Реакционная политика последних лет царствования александра. Реакционная политика Александра I в области просвещения и цензуры

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Строительный факультет

Дисциплина: Отечественная история

Внутренняя политика Александра I

Выполнил студент группы 5-С-1

П.Е Медведский

Преподаватель:

канд. ист. наук, доцент

С.Ю. Каргопольцев

Санкт- Петербург

Введение 3

Внутренняя политика в 1801-1811 гг. 3

Реформирование государственного управления и социально-экономическая политика 4

Государственное управление 5

Социально-экономическая политика 5

Система образования 6

Реформы 1807-1811 годов. Проект Сперанского 7

Внутренняя политика 1815-1825гг. Реакционная политика. 9

Заключение 11

Список использованной литературы 12

Введение

Правление Александра I пришлось на переломную эпоху русской истории. Россия в XIX веке – крупнейшее государство, которое в экономическом и социально-политическом развитии, основывалось на принципах традиционализма и уступало странам Западной Европы, которые осуществили к тому времени модернизацию. 1 Предыдущий XVIII век, век дворцовых переворотов, закончился правлением Павла I и попыткой вернуться на петровский путь развития, и также дал понять, что государство так больше не сможет существовать. Александру предстояло завершить процесс, начатый Екатериной II, создав механизм управления территориями, но также и улучшить положение крестьянства. Решение этой задачи становится основной целью его внутренней политики.

Внутренняя политика Александра I затрагивает всю первую четверть XIX века (1801–1825гг.) и предстаёт как период, в котором активно пытались ввестись конституционные порядки. Является достаточно противоречивым периодом царствования, так как делится на два периода – 1-ый это попытка создать конституционную монархию, и 2-й возвращение к прежнему пути «развития».

Целью работы является рассмотрение внутренней политики Александра I, а в частности в каких условиях, с какой целью проводились реформы, и каких результатов удалось добиться.

Внутренняя политика в 1801–1811 гг.

В результате дворцового переворота 12 марта 1801 г. На престол вступил Александр I (1801–1825гг.). В тот же день он объявил о своей приверженности курсу Екатерины II. Александр I начал с того, что восстановил приостановленное Павлом I действие «Жалованной грамоты дворянству» (1785). Была упразднена Тайная экспедиция (канцелярия) и возвращены из ссылки 12 тыс. опальных и репрессированных Павлом чиновников и военных. Были отменены и другие раздражавшие дворянство павловские указы и распоряжения. 2 Перед Александром I стояла задача усовершенствования государственного строя России во время, когда Европа проводила гибкую политику либеральных уступок и преобразований. Правление Александра I можно разбить на два противоположных периода: 1-ый (1801–1812) – период демократизации страны и 2-ой (1814–1825) реакционная политика, связанная с военной реформой, и отменой указов принятых в начале правления.

У Александра были очень амбициозные планы по развитию страны, ограничению самодержавной власти, снижению бюрократизации, но он не знал как начать реформы и поэтому в мае 1801 года, по предложению Строганова, он создал Негласный комитет, в котором обсуждались вопросы государственного преобразования. В него входили друзья юности: граф Павел Строганов, Николай Новосильцев, аристократ граф Виктор Кочубей и мятежный польский аристократ Адам Чарторыйский. Просуществовал Негласный комитет по разным данным с 1801- 1803(1805)г. 3

Реформирование государственного управления и социально-экономическая политика

В первые годы царствования Александра I можно выделить три основных направления реформирования:

1) системы государственного управления

2) социально-экономического развития страны

3) совершенствования системы образования.

Государственное управление

Реорганизация органов управления началась с Сената. В 1802 г. были восстановлены его права как «хранителя законов», верховного органа, обладающего административной, судебной, контролирующей властью, фактически вся деятельность Сената находилась под контролем императора. Министерская реформа 1802–1811гг. – для ускорения делопроизводства вместо коллегий были учреждены восемь министерств: 1) внутренних дел и полиции 2) финансов 3) юстиции, 4) народного просвещения 5) торговли 6) иностранных дел 7) морское 8) военное. Во главе каждого из них стоял министр, назначаемый императором и лично ответственный перед ним. Для решения межведомственных вопросов был учрежден Комитет министров. В 1811 году количество министерств достигло 12.

Социально-экономическая политика

В социально-экономической политике начала XIX в. С 1801 г. Александр сократил раздачу казенных крестьян в частные руки, тогда же было запрещено публиковать объявления о продаже крепостных, хотя сама практика сохранилась. В 1803 г. был издан «Указ о вольных хлебопашцах», поощрявший помещиков за выкуп освобождать крепостных крестьян вместе с землей. В 1808–1809 тт. был издан ряд указов, ограничивавших произвол помещиков, например, было запрещено продавать крестьян на ярмарках, ссылать их в Сибирь просто так, пытать и др.

В 1804–1805 гг. была начата аграрная реформа в Латвии и Эстонии. Крестьяне, имевшие земельные наделы, были объявлены их пожизненными и наследственными держателями, однако уплата оброка или отработка барщины за землю остались обязательными.

Также одним из важных направлений социально-экономической политики было оздоровление финансовой системы государства. Главными проблемами в этой сфере еще со времен Екатерины II были дефицит государственного бюджета, неконтролируемый выпуск ассигнаций, падение их курса, отток золотых и серебряных денег из обращения. Уже в первые годы правления Александра делались попытки увеличить поступления в государственную казну, упорядочить финансы. В конце 1801 г. был издан указ о продаже незаселенных государственных земель, разрешавший покупать их всем лицам свободных состояний - дворянам, купцам, мещанам, государственным крестьянам, что нарушило дворянскую монополию на землю. 4

Одним из важнейших был крестьянский вопрос, но Александр понимал, что сразу отменить крепостное право не получится.

