Дворкин Александр Леонидович - кто он? Дворкин александр леонидович - биография.

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Александр Леонидович Дворкин родился 20 августа 1955 года в Москве. В 1977 году эмигрировал из России в США. В 1980 году закончил Нью-Йоркский университет со степенью бакалавра по специальности русская литература. 19 января 1980 года принял святое крещение в храме Христа Спасителя в Нью-Йорке (Православная Церковь в Америке). Свое образование продолжил в Свято-Владимирской Православной Духовной академии, которую закончил в 1983 году со степенью кандидата богословия. В 1988 году в Фордхемском университете (Нью-Йорк) под руководством протопресвитера Иоанна Мейендорфа защитил докторскую диссертацию "Иван Грозный как религиозный тип" (в настоящее время издана как монография в авторизированном русском переводе).

31 декабря 1991 года вернулся в Россию и в марте 1992 года был принят на работу в Отдел по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата. От протоиерея Глеба Каледы получил благословение заниматься проблемой сект, нахлынувших на Россию.

С 1993 года становится главой созданного им Информационно-консультационного центра св. Иринея Лионского (с 2000 г. Центра религиоведческих исследований), занимающегося проблемами новых религиозных движений, сект и культов. С 1993 по 1999 год Александр Леонидович был профессором Российского православного университета святого апостола Иоанна Богослова.

В настоящий момент является профессором и заведующим кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Вице-президент международной антисектантской организации "Диалог-центр". С 2004 года член совета директоров Европейской федерации центров по изучению современного сектантства (FECRIS). РАЦИРС (Российской ассоциации центров изучения религий и сект).

Книги (2)

Очерки по истории Вселенской Православной Церкви

Книга «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви» ни в коей мере не претендует на статус фундаментального научного исследования. Это - не более чем компиляция из ряда авторитетных современных исследований и публикаций. Содержание книги определяется содержанием курса, прочитанного автором в течение нескольких лет для студентов двух высших учебных заведений.

Курс разрабатывался первоначально для студентов группы церковной·журналистики на факультете журналистики МГУ, а затем дорабатывался и расширялся, когда автор читал его на историко-филологическом, богословско-философском и библейско-патрологическом факультетах Российского Православного Университета.

Псевдохристианская секта Свидетели Иеговы

Секта «Свидетели Иеговы», известная также как «Общество Сторожевой башни» (ОСБ), является одной из самых старых тоталитарных сект, действующих у нас в стране.

Часто эту секту считают протестантской, христианской еноминацией. Более серьезные исследователи характеризуют ее как псевдохристианскую арианствующую милленаристскую тоталитарную секту. Но и это не совсем верно. На самом же деле, «Общество Сторожевой башни» является псевдорелигиозной коммерческой организацией, основанной на квазикоммунистической идеологии с элементами язычества и прикрывающейся несколькими христианскими образами и концепциями. Эту точку зрения я постараюсь доказать в ходе моего повествования.

Комментарии читателей

Антон / 13.04.2016 Я считаю что Дворкин очень хороший сектовед, и передачи, которые он проводит на телевидении, спасут от неверия многих людей, и не дадут им попасть в секты. Спасибо вам огромное за ваши труды.

Магди / 25.12.2015 Так точно как сказал про него ГОСТЬ точнее и не скажешь. Я выше физиагномических, а так же предпочтений по национальным признакам, но высказывания дворкина просто аморальны и показывают, что человек уже давно едет по инерции на каких-то своих прошлых заслугах, о которых я не знаю. То что я вижу сейчас это просто ниже самой низкой оценки. Остановился в образовании в году 1935 как минимум

Магди / 25.12.2015 Такие люди как Дворкин не имеют право судить ни о чем. Страшный человек. Пиар - да. Знания - Нет. Очернить кого-то и что-то без причины - да. Ладно бы совсем никчемным был и безопасным, но из него же просто желчь лезет. Очень неприятно его видеть на телевидении. Лезет везде куда можно и неможно. КОмментарии его настолько тупые. Желаю ему выздороветь и читать Библию каждый день.

Елизавета / 10.06.2015 Алексей, вы к сожалению не очень осведомлены в вопросах православной веры.Плевали на Христа не христиане, и тем более не православные,Христа распяли иудеи и потому, что те законы, которые он проповедовал,и на которых, кстати к вашему сведению, построено
христианство их не устраивали.

