Кого считают курскими святыми.

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

На Пересветовском подворье были совершены Всенощное бдение и Божественная Литургия.

Преподобный Серафим Саровский, чудотворец, до пострига носящий имя Прохор, появился на свет 19 июля 1759 года, в благочестивой купеческой семье из города Курска. Уже с детства его жизнь была отмечена знамениями милости Божией. Еще в детстве он по неосторожности упал с колокольни храма, но остался невредим. Затем, будучи отроком, он тяжело заболел, однако Богородица в видении обещала его матери, что он будет исцелен и когда его приложили к Курской иконе Божией Матери Знамения он быстро поправился.

В семнадцать лет юноша окончательно решил оставить мир, и мать благословила его простым медным крестом, с которым он не расставался до конца жизни. Два года он подвизался в Саровской Успенской пустыни, известной строгостью выполнения иноческого устава и затем, 18 августа 1786 года принял постриг с именем Серафим, что значит, «пламенный». Почти сразу он был возведен в сан иеродиакона, а затем и иеромонаха.

После этого преподобный взял на себя подвиг пустынножительства, срубив себе келью на реке Саровке. Испытывая искушения от диавола, святой Серафим усугубил свой подвиг и тысячу дней и ночей с воздетыми руками молился на камне: «Боже, милостив буди мне, грешному». Тогда диавол, бессильный духовно низложить подвижника, надоумил разбойников напасть на него и нанести ему топором смертельные раны. Но и после этого он был исцелен Божией Матерью, а пойманных разбойников беззлобно простил.

По выздоровлении преподобный взял на себя подвиг безмолвия на три года. За свои подвиги преподобный сподобился даров прозорливости и чудотворения, и после длительного затвора стал принимать всех приходящих к нему за советом и утешением. Свои наставления преподобный сопровождал исцелениями, пророчествами и чудесами. Главный же дар, который он получил за свою безграничную любовь к Богу - это всеобъемлющая любовь к ближним. «Христос воскресе, радость моя!» - с этими словами богоносный старец встречал каждого, кто к нему приходил.

Свои простые слова назидания преподобный Серафим основывал на Священном Писании и творениях святых отцов. Особо чтил святых поборников и ревнителей православия, и каждого приходящего он призывал хранить непоколебимую веру в Бога. Многих раскольников преподобный с любовью убедил оставить свои заблуждения. В 1833 году преподобный Серафим Саровский с миром отошел ко Господу и был найден уже бездыханным в коленопреклоненной молитве перед иконой Богоматери «Умиление», перед которой молился всю свою жизнь. Но и после смерти на могилке преподобного совершалось множество чудес, которые были заботливо собраны их свидетелями, и в 1903 году преподобный был причислен к лику святых.

Знание того, что любые испытания приходят к нам от Бога, неустанный подвиг и необъяснимая, всеобъемлющая любовь к каждому человеку сделали преподобного великим подвижником, чье имя просияло на всю страну. Сегодня к мощам святого по-прежнему нескончаемым потоком стекаются верующие люди, которые по молитвам преподобного получают помощь от Бога.

1 августа по новому стилю Православная Церковь празднует обретение нетленных мощей преподобного Серафима Саровского , которое произошло в 1903 году, спустя 70 лет после его смерти. 15 января мы отмечаем преставление преподобного Серафима Саровского. В этот же день, в 1991 году - уже после советской эпохи - чудесным образом вновь были обретены мощи преподобного Серафима Саровского. В эти дни в храмах и монастырях по всей России совершается праздничная служба, а мужчины, носящие имя преподобного отмечают свои именины.

СОБОР КУРСКИХ СВЯТЫХ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Собор Курских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь угодников Божиих кто был родом из Курской губернии или служил в пределах Курской епархии.

Собор Курских святых был учрежден в 2003 году по ходатайству митрополита Курского и Рыльского Иувеналия и благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в память столетия канонизации преподобного Серафима Саровского. Празднование было установлено в день обретения мощей и прославления святого Серафима - 19 июля.

По благословению митрополита Иувеналия, в 2004 году, к празднованию юбилея 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского, в иконописной мастерской Курской духовной семинарии создан новый образ Собора святых, в земле Курской просиявших. На новонаписанной иконе (см. справа) изображены вошедшие в Собор святые (сверху вниз слева направо):

1-й ряд: мч. Михаил (Вознесенский) , сщмч. Василий (Иванов) , сщмч. Ипполит (Красновский) (+ 1938, память 19 мая); прп. Исаакий I Оптинский (+ 1894, память 22 августа); сщмч. Александр (Ерошов) , сщмч. Михаил (Дейнека) (+ 1938, память 19 мая)

2-й ряд: сщмч. Иоасаф, еп. Могилёвский (+ 1937, память 21 ноября); сщмч. Матфей (Вознесенский) (+ 1919, память 19 мая); прп. Иоанн Святогорский (+ 1867, память 11 августа); сщмч. Александр, архиеп. Семипалатинский (+ 1937, память 17 октября); прп. Макарий Оптинский (+ 1860, память 7 сентября); сщмч. Павлин, архиеп. Могилёвский (+ 1937, память 21 октября); сщмч. Митрофан (Вильгельмский) (+ 1938, память 19 мая); сщмч. Иоанн, еп. Рыльский (+ 1938, память 26 февраля)

