Александр мень биография. Наталья Григоренко-Мень: Мы жили очень открыто

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В последние годы существования СССР имя Александра Меня было на слуху у даже людей, далеких от религии. Он был духовным наставником многих диссидентов советской эпохи, а его самого обвиняли в ереси. Трагическая гибель о. Александра до сих пор остается загадкой.


Родители одного из наиболее известных современных православных богословов были воспитаны в традициях иудаизма. Его отец, Владимир Георгиевич (Вольф Герш-Лейбович), родился в Киеве и получил начальное религиозное образование, однако всю последующую жизнь был далек от религии. Он окончил два высших учебных заведения и одно время был главным инженером Орехово-Зуевской ткацкой фабрики. Мать Александра Меня, Елена Семеновна Цуперфейн, происходила из интеллигентной семьи, родилась в Берне и в детстве долго жила за границей. Однако, еще будучи ученицей гимназии, она проявляла интерес к православию и даже посещала уроки Закона Божьего. Александр Мень появился на свет в Москве, 22 января 1935 года. Когда мальчику исполнилось полгода, мать вместе с ним приняла крещение в Истинно-Православной (Катакомбной) церкви, не признавшей главенства Московского патриархата и находившейся на нелегальном положении. Елена Мень неукоснительно выполняла православные обряды, хотя в те времена это могло привести к печальным последствиям. Впрочем, избежать репрессий семье не удалось – в 1941 году Вольф Мень был арестован, а затем отправлен работать на Урал.

Возможности получить высшее образование для сына репрессированного были не слишком высоки. Александр посещал детский биологический кружок, а затем поступил на охотоведческий факультет Московского пушно-мехового института. Там он познакомился со студенткой товароведческого факультета Натальей Григоренко, которая впоследствии стала его женой и надежной помощницей во всех делах. По воспоминаниям Натальи Федоровны, Алик Мень и внешне, и по поведению очень отличался от всех студентов. Он носил сапоги, галифе и широкополую шляпу, отрастил густую черную бороду, а в неизмененной сумке через плечо всегда лежала Библия (о чем знали немногие). Семья Григоренко не была религиозной, (хотя мать девушки пела в церковном хоре, за что не раз попадала в неприятности), однако воззрения Александра и его планы стать священником были ими восприняты с пониманием. В 1956 году состоялась свадьба, а в 1958 году, за несколько месяцев до выпуска, Александра исключили из института за религиозные убеждения.



После исключения Мень был рукоположен в диаконы и поступил на заочное отделение Ленинградской духовной семинарии. После окончания он служил священником в подмосковных храмах, затем поступил на заочное отделение Московской духовной семинарии, которое окончил в 1965 году. Несмотря на негативное отношение к верующим в те годы, семья Александра, которая проживала в подмосковном поселке Семхоз, была открыта для общения с людьми, терпима к другим взглядам и конфессиям. Вне храма они носили обычную одежду, а Наталья Федоровна - даже вызывающий для того времени брючный костюм. В доме Меня часто бывали видные представители интеллигенции, и многие их них под влиянием отца Александра приняли крещение. В 1969 году Александр Мень защитил кандидатскую диссертацию по исследованию монотеизма в дохристианских верованиях.


Мировоззрение отца Александра складывалось под влиянием таких авторитетов православной мысли, как В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, О.П. Флоренский и других. Он глубоко изучал и труды католических богословов, особенно ценил Пьера Тейяра де Шардена. Еще со времен обучения в духовной семинарии Александр Мень публиковался в "Журнале Московской Патриархии", принимал участие в переводе и подготовке к изданию трудов Франциска Сальского. Однако первые литературные труды Меня появлялись на свет в традициях популярного в те времена самиздата, а впоследствии печатались за рубежом. В 1969 году вышла в свет первая книга отца Александра "Сын Человеческий", в которой рассматривалась история становления единобожия в дохристианских культах. В 1970 году начал издаваться его фундаментальный труд – семитомная "История религии". Среди других трудов Александра Меня – "Библиологический словарь", "Исагогика", толкование Апокалипсиса и другие труды. Многие из них вызвали острую критику видных деятелей православной церкви. Особенно большое осуждение вызвали воззрения Александра Меня на общность истоков христианства, мусульманства и иудаизма, его отношение к идеям экуменизма, теории эволюции и многому другому. Отца Александра напрямую обвиняли в ереси, заигрывании с оккультизмом, католическом прозелитизме и даже перечисляли основания для его отлучения от церкви. Схожие обвинения звучали в адрес Меня и со стороны католической церкви.

В начале восьмидесятых годов Александр Мень получил возможность открыто публиковать свои труды и выступать перед широкой аудиторией. Он принял участие в создании журнала "Мир Библии", основал Общедоступный Православный университет и Российское библейское общество, благотворительный фонд "Группа милосердия" при детской клинической больнице, выступал в студенческих клубах и даже в обществе экстрасенсов, навлекая на себя очередные волны критики. Трудно сказать, от кого исходили угрозы, которые священник начал регулярно получать. Однако 9 сентября 1990 года, по пути из своего дома на утреннюю службу, отец Александр подвергся нападению двух неизвестных, один из которых нанес ему смертельные раны. Для расследования дела была создана специальная группа, которую возглавил наиболее авторитетный генерал-лейтенант Панин, однако до сегодняшнего дня оно остается нераскрытым. Наталья Федоровна Мень-Григоренко в настоящее время является старостой одного из подмосковных храмов и основательницей благотворительного фонда имени Александра Меня. Дочь отца Александра, Елена, занимается иконописью, его сын Михаил является видным политиком, в настоящее время занимает пост министра строительства и ЖКХ РФ.


Александр Мень был и остается неоднозначной фигурой в истории православной церкви.

Многие упрекают его в чрезмерном расположении к мистике и в отступлении от православных канонов.

Тайна его гибели до сих пор не раскрыта. Но его вклад в популяризацию христианства нельзя недооценивать.

Биография

Один из самых известных православных священников появился на свет 22 января 1935 года в еврейской семье. Его отец относился к религии терпимо, но сам не признавал существование Бога. Мать, напротив, была верующей женщиной.

По семейным преданиям, ее бабушку исцелил от тяжелой болезни святой Иоанн Кронштадтский. Когда ребенку исполнилось полгода, мать тайно крестилась вместе с ним. Мальчик был необыкновенно одарен, хотя и не стал отличником в школе. Зато уже в тринадцать лет читал труды Канта и Владимира Соловьева, а с семнадцати - отцов церкви.

Он увлекался биологией и мечтал посвятить жизнь науке. Мечты не сбылись: отец был репрессирован, и сыну врага народа был закрыт путь к успешной карьере. Мень был принят в Московский пушно-меховой институт, где встретил свою будущую жену Наталию Григоренко. Он продолжал изучать христианство и всегда носил с собой Библию.

За несколько месяцев до выпуска его отчислили за религиозные убеждения. С этого момента начался миссионерский путь отца Александра. Вскоре он был рукоположен в диаконы и отправился в свой первый приход.

Миссионерская деятельность

Семейство Мень всегда было открыто для общения с людьми разных религиозных убеждений и конфессий. Многие представители советской интеллигенции бывали у них в гостях. Сочетание образованности, простоты, дружелюбия и внимательности к окружающим сделали отца Александра одним из популярнейших проповедников своего времени. Мень видел людей насквозь и понимал, на каком языке нужно с ними говорить.

В последние несколько лет жизни он выступал с лекциями при огромной аудитории более двухсот раз. Тех, кто интересовался православием, но боялся приходить в церковь, он принимал дома у себя или друзей. Публикации о нем часто появлялись в советских СМИ. Светская власть не одобряла деятельность священника, ведь он приводил к вере все больше новых людей. Церковь же обвиняла его в ереси и увлечении оккультными науками и католицизмом.