Добрый аноним / 24.12.2014 Дмитрий писал: "Хотел бы получить мнение экспертов в онтношении новой группы энергичных и очень предприимчевыхлюдей, действующей как Академия славянских прикладных наук (лидер и их король Мальцев Нудельман Олег Викторович)"
Пожалуйста! http://www.youtube.com/watch?v=CN-4V6Epv4E

Дмитрий / 30.06.2014 Хотел бы получить мнение экспертов в онтношении новой группы энергичных и очень предприимчевыхлюдей, действующей как Академия славянских прикладных наук (лидер и их король Мальцев Нудельман Олег Викторович)

Марина / 6.06.2014 Слава Богу, есть книги А.Дворкина! А чем больше желчи на него изливается, тем более понятно, с чем он сражается! Сделали ему прекрасную pr-кампанию, значит, действительно стОит внимательно изучать все его труды!

Елена / 12.03.2014 Друзья, я читаю в настоящее время книгу А.Л.Дворкина "Моя Америка". Всем рекомендую, великолепное произведение!Не оторваться.Простой и глубокий смысл, великолепный язык автора раскрывает глубокие тайны бытия.Мелочей не бывает. Жалко, что 2 части в одной книге и мягкий переплет, а книга не моя, боюсь замять обложку. До этого читала "Учителя и уроки".Тоже великолепное произведение! Купила несколько экземпляров, всем раздарила. Люди благодарят.

Сергей / 7.12.2013 Удивительно, сколько ненависти к А.Дворкину. Зацепил неоязычников, молодей!

Олег / 4.12.2013 Нижайший поклон Вам, Александр Леонидович.

Гость / 20.11.2013 Православие - не христианство. РПЦ - тоталитарно-деструктивная секта. Дворкин - сатанист.

Димитрий Радовед / 14.06.2013 А.Л.Дворкин – ярый противник Общего Блага, а следовательно и противник идеи Единой Религии, сбежал в США в 1978 году, где в марте 1986 года был завербован ЦРУ. В 1991 году, наставленный и профинансированный, водворен на постсоветское пространство с тремя задачами: 1).Сеять в России религиозную нетерпимость, что должно привести многонациональное государство к внутренней нестабильности и краху; 2).Препятствовать распространению Новой Мировой Религии Общего Блага, основанной на Тайной Доктрине и Учении Живой Этики, непосредственно в России – на родине главных Провозвестниц Новой Религии – Е.П.Блаватской и Е.И.Рерих; 3).Помешать реформированию русского православия, полного предрассудков и суеверий, и не допустить его слияния с Новой Мировой Религией.

Википедия:

Александр Леонидович Дворкин (20 августа 1955, Москва) - известный российский православный сектовед и антикультист, общественный деятель, писатель, автор десяти книг и более 450 публикаций на 15 языках.

Дворкин занимает должность профессора и заведующего кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и возглавляет такие известные антисектантские. организации, как «Российская ассоциация центров изучения религий и сект» (РАЦИРС) и «Центр религиоведческих исследований». C апреля 2009 года Дворкин является председателем Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, а с мая того же года - вице-президентом «Европейской федерации центров по исследованию и информированию о сектантстве» (FECRIS).


Дворкин имеет степень бакалавра по специальности «русская литература» от Хантер-Колледж Нью-Йоркского университета (1980), магистра богословия от Свято-Владимирской православной духовной академии ПЦА в Нью-Йорке (1983), степень доктора философии по истории от Фордхемского университета Нью-Йорка (1988). Учёных степеней, предусмотренных российской государственной системой аттестации у него нет .

Дворкину приписывается введение термина «тоталитарная секта». Признаки, присущие такой организации, он определил в своей книге «Сектоведение. Тоталитарные секты». Теория Дворкина и его книги часто подвергаются резкой критике со стороны ряда общественных деятелей и учёных-религиоведов . Они указывают на то, что деятельность Дворкина и возглавляемых им антикультовых организаций носит конфессиональный характер и не имеет никакого отношения к светскому научному религиоведению. Некоторыми исследователями высказывалось мнение, что Александр Дворкин наряду с диаконом Андреем Кураевым ведёт «активную борьбу крупнейшей православной церкви страны с практически любыми проявлениями религиозной жизни в России вне юрисдикции РПЦ Московского патриархата».

