Распад чехии и словакии. Энергетика и горнодобывающая промышленность

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Начало перестройки в СССР оказало непосредственное влияние на Чехословакию. Возможности, открытые либерализацией в СССР, были использованы сторонниками реформ в Чехословакии. Прологом «бархатной революции» стала разрешённая властями студенческая демонстрация 17 ноября 1989 года, закончившаяся разгоном и массовыми арестами участников. Реакция на них последовала почти мгновенно — по стране прокатилась волна демонстраций протеста, в организации которых важную роль сыграл созданный в Чехии 19 ноября «Гражданский форум», одним из лидеров которого был Вацлав Гавел.

На территории Словакии также была создана аналогичная общественная организации — «Общественность против насилия». Кульминацией деятельности оппозиции стал многотысячный митинг протеста в Праге. Результатом этих событий стала мирная капитуляция коммунистического правительства и формирование нового коалиционного правительства. Данные события вошли в историю как «бархатная революция». Президент Гусак подал в отставку. 29 декабря 1989 года Федеральное собрание избрало своим председателем А. Дубчека, а президентом Чехословакии — В. Гавела.

20 апреля 1990 года государство было переименовано в Чешскую и Словацкую Федеративную Республику (ЧСФР). С территории страны были выведены части Советской Армии. В июне 1990 года в ЧСФР были проведены первые с 1946 года свободные выборы в парламент, на которых кандидаты от «Гражданского форума» и «Общественности против насилия» одержали победу, получив 170 из 300 депутатских мандатов. Гавел и Дубчек были переизбраны на свои посты. В Чехословакии началась глубокая трансформация политической системы.

Переговоры между представителями Чехии и Словакии по поводу разграничения властных полномочий в рамках федерации начались в конце лета и продолжались до осени 1990 года. Их результатом стало подписание конституционного акта о передаче основных полномочий республикам.

В марте 1991 года начался раскол двух крупнейших общественных движений Чехии и Словакии, которые выступали движущей силой «бархатной революции». На основе «Общественности против насилия» образовалось Движение за демократическую Словакию (ДЗДС), которое выступало за продолжение процесса разделения двух республик. Раскололся и «Гражданский форум» в Чехии. Его преемником стала Гражданская демократическая партия (ГДП), выступившая за скорейшее проведение экономических реформ. В июне 1991 года переговоры между представителями Чехии и Словакии возобновились, однако ещё до их завершения чешские и словацкие политики стали склоняться к варианту «развода» двух республик.

В июне 1992 года состоялись всеобщие выборы. ДЗДС во главе с Владимиром Мечиаром получило большинство голосов в Словакии, а ГДП — в Чехии.

Премьер-министр Чехии Вацлав Клаус, представитель победившей в Чехии «Гражданской демократической партии», и премьер-министр Словакии Владимир Мечиар открыли переговоры по поводу будущего Чехословакии. Клаус и Мечиар придерживались различных политических и экономических стратегий реформирования. К концу августа 1992 года правительства Чехии и Словакии приняли решение о прекращении существования ЧСФР. 1 сентября 1992 года Национальный совет Словакии утвердил конституцию независимого государства. 25 ноября федеральный парламент с перевесом в три голоса принял конституционный закон о прекращении существования государства Чехословакия, в котором определялось время мирного «развода» двух государств — 31 декабря 1992 года.

В 1989 г., перед крушением коммунистического режима, политическое, экономическое и социально-психологическое положение в Словакии было иным, нежели в Чешской Республике. Большая часть словаков относительно хорошо адаптировалась к социально- экономическим условиям «реального социализма». Словацкое общество не считало - в отличие от чешского - сорок лет «реального социализма» однозначным шагом назад. Словацкая республика развивалась это время в лучшую сторону, жизненный уровень повышался. Словакия в 1989 г. не была достаточно готова к радикальным общественным

переменам, но лишь к определенному варианту перестройки.

В 1992 г. словацкие граждане ретроспективно оценивали коммунистический режим положительнее, чем чехи. В Словацкой Республике меньшинство опрошенных видело в существующем строе больше преимуществ, чем в предыдущем - коммунистическом, в то время как в Чешской Республике так считало большинство 12 .

Новые демократические институты пользовались в Словакии меньшим доверием, чем в Чешской Республике. Словаки гораздо больше, чем чехи, опасались угроз на этнической почве; большой процент словацкого населения был озабочен возможностью гражданской войны вследствие неспособности политиков решить проблему чехословацкого государственного строя 13 . В Словакии были также громче призывы к сильной личности политического лидера. Граждане Словакии были заметно более недовольны политическим и экономическим развитием после 1989 г. 1 , что было обусловлено частично тем, что социально-экономические условия в Словакии были хуже, чем в Чешской Республике.

Фундаментальное значение приобрели различия отношений к рыночной экономике и приватизации. Большинство чехов придерживались мнения, что только рыночная экономика обеспечит успех экономического развития. В Словакии сторонники рыночной экономики составляли только треть. Чехи в своем большинстве приветствовали приватизацию, большинство словаков ее отвергали 13 . Эти различия решающим образом влияли на поведение электората на выборах в обеих частях Чехословакии. Чехи голосовали на парламентских выборах 1992 г. преимущественно за реформы, словаки - против. Это привело к тому, что представители чехов и словаков, которые были избраны в парламент 1992 г., придерживались диаметрально противоположных политических и экономических концепций. Итоги этих выборов придали чехо-словацкой дилемме взрывную динамику, которая в течение немногих привела к политическому решению о разделе единого государства.

