Значение игр для разных направлений личностного развития. Значение игры для всестороннего развития личности ребенка

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Значение игры для всестороннего развития личности ребенка.

Снижение жизненного уровня, ухудшение экологической ситуации в России порождает условия, при которых значительно снижается уровень здоровья детей. Сегодня каждый пятый ребенок рождается больным.

Осуществляя сложную и ответственную задачу всестороннего развития духовных и физических способностей каждого ребенка в процессе его воспитания и обучения, воспитатели детского сада нередко сталкиваются с детьми, у которых обнаруживаются трудности в обучении и поведении, вызванные тем или иным отклонением в развитии. Идея включения игры в процесс обучения давно привлекала внимание педагогов. К.Д. Ушинский писал о том, что дети легче усваивают знания, если обучение сопровождать игрой.

Включение игры в процесс обучения детей повышает его успешность, так как игра создает позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению материала; непосредственно влияет на коммуникативную активность ребенка; способствует раскрепощению ребенка, стимулирует к поиску творческих решений.

В игре формируется личность ребенка. В процессе игровой деятельности вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность, развивается познавательная деятельность дошкольников. Игра- это школа общения ребенка.

Обычно почти все, чем занимаются дети, взрослые называют игрой. В этом есть немалая доля истины. Ведь игра включает в себя в качестве необходимых элементов добровольность, удовольствие. Именно так играет маленький ребенок. Вместе с тем детская игра это не просто времяпрепровождение. Это и труд. Игра для ребенка - это дело его жизни, все объединяющее: его работа, способ упорядочивания мира. Через игру он развивается физически, умственно, эмоционально. Ребенок не просто бегает, прыгает, исследует предметы, он делает это с упорством, наслаждением. Игра стимулирует, формирует его эмоции и мышление. Через игру ребенок приобретает свои жизненный опыт. Игра-это естественное обучение, порой более действенное, чем "полезные занятия", уроки и другие сложные "изобретения" взрослых.

В трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов Л.Г Выготский, А. П. Усова, Д. Б Эльконин, Ж. Пиаже, М. Монтессори, Ф. Кафка отмечается, что игра, направленная на всестороннее развитие ребенка, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Это уникальное средство ненасильственного воспитания маленьких детей. Игра является ведущей деятельностью дошкольников. Она соответствует естественным потребностям и желаниям дошкольника, а потому с ее помощью он учится добровольно и охотно. В игре дети могут делать то, чего они не умеют в реальной жизни: придумывают увлекательные сюжеты, делятся друг с другом игрушками, выполняют правила, ждут своей очереди, могут быть терпеливыми и настойчивыми.

Достоинство игры в том, что она опирается на естественные потребности детей, не содержит в себе принуждения, привлекательна и приятна.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будут зависить успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Например, в игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.

Но далеко не всегда ребенок сам способен придумать такую игру, которая отвечает его возможностям и развивает его способности. Нередко взрослые оставляют детей наедине с игрушками и считают, что ребенок сам знает, чем себя занять. Даже самые полезные игрушки сами по себе не могут сказать и показать, как с ними играть. Ребенок может без конца повторять одни и те же примитивные действия, что вряд ли будет иметь развивающий эффект.

Если представить себе нормального здорового ребенка, окруженного множеством игрушек, но совершено лишенного общества старших, можно предположить, что он будет производить с ними самые простые манипуляции, которые только условно можно назвать игрой. Чтобы игра стала действительно развивающей, дошкольнику обязательно сначала нужно научиться играть, а уже после этого он может развивать, дополнять и даже придумывать новые игры.

Научить его играть могут те, кто уже умеет играть и знает интересные игры. В течении многих десятилетий такими "учителями" были старшие дети. Во дворе, в большой семье игры и умение играть передавались из поколения в поколение. Все это происходило стихийно, естественно, без всякого вмешательства взрослых. Теперь эта связь детских поколений прервалась, нередко получается так, что дошкольник вовсе не видит старших детей: в семье один ребенок, двора и дворовых детей нет.