Система образования

Несмотря на скудность казны, в 1803–1804 г. была проведена реформа народного образования. В основу системы образования были положены принципы бессословности учебных заведений (за исключением военных – в них принимали только дворян) и бесплатности обучения на низших ступенях. Учебные заведения разделялись на 4 ступени: одноклассные приходские училища, уездные училища с трёхклассным обучением, гимназии и университеты. В 1804 году бы издан достаточно либеральный «Устав о цензуре». Также открывались новые гимназии и университеты (Виленский, Дерптский, Казанский и Харьковский и др.). Правда, Н. Карамзин скептически отнёсся к такой реформе в «Записке о древней и новой России»

В целом реформы Александра I в первые годы его правления не принесли каких-либо существенных перемен и несли достаточно двоякий смысл. Александр I решил бороться с коррупцией, дать крестьянам свободы, но его реформы в отношении крестьян несли в основном рекомендательный характер, что не дало никаких сдвигов к улучшению их жизни, и к тому же он восстановил «Жалованную грамоту дворянству», тем самым ослабив саму структуру государства. После в 1805 г. началась война с Францией (Война Третьей коалиции), которая сместила реформы на второй план. 5

Реформы 1807-1811 годов. Проект Сперанского

После подписания Тильзитского мира с Наполеоном в 1807 г. проблема реформирования страны вновь вышла на первый план. И последующие преобразования страны связаны с выдающимся государственным деятелем М.М. Сперанским(1807–1812), которому в 1808 году император поручил разработать план государственного преобразования России. Для совершенствования кадрового состава государственных органов управления по предложению М.М. Сперанского в 1809 г. был издан указ о правилах производства в чины по гражданской службе. В 1809 году Сперанским был создан проект «Введение к уложению государственных законов». Предложенный Сперанским план реформирования государственного управления основывался на следующих принципах:

1) Соблюдение законности;

2) разделение законодательной, исполнительной и судебной властей;

3) выборность ряда чиновников на местном и центральном уровнях;

4) независимость суда;

5) расширение политических прав значительной части населения России.

Также по инициативе Сперанского в соответствии с его планом преобразований, должен был быть учрежден Государственный совет, высший законосовещательный орган при императоре, который должен был служить связующим звеном между императором и высшими законодательными, исполнительными и судебными органами власти. Важнейшей функцией Совета было обсуждение законопроектов. Предусматривалась выборность распорядительных и исполнительных органов власти четырех степеней на уровне волости, уезда, губернии и империи. Но участие в управлении согласно проекту предоставлялось лишь лицам, обладавшим определенным имущественным цензом. Высшим судебным органом объявлялся Сенат, которому подчинялись губернские и окружные суды. Государственная дума являлась высшим законодательным органом, а на местах – губернские, окружные и волостные управления. Ни один законопроект не мог получить силы закона, если он не прошел обсуждения в Государственном совете с последующим утверждением императора. Ликвидации крепостного права план Сперанского не предусматривал. Однако Сперанский выступал за ограничение, помещичьей власти над крестьянами. Последние получали определенные гражданские права. В частности, ни одно лицо, по мысли Сперанского, не могло быть наказано без суда. Александр I признал проект Сперанского «удовлетворительным и полезным», однако проект встретил упорное противодействие сенаторов, министров и других высших сановников, считавших его слишком радикальным и «опасным». Александр I пошел навстречу их требованиям, и проект был отклонен. Единственное, что воплотилось в жизнь из плана Сперанского, это учреждение 1 января 1810 г. Государственного совета как законосовещательного органа при императоре, в который были введены все министры, а также лица из высших сановников.

Таким образом, Сперанский предложил ввести выборную Государственную Думу и Государственный Совет, назначаемый царем, по сути, это был аналог современного двухпалатного парламента, и также ввести разделение властей с независимым судом, что в значительной мере снизило бы бюрократизацию и заставило бы работать государственный аппарат лучше. Проект Сперанского был ни что иное как конституция, причём, не затрагивающая самодержавия. Но против Сперанского плелись интриги и 17 марта 1812 г. последовала опала и ссылка - сначала в Нижний Новгород, затем по новому доносу - в Пермь. В 1816г. Сперанский хоть и был «прощен», но Александр I держал на второстепенных ролях. Далее последовала отечественная война 1812 года, которая отодвинула реформы на второй план. 6

Внутренняя политика 1815-1825гг. Реакционная политика.

После разгрома Наполеона Россия усилила свои позиции на мировой арене. Страны победители воспользовались победой над Наполеоном для укрепления монархического режима в Европе. С европейской реакцией 1815-1825 гг. было связано и изменение внутриполитического курса Александра I, хотя примерно до 1820г. продолжали разрабатываться планы либеральных преобразований, печать и просвещение пока еще не подвергались тем суровым гонениям, которые начались в последнее пятилетие царствования Александра I. 7 Император был человеком, который не привык преодолевать трудности и поэтому он не дал жизнь тем замыслам, которые у него были в начале правления, а, наоборот, в какой-то мере ограничил крестьян в правах. 8 Хоть он отменил крепостное право в Прибалтике (1816-1819гг.), а после присоединения по соглашению Венского конгресса большей части Польши, 3 ноября 1815г. утвердил там Конституцию Царства Польского (самую либеральную тогда в Европе), он не применил этого на России. Конечно, секретное поручение разработать конституцию для России Н.Н. Новосильцеву он дал, и к 1820г. тот создал «Государственную уставную грамоту», в основе которой лежала польская конституции 1815г. Но в связи с революциями в Италии и Испании, выступлениями солдат лейб-гвардии Семёновского полка в1820 г. император отказался от либеральных планов и конституционного проекта Новосильцева. И уже в 1816-1819 гг. Александр I проводит и ряд реакционных мер. Наиболее жестокой из них явилось учреждение военных поселений. Оно подразумевало «самоокупаемость» и более быстрое пополнение армии. Солдат поселяли на землю с тем, чтобы они наряду с военной службой занимались земледелием и таким образом содержали себя. В избранных для военных поселений регионах крестьяне обращались в военных поселян, к ним подселялись солдаты регулярных войск, которые должны были помогать им в сельскохозяйственных работах. В царствование Александра I на положение военных поселян было переведено 374 тыс. душ м. п. казенных крестьян и казаков в Новгородской, Херсонской и Слободско-Украинской губерниях. К ним подселили 131 тыс. солдат. Исполнителем этой воли царя был А. А. Аракчеев. Крестьяне и казаки, обращаемые в военных поселян, оказывали отчаянное сопротивление (восстание летом 1819 г. в Чугуеве близ Харькова, подавленное с исключительной жестокостью).