3-й ряд: свт. Лука, архиеп. Симферопольский, исп. (+ 1961, память 29 мая); сщмч. Онуфрий, архиеп. Курский (+ 1938, память 19 мая); сщмч. Иувеналий, архиеп. Рязанский (+ 1937, память 11 октября); сщмч. Дамиан, архиеп. Курский (+ 1937); прп. Серафим Саровский (+ 1833, память 2 января, 19 июля); прп. Феодосий Печерский (+ 1074, память 3 мая, 14 августа); свт. Иоасаф, еп. Белгородский (+ 1754, память 4 сентября, 10 декабря); сщмч. Антоний, еп. Белгородский (+ 1938, память 19 мая); прп. Илия Верхотурский (+ 1900, память 30 ноября)

Использованные материалы

"Патриарх Алексий установил новое церковное празднование - Собор Курских святых", 24.VII.2003:

http://www.pravoslavie.ru/news/030721/04.htm

"Собор Курских святых", страница Курского Православного общества прп. Серафима Саровского:

http://www.serafim-kursk.ru/sobor/

Минаков, Станислав, "Святой Иоанн, Затворник Святогорский", Русская линия, 25.VIII.2007:

http://www.rusk.ru/st.php?idar=111947

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СОБОР КУРСКИХ СВЯТЫХ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СОБОР в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Видеть во сне огромный кафедральный собор с куполами, высоко вздымающимися в небо, означает, что Ваша ревнивая натура и несчастное стремление …
  • СОБОР в Архитектурном словаре:
    главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ и др.). Архитектура собора обычно отличается монументальностью …
  • СОБОР в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ и др.). Архитектура собора обычно отличается …
  • СОБОР в Однотомном большом юридическом словаре:
  • СОБОР в Большом юридическом словаре:
    - название двухпалатного парламента …
  • СОБОР в Словаре церковных терминов:
    (слав. собрание, съезд) - 1) Архиерейский собор - собрание всех правящих архиереев поместной церкви для решения к.л. церковных вопросов. 2) …
  • СОБОР
    так в месяцеслове называются праздники, посвященные: а) Пресвятой Богородице - Собор Пресвятой Богородицы - на следующий день после праздника Рождества …
  • СОБОР в Православных церковных терминах:
    главный храм в городе или монастыре, рассчитанный на богослужение архиерея с большим числом …
  • СОБОР
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Собор - слав.: собрание, съезд 1. Церковный съезд для решения важных вопросов. Различают архиерейские, поместные …
  • СОБОР в Большом энциклопедическом словаре:
  • СОБОР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    1) (исторический) собрание выборных или должностных лиц, созванное для решения каких-либо организационных и пр. вопросов (например, земские С., С. церковные). …
  • СОБОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    мыс Приморской обл., Северно-Уссурийского края, на побережье Сев.-Японского моря, на половинном расстоянии между заливами Св. Ольги и Св. Владимира. Мыс …
  • СОБОР в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. Собрание, съезд (устар. и 1 спец.). Земский с. Церковный с. Поместный с. (съезд служителей христианской церкви). …
  • СОБОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОБ́ОР, собрание светских и духовных чинов для совета и решения важнейших дел (Земские С. в России 16-17 вв., Вселенские С.); …
  • СОБОР в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? мыс Приморской обл., Северно-Уссурийского края, на побережье Сев.-Японского моря, на половинном расстоянии между заливами Св. Ольги и Св. Владимира. …
  • СОБОР в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    собо"р, собо"ры, собо"ра, собо"ров, собо"ру, собо"рам, собо"р, собо"ры, собо"ром, собо"рами, собо"ре, …
  • СОБОР в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) В дореволюционной России: собрание должностных или выборных лиц, созванное для рассмотрения и разрешения вопросов организации и управления. …
  • СОБОР в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Большая …
  • СОБОР в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: см. …
  • СОБОР в Тезаурусе русского языка:
    Syn: см. …
  • СОБОР в Словаре синонимов Абрамова:
    см. парламент, собрание, …
  • СОБОР в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: см. …
  • СОБОР в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. м. 1) устар. Большое количество лиц, собравшихся в одном месте. 2) Собрание выборных или должностных лиц для рассмотрения вопросов …
  • СОБОР в Словаре русского языка Лопатина:
    Соб`ор, -а (церк., в названиях дней, посвящаемых чьей-н. памяти), напр.: Соб`ор Пресвят`ой Богор`одицы, Соб`ор Ио`анна Предт`ечи, Соб`ор Двен`адцати ап`остолов, Соб`ор …
  • СОБОР в Полном орфографическом словаре русского языка:
    собор, …
  • СОБОР в Орфографическом словаре:
    соб`ор, -а (церк., в названиях дней, посвящаемых чьей-н. памяти), напр.: соб`ор пресвят`ой богор`одицы, соб`ор ио`анна предт`ечи, соб`ор двен`адцати ап`остолов, соб`ор …
  • СОБОР в Орфографическом словаре:
    соб`ор, -а (высшее собрание должностных или выборных лиц; собрание высшего христианского духовенства; …
  • СОБОР в Словаре русского языка Ожегова:
    устар. и спец. собрание, съезд Земский с. Церковный с. Поместный с. (съезд служителей христианской церкви). собор главная или большая церковь …
  • СОБОР в Современном толковом словаре, БСЭ:
    1) собрание светских и духовных чинов для совета и решения важнейших дел в России 16-17 вв. (Земские соборы, Вселенские соборы); …
  • СОБОР в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    собора, м. 1. Собрание должностных или выборных лиц для рассмотрения и разрешения вопросов организации и управления (истор.). Земский собор всея …
  • СОБОР в Толковом словаре Ефремовой:
    собор 1. м. 1) устар. Большое количество лиц, собравшихся в одном месте. 2) Собрание выборных или должностных лиц для рассмотрения …
  • СОБОР в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    I м. 1. устар. Большое количество лиц, собравшихся в одном месте. 2. Собрание выборных или должностных лиц для рассмотрения вопросов …
  • СОБОР ТВЕРСКИХ СВЯТЫХ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Собор Тверских Святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Тверской земли. Празднуется в 1-ю …
  • ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Почитание святых, поклонение святым как явлению благодати Божией, закваске спасенного человечества, входящего в Царство Небесное …
  • ИКОНОГРАФИЯ СВЯТЫХ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иконография святых, изображения святых на могилах, церковных фресках, реликвариях, иконах и т.д. Изображения святых в …
  • ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Деяния святых Апостолов (греч. praxeis ton agion apostolon ; лат. Actus …
  • ЖИТИЯ СВЯТЫХ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • ЖИТИЯ СВЯТЫХ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • КУРБАТОВ
  • ГУРЧЕНКО в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
    «Однофамильцы» знаменитой российской актрисы Людмилы Гурченко - Гуртильщиков, Гуртов, Гуртовой, Гурьбин, Гурьбитов. Их далекие предки либо скотоводы, либо продавцы …
  • КУРБАТОВ в Энциклопедии фамилий:
    Предки нынешних носителей фамилий Курбас, Курбаткин, Курбатов, Курбатый, Курбский, Курбышев, должно быть, были малорослыми толстячками, поскольку древнерусское имя Курбат в …
  • ГУРЧЕНКО в Энциклопедии фамилий:
    «Однофамильцы» знаменитой российской актрисы Людмилы Гурченко - Гуртильщиков, Гуртов, Гуртовой, Гурьбин, Гурьбитов. Их далекие предки либо скотоводы, либо продавцы скота, …
  • ЦЕРКОВЬ в Библейской энциклопедии Никифора:
    есть установленное от Бога общество людей, соединенных Православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Из этого понятия о Церкви нужно …
  • ФИВЕЙСКИЙ ЛЕГИОН в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фивейский (или Фиваидский) Легион (Alkateeba al Teebia или Alkateeba Al-sa"eedia) римской армии во главе с капитаном …
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий Печерский (ок. 1036 - 1074), игумен, преподобный. Основатель общежительного монастырского устава и …
  • СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской …

Со-бор Кур-ских свя-тых - празд-но-ва-ние Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви в честь угод-ни-ков Бо-жи-их, кто был ро-дом из Кур-ской гу-бер-нии или слу-жил в пре-де-лах Кур-ской епар-хии. Празд-ну-ет-ся 1 августа (19 июля).

Со-бор Кур-ских свя-тых был учре-жден в 2003 го-ду по хо-да-тай-ству мит-ро-по-ли-та Кур-ско-го и Рыль-ско-го Иуве-на-лия и бла-го-сло-ве-нию пат-ри-ар-ха Мос-ков-ско-го и всея Ру-си Алек-сия II в па-мять сто-ле-тия ка-но-ни-за-ции пре-по-доб-но-го . Празд-но-ва-ние бы-ло уста-нов-ле-но в день об-ре-те-ния мо-щей и про-слав-ле-ния свя-то-го Се-ра-фи-ма - 1 августа (19 июля).

По бла-го-сло-ве-нию мит-ро-по-ли-та Иуве-на-лия, в 2004 го-ду, к празд-но-ва-нию юби-лея 250-ле-тия со дня рож-де-ния пре-по-доб-но-го Се-ра-фи-ма Са-ров-ско-го, в ико-но-пис-ной ма-стер-ской Кур-ской ду-хов-ной се-ми-на-рии со-здан но-вый об-раз Со-бо-ра свя-тых, в зем-ле Кур-ской про-си-яв-ших. На но-во-на-пи-сан-ной иконе изо-бра-же-ны во-шед-шие в Со-бор свя-тые (свер-ху вниз сле-ва на-пра-во):

