Власть и управление в "эпоху Л. И

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Какие три из перечисленных положений относятся к новой экономической политике (1921–1929 гг.)? Запишите в ответ соответствующие цифры.

1) утверждение частной собственности на землю

2) введение хозрасчета на государственных предприятиях

3) денационализация тяжёлой промышленности

4) появление кредитно-банковской системы и бирж

5) отмена государственной монополии внешней торговли

6) введение концессий

Ответ:

Какие три из названных мер были осуществлены в ходе перестройки? Соответствующие цифры и запишите их в ответ.

1) созыв Съезда народных депутатов

2) введение госприёмки

3) ликвидация центральных отраслевых министерств и их замена совнархозами

4) либерализация цен

5) принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности

6) ликвидация КГБ

Ответ:

Какие три предложения по реформированию экономики СССР из перечисленных ниже содержались в программе «500 дней»? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) усиление и развитие планирования экономических показателей

2) проведение «политики ускорения»

3) приватизация государственной собственности

4) децентрализация управления экономикой

5) полный отказ от внешних заимствований, опора на собственные силы

6) создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства

Ответ:

3) первая Конституция СССР

Ответ:

Какие три деятеля культуры второй половины XX в. из перечисленных ниже являлись (являются) кинорежиссёрами? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) Э. А. Рязанов

2) И. С. Глазунов

3) С. С. Говорухин

4) Л. И. Гайдай

5) А. М. Шилов

6) Э. И. Неизвестный

Ответ:

Какие три решения были приняты на Потсдамской конференции? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) о разделе Восточной Пруссии между Польшей и СССР

2) об отказе использовать атомное оружие в войне

3) о системе четырехсторонней оккупации Германии и об управлении Берлином

4) о денацификации Германии

5) о разделе Германии на два государства

6) о принятии СССР «плана Маршала»

Ответ:

Какие три из перечисленных черт характеризуют период «застоя» в СССР? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) дефицит промышленных и продовольственных товаров

2) значительный разрыв в материальном положении разных слоёв общества

3) борьба с диссидентским движением

4) быстрые темпы внедрения современных технологий в производство товаров народного потребления

5) социальная стабильность, высокая степень социальной защищённости населения

6) альтернативный характер выборов

Ответ:

Какие три из перечисленных событий связаны с революцией 1905-1907 гг.? Соответствующие цифры запишите в ответ.

2) созыв Учредительного собрания

3) «Кровавое воскресенье»

4) нота Милюкова

5) созыв I Государственной думы

6) режим «двоевластия»

Ответ:

Какие три из перечисленных территорий вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) Кёнигсбергская (Калининградская) область

2) Уссурийский край

3) Нахичиваньская область

4) Южный Сахалин

5) Курильские острова

6) Приднестровье

Ответ:

Какие три из названных положений характеризуют сталинскую политику после войны? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) борьба с космополитизмом

2) ослабление нажима на деревню, снижение налогов с колхозов

3) антисемитская кампания, ограничение возможностей для творческой и карьерной самореализации евреев

4) проведение репрессий среди местных партийных деятелей и экономистов

5) поощрение развития самостоятельности национальных образований в составе СССР

6) политика отказа от ротации (постоянной смены) партийных и государственных кадров

Ответ:

Какие три из перечисленных явлений относятся к «военному коммунизму»? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) аренда мелких и средних предприятий

2) продразвёрстка

3) всеобщая трудовая повинность

4) концессии иностранным предпринимателям

5) бесплатные коммунальные услуги

6) широкое кооперативное движение

Ответ:

Какие три из перечисленных реформ были осуществлены в царствование Николая II? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселёва

2) аграрная реформа П. А. Столыпина

3) денежная реформа Е. Ф. Канкрина

4) учреждение Государственной думы

5) денежная реформа С. Ю. Витте

6) создание Высшего совета народного хозяйства

Ответ:

Какие три из названных событий связаны с периодом разрядки в международных отношениях? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности

2) договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1)

3) роспуск Организации Варшавского договора

4) вступление СССР в ООН

5) договор об ограничении системы противоракетной обороны (ПРО)

6) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

Ответ:

Какие три из перечисленных названий относятся к политическим партиям начала XX в.? Соответствующие цифры запишите в ответ.

2) нечаевцы

3) народовольцы

4) петрашевцы

Ответ:

Какие три из перечисленных документов были приняты в 1920-х гг.? Соответствующие цифры запишите в ответ.

2) резолюция «О единстве партии»

3) первая Конституция СССР

5) закон «О вхождении Западной Украины в состав СССР»

6) первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР

Ответ:

Укажите трёх государственных деятелей, которые занимали пост Генерального секретаря ЦК КПСС. Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) Л. И. Брежнев

2) М. С. Горбачёв

3) А. Н. Косыгин

4) К. Е. Ворошилов

5) Ю. В. Андропов

6) Г. М. Маленков

Ответ:

Какие три из перечисленных событий относятся к политической истории СССР 1930-х гг.? Соответствующие цифры запишите в ответ.

2) убийство С. М. Кирова

4) казнь царской семьи

6) убийство П. А. Столыпина

Ответ:

Какие три из перечисленных положений относятся к программе и требованиям партии кадетов? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) укрепление в России начал конституционного строя

2) социализация земли

3) расширение политических прав и свобод

4) предоставление всем нациям права на самоопределение вплоть до отделения

5) формирование правительства, ответственного перед Государственной думой

6) сохранение самодержавной формы правления

Ответ:

Какие три из перечисленных положений характеризуют политический режим 1930-х гг.? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) политика гласности

2) многопартийность

3) сращивание партийного и государственного аппаратов

4) сосредоточение власти в руках партийного вождя

6) альтернативные выборы

Ответ:

Какие три из перечисленных событий относятся к 1939−1940 гг.? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) советско-финляндская война

2) принятие СССР в Лигу Наций

3) ввод советских войск в Эстонию

4) дипломатическое признание СССР со стороны США

5) участие советских представителей в Генуэзской конференции

6) советско-англо-французские переговоры о совместной защите стран Восточной Европы

Ответ:

Какие три события относятся к политической истории СССР 1930-х гг.?

Ответ запишите цифрами, без пробелов.

1) судебный процесс над Г. Е. Зиновьевым и Л. Б. Каменевым

2) убийство С. М. Кирова

3) назначение И. В. Сталина генеральным секретарем ЦК РКП (б)

4) казнь царской семьи

5) издание «Краткого курса истории ВКП(б)»

6) убийство П. А. Столыпина

Ответ:

Какие три из перечисленных положений характеризуют период «оттепели»? Запишите в ответ соответствующие цифры.

1) сокращение количества издаваемых газет и журналов

2) реабилитация значительной части жертв политических репрессий

3) отмена идеологического контроля в сфере культуры

4) внутрипартийная борьба за власть

5) введение многопартийности

6) политика десталинизации

Ответ:

Какие черты характеризовали развитие науки и культуры в СССР в 1970-е-середине 1980-х гг.?

1) подпольное распространение запрещенных цензурой произведений

2) приоритетное финансирование культуры

3) идеологический контроль в сфере литературы и искусства

4) сокращение расходов на науку

5) введение всеобщего обязательного среднего образования

6) сокращение количества специалистов с высшим образованием

Ответ:

Что из названного относится к первым мероприятиям Советской власти? Укажите три мероприятия. Ответ запишите цифрами без пробелов.