С 1820г. усиление реакционного политического курса самодержавия обозначилось во всех направлениях. Указами 1822-1824гг. крестьянам запрещалось жаловаться на жестокость помещиков, восстанавливалось право последних ссылать крестьян в Сибирь. Очень сильно усилились цензура, она стала преследовать всякую свободную мысль. Передовые профессора университетов были уволены, против некоторых из них были возбуждены судебные дела. Создаётся централизованная и разветвлённая сеть тайной полиции. Указ 1823 года подтверждал право потомственных дворян владеть крепостными крестьянами. Усиление реакции обычно связывают с личностью Аракчеева, «аракчеевщиной». Хоть роль его была велика, с 1822 г. на положении первого министра он становится единственным докладчиком царю по всем вопросам, однако вдохновителем реакционного курса был сам Александр I. 9

Заключение

В первый период правления Александра I, реформы носили второстепенный характер, не затрагивающий основ государственного строя. И не только потому, что Александр по натуре не был реформатором, а из-за двойственности этой самой натуры. На словах порицая методы отцовского правления, он в душе оставался приверженцем дальнейшей бюрократизации управления и укрепления самовластия. К тому же он ясно ощущал мощное сопротивление консервативно настроенного дворянства - опоры трона. Также сыграли не маловажную роль войны, которые не давали спокойно и полноценно провести реформы. Трудности при осуществлении задуманной программы способствовали его охлаждению к внутригосударственной деятельности, ибо он не привык преодолевать трудности ещё с детства. В итоге, после отечественной войны император переключается на внешнюю политику и на военные дела, что способствовало ухудшению положения крестьянства, так как были введены военные поселения, а реформы, задуманные в начале правления, так и остались на бумаге. В целом правление Александра I оказалось своего рода очередным топтанием на месте. Введение в виде эксперимента Конституции в Польше и отмена крепостного права так и не была внедрена в Российскую систему государственности из-за боязни революций и убеждений в том, что народ ещё не готов. Это впоследствии приведёт к образованию революционных организаций, в которые будут входить наиболее просвещённая часть дворянства (декабристы), и которые будут сначала бороться за ограничение, а позже и за полное свержение монархии.

Список использованной литературы

1) «Все монархи мира» К. Рыжков, Москва 1999 г.

2) «Отечественная история до 1917 года» А.Ю. Дворниченко, С.Г. Кащенко, М.Ф. Флоринский, Москва, УИЦ "Гардарики", 2002 г.

3) «Российские государи: 1598-1917» М. Давыдов, Смоленск, «Русич» 2005 г.

Внутриполитическая деятельность Александра I (1801 1825) отличалась противоречивостью, особенно до войны 1812 года. Он пришел к власти в результате дворцового переворота, после убийства его отца Павла I. Жесткой казарменной политикой Павел вызвал острое недовольство дворянства. Столичные высшие круги, обеспечившие Александру трон, желали бы более лояльного царя, ни в чем не задевавшего дворянских привилегий. Став монархом, Александр 1 обещал править “по закону и сердцу” Екатерины II. С детства вынужденный лавировать между отцом и бабкой, он оказался хитрым и изворотливым политиком, умеющим находить выгодные компромиссы. Либеральное влияние на царя оказал его воспитатель - писатель Лагарп. Начало царствования характеризовалось некоторым стремлением к либеральному реформаторству. Однако эти начинания Александра ни в чем не коснулись устоев государства - самодержавия и крепостного права. В 1S03 г. он издал указ “О вольных хлебопашцах”, который разрешал помещикам отпускать на волю крепостных с наделением их землей за выкуп. Это вызвало недовольство дворян, указ не получил широкого применения, хотя правительство признало им принципиальную возможность освобождений крестьян, законодательно определило условия этого освобождения и права освобожденных. Александр создал Негласный комитет по реформам, состоявший из либерально настроенных дворян и прозванный реакционерами “якобинской шайкой". Негласный комитет работал год, но единственным результатом стало создание министерств вместо старых петровских коллегий. Министерствам соответствовали входящие в них учреждения на местах. Это позволяло лучше руководить отраслями государственного управления. Министры подчинялись непосредственно императору. Сенат стал высшим судебным органом империи. Он также контролировал соблюдение законности в стране и деятельность административных органов. В 1810 г. учрежден Государственный совет, который должен был стать высшим органом управления, но оказался лишь совещательным органом при царе. Решения совета не имели силы без утверждения их монархом. Он состоял из назначенных императором чиновников. Реформы государственного управления вели к дальнейшей централизации управления, бюрократизации, усилению самодержавной власти.



Прогрессивным характером отличалась политика с области просвещения: было открыто много средних и высших учебных заведений, в том числе университеты (Казань, Харьков, Петербург, Дерпт) и близкие к ним по программе лицеи. Некоторое время на Александра заметно влиял реформатор М. М Сперанский - сын сельского священника, без протекции достигший высокого поста государственного секретаря. Но Сперанский вызвал острое недовольство сановной знати. Против него начинаются интриги, и он отстраняется от дел. В конечном итоге, помимо учреждения министерств, никаких реформ проведено не было. Они были признаны преждевременными, - в частности, из-за сложной международной обстановки. В Европе развёртывались одна за другой наполеоновские войны.

После Отечественной войны 1812 г. внутренняя политика Александра 1 потеряла прежний либеральный налег. По его инициативе создается “Священный союз”, объединивший европейских монархов для борьбы с революционным движением в Европе. В стране установился режим аракчеевщины. Введена цензура, происходят гонения на прогрессивно мыслящих людей, в образовании насаждается религиозное сознание. Усилилось крепостничество. Возникает самое уродливое проявление феодально-крепостнического гнева - военные поселения. В них крестьяне должны были пожизненно отбывать военную службу, одновременно занимаясь сельским хозяйством, чтобы прокормить себя и свои семьи. Их дети автоматически становились солдатами. Жизнь военных поселений протекала в условиях палочной дисциплины. Но это вызвало усиленное сопротивление; произошло несколько восстаний военных поселян. Самое известное из них было в 1819 г. в г. Чугуеве. Волнения наблюдались к с. армии, к примеру, восстание солдат Семёновского гвардейского полка (1820). Внутренняя политика Александра I, сначала либеральная, затем реакционная, направленная на укрепление самодержавия и крепостного права, объективно способствовала активизации дворянского революционного движения в России - декабризма.

