Электоральный абсентеизм. Политический абсентеизм и политическое участие граждан: понятие, формы, типы

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

У. Милбрайт подразделяет политическое участие на конвенцио­ нальное (легальное и регулируемое законом) и неконвенциональное (незаконное, отвергаемое большей частью общества по моральным, рели­гиозным или другим соображениям). Виды деятельности, относящиеся к конвенциональным и неконвенциональным формам, различаются по сте­пени активности. Сочетание этих двух характеристик политического уча­стия позволило выделить 6 групп политического участия (см. табл).

Типология политического участия (по У. Милбрайту)

Уровень вовлеченности в политический процесс

Конвенциональные формы

Неконвенциональные

Низкий уровень активности — абсентеизм; — чтение о политике в газетах, просмотр сюжетов по телевидению — подписание петиций
Средний уровень активности — обсуждение политических проблем с друзьями и знакомыми; — голосование — участие в неразрешенных демонстрациях, митингах; — бойкот
Высокий уровень активности — участие в работе партий и в избирательных кампаниях;

— участие в митингах и собраниях;

— обращение во властные структуры или к их представителям;

— активность в качестве политического деятеля (выдвижение кандидатуры, участие в выборах, руководство общественно-политическим движением или партией)

— участие в акциях протеста и неповиновения;

— неуплата налогов;

— участие в захватах зданий, предприятий;

— блокирование дорожного движения

Особым видом политического участия является протестное поведе­ние.

Политический протест – это проявление негативного отношения к политической системе в целом, ее отдельным элементам, нормам, ценно­стям, принимаемым решениям в открыто демонстрируемой форме.

К протестным формам поведения относят митинги, демонстрации, шествия, забастовки, пикетирование, массовые и групповые насильствен­ные акции. Наиболее распространенной теоретической моделью, объяс­няющей причины протестного поведения, является концепция депривации. Депривация – это состояние недовольства, вызываемое расхождением между реальным и ожидаемым состоянием, к которому стремится субъект. В том случае, когда сравнение социальной действительности с социально значимыми ценностями порождает чувство глубокой неудов­летворенности, возникает ощущение, что при некоторых социальных и политических изменениях желанные цели могут быть достигнуты в отно­сительно короткий срок. В том случае, если описываемое расхождение становится значительным, а недовольство приобретает массовый харак­тер, возникает мотивация участия в протестных действиях. Факторами депривации могут быть экономический спад, резкий рост цен и налогов, утрата привычного социального статуса, завышенные ожидания, отрица­тельные результаты сравнения собственных успехов с успехами других или с некоторым «нормативным» состоянием.

Для того чтобы протест состоялся, необходим определенный уро­вень социального недовольства, признание силы и массовых действий в качестве приемлемого средства социальных перемен. Росту депривации и активизации протестных действий способствуют радикальные идеологии, лозунги, недоверие к политическому режиму, упадок веры в традицион­ные способы выражения требований.

Достаточно часто политический протест проявляется в форме ми­тингов, демонстраций, шествий, забастовок. При низкой степени инсти-туционализации и организованности подобные акции могут приводить к массовым беспорядкам, насилию, прямому столкновению с властями. Именно поэтому проведение массовых политических мероприятий регу­лируется специальными законами, которые предусматривают ряд необхо­димых мер, предшествующих проведению подобных акций (уведомление властей о проводимом мероприятии или получение организаторами пред­варительного разрешения властей на проведение митингов, демонстра­ций, шествий). И все-таки опасность перерастания конвенциональных форм протеста в неконвенциональные сохраняется всегда.

Крайней формой неконвенционального типа политического пове­дения и участия является терроризм. Под терроризмом понимается оппо­зиционная деятельность экстремистских организаций или отдельных лич­ностей, целью которой является систематическое или единичное приме­нение насилия (или его угрозы) для запугивания правительства и населе­ния. Характерной чертой, отличающей терроризм от уголовных преступ­лений, является целевая установка – повлиять на ход политических собы­тий и принятие решений, вызвать широкий общественный резонанс.

Существуют различные виды политического терроризма:

1) по идеологическим ориентациям выделяют правый (неофашист­ский) и левый (революционный, анархистский) терроризм;

2) по исторической направленности терроризм может подразделяться на «анархо-идеологический», стремящийся изменить традицион­ную политическую систему, прервать историческую преемственность, и «национал-сепаратистский», стремящийся, наоборот, восстановить былое величие нации, ее единство, независимость, отвоевать утраченные терри­тории, отомстить за нанесенные обиды;

3) в отдельный вид выделяется религиозный терроризм как война против «неверных». Среди организаций такого типа наиболее воинствен­ными являются некоторые группы исламско-фундаменталистского толка.

К методам террористической деятельности относятся убийства по­литических деятелей, похищения, угрозы, шантаж, взрывы в обществен­ных местах, захват зданий и организаций, захват заложников и т.п. Для членов террористических организаций характерно стремление оправдать свои действия высшими целями, невозможностью иначе повлиять на си­туацию. Однако мотивы включенности в террористические организации чаще всего бывают абсолютно иные.

