Чугунный цензурный устав создание третьего отделения. Издание «чугунного» цензурного устава

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

10 июня 1826 года был издан новый цензурный Устав, названный современниками «чугунным». Он воспроизводил во всей чистоте идею предварительной цензуры. Это строжайшие правила цензуры, составленные А.С Шишковым.

Цель этого цензурного устава - противодействовать духу времени, выразившемуся в политических потрясениях Европы. Он строго следил за политической благонадежностью и нравственностью всей печатной продукции. На цензурный устав 1826 года возложены были три главнейшие попечения: о науках и воспитании юношества, о нравах и внутренней безопасности и о направлении общественного мнения согласно с политическими обстоятельствами и видами правительства. Главным органом цензуры сделан был верховный цензурный комитет из трех членов министров - народного просвещения, внутренних дел и иностранных дел. В противоположность цензурному уставу 1804 г. «чугунный» устав был крайне подробен (его объем был в пять раз больше) и состоял из 19 глав и 230 параграфов. Новый устав был пронизан стремлением регламентировать все возможные задачи цензуры и действия ее аппарата. В 11 главах определялись цели и задачи цензуры, излагались ее организационные основы, фактически предлагалась первая в истории России структура цензурного аппарата. В остальных 8 главах подробнейшим образом раскрывался характер, способы и методы цензуры разных типов произведений печати.В цензурных правилах до мельчайшей подробности определены обязанности цензора, именно с воспитательно-педагогической точки зрения.Чтобы иметь хотя какое-нибудь понятие об этом уставе, упомянем вкратце о некоторых его параграфах, наиболее рельефных.

Запрещалось помещать официальные статьи и известия о важнейших событиях, относящихся до России, прежде нежели они обнародованы будут от правительства (§ 139). Не позволялось пропускать к напечатанию места в сочинениях и переводах, имеющих двоякий смысл, ежели один из них противен цензурным правилам (§ 151). Запрещалось авторам выпущенные цензурою места обозначать точками или другими знаками, «как бы нарочно для того поставляемыми, чтобы читатели угадывали сами содержание пропущенных повествования или выражений, противных нравственности, или общественному порядку» (§ 152). Запрещались сочинения, «в которых явно нарушаются правила и чистота русского языка» (§ 154).

Международным политическим отношениям России к Европе того времени посвящен следующий параграф: цензура обязана строго наблюдать, чтобы не печаталось «ничего неуважительного или обидного для держав, находящихся в дружественных с Россией отношениях, и в особенности для Священного союза». О цензуре исторических книг в § 181 сказано: «история не должна заключать в себе произвольных умствований, которые не принадлежат к повествованию». В §§ 186--193 даются наставления о цензуре книг логических, философских, юридических, а также по части естественных наук и медицины.

К счастью, действие этого устава было кратковременно: скоро обнаружилось, что подобными постановлениями о печати эта последняя совсем подрывается в своем корне. В обществе раздавались голоса против строгости цензуры, потому потребовалась реформа в цензурном уставе.

реформа цензура либерализм

В 1826 г. был учрежден новый Устав о цензуре, который отличался чрезвычайной строгостью и предоставлял широкие возможности для произвольных толкований. Согласно Уставу, цензура выделялась в особое ведомство во главе с верховным цензурным комитетом в составе министров народного просвещения, внутренних и внешних дел. Согласно Уставу, получившему название «чугунный», запрещалось критиковать правительство и любые власти, а также делать любые предложения о преобразованиях. Запреты касались и обсуждения вопросов внешней политики. Запрещалось пропускать в печать места, имевшие двоякий смысл, и даже ставить многоточия вместо вырезанных цензурой мест.