25. Внешняя политика россии в пер.четверти 19 века. Отечественная война 1812года

Усиление влияния России в Европе, достигнутое в ходе войн против Франции, создания и деятельности “Священного союза”.

Цели России заключались в стремлении не допустить французской гегемонии в Европе и на Востоке в ущерб русскому влиянию; а также в предотвращении распространения принципов и идей французской революции.

Ход военных действий. Придя к власти, Александр I восстановил отношения с Англией, но удержался и от конфликта с наполеоновской Францией. Однако вскоре европейский мир рухнул и Россия оказалась втянутой в третью по счету антифранцузскую коалицию. В 1805 г. Наполеон разгромил русско-австрийские войска в сражении при Аустерлице, что привело эту коалицию к распаду. В 1806 г. по инициативе Пруссии была создана четвертая коалиция, которая после разгрома прусской и ряда поражений русской армий также развалилась.

26 августа 1812 г. началось знаменитое Бородинское сражение, в ходе которого французские войска яростно атаковали, а русские - мужественно защищались.

Движение декабристов.

В годы, когда власти отказывались от реформ, четко проявилось революционное политическое течение. Это было движение декабристов. Главным фактором его возникновения стали социально-экономические, в особенности, политические условия развития России.

В 1825 г. наиболее дальновидные дворяне уже понимали, что судьба страны и самого дворянства не исчерпывается царскими льготами и милостями. Освободить крестьян и учредить представительные органы власти люди, вышедшие на Сенатскую площадь, хотели сами. Жертвуя для народа своими судьбами и жизнями, они не могли пожертвовать своей привилегией решать за народ, его не спрашивая.

“Мы дети 1812 года”, - писал Матвей Муравьев-Апостол, подчеркивая, что Отечественная война стала исходным моментом их движения. Свыше ста декабристов участвовали в войне 1812 года, 65 человек из тех, кого в 1825 году назовут государственными преступниками, насмерть сражались с врагом на Бородинском поле. Знакомство с передовой мыслью французских и русских просветителей укрепило стремление декабристов покончить с причинами отсталости России и обеспечить свободное развитие ее народа.

Академик М.В. Нечкина, известный исследователь истории декабристского движения называла главной причиной его зарождения кризис феодально-крепостнической, самодержавной системы, т.е. саму русскую действительность, и уже во вторую очередь отмечала влияние европейских идей и впечатлений от заграничных походов русской армии.

Причины возникновения движения декабристов:

Российская действительность с бесправием основной массы населения и господством крепостного права

Патриотический подъем и рост национального самосознания

Влияние гуманистических идей французских просветителей

Нерешительность Александра I в проведении реформ

Свое первое тайное общество “Союз спасения” гвардейские офицеры А.Н. Муравьев, Н.М. Муравьев, С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин, основали в 1816 г. в Петербурге. Название было навеяно французской революцией (Комитет общественного спасения - правительство Франции эпохи “якобинской диктатуры”). В 1817 г. в кружок вступил П.И. Пестель, написавший его Статут (устав). Появилось и новое название - “Общество истинных и верных сынов Отечества”. Революционеры планировали в момент смены монарха на престоле вынудить его принять Конституцию, ограничивающую царскую власть и уничтожавшую крепостное право.

На основе “Союза спасения” в 1818 г. в Москве был создан “Союз благоденствия”, куда входило более 200 чел. Эта организация ставила своей задачей пропаганду антикрепостнических идей, поддержку либеральных намерений правительства, создание общественного мнения против крепостного права и самодержавия. На решение той задачи отводилось 10 лет. Декабристы считали, что завоевание общества помогло бы избежать ужасов Французской революции и сделать переворот бескровным.

Отказ правительства от реформаторских замыслов и переход к реакции во внешней и внутренней политике заставил декабристов сменить тактику. В 1821 г. в Москве на съезде “Союза благоденствия” решено путем военной революции свергнуть самодержавие. От расплывчатого “Союза” принято решение перейти к законспирированной и четко сформированной тайной организации. В 1821 - 1822 гг. возникли “Южное” и “Северное” общества. В 1823 г. на Украине была создана организация “Общество соединенных славян”, к осени 1825 г. оно объединилось с “Южным обществом”.

В декабристском движении в течение всего его существования имелись серьезные разногласия по вопросам о путях и методах осуществления преобразований, о форме государственного устройства страны и т.д. В рамках движения можно проследить не только революционные (они проявились особенно ярко), но и либеральные тенденции. Расхождения членов “Южного” и “Северного” обществ отразились в программах, разработанных П.И. Пестелем (“Русская правда”) и Никитой Муравьевым (“Конституция”).

Один из важнейших вопросов оставался вопрос о государственном устройстве России. По “Конституции” Н. Муравьева Россия превращалась в конституционную монархию, где исполнительная власть принадлежала императору, а законодательная передавалась двухпалатному парламенту, - Народному вече. Источником всей государственной жизни Конституция торжественно провозглашала народ, император был всего лишь “верховным чиновником Российского государства”. Избирательное право предусматривало довольно высокий избирательный ценз. Придворные лишались избирательных прав. Провозглашался ряд основных буржуазных свобод - слова, передвижений, вероисповедания.

По “Русской правде” Пестеля Россия объявлялась республикой, власть в которой до осуществления необходимых буржуазно-демократических преобразований сосредоточивалась в руках Временного верховного правления. Далее верховная власть передавалась однопалатному Народному вече из 500 человек, избираемому на 5 лет мужчинами с 20-летнего возраста без всяких цензовых ограничений. Высшим исполнительным органом выступала Державная дума (5 человек), избираемая на 5 лет Народным вече и ответственная перед ним. Во главе России становился президент. Пестель отвергал принцип федерального устройства, Россия оставалась единой и неделимой.

