭМ-1М, созданной на базе шасси танка Т-72 и предназначенной для эвакуации повреждённой или застрявшей техники в боевых условиях. На базе универсальной тяжелой платформы «Армата» предполагается выпустить новую БРЭМ под индексом Т-16, которая будет оснащаться более мощным грузовым краном и целым комплексом различного специального оборудования.

Самоходная артиллерийская установка (САУ) «Коалиция-СВ»

Дабы включить в одну группу с танками Т-14 и БМП т-15 технику с мощной и дальнобойной огневой поддержкой планируется перенести на тяжелую боевую платформу «Армата» и новейшую нашу самоходную артиллерийскую установку 2С35 «Коалиция-СВ», пришедшую на смену устаревшим САУ 2С3 «Акация» и 2С19 «Мста-С». Разработанная ЦНИИ «Буревестник» и выпускаемая на заводе «Уралтрансмаш», также входящего в корпорацию «Уралвагонзавод», 152 мм самоходная гаубица имеет самый разнообразный спектр целей: от уничтожения тактических ядерных средств противника и разрушения его фортификационных сооружений до противодействия его живой силе и технике.

При проектировании «Коалиции-СВ» также придерживались принципа модульности и универсальности поэтому эта гаубица может устанавливаться практически на любую платформу, в том числе и на корабельную.

Главной особенностью новой САУ является дальность ее действия - до 70 км, что значительно превосходит по этому параметру все известные зарубежные аналоги. Боекомплект «Коалиции-СВ» составляет 70 снарядов, скорострельность - 10-15 выстрелов в минуту.

Кроме того, на базе универсальной платформы «Армата» предполагается также построить следующие виды техники:
— Боевая машина огнемётчиков (БМО-2)
— Тяжёлая огнемётная система (TOС БМ-2)
— Многоцелевая инженерная машина (МИМ-А)
— Транспортно-заряжающая машина тяжёлой огнеметной системы (ТЗМ-2)
— Минный заградитель (УМЗ-А)
— Плавающий транспортёр (ПТС-А)
— Мостоукладчик (МТ-А)

Перспективы применения танка «Армата»

Как мы уже писали выше танк Т-14 «Армата» разработан в рамках сетецентрической концепции, поэтому он предназначен для ведения боевых действий в составе тактической группировки, включающей технику и системы самого разного характера: другие танки «Армата» или же модернизированные для сетецентрической войны танки Т-90С, несколько БМП Т-15, батарею САУ «Коалиция-СВ», ударные вертолеты КА-52 «Аллигатор» и другая техника. При этом Т-14 «Армате» в этой группе отводится одна из ключевых ролей, а именно роль разведчика, целеуказателя и командирского танка, управляющего боем посредством единой системы управления.

Заключение

Все это хорошо, что в части военных проектов мы не отстаем, а где-то и опережаем другие ведущие военные державы мира, и разработка и внедрение универсальной тяжелой платформы «Армата» должны значительно подтянуть обороноспособность нашей страны на случай большой (третьей мировой) войны. Вопрос только какой она будет эта большая война и вообще можно ли будет из нее выйти победителем?

P.S. Ниже представлено видео о новейшей истории наших танковых войск, представленное Министерством Обороны на День танкиста, в котором можно наблюдать и героя нашего обзора - танк Т-14 «Армата».

Очевидно, что наибольшей интригой на прошедшем 9-го мая Параде Победы стал новейший отечественный основной боевой танк Т-14. Созданный на платформе с несколько необычным названием «Армата». Уже набившие оскомину Т-90 разных моделей и «нестареющие» Т-72 как-то примелькались. Достоинства и недостатки этих машин давным-давно всем хорошо известны и душа жаждала чего-то совершенно нового. Новый танк ждали. Ждали с нетерпением. Как любители отечественной бронетехники, так и ее огульные критики. Рисовались различные картинки и схемы с прообразом будущего Т-14. Как весьма фотогеничные, так и откровенно уродливые. И вот, наконец, свершилось!

Начнем, пожалуй, с внешнего вида, а после приступим к более детальному анализу новой машины и попыткам выяснить ее достоинства и недостатки.

Итак, внешний вид. Как должен выглядеть современным танк? Во-первых, «круто». Во-вторых, «мощно». Ознакомившись ранее с многочисленными вымышленными образами «Арматы» и увидев в конце концов этот танк в реале, я не могу сказать, что я впал в поросячий восторг по поводу внешности Т-14, однако должное впечатление он на меня произвел. В принципе, именно такого монстра я и хотел/ожидал увидеть. Пусть эта первая модель Т-14 и выглядит кое-где несколько аляповато, но в отношении «круто» и «мощно» наши лучшие в мире конструкторы мои чаяния воплотили в свет в самом лучшем виде.

Это не ателье Джорджетто Джуджаро. Это наше с вами родимое ателье МТЗ/ЧТЗ/КБТМ. Поймут меня те, «кто понимает». Впоследствии облик танка «причешут», и он станет нам так же привычен, как сегодня нам привычен облик, например Т-55 или Т-72. Тяжелее всего будет привыкать к новой машине «старикам», всю жизнь проездившим на Т-72Б. Их закостенелые мозги противятся всему новому, и потому поначалу танк Т-14 может вызвать даже некоторое отторжение. Но это абсолютно нормальная ситуация. Так оно очень часто бывает, и потому делать на этот счет какие-то выводы преждевременно. По поводу внешнего облика нового танка на этом все.

Приступим к более детальному анализу. Итак, новый танк существенно больше и тяжелее, чем предыдущий самый мощный наш танк Т-90МС. Кроме того, Т-14 по габаритам, видимо, превосходит и практически все западные танки, за исключением, пожалуй, лишь откровенно гигантского «Челенджера-2». Ходовая часть танк имеет торсионную подвеску, что можно определить по смещению опорных катков одного борта по отношению к опорным каткам другого борта. Скорее всего, никаких элементов гидропневматической подвески в Т-14 нет, и потому об изменении клиренса и принудительному наклону корпуса в нужную сторону можно забыть. Было бы здорово, если я ошибаюсь, так как гидропневматическая подвеска уже давно есть на некоторых современных (и не очень) основных боевых танках. Пример - тот же АМХ-56 «Леклерк». Конечно, старая добрая торсионная подвеска, как у КВ-1, крепка и надежна, но если мы делаем сгусток суперсовременных технологий, то можно было бы и заморочиться с гидропневматикой.