С именем императора Николая I связано укрепление государства и его бюрократии, стремившейся сохранить привилегии дворянства, интересы которого она представляла и защищала. В борьбе с крамолой, с чего и началось правление Николая I, император опирался на полицию и цензуру. В отношении последней ему не пришлось изобретать что-то новое: на первых порах его вполне устроила та политика, которую проводил министр народного просвещения в 1824–1828 гг. Александр Семенович Шишков в конце жизни Александра I. При новом императоре Шишков смог реализовать свои идеи о цензуре, не имевшие поддержки Александра I. Дело в том, что Шишков задолго до назначения министром занимался вопросами реформирования цензуры. Так, еще в 1815 г. он выступил на заседании Государственного совета с критикой цензурного устава 1804 г. и малочисленности цензорского корпуса. Шишков предлагал свой проект цензурного управления, состоящего из двух комитетов: верхнего (министры народного просвещения, полиции, обер-прокурор Синода и президент Академии наук) и нижнего («избранные, возмужалые, добронравные люди», ученые, знающие языки и словесность), включающего отделы по родам подлежащих цензуре книг. Многие из идей министра просвещения получат поддержку в ходе цензурной реформы 1826 г.
В Министерстве духовных дел и народного просвещения еще до назначения Шишкова министром был создан проект цензурного устава. Но новый министр нашел его недостаточным «до желательного в сем случае совершенства» и внес замечания, с учетом которых и составлялся цензурный устав 1826 г. У нового цензурного устава было два автора: адмирал Шишков и князь П.А. Ширинский-Шихматов, один из крупных государственных деятелей николаевского периода.
Утвержденный 10 (22) июня 1826 г. Устав о цензуре лег в основу осуществляемой цензурной реформы. Он был пронизан стремлением регламентировать все возможные задачи цензуры и действия ее аппарата. В силу этого, по своему объему новый Устав был в пять раз больше Устава 1804 г.: он состоял из 19 глав и 230 параграфов. Если в 11 главах излагались цели и задачи цензуры, и ее организационные основы, то в остальных 8 главах подробно раскрывались характер, способы и методы цензуры разных типов печатной продукции.
Согласно уставу 1826 г. цензура контролировала три сферы общественно-политической и культурной жизни общества: права и внутреннюю безопасность; направление общественного мнения; науку и воспитание юношества. Как и ранее, цензура вверялась министерству народного просвещения, а руководило ее деятельностью Главное управление цензуры, в помощь которому создавался Верховный цензурный комитет в составе трех министров. Верховному комитету были подчинены цензурные комитеты в Петербурге, Москве, Дерпте и Вильно. Помимо того, в сферу цензуры были вовлечены: духовное ведомство, Академия наук, университеты и ряд административных учреждений центрального и местного уровня. То есть в организационном плане это порождало дублирование функций и, как следствие, субъективизм цензурных и около цензурных органов.
«Чугунный» устав запрещал исторические сочинения, в которых: «посягатели на законную власть, приявшие справедливое по делам наказание, представляются как жертвы общественного блага, заслужившие лучшую участь»; если в них обнаруживалось «неблагоприятное расположение к монархическому правлению»; любые сопоставления форм правления; рассуждения об историческом процессе. Из философских трудов допускались только учебники. Параграф 115 Устава не позволял пропускать в печать «места в сочинениях и переводах, имеющих двоякий смысл, если один из них противен цензурным правилам». Это шло в разрез не только с цензурным Уставом 1804 г., но с последующей цензурной практикой.
Цензурный устав 1826 г. был насыщен излишними подробностями, не имевшими прямого отношения к цензуре и перегружавшими текст. Например, в документе давались подробные правила для руководства не только цензоров, но и изложение прав и обязанностей продавцов книг, содержателей библиотек, типографий и литографий и т.п.
Устав 1826 г. определял должность цензора как самостоятельную профессию, «требующую постоянного внимания» и потому не соединенную с другой должностью. Штат цензоров был увеличен, а оклады им повышены. Например, Главный цензурный комитет в Петербурге имел теперь не трех цензоров, а шесть. Их оклады выросли с 1200 руб. в год до 4 тыс., а у цензоров местных комитетов – до 3 тыс. руб.
Сначала новые правила выполнялись довольно строго, но затем возобладало мнение об опасности помещения всей печатной продукции под жесткую опеку правительства. Когда в 1827 г. министр внутренних дел В.С. Ланской приступил к разработке особого цензурного устава, регламентирующего деятельность иностранной цензуры, он столкнулся с необходимостью отступить от сути параграфов «чугунного» устава. На его обращение Николай I повелел не только не придерживаться отдельных правил Устава, но и пересмотреть его в целом. По Высочайшему повелению была организована комиссия, состоявшая из В.С. Ланского, А.X. Бенкендорфа, князя И.В. Васильчикова, тайного советника графа С.С. Уварова и действительного статского советника Д.В. Дашкова. Комиссия выработала проект нового цензурного устава, который был вынесен на Государственный совет. Так, в 1828 г. на свет появился третий по счету и более мягкий цензурный устав, допускавший публикацию сведений по истории, географии и статистики России. Он был построен на принципе, что цензура должна запрещать издание или продажу только тех произведений, «кои вредны в отношении к вере, престолу, добрым нравам и личной чести граждан».
Хотя новый Устав предписывал вникать в «явный смысл речи», без произвольных толкований и разбора частных суждений автора, эти нормы были парализованы рядом запретительных статей, в частности, относительно рассуждения о современных правительственных мерах. Практически изъяты из обсуждения были вопросы внутренней жизни государства. Была запрещена литературная полемика. И при этом цензоры не должны были пропускать в печать даже намеки на строгость цензуры. Окончательно независимость цензуры исчезла с учреждением в 1848 г. особого негласного комитета. «Вредные» сочинения (особенно исторические труды) теперь передавались в III отделение.
Новый документ, который служил руководством для цензурного аппарата страны до 1860-х гг., был компактнее (всего 117 параграфов, причем 40 из них – об иностранной цензуре, чего вообще не было в Уставе 1826 г.). В отличие от «чугунного» Устава, документ 1828 г. предписывал цензорам: принимать за основание только явный смысл речи, не придираясь к отдельным словам и выражениям. Цензор не должен был входить в разбор справедливости или неосновательности частных мнений или суждений писателя» и выступать в качестве редактора. Организационная структура цензурных учреждений упрощалась, число цензоров увеличивалось, а их труд облегчался. Высшей инстанцией стало Главное управление цензуры при Министерстве народного просвещения, состоявшее из: товарища министра народного просвещения, министров внутренних и иностранных дел, управляющего III Отделением, президентов Академий наук и художеств, представителей духовного ведомства и попечителя Петербургского учебного округа. Под председательством попечителей учебных округов в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, Риге, Вильно и Тифлисе создавались местные цензурные комитеты, а в Казани, Дерпте и назначались отдельные цензоры. Новый Устав, по мнению Госсовета, давал меньше свободы «собственному произволу цензоров» и тем способствовал «успехам истинного просвещения».