Книги

До середины 1980 годов работы Александра Меня издавались только за рубежом под псевдонимами, которые придумывали издатели. Его можно считать одним из родоначальников религиозного самиздата. Священник был убежден, что изучение культуры и истории помогает находить общий язык с образованными людьми, которые в советское время начали тянуться к христианству.

Самые значимые книги:

  • В поисках Пути, Истины и Жизни
  • Сын Человеческий
  • Откуда явилось всё это?
  • Таинство, слово, образ
  • Как читать Библию?

Кроме них было издано множество сборников миссионерских бесед и лекций, а также Библиографический словарь. Почти все книги переведены на иностранные языки.

  • Мень не участвовал в правозащитной деятельности, но был духовным отцом некоторых советских диссидентов;
  • был основателем журнала «Мир Библии», Общедоступного Православного Университета и Российского библейского общества;
  • во время работы над книгой о вере и науке ходил на богослужения к католикам, протестантам и иудаистам;
  • на месте убийства отца Александра в Сергиевом Посаде возведен храм преподобного Сергия Радонежского.

Александр Мень родился 22 января 1935 года в Москве. Его отец Вольф Герш-Лейбович (Владимир Георгиевич) Мень родился в Киеве, в детстве учился в еврейской религиозной школе, потом - в техническом институте, а после переезда в Москву работал инженером в Орехово-Зуеве. Мама Александра Елена Семёновна Мень (в девичестве Цуперфейн) родилась в Берне, и изучала православное вероучение в частной Харьковской гимназии. В семье Елены Семёновны очень гордились тем фактом, что ее бабушка была излечена от неизлечимой болезни самим Иоанном Кронштадтским.

Александр рос в атмосфере любви и заботы, царившей в их семье. Мама буквально с ранних лет занималась духовным воспитанием сына, даже имя для сына было выбрано неслучайно, так как означало «защитник людей». Тетя Александра – Вера Яковлевна, у которой не было своей семьи, любила племянника как собственного сына, и сыграла немаловажную роль в становлении Александра Меня как личности. Он был удивительно способным ребёнком, рано научился читать и писать, а первыми словами, написанным им, были: «Не побеждайте злом, побеждайте добром». В своём дневнике Вера Яковлевна писала: «Почему я так люблю тебя, маленький мальчик? Наверное, потому что ты один понимаешь меня». Эта способность понимать людей – как верующих, так и атеистов – сохранилась в Александре на всю жизнь, и это качество позже отмечали все, кому довелось общаться с Менем.

Религиозная атмосфера в семье держалась в строжайшей тайне. В 1930-е годы религия была под запретом, и иконы в доме никогда не висели открыто. Павел Мень, брат Александра, вспоминал: «У нас был специальный шкафчик с иконами, и если приходили чужие люди, этот шкафчик закрывался». В шесть лет Александр был тайно крещён вместе со своей матерью священником Катакомбной церкви отцом Серафимом. Этот человек стал первым духовным наставником юного Александра. Незадолго до своей кончины в 1942 году отец Серафим впервые исповедовал мальчика, хотя тому было только семь лет. Мень позже так описывал этот момент: «Я чувствовал себя с дедушкой так, как будто я был на небе у Бога, и в то же время он говорил со мной так просто, как мы между собой разговариваем». Уже тогда чрезвычайная набожность и духовность Александра была заметна окружающим. В это же время сотрудники НКВД арестовали его отца, как врага народа, но после года, проведённого под стражей, отец Александра был выпущен, и до конца жизни был вынужден работать вдали от семьи на Урале.

В.Г.Мень с семьей незадолго до ареста. 1941 год.

Когда Александру исполнилось семь лет, началась Великая Отечественная Война. Семье пришлось много раз переезжать, чтобы как-то прокормиться и уберечь детей. Тяготы и лишения того тяжёлого времени Александр переносил стойко, проявляя редкие для ребенка духовность и жертвенность. Павел - младший брат Александра, вспоминал, как мама, уходя на работу, оставляла им две миски с едой. Младший брат сначала съедал свою порцию, а потом принимался выпрашивать у старшего брата его обед, и Александр отдавал свою еду младшему брату. С самого раннего детства Александр был уникальным ребёнком. Он не играл в игрушки, зато очень рано пристрастился к чтению, и читал чрезвычайно быстро. Кроме того, Александр хорошо рисовал, лепил, интересовался историей. Став старше, Александр увлёкся биологией, у него было очень много книг по этому предмету.

В коммунальной квартире, где жила семья Александра Меня – мама, двое мальчишек и тетя Вера – у него был свой отгороженный угол с кроватью и тумбочкой, наполненной книгами. Вечером Александр решал, чем он будет заниматься завтра, ложился спать в 9 вечера, несмотря на другие интересные занятия, а рано утром, пока все спали, он вставал и читал. Дети в то время вели жизнь очень насыщенную развлечениями и всевозможными детскими шалостями, но Александр предпочитал много читать и писать. Свою первую книгу он написал в шесть лет, она заняла несколько тетрадей и была иллюстрирована им самим. В этой книге он писал о совершенно недетских вещах, пытался выразить своё понимание «Евангелия», старался изложить его так, чтобы оно стало понятно его сверстникам, далёким от религии и не приобщённым к церкви. Первое издание его книги «Сын человеческий», которую Александр начал писать ещё в школе, вышло в 1968 году тиражом в шесть экземпляров – именно столько смогла пропечатать старенькая печатная машинка. Иллюстрировал её Александр сам, картинками, вырезанными из журналов.

Александр Мень с мамой.

В 12 лет он прочитал Библию и решил стать священником, а его духовная наставница матушка Мария дала своё благословление, и Александр Мень направился в духовную семинарию, где ему сообщили, что готовы принять его лишь после достижения совершеннолетия. Тогда Александр и принял решение заняться духовным самообразованием. Он по-прежнему очень много читал. Произведения Канта Александр прочитал в 13 лет, а в 15 лет на барахолке он приобрел том первопроходца русской религиозной мысли Владимира Соловьёва. Александр быстро прочел эту книгу, после он отыскал и прочел остальные книги этого писателя-философа.

От учёбы в школе у самого Александра остались довольно мрачные воспоминания, хотя замкнутым отличником он отнюдь не был, активно участвовал в жизни класса, рисовал стенгазеты, интересовался поэзией, музыкой и живописью. В одном классе с ним учились будущие знаменитые личности - такие, как поэт Андрей Вознесенский, режиссер Андрей Тарковский и Александр Борисов, ставший позже его близким другом. Впоследствии Борисов также посвятил свою жизнь церкви, став священником.

Поступить в университет Александру мешало происхождение, и в 1953 году Мень поступил в пушно-меховой институт в Балашихе, который в 1955 году был переведен в Иркутск. Будучи студентом, Александр продолжал изучать богословие на уровне программы духовной академии. К этому времени Менем была самостоятельно освоена программа духовной семинарии. В институте Александр сблизился с Николаем Голубцовым. Этот человек стал для Александра Меня духовным идеалом, и он выбрал Николая в духовные отцы.

В 1955 году вместе в институтом, по приказу Хрущёва переведённому в Иркутск, Александр переехал в Сибирь. Там, параллельно с учёбой, он готовился к поступлению в духовную семинарию, прислуживал в архиерейском соборе. Собор находился напротив института, и товарищи Александра относились к его религиозности с пониманием. Позже Александр Мень рассказывал: «Вообразите себе, что бы произошло, если бы я в первый день после поступления в институт стал бы демонстративно креститься! Надо было их подвести к пониманию того, что один из них может быть верующим».

В первый год жизни в Иркутске Александр делил крошечную квартирку с Глебом Якуниным, который впоследствии стал известным борцом за религиозную свободу, а в 1956 году Мень женился на студентке Наталии Григоренко, которая стала его спутницей и поддержкой в трудные времена на всю жизнь.