Однако, внутри Русской православной церкви подход Дворкина подвергается критике со стороны приверженцев «миссионерского подхода» к последователям других религий, по мнению которых «А. Л. Дворкин и его единомышленники дискредитируют само имя православного миссионера и Русскую православную церковь» .

Несколько высказываний Дворкина :

"Но если есть программирование, появилось и депрограммирование, под которым часто подразумевалось насильственное похищение сектанта (если не удавалось вырвать жертву из сектантской среды иным способом) и удерживание в изолированном месте, где его в течение долгих дней или даже недель пытались переубедить специалисты-психологи и бывшие члены сект… Иной раз гнев на похитивших его людей лишь ожесточал сектанта, его сопротивление от этого возрастало, и ему удавалось сбежать. …В общем, метод «клин клином вышибает» оказался в данном случае совсем не подходящим. Но вряд ли человек, имеющий сердце и совесть, станет осуждать родителей, от отчаяния прибегнувших к депрограммированию…"

" Мы живем в религиозном рынке. Мне очень не нравится это слово, но нас заставляют жить в религиозном рынке. Поэтому если кто-то вам предлагает товар с очень хорошими свойствами и почти бесплатно, то хорошо подумайте, что это за товар. Помните, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке".
(из книги А. Дворкина "Сектоведение: тоталитарные секты. Опыт систематического исследования")"

Дворкин отвечает на записку:

-"Извините, я хотел бы отметить опыт моего обращения к вашей книге. Одна моя близкая знакомая принадлежит к одной секте. Когда я взял вашу книгу, рекомендовали в семинарии, и я показал места, говорящие об этой секте, она очень быстро сравнила текст источника с текстом вашей книги о сектах. Оказалось, в вашей книге ложь, она так сделала несколько раз по разным местам, и везде ложь. К вашей книге обращаться нельзя, ложь во всех случаях".
Вот как интересно, без указания места, без указания, когда, "кто-то кое-где у нас порой", всюду в моей книге есть ссылки на источники, пожалуйста, берите, сравнивайте с источником, любого приглашаю. Всё точно, построено либо на сектантских публикациях, либо на показаниях людей которые были в сектах. Всё подтверждено документально, поэтому, увы, вашу записку вы написали, как всегда, обычно, типично, типичная сектантская неправда .

Критика Дворкина.

«Тоталитарная теория» Дворкина подвергается критике внутри РПЦ со стороны сторонников «миссионерского» или «святоотеческого подхода», по мнению которых Дворкин и его единомышленники «дискредитируют само имя православного миссионера и Русскую православную церковь».

Среди сторонников миссионерского подхода - доцент Московской духовной академии Р. М. Конь. По его мнению, А. Л. Дворкин навязывает Русской православной церкви чуждое ей «антикультисткое» отношение к нехристианским религиям и ересям, подменяя богословскую православную аргументацию обвинениями в адрес «сект» в уголовных преступлениях, связях с зарубежными спецслужбами, аморализме и прочее.

Писатель и публицист Александр Нежный в статье «Уроки сектоведения» («Московские новости», 12.01.1999) пишет следующее:

"Во всём, что Дворкин и его единомышленники твердят на всех перекрестках, нет ни единого слова правды. Он лжёт, напяливая на себя терновый венец политического эмигранта. Он не патер Печерин, не Герцен и не Галич - сказавшись евреем, он убыл из СССР в Израиль. Мне, право же, абсолютно всё равно, какая кровь течёт в его жилах, татарин он, перс или эскимос. Еврей так еврей. Израиль так Израиль. Врать не надо. Он лжёт, объявляя наш Закон „О свободе совести“ 1990 г. копией американского, - хотя бы потому, что в США подобного закона попросту нет. Он лжёт, сообщая потрясённому обществу о двухстах пятидесяти тысячах разрушенных сектантами семей. Я позвонил сотруднику Прокуратуры РФ, будто бы располагающему подобными сведениями. Тот отослал меня к профессору Николаю Антоновичу Трофимчуку, заведующему кафедрой религиоведения Академии государственной службы. Профессор ответил, что такой статистики не существует, а Дворкин „выдумывает“. Он лжёт, обвиняя Свидетелей Иеговы, Общество Сознания Кришны, Церковь объединения, Церковь сайентологии и другие религиозные объединения в преступлениях против личности и государственной безопасности. Ни единого факта, ни одного уголовного дела - лишь убогий и подлый вымысел."

