§16. политическая элита и политическое лидерство

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Вопрос: Какой политический лидер прошлого или современности вам интересен больше других? Попытайтесь, опираясь на комплекс факторов, перечисленных М. Г. Херманн, охарактеризовать его. Изучение множества методов определения лидерства позволяет выделить четыре подхода. Первый подход заключается в том, что лидер определяет цели и указывает направление своим сторонникам, дает им обещания и увлекает за собой. В этом подходе к лидерству центром внимания является лидер и его характерные черты. Зная, что представляет собой данный лидер, каковы цели его стратегии, мы можем охарактеризовать и то, как он выполняет свою руководящую роль. Именно из такого имиджа лидера выросло представление о «великом человеке» и особый подход к его руководящей роли. Сторонники второго подхода воспринимают лидера как «коммивояжера». В этом случае лидерство подразумевает внимательное отношение к потребностям людей и помощь им в удовлетворении этих потребностей. Чуткое реагирование на потребности и желания людей столь же важны, как и способность убедить людей в том, что вы можете помочь им. Согласно этой точке зрения, все, что происходит, зависит от взаимоотношений между лидером и его последователями. Третий подход к лидерству заключается в том, что в лидере видят «марионетку», то есть лидером руководят и придают ему силу его сторонники, которые дергают за ниточки и заставляют лидера двигаться. Лидер является агентом группы, отражающим ее цели и работающим от ее имени. Чтобы понять, как в данном случае осуществляется руководящая роль, необходимо изучать ожидания и цели последователей. Четвертый подход к лидерству состоит в том, что лидер рассматривается в качестве «пожарника». В данном случае руководящая роль возникает в ответ на то, что происходит в окружающей действительности. Поэтому, изучая окружающую действительность, в которой возникает феномен лидерства, мы можем понять его природу. Окружающая действительность создает спрос, препятствия и открывает возможности для лидера и его последователей. Если провести опрос на улице, то, вероятно, можно.. . обнаружить, что ожидания в отношении сильного политического лидера включали бы в себя все четыре подхода к нему. Такой лидер должен был бы обладать даром предвидения, но в то же время должен был бы чутко реагировать на желания своих последователей и быть способным заставить работать их ради убеждений в подходящее для действий время.

Какой политический лидер прошлого или современности вам интересен больше других? Попытайтесь, опираясь на комплекс факторов, перечисленных М. Г. Херманн, охарактеризовать его. Изучение множества методов определения лидерства позволяет выделить четыре подхода. Первый подход заключается в том, что лидер определяет цели и указывает направление своим сторонникам, дает им обещания и увлекает за собой. В этом подходе к лидерству центром внимания является лидер и его характерные черты. Зная, что представляет собой данный лидер, каковы цели его стратегии, мы можем охарактеризовать и то, как он выполняет свою руководящую роль. Именно из такого имиджа лидера выросло представление о «великом человеке» и особый подход к его руководящей роли. Сторонники второго подхода воспринимают лидера как «коммивояжера». В этом случае лидерство подразумевает внимательное отношение к потребностям людей и помощь им в удовлетворении этих потребностей. Чуткое реагирование на потребности и желания людей столь же важны, как и способность убедить людей в том, что вы можете помочь им. Согласно этой точке зрения, все, что происходит, зависит от взаимоотношений между лидером и его последователями. Третий подход к лидерству заключается в том, что в лидере видят «марионетку», то есть лидером руководят и придают ему силу его сторонники, которые дергают за ниточки и заставляют лидера двигаться. Лидер является агентом группы, отражающим ее цели и работающим от ее имени. Чтобы понять, как в данном случае осуществляется руководящая роль, необходимо изучать ожидания и цели последователей. Четвертый подход к лидерству состоит в том, что лидер рассматривается в качестве «пожарника». В данном случае руководящая роль возникает в ответ на то, что происходит в окружающей действительности. Поэтому, изучая окружающую действительность, в которой возникает феномен лидерства, мы можем понять его природу. Окружающая действительность создает спрос, препятствия и открывает возможности для лидера и его последователей. Если провести опрос на улице, то, вероятно, можно.. . обнаружить, что ожидания в отношении сильного политического лидера включали бы в себя все четыре подхода к нему. Такой лидер должен был бы обладать даром предвидения, но в то же время должен был бы чутко реагировать на желания своих последователей и быть способным заставить работать их ради убеждений в подходящее для действий время.

Ответы:

Ппгвгавплвыввааааалл спаопсдсдс. осочлвлсослочлввлчл чадаюсдпдсл. ишадлвлавож

Похожие вопросы

  • Поезд прошёл 352км.Первые 3ч он шёл со скоростью 48км/ч. Остальную часть пути поезд п??ошёл за 4ч. С какой скоростью поезд прошёл остальную часть пути?
  • Вот почти над самой головою послышалась звонкая барабанная трель.над самой над-предлог а самой какая часть речи?

Подробное решение Параграф § 25 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Элиты - реальность или миф? Есть ли различие понятий «руководитель» и «политический лидер»? Лидером рождаются или становятся?

Элита - в социологии и политологии - совокупность людей, занимающих высокие посты в управлении государством и экономике. Элита представляет собой устойчивую общность с глубокими связями входящих в неё людей, имеющих общие интересы и доступ к рычагам реальной власти.

Всякая элита осуществляет функции управления социумом, а также регламентирует выработку новых моделей (стереотипов) поведения в условиях смены парадигм общественной жизни, что позволяет данному социуму адаптироваться к изменениям в окружающей среде либо в этническом ландшафте. При этом структурно элита может быть открытой для влияния извне («власть демократии») или же оказаться полностью закрытой от постороннего вмешательства («авторитарное общество»).

Руководитель – это должностной статус (положение) человека, который обязан влиять на других (подчиненных) таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную им.

Политический лидер – любой участник политического процесса, активно воздействующий на него, стимулирующий социальную группу или общество в целом на достижение определенных целей.

Лидерами не рождаются, а становятся.

Вопросы и задания к документу

Изучение множества методов определения лидерства позволяет выделить четыре подхода.

Первый подход заключается в том, что лидер определяет цели и указывает направление своим сторонникам, даёт им обещания и увлекает за собой. В этом подходе к лидерству центром внимания является лидер и его характерные черты. Зная, что представляет собой данный лидер, каковы цели его стратегии, мы можем охарактеризовать и то, как он выполняет свою руководящую роль. Именно из такого имиджа лидера выросло представление о «великом человеке» и особый подход к его руководящей роли.

Сторонники второго подхода воспринимают лидера как «коммивояжёра». В этом случае лидерство подразумевает внимательное отношение к потребностям людей и помощь им в удовлетворении этих потребностей. Чуткое реагирование на потребности и желания людей столь же важны, как и способность убедить людей в том, что вы можете помочь им. Согласно этой точке зрения, всё, что происходит, зависит от взаимоотношений между лидером и его последователями.

Третий подход к лидерству заключается в том, что в лидере видят «марионетку», то есть лидером руководят и придают ему силу его сторонники, которые дёргают за ниточки и заставляют лидера двигаться. Лидер является агентом группы, отражающим её цели и работающим от её имени. Чтобы понять, как в данном случае осуществляется руководящая роль, необходимо изучать ожидания и цели последователей.