Адаптационный кризис при переходе к демократии и рыночной экономике. Переход от централизованной государственной к рыночной экономике и от однопартийной диктатуры к плюралистической системе не мог не сопровождаться экономическими и социальными кризисами. Экономически коммунистическая система разрушалась уже много лет, сохраняя политическую стабильность. Она распалась лишь тогда, когда все ресурсы были исчерпаны. Новый оборот событий не мог не повлечь за собой дальнейшего ухудшения жизненного уровня населения, усугубить социальные проблемы, унаследованные из коммунистической эры. Этот процесс шел в Словакии намного драматичнее, чем в чешской части государства. Экономические трудности Словакии привели к непризнанию организованных Прагой рыночных реформ.

Еще одним фактором раздела стало образование в процессе трансформации в Чехии и в Словацкой Республике 1990-1992 гг. двух полностью автономных партийных систем. Обособлению словацкой и чешской партийных систем содействовал составленный с серьезными ошибками избирательный закон, позволяющий политической партии входить не только в Национальный совет соответствующей республики, но и в Федеральное собрание, если она получала определенный процент голосов избирателей лишь в одной из двух республик.

Граждане Чехословакии - и новая политическая элита - не имели в начале девяностых годов опыта демократии, что негативно сказалось

на дальнейшем политическом развитии. Демократия неизбежно связана с конфликтами, которые должны решаться публично. Граждан раздражали длительные споры и разногласия политиков в различных комиссиях, их неспособность найти консенсус в отношении нового государственного устройства отношений между чехами и словаками. Они просто приравняли в известной мере чехо-словацкую дилемму к конфликтам, желая быстрого государственно-правового разрешения вопроса. Разделу также в негативном плане способствовали средства массовой информации. Их анализ причин и вероятных последствий раздела был поверхностным. Они некритично повторяли мнения политиков и в основном защищали мнимые интересы «своего» народа. СМИ ответственны за по-

с? 133

ляризацию общественного мнения чехов и словаков.

Фактором раздела стала деформация политической культуры, обусловленная господством в предшествовавший период коммунистической идеологии и разрывом преемственности исторического развития в эру коммунизма «Посткоммунистическая паника», беспомощность граждан в политической ориентации после распада авторитарных структур, - типичны для поставторитарных обществ. Атомизация общества породила спрос на харизматического вождя. Это было время решительных популистских политиков таких как Владимир Мечиар и Вацлав Клаус, крайне неохотно допускавших компромиссы. Новый национализм, коллективно-идеологическая функция которого сменила коммунистическую доктрину, также способствовал развитию в этом направлении.

Чехословакии после ноября 1989 г. пришлось столкнуться со сложной ситуацией в плане своей конституции. Федерация Двух конституирующих единиц весьма неблагоприятный вариант федеративного государства 13 . Институционально решающая проблема заключалась в том, что не удалось своевременно, к началу девяностых годов принять новую - демократическую и одновременно действенную - конституцию. Конституция времен «пражской весны», продолжавшая действовать и после перелома, абсолютно не подходила для облегчения поиска демократического консенсуса. Ее положение, обеспечившее абсолютное право вето одной десятой части выбранных в одной из республик депутатов Федерального собрания, запрограммировало конституционный кризис. Авторы конституционного закона чехословацкой фе-

дерации 1968 г. не рассчитывали (и в тот момент, очевидно, и не могли рассчитывать) на то, что в Чехословакии в будущем могут состояться выборы, в которых чехи и словаки проголосуют за противоположные политические ориентации и разные модели чехо-словацкого государственного устройства. Положения конституции требовали вновь и вновь добиваться единства коалиции чехов и словаков в парламенте, что стало обстоятельством, из-за которого после выборов 1992 г. Чехословакия разрушилась.

Чешская и словацкая политические элиты несут совместную ответственность за то, что до выборов 1992 г. не был достигнут консенсус в отношении нового устройства государственно-правовых отношений обоих наций и что не была использована возможность создания адекватных конституционных механизмов, делавших возможным дальнейшее существование единого государства. Активно за раздел выступали словацкие политики, руководство Движения за Демократическую Словакию (ДЗДС), возглавляемого Владимиром Мечиаром. Оно воспрепятствовало избранию президентом государства единственной сильной личности, способной интегрировать федерацию, Вацлава Гавела. ДЗДС инициировало в словацком Национальном совете объявление независимости и принятие словацкой конституции, не учитывает федеральную конституцию. Делегация ДЗДС потребовала после выборов 1992 г. на коалиционных переговорах с чешской Гражданской Демократической Партией (ГДП) полной независимости и субъектности Словакии в соответствии с международным правом, что было равносильно требованию раздела государства.

Столкнувшись с действиями руководства ДЗДС, учитывая соотношение политических сил и угрозу конституционного кризиса, чешская сторона не могла воспрепятствовать разделу. Когда стал очевидным раздел государства, чешские политики настаивали на том, чтобы это произошло быстро, по возможности, без насилия и осложнений («цивилизованно»).

Раздел Чехии и Словакии был, мотивирован интересами вышедшей из выборов 1992 г. словацкой властной элиты. В новом словацком государстве имелись несколько тысяч высоко оплачиваемых должностей во вновь создаваемых министерствах, посольствах, центральном банке и других институтах, которые сторонники ДЗДС и их партнеры по коалиции разделили между собой. Вся государственная собственность, которая была приватизирована в независимой Словацкой Республике, за часть реальной цены перешла в собственность тех, кто лично или политически стоял близко к новой правительственной команде . Продажи по символическим ценам лицам, близким к одной из трех партий правительственной коалиции, были во время Мечиара практически единственным методом приватизации 13 .