Далее - ленивцы и ведущие звездочки с их редукторами без изменений взяты с Т-90. Могу предположить, что и поддерживающие катки тоже. Ничего плохого в этом нет - если эти узлы себя хорошо зарекомендовали на Т-72 и Т-90, то нет проблем. Опорных катков теперь 14 штук - по 7 на борт. До этих пор из отечественных танков по 7 опорных катков на борт имелось только у ИС-4 массой 62,5 тонны и танков серии Т-10 - 50-51,5 тонны. Катки внешне напоминают опорные катки танка Т-80, но только напоминают. Похоже, что они все таки спроектированы и сделаны заново. Исходя из габаритов танка и его ходовой части, можно грубо прикинуть, что масса Т-14 составляет около 50 тонн или чуть больше. С перспективой ее доведения в ходе модернизаций до 65-70 тонн. Нормально.

Идем дальше. Нос танка совершенно пустой. Ни волнолома, ни болтов, ни выступающих элементов ДЗ, ничего лишнего. Разве что две фары в защитных окантовках. Их почему-то разместили не на ВЛД корпуса, как это делали ранее (они там наиболее защищены), а на корпусах боковых надгусеничных ниш. Сами фары нового типа, взятые с Т-90МС. Не так давно узнал, что завод «Киржач» снял с производства так любимые в народе фары ФГ-126 и ФГ-127 (говорят что временно).

За толстенной лобовой броней, которая по всей видимости представляет собой композитную / гидравлическую броню нового поколения, закрытой сверху новейшим комплексом ВДЗ и радиотеплопоглощающими материалами, располагается та самая капсула с помещением для экипажа.

Экипаж танка - три человека. Командир, наводчик и механик-водитель. Тут ничего необычного. Однако по логике вещей можно предположить, что они сидят за унифицированными рабочими местами, и каждый член экипажа при необходимости может быть командиром/наводчиком или механиком-водителем. Соответственно, жесткой необходимости в трех человеках нет. Танк может воевать и с двумя, и вполне возможно, что и с одним человеком. Совершенно не ясно, много ли там в этой капсуле места и есть ли там какие удобства для длительного нахождения там людей (туалет, койка, мини-бар). На вид места в ней не очень много - вряд ли больше чем в салоне легкового автомобиля бизнес-класса. А вот что явно плохо, так это то, что люки имеют только два человека из трех, это не есть гуд в случае экстренной эвакуации. Также совершенно непонятно выполнен люк командира танка. Он просто откидывается вверх. А если по нему двинет пушкой? Или пушка окажется над люком - как его открывать тогда? По поводу передней части танка пока сказать больше нечего.

Теперь борт. Его защита сделана следующим образом. Весь борт закрывает тоненькая резинотканевая юбка по аналогии с той, что применялась на старых танках Т-64, Т-72, Т-80 и Т-90. Поверх этой юбки на мощных петлях к боковым нишам корпуса крепятся элементы мощной брони с встроенной динамической защитой. Все бы хорошо, но по давней и дурацкой традиции отечественного танкостроения вся эта мощная броня доходит только до МТО. Дальше место брони занимают хлипкие противокумулятивные решетчатые экранчики. Которые скрутит и свернет сразу после того, как танк, маневрируя (еще до вступления в бой), заденет ими любое мало-мальски мощное препятствие. То же самое относится и к фарам, расположенным как раз в том месте, что чаще всего подвергается ударам различных препятствий и летящим сверху кирпичам. В итоге МТО Т-14 вряд ли защищен лучше, чем в Т-90МС или Т-72Б2.

Есть ли у танка дополнительный энергоагрегат? Наверное, есть. Должен быть. Он расположен в МТО вместе с основным двигателем или спереди между броней и капсулой? Вопрос. Он может только питать комплекс вооружения танка или может его сдвинуть хоть с маленькой скоростью для отползания при выведенном из строя основном двигателе? Вопрос. Сам двигатель мощностью 1500 л.с., что называется, без огонька. Да, танк не очень тяжелый, но ведь нам обещали 1800-2000-сильный агрегат. Где он?

Несколько слов о трансмиссии. Я не знаю, какая она в Т-14. Однако на параде были хорошо заметны рывки Т-14 при повороте на выезд к Красной площади. По аналогии с Т-90А. Обратите внимание, прошедшие впереди 70-летние Т-34-85 и СУ-100 с их-то допотопной трансмиссией поворачивали исключительно плавно, как автомобили. Новые танки этого, к сожалению не продемонстрировали. И если с Т-90А все ясно, то насчет Т-14 это повод задуматься. Неужели и в нем не смогли сделать нормальную коробку, а ограничились «роботом» на агрегатах Т-90? В поле-то оно как бы без разницы, а вот в городе и на автостраде с такой трансмиссией как минимум неудобно. Может Т-14 развернуться на месте, пустив гусеницы враздрай? Вопрос. Отсутствие нормальной КПП - уже вопрос чести нашей танковой школы, товарищи. Мы что - до сих пор не можем сделать то, что у немцев было еще во 2-й мировой войне? Вам снять Pz.VI «Тигр» с постамента в Кубинке для изучения его трансмиссии?

Выхлоп двигателя идет на левый борт, как у всех наших танков. Это не есть хорошо с точки зрения тепловой заметности.

Ну, и к завершению мы подходим к самому главному в новом танке - его комплексу вооружения. Новейшая 125-мм пушка 2А82, ранее ставившаяся на Т-90А или Т-90МС, располагается в полностью новой необитаемой башне и имеет новый карусельный АЗ с вертикально стоящими снарядами. Ограничения на их длину теперь нет, и это хорошо. Разумеется, новейшие боеприпасы к этой пушке вряд ли можно зарядить в Т-90МС или Т-90А в силу неприспособленности их АЗ. Точные характеристики новейшей пушки неизвестны, однако можно предположить, что она примерно на 20-30% мощнее лучшей западной танковой пушки. Неизвестны также и ракеты, которые можно запускать из этой пушки. Что это: ПТУР, ЗУР или ЗПТУР, непонятно.