Четвёртый подход к лидерству состоит в том, что лидер рассматривается в качестве «пожарника». В данном случае Руководящая роль возникает в ответ на то, что происходит в окружающей действительности. Поэтому, изучая окружающую действительность, в которой возникает феномен лидерства, мы можем понять его природу. Окружающая действительность создаёт спрос, препятствия и открывает возможности для лидера и его последователей.

Если провести опрос на улице, то, вероятно, можно... обнаружить, что ожидания в отношении сильного политического лидера включали бы в себя все четыре подхода к нему. Такой лидер должен был бы обладать даром предвидения, но в то же время должен был бы чутко реагировать на желания своих последователей и быть способным заставить работать их ради убеждений в подходящее для действий время.

Вопрос 1. Какие качества характеризуют лидера как «великого человека»?

Лидер определяет цели и указывает направление своим сторонникам, даёт им обещания и увлекает за собой. В этом подходе к лидерству центром внимания является лидер и его характерные черты. Зная, что представляет собой данный лидер, каковы цели его стратегии, мы можем охарактеризовать и то, как он выполняет свою руководящую роль.

Вопрос 2. Назовите черты, которые отметила автор документа, свойственные лидеру, воспринимаемому как «коммивояжёр».

В этом случае лидерство подразумевает внимательное отношение к потребностям людей и помощь им в удовлетворении этих потребностей. Чуткое реагирование на потребности и желания людей столь же важны, как и способность убедить людей в том, что вы можете помочь им.

Вопрос 3. Что характеризует лидера, в котором видят «марионетку»?

Третий подход к лидерству заключается в том, что в лидере видят «марионетку», то есть лидером руководят и придают ему силу его сторонники, которые дёргают за ниточки и заставляют лидера двигаться. Лидер является агентом группы, отражающим её цели и работающим от её имени.

Вопрос 4. Чем отличается деятельность лидера, названного «пожарником»?

В данном случае Руководящая роль возникает в ответ на то, что происходит в окружающей действительности. Поэтому, изучая окружающую действительность, в которой возникает феномен лидерства, мы можем понять его природу. Окружающая действительность создаёт спрос, препятствия и открывает возможности для лидера и его последователей.

Вопрос 5. Какой тип политического лидера из числа охарактеризованных М. Ж. Херманн, с вашей точки зрения, является предпочтительным? Почему?

Ожидания в отношении сильного политического лидера включали бы в себя все четыре подхода к нему. Такой лидер должен был бы обладать даром предвидения, но в то же время должен был бы чутко реагировать на желания своих последователей и быть способным заставить работать их ради убеждений в подходящее для действий время.

Вопрос 6. Согласны ли вы с тем, что ожидания простых людей включали бы все четыре подхода? Свою точку зрения аргументируйте.

Конечно, у каждой позиции есть свои плюсы и минусы в отношении к понятию лидер. Поэтому если соединить черты всех типов лидерства, то получится совершенно новая концепция лидерства, и модель человека, за которым опрошенные хотели бы следовать с какой-то идеей или убеждением.

Вопрос 7. Сравните приведённую в документе классификацию с теми, которые представлены в параграфе. Какая классификация наиболее существенна для понимания политического лидерства? Аргументируйте свой ответ.

В принципе классификация лидерств по Веберу и Херманн очень похожи по своему составу. В наше время, типология лидерств Херманн больше соответствует действительности.

Во-первых, это бурные политические процессы и изменения, происходящие в обществе. Современный лидер должен быстро ориентироваться в бурно изменяющейся обстановке в обществе и предсказывать течение проблемы в ближайшем будущем.

Во-вторых, это различия в идейной и политической сфере как отдельных групп, так и целых государств. В этой обстановке не столько важны идейные качества лидера, сколько его харизма и способность завладеть умами людей. Такие качества чаще соответствуют лидерам-пожарным и первым из описанных в данном тексте.

Таким образом, типология Херманн дает более точною и разностороннюю оценку качеств политических лидеров, нежели какая-либо другая.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Что представляет собой политическая элита?

Слово «элита» французского происхождения, означающее в буквальном переводе «лучший», «отборный». В широком смысле употребляется, когда имеют в виду лучших представителей общества или какой-либо его части.

В политическом языке используется понятие политическая элита, обозначающее группу или совокупность групп, выделяющихся из остального общества влиянием, привилегированным положением и престижем, непосредственно и систематически участвующих в принятии решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на неё.

Большинство учёных-политологов, несмотря на различия в подходах, обращают внимание на главный признак политической элиты - принадлежность к той группе людей, которая оказывает постоянное влияние на принятие политических решений. Считается, что в разных странах в политическую элиту входят главы государства и правительства, министры, руководители палат парламента, руководители парламентских фракций и комитетов, лидеры политических партий, региональные руководители (главы администраций, председатели законодательных собраний, партийные лидеры региона), руководители крупных общественно-политических организаций, центров политического анализа и т. п. В стране с населением, исчисляемым десятками миллионов граждан, политическая элита может насчитывать несколько сотен или (при использовании других признаков принадлежности к ней) несколько тысяч человек.

Вопрос 2. Какие элитные группы оказывают влияние на принятие политических решений?

При этом признаётся существование, кроме политической, и иных элит, которые в различных условиях также могут влиять на политику. Это прежде всего экономическая элита (владельцы крупнейших корпораций, банков, руководители объединений предпринимателей и др.). При определённых обстоятельствах соединение экономической и политической власти ведёт к олигархическому правлению. В обстановке обострения международной напряжённости возрастает влияние военной элиты. А в случае военного переворота военная элита берёт власть.

В определённые периоды усиливается влияние информационной элиты (владельцев и редакторов многотиражных газет и журналов, радио и особенно электронных средств массовой информации, ведущих политических обозревателей). Возможности влиять на принятие политических решений имеет и административная элита (чиновники, занимающие высокие должности в государственном аппарате), которая отвечает за подготовку документов для политических руководителей. На решение определённых вопросов может повлиять и научная элита (ведущие учёные, руководители крупных научных центров), обладающая знаниями по соответствующим проблемам.

При существовании различных подходов политическая наука признаёт реальность и активную роль правящей элиты, влияющей на принятие властных решений. Учёные-политологи объясняют это:

Психологическим, социальным и интеллектуальным неравенством людей;

Политической пассивностью широких слоёв населения;

Общественной значимостью профессионального управленческого труда;

Возможностями для получения привилегий, открываемых управленческой деятельностью.

Подчёркивая ценность профессиональных деловых качеств современной политической элиты, исследователи отмечают, что эти качества необязательно сочетаются с другими достоинствами, в том числе и с моральными. Если для одних людей вхождение во власть связано со стремлением служить общему благу, то для других на первом плане нередко оказываются эгоистические мотивы.

Вопрос 3. Как рекрутируется политическая элита?