В 1958 году Александр успешно сдавал экзамены в институте, но на экзамене по марксизму-ленинизму его спросили: «А вы верующий?». Мень ответил утвердительно, и в ответ услышал: «Тогда вы вообще не можете быть даже допущены до сдачи экзамена!». Несмотря на уверения Меня, что он готов и знает материал, преподаватель поставил ему «неуд» и Александр был отчислен из института. Отчисление вначале расстроило Меня, так как он рассчитывал не меньше трёх лет проработать по специальности, прежде чем стать священником. Но судьба распорядилась иначе, и уже через месяц после отчисления 1 июня 1958 года Александр был рукоположен в сан диакона. Сразу после рукоположения он был направлен в храм возле станции Одинцово под Москвой, где вместе с женой и годовалой дочкой жил в обветшалом доме на нищенскую зарплату. Верующих там было крайне мало, народ был далёк от религии, продолжал бояться веровать, а настоятель церкви, бывший бухгалтер, считал главным в своей деятельности скрупулёзное исполнение Устава. Именно в это время Александр Мень начал вести серию бесед о жизни Христа, параллельно заочно учился в Ленинградской духовной семинарии, а в 1960 году был рукоположен в сан священника и направлен в храм в Алабино в 50-ти километрах от Москвы, где служил вначале вторым священником, а через год заменил настоятеля храма. На тот момент храм был в ужасающем состоянии, с плохой живописью, и семье священника пришлось ютиться в доме возле храма. К тому моменту у Александра родился сын. Александр Мень разработал программу восстановления храма, его умение договариваться с людьми пригодилось в тот момент, как никогда. Для реставрации храма требовались деньги, дать которые мог только исполком, а в то время отношение к церкви заботой не отличалось. Но Мень сделал почти невозможное - приход и поселковый совет мирно соседствовали, храм понемногу восстанавливался, а отец Александр в свободное время писал книги и статьи.

Именно в это время о новом священнике стало известно далеко за пределами его прихода, люди приезжали со всех концов Москвы, из других городов, а то и из-за границы, чтобы послушать субботние беседы Александра Меня. Но не все могли приехать и послушать священника лично, и тогда его проповеди начали записываться на плёнку. Также в рукописном виде они переходили из рук в руки.

Постепенно его субботние проповеди начинало посещать всё больше людей. Некоторые из них становились друзьями Меня на всю жизнь. Так, из группы сплотившихся вокруг отца Александра людей сформировалась маленькая община активных христиан, был создан кружок молодых священников Москвы и окрестностей. Те, кто входил в него, так же пылко, как их наставник, Александр Мень, желали обновления церкви. Именно он первый предложил регулярно встречаться, обмениваться опытом священника, совершенствовать своё богословское образование и вместе пытаться решить проблемы, то и дело встающие во время исполнения деятельности священнослужителей. В ноябре 1965 два члена этого кружка – Г.Якунин и Н.Эшлиман написали два письма, одно патриарху Алексию I, второе – председателю Президиума Верховного Совета СССР. Оба письма описывали многочисленные случаи вмешательства государства в дела церкви и вызвали большой резонанс, в том числе за границей. Авторство их приписывали именно Александру Меню, чем, помимо всплеска популярности, он невольно навлек на себя недовольство властей.

Мень становился известен, его узнавали в электричках, на которых он ездил в Москву и обратно. Он продолжал заниматься самообразованием. Будучи опытным проповедником, изучившим риторику и умеющим прекрасно владеть вниманием слушателей, он всё равно составлял планы проповедей.

Александр Мень общался не только с прихожанами и верующими, но и с представителями исполкома, с воинствующими атеистами. Он умел находить общий язык со всеми. Брат Александра Меня, Павел, вспоминал такой случай: «Однажды попросили его отпеть умершего на дому, а это было запрещено. И тогда он попросил принести справку из исполкома, справку принесли, со временем у него справок накопилось больше двухсот. И когда кто-то прознал, что он отпевает на дому, его строго спросили, почему он нарушает запрет, Александр ответил, что у него есть справки из исполкома …».

Александр Мень поражал окружающих своей энергией, работоспособностью и жизнелюбием. Несмотря на свою загруженность, он никогда не забывал о семье, и старался свободное время посвящать детям – сыну Михаилу и дочери Елене. Из воспоминаний сына Михаила: «Отец был очень тонким воспитателем, хотя мы с сестрой Еленой понимали, что отец наш этакая интеллектуальная глыба – он был очень образованным во многих областях, он нас никогда не подавлял своим авторитетом, своим мнением. Он умел аккуратно подводить нас к определённым выводам, давал почитать ту или иную книгу, когда мы чем-то интересовались. И когда мы делали эти выводы, тогда он уже комментировал их какими-то случаями из жизни». Даже когда его дети были совсем маленькими, Александр Мень разговаривал с ними, как с взрослыми. Он сознательно выбрал такой путь общения, с юного возраста поясняя детям, как обстояли дела в стране с религией и властью.

Протоиерей Александр Мень стал первым священнослужителем, выступившим на телевидении с проповедью о Евангелии. Его популярность быстро росла, в храм к Меню приходило много молодых людей. Перед первым телевизионным выступлением Александра Меня предупредили: «Говорите, что угодно, только не произносите слово «Бог». И он, ни разу не произнеся это слово, смог завладеть вниманием слушателей.

Александр Мень обладал способностью влиять на людей. Это не нравилось представителям власти, и тогда начались нападки на него. Меня пытались провоцировать, обвиняя в продвижении западной идеологи, и подрыве влияния Советской власти. Причиной новой волны недовольства стало издание за границей книги Меня «Сын человеческий». Когда Александр Мень впервые увидел свою книгу изданной, то был очень удивлён и обрадован. В 1969 году была издана его книга «Небо и земля», посвященная православной литургии. Сам Мень тем временем приступил к новому большому труду - он задумал написать большую историю религии человечества в шести томах под названием «В поисках Пути, Истины и Жизни». Этой идеей он вдохновился после прочтения трудов Владимира Соловьёва. В конце 1960-х годов Александр Мень завершил работу над первыми пятью томами, и в 1970-х годах они были изданы в Брюсселе. В те же годы он написал путеводитель по Библии «Как читать Библию», изданный в 1981 году. Последней большой литературной работой, которую Мень успел написать, был семитомный словарь по библиологии. Александр Мень не забыл и о детях, для них им был написан иллюстрированный альбом «Откуда появилось всё это?», изданный в Италии. Но при жизни Меня ни одна его книга так и не была издана в России. Всего были напечатаны девять его книг, и он никогда не брал гонорар за их издание.

В 1964 году Александра вызвал к себе Уполномоченный Совета по делам Православной Церкви по Московской области и приказал покинуть Алабино, после чего Александр Мень нашел себе место второго священника в Тарасовке, к северу от Москвы. В 1970 году священник из соседнего с Тарасовкой прихода предложил Александру Меню поменяться с ним местами. В Новой Деревне Александр Мень служил почти всё время вторым священником, и лишь в 1989 году он был назначен настоятелем. Сам он поселился с семьёй в Семхозе, в небольшом доме с садом. Двери его дома были всегда открыты для всех желающих. Туда могли прийти все желающие, многие из них вспоминали, что в доме Александра Меня не было лишних вещей, всё было просто, но создавалось удивительное ощущение тепла, света и любви. Гости Александра Меня всегда находили покой и умиротворение.

Несмотря на занятость, Александр Мень успевал выполнять тяжёлую домашнюю работу, работал на огороде. Он считал, что в современной семье не должно быть разделения обязанностей на мужские и женские. Если его жена Наталья Фёдоровна отсутствовала дома, то для посетителей Мень сам готовил еду. Александра Меня знали почти в каждом доме в Новой Деревне, он часто ходил по домам, причащал, соборовал и освящал дома. Рядом с церковью стоял деревянный домик, где находился кабинет Александра Меня. Там стоял диванчик, на котором можно было поспать. Именно в этом домике он принимал посетителей, там тайно крестил и детей, и взрослых, так как открыто креститься в церкви тогда было чревато неприятностями.

