Система государственного управления. Система органов управления Россией в первой половине XIX века

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Все народы Российской империи являлись подданными монарха. Мужское население (от 20 лет) обязано было присягать на верность императору. Автономию имело Великое княжество Финляндское (1809—1917) и Царство Польское (1815—1830), а также Бессарабская область (1818—1873). Они сохраняли внутреннюю автономию, но не имели права вести самостоятельную внешнюю политику.
Основными административно-территориальными единицами дореформенной России оставались губернии и уезды. В начале XIX в. Россия делилась на 48 губерний, в каждую из которых в среднем входило 12 уездов. Каждый уезд делился на волости. В середине столетия Россия, благодаря территориальным приобретениям, делилась уже на 69 губерний и областей (часть присоединенных территорий на окраинах страны делилась на области).
В ряде случаев несколько губерний составляли генерал-губернаторства и наместничества.
Структура и функции системы государственных учреждений, созданных в XVIII — первой половине XIX в., получили законодательное оформление в Своде законов Российской империи (1832, 1842, 1857). Его издание имело большое значение, поскольку государственные учреждения получили правовые основы своей деятельности, а введение принципа «законности» в управление государством означало беспрекословное исполнение закона, изданного законодателем, и его проведение в жизнь всеми государственными структурами.
Усложнение задач управления страной вызвало необходимость создания высших государственных учреждений с более четким функциональным назначением: Государственного совета, Комитета министров, Совета министров, Собственной Его императорского Величества канцелярии, высших межведомственных комитетов и комиссий, а также превращения Сената в высший орган суда и надзора, создания министерств. В XIX в. прежде всего оформился законодательный механизм российской монархии. Законодательная инициатива принадлежала императору, разработка законопроектов происходила в министерских комитетах и комиссиях. Обсуждение законопроектов проводилось в департаментах и на общем собрании Государственного совета. После царской устной или письменной санкции законопроект становился законом, который обнародовался первым департаментом Сената.
Государственный совет был создан 1 января 1810 г. как высшее законосовещательное учреждение при царе (приложение 20). В его состав входили все министры, а также лица, назначаемые монархом пожизненно из высших сановников. Председателем Государственного совета являлся один из его членов по назначению императором (если же на заседаниях присутствовал царь, то он занимал место председателя).
Комитет министров — высшее административное и законосовещательное учреждение, коллегиальное совещание высших чиновников по всем вопросам государственного управления. Он был учрежден 8 сентября 1802 г. В него входили министры, главноуправляющие отдельными ведомствами, председатели департаментов Государственного совета (с 1810). До 1806 г. в Комитете министров председательствовал император. В 1806—1812 гг. в его отсутствие кресло председателя занимали члены Государственного совета по старшинству, проводя по четыре заседания каждый. В 1812 г. была учреждена должность председателя Комитета министров.
При всем многообразии законов, рассматривавшихся в Комитете министров, в первой половине XIX в. особое место занимали социальные вопросы — жалобы помещиков на крестьян, крестьянские волнения и т.п. Неофициально с осени 1857 г., а официально с ноября 1861 г. стал действовать новый правительственный орган — Совет министров, который состоял из министров, главноуправляющих, председателей Комитета министров, Государственного совета и ряда лиц, близких к монарху. Председателем Совета министров являлся император: ему принадлежало право выносить вопросы на рассмотрение. В отличие от Комитета министров, в ведении которого остались текущие административные дела, Совет министров рассматривал и обсуждал мероприятия общегосударственного значения. В него поступали материалы и заключения о работе отдельных комиссий, комитетов и учреждений, разрабатывающих законопроекты реформ, а также сведения о распоряжениях отдельных ведомств, требовавшие общего согласованного действия. Совет министров рассматривал годовые отчеты министров, а также их «всеподданнейшие» доклады с предложениями преобразований и реформ.
Одно из центральных мест в системе органов высших государственных учреждений занимал Правительствующий Сенат, изменивший свои функции и структуру. С учреждением в 1802 г. министерств Сенат превратился в высший орган суда и надзора, во главе которого стоял генерал-прокурор — эту должность занимал министр юстиции. По указу 1805 г. Сенат делился на девять (позже на 12) департаментов. Для рассмотрения крупных политических процессов создавались высшие чрезвычайные органы: Верховная следственная комиссия и Верховный уголовный суд по делу декабристов в 1826г., Верховная военно-следственная комиссия по делу петрашевцев в 1849 г.
Священный Синод — высший законосовещательный административный и судебный орган управления Русской Православной Церковью, состоявший из шести—семи высших духовных иерархов (коллегия Синода), — был связан со светской властью через обер-прокурора. Обер-прокурор (из числа военных или гражданских лиц) назначался императором и осуществлял надзор за деятельностью Синода. Он имел канцелярию, в которой решались все наиболее важные вопросы по делам Церкви. На протяжении XIX в. значение коллегии Синода уменьшалось, а роль обер-прокурора, напротив, возрастала. Постепенно он превратился в своеобразного министра по духовным делам.
Большую роль в системе органов власти в первой половине XIX в. стала играть Собственная Его императорского Величества канцелярия, которая возникла в конце XVIII в. как личная канцелярия Павла I. Общегосударственные функции она приобрела при Александре I в 1812 г. Ее окончательная структура определилась позже и включала в себя шесть отделений. / отделение ведало назначениями, наградами, увольнениями и пенсионными делами высших чиновников. // отделение занималось кодификацией законов. Именно в нем под руководством М.М. Сперанского (рис. 9.2) в 1828—1830 гг. было подготовлено и издано Полное собрание законов Российской империи, состоявшее вначале из 45 томов (последний — 55-й том Собрания был издан в 1883 г.). Действующее законодательство уместилось в 15 томах, в которых законодательные нормы распределены по восьми разделам. Последующие издания Свода были предприняты в 1842 и 1857 гг.
3-е отделение императорской канцелярии являлось, прежде всего, органом политического сыска и следствия, но имело гораздо более широкую компетенцию. Оно составляло ежегодные отчеты, содержавшие обзоры общественного мнения, осуществляло надзор за иностранцами, приезжавшими в Россию, за религиозными сектами, боролось с фальшивомонетчиками, заведовало общегосударственными тюрьмами, рассматривало крестьянские дела, контролировало деятельность центральных и местных органов власти. Органы государственного управления в России в начале 19 века.
Заведовал отделением начальник (он же шеф жандармов). Исполнительными органами III отделения были подразделения и воинские соединения корпуса жандармов (1827), преобразованного в 1836 г. в отдельный Корпус жандармов. Аппарат Корпуса к 1850 г. состоял из штаба, нескольких окружных жандармских генералов, подчиненных им жандармских штаб-офицеров, жандармских дивизионов в Петербурге, Москве и Варшаве, 126 команд, расквартированных по всем губерниям, и жандармского полка.
IV отделение было создано из канцелярии императрицы Марии Федоровны (жены Павла I). Оно занималось благотворительными учреждениями (детскими приютами, сиротскими домами и т.п.), женскими учебно-воспитательными учреждениями и некоторыми специальными учебными заведениями (в том числе Царскосельским лицеем), находившимися под покровительством царской семьи.
V и VI отделения считались временными. V отделение было учреждено в 1835 г. для реформирования государственной деревни. Оно сохранилось и после учреждения Министерства государственных имуществ и осуществляло контроль за деятельностью этого Министерства. VI отделение появилось в 1843 г. для управления присоединенными к России территориями Кавказа и разработкой административной реформы на этих землях.
Высшие комитеты являлись временными объединениями, включавшими особо доверенных высших сановников, наделенных большими полномочиями. Комитеты подразделялись на несколько групп:
1) по разработке мер по укреплению государственного аппарата;
2) крестьянские комитеты;
3) комитеты по проведению внутриполитических мероприятий;
4) комитеты по высшему руководству управлением отдельными национальными окраинами.
Центральными исполнительными органами управления являлись министерства. Первые из них (всего восемь) было создано по Манифесту от 8 сентября 1802 г. Каждое министерство имело одинаковую структуру: во главе — министр с товарищем (заместителем), при министре образовывались канцелярия и совет. Аппарат министерства состоял из нескольких департаментов, которые делились на отделения, а те, в свою очередь, — на столы. Вся деятельность министерств строилась на принципе единоначалия, поскольку министры назначались императором и были подотчетны только ему.
Во второй половине 1830-х гг. большинство министров получило право еженедельных докладов императору. Министры по должности были членами Комитета министров и Государственного совета и должны были присутствовать в Сенате. Закон предписывал министерствам подавать обязательные ежегодные финансовые отчеты в Министерство финансов и Государственный совет, а о желании усовершенствовать свою работу сообщать самому царю. В последующие десятилетия (до 1861) в этой системе произошли заметные изменения. К 1860 г. в России существовало девять министерств и три главных управления. В министерствах происходили частые реорганизации департаментов, нередко их передавали из одного ведомства в другое. Кроме департаментов, во многих министерствах создавались главные управления и столы для более оперативного делопроизводства.
С начала XIX в. в России сложилась ведомственная (линейная) система управления: все местные должностные лица, кроме наместников и генерал-губернаторов, были закреплены за соответствующими министерствами и ведомствами. Например, МВД были подчинены местная администрация, полиция (тюремные учреждения), жандармерия, приказы общественного призрения, губернские и областные статистические комитеты, продовольственное дело.
Главой местной администрации являлся губернатор. Он назначался непосредственно императором по представлению министра внутренних дел, которому губернатор непосредственно подчинялся, но был обязан подавать на «высочайшее имя» ежегодные отчеты о состоянии дел в губернии. Губернаторы именовались двояко: гражданский губернатор или военный губернатор. Функции их были одинаковы, за исключением того, что военному губернатору, кроме администрации и полиции, подчинялись воинские части и военные учреждения на территории губернии. С конца 1840-х до начала 1850-х гг. существовал институт генерал-губернаторов (в столицах и на окраинах), стоявший вне губернской администрации. Генерал-губернаторы назначались в чрезвычайных ситуациях и подчинялись непосредственно императору. Ясно, что наличие генерал-губернаторов умаляло роль и значение губернаторов обычных.
Губернатору были подчинены канцелярия, губернское правление, приказы общественного призрения, ряд комиссий, комитетов и присутствий. Характерно усиление власти губернаторов, рост их влияния на местные органы всех ведомств, недаром в государственных бумагах губернатор назывался «хозяином губернии». Он не только обладал административными функциями, его власть распространялась и на судебные органы: губернатор наблюдал за их деятельностью, производил ревизию судебных мест и утверждал приговоры уголовных палат. Основным учреждением губернии являлось губернское правление — коллегиальное учреждение под председательством губернатора.
В первой половине XIX в. главой административно-полицейской власти в уезде являлся капитан-исправник, который выбирался 1 раз в три года губернским дворянским собранием. При нем находилось полицейское управление, называемое земским судом. В состав земского суда, кроме капитана-исправника и четырех-пяти дворянских заседателей (также избираемых губернским дворянским собранием), с 1830-х гг. входили два заседателя от государственных крестьян. В уездном городе охрана тишины и порядка возлагалась на городничего. В 1837 г. были учреждены станы как полицейская территориальная единица в уезде (по два на уезд). В каждый стан губернатор назначал становых приставов, которые при осуществлении своих полицейских функций опирались на сельскую выборную полицию удельных и государственных крестьян — сотских и десятских, а также на вотчинную полицию помещиков. Центром стана являлось местечко или заштатный город.
В ходе реформы государственной деревни П.Д. Киселева в 1837 г. для управления волостью были созданы органы крестьянского самоуправления. Учреждались волостной сход, волостное правление и волостная расправа, подчинявшиеся губернским палатам Министерства государственных имуществ. Волости в свою очередь подразделялись на сельские общества.
Неким придатком к местной администрации и полиции была дореформенная судебная система. В каждой губернии сохранились учрежденные губернской реформой 1775 г. общесословные суды — палаты уголовного и гражданского суда, председателем которых с 1831 г. избирались дворяне. Произвол администрации и полиции, сословная неполноценность обвиняемых, отсутствие института адвокатуры, взятки и незаконные поборы, волокита в судебных делах, сложность судопроизводства — все это к середине XIX в. вызывало недовольство во всех слоях общества. Внешняя европеизация политических институтов и правовая регламентация бюрократического управления не изменили практики самодержавного режима. Отношение к народу как к объекту власти являлось неотъемлемой чертой российского самодержавия.

