Виды игр в педагогическом процессе. Педагогические игры: сущность и характеристика

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Детские игры - явление неоднородное. В силу многообразия этих игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. Так, Ф. Фребель, будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры). Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гросса. Игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены им к «играм обычных функций». Вторую группу игр согласно его классификации составляют «игры специальных функций». Они представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, свадьбу и др.).

П.Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами). Позже Н.К. Крупская назвала игры, разделенные по этому же принципу, немного по-другому: творческие (придуманные самими детьми) и игры с правилами.

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. C.JI. Новиковой была разработана и представлена в программе «Истоки» новая классификация детских игр. В ее основу положен принцип инициативы организатора (ребенка или взрослого).

Выделяется три класса игр.

1. Самостоятельные игры (игра-экспериментирование, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями (игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные; досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные).

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные, или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

Еще одну классификацию детским играм дал О.С. Газман. Он выделяет подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, компьютерные игры, дидактические игры, игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

На наш взгляд, наиболее развернутой и подробной является классификация игр С.А. Шмакова. За основу он взял человеческую деятельность и выделил следующие виды игр:

1. Физические и психологические игры и тренинги:

Двигательные (спортивные, подвижные, моторные);

Экстатические;

Экспромтные игры и развлечения;

Лечебные игры (игротерапия).

2. Интеллектуально-творческие игры:

Предметные забавы;

Сюжетно-интеллектуальные игры;

Дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные);

Строительные;

Трудовые;

Технические;

Конструкторские;

Электронные;

Компьютерные;

Игры-автоматы;

Игровые методы обучения.

3. Социальные игры:

Творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы);

Деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).

Г. Крайгом описаны наиболее типичные детские игры.

Сенсорные игры . Цель - приобретение сенсорного опыта. Дети рассматривают предметы, играют песком и лепят куличики, плещутся в воде. Благодаря этому дети узнают о свойствах вещей. Развиваются физические и сенсорные возможности ребенка.

Моторные игры . Цель - осознание своего физического «Я», формирование культуры тела. Дети бегают, прыгают, подолгу могут повторять одни и те же действия. Моторные игры дают эмоциональный заряд, способствуют развитию моторных навыков.

Игра-возня . Цель - физическое упражнение, разрядка напряжения, обучение управлению эмоциями и чувствами. Дети любят потасовки, драки понарошку, прекрасно понимая разницу между настоящей дракой и дракой понарошку.

Языковые игры . Цель - структурирование своей жизни с помощью языка, экспериментирование и освоение ритмического строя мелодии языка. Игры со словами позволяют ребенку овладеть грамматикой, пользоваться правилами лингвистики, осваивать смысловые нюансы речи.

Ролевые игры и имитации . Цель - знакомство с социальными отношениями, нормами и традициями, присущими культуре, в которой живет ребенок, и их освоение. Дети разыгрывают различные роли и ситуации: играют в дочки-матери, копируют родителей, изображают водителя. Они не только имитируют особенности чьего-то поведения, но и фантазируют, достраивают ситуацию в своем воображении.

Перечисленными видами игр не исчерпывается весь спектр игровых методик, однако, как правильно подчеркивается, на практике чаще всего используются именно эти игры, либо в «чистом виде» либо в сочетании с другими видами игр.

Д.Б. Эльконин выделил следующие функции игровой деятельности:

Средство развития мотивационно-потребностной сферы;

Средство познания;

Средство развития умственных действий;

Средство развития произвольного поведения. Выделяются и такие функции игры, как обучающая, развивающая, релаксационная, психологическая, воспитательная.

1. Функции самореализации ребенка. Игра является для ребенка полем, в котором он может реализовать себя как личность. Здесь важен сам процесс, а не результат игры, так как именно он является пространством для самореализации ребенка. Игра позволяет познакомить детей с широким спектром различных областей человеческой практики и сформировать проект снятия конкретных жизненных затруднений. Она не только реализуется в рамках конкретной игровой площадки, но и включается в контекст опыта человечества, что позволяет детям познать и освоить культурную и социальную среды.

2. Коммуникативная функция. Игра - коммуникативная деятельность, осуществляемая по правилам. Она вводит ребенка в человеческие отношения. В ней формируются отношения, складывающиеся между играющими. Опыт, который ребенок получает в игре, обобщается и затем реализуется в реальном взаимодействии.

3. Диагностическая функция. Игра обладает предсказательностью, она более диагностична, чем любая другая деятельность, так как сама по себе есть поле детского самовыражения. Эта функция особенно важна, поскольку в работе с детьми трудноприменимы методы опроса, тесты. Более адекватным для них является создание игровых экспериментальных ситуаций. В игре ребенок выражается и выражает себя, поэтому, наблюдая за ней, можно увидеть характерные для него черты личности, особенности поведения.