Александр Мень не отказывал в помощи никому. Если кто-то боялся быть замеченным в Новой Деревне, он встречался с верующими на квартирах друзей и знакомых. Всем обращавшимся Александр Мень оказывал помощь и духовную, и моральную, и даже материальную. Он не оставлял тех, кто к нему обращался, и тех, кого он крестил. Впоследствии он сам причащал, освящал дом, давал советы. Деньги он всегда оставлял незаметно, стараясь просто положить на стол, часто из своего портфеля доставал маленькие подарки.

Тем временем власть заинтересовалась деятельностью Меня. Начались обыски, вызовы в соответствующие органы и травля в советской прессе, но Александр Мень думал не о себе, а о том, что за ним стоит многочисленная паства, которую он не мог оставить без своей поддержки. Это были очень тяжёлые времена для Меня. От тюрьмы в 1990 году его спасло лишь заступничество митрополита.

В 1988 году началось изменение советской политики по отношении к религии, и Александру Меню был разрешен выезд в Польшу, куда его давно приглашали православные друзья.

Первая публичная, открытая лекция Меня состоялась во Дворце культуры Московского института стали и сплавов 11 мая 1988 года. Там Мень впервые читал лекцию перед полным залом преподавателей и студентов. По телевидению все чаще показывались фрагменты выступлений Александра Меня. Однажды его спросили, как он относится к перестройке. Он ответил, что положительно, ведь: «Пока охотники охотятся друг на друга, зайчик может попрыгать на свободе». Осенью Александр Мень начал читать курс лекций в одном из клубов Москвы на Красной Пресне на тему «Христианство, история, культура», а 19 октября Мень был приглашен в школу № 67 для беседы со школьниками, о чем было написано в газете «Известия». С того времени и без того напряжённый график Александра Меня стал еще более насыщенным. Несколько раз он читал лекции в присутствии воинствующих атеистов, однажды во время выступления в зале был поднят плакат: «Дело Ленина будет жить в веках!». Тем не менее, последователей у Александра Меня становилось всё больше, и в период «оттепели» с 1989-го по 1990-й годы он написал более тридцати статей в прессе.

Александр Солженицын, Александр Мень и художник Юрий Титов.

Родные и друзья переживали за Меня и просили его немного передохнуть, взять отпуск. Зачастую бывало, что Мень после дневной службы ездил в разные районы Москвы на лекции и выступления. В Москву он обычно ездил на электричке, машины у него никогда не было. На все предложения отдохнуть, взять более спокойный ритм, он неизменно отвечал, что времени осталось мало, что нужно многое успеть. В одном из писем другу он написал: «А теперь, подобно сеятелю из притчи, я получил уникальную возможность разбрасывать семена. Да, большая часть их упадёт на каменистую почву, всходов не будет … Но если после моего выступления пробудится хоть несколько человек, пусть даже один, разве это мало? Знаете, такое ощущение, что вскоре всё кончится, по крайней мере, для меня …». Александр Мень чувствовал, что у него всегда была невидимая связь с тем, кто вёл его по жизни, кто хранил его все эти годы. С тем, чьё Слово он проповедовал всю жизнь, несмотря на трудности.

9 сентября 1990 года рано утром Александр Мень отправился совершать литургию в небольшую церковь в деревню в тридцати километрах от его дома. Чуть позже его жена, оставшаяся дома, открыв окно, услышала стоны. Выбежав в сад, она увидела там мужчину, лежавшего в луже крови. Не решаясь посмотреть на раненого, она вызвал «скорую помощь» и милицию. Позднее нашлись свидетели, видевшие, как Александр Мень добирался домой с кровавой раной на затылке. Он умер от потери крови после удара топором по затылку, и многие были уверены, что это преступление было заказным убийством. На следующий день после его смерти на радио и телевидения прекратились трансляции записей его выступлений. После того, как газета «Известия» написала о смерти Александра Меня, в редакцию стали звонить, угрожая автору статьи.

После убийства Александра Меня милиция завела дело, но убийца Александра Меня так и не был найден. Лишь после его смерти правительство оценило значение деятельности Александра Меня для страны, стали издаваться его книги.

Александр Мень был похоронен в Московской области, Пушкинском районе, в Новой Деревне.

Об Александре Мене была подготовлена телевизионная передача из цикла «Острова».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовила Ирина Неволина

Использованные материалы:

Материалы сайта www.alexandrmen.ru
Материалы сайта www.people.su
Материалы сайта «Википедия»

Михаил Александрович Мень – глава Минстроя, экс-губернатор Ивановской области, бывший вице-мэр Москвы, зампредседателя регионального правительства столицы, депутат Госдумы и директор ряда учреждений культуры.

Руководитель ведомства, созданного в 2013 году взамен Госстроя, входившего в Минрегиона – сын известного православного священника Александра Меня, убийство которого в 1990 году осталось нераскрытым. Его, еврея по национальности, богослова со спорными воззрениями, одни представители духовенства, включая патриарха Алексия II, ценили чрезвычайно высоко, другие, например, протодиакон Андрей Кураев, считали чрезмерно благорасположенным к мистикам из других конфессий.

Детство и семья Михаила Меня

Михаил Мень появился на свет 12 ноября 1960 года в поселке Семхоз, включенном с 2004 года в состав города Сергиева Посада, в семье протоирея Александра Владимировича. Мама Михаила, Наталья Федоровна, была церковным старостой прихода Храма святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине. Кроме Миши, у семейной пары была старшая его на 3 года дочь Лена.


Отец, как водится, выражал желание, чтобы сын продолжил его дело, но мальчик мечтал стать артистом. Особенно после съемок в 10 лет в картине «Денискины рассказы» в роли главного персонажа. Но родители были категорически против этого, поэтому по окончании школы в 1978 году он, в качестве компромисса, поступил в институт нефтехимической и газовой промышленности имени И.Губкина.


Однако учебу в заведении он прервал. Причиной его отчисления стала академическая неуспеваемость по итогам экзаменационной сессии и личная убежденность, что он, как сын священника, в советской системе не сможет добиться успеха в любой сфере деятельности кроме культуры или искусства.


В 1980 году Меня забрали в армию. Он служил в Дальвоенморстрое. После демобилизации в 1982 году он поступил на заочное обучение в Москве в институт культуры. Будучи студентом, в 1986 году юноша явился инициатором создания, вокалистом и бас-гитаристом коллектива «Мост», имевшего среди поклонников рок-музыки большой успех, осуществлявшего активную гастрольную деятельность, участвовавшего в фестивалях.


В 1987 году он окончил институт, стал специалистом в части режиссуры и ушел из музыкального коллектива. Вначале он работал директором в парках отдыха, позже – открыл издательский кооператив. Кроме этого высшего образования впоследствии он окончил академию госслужбы по специальности «юриспруденция» и защитил диссертацию на соискание степени кандидата философских наук.

После смерти отца в 1990 году на месте его гибели, у железнодорожной платформы МЖД «Семхоз», воздвигли храм. Михаил вместе с сестрой, которая, проживая в Италии, профессионально занималась иконописью, приняли решение по-своему увековечить память о нем – разработали родовой герб, а также учредили фонд его имени. Мень его возглавил и издал сочинения протоирея.

Михаил Мень на госслужбе

В 1993 году Михаил Александрович, обдумывая возможность баллотироваться в столичную областную думу, обратился за советом к митрополиту Ювеналию, бывшему правящему архиерею его отца, и получил его благословение. Он начал работать в законодательной власти, стал парламентарием, занимаясь разработкой нормативных актов в соответствующем Комитете. Через 2 года в 1995-м его избрали в Госдуму, где он вступил в партию «Яблоко» и стал зампредседателя Комитета по культуре, возглавляемого Станиславом Говорухиным.


В 1999 году генерал-полковник Борис Громов баллотировался на пост главы администрации Подмосковья. Для гарантии привлечения либеральной части общества и церковных кругов он пригласил Меня в качестве кандидата на должность заместителя. В итоге в выборах они победили.