Историк и религиовед Алексей Муравьёв и публицист Михаил Ситников:

"Достаточно определённо выглядит Дворкин по результатам антирелигиозной деятельности и на страницах своего итогового труда «Сектоведение». В первом случае, это массы оскорблённых в своих религиозных чувствах верующих из-за его повального негативизма в адрес чужих верований. Во втором - сборник беспорядочных, искажённых представлений о том, с чем автор, по всей видимости, просто не знаком, масса фальсификаций, передёргиваний, оговоров и псевдонаучных рассуждений, сильно проигрывающих по своей художественности трудам академика Фоменко. Печатный текст, как известно, принципиально отличается от устной речи - он всегда более прозрачен. Поэтому, для того, чтобы увидеть российского «сектоведа № 1» без всяких прикрас, лучше всего прочитать этот труд. Собственно, так и делают хорошие специалисты".

В изданный в 2005 году в Санкт-Петербурге сборник «Очерки российского сектоведения» вошли посвящённые творчеству Дворкина материалы ряда философов: председателя президиума Русского геополитического общества Сергея Шатохина и сопредседателя Всемирного русского собора Игоря Кольченко, профессора, доктора юридических наук М. Кузнецова и главного редактора газеты «Славянский дом» Ю. Исатова. Все упомянутые авторы сборника, изданного православным братством «Ревнители Православия», являются православными и относятся к «сектам» отрицательно, но отзывы и о деятельности, и о книге Дворкина, опубликованные в сборнике, вовсе нелестны:

М. Кузнецов:

"Как сообщается читателям книги, Дворкин преподает сектоведение в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте и, более того, возглавляет там кафедру сектоведения. Значит, все слушатели этого учебного заведения обречены усваивать неправославные воззрения сект. Кроме того, как указано на обложке, Дворкин в 1993-1999 гг. преподавал историю Церкви в Российском Православном университете. В связи с этим остается ещё раз выразить сожаление, что такие важные учебные дисциплины в столь уважаемых православных учебных заведениях изучались и изучаются слушателями под руководством человека, столь далёкого в своих воззрениях от православного учения и миропонимания."

И. Кольченко:

"Будучи преподавателем учебных заведений Русской Православной Церкви, читая лекции будущим православным пастырям, богословам и учёным, А. Л. Дворкин наносит своей деятельностью несомненный ущерб интересам Церкви и православного народа в России, приучая студентов к пренебрежению научными методами работы, поверхностному знакомству с темой религиозного сектантства, не формирует канонический церковный взгляд на этот предмет. Не умея (или не желая) работать в избранной области профессионально с научной точки зрения, то есть так, как только того и требует сам предмет исследования - современное религиозное сектантство, А. Л. Дворкин по своим пособиям готовит для Церкви самоуверенных дилетантов, которые не только не сумеют отстаивать интересы Церкви в современном гражданском обществе, но и будут дискредитировать церковную науку перед лицом светских исследователей, а Священноначалие Русской Православной Церкви перед обществом и государством."

С. Шатохин:
"А. Л. Дворкин и ряд лиц, выступающих с ним по данным вопросам (имеется в виду А. Кураев), демонстрируют своё непонимание процессов церковной канонизации, прославления во Святых, как явлений внутренней жизни Церкви… Их убеждение, что в данном отношении можно что-то запретить в принципе, исключить возможность того или иного события в этой области, свидетельствует, по нашему мнению, просто об их недостаточной вере в Бога и потому присвоении себе (своему пониманию и разумению) способностей и свойств, которые в Христианской Церкви считаются принадлежащими не людям, какими бы образованными или высокопоставленными в церковной иерархии они ни были, а только Богу ".

Ю. Исатов:
"Продолжая оставаться гражданином США, А. Л. Дворкин никак не может нарушить американских законов, даже находясь в России. Тогда скажут, какие к нему претензии? Да. Нет никаких претензий. Просто А. Л. Дворкин должен был уже давно для себя решить, с кем он - с дочкой ЦРУ США или с Русской Православной Церковью. Он и решил. Гражданство осталось прежним, хотя и добавилось недавно российское. И методы работы остались - очернение русской истории и русского царя Иоанна Грозного. А. Л. Дворкин любит вопросы типа: «Простите, у слона сын кто?». Вот пусть и ответит сам себе, а заодно и всем русским: кто сын слона, то бишь, кем является чадо русофобской организации «Свобода» - он сам."