Развитие государственной системы.
Эволюция государственной системы, сформированной в первой четверти XVIII века, происходила в
течение всего столетия. Определенно наметились дальнейшая централизация и бюрократизация
государственного аппарата, параллельно углублялась специализация отдельных органов власти и управления.
Установившаяся в последнюю четверть XVIII в. и доведенная до крайности в конце века военно-полицейская
диктатура не вызывала "успокоения" страны. Неудовлетворенные внутренней и внешней политикой Павла I
дворянские верхи устранили его путем дворцового переворота. Этот переворот был последним в истории
российского абсолютизма, что свидетельствовало об известной внутренней консолидации класса-сословия
помещиков-дворян, вызванной опасностью массовых крестьянских волнений. До 1801 г. в качестве высшего
совещательного органа действовал Совет при высочайшем дворе, его сменил Непременный совет, состоявший из
12 членов, который просуществовал до 1810 г. В 1810 г. в качестве высшего законодательного органа был создан
Государственный совет.
Председателем Государственного совета являлся император. Численность органа колебалась от 40 до 80
членов. Члены совета назначались императором или входили в него по должности(министры) .
Государственный совет состоял из пяти департаментов - департамент законов, дел военных, дел
гражданских и духовных, государственной экономии и дел Царства Польского (создан в 1831 г.) В 20-х гг. XIX в.
Государственный совет утратил свою монополию на законотворчество. Эта работа с 1826 г. сосредотачивается в
Собственной Его Величества канцелярии, в специальных комитетах и министерствах.
Канцелярия стала органом, возглавившим всю систему центральных отраслевых органов
государственного управления. Канцелярия состояла из шести отделений, которые были образованы с 1826 по
1842 гг.
Первое отделение контролировало деятельность министров, министерств, готовило законопроекты,
ведало назначением и увольнением высших чиновников.
Второе отделение осуществляло кодификационные работы, проводило обобщение юридической практики.
Третье отделение было создано для руководства борьбой с государственными преступлениями.
Четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.
Пятое отделение было специально создано в 1836 г. для подготовки проекта реформы по управлению
государственными крестьянами.
Шестое отделение занималось подготовкой материалов, относящихся к управлению территорией Кавказа.
Сенат утвердился как высший судебный орган государства. Все департаменты Сената превратились в
высшие апелляционные инстанции для судов губерний.
Дальнейшая централизация государственного управления потребовала пересмотра системы отраслевых
органов государственного управления. В 1802 г. был принят манифест "Об учреждении министерств" и было
образовано 8 министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел,
финансов, коммерции, народного просвещения.
В задачи министерств входила организация "сношений с местами", подготовка справок о текущих делах и
отчетов. В 1811 г. издается "Общее учреждение министерств" - документ, подготовленный М. М. Сперанским. На
основании этого акта власть министров определялась как высшая исполнительная, непосредственно
подчиненная верховной императорской власти.
С начала XIX в. правительство было вынуждено проводить соответствующий историческому развитию
путь лавирования, обещаний и реформ. Реформы приспособили политический строй России к буржуазным
отношениям, укрепили высший и центральный государственный аппарат, теснее связали его с местными
учреждениями.