Было бы неправомерно объяснять политический терроризм исклю­чительно психопатологическими чертами его агентов. Обследования за­держанных террористов показывают, что лиц с психопатологическими отклонениями среди них немного. Для террористов характерны такие чер­ты личности, как завышенные притязания, неадаптированность к реально­сти, неудачи в освоении социальных ролей, обвинение других в собствен­ных неудачах, эмоциональная неразвитость, повышенная степень агрессивности, фанатизм. Участие в террористиче­ских организациях – это своего рода способ компенсации заниженной са­мооценки (за счет чувства господства над другими), способ преодоления чувства одиночества, формирования ощущения сопричастности, единства.

Основу террористических организаций составляют лица от 20 до 30 лет. Высок удельный вес студенчества (среди которых, в свою очередь, преобладают студенты гуманитарных специальностей). Лица старше 30 лет либо возглавляют эти организации, либо являются «экспертами» или «спонсорами».

Какими бы целями ни оправдывался политический терроризм, он был и остается одним из тяжелейших преступлений. Поэтому проблемы борьбы с терроризмом признаются международным сообществом одними из наиболее приоритетных.

Говоря о политическом участии, необходимо остановиться еще на одном феномене.

Абсентеизм – это уклонение от участия в политической жизни (в голосовании, в акциях протеста, деятельности партий), утрата интереса к политике, т.е. политическая апатия.

Обычно рост доли абсентеистов в обществе интерпретируется как проявление серьезного кризиса легитимности политической системы, глубокого кри­зиса ее норм и ценностей. Иногда абсентеизм рассматривается как прояв­ление политического протеста. В то же время этот тип поведения может являться, напротив, показателем уважения и доверия людей к своим представителям во власти. Многие политологи полагают, что признаком нормально функ­ционирующей системы политических отношений является не всеобщая политизация населения, а нормальная деятельность граждан и политиков в своих сферах, причем индивид, успешно занимающийся своим делом и полноценно обеспечивающий свою жизнь, как правило, не вмешивается в политику. Подобного типа люди ограничивают свою политическую дея­тельность участием в выборах, референдумах. Более активное участие и включение в политическую деятельность происходит в том случае, если их существование и деятельность испытывает ограничения и давление со стороны существующей власти (несовершенство законодательства, завы­шенные налоговые ставки, расовая дискриминация и т.п.).

В политической науке выделяются несколько причин, обусловли­вающих абсентеизм определенной части населения:

1) высокая степень удовлетворенности личных интересов; с точки зрения некоторых политологов, способность личности самостоятельно справляться со своими проблемами, частным образом отстаивать свои интересы может порождать ощущение ненужности политики и, наоборот, угроза собственным интересам со стороны более могущественных групп порождает необходимость обратиться к политике как средству отстаива­ния и защиты своих интересов;

2) на политическую апатию может влиять недоверие к политическим институтам, ощущение невозможности хоть как-то повлиять на про­цесс выработки и принятия решений («от меня ничего не зависит», «все уже решено»);

3) абсентеизм может быть обусловлен отсутствием представлений о связи политики и частной жизни.

Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи, предста­вителей отдельных субкультур, лиц с низким уровнем образования.

В современной России доля политически апатичных людей в со­ставе населения довольно большая. Это обусловлено кризисом массового сознания, конфликтом ценностей, отчуждением большинства населения от власти и недоверием к ней, политико-правовым нигилизмом. Многие потеряли веру в собственные возможности, не верят, что могут повлиять на политические процессы, считают, что политические решения прини­маются независимо от их участия в голосовании и других политических акциях. Люди не ощущают личной выгоды от участия в политике, считая, что она обслуживает интересы элиты. На абсентеизм определенной части российского населения значительное влияние оказало крушение мифа о скорейшем вхождении в круг высокоразвитых стран.

Оценка роли абсентеизма в политической науке неоднозначна. Од­ни исследователи настаивают на необходимости вовлечения как можно большей части людей в различные формы политического участия. Другие считают, что ограниченное участие и неучастие может рассматриваться как стабилизирующий фактор, поскольку активизация аполитичных слоев населения, включение их в политический процесс может привести к дес­табилизации политической системы.

Абсентеизм -- (от лат. «absens, absentis» -- отсутствующий) -- отстранение избирателей от участия в голосовании. В современных демократических странах абсентеизм достаточно распространенное явление: нередко в голосовании не принимают участия 50% и даже более избирателей, имеющих право голоса.

Однако в контексте жизненных реалий, равно как и в рамках проведенного нами исследования, феномен абсентеизма необходимо понимать значительно шире. Сам по себе абсентеизм это термин широкого применения. В общих чертах абсентеизм определяется как отсутствие индивидов в определенном месте в определенное время и связанное с этим невыполнение соответствующих социальных функций.