Чешская сторона несет свою часть ответственности, корни которой следует искать в истории. Чехи рассматривали Чехословакию как свое национальное государство, которое дополнено словацкой территорией. Они не обеспечили обещанную словакам автономию, исторические шансы конституционного уравнивания. В течение чувствительной фазы после поворота федеральные органы в Праге, в которых доминировали чехи, с трудом уступали соответствующую часть их компетенций словацким органам в Прессбурге и учитывали в федеральной политике желания словацкого населения.

Крупнейшим событием в истории современной Европы стал распад Чехословакии. Причины этого заключаются в полической, военной и экономической ситуации в государстве. Десятилетия отделяют Чехию и Словакию от даты раскола. Но в настоящее время этот вопрос является предметом пристального исследования историков, политологов и других экспертов.

1968 г.: предпосылки распада

Распад Чехословакии произошел в Однако предпосылки этого события были заложены намного ранее. Ночью 20-21 августа 1968 года соединения Советской аримии, ГДР, Болгарии, Венгрии и Польши, имея общую численность 650 тыс. военных, вторглись в Чехословакию и оккупировали государство. Был произведен арест руководящего состава страны (Дубчек, Черник и Свобода). Оставшиеся на свободе лидеры отказались от коллаборационизма. Мирное население пыталось проявить сопротивление, примерно 25 граждан погибли в разгар антисоветских демонстраций. Руководство СССР стремилось к созданию на территории Чехословакии просоветского правительства. В этих условиях возросла автономия Словакии в границах нового федеративного государства, которое было провозглашено с наступлением 1969 года.

Революция в Чехословакии в 1989 г.

К концу 1980-х гг. в Чехословакии усилилось недовольство населения единовластием коммунистической партии. В 1989 году в Праге с января по сентябрь было проведено множество демонстраций, которые разогнала милиция. Основной протестующей силой стало студенчество. 17 сентября 1989 года большая его масса вышла на улицы, и многие были избиты милиционерами, университеты в этой время были закрыты. Это событие стало толчком к решительным действиям. Представители интеллигенции и студенты начали забастовку. Союз всей оппозиции - "Гражданский форум" - 20 ноября под руководством Вацлава Гавелы (фото ниже) призвал к массовому протесту. В конце месяца около 750 тыс. участников демонстрации вышли на улицы Праги и потребовали отставки правительства. Цель была достигнута: не выдержав давления, пост президента покинул ушли в отставку многие чиновники. События мирной смены руководства Чехословакии впоследствии получили название События 1989 года предопределили распад Чехословакии.

Выборы 1989-1990 гг.

Посткоммунистические элиты образовавшихся частей государства избрали курс к независимому существованию. В 1989 году в конце декабря Федеральное собрание выбрало Президентом Чехословакии Вацлава Гавела, а председателем - Дубчека Александра. Собрание стало представительным органом ввиду ухода в отставку большого числа кооптации и коммунистов политических движений "Гражданский форум" и "Общественность против насилия".

Гавел Вацлав в феврале 1990 года прибыл с визитом в Москву и получил извинения от советского правительства за события 1968 года, когда советские войска совершили вооруженное вторжение. Кроме того, его заверили, что военные силы СССР будут выведены в концу июля 1991 года из Чехословакии.

Весной 1990 года Федеральное собрание приняло ряд законодательных актов, разрешающих организацию частного предпринимательства, и в целом дало согласие на осуществление приватизации промышленных предприятий, находящихся в государственной собственности. В начале июня были проведеные свободные выборы, на которые от общего числа избирателей пришло 96%. С большим преимуществом одежали победу кандидаты политических движений "Гражданский форум" и "Общественность против насилия". Они получили более 46% голосов избирателей и большую часть в Федеральном собрании. На втором месте по количеству набранных голосов оказались коммунисты, которых выбрали 14% граждан. Третье место заняла коалиция, состоящая из группировок христианских демократов. 5 июля 1990 года на двухлетний президентский срок новое Федеральное собрание переизбрало Гавела Вацлава, а Дубчека Александра (фото ниже) - соответственно на должность председателя.

Раскол движения "Общество против насилия"

Распад Чехословакии утвердился в марте 1991 года, когда произошел раскол в политическом движении "Общественность против насилия", в результате чего большая часть выделившихся групп образовала партию "Движение за демократическую Словакию". В скором времени раскол возник и в рядах "Гражданского форума" с формированием трех группировок, одной которых стала "Гражданская демократическая партия". Переговоры между главами Словакии и Чехии были возобновлены в июне 1991 года. К тому времени руководство "Гражданской демократической партии" пришло к выводу, что встреча не даст положительных результатов, поэтому обратилось к рассмотрению сценария "бархатного развода".

"Дефисная война"

Прекращение существования коммунистического режима в 1989 году ускорило события, которые спровоцировали распад Чехословакии.Лидеры со стороны Чехии желали, чтобы название государства писалось слитно, в то время как их оппонеты - словаки - настаивали на дефисном написании. Отдавая дань уважения национальным чувствам словацкого народа, в апреле 1990 года Федеральное собрание утвердило новое официальное название Чехословакии: Чешская и Словацкая Федеративная Республика (ЧСФР). Сторонам удалось придти к компромису, так как на словацком языке название государства могло писаться через дефис, а на чешском - слитно.

"Чехословацкая пуща"

На распад Чехословакии повлияли и результаты переговоров премьеров национальных правительств Словакии и Чехии - Владимира Мечьяра и Вацлава Клауса. Встреча произошла в городе Брно на вилле Тугендгат в 1992 году. По воспоминаниям ее участника Мирослава Мацека В. Клаус взял мел, доску и провел вертикальную черту, указав, что наверху находится вертикальное государство, а внизу - разделение. Между ними проходила широкая шкала, включавшая федерацию и конфедерацию. Возник вопрос, на каком участке этой шкалы была возможна встреча? И этим местом стала нижняя точка, значившая "развод". Обсуждение не закончилось, пока В. Клаус не пришел к выводу, что те условия, которые являются благоприятными в дипломатическом отношении для словаков, никоим образом не считаются приемлемыми для чехов. Распад Чехословакиибыл очевидным. Вилла Тугендгат стала для этого государства свого рода Беловежской пущей. Дальнейшие переговоры о сохранении федерации не проводились. По итогам дипломатической встречи был подписан конституционный акт, который закреплял законное право на передачу основных правящих полномочий республикам.