4. Терапевтическая функция. Игра выступает как средство аутопсихотерапии ребенка. В игре ребенок может вернуться к травмирующим переживаниям своей жизни или к об стоятельствам, в которых он не достиг успеха, и в безопасной для себя обстановке заново проиграть то, что причинило ему боль, расстроило или напугало.

Дети сами используют игры как средство снятия страхов и эмоционального напряжения. Например, различные считалки, дразнилки, страшилки, с одной стороны, выступают носителями культурных традиций общества, с другой — являются мощным средством проявления эмоционального и физического напряжения. Оценивая терапевтическое значение детской игры, Д.Б. Эльконин писал: «Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которую получает ребенок в ролевой игре... Отношения, в которые игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстником, отношения свободы и сотрудничества вместо отношений принуждения и агрессии, приводят в конце концов к терапевтическому эффекту».

5. Функция коррекции, которая близка к терапевтической функции. Одни авторы объединяют их, подчеркивая коррекционно-терапевтические возможности игровых методов, другие разделяют, рассматривая терапевтическую функцию игры как возможность достижения глубинных изменений в личности ребенка, а коррекционную — как трансформацию типов поведения и навыков взаимодействия. Наряду с обучением детей коммуникативным навыкам в игре можно формировать позитивное отношение ребенка к себе.

6. Развлекательная функция. Развлекательные возможности игры привлекают ребенка к участию в ней. Игра — тонко организованное культурное пространство ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию. Игра как развлечение может способствовать крепкому здоровью, помогает устанавливать позитивные отношения между людьми, дает общую удовлетворенность жизнью, снимает психические перегрузки.

7. Функция реализации задач возраста. Дошкольнику и младшему школьнику игра создает возможности для эмоционального отреагирования трудностей. Для подростков игра является пространством построения отношений. Для старших школьников характерно восприятие игры как психологической возможности.

Наличие большого количества функций предполагает объективную необходимость включения игр и элементов игровой деятельности в учебный и внеучебный процессы. В настоящее время даже появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом обучения и воспитания детей.

Игра является ведущим видом деятельности только в дошкольном возрасте. По образному выражению Д.Б. Эльконина, игра сама в себе содержит свою гибель: из нее рождается потребность в настоящей, серьезной, общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, что становится важнейшей предпосылкой для перехода к учению. Вместе с тем на протяжении всех лет обучения в школе игра не теряет своей роли, и особенно в начале младшего школьного возраста. В этот период содержание и направленность игры меняются. Большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Виды педагогических игр

Игровые технологии используются в обучении с незапамятных времён. В настоящее время они чаще используются в сфере начального образования. В средней и в высшей школе обращаются к игровым технологиям редко. Игры могут использоваться при знакомстве друг с другом на начальных этапах обучения; могут сочетаться с различными психолого-педагогическими тренингами по развитию коммуникации. Также они могут использоваться непосредственно в процессе обучения.

Игры следует разделить по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. Классификация педагогических игр приведена на рисунке № 1.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

А) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

Б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;

В) репродуктивные, продуктивные, творческие;

Г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методике.

Три большие группы составляют: игры с готовыми «жёсткими» правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, которые сочетают свободную игровую стихию и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу.

Важнейшие из других методических типов; предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры - драматизации.

«Вольные» игры различают по той сфере жизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, и этнографические.

Различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с разными средствами передвижения.

Форма - способ существования и выражение содержания. По форме выделяют самостоятельные типовые группы, в которых следующие игры: игры - празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действия; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д.

Педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам, учебно-познавательной направленностью.

Активизировать познавательную деятельность учащихся позволяет игровая форма занятий, которая создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций.

Дидактическая цель при планировании игры превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Важнейшая роль в игровых технологиях принадлежит заключительному ретроспективному (подробному) обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.

Развитию психологических качеств личности, эмоциональности и гибкости ума способствую игровые уроки. Привлечение учащихся к игре позволяет достичь эффекта раскрепощения, активного поиска, умения анализировать, принимать решения, общаться. В игровой увлекательной форме учащимся даётся тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без интереса. Когда учащиеся увлекаются, они не замечают, что учатся - легко познают, запоминают новое, ориентируются в необычной ситуации.

Рассмотрим некоторые особенности методических типов игр, принимаемых в образовательном процессе.

Деловые игры - хорошая форма коллективного познания. Они моделируют реальную производственную деятельность. Учащиеся разбиваются на группы, которые получают своё задание.