При этом выделяется бесчисленное количество оттенков этого явления.

Так, можно говорить о политическом, трудовом, земледельческом абсентеизме; определим каждый из этих видов в рамках заданной проблематики.

Политический абсентеизм -- уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представителей власти, главы государства и т. д.

Политический абсентеизм не означает, тем не менее, полного выключения человека из поля политических властных отношений, так как он, как правило, остается законопослушным гражданином, добросовестным налогоплательщиком.

Позиция неучастия, занятая человеком, касается только тех видов политической деятельности, где он может каким-то образом проявить себя как активная личность: высказать свое мнение, выразить свою сопричастность какой-то группе или организации, определить свое отношение к тому или иному кандидату в депутаты парламента.

Абсентеизм возникает тогда, когда исчезает внешнее принуждение к политической деятельности, когда у человека появляются право и реальная возможность воздержаться от политических действий. Как массовое явление абсентеизм отсутствует в тоталитарных обществах. Поэтому многие исследователи не дают однозначной оценки данному феномену. С одной стороны, существование проблемы абсентеизма свидетельствует о том, что у индивида есть право выбора той линии поведения, которая соответствует его интересам, но с другой -- абсентеизм, несомненно, является свидетельством индифферентности людей к выборам, политическим событиям.

Абсентеизм опасен тем, что приводит к снижению численности избирателей, при явке которых выборы считаются состоявшимися.

Некоторые авторы ставят знак равенства между абсентеизмом и неучастием в голосовании. Думается, это не вполне корректная позиция. Абсентеизм действительно превращается в проблему лишь в том случае, если неучастие в выборах является как минимум показателем отчуждения граждан от политической сферы жизни человека, как максимум - формой пассивного протеста. Другими словами, абсентеизм связывают с неучастием, которое вызывается стойким неверием в то, что с помощью выборов можно решить значимые для общества (себя, индетифицируемой группы) проблемы: недоверием в справедливость подсчета голосов, другими процедурными вопросами, апатией граждан к политике.

Трудовой абсентеизм -- в широком смысле -- вызванное разными причинами отсутствие индивида на рабочем месте; в узком смысле -- уклонение от работы без уважительной причины. Обычно такие прогулы выражаются в однодневном отсутствии на работе в связи с болезнью, но без посещения врача.

Земледельческий абсентеизм -- форма землевладения, при которой собственник земли, не участвующий в производстве продукции, получает доход в виде ренты. При этом земля обрабатывается арендаторами-фермерами или издольщиками в отсутствие ее владельца.

Таким образом, абсентеизм затрагивает не только узкие политические стороны жизни, но является довольно широким социальным явлением, выраженным в невыполнении самых разнообразных социальных функций. Борьба с существующим в нашем обществе абсентеизмом должна вестись не только в рамках его преодоления в электоральном сознании общества, но и затрагивать все прочие жизненные сферы, ведь в данном случае все глобальное начинается с малого.

Можно выделить следующие положения, наиболее полно характеризующие абсентеизм:

  • 1. Абсентеизм является видом электорального поведения, которое весьма многообразно. Последнее проявляется не только в участии или неучастии в выборах, но и в уклонении от голосования, а также в «безучастном» (конформном) голосовании, в протестном голосовании и т.д. Каждая из вышеперечисленных форм поведения избирателя свидетельствует о принятии или опровержении целого комплекса социальных и политических норм и ценностей. Электоральное поведение реализуется в политических процессах, которые раскрывают динамику развития и изменения институтов политической системы, масштабы участия различных групп населения в политической деятельности.
  • 2. Абсентеизм - это, прежде всего, сознательное уклонение избирателей от голосования по политическим причинам. Данное понятие по своему содержанию существенно отличается он понятия «неучастие в голосовании», которое широко применяется социологами и политологами.
  • 3. Абсентеизм является показателем отчуждения граждан от власти и собственности, формой политического протеста против сложившейся политической системы, политического режима, формы власти, утвердившегося общественного строя в целом.
  • 4. Абсентеизм в своих крайних проявлениях приобретает черты политического экстремизма. Плодотворной почвой для расширения экстремистских настроений являются социальные кризисы и конфликты, нарушения демократических прав и свобод, крушение нравственных ориентиров, ценностей и состояние аномии.
  • 5. Политический экстремизм и абсентеизм проявляются в среде наиболее активной части населения. Изменение сложившейся политической ситуации - главное направление их деятельности. При пересечении или совпадении политических устремлений экстремистов и абсентеистов возможны крайние формы политических преобразований. Может казаться, что «молчащие» и «пассивные» составляют в обществе меньшинство, но в определенный момент, например на выборах, оно может проявить себя как «молчаливое большинство».
  • 6. Представление об абсентеизме как о политической индифферентности обманчиво. Массовое разочарование в возможности что-либо изменить не равнозначно истощению деятельного потенциала. Скорее всего, мы имеем дело со своеобразной сублимацией политической активности, с ее переходом в латентную форму. Абсентеизм избирателей отражает не неприятие политики как таковой, а отвержение утвердившихся способов политического действия. Подобная оценка позволяет предположить, что при очередном обострении политической ситуации или сколько-нибудь серьезном повороте к иным способам реализации политики: потенциальная энергия масс может трансформироваться в политическое действие.
  • 7. Абсентеизм представляет собой естественноисторическое явление, неотъемлемый атрибут политической системы, построенной на принципах демократии и свободы. Он является феноменом политической жизни любого демократического общества и правового государства, вступившего на нисходящую ветвь своего развития. Широкое распространение абсентеизма, как в странах классической демократии, так и тех, которые недавно вступили на путь демократического развития, связано с нарастанием процессов дисфункциональности в их политических системах, исчерпанностью креативного потенциала исторически сложившихся демократических институтов, возникновением «подданнического» типа политической культуры у широких масс под воздействием СМИ.
  • 8. Масштаб абсентеизма и формы его проявления напрямую связаны с историческими условиями становления институтов демократии, с различиями в менталитете народов, с существованием различных традиций и обычаев в данном социуме.
  • 9. Трактовка электорального поведения (одним из видов которого является абсентеизм), присутствующая в трудах западных авторов, заслуживает критической оценки, ибо является предельно широкой и ставит знак равенства между электоральным поведением и политическим поведением. Между тем, электоральное поведение - это лишь одна из форм политического поведения. Электоральное поведение является не «участием во власти», а ценностно-ориентациошюй деятельностью по выбору определенной политической силы, существующей в виде или политического института или персонифицированного облика. Эта деятельность разворачивается на протяжении всей сознательной жизни человека и не сводится к поведению в период избирательной кампании или в момент голосования. Последнее есть заключительный этап этого ценностно-ориентационного выбора.
  • 10. Концепция «ограниченного электорального участия» не может быть принята для объяснения явления абсентеизма, так как явно противоречит базовым принципам демократии, основывающимся на активном и максимально широком участии граждан в управлении государством посредством выборов (референдумов). Отстаивая точку зрения о «нежелательности участия в выборах представителей некоторых социальных групп», мы неизбежно в итоге придем к замене демократии олигархией или «меритократией», которые как раз и основаны на участии в политической жизни только «достойных представителей высших социальных страт». При подобном подходе ставится под вопрос правомерность идеи о всеобщем и равном участии всех в делах государства, т.е. идеи базовой для демократии. Функция выборов как механизма формирования воли большинства становится сомнительной.
  • 11. Главной причиной абсентеизма является неприемлемость для части избирателей социального строя, института выборов, отсутствие интереса к политике и потребности заниматься политической деятельностью, а не сложности технического или организационного порядка, как это утверждает ряд западных авторов.
  • 12. Понимание природы абсентеизма, условий его возникновения и тенденций развития, существующие в отечественной научной литературе, также должны быть подвергнуты критическому анализу. Нуждаются в переосмыслении трактовки абсентеизма: а) как своеобразного политического поведения граждан и политических деятелей, проявляющегося в уклонении от участия в различных политических акциях, особенно в выборах государственных органов; б) как равнодушного (апатичного) отношения к политике; в) как формы политического бездействия; г) как показателя роста демократических начал в жизни общества.
  • 13. На активность избирателей существенное влияние оказывают многие факторы, в том числе тип выборов, особенности региона, особенности избирательной кампании, уровень образования, тип поселения, тип политической культуры, который доминирует в обществе, и тип избирательной системы. Уровень участия избирателей в голосовании ниже в странах, где применяется мажоритарная или мажоритарно-пропорциональная система способов подсчёта голосов, и выше в странах с пропорциональной избирательной системой.

Начало осмыслению феномена абсентеизма было положено еще в конце XIX - начале XX вв. Первыми исследователями абсентеизма были представители Чикагской школы политических наук Ч.-Э. Мерриам и Г.-Ф. Госснел. В 1924 году ими было проведено интервьюирование американских избирателей с целью выяснения мотивов уклонения от участия в выборах. В дальнейшем проблема абсентеизма рассматривалась в рамках исследований электоральных процессов. Исследования в этом направлении вели Г. Лассуэл, С. Верба, Н. Най и др.

Существенный вклад в разработку проблемы абсентеизма внесли П. Лазарсфельд, Б. Берельсон, В. Макфол, Р. Росси6, а также социологи мичиганской школы: В. Макфол, В. Глазер, В. Миллер, Р. Купер, П. Конверс, А. Вулф, А. Кемпбелл. Последний в своей работе «Избиратель принимает решение» (1954 год) показал, что участие или неучастие в выборах связано с целой совокупностью факторов, которые образуют систему. В рамках исследования влияния социально-экономических условий на электоральное поведение проблема абсентеизма разрабатывалась такими авторами как Э. Дауне, Д. Истон, X. Брэди, Д. Бэхри, Дж. Фереджон, М. Фиорина и др.