1) заключение коалиции с кадетами

2) «красногвардейская атака на капитал»

3) восстановление крестьянской общины

4) отмена сословных привилегий

5) принятие первого пятилетнего плана

6) отделение церкви от государства

Ответ:

Какие три из на­зван­ных исторических со­бы­тий относятся к пе­ри­о­ду «оттепели»? Запишите цифры, ко­то­ры­ми обозначены события, в пра­виль­ной последовательности без пробелов.

1) стро­и­тель­ство первой атом­ной электростанции

2) ава­рия на Чер­но­быль­ской АЭС

3) от­кры­тие Института ядер­ных исследований

4) со­зда­ние атомных авиа­ци­он­ных двигателей

5) со­зда­ние первого атом­но­го ледокола «Ленин»

6) со­зда­ние атомной бомбы

Ответ:

Какие черты ха­рак­те­ри­зо­ва­ли внутреннюю по­ли­ти­ку в СССР в 1965-1985 гг.? Выберите три вер­ных суждения.

1) пе­ре­да­ча части власт­ных функций от пар­тий­ных структур к советским

2) утвер­жде­ние концепции «развитого социализма»

3) мас­со­вая замена и омо­ло­же­ние партийно-государственных кадров

4) уси­ле­ние влияния ор­га­нов безопасности

5) про­ве­де­ние массовых репрессий

6) уси­ле­ние позиций партийно-государственной номенклатуры

Ответ:

Выберите из списка события, относящиеся ко времени правления Н. С. Хрущева. Ответ запишите цифрами без пробелов.

1) предоставление права на пенсию колхозникам

6) массовые репрессии

Ответ:

Какие три положения характеризуют политический режим 1930-х гг.? Запишите в ответ соответствующие цифры.

1) альтернативные выборы

2) многопартийность

3) культ личности

5) обеспечение свободы вероисповеданий

6) цензура периодической печати

Ответ:

Что из названного было построено в годы первых пятилеток? Укажите три элемента.

1) Шатурская электростанция

2) Сталинградский тракторный завод

3) Земо-Авчальская ГЭС

4) Магнитогорский металлургический комбинат

5) Путиловский завод в Ленинграде

6) Турксиб

Ответ:

1) привлечение иностранного капитала в форме концессий

2) принудительная трудовая повинность

3) введение продналога

5) денежная реформа

6) продразвёрстка

Ответ:

Какие три из пе­ре­чис­лен­ных положений от­но­сят­ся к пер­вым декретам, при­ня­тым советским пра­ви­тель­ством в ок­тяб­ре 1917−феврале 1918 гг.?Соответствующие цифры за­пи­ши­те в ответ.

1) об от­де­ле­нии церкви от государства

2) о кол­лек­ти­ви­за­ции сельского хозяйства

3) о все­об­щей воинской повинности

4) о на­ци­о­на­ли­за­ции банков

5) об от­ме­не частной соб­ствен­но­сти на землю

6) о вве­де­нии продовольственного налога

Ответ:

Какие три из перечисленных положений относятся к политике «перестройки»? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) замена продразвёрстки продналогом

2) усиление роли Советов в управлении государством

3) борьба с «космополитизмом»

4) отказ от политики «холодной войны»

5) приоритетное развитие военно-промышленного комплекса

6) введение многопартийности

Ответ:

Какие три из перечисленных положений относятся к политике «военного коммунизма»? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) введение конвертируемости рубля

2) денационализация государственных предприятий

3) рост бесплатных услуг населению

4) отмена частной собственности

5) ограничение торговли

6) усиление роли мелкой буржуазии

Ответ:

Какие три условия были включены в Портсмутский договор между Россией и Японией (1905 г.)? Запишите в ответ соответствующие цифры.

1) выплата Японией крупной контрибуции России

2) признание Кореи сферой японских интересов

3) передача Японии права аренды Порт-Артура

4) закрепление за Россией прав на Курильские острова

5) передача Японии южной части Сахалина

6) признание Маньчжурии сферой русских интересов

Ответ:

Какие три события относятся к первому послевоенному десятилетию? Запишите в таблицу соответствующие цифры.

1) принятие Программы построения коммунизма в СССР

2) «ленинградское дело»

3) разгром журналов «Звезда» и «Ленинград»

4) публикация повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

5) преобразование наркоматов в министерства

6) создание совнархозов

Ответ:

Что из названного относилось к политике Н. С. Хрущёва? Запишите в ответ соответствующие цифры.

1) введение пенсий для колхозников

2) снижение цен на продукты питания

3) широкое жилищное строительство

4) поддержка арендного подряда в деревне

5) проведение «кукурузной» кампании

6) поддержка новых течений в искусстве

Ответ:

Какие три из перечисленных черт характеризуют внутриполитическое положение в СССР во второй половине 1930-х гг.? Ответ запишите цифрами без пробелов.

2) репрессии против представителей «ленинской гвардии»

3) отсутствие в стране реальной свободы слова

4) захват военными господствующих позиций в руководстве страной

5) широкие внутрипартийные дискуссии о путях дальнейшего развития экономики

6) установление культа личности партийного вождя

Ответ:

Какие три из перечисленных мер относятся к периоду «перестройки»? Запишите в таблицу соответствующие цифры.

1) Принятие Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности».

2) Курс на приватизацию собственности.

3) Либерализация цен.

4) Внедрение бригадного и арендного подряда.

5) Борьба с пьянством и алкоголизмом.

Ответ:

Какие три произведения из перечисленных были созданы в СССР в 1953-1964 гг.?

1) «Мать» М. Горького

2) «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына

3) «Двенадцать» А. А. Блока

4) «Тихий дон» М. А. Шолохова

5) «Живые и мёртвые» К. М. Симонова

6) «Оттепель» И. Г. Эренбурга

Ответ:

Какие три из пе­ре­чис­лен­ных положений от­но­сят­ся к новой эко­но­ми­че­ской политике (1921−1929 гг.)?

6) вве­де­ние концессий

Ответ:

Выберите из списка три события, относящихся к русско-японской войне, и запишите номера, под которыми они указаны, в таблицу.

1) сражение в порту Чемульпо

2) Брусиловский прорыв

3) сражение на р. Халхин-Гол

4) Цусимское сражение

5) сражение в Синопской бухте

6) оборона Порт-Артура

Ответ:

Какие три общественно-политические организации (партии) руководствовались идеями К. Маркса?

1) Российская социал-демократическая партия

2) «Народная воля»

3) Конституционно-демократическая партия

4) «Земля и воля»

5) группа «Освобождение труда»

6) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса"

Ответ:

Какие три события, относящиеся к внешней политике СССР, произошли в 1945−1953 гг.? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) возведение Берлинской стены

2) заключение договора с США о сокращении ядерных вооружений

3) оказание помощи СССР Вьетнаму в войне против агрессии США

4) создание Совета экономической взаимопомощи

5) разрыв отношений между СССР и Югославией

6) оказание помощи СССР Северной Корее в Корейской войне

Ответ:

Что из перечисленного относится к итогам Первой российской революции 1905−1907 гг.? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) создание Государственной думы

2) национализация всех помещичьих земель

3) ликвидация сословий и гражданских чинов

4) свержение монархии, установление республики

5) разрешение создавать политические партии

6) отмена выкупных платежей

Ответ:

Что из пе­ре­чис­лен­но­го относится к социально-экономическому раз­ви­тию СССР в пе­ри­од «перестройки»? Вы­бе­ри­те три от­ве­та и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) вы­пуск приватизационных чеков