Вот и растет ребенок среди взрослых, у которых свои проблемы и которым вовсе не до игр. "Взрослое" ли это дело - играть с ребенком? Пусть в детском саду играет! Но и в детском саду дети того же возраста, которых не научили играть. В результате получается, что игры детей примитивны, однообразны и мало развивают их нравственные, волевые и умственные качества.

А от взрослых-родителей и воспитателей ребенок слышит одни нотации и призывы быть таким-то и таким-то. Но приобрести все эти ценные качества ребенок может только в процессе собственной деятельности и собственного опыта. Поэтому, если взрослые хотят помочь ребенку в его развитии, они должны играть с ним. Доказано что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Детей нужно приобщать к игре. И от того какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи общества своей культуры подрастающему поколению.

Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребенка в процессе его деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд методические приемы обучения игре и управление игрой не достигают своей практической цели.

В старшем дошкольном возрасте игра постепенно начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок уже не просто играет, а создает, строит, что-то нужное, полезное. В такой игре ребенок учится пользоваться многими предметами и инструментами, которые используются в быту.

По словам Р.С. Немова, применяя игры с детьми важно обращать внимание на следующее:

1. Обеспечивать самостоятельность в поиске знаний, в формирований умений и навыков.

2. Предоставить возможность получения заслуженных поощрений за успехи, причем не столько за сам по себе выигрыш, сколько за демонстрацию знаний, умений и навыков. .

Наиболее полезны для ребенка те методики, игры и игрушки, которые сделаны своими руками, те, которые собрать и разобрать. Больше всего детям нужны такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, таких, как воображение, внимание, память, мышление, речь ребенка, развитие его всевозможных способностей, таких, как музыкальные, конструкторские, математические, организаторские и многие другие.

Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловленно тем, что в развитии игры связанны существенные прогрессивные преобразования психики ребенка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере.

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи-тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.

Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень его осуществления.

Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнает от родителей, воспитателей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и все это находит отражение в игре.

Воспитательные возможности игры наиболее полно реализуются при умелом педагогическом руководством, которое обеспечивает необходимый уровень развития игровой деятельности. Так постепенно в игре идет освоение детьми нравственных норм, растет ответственность за выполнения действий. Психолог Д.Б. Эльконин выделил три стадии этого процесса:

1. Ребенок сосредоточен на познании свойств и качеств предметов, возможности действия с ними. Удовлетворив свой интерес к предметам, ребенок начинает проявлять внимание к действиям других детей, играющих рядом. На этом этапе закладывается основа для дальнейшего развития детских отношений.

2. Интерес детей перемещается в сферу взаимоотношений взрослых. Педагог, руководя игрой, нацеливает детей на освоение нравственных норм, служащих основой для гуманных человеческих отношений.

3. Предметные действия, даже самые привлекательные, ребенок подчиняет игровой цели, определяемой игровой ролью. Центром внимания становится другой человек. Игровые действия выполняются в ситуации использования их результата на благо других людей, то есть деятельность дошкольника приобретает общественную направленность. Основной путь обогащения игры нравственным содержанием лежит через ознакомление детей с явлением общественной жизни и воспитания положительных отношений к ней. .

Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом. Это дает возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для профилактики и коррекции его психического состояния.

На существования особого, эмоционального плана игры обращали внимания многие педагоги и психологи, такие как Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Е.А. Аркин и многие другие. Они подчеркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, что в процессе игры происходят глубокие преобразования первоначальных замыслов. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах. Становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций.

Необходимым условием возникновения полноценной игры является развертывания в ней социального содержания-содержания общения, взаимодействия и взаимоотношении между персонажами. Наблюдения за игрой дают возможность определить, как складываются отношения со сверстниками.

По мере того как с развитием ребенка меняется его игра, можно составить следующие основные виды деятельности ребенка: игра-манипулирование, индивидуальная предметная игра, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игра-соревнование, игра-общение, домашний труд, учебная деятельность, трудовая деятельность.

Важно отметить утверждение Д.Б. Эльконина о том, что переход к более сложной игре связан как с возрастным развитием ребенка, так и с его игровым опытом.