Оценивая деятельность Дворкина, известный юрист, эксперт в области церковно-государственных отношений Владимир Ряховский, утверждает:
«Центр св. Иринея Лионского», если оценивать его по деятельности Дворкина и по выявленным им самим же признакам «деструктивных и тоталитарных сект», по существу и является крайне деструктивной сектой, которая, основываясь на лжи, пропагандирует вражду к целому ряду официально действующих в нашей стране законопослушных религиозных объединений.

Писатель и психолог, член-корр. РАЕН H. И. Козлов:
"То же, что делает господин Дворкин от лица церкви, работает только на ее дискредитацию благодаря хитрости его врагов..."

Ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, доктор филологических наук А. А. Панченко в своем интервью Интернет-порталу «Богоcлов.ру» отметил:
"… не могу не выразить своего возмущения тем, что Экспертный совет по государственной религиоведческой экспертизе при Министерстве юстиции возглавил одиозный активист антисектантского движения Александр Дворкин, подлежащий, с моей точки зрения, судебному преследованию за разжигание религиозной розни. Это, конечно, тоже свидетельствует о некомпетентности нынешней правящей элиты."

Среди популярных церковных активистов постперестроечной России особо выделяется фигура наиболее заметного православного антикультиста Александра Дворкина, с именем которого связано немало скандалов в религиозно-политической сфере.

Александр Леонидович Дворкин родился в интеллигентной московской семье 20 августа 1955 года. Среднее образование получил в "языковой" средней школе № 112 в Большом Козихинском переулке, предоставляющей, кроме обязательного английского, возможности для изучения болгарского, сербскохорватского, польского и чешского языков. После окончания 10 класса он поступил в Московский педагогический институт, где избрал специализацию по русскому языку и литературе. В это время А. Дворкин участвует в движении хиппи.

В 70-е годы для евреев "алии", желающих репатриироваться, стал возможным выезд за пределы СССР. Бросив вуз, Дворкин уезжает из России по "репатриантской" визе, но не в Израиль, куда он очень не хотел ехать из-за необходимости служить там в армии, а в США. Правда, существует легенда, что уехал он все-таки в Израиль, и только потом, после каких-то неприятностей, связанных с одним из кибуцев, попал в Соединенные Штаты. Более правдоподобной представляется версия одного из авторитетных религиоведов, который свидетельствовал, что Дворкин из Вены отправился прямиком в США в качестве "primer". Этого преимущества, по словам ученого, удостаивались лишь те иммигранты, на которых в США делался особый расчет.

Как бы то ни было, но в США с 1978 по 1980 гг. Дворкин продолжает обучение в Хантер-Колледже Нью-Йоркского университета, который оканчивает со степенью бакалавра по специальности "русская литература". Затем поступает в Фордхемский университет Нью-Йорка, куда в большинстве случаев и попадали выходцы из "стран социалистического лагеря", и знакомится там с историком православия протоиереем Иоанном Мейендорфом. Вероятно, не без содействия этого крупного религиозного деятеля ХХ века, резко сменив ориентацию с филологии на историографию, Дворкин защищает в 1988 году диссертацию на тему "Иван Грозный как религиозный тип" ("Ivan the Terrible as a Religious Type"), получив при этом степень Ph. D по истории (хотя "пи-эйч-ди" нередко переводят как "доктор философии", на самом деле это соответствует кандидатской степени, которую присваивала, например, всем своим выпускникам Московская духовная академия по написании ими дипломной работы). Сама диссертация выходит отдельным изданием на английском языке. На этом формальное светское образование Александра Дворкина завершается, и далее он отзывается о себе исключительно, как о специалисте со всевозможными степенями.

Адаптация в США...