Всё это здорово, однако, еще с конца 90-х годов все мы слышали, что для перспективных танков разрабатываются пушки калибра 140-152 мм, а также электромагнитные и электрохимические орудия. И если со 140-152-мм калибром все ясно - ведущие мировые державы негласно договорились об ограничении калибра танковых пушек на существующем уровне, то вопрос с электромагнитными/электрохимическими пушками остается открытым. На Т-14 стоит обычная, хоть и очень мощная 125-мм пушка. Но это ведь теперь наш основной танк на ближайшие лет 50. Его конструкция должна предусматривать установку электромагнитной или электрохимической пушки. Это так? Хорошо бы было. Надеюсь, что это так.

Идем дальше - башня по размерам довольно-таки габаритная. В ней по всей видимости есть боевая лазерная система и комплекс активной защиты - КАЗТ. В кормовой нише. В башне, судя по ее габаритам, предусмотрено место для человека и возможность управлять вручную (или как-то починить, если что заклинит). Но вот доступ туда - из капсулы или через люк в башне, который я как-то не увидел. Это все пока остается неясным.

Что еще? Боевая авиация - один из самых опасных противников для танка, и потому Т-14 должен иметь действенные средства борьбы с ней. На крыше башни я увидел 7,62-мм пулеметную установку. Что-то типа Т05БВ-1, как на Т-90МС. Несмотря на продвинутую систему управления огнем в силу слабости 7,62-мм пулемета, эффективность стрельбы из этой установки даже по наземным целям очень низкая. Очень низкая. О стрельбе по воздушным целям вообще можно забыть. Кто не верит, пусть посмотрит программу «Полигон» с тест-драйвом танка Т-90МС. Там это более чем красноречиво показано. Зачем было отходить от хорошо зарекомендовавшего себя на этом месте калибра 12,7-14,5 мм, непонятно. Сложно поверить, что все ПВО новейшего танка Т-14 заключено вот в этой вот явно неудачной пулеметной точке… Здравый смысл подсказывает, что такого быть не может, и главное ПВО танка Т-14 - это либо полноценные ЗУРы в его АЗ (запускаемые через пушку), либо ЗУРы спрятанный в ПУ кормовой ниши башни (по типу самоходного ЗРК «Тор-М1»).

В отношении приборного оборудования, расположенного на башне, что-либо говорить пока рано. На этом можно закругляться и попробовать свести все найденные очевидные и неочевидные недостатки новейшего танка в какой-то список:

1. Фары расположены явно не на месте.
2. Борт закрыт броней с ДЗ не полностью. МТО прикрыто только хиленькими решетчатыми экранами, которых там быть вообще не должно.
3. Люк командира танка?
4. Подвеска: есть ли какая то система регулировки положения корпуса, или все тот же самый КВ-1?
5. Трансмиссия автоматическая или жесткий «робот»? Коробка и механизм поворота танка новые или старые от Т-90 (просто с новым «роботом»)?
6. Двигатель. 1500 л.с. - что-то маловато для сверхкрутого танка нового поколения. Где обещанные 1800-2000 л.с.?
7. Выхлоп на левый борт. Непорядок. Глушак надо переделывать.
8. Пулеметная установка Т05БВ-1 - это игрушка, а не оружие. Где 14,5-мм КПВТ или другая газонокосилка сходного калибра?
9. Надеюсь, боевую лазерную систему и КАЗТ конструкторы выполнили интегрированными в танк. Чтобы наше доблестное МО не смогло заказать танки Т-14 для нашей армии в комплектации без указанных систем, а потом нагло ругать купленные танки за их отсутствие. Почему я этого боюсь? Покажите мне армады, нет, не Т-90 и Т-90А с КАЗТ, а хотя бы Т-55АД?
10. Есть ли возможность в будущем установить на танк электромагнитную или электрохимическую пушку? Или опять «места не хватит»?
11. Почему у одного члена экипажа нет своего люка?
12. ПВО танка? Где оно и есть ли оно вообще?

Пока что вот так. В остальном танк отличный и действительно лучший в мире. Наши официальные лица все время заявляют с трибун, что любые разногласия необходимо решать путем ведения мирных переговоров. Как же здорово, что наш новый переговорщик уже готов!









Россия в ходе генеральной репетиции парада, посвященного Дню Победы, продемонстрировала свой самый мощный проект со времен окончания холодной войны – танк "Армата" Т-14.

Новый танк России: общие сведения

Танк "Армата" Т-14 станет настоящей изюминкой на праздновании 70-й годовщины победы над фашистской Германией. Так, в параде, который пройдет 9 мая на Красной площади, будет задействовано порядка двухсот единиц военной техники и 16 500 военнослужащих. Выпуск танков осуществляется ОАО "НПК "Уралвагонзавод".

Интересные факты! Министерство обороны России в апреле месяце приоткрыло завесу тайны и показало фотографии инновационного танка, только вот башню его покрыли тканью, поэтому можно было увидеть лишь его платформу. Сегодня увидеть танк "Армата" Т-14 можно на веб-сайте Министерства обороны РФ, где представлены и иные виды новой бронетехники. На генеральную репетицию танк прибыл полностью открытым.

Массовый выпуск нового российского танка



В ходе масштабной программы перевооружения уже к 2020 году планируется выпуск 2 300 танков Т-14, при этом начало эксплуатации этой машины намечено на 2016 год.

Благодаря такому количеству новых танков в российских сухопутных войсках будут заменены все устаревшие танки, которые остались еще с советских времен.

Но в чем же заключается особенность танка "Армата" Т-14?

Необитаемая башня



Основная особенность этой уникальной боевой машины – это необитаемая башня . Так, экипаж танка, состоящий из трех человек, располагается в обособленной капсуле, тогда как управление орудием осуществляется дистанционно.

Благодаря такой конструкции значительно увеличивается, во-первых, уровень безопасности самого экипажа, члены которого находятся в бронированной части машины; во-вторых, эффективность применения орудий.

Кроме того, новая необитаемая башня стала намного меньше, благодаря чему существенно уменьшился силуэт танка.

Технические характеристики танка "Армата" Т-14

Но на необитаемой башне новшества танка "Армата" Т-14 не заканчиваются.