Без активного участия ребенка в любом из этих видов деятельности его психическое развитие было бы односторонним и не полным.

Дефицит участия ребенка в отдельных видах деятельности ведет к тому, что ребенок плохо владеет речью, не умеет грамотно общаться, а в дальнейшем становится не самостоятельным и мало что умеет делать своими руками.

У всех здоровых детей резервы умственного развития чрезвычайно велики, задача родителей - всячески способствовать их реализации, корректировать развитие, не нарушая его гармоничности, что на много проще делать через игру, с помощью игры и в процессе игры.

Литература:

1. Д.Б. Эльконин Психология игры. М., 1999.

2. Р.С. Немов - Основы психологического консультирования,1999.

В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая исключительное значение для развития ребенка дошкольного возраста. Психологи говорят о развивающем значении игры, педагоги отмечают её общевоспитывающий. характер. В психолого-педагогических исследованиях установлены факты влияния игры на становление отдельных психических функций, свойств и качеств личности, усвоение разнообразных знаний, норм и правил поведения, формирование взаимоотношений детей и др.

Множество подходов к определению значения игры можно объединить в три большие группы, подчеркнув ее роль в процессе становления:

отдельных психических функций (мышления, речи, памяти, внимания, воображения);

некоторых видов деятельности (познавательной, конструктивной, изобразительной, общения);

развитии личности ребенка в целом (физического, нравственного, познавательного, эстетического, трудового).

Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, С.Л. Рубин­штейн подчеркивали решающее значение игры в развитии воображения и образного мышления. Действительно, действия ребенка осуществляются в мнимой, воображаемой ситуации, реальные предметы заменяются другими, ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Таким образом постепенно с накоплением опыта развивается способность к творческому воображению.

Использование предметов-заместителей способствует постепенному переходу сначала к сокращенным игровым действиям, а затем - действиям во внутреннем, умственном плане. Выполнение различных ролей создает условия для принятия позиции другого человека, сопоставления собственной точки зрения с другими возможными вариантами. Это, по мнению Д.Б. Эльконина, способствует переходу мышления на более высокий уровень

Игровая деятельность оказывает влияние на формирование произвольности всех психических процессов и поведения . В психолого-педагогических исследованиях установлено, что в условиях игры дети лучше сосредотачиваются, больше запоминают, чем в ситуациях прямого указания взрослого. В ходе разрешения игровых задач создаются условия для осознания ребенком собственных действий (запоминания, припоминания, выделения и построения социальных функций контроля), что ведет к более глубокому пониманию их значения.

Д.Б. Эльконин показывает значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. В процессе игры у детей происходит ориентация в общественных функциях взрослых, смысле их деятельности и взаимоотношениях. На этой основе у ребенка возникает иерархия мотивов, он учится подчинять свои непосредственные желания мотивам успешного выполнения взятой на себя роли. Д.Б. Эльконин отмечает, что «... в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных, аффективно окрашенных непосредственных желаний к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности».


В совместных играх детей объединяет общая цель, совместные усилия по её достижению, общие переживания. Играя вместе, дети должны учитывать интересы друг друга, согласовывать индивидуальные замыслы, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Таким образом в играх разворачивается такая важная для детей деятельность, как общение .

Продуктивные виды деятельности, которые в дошкольном возрасте получают статус самостоятельных, зарождаются также в игре. Нередко игра ребенка начинается с постройки: домика для куклы, парохода для путешествия, замка для принцессы. Во время рисования дети разыгрывают тот или иной сюжет: покатился колобок дальше, а на встречу ему - зайчик. Иногда дети прерывают игру для того, чтобы изготовить недостающий материал: пакеты для игры в «магазин», конверты для почтальона, жезл для милиционера. Так в игре складываются другие виды деятельности конструирование, рисование, ручной труд.

В игре зарождаются элементы учебной деятельности . В играх с правилами дети выполняют учебную задачу, скрытую игровой формой, учатся контролировать свое поведение и поведение сверстников, объективно, доброжелательно оценивать результаты деятельности.