В политологии различают закрытую и открытую системы отбора. При закрытой системе, характерной для традиционных, авторитарно-диктаторских и тоталитарных политических систем, отбор осуществляется узким кругом высших руководителей. При этом учитываются возраст рекрутируемых, образование, их успешная карьера на нижних этажах государственного аппарата. Такая система ведёт к отрыву элиты от народа, превращению её в привилегированную касту. Открытая система, присущая демократическим государствам, характеризуется большим значением выборов в различные органы власти, возможностью продвижения на них выходцев из любых общественных слоёв, высокой конкурентностью и значимостью личных качеств рекрутируемых.

На начальном этапе разработки теории элит она противопоставлялась идеям демократии («либо власть меньшинства, либо власть большинства»). Впоследствии предпринимались попытки их совместить. Эти попытки проявились в признании наличия множества элит, которые являются различными группами правящего класса; в положении о конкуренции элит, выбор из которых делает избиратель; в идее взаимного контроля, осуществляемого элитами; в указании на обновление состава элит через демократические выборы.

Вопрос 4. Кто такой политический лидер? Каковы основные признаки политического лидерства?

Лидер воздействует на поведение других людей. Но ведь все люди, взаимодействуя, оказывают в той или иной степени влияние друг на друга. Политическое лидерство - это не любое влияние, а влияние, во-первых, постоянное; во-вторых, однонаправленное от лидера на объект; в-третьих, широкое, охватывающее всё общество или большие группы людей; в-четвертых, опирающееся на авторитет лидера. Последнее отличие подводит нас к вопросу о соотношении понятий «политический лидер» и «политический руководитель».

В современных условиях политический лидер является, как правило, руководителем организации (обычно политической партии) или государства, т. е. политическим руководителем.

Ведь политика осуществляется в масштабе всего общества и связана с использованием государственной власти. В отличие от лидерства в небольшом коллективе современное политическое лидерство невозможно представить себе без опоры на политическую организацию.

Статус политического руководителя связан с формальным закреплением его положения, прав и полномочий: руководитель влияет на людей не только в силу личного авторитета, но и благодаря своему положению, содержащимся в официальных документах нормам, дающим ему право принимать обязательные для других решения.

Итак, политическое лидерство выражается во влиянии на большие группы людей, связанном, во-первых, с личными качествами лидера, его авторитетом, способностью вести за собой сторонников, а во-вторых, с формально-должностным статусом, предполагающим обладание властью.

Вопрос 5. Перечислите основные функции политического лидера.

Политический лидер является ведущей политической фигурой: главой государства, руководителем политической партии, общественной организации, движения. Каковы же его ролевые функции?

1. Лидер анализирует политическую обстановку, верно оценивает состояние общества. Он чутко улавливает запросы и потребности различных групп в обществе, обобщает их и учитывает в своей деятельности. Важно также своевременно замечать изменения в политических настроениях масс и корректировать политику.

2. На основе анализа обстановки, ожиданий и запросов различных групп и в соответствии со своими идеалами лидер формулирует цели, определяет средства их достижения, разрабатывает программу действий. Он заботится о том, чтобы цели и намеченные действия отвечали запросам заинтересованных групп населения, соответствовали реальным возможностям, и находит оптимальные политические решения.

3. Политический лидер стремится укреплять связь власти и народа, разъяснять свою политическую позицию, обеспечивая её массовую поддержку. Политический лидер считает необходимым раскрыть обществу мотивы своих действий, обеспечить понимание разработанной программы. Он принимает меры, направляющие активность масс на выполнение программных задач. При этом большое значение приобретает координация деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, различных групп последователей, налаживание взаимодействия между ними в процессе движения к намеченной цели.

4. Политический лидер заботится о единстве своей организации, о сплочении сторонников. Призвание общенационального лидера - охранять общество от раскола, гражданской конфронтации, направлять усилия на интеграцию, противостоять центробежным тенденциям, угрозам распада основ социальной жизни. Он должен регулировать отношения внутри общества, выполнять функцию арбитра в столкновении различных групп, организаций, звеньев государственной власти. Его задача - поддерживать законность и общественный порядок, защищать граждан от произвола и беззакония.

5. Политический лидер, лидер партии представляет интересы определённой общественной группы в отношениях с другими группами, ведёт политическую дискуссию с оппонентами, осуществляет внешние связи с партиями, организациями, движениями. Лидер страны выступает от имени государства внутри её и представляет страну на международной арене.

Вопрос 6. Какими качествами должен обладать политический лидер?

Политический лидер должен обладать многими качествами, при отсутствии которых его деятельность не будет успешной. Он должен иметь острый ум, аналитические способности, твёрдую волю, смелость и решительность. Последователи ждут от лидера честности, верности общественному долгу, заботы об общественном благе. Названные качества украсили бы любого человека, а не только лидера. Но от политического лидера требуется большее. Он должен быть общительным, обладать способностью быстро и точно ориентироваться в обстановке, политической интуицией, нестандартным мышлением.

Ему должна быть присуща способность улавливать тенденции развития общества, безошибочно выбирать оптимальный вариант из предлагаемых ему советниками.

Необходимы управленческие способности, образованность и компетентность, способность аргументированно противостоять другим мнениям, политическая мудрость, большая гибкость, умение маневрировать между полярными силами.

Большое значение имеют также качества, вызывающие эмоциональную поддержку людей: умение хорошо держаться, талант привлекать к себе других, способность убеждать, ораторское искусство, чувство юмора.

Вопрос 7. Сравните традиционное, легальное (на основе закона) и харизматическое лидерство. Что общего и что различного у этих типов лидерства?

Широкое признание получила типология немецкого учёного М. Вебера. Он выделил три типа лидерства: традиционное, легальное (на основе закона), харизматическое.

Традиционное лидерство основано на сложившихся традициях, например на вере в незыблемость порядка наследования власти от отца к сыну в монархических государствах. Однако не всякий монарх, получивший власть на основе традиций, становится настоящим политическим лидером нации. И вообще этот тип лидерства принадлежит преимущественно истории.

Лидерство на основе закона (легальное) во многих странах пришло на смену традиционному. Лидером становится политик, избранный на основе определённых законных процедур. Его авторитет опирается на уверенность в том, что избрание произошло по демократическим правилам в условиях соревновательности и конкуренции.

Следующий тип - харизматическое лидерство. Харизматический лидер наделён экстраординарными, т. е. исключительными, качествами, которые отсутствуют или слабо выражены у других людей. Как правило, лидеры харизматического типа появляются в кризисные периоды, в условиях крутых общественных перемен - революций, войн, крупных социальных реформ, когда необходима мобилизация всех сил общества на решение задач социального обновления. Авторитет и влияние харизматического лидера основаны на вере народа в его особый дар, особые способности Управлять, эффективно решать все проблемы.

Сравнение этих трёх типов лидерства позволяет отметить, что первый из них основан на привычке, второй - на разуме, а третий - на вере. Лидеры двух первых типов эффективны при решении обычных, повседневных задач в спокойные периоды развития общества. Лидеры харизматического типа являются катализаторами перемен, им присущи отрицание прошлого, новаторство.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Какой политический лидер прошлого или современности вам интересен больше других? Попытайтесь, опираясь на комплекс факторов, перечисленных М. Ж. Херманн, охарактеризовать его.