ГЛАВА ПЕРВАЯ
О Цензуре вообще.
§ 1. Цель учреждения цензуры состоит в том, чтобы произведениям словесности, наук и искусств, при издании их в свет посредством книгопечатания, гравирования и литографии, дать полезное или, по крайней мере, безвредное для блага Отечества направление.
§ 2. Из сего следует, что ведению Цензуры подлежат все вообще книги, сочинения, прописи, Географические и Топографические карты, рисунки, чертежи, планы, картины, портреты и музыкальные ноты, издаваемые внутри Государства.
§ 3. Обязанность Цензуры при рассматривании всех сих произведений состоит в ограждении Святыни, Престола, постановленных от него властей, законов Отечественных, нравов и чести народной и личной от всякого, не только злонамеренного и преступного, но и неумышленного на них покушения.
ГЛАВА ВТОРАЯ
Управление и состав Цензуры.
§ 4. Главное Управление Цензуры вверяется Министру Народного Просвещения.
§ 5. Для пособия ему в разрешении важнейших по Цензуре дел, и высшего руководства Цензоров, учреждается верховный Цензурный Комитет.
§ 6. Три главнейшие в отношении к Цензуре попечения, а именно: а) о науках и воспитании юношества; б) о нравах и внутренней безопасности, и в) о направлении общественного мнения, согласно с настоящими политическими обстоятельствами и видами Правительства, определяют состав верховного Цензурного Комитета из трех членовъ: Министра Народного Просвещения, Министра Внутренних дел и Министра Иностранных дел, или исправляющих их должности.
§ 7. Место Правителя дел верховного Цензурного Комитета занимает Директор Канцелярии Министра Народного Просвещения.
§ 8. Прочие части, составляющие Цензуру, суть:
1. Главный Цензурный Комитет в С.-Петербурге.
2. Московский
3. Дертский
4. Виленский
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Состав Главного и других Цензурных Комитетов.
§ 9. Главный Цензурный Комитет состоит из шести Цензоров, между коими разделяется рассматривание книг на разных языках, и Председателя, который наблюдает за точным исполнением всего, что постановлено Цензурными учреждениями.
§ 12. Главный Цензурный Комитет подчинен непосредственно Министру Народного Просвещения, от которого и испрашивает нужные разрешения.
§ 14. Московский, Дерптский и Виленский Цензурные Комитеты состоят каждый из трех Цензоров, полагая в том числе и Председателей.
§ 18. Цензурные Комитеты подчинены Попечителям Учебных Округов, через которых и испрашивают в потребных случаях разрешения Министра.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Порядок определения и увольнения.
§ 20. Председатель Главного Цензурного Комитета определяется и увольняется Высочайшею Властью, по представлению Министра Народного Просвещения.
§ 25. Должность Цензоров вообще, требующая постоянного внимания, и сама по себе многотрудная и важная, не может быть соединена, в одном лице, с другой должностью.
Примечание. Исключения из сего правила могут быть допущены только по уважению особливых способностей и учености лиц, необходимых для Цензуры.
ГЛАВА ПЯТАЯ
Порядок производства дел в Верховном Цензурном Комитете и обязанности онаго.
§ 29. Окончательному рассмотрению верховного Цензурного Комитета подлежат дела по Цензуре, требующия соображений в Государственном виде, как по отношению к внутреннему устройству России, так и внешних ее сношений.
§ 34… Правителем дел Верховного Цензурного Комитета, под наблюдением членов оного, оставляется ежегодно наставление Цензорам, долженствующее содержать в себе особые указания и руководства, для точнейшего исполнения некоторых статей Устава, смотря по обстоятельствам времени.
ГЛАВА ШЕСТАЯ
Порядок производства дел в главном и прочих Цензурных Комитетах и обязанности оных.
§ 47. Для облегчения действий Цензуры, и чтобы Цензурные Комитеты не могли быть безполезно затрудняемы рассматриванием книг и рукописей, уже запрещенных одним из них, но представляемых вновь в Цензуру под другими заглавиями, наблюдается, чтобы при исполнении предшествовавшего параграфа, означалось в донесениях не только заглавие книги или рукописи, число страниц и имя сочинителя, или издателя, но и содержание сочинения, по крайней мере в главных статьях.
§ 48. Главный Цензурный Комитет будет составлять ежегодно список о всех запрещенных им и другими Цензурными Комитетами книгах, для сообщения к сведению полиций, через Министра Внутренних дел, и объявления всем книгопродавцам ИИ содержателям Библиотек для чтения.
§ 50. Сочинитель, переводчик или издатель книги, также художник, желающий получить одобрение к напечатанию, литографированию или гравированию произведения своего, должен, при краткой просьбе в Цензурный Комитет, представить рукопись, рисунок, чертеж, географическую карту, и проч., что он предполагает издать в свет; при чем рукописи должны быть чисто, четко и исправно переписаны.
Примечание. К Цензурному рассмотрению ни в каком случае не могут быть представлены сочинения, предполагаемые к первому изданию, в отпечатанных уже листах, но непременно в рукописях, не исключая из сего правила и повременные издания.
§ 52. Сверх того, в случае, если издатель не сам сочинил рукопись или книгу, которую намерен напечатать, обязан он представить письменное удостоверение, что право собственности на оную приобретено им законным образом.
§ 57. Для ведомостей и повременных изданий, выходящих в известные сроки, установленный здесь порядок сокращается тем, что издатели при записках своих могут прямо препровождать рукописи к Цензорам, рассмотрению коих они подлежатъ; а сии могут обращать их с одобрением к издателям, без представления в Комитет. Но в подобных случаях Цензоры обязаны представлять о пропущенных ими нумерах повременных изданий еженедельные записки в Цензурный Комитет, который, соединив их вместе, составляет одно общее о сем дело.
§ 61. Замечания и перемены Цензоров означаются на рукописях красными чернилами.
§ 63. При новом представлении в Цензуру сей же самой, но исправленной рукописи, наблюдается, чтобы недозволенные Цензурою места не были заменяемы точками, могущими подать повод к неосновательным догадкам и превратным толкам.
§ 64. Если вся, или значительная часть рукописи, или печатной книги, будет подлежать запрещению, то Цензор обязан представить таковую в Комитет с письменным мнением своим, выписками и примечаниями, за верность коих он сам и ответствует.
§ 67. При разногласии Цензоров, дело о запрещении книги представляется из Главного Цензурного Комитета прямо к Министру, а из других Цензурных Комитетов через посредство попечителей, которые в сем случае прилагают свое мнение.
§ 68. Цензоры обязаны рассматривать и представлять в Цензурные Комитеты книги и сочинения по старшинству их вступления. Из сего правила исключаются ведомости, повременные издания и другие сочинения, коих главная цель состоит в том, чтоб быть изданными к известному времени. Сии сочинения всегда должны быть возвращаемы прежде других.
§ 69. Издатель, получив обратно одобренную Цензурою книгу или рукопись, волен отдать оную в какую разсудит типографию для напечатания.
§ 70. Сочинитель, переводчик или издатель, если пожелают, могут не печатать своего имени на сочинении; но имя содержателя типографии непременно должно быть выставлено на заглавном листе, также город, где печатана книга, и год, когда напечатана.
§ 72. Цензурный Комитет, получив от содержателя типографии отпечатанный экземпляр и одобренную рукопись, передает их для сличения тому Цензору, который одобрил рукопись к напечатанию.
§ 73. Цензор, сличив печатный экземпляр с рукописью и нашел их во всех частях сходным, надписывает на заглавном листе первого: книга сия может быть выпушена из типографии, и означив год, месяц и число, скрепляет сие свидетельство своею подписью. По исполнении сего, как экземпляр книги, так и рукопись, вносит в Комитет, который передает их в Библиотеку и Архив, а содержателю типографии выдает письменное позволение о выпуске книги, за подписанием Председателя и с приложением своей печати.
§ 76. Если бы Цензор, при сличении отпечатанного экземпляра с одобренной рукописью, усмотрел в первом из них несходство, превращающее смысл и дающее одной или нескольким статьям значение, противное правилам Устава, в таком случае, заметив сии статьи на экземпляре красными чернилами, представляет оный вместе с рукописью в Комитет, который дает знать издателю о перепечатании листов, на коих открылись означенные статьи, и доколе сие не исполнится, не дает позволения на выпуск экземпляров из типографии.
§ 77. По перепечатании означенных листов, новые оттиски представляются установленным порядком в Цензурный Комитет и подвергаются надлежащему рассмотрению, а прежние листы истребляются в присутствии Цензора, который их рассматривал.
§ 80. По жалобам от издателей на Главный Цензурный Комитет, Министр требует объяснения Комитета и разрешает их сам или приказывает внести на рассуждение Главного Правления Училищ.
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
Порядок производства дел в общих собраниях Цензурных Комитетов и случаи, подлежащие рассмотрению сих собраний.
§ 84. Случаи, подлежащие рассмотрению в общих собраниях. Запрещение печатания рукописей
Никакое произведение словесности, наук и искусств, предполагаемое к изданию в свет, не может быть подвергнуто решительному запрещению, без рассмотрения в общем собрании Цензоров того Комитета, в который таковое произведение представлено.
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
Обязанности книгопродавцев и содержателей библиотек для чтения
§ 90. Книгопродавцы и содержатели вольных библиотек не должны иметь для продажи или для чтения никаких книг, неодобренных Цензурой.
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
О содержателях типографий и литографий.
§ 97. Право содержать типографию и литографию не иначе может быть приобретено, как по представлении просителем достаточных свидетельств о его благонадежности. Свидетельства сии рассматривает Министерство Внутренних Дел и, в случае удовлетворительности оных, об открытии означенных заведений, сносится с Министерством Народного Просвещения.
§ 98. Если сие последнее с своей стороны не находит к тому никаких препятствий, то просителю выдается от Министерства Внутренних Дел письменное позволение.
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
Об исключениях из общих Цензурных правил.
§ 102. Книги Священного Писания, Догматическия, Церковные и вообще Духовного и Духовно-нравственного содержания на Славянском и Русском языках, подлежат рассмотрению Духовной Цензуры, состоящей в ведении Комиссии Духовных Училищ и Святейшего Синода. Сему же правилу подвергаются сочинения, касающияся до Церковного управления и Церковной Истории. Исключение из сего общего правила допускается только в пользу Униатов, о чем сказано пространнее в § 120.