  • 1-й ряд:
    мч. ,
    сщ-мч. ,
    сщ-мч. (†1938, па-мять 19 мая);
    прп. († 1894, па-мять 22 ав-гу-ста);
    сщ-мч. ,
    сщ-мч. († 1938, па-мять 19 мая)
  • 2-й ряд:
    сщ-мч. Иоасаф, еп. Мо-гилёв-ский († 1937, па-мять 21 но-яб-ря);
    сщ-мч. Мат-фей (Воз-не-сен-ский) († 1919, па-мять 19 мая);
    прп. Иоанн Свя-то-гор-ский († 1867, па-мять 11 ав-гу-ста);
    сщ-мч. Алек-сандр, ар-хи-еп. Се-ми-па-ла-тин-ский († 1937, па-мять 17 ок-тяб-ря);
    прп. († 1860, па-мять 7 сен-тяб-ря);
    сщ-мч. Пав-лин, ар-хи-еп. Мо-гилёв-ский († 1937, па-мять 21 ок-тяб-ря);
    сщ-мч. Мит-ро-фан (Виль-гельм-ский) (†1938, па-мять 19 мая);
    сщ-мч. Иоанн, еп. Рыль-ский († 1938, па-мять 26 фев-ра-ля)
  • 3-й ряд:
    свт. , исп. († 1961, па-мять 29 мая);
    сщ-мч. Онуф-рий, ар-хи-еп. Кур-ский (†1938, па-мять 19 мая);
    сщ-мч. Иуве-на-лий, ар-хи-еп. Ря-зан-ский († 1937, па-мять 11 ок-тяб-ря);
    сщ-мч. Да-ми-ан, ар-хи-еп. Кур-ский († 1937);
    прп. († 1833, па-мять 2 ян-ва-ря, 19 июля);
    прп. Фе-о-до-сий Пе-чер-ский († 1074, па-мять 3 мая, 14 ав-гу-ста);
    свт. († 1754, па-мять 4 сен-тяб-ря, 10 де-каб-ря);
    сщ-мч. Ан-то-ний, еп. Бел-го-род-ский († 1938, па-мять 19 мая);
    прп. Илия Вер-хо-тур-ский († 1900, па-мять 30 но-яб-ря)

Молитвы

Молитва Собору Курских святых

Святи́телие Христо́ви, Курские архипа́стыри Ону́фрие и Дамиа́не, на ни́ве Правосла́вия потрудившиеся и кончи́ну му́ченическую прия́вшии, мно́гих ко Христу́ приве́дшии, и вели́кий ста́рче Серафи́ме, со́лнцу ра́вно возсия́вший по́двигами дре́вних подви́жников благоче́стия в пусты́не Саро́встей и всю́ Зе́млю Росси́йскую озари́вший блиста́нием свя́тости подо́бне Моисе́ю проро́ку, и преподо́бне Исаа́кие, земли́ Курския о́трасле, мно́го потрудившийся в по́двигах и́ночества в оби́тели Оптиной, и вси́ святи́и уго́дницы земли́ Курския, присные хода́таи пред Го́сподем, до́бре земно́е по́прище проше́дшии, и́го Христо́во поне́сшии и высо́ких доброде́телей дости́гше, нра́вом благи́м бли́жних научившие и за́поведи Христо́ви соблюдшие, смире́нно ны́не мы́ преклоня́емся пред ва́шим предста́тельством у Го́спода. С вели́ким упова́нием мо́лим ва́с: не пре́зрите моле́ний на́ших, но испроси́сте у Го́спода ми́лости и щедро́т, гре́шником спасе́ние, су́щим в ско́рбех и печа́лех утеше́ние, малове́рным наде́жду и терпе́ние, в ра́дости живу́щим благодаре́ние, боля́щим исцеле́ние. При́сно бу́дете на́ши моли́твенницы и хода́таи пред Го́сподем, дабы́ и на́м гре́шным соде́латися прича́стниками жи́зни ве́чныя в тихих и блаже́нных оби́телех Его́ и наслажда́тися лицезре́нием небе́сной сла́вы Его́ и ве́чно сла́вити и воспева́ти пресвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки. Ами́нь.

Икону пришлось переписать

Есть особый вид почитания святых – «местночтимость». Праведника прославляют в том регионе, с которым связан его путь. Таких на счету Курской области нет. Но есть другой список курских святых. В них включены те подвижники, чья биография тесно связана с нашим краем. Яркие примеры – Серафим Саровский и Феодосий Печерский. На этом, пожалуй, познания обывателя о курских святых и заканчиваются.

Оказывается, наши священнослужители могут подавать заявки в комиссию по канонизации в Москве. Последний раз подобное произошло в 2000 году. Список курских святых тогда пополнился двумя именами. А вот ходатайство нашей епархии признать курскими святыми Николая II и Иоанна Кронштадтского патриарх Московский и Всея Руси Алексий II отклонил. Аргумент священнослужителей о том, что они бывали в наших краях, был признан несущественным.

Как говорит редактор газеты «Курские епархиальные ведомости» Людмила Штукина, накануне был создан «пробный вариант» образа «Собор святых, в земле Курской просиявших». На нем иконописцы изобразили и последнего русского самодержца. Икону пришлось переписывать. Окончательный вариант, без Николая II, сейчас находится в нижнем храме Знаменского собора. Любой может поклониться лику.

Уже 5 лет существует особый праздник – Собор курских святых. Он отмечается 1 августа. С благословения Алексия II за праздничную дату в 2003 году избрали день обретения мощей Серафима Саровского. А местные священники написали молитву курским святым. В соборе – 23 имени. Среди них – и те служители церкви, которые родились или жили в окрестностях Белгорода, входившего в состав нашей губернии.

Стал монахом, бросив каретное дело

На улице Максима Горького, неподалеку от налоговой инспекции, стоит дом, где жил будущий святой, оптинский старец Исаакий, в миру – Иван Антимонов, впоследствии ставший настоятелем святой обители. Старинная усадьба купцов 1-й гильдии Антимоновых давно поделена на квартиры. Всё, что знают жильцы: здание принадлежало знатным особам. Слова о том, что некогда тут жил будущий святой, принимают с большим недоверием. Некоторые священники полагают, что на подобных домах нужно вешать мемориальные таблички.