Серьезный процесс адаптации в США начался для Александра Дворкина с принятия крещения 19 января 1980 года в нью-йоркском храме Христа Спасителя Православной Церкви в Америке (ПЦА) и знакомства с протопресвитером Александром Шмеманом. После смерти о. Александра духовным наставником Дворкина стал протопресвитер Иоанн Мейендорф. В качестве православного верующего, имеющего светское образование, Дворкин поступает в Свято-Владимирскую православную духовную академию ПЦА в Нью-Йорке, а в 1982 году поставляется в чтецы первоиерархом ПЦА Митрополитом Феодосием. В годы учебы в академии Дворкин прислуживает в алтаре, а затем становится и старшим "алтарником" академического храма. Там же получает в 1983 году степень магистра богословия (Master of Divinity), и в том же 1983-м, после благополучного окончания карантинного срока, обретает американское гражданство. В 1984 году Дворкин поступает в докторантуру Фордхемского университета, где специализируется на изучении византийской и русской истории средних веков. В 1987 году проводит семестр, занимаясь исследованиями в Папском униатском колледже "Руссикум" в Риме, и начинает преподавать русскую историю в Нью-Йоркской школе изобразительного искусства.

С 1988 по 1991 гг. Александр Дворкин был пономарем и иподиаконом в Свято-Никольском кафедральном соборе в Вашингтоне, работая одновременно журналистом вашингтонского бюро радио "Голос Америки", а затем – редактором отдела новостей мюнхенского бюро радио "Свобода". Заметим, что и "Голос Америки", и "Свобода", где Дворкин сразу занял привилегированную должность, по признанию их сотрудников, выполняли определенные политические заказы спецслужб, в частности ЦРУ Соединенных Штатов. Однако, судя по дальнейшим событиям, Дворкин не оправдывал доверия руководства и из штата "вражеских" радиостанций его уволили.

Может быть, по этой причине, как сообщают из эмигрантских кругов США, будущий "сектовед" в начале 90-х годов сотрудничал с фирмой, занимавшейся усыновлением детей из России. Но главное, что именно в это время и начинается его собственно антикультистская деятельность. Александр Дворкин начинает активно участвовать в раскрутке КАН (Cult Awareness Network). Эта организация, учрежденная в 1974 году, специализировалась на так называемом "депрограммировании" людей, вовлеченных в непривычные обществу религиозные движения, по просьбе их родственников. (Позднее, 20 июня 1996 года, организация КАН была ликвидирована по решению Федерального суда Чикаго в связи с банкротством. Причина оказалась довольно простой: люди, которых подвергали "депрограммированию", подали на КАН в суд и добились выплаты громадных компенсаций за моральный ущерб, что и разорило организацию. Подробности о новооткрывшихся преступлениях КАН продолжали расследоваться и позже. Например, в 2000 году американский суд признал КАН и нескольких отдельных агентов организации виновными в конкретных похищениях людей и нападениях, которые суд описал, как "настолько отвратительные по своему характеру и настолько ошеломляющие по своей степени, что они выходят за все возможные границы приличий, являются зверскими и совершенно неприемлемыми в цивилизованном обществе". В описываемом случае жертвой КАН был неденоминированный христианин Джейсон Скотт. КАН квалифицировала его небольшую религиозную организацию как "культ" и решила заняться "спасением" Скотта, начав с его насильственного похищения. Агентом-исполнителем этой "работы" был Рикк Росс, чей криминальный опыт включает, кроме прочего, осуждение за крупную кражу ювелирных изделий на $ 100 000 из магазина г. Феникс, штат Аризона. Еще тогда тюремный психиатр поставил Россу диагноз - социопатические наклонности (склонность к антиобщественным поступкам). После похищения Скотта Росс с сообщниками держали его в заключении пять дней, на протяжении которых разными средствами пытались заставить его отречься от "не той" христианской веры. Суд Сиэтла был настолько возмущен насильственными действиями КАН, что наложил штраф на Росса и КАН в размере почти пяти миллионов долларов.)

Через Германию в Россию

В 1991 году, когда деятельностью КАН начало серьезно интересовалось ФБР, Александр Дворкин срочно переезжает в Германию, в Мюнхен, но вместо русского кафедрального собора Новомучеников Российских в юрисдикции РПЦЗ он выбирает для своей молитвы маленький сербский храм и начинает думать о возвращении в СССР.

До окончания правления Михаила Горбачева Дворкин посещал Россию, однако в основном оставался в Германии. Вероятно, этому способствовал его германский единомышленник и союзник, известный антикультист пастор Томас Гандоу, который тоже специализировался на "депрограммировании" (Б. Фаликов, Наш ответ Керзону).