§ 105. Книги, относящияся к Греко-Российскому исповеданию, хотя бы написаны были на иностранных языках, рассматриваются в Цензуре духовной.
§ 104. Но поелику и не в духовных, по главному содержанию, книгах, весьма часто могут находиться места собственно духовного содержания, то в подобных случаях, при, сомнении Цензурных Комитетов Министерства Народного Просвещения, обязаны они сноситься с духовною Цензурою и руководствоваться ее заключениями.
§ 106. Предполагаемые к гравированию, или литографированию, изображения Святых Угодников и вообще Священных предметов, подлежат рассмотрению духовной Цензуры.
§ 107. Университетам и Академиям ведомства Министерства Народного Просвещения и Медико-Хирургической с ее отделением в Москве, а также Медицинскому Совету при Министерстве Внутренних дел, предоставляется право рассматривать и одобрять к напечатанию, без участия Цензурных Комитетов, речи, ученые рассуждения и всякого рода другия сочинения, в собраниях сих сословий читанныя, и от имени оных, а не от лица Членов их издаваемые.
§ 108. Университетам, сверх того, поручается Цензура издаваемых оными, по утверждению Министра Народного Просвещения, повременных сочинений.
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ
О приобретении права издавать ведомости и другие повременные издания.
§ 127. Повременные издания вообще можно разделить на два разряда: на издаваемые от разных мест, находящихся в составе Государственного управления, или под наблюдением оных, и на издаваемые от частных лиц и обществ.
§ 128. В первом случае, по предварительном сношении главного начальства того места, которое намерено издавать повременное сочинение, с Министерством Народного Просвещения, испрашивается Высочайшее Государственное соизволение. Во втором предоставляется давать разрешения Министру Народного Просвещения.
§ 129. Право издавания в свет всякого повременного издания может быть предоставлено только человеку добрых нравов, известному на поприще отечественной словесности, доказавшему сочинениями хороший образ мыслей и благонамеренность свою, и способному направлять общественное мнение к полезной цели.
§ 130. Посему желающим получить таковое право предоставляется обращаться с просьбою в тот Цензурный Комитет, рассмотрению коего должны подлежать предполагаемые к изданию повременные сочинения; причем имеет быть представлено: а) обстоятельное изложение цели и содержания повременного сочинения; b) прежние просителя печатные сочинения; с) послужной список и другие свидетельства, если он имеет их, о ревностном исполнении обязанностей, понесенных, в разное время, по званию, какое он занимал в обществе.
§ 136. Если Цензурный Комитет, по немалому числу запрещенных им статей, удостоверится, что издатель повременного сочинения не имеет хорошего образа мыслей и намерен давать своему изданию вредное для читателей направление, то, сделав из таковых статей выписку, представляет, через кого следует, Министру Народного Просвещения, с мнением, о воспрещении, уличенному таким образом в неблагонамеренности, писателю, продолжать издание повременного своего сочинения.
§ 137. По рассмотрении дела сего в Главном Цензурном Комитете, Министр Народного Просвещения волен запретить всякое повременное издание, не дожидаясь окончания года, и тогда подписчикам предоставляется право отыскивать на издателе, или на издателях, следующие им по расчету, за невыданные части годового издания, деньги.
§ 138. Издатель, или издатели повременного сочинения, подвергшиеся единожды помянутому перед сим запрещению, навсегда лишаются права издавать повременные сочинения, как сами собою, так и в товариществе с другими.
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ
Содержащая общие положения для руководства при рассматривании разного рода произведений
§ 139. В издаваемых вообще от частных людей книгах и сочинениях, разумея в том числе и повременные, запрещается помещать официальные статьи, известия о важных событиях, относящихся к России, и Высочайшие Рескрипты прежде, нежели они обнародованы будут от Правительства.
§ 140. Рескрипты в Бозе почивающих Государей отечественных, в свое время не обнародованные, не иначе могут быть напечатаны, как по особенному разрешению Министра Народного Просвещения, или Верховного Цензурного Комитета, с испрошением, в нужных случаях, Высочайшего на то соизволения.
§ 147. Политические известия в тех ведомостях и повременных изданиях, которые, по утвержденному Министром Народного Просвещения плану их, могут заключать таковые сведения, не иначе должны быть пропускаемы к напечатанию, как с указанием источников, откуда взяты оныя, и с соблюдением притом общих Цензурных правил.
§ 153. Статьи, под названием критик и антикритик, предполагаемые к напечатано в повременных изданиях, или отдельно, должны быть основаны на безпристрастных суждениях, и в таком случае, хотя бы содержали в себе неприятные, но справедливые возражения и нужные для пользы языка и словесности обличения в погрешностях, безпрепятственно одобряются к напечатанию. Причем, однако, наблюдается, чтобы в таковые статьи не вкрадывалось личное оскорбление, и чтобы оне не обращались в бранную, совершенно бесполезную для читателей переписку.
§ 158. Не нарушая общей строгости надзора за всеми в Цензуру поступающими книгами, Цензоры должны обращать особенное внимание на повременные и мелкие сочинения, кои быстрее других расходятся и, в случае предосудительного содержания, могут производить гораздо опаснейшие последствия.
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ
Правила для руководства Цензоров.
§ 166. Запрещается всякое произведение словесности, не только возмутительное против Правительства и постановленных от него властей, но и ослабляющее должное к ним почтение.
§ 168. Всякое сочинение или перевод, в котором, прямо или косвенно, порицается Монархический образ правления, подвергается запрещению.
§ 169. Запрещаются к печатанию всякие частных людей предположения о преобразовании каких-либо частей Государственного управления, или изменении прав и преимуществ, Высочайше дарованных разным состояниям и сословиям Государственным, если предположения сии не одобрены еще Правительством.
§ 171. Равным образом запрещаются всякия рассуждения, в которых говорится, без надлежащего уважения, о Государях, Правительствах и политических властях вообще, или в которых предлагаются неуместные советы и наставления какому бы то нибыло Правительству.
§ 172. Само собой разумеется, что скромного и пристойного рассуждения о предметах управления иностранных Государств воспрещать не следует.
§ 178. Если сочинитель, описывая последовавшие в разных Государствах против законной власти возмущения, старается, прямо или косвенно, оправдывать виновников оных и закрывать произшедшее от того преступления, ужасы и злосчастия целых народов; если всех сих горестных последствий не представляет в спасительное поучение современникам и потомкам, то сочинение его, осуждаемое справедливостью и человечеством, подвергается строгому запрещению.
§ 179. Таковому же жребию подвергается всякое историческое сочинение, в котором посягатели на законную власть, приявшие справедливое по делам их наказание, представляются как жертвы общественного блага, заслуживавшие лучшую участь.
§ 185. Карикатурные изображения, представляющие в смешном виде пороки людей, если они только не касаются личности, не подлежат никакому запрещению.
§ 204. Письменное разрешение Начальства снимает с Цензурных Комитетов всякую ответственность.
§ 207. Рассмотрение следствий по обвинениям на Цензоров Главного Цензурного Комитета и Председателей Цензурных Комитетов производится в общем Присутствии Главного Цензурного Комитета и потом в Главном Правлении Училищ.
§ 208. Чиновники сии отрешаются от должностей и предаются суду с Высочайшего разрешения.
§ 212. Если бы, паче чаяния, в Цензуру прислана была рукопись, исполненная мыслей и выражений, явно отвергающих бытие Божие, вооружающих против веры и законов Отечества, оскорбительных Верховной Власти, или совершенно противных духу общественного устройства и тишины; в таком случае Цензурный Комитет немедленно доводит о сем установленным порядком до сведения Министра Народного Просвещения и, по сношению сего последнего с Министром Внутренних дел, виновный в сочинении, или переводе означенной рукописи, подвергается ответственности по законам.
§ 213. Так как Устав о Цензуре не должен быть неизвестным никому из писателей, или художников, издающих в свет произведения свои, то, в случае важных обстоятельств, ответственность за содержание напечатанных уже творений их, не прекращается от того, что они напечатаны по одобрению Цензора. Ибо гораздо виновнее тот, кто, занимаясь на свободе одним только сочинением своим, обдумывает в тишине кабинета что-либо вредное для общественной безопасности и нравов, и потом издает в свет, нежели Цензор, рассматривавший сочинение его по обязанности своей на ряду со многими другими.
§ 221. Содержатели типографии, уличенные в печатании, без дозволения Цензуры, книг и сочинений, содержание коих противно Цензурным правилам, лишаются навсегда права содержать типографию и предаются суду, а экземпляры не дозволенной к напечатанию книги сожигаются.
§ 222. Все, что сказано в сей главе о содержателе типографии, имеет полную силу и в отношении к содержателю литографии.
§ 228. Званиям Председателей Цензурных Комитетов и Цензоров, сопряженным с многотрудными занятиями, требующим, при достаточных в разных науках сведениях, особенной проницательности, и которые подвержены преимущественной перед другими должностями ответственности, справедливым почитается предоставить некоторые особливые преимущества.
§ 229. Вследствие сего Председателям Цензурных Комитетов и Цензорам, прослужившим в сих званиях десять лет беспорочно, если они отличались притом усердием и ревностным исполнением возложенных на них должностей, обращается в пожизненный пенсион третья часть жалованья их, которым пользуются они продолжая службу и получив от оной увольнение.
§ 230. Пятнадцать лет беспорочной службы, с соблюдением условий, означенных в предшествовавшем параграфе, дают сим чиновникам право на получение в пенсион, при увольнении их вовсе от службы, половины получаемого ими жалованья.
Подлинный подписал: Александр Шишков.
Верно: Директор Кн. Ширинский-Шихматов.
На подлинном собственною Его Императорского Величества рукою написано: Быть по сему.
НИКОЛАЙ.
Царское Село 10 Июня 1826 года.