2) раз­ви­тие индивидуальной тру­до­вой деятельности

3) на­ча­ло забастовочного дви­же­ния в стране

4) сни­же­ние цен на по­тре­би­тель­ские товары

5) ост­рый дефицит товаров

6) ли­бе­ра­ли­за­ция цен

Ответ:

Какие три события произошли в октябре - декабре 1917 г.? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) арест Временного правительства

2) созыв II Государственной думы

3) провозглашение советской власти

4) принятие Декрета о земле

5) отречение Николая II

6) Кронштадтский мятеж

Ответ:

Какие три ор­га­на вла­сти были со­зда­ны в 1917 г.? За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Все­рос­сий­ский съезд Советов

2) Вер­хов­ная рас­по­ря­ди­тель­ная комиссия

3) Го­су­дар­ствен­ная Дума

4) Вер­хов­ный Совет

5) Все­рос­сий­ская Чрез­вы­чай­ная Ко­мис­сия (ВЧК)

6) Совет На­род­ных Ко­мис­са­ров (СНК)

Ответ:

Что из перечисленного относится к социально-экономическому развитию СССР в период «перестройки»? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) начало забастовочного движения в стране

2) либерализация цен

3) развитие индивидуальной трудовой деятельности

4) выпуск приватизационных чеков

5) острый дефицит товаров

6) снижение цен на потребительские товары

Ответ:

Какие три мероприятия советской власти были осуществлены в октябре 1917 г. - июле 1918 г.? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) национализация железнодорожного транспорта

2) разработка первого пятилетнего плана развития народного хозяйства

3) принятие Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа

4) массовая коллективизация сельского хозяйства

5) принятие Декрета о земле

6) замена продразвёрстки продналогом

Ответ:

Какие три из перечисленных событий относятся к периоду Первой российской революции 1905-1907 гг.? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

2) отречение Николая II

3) убийство П. А. Столыпина

4) Всероссийская октябрьская политическая стачка

5) учреждение Совета Народных Комиссаров

Ответ:

Какие три из перечисленных событий относятся к периоду Первой российской революции 1905−1907 гг.? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Всероссийская октябрьская политическая стачка

2) учреждение Совета Народных Комиссаров

4) отречение Николая II

5) убийство П. А. Столыпина

6) восстание на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический»

Ответ:

Какие три из перечисленных понятий связаны со Столыпинской аграрной реформой? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

2) переселенческая политика

4) мировой посредник

5) национализация

6) вольные хлебопашцы

Ответ:

Какие три из перечисленных политических деятелей состояли в руководстве большевистской партии в октябре 1917 г.? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) П. Н. Милюков

2) Л. Б. Каменев

3) А. Ф. Керенский

4) В. И. Ленин

5) Л. Д. Троцкий

6) Г. Е. Львов

Ответ:

Какие три из пе­ре­чис­лен­ных положений от­но­сят­ся к новой эко­но­ми­че­ской политике (1921–1929 гг.)? За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) утвер­жде­ние частной соб­ствен­но­сти на землю

2) вве­де­ние хозрасчета на го­су­дар­ствен­ных предприятиях

3) де­на­ци­о­на­ли­за­ция тяжёлой промышленности

4) по­яв­ле­ние кредитно-банковской си­сте­мы и бирж

5) от­ме­на государственной мо­но­по­лии внешней торговли

6) вве­де­ние концессий

Ответ:

Какие три из пе­ре­чис­лен­ных по­ло­же­ний могут быть от­не­се­ны к ито­гам ре­во­лю­ции 1905−1907 гг.? За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) отмена вы­куп­ных платежей

2) социализация земли

3) свержение монархии

4) создание Го­су­дар­ствен­ной Думы

5) ликвидация сословий

6) Раз­ру­ше­ние общины

Ответ:

Какие три из пе­ре­чис­лен­ных по­ло­же­ний легли в 1922 г. в ос­но­ву До­го­во­ра об об­ра­зо­ва­нии Союза Со­вет­ских Со­ци­а­ли­сти­че­ских Республик? Запишите в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) законодательное за­креп­ле­ние пре­иму­ществ рус­ской нации в со­юз­ном государстве

2) отказ от раз­ра­бот­ки общей со­юз­ной Конституции

3) передача пол­но­мо­чий по обо­ро­не стра­ны со­юз­но­му центру

4) равенство всех со­юз­ных республик

5) сохранение за рес­пуб­ли­ка­ми пол­ной са­мо­сто­я­тель­но­сти в про­ве­де­нии внеш­ней политики

6) существование еди­ной де­неж­ной единицы

Ответ:

Какие три про­мыш­лен­ных объ­ек­та были по­стро­е­ны в годы пер­вых пятилеток? Cоответствующие цифры и за­пи­ши­те в ответ.

1) Днепрогэс

2) Харь­ков­ский трак­тор­ный завод

3) Волж­ский ав­то­мо­биль­ный завод

4) Пу­ти­лов­ский завод

5) Маг­ни­то­гор­ский ме­тал­лур­ги­че­ский комбинат

6) Транс­си­бир­ская же­лез­ная магистраль

Ответ:

Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к цар­ство­ва­нию Петра I? Вы­бе­ри­те три от­ве­та и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) огра­ни­че­ние кре­пост­но­го права

2) ев­ро­пе­и­за­ция го­су­дар­ствен­но­го управления

3) уси­ле­ние го­су­дар­ствен­но­го уча­стия в эко­но­ми­че­ской деятельности

5) окон­ча­тель­ное под­чи­не­ние церк­ви государству

6) раз­ра­бот­ка кон­сти­ту­ци­он­ных проектов

Ответ:

Какие три из пе­ре­чис­лен­ных тер­ри­то­рий вошли в со­став Рос­сий­ской им­пе­рии при Ека­те­ри­не II? За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Пра­во­бе­реж­ная Украина

2) Эстляндия

4) Финляндия

5) Белоруссия

6) Ле­во­бе­реж­ная Украина

Ответ:

Какие три из пе­ре­чис­лен­ных со­бы­тий от­но­сят­ся к XV в.?

1) при­со­еди­не­ние Твер­ско­го кня­же­ства к Мос­ков­ско­му государству

2) битва на реке Сити

3) созыв Сто­гла­во­го собора

4) Грюн­вальд­ская битва

5) вве­де­ние «заповедных лет»

6) из­да­ние Су­деб­ни­ка Ивана III

Ответ:

Какие три из пе­ре­чис­лен­ных мер были пред­при­ня­ты в пе­ри­од прав­ле­ния Петра I?

1) вве­де­ние по­душ­ной подати

2) учре­жде­ние губерний

3) от­ме­на внут­рен­них та­мо­жен­ных пошлин

4) упразд­не­ние патриаршества

5) учре­жде­ние министерств

6) от­ме­на местничества

Ответ:

Какие три черты ха­рак­те­ри­зу­ют цар­ство­ва­ние Павла I? За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) меры по огра­ни­че­нию про­из­во­ла по­ме­щи­ков по от­но­ше­нию к кре­пост­ным крестьянам

2) раз­ра­бот­ка по по­ру­че­нию им­пе­ра­то­ра кон­сти­ту­ци­он­ных проектов

3) уси­ле­ние дис­ци­пли­ны в армии и на флоте

4) осво­бож­де­ние дво­рян от обя­за­тель­ной го­су­дар­ствен­ной службы

5) со­зда­ние си­сте­мы все­со­слов­но­го самоуправления

6) уси­ле­ние лич­ной роли им­пе­ра­то­ра в во­про­сах управления

Ответ:

Какие три из пе­ре­чис­лен­ных по­ло­же­ний ха­рак­те­ри­зу­ют рос­сий­скую эко­но­ми­ку XVII в.? За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) рост то­вар­ной спе­ци­а­ли­за­ции раз­ных регионов

2) при­ня­тие пер­вых про­тек­ци­о­нист­ских мер по огра­ни­че­нию вли­я­ния ино­стран­ных куп­цов в рос­сий­ской торговле

3) рас­цвет вот­чин­ных мануфактур

4) кон­троль со сто­ро­ны рус­ских куп­цов над мор­ской тор­гов­лей России, мор­ски­ми тор­го­вы­ми путями

5) раз­ви­тие яр­ма­роч­ной торговли

6) со­зда­ние го­су­дар­ствен­ных бан­ков для кре­ди­то­ва­ния куп­цов и дворян

Ответ:

Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к X в.? Вы­бе­ри­те три от­ве­та и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) вос­ста­ние древ­лян и убий­ство князя Игоря

2) раз­гром Ха­зар­ско­го ка­га­на­та кня­зем Святославом

3) пер­вое упо­ми­на­ние Моск­вы в летописи

4) на­ча­ло кня­же­ния Рю­ри­ка в Новгороде

5) съезд кня­зей в Любече

6) по­езд­ка кня­ги­ни Ольги в Кон­стан­ти­но­поль и при­ня­тие ею христианства

Ответ:

Какие три из пе­ре­чис­лен­ных со­бы­тий от­но­сят­ся к пе­ри­о­ду прав­ле­ния царя Алек­сея Михайловича? Вы­бе­ри­те три со­бы­тия от­ве­та и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) из­да­ние Но­во­тор­го­во­го устава

2) со­зда­ние Пре­об­ра­жен­ско­го и Семёновского полков

3) вос­ста­ние под пред­во­ди­тель­ством К.А. Булавина

4) под­пи­са­ние Ан­дру­сов­ско­го пе­ре­ми­рия между Рос­си­ей и Речью Посполитой

5) учре­жде­ние пат­ри­ар­ше­ства в России

6) Мед­ный бунт в Москве

Ответ:

Какие приведённые по­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию пер­во­го рус­ско­го пись­мен­но­го свода за­ко­нов - «Русской правде»? Вы­бе­ри­те три от­ве­та и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) ограничение си­сте­мы кормления

2) назначение за боль­шин­ство пре­ступ­ле­ний де­неж­ных штра­фов - виры

3) ограничение кров­ной мести

4) введение пожилого

5) «Божий суд» как спо­соб опре­де­ле­ния виновности

6) учреждение долж­но­стей губ­ных ста­рост для пре­сле­до­ва­ния раз­бой­ни­ков

Ответ:

Какие из пе­ре­чис­лен­ных по­ло­же­ний ха­рак­те­ри­зу­ют де­я­тель­ность князя Яро­сла­ва Мудрого? Вы­бе­ри­те три от­ве­та и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) борьба с печенегами

2) строительство со­бо­ров св. Софии в Киеве, Нов­го­ро­де и Полоцке

3) основание Москвы

4) разгром Ха­зар­ско­го каганата

5) начало раз­ра­бот­ки пись­мен­но­го законодательства

6) походы в Ду­най­скую Болгарию

Ответ:

Какие приведённые по­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют новой эко­но­ми­че­ской политике? Вы­бе­ри­те три от­ве­та и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

«Государственная дума» - Будущее – вне политики» А. Герцен Согласны ли Вы с данной точкой зрения? А начиналось всё … Демократия: теория, реальность, предпосылки, перспектива. I, II, III, IV Государственные думы (1906 -1917). Федеральное собрание (является представительным и законодательным органом РФ). Объясните смысл данной карикатуры?

«Государственная власть» - Местного управления (ст. 12, ст. 130-133 Конституции РФ). Федеральные агентство. Федеральное собрание. Государственный совет. Правительство Российской Федерации. Институт мировых судей. Исполнительная власть (гл.6 ст.110-117 Конституции РФ). Государственная дума. Городское поселение. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

«Государственное и муниципальное управление» - Факультет государственного и муниципального управления. Выпускник должен обладать общекультурными компетенциями. Профили. Наши студенты и выпускники. Приказ Министерства образования и науки от 17 января 2011 г. № 41. Первый выпуск студентов состоялся в 1993 году. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Профессиональный цикл. Научная работа студентов.

«Государственный бюджет» - Запланированные расходы. Как вы считаете, к чему может привести изыскание дополнительных источников доходов? Что нового вы узнали? Что больше всего понравилось? Какие выводы можно сделать из диаграммы? Алтайского края. Расходы. Богатство и процветание во многом зависит от уплаты налогов. Как вы считаете, к чему может привести выпуск дополнительных денежных средств?

«Государственный хор» - Визитная карточка Краснодарского края. Государствен- ный Академический Кубанский казачий хор Художественный руководитель Виктор Захарченко. Государственный Академический Кубанский казачий хор – один из лучших государственных русских народных хоров России. 1811 год. История хора. Огромный успех во многих странах.

«Ботаническая номенклатура» - Обнародование названий. Номенклатура - особая сфера деятельности. Остап Бендер. Первое название по отношению ко второму будет базионимом. Можно заниматься номенклатурой, не обязательно зная конкретные растения. Как работает метод типов. Приоритет. Название сохранится за видом с белыми лепестками. В интернете - International Plant Names Index (IPNI) www.ipni.org.