Министр строительства Михаил Мень о ЖКХ

Через 2 года чиновник раньше срока ушел с поста вице-губернатора и занял новое кресло – столичного вице-мэра. В 2005 году Мень, вступив в «Единую Россию», получил очередное назначение – губернатора Ивановской области. Через 5 лет он остался на должности на повторный срок, но в 2013 году был отправлен в досрочную отставку. Среди причин перехода на другое место работы кроме профессиональных он отмечал присутствие личных обстоятельств – проживание семьи в Москве и рождение шестого ребенка.

Личная жизнь Михаила Меня

Глава Минстроя женат вторым браком на Налимовой Елене Олеговне, которая моложе супруга на 15 лет. Она занимается предпринимательской деятельностью, находится в десятке наиболее состоятельных жен губернаторов. Пара воспитывает шестерых детей – трех девочек и трех мальчиков. Своим главным личным достижением он считает именно своих детей.


Чиновник любит слушать и писать рок-музыку, которая по словам Михаила его вдохновляет. Он коллекционирует электрогитары. Более всего ему претит в людях неумение отвечать за свои слова. Среди любимых писателей Меня – Николай Гоголь, Джордж Оуэлл и Сергей Минаев . На вопрос Познера , когда и где он был более всего счастлив, чиновник ответил - «Здесь и сейчас».


Первой женой министра была поэтесса, рок-солистка ряда музыкальных коллективов («Золотая середина», «Примадонна», «Проба 1000») Инна Георгиевна Петрова. Впоследствии она руководила собственной звукозаписывающей студией, пела в церковном хоре Храма Сергия Радонежского, выпустила несколько сборников стихов. Министр строительства и ЖКХ Михаил Мень

В ноябре 2013 года чиновник перешел на федеральный уровень – был назначен главой нового министерства строительства и ЖКХ.

Михаил Мень о дешевом жилье

В 2015 году его руководства строительной отраслью в РФ было сдано в эксплуатацию 84 миллиона квадратных метров жилья, якобы, больше, чем в советские времена. Таких результатов ведомству удалось достичь, по словам его руководителя, благодаря госпрограмме по субсидированию ипотечной ставки.

Из переписки пастыря

Публикация Вл. Илюшенко

Раиса Ильинична Колесникова - моя сестра. В 1978 г. я познакомил её в Новой Деревне с о. Александром Менем. Вскоре она и её дочь Лена крестились у него. Сестра стала прихожанкой Сретенского храма в Ново” Деревне. Лена в том же году уехала на родину мужа, в Канаду, и в дальнейшем, устроившись там на работу, получила канадское гражданство. В 1982 г., выйдя на пенсию, моя сестра вместе с мужем Николаем Михайловичем Колесниковым, преподавателем вокала в ГИТИСе, выехала в Канаду на постоянное жительство и поселилась в г. Ванкувере рядом с дочерью.

Непосредственное общение с о. Александром было у сестры не слишком длительным, но интенсивным, и его духовное воздействие не пресеклось после её эмиграции. Напротив, оно приобрело ещё большую силу. Между ними завязалась переписка, которая продолжалась вплоть до трагической гибели о. Александра 9 сентября 1990 г. Некоторые его письма к Р.И. Колосниковой я с её разрешения предоставляю редакции “Истины и Жизни” для публикации. Сестре, преподавателю английского языка, было довольно легко адаптироваться в англоязычной среде. Другое дело - вхождение в специфическую православную среду русских эмигрантов в Канаде и прежде всего - отношения со священниками, которые и по духу своему и по стилю общения с прихожанами подчас резко отличались от о. Александра. Это накладывалось на неизбежные трудности, связанные с адаптацией к другой стране, с иной культурой и иными традициями. Впрочем, эта адаптация прошла у сестры сравнительно просто и почти безболезненно. Главными же оставались духовные проблемы, возникающие на пути любого христианина.

О. Александр ощущал особую ответственность за тех своих прихожан, которые по тем или иным причинам вынуждены были покинуть Россию. Он внимательно следил за их судьбой и, когда предоставлялась возможность, тактично и с любовью направлял их жизнь в истинно христианское русло. В своих письмах Р.И. Колесниковой (как и другим своим адресатам) он постоянно подчёркивает, что любые житейские проблемы решаются на путях укрепления веры, на путях духовного возрастания. К сожалению, о. Александр редко ставил даты на своих письмах. Поскольку я не располагаю конвертами, в которых они находились, их хронологическая последовательность несколько условна. Она определяется по содержанию и контексту письма. Там, где это возможно, в квадратных скобках дана дата его написания. Некоторые письма публикуются с небольшими купюрами.

Владимир Илюшенко

17.II .84

Дорогая Раиса Ильинична! Получил Ваше письмо и обе посылки. Большое спасибо за память. Когда моё письмо дойдёт до Вас, наверно, уже наступит Великий пост. Это чудесное время, когда мы получаем возможность остановиться, оглянуться, внутренне подготовиться к дальнейшему. Это как бы живительный глоток воздуха среди повседневной суеты. Постоянно читаемая молитва Ефрема Сирина - одна из самых замечательных. Она содержит целую жизненную программу. Учит покаянию, но без отчаяния. В том-то вся разница между настоящим покаянием и бесплодным самокопанием, что оно (покаяние) соединяет печаль и радость. Радость возвращения блудного сына.

Приятно было узнать, что дела Ваши продолжают как-то устраиваться. Не часто получаешь такие письма. Многие, кого судьба забросила далеко, чувствуют себя гораздо хуже. Во всех отношениях. Всегда молюсь о вас всех, чтобы жизнь ваша была благословенна во всех добрых начинаниях и чтобы укреплялись вера, силы, здоровье. Конечно, разлука есть раз лука, и привыкнуть до конца едва ли возможно. Но абсолютно безоблачно никогда и нигде не бывает. Без какого-то креста невозможно внутренне расти.

Мои все шлют Вам большие приветы и пожелания. Внучка моя в этом году уже, наверно, пойдёт в школу В целом всё благополучно, всё - слава Богу Наступает время усиленных трудов и служб, но, как я уже сказал, это постовое время - прекрасное время

Поклон Н.М. и Л., а также Владыке*. Желаю успехов в Ваших переводах.

Шлю благословение и любовь.

Ваш прот.А. Мень.

* Н. М. - Николай Михайлович Колесников, муж Р.И.Колесниковой. Лена - их дочь. Владыка - Иоанн Шаховской, архиепископ Сан-Францискский. Сестра поддерживала с ним связь и передавала ему приветы от о. Александра.

10.12.84

Дорогая Раиса Ильинична! Поздравляю всех вас с праздником Рождества Христова и Новым годом. Письмо Ваше от 13 ноября я получил и рад, что ниточка всё же держится. Чувствую, как непросто вам обоим среди в общем-то чужих людей. Даже если они ходят в церковь. Но ведь этого одного так мало... Теперь Вы убедились. Есть нечто более высокое, чем “принадлежность”, а всё остальное - лишь средства. Если они не достигают цели - они теряют смысл. Но хочу верить, что Вы не унываете, что в Вас всё это не может угасить огонька. Без него жизнь тускнеет. Главное ведь - это осуществиться, а Вы осуществились: работаете для людей, как можете. Трудно Вам свыкнуться с тем, что Лена уже взрослая, что ей самой надо решать задачу своего осуществления... Вы всегда найдёте точку приложения для сердца. Я рад, что у Вас всё сравнительно благополучно. И моя жизнь идёт по-прежнему. Внучка уже учится, все трудятся - каждый на своём месте. Очень бы хотелось, чтобы у Вас был там подходящий священник, но, видно, в Канаде это проблема.

У меня к Вам просьба: не могли бы Вы посмотреть в “Ху из ху” дату рождения богослова Раймонда Брауна? Нигде не могу найти, а это нужно для работы. До последнего времени он был проф. в Балтиморе (Brown)*.