В игре удовлетворяется потребность ребенка в двигательной активности, накапливаются знания, развиваются способности, формируются важнейшие качества ума. В ряде исследований сформулировано значение игры как формы самоорганизации детей. Совместная игра создает условия для возникновения детского общества и реальных отношений между детьми. Именно в этом А.П. Усова усматривала основное воспитательное значение игры. В ней развивается и действует «особое качество, позволяющее детям устанавливать между собой связи, чувствовать друг друга, обращаться друг к другу, быть способным действовать друг с другом». Это качество было названо общественностью . Только при наличии этого качества ребенок становиться членом детского общества, входит в него и в нем действует, в чем-то завися от детского сообщества, в чем-то подчиняясь ему. На основе общественности, как качества личности ребенка, формируются поступки и усваиваются нравственные нормы поведения и отношений.

Принимая на себя различные _роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами, целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. В совместной игре со сверстниками ребенок приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

Через игру можно узнать особенности характера ребенка, его интересы, представления об окружающем, отношения со сверстниками. Яркость, красочность содержания, богатство замысла показывает богатство личности играющих (А.П. Усова).

С помощью игры можно осуществлять коррекцию поведения детей, их отношений со сверстниками, формировать уровень притязаний и характер самооценки дошкольников.

Исключительное значение игры для развития всех психических процессов, отдельных видов деятельности и личности ребенка в целом дало основание ученым считать её ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

«У ребенка есть страсть к игре

и надо ее удовлетворять. Надо

не только дать ему время

поиграть, но надо пропитать

этой игрой всю его жизнь.

Вся его жизнь это игра».

А. С. Макаренко

Игра - основная деятельность детей. Силой воображения, игровых дей­ствий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. В каждую эпо­ху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослыми: ребенок- «новичок», все для него полно новизны, значения и в игре он делает «открытия» того, что давно известно взрослому.

Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей

Игра - средство первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Она активно влияет на формирование личности дошкольника, его морально - волевые качеств. Известный в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... "

Данная темаактуальна и значима в наши дни, потому что именно игра - каждодневное действие детей, а ее организация, грамотное управление и руководство требует от педагогов инициативы, мастерства, творчества, чтобы она способствовала всестороннему развитию детей, становлению личности.

В связи с этим я поставила целью моей деятельности: развитие личности ребенка дошкольного возраста через игру.

Исходя из цели, поставила задачи

Создание предметно-развивающей среды в группе, для развития игровой

деятельности детей;

Воспитание детей на лучших примерах из жизни и деятельности людей,

способствующих формированию положительных чувств и побуждений;

Развитие речи детей через игру.

Особое значение придаю построению развивающего пространства для содействия развитию детской игры. Непременными компонентами этого пространства являются кабинеты. Организую непересекающиеся сферы самостоятельной детской активности внутри игровой зоны: творческие или сюжетно-ролевые, театрально-игровые, строительно-конструктивные, интеллектуальные игры и игры, предусматривающие двигательную активность. Это позволяет всем детям одновременно организовать разные игры в соответствии с детскими интересами и замыслами, не мешая друг другу.

Создаю условия для индивидуальных, подгрупповых и коллективных игр, с тем, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место в зависимости от своего эмоционального состояния. Обеспечиваю условную изолированность («вижу, но не мешаю») между элементами игровой зоны с одновременным учетом того, что среда, окружающая ребенка в группе, должна быть безопасной для его жизни и здоровья.

Своевременно меняю предметно-игровую среду – вношу атрибуты, игры, игрушки, игровое оборудование в соответствии с новым содержанием игр и усложняющимся уровнем игровых умений детей.

Предоставляю детям возможность самостоятельно менять игровую среду, в соответствии с их настроением, игровыми замыслами, интересами посредством легко трансформируемых элементов (поролоновые модули, пространственные конструкторы, ширмы).