Второй важнейший вопрос - вопрос о крепостном праве. И “Конституция” Н. Муравьева, и “Русская правда” Пестеля решительно выступали против крепостного права. “Крепостное право и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся к земле русской, становится свободным”, -гласил § 16 Конституции Н. Муравьева. По “Русской правде” крепостное право немедленно отменялось. Освобождение крестьян объявлялось “святейшей и непременнейшей” обязанностью Временного правительства. Все граждане уравнивались в правах.

Н. Муравьев предлагал сохранить освобождаемым крестьянам приусадебную землю “под огороды” и по две десятины пахотной земли на двор. Пестель считал совершенно неприемлемым освобождение крестьян без земли и предполагал решить земельный вопрос путем сочетания принципов общественной и частной собственности. Общественный земельных фонд должен был сформироваться за счет изъятия без выкупа земель помещиков, размеры которых превышали 10 тыс. десятин. От землевладений в 5 - 10 тыс. десятин отчуждалась половина земли за вознаграждение. Из общественного фонда землей наделялись все желающие ее обрабатывать.

Осуществление своих программ декабристы связывали с революционным изменением существующего в стране строя. Если брать в целом, то проект Пестеля был более радикальным, последовательным с точки зрения развития буржуазных отношений в России, чем проект Муравьева. Вместе с тем оба они были прогрессивными, революционными программами буржуазного переустройства крепостнической России.

Представители “Северного” и “Южного” обществ планировали совместное выступление летом 1826 г. Но неожиданная смерть Александра I, случившаяся 19 ноября 1825 г. в Таганроге, повлекла за собой династический кризис, заставила заговорщиков изменить свои планы. Александр I не оставил наследника, и по закону престол переходил к среднему брату Константину. Однако еще в 1822 г. Константин подписал тайное отречение. Этот документ хранился в Синоде и Государственном Совете, но не был оглашен. 27 ноября страна присягнула Константину. Только 12 декабря пришел ответ об отречении Константина, находившегося в Польше. На 14 декабря была назначена присяга Николаю, младшему брату.

План декабристов состоял в том, чтобы вывести войска на Сенатскую площадь (где находились здания Сената и Синода) и не допустить сенаторов до присяги Николаю I, силой заставить объявить правительство низложенным, издать революционный “Манифест к русскому народу”, составленный К.Ф. Рылеевым и С.П. Трубецким. Царская семья должна была быть арестована в Зимнем дворце. Диктатором, т.е. руководителем восстания, был избран полковник гвардии князь С.П. Трубецкой, начальником штаба - Е.П. Оболенский.

На Сенатскую площадь в 11 утра вышли несколько рот Московского полка. К восставшим обратился генерал-губернатор М.А. Милорадович с призывом вернуться в казармы и присягнуть Николаю I, но был смертельно ранен выстрелом Каховского. Численность повстанцев постепенно достигла трех тысяч, однако, не имея руководства (Трубецкой так и не явился на Сенатскую площадь), они продолжали стоять в ожидании. К этому времени Николай, видя, что “дело становится серьезным”, стянул к площади около 12 тыс. человек и послал за артиллерией. В ответ на отказ декабристов сложить оружие начался картечный огонь. К 18 часам восстание было подавлено, погибло около 1300 человек.

29 декабря 1825 г. под руководством С. Муравьева-Апостола выступил Черниговский полк, но уже 3 января 1826 г. восстание было подавлено.

По делу декабристов было арестовано 316 человек. Подсудимые были разбиты на 11 разрядов в зависимости от степени их вины. К смертной казни четвертованием, замененной повешением, были приговорены 5 человек (П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, П.Г. Каховский, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин).

13 июля 1826 г. состоялась казнь в Петропавловской крепости. При экзекуции у Рылеева, Каховского, Муравьева-Апостола оборвались веревки, но их повесили вторично.

На каторжные работы в Сибирь отправились Трубецкой, Оболенский, Н. Муравьев, Якубович, Якушкин и др. Всех осужденных во дворе Петропавловской крепости построили в “каре” и лишили чинов и дворянских званий (над ними ломали шпаги, срывали погоны и мундиры и бросали в костер).

Только в 1856 г. в связи с коронацией Александра II была объявлена амнистия. Целое поколение молодых, образованных активных людей оказалось вырванным из жизни страны. Из “глубины сибирских руд” декабрист А.И. Одоевский писал Пушкину:

“Наш скорбный труд не пропадет,

Из искры возгорится пламя…”

Прогноз оказался точным. Расправившись с декабристами, правительство Николая I не смогло убить свободную мысль и стремление прогрессивной части общества к переменам.

Историческое значение движения декабристов:

Первая открытая попытка дворянских революционеров изменить систему правления в России и отменить крепостное право

Выступление декабристов показало обществу наличие глубоких социальных противоречий и необходимость реформ

Александр I занял престол в возрасте 23 лет. Он был подготовлен к своей венценоснойроли и имел сложившиеся представления об управлении страной. Взгляды Александра I отличались гуманистической направленностью, чему способствовали его учителя:русский священник-протоиерей Самборский А. А. и швейцарский просветитель Лагарп Ф. Оба они стремились пробудить у будущего императора чувства правды, справедливости, сострадания к ближнему. Первые дни царствования Александра I ознаменовались большими милостями: тысячи людей, подвергшихся гонениям приПавле I, были возвращены из ссылок, многие др.восстановлены в гражданских правах. Ярким явлением начала царствования Александра I стало создание 22 МЙ 1801"Негласного комитета". Члены "Негласного комитета" были людьми образованными, способными оценить свежую мысль, высказать полезные идеи, но систематическийтруд был не для них. По этой причине в качестве исполнителя общего замысла реформ был привлечён тогда ещё малоизвестный Сперанский М.М., который постепенно стал ключевой фигурой при подготовке проектов.Значение Сперанского М.М. особенно возросло с 1807, когда распался "Негласный комитет". Впоследствии из членов комитета лишь Кочубей В.П. играл видную государственную роль как при Александре I, так и приНиколае I. Придерживаясь либеральных взглядов, Кочубей В.П. проявлял большую государственную мудрость. Неуклонно проводя либеральный курс, он мастерски мог нейтрализовать интриги, сохраняя тем самым себя и близких ему людей для дальнейших действий. При тесном взаимодействии Сперанского М.М. и Кочубея П.В. были проведены почти всœе реформы первых лет царствования Александра I.