Дай Бог, что новый год принёс Вам радость.

Храни Вас Господь. Всегда молитвенно Вас помнящий прот. АМень.

Дорогая Раиса Ильинична! Вы говорите, что не получали от меня писем вот уже 3 мес., но я как раз перед отпуском писал Вам. Наверно, получите позже. Мысленно представляю Ваше новое жилище. Хотя мы на земле только странники, гости и пришельцы, но всё же хорошо, когда есть свой дом. Ведь и путникам нужен отдых. А то, что кроме дома есть и садик - это вообще чудесно. Я сам так люблю видеть вокруг своего дома деревья, кусты и гряды. Порадовал меня и успех Н.М., о котором прочел*.

Та вялая духовная атмосфера, которая Вас окружает, дана Вам не случайно. Каждый человек оказывается в том месте, где он нужен. М.б., Вам суждено внести свой посильный вклад в жизнь этих людей. Если хоть один получит от Вас малый заряд духа, то всё уже будет оправдано. Я понимаю, что хочется получить поддержку извне. Но её нет, и надо принять всё как есть и черпать все силы в Нём и в Его Евангелии. Ощутить тайну Его водительства. Быть свидетелями Его в этом мире. Это насыщает жизнь смыслом. А Л. ещё много предстоит пережить и понять. Опыт приходит не сразу. Дай только Бог, чтобы он пошёл ей на пользу. Душа у неё хорошая. Скажите ей, что дело не в событиях жизни, а в нашем отношении к ним. Это основа нормального самоощущения и гармонии жизни. Временные вещи не созданы замените нам Вечное. Поэтому ставка на них (в абсолютном смысле) всегда проигрышна.

У нас всё по-прежнему Вернулся из отпуска. Все домашние шлют Вам большой привет и благодарность. В начале лета получили Вашу посылку Храни Вас Господь.

Ваш прот. А.Мень.

* Ученики НМ. Колесникова со временем стали получать призы на международных конкурсах вокалистов, о чём сообщали канадские газеты.

Дорогая Раиса Ильинична! Теперь более конкретно представляю себе Вашу жизнь и её повседневные заботы и трудности. Конечно, приходится постепенно перестраиваться к такому темпу и насыщенности, к которым мы здесь мало привыкли. Дай Бог, чтобы это не измотало Вас и не закрыло окно в Вечное. Как я понял, священника у Вас по-прежнему нет. Такие трудности странным образом напоминают мне пушкинских “Цыган”. Всюду страсти роковые... От человеческих немощей никуда не убежишь. Поэтому жить невозможно, если внутри не строить “цитадель”, постоянно заделывая пробитые в ней бреши.

Я уже месяц как вернулся из отпуска. Всё это время был загружен сверх головы. Словарь ещё не кончен, нужно ещё завершить кое-что к юбилею и к каким-то церк. комиссиям*. Но я всему рад. Меньше свободного времени - меньше грешишь. Есть такая поговорка. Внешних перемен у меня дома и на службе мало, чему я несказанно рад. Верю, что всё идёт промыслительным образом. Сейчас пресса у нас стала такая интересная, что приходится читать её больше, чем когда-либо раньше. Многое вызывает радость и глубокое удовлетворение. Пока это выглядит как неожиданное чудо. Впрочем, мы ведь не должны жить иначе. Всё - чудо. Фото Ваших мест выглядят, как сказочная декорация. Хочется, чтобы и жизнь хоть вполовину была такой прекрасной. Всегда Вас молитвенно помню. Большой привет Н.М. и Лене.

Ваш прот. А Мень.

* Речь идёт о “Библиологическом словаре”, над написанием которого о. Александр работал в 80-е годы. Словарь, завершенный к концу 80-х гг., пока ещё не издан.

Дорогая Раиса Ильинична! Недавно был день рождения мамы, мы ставили новый крест на её могиле. Я так рад, что мог часто бывать там. И, молясь у могилы, с благодарностью вспомнил то время, когда Вы с ней были соседями, вспомнил любовь, внимание и заботу, которые Вы к ней проявляли*. Такие вещи не забываются, как не могу я забыть тех, кто был у неё в день её ухода из этой жизни. Для меня она была высоким примером того, как целостно и одухотворенно проходить путь. Чем больше вечности отражается в наших земных днях, тем совершеннее они и прекрасней. Я от души желаю Вам сохранить этот свет в Ваших новых и необычных обстоятельствах. В конце концов, где бы ни жил человек, всюду его нравственные и духовные задачи одни и те же. Хорошо, что у Вас все постепенно налаживается в житейском плане. Но главное, чтобы теперь укрепился дух. Он и основа и стержень всего. Большой привет Н.М. и Лене. Храни Вас Бог.

Всегда Ваш прот. А Мень.

* В Москве РИ. Колесникова жила неподалёку от матери о. Александра Елены Семеновны и навещала её, когда та была смертельно больна. Елена Семеновна Мень умерла в 1979 г.

Дорогая Раиса Ильинична! Огромно спасибо за заботу Мне это очень дорого. Многое нашёл в справочниках, но далеко не всё. Хоть и не хочется Вас затруднять, но напишу ещё несколько фамилий учёных: м.б., Вы найдёте. Объём того, что Вы написали мне, вполне подходит, т.к. работы их мне известны.

На днях благодарил Бога за то, что дал дожить до 50-ти. Ведь всё, каждый день воспринимаешь как подарок. Как много было всего хорошего и замечательного: люди, книги, города, природа. Конечно, мы все на земле только странники, но можно быть странником равнодушным, не замечающим пейзажей которые проходят перед глазами, и всего встречного. Моё мироощущение иное. Как отрадно, что у нас есть Кого благодарить и мы можем ощущать осмысленность и провиденциальность всего пути. Даже наши немощи и трудности небесполезны. Они многому учат. А главное, помогают смотреть на всё по-евангельски, не рассчитывая на завтрашний день. Вашего предполагаемого нового священника я не знал. Очень хотел бы, чтобы у Вас был достойный пастырь. Тем более что приход такой ворчливо-сонный. Но я верю, что Вы духовно не дремлете, что Вы не даёте погаснуть свету, который в Вас.

Большой привет Н.М. и всем вам желаю мира и успехов. Храни Вас Бог.

Ваш прот. А. Мень.

[Декабрь 1985]

Дорогая Раиса Ильинична! Бесконечно Вам благодарен за внимание. Получил данные о Стенли. Жаль только, что он не прислал фото. Фактически всё, что можно было, Вы мне уже достали. Остались англ. Алан Ричардсон, франц. Жорж Озу (Auzou), каноник Е. Ости (франц.) и шотландец Уильфрид Харрингтон. Передайте большой привет Лене. Буду в это время особенно за неё молиться, чтобы новый период её жизни стал счастливым. Я во время отпуска много путешествовал. Слава Богу, всё идёт мирно. Тружусь, уповая на помощь Божию через добрых людей. Дочь моя тоже ждёт ребёнка. Внучка ходит во 2-й класс, на днях ей пойдёт 9-й год. Рад за Вас, что у Вас теперь хороший священник. Надеюсь когда-нибудь повидать Вас, и Вы мне всё расскажете. От души желаю Вам всего доброго в наступающем новом году Я верю, что для тех, кто открыт тайному и тихому воздействию Промысла, Он проявляет себя - в каждом нашем шаге.

Начинаешь понимать, почему сказано, что и волосы на голове сочтены. Это не механический закон, а Его ответ на наше упование. Нам всем и Церкви в целом еще предстоит многое открыть в Евангелии заново. Оно вовсе не устаревшая мораль, а жизнь, к которой мы ещё только прикоснулись.

Храни Вас Господь. Поклон Н.М.

Ваш прот. А. Мень.