Учителю истории. «Золотой век» партийной номенклатуры

14 октября 1964 года Пленум ЦК КПСС освободил Н. С. Хрущева от партийных и государственных должностей. Первый секретарь ЦК КПСС обвинялся в нарушении коллегиальности, коллективности руководства, нежелание считаться с мнением товарищей, в возрождении “культовой” атмосферы, дестабилизации общей обстановки в стране из-за непродуманных реформ и частой смены кадров. С отставкой Н.С. Хрущева завершился процесс либерализации общественно-политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство.
Должность Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров были разделены. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1968 г. - Генеральным секретарем ЦК КПСС) стал Л.И. Брежнев.
Смена власти в октябре 1964 г. означала неизбежную коррекцию хрущевского политического курса. Пришедшая к руководству партией и страной «команда Л.И. Брежнева» не имела единой позитивной программы. Идеологией перемен стало негативное отношение к «хрущевскому волюнтаризму», нарушавшему комфортное существование номенклатуры. Термин «советская номенклатура» означает принятый в СССР порядок подбора и назначения кадров на должности высокого уровня в аппарате управления. В номенклатуру включались партийные функционеры, занимавшие важнейшие государственные должности и выполнявшие организаторские функции в производстве и в других сферах жизни. Оказавшись во главе КПСС, Л.И. Брежнев проводил курс, который обеспечивал ему поддержку партийного аппарата.
Суть курса Брежнева выражалась в усилении консервативных начал, в возврате к старым порядкам, в стремлении к стабильности. В Брежневе партийная элита увидела лидера, способного отстаивать ее интересы. Поэтому брежневский период часто называют «золотым веком номенклатуры». Высшие партийные чины неустанно окружали себя новыми привилегиями и материальными благами. Началось срастание наиболее коррумпированных партийцев с теневой экономикой. Чиновники занимались хищением казенных средств.
Правящая элита постепенно замыкалась в себе. В ноябре 1964 г. Пленум ЦК КПСС восстановил «единство» партийных, советских и других органов, разделенных в 1962 г т.е. была отменена обязательная сменяемость выборных партийных органов (ротация кадров). В результате произошло старение кадров: к началу 1980 г. большинству советских руководителей было более 70 лет. Со временем уход большинства представителей высшей партийно-советской и хозяйственной номенклатуры со своих постов практически прекратился и осуществлялся лишь вследствие смерти или полной дискредитации руководителя. «Образец» новой кадровой политики давал и сам Л.И. Брежнев, частенько назначавший на ответственные партийно-государственные посты своих родных, близких и лиц, преданных лично ему. «Выбывших» заменили люди, лично близкие Брежневу и особенно знакомые ему по работе в Днепропетровске («днепропетровская мафия» - А. Кириленко и К. Черненко, ставшие секретарями ЦК и членами Политбюро; Н. Щелоков – министр МВД; Д. Кунаев – 1-й секретарь ЦК компартии Казахстана и др.). или, например, зять Брежнева Чурбанова, который из обычного офицера стал генералом и замминистра МВД. Т.е. степень замкнутости номенклатуры заметно возросла, этот класс советского общества воспроизводил сам себя.
Зачастую решения высших партийных органов имели приоритет над законами. Совместные постановления ЦК КПСС И Совета Министров СССР (будучи подзаконными актами) официально ставились наравне с законодательными, включались в Свод законов СССР. Законы попирались и неофициальными решениями, устными указаниями номенклатуры – так называемым «телефонным правом». Таким образом, в «обществе развитого социализма» корпоративные интересы номенклатуры полностью возобладали над государственными и общественными интересами. Так партократия закрепляла своё положение как нового класса эксплуататоров.
Партократия - политический строй, при котором верховная политическая государственная власть (законодательная, исполнительная и судебная) фактически сосредоточена в руках единственной партии, встроенной в государственную систему, а вернее - в руках партийной бюрократии. Ей же полностью подчиняются СМИ, хозяйственные органы, культурно-образовательные и социальные учреждения. В условиях всеобщего дефицита «времен застоя» в партийных органах формировались разного рода «министерские лобби», выбивающие для своего региона, республики фонды и капитальные вложения. Местная хозяйственная элита, имея возможность перераспределять ресурсы, реально влияла на процесс принятия политических решений.
Хозяйственная реформа1965 г., развитие «теневой экономики», созданная брежневским руководством атмосфера безнаказанности и вседозволенности давали мощный импульс собственническим ориентациям номенклатуры. Главным источником «предпервоначального накопления капитала» высшей партийной элиты в 1960 – 80 гг. стали всевозможные злоупотребления, систематические взятки, приписки, протекционизм. Укажем на одно убедительное свидетельство: в записке Отдела административных органов ЦК КПСС об усилении борьбы со взяточничеством от 21 мая 1981 года отмечалось, что в 1980 году было выявлено более 6 тысяч случаев служебного взяточничества (на 50% больше, чем в 1975 году). К примеру, министр культуры Екатерина Алексеевна Фурцева брала взятки, не боясь огласки. Она любила бриллианты, дорогие наряды. Галина Вишневская писала в своих воспоминаниях, что заграничные гастроли знаменитых артистов зависели от взяток, данных чиновникам, не исключая министра культуры.
Еще одной причиной, почему этот период называют "золотым веком" номенклатуры, заключалась в огромной разнице между образом жизни руководящих работников, и так называемого "простого народа". И дело было не в каких-то особых окладах (хотя и они имели место), а в возможности потратить заработанные деньги. Высший паотийный чиновник имел продуктовые и вещевые спецпайки. В них он мог получать продукты дефицитные или такие, за которыми были очереди. И вещи, которых в широкой продаже могло вообще не быть. Например, норковые зимние шапки. В те времена на спецраспределители ЦК работало целая "хозяйственная отрасль" страны. Существовали отдельные спецполя и парники, где выращивали экологически чистые злаковые культуры и овощи. Применение в таких спецколхозах пестицидов и различных химических удобрений было строго запрещено. На многих пищевых комбинатах существовали "закрытые цеха" по производству элитной продукции. Например, Ватутинский мясокомбинат (Черниговская область) снабжал своими колбасами все спецраспределители страны. Икру поставляли комбинаты Дальнего Востока, фрукты – кавказские республики и дружественные страны. Коньяк привозили из Армении и Франции, сигареты из Америки. В систему привилегий входили ведомственные санатории, дома отдыха, больницы. В зависимости от занимаемой должности работников прикрепляли к разным поликлиникам, при Брежневе обеспечивали дачами различной комфортабельности и т. п. Сформировалась и иерархическая лестница продовольственного обеспечения. Одни работники получали (разумеется, за деньги) заказ в гастрономе раз в неделю, другие могли это делать ежедневно. Определенная категория управленцев пользовалась ежегодными путевками в санатории и дома отдыха со значительными скидками и оплатой дороги, у других была возможность отдохнуть в санатории не каждый год, не в лучшее время и за большую стоимость.
В номенклатурной среде, обособленной от массы простых советских граждан, было правилом обеспечивать будущность своих близких. Номенклатурные дети должны быть хорошо устроены. Еще в конце 1950-х гг. в ряде столичных городов были созданы спецшколы, в которых обучение со второго класса велось на иностранных языках. Процент детей рабочих в этих школах был крайне незначителен. Постепенно их сеть расширялась соответственно росту правящего класса и его потребностям. В те годы для советской элиты были выстроены новые дома по самым современным западным образцам: с бассейнами, саунами, подземными гаражами, закрытыми магазинами. Образцом жизни партийной номенклатуры стало стремление ко всякого рода наслаждениям. Это и охота, рыбная ловля в специально отведенных для этого угодьях, путешествия за границу, оплачиваемые, как правило, либо гос-вом, либо иностранными фирмами, это и возможность смотреть заграничные кинофильмы, недоступные широкой аудитории, это и привилегии в приобретении билетов в театры, концертные залы. Все шире становился разрыв между простыми гражданами и власть предержащими, что негативно сказалось на духовном состоянии общества. Отделенность от остального народа стала самой слабой стороной номенклатуры, они не очень представляли, чем и как живет остальная страна. Нарастает социальная апатия, вызванная двойной моралью и ростом социальной несправедливости. Падение престижа власти.
Распространения пьянства. Золотым веком номенклатуры. Название своё этот период получил из-за того, что любой мало-мальский чиновник мог пользоваться благами, к которому простому советскому человеку не было доступа.

Отставка Н. С. Хрущева в октябре 1964 г. и последовавшая за этим смена партийно-государственного руководства открывали новый этап в развитии советского общества, который традиционно принято называть "годами застоя" (в официальной пропаганде он именовался эпохой "развитого социализма"). Главной особенностью этого периода был отказ нового руководства от политики глубокого реформирования общества и связанная с этим дальнейшая консервация политического режима, обусловившая в конечном счете после короткой хрущевской "оттепели" наступление застоя во всех сферах жизни. Вместе с тем после проведенных в середине 1950-х гг. преобразований новая власть уже не могла без риска потери доверия населения вернуться в полном объеме к прежней системе директивного управления и отказаться от проводимой Хрущевым линии на повышение уровня жизни. Логика развития страны требовала проведения назревших экономических реформ. Именно эта попытка сочетания политического и идеологического консерватизма, последовательно проводившегося пришедшей к власти группой руководителей, с экономическими реформами, сопровождавшимися неизбежным укреплением технократических ценностей, составляла одну из характерных черт первых лет брежневского правления.