Пушка



Гладкоствольная 125-милиметровая пушка производит огонь не только обычными снарядами, но и управляемыми ракетами.

Боекомплект пушки составляет 45 снарядов, при этом автомат заряжания – 32 снаряда. Скорострельность танка – 10 -12 выстрелов в минуту.

Боекомплект расположен в особом модуле, что значительно увеличивает "живучесть" танка. А все благодаря тому, что исключается возможность детонации боезапасов при попадании в корпус машины снаряда.

Важно! "Армата" может стрелять следующими видами снарядов:

  • осколочно-фугасными
  • ракетами "земля-воздух"
  • бронебойно-подкалиберными
  • ракетами "земля-земля"
  • кумулятивными.

Пулемет



Танк "Армата" оснащен спаренным (с двумя стволами) 7,62 -милиметровым пулеметом, расположенным снаружи башни (боекомплект пулемета – 1000 патронов, при этом такое же количество патронов хранится в лентах на корме башни).

Танк оборудован дополнительной установкой с 12,7-милиметровым пулеметом под названием "Корд", который устанавливается вместе с командирской панорамой (боекомплект пулемета – 300 патронов в самой ленте, и еще столько же патронов хранится в ящике ЗИП непосредственно на корме башни).

Электронные системы



Танк оснащен электронными системами , осуществляющими сбор и анализ тактических данных из различных источников. Наличие новой электроники позволяет значительно сократить время между обнаружением цели и непосредственным ее поражением.

На танке "Армата" уменьшено так называемое "время реакции" с 5 – 6 секунд до 3 – 4 секунд, как у немецких и американских машин.

Улучшена и такая характеристика как дальность поражения цели , которая у "Арматы" составляет более 3,5 км. Для сравнения: у устаревших российских танков данный параметр не превышал отметки в 2,5 км, тогда как у современных американских и немецких машин он равен 3 – 3,5 км.

Платформа



Интересный факт! Согласно конструкторской задумке, платформа "Арматы" может использоваться для иных боевых машин, например, для боевой машины пехоты либо самоходной артиллерийской установки. Это поможет сократить расходы по изготовлению перечисленных видов боевых машин, а также упростит техническое их обслуживание и ремонт.

Платформа танка представлена в двух вариантах:

  • шасси с передним размещением моторно-трансмиссионного отделения (или ПМТО)
  • шасси с задним размещением моторно-трансмиссионного отделения (или ЗМТО).

Броня



Броня танка может выдержать попадание противотанковых ракет, тогда как активная защита помогает перехватывать снаряды непосредственно на подлете к танку. Стойкость брони – более 900 мм.

Силовая установка



Данная часть танка "Армата" – это мощный дизельный двигатель на 1500 л.с.

Моторесурс танка (количество часов, которое двигатель может проработать без ремонта) составляет 2 000 часов.

Масса установки – около 5 тонн.

Дополнительное оборудование "Армата" Т-14



Среди дополнительных систем танка "Армата" Т-14 можно отметить следующие:

  • кондиционер
  • радар самолетного типа, который может фиксировать динамические и аэродинамические цели
  • система ночного видения
  • новая броня, позволяющая уменьшить на 15% толщину корпуса, что никак не отразится на защитных характеристиках машины
  • защита от оружия так называемого массового поражения
  • ИУС шасси (или "цифровой борт"), с помощью которого можно будет реализовывать запуск, управление, а также диагностирование и регулировку машины
  • семикатковая подвеска, которая управляется при помощи лопастных амортизаторов;
  • 12-ступенчатая автоматическая коробка передач (возможно ручное переключение)
  • цифровые системы управления, упрощающие и ускоряющие работу танка.

Отметим, что танк "Армата", масса которого составляет порядка 50 тонн, оборудован мощным дизельным двигателем. Машина в состоянии развить скорость 80 – 90 км/ч.

Корпус танка "Армата"

Особого внимания заслуживает корпус танка "Армата", который изобилует видеокамерами высокого разрешения, позволяющими экипажу контролировать окружающую обстановку. Камеры функционируют независимо от времени суток и погодных условий.

САЗ (система активной защиты)


Танк оборудован системой активной защиты под названием "Афганит", благодаря которой стало возможным противостояние снарядам и ракетам противника на расстоянии, не превышающем 20 м.

Проще говоря, данная система представляет собой противоракетную и противоснарядную оборону танка, защищающую боевую машину от наземных и воздушных ударов.

Главная цель САЗ – осуществлять перехват не только высокоскоростных кинетических ракет, но и ударных ядер, скорость подлета которых составляет 2 500 – 3 000 м/с.

Динамическая защита



Помимо активной защиты, танк "Армата" (вернее башня машины) оборудован тремя блоками динамической защиты, представляющими собой контейнеры с предустановленными элементами динамической защиты, разделенными слоями наполнителя.

Как же обстоят дела с выпуском Т-14 на сегодняшний день?

Т-14 «АРМАТА»

Еще в марте 2017 г. в связи с тяжелым финансовым положением, в которое попало руководимое им предприятие, полномочия Олега Сиенко были досрочно прекращены. А количество построенных здесь танков Т-14 исчисляется пока не тысячами, а всего лишь несколькими десятками машин. 12 танков насчитывалось в первой опытно-промышленной партии (они и прошли по Красной площади в 2015 году), после этого еще сто танков были заказаны для «войсковых испытаний».

В 2017 году вице-премьер Дмитрий Рогозин заявлял, что испытания танка Т-14 «Армата» закончатся в 2018 году, а со следующего 2019 года, начнётся его опытно-войсковая эксплуатация (для этого, по всей видимости, и предназначалась вышеупомянутая партия из сотни танков). Позже, в феврале 2018 года замминистра обороны РФ Юрий Борисов (с марта 2018 г. вице-премьер по оборонно-промышленным вопросам), подтвердил, что у Минобороны есть контракт на поставку для испытаний двух батальонов танков Т-14. Более подробная информация прозвучала в выступлении замминистра обороны Алексея Криворучко на форуме «Армия-2018»: «… на сегодня подписан контракт на 132 машины Т-14 и Т-15. Первые девять машин мы получим уже в этом году, серийные машины. До конца 2021 года контракт будет выполнен».