Между тем, святой действительно был из очень зажиточного рода. Его отец имел право приезжать к императорскому двору. В разные времена он управлял городом и возглавлял банк. Как говорит священник Владислав Реутов, тщательно изучавший жития курских святых, Антимоновы даже имели свой порт на Черном море. Сам Иван Иванович владел гостиным двором и мастерской по изготовлению карет.

Между тем, семья отличалась христианской строгостью. Так, родители будущего святого принимали участие в строительстве крестовой церкви Знаменского монастыря (ныне – областной краеведческий музей). А для раздачи милостыни в семье был назначен особый день в неделе.

В Оптину пустынь Иван Антимонов бежал тайно. Родители были против, чтобы он стал монахом. Прочитав оставленное беглецом письмо, отец вскричал: «Он, варвар, убил меня!» Отношения удалось восстановить лишь год спустя, когда Иван был уже послушником скита. В дальнейшем купеческий сын принял сан. А спустя годы отца Исаакия избрали настоятелем Оптиной пустыни. Этот пост он занимал до конца жизни. По кончине старца тело его предали земле. Но в 1995 году при восстановительных работах мощи были подняты и перенесены в собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Оптиной пустыни. В Курской области в Свято-Никольском храме поселка Горшечное и в Покровском храме села Кунье Горшеченского района хранятся частицы мощей Исаакия I и еще одного оптинского старца преподобного Макария.

Исцеляющие вериги

Интересна судьба преподобного Иоанна, затворника Святогорского. В миру его звали Иваном Крюковым. Будучи подростком, он общался с племянником Серафима Саровского, Семеном Мошниным. Последний много рассказывал о своем праведном дяде. С того времени заветной мечтой Ивана стало монашество.

Но бедные родители видели для своего чада иной путь. Когда Крюкову не было девяти, его отдали в обучение к печному мастеру, у которого он провел 7 непростых лет. Чтобы обеспечивать родителей, брался за любую работу. Со временем Иван смог открыть свою фабрику лепных печей и других изделий. Кроме того, обзавелся постоялым двором и гостиницей, приносившими хороший доход. Только обеспечив родных, Крюков посчитал, что может посвятить себя Богу.

Пешком дошел до Киево-Печерской Лавры, а потом отправился в Глинскую пустынь неподалеку от Сум. В дальнейшем оттуда его перевели в Святогорскую пустынь, под Харьковом. Здесь на 17 лет до кончины затворился в пещере. «Атмосфера кельи, резко холодная и сырая, напоминает собою ледник: она как бы колет вас и возбуждает озноб лихорадочный. Все убранство кельи составлял открытый гроб с большим надмогильным деревянным крестом у изголовья, в гробе – немного соломы и убогое возглавие – в таком виде служил он ложем успокоения затворнику», – говорит в своей книге «Святые земли Курской» священник Владислав. При этом затворник не снимал с себя вериги (кандалы для умерщвления плоти), хотя тело под ними буквально гнило... Преподобный Иоанн всегда говорил, что его вериги позже будут очень необходимы верующим. Так и случилось: оковы после смерти затворника стали чудотворными, как и его мантия.

Настоящим испытанием для христиан стал советский период и гонения 20–30-х годов. Многие священники, которые не отказались от своих убеждений даже в ссылке и перед расстрелом, не предали других служителей церкви, были причислены к лику святых. Процесс изучения судеб и сбора документов для канонизации продолжается и поныне. Специально для этого при курской епархии образована комиссия, создающая базу по репрессированным священникам.

Не так давно святым признан Дамиан, архиепископ Курский, убитый в Соловецком лагере, куда его оправили на 10 лет. «Это единственный наш архиепископ, который был коренным курянином, – замечает отец Владислав. – Ни до него, ни после во главе епархии земляки не стояли». По доносу был расстрелян священномученик Онуфрий, архиепископ Курский и Обоянский. Оба они были причислены к лику святых на юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной церкви 2000 года.

Будут ли когда-нибудь канонизированы известная целительница из Курского края матушка Мисаила и прозорливый настоятель Свято-Николаевского монастыря в Рыльске отец Ипполит? Одно из условий канонизации: после смерти подвижника должно пройти время. «Не следует проявлять поспешности в совершении канонизации недавно скончавшихся почитаемых клириков и мирян. Необходимо производить предварительное, тщательное и всестороннее документальное изучение их жизни и служения», – гласят правила. Важными критериями канонизации служат чудотворный дар, а в некоторых случаях – и нетленность останков.

Вверх — Отзывы читателей (0) — Написать отзыв — Версия для печати

Выскажите своё мнение о статье

Имя: *
E-mail:
Город:
Смайлики:

Собор Курских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь угодников Божиих кто был родом из Курской губернии или служил в пределах Курской епархии

Собор Курских святых был учрежден в 2003 году по ходатайству митрополита Курского и Рыльского Иувеналия и благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в память столетия канонизации преподобного Серафима Саровского. Празднование было установлено в день обретения мощей и прославления святого Серафима - 19 июля.

По благословению митрополита Иувеналия, в 2004 году, к празднованию юбилея 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского, в иконописной мастерской Курской духовной семинарии создан новый образ Собора святых, в земле Курской просиявших.