Справедливости ради, следует заметить, что сам Дворкин упорно отрицает свою причастность к КАН, хотя в последнем издании своей книги о "сектоведении" он весьма доброжелательно отзывается о "депрограммировании", практиковавшемся в КАН, как таковом, в определенной мере оправдывая его: "Но если есть программирование, появилось и депрограммирование, под которым часто подразумевалось насильственное похищение сектанта (если не удавалось вырвать жертву из сектантской среды иным способом) и удерживание в изолированном месте, где его в течение долгих дней или даже недель пытались переубедить специалисты-психологи и бывшие члены сект... Иной раз гнев на похитивших его людей лишь ожесточал сектанта, его сопротивление от этого возрастало, и ему удавалось сбежать. ...В общем, метод "клин клином вышибает" оказался в данном случае совсем не подходящим. Но вряд ли человек, имеющий сердце и совесть, станет осуждать родителей, от отчаяния прибегнувших к депрограммированию..." (А.Л. Дворкин. "Сектоведение: тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Н. Новгород, изд. Братство св. Александра Невского, 2005).

В Москву! В Москву!..

Что бы там ни было, но вскоре после истории с ГКЧП, 31 декабря 1991 года, заручившись благословением протопресвитера Иоанна Мейендорфа, Дворкин вылетает из Мюнхена в Москву. И уже в марте 1992 года поступает на работу во вновь образованный Отдел религиозного образования и катехизации Московского патриархата, где (по его словам, "по просьбе одного священника" ) начинает борьбу против "Богородичного центра". А в 1993 году Дворкин основывает и возглавляет Информационно-консультативный центр священномученика Иринея Лионского (с 2003 г. - Центр религиоведческих исследований им. св. Иринея Лионского). Новоиспеченную антикультистскую организацию приютил Издательский отдел Московской патриархии, которым руководил тогда епископ Бронницкий Тихон (Емельянов) - в дальнейшем, его отношения с Дворкиным будут оставаться неизменно теплыми (ныне архиепископ Тихон на Новосибирской кафедре).

Деятельность инициативной группы Центра началась с рекогносцировки. Дворкин посещал московские приходы, где беседовал со священниками и верующими, изучал настроения, комментировал наличие в среде церковного люда сомнительных с его точки зрения взглядов и убеждений. Тема была актуальной. Ведь в начале 90-х годов, после провозглашения в стране религиозной свободы, вместе с появлением иностранных миссионеров от крупнейших христианских конфессий мира, здесь возникли и новые религиозные движения, некоторые из которых оказались достаточно "экзотичными" для России. Поэтому для Дворкина - выходца из американского университета, имевшего общение с известным православным историком и богословом протопресвитером Иоанном Мейендорфом, да еще и работавшего на "Голосе Америки" (откуда, кстати, он был выдворен ведущим религиозной передачи протоиереем РПЦЗ Виктором Потаповым), - поле деятельности оказалось весьма широким. Кроме того, некоторые связи в Центре изучения новых религий Айлин Баркер "Информ" (Великобритания) и дружба с главой датского антикультистского "Диалог-Центра" профессором Огардом обеспечили ему дополнительный авторитет, как "большому специалисту" в области, которая для России тогда являлась "терра инкогнита".

Таким образом, после громкого международного скандала с КАН центр антикультистского движения начал перемещаться в Россию. От Александра Дворкина, возглавившего Центр Иринея Лионского, ожидались большие открытия. Однако если официально целью Центра считалось "изучение новых религиозных движений и распространение информации о них", то, по сути, Дворкин совместно с известным православным борцом с "сектами" диаконом Андреем Кураевым развернул активную борьбу крупнейшей православной Церкви страны с любыми проявлениями религиозной жизни в России вне юрисдикции РПЦ МП.

Нелегкий выбор

Успех Кураева, уже тогда стяжавшего себе немалую славу борьбой с "рерихами", вероятно, показался вчерашнему эмигранту весьма заманчивым. В те годы Дворкин постоянно появлялся в компании "главного диакона" ельцинской России. С целью популяризации антикультизма, вполне обоснованно полагаясь на устойчивость отрицательных стереотипов, привитых антирелигиозной пропагандой в советский период, Дворкин и Кураев с верным расчетом "ставят" на известный термин "секта", который воспринимается в стране до сих пор крайне негативно. Во всяком случае, именно борьбой с "сектами" антикультисты с самого начала оправдывают свою подозрительность по отношению ко всем новым религиозным организациям, в число которых скоро попадут и вполне респектабельные российские протестанты, и последователи древних религиозных учений Востока.