Батурин Ю.М. Цензура против гласности: от Ивана Грозного до 1917 г. // Советское государство и право. 1989. № 3. С. 134-142.

Гринченко Н.А. История цензурных учреждений в России в первой половине ХIХ в. // Цензура в России. История и современность: Сб. науч. тр. Вып. 1. СПб., 2001. С. 15-46.

Жирков Г.В. История цензуры в России XIX-XX вв. М., 2011.

Киняпина Н.С. Николай I: личность и политика // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2000. № 6. С. 8-40.

Мироненко С.В. Николай I // Российские самодержцы: 1801-1917. 2-е изд. М., 1994. С. 91-158.

Как определял цель цензуры Устав 1826 г.?

Почему он получил наименование «чугунный»?

Каковы были функции Верховного цензурного комитета?

Какие произведения запрещали включенные в Устав Правила для руководства цензоров?

В чем Устав 1828 г. отличался от Устава 1826 г.?

Принятие «чугунного» цензурного устава произошло при правлении императора Николая I, политика которого была связана с укреплением государства и его бюрократического аппарата. Согласно новому уставу, цензура становилась отдельным ведомством. Почему этот документ называли «чугунным»? Об этом, а также о годе издания «чугунного» цензурного устава мы поговорим сегодня.

Общие сведения об уставе

Учрежденный Николаем I новый устав, регулирующий цензуру, был очень строгим и давал широкие возможности к произвольному толкованию. Согласно его положениям, создавалось специальное цензурное ведомство, которое возглавлялось Верховным цензурным комитетом. В этот комитет входили министры народного просвещения, внешних и внутренних дел.

«Чугунным» цензурный устав стали называть из-за имеющиХся в нем строжайших запретов. Так, например, он не допускал критики правительства, а также прочих властей, внесения каких бы то ни было предложений о преобразованиях.

Это в полной мере относилось и к обсуждению внешнеполитических вопросов. Был наложен запрет на пропуск в печать таких мест, которые могли подразумевать двойной смысл. Нельзя было заменять многоточиями места, вырезанные цензурой.