Т-14 «Армата»

Это означает, что к 2022 году Российская армия будет иметь в своем распоряжении всего около сотни Т-14, и соответственно о тысячах «Армат» речь уже не идет. Эти танки, скорее всего, будут направлены в одну из тяжелых бригад (тип Б), в которой по штатам и полагается иметь танки на тяжелой платформе «Армата» (73 единицы) и тяжелые БМП.

Временная заморозка старта крупносерийного производства Т-14 подтверждается и другими заявлениями ответственных за «оборонку» лиц, которые отмечали, что танк Т-14 «Армата» является «слишком дорогим для массовых закупок». Так 30 июля 2018 года вице-премьер по оборонно-промышленным вопросам Юрий Борисов отметил:«Российская армия не испытывает большой нужды в танках «Армата», а текущие потребности закрываются модернизацией имеющейся военной техники... У нас особой нужды в этом нет, эти модели достаточно дорогостоящие по отношению к существующим. …если бы существующая бронетехника, в частности, обновленный Т-72, уступал потенциальному врагу, мы бы продвигали закупки нового вооружения. Но они не уступают, а значит покупать что-то нет необходимости».

Что касается стоимости Т-14, то точных цифр пока естественно нет. По информации гендиректора «Уралвагонзавода» Олега Сиенко, относящейся к 2015 году, стоимость одного танка Т-14 «Армата» составляла немногим более 250 миллионов рублей (по тогдашнему курсу около 3,7 млн. долл.), хотя некоторые эксперты оценивали ее в 8 млн. млн. долл. По более поздней информации стоимость танка «Армата» должна быть около 4 миллионов долларов (это на 2 млн. дешевле чем, например, стоит немецкий
«Леопард» или израильский танк «Меркава», а французский «Леклерк» вообще тянет на 8,5 млн. долл.), однако военные рассчитывали на удешевление танков Т-14 к 2020 году.

Т-14 «Армата»

В последний месяц в СМИ довольно оживленно обсуждается тема возможных поставок Т-14 на экспорт. Как сообщало индийское информационное издание «The Economic Times», Индия рассматривает возможность закупки танков Т-14 «Армата», для замены устаревших модификаций Т-72 в рамках программы «Multipurpose future ready combat vehicles». В то же время озвученная сумма вероятного соглашения в 4,5 миллиарда долл. (при ориентировочном объеме в 1770 танков), свидетельствует о том, что информация об экспорте «Арматы» вряд ли соответствует действительности. Если верить информации индийских СМИ, за один танк Дели планирует заплатить чуть больше 2,5 миллионов долларов, тогда как даже на внутреннем рынке цена на «Армату» превышает 3,7-4 млн. долл.

Напоминаем Вам, что в нашем журнале "Наука и техника" Вы найдете много интересных оригинальных статей о развитии авиации, кораблестроения, бронетехники, средств связи, космонавтики, точных, естественных и социальных наук. На сайте Вы можете приобрести электронную версию журнала за символические 60 р/15 грн.

В нашем интернет-магазине Вы найдете также книги , постеры , магниты , календари с авиацией, кораблями, танками.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 960px; max-width: 100%; border-radius: 5px; -moz-border-radius: 5px; -webkit-border-radius: 5px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 930px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

Мураховский: Эти процессы никак не связаны со спецпроизводством УВЗ. «Уралвагонзавод» по ОКР «Армата» все работы выполняет в срок и в полном объеме, подготовка серийного производства машины также идет по плану.

Крамник: Сообщения о желании «Альфа-банка» обанкротить УВЗ с «Арматой» никак не связаны. «Альфа» использовала удобный инфоповод, чтобы простимулировать государство к финансовой поддержке УВЗ, чтобы завод мог вернуть полученные ранее кредиты. Информационный вброс перед днем Победы был сделан специально грамотными в информационной политике людьми. Они верно рассчитали, что эту историю не спустят на тормозах. Работам по «Армате» пиарщики и юристы «Альфа-банка» никак не угрожают.

Хлопотов: « Альфа-банк » занимается элементарным шантажом. Время выбрал крайне удачно — триумфальный показ Арматы. Естественно, УВЗ им заплатит. Не заплатить в такой ситуации — это потеря лица. С другой стороны, госкорпорация — это не то предприятие, с которым можно так поступать. Банк быстро согласился снять арест с денег УВЗ, хотя ранее такого за ним не замечалось. Он славен своими крайне жесткими действиями в отношении должников. Долговые обязательства в полмиллиарда-миллиард — это совсем не те суммы, из-за которых может быть обанкрочена такая мощная корпорация. Недавно ММК подавал в арбитраж на признание УВЗ банкротом. Почему молчали СМИ?

На постановке «Арматы» в серию этот инцидент никак не скажется. Во-первых, до этого момента еще несколько лет. Во-вторых, куда большие проблемы УВЗ были причинены санкциями. Не секрет, что под «Армату» строится новый механосборочный цех, а все оборудование для него было заказано в Европе. Сейчас эти поставки заморожены, но деньги уже потрачены. Если ранее УВЗ тратил на закупку оборудования свои средства, то сейчас просит господдержки. Собственником УВЗ является государство, оно же — основной заказчик, и новые танки нужны именно ему.

Деньги: Насколько высокой будет цена «Арматы»? Будет ли цена сравнима с ценой современного самолета (вертолета)?

М.: Неудивительно, что цена нового танка будет выше, чем у нынешних. Дальнейшее повышение характеристик техники на тех же физических принципах дается все «большей кровью». Однако при сравнении по параметру «эффективность — стоимость» новый танк существенно превосходит машины предыдущего поколения. Обывателям позволительно сравнивать что угодно. Специалистам непонятно, как можно сравнивать по цене боевые системы разного предназначения, действующие в разных физических средах? Почему бы танк не сравнить с подводной лодкой или космической ракетой?

К.: Нельзя сравнивать стоимость и современного боевого истребителя. Последние стоят десятки миллионов долларов. Максимум, его можно сравнить по стоимости с учебно-боевым самолетом , и тут Т-14 будет дешевле. Примерно 4−5 млн долларов в нынешних ценах с учетом последних колебаний курса. И это значительно дешевле западных аналогов, которые зашкаливают за 10 млн долларов.