Вершиной политического творчества Сперанского М.М. стал конституционный проект1809 под названием "Введение к уложению государственных законов". Проект предполагал установление в России конституционной монархии с разделœением властей на законодательную, исполнительную и судебную. Парламентский орган впервые в русской политической практике был назван Государственной думой. Высшей законодательной палатой объявлялся Государственный совет. Ряд государственных органов сохраняли свои прежние названия, но их функции существенно изменялись. В основу избирательной системы был положен не сословный принцип, аимущественный ценз, ᴛ.ᴇ. владение имуществом. Формально проект не затрагивалкрепостного права, но созданная Сперанским М.М. правовая система не оставляла для него места. Проект Сперанского М.М. содержал в себе большую политическую силу, и в связи с этим почти столетие он держался в секрете и в полном виде стал известен только в н.XX в. Сперанскому М.М. и тем более Александру I было ясно, что разом внедрить новую государственную систему невозможно: чересчур сильно было влияниеконсервативных кругов общества. По этой причине план стал внедряться по частям. Началу перемен положило учреждение министерств вместо прежних петровских коллегий, изрядно устаревших за прошедшее столетие. Министерства были учреждены 8 СН 1802, но первоначально они мало что изменили, т.к. сохранился чиновничий аппарат из коллегий. Только после появления общего плана Сперанского М.М. в 1811 министерства обрели окончательную структуру исполнительной власти.

Следующим шагом в реализации плана преобразований стало создание Государственного совета͵ торжественное открытие которого состоялось 1 ЯН 1810. Он был создан как законосовещательный орган, без мнения которого ни один закон не мог вступить в силу. С некоторыми изменениями Государственный совет просуществовал до 1917.

Реализация принципа разделœения властей не могла не затронуть старейший государственный орган - Сенат. Рядом указов Сенат освобождался от выполнения законодательных и административных функций. Он превращался в государственный орган, осуществляющий публикацию законов, надзор за законностью и судебную власть. В результате этих преобразований Россия сделала важный шаг в направлении верховенства закона над властью.

Понимая пагубность для России крепостного права, Александр I и его советники разработали план постепенной его ликвидации. Первым звеном этого плана стал указ от20 ФВ 1803 о вольных хлебопашцах. Согласно указу, помещики получали право отпускать на волю своих крепостных и наделять их землёй. По этому указу в период царствования Александра I было отпущено на свободу относительно немного крестьян, чуть более 40 тыс. Его главное значение заключалось в др.: создавался юридический прецедент. Отныне по указу крестьяне получали право стать не только свободными, но и собственниками земли. Не случайно в связи с этим 19 ФВ 1861 в документах об отмене крепостного права делалась ссылка на указ о вольных хлебопашцах. В первой четв.XIX в. были осуществлены ограничения крепостничества: прекратились раздачи имений сановникам, запрещалось делать объявления о продаже крепостных без земли, вводились принудительные меры по отношению к помещикам, жестоко обращавшимся с крестьянами. В Прибалтике было проведено личное освобождение крепостных крестьян, но без земли.

Произошли изменения и в системе образования. В сёлах начали открываться приходские школы, в уездах - уездные училища, в губерниях - гимназии. В Санкт-Петербурге, Харькове, Казани и Варшаве были основаны университеты. 19 ОК 1811 вЦарском Селœе был основан знаменитый лицей, учеником которого был Пушкин А.С.

Менее заметна деятельность правительства по совершенствованию местного управления. Россия очень страдала от произвола губернской и уездной администрации. С участием того же Сперанского М.М. были проведены ревизии ряда губерний и создана новая система местного управления Сибири. Правительство стало настойчиво вводить имперское законодательство на национальных окраинах, что нередко приводило к вспышкам протеста и даже вооружённой борьбе, как, напр., на Кавказе.

В особом положении находились Польша и Финляндия, получившие при Александре I конституции, хотя и с очень ограниченными правами. Эти конституции создавали парадоксальную ситуацию: российский самодержец становился в Польше и Финляндии конституционным монархом. В политическом отношении провозглашение конституций имело большое значение. Οʜᴎ порождали в обществе конституционные иллюзии, которыми Александр I умело пользовался.

Вслед за польской конституцией 8 ИН 1815 Александр I сделал публичное заявление о введении российской конституции "наподобие польской". В 1818 близкий к Александру IНовосильцев H. Н., служивший в это время в Польше, получил указание составить проект российской конституции. Опираясь на политические сочинœения Сперанского М.М., конституцию Царства Польского и дру.европейские конституционные акты, в канцелярии Новосильцева Н.Н. составили конституционный проект под названием "Государственная уставная грамота русскому народу". В нём развивались принципы политической свободы, народного представительства и правопорядка. Особенностью проекта Новосильцева Н.Н. было стремление ввести политические свободы на местах, не затрагивая самодержавия. В этом он сильно уступал "Введению к уложению..." Сперанского М.М., пытаясь совместить несовместимое. Несмотря на крайне умеренный либерализм "Государственной уставной грамоты...", от российской общественности она скрывалась. Только случай позволил извлечь её на свет. 17 НЯ 1830 вспыхнуловосстание в Польше, и в руках повстанцев оказались имперские документы, в т.ч. и "Государственная уставная грамота...". В результате она была опубликована повстанцами как акция политического сочувствия русскому народу.

Наиболее известна деятельность Александра I как вершителя судеб Европы. После победы русского народа в Отечественной войне 1812 и заграничных походов русской армии значение России и лично Александра I в европейской политике сильно возросло. Во время Венского конгресса по инициативе русского императора был созданСвященный союз монархов Европы. Даже в глазах современников эта акциявоспринималась как реакционная, направленная на подавление народных движений.