Возможные варианты структуры деловой игры на уроке.

· Знакомство с реальной ситуацией;

· Построение её имитационной модели;

· Написание сценария;

· Подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку;

· Уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;

· Разработка способов оценки результатов игры в целом и её участников в отдельности.

При разработке содержания игры ставятся игровые и учебные цели, определяется объём необходимых знаний, функции и роли участников игры, инструкции участникам.

Попробуем рассмотреть более подробно технологию деловой игры. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирование обще учебных умений, даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. В учебном процессе применяются различные модификации деловой игры: имитационные, операционные, ролевые, деловой театр, психодрамма и социодрама. Занков Л.В.Избранные педагогические труды. - М.,1999.-424С. Схематично технологию деловой игры можно представить следующим образом.

Рисунок №2 .Технология деловой игры.

Этап подготовки

Разработка игры

Разработка сценария;

План деловой игры;

Общее описание игры;

Подготовка материального обеспечения.

Ввод в игру

Постановка проблемы, целей;

Условия, инструктаж;

Регламент, правила;

Распределение ролей;

Формирование групп;

Консультации.

Этап проведения

Групповая работа над заданием

Работа с источником;

Мозговой штурм;

Работа с игротехником.

Межгрупповая дискуссия

Выступление групп;

защита результатов;

правила дискуссии;

работа экспертов.

Этап анализа и обобщения

Вывод из игры;

Анализ, рефлексия;

Оценка и самооценка работы;

Этап подготовки начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятий, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

После идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкции, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками деловой игры. Негласные правила запрещают от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

Этап проведения - содержание; процесс игры. С началом игры никто не должен вмешиваться и изменять ход игры. Ведущий или учитель только может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. Различают три способа развития игрового процесса: детерминированный, спонтанный, смешанный (сочетание алгоритмизации с учётом вероятного характера событий, наиболее присущих деловой игре). Деловые игры в зависимости от модификации могут быть введены различные типы ролевых позиций участников:

· По отношению к содержанию работы в группе - генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, анализатор;

· По организационным позициям - организатор, координатор, интегратор, контролёр, тренер, манипулятор;

· По отношению к новизне - инициатор, осторожный критик, консерватор;

· По методологическим позициям - методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлектирующий программист;

· По социально-психологическим позициям - лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, не принимаемый, отвергаемый.

Этап анализа и обобщения результатов игры подразумевает выступление экспертов, обмен мнениями, защиту своих решений и выводов. Учитель объясняет достигнутые результаты, отмечает ошибки, делает вывод занятия. Внимание обращается на сопоставление используемой имитации с соответствующей областью реального мира, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

Ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов. Их можно разделить по мере возрастания и сложности на три группы:

· Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;

· Ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации;

· Условные, посвящённые разрешению например, учебных конфликтов и т.д.

Выделяют в структуре ролевой игры следующие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.

1. Роли. Роли, которые выполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Социальные роли обусловлены местом в индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические). Межличностные роли определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник и др.). Подбор ролей должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности: чувства коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки т.п.

2. Исходная ситуация. Выступает как способ её организации. При всём разнообразии определения понятия ситуации необходимо учитывать и обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношение коммуникантов.

3. Ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определённую роль. Ролевые действия как разновидность игровых действий органически связаны с ролью - главных компонентом ролевых игр - и составляют основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры, которые включают вербальные и невербальные действия, использование бутафории.

По сути, ролевая игра является художественно-образным отражением тех или иных сторон, фактов, моментов жизни. Это одно из важнейших средств первичной социализации ребёнка, позволяющее расширить ролевой репертуар, отработать навыки ролевого поведения, овладеть ролевым этикетом и осознать его условность. Детские ролевые игры - своеобразная антология сценарных вариантов жизни и моментов, определяющих ход сценарного действия.

Таким образом называя ролевую игру игрой, иметь ввиду, что это «игра в жизнь», т.е. искусство, способ расширения реального жизненного опыта человека новым, иллюзорным, но переживаемым и поэтому подобным опыту подлинному.

Ролевая игра внесла вклад в развитие творческого и эстетического потенциала ребёнка, об изменении характера репродукции в игре и выработке навыков дедуктивного мышления, но нас интересует в данном случае прежде всего технология, т.е. принципы, приёмы и средства изображения в ролевой игре.

Можно сделать вывод, что путь воплощения основных принципов педагогической технологии игровой деятельности на уроке - это

1. Организация проживания урока как художественного образа;

2. организация творческих импровизаций, открывающих возможности самореализации всех участников;

3. осмысление и подведение итогов совместной деятельности.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физичес­кие (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехниче­ские и другие.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.