В Собор входят:

Наши, курские, нас не оставят в беде…

Каких православных святых, которые родились или жили в Курске, вы знаете? Наверняка, имя Серафима Саровского известно многим. В меньшей степени – имя Феодосия Печерского. Про остальных большинство из нас слыхом не слыхивали.

А ведь существует даже официальный праздник РПЦ – Собор Курских святых – в честь угодников Божиих, кто был родом из Курской губернии или служил в пределах Курской епархии. Празднуется он 19 июля, учрежден в 2003 году по ходатайству митрополита Курского и Рыльского Ювеналия и благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в память столетия канонизации Серафима Саровского. Празднование было установлено в день обретения мощей и прославления святого Серафима. «ГИ» расскажут о некоторых святых, которые входят в Собор.

ДАМИАН, в миру Дмитрий Григорьевич Воскресенский, родился 23 октября 1873 года в селе Брусовое Курской губернии, умер 3 ноября 1937 в Левашовской пустоши.

Епископ Русской православной церкви, архиепископ Курский и Обоянский. Причислен к лику святых РПЦ в 2000 году.

Окончил Курское духовное училище, Курскую духовную семинарию (1894), Санкт-Петербургскую духовную академию (1905) со степенью кандидата богословия, Санкт-Петербургский археологический институт. Псаломщик Спасо-Преображенского собора города Путивля, надзиратель и учитель чистописания и черчения Старооскольского духовного училища, священник церкви села Николаевка Путивльского уезда (ныне Бурынского района Сумской области Украины). В 1904-1905 годах – благочинный академического духовенства и одновременно исполняющий священнические обязанности в Суворовской церкви Николаевской академии Генерального штаба. 27 ноября 1904 года, спустя несколько лет после смерти жены, пострижен в монашество с именем Дамиан. С 1905-го – преподаватель Смоленской духовной семинарии, с 1907-го – смотритель Старооскольского духовного училища, с 1908-го – смотритель Обоянского духовного училища.

В июле 1911-го назначен ректором Смоленской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. С апреля 1918-го – епископ Переславский, викарий Владимирской епархии. В сентябре 1920-го Владимирский ревтрибунал приговорил его к лишению свободы на все время Гражданской войны за хранение «контрреволюционной литературы и рукописей». Специальным предписанием ВЦИК он был освобожден из тюрьмы. 2 ноября 1922 года уволен на покой постановлением обновленческого ВЦУ с назначением местожительства в Ташкенте. В 1922-м арестован по обвинению в сопротивлении изъятию церковного имущества. В обвинительном заключении говорилось: «Воскресенский, будучи не согласным с происходящими в церковной жизни событиями и не соглашаясь с проблемами реформ, отвечающими современному советскому строю, вел тайную агитацию среди народных масс, натравливая последних на лиц обновленческого церковного направления». 23 февраля 1923 года выслан на два года в Туркестан. С 1927 года – архиепископ Полтавский и Переяславский, с 25 апреля 1928-го – архиепископ Курский.

22 ноября 1932 года уволен на покой. В ноябре 1932 года арестован. 26 декабря 1932 года приговорен постановлением Особого Совещания при коллегии ОГПУ к расстрелу, замененному ссылкой на 10 лет в Соловецкий лагерь особого назначения. 9 октября 1937 года постановлением Особой тройки УНКВД СССР по Ленинградской области приговорен к расстрелу. 3 ноября 1937-го расстрелян в Левашовской пустоши.

В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе церкви архиепископ Курский Дамиан был причислен к лику святых как священномученик. У архиепископа Дамиана были два сына – Андриан и Михаил (затем сам ставший архиепископом).

ИСААКИЙ, в миру Иван Иванович Антимонов, преподобный. Родился в Курске 31 мая 1810 года в патриархальной купеческой семье, пользовавшейся неизменным уважением горожан за безупречную честность и строгий христианский уклад жизни, милосердие к бедным и благоукрашение городских храмов.

Будущий великий Оптинский старец рос в обстановке любви, послушания родителям, в твердом соблюдении церковного устава и нравственной строгости. Мальчик был скромен и добр, молчалив и сдержан, но не угрюм, он не был чужд шутке, остроумен и прост в общении. Мысль об уходе в монастырь долгие годы вызревала в душе благочестивого юноши, вынужденного помогать отцу в торговых делах. К тридцати шести годам она окончательно окрепла. Этому способствовало также поступление в монашество его старшего брата Михаила.

И вот в 1847 году, уже зрелым человеком, приняв твердое решение, он покидает отчий дом и поступает послушником в скит знаменитой уже тогда своими старцами Введенской Оптиной пустыни. Под духовным руководством Оптинского старца преподобного Макария прошли годы послушания: сначала на пасеке, затем в хлебопекарне и поваром в монастырской трапезной, пел на клиросе, работал переплетчиком книг. В 1855 году он принял рукоположение в иеродиакона, а затем, в 1858 году, – в иеромонаха. В 1860 году, уже тяжело больной, старец Макарий, предчувствуя близкий конец, завещает духовному сыну, преподобному Исаакию, перейти под руководство великого Оптинского старца Амвросия.