Последние годы царствования Александра I сильно отличались от первого десятилетия его правления. Прежний план реформ к н.1820-х оказался забыт. К числу нововведений м.б. отнесены действия Аракчеева А. А. по созданию особого военного сословия ивоенных посœелœений. При этом эти преобразования носили феодальный характер и никак не укладывались в систему просвещённой монархии.

Александр 1: от реформ к реакции - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Александр 1: от реформ к реакции" 2017, 2018.

К 1820 г. произошел поворот Александра I в сторону реакции. Указом 1822 г. вновь подтверждалось право помещиков ссылать крестьян, им было за­прещено жаловаться на своих господ. Усилились гонения на учебные за­ведения, особенно на университеты. Попечителями Казанского и Петер­бургского учебных округов стали М.Л.Магницкий и Д.П.Рунич, снискав­шие себе славу гонителей просвещения и передовых идей. Такая полити­ка привела к разгрому свободной науки в университетах. Усилились и цен­зурные гонения, хотя либеральный по своему духу цензурный устав 1804 г. отменен не был. В печати было запрещено касаться вопросов государст­венного устройства, критиковать действия правительства и даже печатать рецензии на игру актеров императорских театров, так как они тоже нахо­дятся на государственной службе.

Так, при всеобщем недовольстве и при полном идейном отчуждении ин­теллигентного общества от императора заканчивалось царствование Александра I, подававшее вначале такие светлые надежды. 1 сентября 1825 г. Александр выехал на юг, намереваясь посетить там военные посе­ления, однако 19 ноября 1825 г. он неожиданно умер в г. Таганроге.

Александр I не мог уйти из жизни, не оставив после своей кончины череду тайн. Его скоропостижная смерть в Таганроге, вдали от столицы, после странной и ко­роткой болезни, долго откладывавшийся перевоз тела в Петербург и, наконец, по­гребение в закрытом гробу, без позволения народу видеть лицо царя, - все это не­медленно породило множество слухов. Распространители этих слухов были еди­нодушны в одном: Александр не умер, вместо него похоронен офицер, похожий на него лицом и телосложением, а император ушел странствовать. Эти слухи усугуб­лялись еще и тем, что сам Александр I неоднократно заявлял о своем желании от­казаться от престола. Он даже определил возраст, в котором предполагал оставить трон: около 50 лет. В ноябре 1825 г. ему было почти 48 лет. Однако с течением вре­мени все эти разговоры понемногу утихли.

Но спустя 10 лет, в Пермской области появился мужчина величественной на­ружности, возрастом около 60 лет, по имени Федор Кузьмич. У него не было доку­ментов, и он заявил местным властям, что он простой бродяга, «не помнящий род­ства». Он был приговорен к двадцати ударам плетью и высылке в Западную Си­бирь, где нашел приют у местных крестьян. Всех поражали его высокая образован­ность, знание им важнейших политических событий, его одухотворенный облик. Создавалось такое впечатление, что он лично знал крупнейших политических де­ятелей той эпохи. Посетители расставались с ним с твердым убеждением, что под обличием простого мужика скрывается видная государственная фигура империи. Некоторые находили сходство и с умершим императором. Федор Кузьмич был вы­сокого роста, с правильными чертами лица, так же, как и Александр I, плохо слы­шал на одно ухо. Кроме того, имел статную фигуру и величественную осанку. Оде­тый в простую холщовую рубаху, он держался с таким достоинством, словно на нем был парадный мундир. Представители духовенства и петербургской знати без колебания пускались в далекое путешествие ради беседы со старцем. Известно, что его посещали старший сын Александра II, Николай Александрович (он не вступил на престол, поскольку умер в Ницце в 1865 г.), и великий князь Алексей Александрович (младший брат Александра III). Но до последнего вздоха Федор Кузьмич утверждал, что не помнит своего происхождения. Он умер в 1864 г. и был похоронен в г. Томске в ограде Богородице-Алексеевского монастыря.


Надо сказать, что явление самозванства не чуждо русской истории: Лжедмитрии, множество Петров III, царевичей, принцесс... Даже жена Александра I - Елизавета не избежала этой участи: народная молва утверждала, что она не умерла в 1826 г., а укрылась в 1840 г. в Новгородском монастыре под именем Веры Мол­чальницы и, дав обет молчания, до самой своей смерти в 1861 г. не открыла своего настоящего имени.

В Сибири же во все времена скрывались разного рода лжепророки, непокорные монахи, жившие отшельниками. Федор Кузьмич вполне мог быть одним из таких аскетов, порвавших с высшим обществом. Но, тем не менее, смерть Александра I остается загадкой для будущих поколений историков.