Х.: «Стартовая» цена Т-14 , озвученная журналом МО «Вооружение и экономика», составляет 400 млн рублей. стоил около 100 млн рублей к моменту прекращения его закупок. Естественно, с «самолетными» ценами нет никакого сравнения. Современные боевые самолеты стоят в разы дороже.

Следует учитывать, что танк — это более простой и массовый вид оружия, нежели самолет. Если в танке заглохнет двигатель, он не упадет и не разобьется — требования как к самому танку, так и к подготовке его экипажей намного мягче. Показанные на параде танки собирались практически вручную, по временной документации и временным технологиям. Если закупать их по 100−200 штук в год, цена упадет значительно.

Все иностранные танки (за исключением китайских) стоят сейчас от 5 до 12 миллионов долларов. А ведь по сравнению с «Арматой» они уже устарели. Т-14 собирается только из отечественных комплектующих — его стоимость не зависит от колебаний курса валюты.

Экипаж: насколько комфортно размещается экипаж внутри бронекапсулы? Есть мнение, что в нее в броне не залезть, а главное — не выбраться при поражении машины. Из-за этого экипаж быстро теряет способность адекватно управлять техникой. И чуть ли не поэтому танк встал на Красной площади. Современные западные и израильские танки намного просторнее и удобнее?

М.: «Просторнее и удобнее» — эти параметры хороши для сравнения квартир, но не боевых машин. Экипаж танка «Армата» размещен наиболее комфортно и безопасно среди всех известных типов танков. Эргономика рабочих мест экипажа отвечает самым высоким требованиям.

Для экипажей танков разработан и принят на снабжение защитный комплект 6Б15 «Ковбой». Нормативы по занятию и покиданию рабочих мест экипажа на Т-14 (выполнение команд «По местам!», «К машинам!») аналогичны по времени таковым для танков других типов.

К.: Исходя из знаний об эргономике нового танка, можно сделать вывод о том, что там обеспечен комфорт уровня стандартного салона легковой машины с-класса, при этом расстояния между креслами соответствуют скорее даже грузовой машине. Между механиком-водителем и командиром стало больше пространства, новый танк очевидно просторнее , где в корпусе плечом к плечу сидят механик-водитель и стрелок-радист. Соотношение требований высокой защиты танка и противоположных требований (быстроты покидания) — общая проблема философии танкостроения. Согласно нормативам, человек ростом 180−185 см и весом 75−80 кг должен без проблем выбраться из Т-14 в зимней одежде или в средствах защиты. По сравнению с Т-90 в Т-14 меньше выступающих частей, за которые можно зацепиться. Если механика-водителя ранят, командир может его переместить и заменить. Сравнение Т-14 с израильским танком «Меркава» некорректно, ибо там другая компоновка и другой подход к защите. Танк «Армата» сильно защищен со лба — так, чтобы современными боеприпасами ее невозможно было пробить. У «Меркавы» энергию попадания при пробитии лба гасит двигатель, мы же рассчитываем, что наши танки после попадания в лоб не будут пробиты и продолжат передвигаться.

Х.: Кто-то придумал слово «бронекапсула», за которое уцепились журналисты. Там ее нет. Есть просто отдельный отсек для экипажа, изолированный от топлива и боеприпасов. Размер люков экипажа на Т-14 значительно увеличен. Посадка/высадка сейчас стала, наоборот, много проще.

Что касается размещения внутри, то три члена экипажа сидят там практически плечом к плечу. Насколько пригодно отделение экипажа «Арматы» к «проживанию», должны показать государственные испытания.

Сведения о якобы высоком уровне комфорта в западных и израильских танках не соответствую действительности. В целом, места в их танках больше. Но обусловлено это тем, что у них существует ручное заряжание пушки. Там нужно место, где заряжающий будет крутиться с длинными и тяжелыми боеприпасами — как правило, на ходу, когда танк трясет и подбрасывает. На самом деле, комфорта там нисколько не больше.

Происшествие на репетиции парада не связано с эргономикой. Это результат недостаточной обученности экипажа и воздействия психологических факторов. У водителей «Армат», солдат-срочников, не было времени получить нормальную практику вождения. В таких условиях достаточно малейшей ошибки, чтобы она стала причиной паники.

Взаимодействие: Правда ли что для «сетецентрической войны практически ничего в стране нет? АСУ оперативного и тактического звена все создают, но никак не запустят. Нет систем всепогодной радарной оперативной разведки „по земле“ — ни радарных спутников-шпионов, ни самолетов, ни беспилотников. Единственный сегодня дееспособный беспилотник оперативно-тактической визуальной разведки — „Форпост“ — собирается из иностранных комплектующих по израильской лицензии и является копией дрона IAI Searcher — в производстве уже 30 лет». Т-14 не с кем обмениваться информацией онлайн, кроме как друг с другом?

М.: 13 мая 2015 года в Сочи на совещании по вопросам развития ВС РФ Владимир Путин отметил, что автоматизированная система управления Вооруженными силами поэтапно должна быть введена в строй к 2025 году.

Сегодня Россия является единственной в мире страной, где создана и реально работает автоматизированная система боевого и повседневного управления стратегического уровня — Национальный центр управления обороной государства. Аналогичные центры оперативно-стратегического уровня созданы в военных округах (оперативно-стратегических командованиях). АСУ оперативного звена «Акация-М» также принята на снабжение и поступает в войска. АСУ «Полет-К» оперативного звена и «Андромеда-Д» тактического звена поступают в ВДВ. Единая система управления тактического звена «Созвездие-М2» находится в стадии испытаний.

В бронетехнике реализован принципиально новый подход — сделан переход от создания отдельных средств связи, управления и навигации к построению сложных автоматизированных систем и единого информационного пространства. Программно-технический комплекс на борту делает танк или бронетранспортер частью сетевой структуры, куда интегрируются беспилотные комплексы, техника РЭБ, средства разведки, наведения и огневого поражения.

Новая аппаратура связи, навигации и управления позволяет экипажам машин видеть всю оперативно-тактическую обстановку в режиме онлайн, взаимодействовать с пунктами управления и другими армейскими подразделениями в единой системе автоматизированного управления боем. Программно-технические комплексы повышают оперативность управления боевыми единицами, скорость доведения команд и отчетов об их исполнении при минимальном участии экипажа. Интегрированная в ПТК геоинформационная система отражает ситуацию на поле боя в режиме реального времени. Современные способы визуализации данных и высокий уровень автоматизации значительно упрощают процедуру принятия решений в условиях боя. Передача координат цели на средства поражения занимает меньше одной минуты с момента обнаружения противника.