Правовое положение церкви.
Правительство стремится создать собственный идеологический аппарат и окончательно подчинить ему
бюрократизированное духовенство. Церковных иерархов предполагалось устранить от управления церковью в
центре и на местах, передав управление государственному органу. В 1817 г. создается Министерство духовных
дел и народного просвещения, которому передавались административные функции Синода, устанавливался
контроль за его судебной деятельностью. Синод подчинялся Министерству духовных дел.
В ведение обер-прокурора Синода передаются некоторые вопросы, ранее рассматриваемые самим
органом. В 30-е гг. в непосредственное ведение обер-прокурора переходят канцелярия Синода и комиссия
духовных училищ. В 1836 г. создаются особая канцелярия обер-прокурора Синода и хозяйственный комитет,
подчиненный обер-прокурору. Все исполнительные органы Синода оказались подчиненными одному лицу, а
высший орган церковного управления оказался изолированным от местного аппарата, утратившим
хозяйственные, финансовые и административные функции, перешедшие к светским органам и чиновникам.
Государство стремилось организационно и административно подчинить себе церковь, сохранив ее в качестве
идеологической системы и центра.

Особенности управления окраинами.
Система управления окраинами России характеризовалась "особенным" административно-
территориальным делением (наместничества, генерал-губернаторства, области, округа, магалы) и наличием
"особенных" специфических, нередко только для данной окраины, учреждений и должностных лиц.
Специфика управления отдельными окраинами определялась местными задачами царизма. Например, на
Кавказе она была вызвана частыми войнами с Турцией и Персией и почти постоянным состоянием войны с
горскими народами, в Польше - необходимостью укрепления западных границ и угрозой восстания и т.п.
"Местные" задачи военного подавления окраин требовали предоставления администрации этих окраин широкой
самостоятельности в действиях, известной "независимости" от центральных, а порой и высших
правительственных учреждений.
Во главе генерал-губернаторства стоял генерал-губернатор, наделенный обширнейшими
административными, хозяйственными, финансовыми и судебными полномочиями. Его деятельность
контролировалась советом из назначенных царем чиновников. В каждой губернии администрация возглавлялась
губернатором, при котором действовал совещательный совет. Губернатор управлял губернией с помощью
губернского правления. В губернии действовали казенная палата и губернский суд. Губернии подразделялись на
округа. Во главе управления округом стоял окружной начальник, при котором был совещательный окружной
совет из чиновников округа.
Полицией округа заведовал земский исправник, возглавлявший земский суд. Кроме того, в каждом округе
был окружной суд и окружное казенное управление; в городах полицией руководил городничий. Личный состав
учреждений был назначаемым. Хозяйственное управление города осуществлялось сословной думой, состоявшей
из головы и двух-трех заседателей. Управление в малолюдных городах состояло из городничего и выборного
старосты.

Кодификация русского права.
Реформы, в системе центральных органов власти и управления сопровождались развернутой
кодификацией русского права. Основные направления работы были намечены в деятельности Уложенной
комиссии Екатерины II.
С воцарением Александра I изменились задачи кодификации, которые формулировались следующим
образом: а) законы должны утверждаться на "непоколебимых основаниях права"; б) они должны определять все
части государственного управления, пределы компетенции государственных органов, права и обязанности
подданных в соответствии с "духом правления, политическим и естественным положением государства и
народным характером"; в) они должны располагаться по строгой системе; г) они должны содержать в себе
правила для отправления правосудия.
Комиссии поручалось составить общие государственные законы, действующие на территории всей
России. Из массы действующих законов следовало выбрать те, которые "наиболее полезны для блага народа и
соответствуют духу нации и естественным условиям страны".
Комиссию возглавил Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) , крупнейший государственный
деятель, занимавший ряд важных государственных постов (директор департамента Министерства внутренних
дел, статс-секретарь царя, государственный секретарь) . В октябре 1809 г. Сперанский составил план
государственных преобразований - "Введение к уложению государственных законов". В этом проекте
Сперанский рекомендовал царю дать стране конституцию, которая должна будет только "облечь правление
самодержавное всеми, так сказать, внешними формами закона, оставив, в сущности, ту же силу и то же
пространство самодержавия" В основу государственного устройства Сперанским был положен принцип
разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с самых нижних
звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания
нескольких уровней во главе с Государственной думой - всероссийским представительным органом. Дума
должна была давать заключения по законопроектам, представленным на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты
министров.
Все власти - законодательная, исполнительная и судебная соединялись в Государственном совете, члены
которого назначались царем. Если в Государственном совете возникало разногласие, царь по своему выбору
утверждал мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить в действие без обсуждения в
Государственной думе и Государственном совете.
Реальная законодательная власть по проекту Сперанского оставалась в руках царя. Но Сперанский
подчеркивал, что суждения Думы должны быть свободными, они должны выражать "мнение народное". В этом и
заключался его принципиально новый подход: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под
контроль общественного мнения. Ибо безгласность народа открывает путь к безответственности властей.
По проекту Сперанского избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землей
или капиталами, включая государственных крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в
выборах не участвовали, но пользовались важнейшими гражданскими правами. Главное из них Сперанский
сформулировал так: "Никто не может быть наказан без судебного приговора". Это должно было ограничить власть
помещиков над крепостными.

Осуществление проекта началось в 1810 г., когда был создан Государственный совет.