Анализ нескольких работ позволяет выделить гипотезу, объясняющую возникновение абсентеизма:

Основная гипотеза. Возникновение абсентеизма как феномена политической практики связано с рядом объективных и субъективных факторов, среди которых главными являются деформации в политической системе общества, падение доверия к институтам государственной власти, уменьшение значимости демократии как ценности для представителей различных электоральных групп.

Гипотезы-следствия:

  • 1. Численность абсентеистов находится в прямой зависимости от типа и уровня выборов.
  • 2. Число лиц, уклонившихся от голосования, тесно связано со значимостью выборов для индивида и той электоральной группы, представителем которой он является.
  • 3. Материальное положение и социальное самочувствие не являются главными факторами, определяющими выбор индивидом абсентеистского типа поведения. Выбор абсентеистского типа электорального поведения определяется в первую очередь причинами политического порядка.
  • 4. Масштаб абсентеизма в различных половозрастных группах различен. Значительную долю абсентеистов составляют женщины в возрасте 30-49 лет, имеющие высокий уровень образования, высокий социальный статус.
  • 5. В среде абсентеистов можно выделить две основные группы, демонстрирующие различные типы электорального поведения: а) группу радикалов и б) группу конформистов.
  • 6. По мере падение роли демократических институтов и выстраивания жесткой вертикали власти количество абсентеистов будет возрастать.

Уровень абсентеизма в государстве характеризует состояние политической системы, отношение граждан к ней. Игнорирование голосования может быть как формой пассивного одобрения существующей политической ситуации, так и наоборот - формой выражения недовольства властями, недоверия, приводящего к отчуждению человека от политических процессов.

Таким образом, среди абсентеистов можно выделить две основные группы:

1) группу граждан, чьё решение не ходить на голосование не является выражением их политической позиции и демонстрирует конформное поведение;

2) группу граждан, выражающих таким образом свой протест.

На уровень абсентеистических настроений влияет множество факторов, которые можно условно разделить на объективные и субъективные.

К объективным относятся такие факторы, как уровень и тип выборов, уровень экономического развития и социальное положение избирателя, его демографические характеристики.

К субъективным можно отнести индивидуальные и психологические качества избирателя, специфику его культуры, в том числе и политической, социально - психологическое состояние на момент выборов.

Численность не участвующих в голосовании во многом определяется уровнем выборов. На выборах местного и регионального уровней отмечается значительно меньшее количество проголосовавших, чем на выборах федерального уровня. При прогнозировании явки избирателей на выборы также следует учитывать специфику социально-экономической ситуации. Как правило, с повышением степени экономического развития падает уровень политического развития, что можно проследить на примере развитых стран.

Численность абсентеистов варьируется в различных возрастных группах. По мере взросления человека и повышения уровня его образования политическая активность возрастает.

Субъективные факторы не только объясняют причины отказа от участия в голосовании, но и связывают проявления абсентеизма с отчуждением от политики. Уклонение избирателей от участия в голосовании - частный случай уклонения от участия в политической жизни вообще, показатель равнодушного к ней отношения. Л.Я. Гозман и Е.Б. Шестопал, характеризуя причины абсентеизма, выделили факторы, оказывающие угнетающее влияние на интенсивность политического участия: ощущение бессилия и фрустрирующие особенности самосознания. Ощущение бессилия в большинстве случаев подавляет желание принимать участие в политике, редко приводит к внеинституциональным формам политической активности.

Вышеперечисленные факторы связаны с одной из главных причин абсентеизма - недоверием к политическим институтам и процессам. Недоверие порождает такую форму политического отчуждения, как самоотчуждение, проявляющееся в абсентеизме. Несомненно, абсентеизм - естественноисторический феномен, появившийся с распространением всеобщего избирательного права, с предоставлением права участвовать в политической жизни группам, которые не были в этом заинтересованы.

Сегодня абсентеизм - неотъемлемая часть политической жизни государства, выбравшего демократический путь развития.

Среди других причин абсентеизма, приводящих к электоральному конфликту можно выделить:

1. Низкая политическая и правовая культура населения, порождающая безразличие к политическому процессу и отчуждение от него.

2. Причины общесоциального и общеполитического характера. В качестве примера: длительные экономические трудности, на решение которых итоги выборов значительного влияния не оказывают, низкий уровень доверия к действующим органам власти, невысокий престиж депутатского корпуса в глазах населения).

3. Причины, связанные с несовершенством законодательства и работой избирательных комиссий. Как отмечается специалистами, после каждых выборов, проходящих как на федеральном, так и на региональном уровне, выявляются недостатки, несовершенство законодательства, что приводит к внесению ряда существенных поправок в основной избирательный закон, т.е. Федеральный закон Российской Федерации «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Само наличие подобных недостатков провоцирует у населения недоверие.