Владимир Ильич Ульянов (псевдоним Ленин; 22 апреля 1870, Симбирск - 21 января 1924, усадьба Горки, Московская губерния) - российский революционер, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из главных организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.

Харизматическое лидерство основывается на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя. Это лидеры по призванию, народные вожди «от Бога». Этот тип лидерства вызывает наибольший интерес у исследователей.

В. И. Ленин – лидер, у которого и агитаторское, и организаторское, и теоретическое в лидерстве было выражено одинаково ярко.

Вопрос 2. У. Черчилль говорил: «Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель - на следующие поколения». Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.

Согласен. Политик ведет свою игру, его цель пробиться и засветиться везде где только можно, а государственный деятель, если он патриот своей страны, то делает все, чтобы жизнь в государстве стала лучше.

Политический лидер является ведущей политической фи­гурой - главой государства, руководителем политической партии, общественной организации, движения. Каковы же его ролевые функции?
Лидер анализирует политическую обстановку, верно
оценивает состояние общества. Он чутко улавливает запро­сы и потребности различных групп в обществе, обобщает их
и учитывает в своей деятельности. Важно также своевремен­
но замечать изменения в политических настроениях масс и
корректировать политику.
На основе анализа обстановки, ожиданий и запросов
различных групп и в соответствии со своими идеалами ли­дер формулирует цели, определяет средства их достижения,
разрабатывает программу действий. Он заботится о том, что­
бы цели и намеченные действия отвечали запросам заинтересованных групп населения, соответствовали реальным воз­можностям, находит оптимальные политические решения.
Политический лидер стремится укреплять связь влас­ти и народа, разъяснять свою политическую позицию, обес­печивая ее массовую поддержку. Политический лидер
считает необходимым раскрыть обществу мотивы своих дей­ствий, обеспечить понимание разработанной программы. Он
принимает меры, направляющие активность масс на выпол­нение программных задач. При этом большое значение при­
обретает координация деятельности государственных орга­нов, политических партий, общественных организаций,
различных групп последователей, налаживание взаимодейст­вия между ними в процессе движения к намеченной цели.
Политический лидер заботится о единстве своей орга­низации, о сплочении сторонников.
Призвание общенационального лидера - охранять об­щество от раскола, гражданской конфронтации, направлять
усилия на интеграцию, противостоять центробежным тен­денциям, угрозам распада основ социальной жизни. Он дол­
жен регулировать отношения внутри общества, выполнять
функцию арбитра в столкновении различных групп, органи­заций, звеньев государственной власти. Его задача - под­держивать законность и общественный порядок, защищать
граждан от произвола и беззакония.
Политический лидер представляет интересы опреде­ленной общественной группы в отношениях с другими груп­пами, ведет политическую дискуссию с оппонентами, осу­ществляет внешние связи с партиями, организациями,
движениями. Лидер страны выступает от имени государства
внутри ее и представляет страну на международной арене.
Выполнять названные функции сможет не каждый поли­тик. Политический лидер должен обладать многими качест­вами, при отсутствии которых его деятельность не будет ус­пешной. Он должен иметь острый ум, аналитические способности, твердую волю, смелость и решительность. По­следователи ждут от лидера честности, верности обществен­ному долгу, заботы об общественном благе и справедливос­ти. Названные качества украсили бы любого человека, а не только лидера. Но от политического лидера требуется боль­шее. Он должен быть общительным, обладать способностью быстро и точно ориентироваться в обстановке, политической интуицией, нетрадиционно смотреть на проблемы. Ему должна быть присуща способность видеть тенденции разви­тия общества, безошибочно выбирать оптимальный вариант из предлагаемых ему советниками.
Лидеру также необходимы управленческие способности, образованность и компетентность, способность аргументиро­ванно противостоять другим мнениям, политическая муд­рость, большая гибкость, умение маневрировать между по­лярными силами.
Большое значение имеют также качества, вызывающие эмоциональную поддержку людей: умение хорошо держать­ся, талант привлекать к себе людей, способность убеждать, ораторское искусство, чувство юмора.
Не каждый политический лидер обладает всеми назван­ными качествами, но чем полнее они представлены у кон­кретного политического лидера, тем успешнее он играет свою роль. (Как вы думаете, кто из деятелей прошлого или современных политических лидеров наделен в наибольшей степени необходимыми качествами?)
Американский политолог М. Г. Херманн предприняла попытку выделить факторы, которые влияют на характер политического руководства. По ее мнению, эти факторы та­ковы:
основные политические убеждения лидера;
политический стиль лидера;
мотивы, которыми руководствуется лидер, стремясь
добиться положения политического руководителя;
реакция лидера на давление и стресс;
обстоятельства, при которых лидер впервые оказался
в положении политического руководителя;
предшествующий политический опыт лидера;
политический климат, в котором лидер начинал свою
деятельность.
Изучение деятельности любого политического лидера с точки зрения названных факторов позволяет дать его отно­сительно полную характеристику.
В общественном сознании складывается определенный образ того или иного политического лидера, называемый его имиджем (от англ. image - образ). Он может возникать сти­хийно, без специальных усилий деятеля или его сторонни­ков. Однако нередко имидж создается целенаправленными усилиями политика и поддерживающей его группы. При этом привлекается внимание к тем качествам личности, ко­торые соответствуют ожиданиям масс, и маскируются те ее черты, которые могут быть восприняты негативно.


Может осуществляться на различных социальных уровнях: на уровне малой социальной группы, на уровне социально-политического движения, на уровне всего общества и на уровне межгосударственных структурных образований. Феномен лидерства обусловлен необходимостью структурирования социальной общности и управления людьми.

Лидерство может быть формальным, т. е. официально признанным и юридически оформленным (например, официально избранный президент страны), и неформальным — человек фактически выполняет функции руководителя группы, организации, возглавляет общественное движение, пользуется доверием значительного количества граждан, но не имеет официального статуса.

Функции политического лидера

Лидер наделяется особыми, порой неограниченными полномочиями. Если он не оправдывает возложенных на него надежд, то может не только потерять свое лидерство, но и понести более суровое наказание.

Функции политического лидера весьма разнообразны. Они зависят от общества и государства, в котором ему приходится управлять, от конкретных задач, стоящих перед страной, от расстановки политических сил. Важнейшими из этих функций являются:

  • интеграция общества, социальной общности, класса, партии и др. на основании общих целей, ценностей, политических идей;
  • определение стратегических ориентиров в развитии общества и государства;
  • участие в процессе выработки и принятии политических решений, выявление способов и методов реализации программных целей;
  • мобилизация масс на достижение политических целей;
  • социальный арбитраж, поддержка порядка и законности;
  • коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и эмоциональной связи с гражданами, например, с помощью средств массовой информации или в ходе различных массовых мероприятий, в том числе и в период выборных кампаний;
  • легитимизация власти.

Из перечисленных функций видно, насколько велика роль лидера в обществе и в любой социальной структуре. Поэтому в ряде стран (Франции, Японии, США и др.) отбор и подготовка политических лидеров начинается еще в детском и подростковом возрасте. Для этого даже существуют специальные школы и университеты. Хорошей школой для подготовки политического лидера является его участие в общественных движениях и активное членство в политической партии. При этом наряду с профессиональными способностями потенциального лидера большое значение придается его моральным качеством.