Я организую игру с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, пользуюсь методическим руководством для четкой организации и проведения всевозможных игр. Правильная организация детской игры является сложной и ответственной задачей дошкольной и детской педагогики. От наставника, воспитателя, любого взрослого, взявшегося за ответственную миссию формирования и развития ребенка, зависит, каким вырастет Человек. Я стараюсь всегда быть рядом с ребенком в игре, руководить ею, чтобы он видел во мне друга, партнера, а не диктатора или «надзирателя».

Используя разнообразные формы игр: сюжетно-ролевые или творческие, игры с правилами, дидактические и др. стараюсь, чтобы ребенок приобретал первоначальные знания об окружающей жизни, у него формировалось определенное отношение к людям, к труду, вырабатывались навыки и привычки правильного поведения, складывался характер, усваивался общественный опыт. В игре формирую все стороны личности ребенка, через игру происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Всякая игра, это, прежде всего свободная, вольная деятельность. Особое место в моей педагогической деятельности занимают игры, которые создаются самими детьми - их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Так как творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре, то одно из условий успешного руководства играми – стараюсь завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Этого достигаю тем, что я отношусь к игре серьезно, с искренним интересом, понимаю замыслы детей, их переживания. Мне ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются ко мне за советом и помощью. Мое вмешательство в игре успешно, так как пользуюсь у детей достаточным уважением и доверием, умею, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре раскрываю особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают мне богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку. Основной путь воспитания в игре - влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.

Тема игры - это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии.

Таким образом, по одной теме мы создаем различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываем роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны.

Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь над целью игры и ее содержанием. Однако опыт показывает, что уже на четвертом году жизни дошкольники способны выбирать тему игры и ставить определенную цель. Перед началом игры я спрашиваю: "Во что будете играть? Что построите? Куда поедите на поезде? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?" Эти вопросы заставляют детей задумываться и наметить основной сюжет, который в дальнейшем может измениться. Постепенно игра приобретает все более целенаправленный характер, становится содержательнее, интереснее.

Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка - один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста. Сложность эта вызвана двойственным характером переживаний и взаимоотношений играющих. С увлечением, выполняя свою роль, ребенок не утрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он не матрос, и капитан - это только его товарищ. Оказывая внешнее уважение командиру, он, может быть, испытывает совсем другие чувства - осуждает его, завидует ему. Если же игра сильно увлекает ребенка, если он осознанно и глубоко вошел в роль, игровые переживания побеждают эгоистические порывы.

В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Моя задача - развивать творческие способности ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию через использование разнообразных игр.

Алина Дрозд
Роль игры во всестороннем развитие детей. Виды игр.

Роль игры во всестороннем развитие детей . Виды игр .

Игра терем один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучение их различными в действие с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность , у него формируется те стороны психики от которых впоследствии будут зависеть успешность в Учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Она характеризует нравственный облик ребенка. В игре дети получают первый опыт коллективного мышления, поскольку будущее связано с общественным полезным трудом, требующий от его участников совместного решения задач, направленных на получение общественного полезного продукта.

Для возникновения и развитие игры необходимо , во-первых, обеспечивать детей игровым материалом , во-вторых, проводить соответствующие игре обучение.

Не менее важную роль сюжетной игры в формировании нравственных качеств детей , а также их физическом развитии .

При соответствующей организации предметно-игровой среды можно добиться в сюжетных играх большой подвижности детей , сочетающийся с ориентировкой в пространстве.

Сюжетные игры оказывает влияние на эстетическое воспитание детей . Это обеспечивается прежде всего подбором игрушек и атрибутов, отвечающих требованиям высокого художественного вкуса, а также соответствующим оформление предметных игровых зон в помещении и на участке детского сада. Немаловажное значение имеет eastetica содержание самих игр. В дошкольном возрасте нередки индивидуальный или совместные игры . Они отражают общий уровень знаний детей о различных явлениях окружающей жизни, и несут в себе элементы продуктивного творчества организации, представляет собой своеобразную форму размышления детей над тем , что близко их интересам.