К.: Информация об отсутствии у ВС России собственных не соответствует действительности. В 2000-х годах был разработан беспилотный летательный аппарат «Типчак», поступивший на вооружение. Например, те же беспилотники иркутской фирмы «ZALA AERO», запускаемые с руки, могут быть включены в систему обмена данными и поставлять информацию в реальном времени, выводя картинку на монитор в Т-14 .

Новый танк также может обмениваться информацией с вертолетом — скажем, с , который получает информацию с земли и передает ее обратно. Самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50 может предупредить командира о том, что замечены вертолеты или самолеты противника. В единую систему управления тактического звена (ЕСУ ТЗ) встраиваются все средства на поле боя и все средства обнаружения, включая воздушные и космические. Вся эта информация может передаваться танковой роте и ниже: спутниковый снимок может быть совмещен с картой местности командира танкового взвода или даже отдельной машины.

Если экипаж выведен из строя, то можно попытаться вывести его из боя дистанционно задним ходом. То есть фраза «Т-14 не с кем обмениваться информацией, кроме самих себя» попросту неправдоподобна.

Х.: Т-14 не с кем обмениваться информацией, кроме как друг с другом? Это правда! Система управления у нас пока так и не построена. Аппаратура АСУтб установлена лишь на 60 Т-90А. По сути, это пока опытная эксплуатация. Действительно нет надежной и всеохватывающей космической компоненты. Все это нам еще только предстоит выстраивать. Когда «Армата» начнет поступать в войска, вокруг нее сразу же будут «плестись» и сети. Требования готовности к сетецентричности предъявляются не только к танку, а ко всей новой технике.

Управление: Это правда, что БИУС и бортовой радар используют купленные на Западе компоненты и могут быть выведены из строя западным электромагнитным оружием? Сможет ли «ослепленный» Т-14 воевать по старинке — без сенсоров и радара, с зависшим БИУСом?

М.: На танке Т-14 используются исключительно российские комплектующие. Что касается электромагнитного оружия, достаточно прочитать школьный учебник физики, чтобы уяснить, что танк в силу своей конструкции обладает наилучшей среди всех боевых средств защитой от электромагнитного импульса (ЭМИ). Танк является одной из немногих боевых машин, способных эффективно действовать в условиях как обычной, так и ядерной войны. При этом надо понимать, что ядерный взрыв является самым мощным известным источником ЭМИ.

БИУС танка не может «зависнуть» по определению, ибо это цифровая электронная система реального времени. Поэтому непонятно, с чего вдруг Т-14 окажется «ослепленным»? Даже попытки «заплевать» машину в целом, ее приборы прицеливания и наблюдения, не помогут — на этот случай предусмотрена система гидропневмоочистки.

К.: Электромагнитное оружие работает в обе стороны. Нашими системами РЭБ могут быть выведены из строя западные средства обнаружения. И наоборот.

Х.: Если в опытных экземплярах и есть что-то импортное, то к серии все должно быть заменено отечественными аналогами. Такая задача поставлена президентом, и она выполняется. Что за страшное «электромагнитное» оружие имеется на Западе? Разработки ведутся (как и у нас), но массового поступления на вооружение еще не было.

ЭМИ возникает при мощном ядерном взрыве. Но его КПД невероятно низок — больший ущерб будет причинен другими факторами. Его эффект в данном случае распространяется на значительной площади. Где гарантия, что при тактическом применении ЯО под этот удар не попадут свои же войска и техника?

Можно сгенерировать достаточно узкий направленный пучок электромагнитных волн — СВЧ-импульс. Его энергия может выжечь электронные системы того, на кого он направлен. Но применение таких систем против танков — все равно, что лупить из пушки по воробьям. Гарантии, что танк потеряет боеспособность, никакой. У Т-14 многократно дублированы системы. Для работы дизеля не нужно электричество — достаточно баллона со сжатым воздухом. Чтобы стреляла пушка, наводчик пересаживается в башню и ведет огонь из нее в ручном режиме. Почему башня такая большая? МО требовало наличие возможности ручного управления и стрельбы. Никакой ЭМИ «Армате» не страшен! При «зависшем БИУСе» танк потеряет некоторые сервисные функции, но не более того.

Пушка: Пишут о том, что у 125-мм есть проблема пространственной кривизны, из-за чего возрастает разброс и снижается скорость БПС на большой (около 2 км) дальности, а также быстрого (почти в два раза по сравнению с западным 120-мм орудием) износа ствола. Вы согласны?

М.: Уровень физики высшей школы… Пространственная кривизна — это термин теории относительности. Что касается танковых пушек, то в результате неравномерного нагрева и воздействия внешних климатических явлений при стрельбе возникает эффект термического прогиба ствола. Он нивелируется использованием термического кожуха ствола (имеется на танке «Армата») и полностью компенсируется замером величины прогиба ствола перед каждым выстрелом специальным датчиком, учетом величины прогиба ствола в цифровом баллистическом вычислителе системы управления огнем танка. Такая система используется в СУО Т-14 «Армата».

По поводу якобы «быстрого износа ствола». Этот параметр называется живучестью ствола. Мне неизвестны данные о меньшей живучести ствола отечественных танковых пушек в сравнении с западными аналогами. Это параметр критически зависит от типа используемых боеприпасов и методики испытаний. При равных условиях 125-мм пушка 2А82 танка Т-14 не уступает по живучести ствола западным аналогам.

К.: Про проблему пространственной кривизны пушки пока говорить рано, поскольку мы ничего не знаем про ее возможности. Мы видим не серийные машины, а из опытной партии.

Х.: Как калибр может влиять на «пространственную кривизну» и «износ ствола»? Дилетантское заявление! Последние модификации нашей 125-мм пушки, имеющие индекс М4 и М5, на 20% точнее своих предшественниц. Пушка «Арматы» — вообще лучшая танковая пушка в мире!