Три большие группы составляют: игры с готовыми «жёсткими» правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; иг­ры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в каче­стве условия игры и возникающие по её ходу.

Важнейшие из других методических типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

По содержанию игры с готовыми правилами различают: все предметные (ма­тематические, химические и т.д.), спортивные, подвижные, интеллектуальные (ди­дактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хоровод­ные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражне­ния), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.п.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с разными средствами пе­редвижения.

И, наконец, по форме (форма есть способ существования и выражения со­держания) можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие иг­ры: игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игро­вые действия; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, те­сты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противобор­ства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Объект и предмет социальной антропологии
Различие взглядов наблюдается в понимании объекта и пред­мета социальной антропологии. Одни исследователи объектом считают человека (или личность), другие - культуру, третьи - общество, четвертые -

Эволюционная теория Ч.Дарвина
В 1871 г. вышла в свет книга Дарвина «Происхождение человека и половой отбор». Так появилась научная теория, утверждавшая, что человек произошел от обезьяны путем очень длительной эволюции, борьбы

Трудовая теория Ф.Энгельса
Логическим продолжением учения Дарвина являлась трудовая теория антропогенеза Ф. Энгельса, изложенная в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Трудовая теория антропогенеза

Современные модификации эволюционной теории
Саванная 10 млн. лет назад (леса исчезают, возникают саванны, появилось на Ю-В Африке: прямохождение, переход к мясу). В этих лесных массивах из передвигавшегося на четвереньках неб

Этапы эволюции древнего человека
Австралопитек (5млн лет назад). Р. Дарт в 1928г. На территории ЮАР. Ископаемые обнаружены в Африке. Очень маленькие и худые существа: рост около 120 см, вес от 22 до 55 кг. Маленький объем

Его основные тенденции
Таким образом, в онтогенезе Человека Примитивного четко просматривается тенденция к усложнению его деятельности, созданию условий существования, обеспечивающих удовлетворение рефлексов самосохранен

Неолитическая революция: изменение отношение человека к природе
Действительным человеческим началом следует считать такой уровень развития животного, когда производство орудий труда и инстинктивные формы трудовой деятельности и вспомогательного средства животно

Неолитическая революция: изменения в образе жизни и отношениях между людьми
Переход к земледелию означает окончательную смену бродячего образа жизни оседлым укладом. Раньше всего это случилось там, где позволял климат, - на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Здесь урожай

Антропологическая философия Фейербаха
В начале 1840х гг. вышли работы Л.Фейербаха, в которых он критикует философию Гегеля и христианство. Человек человеку – бог. Строит «новую философию», которая соединяет в себе достоинства

Идея об индивидуальности человека,и её обоснование
Практически до второй половины XIX века идеи об индивидуальной неповторимости человека представляли собой умозрительные рассуждения, основанные на житейских наблюдениях или медицинской практике. По

Философская антропология М.Шелера
В 1928 г. выходит работа Макса Шелера «Положение человека в космосе». В этой работе статус человеческого бытия выявляется в космической перспективе через соотношение человека с другими формами орга

Мир труда. Историческое развитие трудовой деятельности
Как уже отмечалось, предыстория современного человека насчитывает около 6 млн. лет. Можно утверждать, что в течение этих миллионов лет человек «выходил» из животного мира. Анализ специфики доступны

Концепция Бубера о природе человека
Мартин Бубер разворачивает свою философию, исходя из возможности диалога между субъектами. Преодоление «непосредственных данных» единственного одинокого сознания осуществляется, согласно философии

Учение о человеке в концепции К. Ясперса
Характеристику и критический анализ экзистенциалистской антропологической философии мы по праву начинаем с учения К. Ясперса. В нем экзистенциальная аналитика человеческого бытия и бытия вообще пол

Учение о человеке в философии Н.С. Бердяева
«Свобода. Тема свободы является главной в творчестве философа. За приверженность Бердяева к исповеданию свободы его называли «апостолом свободы» (или даже «пленником свободы»). Бердяев не уд

Свобода
Свобода бывает негативной (от чего-то) и позитивной (для чего-то). Основной подход к свободе мысли или свободе действий: если человек взаимодействует закономерностями природы – он свободен.