К сожалению, в нашей стране пока еще не существует отлаженная система подготовки, отбора и выдвижения политических лидеров. Поэтому позиции лидеров нередко занимают недостаточно компетентные люди.

Качественные характеристики политического лидера

Политические лидеры имеют свои качественные характеристики («политический статус», «политический вес», «политический капитал», «политическая харизма», «нравственность» и др.).

Политический статус - это общее положение, занимаемое политическим лидером в политической системе страны или в мировом сообществе. По мнению А. В. Глуховой, политический статус предполагает:

  • место в иерархии политической власти;
  • совокупность и объем политических прав и свобод;
  • совокупность и объем статусных обязанностей, пространство и характер статусного поля ответственности;
  • реальную возможность тех или иных групп, слоев, личностей участвовать в политической жизни и влиять на нее.

Так, всенародно избранный президент страны имеет высший политический статус, так как он является представителем всего народа. Страны, являющиеся постоянными членами ООН, формально имеют более высокий статус, чем страны, таковыми не являющиеся. Следовательно, и лидер страны — члена ООН будет иметь соответствующий статус на международной арене. Можно выделить три основных уровня неформального политического статуса лидера.

Внутренний (внутригосударственный) неформальный политический статус, которым «наделяется» лидер политической системой страны или гражданским обществом. Например, в конце 80 — начале 90-х гг. XX в. Б. Н. Ельцин значительной частью россиян был «наделен» неформальным статусом «борца с КПСС и тоталитарным режимом», отстаивающим демократическую альтернативу развития России. Этот статус во многом способствовал получению им формального статуса президента страны и его победам в борьбе с КПСС и в конфликте с парламентом (1993 г.).

Внутренний неформальный политический статус, признаваемый международными организациями и институтами. Например, в ходе внутреннего политического конфликта лидер повстанцев-сепаратистов наделяется статусом борца за свободу и демократию. Такой статус обеспечивает ему международную поддержку, а на попавших в плен членов вооруженных формирований распространяются нормы Женевской конференции 1949 г. о гуманном отношении с военнопленными. При отсутствии такого статуса пленные рассматривались бы как уголовные преступники. Наглядным примером такого развития событий является первая чеченская война (1994-1996 гг.). Многие международные организации и институты наделяли чеченских боевиков и их лидеров «статусом» борцов за свободу и независимость Республики Ичкерия и оказывали им всяческую поддержку. И только когда появились неопровержимые доказательства связи чеченских боевиков с международным терроризмом, их статус изменился и они лишились значительной части международной поддержки. Но этому «прозрению» предшествовали тысячи невинных жертв.

Внешний (международный) неформальный политический статус, признаваемый международными организациями и институтами. Например, такие политические лидеры, как Махатма Ганди (Индия, 30-40-е гг. XX в.) и Н. Мандела (ЮАР, 60-70-е гг. XX в.) длительное время находились в оппозиции к правившему в те голы в их странах политическому режиму. Тем не менее их политический статус был признан во всем мире.

Политический вес — это общее влияние (реальное или символическое) и авторитет лидера в политической сфере. Когда говорят о политических «тяжеловесах», то имеют в виду тех политических лидеров, которые способны оказывать значительное воздействие на политический процесс, например на принятие политического решения или на разрешение политического конфликта. Например, политический вес Президента РФ В. В. Путина был обусловлен тем, что его поддерживало абсолютное большинство россиян; политический вес Президента США на международной арене обусловлен экономической и военной мощью этой страны.

Политический капитал — это вся совокупность приобретенных политическим лидером «достоинств» (званий, титулов, должностей, статусов, политической практики, принятых решений, сделанных прогнозов и т. д.) в прошлом и в настоящем.

По мнению Д. П. Зеркина, «под политическим капиталом подразумевается ряд признаков. В частности, обладание какой-то частью политической власти; включенность в политическую элиту; политический опыт и авторитет и т. п. 1 С нашей точки зрения, такой признак, как «обладание какой-то частью политической власти», является необязательным для лидера. Бывший или реальный политик, обладающий политическим капиталом, может находиться в оппозиции или вообще вне политики. Но само обладание политическим капиталом может способствовать его возврату в реальную политику (Ш. де Голль, Ф. Рузвельт) либо оказывать влияние на политический процесс (быть востребованным) в ином качестве (например, бывший Государственный секретарь США Г. Киссинджер периодически привлекается (как частное лицо) для решения тех или иных политических проблем).

Накоплению политического капитала могут способствовать успехи в иных сферах деятельности, например, академик А. Д. Сахаров стал известным политиком во многом благодаря своему вкладу в развитие ядерной физики. Однако основным критерием оценки «капиталоемкости» политика является его удачный опыт практической политической деятельности и обусловленное им доверие политических элит и широких социальных слоев. Например, Президент США Ф. Рузвельт благодаря своей эффективной политической деятельности четыре раза избирался на этот пост.

Политический капитал, как и любой иной вид капитала (финансовый, социальный, символический и др.), можно накапливать («завоевывать») и приумножать, а можно растрачивать (терять) или вовсе «обанкротиться». Социальные революции в наиболее жесткой форме демонстрируют момент банкротства существовавшего режима и правивших политиков. П. А. Сорокин дал следующую характеристику Людовику XVI, Николаю II и их правительствам в канун Великой французской революции (1789 г.) и Октябрьской революции в России: «Перед нашими глазами — целая галерея физических и психических импотентов, бесталанных правителей, женственных и циничных карликов». Понятием «банкротство» можно охарактеризовать окончание политики М. С. Горбачева, который пытался построить «социализм с человеческим лицом». Б. Н. Ельцин свой достаточно «солидный» политический капитал после 1993 г. растрачивал постепенно.

Политический капитал можно трансформировать в иные виды капитала (социальный, культурный, военный, символический и др.). Многим известным политикам помогла сделать карьеру их предыдущая деятельность в других сферах жизнедеятельности (Президент Франции Ш. де Голль — бывший военный, Президент США Д. Рейган — киноактер, Президент Чехии В. Гавел — писатель, известный политический и общественный деятель А. Д. Сахаров — ученый-ядерщик).

Политическая харизма - предполагает наличие у политического лидера определенных качеств, которые выгодно отличают его от других. Обычно харизмой наделяют выдающегося политического лидера или жестокого тирана. Например, харизматическими личностями считаются А. Македонский, Петр I, Наполеон, В. И.Ленин, И. В. Сталин, Ф. Кастро и др. Однако харизматическими качествами могут наделяться и политические организации, и политические институты. Например, КПСС в советский период, по сути, была харизматической партией — «ум, честь и совесть нашей эпохи». Нынешняя КПРФ для многих россиян ассоциируется с КПСС и также наделяется харизмой. Для большинства китайцев Коммунистическая партия Китая также является харизматической.