А еще через два года, в 1862-м, после смерти настоятеля Оптиной пустыни старца Моисея, преподобный Исаакий становится его преемником. В течение тридцати с лишним лет ведет он монастырь, продолжая начатое еще преподобным Моисеем строительство, по тем временам немалое. Его стараниями достраивается храм Всех святых на новом кладбище, сооружается новый иконостас в Казанском соборе и перестраивается старый во Введенском, производится новая роспись стен, строится монастырская больница с аптекой для бесплатного пользования, с церковью при ней, достраивается водопровод, воздвигается здание новой гостиницы и множество помещений реставрируется, переделывается, обновляется и строится вновь.

Оптина пустынь во второй половине XIX века становится одним из процветающих монастырей России. Но здоровье настоятеля стало заметно слабеть, и он келейно принял пострижение в схиму. 22 августа/4 сентября 1894 года он умер.

ИОАНН ЗАТВОРНИК, в миру Иван Крюков, преподобный, родился в 1795 году в Курске. После смерти жены в 1839 году поступил в Глинскую пустынь. Отличался простотой и искренностью, усердием и неутомимостью в молитве.

Через 7 лет пострижен в мантию с именем Иоанникия и назначен экономом обители. В 1844 году часть Глинской братии, среди которой был и монах Иоанникий, перешла на жительство в Святогорский Успенский монастырь.

Оставленный в должности эконома преподобный много потрудился для благоустройства Святогорья. В 1850 году по благословению настоятеля он затворился в одной из пещер. Через два года был пострижен в схиму с именем Иоанн.

Подвижник прожил в затворе 17 лет. По воспоминания современников, старец обладал даром рассудительности, прозорливости и чудотворений. Умер 24 августа 1867 года. Вскоре на его могиле стали происходить чудеса, и многие недужные получали исцеления от неизлечимых болезней. 24 августа 1995 года преподобный Иоанн Затворник Святогорский был причислен Украинской православной церковью к лику святых.

Ежегодно в день памяти преподобного – 24 августа совершается крестный ход вокруг обители – с его мощами, на который собирается до 10 тысяч паломников.

«ГИ» продолжают разговор на сей раз о подвижниках православия, которые родились или жили в Курске. Россияне все больше интересуются своей историей, в первую очередь – местной. Это признанный факт. Но тогда почему имена духовных подвижников уходят в небытие? Этот пробел и попытаются восполнить «ГИ».

ПАХОМИЙ Саровский (Леонов), иеромонах, строитель Саровской Успенской пустыни, как и упомянутые ниже его соратники по пустыни, в Собор Курских святых не входит, но их вклад в обустройство обители трудно переоценить. Наш с вами земляк, из курских купцов, в миру Борис Назарович Леонов. Родился в 1724 году. Пострижен в Саровской пустыни в 1762-м, а в 1777-м избран строителем. С начала и до конца жизни в келье не имел не только чего-либо из пищи, но и питья, да и на общей трапезе ел очень мало. При нем саровское братство увеличилось. В его же настоятельство Саровская пустынь стала рассадником иноков для разных обителей: Валаамской, Курской Коренной, Югской пустыни и многих других. В тот же период от Сарова многие пустыни приняли устав со всем чином церковного чтения, пения, трапезы и других обрядов, и по этой причине Саровская пустынь с самого ее начала числилась первейшей среди общежительных пустынь России.

Слава о строгой жизни Пахомия привлекла к нему многих благочестивых людей, которые приходили просить его духовного наставления. Умер старец в 1794 году.

МАРК Саровский был одним из наиболее известных подвижников Саровской пустыни. Схимонаха Марка-молчальника иногда называют предшественником, духовным предтечей старца Серафима Саровского. Родился в 1737 году в курской купеческой семье Аксеновых. Родители нарекли его Михаилом. Мальчик рос замкнутым и молчаливым, не приспособленным к мирской жизни, и когда ему исполнилось 20 лет, ушел в Саровскую пустынь. Здесь в нем проявились черты юродства. Но в словах его замечали прозорливость, и потому настоятель Саровского монастыря выделил ему в обители особую келью.

В 1784 году Михаил был пострижен в монахи с именем Мефодий. Почти сразу он ушел пустынничать в лес, где на берегу реки Саровки у ручья ему поставили келью. Рядом он разбил огород, овощи с которого раздавал приходившим к нему посетителям. Себе ничего не брал, кроме свечей. «Излишнее никогда не полезно», – любил приговаривать старец. Приняв схиму, он получил новое имя – Марк. Говорил схимонах крайне редко, чаще писал ответы на поставленные вопросы углем на стене или тростью на песке. За то его и называли Марк-молчальник. Только несколько человек из монашеской братии регулярно удостаивались его беседы, в их числе был преподобный Серафим Саровский. Рассказывают, что в то время, когда преподобный жил на дальней пустыньке, Марк иногда его посещал. Серафим настолько почитал схимонаха Марка, что просил похоронить себя рядом с ним.

Скончался Марк-молчальник в 1817 году и был похоронен возле алтаря Успенского собора.

ЮВЕНАЛИЙ (Иувеналий, в миру Спиридон Алексеевич Тарасов) (29.IV.1929 – 13.I.2013) – религиозный и общественный деятель. Родился на хуторе Большемечетном Семикаракорского района Ростовской области в крестьянской семье.

C апреля 1944-го работал на шахте, одновременно учился в вечерней школе рабочей молодежи. После службы в армии работал забойщиком скота.