Борьба с крамолой

Как известно, правление императора Николая I началось в обстановке борьбы с крамолой. В ней он опирался на силы полиции и установление строжайшей цензуры. При этом деятельность государственного бюрократического аппарата была направлена на сохранение привилегий дворянства, который он, собственно, представлял и защищал.

Что касается цензуры, то здесь царю не было необходимости в каких-то новых изобретениях. Первое время он был полностью доволен политикой, проводимой еще при Александре I министром народного просвещения Шишковым А. С., который находился на этом посту с 1824 по 1828 год. Однако царь Александр не всегда поддерживал Шишкова, а при новом императоре ему удалось реализовать свои идеи, касающиеся цензуры.

Задолго до того как А. С. Шишков был назначен министром, он занимался реформированием цензуры, критикуя устав, принятый в 1804 году, и немногочисленность корпуса цензоров. Многие из его идей получили поддержку в период проведения реформы цензуры в 1826 году.

Издание «чугунного» цензурного устава

«Чугунный» цензурный устав, год издания которого - 1826-й, стал основой осуществления цензурной реформы. Он был насквозь пронизан стремлением к регламентации всех мыслимых задач цензуры, а также действий аппарата, призванного ее осуществлять.

В связи с этим объем нового устава в пять раз превышал объем устава 1804 года. Он содержал 19 глав, в которых было 230 параграфов. При этом:

  • 11 глав обрисовывали цели и задачи, стоящие перед цензурой;
  • 8 глав описывали характер цензуры в различных типах печатной продукции, раскрывали способы и методы ее осуществления во всех подробностях.

Организация цензуры

Согласно указаниям «чугунного» цензурного устава 1826 года, под контролем цензуры находились три сферы, относящиеся к общественно-политической, а также культурной жизни:

  1. Права и внутригосударственная безопасность.
  2. Формирование общественного мнения.
  3. Научная сфера и воспитание молодежи.

Как и раньше, цензура осуществлялась министерством народного просвещения, а руководителем ее деятельности было Главное управление цензуры. Ему в помощь был создан Верховный цензурный комитет, состоящий из трех указанных выше министров.

В подчинении Верховного комитета находилось несколько других, расположенных в Петербурге, Москве, Вильно, Дерпте. Кроме этого, в цензурную сферу вовлекались:

  • Духовное ведомство.
  • Академия наук.
  • Все университеты.
  • Некоторые административные учреждения на центральном и местном уровне.

Таким образом, наблюдалось дублирование функций, что влекло за собой субъективизм в цензурных и околоцензурных органах.

Что запрещал документ?

«Чугунный» цензурный устав налагал запрет на печатание исторических сочинений в следующих случаях:

  • Когда в них лица, посягавшие на законную власть и справедливо наказанные за свои деяния, изображались как жертвы, достойные лучшей участи.
  • Если там выражалось неблагоприятное отношение к монархическому строю.
  • Когда присутствовало сопоставление различных форм правления.
  • Если имелись рассуждения, касающиеся исторического процесса.

Из всех сочинений философского характера к изданию допускались лишь одни учебники. Параграф № 115 устава запрещал к печати такие места из сочинений и переводов, в которых имелся двоякий смысл, когда один из смыслов противоречил правилам цензуры.

Опасность строгой цензуры

«Чугунный» цензурный устав изобиловал лишними подробностями, которые не имели прямого касательства к цензуре и сильно перегружали его текст. Так, в нем были даны подробные правила по руководству не только для самих цензоров, но и излагались права и обязанности книгопродавцов, руководителей типографий, литографий, библиотек.

Устав 1826 года характеризовал должность цензора как профессию самостоятельную, требующую неустанного внимания и, поэтому не совмещаемую с другой должностью. Штат цензоров увеличился, их оклады повысились в несколько раз.

Первое время правила нового устава выполнялись со всей строгостью, но впоследствии преобладающим стало мнение о том, что жесткая опека правительства над всей печатной продукцией несет в себе немалую опасность.

Смягчение цензуры

В 1827 году В. С. Ланской, министр внутренних дел, начал разработку специального цензурного устава, который регламентировал деятельность иностранной цензуры. При этом он счел необходимым отступить от основ «чугунного» цензурного устава. С обоснованием своих взглядов он обратился к Николаю I, который, вопреки ожиданиям, дал повеление, не только о том, что в определенных случаях не требуется следовать отдельным параграфам устава, но и о необходимости его пересмотра в целом.

В соответствии с высочайшим указом была создана комиссия, которая выработала проект нового устава, вынесенный на обсуждение Государственного совета. Таким образом, в 1828 году появился уже третий, более лояльный цензурный устав. Он допускал публикацию сведений из области истории России, ее географии и статистики и был основан на принципе, гласящем, что должно запрещать только те произведения, которые наносят вред вере, престолу, личной чести граждан и их добрым нравам.

После восстания декабристов – репрессивные меры. В Питере мало изданий, основные в Москве. Цензурная политика. 1826 – Николай Первый усиливает цензурный надзор. Новый род полиции и корпус жандармов, преобразование особой канцелярии МВД в 3 отделение. Начальник Бенкендорф Александр Христофорович. Запрещается касаться политических видов его величества. Только перепечатка из официальных источников. 1826 – Новый цензурный устав. Прозвище «чугунный», сложная цензурная иерархия. Во главе Главное управление цензуры, потом Верховный цензурный комитет из трех министров – МВД, Просвещения, Иностранных дел, потом Главный цензурный комитет в Питере и других городах. Запрещены места с двояким смыслом. Запрещено означать точками убранные места. 1828 – Новый устав, наверное еще более строгий, только видимость пересмотра политики. Изменяется только в структуре. В состав главного управления цензуры кроме трех министров входит представитель третьего отделения. Большая свобода действий цензоров. Завуалирование. Эзопов язык, иносказание. На первый план выходят научные и лит-ные интересы. Цензура при многих учреждениях. Мед цензура, театральная и т.д. Цензурные правила долго не пересматривались. К уставу 1828 дополнения. Революции в мире, Неспокойство в России, Франции, Бельгии, восстания в Польше и Севастополе. Холерные бунты. С 1830 в 3 отделение доставляются экземпляры абсолютно всех изданий России. 1831 – циркуляр, еще большая осторожность. Приостановка издания журнала Дельвига, журнал «Московский телеграф» закрывается в 1834.

1833 – Семен Сергеевич Уваров становится министром народного просвещения. Теория «Офиц народности»: православие, самодержавие, народность. Делает все возможное, чтобы уничтожить частные издания 1835 циркуляр – частным лицам нельзя вести подписку на издания. 1836 – нельзя новые периодические издания. Спец издания по личному разрешению царя. Правило перекупки права на издание периодики. 1846 Некрасов и Панаев у Плетнева права на «Современник».