Нравственность - предполагает наличие у политического лидера высоких моральных (нравственных) качеств, которые ассоциируются в общественном сознании с идеалами добра, справедливости, честного исполнения общественного долга. Например, так называемые либерал-демократы во главе с Б. Н. Ельциным, проводившие реформирование российской экономики (либерализацию, приватизацию и др.) в 90-е гг. XX в., ассоциируются в общественном сознании россиян как безнравственные политики, нажившие огромные состояния на разорении страны, а высокий авторитет В. В. Путина во многом был основан на его нравственных качествах.

Есть ли различие понятий «руководитель » и «политический лидер» ? Лидером рождаются или становятся?

В средствах массовой информации мы нередко встречаем словосочетания «правящая элита», «политическая элита». Не менее распространенным является термин «политический лидер». Что означают эти слова? Все названные словосочетания связаны с политическим влиянием на общество. Как осуществляется это влияние, какую роль в политической жизни играют политические элиты и политические лидеры, нам предстоит разобраться.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА

Слово «элита» французского происхождения, означающее в буквальном переводе - лучший, отборный. В широком смысле употребляется, когда имеют в виду лучших представителей общества или какой-либо его части. В политическом языке используется понятие «политическая элита », обозначающее группу или совокупность групп, выделяющихся из остального общества влиянием, привилегированным положением и престижем, непосредственно и систематически участвующих в принятии решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.

Один из создателей теории элит итальянский юрист и социолог Г. Моска (1858-1941) утверждал, что на всех этапах истории власть всегда находится в руках меньшинства и никогда - в руках большинства. Она может переходить от одного меньшинства к другому, но никогда к большинству. Общество, согласно этой теории, делится на правящий, относительно малочисленный класс и класс управляемых, составляющий большинство общества. Моска считал, что в элиту входят люди, способные к управлению другими людьми. Из остальной части общества ее выделяет сплоченность, организованность, материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. В развитии элит проявляются две тенденции. Первая, аристократическая, заключается в стремлении правящего класса стать наследственным. Вторая, демократическая, состоит в обновлении политической элиты за счет способных к управлению выходцев из низших слоев.

Другой итальянский ученый, экономист и социолог В. Парето (1848-1923) писал, что, кроме правящей элиты, в обществе образуется оппозиционная элита, или контрэлита. В нее входят авторитетные, способные к управленческой деятельности люди, которым их социальный статус и существующие в обществе барьеры перекрыли доступ к сфере управления . Контрэлита стремится к власти, и, когда наступает упадок правящего класса, происходит смена элит. История, согласно Парето,- это процесс постоянной «циркуляции элит», которая происходит в периоды революционных потрясений.

В XX в. теория элит получила дальнейшее развитие. Большинство ученых-политологов, несмотря на различия в подходах, обращают внимание на главный признак политической элиты - принадлежность к той группе людей, которая оказывает постоянное влияние на принятие политических решений. Считается, что в разных странах в политическую элиту входят главы государства и правительства, министры, руководители палат парламента, руководители парламентских фракций и комитетов, лидеры политических партий, региональные руководители (главы администраций, председатели законодательных собраний, партийные лидеры региона), руководители крупных общественно-политических организаций, центров политического анализа и т. п. В стране с населением, исчисляемым десятками миллионов граждан, политическая элита может насчитывать несколько сотен или (при использовании других признаков принадлежности к ней) несколько тысяч человек.

При этом признается существование, кроме политической, и иных элит, которые в различных условиях также могут влиять на политику государства. Это прежде всего экономическая элита (владельцы крупнейших корпораций, банков, руководители объединений предпринимателей и т. п.). При определенных обстоятельствах соединение экономической и политической власти ведет к олигархическому правлению. В обстановке обострения международной напряженности возрастает влияние военной элиты (высшего генералитета, командующих военными округами и т. д.). А в случае военного переворота военная элита берет власть. В определенные периоды усиливается влияние информационной элиты (владельцев и редакторов многотиражных газет и журналов, радио и особенно электронных средств массовой информации, ведущих политических обозревателей). Возможности влиять на принятие политических решений имеет и административная элита (чиновники, занимающие высокие должности в государственном аппарате), которая отвечает за подготовку документов для политических руководителей. На решение определенных вопросов может повлиять и научная элита (ведущие ученые, руководители крупных научных центров), обладающая знаниями по соответствующим проблемам.

Как формируется (рекрутируется) элита? Как происходит отбор людей, которые входят в нее? В политологии различаются закрытая и открытая системы отбора. При закрытой системе, характерной для традиционных, авторитарно-диктаторских и тоталитарных политических систем, отбор осуществляется узким кругом высших руководителей. При этом учитываются возраст рекрутируемых, образование, их успешная карьера на нижних этажах государственного аппарата. Такая система ведет к отрыву элиты от народа, превращению ее в привилегированную касту. Открытая система, присущая демократическим государствам , характеризуется большим значением выборов в различные органы власти, возможностью продвижения на них выходцев из любых общественных слоев, высокой конкурентностью и значимостью личных качеств рекрутируемых.

На начальном этапе разработки теории элит она противопоставлялась идеям демократии («либо власть меньшинства, либо власть большинства»). Впоследствии предпринимались попытки их совместить. Эти попытки проявились в признании наличия множества элит, которые являются различными группами правящего класса; в положении о конкуренции элит, выбор из которых делает избиратель; в идее взаимного контроля, осуществляемого элитами; в указании на обновление состава элит через демократические выборы.

При существовании различных подходов политическая наука признает реальность и активную роль правящей элиты, влияющей на принятие властных решений. Ученые-политологи объясняют это:

Психологическим, социальным и интеллектуальным неравенством людей;
- политической пассивностью широких слоев населения;
- общественной значимостью профессионального управленческого труда;
- возможностями для получения привилегий, открываемых управленческой деятельностью.

Подчеркивая ценность профессиональных деловых качеств современной политической элиты, исследователи отмечают, что эти качества не обязательно сочетаются с другими достоинствами, в том числе и с моральными. Если для одних людей вхождение во власть связано со стремлением служит ь общему благу, то для других на первом плане нередко оказываются эгоистические мотивы.

Политическая элита России перед революцией 1917 г. представляла собой социально-управленческий слой, образованный высшим чиновничеством. Позднее в СССР сложилас ь партийно-государственная бюрократия, котора я обрела власть и привилегии. Выдвижение на руководящую работу осуществлялос ь партийными комитетами КПСС по спискам (номенклатуре) соответствующих должностей. Поэтому советскую политическую элиту называют номенклатурой.

В результате коренных перемен 90-х гг. XX в. в России начала складываться новая политическая элита. Она значительно моложе прежней. Если ранее среди ее представителей преобладали люди с техническим и партийнополитическим образованием, то новая элита пополнилась юристами, экономистами и др. Наряду с большим количеством выходцев из различных социальных групп, новая элита вобрала в себя немало представителей бывшей номенклатуры. По-прежнему велика роль государственной бюрократии, сохраняющей номенклатурные связи. Исследователи отмечают рыхлост ь российско й политической элиты, наличие в ней противоборствующих групп, отсутствие единства взглядов на пути развития страны, подверженност ь коррупции. Процес с формирования новой элиты еще не завершен.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

Изучая историю, вы узнали о тех деятелях, которых поддерживали и за которыми шли большие группы людей, а иногда целые народы.