По своей точности и энергетике она превосходит уже пушку от «Рейнметалла» Rh120/L55 на те же 20%. Лучше, чем эта немецкая пушка, на Западе пока нет вообще ничего.

Автомат заряжания: Сохранение раздельного принципа заряжания: сначала лента автомата подает снаряд, потом в ствол досылается гильза с порохом (для ПТУР — вышибной заряд) наложило жесткие ограничения на длину снарядов. На Западе увеличили могущество своих снарядов, в том числе за счет более массивного и удлиненного высокопрочного бронебойного «штыря». А в России так и остались в тупике со старым, слишком коротким и слабым «Манго». Так ли плоха пушка Т-14 , сделанная под снаряд с прежней длиной, не способный пробивать броню западных танков?

М.: «Манго» — это боеприпас еще советской разработки. В России разработано и принято на вооружение несколько новых типов бронебойных подкалиберных снарядов. Напомню, что на Т-14 используются новая пушка 2А82 и «Вакуум» — новый комплект снарядов, не имеющих проблем с ограничением по длине ОБПС.

К.: В Т-14 можно разместить более габаритные снаряды, они и стали более габаритными. Нам не надо высчитывать объем, который нужно оставить, чтобы поместились люди, поскольку башня теперь безлюдная.

Х.: Можно привести оценку вероятности победы в дуэльном бою Т-72Б и Т-90 с «Абрамсами» от ведущего профильного НИИ — ВНИИ Трансмаш. При использовании штатных снарядов «Манго» в дневном бою, шанс на победу русского танка составляет 0,42, где за единицу принята абсолютная победа, а за 0,5 — паритет (равные шансы).

У нас уже давно есть более новые и могущественные снаряды: « Свинец-1» и «Свинец-2» . Улучшение их характеристик произошло, в ом числе и за счет удлинения выстрела до 740 мм (активная часть 570 мм). Это меньше, чем у американского М829А3 — 982 мм (активная часть 800 мм), но мы не длиной меряемся, а оцениваем эффективность поражения. При использовании «Свинцов» тот же Т-72Б или Т-90 уже опережают по вероятности поражения «Абрамс», имея показатель 0,56. Наши танки имеют намного более серьезную защиту!

Основным штатным снарядом у «Арматы» является отнюдь не устаревший «Манго», а новейший БПС «Вакуум-1» (длиной 900 мм — почти как М829А3), производство которого уже развернуто. Для стрельбы этими снарядами на Т-14 предусмотрен совершенно новый АЗ, выполненный по типу опытного танка «Объект 195», имевшего 152-миллиметровую пушку. При разработке нового АЗ учтена возможность применения еще более длинных боеприпасов. Учитывая мощнейшую защиту лба «Арматы», им придется, скорее всего, вообще переходить на новый калибр со всеми вытекающими финансовыми, организационными и техническими затратами.

Броня: Сегодня российские (советские) танковые ПТУР 9М119М «Инвар» и 9М128 «Зенит» с тандемными кумулятивными БЧ, а также БПС 3БМ42 «Манго», 3БМ32 «Вант», 3БМ48 «Свинец» — практически не в состоянии пробить лобовую броню современных западных танков. Современные западные БПС калибра 120-мм пробивают лобовую отечественную броню на расстоянии в 2 км. Можно ли в таком случае говорить о непробиваемости лобовой брони Т-14 или это пустая бравада? Можно ли сравнивать наши БПС по могуществу с американскими или немецкими?

М.: Как показывает практика современных боевых действий, рекламные характеристики и диванно-интернетовские сражения имеют мало общего с реальностью. Т-14 «Армата» имеет уровень защиты в полном соответствии с требованиями Минобороны России. Могущество боеприпасов также соответствует требованиям Минобороны России.

К.: Условная толщина «бутерброда» брони может составлять, например, 400 мм: это многослойный «пакет», включающий сталь, спецсплавы, керамику, полимеры. Ее эквивалент в миллиметрах стального листа, активно распространяемый в масс-медиа, и составляет 1000, то есть один метр — цифру, позволяющую выдерживать попадание в лоб бронебойных снарядов НАТО. Эта цифра тоже условна — толщина эквивалента может быть и большей в расчете на перспективные боеприпасы.

Х.: Лобовая броня «Арматы» с хорошим запасом держит любой иностранный снаряд. Более того, любой иностранный снаряд, пусть «впритык», но выдерживает и защита модернизированный Т-90 . Если на танк , навесить бульдозерный отвал типа ТБС-86 , то защита лба танка при этом превысит «арматовскую».

Итог: Если цена нефти на много лет останется ниже 100 долларов за баррель, то и Т-14 будет, как сегодня, лишь большой игрушкой для большого начальства на парадах?

М.: Танк Т-14 и семейство техники на платформе «Армата» включены в госпрограмму вооружений на период до 2020 года, необходимые средства на их разработку и производство предусмотрены. 13 мая 2015 года на совещании по вопросам развития ВС РФ Владимир Путин заявил: «Еще одна тема — это создание новых и модернизация существующих вооружений и техники Сухопутных войск. Часть из этой техники была впервые показана на Параде в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Тактико-технические характеристики этой новой техники заметно превосходят зарубежные аналоги, и в целом она заслуживает довольно высоких оценок военных специалистов. Нужно в кратчайшие сроки завершить все испытания и переходить к серийному выпуску». Добавить здесь нечего.

К.: Т-14 на платформе «Армата» — реально новый шаг в танкостроении. Новая его философия.

До этого на Западе создавались модификации MBT-70 («Абрамс» и «Леопард» — его прямые потомки, «Челленджер» — дальний родственник), в СССР — Т-64 . Со времен обеих концепций прошло полвека. И «Армата» — первые машины нового облика. Ее можно сравнить с экспериментальными образцами Т-34 , в котором сочетались относительно высокий уровень броневой защиты и огневой мощи, присущий до того лишь тяжелым танкам, и относительно высокая скорость легких танков. Для Т-14 удачное сочетание факторов — резко возросшая защищенность экипажа и потенциал для увеличения огневой мощи.

Х.: Воевать мы будем, прежде всего, на суше. Программа обновления танкового парка была и будет одной из самых приоритетных. В данном случае Запад сыграл на руку «ястребам» из российского ВПК.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»