  • 3. Значение религиозно-политической деятельности князя Владимира I.
  • 4. Расцвет и гибель великой державы (от Ярослава Мудрого до Мстислава Великого).
  • 5. Причины, характерные черты и хронологические рамки политической раздробленности на Руси. Сравнительная характеристика центров удельной Руси.
  • 6. Монголо-татарское нашествие на Русь. Причины и последствия поражения древнерусских княжеств.
  • 7. Иго золотой орды и борьба с агрессией европейских феодалов-рыцарей в XIII в.
  • 8. Предпосылки, особенности и основные этапы объединения Великороссии. Причины победы Москвы в объеденном процессе.
  • 9. Начальный этап объединения. Значение религиозно-политической деятельности Ивана Калиты.
  • 10. Дмитрий Донской и всемирно – историческое значение Куликовской битвы
  • 11. Василий I и новый ордыно-литовский вызов. Феодальная война в Москоском княжестве и ее итоги.
  • 12. Завершений этап объединения (середины XV – 1530-е гг.) Свержение ига и зарождение органов государственной власти в центре и на местах.
  • 13. Иван IV. Реформы избранной рады и период опричного террора.
  • 14. Внешняя политика Ивана IV. Присоединение Поволжья и Сибири, Ливонская война.
  • 15. Смутное время в истории России.
  • 16. Эволюция государственного при первых Романовых от сословно-представительной монархии к самодержавной.
  • 17. Внешняя политика России в XVII веке. Присоединение Левобережной Украины и Белоруссии. Русские землепроходцы в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
  • 18. Развитие экономики и социальных отношений в XVII в. Социальные конфликты в стране.
  • 20. Петр I и военно – административные реформы. Завершение формирования абсолютизма.
  • 21. Экономическая политика и сословия при Петре I.
  • 22. Преобразования Петра I в сфере культуры и быта. Значение европейской модернизации России.
  • 23. Внешняя политика Петра I. Рождение империи
  • 24. Россия в эпоху «дворцовых переворотов» (1725-1762 гг.). Внутренняя и внешняя политика империи.
  • 25. Екатерина II и элементы «просвещенного абсолютизма во внутренней политике императрицы.
  • 26. Внешняя политика Екатерины II. "Восточный вопрос" и разделы Речи Посполитой.
  • 27. Павел 1. Внутренняя и внешняя политика империи. Последний дворцовый переворот.
  • 28. Александр I. Внутренняя политика-от либерализма к реакции.
  • 29. Внешняя политика России в первой четверти XIX в. Отечественная война 1812 г. И итоги заграничных походов русской армии.
  • 30. Николай I. Внутренняя политика.
  • 31. Внешняя политика России во 2-ой четверти XIX века. Крымская война.
  • 32. Основные цели и этапы общественной борьбы в России XIX века. Движение декабристов.
  • 33. Зарождение отечественного либерализма (западники и славянофилы).
  • 34. Отмена крепостного права в России.
  • 35. Эпоха «великих реформ» в России. Значение буржуазных преобразований 60-70-х годов XIX века.
  • 36. Общественное движение в пореформенной России. Развитие теории и практики народнического движения. Зарождение марксизма.
  • 37. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
  • 38. Контрреформы Александра III
  • 39. Утверждение капиталистических отношений в сельском хозяйстве пореформенной России.
  • 40. Утверждение капиталистических отношений в промышленности России. Формирование буржуазии и пролетариата.
  • 28. Александр I. Внутренняя политика-от либерализма к реакции.

    Внутриполитическая деятельность Александра I (1801 1825) отличалась противоречивостью, особенно до войны 1812 года. Он пришел к власти в результате дворцового переворота, после убийства его отца Павла I. Жесткой казарменной политикой Павел вызвал острое недовольство дворянства. Столичные высшие круги, обеспечившие Александру трон, желали бы более лояльного царя, ни в чем не задевавшего дворянских привилегий. Став монархом, Александр 1 обещал править “по закону и сердцу” Екатерины II. С детства вынужденный лавировать между отцом и бабкой, он оказался хитрым и изворотливым политиком, умеющим находить выгодные компромиссы. Либеральное влияние на царя оказал его воспитатель - писатель Лагарп. Начало царствования характеризовалось некоторым стремлением к либеральному реформаторству. Однако эти начинания Александра ни в чем не коснулись устоев государства - самодержавия и крепостного права. В 1S03 г. он издал указ “О вольных хлебопашцах”, который разрешал помещикам отпускать на волю крепостных с наделением их землей за выкуп. Это вызвало недовольство дворян, указ не получил широкого применения, хотя правительство признало им принципиальную возможность освобождений крестьян, законодательно определило условия этого освобождения и права освобожденных. Александр создал Негласный комитет по реформам, состоявший из либерально настроенных дворян и прозванный реакционерами “якобинской шайкой". Негласный комитет работал год, но единственным результатом стало создание министерств вместо старых петровских коллегий. Министерствам соответствовали входящие в них учреждения на местах. Это позволяло лучше руководить отраслями государственного управления. Министры подчинялись непосредственно императору. Сенат стал высшим судебным органом империи. Он также контролировал соблюдение законности в стране и деятельность административных органов. В 1810 г. учрежден Государственный совет, который должен был стать высшим органом управления, но оказался лишь совещательным органом при царе. Решения совета не имели силы без утверждения их монархом. Он состоял из назначенных императором чиновников. Реформы государственного управления вели к дальнейшей централизации управления, бюрократизации, усилению самодержавной власти.

    Прогрессивным характером отличалась политика с области просвещения: было открыто много средних и высших учебных заведений, в том числе университеты (Казань, Харьков, Петербург, Дерпт) и близкие к ним по программе лицеи. Некоторое время на Александра заметно влиял реформатор М. М Сперанский - сын сельского священника, без протекции достигший высокого поста государственного секретаря. Но Сперанский вызвал острое недовольство сановной знати. Против него начинаются интриги, и он отстраняется от дел. В конечном итоге, помимо учреждения министерств, никаких реформ проведено не было. Они были признаны преждевременными, - в частности, из-за сложной международной обстановки. В Европе развёртывались одна за другой наполеоновские войны.

    Внутренняя политика Александра 1 в 1812-1825 гг. После Отечественной войны 1812 г. внутренняя политика Александра 1 потеряла прежний либеральный налег. По его инициативе создается “Священный союз”, объединивший европейских монархов для борьбы с революционным движением в Европе. В стране установился режим аракчеевщины. Введена цензура, происходят гонения на прогрессивно мыслящих людей, в образовании насаждается религиозное сознание. Усилилось крепостничество. Возникает самое уродливое проявление феодально-крепостнического гнева - военные поселения. В них крестьяне должны были пожизненно отбывать военную службу, одновременно занимаясь сельским хозяйством, чтобы прокормить себя и свои семьи. Их дети автоматически становились солдатами. Жизнь военных поселений протекала в условиях палочной дисциплины. Но это вызвало усиленное сопротивление; произошло несколько восстаний военных поселян. Самое известное из них было в 1819 г. в г. Чугуеве. Волнения наблюдались к с. армии, к примеру, восстание солдат Семёновского гвардейского полка (1820). Внутренняя политика Александра I, сначала либеральная, затем реакционная, направленная на укрепление самодержавия и крепостного права, объективно способствовала активизации дворянского революционного движения в России - декабризма.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»