В игровой деятельности создаются необходимые психологические условия и благоприятная почва для всестороннего развития дошкольников . Но одни сюжетно игры не могут обеспечивать решение всех задач и стороннего воспитания детей игре . Это может быть достигнуто только при условии пропорционального сочетания в воспитательном процессе разных видов игр (сюжетно ролевых, дидактических, подвижных и т. д.) .

Конструирование- один из видов продуктивной деятельности. Вместе с темсооружения про построеки строительного материала тесно связано с игрой-дети строят домик для кукол, гараж для машины.

Развитие ребенка в игрепроисходит прежде всего за счёт разнообразной направленностью содержание. Если игры прямо нацелены на физическое воспитание (нежные, эстетические (музыкальные,умственные (дидактические и сюжетно-ролевые) многие из них способствуют нравственному воспитанию.

Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.

Первая группа- это игры , где взрослый принимает косвенное участие в их подготовки и проведения. Игры этой группы , к которым можно отнести сюжетные и познавательные,особенно ценной своей развивающей функции , имеющие большое значение для общего психологического развития каждого ребенка . По мере взросления детей познавательные игры должны занимать всё больше места в игровой практики. Однако возможности этих игр, которым относятся также различные конструктивные игры ,игры направленные на развитие сообразительности ,на познание свойств природного материала. Вторая группа- это различные обучающие игры , в которых взрослые сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения. Они направлены на усвоение определённого программного материала и правил. Этой группе относятся подвижные, дидактические, музыкальные, игры-драматизации , игры развлечение , народные игры .

Прогрессивное, развивающие значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития детей , но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновение потребности знания, становление Мотива новый деятельности-учебный, Что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребенка к обучению в школе

Публикации по теме:

«Роль воспитателя в организации игр детей» Современный ребёнок – маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города, а игра- самая любимая и естественная.

Дидактические игры с природным материалом. Виды дидактических игр, усложнение и разнообразие в зависимости от возраста детей Дидактические игры с природным материалом. Это игры с использованием различных предметов природы (овощи, фрукты, цветы, листья, шишки,.

Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста. Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного.

Для родителей группы я провела консультацию, в которой рассказала о роли театрализованной деятельности для детей младшего дошкольного возраста,.

Родительское собрание в форме деловой игры «Народные игры и их роль в воспитанаии детей» Цель работы: приобщение родителей к народной игре, как к форме взаимодействия с детьми. «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь,.

Разделы: Работа с дошкольниками

Меня зовут Коттусова Гюзель Габделхадиевна. Я воспитатель детского сада из города Казани. Вот уже почти 26 лет работаю с дошкольниками. Другого дела для себя я не представляю.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности детей является игра. Ребенок проводит в игре много времени. Она вызывает существенные изменения в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С.Макаренко так характеризовал роль детских игр: “Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходи, прежде всего, в игре…”

Развитие детей младшего дошкольного возраста немыслимо без самых разнообразных игр, которые могут быть подвижными, так и развивающими. Игры детей - это два в одном: и игра, и работа. Перед взрослым стоит определенная задача - он должен дать старт интеллектуальной игре и позаботься о том, чтобы малыш играл с увлеченностью, при этом, не отстраняясь, а становясь полноправным участником игры.

Я стараюсь в воспитательно-образовательный процесс включать весь комплекс игр, которые существуют для дошкольников. Это и дидактические, и сюжетно- ролевые, и игры- драматизации, и подвижные, и конструктивные игры.

У игры огромные воспитательные возможности. Особое место занимают сюжетно- ролевые игры. Эти игры дети создают самостоятельно. Они занимают совершенно особое место. Они наиболее полно формируют личность ребенка. Такая игра дает возможность детям самим выбирать тему игры, развивать сюжет, подбирать партнеров, применять в разных вариантах свой опыт, знания, умения. Это такая игра, в которой дети берут на себя определенную роль и в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Тематика сюжетно- ролевых игр детей 3- 4 лет преимущественно связана с отражением семейных отношений и элементарно профессионального взаимодействия старших (врач-пациент, парикмахер-клиент и т.п.). В совместной игре с детьми воспитатель развивает у детей умение принимать новую роль, участвовать в несложном диалоге, побуждает детей называть свои игровые роли и игровые действия. Дошкольники учатся вступать в общение с воспитателем через игровой персонаж (воспитатель от лица куклы спрашивает: “А что я буду кушать? А куда мы пойдем гулять?”). Ребенок отвечает и совершенствует игровые действия. При поддержке взрослого дети учатся играть со сверстниками (в парах, в небольших группах).