В новых экономических условиях широкое распространение получает договор товарищества.
Предусматривались следующие их виды: 1) товарищество полное (члены товарищества отвечают за его сделки
всем своим имуществом) ; 2) товарищество на вере или по вкладам (часть членов, "товарищи", отвечают всем
своим имуществом, часть, "вкладчики", - только сделанными вкладами) ; 3) товарищество по участкам или
компания на акциях; 4) товарищество трудовое или артель (члены связаны круговой порукой, имеют общий счет)
.
Для возникновения товарищества требовалась регистрация (для возникновения акционерного общества -
разрешение правительства) .

В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в России совершился последний дворцовый переворот. Заговорщики из высшей петербургской знати убили императора Павла I. На российский престол взошел его старший сын Александр. Молодой 23-летний император был сложной и противоречивой натурой. Это объяснялось врожденными чертами его характера и теми условиями, в которых он воспитывался. В раннем детстве Екатерина II оторвала цесаревича от семьи отца, лично следила за его образованием и воспитанием. Александру приходилось лавировать между отцом и бабкой, лукавить и скрывать свои истинные чувства. Одни современники отмечали его лицемерие и неискренность. А. С. Пушкин дал ему весьма образную характеристику: «Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой…» Другие отмечали приветливость, умение очаровывать, притягивать к себе людей. Александр получил блестящее для того времени образование. Его учителями были выдающиеся писатели и ученые России. Наставником будущего императора был швейцарский политический деятель Ф. Лагарп, республиканец, противник рабства, приверженец идей французского просветительства, которые он пытался привить своему ученику. Несомненно, что в первые годы своего правления Александр хорошо видел политическое и экономическое отставание России от передовых европейских государств, думал о возможности и необходимости некоторой модернизации страны. Однако его политическое сознание с возрастом значительно изменилось. Либерал в первые годы царствования, он постепенно превращался в консервативного и даже в последние годы жизни реакционного политика. Его глубокая религиозность, доходившая до мистицизма, отразилась в конкретных внутри- и внешнеполитических действиях в 1815-1825 гг.

Эра либерализма

Вступив на престол, Александр не рискнул прямолинейно проводить деспотическую политику. Первые его внутриполитические мероприятия были связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I, вызывавших возмущение не только петербургской аристократии, но и широкой русской общественности. Он выступил против деспотизма и самодурства отца, обещал проводить политику «по законам и сердцу» своей бабки Екатерины II. В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе. Александр восстановил отмененныe Павлом Жалованные грамоты дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям, которые подверглись преследованиям при Павле. Был вновь разрешен свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентации в быту, одежде, общественном поведении и т. д. Эти меры создали Александру славу либерала.

В начале царствования Александр дал понять, что намерен провести реформы по самым насущным общественно-политическим проблемам. В 1801 г. был образован Непременный совет - совещательный орган при императоре, состоявший большей частью из деятелей екатерининской эпохи. Однако основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет. В него вошли молодые друзья царя - граф П. А. Строганов, польский князь А. Е. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей и граф Н. Н. Новосильцев. Проекты, которые они разрабатывали, не привели к коренным реформам. Дело ограничилось некоторыми частными преобразованиями, которые лишь слегка подновили фасад Российской империи.

Реформы государственного управления

К началу XIX в. коллегии, созданные еще при Петре I как главные органы исполнительной власти, утратили свою роль и, по существу, перестали функционировать. В связи с этим в 1802 г. они были заменены министерствами. В результате значительно усилилась центральная исполнительная власть. Реформа завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были еще более четко разграничены. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учрежден Комитет министров.

В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим административным судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его роль в законотворческой деятельности выражалась в том, что он получил право делать императору «представления» по поводу устаревших законов, а также участвовать в обсуждении новых.

Введение принципа единоначалия затронуло и управление православной церковью, которая по-прежнему была подчинена государству. Духовными делами ведал Святейший синод, члены которого назначились императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, очень близкий к царю из военных или гражданских чиновников. Его роль и полномочия все больше усиливались. При Александре I должность обер-прокурора исполнял в 1803-1824 гг. князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 г. также и министром народного просвещения.

Наиболее активным сторонником идеи реформы системы государственного управления был статс-секретарь Непременного совета М. М. Сперанский (1772-1839). Сын бедного сельского священника, он благодаря своему выдающемуся уму, энергии и необычайной работоспособности быстро сделал блестящую служебную карьеру, стал одним из первых лиц в государстве. М. М. Сперанский разработал проект реформы государственного управления. Ее осуществление могло бы способствовать началу конституционного процесса в России. В его проекте - «Введение к уложению государственных законов» - намечался принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти путем созыва представительной Государственной думы и введения выборных судебных инстанций. Одновременно он считал необходимым создать Государственный совет, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного управления. Все вновь предложенные органы осторожный М. М. Сперанский наделял лишь совещательными правами и отнюдь не покушался на полноту самодержавной власти.

Против либерального проекта М. М. Сперанского выступила консервативно настроенная часть дворян, которая увидела в нем опасность для самодержавно-крепостнической системы и для своего привилегированного положения. Идеологом консерваторов стал известный писатель и историк Н. М. Карамзин. В записке «О древней и новой России», адресованной царю, он настаивал на сохранении старых порядков, понимая под этим незыблемость самодержавия и крепостничества.

В практическом плане реакционную политику проводил близкий к Александру граф А. А. Аракчеев, который в отличие от М. М. Сперанского стремился к укреплению личной власти императора путем дальнейшего развития бюрократической системы. Борьба между либералами и консерваторами закончилась победой последних. М. М. Сперанский был отстранен от дел и отправлен в ссылку.

Единственным результатом реализации планов М. М. Сперанского было учреждение Государственного совета в 1810 г., который состоял из министров и других высших сановников, назначаемых императором. Ему были приданы совещательные функции при разработке новых законов и толковании смысла уже изданных. Государственный совет распределял также финансовые средства между министерствами и рассматривал годовые отчеты министров до их предоставления императору. (С такими функциями Государственный совет просуществовал до 1906 г.)

Реформы 1802-1811 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они лишь усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. Как и прежде, император обладал верховной законодательной и исполнительной властью.

В последующие годы реформаторские настроения Александра I отразились во введении Конституции в Царстве Польском (1815), сохранении сейма и конституционного устройства в Финляндии, присоединенной к России в 1809 г., а также в создании Н. Н. Новосильцевым по поручению царя «Уставной грамоты Российской империи» (1819-1820). В проекте предусматривалось разделение ветвей власти, введение представительных органов, равенство всех граждан перед законом и федеративный принцип государственного устройства. Однако все эти предложения остались на бумаге.

Аракчеевщина

В последнее десятилетие правления Александра I во внутренней политике все больше ощущалась консервативная тенденция. По имени ее проводника она получила название «аракчеевщина». Это была политика, нацеленная на упрочение абсолютизма и крепостного права. Она выражалась в дальнейшей централизации и мелочной Регламентации государственного управления, в полицейско-репрессивных мерах, направленных на уничтожение свободомыслия, в «чистке» Университетов, в насаждении палочной дисциплины в армии.