1836-1856 нельзя создавать новые. Практика перекупки права. Можно спец издания. Можно при министерствах, писать завуалировано. Новые казенные издания. Поощерние правительства, должны конкурировать с частными изданиями. «Ученые записки МУ», журнал министерства нар просвещ и др. 1838 – система «губернских ведомостей», разветвленная. Октябрь 1830 положение об издании «губернских ведомостей». 1834 губернаторам предложено наладить систему. Астрахань, Казань, Ярославль, Нижегород – одни из первых. Подчинялись непосредственно губернатору. 2 части в газете – офиц и неофиц. Достаточно убогие. В газетах утверждается отдел беллетристики. Фельетон. Другое значение, это не столько жанр, сколько отдел, где публиковались рассказы, статьи. Другие названия: нравы, смесь, всякая всячина.

1804. 9 июля.

Устав о цензуре

ОТДЕЛЕНИЕ I.
О цензуре вообще

    Цензура имеет обязанностию рассматривать всякого рода книги и сочинения, назначаемые к общественному употреблению.

    Главный предмет сего рассматривания есть доставить обществу книги и сочинения, способствующие к истинному просвещению ума и образованию нравов, и удалить книги и сочинения, противные сему намерению.

    На сем основании, ни одна книги или сочинение не должно быть напечатано в Империи Российской, ни пущено в продажу, не быв прежде рассмотрено цензурою.

    Для рассматривания книг и сочинений учреждаются цензурные комитеты при университета из профессоров и магистров и состоят под непосредственным ведением университетов. Каждый из сих комитетов рассматривает книги и сочинения, печатаемые в типографиях, состоящих в округе того университета, при котором оный комитет находится. комитет рассматривает также книги и сочинения, выписываемые из чужих краев для университетских чиновников.

    Для книг и сочинений, печатаемых в округе Санкт-Петербургского университета, до открытия университета учреждается под ведением попечителя оного цензурный комитет из ученых особ, пребывающих в сей столице.

    Цензура книг и сочинений, издаваемых от Главного училищ правления, Академий: Наук, Художеств и Российской, также от кадетских корпусов, государственной медицинской управы, в Санкт-Петербурге существующих, и других ученых обществ, правительством утвержденных, и казенных мест, возлагается на попечение и отчет самых тех мест, и их начальников. Сии книги и сочинения могут быть печатаемы в принадлежащих сим местам или других типографиях.

    Те же книги и сочинения, которые присланы будут в типографии упомянутых мест для напечатания на иждивении сторонних издателей, предаются тиснению не прежде, как по рассмотрении оных в цензурном комитете.

    Книги и сочинения церковные, к священному писанию, вере, либо толкованию закона божия и святости относящиеся, подлежат рассмотрению цензуры духовной, находящейся под ведением Святейшего Синода и епархиальных архиереев. Таковые книги и сочинения должны быть печатаемы в синодской или иных типографиях, под ведением Синода состоящих.

    Журналы и другие периодические сочинения, выписываемые чрез почтамты из чужих краев, рассматриваются в особенно учрежденной при оных цензуре, которая в сем руководствуется правилами сего Устава.

    Рукописные пьесы, представляемые на всех, не исключая и придворных, театрах, как в столицах, так и в других городах, до представления оных, рассматриваются цензурными комитетами, а где нет комитетов, директорами народных училищ, под надзором местного начальства.

    Рассмотрение и позволение к напечатанию театральных афишек и подобных тому объявлений и известий, зависит от гражданского начальства.

    ОТДЕЛЕНИЕ II.
    О цензурных комитетах

    Каждый цензурный комитет имеет в положенное время заседание. цензоры, составляющие комитет, разделяют между собою книги и сочинения, поступающие в цензуру, и по прочтении представляют письменные об оных от себя донесения, за верность коих сами и ответствуют.

    Книги и сочинения, которые цензор сам собою одобрить к напечатанию сомневается, так же книги и сочинения печатные, кои почитает он следующими к запрещению, представляются в полное собрание цензурного комитета, для разрешения по большинству голосов; и в сем случае ответствуют одобрившие или запретившие сочинение, либо книгу.

    Равным образом и весь цензурный комитет, в случае своих сомнений о рассматриваемых им книгах и сочинениях, испрашивает чрез попечителя разрешения от Главного училищ правления.

    Цензурный комитет и каждый цензор в особенности, при рассматривании книг и сочинений наблюдает, чтобы ничего не было в оных противного закону божию, правлению, нравственности и личной чести какого-либо гражданина. цензор, одобривший книгу или сочинение, противное сему предписанию, как нарушитель закона, подвергается ответственности, по мере важности вины.

    Если цензор, в доставленной ему рукописи найдет некоторые места, противные означенному в предыдущем 15 пункте предписанию, то не делает сам собою никаких в оных поправок; но означив таковых места, отсылает рукопись к издателю, дабы он сам переменил или исключил оные. По возвращении же исправленной таким образом рукописи, цензор одобряет ее к напечатанию.

    Таким же образом поступает цензор в рассматривании периодических изданий и других книг, состоящих из мелких сочинений, не имеющих между собою никакой связи, не одобряя к напечатанию только те их них, которые противны упомянутому в 15 пункте предписанию.

    Если в цензуру прислана будет рукопись, исполненная мыслей и выражений, оскорбляющих личную честь гражданина, благопристойность и нравственность; то цензурный комитет, отказав в напечатании такого сочинения, объявляет в то же время причины сего запрещения тому, кто прислал оное; а самое сочинение удерживает у себя.

    Если же в цензуру прислана будет рукопись, исполненная мыслей и выражений, явно отвергающих бытие божие, вооружающаяся против веры и законов отечества, оскорбляющая верховную власть или совершенно противная духу общественного устройства и тишины; то комитет немедленно объявляет о такой рукописи правительству, для отыскания сочинителя и поступления с ним по законам.

    В рассматривании представляемых на театрах пьес цензура руководствуется теми же предписаниями, как и в рассматривании прочих сочинений.

    Впрочем цензура в запрещении печатания или пропуска книг и сочинений, руководствуется благоразумным снисхождением, удаляясь всякого пристрастного толкования сочинений или мест в оных, которые по каким-либо мнимым причинам кажутся подлежащими запрещению. Когда место, подверженное сомнению, имеет двоякий смысл; в таком случае лучше истолковать оное выгоднейшим для сочинителя образом, нежели его преследовать.