Потребности и способности человека
Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его акти

Социальное пространство индивидуального бытия человека и его виды
Социальное пространство в отличие от физического фиксирует не место нахождения человека, а его общественное положение – совокупность определенных связей, в кото­рых находится индивид по отношению к

Социальное время индивидуального бытия человека и его виды
Социальное пространство – это всеобщая форма существования различных социальных субъектов, начиная от человека и кончая обществом. Оно выражает порядок сосуществования, структурность и протя

Мир игры. Игровая деятельность в жизни человека. Человек играющий
Каждый ребенок знает, что если он играет, то он играет. Взрослый тоже полагает, что игра - это что-то несерьезное, что, играя, он получает временное счастье, отдых от нудной повседневности, выход з

Игра, и игроввая деятельность в жизни человека
Игровая деятельность.Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид дея

Мир любви
М. Шелер в книге «Формализм этики» утверждает, что творение ценностной Вселенной обязано такому фундаментальному способу человеческого бытия, как порядок любви. Всякий порядок, установившийся опытн

Любовь,как социокультурное явление
Значимость любви как социального и психологического явления для общественной жизни Социологические исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, показывают, что ст

Девиации и девиантное поведение человека
Р. Мертон определяет девиантное поведение как результат нормальной реакции нормальных людей на ненормальные условия. Это верное определение, ибо в число людей с девиантным (отклоняющимся) поведение

Дивиации в жизни человека:причины и виды отклолении в развитии человека
Девиация – это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Обычно мы оцениваем поведение

Причины возникновения девиантного поведения
В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории. Остановимся на каждой из них.

Галимова Виктория Сергеевна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №6»

Старший воспитатель

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В последнее время уже не просто говорят об использовании игровых методов и приемов обучения, а о выстраивании образовательного процесса на основе игры, т.е. использовании игровых педагогических технологий.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обшир­ ную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр .

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существен­ным признаком – четко поставленной целью обучения и соответ­ствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-по­знавательной направленностью.

Место и роль применения педагогических игр в образовательном процессе дошкольников, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классифика­ции педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физичес­кие (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, занимательные, воспитательные, развивающие;

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики . Ука­жем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации (театра­лизованные).

Так, например, существует несколько групппедагогических игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа игры творческие, сюжетно-ролевые , в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и творческим потенциалом.

Игры путешествия игровые сюжетные занятия , состоящие из дидактических игр. Они носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются дошкольниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, топографа и т.д. Дети отправляются в путешествие, на прогулку, в сказку, в гости и др.

Данные занятия могут отражать реальные факты или события. Происходящие действия понятны и интересны ребёнку. Выполнение предлагаемых заданий радует и удивляет детей, придаёт познавательному содержанию необычный, игровой характер. В ходе таких занятий дети принимают активное участие в развитии сюжета, обогащении игровых действий, стремятся овладеть правилами и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

В сюжетном занятии используются различные способы раскрытия познавательного материала в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение при необходимости способов их решения, радость от её решения.

Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда? » и т.д.

игры с готовыми правилами (обычно и называемые дидактическими) . Как правило, они требуют от дошкольника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать.

Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями ребенок учится непреднамеренно, непроизвольно, играя. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют детей на овладение знаниями и умениями.

Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

IV группа игр строительные, трудовые, технические, конструкторские . Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх дети осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

V группа игр – интеллектуальные игры: игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу . Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим детям уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают путисамосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Особенности реализации игровой

технологии в ДОУ

Характерные особенности педагогическойигры

В современной общеобразовательной практике большое распространение получили игровые технологии обучения (А.А. Вер­бицкий, Н.В. Борисова и др.), которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностя­ми альтернативных решений, предполагаемых результатов, крите­риями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения.

Отрадно, что в общественной практике последних лет и науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра принимается, как общенаучная, серьезная категория. Возможно, поэтому игры начинают входить в дидактику более активно.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.

В современном ДОУ, делающим ставку на активизацию и интенсификациюобразовательного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

– в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, или содержания изучаемого материала;

– как элемент более общей технологии – способ обучения;

– в качествезанятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

– как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

Концептуальные основы использования игры в обучении

детей дошкольного возраста

Игра является ведущим видом деятельности дошкольников – в ней возникают и формируются соответствующие психи­ческие новообразования, характерные для детей дошкольного возраста (Д.Б. Эльконин).

Игра – форма психогенного поведения (Д.Н. Узнадзе). Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фунда­ментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самооп­ределении, саморегуляции, самореализации (А.Н.Леонтьев).

Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усво­ения социальных установок (Л.С. Выготский).

Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

Игровая форма совместной образовательной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.

Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но, безусловно, развивает познавательную активность дошкольников.

Использование игры в образовательном процессе, дает ребёнку:

– возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли;

– быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества);

– прожить некоторое времяв «реальных жизненных условиях».

Место и роль применения игр в образовательном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классифика­ции педагогических игр.

1. В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физичес­кие (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

2) По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, занимательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

3) Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики . Ука­жем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетно-ролевые, интеллектуальные игры, игры с готовыми правилами.