В соответствии со словарем Даля, "секта" - это "братство, принявшее свое, отдельное ученье о вере; согласие, толк, раскол или ересь" . Дворкин же, понятие "секты" формулировал сначала вполне в духе атеистических нормативов советского времени: "Секта - это организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им" . Затем у этого "классического" определения появился еще более зловещий вариант. Дело в том, что в результате разработок Центра, "секты" получили в качестве серьезного довеска эпитет "тоталитарные". Потому "тоталитарная секта" по Дворкину - это "авторитарная организация, главным смыслом существования которой являются власть и деньги, для получения которых секта прикрывается псевдорелигиозными, псевдокультуроведческими и другими псевдоцелями" . Понятно, что таким образом круг "клиентов" Центра св. Иринея Лионского значительно расширился, и в него попало немало культурно-просветительских организаций, не имеющих никакого отношения к религии. Ко всему прочему, к настоящему времени в круг "сект" вошла и религиозная группа известного религиозного просветителя, действующего священника РПЦ МП Георгия Кочеткова.

Сегодня в цивилизованном мире понятие "секты" практически не используется. Религиозные организации и группы, которые отличаются по вероисповеданию от "традиционных" Церквей, называют "новыми религиозными движениями" (НРД). Вначале их воспринимали несколько настороженно, но за последние двадцать лет отношение к НРД заметно смягчилось. Большинство из них социализировалось и вполне адекватно вписалось в современное общество, заполняя незанятые традиционными Церквями ниши.

Мощное антикультистское движение в США было дестабилизировано и разорено в результате множества судебных процессов. Однако в России, не без помощи Александра Дворкина, о. Андрея Кураева и ряда их менее известных сподвижников, начиная с 2000-01, а особенно с 2005 года, оно заметно набрало силу. Дворкин стал внешне гораздо респектабельней, что вполне оправданно, так как положение обязывает. Однако, будучи натурой импульсивной и амбициозной, некоторых характерных черт "раннего периода" своей деятельности он все же не утратил до сих пор.

Надо сказать, что самым проблематичным в деятельности Дворкина и его Центра было смешение понятий. Он свалил в одну кастрюлю некоторые болезненные явления общества в переходный период, порожденную бедностью зависимость от богатых иностранцев, действительные попытки использовать методы психологического воздействия при вербовке и фундаментальную христианскую оппозицию "церковь vs секта". И поставил всю эту смесь кипятиться на огонь политических амбиций верхушки РПЦ МП, решившей превратиться в "ведомство государственного исповедания".

В 1997 году Дворкин выступал в качестве ответчика по иску нескольких новых религиозных организаций, обвиненных им в довольно экзотичных преступных деяниях. Речь шла о том, что кришнаиты, Свидетели Иеговы, муниты и прочие используют в приготовлении своих культовых и просто кулинарных изделий кровь, сперму (квазисексуальный мотив вообще очень заметен в "антисектантском" творчестве Дворкина) своих "главарей", а, кроме того, все они "бандиты", сатанисты и шарлатаны. Конкретных оснований ни для одного из своих абсурдных обвинений Дворкину привести не удалось. Все аргументы сводились к тому, что все НРД – "мафия", что "дети должны отвечать за отцов", так как где-то кто-то осужденный за преступление был мунитом, кришнаитом, баптистом и т.д. Самым пикантным аргументом в суде стал последний, силовой: "сектовед" бросился на видеооператора, снимавшего процесс, пытаясь вырвать у него камеру и разбить об пол. А когда это не удалось, и Дворкина пытались удержать от следующей попытки, то он принялся царапать окружающим лица, визжать, плеваться и прокусил несчастному кришнаиту руку. "Свидетелем" со стороны Дворкина выступал епископ Тихон, появление которого в зале суда, в панагией и посохом, должно было оказывать психологические влияние на суд. Как и ожидалось, Хорошевский суд Москвы в иске оклеветанным Дворкиным иноверцам отказал.

Фото: "Нескучный сад", "Новые известия", "Новгородские ведомости", "Портал-Credo.Ru"

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»