"Бархатный развод"

Год распада Чехословакии приближался. Всеобщие выборы в республике состоялись в июне 1992 года. "Движение за демократическую Словакию" набрало большее число голосов в Словакии, а "Гражданская демократическая партия" - в Чехии. Поступило предложение создать конфередерацию, однако оно не нашло поддержки у "Гражданской демократической партии".

Суверенитет Словакии был провозглашен 17 июля 1992 года Словацким национальным советом. В отставку подал президент 1992 года большая часть государственных полномочий была передана республикам. Федеральное собрание в конце ноября 1992 года с перевесом всего в три голоса утвердило Закон, который провоглашал прекращение существования Чехословацкой федерации. Несмотря на противоборство как со стороны большей части словаков, так и чехов, в полночь 31 декабря 1992 года обе партии пришли к решению о роспуске федерации. Распад Чехословакии произошел в году, который стал отправной точкой в истории двух вновь созданных государств - Словацкой Республики и Чешской Республики.

После раскола

Государство мирным путем разделилось на 2 самостоятельные части. Распад Чехословакии на Чехию и Словакиюпротиворечивым образом отразился на дальнейшем развитии двух государств. В короткий период Чехия смогла привести в действие кардинальные реформы в экономике и создать эффективные рыночные отношения. Это стало определяющим фактором, позволившим новому государству стать членом Европейского союза. В Чехия вошла в ряды Североатлантического военного блока. Экономические трансформации в Словакии происходили сложнее и медленнее, вопрос о ее вступлении в Европейский союз решался с осложнениями. И лишь в 2004 году она вошла в его состав и стала членом НАТО.

25 ноября исполнится 20 лет с того дня, когда был вбит последний гвоздь в гроб Чехословакии (или Чехо-Словакии, как она называлась в 1992 году). "Развод" чехов и словаков до сих пор считается образцовым — и на фоне СССР, и тем более на фоне Югославии. Однако распада единой страны в данном случае могло не случиться. Этого не хотели ни чешский, ни словацкий народы. Но политики пренебрегли их мнением.

Переговоры о разделении Чехо-Словакии начались летом 1992 года, их главными действующими лицами были премьеры двух республик — Вацлав Клаус и Владимир Мечьяр. Им в заслугу можно поставить то, что процесс распада единого государства был мирным и управляемым. Прежде чем разойтись, Чехия и Словакия договорились о границе и разделе имущества. Крупного словацкого меньшинства в Чехии и чешского в Словакии не существовало, так что договорились политики довольно быстро.

В итоге 25 ноября 1992 года депутаты Федерального собрания утвердили закон, в соответствии с которым, с 1 января 1993 года федерация прекратила свое существование. Однако в демократических государствах для таких случаев обычно предусмотрен референдум. А его итоги наверняка были бы для политиков неблагоприятными. Опросы показывали, что более 60 процентов населения и Чехии, и Словакии желали сохранить единство страны. Но политики, не сумев договориться, решили поступиться волей чешского и словацкого народов.

С тех пор прошло 20 лет. Сегодня опросы показывают, что чехи и словаки смирились с раздельным существованием. Однако до сих пор и политики, и политологи, и историки задаются вопросом: а можно ли вообще было обойтись без разделения Чехо-Словакии? Чаще всего звучит утвердительный ответ, причем чехи и словаки склонны обвинять в кончине единого государства другую сторону.

Как и в случаях с другими многонациональными странами, есть факторы, которые сделали возможным ее создание, а есть обстоятельства, которые, в конечном счете, поспособствовали его развалу. Начнем со сходства. В отличие от СССР и Югославии, возникшая в 1918 году Чехословакия стала союзом двух народов, чьи языки взаимопонимаемы. И среди чехов, и среди словаков большую часть составляли католики, меньшую — протестанты. Эти два народа куда ближе друг другу, чем сербы и хорваты, не говоря уже о русских, узбеках, грузинах, латышах…

Однако вместе чехи и словаки до 1918 года не жили вместе. Государство их общих предков, Великая Моравия, распалось еще в Х веке. У чехов почти 700 лет было свое королевство, Словакия же тысячу лет являлась частью Венгрии. Два народа вроде бы объединились в рамках Австрийской империи и Австро-Венгрии, однако и в ее составе они входили в разные административные образования. Так что чешская и словацкая нация, несмотря на близость, все же формировались независимо друг от друга.

Разным были и уровень их экономического развития. Чехия еще 100 лет назад была развитой промышленной областью, Словакия же до середины ХХ века оставалась территорией, где преобладало сельское население. Однако различие не было столь огромным, как в бывшем СССР, где были Таджикистан и Эстония, или как в Югославии, где на разных полюсах находились край Косово и Словения. Да и к 1989 году, когда в результате "бархатной революции" социализм в Чехословакии пал, разница в уровне развития Чехии и Словакии сократилась.

И в "буржуазной" Чехословакии 1918-1938 и 1945-1948 годов, и в социалистической республике 1948-1989 годов ведущую роль в политике и экономике играли чехи. В то же время и словаков в руководстве страны хватало. Это и премьер середины 1930-х Милан Годжа, и лицо "Пражской весны" Александр Дубчек, и правивший Чехословакией в 1968–1989 годов Густав Гусак. Так что считать Чехословакию исключительно чешским государством нельзя, да и в Словакии с этим не спорят.