4. Причинны, связанные с особенностью конкретной избирательной кампании. В частности, непривлекательный кандидат, неинтересная агитация.

5. Причины случайного характера. Например, погодные условия, состояние здоровья избирателя.

Стоит отметить, что абсентеизм является формой электорального конфликта. Можно выделить следующие положения, наиболее полно характеризующие абсентеизм как электоральный конфликт:

1. Абсентеизм является видом электорального конфликта, который весьма многообразен. Последний проявляется не только в участии или неучастии в выборах, но и в уклонении от голосования, а также в «безучастном» (конформном) голосовании, в протестном голосовании и т.д. Каждая из вышеперечисленных форм поведения избирателя свидетельствует о принятии или опровержении целого комплекса социальных и политических норм и ценностей.

2. Абсентеизм - это, прежде всего, сознательное уклонение избирателей от голосования по политическим причинам.

3. Абсентеизм является показателем отчуждения граждан от власти и собственности, формой политического протеста против сложившейся политической системы, политического режима, формы власти, утвердившегося общественного строя в целом. Из-за чего и возникает электоральный конфликт.

4. Абсентеизм в своих крайних проявлениях приобретает черты политического экстремизма. Плодотворной почвой для расширения экстремистских настроений являются социальные кризисы и конфликты, нарушения демократических прав и свобод, крушение нравственных ориентиров, ценностей.

5. Политический экстремизм и абсентеизм проявляются в среде наиболее активной части населения. Изменение сложившейся политической ситуации - главное направление их деятельности. При пересечении или совпадении политических устремлений экстремистов и абсентеистов возможны крайние формы политических преобразований. Может казаться, что «молчащие» и «пассивные» составляют в обществе меньшинство, но в определенный момент, например на выборах, оно может проявить себя как «молчаливое большинство».

6. Абсентеизм избирателей отражает не неприятие политики как таковой, а отвержение утвердившихся способов политического действия. Подобная оценка позволяет предположить, что при очередном обострении политической ситуации или сколько-нибудь серьезном повороте к иным способам реализации политики: потенциальная энергия масс может трансформироваться в политическое действие или конфликт.

7. Абсентеизм представляет собой естественноисторическое явление, неотъемлемый атрибут политической системы, построенной на принципах демократии и свободы. Он является феноменом политической жизни любого демократического общества и правового государства, вступившего на нисходящую ветвь своего развития. Широкое распространение абсентеизма, как в странах классической демократии, так и тех, которые недавно вступили на путь демократического развития, связано с нарастанием процессов дисфункциональности в их политических системах, исчерпанностью креативного потенциала исторически сложившихся демократических институтов, возникновением «подданнического» типа политической культуры у широких масс под воздействием СМИ.

8. Масштаб абсентеизма и формы его проявления напрямую связаны с историческими условиями становления институтов демократии, с различиями в менталитете народов, с существованием различных традиций и обычаев в данном социуме.

9. Трактовка электорального конфликта (одним из видов которого является абсентеизм), присутствующая в трудах западных авторов, заслуживает критической оценки, ибо является предельно широкой и ставит знак равенства между электоральным конфликтом и политическим конфликтом. Между тем, электоральный конфликт - это лишь одна из форм политического конфликта. Электоральный конфликт ценностно-ориентационные противоречия по выбору определенной политической силы, существующей в виде или политического института или персонифицированного облика.

10. На активность избирателей существенное влияние оказывают многие факторы, в том числе тип выборов, особенности региона, особенности избирательной кампании, уровень образования, тип поселения, тип политической культуры, который доминирует в обществе, и тип избирательной системы. Уровень участия избирателей в голосовании ниже в странах, где применяется мажоритарная или мажоритарно-пропорциональная система способов подсчёта голосов, и выше в странах с пропорциональной избирательной системой.

Таким образом, абсентеизм в современном обществе просматривается на протяжении долгого времени, носит устойчивый характер. Пока еще нет явных признаков сужения его рамок. Вместе с тем политическая элита, партии, общество в целом не могут проявлять безразличие к этому явлению, которое не вписывается в контур демократического процесса. Поскольку абсентеизм - явление многофакторное по своей природе и обусловленности, его учет позволит сконцентрировать усилия на ликвидации проблемных точек в политическом пространстве. Абсентеизм негативно сказывается на развитии избирательного процесса. Кроме того, он демонстрирует неудовлетворенность населения возможностями политического выбора. Дальнейшее изучение содержания, факторов, причин, влияющих на возникновение и распространение абсентеизма, представляется важным условием расширения пространства политической активности масс в российском обществе.