[Апрель 1986]

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Дорогая Раиса Ильинична! Огромное спасибо за присланные данные и за память. Хотя молитвенно вспоминаю Вас постоянно, особенно - в эти светлые пасхальные дни. Так хочется, чтобы жизнь Ваша была светлой и мирной. Но житейское не несёт подлинного света, если оно не озарено свыше. Вот почему там, на Западе, такая погоня за новым. Это как ненасытимая бездонность. Черпают оттуда, откуда нельзя набрать живой воды. Вот этой-то живой воды и желаю Вам, той, которую Господь обещал самарянке. А за простой водой приходится всё время ходить, и нет утоления. В сущности, тут разгадка главной тайны жизни. Если есть верная шкала ценностей, то есть и счастье. Ведь нам обещано счастье в Нагорной проповеди (“блаженный” значит “счастливый”).

У меня всё без особых изменений. Тружусь по-прежнему. Целиком погружён в работу. Если Вас не очень затруднит, то, м.б., поищете ещё данные о некоторых лицах, в частн., о другом Маккензи. Зовут его Джон Лука, родился ок. 1904 г. Сейчас, кажется, умер. Глав. его работы - “Обоюдоострый меч”, “Библейск. словарь”. Преп. в Чикагск. Универс. О других см. на обороте.

Обнимаю Вас. Храни Вас Господь.

Прот. АМень.

[Март 1987]

Дорогая Раиса Ильинична (хоть Вы и отвыкли, но я никак не перестроюсь), был рад Вашему письму, хотя оно и не очень радостное. Я уже писал Вам, кажется, что этого священника не знаю, но то, что Вы пишете о нём, - печально. Просто он ошибся в выборе пути. В нашем деле терпение и доброжелательность должны быть безграничны, хотя все мы мало соответствуем этому потенциалу. Одного специального образования явно недостаточно. Ну, Бог даст, Вам в конце концов, может быть, повезёт с другим. Нам трудно здесь представить, что на Рождество так мало народа в храме… Пишу Вам в самом начале Поста. По прекрасной традиции он да нам как время переосмысления жизни, возможности оглянуться назад, благодаря за всё и принося покаяние. Некоторые подвижники рекомендуют воспринимать это время как последнее в земной жизни. Этот совет иным может показаться мрачным. Но на деле это не так. Внутренняя ориентация на Вечность освобождает нас от тягот суеты и позволяет ощутить важность главного и ничтожность того, что порой нас ослепляет. Я иногда даже чувствовал облегчение от мысли о конце (и вовсе не потому; что мне надоела эта жизнь, а потому; что здесь мы ещё как бы в пелёнках). Это даёт мир.

Рад, что у Вас всё благополучно. Что касается “отцов и детей”, то, как говорится, поколение на поколение не приходится. Иногда свои бывают почти как чужие, и наоборот. Главное, чтобы было доброе отношение. Молодые вернут нам нашу любовь, отдавая её следующим. У нас пока, слава Богу, всё в порядке. Внуку тоже исполнился год. Мы с женой ещё чувствуем себя молодыми, хотя у неё сейчас трудный возраст (53). Я, как обычно, с головой погружен в свои повседневные труды. Понемногу движется и словарь (уже 1,5 тыс. стр., начал букву Т). Каждый раз с благодарностью думаю о Вас, когда пишу о тех, чьи имена Вы мне прислали. У нас всюду сейчас новые веяния и прекрасные перемены к лучшему. Дай Бог, чтобы эти начинания развивались и углублялись.

Ежедневно молитвенно помню Вас всех. Храни вас Господь.

Ваш прот.А.Мень.

[Лето 1988]

Дорогая Раиса Ильинична! Вы не представляете себе, как я был рад повидаться с вами обоими*. Увидеть, что другая жизнь не сделала вас другими. Есть, конечно, проблемы, но ведь и здесь они были. Хочу надеяться, что ваши трудности с домом рано или поздно будут решены...

Наш с Вами опыт красноречиво подтверждает старую истину; что главное - это дух, это внутреннее устроение, это молитвенная связь с Богом и людьми. Это осуществление своего призвания на земле, в этой короткой жизни, уходящей в Вечность. Мы с Вами живём в закатный период. Но это не должно печалить. Ведь умирает ветхое, а всё лучшее вечно и, мы верим, будет не только сохранено, но и возрождено...

Обнимаю Вас, Н.М. и Лену с семьей.

Ваш прот.А.Мень.

* Летом 1988 г. РИ. и НМ. Колесниковы приезжали в Москву и встречались с о. Александром.

2 5.08.

Дорогая Раиса Ильинична! Почти одновременно получил Вашу посылку и письмо. Все Вас благодарят... Замечательно, что Ваш малыш так хорошо вёл себя в церкви. Мой тоже растет, много говорит, всё уже соображает. Пока спокойный и весёлый. Что-то дальше будет... Было у меня на той неделе важное событие, единственное в таком роде за все годы служения. Выступал в школе, говорил со старшеклассниками о духовных ценностях, о христианстве, о культуре. Встретили они меня на удивление хорошо. После беседы два часа не отпускали, задавали разнообразные вопросы, в основном серьёзные и содержательные. Идя туда, я, признаюсь, трепетал. Опыта нет. Но всё прошло хорошо, по-моему Также оценили эту встречу и в газете “Известия”, где об этом поместили небольшую статью (потом её передали по радио). Каково! Пять лет назад ни один самый заядлый оптимист не смог бы предположить такое. Вот зримые плоды нашей благословенной перестройки...

Обнимаю Вас. Шлю самые наилучшие пожелания и Божие благословение.

Ваш прот. А. Мень.

Дорогая Раиса Ильинична! Только что получил Ваше письмо и посылку; почти одновременно. Мне по-прежнему совестно, что я Вас затрудняю. Быть может, там это всё недорого, но у Вас, я уверен, мало времени для таких забот. Посылаю Вам вырезку из газеты, как Вы просили. С того времени я ещё два раза был в школе. Об этом будет репортаж в итал. журнале “Фамилиа Кристиана” (журналист их там был). Не знаю, сколько ещё продлятся такие возможности. Но я бесконечно ценю каждую: и в институтах, и в больницах, и в исследовательских центрах. Ощущение такое, словно всё уже готово для Слова. Люди слушают с полной открытостью, хотя бывают и настороженные, особенно из околоцерковных консерваторов. Спасибо, что мой митрополит даёт мне благословение на это и поддерживает*. В этот месяц должны быть вечера во Дворце культуры, в Бауманском и в Останкинском телецентре. Я, разумеется, каждый раз жду красного света, но это уж не моя забота.

Уже близко Рождество. Я вас всех поздравляю. Пусть сквозь все тучи суетыи тягот вам светит рождественская Звезда…

Обнимаю Вас и Н.М. и шлю Божие благословение.

Ваш прот.А.Мень.

* Имеется в виду митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Дорогая Раиса Ильинична! Мне тоже было очень радостно, что Вы смогли вырваться и побывать на моём вечере*. Хотя сейчас лето, отпуска, жара, но всё же я это дело не оставляю. Вчера был в одном из академич. городков. Кинотеатр был полон. Была исключительно тёплая, вдохновляющая атмосфера. Я не пожалел, что сократил свою поездку в 3ап. Берлин и вернулся.

Мы почти закончили свой ремонт, а у Вас ещё предстоит целое строительство. Но, наверно, у Вас это проще (я имею в виду работу и материалы). Недавно один мой друг вернулся из Канады, привёз привет от Владыки и книги, за что я ему очень признателен. Будете писать или звонить, передайте это ему пожалуйста.

Сегодня, как и вчера, я чувствую себя только орудием в Божиих руках. Всё делается само собой. Я только рад, что-то могу сделать, но не своими силами, а с нечаянной помощью свыше.

Надеюсь, что Вы уже поправились, что у Лены всё относительно благополучно. Огромный привет ей и Н.М.

Храни Вас Бог.

Всегда Ваш прот. А.Мень.

* Весной 1989 г. Р.И. Колесникова приезжала в Москву на несколько дней и встретилась с о. Александром на одной из его лекций.