Таких людей называют лидерами. Английское слово «лидер» означает «руководитель, ведущий» . Там, где есть ведущий, есть ведомые им, т. е. его последователи, которых лидер ведет за собой. В спорте есть выражение «гонка за лидером» . В любой малой группе, в любом коллективе есть люди, к которым прислушиваются, которых поддерживают все или многие.

Лидер есть у каждой организации. Никакая деятельность, в которой участвует много людей, невозможна без организующего воздействия, без руководства.

Политика, напомним,- это особый вид деятельности, в которой представлены интересы больших социальных групп, направленной на завоевание и использование государственной власти для защиты этих интересов. (Вспомните, чем отличается политическая деятельность от других видов деятельности. Каковы субъекты политики?)

Лидер воздействует на поведение других людей. Но ведь все люди, взаимодействуя, оказывают в той или иной степени влияние друг на друга. Политическое лидерство - это не любое влияние, а влияние, во-первых,постоянное ; во-вторых,однонаправленное от лидера на объект; в-третьих, широкое, охватывающее все общество или большие группы людей; в-четвертых, опирающееся на авторитет лидера . Последнее отличие подводит нас к вопросу о соотношении понятий «политический лидер» и « политический руководитель ».

В современных условиях политический лидер является, как правило, руководителем организации (обычно политической партии) или государства, т. е. политическим руководителем.

Ведь политика осуществляется в масштабе всего общества и связана с использованием государственной власти. В отличие от лидерства в небольшом коллективе, современное политическое лидерство невозможно представить себе без опоры на политическую организацию. И в такой организации, включая государство, политический лидер занимает руководящую должность, выполняет управленческие функции. Статус политического руководителя связан с формальным закреплением его положения, прав и полномочий: руководитель влияет на людей не только в силу личного авторитета, но и благодаря своему положению, содержащимся в официальных документах нормам, дающим ему право принимать обязательные для других решения.

Бывает, что авторитетный, признанный в обществе политик не занимает руководящей должности. Его положение называют неформальным лидерством. Возможности воздействия неформального лидера на большие группы людей относительно невелики.

Возможна и иная ситуация. Руководитель, имеющий формальное право принимать решения, не пользуется авторитетом, доверием, уважением. Такой руководитель политическим лидером не является. Политический лидер - это тот политик, который имеет многочисленных сторонников, последователей, готовых поддержать его, идти за ним.

Итак, политическое лидерство выражается во влиянии на большие группы людей, связанном, во-первых, с личными качествами лидера , его авторитетом, способностью вести за собой сторонников, а во-вторых, с формально-должностным статусом, предполагающим обладание властью . (Назовите в качестве примера известных вам политических лидеров прошлого и современности.)

РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА

Политический лидер является, как мы видели, ведущей политической фигурой: главой государства, руководителем политической партии, общественной организации, движения. Каковы же его ролевые функции?

1. Лидер анализирует политическую обстановку, верно оценивает состояние общества. Он чутко улавливает запросы и потребности различных групп в обществе, обобщает их и учитывает в своей деятельности. Важно также своевременно замечать изменения в политических настроениях масс и корректировать политику.

2. На основе анализа обстановки, ожиданий и запросов различных групп и в соответствии со своими идеалами лидер формулирует цели, определяет средства их достижения, разрабатывает программу действий. Он заботится о том, чтобы цели и намеченные действия отвечали запросам заинтересованных групп населения, соответствовали реальным возможностям, находит оптимальные политические решения.

3. Политический лидер стремится укреплять связь власти и народа, разъяснять свою политическую позицию, обеспечивая ее массовую поддержку.

Политический лидер считает необходимым раскрыть обществу мотивы своих действий, обеспечить понимание разработанной программы. Он принимает меры, направляющие активность масс на выполнение программных задач. При этом большое значение приобретает координация деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, различных групп последователей, налаживание взаимодействия между ними в процессе движения к намеченной цели.

4. Политический лидер заботится о единстве своей организации , о сплочении сторонников. Призвание общенационального лидера - охранять общество от раскола, гражданской конфронтации, направлять усилия на интеграцию, противостоять центробежным тенденциям, угрозам распада основ социальной жизни. Он должен регулировать отношения внутри общества, выполнять функцию арбитра в столкновении различных групп, организаций, звеньев государственной власти. Его задача - поддерживать законность и общественный порядок, защищать граждан от произвола и беззакония.

5. Политический лидер, лидер партии представляет интересы определенной общественной группы в отношениях с другими группами, ведет политическую дискуссию с оппонентами, осуществляет внешние связи с партиями, организациями, движениями. Лидер страны выступает от имени государства внутри ее и представляет страну на международной арене.

Выполнять названные функции сможет не каждый политик. Политический лидер должен обладать многими качествами, при отсутствии которых его деятельность не будет успешной. Он должен иметь острый ум, аналитические способности, твердую волю, смелость и решительность. Последователи ждут от лидера честности, верности общественному долгу, заботы об общественном благе и справедливости. Названные качества украсили бы любого человека, а не только лидера. Но от политического лидера требуется большее. Он должен быть общительным, обладать способностью быстро и точно ориентироваться в обстановке, политической интуицией, нетрадиционно смотреть на проблемы.

Ему должна быть присуща способность улавливать тенденции развития общества, безошибочно выбирать оптимальный вариант из предлагаемых ему советниками.

Необходимы выраженные управленческие способности, образованность и компетентность , способность аргументированно противостоять другим мнениям, политическая мудрость, большая гибкость, умение маневрировать между полярными силами.

Большое значение имеют также качества, вызывающие эмоциональную поддержку людей: умение хорошо держаться, талант привлекать к себе других, способность убеждать, ораторское искусство, чувство юмора.

Не каждый политический лидер обладает всеми названными качествами, но чем полнее они у него представлены, тем успешнее осуществляются присущие ему функции. (Как вы думаете, кто из деятелей прошлого или современных политических лидеров наделен в наибольшей степени необходимыми качествами?)

ТИПЫ ЛИДЕРСТВА

В науке о политике - политологии существуют различные подходы к определениютипов лидерства .

Один из них основан на различии масштабов лидерства . Выделяют лидеров общенациональных (нации, всего народа); лидеров определенного класса или иной большой социальной группы; лидеров общественной организации или движения (прежде всего политической партии). Лидеры социальных групп или политических партий могут иметь влияние в масштабе всего государства (общенациональном) либо в отдельном регионе (в области, республике, земле, штате).

Другой подход основан на различиях стиля лидерства.

Демократический стиль характеризуется тем, что лидер, выполняя свои функции, опирается на активность ведомых, учитывает их мнения, развивает творческое отношение к делу. Он доброжелателен к людям, открыт для критики, создает атмосферу сотрудничества.

Авторитарный стиль предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций. Он абсолютизирует роль лидера, не допускает критики , инакомыслия.

Широкое признание получила типология немецкого ученого М. Вебера (1864-1920). Он выделилтри типа лидерства :традиционное, легальное (на основе закона), харизматическое.