I группа предметные игры , как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа игры творческие, сюжетно-ролевые , в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются».

Игры путешествия. Они носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются дошкольниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, топографа и т.д. Отличительная черта этих игр активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Дети с помощью взрослых много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.

Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности дошкольников, их свободной фантазией.

III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей это игры с готовыми правилами ( обычно и называемые дидактическими ). С дошкольниками могут быть использованы: игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, аустанавливается в зависимости от её хода.

Как правило, они требуют от дошкольника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями ребенок учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют детей на овладение знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт детей. Но приобретение опыта требует большого времени. Чтобы обеспечить «приобретение такого опыта», важно научить детей самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д. Дидактические игры вызывают у дошкольника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ребенка, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ребенку.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ребенка. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д. Составление программ таких игр забота каждого педагога.

IV группа игр строительные, трудовые, технические, конструкторские . Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх дети осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

V группа игр, интеллектуальных игр : игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу; интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера.

Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим детям уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

4). По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т.д.

5). По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т.д.

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определя­ет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различны­ми средствами передвижения.

Игровые методы и приемы

В свое время Е.А. Флерина обратила внимание на то, что игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и за­интересованности, активности детей. В современных ис­ следованиях выявлено, что эти методы дают возможность направлять не только умственную активность детей, но и моторную. Моторная активность способствует образова­ нию богатых ассоциативных связей, что облегчает усвое­ние знаний, умений. В ситуации игры процессы восприя­ тия протекают в сознании ребенка более быстро и точно.

Игровые методы и приемы характеризуются рядом признаков. Прежде всего, они переносят учебное действие в условный план, который задается соответствующей си­стемой правил или сценарием. Еще одна особенность зак­лючается в том, что от ребенка требуется полное вхожде­ние в игровую ситуацию. Следовательно, и педагог дол­жен играть с детьми и отказаться от прямого обучающего воздействия, замечаний, порицаний.

Игровые методы и приемы достаточно разнообразны. Наиболее распространенным является дидактическая игра. Ей присущи две функции в процессе обучения (А.П. Усова, В.Н. Аванесова).

Первая функция – совершенство­ вание и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были ус­ воены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации. Например, дети различают и называют цвета, а в дидак­ тической игре «Светофор» эти знания перестраиваются в соответствии с усвоением правил уличного движения.

Сущность второй функции дидактической игры заключа­ ется в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания. Так, например, в игре «Север, юг, восток, запад» (автор И.С. Фрейдкин) дошкольники учат­ ся ориентироваться по компасу, использовать модели (схемы маршрута).

В качестве игрового метода используется воображае­ мая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием. Например, для совершенствования знаний о растениях, развития связной речи проводится игра «Магазин цве­ тов», для уточнения знаний о родном городе – игра-пу­ тешествие, для обогащения представлений о декоратив­ но-прикладном искусстве – игры «Выставка», «Магазин сувениров», «Путешествие в прошлое». Иногда целесо­ образно использовать в обучении такой компонент игры, как роль . Бабушка Загадушка загадывает загадки, Че­ловек Рассеянный, как всегда, все путает, а дети его ис­ правляют. Роль может «исполнять» и игрушка. Напри­ мер, Петрушка просит детей научить его вежливым сло­ вам, правилам поведения.

Важное значение для повышения активности детей на занятиях имеют такие игровые приемы, как вне­запное появление объектов, игрушек , выполнение воспитателем различных игровых действий. Эти приемы своей неожидан­ностью, необычностью вызывают острое чувство удив­ления, которое является прологом всякого познания (вдруг воспитатель «превратился» в Лисичку со скалоч­кой и от ее лица рассказывает о своих «приключениях», вдруг раздался стук в дверь и вошел Винни-Пух). На большом эмоциональном подъеме проходят заня­ тия, включающие инсценировки коротких рассказов, сти­ хотворений, бытовые сценки, элементы драматизации.

К игровым приемам относятся загадыва­ние и отгадывание загадок , введение элементов соревнования (в старших группах), создание игровой ситуации («Покажем мишке наши игрушки»; «Научим Петрушку мыть руки»; «По­ можем зайчику разложить картинки»). Игра – это почти всегда соревнование. Дух соревнования в играх достигается за счет разветвленной системы оценивания дея­тельности участников игры, позволяющей увидеть основные ас­пекты игровой деятельности детей.