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения, творчества, организаторских способностей, общения детей. Они учатся справедливо оценивать действия поступки сверстников и свои собственные. Исходя из этого, можно считать, что эта деятельность в дошкольном возрасте является ведущей.

Передо мной, как перед воспитателем, стоит задача - сплотить детский коллектив, научить детей играть. В нашей группе 27 малышей с разными характерами. Д ля большинства ребят группа детского сада является первым детским общество, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребенка жить общими интересами. Подчиняться требованиям большинства. Проявлять доброжелательность к сверстникам. Поэтому я поставила перед собой цель воспитать это чувство у детей и решила использовать для этого сюжетно- ролевые игры. Играя с детьми, наблюдая за играми, я выяснила, как дети проявляют себя в них. Это помогло мне наметить конкретные пути взаимодействия с каждым ребенком.

Я поставила перед собой следующие задачи:

  • научить ребенка играть
  • содействовать объединению детей в игре
  • тактично руководить выбором игры
  • научить детей соблюдать правила во время игры
  • воспитывать чувство доброжелательности и взаимопомощи

Работу по развитию сюжетно- ролевых игр осуществляю в двух направлениях:

  • создание необходимой игровой среды
  • непосредственное руководство играми детей

В группе создана соответствующая игровая среда. Красивые нарядные игрушки быстро привлекли малышей, и они начали разнообразно действовать с ними: кормить, укладывать т.д. Играли и утром и после дневного сна. Важно было, чтобы наши малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью я широко использую вопросы, которые подсказывают новые действия. Большое место отвожу показу действий с теми или иными игрушками. Например, чтобы привлечь внимание детей я начинаю играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей: “кормлю куклу, укладываю ее спать”. Дети внимательно наблюдают за моими действиями. Продолжая играть, передаю куклу детям, словесно направляя дальнейший ход событий.

Для обогащения игр детей подбираю простые сюжеты для инсценировок с куклой. Например, мама и дочка пришли с прогулки домой, Дочка захотела есть. Мама сварила кашу, покормила дочку. Также инсценировки помогают детям в самостоятельном выборе игры “Дочки-матери”, а дополнительные атрибуты и предметы – заменители обогащают её содержание.

Широко использую в своей работе игры- показы. Так, во время игры с куклой я говорю: “Нашей Кате хочется погулять, давайте поможем ей одеться”. Во время одевания рассматриваем одежду куклы, называем её. Затем я последовательно одеваю куклу. Дети наблюдают за моими действиями. Чтобы закрепить навыки я предлагаю повторить мои действия. Вначале детям требовалась моя помощь, а затем они научились самостоятельно одевать и раздевать кукол. При этом я обращаю внимание на то, что одежду надо брать и складывать аккуратно. Накопленный опыт помогает детям активней участвовать в игре. А в результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую.

В плане воспитательной работы стараюсь также уделять внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетно – ролевой игре детей с разными игрушками, определяю для себя действия по развитию первых сюжетно- ролевых игр.

В младшей группе сюжет игры простой. Однако для развития игр недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо еще наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. В начале младшей группы большинство детей просто манипулируют с игрушками. Моя цель- помочь детям обогатить свои игровые действия. В связи с этим, мы наблюдаем за работой нянечки, повара, плотника. Во время наблюдений, я заостряю внимание детей на том, что повар, например, готовит для нас не только завтраки, но обеды, полдники, ужины. Попутно я называю блюдо (суп, рагу, кисель, компот). В дальнейшем, во время своих игр, дети рассказывали, почему у них получился такой вкусный омлет или жаркое, а потому, что они использовали для их приготовления самые различные продукты.