Но видение того, как должна быть устроена страна, у чехов и значительной части словацкой элиты было разным. Вплоть до "Пражской весны" 1968 года с подачи чехов страна была унитарным государством, где все решения принимались в Праге. Большинство словацких политиков такое положение вещей не устраивало. Они требовали федерации, создания в Братиславе достаточно независимых от центра органов власти. Наконец, они настаивали, чтобы название страны писалось не в одно слово, а через дефис — Чехо-Словакия.

Отношение к крупнейшим историческим событиям ХХ века также не разделяли чехов и словаков. И "Пражскую весну" 1968 года, и "Бархатную революцию" 1989-го приветствовало большинство населения обеих республик. Сложнее с годами Второй мировой войны, когда Чехию оккупировал Третий рейх, а в Словакии с его подачи провозгласили союзное ему государство. Однако в фашистской Словакии существовало подполье, ориентированное на воссоздание Чехословакии, да и такой независимостью словаки до сих пор не особенно гордятся.

Едва социализм в 1989 году пал и страна вступила на демократические рельсы, в Словакии набрали силу политики, требовавшие предоставления ей больших полномочий. В результате весной 1990 года они добились того, чтобы название страны писалось как Чехо-Словакия. В течение 1990-1992 годов федерация ослабела. Постепенно словацкие политики, которым (по их собственному признанию) казалось, что Прага их ущемляет, стали настаивать на превращении страны в конфедерацию. Чехи возражали — им не хотелось дотировать более бедную Словакию, не имея политических рычагов влияния на нее.

В то же время не стоит перекладывать всю вину исключительно на словацкую элиту, мечтавшую получить больше власти. Свои ошибки допустили и чехи. Последний президент Чехо-Словакии и будущий первый президент Чехии Вацлав Гавел закрыл словацкие военные заводы, спровоцировав рост безработицы. А министр финансов Чехо-Словакии, нынешний президент Чехии Вацлав Клаус отказал словакам в выделении дополнительных средств, которые могли бы покрыть издержки.

В целом начавшиеся экономические реформы по переходу от социализма к капитализму более бедная Словакия переживала тяжелее, что только усиливало сепаратизм. Кроме того, в качестве исторического идеала чешские политики провозгласили существовавшую в 1918–1938 годах первую Чехословацкую Республику, где словаки не имели никакой автономии. Такой подход тоже лил воду на мельницу тех политиков в Братиславе, кто желал отделиться.

Как результат — на выборах 1992 года в Чехии и Словакии победили разные силы. В Чехии это была правоцентристская Гражданско-демократическая партия во главе с Клаусом, требовавшая продолжения реформ и сохранения федерации. В Словакии верх взяло Движение за демократическую Словакию Владимира Мечьяра, настаивавшая на конфедерации и корректировке курса в экономике. Так два политика с диаметрально противоположными взглядами стали премьерами двух республик.

Не найдя точек соприкосновения, Клаус и Мечьяр сочли за лучшее приступить к "разводу". Как признавался словацкий премьер, на них повлиял случившийся чуть ранее развал СССР и Югославии. Постепенно с ними согласились и другие политики. Словакия приступила к принятию своей будущей конституции, тем же вскоре занялась и Чехия. 25 ноября 1992 года Чехо-Словакии окончательно вынесли смертный приговор.

Но опросы показывали, что население Чехии и Словакии не желало разделяться и не уполномочивало Клауса, Мечьяра или еще кого-то вести переговоры о развале страны. Однако у сторонников сохранения единства не нашлось подходящего лидера, который бы сделал упор на том, что объединяет два народа, а не разделяет их. Им мог бы стать символ "Пражской весны" и председатель парламента Александр Дубчек — но осенью 1992 года он умер. В итоге сговор элит взял верх над волей народов, и Чехо-Словакия канула в лету.

Сегодня Чехия и Словакия вновь объединились в рамках ЕС и НАТО, обе они признаны развитыми странами. Проблем в отношениях между ними практически нет, их политики считают друг друга ближайшими союзниками и партнерами, подчеркивают свое родство. Культурное пространство фактически осталось общим. И такое осознание своей близости в новых условиях лишний раз заставляет задуматься о том, стоило ли вообще чехам и словакам разделяться. У них шансов сохранить единство было куда больше, чем у Советского Союза и Югославии.

Вторая республика и Вторая мировая война: 1938–1945.

Преданный своими союзниками, президент Бенеш, не желая вступать в конфронтацию с Германией, 15 октября 1938 ушел в отставку и эмигрировал в Великобританию. Правительство Чехословакии под руководством нового президента Эмиля Гахи вынуждено было проводить коллаборационистскую политику. Новая конституция, принятая под давлением Германии, предоставила широкую автономию Словакии и Закарпатской Украине, а Партия национального единства, в состав которой вошли аграрии, национальные социалисты, католики и партия мелких ремесленников, взяла на себя обязательство сотрудничать с Германией. Тем не менее Гаха, под угрозой воздушных налетов на Прагу, согласился 15 марта 1939 признать Чехию и Моравию протекторатом Германии. Гахе было разрешено по-прежнему занимать свой пост, но фактически «Протекторатом Богемия и Моравия» правил немецкий наместник. Словакия провозгласила свою независимость, но по существу стала союзником Германии; Закарпатская Украина отошла к Венгрии.

В ноябре 1939 в Париже был создан Чехословацкий национальный комитет, во главе которого встал Бенеш. После падения Франции в 1940 чехословацкие воинские части переправились в Великобританию; в Лондоне было создано временное правительство во главе с президентом Бенешем, премьер-министром Яном Шрамеком и министром иностранных дел Яном Масариком. В июле 1940 Великобритания и СССР признали это правительство, другие союзники последовали их примеру. США признали правительство Бенеша в ноябре 1942.