Дорогая Раиса Ильинична! Спасибо за заботу. Меня всегда очень трогают Ваши посылки. Я ведь знаю, что сейчас Вам нелегко, что Вы обременены проблемами дома. Иногда с тревогой думаю о Вас, в том смысле, чтобы не задавила Вас суета, которая всюду наш враг. Меня всегда отрезвляет мысль о быстротечности жизни. Тогда острее сознаёшь - что важно, а что второстепенно.

У нас сейчас постепенно открывают всё больше храмов. Уже открыто ок. 2 тыс. Хотя одним этим духовную жизнь не поднимешь, это всё же важный шаг. Во время встреч и вечеров мне часто говорят: мы от вас ждем ответа на насущные вопросы. Как быть? Что делать? Это и отрадно и Что делать? Это и отрадно и печально. Ведь мы не можем помочь в одно мгновение ока. Мы сами во многом пострадали за времена застоя. Однако стараюсь делать, что могу. Сейчас свои лекции, беседы и вечера я умножил до 4- 5 в неделю. Сил нет отказываться. А зовут всюду: На днях был в Звёздном у космонавтов, а вчера в академгородке. Веду циклы в 6 Домах культуры. Разумеется, приходится упрощать многое, т.к. аудитория в большинстве своём мало что знает. Более “грамотные”, наверно, этим недовольны. Но они могут обо всём прочесть самостоятельно. Вошёл в редколлегию двух журналов. Пишу непрерывно. Многое удаётся напечатать (парадоксально, что это всё светские органы). Я стараюсь не задумываться, а всё предоставить воле Божией. Что даётся - беру, как из Его рук...

Если будет время, напишите, как Ваши дела, здоровье, настроение. Большой привет Н.М. и Лене с семьей. Очень бы хотелось снова Вас увидеть. Храни Вас Господь.

Ваш прот. АМень.

[Январь 1990]

Дорогая Раиса Ильинична! Отрежьте, пожалуйста, это и передайте тем, кто помогает нам*. Поздравляю Вас с Праздником Рождества. В честь него мы на днях провели рождественский вечер. И где? В Библиотеке иностр. лит-ры. Пел наш хор, показывали рожд. слайды, раздавали Новые Заветы; вёл вечер я, а потом пришёл зав. библ. В.В. Иванов, депутат, и сказал тёплую речь. Затем Аверинцев читал свои рождеств. стихи. Словом, трудно вообразить. На днях благодаря Маше я был принят в их ин-т преподавать почасовиком библеистику**. Я долго не писал Вам, т.к. был в Италии. Музеев не видел. Каждый день выступал с проповедями и лекциями - от Милана до Рима.

Хотя время моё сейчас очень насыщено, я благодарю за это Бога. тут нет ничего моего. Я ощущаю себя почти что инструментом. И хочу; чтобы Он говорил через меня...

Наташа*** шлёт Вам привет, поздравление и благодарность. Я пишу; а рядом - внучка, совсем уже девушка, хотя ей исполнилось только 12...

Храни Вас Господь.

Всегда Ваш прот. А.Мень.

* К письму была приложена благодарность о. Александра всем тем в Канаде, и прежде всего прихожанам Свято-Воскресенского храма в Ванкувере, ктопосылал вещи для нуждающихся в Новой Деревне.

** Маша – Мария Петровна Илюшенко, в то время доцент Московского государственного историко-архивного института, договорилась с руководством о том, что о. Александр будет читать студентм курс по библеистике.

*** Жена о. Александра, Наталья Федоровна Григоренко-Мень

[Лето 1990]

Дорогая Раиса Ильинична! Только что вернулся после ФРГ и Италии и нашел Вашу посылку со шприцами. Огромное спасибо! Это уже пойдет во 2-ю группу милосердия в Пушкине. Там тоже больные дети, но в неизмеримо худших условиях. По-настоящему брошенные. Будь благословенны Ваши усилия. Если бы Вы видели эти картины, то сердце бы разрывалось. Конечно, это нередкое явление. Но от этого не легче. Думаю, что лучше всего просто помогать, чем можешь. И вещи с игрушками тоже будут уместны.

К сожалению, я долго отсутствовал и не смог быстро послать бумаги на Айсис*. Сейчас пошлю.

Очень рад, что Сашенька** знает русский. Этим самым ему в будущем будет доступна замечательная литература и духовная традиция. Надеюсь, что так же будет и с его тёзкой (моим). Дочь работает художником. Специализируется по иконописи. Местопребывание выбрала сама. Ей очень нравится. Живут пока на квартире. Но лучше, чем прежде. Наташа работает, пока ещё не на пенсии. Я погружён в свои обычные труды, Вам известные: храм, писание, школа, институты, воскр. школа, больницы, Библейск. об-во, издательск. дела и пр. Теперь меня спокойно публикуют в разных органах - “Огонёк”, “Наше наследие”, “Знание - сила”, “Наука и жизнь”, “Лат. Америка” и т. д. включая газеты. За всё слава Богу. От лекций отдыхаю до 1 сентября. А с сентября сокращу до 10 в месяц. Веду постоянные передачи по радио. Приходят сотни писем, даже из тюрем. Сам не пойму; как успеваю отвечать, хотя бы на часть. Сын мой по-прежнему музыкант***. Живёт с семьей (женой и дочкой) гл. обр. в Москве. Во всём и всегда вижу Промысел Божий. Даже в случайных встречах. “Случайно” удалось побывать в “Жизнь с Богом”...

Обнимаю Вас и шлю Божие благословение всем: Н.М., Лене с семьей.

Спасибо бесконечно за всё.

Ваш прот. А. Мень.

* АЙСИС (1818) - канадская благотворительная организация, оказывавшая помощь нуждающимся в России. Одним из её директоров была РИ. Колесникова, организовавшая пересылку в Москву контейнеров с вещами. В 1990 г. о. Александр согласился стать представителем АЙСИС в России.

** Внук РИ. Колосниковой.

*** Михаил Александрович Мень - ныне депутат Государственной думы, председатель Всероссийского Христианского Союза.

[Конец августа 1990]

Дорогая Раиса Ильинична!

Послал Вам подписанный документ Айсиса и пошлю ещё то, что Вы прислали. Всё это очень актуально сейчас, когда уровень жизни катастрофически падает. Прямо не знаешь, за что взяться. Всюду - беда. Организовали вторую группу милосердия, на сей раз уже в Пушкино. Шприцы я получил1. Большое спасибо. Скоро начинаем занятия с детьми в воскресной школе. Страшновато. Опыта нет. Учебников нет. Но в приходской библиотеке кое-что собрали. Если кто сможет, мы за всё (присланное на церковь) будем благодарны. Много Евангелий идёт для заключённых. Теперь им разрешается получать. Из тюрем мне пишут, что у них начались молитвенные собрания и общение. Всё это уголовники. Пишут мне большие письма, порой очень волнующие.

Словом, настало время работы в полную силу. А время ограничено.

Ваша помощь и помощь верующих, которых Вы “пробудите”, окажется неоценимой.

Я воспринимаю это время как Суд Божий. Теперь мы все узнаем, кто на что способен. Думаю, что сделать что-то можно лишь с помощью свыше. Обычных сил недостаточно.

Большой привет и Божие благословение Н.М., Лене и её семье.

С любовью.

Ваш прот. А. Мень.

* Первая группа милосердия во главе с Л.З. Салтыковой была создана о. Александром при Сретенском храме в Новой Деревне в 1989 г. Она распространяла среди нуждающихся вещи, собранные РИ. Колосниковой, и её друзьями в Канаде, а также оказывала большую помощь тяжелобольным детям в Республиканской детской клинической больнице. В эту больницу впервые в постсоветской России пришёл священник - о, Александр Мень, который наставлял на путь христианства детей и их родителей, крестил, причащал и соборовал их. В больницу направлялись также присланные РИ. Колесниковой шприцы, медикаменты, игрушки, детские вещи.

Публикация и примечания Владимира Илюшенко.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»