Традиционное лидерство основано на сложившихся традициях, например на вере в незыблемость порядка наследования власти от отца к сыну в монархических государствах. Однако не всякий монарх, получивший власть на основе традиций, становится настоящим политическим лидером нации. И вообще, этот тип лидерства принадлежит преимущественно истории.

Лидерство на основе закона (легальное) во многих странах пришло на смену традиционному. Лидером становится политик, избранный на основе определенных законных процедур. Его авторитет опирается на уверенность в том, что избрание произошло по демократическим правилам в условиях соревновательности и конкуренции.

Следующий тип - харизматическое лидерство. Слово «харизма» имеет греческое происхождение и в буквальном смысле означает «благодать, божественный дар». Харизматический лидер наделен экстраординарными, т. е. исключительными, качествами, которые отсутствуют или слабо выражены у других людей. Как правило, лидеры харизматического типа появляются в кризисные периоды, в условиях крутых общественных перемен - революций, войн, крупных социальных реформ, когда необходима мобилизация всех сил общества на решение задач социального обновления. Авторитет и влияние харизматического лидера основаны на вере народа в его особый дар, особые способности управлять, эффективно решать все проблемы.

Сравнение этих трех типов лидерства позволяет отметить, что первый из них основан на привычке, второй - на разуме (поэтому его иногда называют рационально-легальным типом лидерства), а третий - на вере. Лидеры двух первых типов эффективны при решении обычных, повседневных задач в спокойные периоды развития общества. Лидеры харизматического типа являются катализаторами перемен, им присущи отрицание прошлого, новаторство.

Американский политолог М. Г. Херманн попыталась выделить факторы, которые влияют на характер политического руководства. По ее мнению, эти факторы таковы:

Основные политические убеждения лидера;
- политический стиль лидера;
- мотивы, которыми руководствуется лидер, стремясь добиться положения политического руководителя;
- реакция лидера на давление и стресс;
- обстоятельства, при которых лидер впервые оказался в положении политического руководителя;
- предшествующий политический опыт лидера;
- политический климат, в котором лидер начинал свою деятельность .

Изучение деятельности любого политического лидера с точки зрения названных факторов позволяет дать его относительно полную характеристику.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Определить свое отношение к активно действующему в политике лидеру помогут знания о его качествах как политического лидера, которыми необходимо располагать. Поскольку политические лидеры оказывают значительное влияние на события, происходящие в стране, важно поддержать тех из них, кто способен успешно отстаивать интересы всего народа и той социальной группы, к которой вы принадлежите.

2 Политические лидеры не только влияютн а других людей, но, как правило, нуждаются в обратной связи. Если вы сознаете наличие крупной общественно значимой проблемы и видите неиспользуемые способы ее решения или усматриваете серьезные ошибки в действиях лидеров, которым вы доверяете, постарайтесь довести до них свою точку зрения. Для этого вы можете использовать конституционное право обращения в государственные органы, направить письма в адрес определенного партийного лидера либо обратиться к нему через средства массовой информации.

3 Попытайтесь оценить свои способности: возможно, вы обнаружите у себя лидерские задатки. Проявляете ли вы
инициативу в решении тех или иных проблем? Подтвердилась ли правильность предложенных вами решений в той или иной ситуации ? Поддерживают ли вас другие люди? Приходилось ли вам быть организатором совместных усилий группы лиц для выполнения каких-либо полезных дел? Успешной ли была эта деятельность? Речь идет о лидерстве в группе. А политическим лидером сможет стать тот, чьи способности вести за собой людей получат развитие, кто научится глубоко разбираться в политике, творчески решать социальные проблемы.

ДОКУМЕНТ

Из работы американского политолога М. Г. Херманн о составных частях лидерства.

Изучение множества методов определения лидерства позволяет выделить четыре подхода.

Первый подход заключается в том, что лидер определяет цели и указывает направление своим сторонникам, дает им обещания и увлекает за собой. В этом подходе к лидерству центром внимания является лидер и его характерные черты. Зная, что представляет собой данный лидер, каковы цели его стратегии, мы можем охарактеризовать и то, как он выполняет свою руководящую роль. Именно из такого имиджа лидера выросло представление о «великом человеке» и особый подход к его руководящей роли.

Сторонники второго подхода воспринимают лидера как «коммивояжера». В этом случае лидерство подразумевает внимательное отношение к потребностям людей и помощь им в удовлетворении этих потребностей. Чуткое реагирование на потребности и желания людей столь же важны, как и способность убедить людей в том, что вы можете помочь им. Согласно этой точке зрения, все, что происходит, зависит от взаимоотношений между лидером и его последователями.

Третий подход к лидерству заключается в том, что в лидере видят «марионетку», то есть лидером руководят и придают ему силу его сторонники, которые дергают за ниточки и заставляют лидера двигаться. Лидер является агентом группы, отражающим ее цели и работающим от ее имени. Чтобы понять, как в данном случае осуществляется руководящая роль, необходимо изучать ожидания и цели последователей.

Четвертый подход к лидерству состоит в том, что лидер рассматривается в качестве «пожарника». В данном случае руководящая роль возникает в ответ на то, что происходит в окружающей действительности. Поэтому, изучая окружающую действительность, в которой возникает феномен лидерства, мы можем понять его природу. Окружающая действительность создает спрос, препятствия и открывает возможности для лидера и его последователей.

Если провести опрос на улице, то, вероятно, можно.. . обнаружить, что ожидания в отношении сильного политического лидера включали бы в себя все четыре подхода к нему. Такой лидер должен был бы обладать даром предвидения, но в то же время должен был бы чутко реагировать на желания своих последователей и быть способным заставить работать их ради убеждений в подходящее для действий время.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1. Какие качества характеризуют лидера как «великого человека»?
2. Назовите черты, которые отметила автор документа, свойственные лидеру, воспринимаемому как «коммивояжер».
3. Что характеризует лидера, в котором видят «марионетку»?
4. Чем отличается деятельность лидера, названного «пожарником»?
5. Какой тип политического лидера из числа охарактеризованных М. Г. Херманн, с вашей точки зрения, является предпочтительным? Почему?
6. Согласны ли вы с тем, что ожидания простых людей включали бы все четыре подхода? Свою точку зрения аргументируйте.
7. Сравните приведенную в документе классификацию с теми, которые представлены в параграфе. Какая классификация наиболее существенна для понимания политического лидерства? Аргументируйте свой ответ.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что представляет собой политическая элита?
2. Какие элитные группы оказывают влияние на принятие политических решений?
3. Как рекрутируется политическая элита?
4. Кто такой политически й лидер? Каковы основные признаки политического лидерства?
5. Перечислите основные функции политического лидера.
6. Какими качествами должен обладать политический лидер?
7. Сравните традиционное, легальное (на основе закона) и харизматическое лидерство. Что общего и что различного у этих типов лидерства?

ЗАДАНИЯ

1. Какой политический лидер прошлого или современности вам интересен больше других? Попытайтесь, опираясь на комплекс факторов, перечисленных М. Г. Херманн, охарактеризовать его.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»