В конце 1943, когда на советско-германском фронте началось крупное наступление Красной Армии, Чехословакия подписала соглашение с СССР сроком на 20 лет. Оно подтверждало договор 1935 о взаимопомощи в случае агрессии со стороны Германии. Стороны также брали на себя обязательство уважать независимость и не вмешиваться во внутренние дела друг друга.

Успехи советской армии в Восточной и Центральной Европе и реальность скорого освобождения большей части Чехословакии ускорили переговоры Бенеша с чехословацкими коммунистами, которые еще не были представлены в его лондонском кабинете. В марте 1945 Бенеш и Масарик прибыли в Москву, где советское правительство вновь выступило с заверениями об уважении независимости Чехословакии и ее территориальной целостности. После этого кабинет министров был реорганизован, и в него вошли ведущие представители КПЧ, некоторые из которых провели военные годы в Москве. Новый кабинет, прибывший в освобожденную Словакию в мае 1945 и разработавший т.н. Кошицкую программу, возглавил социал-демократ Зденек Фирлингер. Портфели министров внутренних дел, образования и информации достались коммунистам, их лидер Клемент Готвальд стал заместителем премьер-министра. Ян Масарик остался на посту министра иностранных дел, его заместителем стал представитель коммунистов. Правительство опиралось на партии Национального фронта, в состав которого вошли чешские и словацкие коммунисты, социал-демократы, национальные социалисты, представители Чехословацкой народной и словацкой Демократической партии. Деятельность всех остальных политических группировок была запрещена.

10 мая новое правительство переехало из Кошице в Прагу. За исключением небольшой территории в западной Чехии, освобожденной войсками США, всю страну вплоть до декабря 1945 занимала Красная Армия. Этим обстоятельством воспользовались коммунисты, которые получили непропорционально большое представительство в национальных комитетах. Используя подготовленный в Лондоне документ о привлечении к ответственности военных преступников и лиц, сотрудничавших с нацистами, коммунисты начали действовать через министерство внутренних дел, которое находилось под их контролем, в целях устранения некоторых своих политических противников, обвиняя их в сотрудничестве с Германией. Во временном правительстве, созданном на основе соглашения между партиями Национального фронта, коммунисты получили большое число мест, разделив свою партию на две партии: это дало им возможность выступить с требованием предоставить места в парламенте как для чешской, так и для словацкой фракции компартии.

На парламентских выборах, состоявшихся 27 мая 1946, к которым были допущены только партии Национального фронта, коммунисты получили 2,7 из 7,1 млн. голосов и 114 мест из 300. 19 июня президентом был избран Бенеш, 2 июля он предложил Готвальду сформировать кабинет министров.

Границы довоенной Чехословакии были восстановлены и даже несколько расширены за счет Венгрии, но Закарпатскую Украину пришлось уступить Советскому Союзу. Проблема немецкого меньшинства была решена путем массового выселения судетских немцев. Произошел обмен населением между Словакией и Венгрией.

С июля 1947 по февраль 1948 политическая обстановка в стране все больше накалялась. Коммунисты раскрыли «заговор» в Словакии, что повлекло за собой массовые аресты лидеров словацкой Демократической партии. Представители Коммунистической партии отказались сотрудничать со словацкими демократами и подали в отставку. Их поддержал премьер-министр Готвальд, и процедура назначения членов корпуса уполномоченных (правительства) была изменена. В ноябре 1947 съезд Чехословацкой социал-демократической партии сместил прокоммунистически настроенного Фирлингера и избрал лидером социал-демократов более независимого Богумила Лаушмана. В феврале 1948 большинство кабинета министров выступило с протестом против деятельности министра внутренних дел, члена КПЧ, который наводнил полицию коммунистами. Этот шаг, бросавший вызов коммунистам, привел к открытому столкновению. Двенадцать членов кабинета министров подали в отставку (представители Чехословацкой национально-социалистической, Чехословацкой народной партии и словацкой Демократической партии), надеясь привлечь внимание к сложившейся ситуации.

Успех их демарша зависел от позиции социал-демократов, реакции президента Бенеша и народной поддержки. Демарш потерпел неудачу. Социал-демократы не подали в отставку, одобрив тем самым действия коммунистического большинства; президент Бенеш был серьезно болен и опасался начала гражданской войны; коммунисты, под контролем которых находились полиция, профсоюзы и служба информации, оказались хозяевами положения. В каждой общественной организации и среди предпринимателей организовывались комитеты для подавления и искоренения любой оппозиции; премьер-министр Готвальд выступил с разоблачением подавших в отставку министров. 25 февраля Бенеш принял отставку министров-антикоммунистов, а двумя днями позже принял новое правительство, сформированное из коммунистов, представителей левого крыла социал-демократов и нескольких членов других партий. Единственный независимый министр, Ян Масарик, был вскоре найден мертвым – было объявлено, что он покончил жизнь самоубийством.

Получив неограниченную власть, коммунисты провели чистку в средствах массовой информации, университетах, общественных организациях и других учреждениях. Новый закон о выборах предусматривал единственный список кандидатов с заранее распределенными местами для партий Национального фронта. На выборах в мае 1948 этот единственный список кандидатов получил 90% голосов избирателей в чешских землях и 86% в Словакии. 6 июня президент Бенеш ушел в отставку, а 3 сентября умер. Новую конституцию подписал президент Готвальд, который назначил премьер-министром Антонина Запотоцкого.