    Скромное и благоразумное исследование всякой истины, относящейся до веры, человечества, гражданского состояния, законоположения, управления государственного или какой бы то ни было отрасли правления, не только не подлежит и самой умеренной строгости цензуры, но пользуется совершенною свободою тиснения, возвышающею успехи просвещения.

    Цензура не должна задерживать рукописей, присылаемых на ее рассмотрение, особливо же журналов и других периодических изданий, которые долженствуют выходить в срочное время и теряют цену новости, если издаются позже.

    Цензура возвращает книги и сочинения по старшинству их вступления. Из сего правила исключаются периодические издания, журналы и другие сочинения, коих главная цель состоит в том, чтоб быть изданными к известному времени. Сии сочинения всегда должны быть возвращаемы прежде других.

    На основании сего устава запрещаются также эстампы или изображения, клонящиеся к явному соблазну и оскорблению какого-либо лица.

    Цензурные комитеты руководствуются сим же Уставом в рассматривании книг, сочинений и эстампов, из чужих краев выписываемых для собственного употребления университетов.

    Книги же и эстампы, выписываемые книгопродавцами из чужих краев, не рассматриваются цензурою; но каждый цензурный комитет, торгующих в округе, университету подведомом, иностранными книгами, обязывает подписками, дабы они не продавали книг и эстампов, противных предписаниям, в сем Уставе заключающимся под опасением строгого ответа и взыскания по законам. Для ведения же цензурного комитета книгопродавцы, в известные времена года, доставляют в оный каталоги всем иностранным книгам и эстампам, у них продающимся, и при получении новых, дополнения к каталогам.

    Цензурные комитеты обязаны также требовать каталоги и дополнения к оным, от книгопродавцев, торгующих печатаемыми внутри государства книгами.

    Предоставляется книгопродавцу, торгующему иностранными книгами, требовать от цензурного комитета разрешения в случае сомнения его, продавать ли книгу или нет.

    Цензурный комитет имеет свою канцелярию под руководством секретаря и печать.

    Секретарь ведет журнал всем сочинениям, поступающим на рассмотрение в комитете. В сей журнал записывается название каждой рукописи или сочинения, число страниц в оной, день, в которой она поступила в цензуру, имя издателя или сочинителя, ежели они известны; имя содержателя типографии, у которого рукопись будет печататься, имя цензора, читавшего оную и день обратной выдачи из цензуры с объяснением, вся ли рукопись одобрена к напечатанию или за исключением чего-нибудь.

    Сочинения, одобренные цензурою к напечатанию, должны быть скреплены по листам цензором, читавшим оные; время одобрения и имя цензора выставляются на обороте заглавного листа.

    Каждый цензурный комитет обязан немедленно уведомлять все прочие таковые комитеты о рукописи или печатном сочинении, которые в его округе к напечатанию или к продаже не одобрены.

    Если же гражданское местное начальство полагает запретить книгу, находившуюся в продаже, то должно предварительно отнестись о том в цензурный комитет.

    Цензурный комитет представляет ежемесячно выписки из журналов университетскому совету, который препровождает оные к попечителю. В Санкт-Петербурге цензурный комитет представляет выписки из своих журналов непосредственно попечителю. Таковые выписки вносятся попечителями в Главное правление училищ для общего сведения.

    Позволяется цензурному комитету поручать рассмотрение книг и сочинений директорам гимназий; но только в необходимых случаях, когда комитет обременен делами, или издается в каком-либо городе, отдаленном от университета, периодическое издание, долженствующее выходить в срочное время. Тогда директор ответствует за одобряемые им к тиснению сочинения, доносит ежемесячно обо всех одобренных или запрещенных им книгах комитету, от которого в сомнительных случаях требует разрешения.

    Отделение III.
    О сочинителях, переводчиках,
    издателях книг и содержателях типографий

    Всякой сочинитель, переводчик или издатель, желающий напечатать рукопись, доставляет оную, чисто и четко написанную, в цензуру того округа, в котором будет печататься его рукопись.

    Сочинитель, переводчик или издатель, если пожелают, могут не печатать своего имени на сочинении; но имя содержателя типографии непременно должно быть выставлено на заглавном листе, также город, где печатана книга, и год, когда напечатана.

    Сочинение или перевод, одобренные цензурою, могут быть напечатаны вновь, не подвергаясь вторичному рассмотрению; но если новое издание оных будет содержать в себе прибавления, замечания и другие перемены в смысле, в таком случае издатель обязан прислать в цензуру до напечатания или всю вновь исправленную книгу или те места в оной, кои не находятся в прежнем издании. За нарушение сей обязанности, если книга будет напечатана, издатель и содержатель типографии ответствует так точно, как бы ответствовали за напечатание книги, цензурою не одобренной, на основании 43 и 44 пунктов сего Устава.

    Если сочинитель или издатель почтет себя обиженным за неодобрение его сочинения к напечатанию, равно и в случае задержания его сочинения или других каких притеснений, может принести на цензуру жалобу Главному училищ правлению, которое решит, справедлива ли жалоба или нет. Предоставляется также приносить жалобу сему правлению и в случае запрещения продажи цензурными комитетами напечатанных уже книг.

    Если книга, уже напечатанная, отдается в типографию к напечатанию вторым тиснением, то содержатель типографии рассматривает, сделаны ли в ней какие перемены, означенные в 39 пункте; если сделаны, но цензурою вновь не одобрены, то книги не печатает, а возвращает ее тому, от кого получил, или с согласия желающего ее напечатать, отсылает в цензуру; в противном случае ответствует на основании того же 39 пункта.

    За напечатание не одобренной цензурою книги или сочинения, хотя бы оные ничего не заключали в себе противного постановлениям, в Уставе сем содержащимся, весь завод напечатанной книги или сочинения отбирается в приказ общественного призрения; а сверх того в пользу оного же приказа взыскиваются с содержателя типографии, если он печатал книгу не на свой счет, все издержки, во что обошлось напечатание всего завода.

    Если же книга или сочинение, напечатанные без позволения цензуры, будут сверх того содержать в себе места, упомянутые в 18 и 19 пунктах сего Устава, в таком случае содержатель типографии и издатель отсылаются к суду; а книга или сочинение предаются сожжению.

На подлинном подписали:
Михайло Муравьев
Князь Адам Чарторыский
Г. Северин Потоцкий
Николай Новосильцов
Федор Клингер
Степан Румовский
Николай Озерецковский
Николай Фус.

На подлинном собственною ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА рукою
написано тако: Быть по сему.
АЛЕКСАНДР
В С.‑Петербурге 9-го июля 1804 года.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»