Реализация игровых приемов и ситуаций при игровой форме занятий проис­ходит по таким основным направлениям:

– дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры;

– учебный материал используется в качестве ее средства,

– в учебную деятель­ность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

– успешное выполнение дидактического задания связывается с игро­вым результатом.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обшир­ную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Основные идеи:

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно

– игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

– группы игр на обобщение предметов по определен­ным признакам;

– группы игр, в процессе которых у детей разви­вается умение отличать реальные явления от нереальных;

– группы игр, воспиты­вающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать процесс учения, осваивать ряд учебных элементов.

Значение игровой технологии :

– активизирует воспитанников;

– повышает познавательный интерес;

– вызывает эмоциональный подъём;

– помогают детям раскрепоститься, обрести уверенность в себе.

– способствует формированию психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения произвольного запоминания и т.д.

– способствует развитию творчества;

– максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

– позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Достоинство игровых технологий обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышен ный интерес, положительные эмоции, по могают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не на вязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Доказано, что игровые формы и методы обучения обеспечивают достижение ряда важнейших образовательных целей:

1) стимулирование мотивации и интереса:

В области предмета изучения;

В общеобразовательном плане;

В продолжении изучения темы;

2) поддержание и усиление значения полученной ранее инфор­мации в другой форме, например:

Фактов, образа или системного понимания;

Расширенного осознания различных возможностей и проблем;

Последствий в осуществлении конкретных планов или воз­можностей;

3) развитие навыков:

Критического мышления и анализа;

Принятия решений;

Взаимодействия, коммуникации;

Конкретных умений (обобщение информации, подготовка ре­фератов и др.);

Готовности к специальной работе в будущем (поиск работы, руководство группой, работа в непредвиденных условиях);

4) изменение установок:

Социальных ценностей (конкуренция и сотрудничество);

Восприятия (эмпатия) интересов других участников, социаль­ных ролей;

5) саморазвитие или развитие благодаря другим участникам:

Оценка педагогом тех же умений участника;

Осознание уровня собственной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся в игре, лидерских качеств.

Задачи игровых технологий :

· дидактические (расширение кругозора, познавательной деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

· развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

· воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

· социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Игровая педагогическая технология представляет собой последовательную деятельность педагога по:

– отбору, разработке, подготовке игр;

– включению детей в игровую деятельность;

– осуществлению самой игры;

– подведению итогов, результатов игровой деятельности.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существен­ным признаком – четко поставленной целью обучения и соответ­ствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-по­знавательной направленностью.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели творческо-поисковой деятельности. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией , которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

Технология, основанная на игровых методах и формах обучения, нацелена на то, чтобы научить детей осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Игровая технология обучения как никакая другая технология способствует использованию различных способов мотивации :

1. Мотивы общения.

– Дети , совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.

В игре, при решении коллективных задач, используются разные возможности детей. Дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.

Совместные эмоциональные переживания во время игры способствует укреплению межличностных отношений.

2. Моральные мотивы . В игре каждый ребенок может проявить себя, свои знания, мнения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

3. Познавательные мотивы:

Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует ребенка к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).

– В игре команды или отдельные дети изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.

Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Дети примеряют социальные маски, погружаются в проигрываемую ситуацию, «проживая» ее как реальную и ощущают себя частью общества.

Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).

Состязательность неотъемлемая часть игры притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на занятиях и усиливает желание учиться.

В игре всегда есть некое таинство неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ребенка, толкает не поиск ответа.

В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решения познавательных задач.

Учебная игра дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и дети, и сам педагог. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградова, Н. А.Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: прак­тическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. – М.: Айрис-пресс, 2008. - 128 с.

2. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. Бондаренко А. К., Матусик А. И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.

3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии. – 1966. – № 6.

4. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников. – М.: Айрис – пресс, 2004.

5. Касаткина, Е. И. Игра в жизни дошкольника: учебно-методическое пособие / Е. И. Касаткина. – М.: Дрофа, 2010. – 174 с.

6. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений. – М.: Ака­демия, 2004. – 432 с.

7. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 1982.

8. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. – 96 с.

9. Пенькова, Л.A. Развитие игровой активности дошкольников. Методичес­кое пособие / Л.A. Пенькова, З.П. Коннова, И.В. Малышева, С.В. Пыркова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – Магнитогорск, 1997.

10. Российская педагогическая энциклопедия, – в 2 томах – т. 1 (А-Л) / под ред.В. В. Давыдова – М.: Большая российская энциклопедия. – 1993. – http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/index.php

Игра в педагогическом процессе очень актуальна, т. к. игра - один из самых эффективных способов самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления человека. За последние пятнадцать лет в нашей психологии и педагогике проведены отдельные исследования по проблемам детской игры. Они, главным образом, касаются самых ранних этапов возникновения игры, вопросов социальных отношений детей в игре, некоторых вопросов влияния игры на интеллектуальное развитие. Игра в педагогическом процессе очень актуальна, т. к. игра - один из самых эффективных способов самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления человека. За последние пятнадцать лет в нашей психологии и педагогике проведены отдельные исследования по проблемам детской игры. Они, главным образом, касаются самых ранних этапов возникновения игры, вопросов социальных отношений детей в игре, некоторых вопросов влияния игры на интеллектуальное развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Котлярова Наталья Владимировна

Учитель биологии

Игра в педагогической деятельности.