В Чехословакии по примеру Советского Союза проводились чистки и показательные судебные процессы. Масарик и Бенеш изобличались как «лакеи западного империализма». Широкомасштабная чистка КПЧ (1950–1952) достигла кульминации, когда был осужден и казнен генеральный секретарь КПЧ Рудольф Сланский.

В марте 1953 умер Клемент Готвальд. Президентом был избран Антонин Запотоцкий, пост премьер-министра получил Вильям Широкий. В июне 1953 в Пльзене и других промышленных районах начались волнения, поводом для которых послужил значительный рост цен, результат проведения денежной реформы и отмены ограничений на приобретение продовольствия и потребительских товаров. Стремясь успокоить население, правительство приняло ряд мер по увеличению производства товаров массового потребления. В июле общественность потребовала от правительства отмены суровых наказаний за уход с работы. Чтобы успокоить крестьян, форсированная коллективизация была приостановлена, а крестьянам разрешили выходить из коллективных хозяйств. В мае 1956 в Праге студенты провели демонстрацию с требованием отмены контроля за культурной и интеллектуальной жизнью.

Смерть Запотоцкого в ноябре 1957 и избрание Антонина Новотного на пост генерального секретаря КПЧ и одновременно президента страны означало наступление новой волны репрессий. Политике репрессий помешали начавшиеся в Советском Союзе реформы Хрущева. В 1960 начались первые шаги в сторону десталинизации. Готвальд подвергся критике за «культ личности». В 1961 его тело было вынесено из мавзолея. Несколько высокопоставленных лиц, осуществлявших репрессии в период сталинизма, были выведены из состава руководящих органов, других заключили в тюрьму. Был демонтирован памятник Сталину в Праге.

Разоблачение культа Сталина было продолжено в 1962–1963. Коммунисты, подвергшиеся репрессиям в сталинскую эру, например Владимир Клементис и Рудольф Сланский, были посмертно реабилитированы, премьер-министр Широкий смещен, его пост занял Йозеф Ленарт. Для ликвидации «бюрократических методов» в КПЧ были созданы четыре специальные комиссии. Были нормализованы отношения с Католической церковью и Ватиканом, Йозефа Беран, архиепископ Праги, и несколько других священников были освобождены из-под ареста.

Продолжение политики либерализации привело к ряду политических изменений в 1968. В январе президент Новотный был отстранен от руководства партией, а в марте смещен с поста президента страны. Президентом стал Людвик Свобода, герой Второй мировой войны. Олдржих Черник сменил на посту премьер-министра Йозефа Ленарта. Александр Дубчек, первый секретарь Коммунистической партии Словакии, выступавший с критикой правительства Новотного, стал новым партийным лидером и главной политической фигурой в стране. Новые чехословацкие руководители, будучи приверженцами идеи «социализма с человеческим лицом», провозгласили планы дальнейшей либерализации экономики и разработки новой конституции, гарантирующей права национальных меньшинств.

Реформы, связанные в первую очередь с устранением цензуры в печати, встретили резкую критику в СССР, Польше, Венгрии, Болгарии и ГДР. Руководство Дубчека, однако, имело сильную поддержку со стороны как коммунистов стран Западной Европы, так и Румынии и Югославии. В июле в словацком городе Чьерна-над-Тисоу вблизи советско-чехословацкой границы чехословацкое руководство встретилось с политбюро ЦК КПСС, прибывшем почти в полном составе, а в начале августа – в Братиславе со своими критиками из стран Восточной Европы. Участники этих встреч договорились сохранить основные коммунистические принципы в сфере экономики, политики, военного сотрудничества.

Неожиданно в ночь на 20–21 августа 1968 крупные армейские соединения СССР, а также войска ГДР, Венгрии, Польши и Болгарии общей численностью 650 тыс. человек вторглись на территорию Чехословакии и оккупировали страну. Были арестованы ведущие деятели руководства страны, включая Дубчека, Свободу и Черника. Большинство оставшихся на свободе чехословацких лидеров отказалось от коллаборационизма. Население, не прибегая к насилию, оказывало стойкое сопротивление оккупантам. Подпольные радиостанции передавали антисоветские передачи, горожане снимали таблички с названиями улиц и указывали ложные направления командирам советских танковых частей. Около 25 чехословацких граждан были убиты во время антисоветских демонстраций. Пассивное сопротивление продолжалось до конца 1968 и достигло кульминации в начале 1969, когда один из чешских студентов совершил акт самосожжения на Вацлавской площади в Праге.

Советскому руководству, которому не удалось сформировать в Праге просоветское правительство, пришлось начать переговоры с находившимися в Москве интернированными чехословацкими лидерами. В результате переговоров правительство Дубчека было восстановлено, но инициаторам реформ пришлось согласиться с новыми ограничениями и размещением в Чехословакии войск стран Варшавского договора на границе с Западной Германией – в обмен на постепенный вывод оккупационных войск. Был подписан договор об условиях временного пребывания советских войск на территории Чехословакии, узаконивший оккупацию. Страну наводнили советские военные и гражданские советники. Была восстановлена цензура печати, расформированы некоммунистические организации; к концу 1969 большинство либеральных начинаний было ликвидировано. Важным исключением явилась возросшая автономия Словакии в рамках нового федеративного государства, официально провозглашенного 1 января 1969.