В 1953-м окончил Саратовскую духовную семинарию и был рукоположен в диакона. 4 августа 1953-го рукоположен во пресвитера и назначен в город Шахты к Михаило-Архангельскому молитвенному дому.

В 1953-1962 годах служил в молитвенных домах городов Шахты и Новошахтинск Ростовской области.

С 1962 года – в храме Святого великомученика Георгия Победоносца на хуторе Киреевка.

С 1967-го – в Михаило-Архангельском молитвенном доме в городе Шахты.

С 26 июня 1968 года пострижен в монашество с именем Ювеналий в честь святителя Ювеналия, патриарха Иерусалимского.

В 1969 году возведен в сан игумена.

С января 1970-го – настоятель Успенского кафедрального собора в Пензе, член епархиального совета и благочинный 1-го округа Пензенской епархии.

С 16 июля 1982-го – архиепископ Иркутский и Читинский и временно управляющий Хабаровской епархией.

С 26 декабря 1984-го – архиепископ Курский и Белгородский. С 22 февраля 1993-го именуется «Курский и Рыльский».

С 1999 года – Почетный гражданин города Курска.

Указом от 25 февраля 2000 года патриарха Московского и всея Руси Алексия II возведен в сан митрополита.

За годы его священноначалия в Курско-Белгородской епархии образовано более 200 приходов Русской православной церкви, восстанавливаются церкви в Обояни, Рыльске и других городах и селах Курской и Белгородской областей. Стараниями Ювеналия закладываются, строятся и освящаются церкви в новых районах Курска, в Железногорске и Курчатове. Так, в Северо-западном микрорайоне Курска в октябре 1998 года владыка Ювеналий благословил строительство храма во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии с примыкающей к храму воскресной школой (архитекторы В. Семенихин и О. Заутренников); с его благословления возведен храмовый комплекс с Преображенской церковью на проспекте Кулакова (архитекторы В. Михайлов и А. Захарова). Ювеналий старался повысить привлекательность православия, учитывая изменения вкусов современного общества, с его благословения появляются скульптурные православные памятники (преподобному Серафиму Саровскому в Коренной пустыни, Знаменской иконе Божией матери близ Знаменского кафедрального собора в Курске), хотя использование скульптур более характерно для католицизма. Стараниями Ювеналия в Курской области в настоящее время действуют четыре мужских (в Курске, Рыльске, Горнали Суджанского района и в местечке Свобода) и три женских (в Курске, в Золотухино и в селе Большегнеушево Рыльского района) монастыря. Ювеналий возглавил движение общественности за восстановление преподавания православия в школах, и с 1997-го впервые в России более чем в 300 школах области был введен факультативно предмет «Православная культура», а с 1999-го открыто отделение «Религиоведение» в светском КГУ.

17 августа 2004-го постановлением Священного Синода почислен на покой по состоянию здоровья и достижением 75-летия с выражением благодарности за понесенные архипастырские труды по возрождению Курской епархии.

Тайно принял великую схиму с именем Иувеналий, о чем сообщил 30 августа 2004-го на официальном прощании с паствой бывшей епархии. Умер в Курске, похоронен на территории Знаменского монастыря.

Награды: Орден преподобного Сергия Радонежского 3-й степени (20.11.1979);

Орден святого равноапостольного великого князя Владимира 2-й степени (19.11.1985);

Орден святого преподобного Серафима Саровского 1-й степени (24 .09.2009).

20 августа 2013 года именем схимитрополита Иувеналия была названа площадь в Северо-западном микрорайоне.

ПИТИРИМ Саровский (Дружинин), иеромонах Саровской Успенской пустыни. Родился 20 июня 1727 года в Курске, в семье купца Ивана Дружинина, позднее знаменитой землепроходцами. В крещении получил имя Петр. В иеромонахи посвящен 19 сентября 1764-го, после чего поступил в Саровский монастырь. Отличался мудрою простотою нрава и усердием к послушаниям. Его стараниями в обители начата и окончена соборная Успенская церковь, так как он многих богатых людей убедил жертвовать на строительство церкви. Впоследствии назначен почетным ктитором Успенского храма. Умер старец в 1789 году.

ПАЛЛАДИЙ Белевцев (в миру Павел Иванович Беревцов) (родился в 1776-м, умер в 1842-м) – военный инженер, архимандрит (к 1816), выходец из знаменитого рода курских дворян Белевцевых. Окончил Петербургский артиллерийский корпус с отличием. Его преподавателем был видный государственный деятель, генерал-лейтенант граф Алексей Аракчеев. Вскоре принял монашество в Курском Коренном монастыре, где был некоторое время в сане иеродьякона и иеромонаха. Затем был назначен казначеем Курского Знаменского собора. В 1816-м удостоился архимандритского сана, к этому времени он был уже настоятелем Коренной пустыни. Палладию принадлежит большая роль в строительстве Курского Знаменского собора (1815 – 1826): его вполне можно считать соавтором проекта (автор неизвестен), на долю архимандрита выпали не только организационные и строительные работы, но и многие проектные корректировки и расчеты, которые Палладий выполнял благодаря опыту военного инженера. В последние годы своего пребывания в Курске занимался постройкой Архиерейского дома. В 1829-м получил высшее назначение быть наместником Санкт-Петербургской Александро-Невской лавры.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»