Абсентеизм как тип политического поведения

контрольная работа

1.1 Понятие и виды политического абсентеизма

Абсентеизм - (лат. absentis -- отсутствующий) -- одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующей формы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей. В широком плане под абсентеизмом можно понимать факт равнодушного отношения населения к политической жизни, обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит», политика «не мое дело» и т.п. Подобное представление противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Если «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», то их проявление в политической жизни предполагает отказ от абсентеизма, аполитичности. Статья 32 Конституции гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Но это право в единстве со свободой человека дает ему возможность неучастия в политической жизни, избирательной кампании. Тем самым абсентеизм выступает как признак свободы человека в обществе. Но свобода от неучастия в политической жизни оборачивается формированием отсутствующего сознания, безразличия к общественно-политическим делам общества и государства. Поэтому особо подчеркнем, что, обладая общей и политической культурой, человек обязан свободно реализовывать свои права в политической жизни. Массовый абсентеизм может взорвать демократические механизмы управления социумом, сделать население объектом манипулирования, абсолютно подвластным «верхам», сформировать пассивную личность. Абсентеизм наличествует в любом обществе: развитом и неразвитом, демократическом и тоталитарном и т. п. .

Политический абсентеизм не означает, тем не менее, полного выключения человека из поля политических властных отношений, так как он, как правило, остается законопослушным гражданином, добросовестным налогоплательщиком. Позиция неучастия, занятая человеком, касается только тех видов политической деятельности, где он может каким-то образом проявить себя как активная личность: высказать свое мнение, выразить свою сопричастность какой-то группе или организации, определить свое отношение к тому или иному кандидату в депутаты парламента.

Можно выделить два основных вида абсентеизма: пассивный абсентеизм - низкая политическая и правовая культура определенных слоев населения, порождающая безразличие к политическому процессу и отчуждение от него, и активный абсентеизм - результат отказа от участия в выборах по политическим мотивам, например несогласие с вынесением вопроса на референдум, отрицательное отношение ко всем кандидатам на президентских выборах и т.п.

Абсентеизм - это, прежде всего, сознательное уклонение избирателей от голосования по политическим причинам.

Во всем мире наблюдается пагубная тенденция снижения активности избирателей, и это не может не тревожить специалистов. Возрастающая пассивность избирателей, нежелание идти на выборы, полнейшее безразличие - одна из наиболее сложных проблем, стоящих перед мировым сообществом и перед Российской Федерацией в частности. По данным ВЦИОМ на выборах 1979г. Приняло участие 63% избирателей, в 1984г. - 61%, 1989г. - 58,5%, 1994г. - 56, 8%, значительное снижение числа избирателей отмечено в 1999г. - 49,85%, в 2004г. их число составило 45, 7%. Таким образом, на данный момент, по официальным данным в Российской Федерации насчитывается примерно 52 млн. граждан, являющихся абсентеистами.

Современные исследования позволяют выявить категории абсентеистов:

И так абсентеизм - это добровольное, осознанное уклонение от выборов. В этой связи, прежде чем говорить о способах устранения такого положения дел, разберемся в причинах нежелания избирателей идти в день выборов на избирательные участки.

Политический режим -- это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей. Понятие политического режима раскрывает динамический...

В научной литературе избирательную систему принято рассматривать в узком и широком смысле слова. В широком смысле под избирательной системой понимают упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами, составляющие порядок выборов...

Выборы как основной институт политической системы

Главным компонентом избирательных систем являются выборы. Выборы - это способ формирования органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица через волеизъявление граждан. Яшин А.А. Выборы и партии в регионах России: Сб...

Глобальное политическое прогнозирование

Прогнозирование обычно используется в широком и узком значении. В широком - это выработка вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем. В узком - это специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления...

Идеологическое многообразие в РФ

Часть 1 статьи 30 Конституции РФ закрепляет следующее: каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется...

Избирательные системы в зарубежных странах

В современных зарубежных странах всеобщее избирательное право ограничивается целым рядом цензов (требований к потенциальному избирателю). общие требования - регламентируют активное избирательное право - право голосовать...

Особенности применения прагматических стратегий в публичных выступлениях британских политических деятелей

Политический дискурс, как определенный вид коммуникации, которая осуществляется в некой политической ситуации, имеющий прагмалингвистические особенности, свой метаязык, вербальные и психологические механизмы воздействия, имеет и единые цели...

Политическая мифология России

В обыденном представлении миф -- это сказка, вымысел. Современный человек считает себя рациональным существом и ни за что не признает, что его поступки и образ мыслей могут определяться мифами. Однако, при ближайшем рассмотрении...

политический манипулирование кризис конфликт Слово "процесс" (от лат. prossesus - продолжение) означает: 1. динамическое, развивающееся состояние какого-либо объекта (сразу заметим, что в данном случае понятие "объект" по своему содержанию бесконечно...

Теоретические подходы к определению монархии в современном мире

Монархия (от греч. monarchia - единовластие, единодержавие) - форма государственного правления, при которой главой государства является монарх - суверенное, политически и юридически безответственное лицо...