Наиболее ярким проявлением аракчеевщины стали военные поселения - особая форма комплектования и содержания армии. Цель создания военных поселений - добиться самообеспечения и самовоспроизводства армии, облегчить для бюджета страны тяжесть содержания огромной армии в мирных условиях. Первые попытки их организации относились к 1808-1809 гг., но в массовом порядке их начали создавать в 1815-1816 гг. В разряд военных поселян переводились казенные крестьяне Петербургской, Новгородской, Могилевской и Харьковской губерний. Здесь же расселяли солдат, к которым выписывались их семьи. Жены становились поселянками, сыновья с 7 лет зачислялись в кантонисты, а с 18 - в действительную военную службу. Все они своим трудом должны были добывать себе пропитание, выполняя обычные сельскохозяйственные работы, и одновременно нести военную службу. Вся жизнь семьи крестьянина была строго регламентирована. За малейшее нарушение распорядка следовало телесное наказание. Торговля, промыслы, контакты с внешним миром категорически запрещались. В поселениях царил произвол местного начальства. Главным начальником над военными поселениями был назначен А. А. Аракчеев. Крестьяне и передовые люди России с возмущением встретили введение военных поселений, но Александр твердо заявил, что «военные поселения будут во что бы то ни стало». К 1825 г. около трети солдат было переведено на поселение. Однако затея с самоокупаемостью армии провалилась. На организацию поселений правительство тратило огромные деньги. Военные поселяне не стали особым сословием, расширившим социальную опору самодержавия, наоборот, они волновались и бунтовали. Правительство от этой практики в последующие годы отказалось.

Александр I умер в Таганроге в ноябре 1825 г. Детей у него не было. Из-за неясности в вопросе о престолонаследии в России создалась чрезвычайная ситуация - междуцарствие. В ходе переговоров между вторым сыном императора Павла Константином, жившим в Варшаве в качестве наместника Царства Польского, и его братом Николаем в Петербурге выяснилось, что Константин давно уже отрекся от престола, так как был женат на польской княгине Лович. Но об этом отречении знали немногие, поэтому Сенат и армия присягнули Константину. К середине декабря вопрос о престолонаследии был решен. Российским императором стал третий сын Павла - Николай.

Император Николай I (1825-1855)

Личность нового императора неоднозначно оценивалась современниками. Приближенные восхищались его необыкновенной работоспособностью, скромностью в быту. Радикальные общественные деятели XIX в. оставили весьма резкие отзывы, называя его тираном и деспотом с кругозором «ротного командира». Николая не готовили к управлению Россией. Его интересовало главным образом военное дело, особенно внешняя сторона - парады, маневры и муштра. А. И. Герцен называл его солдатом «по призванию, по образованию, по наружности и по внутренности». Однако природный ум и железная воля, умение подбирать способных исполнителей его предначертаний дали Николаю возможность достаточно эффективно управлять государством. Свою деятельность на троне он рассматривал не как право, а как обязанность, данную ему по праву рождения. Цель своей политики он видел в укреплении внутреннего и внешнего положения России, в недопущении в нее революционной «заразы». Свое программное заявление: «Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни, пока… я буду императором» он осуществлял реальными политическими мероприятиями.

Вырабатывая свой внутриполитический курс, Николай I не мог не видеть углублявшегося экономического и социально-политического отставания России от передовых западно-европейских стран. Не мог он также не учитывать недовольство крестьян, выливавшееся в восстания и бунты, и подъем общественно-политического движения, проявившийся в формировании либеральной оппозиции и развитии революционной традиции. Европейские буржуазные революции, окончательная ломка абсолютистских режимов, выход на политическую арену новых социальных слоев, общая либерализация государственного строя во многих странах - все это также оказывало большое влияние на мировоззрение и деятельность российского императора. Поэтому в Манифесте по случаю коронации (лето 1826 г.) Николай обещал провести усовершенствование внутреннего состояния государства. Он призвал население довериться правительству и ждать, когда оно само решит, что, как и когда следует сделать. Однако царь очень своеобразно понимал направление этих усовершенствований.

При Николае I роль Государственного совета как законосовещательного органа значительно уменьшилась. Все высшие бюрократические посты занимали любимцы царя, лично ему преданные свитские генерал и флигель-адъютанты. Широко практиковалось создание секретных комитетов для разработки различных законопроектов. Эти комитеты подчинялись лично царю. Система министерств, созданная при Александре I, была частично подменена разросшейся Собственной Его Императорского Величества канцелярией. Она разделялась на несколько отделений, ведавших политическими, общественными и духовными делами страны. Особое место занимало III отделение С. Е. И. В. канцелярии и объединенный с ним в 1827 г. корпус жандармов. К территориально-административному делению России были добавлены жандармские округа, что повышало эффективность политического сыска внутри страны. III отделение имело свою сеть агентов и в России, и за ее пределами.

В годы правления Николая I армия чиновников выросла до 70 тыс. человек. Половину из них составляли военные. Бюрократическая система охватила всю страну от центра до самых мелких территориальных единиц (уезд, волость, стан).

Бюрократизация имела двоякий результат. С одной стороны, она действительно на какое-то время могла обеспечить больший порядок в стране. С другой стороны, она привела к пробуксовыванию государственного механизма, к волоките, коррупции, казнокрадству и взяточничеству.

Как и его предшественники, Николай I проводил продворянскую политику. Ряд его указов способствовал консолидации господствовавшего сословия. При нем было ограничено получение дворянства выходцами из других сословий. С этой целью в 1832 г. был введен институт «почетных граждан». Правительство стремилось все служебные посты в центральных и местных органах власти предоставлять исключительно дворянам.

Кодификация законов

Николай I твердо верил, что неукоснительное следование всех подданных букве закона обеспечит порядок в стране. Поэтому в его царствование была проведена кодификация (упорядочение) архаичного и запутанного российского законодательства. Эта работа была поручена возвращенному из ссылки М. М. Сперанскому. Он намеревался собрать и классифицировать все имевшиеся законы, создать на этой основе принципиально новую систему законодательства. Однако консервативные тенденции во внутренней политике вынудили его ограничиться более скромной задачей. Под его руководством были обобщены законы, принятые после Соборного уложения 1649 г. Их опубликовали в 1830 г. в «Полном собрании законов Российской империи» (45 томов). В отдельный «Свод законов» (15 томов) в 1832 г. были помещены действующие законы, соответствовавшие правовому положению в стране. Все это также было направлено на усиление бюрократизации управления.

В целом высшее государственное управление России перестраивалось в первой половине XIX в. по линии укрепления личной власти царя и усиления централизации. Проведенные преобразования не затронули основ самодержавного строя. Созданная в первой половине XIX в. система государственного управления просуществовала небольшими изменениями вплоть до начала XX в.