Игра в педагогическом процессе очень актуальна, т. к. игра - один из самых эффективных способов самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления человека. За последние пятнадцать лет в нашей психологии и педагогике проведены отдельные исследования по проблемам детской игры. Они, главным образом, касаются самых ранних этапов возникновения игры, вопросов социальных отношений детей в игре, некоторых вопросов влияния игры на интеллектуальное развитие.

Игра - явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции:
1. обучающая функция - развитие общих учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и др.;

2. развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

3. коммуникативная функция - объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения.
4. релаксационная функция - снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.

5. психотехническая функция - формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.

6. функция самовыражения - стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, более полно раскрыть свой потенциал.

7. компенсаторная функция - создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка

По Л.С. Выгодскому, вопрос о значении игры для формирования детского общества, а тем самым и для формирования у детей черт общественности и коллективизма, остается и до настоящего времени исследованным недостаточно. Вместе с тем этот вопрос является центральным для педагогического использования игры. Вопрос этот тесно связан с природой игры. Игра есть деятельность, в которой дети, беря на себя роли взрослых, моделируют те отношения, в которые вступают взрослые в действительной жизни и, прежде всего при осуществлении своих основных общественных, трудовых функций. Такое практическое моделирование отношений, в которые вступают взрослые люди между собой в процессе осуществления своих реальных общественных функций, является единственно доступным для детей средством ориентации в задачах, мотивах и моральных правилах, которые реализуют взрослые люди в своей деятельности. Для осуществления такой сложной деятельности, носящей коллективный характер, необходима определенная самоорганизация. Необходимо договориться между собой об общем, всех интересующем сюжете, распределить между собой роли, договориться о значении вовлекаемых в игру предметов; распределить между собой предметы в соответствии с взятыми ролями, в ходе осуществления замысла игры подчиниться правилам, заключенным во взятых на себя ролях и в отношениях определяемых сюжетом игры, контролировать свое

поведение и поведение своих товарищей по игре.

Чтобы понять детей, найти к ним подход, мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра и разнообразная деятельность.

Игра – это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Детей не нужно учить играть. Дети играют постоянно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей.

Не смотря на то, что Зигмунд Фрейд очень мало работал с детьми, он замечательно понимал значение детской игры. Он писал: « Нам следует искать в ребенке первые следы воображения. Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка – это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравиться. Было бы не верно сказать, что он не принимает свой мир в серьез; напортив, он относиться к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции»

Игра – это конкретное самовыражение ребенка способ его приспособления к собственному миру.

Игра также является прекрасным средством диагностики как личности, так и группы. Кроме личного развития ребёнка, игра позволяет установить, к чему ребёнок стремится, в чём нуждается, так как в игре он стремится занять

желаемую роль. С помощью игры мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра - всегда является тестом для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно. Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

1. Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело.

2. Игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению духа.

3. Игра не должна грозить опасностью здоровью.

4. Игры должны служить преддверием для вещей серьезных.

5. Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.

6. Игры должны проходить под наблюдением педагогов.

В игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможности проявления инициативы.

В подростковых и особенно в старших классах необходимо побуждать учащихся к анализу проведенной игры, к сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, оказывать помощь в установлении связи содержания игры с содержанием жизненной практической деятельности или с содержанием учебного курса. Результатом

обсуждения игры может быть пересмотр её содержания, правил и др.

Важно отметить, что игры не должны быть излишне воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имён, правил, формул).

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Игра - наиболее освоенная школьниками деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникших в познании, в труде, в творчестве. Поэтому опора на игру - это важнейший путь включения детей в учебную работу без психологических сдвигов и перегрузок. Вся детская деятельность синкретична, т. е. в известной степени неразделима. И это единство возникает благодаря воображаемой, условной ситуации, в которой происходит процесс детского творчества. Игра как бы синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность. Любое новое занятие или умение, приобретённое в школе, побуждает к действию. Правильное введение игры в процесс обучения приведет к тому, что обучение будет интереснее, быстрее, качественнее. Не нужно будет детей заставлять что-то делать, учить, им это будет самим интересно, они станут стремиться к знаниям!


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»