В апреле 1969, после антисоветских выступлений, связанных с победой чехословацких хоккеистов над командой СССР, Дубчек был вынужден покинуть пост партийного лидера и передать руководство партией Густаву Гусаку. Гусак – один из руководителей антигитлеровского восстания в Словакии в 1944 – оказался в тюрьме как ярый словацкий «националист» в период сталинских чисток в 1950-х годах. Он принимал участие в движении за демократизацию, которое возглавлял Дубчек в 1968, но придерживался просоветской ориентации после вторжения войск Варшавского договора. Гусак проводил просоветский курс во внешней политике и прилагал усилия к либерализации внутри страны. Эти усилия, однако, встретили сопротивление тех членов партии, которые склонялись к возврату сталинской политики и вынашивали планы мести лидерам реформ. В 1970 Черника на посту премьер-министра сменил Любомир Штроугал. Дубчека (после кратковременного пребывания послом в Турции) и Черника исключили из КПЧ. В результате среди высших руководителей страны из реформаторов остался только президент Свобода. В 1975 Свободу на его посту сменил Гусак, который одновременно занимал пост генерального секретаря партии.

В 1975 чехословацкая делегация присутствовала на конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки (Финляндия). Конференция зафиксировала существовавшие в послевоенной Европе границы государств, а страны-участницы взяли на себя обязательства уважать права человека в своих странах и способствовать установлению контактов и обмену мнениями между Востоком и Западом. 1 января 1977 ок. 500 граждан Чехословакии подписали петицию, в которой выдвигалось требование к правительству уважать права человека в соответствии с Хельсинкской договоренностью. Лидеры «Хартии 77» подвергались преследованиям и арестам; один из них, философ Ян Паточка, умер в марте 1977, сразу после длительного «допроса» в полиции.

Под влиянием процессов либерализации в Польше, а позднее – в Советском Союзе росло недовольство населения. С января по сентябрь 1989 в Праге проходили многочисленные демонстрации протеста, все они были подавлены полицией, а лидеры диссидентов периодически подвергались арестам. Студенческая демонстрация 17 ноября 1989, в день 50-й годовщины студенческих выступлений против нацистов, привела к избиениям и вынесению смертных приговоров, закрытию всех чешских вузов, проявлениям грубости и жестокости со стороны властей. В последующие дни студенты университета и представители художественной интеллигенции начали забастовку. 20 ноября был создан союз всех оппозиционных сил страны, получивший в чешских землях название Гражданский форум (ГФ), а в Словакии – Общественность против насилия (ОПН), под руководством драматурга и правозащитника Вацлава Гавела, участника движения «Хартия 77», неоднократно подвергавшегося арестам. Постепенно нараставший и ширившийся протест достиг кульминации 25 ноября, когда на митинг в Праге собралось 750 тыс. человек, а всеобщая забастовка протеста 27 ноября охватила всю страну.

В результате этих событий наиболее одиозные партийные лидеры и министры в правительстве подали в отставку, и было сформировано новое коалиционное правительство. В начале декабря было отменено зафиксированное в конституции положение о «руководящей» роли КПЧ, а неделей позже президент Гусак подал в отставку.

28–29 декабря 1989 федеральное собрание, ставшее представительным органом после отставки многих коммунистов и кооптации в его состав членов ГФ и ОПН, избрало Вацлава Гавела президентом Чехословакии, а Александра Дубчека – своим председателем. В феврале 1990 Гавел посетил Москву и принял извинения советского правительства за вооруженное вторжение 1968, а также получил обещание о выводе из Чехословакии всех советских войск к июлю 1991. В следующем месяце федеральное собрание узаконило частное предпринимательство и в принципе одобрило приватизацию государственных промышленных предприятий. 20 апреля 1990 федеральное собрание из уважения к национальным чувствам словаков изменило официальное название Чехословакии, которая стала называться Чешской и Словацкой Федеративной Республикой (ЧСФР).

8 и 9 июня состоялись первые после 1946 свободные выборы, в которых приняло участие 96% избирателей. Кандидаты от ГФ и ОПН победили с большим преимуществом, получив более 46% голосов и большинство в федеральном собрании. Коммунисты оказались на втором месте, набрав почти 14% голосов, а коалиция из группировок христианских демократов заняла третье место. 5 июля 1990 новое федеральное собрание переизбрало Гавела на пост президента республики на двухлетний срок, а Дубчека – на пост председателя собрания.

В конце лета и осенью 1990 проходили переговоры между представителями Чехии и Словакии, закончившиеся подписанием конституционного акта о передаче основных полномочий республикам. В марте 1991 ОПН раскололась, и наиболее многочисленная из отколовшихся групп оформилась в партию Движение за демократическую Словакию (ДЗДС). Вскоре после этого произошел раскол в рядах ГФ с образованием трех группировок, в том числе Гражданской демократической партии (ГДП). В июне 1991 переговоры между лидерами Чехии и Словакии возобновились, но руководство ГДП уже понимало, что они ни к чему не приведут, и обратилось к рассмотрению варианта «бархатного развода».

В июне 1992 состоялись всеобщие выборы. ДЗДС получило большинство голосов в Словакии, а ГДП – в чешских землях. Предложение ДЗДС создать конфедерацию не встретило одобрения со стороны руководства ГДП. Несмотря на оппозицию со стороны большинства как чехов, так и словаков, ГДП и ДЗДС договорились о роспуске федерации в полночь 31 декабря 1992. 17 июля 1992 Словацкий национальный совет провозгласил суверенитет Словакии. Президент Гавел подал в отставку. Предложение провести референдум по вопросу о роспуске федерации было отклонено ГДП, недовольной тем, что граждане Словакии, принявшие участие в голосовании в июне, уже решили этот вопрос за ДЗДС. В октябре федеральное собрание передало большую часть государственных полномочий республикам. 25 ноября 1992 федеральное собрание ЧСФР с перевесом в три голоса приняло Закон о прекращении существования чехословацкой федерации. В полночь 31 декабря 1992 ЧСФР прекратила свое существование, а ее государствами-преемниками с 1 января 1993 стали Чешская Республика (ЧР) и Словацкая Республика (СР).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»