Вначале 19 века со всей очевидностью проявляется кризис всей феодально-крепостной системы царской власти. Это вызвало попытку реформ социально-политического положения страны, внутренней политики, а также государственного аппарата, армии, судебной системы, то есть всех жизненнонеобходимых институтов страны.

В жизнь вторгаются капиталистические отношение. Если в 17-18 веке шел экстенсивный путь развития народного хозяйства, то в начале 19 века этот путь стал недостаточным. Истощение почвы, вырубка лесов, обмеление рек требовало дополнительных затрат труда. Это вызывало удорожание производства, продукции и рот цен. Рост цен на отечественную продукцию открывал путь для более дешевой промышленности и сельского хозяйства европейских стран на российский рынок. Конкурентная борьба вела к разорению российского предпринимательства.

С другой стороны, обилие незаселенной территории создавало предпосылки для дальнейшего экономического развития России, но крепостное хозяйство являлось той преградой, которая вела к кризису перепроизводства. Крепостное право мешало развитию.

1).Происходит разложение натурального хозяйства под воздействием развития товарно-денежных отношений.

2).Ослабляется прикрепление крестьян к земле в результате ряда разрешений, правительственных указов, выразившихся в системе отходничества.

3).Происходит сокращение крестьянских наделов за счет увеличения барской запашки в черноземных губерниях и развитие промыслов в нечерноземных губерниях.

4).Наблюдается падение производства барщинного труда, что вызвало задолженность помещиков перед государством.

5).Переход в отдельных хозяйствах на интенсивный метод ведения производства (многопольный севооборот, применение сельскохозяйственных машин, элитных сортов в растениеводстве и т.д.).

6).Происходит рост расслоения среди крестьян, неравенства; на этой почве появляются новые экономические отношения.

В промышленности произошли заметные изменения. Выросло количество капиталистических мануфактур, основанных на использовании вольного труда. В 30-40-е года в России начинается промышленный переворот - систематическое применение машинной техники. Начинается формирование новых социальных сил, способных осуществить этот переворот, то есть появление класса капиталистов и пролетариев. Российская буржуазия формируется из представителей дворянства, купцов, зажиточных крестьян (Морозов, Рябушинский).

В первой половине 19 века наблюдается индустриальный рост городов, таких как Петербург, Рига, Москва, Харьков, Екатенринослав. Рост населения городов в 2-2,5 раза превышает рост населения.

В России появляются новые виды транспорта: в 1815г. появляется первый пароход “Елизавета”; к 1825г. было построено 367 верст шоссейных дорог; в 1837г. была открыта первая железная дорога Санкт-Петербург - Царское село, а в 1843-51 годах построена железная дорога, связывающая Москву и Северную Пальмиру (Петербург).

Появляется во внутренней торговле иностранная магазинная торговля и постоянные ярмарки. Вывоз из России превышал ввоз. Из нее вывозили хлеб, лен, кожи, щетину, лес, мед и многие другие товары. Если в начале 19 века вывозили 19,9 млн. пудов хлеба, то в 60 года вывозилось уже 69 млн. пудов.

Этот процесс первоначального накопления капитала виден и в развитии средств производства, на фабриках и заводах все больше применяется машинная техника.

Если в европейские государства создавали свое экономическое могущество за счет ограбления колоний, то в России рост капитала шел за счет системы откупов, внешних займов. Россия неотвратно шла к капитализму и отмене “тормоза” - крепостного права.

Внутренняя политика.

Внутренняя политика России формировалась под влиянием развития капиталистических отношений внутри страны и международных событий, происходивших в Европе и Америке. Великая Французская революция и последующие за ней Наполеоновские войны и революции в Испании, Неаполитанском королевстве, Пьемонте, революция в Бельгии, Германии, войны за независимость в Латинской Америке не могли не отразиться на России.

Созданный в 1815г. после поражения Наполеона Священный Союз - это первая международная монархическая организация, направленная на сохранение монархических режимов управления странами. Общество явилось плодом реакции на развитие революционного движения.

Но в начале 19 века стало ясно, что старая система управления себя отжила, необходимы реформы, направленные на ликвидацию уродливых проявлений крепостничества, на обновление государственного строя, политических институтов, системы образования.

Александр I был воспитан вольнодумцем, адвокатом Фредериком Лагарпом, который был знаком с идеями просвещения и революции. Он был мягким, но хитрым человеком.

Александр I, воспитанный Лагарпом, стал противником деспотизма в молодые годы, он часто советовался со своим воспитателем насчет управления государством. Александр I был убежден в необходимости реформ сверху, сделал ставку на прогрессивное дворянство, считал необходимым просвещения масс. Александр I создал “непременный совет” и “негласный комитет”(граф Строганов, кн. Чарторыжский, Новосельцев, граф Кочубей). Александр проводил реформы по крестьянскому вопросу, системе государственного управления, системы образования. Царь попытался освободить крестьян от крепостной зависимости, но члены негласного комитета не поддержали его. Они считали проведение реформы несвоевременным и опасным в связи с непросвещённостью крестьян. Но были изданы указы, призванные смягчить крепостничество. Также был издан указ о вольных хлебопашцах. Помещикам разрешалось отпускать крестьян на волю с землей за выкуп по особому договору. Но за 25 лет царствования АлександраI получили свободу лишь 47.000 крестьян.

С 1801г. указом разрешалось недворянам (купцам, мещанам, государственным крестьянам) приобретать ненаселенные земли и вести на ней свое хозяйство с использованием наемного труда.

С 1804 по 1818г. была проведена крестьянская реформа в прибалтийских губерниях. Крестьяне здесь получили личную свободу, но без земли. С начала 19 века прекратилась раздача свободных крестьян помещикам. Государственные земли давались помещикам на определенный срок. С 1808-09г. запрещено продавать крестьян в розницу. Запрещалось ссылать крестьян в Сибирь за незначительные провинности.

Россия была в эти годы безграмотной страной. Развитие народного хозяйства тормозилось отсутствием образованных людей. Даже губернаторы порой были неграмотны. Реформой 1803-04 годов была создана единая система просвещения от начальной школы до университета. Создана четырехступенчатая система образования:

1).Приходские одно-классные школы для низших слоев общества, где обучали чтению, письму и закону божьему;

2).Трехлетние уездные школы;

3).Шестилетние губернские гимназии;

4).Университеты.

К университету приравнивался Царскосельский и Демидовский (в Ярославле) лицеи, высшие школы, Институт путей сообщения, Горный институт, военные училища и академии.

В 1804г. был принят цензовый устав. Это был наиболее демократичный устав, однако на практике не все проходило так гладко, как кажется.

При Александре I происходит преобразование органов управления. В 1802г. указом царя Сенат был провозглашен верховным органом империи, в его руках сосредотачивалась административная, судебная и контролирующая власть. Но законы принимают силу закона только после утверждения царем. Также в 1802г. происходит реформа исполнительной власти. В стране вводится министерства, административное управление. Учреждалось министерство иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, народного просвещения коммерции, военное и морское. Судебные функции у министерств были изъяты.