Теоретический анализ подходов к проблемам самоопределения субъектов РФ

Трансформация недемократических режимов в демократию

Различные политические явления неразрывно взаимосвязаны и составляют определенную целонность, социальный организм, имеющий относительную самостоятельность. Это из свойство и отражает понятие политической системы...

Проблема абсентеизма в России сейчас стоит достаточно остро, чтобы она нуждалась не только в обсуждении, но и в принятии каких-то мер и решений.

Абсентеизм - (от лат. «absens, absentis» - отсутствующий) - отстранение избирателей от участия в голосовании. В современных демократических странах абсентеизм достаточно распространенное явление: нередко в голосовании не принимают участия 50% и даже более избирателей, имеющих право голоса. В России это явление также распространено. Как и в зарубежных странах, в Российской Федерации наибольшая активность избирателей проявляется на общенациональных выборах, значительно ниже она на региональных выборах и выборах органов местного самоуправления.

В общих чертах абсентеизм определяется как отсутствие индивидов в определенном месте в определенное время и связанное с этим невыполнение соответствующих социальных функций.

Политический абсентеизм - уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представителей власти, главы государства и т.д.

Политический абсентеизм не означает тем не менее полного выключения человека из поля политических властных отношений, так как он, как правило, остается законопослушным гражданином, добросовестным налогоплательщиком. Позиция неучастия, занятая человеком, касается только тех видов политической деятельности, где он может каким-то образом проявить себя как активная личность: высказать свое мнение, выразить свою сопричастность какой-то группе или организации, определить свое отношение к тому или иному кандидату в депутаты парламента.

Абсентеизм возникает тогда, когда исчезает внешнее принуждение к политической деятельности, когда у человека появляются право и реальная возможность воздержаться от политических действий. Как массовое явление абсентеизм отсутствует в тоталитарных обществах. Поэтому многие исследователи не дают однозначной оценки данному феномену. С одной стороны, существование проблемы абсентеизма свидетельствует о том, что у индивида есть право выбора той линии поведения, которая соответствует его интересам, но с другой - абсентеизм, несомненно, является свидетельством индифферентности людей к выборам, политическим событиям.

Абсентеизм опасен тем, что приводит к снижению численности избирателей, при явке которых выборы считаются состоявшимися.

На сегодняшний день среди проблем общественного сознания, связанных с абсентеизмом, наиболее актуальной является абсентеизм молодежи. При этом необходимо отметить, что низкий уровень политического участия молодежи, или политический абсентеизм, не является исключительно российской проблемой. «Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи» независимо от ее гражданства. Даже в развитых демократических странах Европы привлечение молодежи к участию в выборах - самой массовой, общедоступной, простой и наименее время и ресурсозатратной форме политического участия - представляет собой задачу отнюдь не тривиальную. Меры, направленные на повышение уровня политического участия молодежи, принимаются на самом высоком уровне, создаются программы, выделяются средства, но молодежь по-прежнему отказывается приходить на избирательные участки.

В России же ситуация более сложная. Если говорить о причинах политического абсентеизма молодежи в России, то эксперты выделяют целый комплекс таковых, среди которых важнейшими мне представляются следующие.

Низкий уровень жизни населения страны (особенно молодежи). Все помыслы людей сводятся к поиску средств для существования, ни на что другое, в том числе и активность в общественной сфере, не остается ни времени, ни сил, ни желания. Люди с низкими доходами были и остаются крайне аполитичными.

Отсутствие реальных, по крайней мере в краткосрочной перспективе, результатов политического участия, что лишает молодежь веры в способность изменить хоть что-то в своей жизни посредством политического участия.

Политико-правовая безграмотность, когда большинство молодых людей просто не представляют себе, как можно участвовать в политической жизни страны. Даже председатель Центральной избирательной комиссии РФ отметил, что «многие проблемы на выборах в России возникают из-за низкого уровня правовой культуры».

Эмоциональное отчуждение молодежи от власти, связанное с высоким уровнем коррумпированности и некомпетентности существующих властных институтов. Противодействие со стороны старших поколений, которые укрепились в политике и зачастую не желают допускать в нее конкурентов в лице молодежи.

Таким образом, становится очевидно, что проблема политического абсентеизма в России стоит так остро в основном из-за отсутствия электоральной культуры у населения, а также какой-либо грамотной просветительской и образовательной работы среди него. Более того, можно с уверенностью утверждать, что политический абсентеизм имеет два направления своего развития. Первое направление - отсутствие электорального воспитания у молодежи и, как следствие, электоральный абсентеизм молодежи, второе направление - наличие социально-психологических факторов, препятствующих формированию осознанной гражданской политической позиции у каждого конкретного человека.

Немаловажным фактором является спокойная внешнеполитическая и внутриполитической обстановка в стране. И это вполне естественно. Политическая тема становится ведущей лишь в периоды революционных потрясений, глубоких социальных и экономических кризисов. В благополучные же периоды, в силу инертности общества, политика занимает умы весьма небольшой его части.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»