Смена руководства в стране в середине 1960-х гг., означавшая победу консервативных сил в верхних эшелонах власти, привела к дальнейшему усилению позиций партийно-государственной номенклатуры. Реформы Хрущева вольно или невольно вели к значительному ослаблению руководящей роли партии в различных сферах управления, что вызывало раздражение и законный протест партноменклатуры. Поэтому партаппарат энергично настаивал на прекращении экспериментов, в том числе и в первую очередь на отмене задевавших его интересы хрущевских реорганизаций в области партийно-государственного управления. Его основными требованиями стали устойчивость и "стабильность кадров", возвращение к коллективному руководству. Оригинальность ситуации состояла в том, что именно реформы Хрущева, сопровождавшиеся десталинизацией и некоторой демократизацией общества, во многом способствовали, если быть объективными, превращению партаппарата из слепого орудия личной власти, каким он был при Сталине, в самостоятельный субъект политики, уже не боявшийся повторения репрессий 1930-1940-х гг.

Как бы то ни было, уже первые решения нового руководства свидетельствовали о его намерении восстановить в полном объеме руководящую роль партии, усилить влияние партаппарата во всех сферах жизни общества. Первым шагом в этом направлении стала отмена тех новации Хрущева, которые были приняты им в области партийно-государственного строительства. Через месяц после смещения Хрущева на состоявшемся в ноябре 1964 г. Пленуме ЦК КПСС было принято решение о ликвидации деления партийных организаций на "сельские" и "промышленные" и перестройке их работы на основе прежнего территориально-производственного принципа. Тем самым восстанавливалась в полном объеме вертикаль партийного руководства: ЦК -обком - райком. Позже, на XXVI съезде КПСС (1966), был отменен введенный Хрущевым принцип ротации партийной номенклатуры, столь ненавистный партаппарату.

Одновременно с перестройкой партийных органов были реорганизованы па привычных для аппарата организационных основах советские, комсомольские и профсоюзные организации и учреждения. Вместе с усилением роли "партийной вертикали" восстанавливался контроль партии над экономикой. В сентябре 1965 г. решением Пленума ЦК были упразднены совнархозы и восстановлены отраслевые министерства. Наконец, был преобразован созданный в конце 1962 г. Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета министров СССР. Он был превращен в Комитет народного контроля, фактически лишенный властных полномочий.

Параллельно с реорганизацией партийного и советского аппарата брежневское руководство попыталось провести экономические реформы, в известном смысле позволяющие говорить о наличии в этот период в руководстве страны временного консенсуса между консерваторами и технократами. Этот консенсус был продиктован обнаружившимся еще в начале 1960-х гг. кризисным положением экономики страны, требовавшим перехода к новым методам управления народным хозяйством. В его основе лежало осознание частью политического руководства назревшей необходимости ограничения административного диктата в сфере экономических отношений и усиления экономического стимулирования производства, что предполагало внедрение механизмов внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителя в результатах труда. Все это не означало отказа от директивной модели экономики и лежащего в ее основе централизованного планирования. Более того, с упразднением совнархозов и восстановлением центральных отраслевых министерств усилился процесс административной централизации. Был создан целый ряд центральных органов и комитетов: Госкомцен, Госснаб, Государственный комитет по науке и технике и др.

В марте 1965 г. было объявлено о начале реформы в сельским хозяйстве. В докладе Л. И. Брежнева "О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства в СССР", сделанном на мартовском Пленуме ЦК КПСС, в качестве основных причин отставания сельского хозяйства назывались волюнтаристские методы управления на селе, игнорирование экономического стимулирования развития отрасли, отсутствие необходимой ценовой политики, низкий уровень культуры земледелия. В связи с этим в целях облегчения условий хозяйствования устанавливался твердый план (на шесть лет) государственных закупок зерна, были значительно повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, вводилась 50%-ная надбавка за сверхплановую продажу продуктов. Одновременно с этим снимались ограничения для развития личных подсобных хозяйств колхозников, рабочих и служащих. Впервые за всю историю советской деревни вводились стабильные денежные оклады для колхозников.

Несмотря па ряд принятых правительством мер, призванных оживить хозяйственную деятельность колхозов, методы управления сельским хозяйством в целом не претерпели серьезных изменений. Сама экономическая реформа на селе проводилась с помощью традиционных средств, опиралась исключительно на административные рычаги. Основной акцент власти делали на повышение роли Министерства сельского хозяйства, списание долгов колхозов, увеличение капиталовложений в аграрный сектор экономики, сумма которых только за 15 лет после начала реформы составила около 400 млрд руб.

В сентябре 1965 г. очередной Пленум ЦК КПСС объявил о начале реформы в промышленности, которую но праву считают наиболее радикальной из всех реформ, проводимых в советский период. Основные ее положения были сформулированы в докладе Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина "Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и экономического стимулирования промышленных предприятий". В нем наряду с необходимостью сохранения централизованного планирования, восстановления управления промышленностью через отраслевые министерства, которые должны были заменить прежние совнархозы, делался акцент на расширение оперативно-хозяйственной самостоятельности промышленных предприятий. С этой целью сокращалось до минимума число директивно устанавливаемых плановых показателей. Основными показателями в деятельности промышленных предприятий должны были стать объем выпускаемой продукции, се качественные характеристики и стоимость. Впервые вводилось понятие прибыли, делался акцент на эффективности капитальных вложений, самоокупаемости и самофинансирования предприятий (хозрасчет).

Для экономического стимулирования производителей разрешалось оставлять в распоряжении предприятий часть полученных доходов, из которых на каждом предприятии создавались три фонда: фонд материального поощрения (для поощрения работников предприятия), расходование которого должно было контролироваться общим собранием трудового коллектива, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и т.д.), фонд развития производства (самофинансирование предприятий). Предусматривалось также сочетание единого государственного планирования с правом предприятий корректировать устанавливаемые сверху планы.

В отлично от происходивших в те годы аналогичных преобразовании в странах Восточной Европы, принадлежащих к "социалистическому лагерю", косыгинская экономическая реформа, предусматривавшая перевод промышленных предприятий на условия хозрасчета, отнюдь не означала реабилитацию рыночных отношений или перехода к "социалистическому рынку", отстаиваемому чешскими и венгерскими экономистами. По-прежнему устанавливались жесткие нормативы по валовому объему продукции, за государством сохранялась монополия в установлении цен на произведенную продукцию. Расширение нрав министерств также не способствовало провозглашенному курсу на развитие "самостоятельности" предприятий. Большую проблему, сохранявшую свое значение вплоть до середины 1980-х гг., составляла возникшая еще в 1930-е гг. "ведомственность" как результат утверждения принципа вертикального подчинения и связанное с ней отсутствие горизонтальных связей в системе управления экономикой.

Несмотря на все это, экономическая реформа 1965 г. дала заметный экономический результат, сдвинув народное хозяйство с мертвой точки. Только за годы восьмой пятилетки (1966- 1970) объем промышленного производства вырос в 1,5 раза, было построено около 1900 крупных предприятий, темпы роста товаров народного потребления впервые сравнялись с темпами роста средств производства. Значительные успехи были достигнуты и в сельском хозяйстве, где также давала о себе знать установка на стимулирование производства.

Однако уже к концу 1960-х гг. наиболее дальновидным политикам было ясно, что дальше этого экономические реформы не пойдут. Наметившиеся в ходе проведения реформ технократические тенденции в управлении экономикой и государством, во-первых, с самого начала были ограничены логикой планового хозяйства, во-вторых, они неизбежно должны были столкнуться с господствующей в верхах идеологической доктриной "партийности" государственного управления. Это явилось главной причиной того, что экономические реформы так и не были доведены до конца.