В 1809г. засвечивается проект преобразования власти Сперанского. В основе проекта лежит принцип разделения властей при независимой судебной власти. Согласно проекту, политические права должно было получит средне сословие - буржуазия. В основе положена идея о трансформации абсолютной монархии в буржуазную, и создание двухпалатного законодательного органа. На местах должны быть созданы выборные думы. Александр I признал проект удовлетворительным и полезным, но против выступили сановники России, и проект был отклонен. В 1810г. был лишь создан государственный совет, члены которого назначались царем. Особую ненависть со стороны правящих кругов к проекту Сперанского вызывал его проект финансовой реформы, в котором говорилось, что налоги должны платить все сословия.

После войны 1812г. с Францией царизм в России осуществил ряд реформ. С того года началась работа над проектом отмены крепостного права.

После смерти Александра I в 1825г. произошло восстание декабристов.

Схема 1. Система управления Древнерусским государством в X в.

Схема 2. Система управления Новгородской феодальной республикой («господином Великим Новгородом»)

1 Высший орган власти в Новгороде, собрание свободных горожан – владельцев дворов и усадеб.

Решало вопросы внутренней и внешней политики, приглашало князя, заключало с ним договор. На вече собирались посадник, тысяцкий и архиепископ.

2 Приглашался вечем.

3 Осуществлял управление и вершил суд, контролировал деятельность князя.

4 Возглавлял народное ополчение, вершил суд по торговым делам.

5 С 1156 г. – выборная должность. Возглавлял церковь в Новгороде, ведал казной республики и ее внешними сношениями.

6 Самоуправляющиеся территориально‑административные и политические единицы.

Схема 3. Высший, центральный и местный государственный аппарат России в XVII в.

Схема 4. Социально‑сословное представительство на Земских соборах XVII в.

Схема 5. Органы власти и управления в Российской империи в 20–70 гг. XVIII в.

Схема 6. Сословная структура Российской империи во второй половине XVIII в.

Схема 7. Органы власти и управления губернии и уезда в конце XVIII в.

Схема 8. Судебные учреждения губернии и уезда в конце XVIII в.

Схема 9. Управление городом в конце XVIII в.

Схема 10. Структура управления Российской империей в первой четверти XIX в.

1 Абсолютный монарх.

2 Сохранил свои функции высшего законосовещательного, административного и судебного правительственного учреждения по делам Русской православной церкви со времени Петра Великого.

3 «Хранитель законов» империи – высший орган надзора за соблюдением законодательства.

4 Учрежден в 1810 г. по инициативе М. М. Сперанского как высший законосовещательный орган. Председатель и члены назначались императором из влиятельных чиновников. По должности в состав Государственного совета входили министры.

5 Высшее административное учреждение, совещание императора с высшими чиновниками по вопросам управления государством. Создан одновременно с министерствами. Состоял из министров и главноуправляющих на правах министров. После учреждения Государственного совета его председатель и председатели департаментов Совета вошли в Комитет министров.

6 Общегосударственное высшее учреждение, орган, связывающий императора со всеми правительственными учреждениями по важнейшим вопросам внутренней политики. В ее составе было создано (в разные годы) 6 отделений. Особое место среди них занимало III отделение – орган политического сыска и следствия.

7 Центральные органы управления, созданные на основе единоначалия в 1802 г. взамен коллегиальных органов. Подверглись преобразованиям в 1810–1811 гг.

Схема 11. Высшие и центральные государственные учреждения Российской империи после 1905 г.

Схема 12. Высшие органы государственной власти и управления Российской империи в годы Первой мировой войны (1914–1917)

1 Верховным Главнокомандующим с июня 1914 г. был великий князь Николай Николаевич, в августе 1915 г. Николай II возложил эти обязанности на себя.

4 Совету министров 24 июня 1914 г. были предоставлены чрезвычайные полномочия: самостоятельно разрешать большинство дел от имени императора, утверждать всеподданнейшие доклады.

5 Особое совещание министров для объединения всех мероприятий по снабжению армии и флота и организации тыла при председателе Совета министров. Осуществляло высший надзор за деятельностью всех правительственных и частных предприятий, изготовлявших предметы боевого и материального снабжения фронта, содействовало созданию новых и перепрофилированию имеющихся предприятий, распределяло правительственные военные заказы и контролировало их исполнение. Обладало широкими полномочиями, вплоть до секвестра и реквизиции имущества.

Высшие правительственные учреждения под председательством министров, подотчетные только императору. Созданы в противовес общественным военно‑хозяйственным организациям.

Схема 13. Общероссийские общественные военно‑хозяйственные организации в 1914–1918 гг.

Схема 14. Высшие органы государственной власти и управления в России в феврале – октябре 1917 г.

1 Высший орган государственной власти, сформированный после Февральской революции. За время существования временного правительства сменилось четыре его состава. «Совет пяти» – орган государственного управления, коллегия пяти министров Временного правительства. Объявила Россию республикой. Перестала существовать с образованием 3‑го коалиционного Временного правительства.

3 Должность обер‑прокурора была упразднена (5 августа 1917 г.), а на основе его канцелярии и Департамента духовных дел иностранных исповеданий создано Министерство исповеданий.

4 В составе Сената были упразднены Верховный уголовный суд, Особое присутствие, Высший дисциплинарный суд.

5 Фактически бездействовал.

6 Создан на Демократическом совещании как постоянно действующий представительный орган всех российских партий до созыва Учредительного собрания. Был ограничен совещательными функциями. Распущен Петроградским ВРК.

7 Образован депутатами Государственной думы в ходе Февральской революции. Первого марта взял на себя функции органа высшей государственной власти, создал (по согласованию с Петросоветом) Временное правительство, затем действовал как представительный орган Думы (до 6 октября).

8 Создано в марте 1917 г. для предварительного рассмотрения законопроектов.

9 После Февральской революции сохранили свои задачи и функции.

10 Создан 21 июня для выработки общего плана организации народного хозяйства и мер по регулированию хозяйственной жизни.

11 Регулирующий орган для проведения отдельными ведомствами и учреждениями мероприятий по упорядочению хозяйственной жизни страны. Создан одновременно с Экономическим советом.

12 Учрежден 25 июля из пяти министров 2‑го коалиционного Временного правительства. Определенных функций не имел.

Схема 15. Высшие органы власти и управления РСФСР в 1918–1922 гг.

1 Высший орган государственной власти в РСФСР.

2 Высший орган законодательной, исполнительной и распорядительной власти в период между Всероссийскими съездами.

3 Постоянно действовавший оперативный орган ВЦИК, высший орган власти в период между сессиями ВЦИК.

4 Правительство Российской Республики. Осуществлял общее управление делами, издавал декреты, имеющие силу закона, координировал деятельность местных органов.

5 Постоянная комиссия СНК, чрезвычайный орган, осуществлявший мобилизацию всех сил в интересах обороны государства. В апреле 1920 г. преобразован в Совет труда и обороны, руководивший по окончании Гражданской войны экономической работой в стране.