В самом начале, когда дети еще не были знакомы друг с другом, они играли по одному. Я помогала им сдружиться. К концу младшей группы, вначале средней ребята уже начали играть небольшими группками, стали проявлять интерес друг к другу, заботу и внимание. Ссор стало меньше.

В нашей группе также созданы условия, в которых каждый малыш может проявить свои чувства и эмоции, желания, никого не стесняясь. В этом огромную роль играют театральные игры. Во время произнесения своих ролей, дети понимают, чти их нужно четко, внятно проговаривать, чтобы окружающим было понятно. У детей развивается речь, память. Театр, чаще всего связан со сказкой, благодаря которой дети учатся воспринимать мир не только умом, но и душой.

В своей практике использую также и дидактические игры. С помощью их дети учатся сравнивать, анализировать, делать свои выводы и умозаключения. Дидактическая игра способствует развитию речи детей, обогащению активного словаря. При руководстве детской игрой я не только знакомлю детей с новыми словами, но также слежу за их употреблением в речи. Дидактическая игра необходима детям, так как она создает положительный настрой, делает жизнь ребёнка интересной, яркой.

В нашей группе создана такая игровая среда, в которой созданы условия для удовлетворения потребностей детей в самых различных видах деятельности. Дидактические игры нашим детям очень нравятся, потому что они очень просты, но в тоже время интересны и увлекательны. В них можно поиграть в любое время.

Каждая игра - со взрослым, либо с товарищем - это приобретение ребенком определенного опыта, где он учится радоваться своим маленьким победам и с достоинством переживать свои поражения.

Я люблю играть с детьми. Главное в игре - умение сохранить её непосредственность, а также, чтобы дети могли применять в повседневной жизни те навыки, умения, которые получили, играя в сюжетно- ролевые, театральные, дидактические и другие игры.

Хочу привести несколько игр, которые, на мой взгляд, будут интересны младшим дошкольникам:

“Идём на прогулку”.

Цель : учить детей подбору одежды и обуви по сезону, изучение их названий, элементов, из которых они состоят.

“За покупками в магазин”.

Цель: учить детей называть и классифицировать предметы, расширять словарный запас, формировать культуру поведения в общественных местах.

“На приёме у доктора”.

Цель: учить детей уходу за больными, пониманию функций медицинских приборов, расширять словарный запас. Учить детей быть терпимыми, чуткими, заботливыми.

“День рождения куклы Кати”.

Цель: знакомство детей с праздничной сервировкой стола, закрепление названий различных видов посуды, её назначения. Обогащение словаря детей. Воспитание культуры поведения в гостях, заботливого, внимательного отношения к окружающим.

Существенных результатов во всестороннем развитии детей через игру можно добиться, тесно сотрудничая с родителями, обогащая их знаниями об особенностях игровой деятельности детей. Я приготовила несколько консультаций, например “Традиционные национальные игры и их роль в воспитании детей”, “Спортивные игры с нестандартным оборудованием”, “Роль сюжетно- ролевой игры в жизни дошкольника”. Всё это способствует возникновению живого интереса родителей к игровой деятельности детей. Взрослые правильно воспринимают, предложенные им рекомендации, а это в свою очередь, очень помогает мне в моей работе.

Игра имеет очень важное место в жизни дошкольника, она составляет основное её содержание, выступает как ведущая деятельность. Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности. Разыгрывая различные роли, ситуации, дети учатся сопереживать, сочувствовать, ориентироваться между людьми, в обстоятельствах.

Большое влияние игра оказывает на развитие умения детей взаимодействовать с другими людьми: воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, а также в совместных играх со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

Ребёнку необходимо играть, как взрослому необходимо работать. Он должен играть с радостью, с желанием. Взрослые обязаны помочь ребёнку вселить в себе уверенность в собственных силах и возможностях.

Таким образом, игре принадлежит значимая роль в жизни и в развитии детей. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в дальнейшем будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Список использованной литературы.

1. Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. Дошкольное воспитание, 1999, №7.

2. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. М.: Мозаика- Синтез, 2012.

3. Дошкольное воспитание, 2012, №7.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»