Л. И. Брежнев и его консервативное окружение, опасавшиеся серьезных перемен, не были заинтересованы в развитии хозяйственной реформы. С самого начала реформаторские процессы тормозились бюрократическими, консервативными силами, усматривавшими в экономических реформах угрозу политической стабильности. События в Чехословакии, вошедшие в историю под названием "пражской весны" 1968 г., а также набиравшие размах реформаторские тенденции в других социалистических странах (Польше, Румынии, Венгрии) усилили консервативные настроения в верхнем эшелоне советского руководства, заставили отказаться даже от тех робких и непоследовательных шагов по демократизации управления, которые предпринимались до этого.

К середине 1970-х гг. экономические реформы были окончательно свернуты. Консервативные тенденции взяли верх над "реформаторским либерализмом". Представленный в середине 1960-х гг. небольшой группой объединившихся вокруг Косыгина экономистов-технократов, он оказался, что называется, "не ко двору" набиравшей силу власти партократии.

Результаты такой политики не замедлили сказаться во всех сферах жизни общества. Среднегодовые темпы прироста национального дохода с 7,7% в годы восьмой пятилетки упали до 3,5% в годы одиннадцатой пятилетки (1981-1985), темпы роста производительности труда за этот же период снизились с 6,8 до 3%. Другим следствием отказа от преимущественно экономических методов управления народным хозяйством и возврата к командно-административной системе стал стремительный рост управленческого аппарата. Только за 1976-1983 гг. его численность увеличилась на 3 млн и достигла 18 млн человек. Па содержание такой армии чиновников ежегодно затрачивалось до 40 млрд руб. Но даже в этих условиях партийное руководство продолжало развивать и совершенствовать созданную еще в 1930-е гг. систему льгот и привилегий, призванную обеспечить материальное благосостояние партийно-государственного аппарата.

На этом фоне наблюдается процесс вырождения правящей элиты. Развенчание хрущевской партийной реформы, ставившей целью обновление и омоложение руководящего состава партии, и замена ее лозунгом "стабильности кадров", в действительности означавшем пожизненность номенклатурных постов, в итоге обернулись старением кадров. Достаточно сказать, что средний возраст членов Политбюро в 1980 г. составлял 71 год, а средний возраст местных руководящих партийных кадров в том же году достиг 59 лет по сравнению с 49 годами в 1971 г.

Параллельно с отказом от экономических реформ усиливался идеологический контроль в политической жизни страны, набирала обороты политика преследования инакомыслия, значительно усилилась роль Комитета государственной безопасности. На фоне укрепления позиций партийно-государственной бюрократии происходит постепенный отказ от критики культа личности, становившейся опасной для властвующей элиты, что позволяет ряду ученых говорить о начавшемся периоде "неосталинизма". В официальной пропаганде, литературе и искусстве начинается незаметная реабилитация имени Сталина. Из учебников по истории убираются разделы, содержавшие критику культа личности Сталина и его преступлений. Одновременно с этим наблюдается тенденция персонификации власти правящей элиты, что находит свое выражение в начавшейся уже с конца 1960-х гг. кампании по возвеличиванию самого Брежнева. Насаждаются отношения личной преданности, семейственность и плановость в подборе и расстановке кадров, в результате чего на все важные посты в государстве назначались не наиболее способные, а наиболее удобные брежневскому окружению люди или родственники (сын и зять Брежнева были введены в состав ЦК КПСС).

В 1977 г. была принята новая, четвертая по счету Конституция СССР. Идея быстрого перехода к коммунизму была заменена новыми формулировками, обосновывавшими построение в СССР "развитого социалистического общества" и "общенародного государства". Эти новые понятия призваны были уменьшить разрыв между теорией и жизнью, в известном смысле девальвируя идею об отмирании государства. Одновременно делался акцент на идее достижения социальной и национальной однородности общества, декларировалось положение о том, что в СССР сформирована "новая социальная и интернациональная общность" - советский народ.

В Конституции были закреплены новые формы "непосредственной демократии: всенародные обсуждения и референдумы. Вводился ряд новых гражданских прав, в том числе право на обжалование действия должностных лиц, на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство личности. Впервые закреплялись права на охрану здоровья, жилище, бесплатное образование, пенсионное обеспечение, свободу творчества. Ряд положений Конституции был посвящен расширению прав общественных организаций (в частности, права на законодательную инициативу, выдвижения кандидатов в депутаты и др.).

В то же время в новой Конституции СССР больше, чем во всех предыдущих, подчеркивалась ведущая роль Коммунистической партии в советском обществе. Статья 6 Конституции официально узаконивала особое положение КПСС как руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, что уже само по себе свидетельствовало о намерении руководства сохранить в неизменном виде практику дублирования системы государственного управления партийным аппаратом. Законодательно закреплялось прямое вмешательство партийного аппарата в деятельность всех органов и ветвей государственной власти.

Государственное устройство СССР по новой Конституции осталось без каких-либо изменении. Существенным образом расширялись права Верховного Совета СССР, который наделялся нравом высшего контроля за деятельностью государственного аппарата. В 1978 г. был принят новый Закон о выборах в Верховный Совет СССР па основе новой Конституции, который в апреле 1979 г. был дополнен новым Законом "О порядке отзыва депутатов Верховного Совета СССР" и Законом "О статусе народных депутатов СССР". В 1970-е гг. значительно возросла роль Президиума Верховного Совета СССР. С 1977 г. генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев стал одновременно Председателем Президиума Верховного совета, сменив находившегося на этом посту с 1965 г. Н. В. Подгорного. Пост Председателя Совмина СССР продолжал занимать А. Н. Косыгин, пост председателя КГБ с 1967 по 1982 г. занимал Ю. В. Андропов.

В конце 1970-х - начале 1980-х гг., несмотря на громкие заявления правительства и новые лозунги ("Пятилетке эффективности и качества - ударный труд", "Экономика должна быть экономной"), ставшие вскоре в обществе предметом насмешек, экономика продолжала топтаться на месте. Ухудшалось международное положение страны. В декабре 1979 г. были введены советские войска в Афганистан (решение было принято на даче у Брежнева узким кругом высокопоставленных лиц), что привело к дальнейшему нарастанию кризисных явлений в советском обществе.

Не удалось изменить ситуацию и пришедшему на смену Брежневу после его смерти в конце 1982 г. бывшему шефу КГБ Ю. В. Андропову, пытавшемуся найти выход в сочетании жесткой борьбы против коррумпированности бюрократического аппарата и наведения порядка в трудовых коллективах с рядом мер экономического характера, предполагавших некоторое ослабление централизованного управления и распределения.

Усиливавшаяся в конце 1970-х - начале 1980-х гг. консервация политических и государственных структур делала очевидной неспособность руководства страны вывести общество из кризиса, который приобретал системный характер. Негативные явления во всех сферах жизни общества сопровождались нарастанием равнодушия, социальной апатии граждан. Одной из главных причин растущего политического отчуждения являлся утвердившийся в эпоху Сталина и реанимированный в годы застоя командно-административный стиль руководства. В этой ситуации настоятельной становилась смена отжившего свой век хозяйственного механизма, самих методов управления страной и обществом. В то же время все меньше людей верили в истинность декларируемых властью коммунистических ценностей. Таким образом, налицо был идейно-политический кризис советского коммунизма. О кризисном состоянии общества свидетельствовали зарождение и развитие диссидентского движения во всех регионах СССР, по сути, представлявшего начало формирования элементов "антисистемы" в рамках существующей политической системы.

Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры, укрепление роли армии и органов безопасности, конституция СССР 1977 года.

Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры.

Со смещением Н. С. Хрущева и приходом к власти JI. И. Брежнева для партийно-государственного аппарата наступил «золотой век». В качестве главного лозунга была выдвинута идея «стабильности кадров», что нередко означало пожизненность номенклатурных постов, вело к безнаказанности руководителей, коррупции, разрыву между словом и делом. Главным критерием при назначении на должность становилась личная лояльность чиновника. Объективно эта «стабильность» вела к консервации, неизменности режима.

Уже первые решения возвращали к привычным методам управления. Были упразднены совнархозы и восстановлены отраслевые министерства. Их количество с каждым годом росло. В середине 80-х гг. было более 100 министерств и ведомств союзного уровня (в 1924 г. - 10, в 1936 г. - 20) и 500 республиканского. К этому времени на каждые 6-7 человек в стране приходилось по одному «управляющему». На их содержание ежегодно затрачивалось до 40 млрд р. «Стабильность» обернулась и старением кадров. К 1982 г. средний возраст высшего руководства перешагнул 70-летний рубеж.

Был узаконен контроль со стороны партийного аппарата над всеми сторонами жизни общества. Уже на XXIII съезде КПСС (1966) были отменены все новации в партийной жизни, принятые при Хрущеве. Делегаты съезда проголосовали за отмену принципа регулярного обновления партийной номенклатуры. В Уставе КПСС, измененном на XXIV съезде партии (1971), было закреплено право контроля деятельности администрации в НИИ, учебных заведениях, учреждениях культуры и здравоохранения (в промышленности и сельском хозяйстве оно существовало и раньше). Усиливался партийный контроль за деятельностью аппарата государственных органов.

Конституция СССР 1977 г. закрепила руководящую и направляющую роль КПСС в обществе, определив ее в качестве «ядра политической системы». Поскольку вся реальная власть в самой КПСС принадлежала партийному аппарату, то именно его и следовало считать главной политической силой в стране.

Важнейшие для страны решения по-прежнему принимались узким кругом лиц. Под лозунгом «борьбы за единство партии» глушилась любая точка зрения, не совпадавшая с «генеральной линией», свертывалась критика. По личному указанию Брежнева во время его выступлений перед большими аудиториями зал должен был в нужных местах речи вставать и аплодировать. При проведении съездов партии и общественных организаций в Кремлевском дворце съездов рассаживали группы скандирующих, обеспечивавших необходимые «шумовые эффекты» в зале.

Для материального обеспечения аппарата была усовершенствована и без того отлаженная система льгот и привилегий. Бесконтрольность вела к разложению части партийно-государственного аппарата. Началось сращивание его отдельных коррумпированных групп с «теневой экономикой». С конца 60-х гг. начинается кампания по возвеличению самого Брежнева. Укрепление его позиций в руководстве сопровождалось безмерным восхвалением его личности в органах массовой пропаганды, вызывая ответную негативную реакцию населения.

Восстановив господствующие позиции, партаппарат отказался от ненужной и опасной для него критики культа личности. Уже через несколько месяцев после отстранения Хрущева во время празднования 20-летия Победы в докладе Брежнева впервые за последние годы прозвучала под аплодисменты зала высокая оценка вклада Сталина в Победу.

В художественных произведениях, кинофильмах, периодике Сталин представал скромным, немногословным, неизменно мудрым, пекущимся о народном благе лидером. Линия XX съезда на развенчание Сталина не только не сохранилась на практике, но о ней перестали упоминать и в партийных документах. Разделы, содержавшие критику культа личности, исчезали при переиздании учебников по истории.

Укрепление роли армии и органов безопасности.

С приходом к власти Брежнева увеличилось финансирование оборонных программ. С 1967 г. началась массовая установка в подземных шахтах межконтинентальных баллистических ракет - залог будущего военно-стратегического паритета с США. Была создана высокоэффективная система противовоздушной обороны, в том числе противоракетной. Значительно выросла численность и боевая мощь авиации и флота. С 1976 г. в Восточной Европе началась установка ядерных ракет средней дальности. Все это не только укрепляло обороноспособность страны, но и вело к усилению позиций военного руководства. Производство и содержание военной техники, разработка перспективных моделей вооружений консервировали уровень жизни советских людей, а порой и подрывали его.

В условиях нарастания диссидентского движения в стране, проявлений социальной напряженности власти заботились и об укреплении органов госбезопасности. С приходом к руководству КГБ секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова (1967) борьбе с инакомыслием стали уделять еще больше внимания. По его предложению было создано Пятое управление КГБ по борьбе с диссидентами, сотрудники которого были внедрены почти во все учреждения, общественные организации и движения. Они вели скрытые и открытые наблюдения не только за правозащитниками, но и за их потенциальными союзниками, прослушивали телефоны.

Широкое использование получила практика заключения в специализированные психиатрические лечебницы, находившиеся на балансе МВД и КГБ. Даже в научных дискуссиях, как и при Сталине, направленность споров контролировали офицеры госбезопасности.

Из записки КГБ и Генеральной прокуратуры СССР в ЦК КПСС. Ноябрь 1972 г.

В соответствии с указаниями ЦК КПСС органы Комитета государственной безопасности ведут большую профилактическую работу по предупреждению преступлений, пресечению попыток ведения организованной подрывной деятельности националистических, ревизионистских и других антисоветских элементов, а также локализации возникающих в ряде мест группирований политически вредного характера. За последние пять лет выявлено 3096 таких группирований, профилактировано 13 602 человека, входящих в их состав... Подобные группы были вскрыты в Москве, Свердловске, Туле, Владимире, Омске, Казани, Тюмени, на Украине, в Латвии, Литве, Эстонии, Белоруссии, Молдавии, Казахстане и других местах.

Таким образом, несмотря на то, что массовый террор ушел в прошлое, политические преследования не прекратились, они приобрели более изощренный характер.

Конституция СССР 1977 г.

Принятая 7 октября 1977 г. Конституция стала четвертым за годы советской власти Основным законом. В преамбуле Конституции говорилось, что в СССР построено развитое социалистическое общество, характеризовались его основные черты. Таким образом, наблюдался разрыв с реальностью, с теми чертами общественного развития, которые имелись в действительности. Главный акцент делался на идее достижения социальной и национальной однородности общества (впервые в качестве социальной базы советской власти наряду с рабочим классом и колхозным крестьянством была названа также народная интеллигенция; говорилось о «новой социальной и интернациональной общности» - советском народе, о едином народно-хозяйственном комплексе СССР и др.).

В статье 6 было официально закреплено особое руководящее положение КПСС в советском обществе. Конституция утверждала усилившуюся экономическую и политическую роль союзного центра в ущерб правам республик. Наконец, как и прежде, видное место в Основном законе занял блок социально-экономических прав граждан, к числу которых (в сравнении с Конституцией 1936 г.) добавились и новые: на труд, бесплатное образование, медицинскую помощь, отдых, пенсионное обеспечение, жилище. Вслед за принятием Конституции были разработаны и приняты законы, регламентирующие реализацию этих прав.

В Конституции были закреплены и положения, предусматривавшие расширение прав общественных организаций (на законодательную инициативу, выдвижение кандидатов в депутаты и т. д.).

Конституция 1977 г. в целом носила демократический характер. Впервые в Основной закон были внесены международные обязательства СССР (положения Хельсинкского акта о принципах межгосударственных отношений). Однако многие зафиксированные в Конституции права и свободы либо так и остались на бумаге (например, право на свободу демонстраций), либо нарушались.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»