6 Постоянная комиссия СНК. Рассматривал финансовые и экономические вопросы.

7 Единый орган руководства всеми военными учреждениями и вооруженными силами страны.

8 Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем. Первоначально на ВЧК возлагалось лишь расследование и предупреждение преступлений. После объявления «красного террора» осенью 1918 г.

ВЧК было предоставлено право расстрела на месте, без суда и следствия, любого подозреваемого.

9 Создана в составе народного комиссариата юстиции как орган надзора за соблюдением революционной законности. Прокурором Республики, как правило, являлся нарком юстиции либо его заместитель.

10 Образован в декабре 1917 г. как единый общеэкономический центр. После создания Совета рабочей и крестьянской обороны стал органом руководства промышленностью, капитальным строительством и автотранспортом. С 1920 г. окончательно складывается как промышленный наркомат.

Схема 16. Высшие и центральные органы власти и управления СССР в 1922–1936 гг.

1 Высший орган государственной власти в СССР.

2 Высший орган государственной власти между Всесоюзными съездами Советов.

3 Высший законодательный, исполнительный и распорядительный орган власти в период между сессиями ЦИК СССР.

4 Назначался Президиумом ЦИК СССР. Прокуроры союзных республик ему не подчинялись.

5 Исполнительно‑распорядительный орган ЦИК СССР, частично выполнявший и законодательные функции (подготовка и предварительное рассмотрение декретов и постановлений, которые выносились на обсуждение ЦИК СССР и его Президиума).

6 Создан при наркомате по военным и морским делам на правах коллегии. Председатель РВС СССР одновременно являлся наркомом.

7 Общесоюзный орган по охране государственной безопасности при СНК СССР. Упразднен после создания НКВД СССР, функции перешли к главному управлению государственной безопасности (ГУГБ) НКВД.

8 Объединенный (союзно‑республиканский) наркомат. Руководил промышленностью на всей территории СССР

9 Орган государственного контроля. Действовала совместно с Центральной комиссией ВКП(б) как единый партийно‑советский орган.

10 Руководил наркоматами, ведающими хозяйственными и оборонными вопросами, корректировал хозяйственные и финансовые планы.

11 Создано при СНК СССР. Возглавляло всю систему государственной статистики. В 1926 г. наделено правами наркомата. В 1930 г. ликвидировано как самостоятельное учреждение, вошло в Госплан СССР как Центральное управление народохозяйственного учета (ЦУНХУ).

12 Главное управление по делам литературы и издательств. Создан в 1922 г. Орган цензуры.

Схема 17. Высшие органы власти и управления CCCР по Конституции 1936 г.

1 Единственный общесоюзный законодательный орган, высший орган государственной власти в СССР. Состоял из двух палат. Сессия должна была созываться два раза в год. Верховный Совет избирал Президиум, образовывал правительство (СНК), назначал Верховный суд и Генерального прокурора СССР.

2 Высший законодательный и исполнительно‑распорядительный орган в период между сессиями Верховного Совета СССР. Избирался палатами и был им подотчетен. Постепенно полномочия Президиума расширялись. С 1938 г. он получил право объявлять военное положение в стране, контролировал работу подотчетных органов – правительства, Верховного суда, Генерального прокурора.

3 Высший орган государственного управления – правительство. Утратил законодательные функции и стал исполнительно‑распорядительным органом. Слагал свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом СССР, который на 1‑й сессии образовывал новое правительство. В 1944 г. было создано Бюро СНК для повседневного руководства подведомственными учреждениями и организациями (в 1953 г. преобразовано в Президиум). В 1946 г. СНК переименован в Совет Министров.

4 В 1946 г. переименованы в министерства.

5 Создан в ноябре 1937 г. вместо Совета труда и обороны как постоянная комиссия при СНК СССР. Орган оперативного хозяйственного руководства. Существовал до 1944 г.

Схема 18. Органы государственной власти и управления СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

1 В годы войны секретарь ЦК ВКП(б) И. В. Cталин сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Он одновременно являлся Председателем СНК, председателем ГКО (30 июня 1941 – 4 сентября 1945), возглавлял Ставку Верховного Главнокомандования (10 июля 1941 – сентябрь1945), был наркомом обороны (16 июля 1941 – сентябрь 1947), Верховным Главнокомандующим (8 августа 1941 – сентябрь 1945).

2 Чрезвычайный орган, возглавлявший все государственное, военное и хозяйственное руководство в стране.

3 25 июня 1941 г. Президиум принял решение отложить выборы в Верховный Совет СССР, полномочия депутатов которого истекали осенью 1941 г. Первые послевоенные выборы состоялись в марте 1946 г. Фактически система Советов была подчинена партийным комитетам разных уровней.

5 Рабочий орган Ставки Верховного Главнокомандования.

6 Создан в мае 1942 г.

7 Осуществляло общее руководство партийно‑политической работой в армии. Действовало на правах военного отдела ЦК партии.

Схема 19. Органы государственной власти и управления СССР по Конституции 1977 г.

1 Согласно статье 6 Конституции СССР 1977 г. КПСС признавалась руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций.

2 Республиканские, краевые, областные и другие партийные организации и их комитеты организовывали исполнение директив ЦК КПСС.

3 Высший орган государственной власти в СССР, возглавляющий единую систему Советов. Состоял из двух равноправных и равновеликих палат. Сессии ВС СССР созывались два раза в год.

4 Избирался по избирательным округам с равной численностью населения.

5 Избирался по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 – от каждой автономной республики, 5 – от автономной области, 1 – от автономного округа.

6 Высший орган государственной власти, постоянно действовавший в период между сессиями ВС СССР. Избирался на совместном заседании палат в составе Председателя Президиума, первого заместителя Председателя, 15 заместителей Председателя (по одному от каждой республики) и 21 члена Президиума ВС СССР. Был подотчетен ВС СССР.

7 Правительство СССР – высший орган государственного управления, формировался на 1‑й сессии ВС СССР нового созыва, был ответствен перед ВС СССР и подотчетен ему, в период между сессиями ВС СССР – подотчетен Президиуму ВС СССР. Имел право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ союзных республик.

8 Центральные органы государственного управления: 32 общесоюзных и 30 союзно‑республиканских министерств СССР, 6 общесоюзных и 12 союзно‑республиканских государственных комитетов СССР.

9 Правительства союзных республик. Были ответственны перед ВС союзных республик и подотчетны им. Имели право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ автономных республик, отменять распоряжения и решения исполнительных комитетов краевых, областных и нижестоящих народных депутатов.

10 Высшие органы власти в союзных республиках.

11 Возглавлял систему органов народного контроля, избирался ВС СССР сроком на 5 лет.

12 Высший судебный орган СССР, на который возлагался надзор за судебной деятельностью судов СССР. С 1979 г. выступал в качестве суда первой инстанции, рассматривал дела в порядке надзора и в кассационном порядке. Избирался ВС СССР сроком на 5 лет в составе Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей, кроме того, в его состав входили председатели Верховных судов союзных республик по должности.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»